ИНСТРУКЦИИО ПО УСТАНОВКЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
СТАЦИОНАРНЫЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
типа AGM или GEL
6/12В
СОДЕРЖАНИЕ
1.0 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
2.0 СВЕДЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ
6.0 ЭКСПЛУАТАЦИЯ
3.0 ПРИЕМКА
4.0 ХРАНЕНИЕ
7.0 ХРАНЕНИЕ
5.0 ПРОЦЕДУРА УСТАНОВКИ
8.0 ОБСЛУЖИВАНИЕ И
5 ВЕДЕНИЕ ЗАПИСИ
9.0 ПРОВЕРКА ЕМКОСТИ
РАЗДЕЛ 1 — ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1 Характеристика батарей
ГЕРМЕТИЧНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ АКБ– свинцово-кислотные аккумуляторные батареи с предохранительными клапанами, служат для стационарного применения. Батареи этого типа не требуют специальной вентиляции или обслуживания. Ввиду того, что электролит в аккумуляторе обездвижен, батареи считаются сухими, и могут обслуживаться и транспортироваться в соответствии с требованиями к этому типу батарей.
РАЗДЕЛ 2 — СВЕДЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Общие сведения
Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи требуют осторожности при установке и обращении. Неправильная установка или обращение могут привести к серьезным травмам или смертельному исходу. Если не выполнялись надлежащие меры предосторожности, могут произойти поражение электрическим током, ожог кислотой и возгорание. Следующие меры безопасности должны соблюдаться при установке батарей и при работах по их обслуживанию. Так же читайте дополнительную информацию в
нижеследующих разделах.
— Отключите все источники питания перед установкой, снятием или обслуживанием батарей. Если необходимо измерить напряжение подзаряда, будьте особо осторожны, т.к. закорачивание моноблока в это время может не только причинить травму, но также и привести к серьезному повреждению оборудования.
— Не повредите отдельные части моноблока, включая крышку, клапан и т.д.
— Содержите моноблок чистым и сухим. Для нейтрализации кислоты используйте 25 % раствор пищевой соды. Для очистки аккумулятора не используйте моющие средства и растворители. Не допускайте скопления большого количества пыли на батарее и кабелях.
— Содержите соединители батареи чистыми, смазанными смазкой и плотно затянутыми. Слабое соединение может снизить время работы моноблока или вызвать его возгорание.
2.2 Серная кислота
ГЕРМЕТИЧНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ АКБ– свинцово-кислотная аккумуляторная батарея и поэтому она содержит серную кислоту. Ввиду того, что электролит обездвижен, в случае трещины в корпусе из моноблока не будет вытекать жидкая кислота. Однако прикосновение к внутренним частям моноблока будет означать соприкосновение с кислотой.
ВНИМАНИЕ: Серная кислота может вызвать ожоги и нанести серьезные травмы, если попадет на кожный покров или в глаза. В случае соприкосновения с серной кислотой тщательно промойте это место водой и нейтрализуйте остатки кислоты 25% раствором пищевой соды. Немедленно обратитесь за медицинской помощью. Не работайте с моноблоками, которые упали, или были повреждены в шкафу, за исключением тех случаев, когда вы используете резиновые перчатки. Не пытайтесь разбирать моноблок.
2.3 Газовыделение
Все свинцово-кислотные батареи выделают некоторое количество газов во время заряда и подзаряда. Обычные батареи открытого типа выпускают все производимые газы в окружающую среду, в то время как герметизированные рекомбинируют эти газы внутри и сбрасывают в атмосферу лишь небольшие их
количества. Батареи ГЕРМЕТИЧНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ АКБ выделяют в атмосферу менее 1%
от количества газа выделяемого батареями открытого типа. Ввиду этого, при обычных условиях эксплуатации, им не требуется специальной вентиляции. Т.к. некоторое количество газа все же выделяется, никогда не меняйте и не используйте моноблоки в невентилируемых помещениях или шкафах. Этот газ состоит в основном из водорода, который может взорваться при воспламенении, если скапливается в ограниченном пространстве. Оберегайте моноблоки от нахождения вблизи источников искрения, открытого огня или других источников воспламенения (включая дымящиеся материалы).
ВНИМАНИЕ: Водород может взорваться и нанести серьезные травмы и вызвать пожар. Запрещается пользоваться открытым огнем и любыми источниками огня вблизи батареи. Всегда оставляйте место для
вентиляции вокруг работающей батареи; при возникновении вопросов по газовыделению и вентиляции обращайтесь в компанию представителю АКБ.
2.4 Поражение электрическим током
Моноблоки содержат большое количество электрической энергии. Даже разряженный моноблок может вырабатывать большой ток короткого замыкания. Храните все металлические предметы вдали от контактов моноблока. В многоэлементных системах напряжения могут достичь смертельных значений. Перед работой с моноблоком снимите все ювелирные украшения. Покройте все инструменты изоляционной лентой, чтобы свести к минимуму возможность короткого замыкания во время установки. Никогда не кладите инструменты или другие металлические предметы на моноблоки. Не допускайте выполнения работ над батареей, если она не защищена изолирующим резиновым покрывалом.
ВНИМАНИЕ:
Короткое замыкание батареи может причинить травму, вызвать пожар или взрыв. Не приступайте к работе с батареей, пока не ознакомитесь с процедурой установки и техникой безопасности, а также не будете оснащены оборудованием для безопасного проведения работ. Внимательно прочитайте данную инструкцию по эксплуатации перед установкой моноблоков. При возникновении вопросов по безопасности перед установкой обращайтесь в компанию представителю АКБ.
. БЕЗОПАСНОСТЬ всегда имеет первостепенное значение.
РАЗДЕЛ 3 — ПРИЕМКА
3.1 Осмотр при получении
Сразу после получения осмотрите моноблоки на предмет обнаружения повреждений при транспортировке Поврежденные паллеты, упаковка или нарушение укладки моноблоков могут означать грубое, неправильное обращение с ними во время транспортировки. Опишите подробно (при необходимости сделайте фотографии) повреждения. При обнаружении повреждений незамедлительно свяжитесь с перевозчиком, потребуйте проведения осмотра/
РАЗДЕЛ 4 — ХРАНЕНИЕ
4.1 Общие сведения
Не храните батареи на открытом воздухе. Для хранения используйте прохладное и сухое помещение. Не храните батареи при температурах выше 35ºC. Рекомендуемая температура
хранения 20ºC или менее. Не устанавливайте паллеты друг на друга и не допускайте хранения предметов на паллете, — это может привести к повреждению моноблоков. Не храните батареи в местах, где на них могут упасть металлические предметы.
4.2 Непродолжительное хранение
Если батареи хранились в течение 6 или менее месяцев при температуре 20ºC, перед их использованием никаких работ проводить не надо. Если же они хранились более 6 месяцев при температурах выше 20ºC или если установка была задержана или время предполагаемой установки отсрочено, может понадобиться дозаряд. Дозаряд применяется к батарее, которая хранилась в разомкнутом состоянии (не в режиме подзарядки). Подробнее читайте в разделе 6.5. Если температура хранения составляет 20ºC или менее, батареи необходимо заряжать, по крайней мере, через каждые 6 месяцев хранения. При увеличении температуры время хранения между дозарядами уменьшается вдвое на каждые 8ºC превышения. Поэтому максимальное время хранения при 28ºC составляет 3 месяца. При 25ºC максимальное время хранения составляет 4-5 месяцев. Хранение батареи в условиях несоблюдения рекомендованной температуры или времени хранения без дозаряда может привести к потере емкости, короткому замыканию элементов и сокращению срока службы в режиме подзаряда. Это также может привести к утрате гарантии на моноблок. Ведите тщательные записи о
времени хранения и обслуживания батареи.
РАЗДЕЛ 5 ПРОЦЕДУРА УСТАНОВКИ
ВНИМАНИЕ:
Перед установкой батарей внимательно изучите данный раздел и раздел о технике безопасности. Несоблюдение этого требования может привести к травме или повреждению элементов и оборудования.
