Аппарат руководства предприятия

Под структурой аппарата управления предприятием понимается совокупность органов управления, а также система их взаимосвязей и взаимодействия. Отдельные органы и аппарат управления в целом формируют, исходя из наличия определенных функций, объема работ, масштаба управляемости и особенностей объекта управления.  [c.338]

Линейная структура строится только на основе выделения линейных органов управления, которые образуют ступени, звенья управления, руководящие деятельностью производственной системы в целом. Они строятся по принципу иерархии, предусматривающей разделение подразделений на вышестоящие и нижестоящие. Линейный орган каждой ступени выполняет весь комплекс функций управления соответствующим объектом, в качестве которого выступает нижестоящее линейное подразделение связь между подразделениями разных ступеней осуществляется по одному вертикальному каналу. Этот тип структур наиболее полно отвечает принципу централизма и повышает ответственность руководства и исполнения. Эффективность линейных структур значительно снижается при усложнении производственных систем, так как расширяется круг специальных вопросов по разным функциям управления, которые должен решать один руководитель, увеличивается звенность структуры управления, возрастает опасность волокиты из-за необходимости использования только вертикальных связей. Для управления современным предприятием применение линейных структур аппарата управления в чистом виде практически невозможно. Однако линейные органы и связи при построении структуры аппарата управления предприятием и производственным объединением применяются.  [c.241]

Аппарат управления предприятия — это, во-первых, система органов государственного управления, во-вторых, совокупность подразделений органа управления и, в-третьих, совокупность работников, выполняющих работу по управлению предприятием. Нормальное функционирование аппарата управления зависит от четкой формулировки его задач и конкретных функций, разработки оптимальной организационной структуры и штата органов управления, наличия положений и инструкций, регламентирующих их деятельность. Задачи, функции, права и ответственность в аппарате управления должны быть строго разграничены [6].  [c.117]

Структура управления на участках старших прорабов, прорабов и мастеров отличается разнообразием (рис. 25). Работников аппарата независимо от уровня (министерство, главк, трест или строительно-монтажное управление) можно разделить на три больших группы руководителей, наделенных правом принимать решения специалистов, осуществляющих отдельные процессы управления, и технических исполнителей, осуществляющих вспомогательную работу по реализации управленческих функций. Распределение по этим группам зависит от функциональной роли работников в органах управления — к руководителям относят начальников организаций и предприятий и их заместителей, в группу специалистов входят начальники функциональных отделов в органах управления и главные специалисты (главный экономист, главный технолог), к группе исполнителей относятся инженеры> экономисты, инспекторы.  [c.189]

В зависимости от задач и характера программы, организационных рамок ее выполнения (предприятие, объединение, отрасль, ведомство), типов создаваемых программно-целевых структур содержание функций отдельных органов может значительно различаться, однако их распределение между уровнями и основными звеньями аппарата управления должно основываться на соблюдении определенных принципов, вытекающих из объективных закономерностей осуществления организационных связей в социально-экономических системах.  [c.113]

Под структурой аппарата управления промышленным предприятием понимается совокупность органов управления, а также системы их взаимосвязей и взаимодействия. Формирование отдельных органов и аппарата управления в целом основывается на наличии определенных функций, объеме работ, масштабе управляемости и особенностях объекта управления.  [c.69]

Финансовый менеджмент как орган управления. Он представляет собой аппарат управления, т. е. часть руководства хозяйствующим субъектом. На крупных предприятиях и в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, состав которых определяется высшим органом управления хозяйствующего субъекта. К этим подразделениям могут относиться финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, лаборатория (бюро, сектор) экономического анализа и т. д. Дирекция и каждое ее подразделение функционирует на основе Положения о финансовой дирекции или подразделения. Положение включает в себя общие моменты организации дирекции, ее задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями (дирекциями) и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность дирекции.  [c.48]

Организационная структура с аппаратом управления головного завода, выполняющего функции аппарата управления всего объединения, — структура с полной централизацией органов управления — является основной организационной формой производственных объединений. В составе производственных объектов в этом случае выделяется предприятие, имеющее наиболее мощную производственно-техническую базу. Предприятия, вошедшие в состав объединения, полностью теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. Аппарат управления объединения при этом включает традиционные службы, отделы, бюро, обслуживающие производственные подразделения. Создание таких объединений базируется на технологической общности производственных процессов, однородности выпускаемой продукции, устойчивых кооперированных связях. Примером подобной организационной структуры могут служить объединения, создаваемые в автомобильной промышленности, и др.  [c.7]

Председатель ГТК 1) руководит на принципах единоначалия деятельностью ГТК, иных таможенных органов РФ, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 2) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ГТК задач и функций 3) представляет ГТК и обеспечивает его взаимодействие с другими государственными органами РФ 4) распределяет обязанности между заместителями председателя ГТК и устанавливает степень их ответственности 5) подписывает (утверждает) нормативные акты в пределах компетенции ГТК, организует проверки их исполнения 6) назначает на должность и освобождает от должности руководящих работников ГТК, руководителей и главных бухгалтеров региональных таможенных управлений и таможен РФ, руководителей таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 7) устанавливает правомочия подведомственных таможенных органов РФ по самостоятельному решению организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов 8) утверждает положения о главных управлениях и иных структурных подразделениях ГТК, региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах РФ, таможенных лабораториях, а также положения (уставы) других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 9) утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников структуру, штатное расписание ГТК, а также смету расходов на содержание аппарата управления 10) присваивает в пределах своих полномочий специальные звания должностным лицам таможенных органов и работникам подведомственных учреждений, в установленном порядке вносит представления о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава должностным лицам таможенных органов и работникам учреждений 11) награждает нагрудными знаками и применяет иные формы поощрения работников таможенных органов, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 12) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами РФ 13) применяет в полном объеме установленные законодательством РФ меры дисциплинарного воздействия в отношении работников таможенных органов, руководителей таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций 14) осуществляет другие функции и пользуется другими правами в соответствии с законодательством РФ.  [c.127]

Государственная организация — обобщающее понятие. Сюда относятся государственные учреждения и предприятия. Различия между предприятиями и учреждениями состоят в их назначении, роли в обществе, содержании основной деятельности. Предприятия занимаются прежде всего производственной деятельностью, учреждения — управлением, социальным обслуживанием населения. На государственных предприятиях существует администрация (ее органы), но ее функции сводятся к решению вопросов внутреннего управления, и она не выступает вовне как управленческий орган. Существуют разные виды предприятий по характеру своей деятельности (производственные, торговые и др.), по подчиненности и структуре (государственные, муниципальные, акционированные, унитарные и т.д.). Государственные предприятия не входят в состав государственного аппарата.  [c.107]

Расширение функций объединения. Одним из главных направлений повышения эффективности производства является его концентрация. В нефтяной промышленности основной производственной единицей должно стать производственное объединение— единый территориально-производственный комплекс большого числа юридически самостоятельных предприятий бурения,, добычи, подсобно-вспомогательных служб. Орган управления объединения (аппарат объединения) уже в настоящее время осуществляет ряд планово-распределительных снабженческих функций упр,. гния осуществляет административные функции, распределяет оизводственные задания между предприятиями,, обеспечивает сбыт продукции, реализацию фондов, бесперебойное снабжение и планомерную работу предприятий, изучает и обобщает опыт их работы, разрабатывает перспективные планы развития объединения в целом и всех его предприятий и т.д. С переходом на новую структуру управления производством функции объединения значительно расширились, так как большинство предприятий подчиняется объединению непосредственно, минуя промежуточные инстанции управления (трест, управление). В будущем, по мере развития специализации и кооперации труда, автоматизации и механизации производства, внедрения АСУ — нефть , совершенствования средств связи и развития транспортной сети, удастся сконцентрировать в объединении еще больший круг вопросов.  [c.162]

ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ — аппарат хозяйственного и технического руководства пром. предприятием. Возглавляется директором предприятия. Структура 3. зависит от размеров и производственного профиля предприятия и от организационной системы работ но выполнению основных функций управления его произв.-хоз. деятельностью. На крупном предприятии каждой функции соответствует спец. структурное иод-разделение аппарата (отдел, сектор), тогда как на небольших предприятиях выполнение нескольких родственных функций обычно осуществляется одним органом или совмещается даже в руках одного должностного лица. Напр., па крупном маш.-строит, предприятии3. состоит обычно из след, структурных подразделений отдел главного конструктора (с подчиненной ему лабораторией), отдел главного металлурга, отдел главного технолога (с подчиненной ему лабораторией), отдел автоматизации и механизации, инструментальный отдел, отдел технического контроля и центральная  [c.239]

В годы индустриализации (см. Индустриализация социалистическая) был накоплен богатейший опыт централизованного планирования. Разработка и осуществление первых пятилеток показали преимущества со-цналистич. строя, планомерного развития х-ва и Д. ц. в управлении хоз-вом. По мере усиления централизации происходило изменение форм и методов управления. Суть этих изменений заключалась в ликвидации объединений как важной формы хоз. руководства, в централизации функций этого руководства в центр, управленческом аппарате, к-рый приобретал форму общесоюзных отраслевых органов управления. Структура управления отраслью фактически приобрела вид наркомат — предприятие (без промежуточных звеньев). Низовым звеном управления стало предприятие, ему были переданы оставшиеся нецентрализованными второстепенные экономич. функции. При этой системе отрасли и подотрасли были нехозрасчётными, а хозрасчёт предприятия носил во многом формальный характер.  [c.384]

Задачи анализа организационной структуры управления заключаются в выявлении соответствия между производственной и организационной структурами, соответствия управленческих штатов характеру и содержанию функций управления. Проводится анализ производственной структуры предприятия, структуры органов упраш ения, численности аппарата управления, специализации и централизации управленческих функций. К аналитическим пока-, зателям, характеризующим состояние органов управления, относятся  [c.60]

Функционирование любой слаженной системы зависит от грамотно построенного аппарата управления, который осуществляет свою деятельность, базируясь на принципах рациональности, последовательности и эффективности.

Общие черты аппаратов управления

Аппарат управления — это иерархическая модель, многоуровневая система, состоящая из определенного количества различных подразделений, на каждый из которых возложены соответствующие функции и задачи. Основной целью функционирования аппарата управления является успешное и эффективное осуществление управленческих процессов. Данная категория подразумевает под собой совокупность управленческих структур, органов, служб, которые создают рабочий процесс в определенное время и в определенном месте. Без существования этих управленческих ответвлений и их взаимодействия эффективная деятельность и реализация намеченных целей государства, региона, города, предприятия, корпорации становятся невозможными.

Система работы аппарата управления

Система аппарата управления обязана осуществлять свою работу качественно, последовательно и непрерывно. Каждая иерархическая ступень аппарата управления подразумевает под собой наличие и работу определенного должностного лица, который руководит рабочим процессом на каком-то этапе. Эти должностные лица обладают своими функциями и полномочиями, а их деятельность в обязательном порядке регламентирована определенными правами и обязательствами. Также они тесно связаны между собой и практически постоянно взаимодействуют. Их решения являются главной отправной точкой всех рабочих процессов. Поэтому они должны быть четкими, уместными и взвешенными. Ведь аппарат управления – это, в первую очередь, многозадачная управленческая модель.

Построение системы управления

Его структура может обладать разным количеством уровней, а его работа может осуществляться в рамках страны, предприятия, организации, города, региона, корпорации или других социально-экономических формирований.

Государственные управленческие аппараты

Аппарат государственного управления предполагает систему законодательных, исполнительных, судебных и контролирующих органов. Также государственный аппарат состоит из других административных органов государственного или регионального значения. Они существуют для контроля за выполнением указаний высших органов власти, а также для решения на своем уровне различных социально-экономических, юридических вопросов. Это так называемые департаменты, министерства, городские или районные администрации, местные судебные органы.

Пирамида управления

Аппараты управления органами власти функционируют, базируясь на таких принципах:

  1. Законность и соответствие Конституции, которая является основополагающим сводом законов в стране.
  2. Оптимальное соотношение структуры органов управления и рациональное распределение функций между подразделениями органов власти.
  3. Готовность представителей государственной власти нести возложенную на них ответственность за принятые политические решения и их последствия.
  4. Лояльность, корректность, деидеологизация политической деятельности.
  5. Компетентность на надлежащем уровне со стороны представителей органов власти и высокий профессионализм.

Структурные единицы аппарата управления

Функционирование предприятий предполагает наличие квалифицированного кадрового потенциала. Совокупность работников предприятия являет собой структуру управления, которое путем воздействия на объекты и субъекты рабочего процесса осуществляет свою работу.

Аппарату управления свойственно разделение труда, которое помогает в производственном процессе добиться успехов и продуктивности. Сама структура управления являет собой организационную форму управленческого аппарата, обозначающую состав трудового коллектива и порядок подчинения подразделений вышестоящему руководству.

Представители компании

Факторы, влияющие на структуру аппарата управления, бывают трех видов.

  1. Технологические (масштабы и способы производства, уровень механизации рабочего процесса, ассортимент продукции).
  2. Экономико-организационные (уровень централизации, налаженность коммуникаций и связей между сотрудниками и подразделениями).
  3. Внешняя среда (наличие кооперации, анализ рынка, партнеров, конкурентов, клиентов и потребителей, природные и климатические факторы, политическая обстановка).

Виды организационных структур

Аппарат управления – это система взаимозависимых элементов, которые прямым или косвенным образом связаны между собой. Эти элементы являют собой функциональные и организационные структуры. Существование различных структур обусловлено существованием разнообразных возможностей построения иерархии и функционирования подразделений, служб, отделов. Все структуры можно разделить на несколько видов.

Линейная. Данный тип предполагает фактически абсолютное подчинение трудового коллектива одному руководителю. Он является главным доминантным лицом в организации, который дает указания, принимает окончательные решения на всех этапах рабочего процесса и несет ответственность за их последствия. Такой тип управленческих структур наиболее часто применим к предприятиям, которые являются элементами малого бизнеса, имеют небольшой штат работников, несложную организацию технологии производства и не слишком разветвленные связи с субъектами внешней среды (поставщиками, партнерами, посредниками).

Функциональная. Этот тип возник логическим образом в процессе расширения стремительно развивающегося производства и рыночной экономики из-за появления необходимости делегирования важных функций другим работникам. Этот тип структуры свойственен предприятиям с разветвленной деятельностью, требующей налаженной и скрупулезной работы в отношении ведения финансовых дел, маркетинговых исследований, кадровой работы, внешнеэкономической деятельности, технической поддержки. Поэтому на деле создаются разнообразные отделы и структуры, которые охватывают внушительный масштаб деятельности, и которым в обязательном порядке нужен координатор.

Работники офиса

Компетентные начальники структурных подразделений имеют свободу в отношении своей деятельности и принятии решений, однако не полноправную, а умеренную, предусмотренную статусом предприятия.

