Акимова театр руководство

История Цветочного острова

Александр Шаров

       Необычные и красивые, умные и поучительные сказки известного русского писателя-фантаста Александра Шарова, которыми дети зачитывались чуть больше тридцати лет назад, на современной сцене гость редкий. А « Историю цветоч…

20

Май
12:00

Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Николая Павловича Акимова основан 1 октября 1929 года. В постановках режиссеров театра неожиданные повороты сюжета, чудеса, мистика, яркая театральность. Вместе с талантливыми театральными художниками, режиссер уводит зрителя из повседневности, предлагая ему другую реальность. Сценическое пространство не только насыщенно светом, но и особым звучанием, которое ему придает музыка, написанная лучшими композиторами. Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Николая Акимова является одним из лидеров в рейтинге драматических театров города

Фрадин Алексей Евгеньевич — Директор

Казакова Татьяна Сергеевна — Художественный руководитель

Богданова Евгения Александровна — Заместитель директора по общим вопросам

Мелешкин Анатолий Владимирович — Заведующий художественно-постановочной частью

Фрадкина Вера Александровна — Начальник отдела по развитию и связям с общественностью

Сохранить в себе талант. Художественный руководитель Театра Комедии им. Акимова — об артистах и сцене


Ровно 90 лет назад на карте Ленинграда появился новый театр, который мы сегодня знаем как Театр Комедии им. Акимова. Его художественный руководитель Татьяна КАЗАКОВА побеседовала с журналистом Еленой БОБРОВОЙ не столько о коллективе-юбиляре, сколько о положении дел в сценическом искусстве, некоторым образом подводя итоги завершающегося Года театра.

Сохранить в себе талант. Художественный руководитель Театра Комедии им. Акимова - об артистах и сцене | ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

— Татьяна Сергеевна, Театру Комедии 90 лет, и без малого 25 лет из них этим театром руководите вы. Как бы вы сформулировали свою театральную заповедь?

— Ответ будет простой: «работать». На самом деле я и сама немного вздрагиваю, когда слышу подобные цифры — дни проходят, как один. С утра до вечера я в театре, репетирую, думаю о репертуаре, артистах, преемственности поколений. Но иногда задумываюсь и о судьбе моего поколения режиссеров. Не очень счастливого поколения. Столько погибли молодых режиссеров, которых никто вовремя не поддержал. Мы и подумать не могли, чтобы кто-то из маститых режиссеров — руководителей театров мог позвать нас и доверить постановку. Многие из ребят так и остались пожизненно ассистентами мэтров. Многие ушли из театра.

— Почему же мэтры, создав театр, взрастив труппу, не думают о преемниках?

— Товстоногову однажды задали такой вопрос, тем более закономерный, что он возглавлял режиссерский факультет. На что Георгий Александрович ответил: «Станиславский тоже не оставил преемника». На самом деле трудно ответить, почему так получилось. Но так или иначе целое поколение режиссеров — мое поколение — оказалось неподдержанным. И это не могло не сказаться на театре в целом.

Тем более что мое поколение пришло в то время, когда был страшный слом и в жизни страны, и в жизни театра. Прежнее, сильное, поколение резко ушло, а новое так толком и не сформировалось. И нам досталась очень тяжелая участь выживать.

— …на обломках старого. В 1990-е театр как будто потерял себя.

— До этого театр был отдушиной. Например, мне, послевоенному ребенку, все вокруг казалось временным и неинтересным, а вот театр притягивал и обещал другую жизнь. Потом я имела возможность работать в Театре на Таганке, и там вахтерами, дежурными работали кандидаты наук по физике, математике. Люди бежали от затхлой реальности в мир, где что-то творилось. Артисты несли в театр свою одежду, обувь, даже, если это было нужно, собственную мебель. Никто тогда не говорил: «Я работаю за деньги».

Сегодня время тяжелое, мутное. Спрашиваю у одного артиста: «Снимаешься?». Он бледнеет: «Ради бога, не смотрите, это такой ужас, но — деньги». Сегодня уже на втором курсе театрального института сидят директора по кастингу сериалов и отлавливают талантливых ребят. И, увы, как только молодой человек, не вставший на ноги, не созревший, получает более-менее серьезные деньги и популярность, он считает, что уже артист, зачем же ему еще учиться? Попадая в сериальную зависимость, он ломается. Старшее поколение более разборчиво и принимает не все предложения. А молодые еще не осознают, что будут расплачиваться. Они не понимают, что развиваться можно, лишь пройдя по всем ступеням лестницы. И сколько бы ты ни перепрыгивал их, все равно будет кувырок назад…

— Проблема и в переизбытке выпускников актерских факультетов. Ладно бы они выходили из стен только профильных вузов, но ведь сегодня где только ни учат актерскому мастерству.

— Не то слово! В Петербург на «смотрины» курсами приезжают из Щепкинского училища, из Щукинского — Москва переполнена артистами, там уже и не смотрят выпускников. У нас в городе действительно масса непрофильных вузов выдает актерские дипломы, и уровень преподавания в них различен. Насколько я знаю, проблему с перенасыщенностью актерами сейчас пытаются решить: например, выдавать в этих вузах не диплом, а справку о прохождении курса актерского мастерства. Часто слышу, как защитники актерских факультетов говорят: «Мы готовим образованных людей, они смогут работать в любой области культуры». Бога ради, но не давайте ему аттестат, не называйте его профессиональным артистом, потому что он таковым не является.

