ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АНСАМБЛЯ ДМИТРИЯ ПОКРОВСКого
Дорогие друзья, Будем рады новым встречам с вами в наш юбилейный год! В 2023г Ансамблю исполняется 50 лет.
Ближайшие концерты:
9 мая 2023 «Эх, путь-дорожка фронтовая» Москонцерт на Пушечной, нач.в 18ч
24 мая 2023 «Голубиная книга» Москонцерт на Пушечной,нач.в 19
31 мая 2023 «От фольклора до авангарда» Дом Композиторов, нач.в 19ч (программа к 50-тилетнему юбилею Ансамбля Покровского)
Наш канал на you-tube
ВКонтакте
Москонцерт на Пушечной
Больше видео — в разделе Ссылки
Послушать нас — в разделе Медиа
Внимание!
Подписаться на рассылку можно по адресу pokrovskyensemble@gmail.com
По вопросам приобретения билетов обращайтесь по тел. +7903-716-98-81,
а также на сайт Москонцерта и Ticketland.ru
Частичное или полное использование материалов Сайта разрешается только при условии ссылки и/или прямой открытой для поисковых систем гиперссылки на непосредственный адрес материала на Сайте.
История коллектива
1973—1996 годы
Коллектив был создан из профессиональных музыкантов, участниками первого состава были: Д. Покровский, Т. Смыслова, А. Данилов, В. Петров, В. Попов, В. Потравнов. Уже после первых выступлений молодого ансамбля идеологи официальной культуры СССР объявили, что «экспериментальный народный хор при фольклорной комиссии Союза композиторов в своих экспериментах „фольклорнее“ самих народных певцов, а его руководитель — самозванец и кустарь-одиночка без мотора (читай — без научной степени)». Талант общения Д. Покровского и его коллектива со зрителем недоброжелатели предпочитали считать дешёвой популярностью. Однако музыканты продолжали поиски своего стиля, звучания, природной энергетики народной культуры. Так, в 1980 году ансамбль начал исследование и возрождение традиционной вертепной драмы — народного представления, рождественского увеселения, чаще всего состоящего из двух частей: собственно рождественской мистерии и музыкальной комедии с региональным колоритом.
С самых первых выступлений Ансамбль Покровского буквально переворачивал сложившееся на то время привычное представление о народной музыке, фольклоре. Творчество коллектива поражало внутренней свободой, яркой импровизацией, оно было чуждо господствующей советской идеологии. В числе поклонников ансамбля сразу оказалась значительная часть свободомыслящих интеллектуалов. Под влиянием творчества ансамбля родилось и получило широкое распространение молодёжное фольклорное движение. Дмитрий Покровский и его ансамбль вдохновили многих молодых музыкантов на создание собственных коллективов, как профессиональных, так и любительских. Среди них ансамбли «Сирин», «Таусень» (Смоленск), «Народная опера» (Б. Базуров), «Берегиня», «Казачий круг», «Народный праздник» и другие. Возникло большое количество фольклорных студий, в том числе при фабрике «Дукат», при МГУ, университетах в Миддлбери и Норвиче (США), в разных городах бывшего Советского Союза. По модели Ансамбля Покровского было создано и существует немало коллективов в России и за рубежом, в том числе в Японии, Швеции, Болгарии, США. В поисках путей освоения непривычных аутентичных вокальных технологий точкой отсчёта стал именно Ансамбль Покровского с его репетиционной и сценической практикой.
Первое заметное обращение Дмитрия Покровского и его ансамбля к театру произошло в 1980 году во время работы над пьесой «Правда хорошо, а счастье-лучше» по А. Островскому в театре им. Моссовета. Режиссёром спектакля был Сергей Юрский. Покровский занимался с артистами и подбирал музыку, а ансамбль озвучивал музыкальные эпизоды спектакля. Творчество талантливых исполнителей привлекло внимание режиссёра Театра на Таганке Юрия Любимова. Этот театр имел тогда репутацию наиболее авангардного театра страны, а спектакли Ю. Любимова пользовались огромным успехом у интеллигенции и советских «диссидентов». Он пригласил ансамбль к участию в создании музыкальной составляющей спектакля «Борис Годунов». Однако после первых представлений постановка в 1983 году была запрещена (возобновлена в 1988 году). С растущим авторитетом и популярностью коллектива его привлекали к работе театральные режиссёры: С. Юрский, В. Фокин, К. Гинкас, М. Левитин, И. Райхельгауз, Л. Додин, а также кинематографисты: Н. Михалков, Э. Климов, М. Швейцер и многие другие.
