1957 под руководством королева

10:15 12.01.2017
(обновлено: 02:20 03.03.2020)

https://ria.ru/20170112/1485397386.html

Сергей Королев и его великие космические проекты

Сергей Королев и его великие космические проекты — РИА Новости, 03.03.2020

Сергей Королев и его великие космические проекты

12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по ст.ст.), 110 лет назад, родился Сергей Королев, ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, академик АН СССР. Его самые знаменитые проекты – в фотоленте Ria.ru.

2017-01-12T10:15

2017-01-12T10:15

2020-03-03T02:20

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1485397386.jpg?2211803621583191227

ссср

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2017

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

фото, ссср, сергей королев, россия

Фото, СССР, Сергей Королев, Россия

Сергей Королев и его великие космические проекты

12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по ст.ст.), 110 лет назад, родился Сергей Королев, ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, академик АН СССР. Его самые знаменитые проекты – в фотоленте Ria.ru.

© РИА Новости | Перейти в медиабанкСергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.

Конструктор Сергей Павлович Королев

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.

1 из 28

© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.

Сергей Королев сидит в кабине планера Коктебель

В 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.

2 из 28

© РИА Новости / Александр Моклецов | Перейти в медиабанкВ эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров («Коктебель», «Красная звезда» и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.

Модель самолета СК-4 конструкции Сергея Королева

В эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров («Коктебель», «Красная звезда» и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.

3 из 28

© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.

Сережа Королев - будущий конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики

В 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.

4 из 28

© AFP 2023 / Files Pravda4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете «Комсомольская правда» о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Статья в газете Комсомольская правда о запуске первого искусственного спутника Земли. 1957 год

4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете «Комсомольская правда» о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

5 из 28

© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.

Конструктор Сергей Королев

В 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.

6 из 28

© РИА Новости / Николай Пашин | Перейти в медиабанкС 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года», доставленные советской космической ракетой на Луну.

Вымпелы, доставленные советской космической ракетой на Луну в 1959 году

С 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года», доставленные советской космической ракетой на Луну.

7 из 28

© Фото : Public domain В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: «Луна-2» – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Луна-2 - первая в мире станция, достигшая поверхности Луны

В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: «Луна-2» – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

8 из 28

© РИА Новости | Перейти в медиабанк19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.

Королев с собакой перед запуском ее в космос

19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.

9 из 28

Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики, принимает экзамен по материальной части корабля «Восток» у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.

10 из 28

© РИА Новости | Перейти в медиабанк12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля «Восток-I».

Юрий Гагарин в кабине космического корабля Восток-1 перед стартом 12 апреля 1961 года

12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля «Восток-I».

11 из 28

© РИА Новости | Перейти в медиабанкСтарт ракеты-носителя «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

Старт космического корабля Восток-1

Старт ракеты-носителя «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

12 из 28

Академик Сергей Королев во время запуска Востока с Юрием Гагариным

Академик Сергей Королев во время запуска «Востока» с Юрием Гагариным.

13 из 28

© РИА Новости /  | Перейти в медиабанкГенеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).

Сергей Королев, Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, Юрий Гагарин и Григорий Постников рассматривают портреты первого космонавта мира

Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).

14 из 28

Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова. 1961 год

Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова, 1961 год.

15 из 28

Космонавт Герман Степанович Титов готовится к старту космического корабля Восток-2

Космонавт Герман Титов готовится к старту космического корабля «Восток-2».

16 из 28

© РИА Новости | Перейти в медиабанк16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля «Восток-6».

Летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля Восток-6

16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля «Восток-6».

17 из 28

© РИА Новости | Перейти в медиабанкКосмонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.

18 из 28

© РИА Новости | Перейти в медиабанкЛетчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами — Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами — Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.

19 из 28

© РИА Новости | Перейти в медиабанк18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля «Восход-2», пилотируемого Павлом Беляевым.

Советский космонавт Алексей Леонов во время выхода в открытый космос

18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля «Восход-2», пилотируемого Павлом Беляевым.

20 из 28

Подготовка к полету космического корабля Восход-2

Подготовка к полету космического корабля «Восход-2».

21 из 28

Врачи извлекают собак-космонавтов Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления.

22 из 28

© Фото : Public domain Планер «Красная звезда» конструкции Сергея Королева.

Планер Красная звезда конструкции Сергея Королева

Планер «Красная звезда» конструкции Сергея Королева.

23 из 28

© РИА Новости / Рунов | Перейти в медиабанкВ начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.

Макет ракеты ГИРД-09

В начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.

24 из 28

Под руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты.
На фото: автоматическая межпланетная станция «Марс-1».

25 из 28

© РИА Новости | Перейти в медиабанкПод его руководством также были созданы первые КА серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», ИСЗ серий «Электрон», «Молния-1» и некоторые ИСЗ серии «Космос».
На фото: cоветский спутник связи «Молния-1».

Советский спутник связи Молния-1. Кадр из кинофильма Космический мост

Под его руководством также были созданы первые КА серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», ИСЗ серий «Электрон», «Молния-1» и некоторые ИСЗ серии «Космос».
На фото: cоветский спутник связи «Молния-1».

