Архангельский камерный оркестр под руководством в м онуфриева

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР – особое явление для Севера России. Почти двадцатипятилетняя история работы Оркестра свидетельствует о том, что ему удалось занять заметное место в культурной жизни Северо-запада, а так же стать событием и в Российской музыкальной жизни. Неизменно отмечается особая атмосфера, которая присутствует в работе Архангельского оркестра, атмосфера музыкантской и человеческой искренности, профессионализма и огромной любви к своему делу

Текущий сезон Оркестра всегда насыщен и разнообразен. Каждый концерт, без преувеличения, – значительное событие в культурной жизни Архангельска. Постоянно расширяя свой репертуар, Оркестр и его дирижер Владимир Онуфриев регулярно представляют слушателям шедевры мировой музыки. Много внимания уделяется крупным произведениям, редко звучащей музыке, современным сочинениям, в том числе премьерам.

Концертная деятельность проходит в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске и в других городах и районах области. В послужном списке Оркестра многочисленные выступления в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Великих Луках, Петрозаводске, Мурманске, Вологде, Череповце. Среди зарубежных поездок: Швеция, Финляндия, Норвегия, Германия, Голландия.

Приглашенные солисты и дирижеры, выступавшие в концертах Оркестра, отмечают чуткость коллектива как партнёра по ансамблю и неизменно присутствующее творческое отношение к репетиционному и концертному процессу, как к процессу единому. Отмечают годами сложившийся исполнительский почерк, высокую культуру ансамблевой игры, вдохновенное музицирование и оставляют пожелания дальнейшей совместной работы.

Состав Оркестра за время многолетней совместной работы сложился в высокопрофессиональный коллектив и, несмотря на периферийное географическое положение, назвать провинциальным его сложно. Это свидетельствуют многочисленные отзывы гостей и слушателей.

Творческие проекты Камерного Оркестра давно вышли за пределы Архангельска. Основным и самым заметным проектом АГКО является Летняя Музыкальная Академия в г.Котлас — творческая школа и фестиваль, проводимая ежегодно с 2013 года и уже прочно ставшая одним из самых важных музыкальных событий всего региона. Важной частью жизни и работы Оркестра также являются сменяющие друг друга проекты и программы, проходящие по линии Баренцева Евро-Арктического региона и поддержанные Баренцевым комитетом, являющиеся крупнейшими профессиональными музыкальными событиями, проводившимися в рамках БЕАР. Не прошли незамеченными концерты серии «Соловки. Златая цепь времён», часть из которых проводилась с участием Оркестра. В истории коллектива остались «Дни искусств», проводившиеся совместно с Архангельскими музыкантами и художниками. Значительным событием в 1999 году стала Двадцать пятая Академия музыки “Новое передвижничество”. Камерным оркестром так же была проведена серия фестивалей “Дни современной музыки”, посвященных творчеству А. Шнитке (1994г.) и Д. Шостаковича (1995г.). Одним из центральных проектов стал цикл концертов сезона 2000-2001 г.г., посвященный 100-летию композитора Александра Мосолова с премьерным исполнением его Пятой симфонии.

Владимир Онуфриев, Архангельский камерный оркестр
Владимир Онуфриев, Архангельский камерный оркестр

В начале марта 2023 с музыкальной карты России исчезло название “Архангельский камерный оркестр“.

Архангельский камерный оркестр (в разное время – Архангельский государственный камерный оркестр, Архангельский филармонический камерный оркестр) вел свою историю с 1987 года, впервые заявил о себе как самостоятельный профессиональный коллектив в 1991 году, а в 1993 получил статус государственного.

К 1993 году относится и первая серьёзная гастрольная поездка: серия концертов в Москве.

За время своего существования в качестве самостоятельного государственного учреждения, коллектив, работавший в городе, расположенном на периферии европейского севера России, продемонстрировал впечатляющий путь к высотам академической музыки: оркестр приобрёл свой узнаваемый творческий почерк, в его репертуаре значатся почти все возможные доступные сочинения для струнного оркестра, в том числе большое количество крупных форм, серьёзный список сочинений современной музыки. Оркестру и его бессменному руководителю адресовались посвящения сочинений, ими впервые исполненных.