5.1 Размещение батареи
5.1.1 Температура
Место размещения батареи чрезвычайно важный фактор для определения продолжительности срока службы и производительности. Идеальным местом размещения является сухое помещение с контролируемой температурой. Идеальная рабочая температура 20ºC. Эксплуатация при температуре ниже этого значения приведет к уменьшению производительности элемента и может потребовать покупки более дорогостоящего элемента с большей емкостью. Эксплуатация при температурах выше 20ºC приведет к снижению срока службы элемента. Срок службы элемента сокращается вдвое на каждые 8ºC увеличения температуры эксплуатации над 20ºC. Например, батарея HAZE HZB 12-200 предназначен для работы в режиме подзаряда в течение 12 лет при температуре 20ºC. Если элемент эксплуатировался при постоянной температуре 28ºC, ожидаемый срок службы может уменьшиться вдвое.
5.1.2 Колебания температуры
Поддержание баланса температуры в батарее чрезвычайно важно для достижения максимального срока службы. Разность между максимальной и минимальной температурой отдельных моноблоков батареи не должна превышать 3ºC. Значительная разность температур приведет к необходимости проведения уравнивающего заряда и сократит срок службы батареи. Причиной изменения температуры батареи может быть размещение элементов вблизи источников тепла, например, радиаторов, окон или вентиляторов обогрева. Кондиционеры воздуха также могут вызвать колебания температуры. Для уменьшения температурных колебаний рекомендуется использовать для установки батареи специально подготовленное помещение.
5.1.3 Вентиляция
Надлежащая вентиляция батарей важна по двум причинам:
1. уменьшить величину колебания температуры
2. уменьшить скопление потенциально взрывоопасного газа водорода.
5.1.3.1 Вентиляция и колебания температуры
Рекомбинантные батареи типа AGMили GELвыделяют небольшое количество тепла во время заряда и подзаряда. Вентиляция важна для удаления этого тепла и предотвращения появления разницы температур между отдельными моноблоками в батарее. Если элементы установлены в шкафу, то в нем необходимо наличие беспрепятственной циркуляция воздуха и исключение
повышения температуры. Вместо полок для поддержки используйте металлический уголок. Если элементы расположены на стеллажах, необходимо обеспечить циркуляцию достаточного объема воздуха, чтобы исключить образование температурных слоев. В неправильно спроектированном помещении между полом и потолком возможна разница температуры в 5ºC. Если при эксплуатации батареи существует такая разница, то это приведет к необходимости проведения уравнивающего заряда и к уменьшению срока службы отдельных моноблоков.
5.1.3.2 Вентиляция и газовыделение
Как уже говорилось, свинцово-кислотные батареи выделяют небольшое количество газа во время обычного заряда и подзаряда. В режиме подзаряда около 80% объема этого газа составляет водород, а остальное кислород.
ВНИМАНИЕ: Водород может быть взрывоопасен. Никогда не устанавливайте элементы в герметично закрытых помещениях. Для удаления газа необходимо обеспечить вентиляцию помещения. Для предотвращения скапливания водорода необходимо обеспечить обмен воздуха в помещении из расчета 1 литра в час на один элемент.
ПРИМЕЧАНИЕ: В большинстве случаев количество воздуха, необходимого для охлаждения элементов и предотвращения образования разницы температур намного превосходит количество воздуха, необходимого для предотвращения скапливания выделяющихся газов. Убедитесь в исправности системы вентиляции.
5.1.4 Нагрузка на пол
Перед установкой необходимо убедиться в том, что пол способен выдержать вес батареи, стеллажа или шкафа и связанного с ними оборудования. Общий вес системы складывается из веса моноблоков, стеллажа или шкафа, плюс 5% на вес разъемов. Ответственность за выбор адекватной нагрузки на пол лежит на монтирующей организации.
5.2 О сейсмостойкости
Батареи типа AGMили GELпри правильной установке в соответствующем шкафу или стеллаже способны выдержать сейсмические колебания силой, допустимой для зоны 4 по универсальным строительным нормам и правилам (UBC). Для увеличения сейсмической устойчивости необходимо обеспечить крепление с полом. Правильное крепление с полом – обязанность монтирующей организации.
5.3 Установка — Шкафы.
При установке батарей типа AGMили GELв шкафах соблюдайте рекомендации раздела 5.1.3.1 в отношении вентиляции. Обеспечьте электрическую изоляцию моноблоков от корпуса шкафа. Стандартное расстояние между моноблоками должно составлять минимум 12 мм. Если шкафы должны иметь определенный уровень сейсмостойкости, элементы необходимо надежно закрепить ремнями или другими приспособлениями из комплекта шкафа, чтобы исключить их перемещение во время сейсмической активности. Правильная установка – обязанность монтирующей организации.
5.4 Установка — Стеллажи.
5.4.1 Имеющиеся в наличии стеллажи
Если батареи типа AGMили GELнеобходимо установить на имеющихся стеллажах, убедитесь в том, что они:
1. имеют достаточные размеры для размещения данных моноблоков;
2. имеют достаточную для данных моноблоков грузоподъемность, включая
параметры сейсмостойкости, и имеют достаточные размеры для размещения
расчетного количества блоков (с учетом пространства 12 мм между ними).
Перед установкой новых элементов обработайте зазубрины, царапины или следы кислоты краской. Убедитесь в том, что изоляторы ограждения находятся в хорошем состоянии, либо замените их. Проверьте горизонтальность стеллажа, при необходимости отрегулируйте. Проверьте крепление основания, подтяните все болтовые соединения стеллажа в соответствии с требованиями изготовителя.
5.4.2 Новые стеллажи
Установите стеллаж в соответствии с инструкцией изготовителя. Убедитесь в горизонтальности стеллажа и правильной затяжке болтовых
соединений.
5.4.3 Установка
Герметизированные батареи обычно устанавливаются в положении “стоя” на стеллажи или в шкафы. В особых случаях они могут устанавливаться в положении “лежа”. При этом необходимо обратить внимание на вертикальное положение пластин. Стандартное расстояние между блоками равно 12 мм. Осторожно расположите моноблоки на стеллаже. Не уроните их.
5.5 Электрические соединения
Надежное соединение батарей очень важно с точки зрения наилучшей работоспособности моноблоков. Неправильное соединение может вызвать сокращение времени готовности и даже возгорание батареи. Тщательно выполните процедуру подключения батареи и перед эксплуатацией внимательно перечитайте раздел 2.4.
ВНИМАНИЕ: Перед установкой перемычек на батарею снимите все кольца и ручные часы. Убедитесь в том, что все инструменты изолированы изоляционной лентой во избежание короткого замыкания. Не работайте и не склоняйтесь над батареями, находясь на ступенях стеллажа. Помните оналичии опасного напряжения. Исключайте случайные соприкосновения.
5.5.1 Параметры моноблока определяются на его выводах. На кабеле, соединяющем батарею с нагрузкой, наблюдается падение напряжения, его значение зависит от длины кабеля и сечения провода. Чем длинней кабель и меньше его диаметр, тем больше падение напряжения. Поэтому, для повышения эффективности работы аккумуляторов, рекомендуется использовать короткие, толстые кабели. Не рассчитывайте параметры кабеля, основываясь только на величине проходящего по нему току. Основное правило – не допустить падения напряжения величиной более чем на 30 мВ на метр длины кабеля. В качестве примера, если расстояние между батареей и нагрузкой равно 10 м, параметры кабеля необходимо рассчитать таким образом, чтобы допустить падения напряжения не более чем на 2 x 10 x .030 = 0.6 В.
5.5.2 Подготовка выводов
Осторожно очистите контактную поверхность выводов. Сразу после очистки смажьте места контактов выводов тонким слоем антиоксидантной смазки. Также можно использовать технический вазелин.
5.5.3 Установка соединителей
Установите перемычки (от положительного вывода одного моноблока к отрицательному выводу другого) и зафиксируйте их. Первоначально затяните от руки. Когда перемычки установлены по местам, все соединения должны быть затянуты с моментом 6 Нм. Не превышайте момент затяжки.
