9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА
9.4. Ответственность, полномочия и взаимосвязи
Это может быть генеральный директор или его заместитель. Подводный камень: назначают ответственного человека, не имеющего определенных полномочий.
Для эффективного функционирования системы менеджмента качества важны хорошие информационные связи (рис. 9.1). Руководство обеспечивает процесс обмена информацией, активно поощряет обратную связь с сотрудниками с целью улучшения деятельности организации, вовлекает их в достижение целей качества.
Рис. 9.1. Информационные связи системы менеджмента качества
Обмен информацией, как правило, включает: информирование, проводимое руководством на рабочих местах; совещания; использование доски объявлений;
обмен информацией по электронной почте и специально выделенным общим ресурсам сети;
web-сайт организации и другие средства информирования.
9.5. Анализсостороныруководства
Высшее руководство определяет методы измерения деятельности организации, чтобы установить, достигнуты ли запланированные цели и другие показатели успеха. Эти методы представляются в стандарте предприятия. Информация, полученная в результате таких измерений и оценок, рассматривается как входные данные для анализа со стороны руководства.
Анализ со стороны руководства – это процесс оценивания результативности и эффективности системы менеджмента качества высшим руководством с целью принятия решений, обеспечивающих ее пригодность и адекватность. Результаты анализа представляются в виде исходных данных при планировании улучшения деятельности организации.
Управление качеством. Электрон. учеб. пособие |
-153- |
9.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА
9.5.Анализ со стороны руководства
5.6.Анализ со стороны руководства
5.6.1. Общие положения
Высшее руководство должно через запланированные промежутки времени проводить анализ системы менеджмента качества для обеспечения уверенности в сохранении ее пригодности, адекватности и результативности. Этот анализ должен включать оценку возможностей для улучшений и необходимости изменений системы менеджмента качества, включая политику и цели в области качества.
Должны вестись и сохраняться записи об анализе со стороны руководства
(см. п. 4.2.4).
5.6.2. Входные данные для анализа
Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать информацию:
a) о результатах аудитов;
б) обратной связи с потребителем; в) результатах функционирования процессов и степени соответствия продукции;
г) состоянии предупреждающих и корректирующих действий; д) результатах деятельности, являющихся следствием предыдущих анализов со
стороны руководства; е) изменениях, которые могут повлиять на систему менеджмента качества;
ж) рекомендациях по улучшению.
5.6.3. Выходные данные (результаты) анализа
Результаты анализа со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся:
a) к повышению результативности системы менеджмента качества и ее процес-
сов;
б) улучшению продукции с точки зрения требований потребителя; в) потребностям в ресурсах.
Проводить анализ системы менеджмента качества достаточно один раз в год. Если планируются или внедряются изменения в систему, то такой анализ надо проводить чаще.
Для того чтобы гарантировать полноту анализа всей системы менеджмента качества, необходимо учесть, что анализ должен охватывать следующие аспекты:
соответствие политики и целей в области качества современным нуждам организации;
функционирование системы менеджмента качества и достижение поставленных целей в области качества;
любые проблемы в области качества и действия по их разрешению; любые претензии потребителей; отчеты об аудите качества (как внутреннего, так и внешнего);
необходимые области изменений или усовершенствований; информацию обо всех мероприятиях, выполненных по результатам
предыдущих анализов.
Выявляя проблемы, относящиеся к перечисленным выше областям, и основываясь на результатах анализа, можно в дальнейшем разрабатывать и пересматривать стратегические бизнес-планы организации и планы дальнейших действий в области качества. Например, если внедрены усовершенство-
Управление качеством. Электрон. учеб. пособие |
-154- |
9.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА
9.5.Анализ со стороны руководства
вания и разрешены проблемы, то можно пересмотреть способы и глубину инспекционных проверок. Следует ответить на вопрос, сохраняют ли они свое значение или благодаря их модификации и внедрению других методов контроля можно сэкономить средства, поскольку устранены причины возникавших ранее проблем.
«Анализ со стороны руководства» и «аудит» – разные понятия. Это с очевидностью следует из того, что результаты аудита являются одним из объектов рассмотрения при анализе.
