Ансамбль березка официальный сайт руководство

Когда анонсировали выход на телеэкраны сериала «Берёзка», его ждали не только простые зрители, но и те люди, судьба которых была связана с легендарным коллективом. Тем более, что лента выходила в тот год, когда ансамбль праздновал 70-летие со дня своего основания. В целом, телесериал «Берёзка» собрал неплохие отзывы, но люди, знакомые с историей создания и становления ансамбля, отметили несколько серьёзных несоответствий.

Смещение времени

Надежда Сергеевна Надеждина. / Фото: www.pavelbers.com

Надежда Сергеевна Надеждина. / Фото: www.pavelbers.com

События сериала разворачиваются в 1980-е годы, но руководит коллективом его создатель, Надежда Сергеевна Надеждина. На самом деле известный хореограф скончалась в 1979 году и передала управление «Берёзкой» ведущей солистке и своей первой помощнице Мире Михайловне Кольцовой.

Мира Кольцова. / Фото: www.cultradio.ru

Мира Кольцова. / Фото: www.cultradio.ru

Мира Кольцова отмечала: актёры играли очень хорошо, но множество нестыковок всерьёз испортили впечатление тем, кто работал или работает в ансамбле. По мнению Миры Михайловны, создатели, безусловно, имеют право на авторский вымысел, но слишком мало оказалось в нём исторической достоверности, хотя анонсирован был сериал, как приуроченный к юбилею «Берёзки».

Дети и детище Надежды Надеждиной

Надежда Надеждина и её «Берёзка». / Фото: www.vokrug.tv

Надежда Надеждина и её «Берёзка». / Фото: www.vokrug.tv

По сюжету, у руководителя коллектива Надежды Надеждиной есть сын, который в какой-то момент покидает Советский Союз и отправляется на постоянное место жительства в США. На самом деле у Надежды Сергеевны никогда не было наследников, её детищем, гордостью и предметом неустанных забот всегда была «Берёзка».

Мира Кольцова, солистка ансамбля «Берёзка». / Фото: www.peoples.ru

Мира Кольцова, солистка ансамбля «Берёзка». / Фото: www.peoples.ru

Кроме того, Мира Михайловна Кольцова утверждает: за всю 70-летнюю историю ансамбля «Берёзка» в коллективе не было ни одного человека, которого в соответствии со временем, когда это происходило, могли бы назвать предателем. Ни один танцор не остался за границей после гастролей, никто не занимался незаконными валютными операциями или шпионажем. Мира Михайловна сама попала в «Берёзку» 17-летней девочкой, сразу после окончания хореографического училища. На протяжении 25 лет она была ведущей солисткой, а после ухода Надежды Надеждиной возглавила прославленный коллектив.

Контрабанда

Выступление ансамбля «Берёзка», 1970-е годы. / Фото: www.russiainphoto.ru

Выступление ансамбля «Берёзка», 1970-е годы. / Фото: www.russiainphoto.ru

В сериале присутствует момент, когда одна из главных героинь попадается на контрабанде. На самом деле подобных проблем у «Берёзки» никогда не было. Поэтому Мира Кольцова очень остро отреагировала на подобные несоответствия и в некотором роде сочла их даже оскорбительными.

Отношение к сценическим костюмам

На съёмках сериала «Берёзка». / Фото: www.filmpro.ru

На съёмках сериала «Берёзка». / Фото: www.filmpro.ru

Члены коллектива всегда очень трепетно относились к сценическим костюмам и даже не позволяли себе в них присесть перед выступлением, дабы на платье не появилось ни единой лишней складочки. Поэтому представить себе ситуацию, когда солистка берёт костюм, чтобы появиться в нём на вечеринке, просто невозможно. И уж точно, никто не стал бы трапезничать в уникальном сценическом наряде.