26 из 28

© Фото : Public domain Сергей Королев работал над проектом ракетоплана. Ракетоплан РП-318-1, созданный на базе планера Королева и двигателя инженера Валентина Глушко, совершил первый полет 28 февраля 1940 года.

Ракетоплан РП-318-1

Сергей Королев работал над проектом ракетоплана. Ракетоплан РП-318-1, созданный на базе планера Королева и двигателя инженера Валентина Глушко, совершил первый полет 28 февраля 1940 года.

27 из 28

© РИА Новости | Перейти в медиабанкСоветский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера «Коктебель».

Сергей Люшин, Сергей Королев и Константин Арцеулов возле планера Коктебель

Советский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера «Коктебель».

28 из 28

65 лет назад, 4 октября 1957 года, в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли (ИЗС). Это событие ознаменовало начало космической эры, запустило космическую гонку между Советским Союзом и США, а также положило начало использованию космоса в оборонительных целях. К полету первого ИЗС приурочен также День Космических войск – самого молодого подразделения российской армии. Почему Сергей Королев самостоятельно принял решение о постановке спутника на стартовую позицию? И как проходил полет «Спутника-1»? Рассказываем в материале РЕН ТВ.

Цели и значение запуска первого спутника Земли 

4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли – «Простейший Спутник-1». Запуск ПС-1 был осуществлен с полигона Минобороны СССР Тюра-Там (ныне космодром Байконур) на ракете-носителе Р-7 и преследовал несколько целей:

  • тестирование технической способности аппарата и проверка расчетов, принятых для успешного запуска спутника;
  • исследование ионосферы посредством взаимодействия радиоволн, излучаемых спутником из космоса и идущих через атмосферу к поверхности Земли;
  • расчет плотности верхних слоев атмосферы при помощи наблюдения по торможению спутника;
  • исследование влияния космического пространства на аппаратуру, а также определения благоприятных условий для работы аппаратуры в космосе.

Фото: © ТАСС/ РКК «Энергия»

На самом спутнике не было научной аппаратуры, однако его запуск позволил получить не только важные технические данные, необходимые для дальнейшего развития бортового оборудования, систем спутниковой связи и комплексов управления, но и ценные научные сведения. В частности, полезными оказались данные, которые получили на основании наблюдений за движением первого ИСЗ и параметрами прохождения радиосигналов от него. 

Полет первого спутника Земли ознаменовал начало космической эры и запустил космическую гонку между Советским Союзом и США.

История создания первого спутника Земли 

Разработка первого спутника Земли проходила под руководством Михаила Тихонравова, а создание ракеты-носителя и вывод спутника на орбиту – Сергея Королева. Над проектами работали и другие ученые: Мстислав Келдыш, Николай Лидоренко, Михаил Рязанский, Олег Ивановский, Глеб Максимов, Вячеслав Лаппо, Константин Крингауз. 

Проектирование первого искусственного спутника Земли началось в ноябре 1956 года. Он был разработан как аппарат с двумя радиомаяками для проведения траекторных измерений. Диапазоны частот передатчиков спутника (20 МГц и 40 МГц) были выбраны таким образом, чтобы сигнал спутника могли принимать радиолюбители без модернизации аппаратуры. Расчеты траектории вывода на орбиту изначально проводились на электромеханических счетных машинах. Электронную счетную машину применили только для последних этапов расчета. 

«Спутник-1» получил форму шара диаметром 58 сантиметров и весом 83,6 килограмма. Герметичный корпус изготовили из алюминиевых сплавов, а внутрь разместили радиоаппаратуру и серебряно-цинковые аккумуляторы, рассчитанные на 2-3 недели. На внешней поверхности находились четыре стержневые антенны длиной 2,4-2,9 метра. Длительность сигнала составляла 0,3 секунды, прием был возможен на расстоянии до 10 тысяч километров. 

Фото: © РИА Новости

Испытания «Спутника-1»

В начале сентября 1957 года «Простейший Спутник-1» прошел окончательные испытания на вибростенде и в термокамере. 22 сентября в Тюра-Там прибыла ракета Р-7. По сравнению со штатными, она была значительно облегчена: массивная головная часть заменена переходом под спутник, снята аппаратура системы радиоуправления и одна из систем телеметрии, упрощена автоматика выключения двигателей; масса ракеты в результате была уменьшена на семь тонн.

26 сентября Президиум ЦК КПСС постановил провести запуск спутника в середине октября. 2 октября Сергей Королев подписал приказ о летных испытаниях ПС-1 и направил в Москву уведомление о готовности. Однако ответных указаний не пришло, и ученый самостоятельно принял решение о постановке ракеты со спутником на стартовую позицию.

Запуск и полет «Спутника-1»

4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут по московскому времени произошел запуск ракеты со спутником. Через 295 секунд центральный блок ракеты и спутник были выведены на эллиптическую орбиту Земли, а еще через 20 секунд – «Спутник-1» отделился от ракеты и подал повторяющиеся сигналы «бип-бип». Их ловили на полигоне до тех пор, пока спутник не скрылся за горизонтом.