С 1991 года художественным руководителем Архангельского камерного оркестра являлся дирижер Владимир Онуфриев — выпускник Нижегородской дирижёрской школы, известный своими яркими дирижёрскими работами во многих городах России.

Кроме специфического репертуара струнного камерного оркестра, Архангельский камерный оркестр вёл целые серии концертов, в которых звучали симфонические сочинения Венской классики, Шуберта, Мендельсона, композиторов ХХ века, в том числе и Александра Мосолова, бывшего тесно связанным с Архангельском в последний период своей жизни. Именно в одном из симфонических проектов Оркестра, в 2000 году, состоялась премьера его Пятой симфонии.

Солисты, выступавшие с оркестром в его концертах, неизменно отмечали музыкантскую чуткость коллектива, его замечательное умение аккомпанировать и играть в ансамбле. За прошедшие 30 лет с оркестром играли и работали многие известные музыканты, такие как виолончелисты Александр Рудин, Наталия Гутман, Олег Сендецкий, Пётр Кондрашин, Борис Андрианов, Сергей Словачевский, скрипачи Александр Тростянский, Ирина Бочкова, Дмитрий Васильев, Лидия Коваленко, Сергей Стадлер, Граф Муржа, Владислав Песин, Никита Борисоглебский, альтисты Юрий Тканов, Михаил Березницкий, Даниил Гришин, пианисты Рувим Островский, Игорь Урьяш, Пётр Лаул, Аркадий Севидов, Евгений Брахман, Евгений Михайлов, Лукас Генюшас, Юрий Фаворин, Никита Мндоянц, кларнетист Игорь Фёдоров, кларнетисты и дирижёры Валентин Урюпин и Иван Столбов, оркестром дирижировали Максим Емельянычев, Евгений Кириллов и Андрей Лебедев.

Оркестр несколько раз был основным участником заметных международных музыкальных проектов Баренцева Евро-Арктического региона, в том числе и крупного зимнего фестиваля в Тромсё – Nordlysfestivalen (Норвегия).

Все годы своей работы Архангельский камерный оркестр был активным проводником классических музыкальных ценностей на Севере России, всегда участвовал также и в процессе воспитания молодого поколения музыкантов.

Однако Оркестр всегда сопровождали естественные для Архангельска трудности: удалённость от консерваторских центров, сложности с кадровым пополнением и большие расходы на поддержание должного исполнительского уровня и полноты состава.

Почти всегда недостающие для исполнения программы оркестровые силы приходилось привозить из Москвы, Петербурга, Петрозаводска и Нижнего Новгорода. Культурные власти Архангельской области, однако, всегда удерживали очень невысокий уровень бюджета оркестра и низкий уровень зарплат, однако финансов оркестра хватало на концертную деятельность и гастрольные поездки по области.

Летом 2017 года властями области было принято решение о присоединении Оркестра к Поморской филармонии, в результате чего он не только потерял самостоятельность в принятии решений, в составлении концертного плана, но обнаружил и совершенно иную экономическую установку: концерты потеряли дотацию и должны были быть рассчитаны под уровень кассового сбора.

Концертная деятельность оркестра заметно изменилась. Приглашение музыкантов со стороны требовало все больших затрат, а собственный состав оркестра с течением времени численно уменьшался, коллектив не имел практической возможности его пополнить.

После того, как в 2022 году оркестр покинуло критическое число музыкантов, перед руководством филармонии и областным министерством встал вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути коллектива. Этот вопрос был решен кардинальным образом: Архангельский камерный оркестр был понижен в статусе и переименован в Филармонический ансамбль, ставка главного дирижёра была сокращена и Владимир Онуфриев остался лишь художественным руководителем Ансамбля.

Музыканты отмечают, что какой-либо перспективы реставрации состава и возобновления полноценной оркестровой деятельности теперь не имеется.

