Детальные и очень подробные инструкции для желающих участвовать в закупках по №223-ФЗ можно найти на официальном интернет-портале ЕИС Закупки в соответствующем разделе, который находится в свободном доступе. Но размещенные на сайте руководства пользователей сложно назвать простыми для понимания. Поэтому имеет смысл объяснить положения №223-ФЗ максимально кратко и понятно, то есть обычными словами и без юридических терминов.
223-ФЗ о закупках простыми словами
Особенности госзакупок по 223-ФЗ
Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ
Минимальные сроки на подачу заявок
223-ФЗ о закупках простыми словами
Положения №223-ФЗ регламентируют закупки, которые проводят компании, на половину или более принадлежащие государству, а также их дочерние и зависимые структуры. Также заказчиками по №223-ФЗ выступают:
- монополии (типичный пример – РЖД), ГУПы и МУПы;
- организации из регулируемых сфер деятельности (водоснабжение и подготовка, энергетика);
- различные бюджетные учреждения.
Целью разработчиков №223-ФЗ стала унификация правил проведения закупок и снижение расходования бюджетных средств. Анализ практики применения требований Федерального закона показывает, что поставленные задачи с той или иной степенью успешности были решены.
Особенности госзакупок по 223-ФЗ
Главной особенностью №223-ФЗ выступает сравнительно небольшой объем требований к проведению госзакупок. Фактически в тексте Федерального закона содержатся общие правила реализации подобных мероприятий. Детальные условия их проведения разрабатываются непосредственно заказчиками и подлежат официальному опубликованию.
Виды закупок по 223-ФЗ
Положениями №223-ФЗ допускается проведение конкурентной закупки одним из следующих способов:
- Конкурс. Критерии определения победителя – оптимальное соотношение цены и условий исполнения контракта.
- Аукцион. Самая распространенная форма конкурентной закупки. Ключевым параметром для выявления выигравшего участника становится цена его коммерческого предложения.
- Запрос предложений. Победитель определяется на основании нескольких критериев, определенных тендерной документацией.
- Запрос котировок. Критериев выявление выигравшего участника становится соответствие требованиям из тендерной документации и самая низкая из предложенных цена поставки товара или услуги.
- Другие способы проведения государственной закупки, предусматривающие ее конкурентный формат.
Неконкурентной формой тендера по №223-ФЗ выступает закупка у единственного поставщика. Она допускается в строго ограниченных случаях при выполнении нескольких дополнительных условий.
Отличие от 44-ФЗ
Основная разница между №223-ФЗ и №44-ФЗ состоит в уровне детализации и жесткости требований к участникам закупок. Положения второго из указанных Федеральных законов намного объемнее и досконально регламентируют как процедуру торгов в целом, так и каждый из ее отдельных этапов.
В то же время, требования №223-ФЗ носят общий характер. Они предоставляют заказчикам закупок право определять большую часть условий их проведения самостоятельно. Другими словами, они разрабатывают тендерную документацию собственными силами, хотя и могут при этом использовать шаблоны и многочисленные наработки, которые содержатся в №44-ФЗ.
Еще одним важным отличием становится возможность организации торгов по №223-ФЗ на любых электронных площадках. На сегодняшний день их общее количество превышает полторы сотни. Закупки в рамках №44-ФЗ проводятся исключительно на восьми специально аккредитованных ЭТП.
Кто работает по 223-ФЗ
Заказчики, на которых распространяются требования №223-ФЗ, перечислены выше. В качестве поставщиков в закупках участвуют как юридические лица, так и ИП.
Требования к участникам
К участникам госзакупок предъявляется ряд требований. Общими из них выступает отсутствие запущенной процедуры ликвидации или банкротства, а также задолженностей перед бюджетом. Более детальные требования определяются положениями тендерной документации по конкретной закупке, разрабатываемой непосредственно заказчиком.
