Ансамбль игоря моисеева руководство

Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации
Искусство Наука и Спорт - Благотворительный фонд Алишера Усманова

Государственная инспекция труда

Балет Игоря Моисеева | Igor Moiseyev Ballet

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

«Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева»

Россия, 125009 Москва, Ул. Тверская, 31/4 стр.1,
Тел. +7 (495) 699-53-72, Факс. +7 (495) 699-63-28, E-mail: info@moiseyev.ru

Яндекс.Метрика

Copyright © Балет Игоря Моисеева | Igor Moiseyev Ballet 2002-2023 www.moiseyev.ru

26.04.2022

Елена Щербакова, директор Ансамбля имени Игоря Моисеева: «Каждый танец у Моисеева — спектакль»

Материал опубликован в №3 печатной версии газеты «Культура» от 31 марта 2022 года.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева отмечает 85-летие. «Культура» побеседовала с его художественным руководителем и директором — народной артисткой России Еленой Щербаковой о жизни коллектива и гениальном Игоре Моисееве, которого до сих пор артисты называют Хозяином.

В дневнике солист Большого театра Игорь Моисеев записал: «Классический танец восклицает: «Как красива мечта!» Народный танец говорит: «Да здравствует жизнь!» И выбрал жизнь. Сегодня во главе моисеевского братства, которое уже давно именуют «полком Игоревым», — Елена Щербакова. Ей доверил свое дело сам Хозяин.

— Сейчас для ансамбля разгар юбилейного сезона. Чем порадуете?

— 85 лет — серьезная дата, и нам хочется познакомить зрителей с большей частью репертуара ансамбля. Решили провести не один праздничный вечер, а фестиваль под названием «Моисеевцам — 85!». Открытие состоялось в день рождения ансамбля — 10 февраля 1937 года Игорь Моисеев провел первую репетицию. Концерт прошел в Зале имени Чайковского, на сцене которого Игорь Александрович создавал весь репертуар ансамбля. Второго апреля пройдет вечер в Государственном Кремлевском дворце. У каждого вечера своя программа. Для ГКД возобновляем «Половецкие пляски», а в Большом представим нашу последнюю работу «Танго Del Plata», ее мы завершили до наступления пандемии.

— В чем секрет жизнеспособности моисеевского искусства?

— То, что сделал Моисеев, — наследие мировое. Оно уникально. Это не народный танец, к которому добавлены трюки и яркие костюмы. В постановках Игоря Александровича точная хореография, сделанная по театральным канонам. А театр он знал блестяще. Изучил систему Станиславского, освоил методы Вахтангова, проштудировал историю искусства, сотрудничал с драматическими труппами, а спектакли студии Рубена Симонова с танцами Моисеева в конце 20-х, почти столетие назад, пользовались невероятной популярностью. Каждый танец у Моисеева — спектакль. По сути, ансамбль — театр, к этому изначально и стремился Игорь Александрович, но привычное название менять не захотел. Он создал новый жанр народно-сценического танца, не имеющий аналогов в мире. Это великое культурное завоевание ХХ столетия.

— Гастрольные маршруты ансамбля в советские годы охватывали все континенты, его называли послом мира — юные танцовщики распахнули железный занавес, противодействовали холодной войне.

— Ансамбль устанавливал культурные связи на всех континентах, моисеевцы везде были первыми. Это — сложно, ответственность огромная. 1955-й —Великобритания и Франция, где не партийные лидеры, а Моисеев открывал гастроли, обращаясь к публике на французском языке. Очень волновался. Первый визит в Америку — 1958-й, второй уже в 1961-м. Успех оглушительный!

— Нью-йоркская газета написала: «Если в Метрополитен-опере будущий сезон не состоится, пусть никто не удивляется: значит, публика, приведенная в восторг выступлениями русских, разнесла театр».

— Тогда вся Америка танцевала рок-н-ролл — естественно, артисты побежали смотреть, им показалось, что они попали на другую планету. На гастролях в Ливане они впервые увидели, что такое дискотека. Там у Моисеева созрела идея номера, основанного на культуре рок-н-ролла, и он провел несколько репетиций. Но как показать рок-н-ролл в Советском Союзе? Понятно, что обвинят в тлетворном влиянии Запада. Тогда он назвал танец пародией «Назад к обезьяне».

Первый концерт моисеевцев, который я увидела, включал «Рок-н-ролл» и «Гаучо» — как блестяще они танцевали, как тонко чувствовали, и это передавалось зрителям. Я поняла, что хочу работать только в этом ансамбле. Когда Моисееву было уже много лет, мы начали просить его возобновить рок-н-ролл. Он не согласился: сейчас бальные пары великолепно танцуют рок-н-ролл, и наша пародия не будет интересна. Он и не предполагал, что мы сможем сделать рок-н-ролл не как пародию. Сегодня этот номер имеет большой успех.

