Ал 30 43114 пм 512б инструкция по эксплуатации

Автолестница пожарная АЛ-30 (43114) ПМ 512 Б – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Назначение

Автолестница пожарная АЛ-30 (43114)

Автолестница пожарная АЛ-30 (43114)

Автолестница пожарная АЛ-30 на шасси КамАЗ-43114 предназначена для:

  • доставки к месту проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ боевого расчета и необходимого пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования;
  • подъема боевого расчета, ПТВ и оборудования на высоту до 30 м;
  • обеспечения возможности эффективного проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ и тушения пожаров на высоте;
  • эвакуации людей с высоты до 30 м по маршу лестницы, а также при помощи эластичного спасательного рукава;
  • подачи огнетушащих веществ с вершины лестницы;
  • использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Тактико-технические характеристики

Чертеж автолестницы АЛ-30 (43114) 512Б

Чертеж автолестницы АЛ-30 (43114) 512Б

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси КамАЗ-43114
Колесная формула 6 × 6 (блокировка межосевого и межколёсных дифференциалов)
Полная масса, кг 16960
Габаритные размеры в транспортном положении, мм:
– длина 11500
– ширина 2500
– высота 3700
Двигатель, л.с. (кВт) дизельный с турбонаддувом и интеркулером, 240 (176)
Число мест боевого расчёта, чел. 3
Максимальная скорость, км/ч 70
Расход топлива на 100 км пробега (базовая), л 32
Максимальная длина полностью выдвинутой лестницы при угле подъема 73°, не менее 30 метров
Рабочая нагрузка на вершину не прислоненной лестницы:
– при вылете 18 метров 350 ± 10 кг
– при вылете 24 метра 100 ± 10 кг
Рабочий вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного основания:
– с нагрузкой на вершине 350 кг 18 ± 0,5 метров
– с нагрузкой на вершине 100 кг 24 ± 0,5 метров
Диапазон угла подъёма комплекта колен от -4° до +73°
Угол поворота лестницы вправо и влево (при угле подъёма не менее 10°) не ограничен
Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах) при угле подъёма 30-73° 2000 ± 50 кг
Грузоподъёмность съёмной люльки (при не прислоненной вершине) 200 ± 10 кг
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке при:
– подъёме от 0° до 73° 40 ± 5 сек.
– опускании от 73° до 0° 35 ± 5 сек.
– выдвигании на полную длину при угле подъёма лестницы 73° 40 ± 5 сек.
– сдвигании (полном) при угле подъёма лестницы 73° 35 ± 5 сек.
– повороте на 360° вправо и влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 73° 50 сек.
Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, не более 45 ± 5 сек.
Рабочее давление в гидросистеме, Мпа (кгс /см2):
– верхний контур 19 ± 1 (190 ± 10)
– нижний контур 17,5 ± 1 (175 ± 10)
Модель стационарного роботизированного лафетного ствола ЛС(Д)-С-20 У (производства ЗАО «Инженерный центр робототехники»)
Расход лафетного ствола, л/с 20
Наличие и тип пневматического прыжкового спасательного устройства ППСУ-20
Наличие спасательного рукава Имеется, длиной 32 метра

Основные составные части

Основные составные части автолестницы пожарной АЛ-30 (43114):

  • шасси;
  • силовая группа;
  • основание опорное;
  • подъемно-поворотное основание;
  • комплект колен;
  • пульт управления;
  • гидрооборудование;
  • электрооборудование;
  • платформа;
  • одиночный ЗИП.

Силовая группа предназначена для подачи рабочей жидкости от гидронасоса к дополнительным органам гидропривода автолестницы.

В состав силовой группы ходят:

  • коробка отбора мощности (КОМ);
  • гидронасос;
  • масляный бак;
  • фильтр;
  • ручной насос;
  • гидроаппаратура управления;
  • трубопроводы.

Пожарно-техническое вооружение размещено в отсеках платформы, оснащенных элементами крепления.

Установка АЛ-30 (43114)

Установка АЛ-30 (43114)

Комплектация

  1. Специальный инструмент и принадлежности, запасные чести к шасси.
  2. Подкладка.
  3. Задержка рукавная.
  4. Колодка.
  5. Веревка спасательная длиной 30 м.
  6. Веревка растяжная длиной 30 м.
  7. Канат.
  8. Гребенка.
  9. Лестница вспомогательная.
  10. Чехол (для спасательного рукава).
  11. Чехол (для пульта управления).
  12. Анемометр.
  13. Ствол управляемый с электроприводом с насадками ∅ 25, 28, 32.
  14. Рукав спасательный секционный РС-С.
  15. Огнетушитель углекислотный ОУ-5.
  16. Рукав для отвода выхлопных газов длиной 4 м.
  17. Аптечка.
  18. Знак аварийной остановки.
  19. Запчасти, инструменты и принадлежности.

Автолестница пожарная АЛ-30 (43114) ПМ 512 Б – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Содержание

  • 1 Характеристики
  • 2 Технические характеристики
  • 3 АЛ-50
  • 4 Общие элементы конструкций
  • 5 Экипаж 3 чел.
    • 5.1 Описание и назначение
    • 5.2 Технические характеристики АЛ-30 (КамАЗ-43114)
    • 5.3 Фотографии
  • 6 Назначение
  • 7 Основные составные части
  • 8 Комплектация
  • 9 право управления автолестницей.
    • 9.1 Таблица 2.1
  • 10 Наименование показателя
  • 11 Наименование показателя
  • 12 Проекты по теме:

Характеристики

Базовое шасси КАМАЗ-43114
Тип шасси полноприводное (6×6)
Мощность двигателя, не менее, кВт (л.с.) 165 (240)
Максимальная скорость, км/ч 70
Число мест для боевого расчета, чел З
Полная масса, не более, кг 15450
Максимальная рабочая высота подъема, м 30
Максимальная рабочая нагрузка в люльке, кг
при вылете 18 м 200
при вылете 20 м 100
Габаритные размеры
(ДхШхВ), мм 8800x2500x3650
Дорожный просвет, мм 290
Распределение полной массы между осями, кг
на переднюю ось 5210
на заднюю тележку 10240
Минимальный вылет стрелы при ее максимальной длине, м 5,7
Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости от минус 7 до плюс 75 град
Грузоподъемность лестницы при использовании ее в качестве крана (лестница полностью сдвинута и поднята на угол > 40°) не менее 2-х тн
Рабочее давление в гидросистеме 19+1 (190+10) МПа (кгс/см2)
Показатели надежности
Гамма процентная (=80%) наработка спецагрегатов и их привода до отказа не менее 100 ч
Гамма процентный (=80%) ресурс спецагрегатов и их привода до первого капитального ремонта, ч не менее 1500
Срок службы, лет не менее 10

Статьи

  • Автоновинки (6)
  • Автоспорт (1)
  • Автотуризм (0)
  • Аксессуары и гаджеты (1)
  • Безопасность (0)
  • Выставки и автосалоны (0)
  • Другое (5)

Технические характеристики

Базовое шасси КАМАЗ-43114
Тип шасси полноприводное (6×6)
Мощность двигателя, не менее, кВт (л.с.) 165 (240)
Максимальная скорость, км/ч 70
Число мест для боевого расчета, чел З
Полная масса, не более, кг 15450
Максимальная рабочая высота подъема, м 30
Максимальная рабочая нагрузка в люльке, кг
при вылете 18 м 200
при вылете 20 м 100
Габаритные размеры
(ДхШхВ), мм 8800x2500x3650
Дорожный просвет, мм 290
Распределение полной массы между осями, кг
на переднюю ось 5210
на заднюю тележку 10240
Минимальный вылет стрелы при ее максимальной длине, м 5,7
Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости от минус 7 до плюс 75 град
Грузоподъемность лестницы при использовании ее в качестве крана (лестница полностью сдвинута и поднята на угол > 40°) не менее 2-х тн
Рабочее давление в гидросистеме 19+1 (190+10) МПа (кгс/см2)
Показатели надежности
Гамма процентная (=80%) наработка спецагрегатов и их привода до отказа не менее 100 ч
Гамма процентный (=80%) ресурс спецагрегатов и их привода до первого капитального ремонта, ч не менее 1500
Срок службы, лет не менее 10

АЛ-50

Пожарная автолестница АЛ-50 транспортирует боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и вспомогательное оборудование к месту пожара. Подъемно-поворотный механизм АЛ-50 используют для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ на высоте до 50 метров.

