175н инструкция по бюджетному учету с изменениями

Зарегистрировано в Минюсте России 17 декабря 2021 г. N 66415


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 15 ноября 2021 г. N 175н

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 АПРЕЛЯ 2020 Г. N 51Н

В целях приведения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации в соответствие со статьей 5 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5188) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 апреля 2020 г. 51н «О порядке согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июня 2020 г., регистрационный N 58658).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.

Министр
А.Г. СИЛУАНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 15.11.2021 N 175н

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В приказе Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2018 г., регистрационный N 52516) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 22 января 2019 г. N 10н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2019 г., регистрационный N 54278), от 30 апреля 2019 г. N 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2019 г., регистрационный N 55048), от 18 июля 2019 г. N 111н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2019 г., регистрационный N 56109), от 14 октября 2019 г. N 165н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 октября 2019 г., регистрационный N 56383) и от 10 июля 2020 г. N 140н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59586):

а) в пункте 1:

в подпункте 1.1 слова «, запроса предложений» заменить словами «в электронной форме», слова «(окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок» заменить словами «которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке)»;

в подпункте 1.2 слова «, запроса предложений рассмотрение и оценка заявок (окончательных предложений)» заменить словами «в электронной форме рассмотрение и оценка заявок», слова «(окончательных предложений)» и слова «(окончательном предложении)» исключить, слова «, запроса предложений» заменить словами «в электронной форме»;

в подпункте 1.4:

в абзаце первом слова «(окончательных предложений)» исключить;

в подпункте «а» слова «(окончательное предложение)» исключить;

подпункт «б» изложить в следующей редакции:

«б) заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);»;

б) в пункте 2:

в абзаце первом слова «, запроса предложений» заменить словами «в электронной форме»;

в подпункте «а» слова «, запрос предложений» заменить словами «в электронной форме»;

в подпункте «б» слова «(окончательные предложения)» исключить, слова «соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок» заменить словами «соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке)»;

в подпункте «в» слова «(окончательные предложения)» исключить, слова «соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок» заменить словами «соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке)».

2. В Порядке формирования идентификационного кода закупки, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2019 г. N 55н «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2019 г., регистрационный N 55455) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 9 октября 2019 г. N 162н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 ноября 2019 г., регистрационный N 56451), от 7 апреля 2020 г. N 58н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 июля 2020 г., регистрационный N 59110), от 2 декабря 2020 г. N 294н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 января 2021 г., регистрационный N 62050):

в пункте 5:

в абзаце третьем слова «утвержденном приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. N 127н «О порядках присвоения, применения, а также изменения идентификационных кодов банков и заказчиков в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, и реестра банковских гарантий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 февраля 2014 г., регистрационный N 31386) <1>» заменить словами «установленном в соответствии с пунктом 18 Правил ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст. 5947)»;

сноску <1> исключить;

в абзаце третьем пункта 6 слова «пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 и» заменить словами «подпунктом «г» пункта 2 части 10 статьи 24,».

3. В пункте 3 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 158н «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2020 г., регистрационный N 60465):

в подпункте 3.1.3 слово «обязательное» исключить;

в подпункте 3.2.1 слова «закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, установленных статьей 84» заменить словами «закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, установленных частями 11 и 12 статьи 24», дополнить словами «(если такое согласование предусмотрено Федеральным законом)»;

в подпункте 3.2.2 после слов «документации о закупках» дополнить словами «(в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупках)», слова «закрытыми способами, в том числе в электронной форме» исключить;

в абзаце третьем подпункта 3.2.2.3 слова «об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)» заменить словами «о преимуществе в отношении участников закупок»;

в подпункте 3.2.3 слова «разъяснений положений документации о закупке» заменить словами «разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке)»;

подпункт 3.2.4 дополнить словами «(в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке)»;

в подпункте 3.3.3 слово «банковской» заменить словом «независимой»;

подпункт 3.3.7 изложить в следующей редакции:

«3.3.7. обеспечивает хранение информации и документов в соответствии с частью 15 статьи 4 Федерального закона;»;

в подпункте 3.4.1 слово «банковской» заменить словом «независимой»;

подпункт 3.5.3 после слов «оператора специализированной электронной площадки,» дополнить словами «банков, государственной корпорации «ВЭБ.РФ», фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), являющихся участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (при осуществлении такими банками, корпорацией, такими фондами действий, предусмотренных Федеральным законом)».

