Ал 30 43502 пм 506э руководство по эксплуатации

Популярные модели пожарных автолестниц и их характеристики

Пожарной автолестницей называют пожарный автомобиль, на базовом шасси которого установлена несущая рама с исполнительным механизмом подъемника. Существующие модификации пожарных автолестниц имеют от трех до шести выдвижных пролетов с высотой подъема стрелы — 11 ÷ 62 метра.

Пожарные автолестницы служат для подъема боевого расчета на высоту, эвакуации людей, доставки в зону горения огнетушащих веществ и пожарного оборудования. Стационарный выдвижной подъемно-спускной механизм применяют при разборке конструкций, мониторинге ситуации. Добавочное колено лестницы, в ночное время суток, используют для крепления осветительных прожекторов.

Общие элементы конструкций

Платформу основания, с подъемно-поворотной конструкцией и опорной стойкой для пакета колен, монтируют на базовое шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ, Урал или «Татра». Колесная формула (6х6 или 6х4) и дизельный двигатель гарантируют высокую проходимость специализированного автотранспорта.

Автолестница Приëмка и работа на АЛ — 50.

Выносные опоры — механические или гидравлические аутриггеры, служат для фиксации и равномерного распределения нагрузки АЛ при производстве пожарных и спасательных работ. Манипуляции с выдвижными опорами производят с пульта на задней панели платформы шасси.

Действия пожарных-спасателей в границах рабочей зоны автолестницы обеспечивает механизированное, поворотно-выдвижное устройство, пакет телескопических колен. Механизм стрелы приводит в рабочее положение силовая группа (коробка отбора мощности, гидронасос, масляный бак, фильтр, аварийный привод, трубопроводы и гидроаппаратура управления). Подъем, поворот и выдвигание колен автолестницы производят с основного пульта.

При полностью собранном комплекте колен, автолестница может выполнять функции автокрана. Штатную проушину используют для крепления стропов. Масса груза пропорциональна значению вертикального угла, образованного осью вращения установки и стрелы. Предельную рабочую нагрузку определяет угол подъема стрелы.

Дополнительно АЛ оборудуют лифтами, стационарными или быстросъемными люльками. Лифты скользят по направляющим выдвижной стрелы неподвижной автолестницы.

Дополнительный пульт управления располагают на рабочем месте оператора, в люльке. Наличие высотного манипулятора исключает одновременное использование основного пульта. Современные модели пожарных автолестниц комплектуют эластичным спасательным рукавом, для экстренной эвакуации людей с высоты.

Основное электрооборудование пожарной автолестницы — штатная бортовая сеть базового шасси автомобиля, которая является источником постоянного тока для вспомогательного электрооборудования установки. Сеть световой и звуковой сигнализации, переговорные устройства, систему освещения, блокировку, индикатор крена, блок управления горизонтированием, аварийный привод комплекта колен и аутриггеров в транспортное положение подключают по однопроводной схеме.

Две резервные аккумуляторные батареи, с номинальным напряжением 12 Вольт, используют в качестве дополнительного источника питания электрооборудования. В случае отказа бортовой сети, аварийный привод позволяет перевести автолестницу в положение для транспортировки.

В комплект автолестницы входит пожарно-техническое вооружение, закрепленное за пожарным автомобилем, запасные части, инструменты и материалы. Оборудование транспортируют к месту пожара в специальных, водо- и пыленепроницаемых, отсеках на платформе автолестницы.

Маркировку располагают в доступном для обозрения месте АЛ. На табличке указывают страну и товарную марку производителя, тип АЛ, заводской №, дату производства и соответствие сертификату.

Лестница сформирована из четырех однотипных звеньев, каждое из которых состоит из 2-х, жестко соединенных ступенями и распорками, ферм. Вспомогательное звено монтируют на вершине первого колена, и выдвигают вручную. Дополнительное колено нельзя использовать в качестве опоры.

Материал изготовления пролетов лестницы — высокопрочная низколегированная сталь. Тетивы выполнены из облегченного проката специального профиля. Узлы, которые воспринимают основную нагрузку, усиливают парным исполнением.

Пожарная автолестница АЛ-30 на базе КАМАЗ-43502

Соединение колен телескопическое. Звенья перемещаются относительно друг друга при помощи гидрополиспастов, системы опорных и направляющих роликов, шайб и упоров. Звенья автолестницы складываются под действием силы собственного веса. Угломер-отвес, установленный на второй ступеньке нижнего колена, показывает угол наклона автолестницы.

Технические характеристики АЛ-30:

  • полная длина вылета стрелы, с учетом линейного размера дополнительного колена — 30 метров;
  • угол подъема по вертикали — от -7° до +73°
  • масса груза, при использовании АЛ-30 в качестве крана — 1 тонна;
  • угол поворота автолестницы вокруг своей оси — 360°;
  • максимальная длина вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению — 16 м;
  • тип привода лестницы — гидравлическая трансмиссия;
  • тип базового шасси ЗИЛ-131, КАМАЗ-43114, Урал-4320, TATRA-Т815, МАЗ-53373;
  • рабочий расход огнетушащего состава штатного лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав экипажа — 3 человека (водитель в том числе).

Лафетный ствол (гребенку) устанавливают по верхнему краю первого колена. Рукав прокладывают по средней линии ступеней и крепят к поверхности рукавными задержками. При работе со штатным огнетушащим оборудованием, лестницу выдвигают на 2/3 общей длины, угол наклона стрелы составляет 55÷60°.

Пожарная автолестница АЛ-50 транспортирует боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и вспомогательное оборудование к месту пожара. Подъемно-поворотный механизм АЛ-50 используют для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ на высоте до 50 метров.

Привод подъемного устройства автолестницы АЛ-50 комбинированный. Управление силовой группы облегчают электрогидравлические блоки.

Технические характеристики АЛ-50:

  • полная высота стрелы — 50 метров;
  • масса рабочей нагрузки на вершину лестницы — 300 кг при вылете 16 м и 100 кг — 20 м;
  • при использовании АЛ-50 в качестве крана масса груза 2 тонны;
  • угол наклона стрелы, при производстве пожарных и спасательных работ от — 4° до + 75°;
  • поворот автолестницы вокруг своей оси 360°;
  • максимальное значение длины вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению 16 м;
  • тип привода лестницы — комбинированный (электрогидравлические блоки управления);
  • тип базового шасси КАМАЗ-53229 (с низкой кабиной и колесной формулой 6х4), Volvo FL 626;
  • расход лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав боевого расчета — 3 человека (водитель, в том числе).

Дополнительные элементы комплектации подъемного устройства АЛ-50 — лифт, люлька и эластичный спасательный рукав. На верхнем колене автолестницы установлен съемный лафетный ствол, с дистанционным электроприводом.

Осмотр и техническое обслуживание, по месту эксплуатации пожарных автолестниц, проводится регулярно. Исправное пожарно-спасательное вооружение и техника должны находиться в состоянии боевой готовности.

Источник

Автомобильные пожарные лестницы АЛ-30 (4320) мод. 1-КЗ, АЛ-30(43502) мод.1-КЗ и АЛ-30(43118) мод. 1-КЗ предназначены для:

  • доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования;
  • подъема боевого расчета и пожарного оборудования на высоту до 30 м
  • для проведения пожаротушения, спасательных и других видов работ;
  • эвакуации людей с высоты до 30 м;
  • тушения пожара водой или воздушно-механической пеной;
  • подъема грузов в качестве крана(при полностью сдвинутой лестнице).

Вид климатического исполнения автолестниц У1 ГОСТ 15150 для работ в районах с температурой окружающего воздуха от минус 40° С до плюс 40°С и скорости ветра на высоте 30 м не более 10 м/с , и более 10 м/с при использовании растяжных веревок. Размещение в период ожидания по ГОСТ 12.4.009 (помещения с температурой воздуха не ниже плюс 10°С)

Автолестница пожарная АЛ -30 изготавливается по ТУ 4854-012-47108169-2003

Источник

Памятка водителю-оператору пожарной автолестницы АЛ-30(131)ПМ-506Д. Часть 1

Каменцев А.Я., Преснов А.И. Памятка водителю-оператору пожарной автолестницы АЛ-30(131)ПМ-506Д: СПб. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 55 с.

