1922 руководством советских республик образовавшихся на обломках российской империи была

Задания Д23 C3 № 115

i

К 1922 г. руководством советских республик, образовавшихся на обломках Российской империи, была осознана необходимость создания единого государства. В РКП(б) образовалась группа во главе с И. В. Сталиным, предлагавшая объединение на условиях вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Этот путь казался логичным в условиях необходимости сохранения сильной централизованной власти. Но против плана автономизации выступил В. И. Ленин, настоявший на принципе равноправия всех советских республик. На этом принципе и был основан СССР. Объясните, почему именно позиция Ленина возобладала (приведите три объяснения).

Спрятать пояснение

Пояснение.

Могут быть даны следующие объяснения:

— авторитет В. И. Ленина как вождя партии;

— большее соответствие подхода В. И. Ленина одному из основополагающих идеологических принципов большевиков  — интернационализму;

— поддержка подхода В. И. Ленина со стороны большей части руководства союзных республик.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Даны три объяснения 3
Даны два объяснения 2
Дано одно объяснение 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Источник/автор: Соловьёв Я. В. (Москва)

Ответ:

1)Soviet Hammer and Sickle and Earth.svg История партии

Октябрьская революция (1917)

Военный коммунизм (1918—1921)

Новая экономическая политика (1921—1928)

Ленинский призыв (1924)

Внутрипартийная борьба (1926—1933)

Сталинизм (1933—1953)

Хрущёвская оттепель (1953—1964)

Период застоя (1964—1985)

Перестройка (1985—1991)

Soviet Hammer and Sickle and Earth.svg Партийная организация

Политбюро Секретариат Оргбюро Центральный Комитет Обком Окружком Горком Райком Партком

Soviet Hammer and Sickle and Earth.svg Руководители партии

В. И. Ленин (1903—1924)

И. В. Сталин (1924—1953)

Г. М. Маленков (1953)

Н. С. Хрущёв (1953—1964)

Л. И. Брежнев (1964—1982)

Ю. В. Андропов (1982—1984)

К. У. Черненко (1984—1985)

М. С. Горбачёв (1985—1991)

Проект, разработанный Сталиным, предусматривал вхождениенезависимых республик в Российскую Федерацию на правах автономий.
Ленин предложил форму федеративного союза как добровольного иравноправного объединения самостоятельных советских республик, отчуждавшего напаритетных началах ряд суверенных прав республик в пользу общесоюзных органов, составлением за каждой из республик права свободного выхода из состава Союза.
Реализован подход Ленина.
1. Против проекта Сталина выступили руководители республик.
2. Число делегатов от России составило 2/3 от общего числа, а они, в большинстве, поддержали Ленина. 
 

Оцени ответ

Во время дискуссий по государственному устройству будущего советского государства выделился проект так называемой «автономизации» Сталина, по которому все республики, присоединяющиеся к новому государства должны входить в состав РСФСР как автономные части. Ленин же выдвинул идею, по которой страны должны входить в состав союза на равных правах с РСФСР. В конце концов идея В.И. Ленина победила. Сыграл как авторитет «вождя революции», так и то, что все-таки были учтены некоторые идеи сталинского проекта — был оставлен мощный центр нового государственного образования, которым стала Москва. Ко всему вышеуказанному стоит добавить и то, что еще оставалась надежда на мировую революцию, для которой все же больше подходил ленинский проект.  

  • «Декрет
    о власти» (Обращение съезда «Рабочим,
    солдатам и крестьянам!» и Постановление
    об образовании нового прави­тельства)

    1. Могут быть приведены следующие основные положения:

    а) Декрета
    о мире:

    • провозглашение
      выхода России из войны

    • призыв
      к воюющим сторонам о немедленном начале
      пе­реговоров о заключении мира

    • призыв
      к миру без аннексий (отторжений земли)

    • призыв
      к миру без контрибуций

    б) Декрета
    о земле:

    • отмена
      частной собственности на землю
      (ликвидация по­мещичьего землевладения)

    • безвозмездность
      отчуждения земли

    • передача
      земли в пользование всех трудящихся
      на ней

    • уравнительное
      землепользование

    • распределение
      земли по трудовой или потребительской
      норм.

    • распределение
      земли поручается местным органам
      самоуправления

    • запрет
      наемного труда

    в)
    «Декрета о власти» (Обращения съезда
    «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и
    Постановления об образовании нового
    правительства)
    переход власти к Советам рабочих,
    солдатских и крестьянских депутатов

    • передача
      исполнительной власти Совету народных
      комисcapoв
      (СНК)

    установление
    контроля над СНК со стороны Всероссийского
    центрального исполнительного комитета
    (ВЦИК)

    ВЫСТУПЛЕНИЕ
    ЛЕВЫХ ЭСЕРОВ В 1918 ГОДУ.

    В июле 1918
    года, в Москве против большевиков,
    выступили левые эсеры.

    Был захвачен
    один из большевистских лидеров – Ф.Э.
    Дзержинский, создалась реальная угроза
    для большевистской власти.

    Последствия
    выступления:

    — выступление
    было подавлено.

    — левые эсеры
    были изгнаны из правительства и Советов.

    — в стране
    окончательно установилось однопартийная
    диктатура – большевиков.

    Причины
    поражения левых эсеров:

    — левые
    эсеры не заручились поддержкой других
    антибольшевистских сил, и не
    могли получить такой поддержки, так как
    «запятнали» себя союзом с большевиками,
    поддержав Октябрьский переворот.

    — левые эсеры
    стояли за возобновление войны с Германией,
    что не соответствовало устремлениям
    большинства населения.

    — план
    выступления не был продуман и носил
    стихийный характер.

    — большевики
    имели более сильные позиции в армии и
    ВЧК.

    — левые
    эсеры, возможно, и не ставили целью
    захват власти, а хотели только подтолкнуть
    большевиков к пересмотру их
    внешнеполитических позиций.

    ПРИЧИНЫ
    ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРЕСТСКОГО МИРА-1918 г.

    В 1918 году в
    правительстве большевиков и левых
    эсеров наметился серьезных раскол по
    вопросу заключения мира с Германией.
    Лидер большевиков Ленин считал, что мир
    надо подписывать на любых условиях,
    левые эсеры и часть большевиков считали,
    что подписание мира с «Империалистическим
    правительством Германией стало бы
    предательством идей революции. Однако
    переговоры продолжились, и мир был
    подписан.

