Арп платан руководство по эксплуатации

Иконка ресурса

Автоматический радиопеленгатор «Платан» (DF 2000)

2017-12-12

Нет прав доступа на загрузку

  • Автор

    ЭРТОС

  • Дата создания

    28.02.2017

Настоящее руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для изучения обслуживающим персоналом правил эксплуатации аэродромного многоканального автоматического радиопеленгатора «Платан» (DF 2000) (далее по тексту – АРП) для автоматизированной системы управления воздушным движением (АС УВД) ВАИШ.462112.016-14 и содержит сведения по технике безопасности, размещению, развертыванию, о порядке включения, выключения, настройки аппаратуры, устранению неисправностей, транспортированию. В данном РЭ также излагаются содержание, периодичность и методика выполнения технического обслуживания (ТО) АРП на эксплуатационных предприятиях.

леонид_1

Старожил форума

29.07.2011 21:19

Ищу работу в ЭРТОС.

Образование:

1. Владимирский гос.университет, Конструирование и технология радиоэлектронных средств, Радиоэлектронные средства специального назначения + дополнительная квалификация Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (тех.переводы с английского)

2. СПбГУГА, ОРТОП (заочно, защита в декабре)

Опыт работы:

1. 2006-2009 ОАО «Владимирское КБ радиосвязи», инженер-конструктор РЭА

2. 2009-по н.в. ГУ ВО «Владимирская база авиационной охраны лесов», инженер-электроник

29/07/2011 [09:34:37]

А чего не устраиват -то???

леонид_1

Старожил форума

29.07.2011 21:19

Ищу работу в ЭРТОС.

Образование:

1. Владимирский гос.университет, Конструирование и технология радиоэлектронных средств, Радиоэлектронные средства специального назначения + дополнительная квалификация Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (тех.переводы с английского)

2. СПбГУГА, ОРТОП (заочно, защита в декабре)

Опыт работы:

1. 2006-2009 ОАО «Владимирское КБ радиосвязи», инженер-конструктор РЭА

2. 2009-по н.в. ГУ ВО «Владимирская база авиационной охраны лесов», инженер-электроник

29/07/2011 [09:34:37]

А чего не устраивает -то???

леонид_1

Старожил форума

29.07.2011 21:20

Ищу работу в ЭРТОС.

Образование:

1. Владимирский гос.университет, Конструирование и технология радиоэлектронных средств, Радиоэлектронные средства специального назначения + дополнительная квалификация Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (тех.переводы с английского)

2. СПбГУГА, ОРТОП (заочно, защита в декабре)

Опыт работы:

1. 2006-2009 ОАО «Владимирское КБ радиосвязи», инженер-конструктор РЭА

2. 2009-по н.в. ГУ ВО «Владимирская база авиационной охраны лесов», инженер-электроник

29/07/2011 [09:34:37]

А чего не устраивает -то???

AndrewS

Старожил форума

01.08.2011 10:11

для леонид_1:

У нас авиапредприятие, которым командуют лесники, по большому счету, незнающие, что такое авиация и для чего какая служба нужна и зачем все эти объекты за территорией аэропорта (им например не понятно, почему на передающем центре должно быть 2 дизеля, а не один, непонятно, для чего нужно тратить деньги на облеты средств РТОП и т.д., про планы затрат на службу я вообще молчу — вычеркивается все, остается только канцелярщина), а слова «радиотехнический» и «электроника» для них означают, что служба ЭРТОС занимается всем, что с этим связано (компьютерная и оргтехника, пожарная и охранная сигнализация и т.д.), да и в финансовом плане стало тяжко после того, как авиалесопатрулированием разрешили заниматься частникам, имеющим подходящую технику и соответствующие разрешения на авиационные работы — значительная часть госконтрактов отвалилась, т.к. у частников дешевле, поэтому от зарплат остались голимые оклады…

Да и работать охота с более широким набором аппаратуры, а не только с приводами и радиостанциями)))

НовичОК_

Старожил форума

01.08.2011 16:53

AndrewS:

У нас авиапредприятие, которым командуют лесники… (им например не понятно, почему на передающем центре должно быть 2 дизеля, а не один…

…я не лесник, но мне тоже не понятно, зачем на передающем ДВА дизеля!?!

AndrewS:

…для чего нужно тратить деньги на облеты средств РТОП…

…и в этом они правы! Что такое =облет=? Зачем он нужен?

УУЕЕЫТЫЬ

Старожил форума

01.08.2011 21:43

2 НовичОК:

«…и в этом они правы! Что такое =облет=? Зачем он нужен?»

Это стёб? Или вопрос по существу? Если стёб, то «велкам», а, если серьёзно, то рекомендую вспомнить основы радиотехники; влияние времени работы на переходные процессы в линейных и нелинейных цепях; влияние того же времени на выходные характеристики радиотехнических устройств, которые, в конечном счёте, являются точностными показателями или показателями дальности действия. Даже, если у лесников кроме связи ничего нет, то график дальности связи по направления и высотам каким-то образом рисовать необходимо, чтобы знать, где тебя слышат, а где и не очень.

НовичОК_

Старожил форума

01.08.2011 22:10

УУЕЕЫТЫЬ:

Это стёб?

———

НЕТ!

Или вопрос по существу?

———

ДА!!!

AndrewS

Старожил форума

02.08.2011 08:56

НовичОК_:

…я не лесник, но мне тоже не понятно, зачем на передающем ДВА дизеля!?!

Когда электропитание от внешней линии пропадает на пару часов или сутки — можно и одним дизелем обойтись, но у нас был случай, когда электричества из-за серьезного повреждения внешней линии не было почти 10 дней. В итоге, дизель перегрелся, произошел взрыв масляного радиатора и пока искали и покупали новый радиатор и городские электрики занимались ремонтом электролинии, МЦ АУВД по каналам Г2 и Г5 сидел на резервных средствах связи и они были весьма недовольны сложившейся ситуацией… Да и по исходному проекту ПРЦ было именно 2 дизеля — они включались в работу поочередно, через 6 часов каждый… естественно, настал момент, когда их пришлось списывать, а новый купили только один. Да и 2 года назад сертификационная комиссия сделала замечание, что 1 дизель — это не есть хорошо.

УУЕЕЫТЫЬ

Старожил форума

02.08.2011 09:20

2 НовичОК:

Хотелось бы выслушать аргументы и, желательно, убедительные. Работа все средств РТОП направлена на обеспечение безопасности и, особенно, в СМУ. Но это прописные истины…Или не согласны? Ни одна периодическая проверка, ни одно тех.обслуживание не спасёт от внезапного отказа или неисправности, но вероятность их возникновения значительно понизит. Проверено 35-тилетним опытом работы.;-)

AndrewS

Старожил форума

02.08.2011 09:26

УУЕЕЫТЫЬ:

«…график дальности связи по направления и высотам каким-то образом рисовать необходимо, чтобы знать, где тебя слышат, а где и не очень. »

===========

Это еще одна больная тема, которая в доску задолбала…

Замучился им объяснять то, что дальность зависит от высоты полета, наличия высотных препятствий и углов закрытия, а не от того, какая УКВ-радиостанция (Фазан, Баклан и т.д.) используется для связи.

