Анализ со стороны высшего руководства когда

Как сделать анализ со стороны руководства в СЭМ более эффективным?

Источник: автором статьи является Марк Хаммар – сертифицированный в ASQ (American Society for Quality, – ред.) специалист по качеству и деловому совершенству. В сфере качества эксперт трудится с 1994 года. У него есть опыт работы в сфере аудитов, улучшения процессов, написания процедур для систем управления качеством и систем экологического менеджмента. Марк Хаммар – сертифицированный главный аудитор по стандартам ISO 9001, AS 9100, ISO 14001. Этот текст представляет собой перевод статьи Марка Хаммара.

Вы не одиноки, если думаете, что анализ со стороны руководства – пустая трата времени для вашей СЭМ (Система экологического менеджмента, – ред.). Во многих компаниях так думают. Что такое – этот анализ? Да, по сути, ревизия собранных в результате мониторинга деятельности данных. Обидно, что к процессу, о котором здесь идет речь, так относятся, ведь при правильном подходе анализ данных может стать мощнейшим инструментом постоянного улучшения СЭМ. Большинство компаний подходят к анализу со стороны руководства шаблонно: внедряют жесткий график встреч анализа со стороны руководства в ответ на необходимость соответствовать ISO 14001. На практике это выглядит просто: вдруг, нужно проводить совещание анализа со стороны руководства, о котором успели все забыть и к которому не знают, как готовиться. Но есть другие и лучшие пути, например, можно сделать процесс менее спорадическим, более постоянным и как следствие, результативным. Ключ к решению проблемы – не соответствие требованиям, а улучшение системы менеджмента (больше о том, как наладить стабильный вы можете узнать в нашей статье об анализе со стороны руководства в ISO 9001, – ред.) – «Как сделать анализ со стороны руководства более практическим инструментом?».

Какие для процессов анализа со стороны руководства нужны входные данные?

Анализ со стороны руководства требуется по стандарту ISO 14001, потому что данный процесс позволяет удостовериться в том, что система экологического менеджмента функционирует нормально. Также на совещаниях анализа данных руководители вместе определяют перспективные пути улучшения системы на основе фактов о СЭМ, которые были представлены им. Условием эффективной организации совещаний в рамках анализа со стороны руководства являются правильные входные данные процесса (см. Процессный подход, – ред.). Все необходимые «входы» перечислены в стандарте ISO 14001 (Восемь типов входных данных, – ред.). Однако это совсем не значит, что вы обязаны ограничиваться только теми входами, которые прописаны в нормативы, вы вольны добавить что-то исходя из своей специфики. Ниже я перечислил восемь входов и присовокупил к ним некоторую информацию от себя о том, что следует обдумать и вопросы, которые следует раскрыть, размышляя о состоянии дел с каждым из них у вас:

  • Результаты аудитов и соответствие законодательству. Целью аудитов, которые компания проводит у себя, обычно является установление того, насколько работа процессов соответствует запланированным требованиям. Тут важно забеспокоиться, если эта основная функция внутреннего аудита по каким-то причинам не реализуется. Нужно обратить внимание на то, насколько быстро были обнаружены и решены проблемы в системе, которые привели к неэффективным аудитам и соответствует ли скорость потребностям вашего бизнеса. Затем, примите в расчет еще такой момент: как обстоят дела с соответствием СЭМ и деятельности вашей компании внешним по отношению к ней требованиям, требованиям законодательства.
  • Обратная связь с заинтересованными лицами. Обратная связь и обмен информацией (communication, – ред.) имеет в СЭМ огромное значение. Обследуя процессы коммуникации, постарайтесь установить, удовлетворены ли внешние заинтересованные лица контактами с вами. Уменьшается ли количество жалоб? Растет ли количество позитивных откликов? Можно ли повлиять на работу так, чтобы действия по незначительным жалобам следовали до того, как они сделаются значительными (Жалобы жителей окрестных по отношению к заводу мест на дурной запах, к примеру, – ред.). И самое важное. Есть ли некоторые отклики на вашу работу со стороны госслужб или муниципальных властей?
  • Экологическая деятельность. Как осуществляются ваши процессы в рамках экологических мероприятий? Есть выбросы в атмосферу? Увеличиваются ли они в сторону превышения лимитов или сокращаются? Если есть потребность в улучшении на каком-либо направлении, обеспечены ли улучшения достаточным количеством ресурсов?
  • Статус достижения целей и задач. Насколько успешны и хороши ваши планы достижения целей и задач в области экологического менеджмента? Движетесь ли вы в направлении достижения поставленных задач? С какими результатами вы подошли к промежуточной дате реализации проекта? По этому вы можете судить о том, насколько оправдываются ваши ожидания от него. Если к определенному моменту вы подходите с неудовлетворительными результатами, то, что тогда нужно делать: выделить в программу достижения целей большие ресурсы, скорректировать поставленные задачи или сдвинуть даты? Напротив, если вы двигаетесь быстрее, чем ожидали, то не следует ли сменить цели на более смелые и радикальные?
  • Статус корректирующих и предупреждающих действий. Поймите, вы вкладываете реальные деньги в разработку и внедрение корректирующих действий. Вы платите за устранение «корневых причин» проблем – платите за то, чтобы проблемы не только были устранены, но и больше не давали о себе знать никогда. Отслеживать статус корректирующих и предупреждающих действий крайне важно. Если действие в рамках процессов корректирующих и предупреждающих действий отнимает слишком много времени или на него уходят большие суммы, тогда что-то не в порядке. Своевременное исправление ситуации может быть равносильно разнице между успешным решением проблемы и пустой тратой ресурсов. Больше по этому вопросу читайте в нашей статье «Корректирующие и предупреждающие действия для поддержки экологического менеджмента предприятия».

Проверка результативности действий, предпринятых по результатам предыдущего совещания анализа со стороны руководства

Не понимаю, зачем вообще что-то делать, беспокоиться, если не получить окончательного ответа на вопрос: были ли предпринятые действия результативными? Проверочные мероприятия вслед за изменениями в работе СЭМ нужны, чтобы понять насколько оперативно все было сделано и точно ли удалось избавиться от потенциальных проблем. Не это ли главная причина добросовестно анализировать проделанную работу? Или вы делаете работу, потому что кто-то вам сказал ее делать?

  • Изменение обстоятельств. Если вы отслеживаете изменения конъюнктуры вокруг вас, то знаете о предстоящих изменениях законодательных требований к вашим процессам. Гораздо проще вводить необходимые новшества в свою работу по своему графику, а не плетясь в хвосте событий, когда вы вынуждены в спешке, узнав в последний момент о наличии нового закона, что-то предпринимать. Если вы аккуратно анализируете предстоящие изменения внешних обстоятельств, то на уровне менеджмента получаете шанс адекватно принять необходимые решения и эффективно распределить ресурсы, а также время их предоставления исполнителям. В конечном счете все это должно сэкономить ваше время и ваши деньги при реализации процессов СЭМ.
  • Рекомендации по улучшениям. Вы когда-нибудь получали рационализаторские предложения от сотрудников и предложения по улучшениям от внешних заинтересованных в вашей работе сторон? Если так, то была неизбежна фаза их оценки на предмет, применимы ли они и могут ли они сэкономить издержки. Что тут надо сказать, так это то, что при отрицательном решении по инициативе важно ответить тому, кто ее подал.

Каковы требуемые выходные данные из процессов анализа со стороны руководства СЭМ?

По вопросу анализа со стороны руководства в стандарте на системы экологического менеджмента существует полная ясность: «Выходные данные должны содержать любые решения и действия, имеющие отношение к изменениям в экологической политике, целях, задачах и в других элементах СЭМ, которая функционирует в соответствии с принципами постоянного улучшения». Резюмируя это, можно свести требование ISO 14001 к тому, что выходными данными является все, что делается и используется вами для улучшения СЭМ.

Анализ со стороны руководства может быть мощным драйвером улучшения

Помните, что в ходе совещаний анализа со стороны руководства вы пытаетесь установить не только то, что СЭМ подходящим для вас образом внедрена и служит организационным хребтом, к которому крепятся ваши экологические мероприятия, но и определяете работоспособность этой СЭМ – насколько ее функционирование поддерживается в каждодневной практике. Вот зачем вам анализ со стороны руководства в системе. Но улучшение самих процессов анализа руководства – тоже часть поддержки работы СЭМ, в том числе снабжение программ улучшения достаточными ресурсами. Если вы хорошо управляете ресурсами организации, то ничто не может вам помешать через управление СЭМ делать инвестиции в улучшение и пожинать оправдывающие их обильные плоды.

