Ребята, нашел на просторах интернета полное описание и принцип работы АКПП 01M (а так же 01N, 01P, так как они почти одинаковы по начинке) да еще и на русском языке.
Вчера залип на несколько часов, много чего узнал нового, так что у кого АКПП 01m, 01n пользуйтесь, даю ссылку.
drive.google.com/file/d/1…ya2l6vWg/view?usp=sharing
Машины в продаже
Комментарии
21
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.
Все комментарии
Руководство по ремонту АКПП 01N
В 1991-ом произошла замена трехступенчатой АКПП 090 на четырехступенчатую АКПП 01 N (097). Ею начали оборудовать переднеприводные автомобили (Ауди — А6, А4 и другие модели), имеющие объем двигателя 1,6-2,6 литра (расположение двигателя — продольное). Также данная версия АКПП использовалась в Пассатах от компании Фольксваген, также обладающие продольными движками объемом до 1,9 литра.
Ее производство закончилось в 2004-ом, за этот период трансмиссия трижды модифицировалась: 91-95гг, 96-98гг, 99-04гг. Изменялось, как правило, строение узлов данной коробки передач.
Стоит отметить схожие VW-модернизации этой серии:
— 098/01 P — расположение двигателя поперечное, устройством оборудовались минивэны и микроавтобусы (Ford Galaxy, VW T4/T2 и другие).
— 095/096/01 M — расположение двигателя поперечное, устройством оборудовались легковые авто (SKODA, VW и другие).
Различия между указанными АКПП состояли в корпусах и дифференциалах.
О ремонте 01 N. Наряду с 098/01 P и 095/096/01 M, являются рекордсменами по количеству обращений в автомастерские для их ремонта (естественно, среди АКПП ФВ-Ауди). Также данная модель уверенно занимает третью позицию в плане популярности среди автолюбителей (второе место — U 140-240, первое место — 5 HP19/FL).
В целом данную АКПП ремонтировать несложно, она имеет высокий уровень надежности, поскольку трансмиссия имеет сравнительно простую конструкцию. Неполадки, как правило, появляются только после больших пробегов.
Мануал по ремонту АКПП 01N/01M
Полезная информация об АКПП 01N (Русский язык)
Полезная информация об АКПП 01N (Русский язык)
На чтение 11 мин Просмотров 3к. Опубликовано 27.07.2022
АКПП 01N (097) появилась на автомобилях Audi в 1991 г. как замена надежной, но устаревшей 3-скоростной коробки поколения 090. Агрегаты использовались на продукции концерна Volkswagen AG и поставлялись ряду других производителей.
Выпуск продолжался до 2004 г., за годы производства коробка претерпела несколько этапов модернизации.
Технические характеристики коробки передач 01N
АКПП 01N изначально разрабатывалась для продольной установки в моторном отсеке и имела литой алюминиевый картер, собранный из нескольких деталей. В конструкции использован съемный штампованный поддон для масла, под которым расположен гидроблок.
Позднее стали производиться модификации, адаптированные под поперечное расположение силового агрегата.
Основные технические параметры АКПП 01N:
- число ступеней – 4 переднего хода и реверс;
- допустимый объем цилиндров двигателя – до 2,8 л;
- максимальный крутящий момент – 280 Н*м;
- допустимая мощность двигателя – до 128 кВт;
- емкость гидравлической системы – 5,7 л.
Устройство и принцип работы
Крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается гидротрансформатором с муфтой блокировки. Затем поток мощности преобразуется двойным планетарным рядом Равинье, а для передачи момента к дифференциалу использован промежуточный вал.
В АКПП 01N есть система электронно-гидравлического управления. Для охлаждения масла предусмотрен теплообменник.
Для переключения скоростей в АКПП 01N установлены многодисковые муфты, которые останавливают или соединяют элементы планетарных механизмов.
Гидравлический привод муфт оснащен поршнем с возвратной пружиной и гидравлическим плунжером двухстороннего действия. Каналы подачи масла выполнены внутри валов. Конструкция механизма переключения обеспечивает мягкий переход на повышенную или пониженную скорость.
Передаточные числа АКПП 01N
Передаточные числа для коробки 01N указаны в таблице. В зависимости от рабочего объема и мощности мотора, а также модели автомобиля, могли использоваться главные пары с разным числом зубьев на ведущей и ведомой шестернях. Например, на Audi A4 1997 модельного года с двигателем объемом 1,8 л ставилась главная пара с передаточным числом 5,152 единицы.
