Амфитон 002 руководство по эксплуатации


Главная — Усилители — Амфитон У-002-стерео

Амфитон У-002-стерео
Стереофонический полный усилитель низкой частоты высшей группы сложности «Амфитон У-002-стерео» производился с 1983 года.

Данный усилитель обеспечивает высококачественное усиление музыкальных и речевых программ в стерео и монофоническом режимах. Имеется возможность переключать источники сигнала, присутствуют фильтры по высшим и инфранизким частотам, возможность работы как в стерео, так и в моно, раздельная регулировка тембра по высшим и низким частотам, регулировка громкости с тонкомпенсацией, электронная защита от замыканий на выходе усилителя.

Номинальная выходная мощность усилителя: 2 х 25 Вт.
Диапазон воспроизводимых частот: 20…25000 Гц.
Коэффициент гармоник в диапазоне частот 40…16000 Гц: не более 0,15%
Габариты усилителя: 390х88х390 мм
Масса: 9 кг
Цена: 250 рублей.

Технические характеристики усилителя Амфитон У-002-стерео

Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 20-25000 Гц: ±0,7 дБ
Сопротивление подключаемых АС: 4 Ом
Выходная мощность на канал:
  номинальная: 25 Вт
  наушники (номинальная): 0,1 Вт/120 Ом
Коэффициент гармоник в диапазоне 40-16000 Гц: 0,13%
Коэффициент гармоник на частоте 1000 Гц: 0,07%
Коэффициент нелинейных искажений: 0,25%
Коэффициент демпфирования: 20 раз
Переходное затухание между каналами на частоте:
  250 Гц и 10000 Гц: 38 дБ
  1000 Гц: 48 дБ
Отношение сигнал/взвешенный шум в номинальных условиях на входах:
  линейных МФ и ТЮНЕР: 83 дБ
  корректирующего ЗС: 72 дБ
Различие каналов по усилению в диапазоне 250-630 Гц: 1,5 дБ
Пределы регулировки:
  звуковых частот: 10 дБ
  стереобаланс: ±26 дБ
  тембр НЧ: ±11 дБ
  тембр ВЧ: ±10 дБ
  ручная регулировка громкости: 60 дБ
Тонкомпенсация при -40 дБ на частоте 63 Гц относительно 1000 Гц: +10 дБ
Потребляемая мощность от сети: 105 Вт
Размер усилителя (ШхВхГ): 387х88х390 мм
Вес усилителя: 9 кг
Содержание драгметалов:
  золото: 0,12 г
  серебро: 0,3 г

Смотрите также

ямочный ремонт дороги цены

Изготовитель: Львовское ПО имени Ленина (ПО Лорта), 1983.

Усилители СССР

АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi

АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi

Назначение: усилитель «Амфитон-У-002 стерео Hi-Fi» высшей группы сложности предназначен для высококачественного усиления от различных источников сигнала.


АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi

АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi

Основные технические характеристики
(в скобках – типовые параметры, без скобок – заявленные):

Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 20000 Гц (20 – 30000 Гц)

Неравномерность АЧХ  в диапазоне 20-25000 Гц: ±1 дБ (±0,5 дБ)

Сопротивление подключаемых АС: 4 Ом

Выходная мощность на канал:

номинальная: 25 Вт

максимальная: 50 Вт

наушники (номинальная): 0,1 Вт/120 Ом

Коэффициент гармоник в диапазоне 40-16000 Гц: 0,25% (0,2%)

Коэффициент нелинейных искажений: 0,25%

Коэффициент демпфирования: 20 раз (30 раз)

Переходное затухание между каналами на частоте:

250 Гц и 10000 Гц: 40 дБ

1000 Гц: 30 дБ

Отношение сигнал/взвешенный шум в номинальных условиях на входах:

линейных МФ и ТЮНЕР: 82 дБ (85 дБ)

корректирующего ЗС: 72 дБ (76 дБ)

Различие каналов по усилению в диапазоне 250-630 Гц: 1,5 дБ

Пределы регулировки:

звуковых частот: 10 дБ

стереобаланс: ±26 дБ

тембр НЧ: ±11 дБ

тембр ВЧ: ±10 дБ

ручная регулировка громкости: 60 дБ

Тонкомпенсация при -40 дБ на частоте 63 Гц относительно 1000 Гц: +10 дБ

Потребляемая мощность от сети: 120 Вт

Размер усилителя (ШхВхГ): 390х88х390 мм

Вес усилителя: 9 кг

Содержание драгметалов:

золото: 0,12 г

серебро: 0,3 г

АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi

Описание

Рама усилителя выполнена из штампованной стали и полностью разборная. Боковые панели алюминиевые, они одновременно служат радиаторами и внешними стенками. Лицевая панель так же из алюминия. Ручки регуляторов и кнопки выполнены из литого алюминия. Дно усилителя металлическое, выпуклое с перфорированными отверстиями.

Вид сбоку:

АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi

Внутри можно рассмотреть разделение отдельных блоков по отсекам, которые разделают металлические стенки. Предварительные усилители, оконечные усилители, узел защиты и стабилизатор. Дополнительно между центральной частью и оконечными усилителями имеются две дорожки под провода. Трансформатор заключен в металлический кожух.

Без лицевой панели:

АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi

Вид сверху

АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi

Вид снизу:

АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi

АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi

Выходные транзисторы внешне закрыты пластмассовыми накладками. Сзади между выходами пар АС находится тумблер, переключающий сигнал от усилителя на соответствующие пары АС, дополнительная сетевая розетка (не более 200 Вт нагрузки), винтовой зажим для подключения земли.

АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi

Усилитель не предназначен для работы от ЭМИ, микрофонов, пьезоэлектрических звукоснимателей и радиотрансляционной сети.

АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi

Рекомендуемая предельная кратковременная мощность акустических систем, подключаемых к усилителю, с номинальным сопротивлением 4 Ом не менее 100 Вт, предельная долговременная – не менее 25 Вт. Рекомендуемая предельная кратковременная мощность акустических систем, подключаемых к усилителю, с номинальным сопротивлением 8 Ом не менее 75 Вт, предельная долговременная – не менее 20 Вт.

АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi

АМФИТОН-У-002 стерео Hi-Fi

В усилителе предусмотрены следующие эксплуатационные удобства:

  1. выбор источника сигналов с помощью переключателя СЕЛЕКТОР;
  2. включение фильтра, ограничивающего инфранизкие частоты при работе с магнитным звукоснимателем (ЗС ИНЧ) электропроигрывателя;
  3. возможность записи на магнитофон выбранной программы, а так же перезапись
  4. программы с магнитофона, подключенного ко входу МФ на магнитофон, подключенный к выходу ЗАПИСЬ МФ;
  5. возможность подключения внешнего предварительного усилителя;
  6. переключение режимов работы (МОНО, СТЕРЕО);
  7. регулировка баланса каналов;
  8. тонкомпенсированная регулировка громкости.

Руководство, описания, схемы и фото в большом разрешении на диске.

Тема на форуме.

Доработка УМЗЧ Амфитон-У-002. Увеличение скорости нарастания выходного напряжения.
Страшилки про частотную коррекцию. Много графиков и схем. Рассчитано на очень подготовленного читателя.

1. Усилители «Амфитон» в бывшем СССР.
Старт был взят в 1978 году, когда в журнале Радио №6 была опубликована авторская схема Hi-Fi усилителя:

Статья об этом: Советский HI-FI и его создатели Шушурин — Ламм.

