Анализ дистервег руководство по образованию немецких учителей

Описание
педагогической
системы
должно
быть у всех в гос.вопросах,так что учите
оттуда

«Руководство
к образованию немецких учителей»
Дистервега,
написанное в 1835 году — произведение,
содержит полное изложение классических
принципов дидактики.

Можно
сказать, что в этом произведении
Дистервега представлено самое точное
и высокое изложение теории «традиционной»
школы – как она должна бы преподаваться
в педагогических институтах и
реализовываться в большинстве учебных
заведений.

Здесь
он изложил свои прогрессивные взгляды
на общие задачи и принципы обучения.

I.Правила
обучения, относящиеся к ученику, к
субъекту:

  1. Обучай природосообразно!

  2. Руководствуйся при
    обучении естественными ступенями
    развития подрастающего человека!

  3. Начинай обучение,
    исходя из уровня развития ученика, и
    продолжай его последовательно,
    непрерывно, без пропусков и основательно!

  4. Не учи тому, что для
    ученика, пока он это учит, ещё не нужно,
    и не учи тому, что для ученика впоследствии
    не будет более нужно!

  5. Обучай наглядно!

  6. Переходи от близкого
    к далёкому, от простого к сложному, от
    более лёгкого к более трудному, от
    известного к неизвестному!

  7. Веди обучение не
    научным, а элементарным способом!

  8. Преследуй всегда
    формальную цель или одновременно
    формальную и материальную

  9. Никогда не учи тому,
    чего ученик ещё не в состоянии усвоить!

  10. Заботься о том,
    чтобы ученики не забывали того, что
    выучили!

  11. Не муштровать, не
    воспитывать и образовывать ad hoc, а
    заложить общие основы человеческого,
    гражданского и национального образования!

  12. Приучай ученика
    работать, заставь его не только полюбить
    работу, но настолько с ней сродниться,
    чтобы она стала его второй натурой!

  13. Считайся с
    индивидуальностью твоих учеников!

II. Правила обучения,
касающиеся учебного материала, объекта

  1. Распределяй материал
    каждого учебного предмета в соответствии
    с уровнем развития и (вышеуказанными)
    законами развития ученика!

  2. Задерживайся главным
    образом на изучении основ!

  3. При обосновании
    производных положений возвращайся
    почаще к первоначальным основным
    понятиям и выводи первые из последних!

  4. Распределяй каждый
    материал на известные ступени и небольшие
    законченные части!

  5. Указывай на каждой
    ступени отдельные части последующего
    материала и, не допуская существенных
    перерывов, приводи из него отдельные
    данные, чтобы возбудить любознательность
    ученика, не удовлетворяя её, однако, в
    полной мере!

  6. Распределяй и
    располагай материал таким образом,
    чтобы (где только возможно) на следующей
    ступени при изучении нового снова
    повторялось предыдущее!

  7. Связывай родственные
    по содержанию предметы!

  8. Переходи от предмета
    к его обозначению, а не наоборот!

  9. Считайся при выборе
    метода обучения с природой предмета!

  10. Распределяй учебный
    материал не на основе надуманных
    понятий, общих схем, а всегда рассматривай
    его всесторонне!

  11. Выводи последующие
    положения не посредством общих действий,
    но развивай их из природы предмета!

  12. Содержание обучения
    должно соответствовать уровню современной
    науки

III. Правила обучения
в соответствии с внешними условиями,
временем, местом, положением и т.д.

  1. Проходи со своими
    учениками предметы скорее последовательно,
    чем одновременно!

  2. Считайся с
    (предполагаемым) будущим положением
    твоего воспитанника!

  3. Обучай культуросообразно!

IV. Правила обучения,
касающиеся учителя

  1. Старайся сделать
    обучение увлекательным (интересным)!

  2. Обучай энергично!

  3. Заставляй ученика
    правильно устно излагать учебный
    материал! Следи всегда за хорошим
    выговором, отчётливым ударением, ясным
    изложением и логическим построением
    речи!

