1837 1841 гг реформа государственных крестьян под руководством

9.
Решение крестьянского вопроса в 19 –
начале 20 века.

В
первой пол 19 века усиливается кризис
феодально-крепостнической системы в
России, в 30- 40 г 19в начинается промышленный
переворот. Крепостное право явно тормозит
его развитие. Наибольшее внимание в 19
веке царское правительство уделяло
решению аграрного вопроса, в частности
проблеме крепостного права, тесно
связанного с ним. Александр 1 осуждал
крепостное право, но не был сторонником
решительных действий.

(КРЕСТЬЯНСКИЙ
ВОПРОС)

Александр
1

1803
– «указ о вольных хлебопашцах»

(освобождение крестьян с землей за выкуп
по согласованности с помещиком).

Освобождение
крестьян от крепостной зависимости без
земли в Прибалтике. Земля провозглашались
собственностью помещика:

1816
– Эстляндия, 1817 — Курляндия, 1819 –
Лифляндия.

В
1816 г начался процесс перевода
государственных крестьян на положение
военных поселений.

Около
375 тыс крестьян мужского пола (18 — 45лет)
должны были заниматься одновременно
сельским хозяйством, сдавая 12 урожая
гос-ву, и нести военную службу. К ним
подселялись ок 131 тыс солдат. Начальник
военных поселений — генерал Аракчеев.
Военные поселения не оправдали надежд
царского правительства. Причина:
поглощение средств на организацию
общего строительства, закупку инвентаря,
проведение дорого, закупку инвентаря,
поселенцы не были довольны условиями
каторжной работы и жизни. Территория:
Новгородская, Могилевская, Петербург,
Харьковск.губернии. Жизнь по воинскому
распорядку, брак-с разрешения начальства.
Следствие: правительственные 1819
г.-Чугуевское восстание, 1839 – восстание
в Старой Руссе (Нов.-губер.)

Проекты
отмены крепостного права в масштабах
всей России:

Проект
Аракчеева (1818г)
покупка
государством помещичьих земель и
наделения крестьян землей по две десятины
на душу. Проект
Гурьева (1819г)
разрушение
крестьянской общины и формирование
хозяйств фермерского типа.

Итоги:
Проекты
оказались неосуществленными, освобождение
крестьян ограничилось лишь территорией
прибалтийских губерний.

Николай
1(1847- 1855)

Острота
крестьянского вопроса заставило и его
предпринять некоторые меры по его
решению. Деятельность секретных комитетов
по этому вопросу. Разработка и внедрение
мер по облегчению положения крестьян.

Содержание
реформы:

Учреждено министерство государственных
имуществ во главе с Киселевым. Крестьянам
дано самоуправление, упорядоченный
аппарат правления гос.деревней во главе
с министерством, удовлетворение
хозяйственных и бытовых нужд, наделение
малоземельных крестьян землей,
упорядочение налогооблажения,
строительство дорог, увеличение числа
школ и медпунктов. Цели
реформы:
поднять
благосостояние крестьян, сделать
крестьян исправными налогоплательщиками,
показать помещикам пример управлений.
Итог:
устроенное
самоуправление казенных крестьян
послужило образцом для устройства
помещичьих крестьян при освобождении
их от крепостной зависимости.

1841
– запрещение продавать крестьян
поодиночке

1842
– указ об «обязанных крестьянах» (для
помещичьих крестьян)

– Внедрение права помещиков прекращать
личную крепостную зависимость крестьян
и предоставлять им наделы с землей в
наследственное владение в обмен на
сохранение крестьянских повинностей.(свой
надел крестьянин должен был отработать)

1847-1848
г

для западных губерний (правобережная
Украина) создается инвентарная
реформа
,
по которой были составлены инвентари
– описания помещичьих имений с точной
фиксацией наделов и повинностей крестьян
с целью их ограничения. Эти правила
определяли то количество земли, которое
помещики должны были предоставить
крестьянам.

Итоги:
все
эти мероприятия были проигнорированы
помещиками, не ликвидировали остроту
этого вопроса, но в ходе этих реформ
были созданы предпосылки для будущей,
более важной реформы.