Автолестница пожарная АЛ-30 (43114) ПМ512Б: описание и ТТХ

Привод подъемного устройства автолестницы АЛ-50 комбинированный. Управление силовой группы облегчают электрогидравлические блоки.

Технические характеристики АЛ-50:

  • полная высота стрелы — 50 метров;
  • масса рабочей нагрузки на вершину лестницы — 300 кг при вылете 16 м и 100 кг — 20 м;
  • при использовании АЛ-50 в качестве крана масса груза 2 тонны;
  • угол наклона стрелы, при производстве пожарных и спасательных работ от — 4° до + 75°;
  • поворот автолестницы вокруг своей оси 360°;
  • максимальное значение длины вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению 16 м;
  • тип привода лестницы — комбинированный (электрогидравлические блоки управления);
  • тип базового шасси КамАЗ-53229 (с низкой кабиной и колесной формулой 6х4), Volvo FL 626;
  • расход лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав боевого расчета — 3 человека (водитель, в том числе).

Дополнительные элементы комплектации подъемного устройства АЛ-50 — лифт, люлька и эластичный спасательный рукав. На верхнем колене автолестницы установлен съемный лафетный ствол, с дистанционным электроприводом.

Осмотр и техническое обслуживание, по месту эксплуатации пожарных автолестниц, проводится регулярно. Исправное пожарно-спасательное вооружение и техника должны находиться в состоянии боевой готовности.

Другие полезные статьи:

  • Пожарные ац на базе камаз

Общие элементы конструкций

Платформу основания, с подъемно-поворотной конструкцией и опорной стойкой для пакета колен, монтируют на базовое шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, Урал или «Татра». Колесная формула (6х6 или 6х4) и дизельный двигатель гарантируют высокую проходимость специализированного автотранспорта.

Автолестница пожарная АЛ-30 (43114) ПМ512Б: описание и ТТХ

Выносные опоры — механические или гидравлические аутриггеры, служат для фиксации и равномерного распределения нагрузки АЛ при производстве пожарных и спасательных работ. Манипуляции с выдвижными опорами производят с пульта на задней панели платформы шасси.

Действия пожарных-спасателей в границах рабочей зоны автолестницы обеспечивает механизированное, поворотно-выдвижное устройство, пакет телескопических колен. Механизм стрелы приводит в рабочее положение силовая группа (коробка отбора мощности, гидронасос, масляный бак, фильтр, аварийный привод, трубопроводы и гидроаппаратура управления). Подъем, поворот и выдвигание колен автолестницы производят с основного пульта.

При полностью собранном комплекте колен, автолестница может выполнять функции автокрана. Штатную проушину используют для крепления стропов. Масса груза пропорциональна значению вертикального угла, образованного осью вращения установки и стрелы. Предельную рабочую нагрузку определяет угол подъема стрелы.

Дополнительно АЛ оборудуют лифтами, стационарными или быстросъемными люльками. Лифты скользят по направляющим выдвижной стрелы неподвижной автолестницы.

Дополнительный пульт управления располагают на рабочем месте оператора, в люльке. Наличие высотного манипулятора исключает одновременное использование основного пульта. Современные модели пожарных автолестниц комплектуют эластичным спасательным рукавом, для экстренной эвакуации людей с высоты.

Основное электрооборудование пожарной автолестницы — штатная бортовая сеть базового шасси автомобиля, которая является источником постоянного тока для вспомогательного электрооборудования установки. Сеть световой и звуковой сигнализации, переговорные устройства, систему освещения, блокировку, индикатор крена, блок управления горизонтированием, аварийный привод комплекта колен и аутриггеров в транспортное положение подключают по однопроводной схеме.

Две резервные аккумуляторные батареи, с номинальным напряжением 12 Вольт, используют в качестве дополнительного источника питания электрооборудования. В случае отказа бортовой сети, аварийный привод позволяет перевести автолестницу в положение для транспортировки.

В комплект автолестницы входит пожарно-техническое вооружение, закрепленное за пожарным автомобилем, запасные части, инструменты и материалы. Оборудование транспортируют к месту пожара в специальных, водо- и пыленепроницаемых, отсеках на платформе автолестницы.

Маркировку располагают в доступном для обозрения месте АЛ. На табличке указывают страну и товарную марку производителя, тип АЛ, заводской №, дату производства и соответствие сертификату.

Автолестница пожарная АЛ-(КамАЗ-43114)Экипаж 3 чел.

Описание и назначение

Автолестница пожарная АЛ-30 на шасси КамАЗ-43114 предназначена для:

  • доставки к месту проведения спасательных, противопожарных и аварийно-востановительных работ боевого расчета и необходимого пожарно-технического вооружения и оборудования на высоту до 30 метров;
  • эвакуации людей с высоты до 30 метров по маршруту лестницы или при помощи лестницы;
  • подачи огнетушащих веществ с вершины лестницы;
  • использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарно-техническое вооружение размещено в отсеках платформы, оснащенных элементами крепления.

Технические характеристики АЛ-30 (КамАЗ-43114)

Базовое шасси — КамАЗ-43114
Колесная формула — 6×6
Полная масса пожарного автомобиля, кг — 15 800
Максимальная скорость, км/ч — 80
Максимальный вылет стрелы от оси вращения подъемно-поворотного основания с нагрузкой в люльке 100 и 350 кг соответсвенно, м — 24/18
Расход лафетного ствола, л/с — 20
Время установки на выносные опоры, с — 45
Габаритные размеры автомобиля, мм — 11500x2500x3700
Высота подъема лестницы, м — 30
Угол поворота стрелы вправо и влево, град — не ограничен
Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости, град. — от -7° до +73°
Грузоподъемность лестницы при использовании ее в качестве крана, тн — 1,0
Боевой расчет (включая водителя), чел. — 3

Фотографии

пожавто

Назначение

Автолестница пожарная АЛ-30 (43114) ПМ512Б: описание и ТТХ

  • доставки к месту проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ боевого расчета и необходимого пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования;
  • подъема боевого расчета, ПТВ и оборудования на высоту до 30 м;
  • обеспечения возможности эффективного проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ и тушения пожаров на высоте;
  • эвакуации людей с высоты до 30 м по маршу лестницы, а также при помощи эластичного спасательного рукава;
  • подачи огнетушащих веществ с вершины лестницы;
  • использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Основные составные части

Основные составные части автолестницы пожарной АЛ-30 (43114):

На эту тему ▼

Средства спасения с высоты

Мобильные, спусковые и стационарные

  • шасси;
  • силовая группа;
  • основание опорное;
  • подъемно-поворотное основание;
  • комплект колен;
  • пульт управления;
  • гидрооборудование;
  • электрооборудование;
  • платформа;
  • одиночный ЗИП.

Силовая группа предназначена для подачи рабочей жидкости от гидронасоса к дополнительным органам гидропривода автолестницы.

В состав силовой группы ходят:

  • коробка отбора мощности (КОМ);
  • гидронасос;
  • масляный бак;
  • фильтр;
  • ручной насос;
  • гидроаппаратура управления;
  • трубопроводы.

Пожарно-техническое вооружение размещено в отсеках платформы, оснащенных элементами крепления.