Если в Англии скажете, что вы — театральный артист, то услышите в ответ уважительное: «О!». Там понимают, как говорил Станиславский, единственный владыка на сцене — талантливый артист. Потому что если его нет, то на сцене нет ничего. В Англии театральное искусство возведено в культ. Но при этом только четыре театра получают государственную дотацию. Все остальное — это антреприза, но высокого уровня. В английском театре не возникает вопросов с дисциплиной — актерская профессия высоко оплачиваема, и всех держит в тонусе мощнейшая конкуренция, причем международная. Мне посчастливилось посмотреть спектакль в Королевском Шекспировском театре, там играли не только британцы, но и арабы…

— Но если актерское мастерство может пригодиться в бизнесе — в продажах и переговорах, то переизбыток режиссеров катастрофичен.

— Вы абсолютно правы, это профессия штучная. Нельзя выпускать режиссеров десятками каждый год. А раз уж выходят десятки, то стоило бы задуматься: а что дальше? Нужна сценическая площадка, где молодые люди, режиссеры, актеры, художники, могли бы встать на ноги среди своих сверстников. Им нужна крыша. Годами на всех конференциях говорится о том, как важно, чтобы в городе была большая экспериментальная площадка, где творческая молодежь разных жанров и направлений могла бы реализовывать себя. Причем площадка должна быть абсолютно независима, на ней, как на программе «Минута славы», может каждый получить шанс заявить о себе. А если что-то получится, то и возможность продолжить работу.

Я все время говорю: у нас есть Новая Голландия, постройте же там культурный центр, который был бы открыт все 24 часа, и пусть молодежь «безумствует». Но это начинание надо поддерживать на государственном уровне. Понятно, что никто не может предугадать, что из чего вырастет, но в этом движении формируется будущее.

Нужно время, чтобы сформировалось поколение. Для этого нужна театральная школа, для которой важно не количество выпускников, а их качество. Но, увы, все меньше остается людей, исповедующих старую театральную школу, где готовят к психологическому театру.

А главное: раньше учили служению театру. Вернее, все — и жизнь педагогов, и жизнь артистов — было олицетворением этой идеи, даже постулировать ее не надо было. Сегодня в суете это потихонечку разрушается.

— Несколько лет активно обсуждали, нужен ли театр на окраине или он должен быть сконцентрирован в «золотом треугольнике» и вокруг. Ваша позиция какова?

— Я считаю, что большие академические театры должны находиться в центре. При этом на окраине пусть развиваются маленькие театры, частные, студии. На карте города должны быть разные коллективы — и маленькие, и частные, и получастные. В конце концов, Станиславский и Немирович-Данченко МХТ тоже создали на паях. Все формируется желанием, внутренней страстью конкретных людей что-то сделать. Но им надо помогать. Если у таких театров есть свои поклонники — замечательно, если нет — значит они распадаются, и ничего в этом катастрофического нет.

— Но в маленьких студиях мне видится один минус — вчерашние выпускники варятся в собственном соку. Так ли это хорошо, когда рядом нет таких мастеров, как, допустим, Басилашвили, который сам по себе — система координат.

— Да, но ведь это правильно, когда курс, выйдя из института, становится театром. Потому что тысячи молодых актеров приходят в какой-нибудь академический театр, и там так и «умирают» в массовке. И маленькие студии как раз хороши как площадка для совершенствования, становления молодых актеров среди своих. Потом, набравшись опыта, они могут переходить в большие театры. Но я согласна насчет актеров уровня Басилашвили, на которых надо равняться молодым. Это как в семье родители, должен быть авторитет. И Петр Наумович Фоменко, и Олег Павлович Табаков это прекрасно понимали, и поэтому в свои студии на постановки звали больших артистов. Даже одна похвала такого мастера для молодого актера — как награда на всю жизнь.

— Но почему обязательно надо «умирать» в массовке? Кто мешает молодому актеру хотя бы попытаться выразить себя в моноработе и представить ее на фестивале. Например, в Петербурге проходит «Монокль», в Перми — МОНОfest, в Москве Solo. Мне кажется, это уже из разряда естественного отбора.

— Совершенно верно. Я, например, своим актерам говорю: «Пожалуйста, делайте заявку, показывайте, предлагайте». Но, знаете, противостоять обстоятельствам может только огромная личность. Ярчайший пример — Светлана Крючкова. Она не ждет у моря погоды, а ездит по стране со своей прекрасной поэтической программой. И, конечно, развивается как актриса. Но не все даже очень талантливые актеры, режиссеры обладают такой энергией. Сейчас время флегматичных людей, которые заранее настроены на неудачу.

— Вы говорите о психологическом театре. Но на экспериментальных площадках вряд ли именно ему найдется место. Скорее уж последуют за Богомоловым, который утверждает, что провокация — актуальный способ общения художника с обществом. В то время как кино скатывается к сказкам про мстителей, играя на том, что люди устали от реальности, театр, напротив, погружается в гиперреальность и копается в социальных язвах. И провоцирует. Почему?

— Тут много факторов. Во-первых, «чернуха» — это самое простое, что можно сделать и себя заявить. Ведь психологический театр переживаний энергетически очень затратен. Чтобы понять, что хотел сказать автор, как передать эмоции персонажей, их мысли, чувства, надо сесть за стол и долго это разбирать. Пытаться ответить на вопросы, мучиться в поисках смысла. Но сегодня надо бежать, зарабатывать деньги, какое сидение за столом! Это прыгание приводит к тому, что даже большие артисты теряют себя. Талант очень легко разбазарить, особенно когда ему не соответствует личностная сущность человека. Непросто сохранить в себе то, ради чего ты пришел в театр, то главное, непродажное.

— К позапрошлому юбилею театра вы поставили «Хитрую вдову» Гольдони. Прошлый юбилейный сезон отметили социальной сатирой швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта «Визит дамы». На этот раз вы ставите пьесу современного автора Юлии Тупикиной «Ба». Захотелось обратиться к современности?