Игорь Борисов


Кстати:

Архангельский государственный камерный оркестр был создан на базе городской филармонии. К струнному квартету присоединились педагоги и студенты музыкального училища, преподаватели музыкальных школ. Возглавил коллектив художественный руководитель филармонии, профессиональный дирижер Лев Александрович Ковалев. В октябре 1987 года состоялся первый концерт камерного оркестра в составе 20 архангельских музыкантов под управлением Льва Ковалева. Коллектив сразу был признан музыкальной общественностью города. Со дня основания он выступал перед рабочими, преподавателями, студентами, учащимися и курсантами.

Музыканты, игравшие в первом составе оркестра под руководством Л. Ковалева: скрипки — О. Клишев, Г. Мищенко, И. Охотина, В. Лисицын, Л. Ершова, М. Латкина, О. Щеголева, Т. Ковалева; альты — В. Антонюк, Л. Козлова, Э. Ражих, Н. Жильцова, Л. Березина; виолончели — М. Терещенко, Т. Данилова, Т. Демашева, Е. Кириллова; контрабас — С. Демахин.

Оркестр с успехом исполнял Баха, Вивальди, Моцарта… Нередко давал концерты вместе с музыкантами мирового класса, в том числе с Миррой Евтич из Югославии, Эльфрун Габриэль из ГДР, играл с оркестром и лауреат трех международных конкурсов Наум Штаркман.

В 1991 году руководителем оркестра стал Владимир Михайлович Онуфриев, выпускник Нижегородской консерватории. В том же году коллектив получил статус профессионального, а в 1993-м — государственного. С тех пор он является одним из стойких и бесспорных музыкальных брендов столицы Поморья.

Архангельский камерный оркестр — пропагандист классической музыки в родном городе. Его обширный репертуар включает произведения Л. Бетховена, Э. Эдгара, Б. Бриттена, В. Моцарта, Д. Россини, И. Генделя, А. Вивальди, И. Баха, К. Сен-Санса, Э. Лало, А. Шнитке, Ж. Бизе, А. Дворжака, A. Корелли, Я. Сибелиуса, Э. Грига, П. И. Чайковского, Р. К. Щедрина, Д. Д. Шостаковича и мн. др.

Камерный оркестр под управлением В. Онуфриева еще сравнительно молод. Однако на своем пути поисков и экспериментов, благодаря огромному труду оркестрантов, их дирижера и художественного руководителя уже имеет немало достижений. По мнению музыковедов, коллектив отличает особый творческий почерк. Каждое выступление оркестра можно смело назвать событием в музыкальной жизни города. Так успешно музыканты выступили летом 2009 года на Поморском фестивале, который состоялся в норвежском городе Вардё и был посвящен двадцатилетию установления дружеских связей между городами-побратимами. Кроме того, Архангельский камерный оркестр принял участие в большом Российско-Норвежском проекте новых культурных взаимоотношений, выступив в 2010 году в цикле концертов на территории Севера России и Норвегии.  

Тепло приветствовали коллектив в Малом зале Московской консерватории на «Шнитке-фестивале» и в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.

Ансамбль гастролировал в Германии, Нидерландах, Норвегии, Швеции и Финляндии. С оркестром солируют известные архангельские исполнители и многие ведущие музыканты страны. В качестве приглашенного дирижера Владимир Онуфриев работает с разнообразными оркестрами России, а также за рубежом. По словам критиков, он всегда добивается единого и точного звучания, его интерпретации всегда интересны и целиком построены на авторском тексте.

В 2017 году Архангельский государственный камерный оркестр перешел в ведение Поморской филармонии. Так коллектив открыл новую страницу своей истории.