Автолестница пожарная АЛ-30 (43114) ПМ512Б: описание и ТТХ

Комплектация

  • Специальный инструмент и принадлежности, запасные чести к шасси.
  • Подкладка.
  • Задержка рукавная.
  • Колодка.
  • Веревка спасательная длиной 30 м.
  • Веревка растяжная длиной 30 м.
  • Канат.
  • Гребенка.
  • Лестница вспомогательная.
  • Чехол (для спасательного рукава).
  • Чехол (для пульта управления).
  • Анемометр.
  • Ствол управляемый с электроприводом с насадками ∅ 25, 28, 32.
  • Рукав спасательный секционный РС-С.
  • Огнетушитель углекислотный ОУ-5.
  • Рукав для отвода выхлопных газов длиной 4 м.
  • Аптечка.
  • Знак аварийной остановки.
  • Запчасти, инструменты и принадлежности.

право управления автолестницей.

Эксплуатация автолестницы лицами, не имеющими удостоверения, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Слабые знания по устройству автолестницы и управления могут привести к аварийным ситуациям.

Рукояткой крана разгрузки насоса допускается пользоваться при проведении работ по устранению технических неисправностей автолестницы. При этом нахождение людей не допускается.

Оператору необходимо помнить, что при пользовании этой рукояткой приборы контроля не функционируют, в следствии чего вершина лестницы может быть выдвинута за пределы поля движения, что недопустимо.

С целью исключения поломки конечных выключателей в отсеках управления опорами необходимо закрывать дверки, придерживая за ручки, не допуская свободного удара при закрывании.

Автолестница поставляется с сухозаряженными аккумуляторами аварийного привода.

Проведение каких-либо доработок без согласования с заводом — изготовителем ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Введение.

Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатации предназначены для изучения устройства, принципа работы и правил эксплуатации автолестницы.

Кроме настоящего ТО необходимо пользоваться эксплуатационной документацией, перечисленной в разделе 4 формуляра ПМ-512.00.00.00 ФО

Текст ТО поясняется рисунками, помещенными в отдельном приложении 5. Альбом рисунков ПМ-512.00.00.00 ТО1».

1. НАЗНАЧЕНИЕ АВТОЛЕСТНИЦЫ.

Автолестница пожарная АЛ-30 (4310) ПМ-512 высотой 30м

со съемной люлькой предназначена:

для проведения спасательных работ в верхних этажах зданий;

для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования;

для тушения пожара водой или воздушно-механической пеной;

для выполнения вспомогательных работ на высоте до 30 м;

для использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен;

для эвакуации людей с высоты до 30 м при помощи люльки и эластичного спасательного рукава.

Автолестница предназначена для эксплуатации в условиях

умеренного климата при температуре воздуха при минус 40єС до плюс 40єС и относительной влажности до 80 % при 20 єС.

Допускаемый при работе автолестницы угол наклона площадки 6є.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

2.1 Технические данные автолестницы приведены в табл.2.1.

Таблица 2.1

Наименование показателя

Значение

Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъема 75є, м, не менее

30

Рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при максимальном вылете кН (кгс), не более

3,5 (350)

Грузоподъемность лестницы при использовании автолестницы в качестве крана (при сдвинутой лестницы), кг, не более

2000

Грузоподъемность съемной люльки, кг

200

Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости, град

От –7 до75

Угол поворота лестницы вправо или влево (при угле подъема не менее 10є), град, не менее

360

Рабочий вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного основания с максимальной рабочей нагрузкой на вершине, м

18+0,5

Время маневров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке, с, при:

Подъеме от 0є до 75є

Опускании от 75є до 0є

Выдвигании на полную длину при угле подъема 75є

Сдвигании (полном) при угле подъема 75є

Повороте на 360є вправо или влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 75є

40+5

35+5

40+5

35+5

55+5

Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, с, не более

45

Рабочее давление в гидросистеме, МПа (кгс/см2)

16+1(160+10)

Рабочая жидкость гидросистемы

Всесезонное масло ВМГЗ ТУ38-10479-86

Масло МГ-30 ТУ38-10150-79

Заменитель рабочей жидкости

Масло веретенное ОСТ38-01412-86

Масло И-30А ГОСТ 20799-75

Интервал допускаемых температур рабочих жидкостей при кратковременной работе, єС%

ВМГЗ

От –40 до +65

Продолжение табл. 2.1

Наименование показателя

Значение

МГ 30

И-30А

АУ

От –5 до +75

От –5 до +75

От –20 до +65

Объем заправочных емкостей агрегатов автолестницы, л:

Редуктора привода поворота

Бака гидросистемы

Всей гидросистемы (вместе с баком)

1,0

200

420

Тип шасси

Полноприводное

Масса полная, кг, не более

15100

Длина в транспортном положении, мм, не более

12000

Ширина в транспортном положении, мм, не более

2500

Высота в транспортном положении, мм, не более

3800

Максимальная транспортная скорость, км/ч

70

Массовый расход топлива при стационарной работе на привод масса, кг/ч, не более

9,6

Гамма процентный ресурс до первого капитального ремонта (при г=0,8), ч, не менее

1250

Средний срок службы до списания, лет

11

Установленный ресурс до первого капитального ремонта, ч, не менее

800

Примечание.

Времена маневров указаны при работе на 4-й передаче коробки перемены передач к частоте вращения коленчатого вала двигамин-1

3. СОСТАВ, УСТРОЙСТВО И РАБОТА АВТОЛЕСТНИЦЫ.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Подпишитесь на рассылку:

Проекты по теме:

Поиск

Вики

Архив

Авто

Наука

Промышленность

Спорт

Автолестница пожарная АЛ-30 (43114) ПМ512Б: описание и ТТХ
Технологии

Безопасность

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

АВТОЛЕСТНИЦА ПОЖАРНАЯ

АЛ-30(131)ПМ-506Д

Техническое описание

и инструкция по эксплуатации пм-506д.00.000 ТО

Внимание

Введение

  1. Назначение автолестницы
  2. Технические данные
  3. Состав, устройство и работа автолестницы
  4. Устройство и работа составных частей автолестницы
  1. Шасси
  2. Силовая группа
  3. Коробка отбора мощности
  4. Гидронасос
  5. Бак масляный

4.6 Фильтр

  1. Аварийный привод
  2. Привод управления двигателем
  3. Гидропривод
  1. Опорное основание
  2. Механизм блокировки рессор
  3. Опора
  4. Гидроцилиндр выдвигания опоры
  5. Блок управления опорами
  6. Подъемно-поворотное основание
  7. Поворотная опора
  8. Гидромеханизмы
  9. Привод поворота
  10. Гидроцилиндр подъема
  11. Привод выдвигания
  12. Редуктор привода выдвигания

4.22 Маслотокопереход

4.23 Схема привела прибора блокировки

4.24 Прибор блокировки

4.25 Механизм бокового выравнивания

4.26 Гидроцилиндр бокового выравнивания

4.27 Комплект колен

4.28 Электрооборудование

4.29 Лафетный ствол

4.30 Устройство для крепления рукава 5.Контрольно-измерительные приборы, инструмент и принадлежности

  1. Контрольно-измерительные приборы
  2. Инструмент и принадлежности
  1. Маркирование, пломбирование и упаковка
  2. Общие указания по эксплуатации автолестницы
  3. Указания мер безопасности
  4. Подготовка к работе, измерение параметров, регулирование и настройка,

проверка технического состояния

  1. Подготовка к работе
  2. Измерение параметров, регулирование и настройка

9.3Проверка технического состояния

10 Порядок работы

  1. Опускание-подъем опор
  2. Подъем-опускание лестницы
  3. Поворот лестницы
  4. Выдвигание-сдвигание лестницы

10.5 Опускание лестницы для прислонения

  1. Подъем и спуск людей по лестнице
  2. Спуск людей по рукаву
  3. Работа лафетным стволом
  4. Работа пеногенераторами
  1. Укладка лестницы
  2. Перемена места работы
    1. Работа ручным насосам
  1. Применение лестницы для подъема грузов
  2. Работа при низких температурах воздуха

11 Техническое обслуживание

  1. Виды и периодичность технического обслуживания
  2. Обслуживание гидроагрегатов
  3. Смазка
  4. Смена рабочей жидкости
  5. Обслуживание электрооборудования

11.6 Перечень работ для различных видов технического обслуживания

11.7 Статические испытания

  1. Возможные отказы и методы их устранения
  2. Указания по текущему ремонту
  3. Техническое освидетельствование и эксплуатационные испытания
  4. Правила хранения, консервация

16 Транспортирование

Приложения:

А Характеристика рабочих жидкостей, применяемых в гидросистеме

Б Таблица смазки

В Перечень элементов схемы электрической принципиальной

Г Перечень элементов схемы гидравлической принципиальной

Д Схема пломбирования

Е Схема строповки

Ж Схема крепления

И Альбом рисунков ПМ-506Д.00.000 ТО1

ВНИМАНИЕ!