Что изменилось в учете для бюджетных организаций в 2023 году

Иллюстрация: Yusuf P/pexels

Изменения в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности учреждений всех типов происходят каждый год: некоторые изменения вступают в силу с 1 января, другие – в течение года.

В 2023 году такие изменения существенно не повлияют на бухучет «обычных» учреждений муниципального и регионального уровня (школы, больницы, дома культуры и т.п.). Наибольшие коррективы придется внести в порядок ведения учета финансовым службам органов власти всех уровней, отдельным учреждениям науки и высшего образования. Все такие изменения главбуху нужно отразить в учетной политике на 2023 год.

Налоговые изменения

В 2023 году перевернулся система оплаты налогов. Фактически с ног на голову. Бюджетные учреждения тоже платят налоги и взносы, поэтому им нужно быть в курсе тех изменений, которые коснулись фактически всех налогоплательщиков.

Единый налоговый платеж и ЕНС

С 1 января 2023 году почти все налоги, взносы и сборы уплачиваются на ЕНС – единый налоговый счет.

Чтобы перевести платеж в бюджет, теперь не нужно заполнять отдельные платежки по налогам, достаточно заплатить ЕНП – единый налоговый платеж.

Реквизиты для оплаты и образец платежки вы найдете здесь. Имейте в виду – с 2023 года все налоги уходят в УФНС Тулы.

Какие налоги не перечисляются через ЕНП, а платят по прежнему отдельными платежками:

  • НДФЛ по патенту для иностранцев (НДФЛ с заработной платы, которую получают иностранцы, переводят в составе ЕНП!);

  • госпошлины, по которой судом не выдан исполнительный документ;

  • утилизационный сбор.

В переходный период 2023 года дано послабление – можно продолжать перечислять налоги и взносы по-старому. Реквизиты для перевода все равно будут новыми (деньги получит тульская УФНС), а вот указать КБК можно конкретного налога или взноса. Такие платежки еще и будут играть роль уведомлений.

Пока можно также отдельными платежками перечислять налог самозанятых (НПД), сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов.

Уведомление – это новая форма, которую следует подавать в ФНС для того, чтобы налоговики знали, по какому налогу, взносу, сбору у вас начислены платежи и сколько именно. Форма уведомления утверждена приказом ФНС от 02.11.2022 № ЕД-7-8/1047@.

Сдавать уведомление нужно не позднее 25 числа месяца, на который приходится срок уплаты налога.

Сроки уплаты налогов тоже изменились. Теперь для большинства платежей это 28 число соответствующего месяца.

Единый тариф страховых взносов

Если раньше взносы уплачивались по трем разным КБК – на обязательное пенсионное страхование, на медицинское страхование и на страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то в 2023 году действует единый тариф страховых взносов. Платить соответственно нужно тоже один единый взнос.

Курс повышения квалификации «Все про НДС: от нуля до сложных моментов»

На практических примерах научим вас работать с НДС в любых ситуациях: разберем новые правила 2023 года по НДС, заполнение деклараций, применение льгот и обоснование вычетов.

Официальное удостоверение на 120 ак. часов в ФИС ФРДО Рособрнадзора.

Посмотреть программу

Все дело в том, что Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования объединились в СФР (Социальный фонд России). При этом взносы на травматизм уплачиваются отдельно – они в единый тариф не вошли.

Размер единого тарифа взносов в 2023 году: 30%. Тариф действует в пределах установленной базы (в 2023 году это 1 млн 917 тыс. рублей). При превышении суммы тариф составит 15,1% с суммы превышения предельной базы.

Действую льготные тарифы, например организация – представители малого и среднего бизнеса платят взнос по ставке 15% с суммы дохода работника, превышающего МРОТ.

Обратите внимание, что единый тариф распространяется не только на штатных сотрудников. но и на тех, кто работает по гражданско-правовым договорам.

Больше подробностей о взносах КБК и реквизиты вы найдете здесь.

Новый МРОТ

МРОТ в 2023 году – 16 242 рубля.

Работодатель (в том числе в бюджетном учреждении) не вправе платить заработную плату сотрудникам менее МРОТ.