ИСТОЧНИКИ:
Владимир Онуфриев: 15 лет спустя : [интервью] / Владимир Онуфриев ; бесед. Алексей Шептунов // Архангельск. – 2006. – 27 июня. – С. 6.
Слесарев, В. В. Камерный исполняет Баха // Музыкальный проспект Архангельска: страницы истории областной филармонии / Владимир Слесарев. – Архангельск : Правда Севера, 2004 (ОАО ИПП «Правда Севера»). – С. 37–38.
Щуров, Г. С. Архангельский государственный камерный оркестр // Щуров, Г. С. Архангельск – город музыкальный : в 3-х кн. / Г. С. Щуров. – Архангельск : Изд-во «Белая горница», 1995–1997. – Т. 3: Хроника событий муз. жизни г. Архангельска 1946–1995 гг. – 1997. – С. 217–219.

Вот такая, глядь, филармония. Гордость Архангельска — камерный оркестр — йок

05.04.2023 13:35

С музыкальной карты России исчезло наименование «Архангельский камерный оркестр». Беда случилась в марте 2023 года.

Так бывает: всякое модное самодеятельное дерьмо финансируется, а настоящую музыку держим в загоне. Культур-мультур.

По данным издания classicalmusicnews, Архангельский камерный оркестр (в разное время — Архангельский государственный камерный оркестр, Архангельский филармонический камерный оркестр) вёл свою историю с 1987 года, впервые заявил о себе как самостоятельный профессиональный коллектив в 1991 году, а в 1993 получил статус государственного.

К 1993 году относится и первая серьёзная гастрольная поездка: серия концертов в Москве.

За время своего существования в качестве самостоятельного государственного учреждения, коллектив, работавший в городе, расположенном на периферии европейского севера России, продемонстрировал впечатляющий путь к высотам академической музыки: оркестр приобрёл свой узнаваемый творческий почерк, в его репертуаре значатся почти все возможные доступные сочинения для струнного оркестра, в том числе большое количество крупных форм, серьёзный список сочинений современной музыки. Оркестру и его бессменному руководителю адресовались посвящения сочинений, ими впервые исполненных.

С 1991 года художественным руководителем Архангельского камерного оркестра являлся дирижёр Владимир Онуфриев — выпускник Нижегородской дирижёрской школы, известный своими яркими дирижёрскими работами во многих городах России.

Кроме специфического репертуара струнного камерного оркестра, Архангельский камерный оркестр вёл целые серии концертов, в которых звучали симфонические сочинения Венской классики, Шуберта, Мендельсона, композиторов ХХ века, в том числе и Александра Мосолова, бывшего тесно связанным с Архангельском в последний период своей жизни.

Именно в одном из симфонических проектов оркестра, в 2000 году, состоялась премьера его Пятой симфонии.

Все годы своей работы Архангельский камерный оркестр был активным проводником классических музыкальных ценностей на севере России, всегда участвовал также и в процессе воспитания молодого поколения музыкантов.

Летом 2017 года властями области было принято решение о присоединении оркестра к Поморской филармонии, в результате чего он не только потерял самостоятельность в принятии решений, в составлении концертного плана, но обнаружил и совершенно иную экономическую установку: концерты потеряли дотацию и должны были быть рассчитаны под уровень кассового сбора.

Концертная деятельность оркестра заметно изменилась. Приглашение музыкантов со стороны требовало все больших затрат, а собственный состав оркестра с течением времени численно уменьшался, коллектив не имел практической возможности его пополнить.

После того, как в 2022 году оркестр покинуло критическое число музыкантов, перед руководством филармонии и областным министерством встал вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути коллектива.

Этот вопрос был решен кардинальным образом: Архангельский камерный оркестр был понижен в статусе и переименован в Филармонический ансамбль, ставка главного дирижёра была сокращена, после чего Владимир Онуфриев остался лишь художественным руководителем ансамбля.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.


Знаменитого Архангельского камерного оркестра под руководством дирижёра Владимира ОНУФРИЕВА больше не существует. 10 марта в Поморской филармонии прошёл первый концерт творческого коллектива в новом статусе ансамбля. Эти организационные изменения потрясли культурное сообщество: кто‑то считает, что происходит «понижение» музыкантов, а кто‑то и вовсе говорит об уничтожении академической музыки в Поморье. «Бизнес-класс» попытался разобраться в этой полемике.