К эксплуатации автолестницы пожарной АЛ-ЗО (131) ПМ-506Д допускаются лица, про­шедшие курс обучения на учебном пункте ГУ ФПС МЧС России или на заводе-изготовителе и получившие удостоверение на право управления автолестницей.

Эксплуатация автолестницы лицами, не имеющими удостоверения, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Слабые знания по устройству автолестницы и управлению ею могут привести к аварий­ным ситуациям.

При работе аварийным приводом при возникновении колебаний комплекта колен движение прекратить до окончания колебаний.

Для исключения случаев перегрузки гидросистемы давлением и возможности появления гидравлических ударов, необходимо перемещение рукояток управления из одного положения в другое осуществлять плавно с обязательной выдержкой в нейтральном положении.

С целью исключения возможности поломки конечных выключателей в отсеках управле­ния опорами необходимо закрывать дверки, придерживая за ручки, не допуская свободного удара при захлопывании.

Проведение каких-либо доработок без согласования с заводом-изготовителем

ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатациипредназначены дляиз­учения устройства, принципа работы и правил эксплуатации автолестницы.

Кроме настоящего ТО необходимо пользоваться эксплуатационной документацией,пе­речисленной в разделе 4 формуляра ПМ-506Д.00.000 ФО

Текст ТО поясняется рисунками, помешенными в отдельном приложении И. Альбом ри­сунков ПМ-506Д.00.000ТО1.

1 Назначение автолестницы

1.1 Пожарная автолестница предназначена:

для проведения спасательных работ в верхних этажах зданий;

для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования;

для тушения пожара водой или воздушно-механической пеной;

для выполнения вспомогательных работ на высоте до 30 м;

для использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен;

для эвакуации людей с высоты до 30м по маршу лестницы, а также при помощи элас­тичного спасательного рукава.

1.2 Автолестница предназначена для эксплуатации в условиях умеренного климата при температуре воздуха от минус 40 до плюс 40°С и относительной влажности до 80% при 20°С.

2
Технические данные

2.1 Технические данные автолестницы приведены в таблице 2.1
Таблица 2.1

Наименование показателя Значение
Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъема 75°, м, 30
не менее
Рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при 1,6(160)
максимальном вылете, кН(кгс), не более
Грузоподъемность лестницы при использовании автолестницы в 1000
качестве крана (при сдвинутой лестнице), кг, не более
Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной от минус 4 до 75
плоскости, град
Угол поворота лестницы вправо или влево (при угле подъема не ограничен
не менее 10°), град
Рабочий вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного
основания с максимальнойрабочей нагрузкой на вершине, м
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения
без нагрузки, с, при:
подъеме от 0 до 75° 25±5
опускании от 75 до 0° 25±5
выдвигании на полную длину при угле подъема 75° 20±5
сдвигании (полном) при угле подъема 75° 20±5
повороте на 360° вправо или влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 75° 45±15
Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, 50
с, не более
Минимальный угол подъема, при котором колена могут сдвигаться 30
под действием собственной массы, град
Рабочее давление в гидросистеме, МПа (кгс/см 2) 17,5 +1 (175 +10)
Рабочая жидкость гидросистемы Всесезонное масло ВМГЗ
ТУ38-101479-74
Масло МГ-30
ТУ 38-10150-79
Заменители рабочей жидкости Масло веретенное
ОСТ 38.01412-86
Масло И-30А
ГОСТ 20799-75
Продолжение таблицы 2.1
Наименование показателя Значение
Интервал допустимых температур рабочих жидкостей при кратко-
временной работе, °С:
ВМГЗ От — 40 до + 65
МГ-30 От — 5 до + 75
И-30А От — 5 до + 75
АУ От — 20 до + 65
Объем заправочных емкостей агрегатов автолестницы, л;
редуктора привода выдвигания 1,0
редуктора привода поворота 1,0
бака гидросистемы

всей гидросистемы

90
200
Тип шасси Полноприводное
Масса полная, кг, не более 10185
Распределение полной массы по осям, кг
на переднюю ось, не более 3060
на заднюю тележку, не более 7125
Длина в транспортом положении, мм, не более 11000
Ширина в транспортом положении, мм, не более 2500
Высота в транспортном положении, мм, не более 3200
Максимальная транспортная скорость, км/ч 80
Расход топлива при стационарной работе на привод насоса, 10
кг/ч, не более
Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта 1250
(при y =0,8), ч, не менее
Средний срок службы до списания, лет 10
Установленный ресурс до первого капитального ремонта, ч, не менее 800
Примечание: Времена маневров указаны при работе на 4-й

передаче коробки переменных передач

3 Состав, устройство и работа автолестницы

3.1 Автолестница АЛ-30(131)ПМ-506Д является

Специальные пожарные автомобили
(СПА) – пожарные автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, специального пожарно-технического вооружения и аппаратов, необходимых для обеспечения работ по тушению пожаров в различных условиях.

Специальные пожарные автомобили в зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара классифицируются на следующие типы:

· пожарные автолестницы.

· пожарные коленчатые автоподъемники.

· пожарные телескопические автоподъемники с лестницей.

· пожарные автолестницы с цистерной.

· пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной.

· пожарные аварийно-спасательные автомобили.

· пожарные водозащитные автомобили.

· пожарные автомобили связи и освещения.

· пожарные автомобили газодымозащитной службы.

· пожарные автомобили дымоудаления.

· пожарные рукавные автомобили.

· пожарные штабные автомобили.

· пожарные автолаборатории.

· пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи.

· автомобили диагностики пожарной техники.

· пожарные автомобили-базы газодымозащитной службы.

· пожарные автомобили технической службы.

· автомобили отогрева пожарной техники.

· пожарные компрессорные станции.

· пожарно-технические автомобили.

· пожарные оперативно-служебные автомобили.

Пожарные автолестницы

Пожарная автолестница
(АЛ) – пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Ограничитель рабочего поля движения лестницы (люльки)
— устройство, предотвращающее возможность вывода лестницы (люльки) АЛ за границу ее рабочего поля.

Высота подъема
— расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).

Вылет
— расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до вертикальной оси, проходящей через верхнюю ступень лестницы (наружный край люльки).

Рабочее поле (зона досягаемости)
— зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.

Угол подъема лестницы
— угол, между горизонтальной плоскостью и продольной осью лестницы.

Время маневра
— промежуток времени с момента перемещения рукоятки органа управления соответствующим маневром АЛ из нулевого положения в максимально крайнее до момента достижения соответствующим элементом изделия требуемого положения.