При этом, если в регионе установлены районный коэффициент и / или северная надбавка, то они «накручиваются» на МРОТ сверху. В регионе также может существовать соглашение, в котором прописан размер минимальной заработной платы выше федерального уровня – тогда приоритет у регионального соглашения.

Договор ГПХ и больничные

Изменились правила подсчета стажа при выплате больничных (см. Постановлению Правительства от 15.12.2022 № 2310, приказ Минтруда от 09.09.2020 № 585н).

Время работы по договорам подряда, оказания услуги другим договорам ГПХ можно включить в стаж для выплат пособий.

Работу по каким договорам можно учесть:

  • договоры ГПХ на работы и услуги (исключение – договоры с самозанятыми);

  • договоры авторского заказа, об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;

  • издательский лицензионный договор;

  • лицензионный о праве на произведения науки, литературы, искусства (кроме плательщиков НПД).

В стаж войдут периоды работы, начиная с 1 января 2023 года, даже если договор был заключен ранее, например, в 2022 году. Ведь взносы на соцстрахование за работников по договорам ГПХ начали уплачивать только в 2023 году.

Если такой работник выйдет на больничный в 2023 году, то пособие он получит только в том случае, если за предыдущий год за него заплатили взносы в сумме не менее стоимости страхового года (в 2022 году это 4 833,72 рубля + районный коэффициент).

Если за работника никаких взносов в прошлом году не платили, то права на получение пособия по временной нетрудоспособности в 2023 году у него нет.

НДФЛ

Существенно изменился порядок уплаты налога в 2023 году.

Налог теперь нужно удерживать с аванса, а вот перечислять НДФЛ нужно не позднее 28 числа следующего месяца, причем по особым правилам:

  • Нужно учитывать налог, удержанный с 23 числа предыдущего месяца по 22 число текущего месяца – именно его перечисляем не позднее 28 числа текущего месяца.

  • В январе НДФЛ, удержанный с 1 января по 22 января надо заплатить не позднее 28 января.

  • В декабре НДФЛ за период с 23 декабря по 31 декабря надо заплатить не позднее последнего рабочего дня календарного года.

Новые федеральные стандарты бухучета

Не только бухгалтера коммерческого сектора сетуют на сложности по работе с ФСБУ. Бюджетники тоже применяют особые стандарты. С 1 января 2023 года бухгалтеру бюджетного учреждения нужно применять два новых федеральных стандарта бухгалтерского учета госфинансов.

Прокачайте навык заполнения деклараций по УСН, платежных уведомлений и поручений для упрощенки по новым правилам на курсе Главбух на УСН. Чтобы понять, как проходит обучение, и оценить удобство, посмотрите бесплатный урок.

Один из них применяет только Федеральное казначейство (стандарт утв. приказом Минфина от 13.10.2021 г. № 152н).

Другой распространяется на органы исполнительной власти, уполномоченные на управление и распоряжение имуществом, составляющим казну публично-правового образования. «Государственная (муниципальная) казна» (утв. приказом Минфина от 15.06.2021 № 84н)

Изменения в Инструкции № 33н и 191н

  • приказом от 09.12.2022 № 186н в Инструкцию по бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н), который зарегистрирован в Минюсте 08.02.2023 № 72289;

  • приказом от 01.12.2022 № 183н в Инструкцию по бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений (утв. приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н), который зарегистрирован в Минюсте 13.02.2023 № 72342.

Оба приказа применяются, начиная с отчетности на 1 июля 2023 г., но отдельные их положения нужно было учесть при составлении отчетности за 2022 год.

Приказами уточнен порядок заполнения разделов «Нефинансовые активы» и «Обязательства» балансов ф. 0503130 и ф. 0503730, а также правила формирования справок о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503373 и ф. 0503773).

Кроме того, в связи с применением Стандарта «Биологические активы» (утв. приказом Минфина от 16.12.2020 № 310н) скорректированы некоторые отчетные формы, например, в Отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) расходы на оплату биологических активов (показатель по КОСГУ 360 «Увеличение стоимости биологических активов») нужно отражать по строке 3310 раздела 2 «Выбытия».

Также уточнено составление другим форм. Порядок применения Стандарта «Биологические активы» должен быть изложен в учетной политике учреждений науки и образования, использующих в своей деятельности такие активы.