Была вероятность, что «Спутник-1» не сможет достичь первой космической скорости и выйти на орбиту из-за того, что один из двигателей сработал с задержкой. Кроме того, на 16 секунде отказала система управления опорожнением баков, что привело к повышенному расходу керосина и преждевременному отключению двигателя центрального блока. Однако спутник все же успешно достиг эллиптической орбиты, по которой двигался в течение 92 дней. 

Фото: © Фотохроника ТАСС

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества», – говорил Сергей Королев. 

Потеряв скорость о трение атмосферы, «Спутник-1» начал снижаться и полностью сгорел в плотных слоях атмосферы. 

Интересные факты о первом искусственном спутнике Земли 

  • первый искусственный спутник Земли активно функционировал на орбите 21 сутки – с 4 до 25 октября. В космосе он пробыл 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг Земли;
  • запуском первого ИСЗ был установлен рекорд скорости для реактивных космических аппаратов – более 28 565 км/ч и рекорд массы полезного груза, выведенного на орбиту ИЗС – 83,6 кг;
  • расчеты координат спутника с привязкой по времени занимали у ученых 30-60 минут. Сегодня аналогичные вычисления посредством компьютера проводились бы за 1-2 секунды;
  • старт космической гонки вынудил США создать НАСА;
  • результаты запуска «Спутника-1» дали серьезный толчок к развитию интернета: Минобороны США форсировало разработку телекоммуникационной сети с пакетной коммутацией ARPANET;
  • изображение «Спутника-1» поместили на флаг Калуги как города-колыбели космонавтики;
  • после запуска первого ИЗС во многие языки мира вошло русское слово «спутник» (sputnik).

60 лет назад, 21 августа 1957 года, с космодрома Байконур была успешно запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7. Это детище ОКБ-1 Сергея Королёва было положено в основу при создании целого семейства советских ракет-носителей, получившего прозвище «семёрка». Появление Р-7 позволило СССР разработать оружие сдерживания США и запустить первый искусственный спутник Земли. RT рассказывает об истории создания и значении первой в мире МБР.

Необходимость создания межконтинентальной баллистической ракеты была вызвана отставанием СССР в ядерной гонке. После победы во Второй мировой войне главной угрозой безопасности Советского Союза стала американская ракетно-ядерная программа.

В первой половине 1940-х годов США обзавелись не только атомной бомбой, но и стратегическими бомбардировщиками, способными её доставлять. На вооружении Соединённых Штатов находился B-29 Superfortress (который сбросил бомбы на Хиросиму и Нагасаки), а в 1952 году появился B-52 Stratofortress, который мог долететь до любой точки СССР.

В середине 1950-х годов Советский Союз создал эффективный на тот момент носитель ядерного боезаряда. Параллельно с работой по проектированию первого стратегического бомбардировщика (Ту-16) усилия конструкторов были сосредоточены на разработке межконтинентальной баллистической ракеты. ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва и другим институтам СССР удалось достичь на этом пути значительных успехов. Советская конструкторская мысль очень быстро отошла от копирования немецкой баллистической ракеты «Фау-2» и начала создавать собственные уникальные образцы.

Испытанная 60 лет назад Р-7 стала своеобразным итогом более чем десятилетнего напряжённого труда учёных и предметом гордости советских граждан. «Семёрка» являлась технологическим фундаментом для появления ракет-носителей «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».

Невероятная задача

Конструирование ракеты Р-7 началось в ОКБ-1 в 1953 году, хотя постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о начале работ было опубликовано только 20 мая 1954 года.

Королёву поручили создать МБР, способную нести термоядерный заряд на расстояние до 10 тыс. км.

  • 12 апреля 1961 года Королёв вместе со своим коллективом осуществил успешный запуск космического корабля «Восток-1» с космонавтом Юрием Гагариным на борту.
  • РИА Новости

Это была невероятная задача, требовавшая принципиально новых подходов. Для сравнения: принятая на вооружение СССР в 1956 году баллистическая ракета Р-5 могла преодолеть только 1,2 тыс. км. 

Для испытаний Р-7 было необходимо создавать новую инфраструктуру. В 1955 году в казахстанских степях под руководством генерала Георгия Шубникова началось строительство Научно-исследовательского испытательного полигона №5, который позже превратится в космодром Байконур.

В середине 1956 года на Опытном заводе №88 в подмосковных Подлипках (сейчас — Королёв) были изготовлены три макета Р-7, а в декабре 1956 года — первое лётное изделие 8К71.

15 мая 1957 года состоялось первое испытание Р-7. Ракета взлетела, но спустя 98 секунд начала стремительно терять высоту и, преодолев около 300 км, упала. После серии неудачных тестов конструкторам удалось устранить недостатки.

  • Ракета Р-7, 1957 год
  • © Официальный сайт РКК «Энергия» им. С.П. Королева

21 августа в 15:25 в небо поднялся образец Р-7, ракета пролетела 6314 км. Это означало, что Советский Союз создал первую в мире МБР.