Владимир ОНУФРИЕВ руководил Архангельским камерным оркестром с 1993 года. Поначалу дирижёр был и художественным, и административным руководителем самостоятельного коллектива, который тогда подчинялся министерству культуры Архангельской области напрямую.

«Очень хотелось сделать что‑то серьезное, чтобы сюда могли приезжать музыканты, и качество оркестра не уступало столичному уровню», – рассказывает Владимир Михайлович.

В 2017 году оркестр стал частью Поморской филармонии, а Владимир Онуфриев продолжил заниматься исключительно художественным аспектом деятельности.

«На протяжении всех тридцати лет работы мы испытывали нехватку музыкантов. Намного труднее поддерживать состав количественно и, что важно, качественно на большом удалении от консерваторских центров», – уточняет он.

Только за последний год коллектив покинули четыре человека, замены которым не нашлось. Кадровая проблема сыграла свою роль: оркестр перевели в ансамбль. Есть ли у него будущее?

«Похоронить такой оркестр – недопустимо»

Строго говоря, ансамбль это когда один голос играет один человек. Как только один голос играет больше одного человека в унисон, можно говорить, что это уже оркестр. Несмотря на критическую потерю в составе, каждый скрипичный голос в коллективе играют по трое скрипачей. Так обязательно ли было переводить оркестр в статус ансамбля?

cam_orchertra.jpg

.

Количество музыкантов в Архангельском камерном оркестре когда‑то достигало шестнадцати. Последние годы коллектив состоял из 13-14 человек, теперь их девять. По мнению Владимира Онуфриева, этого, конечно, недостаточно, чтобы играть написанную для камерных оркестров музыку, «Все время требуется приглашать со стороны 2-3 человека, пока их нет в штате, а без альта и вовсе ничего не сыграть. При подготовке исполнения приходится иногда ловко передавать выпадающий текст другим голосам, однако мы и с этим справлялись».

«Кадровый вопрос решали многие годы: приглашались на программы для просмотра музыканты из больших городов, но никто из них надолго не задерживался в Архангельске – в основном из-за уровня зарплаты и отсутствия перспективы. Недавно мы организовывали интернет-прослушивание, чтоб заполнить самые «горячие» места. Но когда речь заходит об условиях, все отказываются», – переживает Владимир Онуфриев.

Каждый раз привозить иногороднего специалиста на репетиции и выступления очень затратно. Поэтому в ноябре 2022 года руководство Поморской филармонии, согласовав это с Министерством культуры РФ, решило, что нужно справляться собственными силами.

«При всём уважении к архангельским музыкантам – тем, кто может быть привлечён нам в помощь, качество получится не таким, какого требует работа в коллективе. Теперь, из-за несоответствия требуемому уровню (и численности, разумеется) три четверти репертуара оркестра более неисполнимо. И вот это — самая чувствительная потеря», – считает дирижёр.

«Руководство филармонии считает, что ничего не изменилось. Количественно – да, но качество — уже на ступень ниже. Музыкально искушенному слушателю — а мы свою аудиторию воспитывали десятилетиями, не говоря уж о профессионалах, заметно, что в последние программы нам приходилось брать сочинения, текст которых заметно легче, нежели тот, что мы играли обычно», – продолжает Владимир Онуфриев.

Нехватку музыкантов можно решить и другим способом – растить своих. Но в городе, где нет консерватории,  это сделать сложно. Да, в Архангельске есть музыкальный колледж, который, как говорят профессионалы, выпускает хороших ребят, но не массово, а одного-двух, и не каждый год. Однако, выпускники училища пусть хороший, но — «полуфабрикат», а музыкант должен сформироваться в вузе, в консерватории. А вот оттуда-то они уже и не возвращаются.

«Многие мои знакомые музыканты из других городов уверены, что похоронить такой оркестр – недопустимо. Камерный оркестр – это то, что повышает культуру региона, подтягивает и музыкантов, и слушателей вверх, – уверен дирижёр. – Оркестр может выполнять не только художественно-просветительские, но и представительские функции, быть визитной карточкой Архангельской области».