Управленческий учет: с нуля до настройки в 1С, Excel и Google-таблицах

Уметь настраивать и вести управленку — значит быть полезным для руководителей. Научитесь понимать, откуда приходят и куда уходят деньги компании на курсе повышения квалификации от «Клерка».

Электронная первичка

С 1 января 2023 года все государственные и муниципальные учреждения при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета должны применять формы электронных документов, утвержденные приказами Минфина от 30.03.2015 № 52н и от 15.04.2021 № 61н. При этом учреждения могут применять и привычную «бумажную» первичку, утвержденную в составе приказа Минфина от 30.03.2015 № 52н. Применение форм электронной первички необходимо закрепить в графике электронного документооборота (ЭДО) в составе учетной политики.

Обратите внимание! До 1 марта 2023 года еще действует приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». А вот далее и вплоть до 1 марта 2029 года заполнение путевых листов будет регламентировать Порядок оформления или формирования путевого листа, утвержденный приказом Минтранса от 28.09.2022 № 390 (зарегистрирован в Минюсте 29.11.2022 № 71192).

Условия и порядок применения путевых листов в электронной форме также нужно отразить в Учетной политике.

Еще несколько моментов, на которые нужно обратить внимание:

  • Название и номер путевого листа, информация о собственнике автомобиля теперь необязательные реквизиты. Зато нужно указывать серию, номер и дату водительского удостоверения.

  • Добавился реквизит – лицо, оформившее путевой лист.

  • Если автомобиль в аренде с экипажем, то путевой лист оформляет арендодатель.

  • В данных о медосмотре необходимо указывать способ прохождения медосмотра (очно или дистанционно). Вносить отметки нужно по правилам, указанным в приказе Минтранса № 368.

Изменения в Инструкции № 157н

Минфин приказом от 21.12.2022 № 192н внес изменения в Инструкцию № 157н по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н). Данный приказ возвращен Минфину без госрегистрации Минюстом (Письмо Минюста России № 01/10360-АБ от 31.01.2023). Не совсем понятно, что это означает, возможно поступят дополнительные разъяснения.

Согласно приказу часть изменений вступит в силу уже в 2023 году, а другие будут применяться по мере организационно-технической готовности учреждений, но не позднее 2026 и 2027 года. Большинство из вносимых изменений Минфин уже анонсировал в своих письмах в течение 2022 года. Точные сроки применения поправок можно будет узнать после официальной публикации данного приказа.

Согласно данному приказу Минфин предполагает дополнить Единый план счетов:

  • счетом 20939 «Расчеты по доходам бюджета от возмещений государственным внебюджетным фондом расходов страхователя»;

  • группой счетов для учета биологических активов по Стандарту «Биологические активы» (утв. приказом Минфина от 16.12.2020 № 310н);

  • группой счетов для отражения операций по договору простого товарищества в соответствии со Стандартом «Совместная деятельность» (утв. приказом Минфина от 15.11.2019 № 183н);

  • счетами для учета обесценения нефинансовых активов, составляющих казну;

  • счетами для учета расчетов по Единому налоговому платежу и Единому страховому тарифу, и др.

Также в Инструкцию № 157н Минфин внес ряд положений, регулирующих учет некоторых объектов и операций, например:

  • установлена обязанность создания резерва предстоящих расходов и отложенных обязательств в том случае, если поступление товаров, работ, услуг и их приемка осуществляются в разные даты;

  • выбытие имущества с забалансового счета 21 «Основные средства в эксплуатации» в связи с его передачей в возмездное (безвозмездное) пользование должно осуществляется с одновременным отражением этих объектов на соответствующих балансовых счетах, а затем уже отражать передачу основных средств.

В течение 2023 года соответствующие изменения следует ожидать и в другие инструкции по бухучету для каждого типа учреждений. Главным бухгалтерам надо следить за изменениями в нормативной базе, чтобы своевременно внести изменения в Учетную политику.

Заметим, что в случае изменения законодательства главному бухгалтеру, как правило, потребуется некоторое время для анализа нормативных и локальных актов, выявления необходимых корректировок и подготовки проекта локального акта (приказа, распоряжения). Поэтому он не сможет скорректировать учетную политику именно в день вступления в силу соответствующего законодательного или иного нормативного акта. Следовательно, порядок внесения таких изменений нужно отразить в Учетной политике, например, так:

Утвержденные руководителем локальные нормативные акты подлежат обязательной регистрации с присвоением им порядкового номера и указанием даты введения в действие.