Под руководством В.Шушурина были созданы усилители:
— АМФИТОН А1-01-2у стерео 1982 год
— АМФИТОН-У-101-1 стерео 1982 год
— АМФИТОН-АI-01-1 стерео 1982 год
— АМФИТОН-У-002 стерео 1983 год

Ссылки на описания и схемы:
УМ Амфитон-У-101-1
УМ Амфитон-У-002
УМ Лорта 50У-202С

2. Частотная коррекция (ЧК) в усилителях, охваченных отрицательной обратной связью (ООС).

В качестве учебного примера позаимствована схема простого УМ из тома 1 «Искусство схемотехники» (Хоровиц П., Хилл У., 3-е издание, 1986г.; там же подробное описание схемы):

В качестве «измерительного» инструмента — программа Multisim 10:

Схема «собрана» максимально близко к первоисточнику. Нагрузка — 32 Ом. Усиление задано 20 дБ.
Дополнительно выполнена балансировка нуля на выходе УМ путём «подстройки» некоторых резисторов.
Частотная коррекция

в данной схеме отсутствует

.
АЧХ:

Частота единичного усиления f₁ почти 26 МГц. Неплохо для звукового усилителя. ))
Смотрим скорость: 14 В/мкс по переднему фронту

ФЧХ:

Фазовый сдвиг на частоте 26 МГц перешагнул за отметку 180 градусов!

Это означает, что будучи собранная в живую, данная схема превратится в генератор с вероятностью 90 %.

Чтобы этого не происходило, была придумана частотная коррекция (ЧК).
Конденсатор C1=620 пФ — это и есть элемент ЧК (в данном случае т.н. однополюсная коррекция).

В результате АЧХ:

Частота f₁ сместилась вниз до 3,6 МГц.
ФЧХ:

Фазовый сдвиг на f₁ минус 123 градуса.

Таким образом было выполнено условие устойчивости:
запас по фазе на частоте единичного усиления должен быть не менее 45 градусов (т.е. фазовый сдвиг должен быть не более 135 градусов).

Если простым языком, то быстродействие усилителя было «задушено», чтобы усилитель был именно усилителем, а не ВЧ генератором.
После внесения частотной коррекции снижается скорость нарастания выходного напряжения (SR).
Это и есть расплата за устойчивость.

Смотрим, что же произошло со скоростью нарастания: всего 1,6 В/мкс

Ну и кому нужен такой УМ?

Задача разработчика(ов) УМ — придумать такую схему, чтобы она
1) удовлетворяла требованиям ГОСТ-ов (это весь набор характеристик: Кг, IMD, SR и т.д.)
2) не доставляла проблем при наладке
3) была более-менее надёжна в эксплуатации

Чтобы спокойно спать по ночам, разработчик вносил в схему избыточную частотную коррекцию.
Естественно, в ущерб другим характеристикам.
Как показано выше, в первую очередь зарезалась скорость нарастания SR.

Его можно понять. Если УМ «засвистит» из-за недостаточной ЧК, владелец имеет шансы расстаться не только с усилителем, но и с дорогими АС (ВЧ динамикам мгновенно придёт пушной зверь).

Дополнительная информация

Серийные усилители «Амфитон» не были исключением из правил: присутствует избыточная частотная коррекция.
Поэтому…

Для желающих ознакомиться с данной тематикой поглубже:
«Искусство схемотехники» Том 1 Хоровиц П., Хилл У., 3-е издание, 1986г.
«Частотная коррекция усилителей с обратной связью» (стр. 230 и далее)

3. Скорость нарастания выходного напряжения (SR).

Большая скорость нарастания напряжения позволяет точнее и быстрее исправлять ошибки по цепи ООС.
Важно чтобы и сдвиг фазы был минимален. Есть множество других причин, по которым важна высокая скорость.

Vmin = 2*3.14*20000Гц*30В = 3.8е+6 В/с (или 3,8 В/мкс)
где
20кГц — Fmax
30В — амплитудное выходное напряжение

Практически УМ должен иметь некоторый коэффициент запаса по скорости.
Если принять к-т запаса равный 3, то
для обычного УМ минимальное значение SR должно быть как минимум 10 В/мкс.

Мне не раз встречалось мнение, что усилители, у которых SR менее 10 В/мкс, не играют.
Вынужден согласиться.

Вариантов частотной коррекции придумано множество.
Сложность заключается в том, что теория не очень дружит с практикой.
Оказывается, что один и тот же способ ЧК в разных схемах даёт различные результаты.
Т.е. частотную коррекцию нельзя рассматривать (рассчитывать) отдельно от остальной схемы.

4. Усилитель Advance Acoustic MAP-101
попал ко мне на прослушивание вместе с JLH 1969 (см. начало обзора).



Звук — самый заурядный.
Пара замеров на скорую руку. THD с нагрузкой 4 Ом:

Скорость нарастания 6,7 В/мкс:

Ценовой диапазон — $300, и такие заурядные характеристики.

Выводы:
1. Частотная коррекция во всей красе: скорость «зарезана».
2. Покупка фирменного аппарата НЕ гарантирует получение желаемого результата.

Ну в самом деле, кто ж мне позволит каждый усилитель слушать и подсоединять к нему всякую техножуть.
А бесплатно на тестирование такие аппараты мне не присылают. (

5.

Оффтоп

Предвижу комментарии в духе «Это всё ненужная трата времени. Купи всё готовое и не парься.»
Спасибо, не мой путь.
Попытаюсь объяснить свою точку зрения.

Чтобы купить усилитель и через неделю не выставлять его на авито или олх, надо:
— перед покупкой послушать усилитель со своим комплектом акустики (без спешки разумеется)
— прослушивание должно проводиться в подготовленном помещении, а не на прилавке рядом с миксерами и пылесосами
— желательно сделать некоторые интересующие замеры (SR, THD), чтобы потом не было сюрпризов
— в случае покупки бу желательно

открыть капот

внять крышку и убедиться, что в усилителе не ковырялись кривыми ручонками

Из этого небольшого списка выполним только лишь 1-й пункт, при условии, что усилитель приобретается в специализированном салонемагазине.
Три последних пункта — трудно выполнимы или вообще невыполнимы по ряду причин.

Таким образом, покупка усилителя с претензией на интересный звук для рядового покупателя становится непростой задачей.
Например, город, в котором я живу (население 100 тысяч) — типичная периферия: аудио салоны отсутствуют.
Советы типа «садись на автобус и езжай в КиевХарьков» — «в сад» ©.
Равно как и покупка бу.

Получается, что в моём случае проще засучить рукава, включить паяльник и сделать что-то самостоятельно.

6. «Разгон» УМ Амфитон-У-101-1 и что из этого получилось.
Схемы (опубликованная в 1978 году и схема серийного УМ Амфитон-У-101-1) — близнецы братья.

Элементы ЧК:
— конденсатор С5 (его позиция на удивления одинаковая в обеих схемах)
— R4, C4 (по схеме 1978г.)
— C7 (по схеме Амфитон-У-101)
Разработчик справился на отлично: фазовый сдвиг на f₁ минус 85 градусов, но скорость всего 5 В/мкс.

При использовании NI Multisim 10 «разгон» схемы УМ Амфитон-У-101-1 прошёл успешно: смотрите обзор и схему УМ Амфитон-У-101М.
Получено значение SR=20 В/мкс.