Изложены основные сведения по безопасной эксплуатации автолестницы. Приведены практические рекомендации по выявлению наиболее вероятных отказов и неисправностей при работе автолестницы по прямому назначению и выполнению отдельных операций при её техническом обслуживании.

Рекомендуется в дополнение к техническому описанию и инструкции по эксплуатации АЛ-30(131)ПМ-506Д, как справочный материал, для лиц эксплуатирующих автолестницу и осуществляющих контроль за её эксплуатацией.

Памятка не является учебным пособием при первоначальном обучении, а служит для водителей-операторов АЛ-30(131)ПМ-506Д допущенных к самостоятельной работе.

Авторы надеются, что памятка станет полезной водителям-операторам не имеющим опыта эксплуатации АЛ-30(131)ПМ-506Д.

Санкт-Петербург

На современном этапе отечественной промышленностью освоен выпуск множества моделей высотной спасательной техники (пожарные автолестницы и автоподъемники). Безусловным лидером в выпуске данной технике в нашей стране является ОАО «Пожтехника». Оно выпускает пожарные автолестницы и автоподъемники высотой подъёма до 60 метров на различных шасси: ЗиЛ, КАМАЗ, МАЗ, МЗКТ, ТАТРА и др.

Сегодня самыми востребованными пожарной охраной России являются 30-метровые автолестницы, которые выпускаются в течении длительного времени и остаются основной спасательной единицей.

Одним из направлений рационального подхода к созданию современных пожарных автомобилей является модернизация путём капитального (восстановительного) ремонта или реконструкции пожарных автомобилей находящихся в эксплуатации. В конце двадцатого века основной выпуск отечественных пожарных автолестниц осуществлялся на шасси автомобиля ЗиЛ-131. В связи с этим модернизация пожарных автолестниц в большей мере производится на данных шасси и, как правило, осуществляется путём переоборудования (превращения) АЛ-30(131)ПМ-506 в АЛ-30(131)ПМ-506Д.

Таким образом, в настоящее время АЛ-30(131)ПМ-506Д является самой распространённой моделью отечественных пожарных автолестниц. И действительно, среди семейства отечественных 30-метровых пожарных автолестниц, АЛ-30(131)ПМ-506Д достаточна компактна, маневренна, надёжна в эксплуатации, проста в управлении, сравнительно не дорога, как по стоимости, так и в эксплуатации и отвечающая требованиям современных отечественных стандартов.

Авторы имеют значительный опыт эксплуатации АЛ-30(131)ПМ-506Д и педагогический в подготовке водителей-операторов пожарных автолестниц. Практика показывает, что зачастую водители-операторы, не имеющие достаточного опыта эксплуатации пожарной автолестницы и слабые базовые знания в электротехнике нуждаются в пояснении (подсказке), которое зачастую не даёт заводская инструкция по эксплуатации. Кроме того, имеются некоторые разногласия нормативно-правовых документов МЧС и заводских инструкций. Так, например, приказ МЧС России от 31.12.2002г. № 630 запрещает работать на автолестнице при скорости ветра более 10 м/с; в тоже время инструкция по эксплуатации АЛ-30(131)ПМ-506Д разрешает работу при скорости ветра более 10 м/с, с использованием растяжных канатов, но без каких-либо ограничений по скорости ветра.

В работе авторы сделали попытку создать общий алгоритм действий при работе на автолестнице, отразить назначение основных элементов обеспечивающих безопасную работу автолестницы, уточнить (более полно раскрыть) отдельные операции её технического обслуживания.

Памятка не заменяет техническое описание и инструкцию по эксплуатации автолестницы, а служит подсказкой водителю-оператору АЛ-30(131)ПМ-506Д при эксплуатации автолестницы.

1. ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АВТОЛЕСТНИЦЫ

В соответствии с Гост 12.2.047-86 «Пожарная техника. Термины и определения» пожарная автолестница – пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

Все пожарные автолестницы (АЛ) характеризуются следующими основными определениями: высотой подъёма, вылетом, длиной и рабочим полем.

Высота подъёма (Н) – расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступеньки лестницы.

Вылет (В) – расстояние по горизонтали от оси вращения подъёмно-поворотного основания до верхней ступени лестницы.

Длина лестницы (стрелы) (L) – расстояние от нижней до верхней ступеньки лестницы.

Рабочее поле АЛ – зона, очерченная вершиной стрелы при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъёмности.

Рабочее поле АЛ-30(131)ПМ-506Д представлено на рис. 1.1, а на рис. 1.2 номограмма зависимости её допустимой длины в условиях повышенных ветровых нагрузок.

При максимальном вылете (В=16м) рабочая нагрузка на вершине не прислоненной лестницы ограничивается 160 кг.

Источник

Подъем или спуск с использованием специальных технических средств в безопасное место и защита их от опасных факторов пожара – основные способы спасания людей и имущества при пожарах. При проведении этих мероприятии используются немеханизированные и механизированные средства. К первым относятся стационарные и ручные пожарные лестницы, различные спасательные устройства (спасательные рукава, веревки и др.). Ко вторым относятся пожарные автолестницы (АЛ) и пожарные автоподъемники коленчатые (АКП).

Автомобильная лестница – это пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей. Первое упоминание о создании механических пожарных лестниц в России изобретателем П. Дальгреном относится к 1778 году.

Грузоподъемность шасси и размеры должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки, и было возможным устанавливать и маневрировать у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому автолестницы сооружают на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6х4 с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарных режимах.

На современном этапе промышленностью освоен выпуск множества моделей высотной спасательной техники (пожарные автолестницы и автоподъемники).

Наиболее востребованными пожарной охраной России являются 30-метровые автолестницы, которые выпускаются в течении длительного времени и остаются основной спасательной единицей.

Одним из направлений рационального подхода к созданию современных пожарных автомобилей является модернизация путём капитального (восстановительного) ремонта или реконструкции пожарных автомобилей находящихся в эксплуатации. В конце двадцатого века основной выпуск отечественных пожарных автолестниц осуществлялся на шасси автомобиля ЗиЛ-131. В связи с этим модернизация пожарных автолестниц в большей мере производится на данных шасси и, как правило, осуществляется путём переоборудования (превращения) АЛ-30 (131) ПМ-506 в АЛ-30 (131) ПМ-506Д.

Таким образом, в настоящее время АЛ-30 (131) ПМ-506Д является одной из самых распространённых моделей отечественных пожарных автолестниц. И действительно, среди семейства отечественных 30-метровых пожарных автолестниц, АЛ-30 (131) ПМ-506Д достаточно компактна, маневренна, надёжна в эксплуатации, проста в управлении, сравнительно не дорога, как по стоимости, так и в эксплуатации и отвечающая требованиям современных отечественных стандартов.

АЛ-30(131)ПМ506Д (вид спереди)

АЛ-30 (131) ПМ506Д (вид спереди)

Вместе с тем, в настоящее время АЛ-30 (131) ПМ-506Д постепенно вытесняется более современными моделями пожарных автолестниц. Связано это в первую очередь со снижением объемов производства грузовых автомобилей ЗИЛ-131 (а т.ж. «Амур») и внедрением новых шасси.

Разработка и производство

АЛ-30 (131) ПМ-506Д является модернизацией АЛ-30 (131) ПМ-506В. Модель же АЛ-30 (131) ПМ-506В, в свою очередь, является последовательной модернизацией более ранней, первой серийной автолестницы производства СССР – АЛ-30 (131) Л21.

Модернизация проведена с целью повышения технических показателей автолестницы.

Модель АЛ-30 (131) ПМ-506В отличается от АЛ-30 (131) Л21 немного увеличенной высотой подъёма – каждому из колен автолестницы добавили 30 см.

Модель АЛ-30 (131) ПМ-506Д отличается от АЛ-30 (131) ПМ-506В основательно переработанной поворотной частью. Заменена гидравлика и органы управления.

Автолестница модели ПМ-506 разработана на Торжокском заводе противопожарного оборудования для замены автолестницы модели Л21. Серийное производство организовано в 1984 году.