— Современная пьеса нам была очень нужна. Есть в ней потребность и у публики, и у артистов. Я думала о двух сочинениях Юлии — «Ба» и «Офелия боится воды», но решила остановиться на «Ба». У нас спектакль будет называть «Как живется-можется?». Мне понравилась ситуация, которая заложена в пьесе, — в Москву к внучке из Сибири приезжает 80-летняя бабушка и вмешивается в ее жизнь. Но это не семейная склока, а конфликт времени, когда сталкиваются идеалы прошлых лет и нынешних. Но мы попросили Юлию переписать «Ба» для нашего театра, у нас появились новые действующие лица, новые перипетии.

— Юлия Тупикина написала «Ба», скучая по родной бабушке. В вашей жизни была такая бабушка, которая несла свою правду, несмотря ни на что?

— К сожалению, нет. Я не могу сказать, что эта история — моя личная. Но во мне отзывается мысль, что в том времени, времени молодости и зрелости этой сибирской бабки, было что-то и хорошее. Да, время было неоднозначное: с одной стороны, пугающий фанатизм, с которым эта бабка вламывается и крушит устоявшуюся жизнь внучки, с другой стороны — люди тогда жили верой в идеалы. Мы этого лишены, и отсюда наши проблемы.

— А меня зацепила эта история тем, что она про семью. Про то, что можно ругаться, ссориться, не понимать друг друга, обижаться, но в конце концов — это же родные люди. Мне кажется, сейчас не хватает культа семьи.

— Абсолютно согласна. Да, каждая из героинь уверена, что права-то она, но они любят друг друга, а это немало. Тема семьи действительно сейчас очень актуальна. Она о том первом поколении, которое не хочет рожать. Я думаю, что спектакль будет иметь отклик у публики, потому что он в том числе и о распаде семьи, когда нам плевать, как живут наши близкие, что будет после нас, и у нас нет потребности быть кому-то нужным. Надеюсь, что в нашем спектакле это все прозвучит…

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (6562) от 07.11.2019 под заголовком «Учить служению театру».

Материалы рубрики

Комментарии

Здание Театра комедии на Невском, 56

Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова — драматический театр, получивший славу и достигший наибольшего рассвета при руководстве Николая Павловича Акимова. Официальная дата основания — 1 октября 1929 года.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 1904—1935
    • 1.2 1935-й
    • 1.3 Акимов
    • 1.4 Война
    • 1.5 1949—1956
    • 1.6 Акимов в 1956—1968
    • 1.7 После Акимова
    • 1.8 Настоящее
  • 2 Труппа театра
    • 2.1 «Акимовцы» — звездная труппа Н. Акимова
      • 2.1.1 Ныне живущие
    • 2.2 Труппа В. Голикова
  • 3 Примечания
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки

История

1904—1935

Театральный зал на втором этаже дома купцов Елисеевых (построен в 1904, арх. Г. В. Барановский) был всегда. С 1904 года зал сдавался в аренду различным театральным коллективам: столичному «Невскому фарсу», «Современному театру», антрепризе под управлением Валентины Лин.

Только в 1929 году зал получил статус театра и название «Театр комедии». 1 октября коллектив под руководством Давида Гутмана, в состав которого входил тео-джаз Л. Утесова, сыграл премьеру спектакля «Шулер» по пьесе Василия Шкваркина.

В 1931 году «Комедия» стала театром Елены Маврикиевны Грановской — эстрадной артистки, которая исполняла на сцене песни Беранже, ставила салонные комедии. Ее постоянным партнером был Александр Николаевич Арди.

1935-й

К 1935 году театр потерял популярность. В управлении культуры было решено передать «самый плохой театр в Ленинграде» под руководство Николаю Акимову, уже тогда известному работами по сценическому оформлению спектаклей, но имевшему только одну режиссерскую работу — нашумевший спектакль Театра им. Вахтангова «Гамлет». В оговоренный срок — за один год — Николай Павлович согласился привести театр в порядок, или же ему грозило закрытие. Никто не ожидал, но ровно через год театр уже «гремел» на весь Ленинград.

Акимов

Художник просто не имевший равных, Акимов не боялся экспериментов. Он сформировал новую труппу: выгнал из театра ведущую артистку Грановскую, отказался от услуг теа-джаза Леонида Утесова, вместо этого приводит молодых актёров, членов театральной студии «Эксперимент» (которой сам, вплоть до закрытия в 1934 и руководил). Александр Бениаминов, Лидия Сухаревская, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Борис Тенин, Елена Юнгер, Татьяна Чокой — плеяда великолепных артистов стала не только лицом Театра Комедии, но и гордостью всего театрального Ленинграда.

В это же время складывается творческий союз с драматургом Евгением Шварцем: пьесы «Тень» и «Дракон», входящие в сокровищницу мировой драматургии, написаны специально для акимовского театра. Сотрудничество с Михаилом Лозинским, переводчиком и поэтом, открывают пьесы зарубежных классиков: на сцене появляются спектакли в превосходных, точных переводах — «Собака на сене» и «Валенсианская вдова» Лопе де Веги, шекспировская «Двенадцатая ночь», «Школа злословия» Шеридана…

Слово «Комедия» в этот период в названии театра, стало писаться с заглавной буквы — акимовская «Ка» и сейчас на фасаде театра.

Война

В первый год Великой отечественной войны театр Комедии оставался открытым — он давал свои спектакли в помещении Большого Драматического театра — единственного, в котором имелись бомбоубежища. Там же и поселились труппа театра с семьями, руководство, сам Николай Павлович. 30 артистов ушли на фронт… Только в декабре 1941 Акимов смог получить разрешение на эвакуацию. На Кавказе, в годы войны театр выпустил 16 премьер.

1949—1956

В 1949 году за «формализм в искусстве» и «западничество» Акимов был отстранен от руководства театром. С шоком, который пережил театр, справились не сразу: посещаемость театра упала почти до нуля, театр снова оказался на грани закрытия.