Понятно, что за границей нас сопровождали «искусствоведы в штатском», но Моисеев всегда отстаивал интересы ансамбля, объяснял, что мы не можем чувствовать себя замкнутыми в клетке. Он добивался разрешения общаться с местной публикой. Ансамбль везде принимали на высшем уровне. А во время первых гастролей в США, в 1958 году, состоялся прием в Голливуде, на котором присутствовали самые известные актеры, где галантный Игорь Александрович танцевал с Элизабет Тейлор.

— Новыми работами репертуар пополняете?

— Одну я уже упомянула — одноактный балет «Танго Del Plata» в постановке аргентинского хореографа Лауры Роатты. Вроде спектакль не похож на моисеевский, но он сделан на основе его школы и видно, что поставлен именно для нашей труппы, рассчитан на ее возможности, в нем — сюжетные истории, связанные с «королем танцев». Это абсолютно моисеевский подход. Интересный, самобытный адыгский танец «Тляпатет» поставил Аслан Хаджаев, руководитель ансамбля народного танца «Нальмэс». В репертуаре появились такие танцы, как сербский, македонский, болгарский, два корейских.

И все-таки наша основа — моисеевское наследие, им мы сохраняем историю ансамбля. Забыть великое прошлое — значит спуститься вниз и идти в никуда.

— Как к Игорю Моисееву, солисту Большого театра, пришло увлечение народным танцем?

— Большой театр отправил его в командировку по республикам СССР с заданием «налаживать хореографию», да, именно с такой формулировкой! Предваряла путешествие поездка в Таджикистан для участия в работе жюри молодого фольклорного фестиваля. Она оставила глубокий след в жизни Игоря Александровича. Его потрясли самородки, которые так ярко, темпераментно исполняли национальные танцы. Очаровали таджики — тем, насколько разнообразно, живо и понятно движения выражали их мысли. Он понял, что содержание — первое и главное условие его искусства — подвластно народному танцу. В 1936-м в Москве проходил Фестиваль народного творчества, где Моисеев отвечал за секцию хореографии. Он поставил номера тех исполнителей, с которыми познакомился, путешествуя по республикам Советского Союза. Ансамбля еще не было, но ясная идея уже родилась. Теперь надо было преодолеть преграды, которые неизменно возникают перед первопроходцами. И он написал письмо председателю Совнаркома СССР Молотову с предложением организовать ансамбль народного танца.

— Посчастливилось мне перед 90-летием брать интервью у Игоря Александровича, который сказал, что поддержка Молотова — кочующая и укоренившаяся ошибка, а фактическую помощь оказал председатель Комитета по делам искусств Керженцев, человек образованный и влиятельный. Почему все-таки власть — и Платон Михайлович Керженцев, и Вячеслав Михайлович Молотов — поддержала начинание?

— Да потому, что оно совпало с развитием страны — молодой, нацеленной на созидание, взаимовыручку и сближение народов. Но все-таки многие были против, говорили, что пляски танцоров не для сцены, скорее для завалинки. Игоря Александровича, наверное, это обижало — он, воспитанный на школе Большого театра, считал сцену местом священным, где все должно быть красиво. Да и исполнителей мечтал воспитать не танцорами, которые пляшут на свадьбе, на полянке, на лужайке, а мастерами, танцовщиками-актерами. В 1943-м, в разгар войны, он открывает при ансамбле первую в мире государственную профессиональную Школу-студию народного танца — во имя будущего!

— Игорь Александрович покинул Большой. В чем все-таки суть его конфликта с руководством театра?

— Его положение в театре оставалось крепким: солист, партнер Екатерины Гельцер, достойные роли. Он еще не достиг тридцатилетия, когда поставил несколько балетов: зрители любили его «Саламбо», а «Три толстяка» пользовались огромным успехом не только у детворы. Он рвался к постановочной работе, она манила его. Ведь Моисеева воспитали новаторы: его кумиром был Касьян Голейзовский, педагогом — Александр Горский, оба — реформаторы. Солист Игорь Моисеев выступал против консерватизма и балетной рутины, боролся за права молодых, его вел по жизни вольный ветер перемен. Этим он мешал, ставить ему больше не доверяли. В театре ему стало неинтересно.

— И все-таки в конце 50-х он поставил в Большом балет «Спартак»?