    Причины,
    по которым Ленин настаивал на заключении
    мира:

    — полный
    развал армии, которая не способна воевать
    дальше

    — усталость
    населения от войны

    — Ленин ожидал,
    что в Германии, скоро произойдет
    социалистическая революция, в результате
    которой несправедливые условия мира
    будут отменены

    — большевики
    должны были выполнить свое обещание о
    заключении мира, данное в 1917 году народу

    — по мнению
    некоторых историков, большевики были
    связаны с Германским правительством,
    от которого получали определенную
    поддержку

    Последствия
    заключения мира:

    — Россия
    потеряла большие территории (Польшу,
    Прибалтику, часть Белоруссии и Украины)

    — тяжелые
    условия мира осложнили экономическую
    обстановку в стране

    — левые эсеры
    в июле 18 года выступили против большевиков

    — против
    большевиков выступили патриотические
    силы России

    — Брестский
    мир стал одной из причин Гражданской
    войны

    С4.
    В ходе тяжёлой для России Первой мировой
    войны возникла идея за­ключения с
    немцами сепаратного мира. Николай II
    наотрез отказался вести об этом
    переговоры. Но пришедшие во главе с В.И.
    Лениным к власти боль­шевиков марте
    1918 г. заключили с немцами тяжёлый и
    позорный Брест­ский мир, хотя даже
    внутри самой большевистской партии
    было много про­тивников этого. Почему
    В.И. Ленин пошёл на то, на что не согласился
    пойти Николай II? Приведите три объяснения.

    Могут
    быть даны следующие объяснения:

    • большевики
      не были патриотами России, мыслили
      катего­риями мировой революции;

    • Ленин
      и большевики, в отличие от Николая II,
      не несли от­ветственности за начало
      войны и были более свободны в отноше­нии
      условий её завершения;

    • большевики
      должны были выполнить своё обещание о
      за­ключении мира, данное в 1917 г.;

    • к
      1918 г. произошёл полный развал армии,
      которая не была способна воевать дальше;

    • нарастала
      усталость населения от войны;

    • Ленин
      ожидал, что в Германии вскоре произойдёт
      социа­листическая революция, в
      результате которой несправедливые
      условия мира будут отменены;

    • по
      мнению некоторых историков, большевики
      были связа­ны с германским правительством,
      от которого получали опреде­лённую
      поддержку.

    Рассмотрите историческую ситуацию и
    ответьте на вопросы.
    После
    революции 1917 года в России началась
    Гражданская война.
    Каковы причины
    начала войны? Перечислите основные
    силы, имеющие различные цели в этой
    войне.

    1. Могут быть
    названы следующие причины начала
    Гражданской войны:

    • экспроприация земли;

    • национализация
    банков и промышленных предприятий;

    • аграрная политика
    большевиков, экспроприация продовольствия;

    • готовность
    большевиков пойти на заключение
    сепаратного мира с Германией;

    • радикализм политических сил, отказ
    от образования большой политической
    коалиции;

    • разгон Учредительного собрания.

    2. Могут быть перечислены следующие
    силы:

    • «красные», большевики;

    • «белые»;

    • интервенты
    (Германия и страны Антанты могут быть
    перечислены и оценены отдельно);

    • «третья сила», «зеленые»,
    крестьянство;

    • националисты,
    борцы за независимость Финляндии,
    Польши, Украины, государств Кавказа
    и т. д.

    С.4. Вплоть до начала 1920-х гг. Советская Россия находилась в меж­дународной изоляции. Правительства европейских стран и сша

    не
    торопились с дипломатическим признанием
    большевиков, большевики строили свою
    политику, исходя из идеи миров
    коммунистической революции. В 1922 г.
    произошли два события, ставших началом
    перемен.

    Назовите
    эти события. Укажите не менее трёх
    причин, позволивших нашей стране выйти
    из международной изоляции

    1.
    Могут быть названы события:

    • участие
      Советской России в Генуэзской конференции

    • подписание
      договора с Германией в Рапалло

    2.
    Могут быть указаны причины:

    • заинтересованность
      иностранных государств в развитии
      экономических отношений с Россией

    • завершение
      Гражданской войны

    • переход
      нашей страны к НЭПу, что было воспринято
      многими как свидетельство серьёзных
      перемен во внутренней политике страны

    • заинтересованность
      иностранных политических и дело­вых
      кругов в решении проблемы царских
      долгов и возмещении потерь, понесённых
      в результате национализации

    С4.
    К 1922 г. руководством советских республик,
    образовавшихся на об­ломках Российской
    империи, была осознана необходимость
    создания едино­го государства. В
    РКП(б) образовалась группа во главе с
    И.В. Сталиным, предлагавшая объединение
    на. условиях вхождения советских
    республик в состав РСФСР на правах
    автономий. Этот путь казался логичным
    в условиях необходимости сохранения
    сильной централизованной власти. Но
    против плана автономизации выступил
    В.И. Ленин, настоявший на принципе
    рав­ноправия всех советских республик.
    На этом принципе и был основан СССР.
    Объясните, почему именно позиция Ленина
    возобладала (приведите три объ­яснения).

    Могут
    быть даны следующие объяснения:

    • авторитет
      В.И. Ленина как вождя партии;

    • большее
      соответствие подхода В.И. Ленина одному
      из осно­вополагающих идеологических
      принципов большевиков — интер­национализму;

    • поддержка
      подхода В.И. Ленина со стороны большей
      части руководства союзных республик
      (национальных окраин).

    В начале 1920-хгг. в связи с болезнью
    В.И. Ленина
    встал
    вопрос о том, кто возглавит после него
    коммунистиче­
    скую партию.

    Назовите партийных
    деятелей того времени, которые
    рас­
    сматривались как претенденты
    на место главы партии (не
    менее
    двух деятелей), и того, кто реально занял
    это месте
    Почему
    именно этот человек пришел к высшей
    власти? Ука
    жите не менее двух
    причин
    .

    1. А. В качестве
    претендентов на место главы партии
    могут быть названы:

    • Л. Д. Троцкий;

    • Н.И. Бухарин;

    • Г.Е. Зиновьев;

    • Л.Б. Каменев;

    • И.В. Сталин.

    1. Б. Высшим
    руководителем партии стал И.В. Сталин

    2. В качестве
    объяснения того, почему к высшей власти
    пришел И.В. Сталин, могут быть приведены
    следующие положения:

    • Сталин как генеральный
      секретарь партии (с 1922 г.) кон­тролировал
      всю работу партийного аппарата, кадровые
      вопро­сы и
      имел широкие возможности добиваться
      своих целей, проводить собственный
      курс;

    • Сталин действовал
      хитро, коварно, оттеснял и устранял
      других претендентов на власть одного
      за другим, использо­вал одних
      против других;

    • Сталин создал и
      умело использовал образ последовате­ля
      и ученика В.И. Ленина, представляя себя
      продолжате­лем его дела;

    • каждый из претендентов
      на власть стремился усилить собственные
      позиции, не хотел коллективного
      руководства

    С4. Назовите
    основные направления (составные части)
    культурной революции в советской стране
    (не менее трех).
    Приведите
    примеры конкретных мероприятий,
    достижений в
    сфере
    образования (не менее двух примеров).