Необходимые документы
Еще одним обязательным условием участия в госзакупке по №223-ФЗ становится регистрация на ЭТП, где она проводится. Для этого требуется предоставить ряд документов, включая:
- паспорт (дли ИП) или комплект учредительной документации (для ООО);
- регистрационные документы хозяйствующего субъекта;
- документы, подтверждающие полномочия руководителя;
- налоговую или финансовую отчетность;
- документацию, подтверждающую квалификацию персонала;
- при необходимости – лицензии, разрешения, сертификаты и т.д.
Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ
Первым и главным правилом для участников госзакупок становится внимательное изучение тендерной документации. При отсутствии собственных специалистов по данному вопросу реальным способом грамотного оформления и подачи заявки становится приглашение консалтинговой фирмы. Дополнительные расходы компенсируются гарантированным участием в госзакупках.
Минимальные сроки на подачу заявок
Важным условием участия в государственных закупках, осуществляемых в рамках №223-ФЗ, становится соблюдение установленных сроков для подачи заявки. Они зависят от статуса поставщика и вида тендера.
Срок подачи заявки (рабочих дней) |
|
Для обычных участников |
Для субъектов малого и среднего бизнеса |
Аукцион, конкурс |
|
7 |
15 (для цены до 30 млн. руб.) 7 (для цены свыше 30 млн. руб.) |
Запрос предложений |
|
7 |
5 (ограничение по цене – 15 млн. руб.) |
Запрос котировок |
|
5 |
4 (ограничение по цене – 7 млн. руб.) |
Часто задаваемые вопросы
На кого распространяются требования №223-ФЗ?
Положения этого Федерального закона обязательны для выполнения компаниями, которые на 50% или больше принадлежат государству, а также монополиями, бюджетными учреждениями, организациями, работающими в регулируемых отраслях.
В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?
Первое и главное отличие – жесткость предъявляемых участникам закупок требований. №223-ФЗ намного лояльнее и к заказчикам, и к поставщикам. Первые самостоятельно определяют большую часть условий тендера, от вторых требуется намного меньше для допуска к участию.
Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?
Перечень способов организации и проведения тендера достаточно стандартен и включает: аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений.
Кто имеет право участвовать в закупочных процедурах по №223-ФЗ?
В их число входят ООО и ИП, подавшие заявку в форме и сроки, установленные тендерной документацией.
Содержание
- Отличие от 44-ФЗ
- На кого распространяется закон 223-ФЗ
- Подготовка к закупочной деятельности
- Публикация сведений в ЕИС
- Самое важное для заказчика
- Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.
Отличие от 44-ФЗ
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
- что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
- что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
- что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях — более 50%.
- Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.
Подготовка к закупочной деятельности
Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:
- Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
- Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
- Разработка и утверждение Положения о закупке.
- Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
- Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.
Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:
- Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
- Порядок проведения процедур.
- Все, что касается сроков.
- Критерии оценки поставщиков.
- Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
- Порядок оплаты.
- Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.
Публикация сведений в ЕИС
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
- планы закупки,
- извещения о закупке,
- документацию, в том числе проект договора,
- протоколы, которые составляются в ходе закупки.
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:
- связанных с государственной тайной;
- включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Самое важное для заказчика
Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:
- Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
- на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
- на размещение изменений в извещение — 3 дня;
- размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
- разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
- протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
- на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
- изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
- ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
- раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
Срок / условия для МСП |
Срок для прочих участников |
Конкурс, аукцион |
|
|
7 дней |
Запрос котировок |
|
4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей | 5 рабочих дней |
Запрос предложений |
|
5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей | 7 рабочих дней |
Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации. Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.
Все от подачи заявки до подписания договора
Если вы хотите стать поставщиком товаров для госкомпании или заключить контракт на оказание услуг, вам нужно внимательно изучить федеральный закон 223-ФЗ, который определяет общие принципы закупки товаров, работ, услуг определенными категориями заказчиков.
В законе подробно расписано, что надо делать, чтобы принять участие в закупках. Расскажем в статье об основных положениях 223-ФЗ и об особенностях госзакупок.