7. УМ Амфитон-У-002.
Речь пойдёт только о доработке только оконечного УМ.
В моём экземпляре все другие узлы уже давно отключены.
Все ручки-кнопки на передней панели (кроме кнопки «вкл.выкл.» — бутафория).

Заводская схема:

Из другого источника (качество получше):

Частотная коррекция выполнена совсем по другому:
— R6 и C4 между коллекторами транзисторов входного дифф.каскада
— C6 в цепи ООС
— C8 и C9
— R23 и C10

Для моделирования собрана схема-перевёртыш (это когда pnp транзисторы заменяются на npn, все полярные элементы «разворачиваются» на 180 ).
Удалён входной ФНЧ (R1 и C2), т.к. он не охвачен общей ООС.
АЧХ:

f₁ = 2.7 МГц
ФЧХ:

Запас по фазе всего 15 градусов.
И как ОТК пропустил эту схему в серию? ))

Скорость нарастания — всего 6 В/мкс:

Ненадолго оставлю «замеры» в симуляторе, чтобы узнать, кто ранее дорабатывал Амфитон-У-002…

8. Авторские доработки схемы УМ Амфитон-У-002 по пути улучшения характеристик.
Объёмная работа в этом направлении выполнена автором статьи
«Оверклокинг Амфитона или очередной удар в бубен Хай-Энду» (журнал «Радиохобби» №5 в 2008г.)

Дополнительная информация

В руки автора попал УМ Амфитон-25У-202С, схема которого совпадает с УМ Амфитон-У-002.
Какие есть отличия в схемах и есть ли они вообще — не принципиально.

Даже мне с трудом удалось уследить ход мысли, экспериментов и замеров при изложении материала.
Автору — респект!

Окончательная схема, к которой пришёл автор:

Помечены изменения в схеме.
Наверно, хватит графиков. Результаты моделирования:
— f₁ = 6,8 МГц
— фазовый сдвиг на f₁ минус 200 градусов
— скорость SR = 22 В/мкс
Автор справился с задачей, за исключением проблемы устойчивости.

9. Вернуться к своему усилителю Амфитон-У-002 получилось только после НГ.
В конце 2020г. из архивов был разморожен проект ЭАОС.
Поскольку были готовы и ПП, и моделирование узлов, оставалось лишь спаять всё и попробовать.
Короче, 1.01.2021 на этапе окончательной настройки идея потерпела фиаско. Полное. (
Проект ЭАОС был снова заморожен на неопределённое время.

Для саба нужен беспроблемный усилитель.
В доме как раз есть Амфитон-У-002.

Была выполнена проверка усилителя тональной посылкой 40Гц 100мс (уровень в SpectraLab -3 дБ ) на нагрузку 4 Ом:

Норма.
Уровень -1,5 дБ:

Совсем плохо. (

Открыл крышку, залез осциллографом на питание.
Без нагрузки (линия питания +27,5В):

А вот под нагрузкой:

Надо что-то менять.

10. Первый шаг на пути улучшения характеристик Усилителя Амфитон-У-002.
Ну конечно же замена конденсаторов по питанию.
В каждом канале — четыре конденсатора 2000 мкФ*50В (по два конденсатора в каждой линии питания).
Было решено поменять каждый 2-й конденсатор 2000 мкФ на новый 10000 мкФ*50В.

На замену четырёх конденсаторов потратил примерно 4 часа.
Отпаять провода оказалось не просто: выводы попросту вырывались из старых конденсаторов, т.к. проводники загнуты крючком и обляпаны припоем.
Вот четвёрка после демонтажа:

Правый канал УМ после замены конденсаторов:

Что в результате?
Линия +27,5В под нагрузкой:

Тональная посылка -1,5 дБ:

Норма.

Тональная посылка 0 дБ:

Заменой конденсаторов удалось добавить +1,5 дБ для максимальной мощности.

11.

Похм…, ой, о чём это я

Утро 2.01.2021. Усилитель стоит на рабочем столе без верхней крышки.
Всё располагает для дальнейшей работы с ним.

ТЗ на доработку:
— увеличить скорость нарастания (SR) хотя бы до 15 В/мкс
— по возможности улучшить устойчивость
— минимум изменений в оригинальной схеме (т.е. никаких замен транзисторов на современные полупроводники)

Почему именно такой 3-й пункт?
Всё просто: чтобы «перепахать» платы УМ потребуется сначала их извлечь из корпуса.
А это не просто.
Можно конечно это сделать быстренько бокорезами. А как обратно?

12. Входной каскад усилителя Амфитон-У-002-2021.
Прежде, чем заняться частотной коррекцией, надо кое-что уточнить по заводской схеме (см. пункт 7 ).

Источники тока (на транзисторе VT3) — это недоразумение.
Потому что в качестве стабилитрона использован транзистор КТ315 (VT1).
Во-первых, это не паспортный режим. Во-вторых, какое там напряжение на этом «стабилитроне»?
Чтобы не теряться в догадках, живые замеры:
падение напряжения на R7 в ЛК — 7,16В, в ПК — 6,5В.
Соответственно ток ИСТ: 2,2 мА (ЛК) и 1,97 мА (ПК).

Какое из двух значений ближе к задуманному разработчиками? Фз.
Пусть 2 мА (по 1мА в плечо диффкаскада).

Для дальнейшей работы входной каскад был «отделён» от остальной схемы, чтобы определиться с изменениями:

Собран ИСТ, обеспечивающий 1мА в плечо. Все остальные элементы — без изменений.
ООС отсутствует.
Схему «перекосило»: на выходе -30В.

Да, ООС всё исправит, но входной каскад будет работать с перекосом.

После несложных изменений входной каскад был отбалансирован:

Но значение ИСТ пришлось увеличить до 2,5 мА.

13. Вот только сейчас можно приступить к частотной коррекции.
Применена т.н. «коррекция ».
Сначала — без ООС:

Резисторы, соединяющие базы транзисторов диффкаскада с нулём, заменены на 1,8 кОм.
Это не ошибка. Об этом чуть позже.
Полученная ФЧХ:

Супер!

14. Теперь интегрируем новый входной каскад в схему усилителя:

Усилитель, естественно, охвачен ООС. Поэтому ФЧХ изменилась:

Частота единичного усиления 5 МГц.

Обратите внимание, что делитель в цепи ООС — 1:9 (усиление понижено до 10, т.е. всего 20 дБ).
Это резисторы 2 кОм и 18 кОм.

Выходное сопротивление этого делителя 1,8 кОм. Поэтому в п.13 было использовано это значение.

Можно немного поиграться значениями элементов частотной коррекции.
В результате немного другая ФЧХ с новые значения ЧК:

И так, «прогноз» для будущей схемы:
Частота единичного усиления 6 МГц.
Фазовый сдвиг на 6 МГц — минус 86 градусов.
Нормально.

Скорость нарастания выходного напряжения 14 В/мкс

Коэффициент гармоник 0,02%

Всё, технологический перерыв:

15. 3.01.2021. Финишная кривая.
Очень тяжело совмещать празднование НГ, аккуратную работу за паяльником и написание обзора.

Окончательная схема усилителя Амфитон-У-002-v2021.

Красный «Х» — означает «удалить».
Зачёркнутый номинал элемента означает изменение (рядом зелёным цветом указано новое значение).
Синим цветом — добавляемые элементы.

К сожалению, не нашлась схема расположения элементов на ПП УМ Амфитон-У-002.
Пришлось потратить час на зарисовки:

Пошаговая инструкция по доработке.
15.1 Заменить конденсаторы по питанию (см. пункт 10).