    1. Могут быть названы
    следующие направления (составные
    части) «культурной
    революции»:

    • ликвидация
      неграмотности;

    • перестройка
      школьного образования, создание
      советской школы;

    — подготовка кадров
    новой интеллигенции — «из рабочих и
    крестьян»;

    — утверждение
    марксистской идеологии как господствую­щей
    идеологии;

    — борьба против религии, церкви

    2. Примеры мероприятий
    и достижений в сфере образования:

    — в 1920-е гг. грамоте
    обучено несколько миллионов чело­век,
    к концу 1920-х гг. доля грамотных в общей
    численности населения СССР достигла
    50%;

    — была создана
    единая трудовая школа (в начале 1930-х
    гг.)

    — введено всеобщее 4-летнее образование);

    — созданы рабфаки,
    готовившие специалистов для промыш­ленности;

    — все граждане страны получили доступ
    не только к начальному,
    но и к среднему и высшему образованию

    С4.
    Многие представители отечественной
    творческой интеллигенции с восторгом
    приняли новую советскую власть. В 1920-х
    гг. в Советском госу­дарстве существовали
    разнообразные творческие объединения,
    развивалось авангардное искусство,
    совершались смелые творческие
    эксперименты. Но в 1930-х гг. ситуация
    изменилась: утвердился единый метод —
    социалисти­ческий реализм, другие
    направления стали преследоваться,
    творческие объ­единения были закрыты
    или слиты в единые союзы, культура была
    постав­лена под жёсткий партийный
    контроль, на часть творческой интеллигенции
    обрушились гонения и репрессии. Дайте
    не менее трёх объяснений произо­шедшим
    изменениям.

    Могут
    быть даны следующие объяснения:

    • ужесточение
      политического режима;

    • установление
      культа личности Сталина;

    • недоверие
      со стороны партийных идеологов к
      творческим экспериментам интеллигенции;

    • усиление
      государственного вмешательства во
      все сферы об­щественной жизни;

    • забота
      государства о материальном положении
      творческой интеллигенции, поддерживавшей
      партийную идеологию;

    — стремление
    некоторых представителей творческой
    интелли­генции к материальным благам,
    которые предоставляло госу­дарство;

    —утрата прежнего революционного
    романтизма некоторыми представителями
    советской интеллигенции. Могут быть
    даны другие объяснения

    С.4.
    В 1921 г. в Праге был выпушен сборник статей
    «Смена вех». Сборник получил большую
    известность и вызвал острые споры в
    среде русской эмиграции.

    По
    каким вопросам велась дискуссия? Укажите
    не менее трёх вопросов.

    Каких
    позиций по указанным вами вопросам
    придержива­лись «сменовеховцы»?

    1.
    Могут быть названы вопросы, ставшие
    предметом дискуссии:

    • о
      причинах и сущности революции и
      Гражданской войны

    • об
      отношении к советской власти

    • о
      сущности и возможных последствиях
      НЭПа

    о
    перспективах развития России

    2.
    Могут быть названы следующие основные
    идеи «сменове­ховцев»:

    • понимание
      революции и Гражданской войны как
      явле­ния, вызванного всем ходом
      российской истории

    • понимание
      перехода к НЭПу как внутреннего
      перерожде­ния большевизма («экономический
      Брест»)

    • пересмотр
      отношения к большевизму и к советской
      власти как к силе, способной на новом
      историческом этапе обеспечить
      восстановление национального и
      государственного единства России

    • вывод
      о необходимости для эмиграции сотрудничать
      с большевиками для возрождения России

    • надежда,
      что сотрудничество с большевиками
      подтолкнет процесс их внутреннего
      перерождения

    Внутрипартийная борьба 1920-1930-х г. (после смерти ленина)

    Причина
    борьбы:

    — желание
    стать лидером партии большевиков

    Партийные
    руководители, претендующие на лидерство:

    И.В. Сталин,
    Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев,
    Л.Б. Каменев, С.М. Киров (выдвигался как
    альтернатива Сталину помимо своей
    воли).

    Результаты
    борьбы
    :

    — победа И.В.
    Сталина

    — установление
    в партии и стране культа личности

    — окончательная
    ликвидация внутрипартийной демократии

    — репрессии
    против проигравших во внутрипартийной
    борьбе

    — установление
    курса на массовую коллективизацию,
    форсированную индустриализацию

    — утверждение
    идеи о возможности построения социализма
    в отдельно взятой стране

    В 20-е годы
    XX века развернулась борьба за власть в
    стране и в партии между Троцким и
    Сталиным. Каковы были сильные стороны
    позиции Троцкого и его сторонников в
    этой борьбе? Почему, несмотря на достаточно
    сильные позиции Троцкого, Сталину
    удалось одержать победу в борьбе со
    своим противником?

    1. Сильные стороны позиции Троцкого:

    • в начале 20-х годов
    Троцкий был вторым человеком в партии
    после Ленина,
    блестящим оратором и признанным
    теоретиком;

    • Троцкий, наряду с Лениным, был
    организатором октябрьского переворота;

    • Троцкий был
    создателем Красной Армии, народным
    комиссаром по
    военным и морским делам, пользовался
    колоссальным автори­тетом в армии;

    • Троцкий выдвигал
    лозунги мировой революции и скорейшего
    по­строения
    социализма, популярные среди значительной
    части партий­ных масс.

    2. Причины победы Сталина в борьбе с
    Троцким:

    • получив пост
    Генерального секретаря ВКП(б), Сталин
    умело ис­пользовал в борьбе с
    Троцким аппаратный ресурс, расставлял
    своих людей на
    ключевые посты и перемещал сторонников
    Троцкого на второстепенные;

    • Сталину удалось сколотить против
    Троцкого коалицию из боль­шинства
    членов Политбюро и ЦК ВКП б), он
    демонстрировал свою
    незаинтересованность в усилении личной
    власти;

    • Сталин использовал
    просчеты Троцкого в борьбе за власть,
    умело под­черкнул
    самоуверенность, заносчивость,
    нетерпимость оппонента, склонность
    Троцкого к командно-административным
    методам управления;

    • Сталину удалось
    выставить себя в качестве защитника
    ленинских идей
    и генеральной линии партии от попыток
    Троцкого свернуть НЭП и взять курс
    на сверхиндустриализацию;

    • после смерти
    Ленина был организован массовый прием
    в ВКП(б), для многих новых членов
    партии Сталин, а не Троцкий был
    про­должателем дела Ленина.

    В
    1928-1929 годах упорная борьба в ВКХГ(б)
    развернулась

    между
    Сталиным и Бухариным.