Таблица 97

Классификация и основные параметры

Таблица 98

Основные параметры

Наименование параметра Значение параметра в зависимости от исполнения
2,3,4 2,3,4 2,3,4
Максимальная рабочая высота подъема (лестница полностью выдвинута и поднята на максимальный угол), м 10-15 16-20 21-25 26-31 32–40 41–52 53–60
Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при максимальном вылете, кгс, не менее
Грузоподъемность лестницы при использовании ее в качестве крана (лестница полностью сдвинута), т, не менее 0,5 0,7 0,7
Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую и неприслоненную лестницу при максимальном вылете, кг, не менее
Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую лестницу с прислоненной вершиной при максимальном вылете, кг, не менее
Грузоподъемность съемной люльки или лифта (при неприслоненной лестнице), кг, не менее
Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости,…°, не менее От минус 7 до плюс 75
Минимальный угол подъема лестницы, при котором возможен ее поворот на 360°,…°, не более
Угол поворота лестницы (вправо и влево) при круговом вращении,… о, не менее
Максимальный вылет лестницы от оси вращения подъемно-поворотного устройства, м, не менее:
с максимальной нагрузкой на вершине
без нагрузки на вершине
Минимальный вылет лестницы при ее максимальной длине, м 1/2 максимальной ширины опорного контура плюс:
4±1 4±1 4±1 5±1 5±1 5±1 5±1
Максимальная ширина опорного контура, м, не более 3,0 3,2 3,2 3,5 3,5 4,5 5,0 5,5 5,5
Время установки АЛ на выносные опоры на горизонтальной площадке, с, не более
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения без нагрузки, с, не более, при:
опусканий от максимального угла до минимального
повороте на 360° вправо или влево при сдвинутом и поднятом на максимальный угол пакете колен
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке (лифте), с, не более, при:
подъеме от минимального угла до максимального
опускании от максимального угла до минимального
выдвигании на полную длину при максимальном угле подъема лестницы
сдвигании (полном) при максимальном угле подъема лестницы
повороте на 360° вправо или влево
подъеме (опускании) лифта от минимальной до максимальной высоты при максимальном угле подъема лестницы
подъеме (опускании) люльки от уровня земли до максимальной высоты
Максимально допустимый прогиб вершины полностью выдвинутой лестницы при минимальном угле подъема и максимальной рабочей нагрузке на вершину, м, не более 0,35 0,4 0,45 0,5 0,55 0,6 0,65
Минимальный радиус поворота (по наружной точке АЛ), м, не более Значение соответствующего показателя базового шасси плюс 1 м
Углы свеса,… о, не менее: передний свес:
для неполноприводных шасси
для полноприводных шасси
задний свес:
для неполноприводных шасси
для полноприводных шасси
Габаритные размеры АЛ в транспортном положении, м, не более:
длина 7,5 9,0 11,0 11,5 12,0 12,0 12,0
ширина 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
высота 2,7 3,0 3,5 3,5 3,9 3,9 4,2

Таблица 99

Технические характеристики пожарных автолестниц

Характеристики АЛ-30 (131), мод. ПМ-506И АЛ-30 (4326), мод. ПМ-506С АЛ-30 (43114), мод. ПМ-512Б АЛ-37 (53229), мод. ПМ-544 АЛ-50 (53229), мод. ПМ-513 АЛ-60 (Т815), мод. ПМ-553
Марка шасси ЗИЛ-131 КамАЗ-4326-1036-15 КамАЗ-43114-1029-02 КамАЗ-53229-1041-02 КамАЗ-53229-1050-02 Татра T815-280J21
Колёсная формула 6×6 4×4 6×6 6×4.2 6×4 6×6
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.
Максимальная рабочая высота подъёма, м 30,0 30,0 33,0 37,0 50,0 60,0
Вылет стрелы, м 16,0 16,0 24,0 18,0 16,0 18,0
Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслонённой лестницы, кг 160,0 160,0 100,0 нет данных нет данных нет данных
Грузоподъёмность люльки, кг 200,0 200,0 200,0 200,0
Грузоподъёмность лифта, кг 200,0 180,0
Угол поворота стрелы
(вправо и влево) при круговом вращении, град.
Полная масса, кг
Габаритные размеры, мм 11000×2500×3200 10150×2500×3700 11500×2500×3700 11000×2500×3600 11500×2350×3700 11500×2500×4200

Таблица 100

Тактико-техническая характеристика пожарных автолестниц

Показатели АЛ-18 (52)
(модель Л2)
АЛ-30(157К)
(модель Л20)
АЛ-30 (131)
(модель Л21)
АЛ-30 (131)
(модель Л22)
АЛ-45 (200)
(модель ЛД)
АЛ-45 (257)
(модель ПМ-109)
Тип шасси ГАЗ-52 ЗИЛ-157К ЗИЛ-131 МАЗ-200 КрАЗ-257
Число мест для боевого расчета
Габаритные размеры, мм:
длина 10 150 10 640
ширина
высота
Масса с полной нагрузкой, кг 10 300 10 500 13 350 18 230
Наименьший радиус поворота, м 8,9 11,2 10,2 10,2 11,3 12,8
Максимальная скорость, км/ч
Мощность двигателя, кВт (л. с.) 55 (75) 80 (109) 110 (150) 110 (150) 88 (120) 177 (240)
Контрольный расход топлива на 100 км, л
Запас хода по топливу, км
Емкость топливного бака, л
Длина полностью выдвинутой лестницы, м
без дополнительного колена 30,2 30,2 30,2 42,3
с дополнительным коленом 32,2 32,2 32,2
Максимальный угол поворота колен вокруг вертикальной оси Не ограничен
Время выполнения маневров лестницы, с:
подъем колен на 75° 30 ±3 30±3 30+3
выдвигание колен на полную длину 30±3 30±3 30±3
поворот колен на 90° вправо, влево 15±3 15±3
одновременный подъем на 75°
полное выдвигание колен и поворот на 90°
Максимально допустимая нагрузка на вершину колен свободностоящей лестницы (без дополнительного колена) кг, при угле подъема:
75°
свыше 60°
Грузоподъемность лифта, кг

Рисунок 7. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ-30 на шасси автомобилей ЗИЛ-131 и Урал. Н – высота подъема стрелы, м., В – вылет стрелы, м.

Рисунок 8. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ-37. Н – высота подъема стрелы, м., В – вылет стрелы, м.

Пожарная автолестница с цистерной
(АЛЦ) – пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен

Автолестница на шасси автомобиля ЗиЛ-131 относиться к специальным и предназначена для доставки пожарного расчёта к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре:

  • подъёма пожарных на верхние этажи здания для организации эвакуации людей или тушения пожара;
  • эвакуация людей в случае невозможности использования стационарных эвакуационных путей или других средств;
  • подачи огнетушащих средств на высоты;
  • как наблюдательный пункт при штабе пожаротушения;
  • для закрепления прожекторов и освещения места пожара;
  • для подъёма и перемещени ягрузов при разборке конструкций.

Конструкция

На шасси автомобиля установлено опорное основание, состоящее из рамы, 4 выдвижных опор и механизма выключения рессор. Опорная рама состоит из 2 боковых листов, которые заклёпками крепятся к лонжеронам автомобиля.

Боковые листы соединены между собой поперечинами, к которым приварено поворотное кольцо. На повортоном кольце установлена подъёмно-поворотная рама, которая служит для размещения на ней комплекта колен лестницы и обеспечивает поворот на 360°, подъём и опускание колен. Подьёмная рама имеет сварную конструкцию, состоит из 2 боковых опор, поперечин, передних и задних опорных дуг для выравнивания комплекта колен. Комплект колен крепится к подъёмной раме шкворнем. Летница состоит из 4 колен, соединённых между собой телескопически.

При увеличении длины лестницы колена перемещаются на роликах. Колена летсницы выполнены в виде пространственной решётки и изготовлены из низколегированной стали 10 ХСНД. Выдвигание комплекта колен осуществляется с помощью системы стальных канатов и блоков. Подъём и опускание лёстницы осуществляется при помощи 2 гидроцилиндров. Фиксация штоков осуществляется при помощи гидрозамков и фрикционных захватов.