Изменения учетной политики

Согласно пункту 12 Федерального стандарта бухучета для госсектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н) учреждение вносит изменения в свою Учетную политику, в частности, в случае изменения законодательства РФ о бухучете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аналогичные указания есть и в Методических рекомендациях по применению Стандарта № 274н (письмо Минфина от 31.08.2018 № 02-06-07/62480). При этом Минфин указывает на необходимость сопоставимости показателей отчетности за разные периоды. Следовательно, вносимые в учетную политику изменения должны обеспечивать такую сопоставимость.

Внести изменения в Учетную политику можно изданием локального акта (например, приказа руководителя) с указанием новой редакции соответствующих пунктов или разделов Учетной политики.

Пунктом 30 статьи 9 Федерального закона от 21.112022 № 448-ФЗ федеральным АУ запрещено зачислять средства на банковские счета как средства субсидий на госзадание и на иные цели (КФО 4 и 5), так и собственные средства (КФО 2). В 2023 году все операции со средствами федеральных АУ осуществляются исключительно через лицевые счета, открытые в территориальных органах Казначейства. Для реализации этого требования нужно скорректировать применение в учете соответствующих балансовых счетов в составе Рабочего плана счетов.

Изменения, внесенные Приказом Минфина России от 21.12.2022 N 192н, применяются при формировании учетной политики и показателей бухучета, начиная с 2023 года, за исключением положений, применяемых при ведении учета в части формирования показателей бухучета на 1 января 2023 года и по мере организационно-технической готовности.

Приложение N 2

к Приказу Министерства финансов

Российской Федерации

«Об утверждении Единого плана

счетов бухгалтерского учета

для органов государственной

власти (государственных органов),

органов местного самоуправления,

органов управления государственными

внебюджетными фондами, государственных

академий наук, государственных

(муниципальных) учреждений

и Инструкции по его применению»

от 1 декабря 2010 г. N 157н

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ

УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ,

ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ

(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ

Важные изменения

Минфин России приказом от 14.09.2020 № 198н обновил приказ 157н и единый план счетов. Приказ отправлен на регистрацию в Минюст и еще не вступил в силу. Планируется, что все изменения начнут действовать с 01.01.2021 и будут применяться при составлении годовой бухгалтерской отчетности.

Обновленная инструкция по ведению бюджетного учета в бюджетных учреждениях выглядит так:

  1. Коды КОСГУ по подстатьям статей 560, 660, 730 и 830 при завершении года по счетам с остатками не обнуляются.
  2. Доходы будущих периодов разделяются по датам признания в учете. В финансовом результате текущего года суммы учитывают по счету 401 41. Остальные суммы отражают по счету 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
  3. Вновь принятый к учету объект основных средств (ОС) после разукомплектования инвентарной группы отмечается новым инвентарным номером. Внутренние инвентарные номера по объектам в составе группы в дальнейшем не используются.
  4. На забалансовом счете 27 подлежат регистрации ОС в личном использовании работников. Это имущество организации, которое они используют, в том числе, за пределами учреждения и вне рабочего времени — ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты.

Единый план счетов

В 2020 действующая редакция инструкции 157н по бюджетному учету — это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Кто применяет:

  • казенные, БУ и АУ;
  • госорганы и органы местного самоуправления;
  • финансовые органы и Казначейство;
  • внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальная инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2022 году с последними изменениями:

Скачать инструкцию 157н по бюджетному учету с изменениями 2022 года

Памятка по актуальным изменениям

Для всех типов госучреждений предусмотрены отдельные нормативные акты, которые регламентируют особенности формирования единого плана счетов для конкретного типа.

Так, для бюджетников единый план счетов утверждает приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Открыть инструкцию 174н по бюджетному учету с изменениями 2022 года

Для автономных учреждений — приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н

Действующая редакция инструкции 183н по бюджетному учету

Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н

Действующая редакция инструкции 162н по бюджетному учету

Особенности применения

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в учетной политике организации.

В нормативах указано, могут ли бюджетные и автономные учреждения вести бюджетный учет по инструкции № 162н, — да, бюджетники и автономные учреждения ведут бухучет по этой инструкции. Полный перечень организаций, которые вправе применять 162н, перечислен в п. 4 приказа.