  4. Никогда не
    останавливайся!

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Лекция 7.

ТЕМА: Зарубежная педагогическая мысль первой половины ХIХ века.

ПЛАН:

1. Педагогические взгляды А. Дистервега

а) основные принципы воспитания;

б) дидактическое учение А.Дистервега;

в) требования к учителю.

Рекомендуемые материалы

2. Педагогическая теория Иоганна Фридриха Гербарта.

3. Педагогическое учение и опыты Р.Оуэна (изучить самостоятельно).

Литература:

1. Дистервег А.  Руководство к образованию немецких учителей. // Избран. пед. соч. – М., 1956. — С. 55-212.

2. Дистервег А.  О природосообразности и культуросообразности воспитания.  // Там же. — С. 227-234.

3. Принципы Песталоцци в воспитании и образовании // Там же. —  С. 246-258.

4. Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост А.И. Пискунов. – М., 1983. — С. 324-354.

5. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания // Там же. – С. 332-354.

6. Очерки истории школы и педагогики за рубежом (XVIII – ХХ ст.). Часть 2. – М., 1989.

7. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1998.

1. Педагогические взгляды А. Дистервега

Одним из замечательных педагогов-демократов первой половины ХIХ века, «учителем немецких учителей», организатором первых учительских обществ и союзов был Адольф Дистервег (1790 – 1866).

Родился 29 октября 1790 года в семье чиновника судебного ведомства в небольшом промышленном городе Зиген, в Вестфалии. По окончании латинской школы Дистервег в 1805 г. поступил в Герборнский университет, где изучал математику, философию и историю. В 1809 г. он перевелся оттуда в Тюбингенский университет, где закончил курс в 1811 г.

В университетские годы Дистервег напряженно занимается самообразованием, ибо его не удовлетворяет догматическое преподавание. На его мировоззрение влияли идеи просветительской философии XVIII в., передовой немецкой литературы Лессинга, Гердера, Шиллера, Гёте. Дистервег также познакомился в университетские годы с передовыми педагогическими идеями Руссо и Песталоцци.

По окончанию высшей школы Дистервег намеревался стать инженером и направился в Дюссельдорф, чтобы сдать соответственный экзамен. Однако в связи с военной обстановкой сделать этого не удалось и Дистервег обосновался в Маннгейме, где его брат был учителем гимназии. Здесь Дистервег получил место домашнего учителя. Затем один год  работал учителем математики в гимназии г.. В 1813 г. он перевелся в образцовую среднюю школу города Франкфурта. Там он попал в среду педагогов — приверженцев Песталоцци. Пятилетняя работа в этой школе оказала решительное влияние на формирование педагогических взглядов Дистервега, ставшего на песталоццианские позиции.

В 1818 – 1820 гг. Дистервег был учителем и вторым ректором в латинской школе реформаторской общины г. Эльберфельда-на-Рейне.

В 1820 году Дистервег возглавил вновь учрежденную учительскую семинарию в городе Мёрсе Рейнской области. Под его руководством за 12 лет было подготовлено 200 учителей для начальных школ Рейнской области. Разработанный им план семинарии в Мёрсе был признан образцовым и положен в основу других прусских семинарий. В 1827 году Дистервег основал специальный педагогический журнал “Rheinische Blätter für Erziehung und Unterricht nut besonderer Berücksichtigung des Volksschulwesens” («Рейнские листки для воспитания и обучения, в которых особое внимание уделяется народной школе). В «Рейнских листках» было опубликовано 400 статей Дистервега.

Основная тема публикаций – подготовка учителей, пропаганда принципов обучения Песталоцци.

В 1832 – 1847 гг. Дистервег был директором семинарии для учителей народных школ в Берлине. В 1832 г. – организовал «Педагогическое общество», в феврале 1840 г. – «Младшее берлинское учительское общество». В 1841 г. Дистервег преобразовал возникший еще в 1813 г. «Старый учительский союз» в «Товарищеское учительское общество». Все эти организации раз в год устраивали объединенными усилиями «берлинский учительский праздник», на котором проводилась конференция по ряду педагогических вопросов.