Стать солисткой

Гастроли ансамбля «Берёзка» в Таллинне, 2018 год. В центре - художественный руководитель  Мира Кольцова. / Фото: www.sputniknews.ru

Гастроли ансамбля «Берёзка» в Таллинне, 2018 год. В центре — художественный руководитель Мира Кольцова. / Фото: www.sputniknews.ru

Одна из главных героинь сериала становится солисткой, начав службу в коллективе с должности уборщицы. Но на самом деле с момента основания Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» сюда принимали людей с хорошей подготовкой, настоящих профессионалов, выпускников хореографических училищ. Только первые 16 девушек, исполнившие танец «Во поле берёзка стояла» пришли в ансамбль из самодеятельности.

Надежда Надеждина во время репетиции. / Фото: www.kino-teatr.ru

Надежда Надеждина во время репетиции. / Фото: www.kino-teatr.ru

Сама же Надежда Сергеевна Надеждина была балериной Большого театра и танцевала ведущие партии в «Лебедином озере», «Дон Кихоте», «Баядерке» и других постановках. А во время подбора танцоров руководствовалась не только высокими профессиональными качествами кандидатов, но ещё и обращала внимание на «огонёк в глазах», который бы помог зрителю увидеть русскую душу.

Нездоровое соперничество

Ансамбль «Берёзка». / Фото: www.a-a-ah.ru

Ансамбль «Берёзка». / Фото: www.a-a-ah.ru

Ксения Журавлёва, сыгравшая в сериале роль педагога по танцам, проработала в «Берёзке» почти 30 лет. По её мнению, среди солисток всегда отсутствовала нездоровая конкуренция. Девушки не строили интриги друг против друга и, тем более, не могли подсыпать в туфли битое стекло или создавать ситуации, когда «соперница» могла бы получить травму. Эта выдумка сценаристов очень сильно портит репутацию хореографического ансамбля. В «Берёзке» не было такого соперничества, потому что каждая из солисток работала в своём амплуа, у девушек просто не было причин для злой зависти.

Кадр из сериала «Берёзка». / Фото: www.filmpro.ru

Кадр из сериала «Берёзка». / Фото: www.filmpro.ru

Кстати, касается это и показанного в сериале соперничества между «Берёзкой» и ансамблем Игоря Моисеева (в фильме это ансамбль Евсеева). В реальной жизни артисты двух коллективов дружили между собой, они учились в одних учебных заведениях, создавали семьи и, в общем-то, занимались одни делом.

Общая атмосфера

Ансамбль «Берёзка». / Фото: www.crocus-hall.ru

Ансамбль «Берёзка». / Фото: www.crocus-hall.ru

Все, кто имеет отношение к ансамблю «Берёзка» сегодня, сходятся во мнении: в погоне за сюжетом создатели сериала просто «пренебрегли» главным достоянием коллектива, который на протяжении 70 лет называли лицом огромной страны. Надежда Сергеевна в своё время создала уникальный ансамбль.

«Берёзка». / Фото: www.meloman.ru

«Берёзка». / Фото: www.meloman.ru

Его отличал не только профессионализм, особенная хореография, но и уникальная атмосфера, царившая в коллективе. Её бережно сохраняют и сегодня, когда создателя «Берёзки» давно уже нет в живых. Здесь и сегодня царят добрые и по-настоящему семейные отношения.

Игорь Моисеев, легендарный балетмейстер и основатель известного ансамбля, не конкурировал с «Берёзкой». У каждого коллектива была своя специфика и свой стиль. Кстати, и личное счастье руководителей двух ансамблей было очень разным. Игорь Моисеев уже отпраздновал 35-летие, когда познакомился с 16-летней Ириной Чагадаевой. Но до начала их большого чувства должно было пройти ещё три с лишним десятилетия. Много лет спустя Игорь Моисеев скажет о том, что всё серьёзное в его жизни началось с момента женитьбы на его Ируше…

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Биография

Для многих слово «березка» ассоциируется не только с породой дерева и стройной девушкой, но и — благодаря ансамблю, созданному в 1948 году Надеждой Надеждиной, — с русским танцем. На протяжении двух десятилетий ведущей солисткой танцевального коллектива была Мира Кольцова, которая после смерти основательницы в 1979 году возглавила труппу.