Передача | I | II | III | IV | Задний ход |
Число | 2,714 | 1,441 | 1,000 | 0,742 | 2,111 |
Схема
На чертеже показан разрез АКПП 01N с указанием основных элементов. Части планетарного механизма Равинье удерживаются или соединяются фрикционными пакетами или тормозами, что позволяет получить 4 передачи переднего хода либо реверс.
На главные передачи поток мощности передается полуосями с шарнирами типа «трипод». Масляный насос шестеренного типа с переменной производительностью установлен в картере АКПП между планетарным механизмом и муфтой гидротрансформатора.
Основные узлы АКПП 01N:
- К1 и К3 – фрикционные муфты 1-2 и 3-4 передач;
- К2 – фрикционная муфта реверса;
- В1 – тормоз скорости заднего хода;
- В2 – тормоз для 2 и 4 скорости переднего хода;
- F – обгонная муфта;
- К – фрикцион блокировки гидротрансформатора.
Давление в гидравлической системе может доходить до 25 бар. В контуре предусмотрен регулятор. В конструкции АКПП имеется роликовая обгонная муфта, позволяющая минимизировать рывки при переключении скоростей. Конструкция ее предотвращает проворачивание водила планетарного механизма в противоположном направлении.
В АКПП 01N используется отдельный масляный резервуар для коробки дифференциала, не связанный с гидравлической системой.
Модификации
Существовало несколько модификаций АКПП 097 (01N), отличавшихся конструкцией корпуса и дифференциала:
- Базовая модель 01N для продольной установки в моторном отсеке.
- Версия 01P или 098 для поперечного расположения (ставилась на коммерческие и семейные автомобили VW, а также поставлялась на завод Ford).
- Модель 01M от 01N отличалась компоновочной схемой. Была рассчитана на автомобили VW и Skoda с поперечным расположением силового агрегата.
Коробки имеют короткое буквенное обозначение, в котором закодировано место производства и конструктивные особенности. Например, для 01M для VW Golf использовался индекс DNS, а для Vento – CKX. Для 01N чаще всего применялся код DMX.
При подборе АКПП на вторичном рынке следует учитывать модель коробки и дополнительный индекс.
На какие авто ставилась коробка 01N
АКПП 01N и ее вариации устанавливались на:
- Volkswagen Passat B5 и B5+;
- Volkswagen Passat B4 и New Beetle;
- SEAT Leon и Toledo;
- Volkswagen Jetta 3 и 4 (Vento и Bora);
- Audi 80 и 100 с кузовами поколений B4 и C4;
- Audi A3, A4 (кузова B5 и B6) и A6 (кузова C4 и C5);
- Skoda Octavia A4 (Tour);
- Ford Galaxy;
- Volkswagen Vento, Golf и Golf GTI (кузова 3 и 4 поколений).
Плюсы и минусы (ресурс)
широкое распространение на рынке;
простота технического обслуживания и ремонта;
надежность (минимальный ресурс составляет 200 тыс. км).
небольшое количество передач;
повышенный расход топлива;
большой пробег экземпляров, встречающихся на вторичном рынке.
Порядок техобслуживания
Как и любая автоматическая коробка, 01N требует регулярной замены масла и фильтра. Поскольку в конструкции АКПП имеются 2 раздельных резервуара, то необходимо периодически сливать старую жидкость и из полости дифференциала.
При техническом обслуживании следует осматривать сальники приводов, при разгерметизации которых появляется течь масла. Менять жидкость в АКПП нужно ежегодно или через 15-20 тыс. км, что позволит продлить срок службы коробки.
Какое масло заливают
С завода в АКПП 01N заливалась оригинальная жидкость ATF с допуском 052 162A2 и присадками, снижающими износ. Можно использовать как оригинальное масло, так и аналоги, отличающиеся сниженной ценой. Например, подойдет жидкость Febi 29738 или ESSO LT71141.
Заменитель должен соответствовать допуску (информация указывается на этикетке или на сайте производителя). Для дифференциала требуется масло сорта 75W90 GL4 (любого бренда).