Методы анализа со стороны руководства должны соответствовать особенностям бизнеса и могут включать:
официальные совещания с повесткой дня, расписанием и документально оформленными планами мероприятий;
совещания в форме видеоконференций или с использованием внутренней компьютерной сети;
частные анализы, проводимые на различных уровнях внутри организации с последующими докладами высшему руководству, которое изучает соответствующие отчеты. В малом бизнесе этот анализ может быть частью ежегодного общего собрания, проведения которого требует закон;
отчеты о результатах анализа, сводящие все рассмотренные вопросы и запланированные мероприятия с датами выполнения. Эти отчеты могут составляться в форме, наиболее подходящей для данной организации, например в виде записей в дневнике, официально оформленных повестки дня и протокола. Отчеты составляют, распространяют и хранят на бумаге или на электронных носителях.
По результатам анализа могут вырабатываться и внедряться некоторые решения. Это не означает, что каждое такое решение должно относиться к одной из трех категорий, упомянутых в стандарте. Важно лишь определить, на сколько то или иное решение обосновано, имеются ли необходимые ресурсы для его проведения в жизнь и как оно должно быть реализовано.
Контрольныевопросы
1.Дайте определение понятию «высшее руководство».
2.Какие обязательства берет на себя высшее руководство в области ка-
чества?
3.Кто является заинтересованными сторонами организации?
4.Что такое политика в области качества?
5.На что направлена политика в области качества?
6.Дайте определение понятию «миссия организации».
7.Для чего используется политика в области качества?
8.Каким образом политика в области качества доводится до сведения персонала?
9.Для чего устанавливаются цели в области качества организации?
10.Что включается в цели в области качества?
Управление качеством. Электрон. учеб. пособие |
-155- |
9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА
Контрольные вопросы
11.С какой целью в организации проводится планирование?
12.Какие информационные связи системы менеджмента качества устанавливаются?
13.Что такое анализ со стороны руководства?
14.Что является входными и выходными данными для анализа со стороны руководства?
15.Какие аспекты охватывает анализ со стороны руководства?
Управление качеством. Электрон. учеб. пособие |
-156- |
Отчет включает в себя:
1) Статус действий предыдущих анализов со стороны руководства (9.3.2.a):
- количество выполненных / невыполненных (с указанием причин невыполнения) действий.
2) Изменения внешних и внутренних проблем, имеющих отношение к СМБПП, включая изменения в организации и ее контексте (9.3.2. b):
- законодательство и изменения в нем (в т.ч. и внутреннее);
- изменения конъюнктуры рынка (положительные и отрицательные);
- изменения рынка.
3) Информация о производительности и эффективности СМБПП, включая тенденции:
— результата (-ов) мероприятий по обновлению системы:
- предложения по усовершенствованию СМБПП;
- количество обученного персонала по каждой из разработанных программ;
- количество новых видов продукции (с точки зрения безопасности пищевой продукции (БПП));
- перестройка производственных помещений;
- количество новых видов сырья (с точки зрения БПП);
- количество поломок и остановок оборудования.
— Результатов мониторинга и измерения;
— анализа результатов действий по верификации, связанных с ППУ и планом управления опасностью (см. 8.8.2):
- количество проверенной продукции, полуфабрикатов (проверяются на соответствие показателям качества в собственной лаборатории);
- количество проверенной продукции, полуфабрикатов (проверяются в независимой лаборатории);
- количество отклонений от норм.
— Результаты анализов по ППР;
— несоответствий и корректирующих действий:
- основные несоответствия, выявленные за отчетный период;
- выполнение коррекции и корректирующих действий по выявленным несоответствиям за отчетный период.
— Результатов аудита (внутреннего и внешнего);
— проверок (например, нормативных, со стороны клиентов:
- количество внутренних аудитов и проверенных подразделений;
- количество санитарных аудитов подразделений;
- основные замечания, выявленные в рамках внутреннего и санитарного аудитов;
- выполнение коррекции и корректирующих действий по результатам санитарного и внутреннего аудитов;
- количество внешних аудитов;
- основные несоответствия и контроль их устранения.
— Производительности внешних поставщиков.
Претензии по работе с поставщиками (сырье и материалы и услуги), все несоответствия
— обзора рисков и возможностей и эффективности мер, предпринятых для их решения (см. 6.1):
- актуализация анализа рисков по новому сырью / новой ГП / изменения в технологическом процессе;
- актуализация анализа рисков в связи с обновленными внешними данными.
— Степени выполнения задач СМБПП:
степень достижения поставленных задач – выполненных / невыполненных (с указанием причин невыполнения).
4) Достаточности ресурсов:
- предложения по усовершенствованию СМБПП.
5) Любой произошедшей чрезвычайной ситуации, случайности или изъятия / отзыва.