Детство и юность

Будущая звезда «Березки» появилась на свет 21 декабря 1938 года в Москве. В первых метриках девочка значилась как Мириам Равичер, но, начав карьеру в ансамбле русского танца, блондинка с длинной косой изменила имя и взяла в качестве псевдонима девичью фамилию матери.

С 2 лет Мира пела и всех приходивших в родительский дом гостей радовала импровизированными концертами. Годы войны юная москвичка провела с мамой Анной Николаевной в эвакуации в Башкирской АССР. При первой возможности Кольцовы вернулись в Москву.

Когда жизнь вошла в мирное русло, мать отвела Миру на просмотр в Центральный дом детей железнодорожников. Юную певунью приняли сразу в 3 коллектива: хореографическую группу, хор и в студию сольного вокала.

Одно из первых выступлений Равичер состоялось на сцене Театра транспорта. Мира, игравшая Надейку, в финале спектакля должна была исполнить арию. Согласно либретто героиню Равичер, спасенную из плена Лиходея, выносили на сцену пионеры. Однако юные исполнители не удержали Миру, она упала и ударилась головой о пол. Несмотря на падение, вокалистка исполнила партию и сорвала овацию. В пожилом возрасте Кольцова в шутку утверждала, что все ее причуды объясняются сотрясением мозга, полученным в детстве.

Одна из высоких комиссий, посещавших спектакли, поставленные коллективами Центрального дома детей железнодорожников, порекомендовала Мире поступить в хореографическое училище при Большом театре. Сейчас учебное заведение называется Московская государственная академия хореографии. Юная москвичка последовала совету и стала заниматься балетом профессионально, но при этом мечтала стать дирижером.

Мира Кольцова и Надежда Надеждина

Мира Кольцова и Надежда Надеждина / «ВКонтакте», @imdt1

На последнем курсе финансовое положение семьи Кольцовых ухудшилось. Девушке исполнилось 18 лет, и отец, давно разведенный с матерью, перестал платить алименты. Анне Николаевне посоветовали показать молодое дарование Надеждиной. Надежда Сергеевна настолько впечатлилась статью, пластикой и музыкальностью Миры, что взяла студентку в «Березку» на полставки. Через месяц Кольцова-младшая уже поехала на первые гастроли во Францию и Бельгию.

Экзамены в училище Мира сдала в 1957 году экстерном. В 1973-м танцовщица дополнила образование дипломом театроведческого факультета ГИТИСа.

Карьера и творчество

Мира Михайловна прослужила в «Березке» 65 лет. Надеждина называла Кольцову Миракль, что на латыни означает чудо. Девушка сразу получила ведущие партии в 12 номерах ансамбля и столкнулась с завистью менее талантливых коллег.

Мира Кольцова в молодости

Мира Кольцова в молодости / «ВКонтакте»

Недоброжелатели снова начали строить козни, когда после смерти Надежды Сергеевны Кольцова, ставшая худруком и главным балетмейстером, не отказываясь от творческого наследия предшественницы, существенно обновила репертуар. Преемница Надеждиной поставила хороводы «Кружевницы», «Радуга», «Реченька», «Колокольцы», сюиту «Защитникам Отечества посвящается», хореографическую картину «Петрушка», кадриль «Хохломская скамейка», танцевально-игровое действо «Московский двор». Однако Мира Михайловна сумела противодействовать трудностям и стала для каждого члена ансамбля второй матерью.

Художественный руководитель ансамбля «Березка» Мира Кольцова

Художественный руководитель ансамбля «Березка» Мира Кольцова / @filarmonikaru

По инициативе Кольцовой в репертуаре «Березки» появились национальные танцы тех стран, в которые коллектив ездил на гастроли. Талант дамы-балетмейстера оказался востребованным на декадах русского искусства, проходивших в Польше и Болгарии, Югославии и ГДР. Преемница Надеждиной ставила в качестве хореографа церемонию закрытия юбилейных торжеств, посвященных 850-летию Москвы, и спектакль-дивертисмент «Москва на все времена». Владимир Путин, увидевший выступление «Березки» на фестивале в Шанхае, приуроченном к сессии ШОС, выделил ансамблю в качестве репетиционной базы бывший особняк Сергея Морозова в Леонтьевском переуке российской столицы.