По общепринятой классификации баллистическую ракету считают межконтинентальной, если её дальность превышает 5,5 тыс. км.

Образец Р-7 долетел до испытательного полигона Кура на Камчатке, но на высоте 10 км его головная часть разрушилась от термодинамических нагрузок. К концу 1958 года в конструкцию Р-7 было внесено свыше 95 изменений, которые позволили устранить все технические проблемы.

На вооружении

Серийное производство Р-7 стартовало в 1958 году на авиационном заводе №1 имени Сталина. Процесс принятия на вооружение ракеты затянулся из-за начавшегося строительства стартовой станции вблизи Плесецка в Архангельской области, на месте которой сейчас расположен космодром.

Длина Р-7 составляла 31,4 м. Масса ракеты превышала 280 тонн, причём 250 тонн приходилось на топливо, а 5,4 тонны — на головную часть. Заявленная дальность МБР — 8 тыс. км.

Сигналы с летящей ракеты принимались наземной станцией. Главный пункт радиоуправления «семёркой» состоял из двух больших павильонов и 17 грузовых автомобилей. Данные о боковом движении, скорости удаления МБР автоматически обрабатывались ЭВМ, которая посылала ракете команды.

Ракету доставляли на полигон по железнодорожным путям в виде разобранных блоков. Время подготовки к запуску столь массивной конструкции могло превышать 24 часа. Усовершенствованные варианты Р-7 позволили сократить время подготовки к запуску, улучшить точность и повысить дальность полёта до 12 тыс. км.

Историческое значение

Основное достоинство Р-7 заключалось в её универсальности. Первая в мире МБР легла в основу конструкции множества ракет-носителей. Практически все отечественные ракеты, которые используются для запуска в космос, относятся к семейству Р-7 — королёвской «семёрке».

Сложно переоценить историческое значение первой межконтинентальной баллистической ракеты. Р-7 произвела настоящую научно-техническую революцию, плодами которой пользуется современная Россия.

4 октября 1957 года облегчённый вариант МБР вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли.

3 ноября 1957 года Р-7 вывела на орбиту первое живое существо — собаку Лайку. А 12 апреля 1961 ракета-носитель «Восток» запустила в космос корабль «Восток-1», на борту которого находился Юрий Гагарин.

  • globallookpress.com
  • © Russian Look

Как средство поражения Р-7 достаточно быстро устарела. В середине 1960-х годов Советский Союз начал активно работать над созданием шахтных и мобильных пусковых установок.

Стратегический прорыв

Заместитель директора Института США и Канады РАН, генерал-майор в отставке Павел Золотарёв считает, что появление Р-7 кардинально изменило ситуацию в отношениях с Соединёнными Штатами.

«Это был первый шаг к состоянию стратегической стабильности. Р-7 заложила основу для создания Ракетных войск стратегического назначения, которые и до настоящего времени являются основным потенциалом, создающим адекватную угрозу США», — отметил Золотарёв в беседе с RT.

Военный эксперт Дмитрий Литовкин назвал создание Р-7 стратегическим прорывом СССР. По его словам, советским конструкторам удалось решить сложнейшую техническую задачу в тяжелейший для страны послевоенный период.

Также по теме


Старт корабля «Союз» к МКС

На стартовой площадке Байконура состоялся запуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблём «Союз МС-05». К МКС отправилась…

«У нас не было ничего — ни систем ПВО, которые могли бы предотвратить возможный налёт, ни собственных средств доставки, хотя мы уже находились на грани создания ядерного оружия. Успешный запуск советской Р-7 продемонстрировал американцам, что Советский Союз в силах ответить на ядерный удар», — пояснил RT Литовкин. 

По словам члена государственной Российской академии ракетных и артиллерийских наук Владимира Дворкина, успешный запуск королёвской «семёрки» продемонстрировал, что мы смогли значительно опередить США не столько в технологическом, сколько в конструкторском плане.

«Советский Союз создал двухступенчатую МБР с отделяющейся головной частью. Это произвело сильнейшее впечатление на американцев и подстегнуло космическую и ракетную гонку», — заявил Дворкин в беседе с RT.

Время на прочтение
4 мин

Количество просмотров 1.9K

65 лет назад, 4 октября 1957 года запущен первый искусственный спутник Земли, тот самый ПС-1 (простейший спутник). Он весил 83,6 кг, был диаметром 58 см и за 92 дня совершил 1440 витков вокруг Земли, отходя на максимальное расстояние в 947 км.

Но это всё сухие цифры. А ведь это событие стало переломным для человечества. Мы давно уже засматривались на звёзды, а с некоторых пор изобрели телескоп, сделали множество открытий и изучили многие аспекты Вселенной. Но только в 1957 году мы на опыте доказали, что можем преодолеть притяжение нашей родной планеты и выйти в космос.

Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели.
К.Э. Циолковский

Основной инструмент для прорыва в космос — ракета. Такой вывод учёные сделали ещё в XIX столетии. Увы, через полвека ракетная техника развивалась лишь как вид вооружения. К концу Второй мировой войны самым совершенным её образцом была немецкая A-4 ballistische Artillerie-Rakete großer Reichweite — баллистическая ракета дальнего действия, известная как «Фау-2». Созданная как «оружие возмездия», она положила начало современному ракетостроению. Её технические решения легли в основу большинства ракетных программ США, СССР, Великобритании и Франции.