Источник

АНАЛИЗ СО СТОРОНЫ РУКОВОДСТВА ДЛЯ ЛАБОРАТОРИЙ

Посредством анализа со стороны руководства организация может разработать свою систему качества и всю её структуру.

Цели анализа со стороны руководства

Анализ со стороны руководства поможет организации разработать и улучшить свою систему менеджмента и станет дополнительным инструментом для правильного управления её структурой.

Поэтому необходимо рассматривать все различные процессы организации и изменения, вызванные внутренними и внешними воздействиями.

Следует оценивать политику и цели в области качества и, при необходимости, вносить изменения. Следует четко сформулировать цели и способы их достижения.

Организация анализа со стороны руководства

Целью анализа со стороны руководства является оценка и улучшение всей деятельности организации. Это основная задача высшего руководства и других сотрудников, вовлеченных в процессы принятия решений. Это единственный способ гарантировать, что намеченные цели и задачи могут быть реализованы на оперативном уровне.

Однако кто бы ни организовывал анализ со стороны руководства, итоговая ответственность и окончательные решения должны оставаться за высшим руководством.

Подготовка анализа со стороны руководства

Анализ со стороны руководства следует организовывать через запланированные интервалы. Полезным будет созывать специальные совещания для подготовки анализа со стороны руководства. Количество участников зависит от размера организации. В крупных компаниях специальные совещания следует организовывать в кругу руководства. В небольших компаниях можно вовлечь весь персонал. Как минимум должна быть встреча между руководителем и менеджером по качеству.

Выполнение анализа со стороны руководства

При подготовке совещания уместным будет создание повестки, в которую следует или требуется включить следующие пункты (Требования ISO/IEC 17025:2017, 8.9.2):

  • вопросы предыдущих анализов со стороны руководства;
  • статус действий, запланированных после предыдущих анализов со стороны руководства;
  • достижение поставленных целей;
  • среднесрочные и долгосрочные цели политики в области качества;
  • изменения во внутренних и внешних вопросах, имеющих отношение к лаборатории;
  • изменения объёма и вида работы или области деятельности лаборатории, планы на будущее, включая оценку затрат, развитие персонала и потребности в новом оборудовании;
  • результаты идентификации рисков;
  • пригодность политик и процедур;
  • отчёты от административно-управленческого и руководящего технического персонала и обратная связь от персонала;
  • результат(ы) последних внутренних аудитов;
  • оценки, проводимые внешними органами;
  • результативность реализованных улучшений;
  • анализ корректирующих действий;
  • итоги деятельности по обеспечению достоверности результатов, таких как анализ тенденций изменения результатов межлабораторных сличений или проверок квалификации, анализ тенденций результатов деятельности по мониторингу достоверности результатов;
  • достаточность ресурсов (персонала и оборудования);
  • анализ тенденций жалоб и другой обратной связи от заказчиков;
  • оценка значимых поставщиков;
  • другие значимые факторы, такие как мониторинг деятельности и обучение

Среднесрочные и долгосрочные цели следует четко определить для улучшения системы менеджмента качества. Если некоторые цели не могут быть реализованы в течение предусмотренного календарного плана работ, необходимо проанализировать причины и определить альтернативные цели. Также следует назначить ответственных лиц и определить сроки.

Результаты и записи анализов со стороны руководства

Следует сохранять записи о всех этапах анализа со стороны руководства. Записи могут включать протоколы совещаний вместе с планом действий, ответственными лицами и сроками реализации.

Источник

Анализ со стороны высшего руководства когда

ГОСТ Р 55268-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ

Рекомендации по проведению анализа со стороны руководства

Organization management systems. Guidelines on management review

Дата введения 2013-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Важнейшим элементом любой системы менеджмента является ее периодический анализ, проводимый высшим руководством организации. Требования к такому анализу установлены во всех стандартах на системы менеджмента (ИСО 9001*, ИСО 14001, ИСО 27001, ИСО 50001, OHSAS 18000 и др.). Целью анализа является оценка информации о функционировании системы менеджмента и подготовка решений по ее улучшению и повышению результативности.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

Обобщение и анализ опыта российских организаций по проведению анализа со стороны руководства в рамках различных систем менеджмента по таким аспектам деятельности организаций, как качество, экология, охрана труда и защита информации позволили подготовить настоящие рекомендации, которые могут быть использованы как при анализе системы менеджмента организации в целом, так и отдельных ее аспектов.

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит рекомендации по проведению анализа системы менеджмента со стороны руководства, применимые к любой организации независимо от ее размеров, типа и вида деятельности.

Настоящий стандарт не предназначен для сертификации, регулятивных или договорных целей.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт. Для датированной ссылки применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированной — последнее издание (включая все изменения).

ГОСТ ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ ISO 9000.

4 Общие положения

4.1 Целью анализа системы менеджмента со стороны руководства является обеспечение ее постоянной пригодности, достаточности, результативности и эффективности.

4.2 Анализ включает в себя подготовку входных данных, их обобщение, предварительный анализ данных каждым из входящих в состав высшего руководства организации руководителей, коллегиальное обсуждение входных данных, принятие и оформление решений.

4.3 Коллегиальное обсуждение входных данных, как правило, осуществляется на совещаниях, подготавливаемых и проводимых в соответствии с рекомендациями, приведенными в разделе 5.

При этом в рамках одного совещания могут быть рассмотрены не все элементы системы менеджмента и аспекты деятельности организации, а также соответствующие входные данные.

4.4 Состав руководителей, участвующих в проведении анализа, устанавливается высшим должностным лицом организации. При этом состав участников проведения анализа по различным аспектам деятельности организации может быть разным. Руководитель, проводящий совещание по анализу системы менеджмента, может расширять круг участников с учетом рассматриваемых вопросов.

4.5 Для обеспечения подготовки и проведения анализа со стороны руководства и оформления его результатов высшее должностное лицо организации устанавливает ответственное(ые) подразделение(я) или должностное(ые) лицо(а) (далее — ответственное подразделение).

5 Порядок подготовки и проведения анализа со стороны руководства

5.1 При проведении анализа со стороны руководства входными данными могут быть следующие:

— степень достижения целей и выполнения задач;

— обратная связь с потребителями и другими заинтересованными сторонами;

— функционирование процессов и соответствие продукции;

— результаты внутренних и внешних аудитов, в т.ч. на соответствие внедренным в организации стандартам на системы менеджмента;

— статус предупреждающих и корректирующих действий;

— последующие действия, вытекающие из предыдущих анализов со стороны руководства;

— изменения, которые могут влиять на систему менеджмента;

— рекомендации по улучшению.

Примеры каждого из вышеуказанных видов входных данных приведены в приложении А.

Должна быть установлена (определена) ответственность за представление каждого вида входных данных внутри организации.

5.2 Периодичность, с которой при проведении анализа рассматривается деятельность организации по каждому аспекту деятельности (качество, экология, охрана труда, защита информации и др.), определяет руководство с учетом таких факторов, как изменчивость среды организации, этап, на котором находится система менеджмента (устойчивое функционирование или внедрение изменений). При этом каждый вид входных данных по каждому аспекту деятельности организации следует анализировать не реже одного раза в год.

5.3 Для проведения анализа со стороны руководства руководители процессов и подразделений в установленные сроки или по запросу подготавливают входные данные в произвольной или установленной в организации форме и направляют их в ответственное подразделение.

При подготовке входных данных, их анализе и обосновании рекомендаций по улучшению целесообразно использовать апробированные методы анализа данных, такие, например, как графики, гистограммы, диаграммы разброса, диаграммы Парето, причинно-следственные диаграммы, диаграммы сродства, графы связей.

По показателям результативности и эффективности процессов и по ключевым показателям деятельности организации целесообразно оценивать тенденции их изменения за анализируемый период времени, проводить сравнения с их целевыми значениями и показателями других организаций, в т.ч. лучших в классе.

Правильно подготовленные входные данные, включая рекомендации по улучшению, должны способствовать обоснованному определению руководством организации приоритетных направлений и мер по улучшению системы менеджмента.

5.4 Ответственное подразделение обобщает входные данные, проверяет их на соответствие установленным в организации требованиям или сложившейся практике. При необходимости ответственное подразделение запрашивает дополнительную информацию от руководителей процессов и подразделений.