Личная жизнь

О том, сколь прелестной была Мира в молодости, можно судить не только по фото и архивным кадрам выступлений «Березки», но и по фильму «Девичья весна», вышедшему на экраны в 1960 году. В картине Вениамина Дормана и Генриха Оганесяна Кольцова создала центральный женский образ и исполнила «Песню о лягушке». Героиня балерины — солистка танцевально-вокального ансамбля Галина Соболева — обрела счастье в личной жизни с персонажем Льва Барашкова — Володей Макеевым.

Мира Кольцова и Борис Санкин

Мира Кольцова и Борис Санкин / Официальный сайт Миры Кольцовой

Сама Кольцова дважды вступала в брак, и оба мужа пережили Миру Михайловну. Первым супругом солистки «Березки» стал балетмейстер и танцовщик Борис Санкин, отец которого был русским по национальности, а мать — цыганкой. В 23 года Кольцова родила сына Филиппа, ставшего пианистом и композитором. Музыкальную династию продолжил внук Миры Михайловны — Николай Кольцов, появившийся на свет в год присвоения его 50-летней бабушке звания народной артистки СССР.

Мира Кольцова с сыном

Мира Кольцова с сыном / «ВКонтакте»

Второго мужа — Леонида Смирнова — дама-хореограф встретила в «Березке». Леонид Константинович успел побывать и баянистом-аккомпаниатором, и танцором ансамбля, а сейчас является главным дирижером оркестра народных инструментов при нем.

Смерть

Мира Михайловна скончалась в первый августовский день 2022 года. Причиной смерти хореографа стала продолжительная болезнь. Церемония прощания с многолетним художественным руководителем ансамбля «Березка» состоялась 3 августа в Светлановском зале Московского Дома музыки. Кольцову похоронили на самом престижном кладбище столицы России — Ваганьковском.

Награды и звания

  • 1971 — Заслуженная артистка РСФСР
  • 1978 — Народная артистка РСФСР
  • 1989 — Народная артистка СССР
  • 2004 — Народная артистка Украины
  • 2007 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
  • 2012 — Народная артистка Республики Северная Осетия — Алания
  • 2013 — Заслуженная артистка Кабардино-Балкарской Республики
  • 2014 — Почётная грамота Президента Российской Федерации

Интересные факты

  1. Отец танцовщицы, ветеран Великой Отечественной войны, прожил 91 год.
  2. Дядей первого мужа Миры Михайловны был певец Вадим Козин.
  3. С селом Иглино, где в годы войны будущая танцовщица жила с матерью в эвакуации, связана биография Давида Бурлюка. В Иглине находилось поместье жены художника и поэта, и за 2 года, проведенных там, основоположник русского футуризма написал около 200 картин.

Мира Кольцова — народная артистка СССР, художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» им. Н.С. Надеждиной. Мира Михайловна возглавляет прославленный коллектив, ставший настоящим символом России, уже более 40 лет. Мастерство танцоров и разнообразие репертуара неизменно вызывают восхищение публики разных стран. «Березка” — это совершенно особый ансамбль. У нас все другое — и руки, и взгляд, и постановка корпуса», — говорит Мира Михайловна. Сегодня ансамбль, как и прежде, активно гастролирует и достойно представляет Россию за рубежом. О самобытности коллектива, об истории его создания и о любви к делу всей своей жизни Мира Кольцова рассказала в интервью Jewish.ru.

— Мира Михайловна, ваш ансамбль был создан в 1948 году, то есть «Березке» уже 63 года. Что поменялось в коллективе со временем, а что осталось незыблемым?