15.2 Перестроить ИСТ (на VT3) на значение 2,5 мА.
Транзистор VT1 (КТ315) заменить на стабилитрон КС168А.
Необходимо подобрать пару стабилитронов с напряжением 6,0 В при токе 0,25 мА.
Для значения 6В были рассчитаны резисторы R7=2,2 кОм.
Заменить R7 на 2,2 кОм.
Напряжение на резисторе R7 д.б. около 5,4 В.

15.3 Заменить R15 и R16 (на 470 Ом и 300 Ом соответственно).
Напряжение на резисторе R17=120 Ом около 0,83 В.

15.4 Демонтировать R5 (тут на свой вкус: выпаять или просто выкусить бокорезами: лично я выкусил).

Включить УМ, проверить напряжение смещения на выходе каждого канала: д.б. в пределах 25 мВ.

Если напряжение несколько больше (у меня получилось -60мВ в ПК), то следует подстроить R4.
Если смещение в «минус», то уменьшить R4, если в «плюс», то увеличить.

Изменение на 100 Ом даёт изменение по выходу около 50 мВ.
Мне пришлось поставить 1,1 кОм, в результате в ПК -7мВ.

В ЛК ничего не подстраивал: -16мВ.

15.5 Демонтировать R13.
Заменить R11 на 2 кОм.

Т.о. получили делитель ООС 1:9, чтобы усиление было 10 (т.е. 20дБ).
Опционально: заменить R1 на 100 Ом.

15.6 Включить УМ, убедиться, что всё нормально по каждому каналу.
Естественно, выключить УМ.

15.7 Теперь самая «интимная» часть УМ — частотная коррекция.
Демонтировать C4, C6, C8, C9.
Вот эти конденсаторы, которые не давали свободно дышать усилителю:

Заменить R5 на 100 Ом (последовательно с ним будет конденсатор 15 нФ).

15.8 Установка конденсаторов 10..12пФ (красный корпус) и 15пФ (голубой корпус) на ПП:

15.9 Установка конденсатора 15 нФ на ПП:

15.10 Запуск УМ после изменения частотной коррекции рекомендуется выполнить при использовании специализированного БП (чёрная коробка на фото) иили ламповой защиты.

Специализированный БП — это двухполярный БП +-30В с ограничением по мощности 30 Вт (специально стоит слабый трансформатор и конденсаторы всего по 2200 мкФ; и по одному СВП 0,65А по каждой полярности).

Каждый канал включается поочерёдно. Осциллографом проверяем выход на отсутствие генерации и прочих неприятностей.
Если всё нормально, можно отключить предохранительные устройства и использовать далее родное питание УМ.

15.11 Опционально: выполнить замену входных и выходных разъёмов.
15.12 Опционально: заменить плату защиты АС от постоянки на выходе УМ (в моём УМ это уже давно сделано).
15.13 Опционально: отключить защиту от перегрузки по току (удалить VD4 и VD5)
15.14 Последний штрих: замена предохранителей по питанию УМ на СВП 2,5А 60В:

16. Замеры.
Скорость нарастания по ПК 15В/мкс:

Скорость нарастания по ЛК 15В/мкс:

Коэффициент гармоник без нагрузки:

Коэффициент гармоник с нагрузкой 4 Ом:

Для сравнения,

до переделки

было:

Всё! Можно закручивать винтики на крышках, подключать АС и слушать.

17. Прослушивание состоялось на АС Heco.
Саб не использовался, т.к. НЧ несколько отвлекают.
По звуку усилитель Амфитон-У-002-2021 очень похож на своего
недавно доработанного собрата — Амфитон-У-101М.

Ситуация с НЧ, естественно, улучшилась (из-за снижения усиления с 20 до 10 увеличился коэффициент демпфирования).
Ну и замена конденсаторов по питанию не прошла бесследно.
Кадр на память по окончанию прослушивания:

18. Итоги, выводы:
— скорость нарастания увеличена в три раза (до 15 В/мкс)
— коэффициент гармоник снизить не удалось, но получилась доминирующая 2-я гармоника, что нехарактерно для транзисторных усилителей
— программа моделирования Multisim 10 отлично справляется с расчётом скорости нарастания SR
— расчёт Кг (THD), как правило, мимо: фактические значения Кг в 90% случаев получаются хуже расчётных
— расчёт АЧХ и ФЧХ усилителей достаточно точен
— расчёт АЧХ и ФЧХ пассивных фильтров и активных фильтров на ОУ — идеал ©

Возможно, можно было бы получить параметры ещё лучше.
Рецепт прост: демонтируются все полупроводники с ПП, собирается схема-перевёртыш на 2n5551, 2n5401 и т.д.
Но для этого потребуется полная разборка усилителя.

Самая интересная для доработки схема —

… в усилителе «Лорта-002»

Причина обведена «маркером».

Но 5-й или 6-й УМ в доме — это наверно перебор. ))

Выражаю благодарность В.Шушурину за схемы, потенциал которых так и не смогли раскрыть в серийных изделиях.
Особая благодарность Н.Сухову за его статьи и идеи, которые подсказывают правильный путь в разработках.

Всем удачных запусков усилителей!

Разобраться в советском усилителестроении — это еще тем хороводоводоведом надо быть.
Одинаковые модели с разными названиями.
Разные модели под одним названием.
Всё это — реальность массового производства в Советском Союзе и постапокалиптическом СНГ.
Неужели это такой уродливый отпечаток плановой экономики? Видать, не всё так радужно было, как это сейчас принято вспоминать. Не всё.
То, что я возмущался относительно того, что японцы метят разные модели одинаковыми цифрами, как-то померкло и отошло на задний план. Всё таки, такого бардака у них не было.

Вся информация наскребена с просторов «необъятного», в частности — с замечательного портала LD_Sound.
Еще есть Отечественная радиотехника XX века. У них, видимо, какие-то перетрубации и часть ссылок, находимых Яндексом выдает «404». Причем, уже несколько месяцев.

================================================================================
Начну сразу с резюме и классификации?

Амфитон А1-01, А1-01-1
— не линеаризован входной дифкаскад (резкость),
— сильно кривая раскачка (чётные гармоники).
«Олды». Для истиной полуламповости надо линеаризовать вход и ГСТ в раскачке на резистор поменять. Т.е. допаять 3 резистора на канал.
СделатьУПТ: убрать конденсаторы со входа и ОООС, если не страшно. Благо, регулировка есть.
Пред «шумящий», но «олдовый». Оставить по вкусу для получения пущей ламповости.
Желательно сделать отключаемым.

Амфитон А1-01-2, -3, У-101-1, У-002 — модификация схемы А1-01:
— добавили петлевого второй каскад из линеаризованного ОЭ стал не линеаризованным ДК),
— та же «кривая» раскачка
ИМХО, ни то ни сё: кол-во гармоник удавили глубиной ОООС, их источник оставили на месте, удлинили их «хвост». На слух должно быть хуже А1-01.