Проверка уровня, состояния масла
Проверять уровень масла в АКПП 01N необходимо при включенном двигателе (температура масла не более +30⁰С), селектор коробки должен находиться в положении стоянки. Уровень в полости главной передачи проверяется отдельно.
Для определения температуры потребуется диагностический сканер. АКПП не оснащается щупом, но для контроля имеется трубка перелива, установленная под сливной пробкой. На некоторых моделях она находится под отдельной заглушкой на поддоне.
При соблюдении всех условий и нормальном уровне из трубки должна течь тонкая струя масла или падать капли. По внешнему виду жидкости можно определить необходимость ее замены.
В масле не должно быть механических включений, не допускается его потемнение или появление стойкого запаха гари.
Замена масла
Для слива старого и заправки свежего масла в АКПП 01N необходимо:
- Совершить поездку на расстояние 10-15 км для прогрева АКПП и масла.
- Загнать автомобиль на механический подъемник или в гаражный бокс, на полу которого имеется смотровая ниша.
- Снять заглушку с заливной трубки, расположенной на боковой части картера. На ряде машин для доступа к крышке понадобится снять аккумулятор с площадкой и корпус воздушного фильтра.
- Отвернуть пробку сливного канала и быстро подставить емкость для сбора масла.
- Ослабить крест-накрест болты крепления поддона, что позволит слить еще часть масла.
- Собрать жидкость в мерную емкость для примерного определения объема заправки.
- Окончательно демонтировать крышку, снять старый фильтр.
- Протереть нижнюю часть гидроблока, промыть поддон от стружки и фрикционной пыли.
- Установить в поддон новую измерительную трубку и уложить прокладку.
- Вставить на место фильтр, закрепить поддон (затягивать болты крест-накрест с соблюдением момента) и затянуть пробку.
- Вставить в заливное отверстие трубку, заправить свежее масло (через воронку или при помощи чистого трансмиссионного шприца).
- Проверить уровень масла. При необходимости – долить или слить излишки жидкости.
При обслуживании дифференциала старое масло откачивают шприцем с удлинителем через отверстие в картере АКПП, предназначенное под установку датчика скорости. Затем в полость заливают свежее масло (объем заправки зависит от модификации коробки и варьируется в пределах от 750 мл до 1 л). Для контроля уровня используют ось датчика скорости.
Основные поломки автоматической коробки передач
На 2022 г. основные поломки АКПП 01N были связаны с большими пробегами и естественным износом деталей. Например, при износе поршней управления фрикционами возникают сложности с переключением скоростей.
Поскольку АКПП работает совместно с блоком управления, то часть поломок фиксируется в памяти контроллера в виде ошибок.
Проблемы гидротрансформатора
В системе блокировки гидротрансформатора установлен соленоид, при засорении которого муфта работает некорректно (в отдельных случаях заклинившая блокировка способна глушить двигатель, работающий в режиме холостого хода).
При фиксации проблем с клапаном в блоке управления сохраняется ошибка с кодом 01192. Изношенный гидротрансформатор подлежит ремонту в условиях специализированного сервиса.
Выход из строя пластиковых деталей
В АКПП 01N и ее модификациях используются подшипники качения с сепараторами из пластика. Материал не разрушается под воздействием масла, но при перегреве коробится. Проблема встречается на коробках с забитым теплообменником. При нормальных условиях эксплуатации и чистом радиаторе перегреть АКПП 01N невозможно.
При проведении капитального ремонта рекомендуется заменить все детали с пластиковыми элементами.
Проблемы барабана и фрикционов
В АКПП 01N используются пакеты, набранные из стальных и фрикционных дисков. В процессе работы накладки постепенно стираются, что является нормой. Частицы износа уносятся маслом и отделяются фильтром.
При чрезмерном истирании пакеты не в состоянии обеспечить переключение одной или нескольких передач (в отдельных случаях АКПП блокируется).
Да, столкнулся с проблемами гидротрансформатора
44.44%
Нет, не сталкивался
11.11%
Да, вышли из строя пластиковые детали
11.11%
Да, возникли проблемы с барабанами и фрикционами
11.11%
Да, поделюсь опытом в комментариях
22.22%
Проголосовало: 9
Ремонт АКПП 01N в СТО
АКПП 01N часто ремонтируют в специализированных сервисах, которые дают гарантию на работы. Стоимость зависит от состояния коробки.