«Был одним из лучших»

Каково будущее ансамбля? Самый негативный вариант, по мнению Владимира Онуфриева, – уничтожение коллектива. С ним согласны многие именитые коллеги.

Московский композитор Михаил БРОННЕР несколько раз был в Архангельске, камерный оркестр сыграл немало его сочинений. Композитор убеждён, что оркестр можно было спасти, не потеряв музыкантов.

«Архангельский камерный оркестр был одним из лучших в России. И потерять его – величайшая глупость. А перевести в ансамбль всё равно что уничтожить коллектив», – выразил мнение Михаил Броннер.

Музыкант камерного оркестра Вологодской филармонии Владимир ХРОБЫСТОВ тоже поражён переводом Архангельского камерного оркестра в статус ансамбля. С дирижёром и частью коллектива он знаком с начала 1990‑х. Новость узнал осенью – как раз когда был на гастролях в нашем городе.

«Архангельский оркестр очаровывал исключительным единством, тонкостью, вдохновением… Перевод его в статус ансамбля… Вообще я люблю играть в ансамблях. Ансамбль был бы хорош, если бы до него не было такого оркестра, как архангельский камерный. Наличие такого творческого коллектива, участие выдающихся мастеров и трогательное отношение приходящих на концерты любителей музыки создавали особенный дух города. Это одно из весомых оснований уважения к себе для архангелогородцев и в целом восприятия Архангельска как культурного центра», – отмечает вологодский музыкант.

«Глобальных изменений не произошло»

Директор Поморской филармонии Василий ЛАРИОНОВ убеждён: глобальных изменений не произошло.

larionov_sn.jpg«Самый простой и самый понятный ответ, почему оркестр стал ансамблем: форму (название коллектива) привели в соответствие с содержанием (нынешнее количество музыкантов). Называться оркестром по всем правилам и нормам он уже не может», – объясняет он.

К началу 85‑го концертного сезона в оркестре сложилась следующая ситуация. Из 12 артистов пятеро покинули коллектив: трое уволились и переехали в другие регионы, одна артистка ушла в декретный отпуск, ещё один артист стал солистом – концертным исполнителем и остался в оркестре только по совместительству.

Филармония, по словам директора, пыталась утолить кадровый голод, дав Владимиру Онуфриеву карт-бланш на приглашение и прослушивание интересующих его музыкантов из других городов. В течение года поток приезжающих был, но ни один музыкант не задержался в Архангельске. Их высокие запросы и выдвигаемые условия филармония обеспечить не может, являясь бюджетным учреждением, а на имеющиеся предложения иногородние музыканты не согласились.

В 2021-2022 годах общий бюджет на привоз музыкантов для оркестра из других городов составил более 2 млн руб­лей. Как отмечает Василий Ларионов, из-за крайне высоких расходов на каждый проект все оркестровые концерты были финансово убыточными. Убытки покрывались за счёт других концертов филармонии. В 2023 году было принято окончательное решение: оркестр становится ансамблем, а финансовая модель деятельности коллектива оптимизируется.

«Решение найдено. Если раньше мы в основном привлекали музыкантов из Москвы и Санкт-Петербурга, они играли программу и уезжали, то теперь будут чаще привлекаться местные музыканты – из Архангельска и Северодвинска. Это, помимо прочего, позволит развиваться и профессионально расти нашему музыкальному сообществу», – добавляет Василий Ларионов.

Две предыдущие программы оркестра, которые прошли в январе и феврале, сыграны силами местных музыкантов и столичных солистов. Эти концерты прошли на очень высоком профессиональном уровне. Однозначно и то, что переход в новый статус не должен сказаться на периодичности, качестве и насыщенности программ коллектива, считает руководитель филармонии. По-прежнему будут приглашаться «звёздные» солисты из столиц и других крупных российских музыкальных центров.

«Тревожно за коллег»

Мы попросили самих музыкантов прокомментировать ситуацию. По понятным причинам – анонимно. Некоторые из них сравнивают в иерархии ансамбль и оркестр с детским садом и университетом. Другие считают, что даже сопоставлять такие разные понятия непрофессионально и неэтично.