В 1835 г. опубликовано «Руководство к образованию немецких учителей».

В 1847 г. – прусское правительство уволило Дистервега с должности, а в 1850 г., после разгрома революции Дистервег полностью ушел в отставку.

Однако и после отставки Дистервег продолжал оставаться вождем немецкого народного учительства. Он был избран председателем всегерманского учительского союза. Дистервег активно боролся с изданными в 1845 г. прусскими регулятивами — реакционными школьными Законами. Согласно им подготовка учителя должна сводится к усвоению лишь элементарных знаний, необходимых в его будущей деятельности. Запрещалось чтение классической литературы. Вместо педагогики и методики предлагалось изучать школоведение – умение осуществлять надзор в угоду правительству и церкви. Большое внимание уделялось религиозному обучению. В 1865 г. состоялось празднование 75-летнего юбилея выдающегося немецкого педагога.

7 июля 1866 года Дистервег умер от холеры.

Основные принципы воспитания.

Дистервег всесторонне обосновал идею общечеловеческого воспитания, реализацию которой он связывал с общепедагогическими принципами.

1. Природособразность воспитания – воспитание должно совершаться в соответствии с естественным ходом развития самой детской природы. Однако Дистервег рассматривал человеческую природу как неизменную абстрактную сущность. Он не понимал, что в процессе исторического развития изменяется и их природа. «Естественные существа могут стать только тем и должны стать только тем, для чего они созданы».

Воспитание, считал Дистервег, должно возбуждать развитие. «Без возбуждения не может быть развития. Воспитывать – значит возбуждать.» (Руководство…, с. 117). Педагог должен знать природу ребенка, а для этого надо изучить психологию, являющейся основой науки о воспитании.

Исходя из данных психологической науки, Дистервег выделяет 3 этапа в развитии ребенка.

I. 6-9 лет – преобладание ощущений

2. 9-14 лет – развитие памяти и накопление представлений. Начинается развитие абстрактного мышления.

3. После 14 лет – период рассудка, переходит в формирование начал разума.

Важно отметить, что Дистервег говорит о преобладании одной из психических функций на определенном возвратном этапе.

 2. Культуросообразность воспитания – «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить – одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика». Иначе говоря, воспитание ребенка осуществляется в окружающих общественных условиях.

3. Самодеятельность – естественное развитие способностей ребенка связано с развитием умственной самостоятельности, умением самостоятельно рассуждать.

Дидактиктическое учение.

Дидактическое учение Дистервег излагает в виде 33 законов и правил обучения, которые распределяет по 4 рубрикам:

1) правила, относящиеся к ученику, к субъекту;

2) правила, касающиеся учебного материала, объекта;

3) правила обучения, касающиеся внешних условий (времени, места, коллектива);

4) правила, касающиеся учителя.

Их разграничение – не абсолютно.

Дистервег создает дидактику развивающего обучения. Основная го задача развивающего обучения– возбуждение познавательных способностей ученика, которые должны развиваться в усвоении и поисках истины.

Обучение должно формировать личность человека, носить воспитательный характер. Оно развивает не только умственные силы ребенка, но и его убеждения, моральные чувства, характер.

Дистервег ориентировался на следующие дидактические принципы:

1. Наглядность – «от примеров нужно идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них к словам». Дистервег не ограничивается предметной наглядностью. Он предлагает использовать картинки, аналогии, воспоминания детей.

Принцип природосообразности и наглядности в обучении находит у Дистервега выражение в правилах:

а). От близкого к далекому,

б). От простого к сложному,

в). От более легкого к более трудному,

г). От известного к неизвестному.

2. Сознательное усвоение материала.

3. Учет возрастных особенностей («Никогда не учи тему, чего ребенок не в состоянии усвоить») и индивидуальных особенностей.

4. Систематичность обучения – «Распределяй каждый материал на известные ступени и на небольшие законченные части».