ВНИМАНИЕ:Необходимо соблюдать особую осторожность, чтобы не замкнуть накоротко батареи. Батареи типа AGMили GELспособны производить очень высокие токи при коротком замыкании и содержат в себе высокий уровень энергии. Теперь установите кабельное соединение между ярусами батареи, соблюдая те же основные рекомендации, что и для соединений между моноблоками. Закрепите межъярусные кабельные соединения на стене или на стеллаже, чтобы вес кабеля не оказывал влияния на вывод батареи. Если используется жесткий кабель, предварительно согните его. Невыполнение указанных требований может привести к преждевременному выходу из строя батареи.
5.5.4 Проверки напряжения
Визуально проверьте правильность (от плюса к минусу) кабельных соединений и надежность их затяжки. Замерьте общее напряжение цепи.
ВНИМАНИЕ: Наличие высокого напряжения.
Общее напряжение батареи должно быть 6,4 В или 12,80 В для типа AGMили GELумноженное на количество моноблоков в цепи. Если измеренное напряжение в цепи не соответствует расчетному значению, вновь проверьте соединения батареи, правильность следования полярности и замерьте напряжения каждого моноблока. Рассчитайте среднее напряжение моноблока и с его помощью
пересчитайте напряжение цепи. Если вновь подсчитанное и измеренное значения заметно расходятся, свяжитесь с представителем компании производителя для получения дальнейших инструкций.
5.5.5 Подключение батареи к зарядному устройству
Убедитесь в том, что зарядное устройство отключено от сети. Подсоедините батарею к зарядному устройству таким образом, чтобы положительный вывод батареи был подключен к положительной клемме зарядного устройства, а отрицательный вывод батареи к отрицательной клемме зарядного устройства.
5.5.6 Параллельное соединение батарей
Если требуется получить емкость, превышающую емкость одного моноблока, то необходимо параллельное включение. При параллельном подключении моноблоки должны быть правильно соединены, чтобы обеспечить наибольшую эффективность такой системы при как можно большем сроке службы. Батареи должны быть, насколько это возможно, равными. Это означает одинаковую длину кабелей до общей точки подключения кабелей к нагрузки, одинаковую температуру элементов в батарее и одинаковое напряжение цепей. Не устанавливайте параллельно заливные батареи с герметизованными, так как напряжения заряда для этих типов батарей имеют различные значения. Для проверки правильности параллельного соединения батарей подключите к ним нагрузку. Замерьте падения напряжения на кабеле. Значения падения напряжения должны отличаться в пределах 10%.
РАЗДЕЛ 6 — ЭКСПЛУАТАЦИЯ
6.1 Начальный заряд
Компания производитель рекомендует производить начальный заряд/уравнивающий заряд батарей во время их установки, чтобы убедиться в полном заряде и в одинаковых значениях напряжения блоков. Если начальный заряд не проведен во время установки, при работе в режиме подзаряда выравнивание напряжения по блокам может произойти через несколько месяцев. Напряжение начального или уравнивающего заряда батарей типа AGMили GELсоставляет 2.35 В/эл при температуре 20ºC. Рассчитайте напряжение начального заряда для вашей батареи, исходя из количества блоков в цепи. Включите зарядное устройство и увеличьте его выходное напряжение до расчетного значения. Включите цепь на заряд этим напряжением в течение 24 часов. По окончании этого времени уменьшите напряжение зарядного устройства до уровня напряжения подзаряда (см. раздел 6.2). Непосредственно перед уменьшением напряжения в цепи до уровня подзаряда замерьте напряжения моноблоков и ток заряда, если это возможно. Если напряжение зарядного устройства не увеличивается до расчетного значения, либо нагрузка не выдерживает такого высокого значения напряжения, увеличьте выходное напряжение зарядного устройства до максимально разрешенного уровня. Рассчитайте выходное напряжение заряда из расчета на один элемент и по нему ориентировочное время заряда при данном напряжении. В качестве ориентира пользуйтесь следующими цифрами:
Макс.полученное Время заряда
напряжение (20ºC) (Hrs.) Min./Max.
2.33 — 2.35 В/Эл 12 / 24
2.31 — 2.33 В/Эл 36 / 48
При напряжениях ниже 2.29 В/эл равномерный заряд достигнут не будет. Если температура окружающей среды не равна 20ºC, напряжение начального заряда необходимо компенсировать с учетом температуры (TC). TC – процесс, при котором напряжение заряда изменяется как функция температуры батареи. Значение температурной поправки (TCF) для батарей типа AGMили GELсоставляет -0.005 В/эл на ºC от базового значения температуры 20ºC. С увеличением (уменьшением) температуры батареи выше (ниже) 20ºC напряжение заряда должно быть уменьшено (увеличено) на величину TCF на каждый градус изменения. Формула для расчета напряжения, исправленного температурной поправкой, следующая:
TCV = CV (20ºC) +/- [T-20 ºC] x (-0.005 В/эл)
В качестве примера, если необходимо произвести начальный заряд при температуре 32ºC, скорректированное по температуре, уменьшенное напряжение должно быть следующим:
TCV = 2.35 — (32-20) x (-0.005) = 2.29 В/эл
6.2 Напряжение подзаряда
Напряжение подзаряда, также называется напряжением непрерывного заряда. Очень важно, чтобы оно было рассчитано и установлено правильно, чтобы максимально увеличить срок службы и производительность батареи. Напряжение подзаряда предусматривает обеспечение батареи достаточным напряжением и током для компенсации саморазряда и поддержания в полностью заряженном состоянии. Неисполнение этих рекомендаций может привести к утрате гарантии и неисправности батареи.
6.2.1 Требования к напряжению подзаряда
Рекомендуемое значение напряжения подзаряда батарей типа AGMили GEL составляет 2.25 – 2.3 В/эл при температуре 20ºC. +/- 1 ºC.
6.2.2 Температурная компенсация напряжения подзаряда
Температурный коэффициент компенсации напряжения подзаряда составляет — 0.005 В/эл на ºC от базового значения температуры 20ºC (то же, что и TCF). Для другой температуры используйте следующую таблицу:
Температура (ºC) Напряжение подзаряда, В/эл.
10 2.310
15 2.290
20 Базовая 2.260
25 2.250
30 2.230
35 2.210
В разделе 6.1 приведено уравнение, с помощью которого рассчитывается температурная компенсация напряжения подзаряда, если температура находится за пределами значений данной таблицы.
6.3 Максимальный ток заряда
Ток заряда обычно ограничивается рекомендованным напряжением подзаряда. При более высоких значениях напряжения заряда максимальный ток заряда необходимо ограничивать, чтобы исключить возможность заряда аккумуляторов с более высокой интенсивностью, чем они могут эффективно воспринимать. Заряд при более высоких по сравнению с рекомендованными значениями тока может привести к чрезмерному нагреву батарей и газовыделению и сократить срок службы моноблоков. Значения максимальных токов заряда обозначены в технических характеристиках на моноблоки.
6.4 Повторный заряд
Заряжайте батареи немедленно, либо в кратчайшие сроки после разряда. Перерыв должен составлять не более 24 часов. Невыполнение этой рекомендации может привести к постоянной потере емкости из-за сульфатации электродов. Приблизительное время повторного заряда можно рассчитать по формуле:
A-ч разряженной бат.
—————————— x F = Время заряда, час.
Доступный ток заряда
где F = 3, если батарея заряжается при напряжении подзаряда, и F = 2, если
требуется напряжение уравнивающего заряда. Не превышайте максимальные токи
заряда, приведенные в разделе 6.3.
6.5 Уравнивающий заряд
Напряжение уравнивающего заряда батарей типа AGMили GEL составляет 2.35 В/эл при температуре 20°C, или 2.33 В/эл при температуре 25°C. В обычных условиях эксплуатации не требуется уравнивающего заряда, однако в некоторых случаях может потребоваться его проведение. Это возможно в случае: Разница температуры между отдельными блоками в батарее более 3ºC Малое напряжение подзаряда Работа при низкой температуре без учета температурной компенсации. Частые глубокие разряды. Необходим быстрый повторный заряд .Длительная задержка повторного заряда после разряда Неравномерный баланс параллельной цепи
Уравнивающий заряд следует производить по мере необходимости. Стандартный уравнивающий заряд производится в течение 24 часов при постоянном напряжении 2.35 В/эл при температуре 20ºC или 2.33 В/эл при температуре 25ºC. Для проведения уравнивающего заряда при напряжении и температуре, отличающихся от указанных выше, читайте раздел 6.1 о способах компенсации.