Приводы лебёдки выдвигания и поворота — от гидромоторов. Рабочая жидкость (масло) в гидросистему подаётся из бака гидронасосом. Гидронасос имеет привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. В случае отказа основного гидронасоса имеется аварийный с приводом от электродвигателя постоянного тока, который позволяет опустить лестницу в транспортное положение. Автолестница оснащена системой сигнализации и блокировок.

Разработка и производство

Автолестница модели ПМ-506 разработана на Торжокском заводе противопожарного оборудования для замены автолестницы модели Л21. Серийное производство организовано в 1984 году.

Тактико-техническая характеристика

АЛ-30(131)ПМ506Д

Наименование параметра
Показатель
Базовое шасси ЗиЛ-131Н
Колесная формула 6 × 6
Полная масса 10185 кг
Габаритные размеры: 11000 мм
Двигатель:

· мощность

карбюраторный
Число мест боевого расчёта 3 человека
Максимальная скорость 80 км/ч
Максимальная длина полностью выдвинутой лестницы 30 метров (или на крышу 10-ти этажного здания)
Максимальный вылет с рабочей нагрузкой 16 метров
160 кг
Диапазон угла подъёма комплекта колен от 0 0 до 75 0
Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах) 1000 кг

Порядок работы на АЛ-30

Пожарной автолестницей называют пожарный автомобиль, на базовом шасси которого установлена несущая рама с исполнительным механизмом подъемника. Существующие модификации пожарных автолестниц имеют от трех до шести выдвижных пролетов с высотой подъема стрелы — 11 ÷ 62 метра.

Пожарные автолестницы служат для подъема боевого расчета на высоту, эвакуации людей, доставки в зону горения огнетушащих веществ и пожарного оборудования. Стационарный выдвижной подъемно-спускной механизм применяют при разборке конструкций, мониторинге ситуации. Добавочное колено лестницы, в ночное время суток, используют для крепления осветительных прожекторов.

Общие элементы конструкций

Платформу основания, с подъемно-поворотной конструкцией и опорной стойкой для пакета колен, монтируют на базовое шасси ГАЗ, ЗИЛ , МАЗ, КамАЗ , Урал или «Татра». Колесная формула (6х6 или 6х4) и дизельный двигатель гарантируют высокую проходимость специализированного автотранспорта.

Выносные опоры — механические или гидравлические аутриггеры, служат для фиксации и равномерного распределения нагрузки АЛ при производстве пожарных и спасательных работ. Манипуляции с выдвижными опорами производят с пульта на задней панели платформы шасси.

Действия пожарных-спасателей в границах рабочей зоны автолестницы обеспечивает механизированное, поворотно-выдвижное устройство, пакет телескопических колен
. Механизм стрелы приводит в рабочее положение силовая группа (коробка отбора мощности, гидронасос, масляный бак, фильтр, аварийный привод, трубопроводы и гидроаппаратура управления). Подъем, поворот и выдвигание колен автолестницы производят с основного пульта.

При полностью собранном комплекте колен, автолестница может выполнять функции автокрана. Штатную проушину используют для крепления стропов. Масса груза пропорциональна значению вертикального угла, образованного осью вращения установки и стрелы. Предельную рабочую нагрузку определяет угол подъема стрелы.

Дополнительно АЛ оборудуют лифтами, стационарными или быстросъемными люльками. Лифты скользят по направляющим выдвижной стрелы неподвижной автолестницы.

Дополнительный пульт управления располагают на рабочем месте оператора, в люльке. Наличие высотного манипулятора исключает одновременное использование основного пульта. Современные модели пожарных автолестниц комплектуют эластичным спасательным рукавом, для экстренной эвакуации людей с высоты.

Основное электрооборудование пожарной автолестницы — штатная бортовая сеть базового шасси автомобиля, которая является источником постоянного тока для вспомогательного электрооборудования установки. Сеть световой и звуковой сигнализации, переговорные устройства, систему освещения, блокировку, индикатор крена, блок управления горизонтированием, аварийный привод комплекта колен и аутриггеров в транспортное положение подключают по однопроводной схеме.

Две резервные аккумуляторные батареи, с номинальным напряжением 12 Вольт, используют в качестве дополнительного источника питания электрооборудования. В случае отказа бортовой сети, аварийный привод позволяет перевести автолестницу в положение для транспортировки.

В комплект автолестницы входит пожарно-техническое вооружение, закрепленное за пожарным автомобилем, запасные части, инструменты и материалы. Оборудование транспортируют к месту пожара в специальных, водо- и пыленепроницаемых, отсеках на платформе автолестницы.

Маркировку располагают в доступном для обозрения месте АЛ. На табличке указывают страну и товарную марку производителя, тип АЛ, заводской №, дату производства и соответствие сертификату.

АЛ-30

Лестница сформирована из четырех однотипных звеньев, каждое из которых состоит из 2-х, жестко соединенных ступенями и распорками, ферм. Вспомогательное звено монтируют на вершине первого колена, и выдвигают вручную. Дополнительное колено нельзя использовать в качестве опоры.

Материал изготовления пролетов лестницы — высокопрочная низколегированная сталь. Тетивы выполнены из облегченного проката специального профиля. Узлы, которые воспринимают основную нагрузку, усиливают парным исполнением.

Пожарная автолестница АЛ-30 на базе КамАЗ-43502

Соединение колен телескопическое. Звенья перемещаются относительно друг друга при помощи гидрополиспастов, системы опорных и направляющих роликов, шайб и упоров. Звенья автолестницы складываются под действием силы собственного веса. Угломер-отвес, установленный на второй ступеньке нижнего колена, показывает угол наклона автолестницы.

Технические характеристики АЛ-30:

  • полная длина вылета стрелы, с учетом линейного размера дополнительного колена — 30 метров;
  • угол подъема по вертикали — от -7° до +73°
  • масса груза, при использовании АЛ-30 в качестве крана — 1 тонна;
  • угол поворота автолестницы вокруг своей оси — 360°;
  • максимальная длина вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению — 16 м;
  • тип привода лестницы — гидравлическая трансмиссия;
  • тип базового шасси ЗИЛ-131, КамАЗ-43114, Урал-4320, TATRA-Т815, МАЗ-53373;
  • рабочий расход огнетушащего состава штатного лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав экипажа — 3 человека (водитель в том числе).

Лафетный ствол (гребенку) устанавливают по верхнему краю первого колена. Рукав прокладывают по средней линии ступеней и крепят к поверхности рукавными задержками. При работе со штатным огнетушащим оборудованием, лестницу выдвигают на 2/3 общей длины, угол наклона стрелы составляет 55÷60°.

АЛ-50

Пожарная автолестница АЛ-50 транспортирует боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и вспомогательное оборудование к месту пожара. Подъемно-поворотный механизм АЛ-50 используют для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ на высоте до 50 метров.

Привод подъемного устройства автолестницы АЛ-50 комбинированный. Управление силовой группы облегчают электрогидравлические блоки.

Технические характеристики АЛ-50:

  • полная высота стрелы — 50 метров;
  • масса рабочей нагрузки на вершину лестницы — 300 кг при вылете 16 м и 100 кг — 20 м;
  • при использовании АЛ-50 в качестве крана масса груза 2 тонны;
  • угол наклона стрелы, при производстве пожарных и спасательных работ от — 4° до + 75°;
  • поворот автолестницы вокруг своей оси 360°;
  • максимальное значение длины вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению 16 м;
  • тип привода лестницы — комбинированный (электрогидравлические блоки управления);
  • тип базового шасси КамАЗ-53229 (с низкой кабиной и колесной формулой 6х4), Volvo FL 626;
  • расход лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав боевого расчета — 3 человека (водитель, в том числе).