Амфитон 002, 25У-202С, 50У-202С — вполне нормальные усилители начала 70х.
Раскачка однотактная, но более симметричная, чм у А1-01 и Ко.
+ Вход линеаризован,
+ отличный пред с полевичками (оторвать от него тембры и никогда о них не вспоминать, оставить усиление 1:3 — 1:7).
Должны звучать весьма недурственно. Даже в не переделанном виде.
Из этих трёх лучше 25У и 50У из-за дискретного РГ. Обычный начинает шуршать.
Есть ХОРОШИЙ потенциал для доработки.
Основное, что гадит — конденсаторы в сигнале и ОООС и тембры. Удалить — будет на 2 порядка лучше.
Варианты переделки:
— Переделать в УПТ, благо, регулировка есть, если не страшно: удалить конденсаторы в сигнале и ОООС
— Удалить тембры, предусилитель, который ведал темброблоком, использовать или как пред после РГ с Ку 5-7, или как входной буфер перед РГ.
— Раз теперь пред частично усиливает, то можно КУ УМ уменьшить для пользы дела (увеличить петлевое). Для этого надо уменьшить делитель ООС УМ.
— УМ перевести в инвертирующий.
— Уменьшить коррекцию.
— В идеале — совместить. входной каскад преда (на полевиках) с остальным усилителем. Сделать ООС по-Деноновски (когда конденсатор есть, но ток через него не идёт — он не «гадит»). Это уже проще на новых платах делать.
— Совсем в идеале — выкинуть УН_УМ, оставить только повторитель. Использовать пред как усилитель раскачки, далее влепить дискриминатор искажений (как в Денон РОА-1500, 3000Z, 2200, 4400, 6600, 7700, 790, 8000). Правда, неизвестно, как DDS будет сочетаться с честным АВ. В «Корвет 088С» и Вега 25У-122С как-то сочетается. В Денон — только РеалБиас модели (Супер-А).

Амфитон У-002М, 35У-002С, 75У-202С, 35У-202С, 35У-101С, 75У-101С, 75У-101С
— УМ те же, что у 002, 25У-202С, 50У-202С,
— преды уже на 544УД2,
— пластиковые морды, … .
— Говорят, хорошие, но редкие резисторы в РГ.

ИМХО, потенциал переделки ниже, чем у 002, 25У-202С, 50У-202С:
— никакой тебе брутальности — морда пластиковая.
— преды на ОУ — их только выдирать вообще. Ну, или оставлять, если у вас нет предрассудков относительно ОУ.

================================================================================

Итак, «Амфитонов» производилось пять с половиной принципиально разных видов:

Амфитон А1-01 Стерео Hi-Fi четырёх реинкарнаций (просто с 1981 года, -1 с 1982, -2 с 1983, -3 (нет информации)). В инструкции написано, что различались они только цветом передней панели и кожуха, по факту народ находил и разницу в топологии ПП и даже схеме.

Полный размер

Амфитон А1-01

Данные: 9,5(11,5) kg 125(155) W 430х125х405(395) 20W@4Ohm/0,3% 20Hz — 20 kHz
2У выпускалась на Ульяновском механическом заводе, просто 2 – Львовское ЛПО им. Ленина (будущая ЛОРТА)
Компоновка «так себе», а точнее, довольно бестолковая.

Полный размер

Схема УМ Амфитон А1-01

Схема простейшая, «короткая», но не-Лин-овская, достойная начала 70х, без особых «огрехов»:
вход — дифкаскад, не линеаризован (ой-ой).
далее сразу раскачка: линеаризованный ОЭ/100 (Ок, пусть, более-менее) -> ЭП (это даже хорошо!) -> ГСТ -> bias/protect -> трёхкаскадный квазикомплиментарный выходной повторитель.

От «классической» Лин-2 схему отличает наличие повторителя в каскаде раскачки. Что это дает? Это дает асимметрию выходного сопротивления каскада, и как следствие, разную СН (Скорость Нарастания) в «+» и в «-«. При корректировке усилителя он всё равно корректируется так, чтобы итоговая СН была +/- одинаковой. Потому для чего так сделано, мне не совсем ясно.

Тем не менее, любая асимметричность внутри УМ дает чётные гармоники на выходе, что может быть более благоприятно воспринято на слух, чем аналогичная конструкция, даже с меньшим кол-вом нечетных гармоник, но если они преобладают. Т.е. чётных еще меньше, и в общем и целом сильно меньше.

В принципе, схема более-менее стандартна для начала 70х …, асимметрична (больше чётные гармоники), но на ней не добиться нормальной ПСН.

Зачем нужна ПСН и МегаГерцы полосы усилеия — это смотрите, читайте, думайте сами. Я не готов объяснять. Уже есть статеечка. Смотрите у меня.

Тут человек намерил 5В/мкс. Если уменьшать коррекцию — вылезает явная асимметричность раскачки: в одну сторону она тянет хорошо, в другую — так себе. Симметризованные каскады раскачки мне нравятся гораздо больше — они и побыстрее и помощнее, что, в сущности, следствие одно другого. По ссылке человек получил порядка 20В/мкс, что гораздо интереснее.

ИМХО: весьма «олдовый» усилитель.
================================================================================

Амфитон У-101-1 — «это модернизированная версия А1-01. Отличия плат переключения среза фильтра, отличия платы защиты (у А1-01 на ней находится диодный мост оконечников, на У-101 диодный мост на платах УМ, на каждой свой), плата темброблока такая же(отличия только в схеме), платы оконечников тоже разные, ну и собственно трансформатор, на У-101 он мощнее и содержит по две обмотки для каждого УМ.В схемах тоже есть отличия. У 101-1 питание +-35 вольт, против +-27 вольт у А1.»
11,5 kg 125W 430х125х405 25W@4Ohm/0,3% 20Hz — 20 kHz
Внутренняя компоновка в общем, осталась прежней.
Схема на него дадена от Амфитон А1-01-2, а в этой схеме — только темброблок. Надо сказать, построенный в лучших традициях 50х — 60х. «Когда в стране деталей не хватало — …».

Полный размер

Схема предварительного усиления и темброблока Амфитон А1-01

Т.е. остаемся без схемы УМ. Если пред такой же во всех усилителях этой серии, то я в шоке.

Обратите внимание: темброблок ПОЛУ-ПАССИВНЫЙ. Т.е. находится в ОООС инвертирующего усилителя с довольно небольшой глубиной ОООС. А выглядит как пассивный т.к. на схеме находится между буферным и инвертирующим усилителями.

ИМХО: -//- предыдущему т.к. почти ничего не изменилось.

================================================================================

Амфитон 25У-101С-1
«Более модернизирован, чем У-101-1.
Схож внешне с АМФИТОН-А1-01-1 стерео Hi-Fi.
Не является аналогом Амфитона А1-01-1.
Это совершенно другой усилитель.
Оконечник у него, как у Амфитона У-002. А схему найти на 25У-101С не получится, ее как бы и нету.»

Отонокаконо … Думаю, где-то есть, искать не имею желания.

================================================================================

Амфитон 002

«Симметричная» Hi-End компоновка.
Транс посередине,
8 конденсаторов вертикально рядом с платами УМ,
обычный РГ,
переключалка АС на Ж задней панели между соотв. разъемов.
Разъёмы DIN 41529 (точка — тире). На 25У-002С дискретный РГ.
Выход на 1 паре КТ864/КТ865 в ТО-3.

Полный размер

Плата УМ Амфитон 002

Схема более традиционная и менее «косая»:
— схема сменила «полярность»: начинается с PNP дифкаскада.
— линеаризован входной ДифКаскад — КРУТО!
— схема, видимо, рассчитывалась на работу как УПТ (имеется регулировка симметричности входного дифкаскада), но на входе стоит конденсатор, и в ОС — тоже конденсатор. Это, как известно, звук не озонирует. Но есть варианты их безболезненно ампутировать …
— поменяли местами ЭП и ОЭ в каскаде раскачки. Теперь на ГСТ работает ОЭ с более высоким выходным сопротивлением, чем ЭП, что делает работу схемы симметричнее, а ЭП перед схемой с ОЭ понижает выходное сопротивление пред. каскада и таки делает должен сделать схему чуть быстрее.

dk_PNP100/1k2 -> ef_NPN/1k2 -> oe_NPN27/GST -> Bias/protect -> 3x_ef.