По замыслу своего руководителя, ансамбль являлся не только исполнительским коллективом, но и лабораторией по изучению русского фольклора. Дмитрий Покровский и его артисты осуществили множество экспедиций в разные регионы страны, собрав огромный аудио-видео архив. Многие культурные явления, зафиксированные на пленках, к сожалению, уже полностью исчезли. В настоящее время этот архив является собственностью ансамбля, с ним ведется постоянная работа.
В 1986 году Пол Уинтер — известный саксофонист, руководитель ансамбля «Paul Winter Consort», в будущем — многократный лауреат престижной музыкальной премии «Grammy», создатель направления «экологический джаз», приехал в СССР для записи на озере Байкал звуков живой природы, которые он использовал при создании своих музыкальных композиций. Уже в том же году он дал в Московском государственном университете первый совместный концерт с ансамблем Дмитрия Покровского. Непосредственно познакомил Покровского и Уинтера музыковед, знаток джаза Леонид Переверзев. О некоторых обстоятельствах знакомства Дмитрия Покровского и Пола Уинтера рассказал музыкальный продюсер Александр Чепарухин, который способствовал появлению идеи соединить американский экологический джаз с аутентичным русским фольклором. Годом позже был реализован общий проект — грампластинка, названная «Earthbeat» (рус. «Пульс Земли»).
Запись хорового пения российского ансамбля была произведена в Москве в сопровождении саксофона Пола Уинтера. Наложение музыкального ряда коллектива «Paul Winter Consort» осуществлено позже в США лейблом Living Music Records. В СССР диск был перезаписан и выпущен в 1989 году под названием «Ансамбль Пола Уинтера (США) и фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского». Этот альбом, по утверждению Пола Уинтера, стал первой пластинкой самобытной музыки, созданной американцами и русскими, где «новые музыкальные сочетания объединили западные созвучия, афро-бразильские ритмы с древними (русскими) хороводными песнями и напевами».
Смешение Полом тысячелетней традиции русского народного хорового пения и индивидуального стиля своего коллектива является мощным заявлением о его вере в единство песен нашей Земли.
— Дейв Брубек
Позже запись, произведённая американским лейблом, была номинирована на премию «Грэмми». Кроме того, часть материала была использована при работе над следующим совместным альбомом коллективов Пола Уинтера и Дмитрия Покровского «Wolf Eyes» (рус. «Волчьи глаза», в СССР не издавалась), записанного на той же студии.
Ярким событием стало выступление Ансамбля в популярной телевизионной программе «Музыкальный ринг» в 1987 году. Многие зрители, в первую очередь молодые, радикально поменяли своё представление о русском фольклоре именно после этой передачи.
Многократно возросшая популярность ансамбля сопровождалась официальным признанием (в 1988 году Дмитирию Покровскому присуждена Государственная премия СССР) и мировой известностью. Гастроли проходили в Австралии, Японии, Канаде, Великобритании, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Венгрии, Финляндии, Болгарии; в Германии коллектив участвовал в мероприятиях, связанных с очередной выставкой «documenta». В США артисты дали более 500 концертов, в том числе участвовали в благотворительных акциях в Белом доме и Национальной Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, концерте в Гранд-Каньоне в рамках международного экологического движения, в проекте Питера Габриеля WOMAD и так далее.
В 1990 году Ансамбль Покровского по приглашению Питера Гэбриэла записал альбом «Wild Field» (рус. «Дикое поле», Realworld). Некоторые фрагменты совместных импровизаций были включены английским музыкантом в его следующий альбом «Us».