Напомним, что госучреждения вправе использовать дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это устанавливается учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

Первичные и учетные документы

Приказ 52н регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н).

Открыть инструкцию 52н по бюджетному учету с изменениями в 2022 году

Документ устанавливает:

  • перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
  • унифицированные бланки документации;
  • методические рекомендации по заполнению бланков.

Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Но такие решения согласовывают с вышестоящими РБС. Приказ 52н не обязателен к применению.

Отчетность бюджетников

Полный перечень отчетных форм для бюджетников регламентирован специальными НПА Минфина. Нормативный документ устанавливает:

  • полный состав отчетных форм;
  • периодичность сдачи;
  • порядок составления отчетности;
  • особенности отражения бухопераций в отчетных формах.

Чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.

Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, внебюджетные фонды) действует инструкция по бюджетному учету для казенных учреждений — № 191н (приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Скачать инструкцию № 191н по бюджетному учету

АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность, используя приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Скачать инструкцию 33н по бюджетному учету в 2022 году с изменениями

Подробнее об отчетности читайте в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В 33н сроки не регламентированы. Конкретные даты предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.

Минфин выпустил приказ № 292н от 30.11.2020. Норматив внес изменения в инструкцию № 33н и порядок составления основных отчетов. Приказ вступает в силу 16.02.2021 и утверждает новый порядок заполнения отчетных форм, начиная с отчетности по итогам 2020 года. Минфин утвердил изменения в следующих формах:

  1. Пояснительная записка (ф. 0503760). В таблице № 1 теперь отражают только те виды деятельности, которые учреждение запустило или, наоборот, закрыло в отчетном году. А в таблице № 4 следует раскрывать сведения об учетной политике.
  2. Сведения об исполнении ПФХД (ф. 0503766). Это ежеквартальная форма, но за 1 квартал ее не сдают. Отчет составляют по КФО 5,6. В раздел расходования средств вносят показатели, которые ниже плана исполнения: 45% — по состоянию на 01.07, 70% — по состоянию на 01.10, 95% — на 01.01.2021.
  3. Сведения о кредиторской задолженности (ф. 0503769). Изменили порядок заполнения сч. 304 06. Показатель на конец года включается в состав незавершенных расчетов после регистрации итоговых оборотов. Дебетовый остаток отражается в графах 2, 9 и 12 формы, но со знаком минус.
  4. Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773). Внесли блок с корректировками по забалансу.
  5. Баланс (ф. 0503730). Скорректировали справку о наличии имущества и обязательств по забалансу и включили счета 38, 39, 45. Установили новое требование к ОКВЭД в кодовой части формы — организации ставят основной вид экономической деятельности, по которому производится большая часть расходов и платежей за год.
  6. Отчет о финансовых результатах (ф. 0503721). Добавили новую детализацию по КОСГУ 340 и 440. Заполнять детализирующие сроки необходимо только для подстатей 347 и 447.

Часть изменений вступает в силу не сразу, а с отчетности 2022 года. По новым правилам сдавайте формы за 2 квартал 2021 (по состоянию на 01.07.2021):

  1. Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Суммы по обязательствам, принятым по извещениям о закупке у единственного поставщика, не включаются в графу 5. Для закупок по 44-ФЗ такие извещения не формируют, а по 223-ФЗ эти суммы больше не отражают на счете 0 502 07 000.
  2. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769). В разрядах 24 и 25 номера счета в графе 1 раздела 1 ставятся нули. В КОСГУ указывается только разряд 3.
  3. Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775). В разделе 4 не учитываются обязательства по извещениям на закупку у единственного поставщика.

Документы, полезные в работе бухгалтера

Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н регламентирует порядок формирования сведений и правила обмена этой информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.

Скачать приказ № 173н от 29.12.2014

А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2022 году.

Скачать инструкцию № 152н по бюджетному учету

Об авторе статьи

Евдокимова Наталья

Евдокимова Наталья

Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 августа 2018 г. N 175н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА, СРОКОВ И ФОРМ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УПРАВЛЯЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ ОТЧЕТНОСТИ

ПО ДОГОВОРАМ РЕПО

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2018 г. N 320 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 г. N 278″ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 14, ст. 1971) приказываю:

1. Утвердить порядок и сроки представления управляющими компаниями отчетности по договорам репо согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить формы представления управляющими компаниями отчетности по договорам репо согласно приложениям N 2 и N 3 к настоящему приказу.