«Статус ансамбля уменьшает значимость коллектива, значительно сузился репертуар, уменьшилось количество концертных программ, работа с дирижëром сводится к минимуму, что влияет и на развитие самих музыкантов. В трудовой книжке у нас теперь будет значиться не «артист оркестра», а «артист ансамбля», что не может не повлиять на последующее трудоустройство в профессиональный полноценный оркестр», – уверен один из музыкантов.

«Оркестр для меня – любимая работа, дело жизни. А для города он один из главных сегментов академического искусства. Наш оркестр известен и ценится не только в России, но и в соседних странах. Я ещё застала гастроли в Москву, Санкт-Петербург, Норвегию… Помню овации и прекрасные отзывы в прессе», – отмечает участница ансамбля.

 kirha2.jpg

.

«Оркестр перестал быть оркестром, когда на одну партию произведения остался один человек. Мне тревожно за коллег, которые не готовы к такой смене вектора, и жаль, что столько лет качественной и вдохновенной работы подходят к концу», – резюмирует другой собеседник «БК».

Что касается Концертного оркестра, как нового «главного» оркестрового проекта филармонии, все музыканты сходятся в одном: «Заменить долгую кропотливую работу по взращиванию и воспитанию коллектива разовым временным составом, собираемым от случая к случаю на короткие сессии из музыкантов с разной подготовкой, разным уровнем и разной культурой исполнения невозможно и никак не получится», – считают они.

Чувства музыканты испытывают разные, но равнодушным не остался никто. По общему мнению, есть риск «скатиться до уровня сельского клуба» или распасться вовсе. Но всё‑таки большинство музыкантов, несмотря ни на что, верят в развитие коллектива, возвращение к статусу оркестра, надеются на гастроли и новые молодые кадры.

Комментарий министра

Оксана СВЕТЛОВА, министр культуры Архангельской области:

svetlova_oksana.jpg– Изменение типа концертной организации связано с сокращением численности художественного персонала камерного оркестра. Согласно российскому законодательству норма численности оркестра составляет от 18 человек. Состав коллектива в последнее время уменьшился до 9 человек по причине отъезда сразу нескольких артистов в другие города.

Поморской филармонией проводилась активная работа по привлечению артистов в состав оркестра. За последний год более 10 иногородних артистов выступали на сцене камерного зала в качестве дополнительного состава оркестра, однако только один из них принял решение стать частью коллектива.

Поэтому было принято решение камерный оркестр преобразовать в камерный ансамбль. Все артисты оркестра приняли предложение стать артистами ансамбля, а Владимир Михайлович Онуфриев согласился стать художественным руководителем коллектива.

Архангельский филармонический камерный ансамбль продолжает концертную деятельность в составе Поморской филармонии и будет, как и прежде, давать концерты согласно своему графику, с участием приглашённых музыкантов из Архангельска и солистов из других городов.

Одновременно создание ансамбля позволило построить основу для нового крупного коллектива – Архангельского концертного оркестра, в состав которого вошли ведущие музыканты города. Помимо этого, к программам оркестра будут присоединяться приглашённые дирижёры и солисты, что позволит сделать концерты более разнообразными и знакомить зрителей с новыми именами, которые раньше не звучали на архангельских сценах. В итоге жители и гости нашего города смогут наслаждаться творчеством не одного, а двух коллективов, что, безусловно, расширит возможности для знакомства с классической музыкой и будет способствовать росту интереса к филармонической культуре. Таким образом, коллектив не исчезает и не расформировывается.

Мы писали…

… в 2010-м:

Мастеру – виват! Несколько взглядов на маэстро Онуфриева в преддверии юбилея

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Часы smart sports watch инструкция на русском языке
  • Дополнительная оплата за классное руководство
  • Как принимать таблетки корвалол взрослым инструкция по применению
  • Va 63 digitop инструкция по применению
  • Фламуцин от кашля инструкция по применению взрослым