— Это была первая в Москве постановка «Спартака» Арама Хачатуряна, спектакль шел 4,5 часа — композитор категорически запретил делать купюры. Столь долгий спектакль продержался в репертуаре совсем недолго. Сюжет о непростых событиях из давней истории Римской республики подсказал Хачатуряну Игорь Моисеев. Он же уговорил композитора поехать в Италию, по стране они колесили полтора месяца — придумывали историю для балета, обсуждали музыку и впитывали впечатления: Колизей и античные мозаики, Аппиева дорога и старинные барельефы.

— В свои последние годы Игорь Александрович часто вспоминал друзей и, мне казалось, мучительно тосковал…

— Он производил впечатление человека обособленного, закрытого, хотя бывал веселым и любил пошутить. Дружил, как сам говорил, избирательно. Два близких, преданных друга — Ираклий Андроников и Сергей Смирнов, автор «Брестской крепости» и путевых заметок. Когда друзья ушли, наступило время, которое он называл интеллектуальным одиночеством. На закате жизни его другом стал пианист Николай Петров.

Игорь Александрович ценил людей, с которыми «было о чем поговорить». На гастролях в Бангалоре, на юге Индии, мы страшно удивились — Хозяин не приходил на репетиции, появлялся только на концертах. Все время он проводил в беседах со Святославом Рерихом. Интересовали его взгляды, да и сам он в ранней юности увлекался теософскими идеями.

— Моисеев — азартный игрок, в молодости с Владимиром Маяковским играл в бильярд…

— Да, и не любил проигрывать. Очень переживал. Его часто можно было встретить в бильярдном клубе ЦДРИ. Все изменилось в зрелые годы, когда рядом появилась Ирина Алексеевна Моисеева — муза, любимая женщина, супруга, помощница. «Мое счастье, что рядом — жена. Она — мой ангел-хранитель, ее я считаю совершенством», — говорил Игорь Александрович. Ирина Алексеевна благотворно влияла на него, она всегда была на полшага сзади. Не брала на себя роль педагога-репетитора. Если готовились какие-то номера, которые она раньше исполняла, то показывала их девочкам незаметно, чтобы Моисеев не видел. Она создала ему теплый, уютный климат в их квартире, где его окружали добро и любовь, в «Доме на Набережной» — там они прожили почти 34 счастливых года. Он стал домоседом, после репетиций стремился домой. Они были всегда вместе. Дома темпераментный и требовательный Моисеев становился другим человеком — более нежного, заботливого мужчину трудно представить.

— Он предчувствовал свой уход?

— На юбилее по случаю 90-летия его спросили: «Можно прийти к вам на 95?». Засмеялся: «Всех приглашаю на 100-летие»! И оно наступило. После торжества я сказала: «Игорь Александрович, пора готовиться к следующему». Он ответил: «Нет, милая, я устал». Прожил еще полтора года.

Чуть раньше я очень просила его поставить «Венгерскую рапсодию» на музыку Листа. Он провел две репетиции и потом произнес: «Нет. Хватит». Блестящей еврейской сюите «Семейные радости» суждено было стать последней большой работой Мастера, хотя о ней он мечтал всю жизнь, хотел поставить ее первой. Правда, после «Еврейской» мы уговорили его сочинить египетский танец в подарок Каирскому оперному театру, который пригласил нас на гастроли.

— Какой была основная черта моисеевского характера?

— На его жизненном пути встречалось много недоброжелателей, но он четко занимался своим делом, железно и с завидной целеустремленностью всегда шел вперед. Не прощал подлости. Очень переживал, когда близкие люди, те, кому он доверял, поступали непорядочно. Никого в ансамбле не держал, но и не брал обратно, если человек уходил.

— Помните тот момент, когда Игорь Александрович назначил вас директором?

— Конечно, но сначала он предложил мне преподавать в школе. В 1992-м я уходила на творческую пенсию и решила, что напишу заявление после отпуска. Уехала в Италию к своим друзьям — солистам Ла Скала, с которыми вместе училась в Московском хореографическом училище. Они меня пригласили в Милан. Когда вернулась и пошла писать заявление, столкнулась с Моисеевым. Хорошо помню наш диалог.

— Ты откуда такая красивая?

— Из вашей любимой Италии.

— Что там делала?

— Лечила депрессию. Вылечила полностью и поняла, что еще на что-то способна.

Потом мне позвонил наш директор Игорь Филатов и попросил срочно зайти в ансамбль. Я в ответ: «Не могу, уезжаю на дачу и вообще я у вас уже не работаю». Пришла после выходных, в понедельник. Тогда Моисеев сказал: «Знаешь, мне в школу нужны педагоги».

— Через неполных два года он предложил вам стать директором ансамбля. Как думаете, почему?