Вопрос об отмене крепостного права (Александр 2)

Вопрос
об отмене крепостного права ставился
в российском обществе уже в середине
XVIII в. Власть признавала необходимым
приступить к разработке соответствующих
проектов по крайней мере с начала XIX в.
(деятельность Негласного комитета в
начале правления Александра I, секретные
комиссии по крестьянскому вопросу при
Николае I). Но в качестве неотложной,
требовавшей немедленного решения задачи
ликвидация крепостничества была
поставлена в знаменитой речи Александра
II

перед московским дворянством в 1856 г.
Предпосылки:
Поражение
в Крымской войне, вызванное ее
экономическо-военной отсталостью, и
общественное осознание необходимости
реформ в стране, (1853—1856) показали уже
всему обществу, что блестящий фасад
империи скрывает военно-техническое
отставание, неэффективной
феодально-крепостнической экономики
и исчерпанность ее дальнейшего развития,
провал охранительных усилий николаевской
эпохи, хозяйственный застой, ветхость
системы, социальная напряженность в
стране, массовые крестьянские выступления
за отмену крепостного права. Задача
состояла в том, чтобы твердо встать на
путь модернизации — отказа от
крепостничества, развития промышленности,
создания основ индустриального общества.

Процесс подготовки к реформе

Основные
вопросы:
о
наделении крестьян землей, о процедуре
выкупа надело, о личном освобождении
крестьян, о крестьянском самоуправлении

В
1856—1859 гг. в губернских комитетах на
местах и в Секретном (с 1858 г. — Главном)
комитете в Петербурге, а также на
страницах журналов и газет обсуждались
предложения о содержании предстоящей
реформы. Приходилось преодолевать
серьезные противоречия между помещиками
черноземных и нечерноземных областей,
консерваторами и либералами, столицей
и губерниями, интересами землевладельцев
и чаяниями крестьян. Утвержденные
Государственным советом «Положения»
были подписаны 19 февраля 1861г (считается
датой отмены крепостного права).

Манифест
об отмене крепостного права

власти опубликовали двумя неделями
позже
5 марта 1861 г

в условиях повышенных мер безопасности,
правительство опасалось крестьянских
волнений в дни масленицы, и отсрочило
объявление Манифеста, чтобы успеть
принять меры на случай беспорядков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    09.04.20155.6 Mб29A.doc

  • #
  • #
  • #
  • #

Реформа государственной деревни


Реформа государственной деревни

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 246.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 246.

Реформа государственной деревни была проведена в царствование императора Николая I и датируется 1837–1841 годами. Она стала одним из шагов власти по решению крестьянского вопроса. Вопрос реформ некоторых сфер общественной жизни был ключевым в правление Николая I.

Предыстория и причины реформы

Крестьяне в Российской империи были не только крепостные, то есть те, кто принадлежал помещикам, но и казенные. Ими владело государство, но они все равно были прикреплены к земле.

Павел Дмитриевич Киселев

Рис. 1. Павел Дмитриевич Киселев.

Государственные крестьяне также страдали от малоземелья и роста податей и повинностей. В первой трети XIX века в ряде мест шел процесс обеднения этой категории земледельцев. Из-за сокращения наделов и размеров оброка они бунтовали, например, в 1830-е годы прошли Холерные и Картофельные бунты.

Главой правительства Российской империи в период проведения крестьянской реформы был престарелый Николай Николаевич Новосильцев. Этот граф в молодости был сподвижником императора Александра I и входил в Негласный комитет. В 1821 году он готовил проект отмены крепостного права. С 1838 по 1847 год правительство Российской империи возглавлял Илларион Васильчиков.

В 1835 году граф Павел Киселев был назначен руководителем V отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Он начал работать над проектом реформы, например, отправлять чиновников в различные губернии для проведения ревизии государственных имуществ. Сам он также знакомился с ситуацией на местах. В декабре 1837 года появилось Министерство государственных имуществ.

Павел Дмитриевич Киселев родился в 1788 году. Он был хорошо образован и принимал участие в войнах с Наполеоном и Османской империей. С проектом отмены крепостного права он обращался еще к императору Александру I в 1816 году. В 1834 году он вернулся из Дунайских княжеств в Санкт-Петербург и вскоре стал министром.

Государственные крестьяне

Рис. 2. Государственные крестьяне.