Поможем подобрать эффективные инструменты для вашего бизнеса. Оставьте заявку, и наши специалисты проведут бесплатную консультацию
Как подать заявку на участие в тендере по 223-ФЗ
Чтобы подать заявку на участие в торгах, надо зарегистрировать электронную подпись в любом аккредитованном центре и пройти аккредитацию на площадке. Каждая площадка устанавливает свои правила, поэтому нужно внимательно изучить их перед подачей документов.
Следующий шаг – изучить документы к закупке, выложенные заказчиком. Там указаны все требования к поставщикам и конкретные характеристики товаров. Посмотрите, насколько ваша компания и товары соответствуют требованиям по выбранной закупке. Возможно, что-то придется доработать, чтобы подойти под описание.
В законе нет четкого перечня документов, которые следует приложить к заявке на участие в тендере, а также порядка ее подачи. Все это заказчик сам устанавливает в документации о закупке. Поэтому, чтобы узнать, как подать заявку на тендер, надо ориентироваться на документацию, размещенную заказчиком. Оформление документов должно быть полностью описано в соответствующем разделе конкурсной документации заказчика.
Пока будете готовить пакет документов, постарайтесь отслеживать изменения в закупке, чтобы не отправить заявку по устаревшим правилам или не в тот срок. Заказчик в соответствии с законом может вносить изменения, поэтому вы не сможете оспорить недопуск к торгам, если он случится из-за вашей невнимательности.
В законе установлены основные принципы, которые участникам тендеров следует соблюдать во всех случаях: требования едины для всех, каждый участник может подать только одну заявку, сведения в заявке должны быть достоверны, любой участник может отозвать или изменить заявку до срока окончания подачи.
Кроме закупок по 223-ФЗ есть конкурсные процедуры по 44-ФЗ, и при желании вы можете принять участие в них. Этот закон регулирует закупку товаров для государственных и муниципальных нужд.
Чем отличаются 44-ФЗ и 223-ФЗ
Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ — в перечне заказчиков, чью деятельность регулируют эти законы. Закон 44-ФЗ регламентирует закупочную деятельность государственных, бюджетных учреждений. А нормы 223-ФЗ направлены на регулирование закупочной деятельности госкомпаний, предприятий естественных монополий, организаций, которые занимаются регулируемыми видами деятельности.
Кроме того, 44-ФЗ, который регламентирует проведение закупок государственными и муниципальными заказчиками, оставляет компаниям гораздо меньше выбора. Практически все действия заказчиков расписаны в подробностях, в которые нельзя внести изменения.
Как работает 223-ФЗ
В отличие от строгого 44-ФЗ он позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур, обязывая лишь прописывать эти правила в Положении о закупке. Из-за этого участвовать в торгах по правилам 223-ФЗ сложнее – в каждом конкретном случае приходится тщательно изучать документацию и подстраиваться под требования организатора торгов. Еще одна особенность – на должность специалиста по закупкам заказчик может назначать любого человека, независимо от наличия у него профильного образования.
Как работает 44-ФЗ
Все процедуры строго регламентированы, а организовывать этот сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, должен контрактный управляющий. Для этого нужно специальное образование. Есть ограничения и для самих заказчиков – из предложений участников торгов они должны выбирать высокотехнологичные товары и работы, чтобы поощрить использование инновационных технологий и процессов. Из-за четко прописанного в законе регламента проходить эти торги заказчикам проще.
Выбор заказов, оформленных по правилам 223-ФЗ, гораздо больше, чем торгов, объявленных по 44-ФЗ. Но многие компании предпочитают участие в закупках по 44-ФЗ, в котором регламентация правил строже, зато понятнее.
Например, в закупках по 223-ФЗ заказчики могут потребовать предоставить большой пакет документов, который сложно собрать в срок, или вовсе изменить перечень требуемых документов. Это создает трудности для некоторых поставщиков.
Особенности госзакупок
Правила торгов
Заказчики по 223-ФЗ сами устанавливают правила закупочных процедур, ориентируясь на требования, установленные законом. Правила фиксируются в Положении о закупке.