В 1994 году в Бруклинской Академии музыки Нью-Йорка в исполнении коллектива состоялась премьера танцевальной кантаты или балета с пением Игоря Стравинского «Свадебка» (как написано в партитуре — «русских хореографических сцен для солистов, хора, четырёх фортепиано и ударных») — итогового произведения русского периода композитора. Авторское прочтение этого сочинения было сопоставимо с научным открытием фольклорных корней авангардной музыки начала века, идущих из бытовых и праздничных церемоний народа, в том числе свадебных обрядов. Этой теме была посвящена диссертация Дмитрия Покровского, которую он не закончил. 29 июня 1996 года в возрасте 52 лет Дмитрий Викторович Покровский скончался.
1997 — настоящее время
Смерть основателя и бессменного руководителя коллектива потрясла как коллектив, так и поклонников ансамбля. Но, после определённого периода растерянности, ансамбль успешно продолжил своё творчество, демонстрируя этим уважение и светлую память об ушедшем вдохновителе и наставнике. В 1997 году вместе с некоторыми исполнителями ансамбль покинула солистка Тамара Смыслова, проработавшая там начиная с первого состава (сейчас — в театре «Русская песня»). Руководство Ансамблем Дмитрия Покровского взяли на себя Мария Нефёдова (музыкальный руководитель) и режиссёр Ольга Юкечева. В творческом запасе коллектива уже тогда насчитывалось свыше 2000 песен и более 160 костюмов и музыкальных инструментов. Программы содержали как традиционные народные песни центра России, донских и кубанских казаков, так и духовные песнопения Русской Православной Церкви и других русских этноконфессиональных групп. В 1998 году по инициативе Юрия Петровича Любимова Ансамбль Дмитрия Покровского получил статус творческой мастерской режиссёра при Театре на Таганке.
Без преувеличения: Ансамбль Дмитрия Покровского — серьёзнейший вклад России в музыкальную культуру второй половины XX века. А собирание этого богатства было той же добычей радия…
— Юрий Любимов
То, что ансамбль не прекратил своего существования с уходом из жизни его основателя, а продолжил работу, вызвало неоднозначную реакцию у фольклористов и коллег по сцене, а также пристальный неослабевающий интерес к его деятельности. Некоторыми критиками отмечались недостатки в работе коллектива: случаи падения общей энергетики, элементы излишнего подчеркивания диалектных особенностей, создающие эффект их утрирования, отсутствие новых идей и ряд других негативных факторов (статья Е. Дороховой из сборника монографий Государственного института искусствоведения). В то же время анализ прессы свидетельствует о росте профессионализма коллектива и о его верности направлению, заданному Д. В. Покровским Ансамбль Дмитрия Покровского по-прежнему востребован в России и за рубежом. Он представляет русскую традиционную и классическую музыку на лучших мировых музыкальных площадках, сотрудничает с выдающимися исполнителями, дирижёрами и коллективами (Бирмингемский симфонический оркестр, оркестр «Avanti!», Майкл Тилсон Томас, П. Донохоу, Т. Курентзис, Томас Адес, Феликс Коробов, сёстры Лабек, Московский Синодальный хор (А. Пузаков), Пол Уинтер Консорт, ансамбль «4.33», ансамбль «Opus Posth» п/у Татьяны Гринденко, Даниель Кафка (fr:Daniel Kawka) Людовик Морло (en:Ludovic Morlot)и другие), для него специально пишут музыку композиторы (А. Батагов, В. Мартынов, А. Раскатов, В. Николаев, И. Юсупова, М. Шмотова и др.)
Новое творческое руководство ансамбля сумело не только сохранить то наследие, который оставил Дмитрий Покровский, но и развить его, проложить новые творческие пути, осуществить собственные идеи.