Рекомендации по улучшению, содержащиеся в представленных руководителями процессов и подразделений входных данных, ответственное подразделение оформляет в виде проекта решения, включающего в себя предлагаемые мероприятия, а также ответственных лиц и необходимые ресурсы.

Обобщенные входные данные, включая предлагаемые решения, в форме специального отчета (на бумажном носителе или в электронном формате) направляют должностным лицам, входящим в состав высшего руководства организации, для предварительного ознакомления и анализа в установленный срок.

5.5 Высшее должностное лицо или уполномоченный им руководитель из состава высшего руководства в установленный срок проводит совещание высшего руководства организации, на котором рассматривают подготовленные входные данные и рекомендации по улучшению. По результатам обсуждения принимаются решения по мероприятиям, их исполнителям и необходимым ресурсам.

5.6 Ответственное подразделение оформляет принятые решения установленным образом и рассылает исполнителям, руководителям и лицам, ответственным за процессы доведения этих решений до сведения персонала.

Отчеты с входными данными и оформленные решения следует хранить в соответствии с установленными в организации требованиями.

Приложение А
(справочное)

Содержание входных данных для проведения анализа со стороны руководства

Таблица А.1 — Входные данные для проведения анализа со стороны руководства

Периодичность проведения анализа

Степень достижения целей и выполнение задач

Достижение ключевых показателей деятельности организации.

Достижение плановых показателей по различным аспектам (качество, экология, охрана труда и др.) и направлениям деятельности.

Выполнение важнейших плановых мероприятий по различным аспектам и направлениям деятельности.

Ресурсы, использованные для достижения целей

Обратная связь от потребителей и других заинтересованных сторон

Жалобы и благодарности потребителей.

Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Информация, полученная от заинтересованных сторон по различным каналам информации

Функционирование процессов и соответствие продукции

Достижение целевых показателей по процессам жизненного цикла продукции (в т.ч. взаимодействие с потребителями, проектирование и разработка, закупки, производство, хранение, поставка, обслуживание, утилизация).

Несоответствия процессов жизненного цикла продукции, в т.ч. требованиям применяемых в организации стандартов на системы менеджмента.

Несоответствия продукции по результатам входного контроля, операционного контроля, окончательного контроля.

Результаты внутренних и внешних аудитов, в т.ч. на соответствие внедренным в организации стандартам на системы менеджмента

Количество и виды аудитов.

Количество и характер выявленных несоответствий, их причины.

Планируемые корректирующие и предупреждающие действия

1 раз в полугодие

Статус предупреждающих и корректирующих действий

Ход выполнения ранее запланированных корректирующих и предупреждающих действий

Последующие действия, вытекающие из предыдущих анализов со стороны руководства

Ход выполнения решений, принятых по результатам предыдущих анализов со стороны руководства

Изменения, которые могут влиять на систему менеджмента

Изменения законодательных и иных требований, которые организация обязалась выполнить

Изменения стандартов на системы менеджмента, применяемые в организации.

Мнения заинтересованных сторон.

Перспективы, вытекающие из результатов исследования рынка, научных исследований и разработок.

Уроки, извлеченные из аварий и нештатных ситуаций.

1 раз в полугодие

Рекомендации по улучшению

Предложения по улучшению процессов и других элементов системы, требующие решения со стороны высшего руководства

По мере необходимости, но не реже одного раза в год от каждого руководителя процесса или подразделения

Ключевые слова: системы менеджмента, руководство, анализ, входные данные, выходные данные

Источник

Анализ со стороны высшего руководства когда

АНАЛИЗ
системы менеджмента качества со стороны руководства
за ГГГГ год

1. Общие положения

Отчет содержит результаты анализа и оценки результативности деятельности испытательной лаборатории за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГГГ (свой период).

При проведении анализа системы менеджмента качества Испытательной лаборатории (далее — ИЛ) за ГГГГ год рассматривались следующие материалы и документы:

Указать реквизиты всех рассматриваемых материалов и документов. Например:

  • Руководство по качеству ИЛ РК-N-ГГ версия №N от ДД.ММ.ГГ, утвержденное генеральным директором Общества;
  • Политика в области качества ИЛКД-N версия №N от ДД.ММ.ГГ, утвержденная генеральным директором Общества;
  • Декларация о беспристрастности и независимостиКД-N версия №N от ДД.ММ.ГГ, утвержденная генеральным директором Общества;
  • План перехода ИЛ на применение стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, утвержденный Руководителем ИЛ;
  • Анкета самообследования соответствия ИЛ требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019;
  • Реестр рисков ИЛКД-N версия №N от ДД.ММ.ГГ;
  • Отчеты по результатам внутренних аудитов за ГГГГ год;
  • Протоколы проведения корректирующих действий;
  • Заключения по результатам участия лаборатории в МСИ за ГГГГ год;
  • План профессиональной подготовки и повышения квалификации персоналаП-NN-ГГ от ДД.ММ.ГГ, утвержденный Руководителем ИЛ;
  • Отчеты о повышении квалификации специалистов;
  • Записи о мониторинге достоверности результатов испытаний;
  • Анкеты оценки удовлетворенности заказчика качеством услуг ИЛ.

(указать прочие документы)

Испытательная лаборатория аккредитована и имеет уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № NN.

В связи со вступлением в силу Межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, ИЛ перешла на применение данного стандарта.

В целях исполнения требований Приказа Росаккредитации от 9 августа № 144 «Об утверждении плана перехода участников национальной системы аккредитации на применение международного стандарта ISO/IEC 17025-2017» подготовлен План перехода ИЛ КД-N-ГГ от ДД.ММ.ГГ на применение Межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.

Мероприятия по Плану перехода на применение международного стандарта выполнены, деятельность соответствует требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

По результатам внутренних проверок соответствия ИЛ требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 в соответствии с Программой внутренних проверок КД-N-ГГ от ДД.ММ.ГГ, составлена Анкета самообследования от ДД.ММ.ГГ.

2. Пригодность политики и процедур лаборатории

2.1. Политика Испытательной лаборатории в области качества направлена на обеспечение высокого качества измерений и максимальное удовлетворение потребностей внутренних и внешних заказчиков посредством создания и поддержания стабильных условий, необходимых для эффективного функционирования системы менеджмента.

2.2. Политика в области качества продолжает отвечать требованиям системы менеджмента качества (далее по тексту – СМК) ИЛ, что позволяет получать достоверные результаты. Процедуры, регламентированные Руководством по качеству и документами СМК ИЛ, поддерживаются в удовлетворительном состоянии.

3. Результаты внутренних проверок

3.1. В соответствии с Программой и графиком проведения внутренних проверок в ИЛ на ГГГГ год было запланировано: N проверок (X горизонтальных, Y вертикальных). Проведено: X1 горизонтальных, Y1 вертикальных проверок.

3.2. Цель проверок — установление соответствия деятельности лаборатории требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и СМК ИЛ.

3.3. По результатам внутренних проверок выявлено следующее:

  • Лаборатория располагает руководящим и техническим персоналом, поддерживается система менеджмента в соответствии с областью деятельности. Оформлена политика обеспечения качества результатов испытаний.
  • Лаборатория обеспечена необходимой нормативной документацией (НД); имеется процедура управления документацией; проводится актуализация в соответствии с документированной процедурой.
  • В лаборатории соблюдаются условия окружающей среды при проведении аналитических работ, здания и помещения соответствуют требованиям пожарной безопасности. Проводятся постоянные проверки по соблюдению условий окружающей среды, соблюдения требований ПБ и ОТ, чистоты и порядка в лаборатории. Своевременно принимаются меры по устранению недостатков.
  • Проводится мониторинг достоверности результатов испытаний в соответствии с Планом П-N-ГГ от ДД.ММ.ГГ, в соответствии с которым проводятся работы по внутреннему лабораторному контролю.
  • Имеется система идентификации объектов испытаний, которая поддерживается на протяжении всего пребывания образца в лаборатории, пробы после окончания выполнения измерений/испытаний утилизируются. Созданы условия для хранения и обеспечения сохранности объектов испытания.
  • Квалификация и опыт сотрудников позволяет проводить испытания в заявленной области аккредитации. Персонал при поступлении на работу проходит стажировку, после выполнения контрольной задачи получает доступ к самостоятельной работе, о чем своевременно сделаны записи. Технические учебы проводятся постоянно в зависимости от необходимости поддержания качества проводимых испытаний. В лаборатории имеется процедура по работе с заказчиками. Существует прямая и обратная связь с заказчиками (физическими и юридическими лицами).
  • Лаборатория располагает оборудованием всех видов для отбора проб, проведения измерений и испытаний. Каждая единица оборудования идентифицирована. Все средства измерений поверены, испытательное оборудование аттестовано. В лаборатории имеются процедуры по безопасному обращению, использованию и плановому обслуживанию оборудования.