- количество и перечень произошедших чрезвычайных обстоятельств;
- мероприятия по корректировке процедуры «Действия персонала в случае аварийной ситуации»;
- тренировочный отзыв (количество и результаты);
- реальные отзывы (количество, результаты, последствия для потребителей).
6) Соответствующая информация, полученная посредством обмена с внешними организациями и внутри организации, включая запросы и жалобы от заинтересованных сторон:
- работа поставщиков сырья, вспомогательных материалов;
- работа поставщиков услуг;
- работа подрядных организаций;
- количество и анализ принятых жалоб и рекламаций (причины; понесенные затраты; принятые меры).
7) Возможности постоянного улучшения:
- итог по входным данным.
Татьяна Васильевна Болотова
Эксперт по предмету «Управление качеством»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Анализ СМК — это систематическая и формализованная деятельность руководства организации по определению пригодности, адекватности, результативности и эффективности системы менеджмента качества.
Общее положение об анализе СМК со стороны руководства
Международный стандарт ISO 9001 требует от организации регулярного проведения анализа системы менеджмента качества. Он представляет собой систематическую и четко формализованную деятельность, которая проводится высшим руководством организации и заключается в определении пригодности и адекватности системы менеджмента качества, ее результативного и эффективного функционирования.
Ответственность за проведение анализа СМК обычно несет высшее руководство. В то же время он проводиться на всех уровнях управления организации — стратегическом, тактическом и оперативном. Следовательно, за проведение анализа СМК отвечает руководитель каждого уровня, но только по своей зоне ответственности.
Рекомендуется реализация «каскадного» принципа организации анализа СМК. Это означает, что аналитические работы необходимо проводить на уровне реализуемых проектов, структурных подразделений, и организации в целом с собственными показателями периодичности, объема и формы.
Значение анализа СМК со стороны высшего руководства состоит в том, что его проведение в соответствии с четким документированным порядком позволит наладить «вертикаль» системы отчетности для принятия адекватных управленческих решений на основе фактов (объективных свидетельств).
Анализ СМК как документированная процедура
Анализ СМК со стороны руководства организации не входит в перечень обязательных документированных процедур. Однако специалисты рекомендуют составить и принять специальный документ, в котором был бы зафиксирован четкий порядок проведения анализа СМК на всех уровнях.
Документированная процедура «Анализ СМК со стороны руководства» должна регламентировать следующие вопросы:
- частота и периодичность проведения анализа СМК (раз в месяц / в квартал / в год и т. д.);
- повестка дня и состав исходных данных для проведения анализа СМК;
- список участников анализа СМК (руководители соответствующего уровня управления и др.);
- порядок и длительность проведения анализа СМК (зависит от уровня управления);
- способ документального представления результатов анализа СМК;
- состав выходных данных для анализа СМК;
- лица, которые будут нести ответственность за организацию анализа СМК (как правило, руководители соответствующего уровня управления);
- критерии внепланового проведения анализа СМК.
«Анализ СМК со стороны высшего руководства» 👇
Содержание анализа СМК со стороны руководства
Анализ системы менеджмента качества со стороны высшего руководства организации, как правило, содержательно представлен рассмотрением следующих аспектов:
- статус мер, которые были приняты по итогам предыдущих анализов СМК со стороны высшего руководства;
- изменения внешних и внутренних факторов, которые оказывают воздействие на систему менеджмента качества организации;
- достаточность ресурсов организации;
- результативность действий, которые были предприняты в отношении рисков и возможностей;
- возможности для улучшения СМК;
- информация о результатах деятельности и результативности системы менеджмента качества.
Кроме того, проведение высшим руководством анализа системы менеджмента качества организации в обязательном порядке предполагает изучение удовлетворенности потребителей и отзывов, полученных от соответствующих заинтересованных сторон. Необходимо зафиксировать текущие степени достижения целей в области качества и значения показателей процессов и продукции.
Особое внимание при анализе СМК руководители организации должны обратить на существующие (выявленные) и потенциальные несоответствия. Для этого нужно подробно изучить результаты мониторинга, измерений, аудитов, а также деятельность внешних поставщиков. Следовательно, по итогам анализа СМК должны быть приняты решения о совершении корректирующих и предупреждающих действий, соответственно.
Сам процесс анализа результативности СМК традиционно состоит из следующих этапов работ:
- Планирование мероприятий по проведению анализа.
- Формирование входных данных.
- Анализ результативности СМК.
- Формирование выходных данных.