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации —

Министр финансов

Российской Федерации

А.Г.СИЛУАНОВ

Приложение N 1

к приказу Министерства финансов

Российской Федерации

от 16 августа 2018 г. N 175н

ПОРЯДОК И СРОКИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УПРАВЛЯЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ ОТЧЕТНОСТИ

ПО ДОГОВОРАМ РЕПО

1. Настоящий порядок определяет правила представления управляющими компаниями, отобранными по конкурсу, государственной управляющей компанией, а также государственной управляющей компанией средствами выплатного резерва отчетности по договорам репо.

2. Отчетность управляющих компаний по договорам репо состоит из месячного Отчета о покупке (продаже) ценных бумаг по договорам репо в рамках договора доверительного управления и годового Отчета о результатах покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо в рамках договора доверительного управления.

3. Отчет о покупке (продаже) ценных бумаг по договорам репо в рамках договора доверительного управления формируется на конец последнего календарного дня отчетного месяца и представляется государственной управляющей компанией и государственной управляющей компанией средствами выплатного резерва в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 15-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным месяцем, по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

4. Отчет о результатах покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо в рамках договора доверительного управления формируется на конец последнего календарного дня отчетного года и представляется управляющими компаниями в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 15-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным годом, по форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

5. Месячный и годовой отчеты представляются управляющими компаниями в виде документа на бумажном носителе, заверенного печатью организации (при наличии печати), либо документа в электронной форме, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение N 2

к приказу Министерства финансов

Российской Федерации

от 16 августа 2018 г. N 175н

Форма

Дата договора

Номер договора

Валюта договора

Дата поставки денежных средств по первой части договора репо

Денежные средства, подлежащие возврату, на начало отчетного месяца (без учета дохода по договору репо)

Размещено денежных средств в отчетном месяце (общая сумма по первой части договора репо)

Наименование ценной бумаги

Количество ценных бумаг

Ставка репо, %

Дата поставки денежных средств по второй части договора репо

Срок, дни

Возвращено денежных средств в отчетном месяце (общая сумма по второй части договора репо)

Стадия исполнения договора репо (1 — исполнен по первой части, 2 — исполнен по второй части)

Денежные средства, подлежащие возврату, на конец отчетного месяца (без учета дохода по договору репо)

Покупка ценных бумаг, держателем которых является организация, выполняющая функции государственной управляющей компании (0 — нет признака покупки, 1 — есть признак покупки)

всего

в том числе доход

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Итого:

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

В том числе просроченная задолженность:

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

Денежные средства, подлежащие возврату, на начало текущего года (без учета дохода по договору репо)

Размещено денежных средств с начала текущего года (общая сумма по первой части договора репо)

Возвращено денежных средств с начала текущего года (общая сумма по второй части договора репо)

Денежные средства, подлежащие возврату на конец отчетного месяца (без учета дохода по договору репо)

всего

в том числе доход

1

2

3

4

5

Приложение N 3

к приказу Министерства финансов

Российской Федерации

от 16 августа 2018 г. N 175н

Форма

Размещено денежных средств на начало отчетного года

Размещено денежных средств за отчетный год

Возвращено денежных средств за отчетный год

Денежные средства, подлежащие возврату на конец отчетного года (без учета дохода по договору репо)

всего

в том числе доход

1

2

3

4

5

«О порядке вступления в силу нормативных правовых актов Министерства культуры Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2018 N 52511)

«О внесении изменений в Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 декабря 2013 г. N 613» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2018 N 52506)

(ред. от 04.10.2018) «Об утверждении перечня должностей Госкорпорации «Росатом», при назначении на которые граждане и при замещении которых работники Госкорпорации «Росатом» обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

«Об утверждении национального стандарта Российской Федерации»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство фирмы по изготовлению фейерверков решило расширить производство егэ
  • Миокардин инструкция по применению где купить
  • Пиридоксин тиамин цианокобаламин уколы инструкция по применению цена
  • Прием узбека на работу пошаговая инструкция
  • Компания заполярье руководство