3.4. По результатам внутренних проверок можно сделать вывод:

работа лаборатории по установлению показателей качества в ГГГГ году удовлетворительна, результаты измерений, проводимые в лаборатории в заявленной области аккредитации достоверны.

4. Результаты внешних проверок

4.1. В ГГГГ г. пройдена процедура подтверждения компетентности / расширения ОА ИЛ, включая выездную экспертизу на соответствие лаборатории, установленным требованиям. По результатам экспертизы лаборатория подтвердила свою компетентность (расширение ОА) в качестве испытательной лаборатории.

5. Корректирующие действия (КД) и действия, связанные с рисками и возможностями

5.1. По каждому выявленному в ходе внутренних аудитов несоответствию/замечанию был проведен анализ и разработаны корректирующие действия, которые были отражены в Журнале регистрации несоответствий и корректирующих действий.

5.2. «Действительно очень значимых» и «довольно значимых несоответствий» в результате внутренних аудитов в ИЛ не выявлено, обнаруженные несоответствия относятся к разряду «незначительных несоответствий/ замечаний».

5.3. Итоги выполнения корректирующих действий, связанных с рисками и результаты внутренних проверок, показали эффективность корректирующих мероприятий.

6. Жалобы (претензии)

За ГГГГ год в ИЛ претензий от внутренних и внешних заказчиков не поступало.

7.1. Для обеспечения проведения испытаний в области аккредитации и эффективного функционирования системы менеджмента качества в аккредитованной лаборатории предусмотрена штатная численность в соответствии с утвержденным штатным расписанием.

7.2. Все специалисты имеют специальное образование, необходимые технические знания и опыт в соответствии с квалификационными требованиями и регламентируемыми методиками измерений.

7.3. Всего в ИЛ работает NN человек, из них – N1 с высшим образованием, N2 человек — со средним специальным образованием.

7.4. Проведено внешнее обучение сотрудников лаборатории. N человек прошли повышение квалификации.

8. Приобретение услуг

8.1. Обеспечение лаборатории материально-техническими ресурсами (далее по тексту – МТР) осуществлялось централизованно на основании ежегодных и оперативных заявок согласно бизнес-плану ГГГГ г.

8.2. Приобретение реактивов, химической посуды стандартных образцов и расходных материалов производилось в соответствии с требованиями нормативной документации на методики (методы) измерений с указанием их квалификации, марки и т. д.

8.3. Приобретение услуг и запасов осуществлялось в организациях, имеющих лицензию на данный вид деятельности.

8.4. Актуализация НД проводится посредством ИПС «Техэксперт».

8.5. За ГГГГ год в ИЛ поступило оборудование:

  • средств измерений (СИ) — NN шт.;
  • испытательное оборудование (ИО) — NN шт.;
  • вспомогательного оборудования (ВО) — NN шт.,

8.6. Приобретаемые МТР прошли процедуру входного контроля. На все химические реактивы, поступившие в лабораторию, имелись сертификаты (паспорта) качества.

8.7. Пригодность оборудования и СИ к использованию подтверждена результатами поверки СИ и аттестацией ИО, которую осуществляет ФБУ «Центр стандартизации и метрологии» (ФБУ «ЦСМ») на основании договора, в соответствии с утвержденным Графиком поверки и аттестации оборудования.

9. Управление оборудованием и материалами

9.1. Лаборатория располагает материально-технической базой, необходимой для проведения аналитических работ в области аккредитации.

9.2. Управление реактивами и материалами включает их регистрацию, входной контроль, учет реактивов и расходных материалов, хранение, продление срока годности — при необходимости, использование в соответствии с требованиями документов на методики измерений, утилизацию.

9.3. Качество дистиллированной воды контролируется по ГОСТ 6709-72 «Вода дистиллированная», воды для лабораторного анализа контролируется по ГОСТ Р 52501¬-2005 «Вода для лабораторного анализа. Технические условия».

9.4. Результаты контроля качества дистиллированной воды, воды для лабораторного анализа регистрируются в Журналах регистрации результатов испытаний дистиллированной воды, воды для лабораторного анализа .

9.5. Средства измерений, испытательное, вспомогательное оборудование в ИЛ находятся в удовлетворительном состоянии. В лаборатории осуществляется учет, плановые поверки, аттестация.

10. Управление документацией

10.1. Лаборатория обеспечена нормативной документацией, необходимой для проведения аналитических работ в области аккредитации и решения вопросов метрологического обеспечения аналитического контроля. Вся нормативная документация маркируется и хранится в отдельных папках.

10.2. Контрольные экземпляры всей нормативной и методической документации хранятся у менеджера по качеству, в условиях, исключающих случайную утрату или разукомплектование, учтенные копии — хранятся в лаборатории, на рабочих местах.

10.3. Периодически осуществляется актуализация НД. Устаревшие НД изымаются, маркируется соответствующим образом и сдаются в архив.

10.5. Протоколы испытаний подготавливаются в установленной форме.

10.6. Процедура управления документацией и записями, регламентированная Руководством по качеству и документами СМК поддерживаются в актуальном состоянии.

11. Работа с заказчиками

11.1. В лаборатории имеется Процедура работы с заказчиками КД-N-ГГ. С целью обеспечения удовлетворенности заказчиков определялись требования к выполняемым аналитическим работам и в течение всей работы лаборатория поддерживала связь с заказчиками.

11.2. По истечении ГГГГ г. было проведено анкетирование внутренних заказчиков с целью оценки их удовлетворенности.

12. Внешние условия

12.1. ИЛ располагает всеми необходимыми помещениями для проведения работ в области аккредитации, включая помещения для проведения всех видов измерений, регистрации и обработки результатов измерений, хранения расходных материалов.

12.2. Необходимые условия окружающей среды, установленные в нормативных документах на МВИ и в руководствах по эксплуатации оборудования, поддерживались с помощью вентиляции, освещения, обогрева, кондиционирования и других технических средств.

12.3. Регистрация условий окружающей среды осуществлялась ежедневно в помещениях, где проводились аналитические работы, с записью в Журналах контроля внешних условий, согласно требованиям Руководства по качеству.

13. Результаты идентификации рисков

В ГГГГ году в целях установления системы риск-ориентированного подхода в СМК, издано распоряжение по лаборатории. Определен состав рабочей группы по управлению рисками СМК. Сформирован Реестр рисков, включающий в себя:

  • идентификацию риска
  • оценку
  • последствия риска
  • действующие меры управления рисками

Рабочей группой выявляются, анализируются, определяются мероприятия, направленные на снижение (исключение) рисков.

14. Обеспечение достоверности результатов

14.1. В ГГГГ г. для обеспечения качества результатов измерений был проведен:

  • контроль наличия условий для проведения текущих анализов;
  • контроль соблюдения требований документов на методики КХА, включая контроль приемлемости результатов единичных анализов, получаемых в условиях повторяемости;
  • оперативный контроль процедуры анализа при реализации методики;
  • контроль воспроизводимости методики;
  • контроль стабильности результатов измерений;
  • ежегодный анализ действующей системы обеспечения качества и принятие корректирующих действий по поддержанию качества результатов измерений и КХА.

14.2. Разработан План мониторинга достоверности результатов испытаний КД-N-ГГ.

14.3. В результате проведения внутрилабораторного контроля качества (ВЛК) результатов измерений/испытаний по ранее внедренным методикам измерений/испытаний, входящих в область аккредитации лаборатории, была продемонстрирована возможность получения результатов с характеристиками погрешности не превышающих установленные значения в НД. Результаты оформляются в виде протоколов. Так же ИЛ принимала участие в процедурах внешнего контроля качества результатов измерений.

14.4. В ГГГГ году ИЛ участвовала в проверках квалификации (межлабораторных сравнительных испытаниях) по следующим объектам испытаний:

  • вода питьевая (X1 показателей: перечисление)
  • вода сточная (X2 показателей: перечисление)
  • вода природная (X3 показателей: перечисление)

Были получены следующие заключения: качество результатов испытаний признано удовлетворительным.