Был продолжен и обновлен новым составом исполнителей успешный проект «Пульс Земли». В 2003 и в 2008 году этот проект, объехавший к тому времени весь мир, впервые увидели зрители Москвы и других городов России. В содружестве с дирижёром и композитором Томасом Адесом был возобновлен сложнейший в музыкальном и сценическом отношении проект «Свадебка» (И. Стравинский), ставший «лебединой песнью» Дмитрия Покровского. Представления «Свадебки» состоялись на престижных площадках России и других стран. С 1996 года ансамблем было предсталено зрителям множество номеров и театрализованных программ, с успехом идущих на российской и зарубежной сцене: «Улари-удила», «Игрища» (на музыку В. Николаева), «Море» (на музыку И. Юсуповой), «Небылицы в лицах», «Торжествуй, Россия!» (музыка эпохи Петра I), «Лики любви русской деревни», «Солдатский реквием» (муз. В. Дашкевича), «Человек живёт, как трава растет» и другие. Продолжая творческую линию своего создателя, Ансамбль воплощает на сцене сложную и редко исполняемую авторскую музыку, включая произведения таких композиторов, как Бела Барток, К. Штокхаузен. К своему 40-летию в сезон 2012—2013 годов ансамбль представил серию премьер на сцене Московского Дома музыки, в числе которых «Романс в письмах» (посвящена победе 1812 года), «Парасказки» (на темы фольклорных сказок и сказок А. Пушкина), «Слово о полку Игореве» (музыка А. Шелыгина). В 2016-2017 годах Ансамбль выпустил две премьеры: «В песнях вспомним о вас» (музыка времен Первой мировой войны) и «Ветер революции» (к 100-летию событий 1917 года в России). Ансамбль много гастролирует и постоянно расширяет географию российских городов и стран, в которых работает. Он показывает свои программы традиционной и авторской музыки в лучших концертных залах мира (Берлинская, Кёльнская, Токийская, Лос-Анджелесская Филармонии, Симфони-Холл Сан-Франциско, Бенаройя-Холл Сиэтл, Бирмингемский Симфони-Холл, Лондонский Барбикан, Брукнерхаус, штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже, Зал им. Чайковского, Московский Международный Дом Музыки, Санкт-Петербургская Капелла, Смольный собор и др).
Ансамбль продолжает исследовательско-экспедиционную деятельность. За последние годы проведены фольклорные экспедиции на русский Север, в Усть-Цильму (республика Коми), в Забайкалье, на Дон и в Низовья Волги, в центральные области России. Артисты побывали на Западной Украине, в Вологодской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Архангельской, Пензенской, Волгоградской, Рязанской, Тамбовской, Читинской и Орловской областях, Краснодарском крае. Проведена оцифровка и систематизация огромного экспедиционного архива ансамбля.
Ансамбль Покровского продолжает выпускать диски: «Mother Russia», «Неблизко от города недалеко» и др.
Ансамбль продолжает работать в театре и кино. Так, артисты ансамбля заняты в спектаклях Юрия Любимова «Марат и Маркиз де Сад»(1998),»Евгений Онегин»(2000). Заметным стало участие пятерых солистов в его спектакле 2006 года по трагедии Софокла «Антигона». Музыка ансамбля использована в спектакле режиссёра К. Гинкаса «Записки из подполья» на сцене Московского ТЮЗа. Артистов ансамбля задействовали также режиссёры Валерий Фокин («Старосветская любовь»(2000), «Татьяна Репина» (спектакль ТЮЗа и Авиньонского фестиваля(1997 год), Александр Пономарёв («Настоящее»(1986), «Шаман и Снегурочка»(1999), «Победа над солнцем»(1997 — «Золотая Маска» в номинации «Новация»), В. Мирзоев («Семеро святых из деревни Брюхо»(2003)), «На всякого мудреца довольно простоты»(2012), «Квадратные круги» (Тони Харрисон — английский поэт, драматург и режиссёр), А. Смирнов (спектакль парижского театра Комеди Франсез «Месяц в деревне») и другие. В музыке к спектаклю Омского Драматического театра «Брат Чичиков» по пьесе Н. Садур (музыка М. Шмотовой), номинированного на премию фестиваля «Золотая маска», большая роль отведена Ансамблю Покровского. Ансамбль также записал музыку и к другим театральным работам М. Шмотовой: спектакли «Тварь» Русского Театра Драмы (г. Уфа), «Журавлиные перья», «Три сестры», «Любовь-книга златая» Областного Московского Камерного Драматического театра, «Король-Дроздобород» Московского театра Мимики и Жеста. Артисты ансамбля выступают в роли музыкальных консультантов и ведут музыкально-пластические тренинги в различных театрах. Сравнительно недавние фильмы, в которых задействован ансамбль или его отдельные участники — «Му-му» (реж. Ю Грымов), «Борис Годунов» (реж. В. Мирзоев), «Жила-была одна баба» (реж. А. Смирнов),«Раскол» (реж. Н. Досталь), «Китайская бабушка» (реж. В. Тумаев), телесериал «Две зимы и три лета» (2014), «Жизнь. Осень» (реж. С. Лозница и М. Магамбетов), «Дороги» (реж. М Магамбетов), телефильм «Играем Покровского» (эфир 3.03.2011 на канале «Культура») и др. Ансамбль участвовал в ряде музыкальных программ на федеральных теле и радиоканалах, его руководители и артисты входят в жюри конкурсов.