Назначение

Автолестница пожарная АЛ-30 (131) ПМ-506Д на шасси автомобиля ЗиЛ-131 относиться к специальным пожарным автомобилям и предназначена для:

  • доставки к месту проведения спасательных, противопожарных работ боевого расчёта, необходимого пожарно-технического вооружения и оборудования;
  • подъёма боевого расчёта, пожарно-технического вооружения и оборудования на высоту до 30 метров;
  • эвакуации людей из зданий повышенной этажности;
  • обеспечения возможности эффективного проведения спасательных работ и тушения очагов пожара на высоте;
  • подачи огнетушащих веществ с вершины автолестницы на очаг пожара;
  • использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен;
  • использования в качестве наблюдательного пункта при штабе пожаротушения;
  • закрепления прожекторов и освещения места пожара;
  • экстренной эвакуации людей с высоты до 20 метров (оснащена пневматическим прыжковым спасательным устройством (ППСУ-20)).

Конструкция

Автолестница состоит из следующих основных частей:

  • шасси;
  • силовой группы;
  • опорного основания;
  • подъемно-поворотного основания;
  • гидромеханизмов;
  • комплекта колен;
  • пульт управления и блокировки;
  • электрооборудования и др.

Перечисленные устройства и механизмы обеспечивают:

  1. устойчивость при работе;
  2. выравнивание комплекта колен;
  3. подъем-опускание комплекта колен;
  4. выдвигание-сдвигание колен;
  5. поворот лестницы вокруг вертикальной оси.

АЛ-30(131)ПМ506Д (вид сзади)

АЛ-30 (131) ПМ506Д (вид сзади)

Все узлы и механизмы автолестницы смонтированы на шасси ЗИЛ-131. Опорное основание, состоящее из четырех опор и рамы, закреплено на раме шасси. К раме опорного основания крепится подъемно-поворотное основание с четырьмя коленами, соединенными телескопически.

Принцип работы автолестницы заключается в подаче ее вершины в необходимую точку пространства в пределах поля движения с использованием подъема, выдвигания и поворота лестницы.

На шасси автомобиля установлено опорное основание, состоящее из рамы, 4 выдвижных опор и механизма выключения рессор. Опорная рама состоит из 2 боковых листов, которые заклёпками крепятся к лонжеронам автомобиля.

Боковые листы соединены между собой поперечинами, к которым приварено поворотное кольцо. На поворотном кольце установлена подъёмно-поворотная рама, которая служит для размещения на ней комплекта колен лестницы и обеспечивает поворот на 360°, подъём и опускание колен. Подъёмная рама имеет сварную конструкцию, состоит из 2 боковых опор, поперечин, передних и задних опорных дуг для выравнивания комплекта колен. Комплект колен крепится к подъёмной раме шкворнем. Лестница состоит из 4 колен, соединённых между собой телескопически.

При увеличении длины лестницы колена перемещаются на роликах. Колена лестницы выполнены в виде пространственной решётки и изготовлены из низколегированной стали 10 ХСНД. Выдвигание комплекта колен осуществляется с помощью системы стальных канатов и блоков. Подъём и опускание лёстницы осуществляется при помощи 2 гидроцилиндров. Фиксация штоков осуществляется при помощи гидрозамков и фрикционных захватов.

Приводы лебёдки выдвигания и поворота – от гидромоторов. Рабочая жидкость (масло) в гидросистему подаётся из бака гидронасосом. Гидронасос имеет привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. В случае отказа основного гидронасоса имеется аварийный с приводом от электродвигателя постоянного тока, который позволяет опустить лестницу в транспортное положение. Автолестница оснащена системой сигнализации и блокировок.

Тактико-технические характеристики

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси ЗиЛ-131Н
Тип шасси полноприводное
Колесная формула 6 × 6
Полная масса 10185 кг
Распределение полной массы по осям:
– передняя ось, не более 3060 кг
– на заднюю тележку, не более 7125 кг
Габаритные размеры в транспортном положении:
– длина 11000 мм
– ширина 2500 мм
– высота 3200 мм
Двигатель:
– тип карбюраторный
– мощность 150 л.с.
Число мест боевого расчёта 3 человека
Максимальная транспортная скорость 80 км/ч
Расход топлива при стационарной работе привод насоса, не более 10 кг/ч
Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта (при γ=0,8), не менее 1250 ч
Установленный ресурс до первого капитального ремонта, не менее 800 ч
Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъёма 75° не менее 30 метров (или на крышу 10-ти этажного здания)
Рабочий вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного основания с максимально рабочей нагрузкой на вершине 16 ± 0,5 м
Рабочая нагрузка на вершину не прислоненной автолестницы при максимальном вылете, не более 1,6 кН (160 кгс)
Рабочий диапазон подъёма лестницы в вертикальной плоскости от -4° до 75°
Угол поворота лестницы право или влево (при угле подъёма не менее 10°), не менее 360°
Минимальный угол подъёма, при котором колена могут сдвигаться под действием собственной массы 30°
Время манёвров лестницы скорости движения без нагрузки при:
– подъёме от 0° до 75° 25 ± 5 с
– опускании от 75° до 0° 25 ± 5 с
– выдвигании на полную длину при угле подъёма 75° 20 ± 5 с
– сдвигании (полном) при угле подъёма 75° 20 ± 5 с
– повороте на 360° вправо или влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 75° 45 ± 15 с
Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, не более 50 с
Грузоподъёмность лестницы при использовании автолестницы в качестве крана (при сдвинутой лестнице), не более 1000 кг
Рабочее давление в гидросистеме 16+1 МПа (160+10 кгс/см2)
Рабочая жидкость гидросистемы Всесезонное масло

ВМГЗ

ТУ38-101479-74

Масла МГ-30

ТУ38-10150-79

Заменители рабочей жидкости Масло веретённое

ОСТ 38.01412.-86

Масло И-30А

ГОСТ 20799-75

Интервал допустимых температур рабочих жидкостей при кратковременной работе:
– ВМГЗ от минус 40° до плюс 65°
– МГ-30 от минус 5° до плюс 75°
– И-30А от минус 5° до плюс 75°
– АУ от минус 20° до плюс 65°
Объём заправочных ёмкостей агрегатов автолестницы:
– редуктора привода выдвигания 1 л
– редуктора привода поворота 1 л
– бака гидросистемы 90 л
– всей гидросистемы 200 л
Средний срок службы до списания 11 лет

Рабочее поле АЛ-30(131)ПМ-506Д

Рабочее поле АЛ-30(131)ПМ-506Д

Допустимая длина АЛ-30(131)ПМ-506Д

Номограмма зависимости допустимой длины АЛ-30(131)ПМ-506Д от скорости ветра

Табель боевого расчета

Должность Действия номера пожарного расчета при пожаре
Старший инструктор – водитель Устанавливает автомобиль, отдает команду на спасение людей, следит за работой на лестнице.
Старший пожарный Работает по спасению людей, при сильном ветре работает с растяжкой.
Пожарный Работает по спасению людей, при сильном ветре работает с растяжкой.

Порядок и подготовка к работе

Подготовка к работе проводится во время ежедневного обслуживания (ЕТО).

Комплект колен должен полностью опираться на переднюю стойку, опоры должны быть подняты, задние рессоры разблокированы, автолестница полностью снаряжена и заправлена, все, без исключения, механизмы, арматура и приборы должны быть в исправном состоянии.

Подъезд автолестницы к обслуживаемому объекту должен быть выбран из расчета максимально возможного удобства установки автолестницы и ее работы.

Чем выше должна быть выдвинута лестница, тем ближе она должка быть установлена к объекту. Рекомендуется автолестницу устанавливать параллельно стене обслуживаемого здания, а после подъёма поворачивать к стене.

Если местные условия не допускают подъезд боковой стороной, можно установить машину и перпендикулярно, но не более 16 м от оси поворотного круга до стены.

Необходимо избегать установку автолестницы на закрытые ямы, колодцы и на мягкую почву. После установки автолестницы на выбранную площадку необходимо: затянуть ручной тормоз, (поставить рычаг включения раздаточной коробки в нейтральное положение, включить в коробке перемены передач четвертую или третью передачу, затем включить коробку отбора мощности. Повернуть на ящике управления переключатель в положение загрузки нижнего контура.

Выдвинуть опоры до упора в грунт, выдвигание начинать с передней левой опоры. Закрыть двери люков, обеспечивающих доступ к рукояткам управлении опорами. Перевести переключатель на ящике управления в положение загрузки верхнего контура.

 Дополнительно ознакомьтесь с полезным материалом: 

Памятка водителю-оператору пожарной автолестницы АЛ-30 (131) ПМ-506Д. Каменцев А.Я., Преснов А.И. -СПб: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2006

Меры безопасности (охрана труда)

Внимание!!! Запрещается эксплуатация автолестницы не прошедшей технического освидетельствования.