У нас разработка ракетного вооружения большой дальности концентрировалась в НИИ-88 (ныне — ЦНИИмаш), созданном по историческому постановлению Совмина СССР от 13 мая 1946 года «Вопросы реактивного вооружения». Проектно-конструкторские работы по «баллистике» вёл отдел № 3 НИИ-88 (с 1956 года — ОКБ-1, ныне РКК «Энергия» имени С.П. Королёва).

В августе С. П. Королёв назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. В 1947 году лётные испытания ракет «Фау-2», собранных в Германии, положили начало советским работам по освоению иностранной ракетной техники.

В 1948 году на полигоне Капустин Яр проводились уже испытания ракеты Р-1, которая являлась модифицированным аналогом Фау-2, изготовляемым полностью в СССР. В том же году выходят постановления правительства о разработке и испытаниях ракеты Р-2 с дальностью полёта до 600 км и о проектировании ракеты с дальностью до 3000 км и массой головной части в 3 тонны. В 1949 году ракеты Р-1 начали использоваться для проведения серии экспериментов по высотным пускам для исследования космического пространства. Ракеты Р-2 прошли испытания уже в 1950 году, а в 1951 году были приняты на вооружение.

Создание ракеты Р-5 с дальностью до 1200 км стало первым отрывом от техники «Фау-2». Эти ракеты прошли испытания в 1953 году, и сразу же начались исследования использования их как носителя ядерного оружия. Автоматика атомной бомбы была совмещена с ракетой, сама ракета доработана для принципиального повышения её надёжности. Одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности получила название Р-5М. 2 февраля 1956 года произведён первый в мире пуск ракеты с ядерным зарядом.

20 мая 1954 года правительство выдало постановление о разработке двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7. А уже 27 мая Королёв направил докладную министру оборонной промышленности Д. Ф. Устинову о разработке ИСЗ и возможности его запуска с помощью будущей ракеты Р-7. Теоретическим обоснованием для такого письма была серия научно-исследовательских работ «Исследования по вопросам создания искусственного спутника Земли», которая была проведена в 1950—1953 годах в НИИ-4 Министерства обороны под руководством М. К. Тихонравова.

30 января 1956 года правительством подписано постановление о создании и выводе на орбиту в 1957—1958 гг. «Объекта „Д“» — спутника массой 1000—1400 кг несущего 200—300 кг научной аппаратуры. Разработка аппаратуры была поручена Академии наук СССР, постройка спутника — ОКБ-1, осуществление пуска — Министерству обороны. К концу 1956 года стало ясно, что надёжная аппаратура для спутника не может быть создана в требуемые сроки.

14 января 1957 года Советом Министров СССР утверждена программа лётных испытаний Р-7. Тогда же Королёв направил докладную записку в Совет Министров, где писал, что в апреле — июне 1957 года могут быть подготовлены две ракеты в спутниковом варианте, «и запущены сразу же после первых удачных пусков межконтинентальной ракеты». В феврале всё ещё продолжались строительные работы на полигоне, две ракеты уже были готовы к отправке. Королёв, убедившись в нереальности сроков изготовления орбитальной лаборатории, шлёт правительству неожиданное предложение:

Имеются сообщения о том, что в связи с Международным геофизическим годом США намерены в 1958 году запустить ИСЗ. Мы рискуем потерять приоритет. Предлагаю вместо сложной лаборатории — объекта «Д» вывести в космос простейший спутник.

15 февраля это предложение было одобрено.

После нескольких неудачных запусков 21 августа 1957 года ракета № 8Л нормально прошла весь активный участок полёта и достигла заданного района — полигона на Камчатке. Головная часть её полностью сгорела при входе в плотные слои атмосферы; несмотря на это 27 августа ТАСС сообщило о создании в СССР межконтинентальной баллистической ракеты. 7 сентября осуществлён второй полностью успешный полёт ракеты, но головная часть снова не выдержала температурной нагрузки, и Королёв вплотную занялся подготовкой к космическому запуску. По словам Б. Е. Чертока, результаты лётных испытаний пяти ракет показали, что головная часть требует радикальной доработки, на что требовалось не менее полугода. Таким образом, разрушение головных частей открыло дорогу для пуска Первого простейшего спутника

Проектирование ПС-1 началось в ноябре 1956 года, в начале сентября 1957 он прошёл окончательные испытания на вибростенде и в термокамере. Спутник был разработан как аппарат с двумя радиомаяками для проведения траекторных измерений. Диапазоны частот передатчиков простейшего спутника (20 МГц и 40 МГц) были выбраны так, чтобы сигнал спутника могли принимать радиолюбители без модернизации аппаратуры. 2 октября Королёвым был подписан приказ о лётных испытаниях ПС-1 и направлено в Москву уведомление о готовности. Ответных указаний не пришло, и Королёв самостоятельно принял решение о постановке ракеты со спутником на стартовую позицию.