Входные и выходные данные для анализа СМК
В качестве источников данных для анализа СМК со стороны руководства в большинстве случаев используются результаты аудитов (проверок), обратную связь от потребителей, рекомендации по улучшению, функционирование процессов и соответствие продукции, статус действий по корректировке или предупреждению несоответствий, изменения, которые могли повлиять на СМК, последующие действия, которые вытекают из предыдущего анализа СМК.
Выходными данными анализа СМК со стороны руководства будут решения и действия, предпринимаемые с целью повышения результативности СМК и процессов организации, улучшения продукции (в соответствии с потребительскими запросами), потребности в ресурсах.
Возможно использование различных форм выражения решений, которые могут быть приняты по итогам анализа СМК со стороны руководства. Так, для стратегического уровня управления, можно оформлять решения в виде протокола, а на оперативном уровне управления руководители зачастую ведут записи в личном дневнике руководителя.
Таким образом, одним из важных элементов менеджмента качества в современной организации является анализ его системы, который инициируется и проводится представителями высшего руководства. Его проведение является необходимым для того, чтобы своевременно выявлялись несоответствия в организации, предпринимались соответствующие действий и, тем самым, удовлетворялись требования руководителей и других заинтересованных сторон.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
1) Определенных типовых бланков и графиков нет и быть не может. Правила придумываются самолично, прописываются в СМК. Вот если Вы сами для себя придумаете типовую форму — то будет на вашем предприятии типовая форма. Извне не возьмете.
2) По порядку проведения анализа по тексту ГОСТ.
«в соответствии с предварительно установленным графиком и процедурой» — у вас должно в СМК быть прописано, как часто, когда и каким образом вы анализируете смк. Это может быть отдельная процедура, инструкция, например «Документированная процедура «Анализ со стороны руководства», м.б. раздел в РК).
«Высшее руководство» в ИЛ — нач.лаб. Есть мнение некоторых экспертов, что к анализу надо привлекать директора ООО если он не начлаб, т.к. в итоге денег на все дает он. Я это мнение разделяю, у меня анализ проводит начлаб+директор.
«Периодически проводить анализ» — в СМК задайте периодичность, классика — ежегодно в 1 квартале, и придерживайтесь заданной периодичности.
«Пригодность политики и процедур» — в ходе анализа должны оценить, надо ли менять политику в области качества, документы СМК (м.б. изменение законодательства и нд, планы на расширение/сокращение оа, много-много косяков в работе = смк фиговенькая и требует внимания, пересмотра, прочие причины необходимости изменения внутренних документов)
«Отчеты руководящих и контролирующих сотрудников» — для анализа вам надо как-то собрать информацию о работе лаборатории за истекший год, которую будете анализировать. О движении, учебе, экзаменовке, аттестации персонала, приобретении материальных ценностей, результатах проверок — внутренних (внутренние аудиты) и внешних (росаккредитация, инспекция труда, прокуратура и т.д.), работе с поставщиками — кто косячит, кто молодец, какие были проблемы (не забывайте о поставщиках услуг), кто много денег стал хотеть и надо менять, субподрядчиками, результатах кд и пд, мси, объем работы в количествах заявок, финансовые показатели работы, грядущие изменения в законах и нд и проч. Директор и начлаб конечно ребята мозговитые, но всего за год упомнить и знать не могут. Поэтому справку в произвольной (или закрепленной вами в смк) форме готовят отдел кадров, финансисты, менеджер по качеству, метролог, плановый отдел и т.д., может вообще у вас один чел за всех. Справки обычно в сравнении с прошлым периодом — для наглядности изменения ситуации (например, в поза том году уволилось 3 человек и доход был 10 млн руб, а в том году уволилось 30 чел и доход 1 млн руб, значит надо че-то срочно делать )
«Результаты последних внутренних проверок» — ответственный за проверки берет годовой график, пишет в отчете сколько было запланировано, сколько сделано, с какими результатами — где и сколько выявлено несоответствий. Может написать в чем причина, кто виноват и что делать. На его усмотрение (или ваше, если закрепите в СМК что ему писать)
«КД и ПД» — аналогично результатам ВА. Кто отвечает за них пишет — чего планировали, чего делали, достигли ли целей. Особенно меня радует обязательный у меня пункт — скока денег на это потратили. И когда потратили, например, 30 тыщ и манагер скромно приписывает, что «кд результативны не в полном объеме» — я точно знаю, что квартальной премии у ответственного за выбор и реализацию кд не будет
«оценки, проведенные сторонними органами» — кто вас проверял за год и каковы результаты — росаккредитация, ГИТ, прокуратура, и иже с ними.