После ухода Ю. П. Любимова из театра на Таганке летом 2011 года новое руководство театра упразднило свою музыкальную мастерскую. Таким образом Ансамбль Покровского перестал быть организационно связан с этим театром. С 2012 года Ансамбль организационно входит в состав Москонцерта
Сейчас в Ансамбле работает новое поколение артистов, большинство которых, к сожалению, не застало Дмитрия Покровского при жизни.
Вертеп в Ансамбле Дмитрия Покровского
В конце 70х годов ансамбль Дмитрия Покровского во главе со своим руководителем задумал реконструировать вертепное представление для программы «Русский народный театр». Д. Покровский обратился за содействием к исследователю театра кукол, режиссёру, фотографу Виктору Новацкому, который изучил музейные вертепные экспонаты, пытаясь понять и оживить кукольную жизнь. Им была проделана сложнейшая текстологическая работа: по крохам собрано все, что было опубликовано в начале 20 в., добавлены фрагменты из неопубликованных вертепных текстов, предоставленных сотрудником кафедры фольклора МГУ Э. Померанцевой. Были найдены описания вертепных представлений, на которые опирались в своей работе Д. Покровский и его артисты. Очень помогла и экспедиционная работа Ансамбля.
На практике подтвердился принцип, открытый Д. Покровским и В. Новацким: эмоциональное воздействие вертепного действа на зрителя тем сильнее, чем нейтральнее произносится текст. В исполнении важно не актёрское мастерство, а внутреннее отношение к происходящему. Тогда за скромным и непритязательным действием — мистерией разворачивается не только двухтысячелетняя история христианства, но и более древние обряды и ритуалы, связанные с календарным циклом. Главное — не пытаться делать из вертепа кукольный театр, иначе мистерия мгновенно разрушается. В вертепе нельзя сказать, хорошо его играют или плохо. В народном театре нет индивидуальной игры. Таким образом, Ансамбль Покровского выбрал тот вариант, который наиболее соответствовал мистериальному духу вертепа.
Премьера вертепа Ансамбля состоялась в 1980 году в Знаменском соборе на Варварке в программе духовной музыки. Автором первого комплекта кукол и ящика стал известный художник-кукольник Сергей Тараканов. Ансамбль включил вертеп в программу «Русские святки», которую ежегодно представляет зрителям в рождественские дни. Сейчас используются два комплекта вертепных кукол: первый выполнен художником Евгением Масоловым в 1999 году (ящик — художник Даниил Хомов), а второй — художником Александром Петровым (Абрамцевское художественно-промышленное училище) в 2007 году (одежда кукол — О. Юкечева). Вертеп Е. Масолова был сделан для культурной программы в честь 2000-летия христианства в Святой Земле (Вифлеем), в которой участвовал Ансамбль. Вертеп Ансамбля Дмитрия Покровского положил начало возрождению вертепного искусства в России.
ансамбль Дмитрия Покровского — Туманы
слушатьскачать03:30
Ансамбль Дмитрия Покровского — Варган
слушатьскачать01:49
Dmitri Pokrovsky Ensemble — Гусли
слушатьскачать01:40
Ансамбль Дмитрия Покровского — Стрела. Весенняя календарно-обрядовая песня, Брянская область.
слушатьскачать01:44
Ансамбль Дмитрия Покровского — Травушка. Частая песня донских казаков, Волгоградская область.