— Я недавно поняла, что Моисеев генетически просчитал меня. Мой дед, Александр Сергеевич Щербаков, первый секретарь Московского обкома ВКП(б), получил приказ Сталина: предоставить молодому ансамблю помещение. На встрече Щербаков развернул перед Моисеевым карту города и сказал: выбирайте, давайте вместе подумаем. Игорь Александрович, видимо, продумал заранее: пусть «Метрострой», а тогда только ввели в эксплуатацию станцию метро «Маяковская», продолжит законсервированную стройку Театра Мейерхольда (в 1938-м театр ликвидировали, объект закрыли, вскоре арестовали Мейерхольда. — «Культура»). Щербаков дал добро — так благодаря Моисееву в 1940-м появился Концертный зал имени Чайковского. Он думал не только о своем коллективе, мечтал о Дворце искусств. В КЗЧ въехали: Государственный ансамбль народного танца СССР, Оркестр народных инструментов имени Осипова, Хор имени Пятницкого, Хор имени Свешникова — лучшие коллективы страны.

Моисеев знал и мою маму — характерную солистку Большого театра Валентину Петрову. Когда я уже была директором, Игорь Александрович мне сказал: «Знаешь, я маму твою приглашал в ансамбль трижды, она отказалась, а была бы народной артисткой». Был знаком и с моим отцом — военным летчиком-испытателем, Героем Советского Союза.

Генетика Моисеева интересовала, он всегда говорил: «Когда дети поступают в школу, спрашивайте, кто их родители». Что касается меня, то, думаю, он просчитал и понял, что я никогда не предам и продолжу его дело. Я прошла его школу с шестнадцати лет! Он всегда хотел, чтобы помощники были воспитаны им, на его творчестве.

— Вы растите смену?

— Да, могу назвать имена. Народный артист России Александр Тихонов, заслуженный артист России Олег Чернасов — ведь они работали с Мастером, прошли его школу. Меня слышат, понимают. А совсем молодые — они другие, но тоже слышат. С ними надо много разговаривать, объяснять. Моисеев считал, что необходимо беречь традиции, не переделывать их. Не случайно ввел в школе обязательный предмет — «История ансамбля». Сколько существует наша великая страна Россия — столько должен здравствовать Ансамбль Игоря Моисеева! Но как будет дальше? Моисеев говорил: «Мы начали свое дело, и оно будет жить до тех пор, пока его будут продолжать».

Фотографии: Евгений Масалков. Предоставлены Ансамблем Моисеева.

Государственный академический ансамбль народного танца
Балет Игоря Моисеева

Государственный академический ансамбль народного танца, балет Игоря Моисеева, ГААНТ, — хореографический ансамбль народного танца. Первый в мире профессиональный коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и популяризацией танцевального фольклора народов мира. Благодаря высокой исполнительской культуре, ансамбль по сути является Театром народного танца. В его репертуаре яркие одноактные спектакли с привлечением всех средств и приемов мировой хореографической и театральной культуры. Труппа ансамбля танца состоит из профессиональных универсальных танцовщиков-актеров, которые на высоком исполнительском уровне воплощают сложные хореографические задачи, обладающих умением перевоплощения, владеющих искусством танца в образе и национальном характере.

Руководство ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева

Елена Щербакова
Художественный руководитель ГААНТ, директор

Антонида Марнопольская
Заведующая труппой

Анатолий Гусь
Главный дирижер

Алексей Гладышев
Главный администратор

Алла Гладких
Заместитель директора

Труппа ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева

Артур Абакумов
Артем Анисимов
Антон Антонов
Валерия Бакун
Ксения Басова-Касаткина
Александр Бобков
Юлия Быкова
Александра Вадченко
Ольга Волина
Екатерина Волосовская
Роман Гаврилов
Алсу Гайфуллина
Ольга Герда
Аркадий Глушко
Вероника Денисова
Валерий Заболотный
Анна Захарова
Станислав Зенин
Дмитрий Иванов
Мария Иванова
Роман Иващенко
Мария Ионова
Айрат Каримов
Даниил Касаткин
Александр Климов
Степан Кожаев
Сергей Козлов
Роман Козюков
Алина Комарова
Максим Кондратьев
Егор Коробко
Ольга Костылева
Кирилл Кочубей
Роман Кузнецов
Анастасия Курышева
Дмитрий Ластовченко
Мария Литвин
Вера Лохматова
Иван Макаров
Мария Малютина
Евгений Масалков
Екатерина Масалкова
Лев Махновский
Эмилия Мельничук
Рамиль Мехдиев
Константин Митюнин
Хадис Музакаев
Игорь Охлопков
Денис Панков
Евгения Панкова
Сергей Прохоров
Маргарита Ребецкая
Анна Савельева
Александр Самарин
Игорь Самарин
Виктор Семеничев
Ирина Сибирцева
Динара Сиразутдинова
Сергей Сиротин
Валерия Скирдкова
Марианна Соболева
Анастасия Сорокина
Юлия Стеблецова
Ольга Стрелкова
Ахра Тания
Валентина Терентьева
Ксения Тесля
Ольга Тетрашвили
Александр Тихонов
Екатерина Тихонова
Анатолий Трофимов
Наталия Угрозова
Наталья Цепляева
Павел Черкасов
Олег Чернасов
Анастасия Чернова
Алина Чернышкова
Евгений Чернышков
Юрий Чернышков
Вадим Шикунов
Юлия Шутова
Алексей Январев