РАЗДЕЛ 7 — ХРАНЕНИЕ
Если установленные батареи типа AGMили GELне будут использоваться некоторое время, необходимо произвести следующие действия:
1. Равномерно зарядите батарею (раздел 6.5).
2. Отключите батарею от всех нагрузок. Не оставляйте ни одной подключенной к
батарее нагрузки, как бы мала она ни была.
3. Производите уравнивающий заряд батареи каждые 6 месяцев, если температура
хранения составляет 20ºC или меньше. При каждом увеличении температуры
хранения на 8ºC уменьшайте перерыв в 2 раза.
4. Производите уравнивающий заряд батареи перед тем, как приступить к ее
эксплуатации. Во время хранения, особенно, если оно длительное, рекомендуется
продолжать наблюдение за уровнем напряжения батареи. Замерьте и запишите
значение напряжения разомкнутой цепи непосредственно перед уравнивающим
зарядом, затем запишите значение напряжения и тока непосредственно перед
окончанием заряда. Более подробно читайте в разделе 4.0.
РАЗДЕЛ 8.0 — ОБСЛУЖИВАНИЕ И ВЕДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ
Обслуживание и ведение записей необходимо для правильной эксплуатации батареи и сохранения гарантии. Правильное ведение записей свидетельствует о том, что моноблоки эксплуатировались правильно и работы по их обслуживанию проводились вовремя. Правильное ведение записей позволит покупателю показать правильность эксплуатации батареи в случае ее неисправности, и таким образом воспользоваться правом на гарантию.
8.1 Общее обслуживание
Общее обслуживание батареи означает поддержание самой батареи и окружающей территории в чистом и сухом виде. Ввиду того, что батареи типа AGMили GELразработаны с учетом минимального обслуживания, в течение срока службы батареи не требуется добавления в них воды или специальных проверок плотности. Единственной операцией по обслуживанию батареи является ежегодная повторная затяжка соединений батареи. Перед производством этих работ вспомните содержание раздела 2.4 об опасности поражения электрическим током.
ВНИМАНИЕ: Пользуйтесь только изолированными инструментами. Не применяйте растворители или чистящие средства на поверхностях батарей или вокруг них. Для удаления пыли можно использовать сухую ткань. При необходимости можно использовать 25% раствор пищевой соды в качестве очистителя. Если необходимо провести обслуживание стеллажа или шкафа, соблюдайте указания изготовителя.
8.2 Основные записи
8.2.1 Записи при установке
При получении батареи первоначально запишите следующие сведения:
— Дата получения,
— Состояние блоков батареи,
— Напряжение разомкнутой цепи каждого моноблока,
— Дата установки,
— Номер заказа поставки,
— Монтирующая организация (организации),
— Время уравнивающего заряда и напряжение,
— Любые нестандартные условия хранения,
— Индивидуальные напряжения подзаряда блоков,
— Температура окружающей среды,
— Ток подзаряда,
— Температура батареи,
— Напряжение цепи.
8.2.2 Записи при обслуживании
Дважды в год записывайте следующие сведения:
— Напряжения подзаряда блока,
— Напряжение цепи,
— Ток подзаряда,
— Температура окружающей среды,
— Температура батареи.
— Состояние батареи,
— Любые внеплановые заряды или разряды за последние 6 месяцев.
Храните вышеуказанные записи в безопасном месте. Помните о том, что данные записи обязательны при обращении по вопросам гарантии батареи.
РАЗДЕЛ 9 — ПРОВЕРКА ЕМКОСТИ
9.1 Общие сведения
Для определения емкости батареи производится ее пробный разряд. Это производится по следующим причинам:
(1) Проверка номинальных параметров разряда – определяется процент емкости батареи по сравнению с номинальными техническими параметрами. Обычно это 8-часовой разряд.
(2) Проверка эксплуатационных параметров разряда – эта проверка служит для определения времени, в течение которого батарея работает в условиях фактической нагрузки, для которой она предназначена. Проверка параметров разряда обычно осуществляется с применением блока нагрузки определенных размеров, который обеспечивает разряд батареи при постоянном ток. Испытание проводится в течение заданного промежутка времени до конечного значения напряжения на элемент (обычно 1.75 — 1.85 В/эл), емкость (Ач) батареи рассчитывается умножением тока нагрузки на время испытания. Фактическая емкость (Ач) сравнивается с номинальной для определения относительной емкости. Такая проверка обычно проводится при приемочных испытаниях батареи. Эксплуатационное испытание обычно проводится при использовании фактической нагрузки, для которой предназначена батарея с целью определения времени, в течение которого батарея способна выдерживать данную нагрузку. Это испытание проводится при использовании батареи в системах бесперебойного электропитания (UPS) переключением в режим испытания, при котором батарея становится основным источником питания, а сеть переменного напряжения – запасным. Если нагрузка не критична, переменное напряжение просто
отключается, чтобы имитировать случай сбоя в питающей сети; при этом также можно проверить работу всей системы в целом. Если величина обычной нагрузки известна, можно использовать блок нагрузки.
9.2 Проведение испытаний
Испытания обоих видов проводятся следующим образом:
(1) Перед проверкой емкости убедитесь в том, что батарея полностью заряжена, все соединения чистые и надежно затянуты. Если батарея не подзаряжалась, как минимум, в течение одной недели, проведите уравнивающий заряд, установите батарею в режим подзаряда и подождите не менее 1 часа для стабилизации процесса.
(2) Подготовьте блок нагрузки или нагрузку для испытания. Убедитесь в том, что временные кабельные соединения надежны, их полярность соблюдена, и кабели имеют соответствующие нагрузке параметры.
(3) Определите температуру батареи, измеряя и записывая температуру каждого шестого блока. Рассчитайте среднее значение температуры. Замерьте температуру в середине (предпочтительнее) либо у стенки шкафа.
(4) Если проводится проверка номинальных параметров, ток нагрузки или напряжение должны быть скорректированы по температуре, если температура батареи значительно отличается от 20ºC. Формула для расчета скорректированной нагрузки следующая:
Скорректированная по температуре нагрузка = нагрузка при температуре 20ºC x CF,
где CF – температурный коэффициент коррекции.
Необходимо пользоваться следующей таблицей:
Температура испытания Коэффициент (ºC) коррекции емкости(CF)
0 0.84
5 0.89
10 0.94
15 0.97
20 1.00
25 1.02
30 1.04
35 1.05
Если проводится эксплуатационное испытание, температурная коррекция необязательна.
(5) Непосредственно перед началом проверки номинальных параметров замерьте и запишите индивидуальные напряжения моноблоков, напряжение цепи и ток подзарядки (по возможности).
(6) Отключите зарядное устройство от цепи батареи.
(7) Подключите к батарее нагрузку и включите таймер. Наблюдайте за напряжением в цепи и запишите наименьшее значение напряжения и время его фиксации.
(8) Как обычно, запишите значения тока, напряжения в цепи, напряжения элементов. Необходимо снять минимум три показания. Время между снятием показаний может изменяться, в зависимости от предполагаемого времени проведения испытания. Например, снимайте показания каждый час в течение первых 4 часов при 8-часовом режиме разряда. В течение следующих трех часов снимайте показания каждые полчаса. В течение последнего часа снимайте показания каждые 15 минут. При 15- минутном испытании в режиме разряда UPS желательно снимать показания каждые 1-3 минуты.
(9) Продолжайте разряд до тех пор, пока напряжение цепи не станет ниже конечного значения. Значение конечного разрядного значения цепи проводят следующим образом: Конечное разрядное значение отдельного элемента умножить на количество элементов в цепи. Например:
1.75 В/эл x 60 элементов = 105.0 Вольт
это будет напряжением, при котором разряд следует прекратить.
(10) Остановите таймер и отключите нагрузку от батареи.