Итоги реформы

Усилиями министерства была создана новая система по управлению казенным имуществом и введено крестьянское самоуправление в деревне. В каждой губернии Российской империи появились Палаты государственных имуществ. Они включали в себя два отделения, хозяйственное и лесное. Несколько уездов подчинялись одному округу государственных крестьян. Его возглавлял окружной начальник. Округа делились на волости, которыми руководили волостные правления. Волости делились на сельские общества, и ими управляли избранные сходом сельские старейшины.

Государственных крестьян стали переселять на пустующие земли в разные регионы Российской империи. Для них появилась система денежных ссуд, что привело к снижению уровня бедности. Также выросли доходы казны и была усовершенствована система сбора налогов. Подушную подать заменили поземельным налогом. Последнее привело к выступлениям государственных крестьян в начале 1840-х.

В деревнях стали появляться больницы, школы, строились церкви, а количество питейных домов уменьшилось. Также вырос штат чиновников по управлению крестьянами, как и расходы на их содержание.

Реформа Киселева совпала с проведением денежной реформы Канкрина в 1839–1843 годах. Таким образом, в Российской империи на короткий период до Крымской войны установилась стабильная финансовая система и улучшилось положение государственных крестьян. Однако, отмена крепостного права произошла на 20 лет позже реформы Киселева.

Император Николай I

Рис. 3. Император Николай I.

Заключение

Что мы узнали?

Кратко проведение киселевской реформы управления государственными крестьянами в России проходят в школьном курсе истории 8 и 10 классов. Вследствие реформы улучшилось положение государственных крестьян, снизился уровень бедности, было введено самоуправление в деревнях.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 246.


А какая ваша оценка?

Автор статьи

Дмитрий Сергеевич Занков

Эксперт по предмету «История России»

Задать вопрос автору статьи

Реформа государственных крестьян (реформа Киселёва) – реформа управления государственными крестьянами, проведенная в 1837-1841 гг. по проекту П. Д. Киселева.

Замечание 1

Государственные крестьяне представляли собой категорию лично свободных, но прикрепленных к земле крестьян. Они не принадлежали частным владельцам, однако формально их владельцем выступало государство, в пользу которого они несли необходимые повинности.

В первой половине XIX в. возникла необходимость реформирования существующей системы.

Подготовка

Николай I поручил проект разработки реформы министру государственных имуществ П.Д. Киселеву. Под руководством последнего было сформировано V отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

П.Д. Киселев был сторонником отмены крепостного права, но хотел решить этот вопрос не радикально, а путем поэтапного реформирования крепостнической системы без потрясений государства. Преобразования он хотел начать с Петербургской губернии, поэтому сначала была создана Санкт-Петербургская Контора казенных имуществ, куда из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах этой области.

Однако, для реализации комплексной программы преобразований Киселеву надо было заведовать ресурсами больше, чем одной области, поэтому в мае 1836 г. он направил Николаю I прошение направить в Московскую, Псковскую, Курскую, Тамбовскую губернии чиновников, чтобы они провели ревизию (перепись) государственных имуществ и крестьян. После проверки каждый чиновник должен был предоставить копию официального донесения губернатору, который делал необходимые замечания и правки.

Киселев, подходя к делу ответственно, считал нужным лично ознакомиться с положением крестьян и удостовериться в необходимости применения предлагаемых методов. Он объехал Санкт-Петербургскую, Псковскую, Курскую и Московскую губернии, предоставив по возвращению Николаю краткий доклад с основными положениями разработки реформы. Киселев полагал, что необходимо создать особое управление государственными имуществами и крестьянами.

«Реформа государственных крестьян» 👇

В мае 1837 г. Киселев представил Николаю I проект планируемых преобразований. Этот проект предполагал учреждение:

  • министерства госимуществ;
  • губернских палат госимуществ;
  • окружного управления;
  • волостного управления;
  • сельского управления;
  • сельского полицейского устава;
  • сельского судебного устава;
  • главных оснований хозяйственного устава;
  • учреждения штатов.

27 декабря 1837 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, которому были подвластны казенные, заселенные, пустопорожние земли, казенные оброчные статьи, леса казенного ведомства.

Реформа

Реформа системы управления государственными крестьянами состояла из создания особой системы управления государственными крестьянами (учреждения центрального органа, местных палат, окружных, волостных и сельский управлений), предоставления им минимума прав самоуправления, а также планировалось наделить землей тех, у кого ее было недостаточно, найти источники для дополнительных поступлений в казну и установить контроль над порядком в селе.