Акимов в 1956—1968

Долгожданное возвращение режиссёра состоялось в 1956-ом и ознаменовалось постановкой «Обыкновенного чуда» Е. Шварца. Вместе с Акимовым в театре появилась молодежь — новые «акимовцы» — Вера Карпова, Инна Ульянова, Валерий Никитенко, Борис Улитин, Лев Милиндер, Светлана Карпинская, Ольга Антонова и другие — они надолго закрепили славу театра на просторах Петербурга и России.

На гастролях 1968 года в Москве великий режиссёр умер. Труппа осиротела…

После Акимова

За два года — с 1968 по 1970 в театре сменилось несколько руководителей — труппа так и не могла смириться с потерей.

  • В 1970 труппу возглавил Вадим Голиков. Самые заметные работы режиссера: «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. Достоевскому, «Сослуживцы» Э. Брагинского и Э. Рязанова, «Тележка с яблоками» Б. Шоу.
  • В 1970-ом театр получил звание «академический».
  • С 1977 по 1981 год художественное руководство театром Комедии осуществлял Петр Наумович Фоменко, оставив большой след в истории театра, запомнившись замечательными постановками: «Этот милый старый дом» А. Арбузова, «Старый Новый год» М. Рощина, «Теркин-Теркин» по А. Твардовскому.
  • С 1981 года, после ухода Фоменко, его место занял Юрий Аксенов. При нем в труппу приняты блестящие комедийные артисты, любимцы всей России — Михаил Светин, Игорь Дмитриев, Александр Демьяненко, Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич.
  • В 1989 году театру присвоено название «Ленинградский академический Театр Комедии им. Н. П. Акимова»
  • В 1991—1995 гг. художественным руководителем театра был известный кинорежиссёр Дмитрий Астрахан.

Настоящее

В 1995 году театр возглавила Татьяна Сергеевна Казакова. От прежнего театра, акимовского, с известностью и славой на всю Россию, осталось немногое: может быть, только несколько артистов ещё акимовской труппы — они же хранители традиций — и сейчас составляют цвет труппы. Но жизнь продолжается: в репертуаре новые названия — разнообразие подхода к жанру «высокой комедии» (как говорил, Николай Павлович) лежит в основе политики театра, формируется новая, насыщенная яркими индивидуальностями труппа.

Летом 2008 года помещения Театра комедии закрыли на капитальный ремонт, первый за более чем шестьдесят лет. В ходе «выборочного капитального ремонта большого зала с элементами реставрации», выполненного по проекту НИИ «Спецпроектреставрация», сцена была существенно расширена и преобразована. Уровень пола в зрительном зале был поднят для улучшения видимости, заменены зрительские кресла. После ремонта театр открыли 21 марта 2009 года легендарным спектаклем «Тень» по пьесе Евгения Шварца [1].

Труппа театра

«Акимовцы» — звездная труппа Н. Акимова

  • Бениаминов, Александр Давидович (1941, 1946—1978)
  • Бонди, Алексей Михайлович
  • Воропаев, Геннадий Иванович
  • Гарин, Эраст Павлович
  • Гошева, Ирина Прокофьевна
  • Зарубина, Ирина Петровна
  • Колесов,Лев Константинович
  • Лемке, Лев Исаакович
  • Лецкий, Жозеф Николаевич
  • Милиндер, Лев Максович
  • Суханов, Павел Михайлович
  • Сухаревская, Лидия Петровна
  • Тейх, Георгий Николаевич
  • Тенин, Борис Михайлович
  • Трофимов, Николай Николаевич
  • Уварова, Елизавета Александровна
  • Ульянова, Инна Ивановна
  • Филиппов, Сергей Николаевич
  • Юнгер, Елена Владимировна

Ныне живущие

  • Антонова, Ольга Сергеевна (1937—с.д)
  • Волкова, Ольга Владимировна (1968, 1970—1976)
  • Аросева, Ольга Александровна (1946—1950)
  • Григорьева, Ирина Ивановна (последняя актриса, принятая в труппу театра Акимовым, 1968—с.д.)
  • Карпинская, Светлана Алексеевна ()
  • Карпова, Вера Александровна (1936—с.д.)
  • Малкина, Лилиан Соломоновна (1972-80)
  • Никитенко, Валерий Ефремович ()
  • Труханов, Владимир Никитич (1947—с.д.)
  • Улитин, Борис Александрович ()

Труппа В. Голикова

  • Гвоздицкий, Виктор Васильевич (1971—1985)

Примечания

  1. Театр комедии откроется после реставрации 21 марта // Карповка.нет. — 15 марта 2009

См. также

  • Категория:Персоналии:Театр Комедии — артисты (работающие и работавшие), режиссёры, лица, чьи имена связаны с Театром Комедии

Ссылки

  • Неофициальный сайт театра Комедии. Сайт поклонников театра — история, артисты, Акимов, спектакли, общение.
  • Официальный сайт театра Комедии — репертуар.
  • LJ-сообщество komedia_akimova по теме «Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова»(рус.)

Wikimedia Foundation.
2010.

Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова
Eliseevs' House SPB 02.jpg
Здание Театра комедии на Невском, 56
Основан 1 октября 1929 года
Здание театра
Местоположение Невский проспект, дом 56 (угол Малой Садовой ул.)
Руководство
Директор Алексей Фрадин
Сайт akimovkomedia.ru
Commons-logo.svg Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова на Викискладе

Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова — академический театр, получивший славу и достигший наибольшего расцвета при руководстве Николая Павловича Акимова. Официальная дата основания — 1 октября 1929 года. Современное название носит с 1989 года.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 1904—1935
    • 1.2 1935-й
    • 1.3 Акимов
    • 1.4 Война
    • 1.5 1949—1956
    • 1.6 Акимов в 1956—1968
    • 1.7 После Акимова
  • 2 Настоящее
  • 3 Репертуар
    • 3.1 Постановки прошлых лет
  • 4 Труппа театра
    • 4.1 «Акимовцы» — звёздная труппа Н. Акимова
      • 4.1.1 Ныне живущие
    • 4.2 Труппа Вадима Голикова
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

История

1904—1935

Театральный зал на втором этаже дома купцов Елисеевых (построен в 1904, арх. Г. В. Барановский) был всегда. С 1904 года зал сдавался в аренду различным театральным коллективам: столичному «Невскому фарсу», «Современному театру», антрепризе под управлением Валентины Лин.