Место проведения торгов
Провести аукцион по 223-ФЗ можно на любой электронной площадке – сейчас их уже больше 150. При этом не имеет значения способ регистрации, закон допускает размещение торгов на площадках с бесплатной и платной регистрацией.
Специалист, ответственный за проведение торгов
Провести закупку может любой уполномоченный представитель организации, независимо от наличия или отсутствия специального образования.
Какие требования предъявляются к участникам
Федеральный закон 223-ФЗ позволяет заказчикам закупок самостоятельно установить требования к участникам, но, чтобы эти требования были признаны законными, их надо прописать в закупочной документации и Положении о закупках.
Участником процедуры может быть любое лицо, независимо от организационно-правовой формы: предприниматель, юридическое лицо и даже физическое. Правда, это не относится к организаторам конкурса и связанным с ними лицам.
Организовать торги по 223-ФЗ могут автономные учреждения, государственные компании, субъекты естественных монополий, государственные корпорации, в которых доля участия государства 50% и более, дочерние компании организаций, указанных выше, в которых доля государства не менее 50%, а также муниципальные, государственные и унитарные предприятия, которые собираются размещать закупки за счет собственного дохода или грантов.
Чтобы принять участие в электронной закупке, участник должен зарегистрироваться на электронной площадке. Посмотреть, какие требования предъявляются участникам конкретных торгов, можно в документации о закупке.
По нормам 223-ФЗ к конкурсу не допустят участника, у которого нет полномочий на заключение договора. К торгам не допускают не зарегистрированное официально юрлицо и участника, у которого нет лицензии, если объявленные торги касаются лицензируемой деятельности. Также откажут, если вы находитесь в стадии банкротства или ликвидации, имеете задолженность по налогам и сборам или зарегистрированы в оффшорной зоне. Могут не допустить к торгам компании, где у руководителя или главного бухгалтера есть судимость за экономические преступления.
Какие существуют площадки для госзакупок
Там должно быть выложено Положение о закупке, проект договора, извещение о закупке и другие документы, которые к ней относятся.
Торги можно проводить на любых электронных площадках. Компании, которые работают по 223-ФЗ, закупают через собственные «кэптивные» площадки, например, так поступают «Аэрофлот» и РЖД, или через независимые коммерческие ЭТП – к примеру, B2B-Center или ЭТП «Ру-Трейд».
Какие документы нужны для участия в торгах по 223-ФЗ
Вся информация о документах, необходимых для участия в торгах, должна содержаться в документации о закупках.
Чтобы понять, какой пакет документов готовить и как заключать договоры по 223-ФЗ в результате торгов, нужно внимательно изучить конкурсную документацию. Например, если вы поставляете реагенты для очистки воды, надо будет предоставить сертификаты, подтверждающие, что ваши реагенты соответствуют заявленным заказчиком характеристикам.
Если заказчик прописывает в условиях, что исполнитель работ должен обладать определенной квалификацией, можно подтвердить соответствие списком сотрудников, у которых есть нужное образование, а также предоставить аналогичные договоры с другими контрагентами. Это должны быть уже закрытые договоры, по исполнению которых у заказчиков не было к вам претензий.
Если после изучения все еще остаются вопросы, можно направить заказчику запрос на разъяснение. Его отправляют не позднее чем за 3 рабочих дня до окончания приема заявок на адрес электронной почты, который указан в документации, или с помощью сервисов ЭТП. Заказчик в течение 3 рабочих дней с даты направления запроса подготовит ответ и разместит его в ЕИС.
Стоит ли опасаться участвовать в торгах по 223-ФЗ
К торгам по 223-ФЗ сложнее готовиться, поэтому небольшие организации чаще предпочитают закупки по 44-ФЗ. Но чем чаще организация будет подавать заявки на конкурсные процедуры по 223-ФЗ, тем проще раз от раза будет их готовить. Как правило, заказчики требуют одни и те же документы, поэтому каждая следующая подготовка будет вызывать все меньше вопросов.