Таким образом, основными мероприятиями этой реформы были:

  • создание округов государственных имуществ
  • создание института сельских старейшин;
  • строительство школ и больниц на селе;
  • переселение малоземельных крестьян в незаселенные районы (например, Сибирь);
  • передача части крестьянских земель в «государственную запашку», в которой должен быть создан пример для образцового хозяйствования и произведены запасы продовольствия на случай непредвиденных ситуаций;
  • обучение крестьян возделыванию новых перспективных культур.

Новый порядок был создан для управления казенными имуществами, попечительства над государственными крестьянами и заведывания сельским хозяйством.

В каждой губернии устанавливались Палаты государственных имуществ, состоявшие из хозяйственного и лесного отделений каждая, а во главе округа находился окружной начальник.

В зависимости от количества государственных крестьян округ государственных имуществ охватывал один или больше уездов. Округа же делились на волости, в каждой из которых было волостное правление, избираемое сроком на три года и состоявшее из волостного главы и двух «заседателей» по полицейской и хозяйственной части.

Волости делились на сельские общества, включавшие в себя одно или несколько селений. Управление осуществлял сельский сход, состоявший из представителей хозяев от каждых пяти дворов и каждые три года избиравший сельского старейшину, а также сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов) для исполнения полицейских функций. Для разрешения мелких тяжб и проступков государственных крестьян избирались волостные и сельские «расправы».

Замечание 2

Таким образом, положение крестьян не сильно менялось, поскольку землю они не получали, а за работу на ней они должны были отрабатывать по факту прежние повинности хозяину, но имея при этом личную свободу.

Результаты

Реформа имела определенно положительные результаты:

  • было введено самоуправление крестьян в деревне;
  • появились такие полезные институты в деревне как школы и больницы;
  • в случае необходимости принималось решение о переселении крестьян в другие области страны на свободные земли;
  • судопроизводство получило более либеральный и всесословный характер.

При этом поставленной Киселевым цели не получилось достичь, так как в результате изменения аппарата была создана еще большая «опека» государства над крестьянами и, как следствие, рост крестьянских повинностей и налогов, а внедрение насильственной культивации неизвестных крестьянам культур вызвало массовые волнения государственных крестьян 1841-1843 гг. известные как «картофельные бунты». Крестьянский вопрос эта реформа не решила, потому положение крестьян осталось, в целом, таким же, как и до реформы.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

Начиная со времени императора Павла, правительство обнаруживало явное стремление к улучшению быта крепостных крестьян. При императоре Александре I, как мы знаем, был дан закон о свободных хлебопашцах, в котором как бы намечался путь к постепенному и полюбовному освобождению крестьян от власти их владельцев. Однако этим законом помещики не воспользовались почти вовсе, и крепостное право продолжало существовать, несмотря на то, что возбуждало против себя негодование прогрессивной части дворянства. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено как его державными предшественниками, так и его противниками – декабристами. Настоятельность мер для улучшения быта крестьян не отрицалась никем. Но по-прежнему существовал страх перед опасностью внезапного освобождения миллионов рабов. Поэтому, опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы.

Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в секретных комитетах, не один раз для этой цели образуемых. Началось оно в секретном «Комитете 6-го декабря 1826 г.» и коснулось как государственных крестьян, так и крестьян владельческих. В отношении государственных крестьян были выработаны более существенные и удачные меры, чем в отношении крепостных. Положение первых было улучшено более, чем положение вторых.