Только в 1929 году помещение было предоставлено созданному ещё в 1925 году Театру Сатиры, незадолго перед тем получившему статус государственного. 29 октября коллектив под руководством Давида Гутмана, в состав которого входил тео-джаз Л. Утесова, сыграл премьеру спектакля «Шулер» по пьесе Василия Шкваркина.

В 1931 году Театр Сатиры объединили с театром «Комедия», созданным в 1925 году на основе театра «Пассаж» и руководимым Степаном Надеждиным. Репертуар «Комедии» был ориентирован на индивидуальность Елены Грановской, в то время актрисы прежде всего лирико-комедийной; в театре ставились преимущественно салонные комедии, водевили и популярные в те годы эстрадные обозрения. Грановская, чьим постоянным партнером был Александр Николаевич Арди, фактически и возглавила новый театр, который в течение нескольких лет именовался Ленинградским театром Сатиры и Комедии[1], по-прежнему ставил водевили и эстрадные обозрения, а также первые советские комедии — В. П. Катаева, В. В. Шкваркина, В. М. Киршона.

1935-й

К 1935 году театр потерял популярность. В управлении культуры было решено передать «самый плохой театр в Ленинграде» под руководство Николаю Акимову, в то время уже известному театральному художнику, но имевшему в своём активе только одну режиссерскую работу — нашумевший спектакль Театра имени Вахтангова «Гамлет». В оговоренный срок — за один год — Николай Павлович согласился привести театр в порядок, в противном случае ему грозило закрытие. Никто не ожидал, но ровно через год театр будет «греметь» на весь Ленинград.

Акимов

У афиши театра.
Ленинград, 26 октября 1941 года

Н. П. Акимов не боялся экспериментов. Он сформировал новую труппу: расстался с ведущей актрисой театра Грановской, отказался от услуг теа-джаза Леонида Утёсова, привёл молодых актёров, членов театральной студии «Эксперимент» (которой сам, вплоть до закрытия в 1934, и руководил). Александр Бениаминов, Лидия Сухаревская, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Борис Тенин, Елена Юнгер, Татьяна Чокой — плеяда великолепных артистов стала не только лицом Театра Комедии, но и гордостью всего театрального Ленинграда.

В это же время складывался творческий союз с драматургом Евгением Шварцем: пьесы «Тень» и «Дракон», входящие в сокровищницу мировой драматургии, были написаны специально для акимовского театра. Сотрудничество с Михаилом Лозинским, переводчиком и поэтом, открывало пьесы зарубежных классиков: на сцене появились пьесы в превосходных, точных переводах — «Собака на сене» и «Валенсианская вдова» Лопе де Веги, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Школа злословия» Шеридана.

Слово «Комедия» в этот период в названии театра, стало писаться с заглавной буквы — акимовская «К» и сейчас на фасаде театра.

Война

В первый год Великой Отечественной войны театр Комедии оставался открытым — он давал свои спектакли в помещении Большого драматического театра — единственного, в котором имелись бомбоубежища. Там же и поселились труппа театра с семьями, руководство, сам Николай Павлович. 30 артистов ушли на фронт…
Только в декабре 1941 года Акимов смог получить разрешение на эвакуацию. В Ашхабаде, в годы войны театр выпустил 16 премьер.

1949—1956

В 1949 году за «формализм в искусстве» и «западничество» Акимов был отстранен от руководства театром. С шоком, который пережил театр, справились не сразу: посещаемость театра упала почти до нуля, театр снова оказался на грани закрытия.

Акимов в 1956—1968

Долгожданное возвращение режиссёра состоялось в 1956-ом и ознаменовалось постановкой «Обыкновенного чуда» Е. Шварца. Вместе с Акимовым в театре появилась молодежь — новые «акимовцы» — Вера Карпова, Инна Ульянова, Валерий Никитенко, Борис Улитин, Лев Милиндер, Светлана Карпинская, Ольга Антонова и другие — они надолго закрепили славу театра на просторах Петербурга и России. В 1967 году театр получил звание «академический»[2].

На гастролях 1968 года в Москве режиссёр умер.

После Акимова

За два года, с 1968 по 1970, в театре сменилось несколько руководителей — труппа так и не могла смириться с потерей[источник не указан 1134 дня].

В 1970 труппу возглавил Вадим Голиков. Самые заметные работы режиссёра: «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. Достоевскому, «Сослуживцы» Э. Брагинского и Э. Рязанова, «Тележка с яблоками» Б. Шоу[2].

С 1977 по 1981 год художественное руководство театром Комедии осуществлял Петр Фоменко, оставив большой след в истории театра, запомнившись замечательными постановками: «Этот милый старый дом» А. Арбузова, «Старый Новый год» М. Рощина, «Теркин-Теркин» по А. Твардовскому[2].

С 1981 года, после ухода Фоменко, его место занял Юрий Аксёнов, без малого 20 лет проработавший рядом с Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре. При нём в труппу приняты блестящие комедийные артисты Михаил Светин, Игорь Дмитриев, Александр Демьяненко, Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич.

С 1986 года театр носит имя прославившего его Н. П. Акимова[2]. В 1991—1995 гг. художественным руководителем театра был известный кинорежиссёр Дмитрий Астрахан[2].