Такой тип структуры обладает колоссальными преимуществами:

  • максимальная выгода от специализации и ограничение нагрузки на руководство;
  • мотивация сотрудников, стимулирование деловой активности и развития профессионализма каждого члена трудового коллектива.

Дивизиональная. Ключевой характеристикой этой структуры является ведущая роль менеджеров, выполняющих управленческие функции в отделениях предприятия. Такая структура свойственна крупнейшим организациям, которые достаточно разветвлены. Здесь каждая ветвь нуждается в координации и контроле для осуществления успешной оперативной деятельности.

Адаптивная структура. Такие типы структур обозначают быструю реакцию компании на изменение факторов внешней среды, в рамках которых осуществляется комплекс действий для успешного достижения целей.

Матричные адаптивные структуры. Они предполагают двойное подчинение сотрудников: непосредственному начальнику и руководителю, к примеру, целевого проекта, программы.

Функции

Механизм управления

К функциям аппарата управления стоит отнести следующие:

  1. оперативность производственного процесса;
  2. минимизация затрат;
  3. рационализация и оптимизация связей между звеньями производства.

Чем же является аппарат управления?

Команда работников

Аппарат управления – это рациональный и эффективный способ построения взаимоотношений и связей между структурными подразделениями предприятия для слаженной работы команды и получения желаемого результата в виде прибыли или социального эффекта.

Аппарат
управления предприятия: категории
работников и характер их труда. Организация
труда в аппарате управления. Оценка
эффективности работы аппарата управления.
Понятия «формальная» и «неформальная»
группа. Персонал организации: цели и
задачи управления персоналом.

Аппарат управления
предприятия: категории работников и
характер их труда

Работники,
профессионально участвующие в управлении
и составляющие аппарат управления,
именуются управленческими кадрами. Они
подразделяются на три основные категории:
руководители, специалисты и технические
исполнители. Все эти категории работников
выполняют различные управленческие
операции и процедуры и имеют разную
профессиональную подготовку.

Операции
и процедуры управления подразделяются
на творческие, логические и технические.

Творческие
процедуры – наиболее сложные, требующие
высокой квалификации работников. Они
включают в себя абстрагирование,
сравнение, анализ, синтез, выводы,
прогнозы, принятие решений, выработку
стратегии.

Логические
процедуры и операции выполняются по
разработанному алгоритму (в определенной,
заранее заданной последовательности.)
Логические операции по классу сложности
ниже творческих, но их выполнение также
требует специальной подготовки.

Технические
процедуры и операции в аппарате управления
(ведение делопроизводства, доставка
почты, разноска данных в картотеки,
размножение документов) характеризуются
наибольшей частотой повторения, более
просты по исполнению и не требуют
высокой квалификации работников.

Логические
и технические операции могут быть на
60-80 % механизированы, но в настоящее
время уровень механизации управленческого
труда в нашей стране не так высок.

Руководители
– менеджеры, возглавляющие организации,
предприятия или их структурные
подразделения. Они имеют высшее
специальное образование и значительный
практический опыт работы. Руководители
направляют работу предприятия
(подразделения), принимают управленческие
решения и несут ответственность за их
выполнение и результат работы предприятия
(подразделения).

Специалисты
— сотрудники аппарата управления,
обладающие специальными знаниями,
имеющие высшее или среднее образование.
Специалисты привлекаются к разработке
вариантов управленческих решений и
несут ответственность за качество
выполняемой работы. К специалистам
относятся экономисты, бухгалтеры,
технологи, юристы, социологи, маркетологи,
товароведы и т.д.

Технические
исполнители – персонал, обслуживающий
процесс управления – секретари, лаборанты
и т.д. Как правило, они не имеют высшего
специального образования, но имеют
специальную профессионально-техническую
подготовку. Технические исполнители
выполняют вспомогательные функции, но
без их труда процесс управления
невозможен.

Все
эти категории работников, занятых в
аппарате управления, тесно взаимодействуют,
а их действия согласовываются и
координируются для наилучшего достижения
целей организации.

Организация
труда в аппарате управления

От
организации труда в аппарате управления
зависит работа всего предприятия.

Организация
управленческого труда представляет
собой совершенствование трудовых
процессов в аппарате управления в целях
повышения эффективности его
функционирования. В аппарате управления
можно выделить ряд общих задач
применительно к организации труда:

  • снижение
    затрат живого труда в сфере управления,
    сокращение потерь рабочего времени,
    рационализация рабочих мест, оптимизация
    структуры управления;

  • повышение
    качества и эффективности трудовых
    процессов в управленческом аппарате:
    повышение квалификации руководителей
    и специалистов, культуры деловых
    взаимоотношений.

Улучшение
работы управленческого аппарата
предполагает выполнение ряда принципов:

    • принцип
      специализации – углубленное разделение
      труда в аппарате управления;

    • принцип
      пропорциональности – соблюдение
      определенных соотношений между
      различными звеньями аппарата управления;

    • принцип
      прямоточности – установление кратчайшего
      пути движения информации и документации
      от места возникновения до места
      использования;

    • принцип
      непрерывности – сведение до минимума
      технологических перерывов в процессах
      управления;

    • принцип
      ритмичности – равномерная работа всех
      звеньев управленческого аппарата,
      подчинение трудового процесса
      определенному планомерному режиму;

    • принцип
      комплексного подхода к исследованию
      трудовой деятельности работников
      управленческого аппарата – привлечение
      к исследованию проблем организации
      труда специалистов различного профиля.

Дальнейшее
совершенствование управления связано
с улучшением организации труда работников,
занятых в аппарате управления.

Оценка эффективности
аппарата управления

Эффективность
– это сопоставление затрат и результатов.
Повысить эффективность – значит,
получить лучшие результаты с наименьшими
затратами.

Повышение
эффективности аппарата управления
зависит от различных факторов.

По
содержанию
факторы бывают:

  1. организационные
    – функциональное разделение труда,
    правильный подбор и расстановка кадров,
    рациональный документооборот, трудовая
    дисциплина;

б)
экономические – затраты на содержание
аппарата управления, материальная
ответственность и материальное
стимулирование;

в)
технические – механовооруженность
управленческого труда, степень
использования техники;

г)
физиологические – санитарно-гигиенические
условия труда;

д)
социально-психологические – межличностные
отношения, система моральной мотивации,
авторитет руководителя.

По
форме воздействия:

а)
прямого воздействия – организация
личной работы менеджера, их квалификация,
правильность подбора и расстановка
кадров;

б)
косвенного воздействия – психологический
климат коллектива, стиль управления,
динамика формальных и неформальных
групп.

По
продолжительности воздействия:

а)
кратковременного воздействия – нарушения
трудовой дисциплины;

б)
длительного – стиль управления и т.д.

По
степени формализации:

  1. количественно
    измеримые – уровень механизации,
    интенсивность информационных потоков;

б)
неизмеримые – психологический климат,
удовлетворенность трудовой деятельностью.

Управление
эффективно настолько, насколько оно
способствует повышению эффективности
работы организации. Значит, результаты
труда аппарата управления выражаются
через конечные результаты деятельности
системы управления любого уровня.

Однако,
на эффективность работы аппарата
управления предприятий торговли и
общественного питания влияют и другие
факторы: качество товаров и услуг,
обеспеченность оборудованием,
платежеспособный спрос и т.д. также,
если мы оцениваем эффективность
функционирования системы управления,
необходимо сопоставить расходы на ее
содержание с полезным результатом
управленческой деятельности.