15. Оценка функционирования системы менеджмента испытательной лаборатории

15.1. По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы: структура Испытательной лаборатории и организация работ по осуществлению испытаний объектов аналитического контроля, закрепленных за лабораторией областью аккредитации, соответствует требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и внутренним документам лаборатории.

15.2. Квалификация и опыт сотрудников позволяет проводить испытания в заявленной области аккредитации. Персонал при поступлении на работу проходит стажировку, после сдачи экзамена получает доступ к самостоятельной работе, о чем своевременно сделаны записи в журналах инструктажей. Технические учебы проводятся постоянно в зависимости от необходимости поддержания качества проводимых испытаний.

15.3. Лаборатория обеспечена необходимой нормативной документацией (НД); имеется процедура управления документацией.

15.4. В лаборатории соблюдаются условия окружающей среды при проведении аналитических работ здания и помещения соответствуют требованиям пожарной безопасности. Проводятся постоянные проверки по соблюдению условий окружающей среды, соблюдения требований ПБ и ОТ, чистоты и порядка в лаборатории. Своевременно принимаются меры по устранению замечаний.

15.5. В лаборатории организовано управление стандартными образцами и реактивами. Проводится внутрилабораторный контроль качества результатов анализа: разработана процедура мониторинга достоверности результатов.

15.6. Имеется система идентификации объектов испытании, которая поддерживается на протяжении всего пребывания пробы в лаборатории, пробы после окончания выполнения измерений/испытаний утилизируются. Созданы условия для хранения и обеспечения сохранности объектов испытания.

15.7. Лаборатория располагает оборудованием всех видов для отбора проб, проведения измерений и испытаний. Помимо этого, на ГГГГ г. запланирована покупка новых приборов и оборудования для лабораторного контроля.

15.8. Каждая единица оборудования идентифицирована. Все средства измерений поверены, испытательное оборудование аттестовано. В лаборатории имеются процедуры по управлению , безопасному обращению, использованию и плановому обслуживанию оборудования.

15.9. В лаборатории существует обратная связь с заказчиками. По окончанию года проводится анкетирование удовлетворенности заказчиков выполнением исследований, проводимых ИЛ.

15.10. По результатам проведенного анализа, можно сделать вывод: работа лаборатории в ГГГГ году удовлетворительна, результаты измерений, проводимые в лаборатории в заявленной области аккредитации, достоверны. Система менеджмента качества в аккредитованной лаборатории действует и постоянно совершенствуется.

16. Рекомендации по улучшению

16.1. С целью совершенствования СМК в Испытательной лаборатории необходимо:
разработать рабочие инструкции и процедуры (перечисление процессов).

16.2. Поддерживать на требуемом уровне характеристику погрешности и внутрилабораторной прецизионности результатов испытаний.

16.3. Принять участие в проверках квалификации (межлабораторных сравнительных испытаний) на ГГГГ г. по объектам испытаний области аккредитации лаборатории.

16.4. Принять участие в межлабораторных сличениях, отличных от проверок квалификации.

16.5. Провести в ГГГГ году мероприятия по повышению квалификации сотрудников лаборатории, согласно годовой заявке повышения квалификации персонала.

16.6. Проработать перечень необходимого лабораторного оборудования, для приобретения в ГГГГ г.

16.7. Своевременно проводить актуализацию нормативных и методических документов.

16.9. Проводить внутренние проверки в лаборатории по графику проведения внутренних проверок на ГГГГ год.

Руководитель ИЛ, Фамилия, Имя, Отчество
Дата
Подпись

Источник

Анализ со стороны высшего руководства когда

FOOD SAFETY COMMUNITY

Данная статья завершает цикл публикаций про элементы систем менеджмента и будет посвящена анализу со стороны руководства.

В прошлых материалах Сергея Наривончика на тему разработки и построения систем менеджмента на предприятии мы рассмотрели, как управлять несоответствиями, какое специализированное программноеобеспечение (ПО) существует, а также осветили вопросы организации внутреннего аудита (ВА) при работе системы менеджмента

Для того, чтобы понять, что подразумевается под анализом со стороны руководства, сначала необходимо сформулировать понятие «системы менеджмента» и определить в нем место для данного процесса.

Под системой менеджмента (СМ) подразумевается любая система менеджмента или их комбинации, внедренные на предприятии.

Анализ со стороны руководства (АСР) / Анализ высшим руководством – сводный документ по деятельности системы менеджмента и самого предприятия за отчетный период, как правило – 1 год.

Наличие документа по АСР – это требование стандартов серии ISO, к составлению которого привыкли и служба качества, и руководители предприятия.

Многие сотрудники и организации рассматривают создание данного документа как принуждение и считают, что в нем нет необходимости. Возможными причинами такого отношения являются отсутствие понимания или элементарная забывчивость, что все показатели системы менеджмента — это, в том числе, и показатели работы всего предприятия в целом. То есть анализ со стороны руководства необходимо рассматривать с точки зрения развития предприятия, и в него необходимо включать многие показатели деятельности предприятия, например, количество выпущенной продукции.

Какие сложности могут возникнуть?

При планировании деятельности, а также во время работы с АСР могут возникнуть сложности в различных процессах:

— определении объема и номенклатуры предоставляемой информации для анализа;

— получении предоставляемой информации от сотрудников в установленные сроки.

На том, с чем связаны проблемы при получении информации от сотрудников и как их решить, пожалуй, стоит остановиться подробнее.

Казалось бы, что может быть проще, чем взять требования стандарта и выполнить все его пункты, однако не все так легко, ведь каждый из пунктов включает в себя множество дополнительных подвопросов, о которых сразу даже и не подумаешь.

Для того, чтобы не упустить ничего важного, необходимо создать специальный документ, в котором был бы описан процесс сбора информации для АСР, представлен примерный перечень вопросов, включающий в себя отчет, а также структуру, состоящую, как минимум, из 3 элементов:

— входные данные;
— сам отчет;
— выходные данные.

Именно такой внутренний документ, разработанный в соответствии с требованиями стандарта ISO 22000, был создан специалистами компании АО «РеалКапс». О содержании данного документа речь и пойдет дальше.

В качестве входных данных для анализа служат:
I. Документация систем менеджмента:
— политика в области менеджмента;
— цели в области менеджмента;
— контекст организации;
— утвержденные / переработанные (актуализированные) внутренние документы.
II. Записи по системам менеджмента:
— результаты внутренних и санитарных аудитов предприятия;
— отчет по претензиям потребителей;
— отчет о несоответствиях и корректирующие действия;
— протоколы исследований сырья, готовой продукции (ГП);
— отчет по сертификационному аудиту;
— изменения в процессах, направленные на получение адекватной информации в нужном объеме и в установленные сроки;
— протоколы всех собраний группы НАССР по решению насущных вопросов;
— договоры с организациями на оказание услуг.

Отчет включает в себя:

1) Статус действий предыдущих анализов со стороны руководства (9.3.2.a):

  • количество выполненных / невыполненных (с указанием причин невыполнения) действий.
  • законодательство и изменения в нем (в т.ч. и внутреннее);
  • изменения конъюнктуры рынка (положительные и отрицательные);
  • изменения рынка.

— результата (-ов) мероприятий по обновлению системы:

  • предложения по усовершенствованию СМБПП;
  • количество обученного персонала по каждой из разработанных программ;
  • количество новых видов продукции (с точки зрения безопасности пищевой продукции (БПП));
  • перестройка производственных помещений;
  • количество новых видов сырья (с точки зрения БПП);
  • количество поломок и остановок оборудования.
  • количество проверенной продукции, полуфабрикатов (проверяются на соответствие показателям качества в собственной лаборатории);
  • количество проверенной продукции, полуфабрикатов (проверяются в независимой лаборатории);
  • количество отклонений от норм.
  • основные несоответствия, выявленные за отчетный период;
  • выполнение коррекции и корректирующих действий по выявленным несоответствиям за отчетный период.
  • количество внутренних аудитов и проверенных подразделений;
  • количество санитарных аудитов подразделений;
  • основные замечания, выявленные в рамках внутреннего и санитарного аудитов;
  • выполнение коррекции и корректирующих действий по результатам санитарного и внутреннего аудитов;
  • количество внешних аудитов;
  • основные несоответствия и контроль их устранения.
  • актуализация анализа рисков по новому сырью / новой ГП / изменения в технологическом процессе;
  • актуализация анализа рисков в связи с обновленными внешними данными.