Настоящее

В 1995 году театр возглавила Татьяна Сергеевна Казакова. От прежнего театра, акимовского, с известностью и славой на всю Россию, осталось немногое: может быть, только несколько артистов ещё акимовской труппы — они же хранители традиций — и сейчас составляют цвет труппы. Но жизнь продолжается: в репертуаре новые названия — разнообразие подхода к жанру «высокой комедии» (как говорил, Николай Павлович) лежит в основе политики театра, формируется новая, насыщенная яркими индивидуальностями труппа.

Летом 2008 года помещения Театра комедии закрыли на капитальный ремонт, первый за более чем шестьдесят лет. В ходе «выборочного капитального ремонта большого зала с элементами реставрации», выполненного по проекту НИИ «Спецпроектреставрация», сцена была существенно расширена и преобразована. Уровень пола в зрительном зале был поднят для улучшения видимости, заменены зрительские кресла. После ремонта театр открыли 21 марта 2009 года легендарным спектаклем «Тень» по пьесе Евгения Шварца[3].

  • Гримуборная, посмертно закреплённая за М. С. Светиным.

  • Гримуборная, посмертно закреплённая за М. С. Светиным.

Репертуар

Постановки прошлых лет

  • «Мое преступление» Л. Вернейля (1935), Реж. М. Терешкович
  • «Свадьба» В. Симукова (1936), Реж. А. Ремизова
  • «Большая семья» К. Финна (1936), Реж. Р. Корф
  • «Собака на сене» Лопе де Вега (1936), Реж. Николай Акимов
  • «Весенний смотр» В. В. Шкваркина (1937), Реж.: С. Юткевич, Хеся Локшина
  • «Терентий Иванович» Ю. Свирина (1937), Реж. Николай Акимов
  • «Школа злословия» Р. Шеридана (1937), Реж. Николай Акимов
  • «В понедельник в 8» Э. Фербер, Д. Кауфмана (1937), Реж. Р. Корф, художник — Николай Акимов
  • «Сын народа» Юрия Германа (1938), Реж. Эраст Гарин
  • «Простая девушка» В. В. Шкваркина (1938 и 1956), Реж. Эраст Гарин
  • «Двенадцатая ночь» Шекспира (1938), Реж. Николай Акимов
  • «Опасный поворот» Дж. Пристли (1939), Реж. Г. М. Козинцев, художник — Николай Акимов
  • «Страшный суд» В. В. Шкваркина (1939), Реж.: Николай Акимов, П. Суханов
  • «Валенсианская вдова» Лопе де Вега (1939), Реж. Николай Акимов
  • «Скончался господин Пик» Ш. Пейре-Шапюи (1940), Реж.: Николай Акимов, И. Ханзель
  • «Станция Шамбодэ» Э. Лабиша (1940), Реж. Э. Гаккель
  • «Тень» Евгения Шварца (1940 и 1960), Реж. Николай Акимов
  • «Малыш» Ж. Летраза (1941), Реж.
  • «Неравный брак» братьев Тур (1941), Реж. П. Суханов
  • «Малютка Бланш» Э. Лабиша (1941), Реж.: Николай Акимов, И. Ханзель, П. Суханов
  • «Питомцы славы» А. Гладкова (1941), Реж. Николай Акимов
  • «Актриса» А. Файко (1942), Реж. Николай Акимов
  • «Похищение Елены» Л. Вернейля (1942), Реж. Николай Акимов
  • «Братишка» В. Дыховичного (1943), Реж. П. Суханов
  • «Не все коту масленица» А. Островского (1943),Реж. П. Суханов
  • «Дракон» Е. Л. Шварца (1944 и 1962), Реж. Николай Акимов
  • «День рождения» братьев Тур (1945), Реж. Б. Филиппов
  • «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди (по Д. Ленскому) (1945), Реж. Николай Акимов
  • «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского (1946), Реж. Б. Зон
  • «Обыкновенный человек» Л. Леонова (1946), Реж. П. Вейсбрем, художник — Николай Акимов
  • «Старые друзья» Л. Малюгина (1946), Режиссёр и художник — Николай Акимов
  • «Смех и слёзы» Сергея Михалкова (1947), Реж.
  • «Русский вопрос» К. Симонова (1947), Реж. А. Ремизова, художник — Николай Акимов
  • «Остров мира» Евгения Петрова (1947), Режиссёр и художник — Николай Акимов
  • «О друзьях-товарищах» В. Масса и М. Червинского (1947)
  • «Встреча с юностью» Арбузова (1947)
  • «Вас вызывает Таймыр» А. Галича, К Исаева (1948), Реж. Эраст Гарин
  • «Воскресный визит» Г. Флоринского (1948), Реж. И. Ханзель
  • «Московский характер» А. Сафронова (1948), Реж. Эраст Гарин
  • «Софья Ковалевская» бр. Тур (1948)
  • «Миссурийский вальс» Н. Погодина (1949), Реж.: А. Ремизова, П. Суханов
  • «Трудовой хлеб» Островского (1950), Реж. Г. Флоринский
  • «Молодость» Л. Зорина (1950), Реж. Б. Дмоховский
  • «Летний день» Ц. Солодаря (1950), Реж. А. Тутышкин
  • «Потерянный дом» С. Михалкова (1950), Реж. Н. Рашевская
  • «Добрый город» по Г. Гулиа (1950), Реж. А. Тутышкин
  • «Поют жаворонки» К. Крапивы (1950), Реж. А. Винер
  • «Бешеные деньги» Островского (1950), Реж.: М. Гершт, А. Бурлаченко
  • «Дон Жуан» Мольера (1950), Реж. Н. Рашевская
  • «За здоровье молодых» В. Поташева (1951), Реж. Г. Флоринский