При эксплуатации автолестницы ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. допуск к управлению автолестницей лиц, не имеющих специального удостоверения;
  2. пребывание посторонних лиц на автолестнице во время ее работы;
  3. находиться под поднятыми коленами;
  4. производить подъем лестницы, пока люди не будут находиться не безопасном для них расстоянии;
  5. работать под линиями электропередач и ближе 30м от них;
  6. нахождение на лестнице и перемещение по ней, людей сверх нормы, указанной в п. 10.6.1. настоящей инструкции;
  7. работать при неисправной гидросистеме;
  8. работать на поверхности с уклоном более 60;
  9. работать с поднятыми опорами;
  10. работать, не убедившись в правильной установке тарелок на грунт и в надежной твердости грунта;
  11. работать при незаблокированных рессорах;
  12. оставлять без надзора с земли автолестницу с поднятыми коленами;
  13. работать без растяжных веревок при скорости ветра более 10 м/с;
  14. работать при обнаружении неисправностей гидразамков, элементов крепления, возникновений опасных колебаний колен и до устранения обнаруженных дефектов;
  15. работать в ночное время на неосвещенной площадке и без освещения обслуживаемого объекта;
  16. работать без колодок под задними колесами;
  17. работать при отказе системы блокировки поля движения;
  18. работать с отключенной автоматикой бокового выравнивания;
  19. проведение маневров лестницы при наличии на ней людей;
  20. регулировка предохранительного клапана при выполнений движений;
  21. работа при отсутствии питания в системе электрооборудования, так как в это время автоматика и блокировка не действует;
  22. выполнение операций при нагреве рабочей жидкости в системе свыше допустимой температуры;
  23. поднимать груз с оттяжкой его в сторону;
  24. поднимать груз примерзший, заваленный другими предметами и привинченный;
  25. работа ручным стволом с неопертой вершиной лестницы;
  26. смазывать беговые дорожки, по которым движутся задние ролики.

Поле движения – зона, находясь в которой вершина лестницы может быть натужена полностью на величину, указанную в технической характеристике.

Устойчивость автолестницы при работе зависит от опрокидывающею момента, действующего на лестницу, который не может превышать определенной расчетной величины. Поэтому вылет лестницы не может быть больше указанного на и ограничивается при работе автоматикой.

При выполнении выдвигания и опускания надо быть особенно внимательным, так как эти два движения ведут к увеличению вылета лестницы и опрокидывающего момента.

Действие автоматики, следящей за вылетом лестницы, необходимо контролировать по световым сигналам и по указателю длины выдвижения на пульте управления.

После окончания работы автолестницы коробка отбора мощности должна быть отключена. Передвижение автомобиля с включенной коробкой отбора мощности ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

При подготовке к работе, техническом обслуживании и ремонте необходимо соблюдать правила техники безопасности, принятые для автомобильного транспорта и грузоподъемных машин.

Для обеспечения безопасности необходимо один раз в месяц, но не реже чем через 50 часов работы автолестницы:

  • проверять толщину зуба червячного колеса редуктора выдвигания, которая в основании (на торце колеса) должна быть не менее 10 мм. При износе зуба до размера 10 мм эксплуатация автолестницы запрещается;
  • проверять уровень масла в редукторе выдвигания, который должен быть не ниже 10-15 мм от нижней кромки отверстия контрольной пробки.

Смотровой лючок редуктора привода выдвигания лестницы

Смотровой лючок редуктора привода выдвигания лестницы (толщина зуба червячного колеса 15 мм)

Дополнительный материал

  1. Плакат в учебный класс «Автолестница пожарная АЛ-30 (131) ПМ-506Д и её ТТХ»;
  2. Инструкция по проведению технического обслуживания специального пожарного автомобиля АЛ-30 (131) ПМ 506;
  3. Учебное пособие: Дополнительное электрооборудование. Система блокировки опасных движений пожарной автолестницы АЛ-30 (131) ПМ-506В;
  4. Руководство по эксплуатации автолестница пожарная АЛ-30 (4310) ПМ-512 и техническое описание;
  5. Краткое пособие для водителей автолестницы АЛ-30 по изучению гидросхемы и электросхемы.

Диаграмма рабочей зоны


Основные параметры и характеристики

  1. Полная масса, кг,
  2. Максимальная рабочая высота подъёма лестницы, м
  3. Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслонённой лестницы, кг
  4. Грузоподъемность АЛ-30 при использовании её в качестве крана, т,
  5. Угол поворота стрелы (вправо и влево) при круговом вращении
  6. Максимальный вылет с максимальной нагрузкой на вершине, м
  7. Максимальная ширина опорного контура, м
  8. Габаритные размеры, м
  9. Угол въезда, градусов,
  10. Угол съезда, градусов,
  11. Шасси

Микропроцессорная система управления обеспечивает:

  • диагностику приборов безопасности и датчиков;
  • вывод на монитор служебных сообщений для оператора (диалоговый режим).
  • 12700
  • 30
  • 160

  • 1,0
  • Неограничен
  • 16

  • 3,5
  • 9,9×2,5×3,5
  • 23
  • 23
  • КамАЗ-43502

АВТОЛЕСТНИЦА ПОЖАРНАЯ

АЛ-30(131)ПМ-506Д

Техническое описание

и инструкция по эксплуатации пм-506д.00.000 ТО

СОДЕРЖАНИЕ

Внимание

Введение

  1. Назначение автолестницы
  2. Технические данные
  3. Состав, устройство и работа автолестницы
  4. Устройство и работа составных частей автолестницы
  1. Шасси
  2. Силовая группа
  3. Коробка отбора мощности
  4. Гидронасос
  5. Бак масляный

4.6 Фильтр

  1. Аварийный привод
  2. Привод управления двигателем
  3. Гидропривод
  1. Опорное основание
  2. Механизм блокировки рессор
  3. Опора
  4. Гидроцилиндр выдвигания опоры
  5. Блок управления опорами
  6. Подъемно-поворотное основание
  7. Поворотная опора
  8. Гидромеханизмы
  9. Привод поворота
  10. Гидроцилиндр подъема
  11. Привод выдвигания
  12. Редуктор привода выдвигания

4.22 Маслотокопереход

4.23 Схема привела прибора блокировки

4.24 Прибор блокировки

4.25 Механизм бокового выравнивания

4.26 Гидроцилиндр бокового выравнивания

4.27 Комплект колен

4.28 Электрооборудование

4.29 Лафетный ствол

4.30 Устройство для крепления рукава 5.Контрольно-измерительные приборы, инструмент и принадлежности

  1. Контрольно-измерительные приборы
  2. Инструмент и принадлежности
  1. Маркирование, пломбирование и упаковка
  2. Общие указания по эксплуатации автолестницы
  3. Указания мер безопасности
  4. Подготовка к работе, измерение параметров, регулирование и настройка,

проверка технического состояния

  1. Подготовка к работе
  2. Измерение параметров, регулирование и настройка

9.3Проверка технического состояния

10 Порядок работы

  1. Опускание-подъем опор
  2. Подъем-опускание лестницы
  3. Поворот лестницы
  4. Выдвигание-сдвигание лестницы

10.5 Опускание лестницы для прислонения

  1. Подъем и спуск людей по лестнице
  2. Спуск людей по рукаву
  3. Работа лафетным стволом
  4. Работа пеногенераторами
  1. Укладка лестницы
  2. Перемена места работы
    1. Работа ручным насосам
  1. Применение лестницы для подъема грузов
  2. Работа при низких температурах воздуха

11 Техническое обслуживание

  1. Виды и периодичность технического обслуживания
  2. Обслуживание гидроагрегатов
  3. Смазка
  4. Смена рабочей жидкости
  5. Обслуживание электрооборудования

11.6 Перечень работ для различных видов технического обслуживания

11.7 Статические испытания

  1. Возможные отказы и методы их устранения
  2. Указания по текущему ремонту
  3. Техническое освидетельствование и эксплуатационные испытания
  4. Правила хранения, консервация

16 Транспортирование

Приложения:

А Характеристика рабочих жидкостей, применяемых в гидросистеме

Б Таблица смазки

В Перечень элементов схемы электрической принципиальной

Г Перечень элементов схемы гидравлической принципиальной

Д Схема пломбирования

Е Схема строповки

Ж Схема крепления

И Альбом рисунков ПМ-506Д.00.000 ТО1

ВНИМАНИЕ!