5. Повторение – «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили».

Вслед за Песталоцци, он выдвигает на первое место формальную цель образования – правильно придавать главное значение не предмету, но силе, приобретенной учеником благодаря его усвоению».

Подчеркивая значение формальной цели образованию, Дистервег не считал, что детей необходимо вооружать знаниями, которые им не пригодятся в жизни. И он приходит к мысли о связи формального образования с материальным. Дистервег защищал идею общего образования в противовес ранней специализации.

Методы и организация обучения.

Дистервег обосновал ряд методов обучения. Среди них важное место занимает элементарный метод. Он предполагает идти в обучении от наглядности, начиная с единичного. Элементарный метод должен быть развивающим. Дистервег предлагает использовать диалогический – вопросное обучение.

Требования к учителю.

«Учитель для школы – то же, что солнце для вселенной. Он источник той силы, которая приводит в движение всю машину».

Требования:

Ø знать предмет,

Ø любить детей,

Ø быть способным твердо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы, а для этого ему нужна сильная воля,

Ø учитель должен быть строг, требователен, но справедлив, обладать педагогическим тактом,

Ø обладать высокими моральными качествами, гражданским мужеством,

Ø иметь определенное общественное лицо,

Ø заниматься самообразованием.

Педагогічні погляди А.Дістервега

Мета виховання: виховання гуманних, свідомих громадян, які люблять свій народ і людство.

Принципи виховання: природовідповідністі, культуровідповідальності, самодіяльності.

Дидактичне вчення про розумову освіту дітей.

Завдання

розумового

виховання

Дидактика розвивального, виховального характеру

Вимоги до  вчителя

Розвиток розумових сил і здібностей дітей, спрямованих на всебічний розвиток і моральне виховання – “знаходь задоволення у розвитку або в русі: 1)власному, 2)своїх учнів.

Викладена у вигляді законів і правил навчання у “Посібнику до освіти німецьких учителів”: “Навчай природо відповідно!”,

“Навчай наочно!”,

Вам также может быть полезна лекция «Романтизма как художественное направление».

“Від близького до далекого”,

“Від простого до складного”,

“Від більш легкого до більш важкого”,

“Від відомого до невідомого”,

“Веди навчання не науковим, а елементарним способом”.

Любов до своєї професії і до дітей, вимогливість, справедливість, сильна воля, громадянська мужність, прогресивні переконання, систематична робота над собою, добра мова, виразний виклад, логічна побудова мови; досконало знати свій предмет, бути взірцем для вихованців; гарний учитель для школи – це те ж саме, сонце для всесвіту.

Слайд 1

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866)

Слайд 3

Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту. Обучай природосообразно, 2.Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека 3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно! 4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно. 5. Обучай наглядно. 6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному. 7. Веди обучение не научным, а элементарным способом.

Слайд 4

Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта. 1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика. 2. Задерживайся, главным образом, на изучении основ. 3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних. 4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части. 5.Связывай родственные по содержанию предметы. 6. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот.

Слайд 5

Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно. 2. Считайся с (предлагаемым) будущим положением твоего воспитанника. 3. Обучай культуросообразно .

Слайд 6

Правила обучения, касающиеся учителя. 1.Старайся сделать обучение увлекательным (интересным). 2. Обучай энергично. 3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи. 4. Никогда не останавливайся.

Слайд 7

Цитаты, афоризмы, выссказывания А.Дистервега «…ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить и переработать». Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. Неправильное знание хуже, чем незнание. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует. .

Слайд 8

Дистервег Адольф «Руководство к образованию немецких учителей» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Презентацию подготовил воспитатель: Доронин Александр Олегович 2019 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виды оперативных планов порядок их составления оперативное руководство работой станции
  • Дтс035 руководство по эксплуатации
  • Как пользоваться программой скайп пошаговая инструкция по применению
  • Аппарат фея для носа инструкция по применению прогревания
  • Хлебопечка severin 3983 инструкция на русском