В составе класса государственных крестьян были прежние «черносошные» крестьяне, населявшие государевы черные земли; далее – крестьяне «экономические», бывшие на церковных землях, секуляризованных государством; затем — однодворцы и прочие «ландмилицкие» люди, т. е. потомки того мелкого служилого люда, который когда-то заселял южную границу Московского государства. Разнородные группы казенного крестьянства были на разной степени благосостояния и имели различное внутреннее устройство. Предоставленные местной администрации (казенным палатам и нижним земским судам), казенные крестьяне были нередко угнетаемы и разоряемы. В «Комитете 6-го декабря 1826 г.» Сперанский заговорил о необходимости «лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных» и высказал мнение, что такое управление «послужило бы образцом для частных владельцев». Мысль Сперанского встретила одобрение государя, который привлек к этому делу графа П. Д. Киселева. Это был один из образованных русских людей, сделавших походы 1812–1814 гг. и видевших европейские порядки. Приближенный императором Александром, Киселев еще в его время интересовался крестьянским делом и представил государю проект уничтожения крепостного права. Как знаток крестьянского вопроса он обратил на себя внимание императора Николая и приобрел его доверие. Киселеву было поручено все дело о казенных крестьянах. Под его управлением временно возникло (1836) пятое отделение собственной Его Величества канцелярии для лучшего устройства управления государственными имуществами вообще и для улучшения быта казенных крестьян. Это пятое отделение скоро было преобразовано в Министерство государственных имуществ (1837), которому и вверено было попечительство над казенными крестьянами. Под влиянием Министерства государственных имуществ в губерниях стали действовать «палаты» (теперь «управления») государственных имуществ. Они заведовали казенными землями, лесами и прочими имуществами; они же наблюдали и над государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000); из нескольких таких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости пользовались самоуправлением, имели свои «сходы», избирали для управления волостными и сельскими делами «голов» и «старшин», а для суда (волостной и сельской «расправы») – особых судей. Так было устроено, по мысли Киселева, самоуправление казенных крестьян; впоследствии оно послужило образцом и для крестьян частновладельческих при освобождении их от крепостной зависимости. Но заботами о самоуправлении крестьян Киселев не ограничился. При его долгом управлении министерство государственных имуществ провело ряд мер для улучшения хозяйственного быта подчиненного ему крестьянства: крестьян учили лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы; малоземельных наделяли землей; заводили школы; давали податные льготы и т. д. Деятельность Киселева составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселевым, Николай шутливо называл его своим «начальником штаба по крестьянской части».

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl22

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ

[…] Казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое министерство государственных имуществ, во главе которого он и был поставлен. Для управления государственными имуществами на местах созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о большей части администраторов того времени. Он в короткое время создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов – 1843 г. и следующие – не только не потребовал ссуды государственным крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю крепостных крестьян.

Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля 1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со свободными сходками и т. д.

Проект Киселева подвергся поправкам и, облеченный в закон 2 апреля 1842 г., не оправдал ожидания; это закон об обязанных крестьянах; ему дана была такая редакция, которая почти уничтожила его действие. К тому же на другой день по издании закона последовал циркуляр министра, которым тогда был Перовский; этот циркуляр и разделал закон; в нем было подтверждено с ударением, что права дворян на крепостных крестьян остаются неприкосновенными, что они не потерпят ущерба в этих правах, если в силу закона не пойдут на сделки с крестьянами. Помещики встревожились в ожидании указа; они уже давно привыкли смотреть на Киселева как на революционера; в Москве и губернских городах этот закон вызвал живые толки. Когда прочитали указ министра, все успокоились, все увидали, что это буря в стакане воды, что правительство так только, из приличия, издало этот указ, чтобы очистить бумагу. В самом деле, только два помещика воспользовались этим законом.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec85.htm

РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕРЕВНЕЙ

В 1837 г . было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837–1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой», призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840–1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов».

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы я точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

Реформа Киселева проходила с 1837 по 1841 год во время правления Николая 1. Ее суть заключалась в том, чтобы улучшить жизнь государственных крестьян, повысить их достаток, обучить новым знаниям о земледелии и показать помещикам другой способ управления крепостными.

Во время правления Николая 1 количество государственных крестьян составляло 20 миллионов, что было во многом меньше чем крепостных. Они должны были обрабатывать и ухаживать за землей, которая была предоставлена им государством. Крестьяне почти весь свои урожай должны были отдавать государству, а оставлять себе малую часть, из-за чего развиваться и расти не было никакой возможности. Кроме этого, как и другим им приходилось платить налоги, вступать в армию при необходимости, выплачивать различные подати и многое другое. Все это не делало жизнь людей проще и лучше.

Предыстория

После завершения Отечественной войны против Наполеона в 1812 году стране срочно нужны были кардинальные изменения. Войска, которые вернулись из Франции, сумели узреть совсем другую, лучшую жизнь, где нет крепостничества и все люди свободно занимаются предпочтительной для себя деятельностью. Не удивительно, что и самим солдатам захотелось такой жизни в России. Вследствие этого начали возникать множество конфликтов, бунтов и митингов. Одним из самых крупномасштабных и страшным считается Декабристское восстание, при котором войска вышли на бунт против правительства. Бунт был погашен, но государство поняло, что нужно как можно скорей начать проводить преобразования в обществе.