(11) Перезарядите батарею с помощью штатного или внешнего зарядного
устройства. Для уменьшения времени заряда следует использовать уравнивающий
заряд.
(12) Запишите время разряда и рассчитайте относительную емкость (%), если
проводилась проверка номинальных параметров.
(13) Храните копии результатов всех испытаний вместе с записями параметров
батареи.
9.3 Замечания по проведению разряда:
(1) Батареи типа AGMили GELпоставляются полностью заряженными (100%
емкости).
(2) Напряжение в цепи должно замеряться на выводах батареи, а не в месте подключения нагрузки.
(3) Наличие точных измерительных приборов важно для получения правильных результатов испытания. Убедитесь в том, что все измерительные приборы, шунты и др. правильно откалиброваны перед использованием.
(4) Если проводилось длительное испытание, необходимо замерить и записывать значения падения напряжения на межэлементных соединениях. Эти значения будут способствовать подтверждению целостности батареи.
(5) После испытаний и заряда рекомендуется произвести проверку напряжения подзаряда. Прочитать руководство по эксплуатации и поместить его рядом с батареей Предотвращать опасность пожара, короткого замыкания. Внимание! Металлические детали элементов батареи всегда находятся под напряжением, поэтому не разрешается класть на батарею предметы или инструмент! При работе с батареями необходимо иметь защитные очки изащитную одежду, соблюдать правила техники безопасности. Электролит является сильным едким веществом. При нормальном режиме работы соприкосновение с электролитом исключено. При разрушении корпуса освободившийся связанный электролит является таким же едким, как и жидкий. Курить запрещено! Не допускать открытого огня и искры вблизи от батареи из-за опасности взрыва и пожара! Внимание, батарейный блок/элементы имеют большой вес! Обратите внимание на надежную установку батареи! Используйте только соответствующие приспособления для транспортировки!
Настоящее Руководство распространяется на батареи аккумуляторные стартерные свинцово-кислотные с регулирующим клапаном VRLA номинальным напряжением 12 В, залитые электролитом и заряженные, предназначенные для запуска двигателя и питания электрического оборудования автомобилей.
1. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЗАЛИТЫМИ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫМИ БАТАРЕЯМИ
2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ
ВНИМАНИЕ! Установка батарей с регулирующим клапаном VRLA возможна только в транспортные средства, электрооборудование которых адаптировано к батареям с регулирующим клапаном VRLA. Убедитесь, что приобретенная батарея соответствует требованиям технического паспорта транспортного средства. Как правило такие батареи располагаются в багажнике или под сиденьем, вдали от источников тепла.
Производите снятие/установку и обслуживание батарей в специализированных сервисных центрах. Все работы по снятию/установке и обслуживанию батарей должны производиться квалифицированным персоналом.
Рекомендуется проводить обслуживание батареи не реже одного раза в 6 месяцев или каждые 10000 км пробега автомобиля (или в соответствии с графиком ТО автомобиля).
В случае принятия решения о самостоятельном обслуживании батареи придерживайтесь следующих рекомендаций:
Допускается установка батарей с напряжением разомкнутой цепи не менее 12,6 В.
Перед установкой или снятием батареи с транспортного средства необходимо заглушить двигатель, отключить все потребители электроэнергии, во избежание короткого замыкания использовать электроизолированный инструмент.
При установке батареи в транспортное средство убедитесь, что она надежно зафиксирована на своем посадочном месте, первым подключается положительный вывод, затем отрицательный (отключение производится в обратной последовательности), клеммы проводов плотно прилегают к полюсным выводам батареи и генератор обеспечивает напряжение в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя транспортного средства. Полюсные выводы должны поддерживаться в сухости и чистоте, допускается смазка полюсных выводов и клемм специальной смазкой для аккумуляторных клемм с целью предотвращения коррозии. Поверхность батареи должны быть чистой. Протирать поверхность батареи ветошью, смоченной в 10%-ном растворе кальцинированной соды.
Убедитесь, что вентиляционные отверстия батареи чистые и не закупорены.
Внимание!
Не допускается открывать пробки в батареях с регулирующим клапаном VRLA! Это может привести к неисправности батареи!
Батарея оснащена регулирующим клапаном VRLA. Клапан обеспечивает поддержание внутреннего давления, что приводит к возможному расширению или сжатию стенок корпуса аккумуляторной батареи на величину до 5% от начального габаритного размера, что не является признаком неисправности.
Необходимо строго следить за исправностью систем электрооборудования транспортного средства – строго соблюдать максимально допустимое напряжение и температуру заряда АКБ. В случае превышения зарядного напряжения и температуры возможен выход АКБ из строя.
Вскрытие аккумуляторов и долив воды в них запрещен! В батареях этого типа электролит находится в связанном состоянии.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ устанавливать и эксплуатировать батареи в перевернутом положении (вверх дном).
ВНИМАНИЕ! Соблюдайте полярность при подключении наконечников проводов к полюсным выводам батареи!
Удары по полюсным выводам недопустимы!
Если Вы не планируете эксплуатировать свое транспортное средство более 2 недель, рекомендуется снять клемму с отрицательного вывода батареи для предотвращения глубокого разряда и ее преждевременного выхода из строя.
Изучите руководство по эксплуатации Вашего транспортного средства по установке/снятию батареи. Некоторые производители транспортных средств не рекомендуют отключать батареи по причине блокировки электрических систем. Это может привести к недоступности ряда функций на транспортном средстве.
Не допускайте глубоких разрядов батареи в процессе эксплуатации или длительной стоянки. Периодически осуществляйте контроль электрооборудования транспортного средства.
ВНИМАНИЕ! Эксплуатация батареи в состоянии глубокого разряда приводит к преждевременному выходу батареи из строя, при отрицательных температурах – к замерзанию электролита и разрушению батареи.
Если Вам не удалось запустить двигатель с первой попытки, не удерживайте зажигание дольше 5 секунд на каждую попытку. Делайте перерывы в 1 минуту между попытками, чтобы батарея успевала восстановить напряжение.
3. ЗАРЯДКА
ВНИМАНИЕ! При заряде батареи выделяется взрывоопасный газ — водород! Помещение, где проводится зарядка должно быть оборудовано вентиляцией или проветриваться. В помещении запрещается курить, допускать искрообразование, пользоваться открытым пламенем!
При заряде батарей возможно выделение аэрозоли электролита! Поверхности и предметы в помещении во время заряда батареи должны быть защищены!
ВНИМАНИЕ! При зарядке не допускается открывать пробки в батареях с регулирующим клапаном VRLA!
Изготовитель рекомендует производить зарядку в специализированных сервисных центрах с привлечением квалифицированного персонала.
При падении НРЦ ниже 12,6 В батарея должна быть заряжена с помощью подходящего зарядного устройства в соответствии с его инструкцией по эксплуатации.
Если для зарядки батареи у Вас нет возможности обратиться в специализированный сервисный центр и Вы приняли решение произвести зарядку батареи самостоятельно, следуйте инструкциям далее.
Используйте только сертифицированные зарядные устройства с функцией ограничения напряжения, специально предназначенные для зарядки 12 В батарей. Следуйте указаниям в инструкции зарядного устройства, чтобы выбрать правильный режим.
Рекомендуется использовать зарядные устройства с автоматической регулировкой максимального напряжения в зависимости от температуры батареи.
В случае отсутствия инструкций следуйте данным указаниям по зарядке:
Зарядку рекомендуется производить при температуре от плюс 10 °С до плюс 35 °С (от плюс 10 °С до плюс 45 °С в случае применения зарядного устройства с автоматической регулировкой максимального напряжения в зависимости от температуры батареи) с ограничением значения зарядного тока 10% от номинальной емкости батареи (например, для батареи емкостью 60 А·ч ток не должен превышать 6 А) и с ограничением значения зарядного напряжения 14,8 В (в случае применения зарядного устройства с автоматической регулировкой максимального напряжения рекомендуется чтобы зависимость напряжения от температуры соответствовала графику на рисунке 1).
В случае, если температура батареи ниже плюс 10 °С, необходимо выдержать батарею в помещении до достижения минимальной температуры батареи плюс 10°С.