Сначала старт назначили на 6 октября. Но незадолго до этого пришла информация, что в этот день представители США на совещании по координации запусков ракет и спутников в рамках МГГ готовят доклад «Спутник над планетой». Возникло подозрение, что накануне доклада американцы планируют запуск. С.П. Королёв на свой риск, без согласования с руководством страны, принял решение: запустить спутник на два дня раньше.

4 октября 1957 года в 22:28:34 по московскому времени стартовала «семерка» и впервые в истории человечества вывела на орбиту спутник. Своим «бип-бип» он возвестил о наступлении новой эры — Космической.

Ну а США свой первый спутник запустили только через четыре месяца — 1 февраля 1958 года.

Ровно 50 лет назад, 14 января 1966 года, из жизни ушел выдающийся советский ученый, конструктор и основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королёв. Данный выдающийся отечественный деятель навсегда вошел в историю как создатель советской ракетно-космической техники, который помог обеспечить стратегический паритет и превратил Советский Союз в передовую ракетно-космическую державу, став одной из ключевых фигур в освоении космоса человеком. Именно под непосредственным руководством Королёва и по его инициативе были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина. Сегодня в России есть город, который был назван в честь выдающегося ученого.

Сергей Королёв был человеком удивительной судьбы. Он мог разбиться на планере, но не разбился. Его вполне могли расстрелять как «врага народа», но приговорили к тюремному сроку. Он мог погибнуть уже в лагерях, но он выжил. Должен был утонуть на корабле в Тихом океане, однако опоздал на судно, которое через 5 дней потерпело катастрофу. Этот великий ученый выжил для того, чтобы в буквальном смысле пройти через тернии к звездам и первым вывести человечество в космос. Наверное, не было на планете другого такого человека, который бы так сильно и преданно любил небо.

Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко. Ему было три года, когда семья распалась, и по решению матери его отправили на воспитание к бабушке и дедушке в Нежин, где Сергей прожил до 1915 года. В 1916 году его мать снова вышла замуж и вместе с сыном и новым мужем Георгием Михайловичем Баланиным переехала в Одессу. В 1917 году будущий ученый поступил в гимназию, которую не успел окончить из-за начала революции. Гимназия была закрыта, и на протяжении 4-х месяцев он занимался в единой трудовой школе, а затем получал образование на дому. Он занимался самостоятельно по гимназической программе при помощи отчима и матери, которые оба были учителями, а отчим помимо педагогического имел и инженерное образование.

Сергей Павлович Королёв. Через тернии к звёздам

Еще обучаясь в школе, Сергей Королёв отличался исключительными способностями и большой тягой к новой для того времени авиационной технике. Когда в 1921 году в Одессе был образован отряд гидросамолетов, будущий конструктор ракет всерьез увлекся воздухоплаванием. Он свел знакомство с членами данного отряда и совершил свои первые полеты на гидросамолете, решив стать летчиком. При этом страсть к небу перемежалась у него работой в школьной производственной мастерской, где будущий конструктор научился работать за токарным станком, он вытачивал детали очень сложной формы и конфигурации. Эта «столярная» школа очень пригодилась ему в будущем, когда он начал строить свои собственные планеры.

При этом будущий конструктор ракет сумел получить среднее образование не сразу, у него не было для этого условий. Только в 1922 году в Одессе была открыта стройпрофшкола, в которой на тот момент преподавали лучшие учителя. В нее и поступил 15-летний Сергей. Прекрасная от природы память позволяла Королёву запоминать наизусть целые страницы текста. Учился будущий конструктор очень прилежно, можно сказать, увлеченно. Его классный руководитель говорила про него матери: «Парень с царем в голове». В строительной профессиональной школе он обучался с 1922 по 1924 годы, занимаясь параллельно во многих кружках и на различных курсах.

В 1923 году правительство обратилось к народу с призывом создать в стране свой Воздушный флот. На Украине было образовано Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей Королёв сразу же стал членом данного общества и начал усиленно заниматься в одном из его планерных кружков. В кружке он даже сам читал рабочим лекции по планеризму. Знания по истории авиации и планеризму Королёв приобрел самостоятельно, читая специализированную литературу, в том числе книга на немецком языке. Уже в возрасте 17 лет он разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции, «безмоторного самолета К-5».

В 1924 году Сергей Королёв поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, всего за 2 года он освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал настоящим спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года Королёв перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Баумана, где обучался на аэромеханическим факультете. Молодой студент учился всегда со свойственным ему трудолюбием, много времени он занимался самостоятельно, посещая техническую библиотеку. Особой популярностью в те годы пользовались лекции молодого 35-летнего авиаконструктора Туполева, который читал студентам вводный курс по самолетостроению. Уже тогда Туполев заметил выдающиеся способности Сергея и в дальнейшем считал Королёва одним из лучших своих учеников.

Во время учебы в Москве Сергей Королёв уже был достаточно хорошо известен как молодой и перспективный авиационный конструктор, опытный планерист. Начиная с 4-го курса, он совмещал учебу и работу в КБ. С 1927 по 1930 годы принимал участие во Всесоюзных планерных соревнованиях, которые проходили на территории Крыма под Коктебелем. Здесь Королёв летал сам, а также представлял модели своих планеров, в том числе СК-1 «Коктебель» и СК-3 «Красная звезда».