  • «Женихи» А. Токаева (1951), Реж. Т. Сукова
  • «Рассвет над Москвой» А. Сурова (1951), Реж. Л. Вивьен
  • «Честь смолоду» А. Первенцева (1951), Реж. А. Белинский
  • «Волки и овцы» Островского (1951), Реж. Ю. Юрский
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя (1952), Реж. М. Чежегов
  • «Новые времена» Г. Мдивани (1952), Реж. В. Познанский
  • «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1952), Реж. А. Тутышкин
  • «Потерянное письмо» Караджале (1952), Реж.: Ю. Юрский, Г. Флоринский
  • «Полковник Фостер признает себя виновным» Р. Вайяна (1952), Реж.: В. Познанский, Ю. Юрский
  • «Гибель Помпеева» Н. Вирты (1953), Реж. Ю. Юрский
  • «Месяц в деревне» Тургенева (1953), Реж. Л. Вивьен
  • «Раки» С. Михалкова (1953), Реж.: В. Познанский, И. Ханзель
  • «Судья в ловушке» Г. Фильдинга (1953), Реж. А. Музиль
  • «Сын Рыбакова» В. Гусева (1953), Реж. Л. Рудник
  • «Господин Дюруа» И. Прута (по роману «Милый друг» Г. де Мопассана) (1953), Реж.: Ю. Юрский, И. Ханзель
  • «Разбитое сердце» К. Минца, Е. Помещикова (1954), Реж. Г. Флоринский
  • «Вишневый сад» А. П. Чехова (1954), Реж. М. Чежегов
  • «Путешествие в Скарборо» Шеридана (1954), Реж. Ю. Юрский
  • «Помпадуры и помпадурши» по Салтыкову-Щедрину (1954), Реж.: Георгий Товстоногов, И. Ханзель. Художник — С. Мандель
  • «Воскресенье в понедельник» В. Дыховичного, М. Слободского (1955), Реж. Георгий Товстоногов
  • «Заморские гости» Л. Шейнина (1955), Реж. И. Ханзель
  • «Доктор» В. Нушича (1955), Реж. В. Люце
  • «Дядюшкин сон» Достоевского (1955), Реж. В. Васильев
  • «Чемпионы» Л. Зорина (1955), Реж. А. Пергамент
  • «Не сотвори себе кумира» А. Файко (1956), Реж. Николай Акимов
  • «Обыкновенное чудо» Е. Л. Шварца (1956), Реж. Николай Акимов
  • «Ложь на длинных ногах» Эдуардо де Филиппо (1956), Реж. Николай Акимов
  • «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу (1956)
  • «Кресло № 16» Д. Угрюмова (1957), Реж.
  • «Повесть о молодых супругах» Е. Л. Шварца (1957), Реж.: Николай Акимов, М. Чежегов
  • «Деревья умирают стоя» Алехандро Касоны (1957), Реж. Николай Акимов
  • «Последняя остановка» Ремарка (1957), Реж. И. Ханзель
  • «Мирные люди» В. Шкваркина (1957), Реж.
  • «Что скажут завтра?» Д. Аля, Л. Ракова (1958), Реж. П. Суханов
  • «Призраки» Эдуардо Де Филиппо (1958), Реж. Николай Акимов
  • «Дипломаты» П. Карваша (1958), Реж. Николай Акимов
  • «Мы тоже не ангелы» Клары Фехер (1958), Реж. Н. Лившиц
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя (1958), Реж. Николай Акимов
  • «Пестрые рассказы» А. П. Чехова (1959), Реж. Николай Акимов
  • «Тень» Евгения Шварца (1960 г., 2 ред.-я), Реж.
  • «Шаги на рассвете» Л. Лиходеева (1961), Реж.
  • «Милый обманщик» Д. Килти (1961), Реж.
  • «Опаснее врага» Д. Аля, Л. Ракова (1961), Реж.
  • «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова (1961), Реж.
  • «Ищу незнакомку» Г. Мироновой (1962), Реж.
  • «Физики» Ф. Дюрренматта (1962), Реж. Н. Лившиц
  • «Автор неизвестен» П. Тура (1963), Реж.
  • «После двенадцати» В. Константинова, Б. Рацера (1963)
  • «Дон Жуан» Д. Байрона (1963), Реж. Николай Акимов
  • «Мост и скрипка» И. Дворецкого (1964), Реж.
  • «Зеленый кузнечкик» С. Михалкова (1964), Реж.
  • «Дело» А. Сухово-Кобылина (1964), Реж. Николай Акимов
  • «Двенадцатая ночь» Шекспира (1964 г., 2 ред.-я), Реж. Николай Акимов
  • «Гусиное перо» С. Лунгина, И. Нусинова (1965), Реж.: Николай Акимов, В. Цуцульковский
  • «Жаворонок» Жана Ануя (1965), Реж. А. Кириллов
  • «Свадьба на всю Европу» А. Арканова, Г. Горина (1966), Реж. Н. Лившиц
  • «Искусство комедии» Эдуардо Де Филиппо (1966), Реж.
  • 1972 — «Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова
  • 1973 — «Троянской войны не будет» Ж. Жироду
  • 1974 — «Старый Новый год» М. М. Рощина
  • 1974 — «Родственники» Э. В. Брагинского и Э. А. Рязанова
  • 1975 — «Мизантроп» Мольера
  • 1975 — «Муза» Г. М. Никитина
  • 1978 — «Лес» А. Н. Островского
  • 1978 — «Пассаж в пассаже» С. В. Михалкова по Ф. М. Достоевскому
  • 1978 — «Опасно для жизни» А. Антохина.
  • 1979 — «Свадьба. Юбилей» по А. П. Чехову
  • 1979 — «Добро, ладно, хорошо» В. И. Белова
  • 1980 — «Измена» Л. Г. Зорина
  • 1980 — «Тёркин-Тёркин» А. Т. Твардовского
  • 1981 — «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима по мотивам пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится»