— Отвечая на ваш вопрос, не могу не упомянуть Надежду Сергеевну Надеждину, основательницу нашего коллектива, благодаря которой на свет появился новый стиль, направление и совершенно новый танец — ничего подобного до появления хоровода «Березка» в мире не существовало. В течение первых десяти лет своего существования ансамбль был исключительно женским. «Березка» зиждется на трех китах: фольклор, культура России и хореография. «Березка» — это авторское произведение, танец интуиции и чувств, собственная философия и эстетика; другими словами — совершенно новый танцевальный жанр. Надеждина, человек высокообразованный, интеллектуал, понимала, что мы не можем постоянно танцевать «об ожидании любви», поэтому вскоре в ансамбле появились мужчины. Это позволило создавать новые номера, которые смогли шире рассказать об истории нашей страны. В ансамбле я занимаюсь не только творческим, но и чисто человеческим воспитанием, ведь порой люди приходят к нам, имея за плечами всего три класса балетной школы — а это очень мало… Традиции — вещь очень непростая. Надеждина сама часто переделывала номера: добавляла новый ритм, звук или, например, меняла финал. В последние годы ее жизни я была танцующим тренером ансамбля, возила коллектив на гастроли, постепенно входила в работу и, как никто, знаю, как важно сохранить наследие. Когда Надежды Сергеевны не стало, я оказалась в очень сложной ситуации. Как сохранить коллектив, не потеряв его самобытности? Я решила для себя, что во что бы то ни стало сохраню это чудо, «Березку», и представила Министерству культуры свой план развития коллектива. Став художественным руководителем, я создала из номеров, поставленных Надеждиной, одноактный спектакль-балет «Времена года». Многие номера пришлось собирать заново, что-то и вовсе менять… Если бы вы знали, сколько на меня посыпалось тогда камней: мол, нарушила наследие Надеждиной… Те традиции, которые она нам оставила: любить народ, видеть его глазами художника, быть интеллектуалом, требовательным к самому себе — сохранены. Так же, как и все ее шедевры. Я всегда говорю, что к традициям и наследию надо подходить «в белых перчатках»: нельзя рушить старое и работать только на себя и на собственную славу! Принять руководство коллективом было совсем не просто. Это уже не жизнь — все подчинено работе! В этом отношении мне очень жаль моего супруга —дирижера, народного артиста России Леонида Смирнова, который сам тонко разбирается в хореографии и всегда выступает в качестве моего главного советчика. Несчастный человек! Каково это — быть мужем художественного руководителя ансамбля! И это при том, что моя семья — это «музыкально-литературная шкатулка». Сын — композитор Филипп Кольцов, его произведения широко известны и звучат в таких наших номерах, как «Реченька» и «Радуга». Внук Николай — студент второго курса Московской консерватории, невестка Наталья — кандидат наук, преподаватель филологии в МГУ.

— Как получилось, что вы решили посвятить жизнь танцу?

— Моя мама, Анна Николаевна Кольцова, в детстве отвела меня в Центральный дом детей железнодорожников. Мне очень жаль, что сегодня исчезли прежние дома пионеров, а ведь это так хорошо, когда есть, куда пойти — будь то авиационный, художественный, балетный или строительный кружок. Я была очень музыкальной девочкой, пела с двух лет. Каждый раз, когда в доме собирались гости, я непременно выступала. Меня взяли в три группы — на хореографию, сольный вокал и хор. Могу рассказать вам одну забавную историю, связанную с моей ролью в пионерской опере, поставленной по одной белорусской сказке. Мне досталась роль Надейки — сестры главного героя, Алесика, которую похитил страшный Лиходей. Опера шла в Театре транспорта, на премьеру собрались, как сейчас помню, все мои родственники. По сценарию, меня должны были спасти пионеры — вынести на руках на середину сцены, после чего я должна была спеть арию. Опустить на сцену меня не успели — кто-то из ребят случайно отпустил мои руки, и я полетела вниз головой. Грохот стоял такой, что слышно было до самой Красной площади! При этом я умудрилась допеть арию до конца. Родственники были в панике, публика — в восторге. Как нам хлопали! Так что теперь я отношу все свои странности к травмам детства! (смеется)