Полный размер

схема УМ Амфитон 002

Частотным св-вам внимания не уделено,
коррекция опять всё удушивает до 5В/мкс (доработка до 20В/мкс .
Получить более высокую ПСН, чем от А1-01, от данной схемы не получилось. Те же самые 20В/мкс. Видимо, ПСН ограничивает не переход ДК-Раскачка.

Полный размер

пред Амфитон 002

Зато имеем более чем интересный согласующий усилитель (предусилитель), которому не хватает пары транзисторов в каскаде раскачки (Cascode/IUI), он-же усилитель темброблока. Похожие применяли Марк Левинсон, Маранц, … .
Вот этот согласующий пред бы в качестве первых стадий в УМ … . «Губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича … «.
Выкинуть старую схему и сделать с нуля новую, проще. А конструктив данного УМ мне весьма нравится. ХайЭндовый.

================================================================================

АМФИТОН У-002 Стерео
Схема является скорее развитием схемы А1-01, чем АМФИТОН 002. Видите разницу? Амфитон 002 и Амфитон У-002. Одна буковка, а усилители весьма разные:
— опять «прямая полярность» — с NPN дифкаскадом на входе.
— второй каскад из ОЭ стал дифкаскадом,
— далее — тот самый асимметричный ЭП/ГСТ.
— Регулировка постоянки в базах входного ДК (это уже не симметричность).
— конденсаторы на входе и в ОООС остались, есть некий шанс от них избавиться. Не зря же регулировку постоянки сделали?
— Линеаризации ни одного каскада нет.
Налицо гонка за высоким петлевым. Мне такие усилители не нравятся.
Возможно, именно такая схема у УМ Амфитон 25У-101С-1 (т.к. он «вырос» из А1-01)

Полный размер

Схема УМ Амфитон У-002

dk_NPN/820 -> dk_PNP/1k3 -> ef_NPN/GST -> Bias/protect -> 2x_ef KT818ГМ/KT819ГМ (TO-3).

Согласующий усилитель (усилитель тембров) остались прежними (номиналы не смотрел).
Выход, безусловно, гораздо лучше, чем в просто 002, но в общем и целом УМ не представляет из себя ничего интересного.

ИМХО: хуже и А1-01 и Амфитон 002. Но надежда есть.

Переделки:
— Линеаризовать входной каскад (добавить 2 резистора).
— Избавиться от конденсаторов на входе и в ОООС
— сделать 2-тактную раскачку: неиспользуемую половинку сигнала со второго ДК перекинуть к минусовой шине через каскод (тр-р с ОБ, Базой на общую, Эмиттером к ДК, коллектором к «-«) и сделать ТЗ (Токовое Зеркало) к VT7, т.е. еще один КТ815 (лучше ставить пары из одной партии) в диодном включении и 120 Ом.
Т.е. всего 5 деталей добавляется: 2 резистора по 100 — 200 Ом во входной ДК, 2 тр-ра (каскод и ТЗ) и резистор 120 Ом в ТЗ.
А. Да. Можно линеаризовать и второй ДК. Туда резисторы по 10 Ом.

================================================================================

Амфитон 25У-002С

Получил дискретный РГ.
Возможно, отличаются преды (т.к. платы другие).
Платы УМ ОЧЕНЬ ПОХОЖИ на оные от Амфитон-002 (не Амфитон У-002) (? — сам запутался).

ИМХО: наверное, самый аппетитный из вышеосмотренных (если пред такой же интересный).

Переделки, есссно, те же.

================================================================================

Амфитон 25У-202С, Амфитон 50У-202С, Лорта 50У-202 С — продолжение Амфитон 002 (не У-002), но с большими конденсаторами, лежащими горизонтально и с дискретным РГ.

Полный размер

Схема УМ Амфитон 25У-002С

Вот такие они хитрые, эти ребята в этом Львовском ЛПО им. Ленина. Чтоб враги не догадались :-).

ИМХО: интереснее, чем предшественник — Амфитон 002 (не У-002)

================================================================================

Амфитон У-002М (видимо, начальное название),
Амфитон 35У-002С (а был ли мальчик?),
Амфитон 35У-202С,
Амфитон 75У-202С,
Лорта 75У-202С.
Если верить Интернету, они все одинаковые (переименовка в соотв с ГОСТ).

Полный размер

Амфитон 35У-202С, Амфитон 75У-202С, Лорта 75У-202С

Пластиковая морда передняя панель, 3 тембра на КР544УД2, светодиодные индикаторы уровня сигнала, тороидальный трансформатор. Схема УМ аналогична Амфитон 002/25У-202С/50У-202С. 2 Конденсатора выпрямителя между трансформатором и задней панелью.

Полный размер

Схема УМ Амфитон 35У-202С, Амфитон 75У-202С, Лорта 75У-202С

================================================================================

Амфитон 35У-101С, Амфитон 75У-101С, Лорта 75У-101С Пластиковая морда передняя панель, эквалайзер, светодиодные индикаторы уровня сигнала, пред, естественно, на ОУ (вы хотели эквалайзер на рассыпухе?). Тороидальный трансформатор. Одна пара АС. Выходные терминалы — клеммы.

Полный размер

Амфитон 35У-101С, Амфитон 75У-101С, Лорта 75У-101С

Схема похожа на Амфитон 002/25У-202С/50У-202С, но с отличиями:

Полный размер

Схема УМ Амфитон 35У-101С, Амфитон 75У-101С, Лорта 75У-101С

— в раскачке добавился одинокий каскод.
— Конденсаторов явно пожалели.
— убрали балансировку входного дифкаскада, линеаризацию оставили.

В целом выглядит как упрощённый, но с увеличенным функционалом Амфитон 35У-202С / 75У-202С,

================================================================================

В общем, ничего, что я захотел бы себе оставить в непеределанном / заводском виде из интегральников «Амфитон», я не обнаружил.

Вот конструктив у них весьма брутальный, как и положено.

Если что-то где-то перепутал — ногами не пинайте. Вся информация «сборная» и крайне запутанная.

=============================== UPD ========================================

Посмотрел еще раз схемы.
Амфитон А1-01, А1-01-1 — не линеаризован входной дифкаскад (резкость), сильно кривая раскачка (чётные гармоники).
Амфитон А1-01, А1-01-1 — хорошие кандидаты. Для истиной полуламповости надо было еще ГСТ в раскачке на резистор поменять. Вход линеаризовать. Т.е. допаять 3 резистора на канал. СделатьУПТ (убрать конденсаторы), если не страшно. Есссно выкинуть к чёрту этот жуткий пред. Хотя нет. Оставить для получения пущей ламповости. Но сделать отключаемым.

Амфитон А1-01-2, -3, У-101-1, У-002 — добавили петлевого, кривая раскачка (ИМХО, ни то ни сё).