Критерии
экономической эффективности управления
многообразны.

Общий
критерий
– экономические результаты
деятельности управляемой системы в
целом, т.е. достижение наилучших
результатов при наименьших затратах.

Группа
частных локальных критериев
: высокий
уровень технической оснащенности;
условия труда персонала, ведущие к
снижению усталости, выполнение заказов
в кратчайший срок, высокое качество
оказываемых услуг; стабильность
персонала; экологическая чистота.

Для
оценки эффективности работы аппарата
управления предприятий торговли и
общественного питания используют такие
показатели, как коэффициент товарооборота
и прибыли, коэффициенты издержкоемкости
товарооборота и прибыли, коэффициент
интенсификации. Все эти показатели
характеризуют эффективность работы
аппарата управления косвенно, через
результаты работы управляемого объекта.

Формальные и
неформальные группы

Трудовой
коллектив представляет собой специфическое
социально-психологическое образование.
Коллектив наполнен системой межличностных
отношений, проявляющихся в виде групповой
активности. Каждый из нас принадлежит
одновременно к нескольким группам:
трудовой коллектив на работе, семья,
компания друзей и т.д.

Группа
– два лица и более, взаимодействующие
друг с другом в процессе совместной
деятельности.

В
любой организации существуют формальные
и неформальные группы. Руководство
организации создает группы, когда
производит разделение труда по горизонтали
(по подразделениям) и по вертикали (по
уровням управления). Большая организация
может состоять из сотен или даже тысяч
малых групп.

Формальные
группы создаются по воле руководства
и соответствуют в основном подразделениям
организации.

Факторами
эффективности работы групп являются
размер, состав, групповые нормы,
сплоченность, конфликтность, статус и
функциональные роли ее членов.

Исследования
показывают, что предпочтительный размер
группы от пяти до восьми членов. Увеличение
размера группы приводит к

усложнению общения
и усиливает тенденцию к неформальному
разделению группы на подгруппы,
действующие с разными целями.

Состав
– это степень сходства личностей и
точек зрения, подходов, которые они
проявляют при решении проблем. Группа,
состоящая из непохожих личностей,
имеющих различные точки зрения. Работает
более эффективно, чем группа, члены
которой имеют схожие точки зрения.

Групповые
нормы
оказывают сильное влияние
на поведение отдельной личности и на
то, в каком направлении будет работать
группа. Только при условии соотнесения
своих действий с групповыми нормами
отдельная личность может рассчитывать
на принадлежность к группе, ее признание
и поддержку.

Сплоченность
– это мера тяготения членов группы друг
к другу и к группе. Сплоченная группа
хорошо работает в коллективе. В сплоченных
группах мало проблем в общении,
недопонимания, а производительность
их труда выше, чем в других группах.

Групповое
единомыслие
представляет собой
тенденцию подавления отдельной личностью
своих действительных взглядов, если
они противоречат взглядам остальных
членов группы.

Активный
обмен мнениями полезен, но он может
привести к внутригрупповым спорам
(конфликтам), которые почти всегда
вредны.

Статус
членов группы определяется рядом
факторов: старшинство в должности и ее
название, расположение и тип рабочего
места, кабинета, образование,
информированность и накопленный опыт.

Роли
членов группы подразделяются на целевые
и поддерживающие.

Целевые
роли включают в себя следующие виды
деятельности:

  1. инициирование
    деятельности;

  2. поиск
    информации;

  3. сбор
    мнений;

  4. представление
    информации;

  5. высказывание
    мнений и убеждений;

  6. проработка
    предложений и прогнозирование перспектив;

  7. координирование;

  8. обобщение.

Поддерживающие
роли:

  1. поощрение;

  2. обеспечение
    участия;

  3. установление
    критериев;

  4. исполнительность;

  5. выражение
    чувств группы.

Каждый трудовой
коллектив кроме формальной структуры
объединяет ряд неформальных образований,
формирующихся на основе самых разных
психологических факторов, главным
образом на базе симпатии-антипатии.

Неформальные
группы – группы лиц, не связанные
должностной иерархией и объединенные
на основе дружеских отношений, общности
интересов и т.п.

Неформальные
группы в коллективе возникают в процессе
взаимодействия членов коллектива между
собой. Неформальная структура коллектива
возникает и развивается спонтанно, вне
компетенции руководства.

Неформальная
структура трудового коллектива
характеризуется наличием в каждой
образовательной группе своего лидера.
Лидерство в малых группах вытекает из
психологических тенденций группы
формироваться вокруг определенного
социального ядра. Таковым в неформальных
структурах оказывается неформальный
лидер, который чем-то превосходит
остальных членов группы.

Причины
вступления в неформальные группы состоят
в том, что принадлежность к ним может
дать людям психологические выгоды:
чувство принадлежности, помощь, защита,
тесное общение и заинтересованность.

Чувство
принадлежности является первопричиной
вступления в неформальную группу. Люди
имеют потребность устанавливать и
поддерживать социальные контакты.

Помощь
легче люди получают у своих коллег, чем
у начальства, поэтому она является
важным мотивом вступления в неформальные
группы.

Защита
основана на силе единства. Это осознается
большинством людей и побуждает их
вступать в те или иные группы.

Общение
необходимо людям, чтобы знать, что
происходит вокруг них. Не всегда
руководство дает полную информацию о
процессах, происходящих внутри
организации. Поэтому одной из причин
принадлежности к неформальной группе
является доступ к неформальной информации
– слухам.

Общение
и симпатия – это потребности людей,
которые они могут удовлетворить,
присоединяясь к неформальных группам,
для того, чтобы быть ближе к тем, кому
они симпатизируют.

Неформальные
организации имеют определенные свойства:

  • социальный
    контроль;

  • сопротивление
    переменам;

  • неформальные
    лидеры.

Персонал
организации

Персонал
организации – это основной штатный
состав работников организации,
выполняющих различные
производственно-хозяйственные функции.

Персонал
торговой организации и организации
общественного питания осуществляет
экономические и социальные функции,
направленные на всемерное развитие и
совершенствование обслуживания
населения.

На
функционирование и деятельность
персонала влияет численность; социальная,
половозрастная и квалификационная
структура; культурно-технический уровень
работников; степень самостоятельности
в решении производственных задач;
условия труда и быта работников;
психологический микроклимат в коллективе.

Формирование
и развитие персонала проходит в четыре
этапа:

Первый
этап
– подбор персонала для выполнения
определенных функций;

Второй
этап
– усиление трудовой и общественной
активности работников, установление
необходимых для работы контактов;

Третий
этап
– формирование коллективизма,
общности целей и интересов, налаживание
надежного сотрудничества между людьми;

Четвертый
этап
– создание сплоченного коллектива,
внедрение прогрессивных технологий.

ПРОВЕРЬ
СЕБЯ

    1. Категории
      аппарата управления: понятие,
      характеристика.

    2. Операции
      и процедуры управления: понятие,
      характеристика.

    3. Организация
      труда в аппарате управления.

    4. Принципы
      улучшения работы аппарата управления.

    5. Эффективность
      работы аппарата управления: понятие,
      факторы, влияющие на работу аппарата
      управления.

    6. Критерии
      экономической эффективности управления.

    7. Формальные
      группы: понятие, характеристика (состав,
      групповые нормы, сплоченность, групповое
      единомыслие, статус).

    8. Роли
      членов группы, их характеристика.

    9. Неформальные
      группы: понятие, характеристика, причины
      вступления в группу.