К эксплуатации автолестницы пожарной АЛ-ЗО (131) ПМ-506Д допускаются лица, про­шедшие курс обучения на учебном пункте ГУ ФПС МЧС России или на заводе-изготовителе и получившие удостоверение на право управления автолестницей.

Эксплуатация автолестницы лицами, не имеющими удостоверения, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Слабые знания по устройству автолестницы и управлению ею могут привести к аварий­ным ситуациям.

При работе аварийным приводом при возникновении колебаний комплекта колен движение прекратить до окончания колебаний.

Для исключения случаев перегрузки гидросистемы давлением и возможности появления гидравлических ударов, необходимо перемещение рукояток управления из одного положения в другое осуществлять плавно с обязательной выдержкой в нейтральном положении.

С целью исключения возможности поломки конечных выключателей в отсеках управле­ния опорами необходимо закрывать дверки, придерживая за ручки, не допуская свободного удара при захлопывании.

Проведение каких-либо доработок без согласования с заводом-изготовителем

ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатации предназначены для из­учения устройства, принципа работы и правил эксплуатации автолестницы.

Кроме настоящего ТО необходимо пользоваться эксплуатационной документацией, пе­речисленной в разделе 4 формуляра ПМ-506Д.00.000 ФО

Текст ТО поясняется рисунками, помешенными в отдельном приложении И. Альбом ри­сунков ПМ-506Д.00.000ТО1.

1 Назначение автолестницы

1.1 Пожарная автолестница предназначена:

для проведения спасательных работ в верхних этажах зданий;

для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования;

для тушения пожара водой или воздушно-механической пеной;

для выполнения вспомогательных работ на высоте до 30 м;

для использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен;

для эвакуации людей с высоты до 30м по маршу лестницы, а также при помощи элас­тичного спасательного рукава.

1.2 Автолестница предназначена для эксплуатации в условиях умеренного климата при температуре воздуха от минус 40 до плюс 40°С и относительной влажности до 80% при 20°С.

2 Технические данные

2.1 Технические данные автолестницы приведены в таблице 2.1
Таблица 2.1

Наименование показателя Значение
Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъема 75°, м, 30
не менее
Рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при 1,6(160)
максимальном вылете, кН(кгс), не более
Грузоподъемность лестницы при использовании автолестницы в 1000
качестве крана (при сдвинутой лестнице), кг, не более
Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной от минус 4 до 75
плоскости, град
Угол поворота лестницы вправо или влево (при угле подъема не ограничен
не менее 10°), град
Рабочий вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного
основания с максимальной рабочей нагрузкой на вершине, м
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения
без нагрузки, с, при:
подъеме от 0 до 75° 25±5
опускании от 75 до 0° 25±5
выдвигании на полную длину при угле подъема 75° 20±5
сдвигании (полном) при угле подъема 75° 20±5
повороте на 360° вправо или влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 75° 45±15
Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, 50
с, не более
Минимальный угол подъема, при котором колена могут сдвигаться 30
под действием собственной массы, град
Рабочее давление в гидросистеме, МПа (кгс/см2) 17,5+1 ( 175 +10 )
Рабочая жидкость гидросистемы Всесезонное масло ВМГЗ
ТУ38-101479-74
Масло МГ-30
ТУ 38-10150-79
Заменители рабочей жидкости Масло веретенное
ОСТ 38.01412-86
Масло И-30А
ГОСТ 20799-75
Продолжение таблицы 2.1
Наименование показателя Значение
Интервал допустимых температур рабочих жидкостей при кратко-
временной работе, °С :
ВМГЗ От — 40 до + 65
МГ-30 От — 5 до + 75
И-30А От — 5 до + 75
АУ От — 20 до + 65
Объем заправочных емкостей агрегатов автолестницы, л;
редуктора привода выдвигания 1,0
редуктора привода поворота 1,0
бака гидросистемы

всей гидросистемы

90
200
Тип шасси Полноприводное
Масса полная, кг, не более 10185
Распределение полной массы по осям, кг
на переднюю ось, не более 3060
на заднюю тележку, не более 7125
Длина в транспортом положении, мм, не более 11000
Ширина в транспортом положении, мм, не более 2500
Высота в транспортном положении, мм, не более 3200
Максимальная транспортная скорость, км/ч 80
Расход топлива при стационарной работе на привод насоса, 10
кг/ч, не более
Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта 1250
(при y =0,8), ч, не менее
Средний срок службы до списания, лет 10
Установленный ресурс до первого капитального ремонта, ч, не менее 800
Примечание : Времена маневров указаны при работе на 4-й

передаче коробки переменных передач

3 Состав, устройство и работа автолестницы

3.1 Автолестница АЛ-30(131)ПМ-506Д является

АВТОЛЕСТНИЦА ПОЖАРНАЯ

АЛ-30(131)ПМ-506Д

Техническое описание

и инструкция по эксплуатации пм-506д.00.000 ТО

Внимание

Введение

  1. Назначение автолестницы
  2. Технические данные
  3. Состав, устройство и работа автолестницы
  4. Устройство и работа составных частей автолестницы
  1. Шасси
  2. Силовая группа
  3. Коробка отбора мощности
  4. Гидронасос
  5. Бак масляный

4.6 Фильтр

  1. Аварийный привод
  2. Привод управления двигателем
  3. Гидропривод
  1. Опорное основание
  2. Механизм блокировки рессор
  3. Опора
  4. Гидроцилиндр выдвигания опоры
  5. Блок управления опорами
  6. Подъемно-поворотное основание
  7. Поворотная опора
  8. Гидромеханизмы
  9. Привод поворота
  10. Гидроцилиндр подъема
  11. Привод выдвигания
  12. Редуктор привода выдвигания

4.22 Маслотокопереход

4.23 Схема привела прибора блокировки

4.24 Прибор блокировки

4.25 Механизм бокового выравнивания

4.26 Гидроцилиндр бокового выравнивания

4.27 Комплект колен

4.28 Электрооборудование

4.29 Лафетный ствол

4.30 Устройство для крепления рукава 5.Контрольно-измерительные приборы, инструмент и принадлежности

  1. Контрольно-измерительные приборы
  2. Инструмент и принадлежности
  1. Маркирование, пломбирование и упаковка
  2. Общие указания по эксплуатации автолестницы
  3. Указания мер безопасности
  4. Подготовка к работе, измерение параметров, регулирование и настройка,

проверка технического состояния

  1. Подготовка к работе
  2. Измерение параметров, регулирование и настройка

9.3Проверка технического состояния

10 Порядок работы

  1. Опускание-подъем опор
  2. Подъем-опускание лестницы
  3. Поворот лестницы
  4. Выдвигание-сдвигание лестницы

10.5 Опускание лестницы для прислонения

  1. Подъем и спуск людей по лестнице
  2. Спуск людей по рукаву
  3. Работа лафетным стволом
  4. Работа пеногенераторами
  1. Укладка лестницы
  2. Перемена места работы
    1. Работа ручным насосам
  1. Применение лестницы для подъема грузов
  2. Работа при низких температурах воздуха

11 Техническое обслуживание

  1. Виды и периодичность технического обслуживания
  2. Обслуживание гидроагрегатов
  3. Смазка
  4. Смена рабочей жидкости
  5. Обслуживание электрооборудования

11.6 Перечень работ для различных видов технического обслуживания

11.7 Статические испытания

  1. Возможные отказы и методы их устранения
  2. Указания по текущему ремонту
  3. Техническое освидетельствование и эксплуатационные испытания
  4. Правила хранения, консервация

16 Транспортирование

Приложения:

А Характеристика рабочих жидкостей, применяемых в гидросистеме

Б Таблица смазки

В Перечень элементов схемы электрической принципиальной

Г Перечень элементов схемы гидравлической принципиальной

Д Схема пломбирования

Е Схема строповки

Ж Схема крепления

И Альбом рисунков ПМ-506Д.00.000 ТО1

ВНИМАНИЕ!

К эксплуатации автолестницы пожарной АЛ-ЗО (131) ПМ-506Д допускаются лица, про­шедшие курс обучения на учебном пункте ГУ ФПС МЧС России или на заводе-изготовителе и получившие удостоверение на право управления автолестницей.