«результаты мси» — чего запланировано, чего сделано, с кем договоры, какие результаты. В отчете ответственный может дать пожелания — с кем на следующий год поработать, по каким показателям/факторам.
«изменения объема и вида работ» — сравниваете показатели доходов/расходов, заказов в штуках (объем работ), вид работ — новые методы исследований, новые факторы, новые направления и т.д. Что произошло за тот год
«обратная связь с заказчиками» — заказчик внутренний, но согласно ГОСТ у вас должен быть механизм получения обратной связи. Как минимум журнал претензий. Как максимум — придумайте какую-нибудь анкету удовлетворенности. В конце концов так и пишите — на словах хвалят. Если проблемы с внутренним заказчиком имеете — фиксировать в журнале обязаны, отражаете все жалобы в справке для анализа. Кстати, а к внутреннему заказчику от его заказчиков жалоб на материалы, вами испытанные, не поступает?
«Претензии» — см. обратную связь
«Рекомендации по улучшению» — может подать любой работник. Плюс в ходе анализа сами соображайте исходя из общей информации, что и где можно улучшить, в этом и есть смысл анализа. Например, мой высококлассный инженер в поза-поза-поза том году на 1 заявку тратили 1 час 10 минут из-за медленно печатающего струйного принтера — протокол на 5 листах, на 1 заявку надо 5-7 протоколов. Заменили ему принтер на новый лазерный, скорость возросла до 35 минут, угрозы срыва заказа больше не возникало. Предложение поступило от него.
«Ресурсы и подготовка персонала» — сколько человек уволилось/устроилось/ушло в декрет, обеспечивают ли они производственные потребности, сколько выучилось, получило вышку, переквалифицировалось, повысило квалификацию, результаты аттестации на соответствие должности, как поживают стажеры и проч.
У меня все эти отчеты собирает менеджер по качеству, изучает, делает какие-то свои пометки, передает мне. С директором садимся, читаем, обсуждаем, делаем выводы. Смотрим, чего планировали в том году, решаем, достигли ли поставленных целей. Разрабатываются планы на будущее. Оформляется протоколом. По каждому пункту — изложение фактов (из отчеты), вывод. Под конец документа — согласованные мероприятия по улучшению, сроки, ответственные. На основе них менеджер по качеству при необходимости готовит План предупреждающих действий.
То что вы пишите «проверка статуса госта… заполняют ли журналы правильно…» — это проверяется в ходе ежегодных внутренних аудитов (проверок). Вот кто их проводит, вам к анализу отчет и подготовит, где напишет «проверяли процесс управления документацией, выявили 1 несоответствие, касающееся управления внешней документации — Петрова из первого отдела пользуется старым ГОСТом. По сему факту провели анализ, установили причину — специалист фонда НД уж месяц как забухал и актуальность документов не проверяет, везде бардак, Провели коррекцию — петровой дали новый документ, благо испытание она еще делать не начала, иначе б была несоответствующая работа со всеми вытекающими. Корректирующим действием выбрано уволить спец.фонда НД, ибо это шестой запой за полгода, а от нашей ИЛ жизни людей зависят.»
Еще Вы пишете «подготовка персонала — стабильно 1 раз в 5 лет». Если у вас написано так в СМК и никаких оговорок, пункту про обеспечение компетентности персонала и определения необходимости в подготовке вы заведомо несоответствуете. А если методику новую внедряете или прибор? А если движуха в кадрах и одного спеца надо обучить еще чему-то? Или он вроде умный-умный, а эксперимент при ПК завалил мама не горюй, хуже стажера… Но это лирика, это касается больше раздела (документа) СМК про управление персоналом. Для анализа со стороны руководства пишите — кого, где, когда проучили на курсах.
Не поняла вопроса «кто подписывается за руководство о качеству за разработку и утверждает»? Вы хотели спросить: 1) Кто утверждает отчет об анализе со стороны руководства? — Кто его составлял (высшее руководство ИЛ — нач.лаб, если пропишете у себя в правилах что это еще и директор — будет и он). Гл.технолог, гл.инженер, нач.производства — руководящие и контролирующие сотрудники — с них отчеты (справки, служебки, как назовете) высшему руководству, чтоб те проанализировали смк.
2) Кто подписывает, разрабатывает, утверждает «Руководство по качеству» (как документ СМК)? Как напишете в документах СМК. Разрабатывают, как правило, менеджер по качеству + ответственный за процесс. Утверждает нач.лаб