ЗАКРЫТЬ X

  • Государственный академический ансамбль народного танца
    Балет Игоря Моисеева

© 2021 RusTeam.media. 

Российское информационное агентство Рустим

Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100,
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. 

/upload/iblock/531/5315fbf477ce3cadd701e06a5728a0ec.png

Если перечислить все бренды, которыми славится Россия, то в один ряд с космосом, балетом и многими другими, обязательно попадет Государственный ансамбль народного танца им. И. Моисеева. Его искусство зрители всего мира встречают с неизменным восторгом уже 80 лет. Именно столько исполнилось в этом году первому и единственному профессиональному коллективу народного танца, созданному легендарным хореографом и педагогом Игорем Моисеевым.

Художественный руководитель и директор ансамбля, народная артистка России Елена Щербакова в интервью «Москва-Баку» рассказала как прошли юбилейные торжества и связанные с ними гастроли ансамбля. Она поделилась воспоминаниями о давней, но незабываемой поездке в Азербайджан, куда моисеевцы приезжали по приглашению Гейдара Алиева.

— Елена Александровна, в феврале 2017 года ансамбль отпраздновал свое 80-летие. На каких площадках состоялись торжества?

— День рождения коллектива 10 февраля 1937 года, именно тогда прошла первая репетиция. По старой доброй традиции в этот день мы всегда даем концерт, неукоснительно придерживаемся этого правила на протяжении всей истории нашего существования.

В этом году день рождения отметили на своей родной сцене — в Концертном зале им. П. И. Чайковского, а затем, в марте, провели юбилейный вечер на исторической сцене Большого театра. Все свои последние большие юбилеи отмечаем именно там.

— Игорь Александрович Моисеев начал свой творческий путь со сцены Большого театра как солист и балетмейстер…

— Да, и в этом тоже есть своеобразная традиция. Моисееву первому пришла в голову идея сделать народный танец профессиональным видом искусства, таким, что он стал не менее популярным, чем классический балет. Игорь Александрович объехал все республики СССР, собрал самородков, начал с ними работать.

/upload/iblock/291/2911ab50be9fc81f279f6e9ffe8cb79b.jpg

Ансамбль Игоря Моисеева – это уникальный памятник, который он поставил себе еще при жизни. Но это живой памятник, который вот уже 80 лет дарит людям всего мира исключительно позитив: мир, любовь и добро.

— Где начался ваш юбилейный тур?

— Мы начали его концертом в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. В этом зале находилось больше половины чиновников, людей, казалось бы, не самых эмоциональных. Так вот — весь этот зал стоя аплодировал 20 минут.

/upload/iblock/fc6/fc6abf30eafc1e3e4d7336c393cb633b.png

/upload/iblock/b3c/b3c22d483a8163eca1e7cff3abf0a1f6.jpg

/upload/iblock/27b/27b9e0d6eb7ba7a79cde8369484c5f48.jpeg

— Сколько лет вашей жизни связаны с ансамблем?

Я пришла в коллектив в 1969 году после окончания балетного училища при Большом театре. У меня была мечта танцевать в ансамбле Моисеева. Она появилась после того, как я побывала на концерте, где моисеевцы исполняли рок-н-ролл. В те годы этот танец был запрещен, а в репертуаре коллектива он появился так.

/upload/iblock/3bf/3bfa44a9b5bd28bb7edbdf6d7fe6dd6f.jpg

/upload/iblock/d38/d3815916de4ec1c54c91757c4be30940.jpg

В 1958 году ансамбль Моисеева приехал на гастроли в США. Кстати, это были первые артисты из СССР, которым довелось увидеть Америку. Балет Большого театра оказался там после моисеевцев. В те времена вся Америка танцевала рок-н-ролл. Это было так красиво — необычные движения, стильная одежда. Моисеев придумал, как привезти этот танец в СССР. Он поставил пародию на рок-н-ролл и назвал ее «Назад к обезьяне». Там была даже какая-то маска обезьяны, в которой выходил артист. Когда я увидела, как труппа Моисеева исполняет рок-н-ролл, буквально открыла рот.