слушатьскачать01:45
Ансамбль Дмитрия Покровского — Богородице Дево, радуйся. Песнопение православного обихода.
слушатьскачать00:57
Ансамбль Дмитрия Покровского — Вы послушайте, стары старики. Плясовая песня, Тульская область.
слушатьскачать01:32
Ансамбль Дмитрия Покровского — Из-за лесу копия мечей. Строевая песня донских казаков, Волгоградская область.
слушатьскачать02:24
Ансамбль Дмитрия Покровского — Крапива. Лирическая песня донских казаков, Волгоградская область.
слушатьскачать02:38
Ансамбль Дмитрия Покровского — Наигрыши на калюках. Тростниковые флейты, Белгородская область.
слушатьскачать01:56
Ансамбль Дмитрия Покровского — Не река. Свадебная песня с плачем, Калужская область
слушатьскачать02:12
Ансамбль Дмитрия Покровского — Mosquito (1991)
слушатьскачать04:42
Ансамбль Дмитрия Покровского — Where Have You Been You Bastard
слушатьскачать02:06
Ансамбль Дмитрия Покровского — Где ж ты был?
слушатьскачать04:01
Ансамбль народной музыки. дмитрий покровский. — традиционная хороводная.
слушатьскачать02:17
А. Покровская — «Муха». И. И. Дмитриев
слушатьскачать00:51
Ансамбль Дмитрия Покровского — За реченькой
слушатьскачать03:48
Ансамбль Дмитрия Покровского — Плывёт лебедь(отрывок их мультфильма Морожены песни)
слушатьскачать00:54
Ансамбль Дмитрия Покровского — Всадники други
слушатьскачать01:27
Ансамбль Дмитрия Покровского — Псалом 103. Молокане, Ставропольский край.
слушатьскачать03:24
Ансамбль Дмитрия Покровского — женский обряд — На море берёзы
слушатьскачать01:20
Ансамбль Дмитрия Покровского — женский обряд — Под Киевым, под Черниговым
слушатьскачать02:07
Ансамбль Дмитрия Покровского — Плач
слушатьскачать01:22
Ансамбль Дмитрия Покровского — Эпическая
слушатьскачать02:11
Ансамбль Дмитрия Покровского — Дубровушка зеленая
слушатьскачать02:43
Ансамбль Дмитрия Покровского — Трава моя травушка
слушатьскачать01:04
Ансамбль п у Дмитрия Покровского — У ладо
слушатьскачать04:11
Ансамбль Дмитрия Покровского — мужская традиция — Где ж ты шельма был
слушатьскачать04:01
Ансамбль Дмитрия Покровского — калюки — медленное извлечение
слушатьскачать00:35
Ансамбль Дмитрия Покровского — крестьянские песни — Порушка
слушатьскачать03:10
И.Ф. Стравинский, Ансамбль Дмитрия Покровского — Свадебка 04. Картина четвертая Красный стол (2)
слушатьскачать05:19
Ансамбль Дмитрия Покровского — Девушки на прогулке
слушатьскачать01:40
Ансамбль Дмитрия Покровского — За речкой, ой да за реченькой
слушатьскачать03:48
Ансамбль Дмитрия Покровского — Где ж ты был, шельма, пробувал
слушатьскачать04:01
Ансамбль Дмитрия Покровского — женский обряд — Дубрава
слушатьскачать02:43
«Театр народной музыки имени Дмитрия Покровск — Небылица в лицах (скоморошина)
слушатьскачать02:30
Ансамбль Дмитрия Покровского — Летят гуси
слушатьскачать03:06
Ансамбль Дмитрия Покровского — Карывать
слушатьскачать01:32
Ансамбль Дмитрия Покровского — Молитва
слушатьскачать04:11
Марина Шмотова — КОЛОКОЛА (сп.»Брат Чичиков»). Исполнители:Солисты ансамбля Дм. Покровского
слушатьскачать01:29
Вряд ли сам Покровский мог предположить, какую революцию в музыке произведет его Ансамбль, как много нового откроет для музыкального мира?