    Какие
    проблемы стали полем для внутрипартийной
    борьбы и почему Сталин

    и
    его сторонники одержали в ней победу?

    1. Могут быть
    названы следующие проблемы:

    • кризис
    хлебозаготовок и пути выхода из него;

    • отношение к
    НЭПу;

    • сотрудничество
    Коминтерна и социал-демократических
    партий;

    • темпы, и методы’
    индустриализации, план первой пятилетки,
    принципы и темпы коллективизации в
    деревне.

    2. Причины
    победы Сталина в борьбе с Бухариным:

    контроль
    Сталина над партийным аппаратом,
    возможность влиять на
    состав участников Пленумов ЦК ВКП(б);

    • «административный
    ресурс», возможность перемещать
    своих сторонников
    и противников с одних постов на другие;

    • радикализм
    партийной массы, массовое неприятие
    НЭПа в партийной
    среде, желание скорейшего построения
    коммунизма;

    • удалось
    выставить Бухарина беспринципным
    интриганом, пошедшим
    на контакты с разоблаченными
    оппозиционерами (Каменевым и Зиновьевым).

    Основные признаки тоталитаризма.

    1.Неограниченная власть партии в
    государстве.

    2.Опора на армию и карательные органы.

    3.Культ личности вождя.

    4.Внедрение единой, обязательной для
    всех идеологии.

    5.Полная унификация и бюрократизация
    всех сфер жизни.

    6.Монопольная беззаконная власть с
    опорой на насилие.

    7.Слияние общественных организаций с
    государственными.

    8.Разобщение людей, атмосфера
    подозрительности и страха.

    9.Требования к людям : скромность,
    энтузиазм, прославление режима и вождей.

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП (б) — 1934 год – Сталин.

    «…ЦК констатирует, что за последние
    годы на основе значительных успехов
    социалистического строительства
    достигнут большой количественный и
    качественный рост литературы и искусства.

    Несколько лет тому назад, когда в
    литературе налицо было еще значительное
    влияние чуждых элементов, особенно
    оживших в первые годы НЭПа. А кадры
    пролетарской литературы были еще слабы,
    партия всемерно помогала созданию и
    укреплению особых пролетарских
    организаций в области литературы и
    искусства в целях укрепления позиций
    пролетарских писателей и работников
    искусства…

    В настоящее время, когда уже успели
    вырасти кадры пролетарской литературы
    и искусства, выдвинулись новые писатели
    и художники с заводов фабрик, колхозов,
    рамки существующих пролетарских
    литературно — художественных организаций
    (ВОАПП, РАПП, РАМП и др.) становятся уже
    узкими и тормозят серьезный размах
    художественного творчества. Это
    обстоятельство создает опасность
    превращения этих организаций из средства
    наибольшей мобилизации советских
    писателей и художников вокруг задач
    социалистического строительства в
    средства культивирования кружковой
    замкнутости, отрыва от современных
    задач современности и от значительных
    групп писателей и художников, сочувствующих
    социалистическому строительству
    готовых его поддержать. Отсюда
    необходимость соответствующей перестройки
    литературно-художественных организаций
    и расширения базы их работы.

    Исходя из этого, ЦК ВКП (б) постановляет:

    — ликвидировать
    ассоциацию пролетарских писателей
    (ВОАПП, РАПП);

    — объединить
    всех писателей, поддерживающих платформу
    Советской власти и стремящихся
    участвовать в социалистическом
    строительстве в единый союз советских
    писателей с коммунистической фракцией
    в нем;

    — провести
    аналогичное изменение по линии других
    видов искусства;

    — поручить
    оргбюро разработать практические меры
    по проведению этого решения».

    Особенности
    развития советской культуры в этот
    период
    :

    — руководство
    культурой со стороны партии и государства

    — отношение
    к культуре и к искусству как средству
    социалистического воспитания масс

    — установление
    жесткого идеологического контроля за
    развитием культуры и искусства.

    В 1934 году
    прошел Первый всесоюзный съезд советских
    писателей
    .

    Назовите
    не менее трех задач, решения которых в
    результате форсированной индустриализации
    1930-х гг. ожидало советское руководство.

    Приведите
    не менее трех примеров промышленных
    объектов общегосударственного значения,
    построенных в ходе первой пятилетки.

    Ответ:

    1. Должны быть названы следующие задачи, решения которых ожидало советское руководство от форсированной индустриализации 1930-х гг.:


    техническое перевооружение хозяйства


    создание мощной оборонной промышленности


    ликвидация зависимости экономики СССР
    от зарубежных поставок, переход к полному
    самообеспечению


    окончательный переход к социалистическим
    методам ведения хозяйства


    доказательство эффективности
    социалистического строя


    ликвидация дефицита промышленных
    товаров


    для И.В. Сталина – упрочение и сохранение
    личной власти (что зависело от успеха
    форсированной индустриализации)

    2. Могут быть приведены следующие примеры промышленных объектов общегосударственного значения, построенных в ходе первой пятилетки:


    Днепрогэс


    Магнитогорский комбинат


    Кузнецкий комбинат


    Сталинградский тракторный завод


    Челябинский тракторный завод


    Харьковский тракторный завод


    Московский автомобильный завод


    Горьковский автомобильный завод


    1-й шарикоподшипниковый завод в Москве


    Бобриковский химический комбинат


    Свердловский машиностроительный завод


    крупные угольные шахты Донбасса и
    Кузбасса


    Турксиб

    Взгляд на развитие экономики ссср после великой отечественной войны.

    После Великой
    Отечественной войны в СССР ряд экономистов
    выдвинули положение, что в целях
    восстановления разрушенной экономики
    могут быть частично возрождены рыночные
    механизмы (предлагалось предоставить
    право свободной торговли сельхозпродукцией,
    акционировать промышленные предприятия
    и т.д.). Но был продолжен довоенный путь,
    предусматривающий дальнейшее развитие
    плановой экономики.

    Причины
    выбора такого пути:

    — И.В. Сталин,
    власть которого укрепилась после войны,
    не мог признать своих прежних ошибок,
    для него был возможен только новый курс
    на форсированную индустриализацию

    — начавшаяся
    «холодная война» требовала быстрого
    восстановления тяжелой (оборонной)
    промышленности

    — — в отличие
    от времен нэпа, к середине 1940-х годов в
    стране практически не осталось людей
    с опытом самостоятельного хозяйствования

    — плановая
    экономика доказала свою мобилизационную
    эффективность в годы войны.