Температура корпуса батареи при заряде не должна превышать плюс 35 °С (плюс 45 °С в случае применения зарядного устройства с автоматической регулировкой максимального напряжения в зависимости от температуры батареи).
.
ВНИМАНИЕ! Не допускается перегрев батареи. В случае превышения температуры следует приостановить заряд, отключив питание зарядного устройства.
Максимальная продолжительность зарядки составляет 24 часа.
В режиме зарядки со стабилизацией по напряжению процесс зарядки можно считать завершенным, если значение зарядного тока уменьшилось и не меняется в течении 2 часов.
ВНИМАНИЕ! Перезаряд батареи является недопустимым!
Следует измерять значение НРЦ не раньше, чем через 2 часа после завершения зарядки!
3. ХРАНЕНИЕ
Если Вам требуется хранить батарею продолжительное время, батарею необходимо полностью зарядить, очистить корпус 10%-ным раствором пищевой соды, и хранить в сухом, затемненном месте при температуре не ниже минус 20°С (рекомендованная температура от +10 до +25°С). Необходимо поддержание НРЦ не ниже 12,6 В. При хранении батареи устанавливаются крышками вверх, при этом пробки у батарей должны быть плотно завинчены.
При необходимости длительного хранения рекомендуется проверять напряжение разомкнутой цепи на полюсных выводах батарей со следующей периодичностью:
− при 20°С: после 12 месяцев хранения, далее каждые 3 месяца;
− при 30°С: после 6 месяцев хранения, далее каждые 2 месяца.
ВНИМАНИЕ! Хранение разряженной батареи ниже 12,6 В снижает срок ее службы.
4. УТИЛИЗАЦИЯ
Батарея содержит в своем составе свинец, свинцовые сплавы и электролит (раствор серной кислоты).
Вышедшие из эксплуатации батареи нельзя смешивать с бытовыми отходами.
Сдавать вышедшие из эксплуатации батареи только в специализированные пункты приема.
5. РАСШИФРОВКА ДАТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАТАРЕИ
Маркер, обозначающий дату изготовления, находится на крышке батареи.
1- день недели (1-7 (Пн — Вс))
2- текущая неделя производства от 01 до 53
3- год (латинская буква, см. таблицу 1)
4- смена (одна цифра): 1, 2
Таблица 1
Пример чтения маркера:
Маркер: 312B1
Читается: 3- среда, 12 — двенадцатая неделя, B- 2021 год, 1- первая смена.
АКБ выпущен 24 марта 2021 года в первую смену.
6. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Технические характеристики гарантируются при соблюдении требований к транспортированию, хранению, эксплуатации и техническому обслуживанию, установленных в Руководстве по эксплуатации.
Средний срок службы батарей в эксплуатации не менее 48 месяцев при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 100000 км пробега.
Средний срок службы или наработка батарей в эксплуатации является оценочной статистической величиной, задаваемой для планирования по срокам замены, и не является основанием для выставления рекламаций изготовителю.
Информация о гарантийном сроке содержится в Гарантийном талоне на аккумуляторную батарею.
Все условия гарантийных обязательств и сервисного обслуживания действуют в рамках действующего законодательства о защите прав потребителей и регулируются законодательством РФ.
Гарантия распространяется только на производственные дефекты батареи, допущенные заводом-изготовителем, такие как короткое замыкание или обрыв цепи.
Батареи снимается с гарантии в случае нарушения правил, изложенных в Руководстве по эксплуатации, а также в следующих случаях:
Механические или термические повреждения (замерзала, разбита, попытка ремонта, вскрытия и т.д.), в том числе повреждения клемм от короткого замыкания;
Неисправна система электрооборудования транспортного средства;
Установка дополнительного электрооборудования, не предусмотренного заводом-изготовителем транспортного средства;
Максимальный ток утечки на транспортном средстве 80 мА, если иное не указано в Руководстве по эксплуатации Вашего транспортного средства;
Несоответствие технических данных транспортного средства и установленной батареи;
Переполюсовка батареи;
Эксплуатация батареи в режиме недозаряда;
Систематический перезаряд батареи;
Хранение батареи в состоянии глубокого разряда;
Повреждения, вызванные попаданием внутрь батареи посторонних предметов, веществ, жидкостей;
Использование не по прямому назначению;
Гарантийный талон заполнен неправильно или отсутствует.
Привет, Хабр! Сегодня мы введём в эксплуатацию сухозаряженный мотоциклетный AGM аккумулятор. Данное руководство можно использовать и для обычных сухозаряженных кальциевых АКБ с жидким электролитом.
Заодно обсудим, чем отличаются разные типы свинцовых аккумуляторов, и как это сказывается на их применении. Как всегда, будут видео и показания приборов.
Такие маленькие аккумуляторы используются в мотоциклах, скутерах, квадроциклах, гидроциклах, снегоходах, мотокультиваторах, мини-тракторах и даже опрыскивателях.
Основным отличием мотоциклетного AGM аккумулятора от привычных резервных (для источников бесперебойного питания, ИБП) и тяговых является назначение, соответственно которому нормируются ключевые параметры. У аккумуляторов, предназначенных для разных целей и условий применения, эти параметры разные.
Напряжения в этой статье будут приводиться для наиболее распространённых 12-вольтовых аккумуляторных батарей, к которым относится и подопытная.
Для стартерного или маломощного резервного аккумулятора титульной является полезная ёмкость 20- часового, иногда 10-часового разряда до 10.5 или 10.8 вольт под нагрузкой. Пример — GS-12-12 L: 12 вольт, 12 ампер*часов.
Для тягового (глубокого цикла) в качестве основного параметра нормируется ёмкость 2-часового разряда (6-DZM-12: 6 банок, то есть, 12В, 12 А*ч), для мощного резервного — мощность 15-минутного разряда (HR-W 12-34: 12В, 34 ватта на банку). Вот и ответ на вопрос, почему тяговая или премиум ИБП батарея того же напряжения, той же титульной ёмкости имеет массу, цену и иногда размер заметно выше, чем у бюджетной линейки для ИБП.
При глубоких разрядах химического источника большими для него током и мощностью вступает в силу закон Пейкерта, согласно которому, полезная отдаваемая ёмкость окажется ниже, чем при более низких токах.
Причины такого феномена — поляризация и загромождение пор активных масс продуктами реакции, в случае свинцового аккумулятора — кристаллами сульфата свинца. Выход из положения — заложить больше активных масс, что, наряду с более стойкой конструкцией тоководов, пластин и предотвращающими их разрушению сепараторами, пригодится и для повышения следующих характеристик.
Вторым и третьим важнейшими параметрами являются количество циклов заряд-разряд и срок службы при постоянном буферном подзаряде до снижения ёмкости на 20-40 процентов. Дополнительно в информационном листке (даташите) к аккумуляторной батарее производители обычно предоставляют таблицы и графики ёмкости при разных токах и мощности разряда до разных напряжений с учётом температуры.
В отличие от тяговых и резервных, стартерный аккумулятор после ёмкости имеет второй, самый ключевой параметр — пусковой ток, нормируемый как ток холодной прокрутки по тому или иному стандарту измерений. Именно он определяет способность запустить двигатель стартером, что является наипервейшей задачей автомобильной или мотоциклетной АКБ.
Потому основное свойство стартерной аккумуляторной батареи — кратковременно выдавать весьма значительный ток, а затем оперативно восполнять затраченный заряд от генератора.
Стартерный аккумулятор современного транспортного средства, в котором много потребителей электроэнергии, в том числе, таких мощных, как нагревательные приборы и лебёдки, которое часто эксплуатируется в «городском» режиме коротких поездок, кроме достойной ёмкости, должен обладать и третьим важным свойством — способностью выдерживать циклирование и длительное пребывание в состоянии частичной заряженности — PSoC, partial state of charge. Именно поэтому под капот всё чаще ставят AGM или EFB (SFB и др.) — стартерные батареи, имеющие некоторые черты тяговых.