И еще прикол… нашу авиабазу используют для подготовки летчиков-наблюдателей. У них, естественно, проводятся занятия по радиосвязи. Частота для авиалесоохраны — единая — 118, 8.

Есть у нас такое подразделение — региональный пункт диспетчерского управления (РПДУ), который принимает информацию от лесничеств и патрульных бортов (связь с бортами на той же 118, 8). У них свой позывной, у курсантов — свой. За месяц учебы РПДУ задалбывает глупыми претензиями — «почему мы слышим курсантов? Почему они работают на нашей частоте?». Объяснил, сказал, чтобы слушали внимательно позывные, на что мне заявили, что это все неправильно и что у каждого должна быть своя частота, чтобы никто никому не мешал, т.к. работать на одной частоте очень сложно))) Отсюда возникает вопрос об уровне подготовки этих «лесных специалистов» в области радиосвязи (насколько я знаю, они обязаны знать основы радиосвязи, по крайней мере, 3-4 года назад, когда была централизованная система авиалесоохраны, с людьми занятия проводились и они зачеты сдавали). Просто обидно, когда люди, некомпетентные в вопросах технического обеспечения своей же работы «учат» нас, технарей, как правильно работать…

НовичОК_

Старожил форума

02.08.2011 18:41

УУЕЕЫТЫЬ:

Хотелось бы выслушать аргументы и, желательно, убедительные…

Аргументы… ПЖ:

…про =облет=:

Если мне не изменяет память, дык лет 17 как нет =облетов=! Есть летная проверка параметров и хар-к средств РТОП. Согласны? Почему =придираюсь к словам= — ответ простой: если вести беседы в курилке, то коллеги =вкурят=, а вот если убеждать высокое начальство… вот тут не получится. Ибо начальник =полезет= в дебри документов по ссылке =облет=… Правильно. — ничего. Эт первое. Второе… вы =про радиосвязь=, идет: имеем летную проверку при вводе, — имеем. Что еще вы хотите? Имеются жалобы, — проведите специальную. Что для этого надо? Любой борт в воздух… и оформляем акт. (Насколько помню, ФАП это позволяет) О каких затратах денег по этому поводу идет речь? Правильно — никакая, полет-то плановый!

А если еще с пилотами =замутить= изучение сего ФАП-а…(а как-же без этого?) то =на выходе= будет следующее: вы им теоретически, со ссылкой на документ, а затем в воздух, где они это проверят. Поверьте, — эффект будет огромный!

…про дизель на ПРЦ:

Все это эмоции, не более! Пректы от царя Гороха… Где сылкка на рук.док-и… Нету-ти. Ну не докажете вы что должно быть два… ибо спрошу: а почему не три? Почему вы не заказываете двойной комплект АБ? Почему не планируете закупить весь дизель =россыпью=… Далее не буду, надеюсь понятно, о чем я веду речь, и так — много букв навтыкал!

…и далее =про частоты=:

А не проще, чем читать лекции про распространение радиоволн, которые все равно, мало кому понятны (необходимы)… Может проще =подсказать= выход из этого положения? Объясните кто, как и почему распределяет рабочие частоты, помогите руководству составить заявку на выделение еще одной рабочей частоты, помогите обосновать… и пусть отправят! Спросите зачем? Отвечаю, тут две фишки, первое — народ поймет, что не все так просто. Второе — а чем черт не шутит, вот возьмут и =нарежут= вам еще одну рабочую частоту. Думаете невозможно!?!

…дык, к я чему это все… не от занудства, а определить: насколько объективен =наезд на руководство=.

AndrewS

Старожил форума

02.08.2011 21:09

для НовичОК_:

Связь — да, связные станции можно и своими бортами облетать, а есть еще ОСП, которую обязательно каждый год облетывать — удовольствие не из дешевых… а у нас АПР-7, которым под 30 лет и на ремонт которых ни разу ни копейки не выделялось… они уже по-тихоньку начинают помирать, а руководители говорят — денег нет… может оно еще пару-тройку лет поработает, раз столько проработало… ссылки у них все на то, что вот-вот (уже правда 3й год пошел) в Рослесхозе всё решат, подпишут и авиабазу вернут из областного под федеральное управление и создадут региональный авиационный противопожарный центр и всем будет хорошо… только в это с трудом верится…

НовичОК_

Старожил форума

02.08.2011 22:37

AndrewS:

… а есть еще ОСП…

И Вы хотите сказать, что выши АПР-7 не проверены летным контролем?!?

Тогда с этого надо было начинать…

AndrewS

Старожил форума

03.08.2011 08:50

для НовичОК_:

вообще-то, про это я писал почти в самом начале)))

«им например не понятно, … для чего нужно тратить деньги на облеты средств РТОП»

Видимо, Вы эту фразу поняли, как «летные проверки связных радиостанций»…

Кстати, в этот понедельник в Быково состоялось совещание по безопасности полетов, где всем руководителям коротко и ясно дали понять: «не справляетесь с требованиями — закрывайтесь». Наше руководство теперь за голову хватается

модернизатор

Старожил форума

03.08.2011 09:32

Уважаемые коллеги. Подскажите кто как проверяет работу АСК канала. Можно ли проверять на рабочей частоте? Или надо перестраивать? Была бумага о том что 121, 5 больше не пеленгуется, а пеленгуется маяк 400 Мгц. Кто что думает по этому поводу? Ни где не написано что запрещено на рабочей частоте, значит разрешено. ИЛИ. Ни где не написано что разрешено на рабочей частоте, значит запрещено. Мнения начальников разделились.

модернизатор

Старожил форума

03.08.2011 09:38

Уважаемые коллеги. Подскажите кто как проверяет работу АСК канала. Можно ли проверять на рабочей частоте? Или надо перестраивать? Была бумага о том что 121, 5 больше не пеленгуется, а пеленгуется маяк 400 Мгц. Кто что думает по этому поводу? Ни где не написано что запрещено на рабочей частоте, значит разрешено. ИЛИ. Ни где не написано что разрешено на рабочей частоте, значит запрещено. Мнения начальников разделились.

УУЕЕЫТЫЬ

Старожил форума

03.08.2011 10:17

2 модернизатор:

Действующий ФАП-115 РТОП и АС гласит:

2.37. На всех пунктах ОВД (кроме стартово-диспетчерских пунктов и диспетчерских пунктов руления) должна быть организована аварийно-спасательная радиосеть на частоте 121, 5 МГц, работа которой должна быть круглосуточной, с постоянным прослушиванием, а в пунктах ОВД, работающих по регламенту, — в период действия регламента.