    Последствия
    выбора такого пути:

    — усиление
    кризисных явлений в деревне

    — гипертрофированная
    роль военно-промышленного комплекса в
    экономике

    — слабое
    развитие сектора производства товаров
    массового потребления и сферы услуг

    — быстрые
    темпы восстановления тяжелой промышленности

    Экономическая дисскусия второй половины 1940-х годов

    ВОПРОСЫ,
    ПО КОТОРЫМ ВЕЛАСЬ ДИССКУСИЯ:

    1. О сроках
      восстановления экономики и его темпах

    2. О роли
      производства товаров народного
      потребления

    3. Об источниках
      финансирования новой индустриализации

    4. О возможности
      частичного возврата в экономику рыночных
      механизмах

    5. О привлечении
      иностранных средств, помощи.

    ИТОГИ
    ДИССКУССИИ:

    1. Был взят
      курс не форсированную индустриализацию

    2. Индустриализация
      вновь проводилась за счет деревни и
      легкой промышленности

    3. Была
      полностью сохранена плановая, командно-
      административная экономика

    4. Большое
      значение предавалось сохранению и
      развитию военно-промышленного комплекса

    5. Экономисты,
      высказывавшие отличные от сталинской
      точки зрения, были репрессированы.

    С4.
    После окончания Второй мировой войны
    в западных странах продол­жились
    процессы демократизации: например, во
    Франции женщины полу­чили избирательные
    права, в ряде стран расширялись права
    рабочих и слу­жащих, расширялись уже
    имевшиеся демократические свободы, по
    демок­ратическому пути развития пошли
    Западная Германия и Австрия. Многим
    казалось, что подобные процессы охватят
    и СССР. Демократические тенден­ции
    здесь проявились в первых выборах в
    Верховный Совет СССР, в выборах судей.
    Но вскоре политический режим ужесточился,
    и послевоенные годы получили название
    «апогей сталинизма». С чем связаны такие
    различия в послевоенном развитии
    западных стран и СССР? Приведете три
    объяснения.

    Могут
    быть даны следующие объяснения:

    • усиление
      культа личности Сталина как вождя
      победившего народа;

    • многие
      советские граждане считали, что победа
      была одер­жана благодаря существовавшему
      до войны политическому ре­жиму;

    демократические
    тенденции не отвечали интересам
    партий­ной верхушки во главе со
    Сталиным, боявшейся ответственности
    за свои преступления и ошибки;

    • необходимость
      восстановления разрушенной в результате
      войны экономики диктовала требование
      сохранения жёсткой централизованной
      власти;

    • в
      условиях начавшейся «холодной войны»
      было удобно оп­равдывать сохранение
      прежнего режима;

    • многие
      демократические свободы, полученные
      населением западных стран, уже
      принадлежали советскому народу
      (советские женщины получили равные
      права ещё по Конституции 1918 г., с 1936 г.
      было закреплено право на труд).

    «Холодная война»

    Причины
    «холодной войны»

    1. Амбиции
      двух сверхдержав – СССР и США.

    2. Страх
      правительств западных стран перед
      «красной угрозой».

    3. Неприятие
      западными правительствами коммунистической
      идеологии.

    4. Установление
      контроля СССР над странами Восточной
      Европы, утверждение в них коммунистических
      режимов в разрез прежним договоренностям.

    5. Авторитарный
      режим в СССР и демократические режимы
      западных стран плохо сочетались.

    Факторы,
    свидетельствующие о начале «холодной
    войны»:

    — речь Черчилля
    в Фултоне.

    — отказ СССР
    от плана Маршалла.

    — доктрина
    Трумэна о поддержке борьбы с
    коммунистическими силами.

    — берлинский
    кризис 1948 года.

    — разработка
    США планов атомной бомбардировки СССР

    — создание
    блока НАТО.

    Негативные
    последствия «холодной войны» для СССР
    :

    — огромные
    расходы на гонку вооружений

    — необходимость
    поддерживать так называемые «дружественные
    режимы» для укрепления своего
    международного положения

    — установление
    «железного занавеса», ограничение
    контактов с Западом наносили вред
    экономического развитию страны

    — международная
    напряженность негативно сказывалась
    на внутриполитической жизни страны,
    вела к ужесточению режима.

    Примеры
    кризисов (конца 1940-х – начала 1960 годов):

    — Берлинский
    кризис 1948 года (установление бетонной
    стены в Берлине между западной и восточной
    частью)

    — Берлинский
    кризис 1961 года

    — Корейская
    война 1950-1953 годов.

    — Венгерский
    кризис 1956 года (ввод советских войск в
    Венгрию и подавление выступления)

    — Карибский
    кризис 1962 года (размещение ракет на
    Кубе)

    С4.
    После окончания Второй мировой войны
    сложились условия для со­хранения
    тесного союза СССР с западными странами
    (США и Великобрита­нией) в интересах
    предотвращения новой войны и борьбы
    против возмож­ности возрождения
    фашизма. В таком духе делались заявления
    лидерами сразу после окончания войны.

    Но
    вскоре прозвучала речь У. Черчилля в
    Фултоне, и началась «холод­ная война»
    между бывшими союзниками. Приведите
    три объяснения такого поворота событий.

    Могут
    быть даны следующие объяснения:

    • амбиции
      двух сверхдержав — СССР и США;

    • страх
      правительств западных стран перед
      «красной угро­зой», неприятие
      коммунистической идеологии;

    • установление
      контроля СССР над странами Восточной
      Евро­пы, утверждение здесь
      коммунистических режимов вразрез
      прежним договорённостям;

    • авторитарный
      режим в СССР и демократические режимы
      западных стран неизбежно вступали друг
      с другом в противоре­чия.

    С4.
    Назовите основные черты
    общественно-политического развития
    СССР в 1945—1953 гг. Укажите не менее трёх
    черт. Приведите не менее двух примеров
    их проявления в обществен­но-политической
    жизни страны в этот период.

    1. Могут быть названы следующие основные черты общест­венно-политической жизни страны в ссср:

    — усиление
    в различных слоях общества демократических
    настроений

    рост
    социальной напряжённости, надежд на
    смягчение существующего режима, после
    победы в Великой Отечествен­ной войне

    • проведение
      некоторых мер демократической
      направленности — упразднение ГКО,
      перевыборы Советов и др.

    • ужесточение
      политического режима, осуществление
      жёсткого партийно-государственного
      контроля во всех сферах жизни общества

    —развитие
    системы ГУЛАГа, проведение репрессий
    сред разных групп населения

    • усиление
      личной власти И.В. Сталина

    2.
    Могут быть приведены следующие примеры:

    • издание
      партийных постановлений с критикой
      творчества представителей культуры,
      запрет на публикацию и исполнений их
      произведений

    • преследование
      некоторых деятелей науки, запрет
      генети­ки и др. наук

    • проведение
      кампании борьбы с «космополитами» и
      «низкопоклонством перед Западом» в
      сфере науки, культуры и др.

    • организация
      «ленинградского дела», «дела врачей»
      и др.