4) Достаточности ресурсов:

  • предложения по усовершенствованию СМБПП.
  • количество и перечень произошедших чрезвычайных обстоятельств;
  • мероприятия по корректировке процедуры «Действия персонала в случае аварийной ситуации»;
  • тренировочный отзыв (количество и результаты);
  • реальные отзывы (количество, результаты, последствия для потребителей).

6) Соответствующая информация, полученная посредством обмена с внешними организациями и внутри организации, включая запросы и жалобы от заинтересованных сторон:

  • работа поставщиков сырья, вспомогательных материалов;
  • работа поставщиков услуг;
  • работа подрядных организаций;
  • количество и анализ принятых жалоб и рекламаций (причины; понесенные затраты; принятые меры).

В качестве выходных данных для анализа могут служить:

I. Пересмотр политики и/или целей в области СМ (в качестве возможных формулировок можно использовать следующие фразы:

— «политика в области СМ актуальна на следующий год»;

— «цели на следующий год изложить в следующей редакции».

II. Мероприятия, направленные на повышение результативности действующей СМ:

III. Необходимые ресурсы для результативного функционирования СМ, где перечисляются все необходимые ресурсы (временные, трудовые, финансовые, организационные), которые понадобятся в следующем периоде.

Как снизить вероятность возникновения ошибок и избавить сотрудников предприятия от большого итогового отчета о деятельности за год?

При рассмотрении проблемы получения предоставляемой информации от сотрудников в установленные сроки мы сталкиваемся со следующими факторами:

— специалист службы качества, как правило, с начала декабря начинает запрашивать у каждого сотрудника все данные для их последующего анализа и составления отчета.

— Для предоставления необходимого объема информации сотрудник должен отвлечься от своей основной работы и предоставить «какой-то» набор данных для службы качества. Как уже отмечалось ранее, сотрудники далеко не всегда понимают, зачем это нужно.

Самый простой механизм для снижения вероятности возникновения ошибок, а также разгрузки специалистов от предоставления информации – автоматизация и правильное ведение требуемой документально подтвержденной информацией во время повседневной деятельности, например, ведение всех записей в таблицах Excel или при помощи специализированного программного обеспечения (ПО).

Специализированное программное обеспечение «АУДИТ СМ» (также еще называется как «автоматизированное рабочее место внутреннего аудитора») – один из возможных вариантов, позволяющий получать отчеты (по управлению несоответствиями, внутреннему аудиту на предприятии) в автоматическом режиме. По анализу со стороны руководства, оформленному по предложенному варианту ПО, во время сертификационного аудита и аудита двух надзорных органов несоответствий не выявлено.

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных ООО САН (далее – Оператор).

  1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
  2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта http://foodsafety.ru.
  1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
  2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
  3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу http://foodsafety.ru;
  4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
  5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;
  6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
  7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
  8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта http://foodsafety.ru;
  9. Пользователь – любой посетитель веб-сайта http://foodsafety.ru;
  10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
  11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
  12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;
  13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
  1. Фамилия, имя, отчество;
  2. Электронный адрес;
  3. Номера телефонов;
  4. Сведения об образовании, профессии, специальности и квалификации, реквизиты документов об образовании;
  5. Наименование организации;
  6. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).
  7. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

Цель обработки персональных данных Пользователя — информирование Пользователя посредством отправки электронных писем. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты event@foodsafety.ru с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях». Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте http://foodsafety.ru. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора event@foodsafety.ru с пометкой «Актуализация персональных данных». Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора event@foodsafety.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

Источник

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

9.4. Ответственность, полномочия и взаимосвязи

Это может быть генеральный директор или его заместитель. Подводный камень: назначают ответственного человека, не имеющего определенных полномочий.

Для эффективного функционирования системы менеджмента качества важны хорошие информационные связи (рис. 9.1). Руководство обеспечивает процесс обмена информацией, активно поощряет обратную связь с сотрудниками с целью улучшения деятельности организации, вовлекает их в достижение целей качества.

Рис. 9.1. Информационные связи системы менеджмента качества

Обмен информацией, как правило, включает: информирование, проводимое руководством на рабочих местах; совещания; использование доски объявлений;

обмен информацией по электронной почте и специально выделенным общим ресурсам сети;

web-сайт организации и другие средства информирования.

9.5. Анализсостороныруководства

Высшее руководство определяет методы измерения деятельности организации, чтобы установить, достигнуты ли запланированные цели и другие показатели успеха. Эти методы представляются в стандарте предприятия. Информация, полученная в результате таких измерений и оценок, рассматривается как входные данные для анализа со стороны руководства.

Анализ со стороны руководства – это процесс оценивания результативности и эффективности системы менеджмента качества высшим руководством с целью принятия решений, обеспечивающих ее пригодность и адекватность. Результаты анализа представляются в виде исходных данных при планировании улучшения деятельности организации.

Управление качеством. Электрон. учеб. пособие

-153-

9.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

9.5.Анализ со стороны руководства

5.6.Анализ со стороны руководства

5.6.1. Общие положения

Высшее руководство должно через запланированные промежутки времени проводить анализ системы менеджмента качества для обеспечения уверенности в сохранении ее пригодности, адекватности и результативности. Этот анализ должен включать оценку возможностей для улучшений и необходимости изменений системы менеджмента качества, включая политику и цели в области качества.

Должны вестись и сохраняться записи об анализе со стороны руководства

(см. п. 4.2.4).

5.6.2. Входные данные для анализа

Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать информацию:

a) о результатах аудитов;

б) обратной связи с потребителем; в) результатах функционирования процессов и степени соответствия продукции;

г) состоянии предупреждающих и корректирующих действий; д) результатах деятельности, являющихся следствием предыдущих анализов со

стороны руководства; е) изменениях, которые могут повлиять на систему менеджмента качества;

ж) рекомендациях по улучшению.

5.6.3. Выходные данные (результаты) анализа

Результаты анализа со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся:

a) к повышению результативности системы менеджмента качества и ее процес-

сов;

б) улучшению продукции с точки зрения требований потребителя; в) потребностям в ресурсах.

Проводить анализ системы менеджмента качества достаточно один раз в год. Если планируются или внедряются изменения в систему, то такой анализ надо проводить чаще.

Для того чтобы гарантировать полноту анализа всей системы менеджмента качества, необходимо учесть, что анализ должен охватывать следующие аспекты:

соответствие политики и целей в области качества современным нуждам организации;

функционирование системы менеджмента качества и достижение поставленных целей в области качества;

любые проблемы в области качества и действия по их разрешению; любые претензии потребителей; отчеты об аудите качества (как внутреннего, так и внешнего);

необходимые области изменений или усовершенствований; информацию обо всех мероприятиях, выполненных по результатам

предыдущих анализов.

Выявляя проблемы, относящиеся к перечисленным выше областям, и основываясь на результатах анализа, можно в дальнейшем разрабатывать и пересматривать стратегические бизнес-планы организации и планы дальнейших действий в области качества. Например, если внедрены усовершенство-

Управление качеством. Электрон. учеб. пособие

-154-

9.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

9.5.Анализ со стороны руководства

вания и разрешены проблемы, то можно пересмотреть способы и глубину инспекционных проверок. Следует ответить на вопрос, сохраняют ли они свое значение или благодаря их модификации и внедрению других методов контроля можно сэкономить средства, поскольку устранены причины возникавших ранее проблем.

«Анализ со стороны руководства» и «аудит» – разные понятия. Это с очевидностью следует из того, что результаты аудита являются одним из объектов рассмотрения при анализе.

Методы анализа со стороны руководства должны соответствовать особенностям бизнеса и могут включать:

официальные совещания с повесткой дня, расписанием и документально оформленными планами мероприятий;

совещания в форме видеоконференций или с использованием внутренней компьютерной сети;

частные анализы, проводимые на различных уровнях внутри организации с последующими докладами высшему руководству, которое изучает соответствующие отчеты. В малом бизнесе этот анализ может быть частью ежегодного общего собрания, проведения которого требует закон;

отчеты о результатах анализа, сводящие все рассмотренные вопросы и запланированные мероприятия с датами выполнения. Эти отчеты могут составляться в форме, наиболее подходящей для данной организации, например в виде записей в дневнике, официально оформленных повестки дня и протокола. Отчеты составляют, распространяют и хранят на бумаге или на электронных носителях.