3.15. ………

Проверка работоспособности радиосредств аварийно-спасательного канала проводится на частоте 124, 0 МГц или на рабочих частотах каналов ПОДХОД и РЦ не реже одного раза в месяц.

В новом ФАПе, который здесь обсуждается эти пункты имеют другие номера ( 2.44 и 3.17 соответственно), но суть не изменена.

AndrewS

Старожил форума

03.08.2011 10:58

В поисках работы наткнулся на форму резюме на сайте А/П «Домодедово». Там есть графа «желаемый уровень заработной платы (в долларах США)». Какое число туда вбивать — не знаю, т.к. представления не имею, сколько в среднем платят московским ЭРТОСникам. Подскажите, пожалуйста, если у кого есть такая информация.

модернизатор

Старожил форума

03.08.2011 11:58

для УУЕЕЫТЫЬ:

Спасибо огромное очень убедительный довод. Жаль только что не пересмотрели эти пункты, уж больно муторные проверки получаются.

модернизатор

Старожил форума

03.08.2011 12:01

УУЕЕЫТЫЬ:

Сбасибо! Только жаль что не пересмотрели эти пункты.

модернизатор

Старожил форума

03.08.2011 12:17

УУЕЕЫТЫЬ:

Сбасибо! Только жаль что не пересмотрели эти пункты.

ЭРТОС Ник

Старожил форума

03.08.2011 16:14

НовичОК_:

…я не лесник, но мне тоже не понятно, зачем на передающем ДВА дизеля!?!

Коллега, Вы в самом деле не понимаете? Или про категории надежности электроснабжения никогда не слышали?

ЭРТОС Ник

Старожил форума

03.08.2011 16:16

НовичОК_:

…я не лесник, но мне тоже не понятно, зачем на передающем ДВА дизеля!?!

Коллега, Вы в самом деле не понимаете? Или про категории надежности электроснабжения никогда не слышали?

НовичОК_

Старожил форума

03.08.2011 17:16

ЭРТОС Ник:

Коллега, Вы в самом деле не понимаете? Или про категории надежности электроснабжения никогда не слышали?

Не утруждайте себя пояснениями, коллега. Мои вопросы были адресными, правильные ответы на них я знаю.

ЭРТОС Ник

Старожил форума

03.08.2011 17:58

НовичОК_:

Не утруждайте себя пояснениями, коллега. Мои вопросы были адресными, правильные ответы на них я знаю.

Уф, отлегло :)

PSR

Старожил форума

03.08.2011 22:03

Всем Доброго Времени Суток! ЭРТОС с Иркутска откликнитесь

КАДМИй

Старожил форума

04.08.2011 16:07

Всем привет. Тружусь четвёртый месяц в ЭРТОС г.Магнитогорска. На объекте АОРЛ(Экран-85ТК).

Вопрос такой. При охлаждении ШСС ниже +20°С возникает «ошибка ПК» на БСС 2ого комплекта. На панели управления КИКО синхнонизация 2ого комплекта уходит в «авария» или перемигивает с «нормой».

Если разблокировать и вытянуть стоку шкафа то через какое-то время ошибка пропадает.

Пробовали менять платы между комплектами, ситуация не меняется. Смотрел осциллографом, на микросхеме отвечающей за формирование этой ошибки вроде все импульсы в норме. Как похолодает чуток и перейдём на 1ый комплект, буду дальше продолжать изыскания.

У кого-то подобное было?

КАДМИй

Старожил форума

04.08.2011 16:08

Всем привет. Тружусь четвёртый месяц в ЭРТОС г.Магнитогорска. На объекте АОРЛ(Экран-85ТК).

Вопрос такой. При охлаждении ШСС ниже +20°С возникает «ошибка ПК» на БСС 2ого комплекта. На панели управления КИКО синхнонизация 2ого комплекта уходит в «авария» или перемигивает с «нормой».

Если разблокировать и вытянуть стоку шкафа то через какое-то время ошибка пропадает.

Пробовали менять платы между комплектами, ситуация не меняется. Смотрел осциллографом, на микросхеме отвечающей за формирование этой ошибки вроде все импульсы в норме. Как похолодает чуток и перейдём на 1ый комплект, буду дальше продолжать изыскания.

У кого-то подобное было?

КАДМИй

Старожил форума

04.08.2011 16:10

Всем привет. Тружусь четвёртый месяц в ЭРТОС г.Магнитогорска. На объекте АОРЛ(Экран-85ТК).

Вопрос такой. При охлаждении ШСС ниже +20°С возникает «ошибка ПК» на БСС 2ого комплекта. На панели управления КИКО синхнонизация 2ого комплекта уходит в «авария» или перемигивает с «нормой».

Если разблокировать и вытянуть стоку шкафа то через какое-то время ошибка пропадает.

Пробовали менять платы между комплектами, ситуация не меняется. Смотрел осциллографом, на микросхеме отвечающей за формирование этой ошибки вроде все импульсы в норме. Как похолодает чуток и перейдём на 1ый комплект, буду дальше продолжать изыскания.

У кого-то подобное было?

Andrew257

Старожил форума

18.08.2011 10:22

C Днем Воздушного Флота, коллеги. Уряяя, Уряяя, Уряяя!!!

Юрис

Старожил форума

18.08.2011 13:17

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 1992 г. N 3564-1

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРАЗДНИКА ДЕНЬ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА РОССИИ

В целях сохранения лучших традиций отечественного Воздушного

Флота Президиум Верховного Совета Российской Федерации

постановляет:

Установить праздник День Воздушного Флота России.

День Воздушного Флота России праздновать ежегодно в третье

воскресенье августа.

Председатель Верховного Совета

Российской Федерации

Р.И.ХАСБУЛАТОВ

Торопимся, коллега?

Но все равно приятно. И вас с наступающим!

SVALBARD

Старожил форума

18.08.2011 14:56

2 Юрис:

А для тех кто пришёл в авиацию до 1992 года праздник когда был?

А вот когда:

Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1933 года № 859, в честь выдающихся достижений ученых, авиаконструкторов, работников авиапромышленности, летного и технического состава ВВС установлен праздник 18 августа — День Воздушного Флота СССР (День Авиации).

Так, что очень даже своевременно.

С праздником!!!!

Юрис

Старожил форума

19.08.2011 07:06

Страны нет, а праздники остались?

Лишь бы повод был?

Ну тогда всех с годовщиной ГКЧП. Радуйтесь, капиталисты.

Andrew257

Старожил форума

19.08.2011 09:29

Праздновали когда еще страна была. На одной из веток верно сказали,

что 18 августа праздник авиаторов, а в какой день праздновать, придумали

не авиаторы:). Был в Союзе один праздник для всех авиационных

людей, День Аэрофлота- не то… А сейчас и палубной, и ВВС, и ДА, и сельхоз,

и ХЗ каких. Так что поводов куча… А День Воздушного Флота- Праздник… ИМХО…

Юрис

Старожил форума

19.08.2011 10:49

Был…

К сожалению — и о бывшем празднике, и о Союзе.