Огромное значение на жизнь Сергея Королёва оказала его встреча с Циолковским, которая произошла в Калуге в 1929 году по дороге из Одессы в Москву. Эта встреча предопределила дальнейший жизненный путь ученого и конструктора. Беседа с Константином Эдуардовичем произвела на молодого специалиста неизгладимое впечатление. «Циолковский потряс меня тогда своей непоколебимой верой в возможность космоплавания, — много лет спустя вспоминал конструктор, — я ушел от него с одной единственной мыслью: строить ракеты и летать на них. Всем смыслом жизни для меня стало одно — пробиться к звездам».

В 1930 году он начинает работать в Центральном КБ завода имени Менжинского, а с марта следующего года становится старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В том же 1931 году он принимает участие в организации ГИРД — Группы изучения реактивного движения, которую возглавит уже в 1932 году. Под руководством Сергея Королёва были осуществлены первые запуски советских ракет на гибридном двигателе «ГИРД-9», которые состоялись в августе 1933 года, а также на жидком топливе «ГИРД-X» в ноябре того же года. После того, как в конце 1933 года произошло слияние ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и московского ГИРДа и был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), Сергей Королёв был назначен его замдиректора по научной части, а начиная с 1934 года, он стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Сергея Королёва, которая называлась «Ракетный полет в стратосфере». Уже в этой книге конструктор предупреждал о том, что ракета является очень серьезным оружием. Образец книги он послал и Циолковскому, который назвал книгу содержательной, разумной и полезной. Уже тогда Королёв мечтал, как можно более плотно заняться постройкой ракетоплана, но задумкам его не суждено было тогда осуществиться. Осенью 1937 года волна репрессий, захлестнувших Советский Союз, докатилась и до РНИИ.

Королёва арестовали по ложному обвинению 27 июня 1938 года. 25 сентября он был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он проходил по первой категории, что значило: рекомендуемая органами НКВД мера наказания — расстрел. Список был утвержден лично Сталиным, так что приговор можно было считать практически утвержденным. Однако Королёву «повезло», он был приговорен к 10 года лагерей. До этого он год провел в Бутырской тюрьме. По некоторым данным, будущий покоритель космоса подвергался серьезным пыткам и избиениям, в результате которых у него была сломана челюсть. На Колыму конструктор попал 21 апреля 1939 года, где трудился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления, при этом конструктор ракетных двигателей был занят на «общих работах». 2 декабря 1939 года Королёв был направлен в распоряжение Владлага.

Лишь 2 марта 1940 года он вновь оказался в Москве, был вторично судим, на этот раз его приговорили к 8 годам лагерей, направив в новое место заключения — в московскую специальную тюрьму НКВД ЦКБ-29, в которой под руководством своего учителя Туполева он принимал участие в разработке бомбардировщиков Ту-2 и Пе-2, одновременно с этим инициировав работы по созданию управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного истребителя-перехватчика. Данные работы стали причиной его перевода в 1942 году в другое КБ, но также тюремного типа — ОКБ-16, которое работало в Казани при авиазаводе №16. Здесь осуществлялись работы над созданием ракетных двигателей новых типов, которые в дальнейшем планировалось использовать в авиационной промышленности. После начала войны Королёв просился отправить его летчиком на фронт, но Туполев, который к тому моменту уже хорошо узнал и оценил его, не отпустил, заявив: «А кто будет самолеты строить?».

Сергея Павловича досрочно освободили только в июле 1944 года по личному указанию Сталина, после чего еще один год он продолжал работать в Казани. Крупный специалист в области авиационного оборудования Л. Л. Кербер, трудившийся в ЦКБ-29, отмечал, что Королёв был циником, скептиком и пессимистом и довольно мрачно смотрел в будущее, приписывая конструктору фразу «Хлопнут без некролога». Вместе с тем существует высказывание и летчика-космонавта Алексея Леонова, который отмечал, что Королёв никогда не был озлоблен и никогда не жаловался, не опускал рук, никого не проклинал и не ругал. На это у конструктора просто не было времени, он прекрасно понимал, что озлобленность вызовет в нем не творческий порыв, а лишь его угнетение.

После завершения Великой Отечественной войны, во второй половине 1945 года Сергей Королёв в составе группы специалистов был отправлен в Германию в командировку, где занимался изучением немецкой техники. Особый интерес для него представляла, конечно же, немецкая ракета V-2 (Фау-2). В августе 1946 года конструктор приступает к работам в подмосковном Калининграде, где становится главным конструктором ракет дальнего радиуса действия и начальником отдела №3 при НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, которая была поставлена правительством перед Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися на тот момент времени ракетным вооружением, была разработка советского аналога немецкой ракеты Фау-2 из отечественных материалов. При этом уже в 1947 появилось новое постановление правительства о создании новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета — до 3-х тысяч км. В 1948 году Королёв проводит летно-конструкторские испытания первой советской баллистической ракеты Р-1 (аналог Фау-2) и в 1950 году сдает ракету на вооружение. В течение следующих нескольких лет он трудится над различными модификациями данной ракеты. В течение только одного 1954 года он завершил работу над ракетой Р-5, наметив сразу пять ее возможных модификаций. Также была завершена работа над ракетой Р-5М, оснащенной ядерным боевым зарядом. Помимо этого, он работал над ракетой Р-11 и ее морским вариантом, все более четкие очертания приобретала и его будущая межконтинентальная ракета Р-7.