Ольга Юкечева: Конечно, все начиналось с другого. Он сам рассказывал, как в 1968 году, когда впервые услышал в экспедиции пение архангельских бабушек, был потрясен: как возможно издавать такой звук, напоминавший орган, когда сами певцы остаются практически неподвижными? Он не мог успокоиться и решил изучить феномен этого звука, причем с точки зрения физики. Как-то его студенты пригласили посмотреть их программу, сделанную в «русском стиле». Конечно, все это было банально, но он начал с ними заниматься. Они поехали в экспедиции по русским деревням, учились у народных исполнителей, и только спустя пять лет, в 1973 году, показали свою первую программу, которая вызвала буквально шок. Сама помню, уже в другие годы, когда я училась в музучилище, нас однажды собрали в актовом зале слушать концерт фольклорной музыки. Мы сидели, зевали. И вдруг появились они — не на сцене, где рояль стоял, а откуда-то сзади, выскочили все в джинсах, понеслись через зал, как завопили нам в уши! Это было потрясение.
Концертный зал Москонцерта на Пушечной. 1979 год. Фото: Кулаков Никита.
А в чем секрет этого пения? Ведь и до этого работали фольклористы, собирали, расшифровывали народные песни?
Ольга Юкечева: Да, фольклористы всегда занимались собиранием фольклора, знали друг друга, общались. Но на каком уровне? Главное было расшифровать материал и как-то петь его. А мы учились у бабушек, пели вместе с ними, они нам говорили, хорошо или нет петь с нами, ладим или не ладим мы вместе. Бывало, что деревенские женщины говорили о ком-то: «Нет, мы с этой не ладим. — Почему? — Она из другой деревни и она с нами не сладила, она по-другому поет». Нечто подобное, кстати, случилось когда-то в первом составе хора Пятницкого, куда собрали крестьян из разных областей. Пока они пели песни своего региона, все было прекрасно, но как только стали петь вместе советские песни, оказалось, что одни поют, как в Рязани, другие — как в Смоленске, и так далее. И ничего у них не вышло. А Покровский стал изучать еще и импровизационные стили пения тех регионов, где бывал в экспедициях, потому что в каждом селе всегда был лидер, который умел импровизировать. И когда мы позже с джазовыми музыкантами стали работать, у нас появилась своя манера импровизации, которая не противоречит аутентичной.
Фото: Блинов Андрей.
Фольклористы вас критиковали?
Ольга Юкечева: Да, а кто-то, наоборот, хвалил. Но Покровский всегда говорил: мне все равно, что будут говорить. Он чувствовал себя музыкантом, который должен вынести народную музыку на концертные площадки и показать, что это сложная и красивая музыка.
Как вам удалось, занимаясь фольклором, не застрять в архаике, а совершать открытия в современной музыке?
Ольга Юкечева: В те годы, когда ансамбль начинал, в искусстве все искали новые пути, это была общая тенденция. Поэтому появились проекты с джазовыми музыкантами — с Алексеем Козловым, Вячеславом Ганелиным, а позже — со знаменитым саксофонистом Полом Уинтером. Однажды Альфред Шнитке познакомил Покровского с Юрием Любимовым, который в тот момент ставил «Бориса Годунова» в Театре на Таганке и как раз обдумывал решение образа «народа». Он пришел на концерт, и c того момента началась история ансамбля с его театром. Правда, после запрещения спектакля «Борис Годунов» Покровский надолго попал в «опалу» за то, что резко высказался по этому поводу. Ансамбль стал невыездным, ему было запрещено выступать в Москве. Юрий Любимов тогда почти сразу уехал из страны, а когда вернулся, мы продолжили с ним работать, участвовали в спектаклях «Медея», «Антигона», в восстановленном «Борисе» и других. Он нас и приютил после смерти Покровского в 1996 году, сказал: пока я жив, можете репетировать в театре. И Родион Щедрин очень помог ансамблю, пригласив его еще во времена «опалы» в Бостон на фестиваль, где были исполнены его «Озорные частушки» и три программы русских песен.
Фото: Саакян Андрей
Одной из вершин Покровского считается «Свадебка» Стравинского, ее исполнение ансамблем произвело фурор, перевернуло представление об этой музыке?