В то время в дома пионеров регулярно приезжали специальные комиссии, что, кстати говоря, очень правильно. Будучи председателем жюри многочисленных конкурсов юных исполнителей, я и сама регулярно езжу по стране, стараясь разглядеть одаренных детей. И вот, комиссия предложила мне держать экзамен в училище при Большом театре. Девочка я была высокая, голубоглазая и с белокурой косой ниже пояса! К тому же домашний ребенок: во дворе никогда не гуляла, вместо этого много музицировала, пела, мечтала быть дирижером. За полгода до окончания училища мне посоветовали обратиться к Надеждиной. В то время мне перестали платить алименты. Было голодно, холодно и нужно было устраиваться на работу. Мы с мамой пришли на репетицию к Надеждиной, которая, надо сказать, была человеком весьма строгим. Она посмотрела на меня, наивного чистого ребенка, и попросила пройтись. Я прошлась. «Хватит, детонька, спасибо. Вы поете?» — спрашивает она. «Да», — отвечаю я ей. Прошу пианиста уступить мне место, сажусь за инструмент и затягиваю: «Как боится седина моя твоего локона…» Она сразу сказала: «Все. Я вашу девочку беру». Мама меня отдавать не хотела, ей было важно, чтобы я закончила обучение и получила диплом. «Не волнуйтесь», — сказала маме Надеждина и назначила мне половину зарплаты, позволив доучиться и получить диплом. Мне сразу достались ведущие партии в 12 номерах, и уже через месяц я уехала с «Березкой» во Францию и Бельгию на свои первые гастроли. Выпускные экзамены в училище я сдала экстерном.

— Танцевальное искусство — это постоянная конкуренция. Приходилось ли вам испытывать на себе зависть коллег по цеху?

— Отныне я могу говорить об этом откровенно — в назидание молодому поколению. Я всегда была под прицелом — от зависти, жадности и злости никуда не скроешься. Тому, кому завидуют, очень тяжело, но еще тяжелее тому, кто сам испытывает зависть. Это чувство толкает на дурные поступки. В «Березке» я мгновенно стала танцевать ведущие партии. Танцовщицы дружили между собой, а со мной первое время никого не было рядом. Что уж говорить про недругов, появившихся в моей жизни после смерти Надеждиной — обстановка была как в 37-м году. Я всегда повторяю — начни с себя. Если ты контролируешь свое поведение и не даешь повода для сплетен, если ты миролюбив, честен, компетентен и требователен к себе, то все будет нормально. Я всеми силами стараюсь поддерживать в коллективе благоприятный морально-психологический климат. Я всегда говорю нашим актерам: «Улыбайтесь, даже если в вашей жизни происходят какие-то неприятности!» Надо себя ломать — и я тоже себя ломаю. Я руководитель и должна быть примером: в том, как нужно одеваться, говорить, вести себя. Никто из наших артисток не придет в театр в кроссовках или брюках, оголяющих половину тела. Более того, я лично запрещаю произносить некоторые слова-паразиты. Вы знаете, я крайне трепетно отношусь к русскому языку. Много лет назад на гастролях в Шанхае я зашла в магазин, где эмигранты царских времен продавали вечерние платья. Какой это был язык — лиричный, мелодичный! Мне даже пришлось купить себе три платья — так мне нравилось приходить в этот магазин и слушать их речь. Тем не менее я человек современный и стараюсь идти в ногу со временем. В этом мне помогают мои просвещенные дети-энциклопедисты.

— Мира Михайловна, не секрет, что основательница «Березки» Надежда Сергеевна Надеждина была дочерью известной писательницы Александры Бруштейн и внучкой Якова Выгодского — врача, идишеязычного литератора и министра по еврейским делам Литовской республики, погибшего в Виленском гетто. Как относились в то время к тому, что создательница народного ансамбля, ставшего визитной карточкой России, — еврейка по национальности?