Труппа театра

«Акимовцы» — звёздная труппа Н. Акимова

  • Аросева, Ольга Александровна (1946—1950)
  • Бениаминов, Александр Давидович (1941, 1946—1978)
  • Бонди, Алексей Михайлович
  • Воропаев, Геннадий Иванович (1959—2001)
  • Гарин, Эраст Павлович (1936—1950)
  • Гошева, Ирина Прокофьевна (1935—1940)
  • Демьяненко, Александр Сергеевич (1984—1999)
  • Зарубина, Ирина Петровна (1935—1976)
  • Карпинская, Светлана Алексеевна (1963—2017)
  • Колесов, Лев Константинович (1940—1974)
  • Лемке, Лев Исаакович (1962—1996)
  • Лецкий, Жозеф Николаевич
  • Милиндер, Лев Максович (1954—2005)
  • Панков, Павел Петрович (1956—1964)
  • Суханов, Павел Михайлович (1936—1974)
  • Сухаревская, Лидия Петровна (1933—1944)
  • Тейх, Георгий Николаевич (1962—1968)
  • Тенин, Борис Михайлович
  • Трофимов, Николай Николаевич (1946—1963)
  • Труханов, Владимир Никитич (1947—2012)
  • Уварова, Елизавета Александровна (1944—1977)
  • Ульянова, Инна Ивановна (1957—1963)
  • Филиппов, Сергей Николаевич
  • Чобур, Вольдемар Янович (1954—1964)
  • Юнгер, Елена Владимировна (1936—1999)
  • Алексей Владимирович Савостьянов
  • Николай Алексеевич Волков
  • Анна Владимировна Сергеева
  • Кира Яковлевна Гурецкая
  • Иосиф Александрович Ханзель
  • Владимир Викторович Усков
  • Константин Михайлович Злобин
  • Ольга Борисовна Порудалинская
  • Людмила Александровна Люлько
  • Евгений Михайлович Жаров
  • Евгения Алексеевна Волкова
  • Алексей Алексеевич Волков
  • Глеб Андреевич Флоринский
  • Татьяна Ивановна Чокой
  • Леонид Ефимович Леонидов
  • Тамара Сезеневская
  • Иван Поляков
  • Татьяна Сукова
  • Олег Кононов
  • Калерия Григорьевна Землеглядова
  • Николай Харитонов
  • Лурье, Исаак Михайлович

Ныне живущие

  • Антонова, Ольга Сергеевна (1965—2015)[4][5]
  • Волкова, Ольга Владимировна (1968, 1970—1976)
  • Григорьева, Ирина Ивановна (последняя актриса, принятая в труппу театра Акимовым, 1968—с.д.)
  • Дрейден, Сергей Симонович (1964—1980)
  • Карпова, Вера Александровна (1956—с.д.)
  • Малкина, Лилиан Соломоновна (1972—1980)
  • Никитенко, Валерий Ефремович (1962—с.д.)
  • Татосов, Владимир Михайлович (1947—1963, с 1993)
  • Улитин, Борис Александрович (1961-1977, с 1984 )
  • Майя Тупикова

Труппа Вадима Голикова

  • Гвоздицкий, Виктор Васильевич (1971—1985)

Примечания

  1. Шнеер А. Я. Грановская, Елена Маврикиевна // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 2.
  2. 1 2 3 4 5 О театре. Официальный сайт Театра Комедии. Проверено 10 сентября 2015.
  3. Театр комедии откроется после реставрации 21 марта // Карповка.нет. — 15 марта 2009
  4. Лилия Шитенбург, Всеволод Воронов. В Театре Комедии имени Акимова разгорелся очередной скандал…. Online812.ru (19 октября 2015). Проверено 26 октября 2015.
  5. Жанна Зарецкая. Finita la commedia. Фонтанка.ру (16 октября 2015). Проверено 26 октября 2015.

Ссылки

  • Официальный сайт театра Комедии http://akimovkomedia.ru/
  • ЖЖ-сообществоkomedia_akimova — сообщество «Санкт-Петербургский театр комедии имени Н. П. Акимова» в «Живом Журнале»
Театр Комедии им.Н.П.Акимова, расположен в центре Невского проспекта, в здании, построенном в 1904 году для торговой фирмы «Братья Елисеевы». Единственный в стране театр на протяжении всей своей истории сохранивший верность жанру комедии. Славу театру принес Николай Павлович Акимов, живописец, режиссер-новатор, яркий сценограф, талантливый литератор. Датой рождения Театра, как учреждения, является 1929 г., но худ. жизнь театра началась в 1935 с прихода Н.П.Акимова. Его режиссура и искусство артистов открыли зрителю новый тип профессионального демократического театра комедии, а спектакли создали театру устойчивую славу и абсолютное признание. Выстроенную Акимовым перспективу театра по-своему продолжали режиссеры, руководившие им в разное время — Вадим Голиков, Петр Фоменко, Юрий Аксенов, Дмитрий Астрахан. С 1995 г. театр возглавляет Татьяна Казакова. Самобытность творческого почерка и художественной индивидуальности позволяют режиссеру создавать произведения большого стиля. Театр Татьяны Казаковой силен выразительностью актерского ансамбля, совершенство которого в гармоничном и неожиданном сочетании ярких индивидуальностей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Полы руководство технические требования предъявляемые к полам
  • Флебозол лекарство цена инструкция по применению взрослым от чего помогает
  • Антигримакс таблетки инструкция по применению взрослым
  • Флуифорт гранулы инструкция по применению детям
  • Как продлить путинское пособие через госуслуги пошаговая инструкция