Это заготовка статьи — вы можете приложить и свои усилия, что бы она обрела окончательную форму!

АЛ-30(131)Л21

Специальный пожарный автомобиль M-класса , пожарная автолестница

Модель: АЛ-30(131)Л21

Показатели назначения

Показатели надежности

Показатели экономного использования топлива

Эргономические показатели

Показатели транспортабельности

Общие сведения

Автолестница АЛ-30(131)Л21 предназначена для подъёма личного состава и пожарно-технического вооружения на этажи здания, для спасения и эвакуации людей, тушения пожаров с применением пожарных водяных стволов и пенных генераторов , а также выполнения специальных работ в области применения с 3 по 9 этажи жилых зданий. При сдвинутых коленах лестница может использоваться в качестве подъёмного крана.

Тактические возможности

Информация взята в «Справочник руководителя тушения пожара», В.П. Иванников, П.П. Клюс.

Конструктивные особенности

По конструкции шасси АЛ-30(131)Л21
однотипна с базовым автомобилем и представляет собой трёхосный переднемоторный полноприводный автомобиль с управляемыми колёсами передней оси и сближенными задними осями. Несущая система — лонжеронная рама лестничного типа. Двигатель — четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, восьмицилиндровый, V-образный, модели ЗиЛ-131, номинальной мощностью 110 кВт при 3200 об. коленчатого вала в минуту. Воздушный фильтр двигателя — пеномасляный, трёхступенчатый. Трансмиссия — механическая, проходного типа, с сухим однодисковым сцеплением, коробкой передач схемы 5 + 1, двухступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивающей автоматическое подключение переднего моста при включении пониженной передачи и автоматическое его отключение при переходе на прямую передачу (при движении на прямой передаче в раздаточной коробке возможно принудительное включение переднего моста). ШРУСы переднего моста — шарикового типа.

Подвеска колёс передней оси — зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с телескопическими гидроамортизаторами двустороннего действия. Подвеска колёс задних осей — рессорно-балансирная.

Рулевой механизм — винт, шариковая гайка, зубчатый сектор, с гидравлическим усилителем. Рабочая тормозная система — с пневматическим приводом и колодочными барабанными тормозными механизмами на всех колёсах. Стояночная тормозная система — с механическим приводом и барабанным трансмиссионным тормозным механизмом.

Кабина цельнометаллическая, трёхместная. Оперение цельнометаллическое, с капотом аллигаторного типа.

При переводе автолестницы из транспортного в рабочее положение автомобиль вывешивается на выдвижных боковых упорах.

С того момента, как высота домов стала превышать три этажа, а в пожарной охране появились автомобили, началась история такой спасательной техники, как пожарные автолестницы.

На сегодняшний день это просто жизненно необходимая техника при проведении спасательных операций и тушении пожаров на верхних этажах зданий.

Пожарная автолестница

Пожарная автолестница

Общие сведения

Что такое пожарная автолестница

Пожарной автолестницей называется определенный тип пожарно-спасательной техники, который представляет собой раздвижную поворотную лестницу с подъемным гидравлическим приводом. Такие лестницы базируются на шасси грузовых серийных автомобилей.

Предназначение и условия эксплуатации

Автолестницы применяется в первую очередь при тушении пожаров, а также при всевозможных аварийно-восстановительных, спасательных работах. Они предназначены для обеспечения доступа команды спасателей. Также с их помощью осуществляется доставка необходимого вооружения и технического оборудования на необходимую высоту.

Зачастую при помощи автолестниц осуществляется эвакуации пострадавших с верхних этажей здания и материальных ценностей при помощи спасательного рукава.

Эксплуатировать эту технику можно в условиях разного климата при температуре от -35 до +35 градусов по Цельсию. А при соблюдении определенных правил, такие лестницы могут применяться и при более низких температурах.

Типы пожарных автолестниц

Автолестницы пожарные классифицируют по:

  • Числу колен;
  • Длине;
  • Типу привода.

Автолестница АЛ-50

Автолестница АЛ-50

Существует три типа длины колен:

  • Легкий – если длина составляет до 20 метров;
  • Средний – если длина более 20 метров, но менее 30 метров;
  • Тяжелый – если длина превышает 30 метров.

По количеству колен лестницы делятся на:

  • Трехколенные;
  • Четырехколенные;
  • Шестиколенные.

При увеличении длины лестницы, увеличивается и количество колен, что является сложным инженерным заданием. Это связано с тем, что при увеличении массы лестницы возникает возможность опрокидывания, а также появляются моменты напряжения в деталях, вибрация и прогибы.

На фото – автолестница в работе

На фото – автолестница в работе

Что касается типов приводов, то автолестницы бывают с гидравлической, механической и комбинированной трансмиссией. Наибольшее распространение получили устройства с гидравлической трансмиссией, так как они удобные в эксплуатации и при этом очень надежные.

Маркировка пожарных автолестниц осуществляется буквами и цифрами, к примеру,пожарная автолестница АЛ 50(131)Л21 расшифровывается следующим образом:

  • А-автомобиль;
  • Л-лестница;
  • Цифрой после букв обозначается полная длина лестницы, которая исчисляется в метрах;
  • В скобках обозначена марка шасси;
  • За скобками пишется номера модели, которую изготавливает завод-производитель.

Обратите внимание!
«Л» после скобок означает, что к вершине лестницы прикреплена люлька.

Таким образом, мы имеем автолестницу длиной 50 м, расположенную на базе автомобиля ЗИЛ131, модели Л21.

Устройство автолестницы

Основные узлы

Примерам для рассмотрения устройства механизма послужит пожарная автолестница АЛ 30, так как в нашей стране это наиболее распространенная пожарная техника.

Машина включает в себя следующие узлы:

  • базовое шасси с передней опорной рамой и платформой;
  • Комплект коленьев;
  • Подъемно-поворотное устройство;
  • Опорное устройство;
  • Башня гидромеханизмов;
  • Трансмиссия на гидронасос;
  • Автоматические блокирующие устройства;
  • Пульт управления;
  • Переговорное устройство и дополнительное электрооборудование.

Шасси автомобиля с платформой, кабиной и передней опорной рамой является основой для монтажа других всех узлов автолестницы. Основным силовым агрегатом для привода гидронасоса служит двигатель шасси.

Эскиз выдвижения колен автолестницы

Эскиз выдвижения колен автолестницы

Платформа автолестницы

Платформа автолестницы представляет собой металлическую, коробчатую конструкцию, сваренную из металлических уголков и сплошной стальной обшивки. Металлический каркас при помощи болтов закрепляется на лонжеронах рамы.

Платформа состоит из четырех частей:

  • Передней;
  • Задней;
  • Двух боковых платформ с крыльями.

С задней стороны под платформой расположен закрытый ящик, который позволяет размещать в нем противопожарные принадлежности и съемное оборудование. Доступ к бензобаку и аккумуляторам осуществляется при помощи специальных дверок. По бокам платформа имеет ступени.

Передняя опорная рама

За кабиной водителя, с передней части платформы расположена передняя опорная рама. Нижней своей частью она крепится лонжеронам автомобиля, а верхней — к платформе автолестницы. Эта рама служит порой для передней части коленьев в походном положении.

Разложенная автолестница с люлькой на конце

Разложенная автолестница с люлькой на конце

В верхней части рамы имеются направляющие, которые фиксируют комплект коленьев в поперечном направлении. От вертикального перемещения коленья удерживают пружинные защелки, которые установлены на направляющих.

Произвольное выдвижение коленьев при движении техники предотвращает запорный крюк. При подъеме лестницы с рамы крюк опускается под действием собственного веса и при этом освобождает колено.

Комплект коленьев

Данный узел включает в себя четыре колена, соединенных межу собой телескопическим способом. Выполняются они из стали низколегированной марки — 10ХСНД.