Я решила, что я буду танцевать или здесь, или мне нужно сразу идти на педагогическое отделение. Повезло — я попала в ансамбль. 23 года протанцевала, стала ведущей солисткой, а потом Игорь Александрович предложил мне преподавать в школе при коллективе. На должности директора ансамбля я с 1994 года. Я не думала, что у меня получится из актрисы стать директором, но все произошло именно так.

— Коллектив много гастролирует, к гастрольным поездкам ему не привыкать – за их рекордное количество ансамбль даже занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Как давно вы были в Азербайджане?

Давно. Наш последний визит состоялся еще по приглашению Гейдара Алиева.

— Общались лично с Гейдаром Алиевичем?

— К сожалению, не так много, как хотелось бы. Помню, он приехал усталый, — проводил большое собрание, из-за этого концерт задержали на час. После выступления мы пили чай, познакомились со всей семьей Гейдара Алиевича. У меня остались воспоминания о нем как об интеллигентном, очень умном человеке. Мне так понравилось, как он говорил о культуре: будучи руководителем страны, великолепно разбирался в делах культуры. Я увидела, что Алиев в курсе всего, чем живет наш ансамбль. Он высоко ценил талант Моисеева, то, как из народного танца ему удалось создать театр.

Это были последние гастроли, когда мы побывали в Азербайджане. Я до сих пор вспоминаю теплоту и гостеприимство этой страны.

На 75-летие нашего ансамбля я с огромным удовольствием пригласила группу артистов из ансамбля танцев Азербайджана, они приехали, выступили. Мы подготовили три концерта: «Нас поздравляет Россия», «Нас поздравляет мир» и дали юбилейный концерт в Большом театре. В концерте «Нас поздравляет мир» приняли участие артисты из Азербайджана.

— Какие азербайджанские танцы исполняют в ансамбле?

— Это традиционный мужской шуточный танец азербайджанских пастухов «Чабаны». Он очень трудный, трюковой и всегда присутствует в репертуаре.

— Что стало «визитной карточкой» ансамбля?

— Есть постановки еще 1937 года, они являются золотым фондом не только российской, но и мировой культуры.

Наши знаменитые танцы: русский «Лето», молдавский «Жок», «Старинная городская кадриль», «Партизаны», «Яблочко», «Сиртаки»… Хочется привезти зрителям что-то новое, а нас обязательно просят показать то, что видели и любят несколько поколений зрителей.

Концерты ансамбля длятся не более полутора часов. Человек не может больше высидеть, потом наступает усталость. Так считал Игорь Александрович. Мы сохранили его школу. Самое сложное – найти хороших педагогов. Для того, чтобы ими стать, нужно пройти все «на себе». Люди должны быть воспитаны на этой культуре.

В каждом произведении Моисеева есть юмор, а современные хореографы часто не понимают как этого можно достичь. У них в основном все сводится к первой части танца, затем все встают в полукруг и начинают делать немыслимые трюки. А трюки хороши лишь там, где они уместны. Например, у нас в «Партизанах» они есть. Актеры демонстрируют бой, борьбу с врагом, эмоции. Каждая хореография Моисеева – это законченное произведение.

/upload/iblock/051/05189f015854c780cb42fdf8d1fbccaf.png

/upload/iblock/ef4/ef48f8cb2452348e8939edaaba2f865b.jpg

/upload/iblock/777/777a5f03535851cc1a6a4ea463013708.png

/upload/iblock/b77/b777e28eb412f7ca8ee54d6fd2479c0d.jpg

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева
фото
Основная информация
Жанр

Народный танец

Годы

1937 — настоящее время

Страна

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Город

Москва

www.moiseyev.ru

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — хореографический ансамбль народного танца, созданный в 1937 году хореографом и балетмейстером Игорем Александровичем Моисеевым. ГААНТ имени Моисеева — первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира, в том числе еврейских, мексиканских, греческих танцев, а также танцев народов СНГ.