По результатам анализа могут вырабатываться и внедряться некоторые решения. Это не означает, что каждое такое решение должно относиться к одной из трех категорий, упомянутых в стандарте. Важно лишь определить, на сколько то или иное решение обосновано, имеются ли необходимые ресурсы для его проведения в жизнь и как оно должно быть реализовано.

Контрольныевопросы

1.Дайте определение понятию «высшее руководство».

2.Какие обязательства берет на себя высшее руководство в области ка-

чества?

3.Кто является заинтересованными сторонами организации?

4.Что такое политика в области качества?

5.На что направлена политика в области качества?

6.Дайте определение понятию «миссия организации».

7.Для чего используется политика в области качества?

8.Каким образом политика в области качества доводится до сведения персонала?

9.Для чего устанавливаются цели в области качества организации?

10.Что включается в цели в области качества?

Управление качеством. Электрон. учеб. пособие

-155-

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

Контрольные вопросы

11.С какой целью в организации проводится планирование?

12.Какие информационные связи системы менеджмента качества устанавливаются?

13.Что такое анализ со стороны руководства?

14.Что является входными и выходными данными для анализа со стороны руководства?

15.Какие аспекты охватывает анализ со стороны руководства?

Управление качеством. Электрон. учеб. пособие

-156-

Отчет включает в себя:

1) Статус действий предыдущих анализов со стороны руководства (9.3.2.a):

  • количество выполненных / невыполненных (с указанием причин невыполнения) действий.

2) Изменения внешних и внутренних проблем, имеющих отношение к СМБПП, включая изменения в организации и ее контексте (9.3.2. b):

  • законодательство и изменения в нем (в т.ч. и внутреннее);
  • изменения конъюнктуры рынка (положительные и отрицательные);
  • изменения рынка.

3) Информация о производительности и эффективности СМБПП, включая тенденции:

— результата (-ов) мероприятий по обновлению системы:

  • предложения по усовершенствованию СМБПП;
  • количество обученного персонала по каждой из разработанных программ;
  • количество новых видов продукции (с точки зрения безопасности пищевой продукции (БПП));
  • перестройка производственных помещений;
  • количество новых видов сырья (с точки зрения БПП);
  • количество поломок и остановок оборудования.

— Результатов мониторинга и измерения;
— анализа результатов действий по верификации, связанных с ППУ и планом управления опасностью (см. 8.8.2):

  • количество проверенной продукции, полуфабрикатов (проверяются на соответствие показателям качества в собственной лаборатории);
  • количество проверенной продукции, полуфабрикатов (проверяются в независимой лаборатории);
  • количество отклонений от норм.

— Результаты анализов по ППР;
— несоответствий и корректирующих действий:

  • основные несоответствия, выявленные за отчетный период;
  • выполнение коррекции и корректирующих действий по выявленным несоответствиям за отчетный период.

— Результатов аудита (внутреннего и внешнего);
— проверок (например, нормативных, со стороны клиентов:

  • количество внутренних аудитов и проверенных подразделений;
  • количество санитарных аудитов подразделений;
  • основные замечания, выявленные в рамках внутреннего и санитарного аудитов;
  • выполнение коррекции и корректирующих действий по результатам санитарного и внутреннего аудитов;
  • количество внешних аудитов;
  • основные несоответствия и контроль их устранения.

— Производительности внешних поставщиков.
Претензии по работе с поставщиками (сырье и материалы и услуги), все несоответствия
— обзора рисков и возможностей и эффективности мер, предпринятых для их решения (см. 6.1):

  • актуализация анализа рисков по новому сырью / новой ГП / изменения в технологическом процессе;
  • актуализация анализа рисков в связи с обновленными внешними данными.

Степени выполнения задач СМБПП:
степень достижения поставленных задач – выполненных / невыполненных (с указанием причин невыполнения).

4) Достаточности ресурсов:

  • предложения по усовершенствованию СМБПП.

5) Любой произошедшей чрезвычайной ситуации, случайности или изъятия / отзыва.

  • количество и перечень произошедших чрезвычайных обстоятельств;
  • мероприятия по корректировке процедуры «Действия персонала в случае аварийной ситуации»;
  • тренировочный отзыв (количество и результаты);
  • реальные отзывы (количество, результаты, последствия для потребителей).

6) Соответствующая информация, полученная посредством обмена с внешними организациями и внутри организации, включая запросы и жалобы от заинтересованных сторон:

  • работа поставщиков сырья, вспомогательных материалов;
  • работа поставщиков услуг;
  • работа подрядных организаций;
  • количество и анализ принятых жалоб и рекламаций (причины; понесенные затраты; принятые меры).

7) Возможности постоянного улучшения:

  • итог по входным данным.

1) Определенных типовых бланков и графиков нет и быть не может. Правила придумываются самолично, прописываются в СМК. Вот если Вы сами для себя придумаете типовую форму — то будет на вашем предприятии типовая форма. Извне не возьмете.

2) По порядку проведения анализа по тексту ГОСТ.

«в соответствии с предварительно установленным графиком и процедурой» — у вас должно в СМК быть прописано, как часто, когда и каким образом вы анализируете смк. Это может быть отдельная процедура, инструкция, например «Документированная процедура «Анализ со стороны руководства», м.б. раздел в РК).

«Высшее руководство» в ИЛ — нач.лаб. Есть мнение некоторых экспертов, что к анализу надо привлекать директора ООО если он не начлаб, т.к. в итоге денег на все дает он. Я это мнение разделяю, у меня анализ проводит начлаб+директор.

«Периодически проводить анализ» — в СМК задайте периодичность, классика — ежегодно в 1 квартале, и придерживайтесь заданной периодичности.

«Пригодность политики и процедур» — в ходе анализа должны оценить, надо ли менять политику в области качества, документы СМК (м.б. изменение законодательства и нд, планы на расширение/сокращение оа, много-много косяков в работе = смк фиговенькая и требует внимания, пересмотра, прочие причины необходимости изменения внутренних документов)

«Отчеты руководящих и контролирующих сотрудников» — для анализа вам надо как-то собрать информацию о работе лаборатории за истекший год, которую будете анализировать. О движении, учебе, экзаменовке, аттестации персонала, приобретении материальных ценностей, результатах проверок — внутренних (внутренние аудиты) и внешних (росаккредитация, инспекция труда, прокуратура и т.д.), работе с поставщиками — кто косячит, кто молодец, какие были проблемы (не забывайте о поставщиках услуг), кто много денег стал хотеть и надо менять, субподрядчиками, результатах кд и пд, мси, объем работы в количествах заявок, финансовые показатели работы, грядущие изменения в законах и нд и проч. Директор и начлаб конечно ребята мозговитые, но всего за год упомнить и знать не могут. Поэтому справку в произвольной (или закрепленной вами в смк) форме готовят отдел кадров, финансисты, менеджер по качеству, метролог, плановый отдел и т.д., может вообще у вас один чел за всех. Справки обычно в сравнении с прошлым периодом — для наглядности изменения ситуации (например, в поза том году уволилось 3 человек и доход был 10 млн руб, а в том году уволилось 30 чел и доход 1 млн руб, значит надо че-то срочно делать :) )

«Результаты последних внутренних проверок» — ответственный за проверки берет годовой график, пишет в отчете сколько было запланировано, сколько сделано, с какими результатами — где и сколько выявлено несоответствий. Может написать в чем причина, кто виноват и что делать. На его усмотрение (или ваше, если закрепите в СМК что ему писать)

«КД и ПД» — аналогично результатам ВА. Кто отвечает за них пишет — чего планировали, чего делали, достигли ли целей. Особенно меня радует обязательный у меня пункт — скока денег на это потратили. И когда потратили, например, 30 тыщ и манагер скромно приписывает, что «кд результативны не в полном объеме» — я точно знаю, что квартальной премии у ответственного за выбор и реализацию кд не будет :)

«оценки, проведенные сторонними органами» — кто вас проверял за год и каковы результаты — росаккредитация, ГИТ, прокуратура, и иже с ними.

«результаты мси» — чего запланировано, чего сделано, с кем договоры, какие результаты. В отчете ответственный может дать пожелания — с кем на следующий год поработать, по каким показателям/факторам.