    1. Могут быть
    названы следующие причины: 10

    1.
    Может быть указано, что подписание
    Тильзитского мирного договора вызвало
    13

    2.
    Может быть указано, чем объяснялось
    такое отношение дворянства, купечества
    к подписанию Тильзитского мирного
    договора 13

    1.
    Могут быть названы следующие творческие
    объединения: 22

    Могут
    быть приведены характерные черты одного
    из на­званных объединений: 22

    1.
    Могут быть названы следующие декреты: 25

    2.
    Могут быть приведены следующие
    основные положения:
    25

    1.
    Могут быть названы события: 26

    2.
    Могут быть указаны причины: 26

    1.
    Могут быть названы следующие основные
    черты общест­венно-политической
    жизни страны в СССР: 32

    2.
    Могут быть приведены следующие
    примеры: 32

    2.
    Могут быть названы следующие причины,
    определившие осуществление избранных
    направлений развития: 34

    1.
    Могут быть названы следующие направления
    проведения реформ: 37

    С.4
    После смерти И.В. Сталина в 1953 г. перед
    страной встала проблема выбора перспектив
    дальнейшего развития. Значитель­ная
    часть сталинского руководства выступала
    за сохранение то­талитарного режима
    уже без Сталина.

    Какие
    направления развития были осуществлены?
    (Назовите не менее трёх направлений в
    различных сферах общества). Ка­кие
    причины определили осуществление этих
    направлений? (Укажите не менее двух
    причин).

    1. Могут быть
    названы следующие причины: 10

    1.
    Может быть указано, что подписание
    Тильзитского мирного договора вызвало
    13

    2.
    Может быть указано, чем объяснялось
    такое отношение дворянства, купечества
    к подписанию Тильзитского мирного
    договора 13

    1.
    Могут быть названы следующие творческие
    объединения: 22

    Могут
    быть приведены характерные черты одного
    из на­званных объединений: 22

    1.
    Могут быть названы следующие декреты: 25

    2.
    Могут быть приведены следующие
    основные положения:
    25

    1.
    Могут быть названы события: 26

    2.
    Могут быть указаны причины: 26

    1.
    Могут быть названы следующие основные
    черты общест­венно-политической
    жизни страны в СССР: 32

    2.
    Могут быть приведены следующие
    примеры: 32

    2.
    Могут быть названы следующие причины,
    определившие осуществление избранных
    направлений развития: 34

    1.
    Могут быть названы следующие направления
    проведения реформ: 37

    1. Могут
      быть названы следующие направления
      развития СССР после смерти И.В. Сталина: |

    • в
      результате внутрипартийной борьбы
      между основными; претендентами на
      высшую власть в стране Н.С. Хрущев
      утвердился в роли лидера государства,
      избрав путь ограниченной демократизации
      жизни в стране

    • в.
      политической сфере «оттепель» проявилась
      в разоблачении культа личности Сталина,
      частичной реабилитации жертв
      сталинских
      репрессий, проведении ряда преобразований
      и стране и в партии (расширение прав
      союзных республик)

    • в
      социально-экономической сфере — была
      проведена реформа управления
      промышленностью, созданы территориальные
      советы народного хозяйства, поддержано
      развитие колхозов, личных подсобных
      хозяйств колхозников, проведён ряд мер
      по улучшению жизни населения

    • в
      сфере научно-технического прогресса
      произошло увеличение темпов развития
      ряда отраслей производства на основе;
      использования научных достижений,
      создание новых научных центров,
      достижения в освоении космоса, построение
      основ; индустриального общества

    • в
      духовно-культурной сфере, хотя и
      существовали серьёз­ные ограничения
      рамками идеологических требований
      партии, произошло раскрепощение
      общества, освобождение его от страха,
      ослабление контроля за творчеством
      представителей культуры; была проведена
      реформа образования

      1. Могут
        быть названы следующие причины,
        определившие осуществление избранных
        направлений развития:

    • невозможность
      после смерти И.В. Сталина скрывать от
      общества сталинские преступления ‘

    • необходимость
      убедить общество, что все жестокости
      ста­линизма не были порождены
      существующим общественно-по­литическим
      строем

    • необходимость
      показать непричастность политического
      руководства страны к преступлениям
      Сталина

    • личная
      решимость Н.С. Хрущёва разоблачить
      культ лич­ности Сталина, заручившись
      поддержкой своих сторонников (в том
      числе маршала Г.К. Жукова) в устранении
      других претендентов на власть


    стремление Н.С. Хрущёва улучшить жизнь
    советских лю­дей

    МЕРОПРИЯТИЯ,
    ПРОВЕДЕННЫЕ В СССР В ПЕРИОД «ОТТЕПЕЛИ»,
    В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ
    ПОЛИТИКИ:

    — сохранение
    курса на приоритетное развитие отраслей
    тяжелой и оборонной промышленности

    — активизация
    усилий направленных на внедрение
    достижений науки и техники в производство

    — переход от
    отраслевого принципа управления народным
    хозяйством к территориальному (создание
    совнархозов)

    — распространение
    паспортной системы на колхозников

    — упорядочение
    пенсионного обеспечения, снижение
    пенсионного возраста

    — освоение
    целинных и залежных земель

    — ограничение
    приусадебных хозяйств

    — проведение
    денежной реформы, повышение розничных
    цен

    Значение
    периода «оттепели»:

    — была
    предпринята первая попытка десталинизации
    советского общества

    — «оттепель»
    была первой попыткой реформирования
    общественной системы, сложившееся в
    СССР в 1930-е г.г., освобождения ее от
    наиболее одиозных элементов (массовые
    репрессии, террор, культ личности) при
    сохранении однопартийности, руководящей
    роли КПСС, общественной собственности
    и централизованного планирования,
    командной экономики;

    — политика
    «оттепели» не была последовательной,
    целостной, но она внесла существенные
    изменения в духовную атмосферу как шаг
    к свободе. К социализму, очищенному от
    деформаций и искажений, к гражданской
    ответственности, самостоятельности,
    инициативе.

    С.4.
    Отметьте черты внешней политики СССР
    в 1956-1964 гг. (Укажите не менее двух черт.)
    Приведите примеры, иллюстрирующие ее
    осуществление (не менее трех примеров).

    Могут
    быть названы следующие основные черты
    внешней политики СССР в 1956—1964 гг.


    изменение внешнеполитической доктрины
    (Н.С. Хрущев заявил об осуществлении
    внешней политики, предполагающей переход
    «от массового применения войск на поле
    боя к ракетно-ядерному противостоянию»)


    участие СССР в «холодной войне»


    ухудшение взаимоотношений с некоторыми
    социалистическими странами из-за
    политики десталинизации


    провозглашение вывода о многообразии
    форм перехода к социализму


    ведущая роль СССР в социалистическом
    лагере


    расширение влияния СССР в государствах
    «третьего мира»

    Могут
    быть приведены следующие примеры:


    нормализация отношений с Югославией


    возведение Берлинской стены в 1961 г.