10.Свойства
неформальной группы.

11.Персонал
организации: понятие, этапы формирования
и развития

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 19.05.2023

Структура управления — это организационная форма построения аппарата управления, характеризуемая составом и соподчиненностью подразделений управления и должностных лиц, сформированных исходя из целей предприятия. Структура и численность аппарата управления зависит от:

— технических факторов – масштабов производства, сложности продукции, технологических процессов и оборудования и др.

— внешних связей и условий

Структура управления разрабатывается с учетом принципов:

— разграничение прав и обязанностей между линейными и функциональными подразделениями

-минимизация ступеней управления

-соблюдение норм управляемости

-оптимальное соотношение централизации и децентрализации управления.

Организационная структура управления – это структура аппарата управления, дополненная связями соподчиненных, т.е. организационная структура управления показывает специализацию, количество, соподчиненность и взаимосвязь органов управления. В настоящее время на предприятиях применяют следующие типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная. В большей степени применяется линейно-функциональная структура, при которой линейные руководители предприятия имеют в своем подчинении ряд функциональных органов, каждый из которых по своей функции на основе сбора и обработки информации, разрабатывают проект решения какой-либо задачи, который после утверждения линейным руководителем является обязательным для исполнителей.

Организация управления цехом

На предприятиях применяется преимущественно цеховая структура управления, когда для управления каждым цехом существует свой небольшой аппарат, осуществляющий функции по планированию, учету, техническому обслуживанию производства.. начальник цеха подчиняется непосредственно директору, функциональные службы не могут отдавать ему какие-либо распоряжения. Все распоряжения работникам цеха не могут отдаваться, минуя начальника цеха. при большом объеме работы могут быть 1-2 заместителя начальника цеха.

На структуру аппарата управления цехом влияют

— число производственных участков

— условия размещения цеха

— степень централизации функций управления и др.

На формирование производственного участка влияют численность рабочих, особенности технологического процесса, коэффициент специализации рабочих мест, уровень автоматизации и механизации труда.

На предприятиях, где все функциональные службы централизованы на уровне предприятия или отдельных производств, цех не имеет функциональных служб, при децентрализованной — в цехах создаются бюро и службы – планово-диспетчерское бюро, бюро организации труда и зарплаты, техническое бюро, бухгалтерия и т.д.). эти функции могут выполняться ответственные исполнители.

Основной структурной единицей цеха является производственный участок, возглавляемый начальником участка, старшим мастером или мастером. Показателями, влияющими на формирование производственного участка являются численность рабочих, особенности технологического процесса, коэффициент специализации рабочих мест, уровень автоматизации и механизации и др.

Число подчиненных мастеру рабочих устанавливается с учетом норм управляемости.

4. Пути повышения эффективности производственной структуры:

· Отраслевая принадлежность предприятия (тяжелое машиностроение, приборостроение).

· Номенклатура выпускаемой продукции, ее конструктивные особенности, материалы, способы получения и обработки заготовок.

· Уровень требований, предъявляемый к качеству продукции.

· Тип производства, уровень специализации и кооперирования (предприятие производит для себя все инструменты и детали или закупает).

· Состав оборудования и технологической оснастки, система обслуживания оборудования, сроки подготовки производства.

Лекция №3.

Тема лекции:Производственный процесс и основные принципы его организации

План лекции

1 Понятие о производственном процессе

2 Научные принципы организации процессов производства

3 Производственный цикл

Структура управления — это организационная форма построения аппарата управления, характеризуемая составом и соподчиненностью подразделений управления и должностных лиц, сформированных исходя из целей предприятия. Структура и численность аппарата управления зависит от:

— технических факторов – масштабов производства, сложности продукции, технологических процессов и оборудования и др.

— внешних связей и условий

Структура управления разрабатывается с учетом принципов:

— разграничение прав и обязанностей между линейными и функциональными подразделениями

-минимизация ступеней управления

-соблюдение норм управляемости

-оптимальное соотношение централизации и децентрализации управления.

Организационная структура управления – это структура аппарата управления, дополненная связями соподчиненных, т.е. организационная структура управления показывает специализацию, количество, соподчиненность и взаимосвязь органов управления. В настоящее время на предприятиях применяют следующие типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная. В большей степени применяется линейно-функциональная структура, при которой линейные руководители предприятия имеют в своем подчинении ряд функциональных органов, каждый из которых по своей функции на основе сбора и обработки информации, разрабатывают проект решения какой-либо задачи, который после утверждения линейным руководителем является обязательным для исполнителей.

Организация управления цехом

На предприятиях применяется преимущественно цеховая структура управления, когда для управления каждым цехом существует свой небольшой аппарат, осуществляющий функции по планированию, учету, техническому обслуживанию производства.. начальник цеха подчиняется непосредственно директору, функциональные службы не могут отдавать ему какие-либо распоряжения. Все распоряжения работникам цеха не могут отдаваться, минуя начальника цеха. при большом объеме работы могут быть 1-2 заместителя начальника цеха.

На структуру аппарата управления цехом влияют

— число производственных участков

— условия размещения цеха

— степень централизации функций управления и др.

На формирование производственного участка влияют численность рабочих, особенности технологического процесса, коэффициент специализации рабочих мест, уровень автоматизации и механизации труда.

На предприятиях, где все функциональные службы централизованы на уровне предприятия или отдельных производств, цех не имеет функциональных служб, при децентрализованной — в цехах создаются бюро и службы – планово-диспетчерское бюро, бюро организации труда и зарплаты, техническое бюро, бухгалтерия и т.д.). эти функции могут выполняться ответственные исполнители.

Основной структурной единицей цеха является производственный участок, возглавляемый начальником участка, старшим мастером или мастером. Показателями, влияющими на формирование производственного участка являются численность рабочих, особенности технологического процесса, коэффициент специализации рабочих мест, уровень автоматизации и механизации и др.

Число подчиненных мастеру рабочих устанавливается с учетом норм управляемости.

4. Пути повышения эффективности производственной структуры:

· Отраслевая принадлежность предприятия (тяжелое машиностроение, приборостроение).

· Номенклатура выпускаемой продукции, ее конструктивные особенности, материалы, способы получения и обработки заготовок.

· Уровень требований, предъявляемый к качеству продукции.

· Тип производства, уровень специализации и кооперирования (предприятие производит для себя все инструменты и детали или закупает).

· Состав оборудования и технологической оснастки, система обслуживания оборудования, сроки подготовки производства.

Лекция №3.

Тема лекции:Производственный процесс и основные принципы его организации

Функционирование любой слаженной системы зависит от грамотно построенного аппарата управления, который осуществляет свою деятельность, базируясь на принципах рациональности, последовательности и эффективности.

Общие черты аппаратов управления

Аппарат управления — это иерархическая модель, многоуровневая система, состоящая из определенного количества различных подразделений, на каждый из которых возложены соответствующие функции и задачи. Основной целью функционирования аппарата управления является успешное и эффективное осуществление управленческих процессов. Данная категория подразумевает под собой совокупность управленческих структур, органов, служб, которые создают рабочий процесс в определенное время и в определенном месте. Без существования этих управленческих ответвлений и их взаимодействия эффективная деятельность и реализация намеченных целей государства, региона, города, предприятия, корпорации становятся невозможными.