В AGM — absorbent glass mat — жидкий электролит не плещется свободно, а пропитывает сепараторы из стекловолокна — стекломаты. Подобные стекломаты, наряду с конвертами, защищающими пластины, могут быть в конструкции EFB, где электролит свободно плещется. Также эти батареи премиум-сегмента снабжены усиленными решётками и утолщёнными активными массами по сравнению с обычными стартерными и дешёвыми резервными. Всё это повышает надёжность и стойкость, но чаще всего затрудняет диффузию ионов и перемешивание электролита, потому при эксплуатации продвинутых АКБ следует учитывать их особенности.
Итак, перед нами новый AGM аккумулятор Siltech DC MF 1205 12 В 5 А*ч. В комплекте паспорт с инструкцией на русском языке, сам аккумулятор, винты с гайками для клемм, удобная батарея капсул с дозированным электролитом и клапанные пробки на заливные горловины, конструктивно объединённые с верхней крышкой.
Вскрывать ёмкости с электролитом не следует, плёнки на горлышках капсул пробиваются иглами заливных горловин при установке ёмкости на аккумулятор. Но мы всё же проткнём одну из плёнок, чтобы измерить плотность рефрактометром. (Не повторяйте это!)
Плотность чуть выше 1.31. В очередной раз убеждаемся, что в AGM заливают электролит повышенной плотности.
Формовка сухозаряженных аккумуляторов производится на заводе, далее пластины сушат, и уже из сухих формованных пластин собирают аккумулятор. Срываем наклейку, предохраняющую от кислорода, влаги и пыли, видим заливные горловины с иглами.
Перед заливкой электролита подключим к клеммам АКБ вольтметр с регистратором, чтобы посмотреть, как произойдёт активация химического источника тока. Исходная температура аккумулятора 24.3 градуса Цельсия.
Аккуратно переворачиваем ёмкость-дозатор, устанавливаем её сверху батареи и утапливаем вниз, прокалывая плёнки на горлышках. Это пришлось делать двумя руками. потребовалось прилагать усилие равномерно с левой и правой стороны.
Ещё не весь электролит поступил в банки аккумулятора, а его температура уже поднялась почти на 2 градуса, до 26.2.
Убедились, что весь электролит вытек, снимаем ёмкость-дозатор. Температура 31 градус.
Активация идёт полным ходом, с выделением теплоты. Реакция экзотермическая.
Так как электролит поступал в банки неравномерно, рост напряжения при активации также неравномерный. За минуту напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) поднялось с 10.72 до 12.55 вольт, затем две минуты росло до 12.7 и продолжает расти.
Прошло полчаса, на клеммах 12.78 В. Температура снижается, активацию можно считать завершённой.
Мотоциклетные аккумуляторы маркируются в японском индустриальном стандарте JIS. Нашу АКБ производитель маркировал собственным кодом DC MF 1205, но в JIS такой типоразмер обозначается UT5L-BS. Именно этот пункт выбираем в меню тестера.
Внутреннее сопротивление 18.18 мОм, ток холодной прокрутки 165 А, НРЦ 12.72 В. Батарея исправна.
Тестер показывает, что АКБ полностью заряжена, но инструкция предписывает, что перед установкой аккумулятора на транспортное средство после активации его обязательно необходимо зарядить, в противном случае батарея теряет до 20% ёмкости.
Инструкция рекомендует заряжать током 1/10 ёмкости, (в нашем случае 500 мА), и остановить заряд при достижении напряжения 16 вольт. Рекомендуется полная зарядка на стационарном зарядном устройстве не реже, чем один раз в 3 месяца.
В лаборатории автоэлектрики «Вектор» мы предпочитаем при заряде постоянным током перед высоковольтным дозарядом произвести этап основного заряда током 10% ёмкости до напряжения от 14.1 до 14.8 вольт, в зависимости от типа аккумулятора, (обычно 14.4-14.7), дождаться снижения тока при этом напряжении, и заряжать далее при повышенном напряжении более низким током, обычно 2% от ёмкости.
Однако одноэтапный профиль из инструкции Siltech предписывает не держать АКБ при 16 вольтах, а сразу отключать заряд по достижении этого напряжения. Так как это стартерная AGM, этот профиль можно считать годным для безопасного заряда, но в таком случае важно не прозевать момент достижения 16 вольт и немедленно отключить ток.
Заряжать можно как стабилизированным источником тока и напряжения в виде зарядного устройства (ЗУ) или блока питания, так и ЗУ с автонастройкой параметров заряда с микропроцессорным управлением в реальном времени. Таких продвинутых автоматов сегодня существует много, например, зарубежные СТЕК, Optimate, NOCO и отечественные изделия от предприятий ЛБ-Электро, Автоэлектрика, Балсат. Мы воспользуемся прибором Бережок-V на базе ЗУ Вымпел-30 производства Орион СПБ.
При запуске заряда автомат подал на нашу 5 А*ч АКБ ток, выросший примерно за секунду от рекомендованных в инструкции 0.5 до 5 ампер, то есть, 1C, 100% ёмкости, казалось бы, десятикратное превышение. Что это, глюк, сбой, ошибка или недоработка алгоритма?
На самом деле, никакого превышения нет. По Вудбриджу, ток начала заряда постоянным напряжением как раз составляет 100% ёмкости. И такое начало первого этапа далеко не редкость из мира сверхбыстрых методов заряда и полезных моделей, их реализующих. Наоборот, это происходит повседневно — под капотом авто. Генератор автомобиля часто выдаёт 60 ампер, а то и больше, 60 А*ч аккумуляторной батарее. Но это не значит, что так можно зарядить аккумулятор за час, или что этот ток можно держать вплоть до 16 вольт. Как только напряжение на клеммах достигает уставки регулятора напряжения, зарядный ток снижается.
Не всегда состояние аккумуляторной батареи позволяет принимать такой высокий ток после запуска двигателя стартером, часто мешает прогрессирующий разбаланс из-за недозаряда и сульфатации. И увы, никогда полный выравнивающий восстановительный заряд не может осуществиться при напряжениях бортовой сети автомобиля, (если не говорить о гипотетических сложных микропроцессорных системах, где в бортсети есть контроллер заряда, датчик батарейного тока, и так далее). Потому не реже, чем раз в 3 месяца, аккумулятору необходим стационарный заряд. Стационарный — то есть, не от штатного генератора, а от специализированного зарядного устройства или источника питания, адекватно управляемого вручную или автоматом.
5 ампер было при 13.5 вольтах, а по прошествии 5 минут при 14.1 В всего 4 ампера. Далее напряжения будут расти, а максимальные токи снижаться, это общее правило почти всех методов и профилей заряда. Исключение составляют специальные режимы для эффективного перемешивания электролита, когда подаются значительные токи при перенапряжениях в течение нормированного времени, а также режимы буферного и периодического подзаряда в хранении. Параметры этапа зависят также от температуры аккумулятора, которая может меняться в ту или иную сторону по внутренним и внешним причинам несколько раз на протяжении заряда.
На утро следующего дня ЗУ в режиме хранения, заряд завершён. На клеммах 13 вольт.
Тестер показывает 16.38 мОм, 184 А, 12.88 В. Параметры батареи улучшились в сравнении с теми, что были до заряда: 18.18 мОм, 165 А, НРЦ 12.72 В.
Электронную нагрузку настроим на ток 20-часового разряда по ГОСТ до 10.5 вольт. Для 5 А*ч АКБ этот ток равен 250 мА.
Аккумулятор отдал 5.461 А*ч. Прекрасный результат.
На разряженной АКБ тестер показывает 129.87 мОм, ТХП 24 А, здоровье 16%, НРЦ 11.03 В, и предписывает зарядить и повторно проверить.
Степень заряженности 0%, потому и внутреннее сопротивление высоко, здоровье и токоотдача низкие. Будем заряжать.
Прошли 2 часа после заряда, можно закрыть крышку и использовать аккумулятор по назначению. Он введён в эксплуатацию.
Показания тестера после разряда 15.27 мОм, 196 А, 12.92 В. Благодаря контрольно-тренировочному циклу (КТЦ), они ещё более улучшились с предыдущих 16.38 мОм, 184 А, 12.88 В. Здоровье АКБ 100%.