Работы над межконтинентальной двухступенчатой ракетой Р-7 были завершены в 1956 году. Это была ракета с дальностью полета 8 тысяч километров и отделяемой головной частью массой до 3-х тонн. Ракета, созданная под непосредственным руководством Сергея Павловича, была успешно испытана в 1957 году на специально построенном для этих целей полигоне №5, расположенном в казахской степи (сегодня это космодром Байконур). Модификация данной ракеты Р-7А, обладавшая увеличенной до 11 тысяч километров дальностью пуска, находилась на вооружении РВСН Советского Союза с 1960 по 1968 годы. Также стоит отметить тот факт, что в 1957 году Королёвым были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); конструктор стал настоящим первопроходцем в этих новых и очень важных направлениях развития ракетного вооружения.

4 октября 1957 года спроектированная Сергеем Королёвым ракета вывела на земную орбиту первый в истории искусственный спутник. С этого дня берет свое начала эра практической космонавтики, а Королёв становится отцом этой эры. Первоначально в космос отправляли лишь животных, но уже 12 апреля 1961 года конструктор вместе со своими коллегами и единомышленниками осуществляет успешный запуск космического корабля «Восток-1», на борту которого находился первый космонавт планеты Юрий Гагарин. С этого полета, которого не было бы без Королёва, начинается эра пилотируемой космонавтики.

Также с 1959 года Сергей Королёв осуществлял руководство программой по исследованию Луны. В рамках этой программы к естественному спутнику Земли было выслано несколько КА, в том числе аппаратов с мягкой посадкой. При проектировании аппарата для посадки на лунной поверхности было много споров о том, что она из себя представляет. В то время общепринятой была гипотеза, выдвинутая астрономом Томасом Голдом, согласно которой Луна была покрыта толстым слоем пыли из-за микрометеоритной бомбардировки. Но Королёв, который был знаком с другой гипотезой — советского вулканолога Генриха Штейнберга, приказал считать лунную поверхность твердой. Его правота была подтверждена в 1966 году, когда на Луне совершил мягкую посадку советский аппарат «Луна-9».

Еще одной интересной историей из жизни великого ученого и конструктора стал эпизод с подготовкой автоматической станции для отправки к одной из планет солнечной системы. При ее создании конструкторы столкнулись с проблемой лишнего веса исследовательской аппаратуры на борту станции. Сергей Королёв изучил чертежи станции, после чего осуществил проверку прибора, который должен был передать на Землю информацию о наличии или отсутствии органической жизни на планете. Он вывез прибор в выжженную казахскую степень неподалеку от космодрома и прибор передал по радио сигнал, что на Земле нет жизни, что и послужило поводом для исключения этого ненужного оборудования из состава оснащения станции.

При жизни великого конструктора на космических кораблях его конструкции в космосе успело побывать 10 космонавтов, помимо Гагарина, был осуществлен выход человека в открытый космос (это сделал Алексей Леонов 18 марта 1965 года). Под непосредственным руководством Сергея Королёва в СССР был создан первый космический комплекс, многие геофизические и баллистические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель «Восток» и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей «Восток» и «Восход», разработаны первые космические аппараты серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», разработан космический корабль «Союз».

Сергей Павлович Королёв ушел из жизни довольно рано — 14 января 1966 года в возрасте всего 59 лет. По всей видимости, здоровье конструктора все-таки было подорвано на Колыме и несправедливое обвинение (в 1957 году он был полностью реабилитирован) наложило отпечаток на его здоровье. К этому моменту Королёв уже успел многое сделать для осуществления своей мечты по покорению космоса, он реализовал ее на практике. Но некоторые проекты, например лунная программа СССР, оказались нереализованными. Лунный проект был свернут после смерти выдающегося конструктора.

В 1966 году Академия наук Советского Союза учредила золотую медаль «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники» имени Сергея Павловича Королёва. В Житомире, Москве и на Байконуре ему были установлены памятники. Память конструктора увековечили большим количеством названных в его честь улиц, а также мемориальным домом-музеем. В 1996 году подмосковный город Калининград был переименован в наукоград Королёв в честь работавшего здесь выдающегося конструктора ракетной техники. Также в его честь были названы перевал на Тянь-Шане, крупный лунный кратер и астероид. Так что имя Сергея Королёва продолжает жить не только на Земле, но и в космосе.

По материалам из открытых источников

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Белгородский областной суд руководство
  • Национальное руководство по реабилитации инвалидов
  • Респеро миртол форте инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Респеро миртол форте инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Работа по классному руководству является