Сейчас другой праздник — пусть хоть и в третье воскресенье, но все равно НАШ.

Boris Rudy

Старожил форума

10.09.2011 22:42

Ребята, ищу кого-нибудь из БЭРТОС Воронежа. Из тех, кто постарше, кто в конце семидесятых — начале восьмидесятых уже работал. Или кто таких знает, есть вопрос личного характера.

Пишите в личку.

AlexSV

Старожил форума

20.09.2011 22:06

Приветствую всех.

Требуется помощь.

Нужна принципиальная схема ЩАУ-2 и БА-2 к АСДА2-20.

Сканированная или хотя-бы фото.И спецификация деталей.

Может есть у кого?

С уважением Алексей lesha044@yandex.ru

горын

Старожил форума

20.09.2011 22:29

Господа, подскажите последнему паяльнику из РАУССа — какие магнитофоны на КДП в Ярославском порту (Туношна) стоят ? Граниты ?

Проскочила информация, что в день катастрофы они не работали и записей диспетчер-борт якобы нет….. такое в наше время возможно ?

И это накануне прилёта президентского борта….

druid

Старожил форума

21.09.2011 16:40

горын:

Господа, подскажите последнему паяльнику из РАУССа — какие магнитофоны на КДП в Ярославском порту (Туношна) стоят ? Граниты ?

Проскочила информация, что в день катастрофы они не работали и записей диспетчер-борт якобы нет….. такое в наше время возможно ?

Скорее всего Гранит, ШХРов уже вроде не осталось нигде. Даже в Петрозаводске Гранит стоял, а в Ярославле РТС чуть лучше, ИЛС в наличии.

Неисправность очень маловероятна, в такую «жаркую» пору. Форум, как никак. Но блин, возможно все, может не уследили.

AndrewS

Старожил форума

04.10.2011 16:29

Кстати о «Гранитах»… у кого-нибудь было так, чтобы платы АЦП периодически выбивало на одном и том же гнезде? За год 3 платы сменил. Хотя, изделие работает 4й года и до этого подобных неисправностей не было. Убрал с этой платы 1 из записываемых каналов (перекоммутировал на другой АЦП) — все нормально стало. Не могу понять, в чем причина повреждения трех выше упомянутых (((

рефери

Старожил форума

11.10.2011 12:14

Может ли кто поделиться практическим опытом эксплуатации аэродромного локатора Лира-А10?

Детские болезни, удобство обслуживания, особо ненадежные компоненты, качество привода вращения????

После самовоспламеняющихся трассовых Лира-1 авторитет марки ниже плинтуса.

kochetov

Старожил форума

26.10.2011 14:49

AndrewS:

по граниту могу сказать

что на входе там стоят стабилитроны двунаправленные, и бывает что из импульной помехи или большого уровня они вылетают, при чем бывает по одному напрвлению, проявляется как неразборчивая запись искажения

леонид_1

Старожил форума

03.11.2011 15:49

kochetov:

AndrewS:

по граниту могу сказать

что на входе там стоят стабилитроны двунаправленные, и бывает что из импульной помехи или большого уровня они вылетают, при чем бывает по одному напрвлению, проявляется как неразборчивая запись искажения

По опыту эксплуатации могу только добавить, что у нас «Гранит» с 2008г.

За это время вылетел один АЦП (Один из каналов), в общем аппаратура — надежная!

Oleksin

Старожил форума

04.11.2011 11:02

Добрый день! У нас на предприятии стоит АРП «Платан». Очень хочется иметь «Техническое описание» и «Руководство по эксплуатации» в электронном варианте. Если ли есть у кого, буду очень благодарен. Мой адрес: oleksininfo@gmail.com Спасибо.

леонид_1

Старожил форума

07.11.2011 01:47

Господа, подскажите последнему паяльнику из РАУССа — какие магнитофоны на КДП в Ярославском порту (Туношна) стоят ? Граниты ?

Проскочила информация, что в день катастрофы они не работали и записей диспетчер-борт якобы нет….. такое в наше время возможно ?

И это накануне прилёта президентского борта….

возможно, если канал не заведен на запись ;-))

леонид_1

Старожил форума

07.11.2011 01:56

Добрый день! У нас на предприятии стоит АРП «Платан». Очень хочется иметь «Техническое описание» и «Руководство по эксплуатации» в электронном варианте. Если ли есть у кого, буду очень благодарен. Мой адрес: oleksininfo@gmail.com Спасибо.

Что-то я не въеду ДРУЖИЩЕ, Платан-есть, а ИЭ -нет, ЧУДЕСА, Я бы Вам отсканировал и переслал, но ЛЕНЬ, Тем более «Азимутовскую» бурду и копировать не хочется.Хотя пацаны нормальные…

Oleksin

Старожил форума

07.11.2011 07:12

Добрый день! У нас на предприятии стоит АРП «Платан». Очень хочется иметь «Техническое описание» и «Руководство по эксплуатации» в электронном варианте. Если ли есть у кого, буду очень благодарен. Мой адрес: oleksininfo@gmail.com Спасибо.

Что-то я не въеду ДРУЖИЩЕ, Платан-есть, а ИЭ -нет, ЧУДЕСА, Я бы Вам отсканировал и переслал, но ЛЕНЬ, Тем более «Азимутовскую» бурду и копировать не хочется.Хотя пацаны нормальные…

Да всё есть конечно, как положено. Только сканировать лень. Вот может быть уже есть у кого в электронном виде, может кто поделиться? :)))

Алексей Павлович Крынин

Старожил форума

07.11.2011 17:07

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Поздравляю вас всех с Днём 7 Ноября, бывшим Красным Днём календаря. Авиационные деды, которые потихонечку пока ещё пьют чаёк из рюмок, надеюсь, не забывают о своей молодости.

2 Oleksin

——

Oleksin:

Добрый день! У нас на предприятии стоит АРП «Платан». Очень хочется иметь «Техническое описание» и «Руководство по эксплуатации» в электронном варианте. Если ли есть у кого, буду очень благодарен. Мой адрес: oleksininfo@gmail.com Спасибо.

04/11/2011 [11:02:49]

——

Поскрёб на моём компьютере по сусекам и обнаружил руководство по эксплуатации 2002 года издания в формате PDF, отправил его Вам по электронной почте, возможно, пригодится.

По привету коллегам.

Здоровья вам всем авиационного на долгие годы, успехов в начинаниях, душевного спокойствия и равновесия.

Oleksin

Старожил форума

08.11.2011 07:08

Большое СПАСИБО Алексею Павлович! С праздником!