При капитальном ремонте обычно меняют пакеты фрикционов, обслуживают гидроблок и проводят ревизию планетарных редукторов. В таблице приведены средние цены на ремонт АКПП 01N в условиях сервиса.
Услуга | Стоимость, тыс. руб. |
Снятие АКПП и разборка | от 5 |
Восстановление гидротрансформатора | от 5 |
Ремонт АКПП (без цены запасных частей) | от 10 |
Ремонт своими руками
Владелец может отремонтировать АКПП 01N самостоятельно. При разборке и дефектовке учитывают, что все узлы в коробке взаимосвязаны. Неисправность гидроблока скажется на работе фрикционных пакетов, что приведет к загрязнению масла.
Если владелец не имеет навыков ремонта АКПП, то лучше доверить восстановление агрегата сотрудникам сервиса.
Инструменты и расходники
Для разборки и ремонта АКПП 01N понадобятся:
- набор головой и гаечных ключей;
- гидравлическая стойка;
- динамометрический ключ;
- масло и фильтр;
- комплект сальников и прокладок;
- ремонтный комплект для фрикционных пакетов;
- другие запчасти (определятся в процессе разбора АКПП).
Пошаговое руководство
Общий алгоритм разборки АКПП 01N:
- Обеспечить доступ к АКПП, отсоединить приводы.
- Снять стартер, отсоединить картер от опоры и двигателя.
- Вынуть гидротрансформатор, демонтировать насос, вытянуть первичный вал с тормозными и фрикционными пакетами.
- Вынуть из картера по частям планетарный редуктор (рекомендуется фотографировать положение деталей).
- Приступить к осмотру и дефектовке деталей.
- Произвести сборку АКПП в обратной последовательности.
Мануал по АКПП 01N на русском языке с фотографиями
Для самостоятельного ремонта АКПП 01N используют книги по эксплуатации автомобилей марки Volkswagen, изданные в России. Скачать можно здесь. Конструкция родственной АКПП 01M хорошо описана в программе самообучения для дилеров Skoda, доступной по ссылке.
АКПП 01N и модификации широко использовались на автомобилях марки Volkswagen с 1991 г. по 2004 г. Коробка отличается надежностью, но не любит перегрев или работу с перегрузками. При своевременном обслуживании АКПП выдерживает свыше 300 тыс. км до ремонта, который можно проводить своими руками в условиях гаража.
Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять полезные инструкции и ссылки на мануалы.
АКПП 01N Audi (097 — AG4) — Описание | Недостатки | Ремонт
Четырехступенчатая автоматическая коробка передач модификации акпп 01N появилась в 1991 году и пришла на смену трехступенчатой автоматической трансмиссии, которая продержалась на конвейере более 15 лет. Четырехступенчатый автомат устанавливался на все модели Ауди-Фольксваген, включая популярные бензиновые и дизельные модификации Фольксваген Пассат.
В общей сложности покупателям предлагалось четыре модификации этой коробки передач с индексами 095 – 098. По мере появления новых мощных модификаций двигателей, коробки передач модернизировались и получали усиленные шестеренки и гидроблоки повышенной эффективности. Модификация 098 предназначена для мощных шестицилиндровых двигателей и автомобилей с дизельными силовыми агрегатами, которые имеют повышенный крутящий момент. Усиленные компоненты четырехступенчатой автоматической коробки передач Ауди 01N и усовершенствованная система смазки позволяла трансмиссии с лёгкостью выдерживать повышенные нагрузки, которые возникают при использовании с мощными дизельными двигателями.
Запчасти для АКПП 01N/097 купить
Проблемным местом данной автоматической коробки передач является клапан блокировки гидротрансформатора, который изнашивается в процессе работы. Достаточно часто из строя выходят соленоиды, которые отвечают за правильную работу системы смазки коробки передач. Также автовладелец должен пристально следить за системой смазки, которая может загрязняться фрикционной пылью и продуктами износа металлических элементов. Некачественная смазка не позволяет охлаждать коробку должным образом и приводит к выходу из строя подвижных элементов. Ремонт акпп 01N может выполняться как опытными специалистами из сервисных центров, так и автовладельцами, которые имеют опыт ремонта своих автомобилей. В продаже можно найти специальные ремкомплекты, предназначенные для устранения тех или же иных поломок автоматической коробки передач.