Этот материал обладает следующими свойствами:

  • Высокая прочность;
  • Пластичность;
  • Коррозионная стойкость и свариваемость.

Таким образом, каждое колено является легкой стальной конструкцией, которая состоит из двух ферм, жестко скрепленных между собой распорками и ступенями.

Эскиз колена автолестницы

Эскиз колена автолестницы

Комплект коленьев автолестницы состоит из следующих элементов:

  • Тетива лестницы;
  • Ступень;
  • Опорный ролик;
  • Стойка;
  • Верхний пояс;
  • Направляющий ролик.

Тетива выполняется из специального профиля, который обеспечивает хорошую жесткость и при этом имеет незначительную массу.Ступени выполняются из труб прямоугольного сечения, а стойки, верхний пояс и раскосы — из труб круглого сечения.

Устройство всех колен одинаковое, отличаются они друг от друга только массой и размерами. Толщина тетивы первого колена составляет 2 мм, а четвертого — 3,2 мм.Расстояние между ступенями составляет 300 мм.

Чтобы по лестнице было удобней передвигаться, наружные поверхности ступенек лестницы в средней части покрыты резиновыми рифлеными накладками, которые закреплены металлическими хомутикам. Нумеровать коленья принято сверху вниз, т.е. первым считается верхнее колено.

Несущим является нижнее, последнее колено. Оно опирается на направляющие дуги подъемной рамы роликами заднего и переднего опорных узлов и закрепляется шкворнем. В задней части несущее колено и подъемная рама соединены между собой гидроцилиндром бокового выравнивания.

Перемещение колен относительно друг друга осуществляется при помощи текстолитовых роликов и опорных направляющих. Передние и задние ролики парные, так как они воспринимают основную нагрузку.

Эскиз задней части пожарной автолестницы

Эскиз задней части пожарной автолестницы

Нижнее колено оборудовано угломером-отвесом, который позволяет измерять угол наклона лестницы, допускаемую длину выдвигания конструкции при определенном угле и нагрузку на вершину лестницы. Выдвижение колен осуществляется при помощи стальных канатов.

При наматывании стального троса на барабан лебедки, второе третье и первое колено выдвигаются одновременно. Все коленья, при этом, движутся с одинаковой скоростью относительно друг друга.

Фиксация коленьев осуществляется при помощи автоматических замыкателей, которые устанавливаются на одном уровне. При транспортировке, комплект коленьев располагается вдоль шасси над кабиной.

Кроме однотипных основных четырех коленьев,на вершине первого колена монтируется одно дополнительное облегченное колено. Оно выдвигается своими руками на длину до 2,5м. Эту дополнительную секцию используют в исключительных случаях. Такое колено не может служить опорой, поэтому лестница должна опираться на вершину первого колена.

Опорное устройство

Данный узел предназначен для обеспечения устойчивости автолестницы в процессе эксплуатации.

Он включает в себя:

  • Опорную раму;
  • Четыре выдвижные опоры;
  • Механизм управления золотников,которые расположены на платформе и блокировки рессор.

Опорная система приведена в рабочее положение

Опорная система приведена в рабочее положение

Опорная рама является металлической сварной конструкцией. Она монтируется на лонжеронах автомобиля в задней части.

Рама состоит из:

  • Двух боковых щек;
  • Двух поперечин;
  • Опорного кольца, на которое установлен поворотный круг подъемно-поворотного устройства.

Приведение боковых щек в рабочее или походное положение выполняется при помощи гидроцилиндров. Механизм блокировки задних рессор позволяет увеличить жесткость несущей базы и тем самым повысить устойчивость автолестницы в процессе эксплуатации.

Обратите внимание!
Прежде чем начинать движение комплекта коленьев, необходимо привести опорную систему в рабочее положение.

Гидромеханизмы

Работу систем башни гидромеханизмов обеспечивает гидросистема. Рабочее давление в ней составляет 10 МПа. В качестве гидравлической жидкости летом используется масло МГ. Зимой систему заполняют веретенным маслом АУ.

Автолестница в рабочем положении

Автолестница в рабочем положении

Рабочую жидкость к агрегатам подает насос гидромотораксиально-поршневого типа. Бак гидросистемы обеспечивает компенсацию потерь, а также с его помощью осуществляется охлаждение рабочей жидкости, выпуск воздуха и паров, отстой и пр.

Гидросистема обеспечивает следующие движения:

  • Подъем;
  • Выдвигание;
  • Поворот влево или вправо;
  • Маневр одновременно в трех направлениях.

Механизм сдвигания выдвигания коленьев лестницы содержит червячный редуктор барабан и аксиально-поршневой гидромотор.

Обратите внимание!
На случай выхода из строя основного насоса, на раме закреплен ручной насос, что обеспечивает надежность лестницы.

Это основные узлы, которые приводят лестницу в действие.

Пульт автолестницы

Пульт автолестницы

Правила эксплуатации

Инструкция по эксплуатации пожарной автолестницы состоит из следующих пунктов:

  • Для обеспечения работоспособности пожарной автолестницы, она должна храниться в отапливаемом гараже, при температуре не иже 5 градусов по Цельсию.Машина при этом должна всегда быть в полной боевой готовности: укомплектована принадлежностями и оборудованием, заправлена ГСМ и т.д.
  • После каждого учения или выезда на пожар конструкция должна быть очищена, протерта, после чего смазана в соответствии с картой смазки. Особое внимание необходимо уделять исправности замыкателей.
  • В случае обнаружении на тросах обрыва более одной проволоки на участке в 100 мм,их необходимо заменить.
  • Подъезд автолестницы к объекту следует выполнять из расчета удобства установки и работы автолестницы. Чем выше необходимо поднять лестницу, тем она ближе должна располагаться к обслуживаемому объекту.
  • Не допускается работа на лестнице, если ее платформа имеет угол наклона к горизонту более чем на 6 градусов. При этом необходимо следить, чтобы задние колеса автомобиля не оказались на крышке шахт, пожарных колодцев, траншеях или на мягкой почве.
  • Перед подготовкой к работе необходимо затянуть ручной тормоз автомобиля и опустить опорные щеки. Управление лестницей осуществляется при помощи рукояток и маховичков на пульте.
  • Первым маневром лестницы является ее подъем, так как в транспортном положении все остальные движения заблокированы.
  • Самым ответственным движением конструкции является выдвижение коленьев до необходимой высоты. Подход вершины первого колена к границе поля движения необходимо выполнять на малой скорости. После того, как вершина лестницы достигнет предельной высоты, коленья необходимо поставить на замыкатели, а двигатель заглушить.
  • При выдвижении и уборке лестницы нужно следить, чтобы она не коснулась электрических или радиотрансляционных линий.
  • Спуск и подъем пожарных по прислоненной автолестнице запрещен с интервалом менее чем 3м.

Пожарная автолестница в процессе эксплуатации

Пожарная автолестница в процессе эксплуатации

Совет! Подъем лестницы вначале необходимо осуществлять на малой скорости, затем, достигнув угла в 30—40 градусов, следует перевести ее на большую скорость.

Видео в этой статье позволит наглядно посмотреть на работу пожарной автолестницы.

Вывод

Автолестницы являются абсолютно незаменимым видом техники для обеспечения безопасности жителей городов.Они позволяют не только своевременно добраться до места проведения пожарно-спасательных операций, но и спасти жизни людей.

Иногда пожарная авто лестница является единственным путем эвакуации. Учитывая такую ответственность и сложность конструкции, эксплуатироваться она должна строго в соответствии с установленными правилами.

Как и любой другой вид спецтехники, автолестницы стоят очень дорого, цена на них может достигать несколько миллионов рублей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Денежная реформа в 1921 была проведена под руководством
  • Амоксиклав состав таблетки 500 мг инструкция
  • Руководства необходим какой то определенный
  • Что с руководством тнс энерго
  • Экономические методы централизованного руководства