Эксплуатация автолестницы лицами, не имеющими удостоверения, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Слабые знания по устройству автолестницы и управлению ею могут привести к аварий­ным ситуациям.

При работе аварийным приводом при возникновении колебаний комплекта колен движение прекратить до окончания колебаний.

Для исключения случаев перегрузки гидросистемы давлением и возможности появления гидравлических ударов, необходимо перемещение рукояток управления из одного положения в другое осуществлять плавно с обязательной выдержкой в нейтральном положении.

С целью исключения возможности поломки конечных выключателей в отсеках управле­ния опорами необходимо закрывать дверки, придерживая за ручки, не допуская свободного удара при захлопывании.

Проведение каких-либо доработок без согласования с заводом-изготовителем

ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатациипредназначены дляиз­учения устройства, принципа работы и правил эксплуатации автолестницы.

Кроме настоящего ТО необходимо пользоваться эксплуатационной документацией,пе­речисленной в разделе 4 формуляра ПМ-506Д.00.000 ФО

Текст ТО поясняется рисунками, помешенными в отдельном приложении И. Альбом ри­сунков ПМ-506Д.00.000ТО1.

1 Назначение автолестницы

1.1 Пожарная автолестница предназначена:

для проведения спасательных работ в верхних этажах зданий;

для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования;

для тушения пожара водой или воздушно-механической пеной;

для выполнения вспомогательных работ на высоте до 30 м;

для использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен;

для эвакуации людей с высоты до 30м по маршу лестницы, а также при помощи элас­тичного спасательного рукава.

1.2 Автолестница предназначена для эксплуатации в условиях умеренного климата при температуре воздуха от минус 40 до плюс 40°С и относительной влажности до 80% при 20°С.

2
Технические данные

2.1 Технические данные автолестницы приведены в таблице 2.1
Таблица 2.1

Наименование показателя Значение
Высота полностью выдвинутой лестницы при угле подъема 75°, м, 30
не менее
Рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при 1,6(160)
максимальном вылете, кН(кгс), не более
Грузоподъемность лестницы при использовании автолестницы в 1000
качестве крана (при сдвинутой лестнице), кг, не более
Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной от минус 4 до 75
плоскости, град
Угол поворота лестницы вправо или влево (при угле подъема не ограничен
не менее 10°), град
Рабочий вылет вершины лестницы от оси вращения поворотного
основания с максимальнойрабочей нагрузкой на вершине, м
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения
без нагрузки, с, при:
подъеме от 0 до 75° 25±5
опускании от 75 до 0° 25±5
выдвигании на полную длину при угле подъема 75° 20±5
сдвигании (полном) при угле подъема 75° 20±5
повороте на 360° вправо или влево при сдвинутой лестнице, поднятой на 75° 45±15
Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, 50
с, не более
Минимальный угол подъема, при котором колена могут сдвигаться 30
под действием собственной массы, град
Рабочее давление в гидросистеме, МПа (кгс/см 2) 17,5 +1 (175 +10)
Рабочая жидкость гидросистемы Всесезонное масло ВМГЗ
ТУ38-101479-74
Масло МГ-30
ТУ 38-10150-79
Заменители рабочей жидкости Масло веретенное
ОСТ 38.01412-86
Масло И-30А
ГОСТ 20799-75
Продолжение таблицы 2.1
Наименование показателя Значение
Интервал допустимых температур рабочих жидкостей при кратко-
временной работе, °С:
ВМГЗ От — 40 до + 65
МГ-30 От — 5 до + 75
И-30А От — 5 до + 75
АУ От — 20 до + 65
Объем заправочных емкостей агрегатов автолестницы, л;
редуктора привода выдвигания 1,0
редуктора привода поворота 1,0
бака гидросистемы

всей гидросистемы

90
200
Тип шасси Полноприводное
Масса полная, кг, не более 10185
Распределение полной массы по осям, кг
на переднюю ось, не более 3060
на заднюю тележку, не более 7125
Длина в транспортом положении, мм, не более 11000
Ширина в транспортом положении, мм, не более 2500
Высота в транспортном положении, мм, не более 3200
Максимальная транспортная скорость, км/ч 80
Расход топлива при стационарной работе на привод насоса, 10
кг/ч, не более
Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта 1250
(при y =0,8), ч, не менее
Средний срок службы до списания, лет 10
Установленный ресурс до первого капитального ремонта, ч, не менее 800
Примечание: Времена маневров указаны при работе на 4-й

передаче коробки переменных передач

3 Состав, устройство и работа автолестницы

3.1 Автолестница АЛ-30(131)ПМ-506Д является

Специальные пожарные автомобили
(СПА) – пожарные автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, специального пожарно-технического вооружения и аппаратов, необходимых для обеспечения работ по тушению пожаров в различных условиях.

Специальные пожарные автомобили в зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара классифицируются на следующие типы:

· пожарные автолестницы.

· пожарные коленчатые автоподъемники.

· пожарные телескопические автоподъемники с лестницей.

· пожарные автолестницы с цистерной.

· пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной.

· пожарные аварийно-спасательные автомобили.

· пожарные водозащитные автомобили.

· пожарные автомобили связи и освещения.

· пожарные автомобили газодымозащитной службы.

· пожарные автомобили дымоудаления.

· пожарные рукавные автомобили.

· пожарные штабные автомобили.

· пожарные автолаборатории.

· пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи.

· автомобили диагностики пожарной техники.

· пожарные автомобили-базы газодымозащитной службы.

· пожарные автомобили технической службы.

· автомобили отогрева пожарной техники.

· пожарные компрессорные станции.

· пожарно-технические автомобили.

· пожарные оперативно-служебные автомобили.

Пожарные автолестницы

Пожарная автолестница
(АЛ) – пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Ограничитель рабочего поля движения лестницы (люльки)
— устройство, предотвращающее возможность вывода лестницы (люльки) АЛ за границу ее рабочего поля.

Высота подъема
— расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).

Вылет
— расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до вертикальной оси, проходящей через верхнюю ступень лестницы (наружный край люльки).

Рабочее поле (зона досягаемости)
— зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.

Угол подъема лестницы
— угол, между горизонтальной плоскостью и продольной осью лестницы.

Время маневра
— промежуток времени с момента перемещения рукоятки органа управления соответствующим маневром АЛ из нулевого положения в максимально крайнее до момента достижения соответствующим элементом изделия требуемого положения.

Таблица 97

Классификация и основные параметры

Таблица 98

Основные параметры

Наименование параметра Значение параметра в зависимости от исполнения
2,3,4 2,3,4 2,3,4
Максимальная рабочая высота подъема (лестница полностью выдвинута и поднята на максимальный угол), м 10-15 16-20 21-25 26-31 32–40 41–52 53–60
Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при максимальном вылете, кгс, не менее
Грузоподъемность лестницы при использовании ее в качестве крана (лестница полностью сдвинута), т, не менее 0,5 0,7 0,7
Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую и неприслоненную лестницу при максимальном вылете, кг, не менее
Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую лестницу с прислоненной вершиной при максимальном вылете, кг, не менее
Грузоподъемность съемной люльки или лифта (при неприслоненной лестнице), кг, не менее
Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости,…°, не менее От минус 7 до плюс 75
Минимальный угол подъема лестницы, при котором возможен ее поворот на 360°,…°, не более
Угол поворота лестницы (вправо и влево) при круговом вращении,… о, не менее
Максимальный вылет лестницы от оси вращения подъемно-поворотного устройства, м, не менее:
с максимальной нагрузкой на вершине
без нагрузки на вершине
Минимальный вылет лестницы при ее максимальной длине, м 1/2 максимальной ширины опорного контура плюс:
4±1 4±1 4±1 5±1 5±1 5±1 5±1
Максимальная ширина опорного контура, м, не более 3,0 3,2 3,2 3,5 3,5 4,5 5,0 5,5 5,5
Время установки АЛ на выносные опоры на горизонтальной площадке, с, не более
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения без нагрузки, с, не более, при:
опусканий от максимального угла до минимального
повороте на 360° вправо или влево при сдвинутом и поднятом на максимальный угол пакете колен
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке (лифте), с, не более, при:
подъеме от минимального угла до максимального
опускании от максимального угла до минимального
выдвигании на полную длину при максимальном угле подъема лестницы
сдвигании (полном) при максимальном угле подъема лестницы
повороте на 360° вправо или влево
подъеме (опускании) лифта от минимальной до максимальной высоты при максимальном угле подъема лестницы
подъеме (опускании) люльки от уровня земли до максимальной высоты
Максимально допустимый прогиб вершины полностью выдвинутой лестницы при минимальном угле подъема и максимальной рабочей нагрузке на вершину, м, не более 0,35 0,4 0,45 0,5 0,55 0,6 0,65
Минимальный радиус поворота (по наружной точке АЛ), м, не более Значение соответствующего показателя базового шасси плюс 1 м
Углы свеса,… о, не менее: передний свес:
для неполноприводных шасси
для полноприводных шасси
задний свес:
для неполноприводных шасси
для полноприводных шасси
Габаритные размеры АЛ в транспортном положении, м, не более:
длина 7,5 9,0 11,0 11,5 12,0 12,0 12,0
ширина 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
высота 2,7 3,0 3,5 3,5 3,9 3,9 4,2