Mилка

Старожил форума

14.11.2011 16:00

привет всем! Не думайте что я совсем уж беспомощный человек, но этот сайт последнее на что я надеюсь…

Мне было дано задание рассчитать основные технические показатели РЛС «Экран-85».. но возникли некоторые трудности. У нас с преподавателем появились расхождения во мнениях. По данным расчетов у меня получается, что в качестве зондиpующих сигналов нужно использовать простые сигналы, причем некогерентные… Преподаватель же настаивает на том, что должны быть сложные когерентные. Помогите постичь истину….


Просматривая записи в архиве интернета, который кстати почему-то заблокирован, нашел старые снимки своего сайта (смотреть через прокси — напрямую ссылка работать не будет). Мои старые записи касаются разработки АРП «Платан», которая была начата в конце 90-х. Было интересно сравнить то что задумано и что появилось в результате, после чего я решил написать этот пост. Свои неоконченные записи я даю здесь без изменений, как они были сделаны в 2000 — 2006гг, под названием «Разработка драйвера реального времени FreeBSD для радиопеленгатора Платан». Под ссылкой достаточно подробные тексты про железо, которое предполагалось использовать, и исходный текст драйвера, с которого начался весь радиопеленгатор.

Копировать и использовать текст драйвера, а также приведенный здесь софт без разрешения автора, то есть меня, не допускается  😎

Запуск проекта: прелюдия

В бурные 90-е я покинул свою контору, которая окончательно перестала платить зарплату сотрудникам, и переехал в Москву. Позади была моя радиопеленгационная история, которая началась аж с 1983 года: запуск в серийное производство двухканального аналогового АРП-80 «Тополь-К», участие в разработке и испытаниях ряда цифровых унифицированных радиопеленгаторов АРП-85 «Пихта», дальше уже свои собственные разработки в ипостаси главного конструктора: судовой радиопеленгатор «Пихта-2С» и встраиваемый в мобильный радиолокационный комплекс «Комар-2» радиопеленгатор. С судовым РП была забавная история: для того чтобы продвинуть свою разработку, пришлось буквально «захватить» судно на котором шли испытания старого изделия. РП «Комар-2» был предназначен для Tesla Pardubice, Чехия, которая делала радиолокатор для наших ВВС, и это тоже была длинная интересная история, которую я как-нибудь напишу.

Поскольку в новом царстве-государстве ex-USSR инженерная подготовка никому не была нужна, я прошел полную профессиональную перезагрузку и начал работать в области телекоммуникаций и разработки ПО для этого рынка. За это время в конторе сменилось руководство, она как-то оправилась, появились деньги. Но не было самого главного — продукта, который надо было выдвинуть на рынок. Контору уже начинали душить приподнявшиеся конкуренты: челябинск выкатил новый радиопеленгатор АРП-90; сделан он был страшненько, на базе стандарной PC, но в аэродромной эксплуатации и того не было.

Чтобы было ясно, какова цена вопроса, забегая вперед, скажу: к настоящему времени в российские аэропорты поставлено более 150 РП «Платан», который был разработан в этом проекте. А это ни много ни мало 8 — 10 млн. рублей за одну позицию.

Новое руководство отыскало меня в Москве в 2000 году, когда я работал в компании «ИнкомА«. Тогда она располагалась на пятачке на Ленинградском проспекте, по иронии судьбы связанным с авиацией: бывший аэровокзал, Госкорпорация. Компенсация в Инкоме была отличная: пресловутая «штука» в месяц. Это не нынешние легковесные 1000 долларов — в те времена, «штука» в месяц означала покупку московской квартиры в перспективе полутора — двух лет. Отмечаю эти подробности для того, чтобы упомянуть Инкому добрым словом: несколько месяцев спустя после ухода из нее, когда я уже работал над новым пеленгатором, мне позвонили с Инкомы. Звонок озадачил: с работы я уволился, дела сдал, человека на свое место подготовил. Что же вы думаете? Меня приглашают подъехать и забрать бонус по результатам прошедшего года.

Честно говоря, я был обескуражен. Выплатить существенную сумму своему бывшему сотруднику когда он ни о чем не просит и не требует — для этого нужна сила высшего порядка )

Я иногда рассказываю эту историю как пример того, что не все так плохо в бизнесе по отношению к персоналу. Есть и приличные фирмы. ИнкомА, шлю тебе респект, вспоминая далекий 2000 год!

Риски проекта

На проект я согласился не сразу. Хотя предложенные условия и оплата были вменяемыми, мне надо было оценить вероятность его успешного завершения. Сроки поджимали, права на ошибку не было. Самая главная проблема была это технологический разрыв, который произошел за это время в конторе. Последние разработанные РП работали на отечественной PDP-подобной платформе 588/1806 — когда еще получалось резать импортные кристаллы и их копировать. Операционной системы не было, разработка велась на ассемблере. Несмотря на то, что возможности предыдущих технологий были ограниченными (попробуйте сейчас написать что нибудь для 64К оперативной памяти?), тем не менее это были системы жесткого реального времени. Предстояло решить вопрос с аппаратной платформой и операционной системой.

Для того чтобы снять риски я взял маленький таймаут для того, чтобы поиграться с ОС. Windows Embedded отпала сразу, по понятным причинам. Был серьезный кандидат на разработку — QNX. Изучив возможности этой системы, в частности возможности по realtime, я понял что накладные расходы будут слишком велики. Сюда входят компетенция программистов и возможности по обновлению системы. Кроме этого, меня не интересовал программисткий реалтайм: в отличие от программистов, инженеры работают в двух доменах — аппаратном и программном, и всегда можно сделать жизнь программы проще, задействуя возможности в аппаратном домене. Много времени спустя, к командировке у коллег, которые решили подсесть на QNX, поинтересовался как идут дела. Поделились печалью: купили диск емкостью в два раза больше, пытаемся подсоединить. Драйвер в QNX старый, система обновляется медленно… Портировать бы весь софт на Linux, но затраты по времени кусаются: год — полтора. Такова цена своевременно сделанных решений или отсутствия оных.

С таким подходом, мне подошла бы unix- подобная ОС. Linux тогда не был так хорошо распространен как сейчас, и выбор пал на FreeBSD. Был еще один аргумент, который в то время никто особо не принимал во внимание, но который сейчас очень дорого стоит: это тип лицензии. Во FreeBSD очень либеральная лицензия, она не обязывает раскрывать код проприетарной разработки. В Linux работает GPL, и грамотные юристы рано или поздно заставят вас вытащить все исходные тексты изделия на свет божий. А это уже — потеря продукта и технологий.

Чтобы подстраховаться, я написал разработчикам FreeBSD и рассказал про свой проект и спросил каковы риски раскрытия кода. Ответ был: делай что хочешь, хоть закрывай, хоть открывай, условий лицензии BSD это не нарушает )

Что и говорить, с драйвером пришлось повозиться. Загружаемые модули тогда были не в моде; драйвер жестко компилился в ядро, и не счесть многочисленных часов, потраченных на перезагрузки после очередного kernel panic. Одновременно пришлось хорошо продрать ядро, вплоть до функций инициализации контроллера прерываний. Но в результате фря не подвела. Первый опытный образец АРП «Платан», который был поставлен в Пулково в 2001г., как работал так и работает до сих пор. Не знаю, какой там сейчас uptime, но сообщений и претензий по сбоям не было. Так что будете пролетать над Питером и заприметите внизу, рядом с ВПП радиопеленгатор с характерной кольцевой решеткой — знайте, что там крутится FreeBSD 4.3.