Амфитон 002, 25У-202С, 50У-202С — вполне нормальные усилители начала 70х. Асимметричные, но менее кривые, чем предыдущие. Есть потенциал. Вход линеаризован, отличный пред (оторвать от него тембры и никогда о них не вспоминать, оставить усиление 1:3 — 1:7).
Должны звучать весьма недурственно. Даже в не сильно переделанном виде (с оторванными тембрами).
Из этих лучше 25У и 50У из-за дискретного РГ. Обычный начинает шуршать, да и вообще, дискретник — это понтово.
Основное, что гадит — конденсаторы в сигнале и тембры. Удалить — уже будет на 2 порядка лучше.

Варианты переделки:
1. Удалить конденсаторы в сигнале и тембры, переделать в УПТ, благо, регулировка есть. Это если не страшно.
2. Т.к. пред должен что-то делать, а раньше он тембрами «занимался», можно отдать ему часть функции усиления напряжения. Раз теперь пред частично усиливает, то можно КУ УМ уменьшить для пользы дела (увеличить петлевое). Для этого надо уменьшить делитель ООС УМ. УМ перевести в инвертирующий. Уменьшить коррекцию.
3. В идеале — совместить. входной каскад преда (на полевиках) с остальным усилителем. Сделать ООС по-Деноновски (когда конденсатор есть, но ток через него не идёт — он не «гадит»). Это уже проще на новых платах делать.
4. Совсем в идеале — выкинуть УН_УМ, оставить только повторитель. Использовать пред как усилитель раскачки, далее влепить дискриминатор искажений (как в Денон РОА-1500, 3000Z, 2200, 4400, 6600, 7700, 790, 8000). Правда, неизвестно, как DDS будет сочетаться с честным АВ. В Денон — только РеалБиас модели.

Амфитон У-002М, 35У-002С, 75У-202С, 35У-202С, 35У-101С, 75У-101С, 75У-101С — УМ те же, что у 002, 25У-202С, 50У-202С, но преды уже на 544УД2, пластиковые морды, … . Говорят, хорошие, но редкие резисторы в РГ. ИМХО, потенциал переделки ниже, чем у 002, 25У-202С, 50У-202С:
— никакой тебе брутальности — морда пластиковая
— преды на ОУ — их только выдирать вообще. ну или оставлять, если у вас нет предрассудков отн. ОУ.

*******************************************************************************************************************
Список используемых мной сокращений.
Мои предыдущие публикации:
Made in USSR: Усилители «Электроника».
Made in USSR: RRR Radiotehnika — предусилители и оконечники.
Made in USSR: RRR Radiotehnika. Полные усилители.
Made in USSR: УНЧ50-8
Made in USSR: Усилители «Вега» — БРЗ
Made in USSR: компонентные системы «Амфитон» (преды и оконечники).
Made in USSR: Введение в Амфитоноведение. Интегральные усилители.
Denon всё. Каталог.
Denon: Потеряшки» от Денона. Ищем «родственников».
Denon: Весь «Optical Class A» в одной статье. Denon PMA-1520, 860, 1060, 1560, 980, 1080, 715R, 915R, 1315R, 725R, 925R, Denon POA-2400, 4400A, 6600A, 800, 3000RG, 5000, 2800.
Denon: Real Bias и Direct Distrtion Servo от Denon: как работают, что за приблуда на двух ОУ, и для чего?
Denon: «Взрослые дядьки» от Denon 1984-1987 — последователи POA-8000: NonFB & RealBias gen.2
Denon POA-3000Z (1984): Чей я сын ?
Denon POA-1500 ищет родственников.
Denon: Изучаем Denon POA-3000.
Denon: «взрослые дядьки» от Denon 1976 — 1977
Denon PMA-S1: правильный ли UHC MOS? Детективное расследование, или как собирать информацию.
Denon 1993 — настоящее время. Эпоха UHC-MOS: POA-1500 / 2000 (I, II, III, IV), POA-1500/2000AE, 1510/2010AE, 1520/2020AE, 1600/2500NE
DENON 1987 — 1992. Optical Class A: PMA-1520, PMA-1560, 1060, 860, PMA-1080R, 980R
DENON 1983 — 1986. Denon 1983 — 1986. Эпоха бюджетного Hi-End: Denon PMA-790, PMA-960, PMA-900V
DENON 1980 — 1981. Эпоха «New Class A»: PMA-550, PMA-950, PMA-970
DENON 1975 — 1980. «Полуламповая» эпоха: PMA-800 Z, PMA-701, эпоха симметричного входного каскада: PMA-630, PMA-830, PMA-850
Denon POA-8000. Монстр без ООС. Но с 7 ОУ в тракте.
DENON POA-S1. Что такое UHC-MOS (Ultra High Current-MOS), как оно должно выглядеть, и как оно работает.
Denon PMA-1500/2000. Что с ними не так, и правда ли он — удешевленная версия Denon POA-S1? Разберем конструкцию, схему и идею.
Amplifier Guide. Part 3. Глубоко философская. И совсем без картинок.
Amplifier Guide. Part 2. Исследование Сервис-Мануалов.
Amplifier Guide. Part 1. Почём фунт усиления, или что можно сказать об усилителе, изучив его ДатаШит (характеристики)?

Усилитель звука — самый важный компонент любой акустической системы. Это знает всякий, кто хоть немного разбирается в звуке. Но беда в том, что современные усилители от таких гигантов, как «Ямаха» и «Пионер» стоят баснословных денег. Что делать, если бюджет ограничен, а качественного звучания хочется? Выход есть: советские аудиоустройства.

Они стоят копейки, а по качеству ничуть не уступают даже многим современным ресиверам Hi-End класса. Одним из них является усилитель «Амфитон-002». Этот монстр способен обеспечить высококачественное звучание за чисто символические деньги. Конечно, при условии наличия соответствующей акустической системы и «правильных» соединительных проводов. Теперь рассмотрим подробнее это устройство. Но сначала несколько слов о производителе.

амфитон 002

Немного о компании

В Советском Союзе было много хороших усилителей. Одним из них был «Амфитон». Его выпускало Львовское ПО имени Ленина (ныне ПО «Лорта»). Выпуск «Амфитон-002» начался еще в 1983 году. И с тех пор конструкция усилителя принципиально не изменилась. И действительно, зачем менять то, что и без того отлично работает? Именно такого мнения придерживались руководители ПО имени Ленина. Однако с середины девяностых годов прошлого столетия ПО перестало существовать. Соответственно, с прилавков магазинов исчезли устройства марки «Амфитон».

Нужно отметить, что помимо усилителей под маркой «Амфитон» выпускались и весьма приличные акустические системы мощностью от 25 до 150 Ватт. Причем, это были «реальные» ватты, а не выдуманные (которые популярны у современных производителей). Можно сказать, что усилитель «Амфитон-002» является последним успешным творением ПО имени Ленина. После него всякая разработка прекратилась. А вскоре и само ПО приказало долго жить. Но техника «Амфитон» до сих пор ценится меломанами. Даже некоторые аудиофилы уважают эту марку.

Внешний вид и дизайн

Усилитель «Амфитон-002 Стерео» выглядел весьма внушительно. Он выполнен из толстого металла. Причем металл покрывает его со всех сторон. На передней панели расположены элементы управления. Здесь бросается в глаза огромная ручка регулятора громкости. Это весьма удобно, так как можно свободно ориентироваться в элементах управления в полной темноте. Боковые грани устройства служат теплоотводным радиатором и имеют ребристую поверхность. Это придает усилителю несколько футуристичный вид. Выглядит он мощно и достойно.