Отчет о переборке АКПП 01N
Схема Audi 01N (097 — AG4)
Пакеты
АКПП Audi / VW 01N Ауди АКПП (097 — AG4)
4-х ступенчатая АКПП 01N (097) в 1991 году очень удачно сменила не менее удачный 3-х ступенчатый автомат 090. Разработана для переднеприводных легковых автомобилей AUDI (А4, А6, …смотри раскрывающийся список внизу ) с двигателем от 1,6 до 2,6 л – двигатель расположен вдоль. Ее ставили и на Пассаты Фольксвагена с различными продольно расположенными двигателями до 1.9 л.
Выпускалась с 1991 по 2004 годы, имеет три модификации по годам производства: 1991-95; 1996-1998; 1999-04 и соответственно некоторые отличия в конструкции узлов.
Имеются аналогичные VW-модификации этого семейства:
- 098/01P – двигатель расположен поперёк для микроавтобусов и минивэнов. VW Sharan, VW T2/T4, VW Eurovan, Ford Galaxy.
- 095/096/01M – двигатель расположен поперёк для легковых автомобилей VW и SСODA.
Эти АКПП отличаются корпусами и дифференциалами.
01N (вместе с 098/01P и 095/096/01M) — рекордсмен среди коробок Ауди-ФВ по ремонтам. И стабильно держится на третьем место по популярности, уступая только более молодой семье U140-240 и безусловному лидеру 5HP19(FL).
Трансмиссия очень надежна, ремонтопригодна, проста, и только с большими пробегами проявляются неисправностями такие «узкие» звенья 01N (01P, 01M) как …
Подробно описание и типичные проблемы смотри на странице VW 01M (095 / 096), 01P (098) AG4
В стандартный заказ для переборки возрастной АКПП входят фильтр и полные комплекты: Оверол, Фрикционы, Поршни:
Комплект прокладок и сальников, Оверол — 01N, чаще заказывают ремкомплект АТОК, Следом за ним по популярности идет Оверол Пресижн: №105002C. — Ремкомплекты различаются по комплектации и могут быть не все расходники, некоторые заказывают отдельно (здесь) |
|
Комплект фрикционов — одинаков для 01M-N-P № 105003 С ним вместе обычно заказывают и комплект стальных дисков — №105004. Но чаще заказывают сразу Мастеркит, включающий все прокладки и диски — 105007C. |
|
Комплект поршней — одинаков для 01M-N-P, заказывают в большинстве капремонтов — 105008. Чаще берут неоригинал, чем оригинал. |
|
— Фильтр масла металло-пластиковый с двойным фетровым мешком для всего семейства 01- одинаков (105010A). Меняется при каждой переборке. |
|
При полной переборке возрастных авто заказывают соленоиды — шифтовик №105421 и EPCLockUp (блокировки муфты) — 105431. |
|
Остальные типичные ремонтные места при переборке 01N — смотри здесь. |
Стоимость и наличие необходимых Вам позиций можно нажав на номер детали на оранжевом фоне или в интернет-магазине,
На каких авто устанавливалось это семейство АКПП:
Авто | Модель | Год выпуска | Страна сборки | Двигатель | ||
AUDI | 80 | 91-92 | DEU | 4 SP FWD | L5 2.3L | 97 |
AUDI | 90 | 91-92 | DEU | 4 SP FWD | L5 2.3L | 97 |
AUDI | 90 | 93-95 | DEU | 4 SP FWD | V6 2.6/2.8L | 97 |
AUDI | 100 | 91 | DEU | 4 SP FWD | L5 2.3L | 97 |
AUDI | A4 | 00-01 | MYS | 4 SP F/AWD | L4 1.8L | 01N |
AUDI | CABRIOLET | 94-98 | DEU | 4 SP FWD | V6 2.8L | 97 |
AUDI | CABRIOLET | 99-00 | DEU | 4 SP FWD | L4 1.8L V6 2.6L 2.8L | 01N |
AUDI | A4 | 95-01 | 4 SP FWD | L4 1.6L 1.8L 1.9L | ||
AUDI | A6, AVANT | 95- 98 | 4 SP FWD | 2.0/ 2.8L | ||
AUDI | CABRIOLET | 95-00 | 4 SP FWD | L4 1.8L 2.0L V6 2.6L 2.8L | ||
AUDI | COUPE | 96 | 4 SP FWD | 2.0 |