Таблица 99

Технические характеристики пожарных автолестниц

Характеристики АЛ-30 (131), мод. ПМ-506И АЛ-30 (4326), мод. ПМ-506С АЛ-30 (43114), мод. ПМ-512Б АЛ-37 (53229), мод. ПМ-544 АЛ-50 (53229), мод. ПМ-513 АЛ-60 (Т815), мод. ПМ-553
Марка шасси ЗИЛ-131 КамАЗ-4326-1036-15 КамАЗ-43114-1029-02 КамАЗ-53229-1041-02 КамАЗ-53229-1050-02 Татра T815-280J21
Колёсная формула 6×6 4×4 6×6 6×4.2 6×4 6×6
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт.
Максимальная рабочая высота подъёма, м 30,0 30,0 33,0 37,0 50,0 60,0
Вылет стрелы, м 16,0 16,0 24,0 18,0 16,0 18,0
Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслонённой лестницы, кг 160,0 160,0 100,0 нет данных нет данных нет данных
Грузоподъёмность люльки, кг 200,0 200,0 200,0 200,0
Грузоподъёмность лифта, кг 200,0 180,0
Угол поворота стрелы
(вправо и влево) при круговом вращении, град.
Полная масса, кг
Габаритные размеры, мм 11000×2500×3200 10150×2500×3700 11500×2500×3700 11000×2500×3600 11500×2350×3700 11500×2500×4200

Таблица 100

Тактико-техническая характеристика пожарных автолестниц

Показатели АЛ-18 (52)
(модель Л2)
АЛ-30(157К)
(модель Л20)
АЛ-30 (131)
(модель Л21)
АЛ-30 (131)
(модель Л22)
АЛ-45 (200)
(модель ЛД)
АЛ-45 (257)
(модель ПМ-109)
Тип шасси ГАЗ-52 ЗИЛ-157К ЗИЛ-131 МАЗ-200 КрАЗ-257
Число мест для боевого расчета
Габаритные размеры, мм:
длина 10 150 10 640
ширина
высота
Масса с полной нагрузкой, кг 10 300 10 500 13 350 18 230
Наименьший радиус поворота, м 8,9 11,2 10,2 10,2 11,3 12,8
Максимальная скорость, км/ч
Мощность двигателя, кВт (л. с.) 55 (75) 80 (109) 110 (150) 110 (150) 88 (120) 177 (240)
Контрольный расход топлива на 100 км, л
Запас хода по топливу, км
Емкость топливного бака, л
Длина полностью выдвинутой лестницы, м
без дополнительного колена 30,2 30,2 30,2 42,3
с дополнительным коленом 32,2 32,2 32,2
Максимальный угол поворота колен вокруг вертикальной оси Не ограничен
Время выполнения маневров лестницы, с:
подъем колен на 75° 30 ±3 30±3 30+3
выдвигание колен на полную длину 30±3 30±3 30±3
поворот колен на 90° вправо, влево 15±3 15±3
одновременный подъем на 75°
полное выдвигание колен и поворот на 90°
Максимально допустимая нагрузка на вершину колен свободностоящей лестницы (без дополнительного колена) кг, при угле подъема:
75°
свыше 60°
Грузоподъемность лифта, кг

Рисунок 7. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ-30 на шасси автомобилей ЗИЛ-131 и Урал. Н – высота подъема стрелы, м., В – вылет стрелы, м.

Рисунок 8. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ-37. Н – высота подъема стрелы, м., В – вылет стрелы, м.

Пожарная автолестница с цистерной
(АЛЦ) – пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен

Автолестница на шасси автомобиля ЗиЛ-131 относиться к специальным и предназначена для доставки пожарного расчёта к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре:

  • подъёма пожарных на верхние этажи здания для организации эвакуации людей или тушения пожара;
  • эвакуация людей в случае невозможности использования стационарных эвакуационных путей или других средств;
  • подачи огнетушащих средств на высоты;
  • как наблюдательный пункт при штабе пожаротушения;
  • для закрепления прожекторов и освещения места пожара;
  • для подъёма и перемещени ягрузов при разборке конструкций.

Конструкция

На шасси автомобиля установлено опорное основание, состоящее из рамы, 4 выдвижных опор и механизма выключения рессор. Опорная рама состоит из 2 боковых листов, которые заклёпками крепятся к лонжеронам автомобиля.

Боковые листы соединены между собой поперечинами, к которым приварено поворотное кольцо. На повортоном кольце установлена подъёмно-поворотная рама, которая служит для размещения на ней комплекта колен лестницы и обеспечивает поворот на 360°, подъём и опускание колен. Подьёмная рама имеет сварную конструкцию, состоит из 2 боковых опор, поперечин, передних и задних опорных дуг для выравнивания комплекта колен. Комплект колен крепится к подъёмной раме шкворнем. Летница состоит из 4 колен, соединённых между собой телескопически.

При увеличении длины лестницы колена перемещаются на роликах. Колена летсницы выполнены в виде пространственной решётки и изготовлены из низколегированной стали 10 ХСНД. Выдвигание комплекта колен осуществляется с помощью системы стальных канатов и блоков. Подъём и опускание лёстницы осуществляется при помощи 2 гидроцилиндров. Фиксация штоков осуществляется при помощи гидрозамков и фрикционных захватов.

Приводы лебёдки выдвигания и поворота — от гидромоторов. Рабочая жидкость (масло) в гидросистему подаётся из бака гидронасосом. Гидронасос имеет привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. В случае отказа основного гидронасоса имеется аварийный с приводом от электродвигателя постоянного тока, который позволяет опустить лестницу в транспортное положение. Автолестница оснащена системой сигнализации и блокировок.

Разработка и производство

Автолестница модели ПМ-506 разработана на Торжокском заводе противопожарного оборудования для замены автолестницы модели Л21. Серийное производство организовано в 1984 году.

Тактико-техническая характеристика

АЛ-30(131)ПМ506Д

Наименование параметра
Показатель
Базовое шасси ЗиЛ-131Н
Колесная формула 6 × 6
Полная масса 10185 кг
Габаритные размеры: 11000 мм
Двигатель:

· мощность

карбюраторный
Число мест боевого расчёта 3 человека
Максимальная скорость 80 км/ч
Максимальная длина полностью выдвинутой лестницы 30 метров (или на крышу 10-ти этажного здания)
Максимальный вылет с рабочей нагрузкой 16 метров
160 кг
Диапазон угла подъёма комплекта колен от 0 0 до 75 0
Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах) 1000 кг

Порядок работы на АЛ-30

Пожарной автолестницей называют пожарный автомобиль, на базовом шасси которого установлена несущая рама с исполнительным механизмом подъемника. Существующие модификации пожарных автолестниц имеют от трех до шести выдвижных пролетов с высотой подъема стрелы — 11 ÷ 62 метра.

Пожарные автолестницы служат для подъема боевого расчета на высоту, эвакуации людей, доставки в зону горения огнетушащих веществ и пожарного оборудования. Стационарный выдвижной подъемно-спускной механизм применяют при разборке конструкций, мониторинге ситуации. Добавочное колено лестницы, в ночное время суток, используют для крепления осветительных прожекторов.

Общие элементы конструкций

Платформу основания, с подъемно-поворотной конструкцией и опорной стойкой для пакета колен, монтируют на базовое шасси ГАЗ, ЗИЛ , МАЗ, КамАЗ , Урал или «Татра». Колесная формула (6х6 или 6х4) и дизельный двигатель гарантируют высокую проходимость специализированного автотранспорта.