усилитель амфитон 002

На задней панели располагается набор разъемов, переключатель акустических систем и разъем дополнительного питания. Весит «Амфитон-002 Стерео» 9 килограмм. Это приличный результат. Любой качественный усилитель довольно тяжел, так как его компоненты далеко не бюджетные. На верхней панели, которая также выполнена из цельного листа металла, имеются «жабры» решетки охлаждения. Это позволяет более эффективно отводить тепло от компонентов усилителя. Однако перейдем к другим особенностям этого устройства.

Технические характеристики усилителя

Итак, рассмотрим подробнее «Амфитон-002». Характеристики устройства позволяют его использовать в тандеме с Hi-End акустическими системами. Судите сами. Номинальная мощность составляет 25 Ватт. Максимальная кратковременная мощность — 100 Ватт. Частотный диапазон варьируется от 40 до 16 000 герц. Это вполне приемлемый результат. Особенно если учесть «возраст» усилителя. Диапазон воспроизводимых частот находится между 20 и 25 000 Гц. Это уже выделяет устройство на фоне похожих усилителей советского производства.

амфитон 002 схема

«Амфитон У-002 Стерео» также может похвастаться приличным усилением низких частот, идеальным воспроизведением высоких и отличным воспроизведением средних частот. Причем совершенно неважно, из какого источника идет звук. Также отсутствует шипение на высокой громкости, которое характерно для многих советских усилителей начального уровня. В качестве разъемов для подключения аппаратуры используются пятиштырьковые гнезда. Подключить компьютер или проигрыватель компакт-дисков не составит никакого труда, поскольку в розничной продаже есть много переходников.

Дополнительные опции

Усилитель «Амфитон-002» обладает некоторыми особенностями, которые делают его использование более комфортным. К ним относится и возможность подключения нескольких источников звука. На передней панели имеется регулятор типа «Селектор», который позволяет выбрать устройство воспроизведения. Также есть два режима работы: моно и стерео. Есть кнопка исправления звуковой картины при прослушивании звука с виниловых пластинок и кнопка выравнивания низких частот на минимальной громкости. Вообще, многие считают именно этот усилитель лучшим из «Амфитонов». И дело здесь вовсе не в его классе. Просто он сделан очень качественно и имеет множество полезных опций.

амфитон 002 характеристики

«Амфитон-002» способен выдать отличнейший, глубокий бас. Многие используют это устройство как усилитель низких частот. И они отчасти правы. Однако при этом усилитель на отлично справляется с другими частотами. Для тонкой настройки звуковой картинки есть специальные регуляторы, которые помогут настроить тембр и все основные частоты. Этот усилитель можно считать одним из самых функциональных, среди тех, что выпускались в Советском Союзе до и после. А теперь перейдем к другому разделу нашего материала.

Ремонт усилителя

Как и вся советская техника, это устройство отлично поддается ремонту. При выходе из строя какого-либо компонента заменить его не составит никакого труда. Нужно только правильно определить, что именно сломалось. А дальше все пойдет, как по маслу. Однако для того, чтоб отремонтировать усилитель самому, нужно хоть немного разбираться в радиотехнике. Без этого нечего даже лезть во внутренности «Амфитона-002». Ремонт прост еще и потому, что найти подходящие детали или их аналоги — не проблема. Достаточно зайти в любой радиомагазин. Конденсаторы, обмотки, провода, трансформаторы — все это есть в продаже.

амфитон у 002 стерео

Однако есть еще одна особенность ремонта «Амфитон-002». Схема усилителя должна в обязательном порядке присутствовать перед глазами. Без нее разобраться в том, что намудрили советские инженеры не представляется возможным. Если же вы не имеете времени для того, чтобы починить усилитель, то можно занести его в любую мастерскую. Там с радостью возьмутся за ремонт сего агрегата. И возьмут не особо дорого, ибо детали дешевы. А для ремонта нужен всего лишь обычный паяльник.

амфитон 002

Качество звука

Как уже говорилось выше, «Амфитон-002» — устройство Hi-End класса. А это значит, что усилитель способен обеспечивать весьма высококачественное звучание. Правда, качество зависит от многих факторов. Первым делом нужно обратить внимание на источник звука. Это должен быть либо проигрыватель компакт-дисков неплохого уровня, либо компьютер с внешним ЦАПом. Но и на компьютере нужно воспроизводить отнюдь не обычные МР3-файлы, а форматы без потери качества (FLAC, APE, WavPack). Только тогда можно будет насладиться действительно качественным звуком.

усилитель амфитон 002 стерео

Однако не стоит забывать и о качестве соединительных проводов. Использовать дешевые шнуры от неизвестных производителей недопустимо. Они не смогут обеспечить достойного качества. Да и некоторые компоненты самого усилителя можно заменить на современные аналоги, которые иногда бывают намного добротнее советских. Вот тогда усилитель зазвучит именно так, как задумано производителем. Но доработка не обязательна. И без того звук очень неплох.

Где купить?

В настоящее время найти оригинальный «Амфитон-002» в розничной продаже не представляется возможным. То есть новое устройство купить нереально. Его можно искать только на вторичном рынке. Вот на всевозможных «барахолках» вполне можно купить такой усилитель в хорошем состоянии. Иногда даже могут попасться доработанные модели, которые могут похвастаться более качественным звуком. Цена такого «Амфитона» может варьироваться от 1 000 до 2 000 рублей. Это недорого. Особенно если учесть класс устройства.

Положительные отзывы владельцев

Изучать отзывы необходимо. Особенно в отношении таких устройств, как усилители. Именно они способны объяснить потенциальному покупателю, насколько качественный звук способен выдавать тот или иной ресивер. Так что же говорят люди об «Амфитон У-002»? Отзывы об этом устройстве по большей части положительные. Владельцы хвалят качественный и четкий звук, богатые нижние частоты и полноценные верхние. Также многим нравится оформление усилителя. Он выглядит действительно внушительно: блестящий, металлический, с надежными регуляторами. Прочный корпус из толстостенного металла — тоже повод для гордости. Но более всего пользователей впечатляют цена и совместимость устройства со всеми пассивными акустическими системами.

амфитон 002 ремонт

Отрицательные отзывы владельцев

Здесь конструктивной критики почти нет. К примеру, многие жалуются на чрезмерный вес усилителя. Любое мнение должно быть услышано, но для сравнения — усилитель «Бриг» весит 25 килограмм! Есть пользователи, которым не нравится звук устройства. Конечно, не стоит ожидать от советского усилителя качества Hi-End уровня Yamaha или Bowers&Wilkins. Таких чудес не бывает, особенно за 1 000 рублей. Больше никаких отрицательных отзывов об этом усилителе найдено не было. А это может означать только одно — продукт, действительно, качественный

В заключение

Итак, мы рассмотрели усилитель «Амфитон-002». Что можно сказать о нем? Это отличный ресивер, который способен обеспечивать высококлассный звук (при условии сопоставимых компонентов акустической системы). Он обладает эффектной внешностью и возможностью воспроизведения из нескольких источников. Но главное его достоинство заключается в стоимости. За символическую сумму можно получить надежное устройство высокого уровня. «Амфитон» отлично подойдет для устройства зоны с высококачественным звуком. Тем более, что найти его на вторичном рынке не составляет никакого труда. Да и в ремонте он неприхотлив. Не говоря уже о доработке и обслуживании.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ахд 2000 экспресс инструкция по применению
  • Карвелис таблетки инструкция по применению цена отзывы
  • Suitable for the whole body инструкция по применению
  • Лампа для маникюра как пользоваться инструкция по применению
  • Как плести волосы для девочек пошаговая инструкция красивые косы