Система работы аппарата управления

Система аппарата управления обязана осуществлять свою работу качественно, последовательно и непрерывно. Каждая иерархическая ступень аппарата управления подразумевает под собой наличие и работу определенного должностного лица, который руководит рабочим процессом на каком-то этапе. Эти должностные лица обладают своими функциями и полномочиями, а их деятельность в обязательном порядке регламентирована определенными правами и обязательствами. Также они тесно связаны между собой и практически постоянно взаимодействуют. Их решения являются главной отправной точкой всех рабочих процессов. Поэтому они должны быть четкими, уместными и взвешенными. Ведь аппарат управления – это, в первую очередь, многозадачная управленческая модель.

Построение системы управления

Его структура может обладать разным количеством уровней, а его работа может осуществляться в рамках страны, предприятия, организации, города, региона, корпорации или других социально-экономических формирований.

Государственные управленческие аппараты

Аппарат государственного управления предполагает систему законодательных, исполнительных, судебных и контролирующих органов. Также государственный аппарат состоит из других административных органов государственного или регионального значения. Они существуют для контроля за выполнением указаний высших органов власти, а также для решения на своем уровне различных социально-экономических, юридических вопросов. Это так называемые департаменты, министерства, городские или районные администрации, местные судебные органы.

Пирамида управления

Аппараты управления органами власти функционируют, базируясь на таких принципах:

  1. Законность и соответствие Конституции, которая является основополагающим сводом законов в стране.
  2. Оптимальное соотношение структуры органов управления и рациональное распределение функций между подразделениями органов власти.
  3. Готовность представителей государственной власти нести возложенную на них ответственность за принятые политические решения и их последствия.
  4. Лояльность, корректность, деидеологизация политической деятельности.
  5. Компетентность на надлежащем уровне со стороны представителей органов власти и высокий профессионализм.

Структурные единицы аппарата управления

Функционирование предприятий предполагает наличие квалифицированного кадрового потенциала. Совокупность работников предприятия являет собой структуру управления, которое путем воздействия на объекты и субъекты рабочего процесса осуществляет свою работу.

Аппарату управления свойственно разделение труда, которое помогает в производственном процессе добиться успехов и продуктивности. Сама структура управления являет собой организационную форму управленческого аппарата, обозначающую состав трудового коллектива и порядок подчинения подразделений вышестоящему руководству.

Представители компании

Факторы, влияющие на структуру аппарата управления, бывают трех видов.

  1. Технологические (масштабы и способы производства, уровень механизации рабочего процесса, ассортимент продукции).
  2. Экономико-организационные (уровень централизации, налаженность коммуникаций и связей между сотрудниками и подразделениями).
  3. Внешняя среда (наличие кооперации, анализ рынка, партнеров, конкурентов, клиентов и потребителей, природные и климатические факторы, политическая обстановка).

Виды организационных структур

Аппарат управления – это система взаимозависимых элементов, которые прямым или косвенным образом связаны между собой. Эти элементы являют собой функциональные и организационные структуры. Существование различных структур обусловлено существованием разнообразных возможностей построения иерархии и функционирования подразделений, служб, отделов. Все структуры можно разделить на несколько видов.

Линейная. Данный тип предполагает фактически абсолютное подчинение трудового коллектива одному руководителю. Он является главным доминантным лицом в организации, который дает указания, принимает окончательные решения на всех этапах рабочего процесса и несет ответственность за их последствия. Такой тип управленческих структур наиболее часто применим к предприятиям, которые являются элементами малого бизнеса, имеют небольшой штат работников, несложную организацию технологии производства и не слишком разветвленные связи с субъектами внешней среды (поставщиками, партнерами, посредниками).

Функциональная. Этот тип возник логическим образом в процессе расширения стремительно развивающегося производства и рыночной экономики из-за появления необходимости делегирования важных функций другим работникам. Этот тип структуры свойственен предприятиям с разветвленной деятельностью, требующей налаженной и скрупулезной работы в отношении ведения финансовых дел, маркетинговых исследований, кадровой работы, внешнеэкономической деятельности, технической поддержки. Поэтому на деле создаются разнообразные отделы и структуры, которые охватывают внушительный масштаб деятельности, и которым в обязательном порядке нужен координатор.

Работники офиса

Компетентные начальники структурных подразделений имеют свободу в отношении своей деятельности и принятии решений, однако не полноправную, а умеренную, предусмотренную статусом предприятия.

Такой тип структуры обладает колоссальными преимуществами:

  • максимальная выгода от специализации и ограничение нагрузки на руководство;
  • мотивация сотрудников, стимулирование деловой активности и развития профессионализма каждого члена трудового коллектива.

Дивизиональная. Ключевой характеристикой этой структуры является ведущая роль менеджеров, выполняющих управленческие функции в отделениях предприятия. Такая структура свойственна крупнейшим организациям, которые достаточно разветвлены. Здесь каждая ветвь нуждается в координации и контроле для осуществления успешной оперативной деятельности.

Адаптивная структура. Такие типы структур обозначают быструю реакцию компании на изменение факторов внешней среды, в рамках которых осуществляется комплекс действий для успешного достижения целей.

Матричные адаптивные структуры. Они предполагают двойное подчинение сотрудников: непосредственному начальнику и руководителю, к примеру, целевого проекта, программы.

Функции

Механизм управления

К функциям аппарата управления стоит отнести следующие:

  1. оперативность производственного процесса;
  2. минимизация затрат;
  3. рационализация и оптимизация связей между звеньями производства.

Чем же является аппарат управления?

Команда работников

Аппарат управления – это рациональный и эффективный способ построения взаимоотношений и связей между структурными подразделениями предприятия для слаженной работы команды и получения желаемого результата в виде прибыли или социального эффекта.

3.18 аппарат управления: Органы, подразделения и службы, наделенные правами координации деятельности подразделений.

Смотри также родственные термины:

2.2.17 аппарат управления (для цепей управления и вспомогательных цепей ): Контактный коммутационный аппарат для управления аппаратурой распределения или управления, в том числе для сигнализации, электрической блокировки и т. п. МЭК 60050(441-14-46).

Примечание — Аппарат управления состоит из одной или нескольких контактных элементов с общей системой управления.

2.2.17 аппарат управления (для цепей управления и вспомогательных цепей): Контактный коммутационный аппарат для управления аппаратурой распределения или управления, в том числе для сигнализации, электрической блокировки и т.п.

Примечание — Аппарат управления состоит из одного или нескольких контактных элементов с общей системой приведения в действие.

Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной Iруины

Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или се изменения по заданному закону управления (например: кнопка, ключ управления, конечный и путевые выключатели, контактор, магнитный пускатель, рале и т.п.)

Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной группы

Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданному закону управления (например: кнопка, ключ управления, конечный и путевые выключатели, контактор, магнитный пускатель, реле и т.п.)

Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной группы

Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданному закону управления (например: кнопка, ключ управления, конечный и путевые выключатели, контактор, магнитный пускатель, реле и т.п.)

Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной группы

Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданному закону управления (например: кнопка, ключ управления, конечный и путевые выключатели, контактор, магнитный пускатель, реле и т.п.)

Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной группы

Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданному закону управления (например: кнопка, ключ управления, конечный и путевые выключатели, контактор, магнитный пускатель, реле и т.п.)

Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной группы

Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданному закону управления (например: кнопка, ключ управления, конечный и путевые выключатели, контактор, магнитный пускатель, реле и т.п.)

Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной группы

Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданному закону управления (например: кнопка, ключ управления, конечный и путевые выключатели, контактор, магнитный пускатель, реле и т.п.)

Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной группы

Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданному закону управления (например: кнопка, ключ управления, конечный и путевые выключатели, контактор, магнитный пускатель, реле и т.п.)

Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной группы

Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданному закону управления (например: кнопка, ключ управления, конечный и путевые выключатели, контактор, магнитный пускатель, реле и т.п.)

Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной группы

Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданному закону управления (например: кнопка, ключ управления, конечный и путевые выключатели, контактор, магнитный пускатель, реле и т.п.)

Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной группы

Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданному закону управления (например: кнопка, ключ управления, конечный и путевые выключатели, контактор, магнитный пускатель, реле и т.п.)

Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной группы

Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданному закону управления (например: кнопки, ключи, командоаппараты, конечные и путевые выключатели, контакторы, магнитные пускатели, реле и др.)

Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной группы

Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданном закону управления (например: кнопка, ключ управления, командоаппарат, конечный и путевой выключатель, контактор, магнитный пускатель, реле и т.п.)

Аппарат управления в составе релейноконтакторной функциональной группы

Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданному закону управления (например: кнопка, ключ управления, конечный и путевые выключатели, контактор, магнитный пускатель, реле и т.п.)

Полезное

Смотреть что такое «аппарат управления» в других словарях:

аппарат управления — Контактный коммутационный аппарат для управления аппаратурой распределения или управления, в том числе для сигнализации, электрической блокировки и т. п. Примечание. Аппарат управления состоит из одного или нескольких контактных элементов с общей … Справочник технического переводчика

Аппарат Управления — органы, службы, подразделения, выполняющие функции управления на уровне страны, региона, предприятия, компании. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ — органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, фирмы, организации. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с..… … Экономический словарь

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ — организованная на основе штатного расписания и профессионально квалификационных характеристик совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей), объединенных в органы, подразделения, службы управления, на которые… … Большой экономический словарь

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ — органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, фирмы, организации … Энциклопедический словарь экономики и права

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ — органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, образовательного учреждения … Профессиональное образование. Словарь

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ — органы, службы, подразделения, выполняющие функции управления на уровне страны, региона, предприятия, компании … Энциклопедия трудового права

аппарат управления — органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, фирмы, организации … Словарь экономических терминов

Аппарат управления в составе релейно-контакторной функциональной группы — Релейный элемент, выполняющий функцию задания координаты или ее изменения по заданному закону управления (например: кнопка, ключ управления, конечный и путевые выключатели, контактор, магнитный пускатель, реле и т.п.) Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

аппарат управления (для цепей управления и вспомогательных цепей) — Контактный коммутационный аппарат для управления аппаратурой распределения или управления, в том числе для сигнализации, электрической блокировки и т. п. Примечание — Аппарат управления состоит из одного или нескольких контактных элементов… … Справочник технического переводчика

организованная на основе штатного расписания и профессионально-квалификационных характеристик совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей), объединенных в органы, подразделения, службы управления, на которые возможно выполнение определенных функций управления. А.у. выступает как управляющая часть системы.

Смотреть что такое АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ в других словарях:

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, фирмы, организации. Райзберг. смотреть

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

организованная на основе штатного расписания и профессионально-квалификационных характеристик совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей), объединенных в органы, подразделения, службы управления, на которые возложено выполнение определенных функций управления. А.у. выступает как управляющая часть системы. . смотреть

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

1) система органов государственного управления, совокупность учреждений и организаций, обеспечивающих управление в какой-либо сфере или области деятельности; 2) совокупность работников (руководителей, специали-стов, технических исполнителей) какого-либо учреждения или организации, выполняющих работу по управлению. . смотреть

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

органы, службы, подразделения, выполняющие функции управления на уровне страны, региона, предприятия, компании.Словарь бизнес-терминов.Академик.ру.2001. смотреть

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

коллектив работников управляющей системы, наделенный правами координации деятельности подразделений, имеющий помещение, технические средства, штатное расписание, положение о структурных подразделениях и должностные инструкции. . смотреть

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

(предприятием и т.п.) management; managerial personnel (staff); (собир) administrative (managerial) machinery

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, образовательного учреждения.

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

— органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, фирмы, организации.

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, фирмы, организации.

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

органы, подразделения, службы, выполняющие функции управления в масштабе страны, региона, предприятия, фирмы, организации.

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

органы, службы, подразделения, выполняющие функции управления на уровне страны, региона, предприятия, компании.

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

apparecchio di comando; apparecchio di manovra

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

коллектив работников, наделенный правами управления и координации деятельности компании.

Управленческое решение – это выбор из нескольких вариантов управленческих действий наиболее оптимального решения, то есть выбор из нескольких альтернативных путей наиболее подходящего в данной ситуации.

Управленческий аппарат организации в качестве системы принятия и осуществления решений – это структура управления, основанная на формах, методах и внутриорганизационных связях, а также реализуемые в ней процессы принятия решений.

Процесс формирования организационных структур управления тесно связан с использованием концепции принятия решений. В таких условиях, в качестве основного содержания процесса управления, выступает принятие и реализация управленческого решения.

Иными словами, процессом принятия решений реализуется основная функция аппарата управления. Причем управленческие ситуации и проблемы, которые требуют решения, носят комплексный характер, поэтому не замкнуты в пределах регламентированных функций отдельного структурного подразделения. При этом функционально дифференцированная структура управления не помогает принимать оперативные и согласованные решения, так как руководители и специалисты неохотно занимаются решением задач, которые находятся на стыке функций или выходят за их рамки.

Таким образом, в условиях современного менеджмента нельзя считать, что цель, содержание и последствия управленческих решений определяет только сфера деятельности определенного подразделения, так как традиционная функциональная структура предприятия часто вступает в противоречие с комплексным характером управленческих проблем.

Формирование аппарата управления в качестве механизма принятия решений предполагает реализацию следующих основных положений:

Готовые работы на аналогичную тему

  • структура управления организацией включает центр принятия решений и его деление на подразделения, а отдельные элементы основываются на системе решений, а не комплексе работ;
  • формирование механизма организационного взаимодействия, коммуникационных схем, отношений между членами организации на разных стадиях процесса принятия решений;
  • налаживание организационных форм и механизмов контроля и координации выполнения решений.

Выделение центров принятия решений в организационной структуре – достаточно сложный процесс. Он тесно взаимосвязан с проблемой распределения полномочий и ответственности, а также с задачей распределения ресурсов. Формирование рациональной организационной структуры управления, в первую очередь, должно давать точный ответ на вопрос о том, на каком уровне принимается то или иное решение, направленное на реализацию определенных целей и устранение возникших отклонений. В структуре управление отражено одновременно два фактора: дифференциация решений, которые обеспечивают достижение поставленных в организации целей, а также распределение полномочий на принятие решений.

Иными словами, в организационной структуре должна быть отражена структура принимаемых внутри нее решений.

Самостоятельность принимаемых решений

В довольно крупных по своему масштабу организациях возникает необходимость делегировать полномочия, то есть передавать часть принимаемых решений в компетенцию менеджеров среднего и низшего звена. Если так будет передаваться значительная часть принимаемых решений, то ведут речь о децентрализации власти на предприятии. Централизация, как и децентрализация, вне конкретных условий не представляет ни положительных, ни отрицательных характеристик управленческой системы. Но при построении рациональных организационных форм необходимо определенное соотношение централизации и децентрализации. Для этого, в первую очередь, необходимо провести оценку степени децентрализации в конкретных условиях. Такую оценку дают, основываясь на коэффициенте децентрализации решений (Кдец).