С аппаратной платформой все было проще. Появились одноплатные встраиваемые компьютеры (Single Board Computers — SBC) на основе малопотребляющего процессора Geode с тактовой частотой порядка 200 МГц. По той же ссылке есть обзор аппаратных платформ, который я делал для того чтобы определить какую платформу использовать в пеленгационном проекте. SBC который был применен в изделии обладал всеми характерными признаками встраиваемых систем: отсутствие движущихся частей, таких как вентилятор охлаждения и жесткий диск, присутствие flash памяти на борту: микросхемы Disk-On-Chip емкостью целых 256 МБ (непозволительная роскошь, не правда ли?), шина совместимая с периферией, сторожевой таймер, который обнаруживает потенциальное «зависание» SBC и перезагружает его.

РП, АРП, Платан

Single Board Computer (SBC) в конструктиве Mini-PC. Применяется в АРП «Платан» для обработки сигнала и управления

Все было замечательно, осталось решить последний принципиальный вопрос: где будет граница между программной и аппаратной частью в тракте обработки сигнала и как следствие каким будет драйвер этой аппаратной части. Очевидно, что это должно быть результатом компромисса: чем проще железо тем жестче требования к realtime драйвера, и наоборот: ставя FreeBSD в комфортные условия, мы увеличиваем объем предварительной обработки которая связана с аппаратными затратами.

Тракт обработки АРП «Платан»: программно-аппаратная реализация

В отечественной фазовой радиопеленгации с использованием квазидоплеровского эффекта сложилась следующая схема построения антенно-приемного тракта. Она идет от «бедности», а точнее от того, что для того чтобы принять сигнал как с коммутируемого кольцевого, так и с центрального вибратора одновременно — нужно два одновременных работающих радиоприемника. Поскольку в то время разработка такого приемника — это отдельная сложная ОКР, использовались покупные. Покупные приемники были как правило бортовыми: это приемники «Полет» в АРП-80 «Тополь-К», Р-872 в гражданском варианте АРП-85 «Пихта» и радиостанция Р-863 в военном варианте АРП-85, наконец «Юрок» который и использовался в Платане. Раз бортовые — значит дорогие. Поэтому, для снижения объема аппаратуры и стоимости зачинателями отечественной радиопеленгации был придуман способ, как запихнуть оба сигнала в один приемный тракт.

Суть этого трюка заключается в следующем. В антенной системе сигнал кольцевого вибратора сносится по спектру на частоту скажем 5550 Гц с помощью однополосного модулятора. После этого он суммируется с сигналом кольцевого вибратора и дальше идет на вход приемника. В приемном тракте возникают биения частоты модуляции 5550 Гц, которые выделяются амплитудным детектором. В детектированном сигнале сохраняются все фазовые соотношения между кольцевыми и центральным вибратором, что является принципиальным для фазовой угломерной системы.

Как видно, частота несущей не так велика: сейчас никого не удивишь на скорости обработки 500 млн. выборок в секунду. Однако использование подобного рода компонентов в то время было избыточным. Оказалось достаточным определить амплитудно — фазовые соотношения детектированного сигнала для каждого вибратора, и темп поступления данных с частотой коммутации вибраторов оказался подъемным для разрабатываемого драйвера.

DF-2000, АРП Платан, радиопеленгатор, Direction Finder

Секция обработки АРП «Платан». Справа — плата демодулятора и опорных сигналов формата 6U

Так и сложился тракт обработки: антенна с коммутатором и однополосным модулятором, стандартный приемник, плата демодулятора и SBC на котором крутится FreeBSD и драйвер. Временная диаграмма показала, что в среднем каждую половину электронного оборота антенны система проводит в драйвере, и только вторая половина отдается в userspace. Однако этого оказалось достаточным для работы приложений.

Тестирование системы с драйвером привело к отказу от первоначальной идеи запуска потока частотного канала в момент появления сигнала: выяснилось, что накладные расходы на создание процесса настолько велики, что драйверу в этот момент не хватает времени на обработку сигнала. Поэтому была принята схема загрузки приложений каналов в момент старта системы по количеству частотных каналов.

Люди и технологии

Если с концептуальными подходами к архитектуре нового радиопеленгатора стало более-менее понятно, следующей проблемой были люди. На период проекта, чтобы средние и не очень начальники не сильно мешали разработке, меня сделали главным конструктором предприятия и дали отдельный кабинет. Это было забавно, но так и есть: для многих отношения в первую очередь определяются твоим кабинетом и должностью, а не тем что ты знаешь и умеешь )

В конторе появилось нормальное измерительное оборудование, новая молодежь, даже стали платить командировочные за выезд на полигон и вовремя предоставлять транспорт: это вообще меня удивило, вспоминая как в стародавние времена можно было часами ждать на жаре на оградой предприятия, когда водитель соизволит подать свой ПАЗик. Но не было главного: носителей опыта, знаний; специалистов в предметной области, или инженеров старой школы. Не осталось ни одного человека, которые хорошо ориентировались в предметной области радиопеленгации: продвинутые спецы в 90-х разъехались кто по другим городам и странам, а те кто остались, стали начальниками. Поэтому я главным образом работал с молодой порослью. Первым делом надо было привить то, что я называю unix- культурой, которая напрочь отсутствовала. Это подход и стиль мышления основанный на восприятии компьютера как лаборатории с многочисленным инструментарием разработчика, а не как машины конечного пользователя. И само собой, использование FreeBSD как среды разработки. Молодежь с удовольствием открыла для себя новую поляну, в которой вся FreeBSD со своими исходными текстами как на ладони: готовый конструктор, настольный toolbox инженера.

Следующее нововведение в конторе было сделать сложнее, поскольку оно затрагивало ее организационную структуру. В НИИ и КБ советских времен сложилась устойчивая ассоциация отдела/сектора разработки с блоком. Смотришь на опытный образец и сразу видишь что блоки разрабатывали разные подразделения: светодиоды разные, кнопки тоже, гравировка отличается. Блоки были напичканы железом под завязку: так, в АРП-85 «Пихта» блоки были выполнены в УБНК, блок обработки содержал 7 плат, аппаратура передачи информации по 10 км линии на КДП, фактически — модем, состояла из двух блоков, один из которых состоял из 15 плат, генератор опорных и управляющих напряжений — тоже блок, в котором было около 10 плат. И соответственно секторы, отделы, комнаты: отдел электропитания, отдел передачи данных и еще много-много отделов.