Сам Николай 1 понимал, что отмена крепостничества – это важный шаг, который рано или поздно придется сделать. Но он, как и другие представители власти понимал, что сейчас Россия не готова пойти на это. Необходимо плавно и постепенно расширять свободу крестьян и уменьшать помещиков, при этом укрепляя и объединяя государство.

Суть реформы

Николай 1 решил провести крупномасштабную реформу, которая в первую очередь была бы связана с улучшением жизни государственных крестьян. Он назначил главного Киселева, который должен был продумать и реализовать план действий.

Сам план подготавливали более года, при этом создавая новые организации и исполнительные органы для упрощения процесса. И только в 1837 году началась реализация идеи. Основными задачами были:

  • установить четкую норму и время взятия налоговых сборов в деревнях;
  • увеличить достаток крестьян, их состояние и возможности;
  • показать помещикам возможность иного управления крепостными крестьянами и дарования им больше прав.

Реализация реформы Киселева

Для реализации реформы с самого начала был создан новый орган — Министерство государственных имуществ, руководить которым стал сам П. Киселев. Это учреждение должно было помочь расширить права крестьян, дать им больше возможностей для существования и деятельности.

После создания Министерства государственных имуществ начались глобальные преобразования. В первую очередь изменилась сама система управления крестьянами, которая во многом расширило их возможности. Велись органы местного самоуправления, а также налоговая система, направленная на установление четких норм и времени сбора налогов. Кроме этого, впервые был создан сельской суд, который должен был решать всевозможные правонарушения и конфликты между крестьянами.

На этом реформа Киселева не завершилась. По настоянию Николая 1 стали открываться специализированные учреждения для сельских жителей. Появились первые больницы, школы и университеты. Для того чтобы улучшить качество и количество урожая, городских крестьян обучали новым методам обработки почвы. Но проблема заключалась в том, что сами работники не желали этих нововведений, а предпочитали более традиционные способы.

Одним из самых важных составляющих крестьянской реформы являлась политика переселения. Смысл этой затеи заключался в том, чтобы направлять крестьян в малозаселенные территории. Правда, эта политика в большей степени являлась принудительной, ведь люди не желали покидать родину и отправляться в чужие земли.

Для решения голода и нехватки продовольственных запасов было решено правительством взять самые плодородные земли и посадить на них картошку. По планам это должно было помочь не только крестьянам, но и помещикам. Но сами люди восприняли это как повод введения новых налогов, поэтому взбунтовались и отказались заниматься посадкой картофеля.

Итоги государственной реформы

Реформа государственных крестьян Киселева привела к глобальным преобразованиям. Именно благодаря ей жизнь людей изрядно улучшилась: они наконец-то сумели повысить свой достаток, избавиться от голода и вечного страха перед ненормированным сбором налогов, а также обрести некую свободу. Но несмотря на многочисленные плюсы, связанные с государственными крестьянами, возникло намного больше с крепостными и помещиками. Верхушка власти понимали, что из-за этой реформы их работники могут начать бунтовать, требовать таких же свобод и прав.

Но больший страх помещиков был связан именно с пониманием того, что на этой реформе все преобразования не прекратятся. В дальнейшем правительство захочет полностью отменить крепостное право, как случилось и в Европе. Это привело к тому, что увеличилось ущемление крепостных крестьян, а некое подобие на права полностью пропали.

Кроме этого начался чиновничий произвол. Из-за реформы их деятельность в деревнях изрядно усложнилась, вследствие чего повысилась коррупция, взяточничество и размежевание земли.

Реформа Киселева имела важное значение в истории России. Именно с нее началось упрощение и улучшение жизнь обычных крестьян, увеличения их свободы и прав. В конце концов именно после этого нововведения произойдет полная отмена крепостнического права, что позволит государству в дальнейшем дотянуться до уровня Европы. Правда, перед этим пройдут многочисленные бунты, забастовки и шествия против этого решения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рассказы по картинкам айрис пресс инструкция
  • Правительство челябинской области инструкция по делопроизводству
  • Холодная сварка фортис инструкция по применению
  • Руководство по качеству литература
  • Фалумен свечи для мужчин инструкция по применению от простатита