«изменения объема и вида работ» — сравниваете показатели доходов/расходов, заказов в штуках (объем работ), вид работ — новые методы исследований, новые факторы, новые направления и т.д. Что произошло за тот год

«обратная связь с заказчиками» — заказчик внутренний, но согласно ГОСТ у вас должен быть механизм получения обратной связи. Как минимум журнал претензий. Как максимум — придумайте какую-нибудь анкету удовлетворенности. В конце концов так и пишите — на словах хвалят. Если проблемы с внутренним заказчиком имеете — фиксировать в журнале обязаны, отражаете все жалобы в справке для анализа. Кстати, а к внутреннему заказчику от его заказчиков жалоб на материалы, вами испытанные, не поступает?

«Претензии» — см. обратную связь

«Рекомендации по улучшению» — может подать любой работник. Плюс в ходе анализа сами соображайте исходя из общей информации, что и где можно улучшить, в этом и есть смысл анализа. Например, мой высококлассный инженер в поза-поза-поза том году на 1 заявку тратили 1 час 10 минут из-за медленно печатающего струйного принтера — протокол на 5 листах, на 1 заявку надо 5-7 протоколов. Заменили ему принтер на новый лазерный, скорость возросла до 35 минут, угрозы срыва заказа больше не возникало. Предложение поступило от него.

«Ресурсы и подготовка персонала» — сколько человек уволилось/устроилось/ушло в декрет, обеспечивают ли они производственные потребности, сколько выучилось, получило вышку, переквалифицировалось, повысило квалификацию, результаты аттестации на соответствие должности, как поживают стажеры и проч.

У меня все эти отчеты собирает менеджер по качеству, изучает, делает какие-то свои пометки, передает мне. С директором садимся, читаем, обсуждаем, делаем выводы. Смотрим, чего планировали в том году, решаем, достигли ли поставленных целей. Разрабатываются планы на будущее. Оформляется протоколом. По каждому пункту — изложение фактов (из отчеты), вывод. Под конец документа — согласованные мероприятия по улучшению, сроки, ответственные. На основе них менеджер по качеству при необходимости готовит План предупреждающих действий.

То что вы пишите «проверка статуса госта… заполняют ли журналы правильно…» — это проверяется в ходе ежегодных внутренних аудитов (проверок). Вот кто их проводит, вам к анализу отчет и подготовит, где напишет «проверяли процесс управления документацией, выявили 1 несоответствие, касающееся управления внешней документации — Петрова из первого отдела пользуется старым ГОСТом. По сему факту провели анализ, установили причину — специалист фонда НД уж месяц как забухал и актуальность документов не проверяет, везде бардак, Провели коррекцию — петровой дали новый документ, благо испытание она еще делать не начала, иначе б была несоответствующая работа со всеми вытекающими. Корректирующим действием выбрано уволить спец.фонда НД, ибо это шестой запой за полгода, а от нашей ИЛ жизни людей зависят.»

Еще Вы пишете «подготовка персонала — стабильно 1 раз в 5 лет». Если у вас написано так в СМК и никаких оговорок, пункту про обеспечение компетентности персонала и определения необходимости в подготовке вы заведомо несоответствуете. А если методику новую внедряете или прибор? А если движуха в кадрах и одного спеца надо обучить еще чему-то? Или он вроде умный-умный, а эксперимент при ПК завалил мама не горюй, хуже стажера… Но это лирика, это касается больше раздела (документа) СМК про управление персоналом. Для анализа со стороны руководства пишите — кого, где, когда проучили на курсах.

Не поняла вопроса «кто подписывается за руководство о качеству за разработку и утверждает»? Вы хотели спросить: 1) Кто утверждает отчет об анализе со стороны руководства? — Кто его составлял (высшее руководство ИЛ — нач.лаб, если пропишете у себя в правилах что это еще и директор — будет и он). Гл.технолог, гл.инженер, нач.производства — руководящие и контролирующие сотрудники — с них отчеты (справки, служебки, как назовете) высшему руководству, чтоб те проанализировали смк.

2) Кто подписывает, разрабатывает, утверждает «Руководство по качеству» (как документ СМК)? Как напишете в документах СМК. Разрабатывают, как правило, менеджер по качеству + ответственный за процесс. Утверждает нач.лаб

Показать скрытое содержание
Немного плагиата, да простит автор.

9.3 Анализ со стороны руководства

Необходимые мероприятия

Анализ СМИБ со стороны высшего руководства проводится с запланированной периодичностью.

Пояснение

Целью анализа со стороны руководства является обеспечение постоянной пригодности, адекватности и эффективности СМИБ. Под пригодностью подразумевается постоянное соответствие целям организации. Адекватность и эффективность относятся к проектированию и организационному внедрению СМИБ, а также к эффективному внедрению процессов и мер обеспечения ИБ, которые управляются СМИБ.

В целом анализ со стороны руководства — это процесс, осуществляемый на различных уровнях в организации. Он может варьироваться от ежедневных, еженедельных или ежемесячных собраний подразделений организации до простых обсуждений отчетов. Высшее руководство в итоге несет ответственность за анализ со стороны руководства с участием всех уровней организации.

Руководство

Высшее руководство должно требовать и регулярно анализировать отчетность об эффективности СМИБ.

Существует множество способов, с помощью которых руководство может анализировать СМИБ, таких как получение и анализ результатов измерений и отчетов, электронная и устная связь. Ключевыми входными данными являются результаты измерений ИБ, как описано в 9.1, и результаты внутренних аудитов, описанных в 9.2, а также результаты оценки рисков и статус выполнения плана обработки рисков. При анализе результатов оценки рисков ИБ и статуса выполнения плана обработки рисков руководство должно подтвердить, что остаточные риски соответствуют критериям приемлемости рисков и что план обработки рисков учитывает все актуальные риски и возможные варианты их обработки.

В целом все аспекты СМИБ должны анализироваться руководством через запланированные промежутки времени (по крайней мере раз в год) путем составления соответствующих графиков и обсуждения повесток на совещаниях руководства. Новые или не очень развитые СМИБ должны чаще анализироваться руководством для повышения эффективности.

Повестка собрания для анализа со стороны руководства должна касаться следующих тем:

a) статус выполнения действий по результатам предыдущих анализов со стороны руководства;

b) изменения во внешних и внутренних факторах (см. 4.1), которые имеют отношение к СМИБ;

c) отзывы об эффективности ИБ, включая тенденции о:

1) несоответствиях и корректирующих действиях;

2) результатах мониторинга и измерений;

3) результатах аудита;

4) достижениях целей ИБ;

d) отзывы заинтересованных сторон, в том числе предложения по улучшению, запросы на изменения и жалобы;

e) результаты оценки рисков ИБ и статус выполнения плана обработки рисков;

f) возможности постоянного улучшения, включая повышение эффективности как СМИБ, так и мер обеспечения ИБ.

Входные данные для анализа должны иметь определенный уровень детализации в соответствии с целями, установленными для руководства, участвующего в анализе. Например, высшее руководство должно оценивать только сводные данные по всем элементам в соответствии с целями ИБ или целями высокого уровня.

Результаты процесса анализа должны включать решения, касающиеся возможностей постоянного улучшения и любых потребностей в изменениях СМИБ. Они также могут включать доказательства решений относительно:

g) изменения политики и целей ИБ, например, обусловленных изменениями во внешних и внутренних факторах и требованиях заинтересованных сторон;

h) изменения критериев принятия риска и критериев оценки риска ИБ (см. 6.1.2);

i) действий, при необходимости, после оценки эффективности ИБ;

j) изменения ресурсов или бюджета для СМИБ;

k) обновленного плана обработки рисков ИБ или Положения о применимости;

l) необходимых улучшений мероприятий по мониторингу и измерениям.

Требуется документировать информацию по анализам со стороны руководства. Ее также следует сохранять, чтобы продемонстрировать, что внимание было уделено всем областям, перечисленным в ИСО/МЭК 27001, даже если было решено, что никаких действий не требуется.

Когда на разных уровнях организации проводится несколько анализов со стороны руководства, они должны быть соответствующим образом связаны друг с другом.

Дополнительная информация

Дополнительная информация отсутствует.

Скачать документ целиком в формате PDF

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по санитарно микробиологическому контролю производства кондитерских изделий
  • Тизин капли для носа детские инструкция
  • День ночь таблетки от простуды инструкция по применению
  • Anran видеонаблюдение инструкция на русском скачать
  • Яйцо из которого вылупляется игрушка в воде инструкция по применению