Содержание

  • 1 История коллектива
  • 2 Оркестр
  • 3 Школа-студия
  • 4 Репертуар
    • 4.1 Хореографические миниатюры
    • 4.2 Танцевальные картины
    • 4.3 Одноактные балеты
    • 4.4 Сюита русских танцев
    • 4.5 Еврейская сюита
    • 4.6 Сюита молдавских танцев
    • 4.7 Сюита мексиканских танцев
    • 4.8 Сюита греческих танцев
    • 4.9 День на корабле — Флотская сюита
    • 4.10 Из цикла «Советские картинки»
    • 4.11 Из цикла «Картинки прошлого»
    • 4.12 Из цикла «Танцы народов мира»
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История коллектива

ГАНТ имени Игоря Моисеева был основан 10 февраля 1937 года, в день, когда в московском доме хореографа по адресу Леонтьевский переулок, дом 4 состоялась первая репетиция труппы из 30 человек[1]. Задача, которую Моисеев поставил перед молодыми артистами, состояла в том, чтобы творчески обрабатывать и представлять на сцене бытующие в то время образцы фольклора СССР. С этой целью участники ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали, изучали и фиксировали исчезающие танцы, песни и обряды. В результате первыми программами танцевальной труппы стали «Танцы народов СССР» (1937—1938) и «Танцы прибалтийских народов» (1939). С 1940 года ансамбль получил возможность репетировать и выступать на сцене зала имени Чайковского, именно этот театр и стал родным домом для коллектива на долгие годы[2].

Для достижения максимальной выразительности и экспрессивности танцевального действа Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография и актерское мастерство. Помимо этого Моисеев взял за основу принцип равенства артистов ансамбля, в коллективе с самого начала не было солистов, ведущих танцоров и кордебалета — любой участник мог исполнять как главную, так и второстепенную роль в постановке[3].

Важным этапом в творческом развитии коллектива стало освоение и обновлённая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздавал образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок и верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. При значительном участии известных балетмейстеров и знатоков фольклора Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, была создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые были собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

С начала Великой Отечественной войны Ансамбль народного танца под руководством Моисеева гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии.

В 1955 ансамбль стал первым советским коллективом, выехавшим на зарубежные гастроли во Францию и Великобританию.

Белорусский танец «Бульба»

В 1958 году ансамбль также первым из советских коллективов выехал на гастроли в США[4].

Квинтэссенцией творческого пути ГААНТ имени Моисеева стал класс-концерт «Дорога к танцу» (1965), который наглядно демонстрирует путь развития коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. В 1967 году за программу «Дорога к танцу» ГААНТ первым из ансамблей народного танца был удостоен звания академического, а Игорь Моисеев — Ленинской премии.

Несмотря на то, что в 2007 году ансамбль лишился своего руководителя и идейного вдохновителя, ГААНТ имени Моисеева продолжил выступать и гастролировать по всему миру[5]. За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, ансамбль награжден орденом Дружбы народов. ГААНТ является единственным в своём роде коллективом, выступавшем в Опере Гарнье (Париж) и Ла Скала (Милан). По числу гастролей он занесен в российскую Книгу рекордов Гиннесса как ансамбль, побывавший в более чем 60 странах.[1].

За лучший спектакль 2011 года ансамбль был удостоен гран-при хореографической премии Anita Bucchi (Италия), а на премьерной программе 20 декабря 2011 года в рамках триумфальных парижских гастролей ЮНЕСКО наградила ансамбль Медалью пяти континентов[6].

Оркестр

В первые годы существования ансамбля концерты проходили в сопровождении группы народных инструментов и группы музыкальных национальных инструментов под управлением Е.Авксентьева. С конца 1940-х годов в связи с расширением репертуара ансамбля и появления в нём цикла «Танцы народов мира» был создан малый симфонический оркестр с привлечением группы национальных инструментов. Основная заслуга в его создании принадлежит дирижёру С.Гальперину.

На сегодняшний день концерты ансамбля проходят в сопровождении малого симфонического оркестра в составе 35 человек. Оригинальные аранжировки народных мелодий в разные годы были созданы дирижёрами Евгением Авксентьевым, Сергеем Гальпериным, Николаем Некрасовым, Анатолием Гусем, музыкантом Владимиром Жмыховым.

Артисты оркестра также принимают участие в постановках ансамбля. К примеру, в сюите молдавских танцев «Хора» и «Чиокырлие» на сцене играет скрипач в национальном костюме. «Калмыцкий танец» сопровождается звучанием саратовской гармоники, артист оркестра при этом одет в смокинг. Одноактный балет «Ночь на лысой горе» начинается с выхода сценического оркестра в национальных украинских костюмах.

Школа-студия

«Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева» была образована в сентябре 1943 года как учебная группа при ансамбле[1]. Занимается подготовкой артистов и является основным источником кадров для пополнения труппы. В программу обучения входят специальные дисциплины: классический танец, народно-сценический танец, дуэтный танец, джаз-танец, гимнастика, акробатика, актёрское мастерство, игра на фортепьяно и народных музыкальных инструментах, история музыки, история театра, история балета, история живописи, история ансамбля.

В 1988 году школа получила статус среднего специального учебного заведения.