    Карибский кризис 1962 г.


    ввод советских войск в Венгрию в 1956 г.


    встречи на высшем уровне Н. Хрущева с
    Д. Эйзенхауэром, Дж. Кеннеди


    создание Организации Варшавского
    договора (1955)


    ухудшение отношений СССР с Китаем и
    Албанией


    оказание экономической и военной помощи
    Египту и Индии

    Причины отстранения хрущева от власти

    1.Либерализация жизни страны, допущение
    определенной степени свободы перестали
    соответствовать интересам высшей
    партийной номенклатуры.

    2.Энергичный,
    взрывной характер, непродуманность и
    непоследовательность действий Хрущева
    стали противоречить интересам высшей
    партийной бюрократии.

    3.Проявление
    своеволия, необоснованное увлечение
    отдельными идеями (целина, кукуруза)
    также не могли устраивать высшую
    партийно-государственную номенклатуру.

    4.»Волюнтаризм
    и субъективизм» политики Хрущева вызвали
    недовольство в обществе: в начале 1960-х
    г.г. в экономике страны нарастают
    кризисные явления

    (рост
    цен, хлебный кризис и др.)

    5.Непоследовательность
    и противоречивость реформ вызывали
    недовольство многих слоев общества,
    что не могло обеспечить Хрущеву активную
    поддержку населения.

    Выводы о значении отстранения хрущева от власти

    1.Отстранение
    Хрущева от власти не вызвало никаких
    потрясений в обществе.

    2.Отстранение
    Хрущева от высшей власти означало победу
    интересов высшей партийной номенклатуры
    и поворот к более консервативному курсу
    политики в брежневский период.

    Итоги «оттепели»

    Общественно-политическая
    жизнь:

    1.Процесс
    десталинизации, начало процесса
    реабилитации жертв сталинских репрессий.

    Преодоление
    последствий культа личности.

    Духовно-культурная
    сфера:

    2.Публикация
    запрещенных произведений, новые театры,
    журналы; реформа образования, пробуждение
    общественного сознания.

    Экономическая
    сфера:

    3.Децентрализация
    управления экономикой

    4.Начало
    внедрения научно-технических достижений
    в производство.

    5.Ряд мер по
    оживлению сельского хозяйства (целина,
    кукуруза)

    Социальная
    сфера:

    6.Повышение
    пенсий, введение паспортов для колхозников.

    7.Строительство
    жилья.

    ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
    ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ»

    1.Противоречивость
    политики Н.С. Хрущева, решение экономических
    проблем административными методами
    породили недовольство в различных слоях
    общества.

    2.Политика
    либерализации всех сфер жизни общества
    не затрагивала основ общественной
    системы.

    3.Десталинизация
    в идеологической и духовной жизни была
    непоследовательна и ограниченна.

    4.В обстановке
    духовного раскрепощения, с одной стороны,
    и сохраняющейся цензуры – с другой,
    возникло неофициальное искусство и
    движение «инакомыслящих».

    ПЛЕНУМ ЦК
    КПСС-1964 Г.

    Решение
    Пленума:
    сместить Никиту Сергеевича
    Хрущева со всех руководящих постов.

    Решение
    Пленума готовили соратники Н.С. Хрущева
    под руководством Л.И. Брежнева.

    Причина
    снятия
    : консервативно настроенная
    часть высшего руководства партии и
    государства была настроена против
    Хрущева и проводимых им преобразований,
    затрагивающих их интересы.

    Решение
    Пленума не отвечала демократическим
    принципам, так как:

    — в партии и
    государстве не существовало механизмов
    критики и смены руководства.

    — Слабое
    развитие демократии в период «Оттепели».

    — Сказывались
    традиции, существовавшего ранее
    авторитарного стиля руководства страной.

    — «Половинчатый
    демократизм» Хрущева сослужил ему
    плохую службу

    В
    результате начатой в 1965 г. под руководством
    А.Н. Косыгина экономической реформы по
    совершенствованию планирования и
    стимулированию труда производителей
    произошел прирост национального дохода
    СССР, увеличение валового общественного
    продукта.

    Укажите
    не менее двух положений, отражающих её
    итоги в 1970-е гг.

    Приведите
    не менее двух причин, которые предопределили
    судьбу реформы.

    1. Могут быть названы следующие положения, отражающие итоги реформы 1965 г.:


    А.Н. Косыгину удалось лишь частично
    осуществить замысел реформы в
    промышленности


    реформа в начале 1970 г. была постепенно
    свернута

    2. Могут быть названы причины, предопределившие судьбу реформы:


    противоречивый характер реформы, в ходе
    которой была сделана попытка соединить
    административно-командные и экономические
    методы управления производством


    партийно-государственная номенклатура,
    пришедшая к власти после смещения Н.С.
    Хрущева, стремилась к стабильности, а
    не к реформам, ее устраивало замедление
    хода реформы


    министерства и ведомства работали
    по-старому, тормозя развитие
    самостоятельности предприятий


    в отличие от развитых стран, переходящих
    к высокотехнологичным производствам,
    в СССР традиционно приоритетным считалось
    экстенсивное развитие тяжелой
    промышленности, рост количества
    предприятий


    преобразования в экономике не
    сопровождались изменениями в политической
    и социальной сферах

    ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР

    Движение
    возникло в 1960-х годах при Л.И. Брежневе.

    Фамилии
    диссидентов: А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын,
    Л.М. Ростропович.

    Цели
    движения:

    1. Демократизация
      политической жизни в СССР.

    2. Предоставление
      населению реальных гражданских и
      политических прав и свобод, защита прав
      и свобод.

    3. Снятие
      цензурных ограничений, предоставление
      творческой свободы интеллигенции.

    4. Установление
      более тесных контактов с западными
      странами, снятие «железного занавеса».

    5. Синтез
      двух общественных систем (социалистической
      и капиталистической).

    6. Недопущение
      неосталинизма.

    7. Борьба с
      экстремизмом левого и правого толка.

    Средства, которые использовала власть
    в борьбе с диссидентами.

    — уголовное преследование диссидентов.

    — цензурные ограничения, запрет на
    творческую деятельность (В исторической
    науке было свернуто направление,
    изучавшее проблемы революции 1917 года-
    П.В. Волобуев, К.Н. Тарновский .

    — помещения диссидентов в психиатрические
    лечебные заведения.

    — высылка видных диссидентов за границу
    – И.А. Бродский, Ю.А. Любимов, А.А.
    Тарковский, Л.М. Ростропович.