Эта рамка — что изделие делают отделы, которые делают блоки — прочно сидела в мозгах и выносить ее пришлось силовым способом, ломая оргструктуру конторы. Новый радиопеленгатор разрабатывался в соответствии с COTS подходом, и не было никакого смысла заниматься разработкой тех узлов, которые в массовом порядке присутствуют на рынке. Решения, которые были приняты в самом начале, определили облик радиопеленгатора и быструю разработку: опытный образец был разработан и изготовлен в течение буквально одного года. Вот какие были эти решения:

  • источники электропитания НЕ разрабатываем а покупаем. Все покупаем — и те которые стоят на платах и сетевые. До этого разработкой занимался целый отдел, и сколько я себя помню в конторе — они постоянно отказывали;
  • используем SBC с операционной системой для обработки, управления и контроля: есть многозадачность, IP стек для передачи данных, резко упрощается сопровождение;
  • портирование FreeBSD до системы реального времени, разработка в дружественной среде на языке Си;
  • вместо двух блоков передачи данных — одна плата 100% резервированного модема с покупным QPSK чипом, на четырехпроводной 10-км линии АРП — КДП поднимаем IP/PPP, никаких проблем с маршрутизацией и созданием дополнительных точек управления и контроля;
  • индикаторы пеленга, которых может быть подключено множество — до 20, работают по одной линии RS-485, а не подключаются отдельными кабелями к блоку сопряжения как это было раньше;
  • сами индикаторы пеленга приобрели приличный вид, появилось новое отображение уровня и точности сигнала;
  • существенна упрощена аппаратная часть тракта: вместо одного блока одна плата демодулятора, вместо другого блока опорных напряжений — плата формирователя опорных сигналов;
  • из-за резкого сокращения количества блоков и соединений ушли габаритные разъемы и кабели, монтаж выполняется плоскими кабелями;
  • скользящий резерв радиоприемных устройств;
  • создана автоматизированная система контроля, в том числе антенной системы.

DF-2000, АРП Платан, радиопеленгатор, Direction Finder

Гладко выбритый главный конструктор АРП «Платан» со своим детищем. Тестирование опытного образца на полигоне в аэропорту Махачкалы

На фото я собственной персоной в дутом плаще, который остался у меня с 90-х годов. В эти времена они были дешевы и очень популярны; теперь старой одежде нашлось применение. Видно что единственный шкаф пеленгатора практически пустой: в верхней части 6U секция обработки, место которое занимает дисплей отдано под радиоприемные тракты в зависимости от канальности РП. Внизу секция 4-х радиоприемников с управлением, еще ниже — усилитель — распределитель.

Индикатор пеленга, DF-2000, АРП Платан, радиопеленгатор, Direction Finder

Индикатор пеленга. Справа внизу – характерная бабочка, которая осталась только у первых партий Платанов: отображает уровень сигнала и его точность

Единственное, что руководство конторы помешало мне сделать — это поставить в аппаратной топчан. В предыдущих изделиях он также использовался для хранения ЗИПа. Топчан очень удобен — на нем можно сидеть, лежать, его можно использовать как подручную полку. Топчану были рады все — эксплуатация всех пеленгаторов, и особенно военные, не говоря уже о нас, которые проводили в аппаратных кучу времени. И вот теперь топчана нет: красиво, эстетично, но нефункционально. Печалька.

Параллельно шла разработка программного обеспечения. Весь софт, а также функциональную проработку критичных узлов, я взял на себя. Второстепенные функции были переданы помощнице, которую я взял сразу же как занял свой кабинет. Для конторы это все было необычно: компьютеры на столах считались признаком хайтека и престижа, а не печатными машинками, за которыми самому работать совсем не обязательно. К слову, многие организационные проблемы таких контор есть следствие низкой оплаты квалифицированного персонала. Если бы зарплата инженера была от 5000 Евро, то начальники десять раз подумали бы, стоит ли тратить дорогое инженерное время на написание разных бумаг, служебных записок и отчетности.

Вибратор, антенная система, DF-2000, АРП Платан, радиопеленгатор, Direction Finder

Вибратор антенной системы АРП с измерительным стендом. Жесткие требования к фазовой идентичности вибраторов удалось снизить за счет использования корректирующего ПО в тракте обработки

Благодаря хорошей архитектурной проработке изделия, а также тому, что в Платане было задействовано минимальное количество собственных разрабатываемых компонентов, удалось существенно снизить риски. В опытном образце практически не было ни одной серьезной ошибки, которая потребовала доработки. Первоначально, как и планировалось, мы изготавливали один образец. Видимо, руководство так поверило в то, что результат скоро будет, что по ходу разработки заказало сразу три образца. Потом их стало пять, и к концу проекта,  с колес мы настраивали уже 10 новых Платанов, под которые были контракты. Все эти образцы пошли к заказчикам практически без доработок. В результате получилось, что критичной по срокам была не собственно разработка и даже изготовление, а приобретение комплектации. Со многими поставщиками мы начинали работать впервые, не были отработаны механизмы входной приемки, но потом все наладилось.

Предварительные испытания проводились в аэропорту Махачкалы, а опытный образец был поставлен в Пулково, куда мы выехали целой бригадой на проведение испытаний. Новый пеленгатор не подвел — все испытания завершились успешно. Моя пеленгаторная команда набралась опыта, заматерела, и можно было спокойно оставлять на нее поддержку и сопровождение Платана.

Антенная система, DF-2000, АРП Платан, радиопеленгатор, Direction Finder

Развертывание антенной системы опытного образца АРП Платан в аэропорту Махачкалы, 2003 год. Помогает лично руководство базы ЭРТОС )

Как я уже говорил, сейчас Платанов по России поставлено более 150 комплектов. Не так давно Пулково купило второй радиопеленгатор. Как не грезили теоретики от гражданской авиации, что РП скоро сойдут на нет и им нет места в управлении воздушным движением, а пеленгатор особенно любим диспетчерами и никуда уходить не собирается. Любит диспетчер знать совершенно точно, с каким бортом говорит: а ведь метка вторичного локатора на экране может подвести. А спокойствие диспетчера дорого стоит.

DF-2000, АРП Платан, радиопеленгатор, Direction Finder

Опытный образец АРП Платан, развернутый в Пулково в 2003г. Высокая посадка аппаратной — защита от снега. Аппаратная располагается непосредственно под антенной

После успешного окончания проекта, я покинул контору и вернулся в Москву. Много времени спустя я наконец осознал, чем мне был интересен этот проект: в нем я сделал пеленгатор именно таким, каким хотел его видеть. Естественно, на то время. А дальше, просто пребывать в конторе в статусной должности было уже неинтересно — и я окунулся в другой поток событий.

Небольшой апдейт — что было дальше.