Ольга Юкечева: Покровский многие годы шел к этой партитуре. Он посылал нас в экспедиции, мы ездили по местам, где бывал Стравинский. Я, в частности, сидела в Талашкино под Смоленском. Это был знаменитый художественный центр в дореволюционной России, где княгиня Тенишева устроила сельскую школу, театр, народный оркестр. Туда приезжали художники, вел раскопки Николай Рерих, бывал Стравинский. Помню, как мне вытащили из архивов старую тетрадь Сергея Колосова, преподававшего музыку в школе Тенишевой, и я от руки всю ее переписывала. Там были какие-то фрагменты из вертепа, песни, которые Стравинский мог слышать. Он ведь именно в Талашкино начал писать свой балет «Весна священная». Тексты у него все подлинные, а музыка не цитирует народные темы, как у Глинки или Чайковского. И когда мы спели его «Свадебку» в Нью-Йорке, все газеты писали: это исполнение стало прорывом в мировой музыкальной истории! И после того, как Покровского не стало, мы спустя годы восстановили и пели «Свадебку» в Германии, в Швеции, в Финляндии, в Италии. Британский композитор Томас Адес пригласил нас и выступил с нами в Лондоне. Позже мы исполняли «Свадебку» с дирижером Майклом Тилсоном Томасом, который лично знал Стравинского. Оба они говорили: это именно то звучание, которое имел в виду Стравинский.
Ансамблю Дмитрия Покровскогоподвластно все — от народных песен до джаза и авангарда. Фото: Из архива ансамбля.
Почему вы так влились в итоге в современную музыку? Вы, например, единственные в России, кто смогли исполнить «Штиммунг» Штокхаузена?
Ольга Юкечева: Мы действительно можем петь многое, что не всегда получается у академических певцов. Покровский говорил: «Мы просто ансамбль музыкантов, которые используют народные техники пения». Композиторам это интересно, поэтому многие нам пишут — Антон Батагов, Владимир Мартынов, Ираида Юсупова, Владимир Николаев, Александр Вустин, Алексей Шелыгин и другие. Александр Раскатов написал удивительное сочинение — «Голоса замерзшей земли» для Ансамбля Покровского, маримбы и Нидерландского оркестра духовых инструментов, которое мы исполняли с Марком Пекарским в Амстердаме.
Фото: Андрей Кулаков
Спустя полвека вы уже представляете другое поколение. Что сегодня в приоритете ансамбля?
Ольга Юкечева: Жизнь диктует изменения. Мы делаем новые программы, рассчитанные на разную аудиторию, включая детскую, буквально до пандемии продолжали ездить в экспедиции. Последний раз были в Удмуртии, собирали материал, который вошел в новые программы — «Лики любви русской деревни», «В песнях вспомним о вас». У нас есть интересная программа, посвященная войне 1812 года, — «Романс в письмах», где мы использовали письма русских и французских солдат, есть программа, созданная к столетию Первой мировой войны 1914 года, к столетию Революции, в основе которой лежит традиция «живой газеты» и народного театра. Мы поем духовную музыку, которую начали собирать еще во времена Покровского — народные духовные стихи, старообрядческие песнопения, музыку молокан, духоборов. Теперь мы состоим в Москонцерте и в какой-то степени стали репертуарным ансамблем. Но мы не повторяемся, все время ищем что-то новое. Покровский всегда говорил: «Песня должна жить, а жить она может только тогда, когда ты все время ее делаешь».
Справка «РГ»
Дмитрий Покровский — композитор, дирижер, педагог, исследователь и исполнитель русского фольклора, создатель уникального ансамбля, получившего всемирную известность как Ансамбль Дмитрия Покровского. Благодаря его деятельности во многих городах появились профессиональные фольклорные коллективы в России и США — «Сирин» (Москва), «Таусень» (Смоленск), «Казачий круг» (Москва) и другие, университетах в Миддлбери и Норвиче.
Его ансамбль сотрудничал с Юрием Любимовым, Сергеем Юрским, Никитой Михалковым, Камой Гинкасом, Андреем Хржановским, Анатолием Васильевым, с выдающимися современными композиторами и музыкантами разных стран. Коллектив записал около 20 дисков, номинировался на «Грэмми».