Если у компании есть соответствующий товар или ее сотрудники обладают необходимыми навыками и опытом, чтобы заявиться на торги, лучше участвовать во всех закупках. Можно упустить реальный шанс заработать, если искать только те торги, которые проходят по правилам 44-ФЗ и опасаться вникать в чуть более сложные закупочные процедуры, предусмотренные 223-ФЗ.
Как лучше оформить документы
Текст в документах должен читаться отчетливо. Каждый документ должен быть сохранен в виде отдельного файла, желательно в формате PDF.
Стоит проверить, нет ли на площадке установленных ограничений на размер файлов, которые можно прикреплять к заявке. Если есть – проверить «вес» своих документов и при необходимости уменьшить или преобразовать их. Ограничения могут отличаться, поэтому, если заходите на новую площадку, проверяйте правила, действующие в конкретном месте.
Перед подачей документы нужно пронумеровать и составить опись в свободной форме — достаточно просто перечислить все приложенные к заявке документы.
Какие документы следует подготовить заранее
Подача документов на электронную площадку может занять некоторое время, поэтому лучше начать подготовку документов заранее, чтобы успеть до установленного срока.
Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
Для электронных торгов хватит выписки в электронной форме, подписанной квалифицированной подписью ФНС. Чтобы ее получить, надо зарегистрироваться в специальном сервисе. Документ формируется бесплатно в течение 5-10 минут.
Устав
Отсканируйте оригинал с печатью ФНС – все страницы вместе с прошивкой. Текст должен хорошо читаться. Нужно предоставлять последнюю редакцию устава. Если вносились изменения, их тоже надо приложить.
Решение о назначении руководителя
Если в торгах участвует юрлицо, прикладывается решение, если предприниматель – цветная копия всех страниц паспорта.
Банковские реквизиты организации
Такую карточку лучше делать в форматах Word, чтобы человек, готовящий заявку, мог скопировать данные. Если карточка организации будет в PDF, JPEG или другом формате изображения, больше шансов, что сотрудник, готовящий документы, допустит ошибку при перепечатывании текста.
Какие документы чаще всего требуют заказчики
Прежде всего, требуются устав и свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, а также документы, связанные с профессиональной деятельностью: лицензии, свидетельства, сертификаты качества, декларации.
Из бухгалтерских документов обычно просят предъявить баланс и отчет о прибылях и убытках за предшествующий году подачи заявки финансовый год, а иногда и за 2-3 года, уведомление о применении УСНО и копию налоговой декларации по уплачиваемому налогу, если участник использует упрощенную систему. Также понадобятся сведения о среднесписочной численности работников и справки об исполнении обязанности по уплате налогов и об отсутствии задолженности по налогам. ФНС формирует такие справки от 5 рабочих дней, поэтому их лучше получать заранее и обновлять раз в пару месяцев.
Кроме того, заказчики могут установить специальные требования к участникам по наличию опыта, квалификации, материально-технической базе. Чтобы подтвердить опыт поставок аналогичных товаров, можно приложить сканы договоров с контрагентами, актов выполненных работ или других документов, которые послужат подтверждением отсутствия штрафов и пени.
Чтобы подтвердить квалификацию, можно предоставить отзывы и рекомендательные письма, сертификаты качества, лицензии. Доказательством наличия материально-технической базы послужат правоустанавливающие документы на офисные и складские помещения, свидетельства о регистрации транспортных средств или договор аренды на транспортные средства. Подойдет и документ, подтверждающий вашу готовность купить необходимую технику или материалы.
Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ
- Заранее подготовить пакет документов к любой закупке по 223-ФЗ. Если некоторые документы всегда будут под рукой, это сильно облегчит подготовку.
- Чем чаще компания будет участвовать в торгах по 223-ФЗ, тем проще и быстрее ее сотрудники будут готовить необходимые бумаги. Это превратится в организованный процесс.
- О документах следует заботиться заранее, не откладывая подготовку на последний момент. Так у вас будет больше шансов успеть принять участие во всех интересующих торгах.