Репертуар

Репертуар ансамбля составляют около 300 хореографических произведений, созданных Игорем Моисеевым, начиная с 1937 года. По жанровому признаку все танцы делятся на хореографические миниатюры, танцевальные картины, сюиты танцев и одноактные балеты. Тематически танцы объединены в циклы «Картинки прошлого», «Советские картинки» и «По странам мира». В списке приведены наиболее часто исполняемые хореографические номера.

Хореографические миниатюры

  • Борьба двух малышей
  • Эстонская «Полька через ножку»
  • Финская полька
  • Полька-лабиринт

Танцевальные картины

  • Футбол (музыка А.Цфасмана)
  • Партизаны
  • Табакеряска
  • Скоморохи (музыка Н.Римского-Корсакова)

Одноактные балеты

  • Половецкие пляски (музыка А.Бородина)
  • На катке (музыка И.Штрауса)
  • Ночь на лысой горе (музыка М.Мусоргского)
  • Испанская баллада (музыка Пабло ди Луна)
  • Вечер в таверне

Сюита русских танцев

  • Выход девушек
  • Хоровод
  • Коробочка
  • Травушка
  • Мужской пляс
  • Общий финал

Еврейская сюита

  • Семейные радости

Сюита молдавских танцев

  • Хора
  • Чиокырлие
  • Жок

Сюита мексиканских танцев

  • Сапатео
  • Авалюлько

Сюита греческих танцев

  • Мужской танец «Зорба»
  • Танец девушек (музыка М.Теодоракиса)
  • Общий хоровод (музыка М.Теодоракиса)
  • Мужской танец четвёрками (музыка М.Теодоракиса)
  • Общий финальный танец (музыка М.Теодоракиса)

День на корабле — Флотская сюита

  • Аврал
  • Машинное отделение
  • Танец поваров
  • Танец моряков
  • Яблочко

Из цикла «Советские картинки»

  • Праздник труда

Из цикла «Картинки прошлого»

  • Старинная городская кадриль

Из цикла «Танцы народов мира»

  • Аджарский танец «Хоруми»
  • Арагонская «Хота»
  • Аргентинский танец «Гаучо»
  • Аргентинский танец «Маламбо»
  • Башкирский танец «Семь красавиц»
  • Белорусский танец «Бульба»
  • Белорусский танец «Юрочка»
  • Венесуэльский танец «Хоропо»
  • Веснянки
  • Вьетнамский танец с бамбуком
  • Египетский танец
  • Калмыцкий танец
  • Китайский танец с лентами
  • Корейский танец «Санчонга»
  • Корейский танец «Трио»
  • Краковяк
  • Оберек
  • Румынский танец «Бриул»
  • Русский танец «Полянка»
  • Сицилийская тарантелла
  • Танец бессарабских цыган
  • Танец казанских татар
  • Татарочка
  • Узбекский танец с блюдом

Класс-концерт «Дорога к танцу»

Примечания

  1. 1 2 3 СПРАВКА: Государственный Академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. ИТАР-ТАСС (9 февраля 2012).
  2. Курова, Наталья Моисеевский ансамбль народного танца отмечает 75-летний юбилей. Ria.ru (10 февраля 2012).
  3. Шамина, Лидия ИГОРЬ МОИСЕЕВ: «Выгоню любого, кто возомнит себя солистом». Известия.ру (10 июня 2004).
  4. Аловерт, Нина Легенда русской танцевальной культуры — Народный ансамбль Игоря Моисеева. Радио «Голос России» (8 октября 2012).
  5. Dunning, Jennifer Whoa! Russian Folk Troupe Stomps In  (англ.). New York Times (14 January 2008).
  6. Курова, Наталья Моисеевский ансамбль народного танца отметит 75-летний юбилей трижды. Ria.ru (9 февраля 2012).

Литература

  • Шамина Л.А.; Моисеева О.И. Театр Игоря Моисеева. — Москва: Тетралис, 2012. — ISBN 978-5-902492-24-5
  • Коптелова Е.Д. Игорь Моисеев — академик и философ танца. — СПб.: Лань, 2012. — ISBN 978-5-8114-1172-6
  • Чудновский М.А. Ансамбль Игоря Моисеева. — Москва: Знание, 1959.
  • Моисеев И.А. Я вспоминаю… Гастроль длиною в жизнь. — Москва: Согласие, 1996. — ISBN 5-86884-072-0

Ссылки

  • moiseyev.ru — официальный сайт ГААНТ имени Игоря Моисеева

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Автоклав на 30 литров беларусь инструкция по применению
  • Руководство клиник будь здоров
  • Кто осуществляет общее руководство вооруженными силами российской федерации
  • Орвис флю инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Hzxvogen hbm2280 инструкция на русском языке