— О том, что дедушка Надеждиной возглавлял еврейское ведомство в Литве, я узнала только после ее смерти. Об этом мне сообщили в Израиле. Ее мама, Александра Бруштейн, была потрясающей писательницей и просто чудесным человеком — я застала ее, когда она, к сожалению, уже почти ослепла. В их доме не было принято акцентировать внимание на национальности. Знаю, что отец Надеждиной был врачом. Какое-то время они жили на Волге — это определило любовь Надежды Сергеевны к русскому народному танцу. Она была очарована хороводами, которые на природе водили девушки. Буквально заболела этим русским народным танцем. Надеждина носила фамилию одного из своих супругов. Вопрос национальности мы с Надеждиной никогда не обсуждали. В нашем ансамбле никогда не было каких-либо проявлений антисемитизма! Перед Александрой Яковлевной Бруштейн, прославившей русскую литературу, можно только преклоняться.

— Как относилась к вам Надежда Сергеевна?

— Она называла меня Миракль, то есть чудо… Надеждина уважительно и тепло относилась ко мне не только в жизни, но и на сцене. Теперь, сама являясь художественным руководителем, я понимаю, как важно, когда танцовщица отвечает моим интересам, когда я вижу в ней образ, замысленный мной, как балетмейстером…

— Слышала, что вам предлагали возглавить хореографическую академию в Израиле…

— Да, были предложения, и не только в Израиле. «Березка» — это совершенно особый ансамбль. У нас все другое — и руки, и взгляд, и постановка корпуса. А наш знаменитый шаг? «Девушки из “Березки” просто плывут по сцене», — говорят во всем мире. Многие пытались повторить — не получается. Особая повадка, умение «говорить» глазами — все это наша школа.

— Как принимают «Березку» за рубежом?

— Реакция везде абсолютно одинаковая! С первого появления на сцене сердце актера уходит к зрителю, а сердце зрителя, в свою очередь, переходит к танцору. Удивительное явление — ученым только предстоит его изучить. В воздухе витают особые флюиды — и так вплоть до окончания концерта. Я наблюдаю за каждым выступлением из зрительного зала и слышу, что люди выходят после концерта со словами: «Мы пережили катарсис!» Однажды в Латинской Америке ко мне подошел эмигрант первой волны и спросил:
— Не боитесь ли вы, мадам Кольцова, что с перестройкой с Запада в Россию хлынет все самое плохое?
— Ну, что вы! Конечно, нет, — ответила ему я.
Однако, признаюсь вам честно, одно время я была очень напугана тем дурновкусием и непрофессионализмом, что потоком хлынули в нашу страну. «Березка» достойно пережила это время, сумев сохранить свой чистый облик.

Прошло время, и в России начался ренессанс, возврат к национальной и народной культуре. Надо сказать, что с перестройкой «Березка» лишилась своего здания, и мы были вынуждены в течение 16 лет скитаться по разным углам. По распоряжению Владимира Владимировича Путина, который увидел наше выступление на фестивале ШОС в Шанхае, ансамблю выделили прекрасное здание. Теперь у нас наконец-то появился свой дом. Кстати говоря, в нашей программе есть номера-зарисовки стран, в которых нам доводится выступать. Представьте себе: выходят наши девушки с косами и в длинных сарафанах на поклон — и тут внезапно начинает звучать самое популярное музыкальное произведение той страны, в которой выступаем. В Израиле это — «Хава Нагила». Представляете? «Ну, уж если “Березка ” танцует “Хава Нагилу”…» — восклицают зрители. Кстати, нас часто приглашают выступать на мероприятиях, приуроченных к еврейским праздникам. Сначала танцуем русский хоровод, а потом «Хава Нагилу». Вот видите, открыла вам наши секреты, хотя это только часть того, что я могла бы рассказать о великой Надежде Надеждиной и том славном пути, который прошел наш ансамбль. Несмотря на почтенный возраст — 63 года — «Березка» остается молодым, трепетным и желанным для публики коллективом. Низкий поклон всем тем, кто прочитал это интервью. С уважением, Мира Кольцова и Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Канди микроволновая печь с грилем инструкция
  • Как пить парацетамол шипучий в таблетках инструкция по применению
  • Общая врачебная практика национальное руководство 2 том скачать
  • Должностная инструкция менеджера по организации перевозок
  • Аквамастер для промывания носа инструкция по применению