- Внимательно изучайте закупочную документацию, чтобы оценить свои шансы на победу в торгах, подготовить нужные документы в срок и правильно подать заявку.
- Не бойтесь участвовать в закупках по 223-ФЗ – это немного сложнее, чем торги по 44-ФЗ, но выбор закупок гораздо больше.
Информация, изложенная в настоящем разделе, отражает личную позицию автора, не является официальной позицией ПАО «ВымпелКом», не основана на официальных документах ПАО «ВымпелКом» и может содержать сведения, не подтвержденные Обществом. Запросы о предоставлении официальной позиции Вы можете направить по: blog@beeline.ru
1. Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также — закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;
3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;
4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:
а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 70-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию);
(п. 4 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
5) государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок:
(в ред. Федерального закона от 07.06.2017 N 108-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 70-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
(пп. «в» введен Федеральным законом от 07.06.2017 N 108-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2018 N 174-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ)
6) федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации.
(п. 6 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 474-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2018 N 174-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Действие настоящего Федерального закона (за исключением случаев, указанных в части 5 настоящей статьи) не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 249-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — единая информационная система);
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 22.12.2020 N 443-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 22.12.2020 N 443-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 324-ФЗ)
3. Порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи юридических лиц в уставном капитале хозяйственных обществ, порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли такого участия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:
1) куплей-продажей ценных бумаг, приобретением долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ, обществ и паев в паевых фондах производственных кооперативов, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 160-ФЗ, от 30.10.2018 N 391-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;
3) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) закупкой в области военно-технического сотрудничества;
5) закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
6) утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 401-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности;
(п. 8 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) осуществлением кредитной организацией и государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками;
(п. 9 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 160-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 470-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) определением, избранием и деятельностью представителя владельцев облигаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
(п. 10 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)
11) открытием головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в уполномоченном банке отдельного счета и заключением ими с уполномоченным банком договоров о банковском сопровождении сопровождаемой сделки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
(п. 11 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 159-ФЗ)
12) исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации;
(п. 12 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
13) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у указанных в части 2 настоящей статьи юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, у иных юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с указанным Кодексом, если закупки осуществляются в целях обеспечения единого технологического процесса, при условии, что перечень предусмотренных настоящим пунктом юридических лиц определен правовыми актами, предусмотренными частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и регламентирующими правила закупок. В таких правовых актах указывается обоснование включения в указанный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации;
(п. 13 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 159-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства;
(п. 14 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
15) осуществлением заказчиком отбора субъекта оценочной деятельности для проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности оценки объектов оценки в целях определения размера платы за публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с земельным законодательством;
(п. 15 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
16) совместной инвестиционной деятельностью, осуществляемой на основании договора инвестиционного товарищества, предусматривающего возврат товарищу стоимости его вклада в общее имущество товарищей (в денежной форме);
(п. 16 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 391-ФЗ)
17) закупкой заказчиком услуг, связанных с заключением, исполнением, изменением или расторжением договора синдицированного кредита (займа) либо договора об организации синдицированного кредита (займа);
(п. 17 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 447-ФЗ)
18) выполнением инженерных изысканий, архитектурно-строительным проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом объектов капитального строительства, которые обеспечиваются публично-правовой компанией «Единый заказчик в сфере строительства» в соответствии с программой деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период за счет средств федерального бюджета.
(п. 18 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 435-ФЗ)
5. Действие настоящего Федерального закона в части особенностей осуществления закупок, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Федерального закона, распространяется на юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, стоимость которых превышает 500 миллионов рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов. Для целей настоящего Федерального закона под закупками, осуществляемыми указанными юридическими лицами, понимается заключение за счет средств таких инвестиционных проектов договоров на поставку товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством Российской Федерации на основании пункта 2 части 6 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, и (или) договоров на выполнение работ, оказание услуг, договоров аренды (включая договоры фрахтования и финансовой аренды), условиями которых предусмотрено использование этих товаров.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 496-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)