По итогам измерений, и пусковой ток, и ёмкость данного аккумулятора соответствуют заявленным, производитель не обманывает, эту сухозаряженную АКБ можно рекомендовать к приобретению.
Итак, после заливки сухозаряженного свинцово-кислотного аккумулятора его действительно необходимо зарядить, чтобы не получить потерю ёмкости и токоотдачи, что мы увидели из показаний приборов в данном эксперименте.
Статья составлена в сотрудничестве с аккумуляторщиком Виктором VECTOR.
Автомобильные аккумуляторные батареи типа AGM являются более надежным аналогом обычных кислотных АКБ. У них есть свои особенности, которые нужно учитывать, думая о том, как заряжать AGM-аккумулятор. Это позволит продлить срок эксплуатации прибора.
Заряжайте AGM аккумулятор правильно.
А если вы интересуетесь вопросом: как заряжать Теслу, то об этом вы сможете узнать из отдельного материала.
Инструкция, как правильно заряжать AGM-аккумулятор
Автовладельцы часто считают, что зарядка АКБ — трудоемкая задача, которую лучше доверить экспертам. Однако аккумулятор для машины заряжать несложно. Нужно просто подобрать подходящее зарядное устройство и придерживаться ряда рекомендаций специалистов.
Существует несколько разновидностей устройств для зарядки автомобильных АКБ:
- автоматические;
- механические.
В устройствах механического типа тому, кто их использует, приходится самостоятельно регулировать напряжение и силу тока. Автоматизированные приборы необходимо подбирать сразу с 2 режимами работы — подзарядка и хранение.
Кроме того, при выборе зарядного устройства нужно учитывать следующие критерии:
- Функция отображения тока зарядки.
Современные устройства для подзарядки оборудованы жидкокристаллическими мониторами, на которых отображается вся необходимая информация. - Тип АКБ.
Подбирая прибор для зарядки аккумулятора, нужно учитывать тип энергоисточника. Например, станции для подзарядки жидко-кислотных видов АКБ не подходят для зарядки гелиевых или АГМ-моделей. - Компенсация температуры.
В процессе подзарядки температурные показатели аккумуляторной батареи могут существенно увеличиваться. Этот процесс может усилить и высокая температура в месте, где производится заряд.
Если устройство для подзарядки не оснащено функцией компенсации температуры, то это может стать причиной перезаряда АКБ, который отрицательно повлияет на его ресурс. Лучше подбирать модели зарядных приборов со встроенными температурными датчиками. - Этапы подзарядки.
Эту характеристику необходимо учитывать в тех случаях, когда зарядное устройство применяется для обслуживания свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. - Регулируемая быстрота вращения вентилятора.
От этой характеристики зависит эффективность охлаждения и срок службы устройства для подзарядки. Функция контроля скорости вращения охлаждающих вентилей дает возможность снизить шум при функционировании прибора или уменьшить его температуру, предотвратив перегрев всего оборудования. - Диапазон рабочих температур.
Классические модели зарядных устройств могут работать при температуре в пределах +5…+45°C. Кроме того, в продаже есть устройства с более обширным диапазоном температур. Такая техника разработана специально для профессионального применения. Если аккумуляторная батарея будет подзаряжаться в неотапливаемом помещении или на свежем воздухе, эту характеристику тоже нужно учитывать при подборе.
Стандартная процедура
Классическая зарядка автомобильного АКБ типа AGM состоит из нескольких этапов:
- Сначала севший АКБ извлекается из автомобиля. При этом необходимо учитывать требования безопасности.
- Место, в котором батарея будет заряжаться, обязательно должно быть защищено от воздействия отрицательных факторов извне (химические вещества, горючие смеси, пламя и т.д.).
- АКБ подключается к прибору для подзарядки, который включается в электросеть.
- Устройство для зарядки автоматически подстраивается под напряжение и силу тока АКБ.
- Затем остается лишь подождать, пока аккумуляторная батарея полностью зарядится. После окончания процедуры заряженное и готовое к эксплуатации устройство устанавливается обратно в машину.
Трехступенчатая зарядка
Составные части AMG аккумулятора.
Эксперты отмечают, что методика трехступенчатой подзарядки аккумулятора является наиболее эффективной. Однако фирмы-изготовители подобных устройств редко о ней упоминают.
Это объясняется рядом трудностей, с которыми связана трехступенчатая зарядка.
Процедура состоит в следующем:
- Сначала AGM-батарея на 10-30% от своей емкости заряжается при напряжении от 14,2 до 14,8 В. Этот цикл является основным и дает возможность компенсировать около 80% от всей емкости.
- После этого производится накопительный цикл. На этой стадии на устройстве для подзарядке выставляется минимальная сила тока в 0,3 В. До 100% заряд АКБ доходит за 3-3,5 часа.
- Третья стадия — плавающая зарядка. В этом режиме напряжение устройства варьируется от 13,2 до 13,8 В.
Двухступенчатая
Принцип этой методики имеет сходство с трехступенчатой подзарядкой. Однако при двухступенчатом способе отсутствует режим плавающего заряда.
Подпитка
Этот режим применяется только для оперативной зарядки устройства. В качестве основной методики он не используется.
Принцип подпитки состоит в том, что на аккумуляторную батарею подается плавающий ток с напряжением от 13,2 до 13,8 В. Производители АКБ не советуют применять подпитку для восстановления полностью севших устройств. В таких ситуациях лучше подходят многоступенчатые зарядки.
Основные рекомендации по выполнению зарядного процесса
Перед подзарядкой AGM-батареи следует ознакомиться со стадиями этого процесса:
- основная — емкость АКБ восстанавливается на 80%;
- плавающая — емкость энергоисточника восстанавливается до значения в 100%;
- хранение — на этой стадии АКБ типа AGM потребляет минимум тока от подзарядного прибора;
- накопительная — батарея нормализует и фиксирует свои эксплуатационные параметры.
Заряжать аккумуляторы AGM нужно с помощью специализированного устройства, которое может определить напряжение и силу тока. Эти характеристики обязательно нужно контролировать, в противном случае внутри АКБ может возникнуть нежелательный процесс газообразования.
Запрещается заряжать AGM-батареи с помощью стандартных зарядных приборов. С такой целью лучше применять спецстанции со смарт-управлением. Такие приборы позволят заряжать АГМ в щадящем режиме.
Во время процедуры зарядки необходимо контролировать температурные показатели электролита. Они должны быть не выше +50°C, в противном случае ресурс работы АКБ сократится.
Кроме того, если для подзарядки применять напряжение больше 15,2 В, то в устройстве начнет протекать гидролиз, который приведет к потере воды из электролита и образованию газовой подушки. Это отрицательно отразится на состоянии AGM-аккумулятора.
Определение степени заряженности аккумулятора.
Восстановление и обслуживание АГМ-аккумулятора
Возможность восстановления аккумуляторной батареи типа АГМ зависит от ее состояния и срока эксплуатации. Это связано с тем, что даже дорогое и надежное устройство, если его использовать неправильно, может сломаться, поэтому покупать подобные АКБ с рук рискованно.
Приобретая энергоисточник AGM, следует узнать о нюансах обслуживания подобного оборудования. В реанимации АГМ-АКБ нет ничего трудного, т.к. для этой процедуры тоже понадобится электролит, но не в жидком виде.
Некоторые владельцы автотранспорта заполняют подсохшие внутренние пустоты аккумуляторной батареи чистой водой с помощью шприца. Принцип этой методики состоит в том, что с течением времени сепараторные пластинки впитают влагу, после чего АКБ можно будет зарядить.
Другой способ восстановления состоит в «обмане» подзарядного устройства, т.е. вместе с «мертвым» АКБ к прибору подключается «живой» источник электроэнергии. Если «умерший» АКБ начал потреблять электроэнергию, значит, он подлежит восстановлению.
Спустя 15-20 минут работающий аккумулятор необходимо отключить, а второе устройство продолжит подзаряжаться. Однако даже если севший АКБ зарядится, его тем не менее придется заменить. Кроме того, эксплуатировать подобное устройство может быть опасно из-за повышенного риска газообразования в корпусе.