Выносные опоры — механические или гидравлические аутриггеры, служат для фиксации и равномерного распределения нагрузки АЛ при производстве пожарных и спасательных работ. Манипуляции с выдвижными опорами производят с пульта на задней панели платформы шасси.

Действия пожарных-спасателей в границах рабочей зоны автолестницы обеспечивает механизированное, поворотно-выдвижное устройство, пакет телескопических колен
. Механизм стрелы приводит в рабочее положение силовая группа (коробка отбора мощности, гидронасос, масляный бак, фильтр, аварийный привод, трубопроводы и гидроаппаратура управления). Подъем, поворот и выдвигание колен автолестницы производят с основного пульта.

При полностью собранном комплекте колен, автолестница может выполнять функции автокрана. Штатную проушину используют для крепления стропов. Масса груза пропорциональна значению вертикального угла, образованного осью вращения установки и стрелы. Предельную рабочую нагрузку определяет угол подъема стрелы.

Дополнительно АЛ оборудуют лифтами, стационарными или быстросъемными люльками. Лифты скользят по направляющим выдвижной стрелы неподвижной автолестницы.

Дополнительный пульт управления располагают на рабочем месте оператора, в люльке. Наличие высотного манипулятора исключает одновременное использование основного пульта. Современные модели пожарных автолестниц комплектуют эластичным спасательным рукавом, для экстренной эвакуации людей с высоты.

Основное электрооборудование пожарной автолестницы — штатная бортовая сеть базового шасси автомобиля, которая является источником постоянного тока для вспомогательного электрооборудования установки. Сеть световой и звуковой сигнализации, переговорные устройства, систему освещения, блокировку, индикатор крена, блок управления горизонтированием, аварийный привод комплекта колен и аутриггеров в транспортное положение подключают по однопроводной схеме.

Две резервные аккумуляторные батареи, с номинальным напряжением 12 Вольт, используют в качестве дополнительного источника питания электрооборудования. В случае отказа бортовой сети, аварийный привод позволяет перевести автолестницу в положение для транспортировки.

В комплект автолестницы входит пожарно-техническое вооружение, закрепленное за пожарным автомобилем, запасные части, инструменты и материалы. Оборудование транспортируют к месту пожара в специальных, водо- и пыленепроницаемых, отсеках на платформе автолестницы.

Маркировку располагают в доступном для обозрения месте АЛ. На табличке указывают страну и товарную марку производителя, тип АЛ, заводской №, дату производства и соответствие сертификату.

АЛ-30

Лестница сформирована из четырех однотипных звеньев, каждое из которых состоит из 2-х, жестко соединенных ступенями и распорками, ферм. Вспомогательное звено монтируют на вершине первого колена, и выдвигают вручную. Дополнительное колено нельзя использовать в качестве опоры.

Материал изготовления пролетов лестницы — высокопрочная низколегированная сталь. Тетивы выполнены из облегченного проката специального профиля. Узлы, которые воспринимают основную нагрузку, усиливают парным исполнением.

Пожарная автолестница АЛ-30 на базе КамАЗ-43502

Соединение колен телескопическое. Звенья перемещаются относительно друг друга при помощи гидрополиспастов, системы опорных и направляющих роликов, шайб и упоров. Звенья автолестницы складываются под действием силы собственного веса. Угломер-отвес, установленный на второй ступеньке нижнего колена, показывает угол наклона автолестницы.

Технические характеристики АЛ-30:

  • полная длина вылета стрелы, с учетом линейного размера дополнительного колена — 30 метров;
  • угол подъема по вертикали — от -7° до +73°
  • масса груза, при использовании АЛ-30 в качестве крана — 1 тонна;
  • угол поворота автолестницы вокруг своей оси — 360°;
  • максимальная длина вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению — 16 м;
  • тип привода лестницы — гидравлическая трансмиссия;
  • тип базового шасси ЗИЛ-131, КамАЗ-43114, Урал-4320, TATRA-Т815, МАЗ-53373;
  • рабочий расход огнетушащего состава штатного лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав экипажа — 3 человека (водитель в том числе).

Лафетный ствол (гребенку) устанавливают по верхнему краю первого колена. Рукав прокладывают по средней линии ступеней и крепят к поверхности рукавными задержками. При работе со штатным огнетушащим оборудованием, лестницу выдвигают на 2/3 общей длины, угол наклона стрелы составляет 55÷60°.

АЛ-50

Пожарная автолестница АЛ-50 транспортирует боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и вспомогательное оборудование к месту пожара. Подъемно-поворотный механизм АЛ-50 используют для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ на высоте до 50 метров.

Привод подъемного устройства автолестницы АЛ-50 комбинированный. Управление силовой группы облегчают электрогидравлические блоки.

Технические характеристики АЛ-50:

  • полная высота стрелы — 50 метров;
  • масса рабочей нагрузки на вершину лестницы — 300 кг при вылете 16 м и 100 кг — 20 м;
  • при использовании АЛ-50 в качестве крана масса груза 2 тонны;
  • угол наклона стрелы, при производстве пожарных и спасательных работ от — 4° до + 75°;
  • поворот автолестницы вокруг своей оси 360°;
  • максимальное значение длины вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению 16 м;
  • тип привода лестницы — комбинированный (электрогидравлические блоки управления);
  • тип базового шасси КамАЗ-53229 (с низкой кабиной и колесной формулой 6х4), Volvo FL 626;
  • расход лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав боевого расчета — 3 человека (водитель, в том числе).

Это заготовка статьи — вы можете приложить и свои усилия, что бы она обрела окончательную форму!

АЛ-30(131)Л21

Специальный пожарный автомобиль M-класса , пожарная автолестница

Модель: АЛ-30(131)Л21

Показатели назначения

Показатели надежности

Показатели экономного использования топлива

Эргономические показатели

Показатели транспортабельности

Общие сведения

Автолестница АЛ-30(131)Л21 предназначена для подъёма личного состава и пожарно-технического вооружения на этажи здания, для спасения и эвакуации людей, тушения пожаров с применением пожарных водяных стволов и пенных генераторов , а также выполнения специальных работ в области применения с 3 по 9 этажи жилых зданий. При сдвинутых коленах лестница может использоваться в качестве подъёмного крана.

Тактические возможности

Информация взята в «Справочник руководителя тушения пожара», В.П. Иванников, П.П. Клюс.

Конструктивные особенности

По конструкции шасси АЛ-30(131)Л21
однотипна с базовым автомобилем и представляет собой трёхосный переднемоторный полноприводный автомобиль с управляемыми колёсами передней оси и сближенными задними осями. Несущая система — лонжеронная рама лестничного типа. Двигатель — четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, восьмицилиндровый, V-образный, модели ЗиЛ-131, номинальной мощностью 110 кВт при 3200 об. коленчатого вала в минуту. Воздушный фильтр двигателя — пеномасляный, трёхступенчатый. Трансмиссия — механическая, проходного типа, с сухим однодисковым сцеплением, коробкой передач схемы 5 + 1, двухступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивающей автоматическое подключение переднего моста при включении пониженной передачи и автоматическое его отключение при переходе на прямую передачу (при движении на прямой передаче в раздаточной коробке возможно принудительное включение переднего моста). ШРУСы переднего моста — шарикового типа.

Подвеска колёс передней оси — зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с телескопическими гидроамортизаторами двустороннего действия. Подвеска колёс задних осей — рессорно-балансирная.

Рулевой механизм — винт, шариковая гайка, зубчатый сектор, с гидравлическим усилителем. Рабочая тормозная система — с пневматическим приводом и колодочными барабанными тормозными механизмами на всех колёсах. Стояночная тормозная система — с механическим приводом и барабанным трансмиссионным тормозным механизмом.

Кабина цельнометаллическая, трёхместная. Оперение цельнометаллическое, с капотом аллигаторного типа.

При переводе автолестницы из транспортного в рабочее положение автомобиль вывешивается на выдвижных боковых упорах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зипрекса инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают
  • Фенигидин от чего помогает инструкция по применению
  • Датчик движения smartbuy sbl ms 003 инструкция
  • Риваксан таблетка инструкция по применению 20 мг инструкция
  • Утрожестан инструкция по применению при беременности свечи для чего назначают