Само по себе количество решений практически не несет никакой информации, поэтому коэффициент децентрализации необходимо дополнять оценками важности решений, которые принимаются на нижних стадиях управления, а также степень самостоятельности последних.

Важность решений количественно может быть оценена на основании затрат, связанных с их реализацией. Если говорить о степени самостоятельности, то она может быть оценена качественно, базируясь на характере взаимоотношений с вышестоящими уровнями.

Выделяют три степени самостоятельности решений:

  • низкая – все решения предварительно согласовываются с высшим руководством;
  • средняя – высшее руководство информируется о принятом решении;
  • высокая – самостоятельное принятие решений и периодический контроль со стороны высшего руководства.

Используя совокупность количественных и качественных показателей, можно дать объективную оценку уровню децентрализации в организационной структуре управления.

При определении в организации наиболее рационального уровня принятия того или иного решения, необходимо обратить внимание на ряд аспектов.

Информационный аспект – рассматривает существование наиболее благоприятных условий на одном из уровней иерархии, с позиций оперативности и качества принимаемых решений. Данный фактор предполагает предоставление полномочий той ступени, которая обладает максимумом оперативной информации по рассматриваемому вопросу. Вместе с этим необходимо, чтобы решение не только было принято быстро, но и было высокого качества. А так как качество решение определяется во многом качеством полученной информации, которая использовалась для его разработки, то это предполагает наделение полномочиями того уровня, который обладает наиболее объективной, достоверной и не искаженной информацией.

Экономический аспект требует учитывать:

  • наличие ресурсов, необходимых ля успешной реализации принятого решения;
  • материальную мотивацию работников соответствующих подразделений в процессе принятия и реализации управленческого решения, с точки зрения интересов всей организации.

Социальный аспект предполагает, что современный уровень организационной культуры вовлекает всех работников организации в процесс принятия решений и формирование демократического стиля руководства.

Читайте также:

      

  • Коррекционная работа социального педагога в школе
  •   

  • Основы правового статуса личности в зарубежных странах кратко
  •   

  • Теоретические вопросы психологии и проблема личности кратко
  •   

  • Сценарий сезонного праздника в детском саду
  •   

  • Сформулируйте правила ввода формул в электронных таблицах кратко
Автор статьи

Оксана Викторовна Семенова

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Задать вопрос автору статьи

Аппарат управления и процесс принятия решений

Определение 1

Управленческое решение – это выбор из нескольких вариантов управленческих действий наиболее оптимального решения, то есть выбор из нескольких альтернативных путей наиболее подходящего в данной ситуации.

Управленческий аппарат организации в качестве системы принятия и осуществления решений – это структура управления, основанная на формах, методах и внутриорганизационных связях, а также реализуемые в ней процессы принятия решений.

Процесс формирования организационных структур управления тесно связан с использованием концепции принятия решений. В таких условиях, в качестве основного содержания процесса управления, выступает принятие и реализация управленческого решения.

Иными словами, процессом принятия решений реализуется основная функция аппарата управления. Причем управленческие ситуации и проблемы, которые требуют решения, носят комплексный характер, поэтому не замкнуты в пределах регламентированных функций отдельного структурного подразделения. При этом функционально дифференцированная структура управления не помогает принимать оперативные и согласованные решения, так как руководители и специалисты неохотно занимаются решением задач, которые находятся на стыке функций или выходят за их рамки.

Замечание 1

Таким образом, в условиях современного менеджмента нельзя считать, что цель, содержание и последствия управленческих решений определяет только сфера деятельности определенного подразделения, так как традиционная функциональная структура предприятия часто вступает в противоречие с комплексным характером управленческих проблем.

Формирование аппарата управления в качестве механизма принятия решений предполагает реализацию следующих основных положений:

«Аппарат управления предприятием и процесс принятия управленческих решений» 👇

  • структура управления организацией включает центр принятия решений и его деление на подразделения, а отдельные элементы основываются на системе решений, а не комплексе работ;
  • формирование механизма организационного взаимодействия, коммуникационных схем, отношений между членами организации на разных стадиях процесса принятия решений;
  • налаживание организационных форм и механизмов контроля и координации выполнения решений.

Выделение центров принятия решений в организационной структуре – достаточно сложный процесс. Он тесно взаимосвязан с проблемой распределения полномочий и ответственности, а также с задачей распределения ресурсов. Формирование рациональной организационной структуры управления, в первую очередь, должно давать точный ответ на вопрос о том, на каком уровне принимается то или иное решение, направленное на реализацию определенных целей и устранение возникших отклонений. В структуре управление отражено одновременно два фактора: дифференциация решений, которые обеспечивают достижение поставленных в организации целей, а также распределение полномочий на принятие решений.

Иными словами, в организационной структуре должна быть отражена структура принимаемых внутри нее решений.

Самостоятельность принимаемых решений

В довольно крупных по своему масштабу организациях возникает необходимость делегировать полномочия, то есть передавать часть принимаемых решений в компетенцию менеджеров среднего и низшего звена. Если так будет передаваться значительная часть принимаемых решений, то ведут речь о децентрализации власти на предприятии. Централизация, как и децентрализация, вне конкретных условий не представляет ни положительных, ни отрицательных характеристик управленческой системы. Но при построении рациональных организационных форм необходимо определенное соотношение централизации и децентрализации. Для этого, в первую очередь, необходимо провести оценку степени децентрализации в конкретных условиях. Такую оценку дают, основываясь на коэффициенте децентрализации решений (Кдец).

Само по себе количество решений практически не несет никакой информации, поэтому коэффициент децентрализации необходимо дополнять оценками важности решений, которые принимаются на нижних стадиях управления, а также степень самостоятельности последних.

Важность решений количественно может быть оценена на основании затрат, связанных с их реализацией. Если говорить о степени самостоятельности, то она может быть оценена качественно, базируясь на характере взаимоотношений с вышестоящими уровнями.

Выделяют три степени самостоятельности решений:

  • низкая – все решения предварительно согласовываются с высшим руководством;
  • средняя – высшее руководство информируется о принятом решении;
  • высокая – самостоятельное принятие решений и периодический контроль со стороны высшего руководства.

Используя совокупность количественных и качественных показателей, можно дать объективную оценку уровню децентрализации в организационной структуре управления.

При определении в организации наиболее рационального уровня принятия того или иного решения, необходимо обратить внимание на ряд аспектов.

Информационный аспект – рассматривает существование наиболее благоприятных условий на одном из уровней иерархии, с позиций оперативности и качества принимаемых решений. Данный фактор предполагает предоставление полномочий той ступени, которая обладает максимумом оперативной информации по рассматриваемому вопросу. Вместе с этим необходимо, чтобы решение не только было принято быстро, но и было высокого качества. А так как качество решение определяется во многом качеством полученной информации, которая использовалась для его разработки, то это предполагает наделение полномочиями того уровня, который обладает наиболее объективной, достоверной и не искаженной информацией.

Экономический аспект требует учитывать:

  • наличие ресурсов, необходимых ля успешной реализации принятого решения;
  • материальную мотивацию работников соответствующих подразделений в процессе принятия и реализации управленческого решения, с точки зрения интересов всей организации.

Социальный аспект предполагает, что современный уровень организационной культуры вовлекает всех работников организации в процесс принятия решений и формирование демократического стиля руководства.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Wert mig 200 инструкция на русском
  • Как установить фаркоп на ниву 2121 видео инструкция по установке
  • Руководство по эксплуатации погрузчиков дизельных
  • Мануалы по ремонту газ
  • Асковит витамин с 1000 мг инструкция по применению взрослым