    АФГАНСКАЯ
    ВОЙНА 1979 года
    :

    Дата : 1979 –
    1989 г.г

    Война началась
    при Брежневе, закончилась при Горбачеве.

    Причины
    участия СССР в этой войне
    :

    1. Нестабильность
      в Афганистане, который считался зоной
      советского влияния.

    2. Угроза
      стабильности в среднеазиатских регионах
      СССР.

    3. Стремление
      сохранить взятый афганским режимом
      курс на построение социализма.

    4. В условиях
      «холодной войны» советские власти
      опасались установления американского
      контроля над Афганистаном.

    5. Руководители
      Советской армии желали проверить
      эффективность боевой техники и степень
      обученности войск в условиях реальной,
      но локальной войны.

    Последствия
    данной войны для СССР:

    1. Большие
      людские потери

    2. Большие
      материальные потери

    3. Падение
      престижа советских вооруженных сил.

    4. Падение
      авторитета СССР в мусульманском мире.

    5. Падение
      международного престижа СССР.

    6. Усиление
      позиций США в среднеазиатском регионе.

    Назовите
    не менее двух основных проблем
    экономического развития СССР к середине
    1980-х гг.

    Приведите
    не менее трех примеров конкретных мер,
    предпринимавшийся во второй половине
    1980-х гг. для решения этих проблем.

    1. Могут быть названы следующие проблемы экономического развития ссср к середине 1980-х гг.:


    снижение темпов экономического роста;


    хронический дефицит продовольствия и
    товаров народного потребления;


    растущее научно-техническое отставание
    СССР от западных стран;


    исчерпание возможностей экстенсивной
    экономики;


    зависимость экономики от экспорта
    энергоносителей и цен на них на мировом
    рынке;


    чрезмерная милитаризация экономики;


    низкое качество и дефицит товаров на
    потребительском рынке;


    низкая производительность труда и
    слабая трудовая дисциплина;


    чрезмерная централизация экономики;


    отставание ряда важных отраслей (сельское
    хозяйство и др.);


    рост теневой экономики

    2. Могут быть приведены следующие примеры предпринимавшийся во второй половине 1980-х гг. Конкретных мер для решения проблем экономического развития:


    провозглашение курса на ускорение;


    антиалкогольная кампания;


    введение государственной приёмки;


    принятие закона «О государственном
    предприятии»;


    борьба с коррупцией и нетрудовыми
    доходами;


    борьба за повышение трудовой дисциплины,
    внимание к

    материальному
    стимулированию труда;


    предоставление большей хозяйственной
    самостоятельности предприятиям;


    принятие закона об индивидуальной
    трудовой деятельности;


    поощрение подсобных хозяйств, аренды
    и т.п.;


    создание совместных предприятий;


    принятие закона «О кооперации в СССР»,
    развитие кооперативного сектора
    экономики.

    Названы
    2 проблемы в экономике СССР

    ПОЛИТИКА
    Ю.В. АНДРОПОВА – 1982 ГОД.

    Андропов
    попытался реформировать существующую
    социалистическую систему, преодолеть
    застойные явления:

    1. Преследование
      злоупотреблений среди партноменклатуры
      (Дела по коррупции).

    2. Борьба за
      утверждение трудовой дисциплины (рейды
      по проверке отсутствующих на работе)

    Ожидания
    на реформирование не оправдались:

    1. Болезнь
      и ранняя смерть Андропова

    2. Консервативные
      политические взгляды Андропова, не
      позволяли надеяться на коренные
      изменения – уничтожение социализма.

    3. Из-за
      нового обострения отношений с США
      выросли расходы на «Гонку вооружений»,
      что не позволяло выйти из начинавшегося
      экономического кризиса.

    С4.
    Назовите не менее трёх основных
    направлений проведения реформ в период
    перестройки в СССР в 1985—1990 гг. Приведите
    не менее двух примеров экономических
    преобразований этого периода.

    1. Могут
      быть названы следующие направления
      проведения реформ:

    • демократизация
      государственно-политической сферы
      (отдель­ные преобразования органов
      власти, введение многопартийности)

    :
    — проведение политики гласности во
    всех сферах общест­венно-политической
    жизни

    • экономические
      преобразования, направленные на
      ут­верждение многих форм собственности
      и переход к рыночной экономике

    —-
    утверждение в международных отношениях
    принципов «нового политического
    мышления» и проведение внешней по­литики
    на их основе


    принятие
    закона о кооперации

    • разрешение
      частной индивидуальной деятельности
      в ряде видов производства

    • признание
      равенства разных форм собственности,
      на селе (колхозов, совхозов, арендных
      кооперативов, фермерских хо­зяйств)

    • принятие
      постановления «О концепции перехода
      к ре­гулируемой рыночной экономике»:
      разрешение аренды предприятии, создания
      акционерных обществ и др.

    Политический кризис 1993 года в россии:

    Президент
    России – Б.Н. Ельцин

    Вице-президент
    РФ – А.В. Руцкой.

    Председатель
    Верховного Совета РФ (спикер) – Р.И.
    Хасбулатов

    Дата кризиса:

    21.09.1993 –
    4.10.1993 года.

    Суть кризиса:

    21.09.1993 года
    Ельцин объявил о роспуске съезда народных
    депутатов и Верховного Совета, проведении
    в декабре выборов в новые органы
    государственной власти и референдума
    о новой Конституции. Против президентского
    указа выступил Верховный Совет во главе
    со спикером Р.И. Хасбулатовым, большинство
    членов Конституционного суда, признавших
    действия президента незаконными и
    объявивших президента низложенным.
    Функции президента на себя взял
    вице-президент РФ Руцкой А.В.

    В Москве
    начались массовые беспорядки, президент
    ввел в столицу войска и начал артиллерийский
    обстрел здания «Белого дома», где заседал
    Верховный Совет. Погибли люди, 4. 10.1993
    года здание было занято войсками,
    руководители сопротивления были
    арестованы.

    Причины
    кризиса:

    1. Разные
      представления о государственном
      устройстве России у президента
      (президентская республика) и у Верховного
      Совета (парламентская республика) в
      условиях устаревшего законодательства.

    2. Нежелание
      Верховного Совета поддерживать курс
      на либеральные реформы

    3. Конфликт
      идеологий (демократической и
      коммунистической) в условиях новой
      российской государственности

    4. Личные
      амбиции президента Б.Н. Ельцина и
      руководства Верховного Совета.

    Победу
    одержал президент Ельцин.

    Причины
    победы президента:

    1. Использование
      армии.

    2. Обращение
      за поддержкой к населению.

    3. Использование
      СМИ для обоснования своей позиции.

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда токарь расточник
  • Opentoonz руководство на русском
  • По указанию руководства запятые
  • Валемидин плюс сироп инструкция по применению цена отзывы
  • Vaxoral инструкция по применению на русском