Приложения

В основу программного обеспечения АРП «Платан» легли исследования, которые я обобщил в своей диссертации. Точнее будет сказать что в диссертации просто закреплен теоретический и практический материал, который я наработал занимаясь пеленгационной тематикой. Приведенный здесь софт тесно связана с математической задачей принятия решения о наличии сигнала в шуме и оценке угломестных параметров.

Первый и самый критичный компонент в цепочке обработки сигнала — это обнаружитель.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

/*

* dfdetect.h

* Copyright (c) 2002

* Author: Nazim Aliev, alnaz@mail.ru

*

* radio signal detection

*/

#include «df.h»

float dfdetect(float *ph0, float *ph1, float factor, int *counter)

{

float bd[DIPOLS];

int i;

float s;

float m;

float d;

float work;

s = 0;

m = 0;

d = 0;

/* s=S(bd^2) m=S(bd) */

for(i=0; i

bd[i] = phnorm(ph1[i] — ph0[i]);

s += bd[i] * bd[i];

m += bd[i];

}

/* d=M(bd^2)-M^2(m) */

d = sqrtf(s/DIPOLS — (m/DIPOLS) * (m/DIPOLS));

/*printf(«ns=%f m=%f d=%fn», s, m, d);*/

if(d < factor) {

/* signal */

for(i=0; i

work = phnorm((ph0[i] + ph1[i])/2);

/* printf(«(%d)ph0=%f ph1=%f w=%f», i, ph0[i], ph1[i], work);*/

ph1[i] = work;

}

(*counter)++;

/*printf(«ncounter=%dn», *counter);*/

}

else {

/* no signal */

for(i=0; i

ph1[i] = ph0[i];

}

*counter = 0;

}

/* printf(«d=%f factor=%fn», d, factor);*/

return d;

}

Обнаружитель определяет параметры ложной тревоги и пропуска сигнала и в конечном счете дальность действия радиопеленгатора. В предыдущих поколениях РП использовались амплитудные обнаружители. Приложение dfdetect.c работает по фазовому принципу и использует для оценки параметра обнаружения данные о фазовом раскрыве за два последовательных оборота антенной системы. Поскольку за межпериодный интервал электронного оборота корреляционные связи между фазами сигналов вибраторов, в том числе вызванные многолучевым распространением практически отсутствуют, используется метрика определяющая степень схожести двух фазовых раскрывов. Степень схожести задается как dot функция.

Весьма специфический алгоритм, характерный для радиопеленгатора — разрешение фазовой неоднозначности и восстановление доплеровской огибающей. Для современных РП характерна работа в частотных диапазонах, когда длина волны принимаемого сигнала существенно меньше базы антенной системы. Например, для АРП «Платан» для нижней точки диапазона 118 МГц λ =2.5 м, что с учетом радиуса антенны R = 1.6 м вызывает фазовую девиацию Ψ = 2π (R / λ) = 0.6 π. Если мы возьмем верхний диапазон 400 МГц, то Ψ = 2π (R / λ) = 2.1 π.

Картинка доплеровской фазовой огибающей с размахом ± 2π хороша только в книжке. Реально вы ее никогда не увидите, потому что фазовый детектор не в состоянии определить набег фазы больше 2π и выдает значения только в диапазоне 0..2π. Это значит, что огибающая будет нещадно разломана по высоте, и разглядеть в этих обломках отрезок синуса, да еще с учетом количества пространственных выборок = 16 (количество вибраторов антенной системы) будет весьма проблематично.

Есть и другая проблема — это вероятность аномального разрешения неоднозначности, т.е. построение огибающей сигнала с несуществующим азимутом, который может отличаться от истинного на любую величину. В общем, решать все эти проблемы призвано приложение dfres.c

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

/*

* dfres.c

* Copyright (c) 2002

* Author: Nazim Aliev, alnaz@mail.ru

*

* resolve phase ambiguity and restore Doppler modulation

* phi — input data

* pho — output data

* return value — form factor

*/

#include «df.h»

#include «dfchan.h»

#define STEPS_DEV 16

#define DEV PI*1.6/150

#define STEPS_Q 128

float dfres(float *phi, float *pho, int freq)

{

int i;

float bufdn[DIPOLS];

float bufd[DIPOLS];

float bufmin[DIPOLS];

float d;

float s;

float min;

int dev_x;

int q_x;

float dev;

float dev_max;

float q;

float dev_min;

float dev_step;

float q_step;

int dev_xstore;

int q_xstore;

float fAbs, fX, fY;

int work;

min = 1000000.0;

dev_max = DEV*freq;

dev_min = DEV*freq/2;

dev_step = (dev_max — dev_min) / STEPS_DEV;

q_step = PI/DIPOLS;

/* scan for deviation */

for(dev=dev_min, dev_x=0; dev

/* scan for Q */

for(q=0, q_x=0; q_x

/* dipols */

s = 0;

for(i=0; i

d = phi[i] — dev*cos((2*PI*i)/DIPOLS — q);

bufd[i] = d;

bufdn[i] = phnorm(d);

s += bufdn[i]*bufdn[i];

} /* for i */

if(s

/* new minimum, store */

min = s;

/* position of minimum */

dev_xstore = dev_x;

q_xstore = q_x;

/* store diff */

for(i=0; i

bufmin[i] = bufd[i];

}

/* printf(«dev=%f dev_x=%d q=%f q_x=%d s=%f min=%f dev_xstore=%d q_xstore=%dn»,

dev, dev_x, q, q_x, s, min, dev_xstore, q_xstore);

*/

} /* for q */

} /*for dev */

for(i=0; i

work = 0;

fX = bufmin[i];

fY = phi[i];

/*fprintf(stderr, «phi=%f «, 180*fY/PI);*/

while(1) {

if(fX>0)

fAbs = fX;

else

fAbs = -fX;

if(fAbs < PI/2)

break;

else

if(fX > 0) {

fX -= PI;

fY -= PI;

work++;

}

else {

fX += PI;

fY += PI;

work—;

}

} /* while */

pho[i] = fY;

/*fprintf(stderr, «work=%dn», work);*/

} /* for */

return min;

}

Приложение dfres.c делает предположение об азимуте и девиации сигнала, создавая матрицу ошибок — отличия полученной огибающей от гипотетической. Для минимальной ошибки полученная огибающая восстанавливается (дополняется значениями π где это необходимо) по гипотетической огибающей. В результате выходной сигнал представляет собой восстановленную фазовую огибающую, по которой уже можно определить азимут как ее сдвиг по времени.

И наконец собственно оценка азимута.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

/*

* dfangle.c

* Copyright(c) 2002

* Author: Nazim Aliev, alnaz@mail.ru

*

* estimate azimuth angle by imput phases

* f — input phases

* return value — Q

*

*/

#include «df.h»

#include «dfchan.h»

#define REFS 4

float dfangle(float *f)

{

int i;

float s, c;

float rs[REFS];

float rc[REFS];

for(i=0; i

rs[i] = sin((DPI*i)/DIPOLS);

rc[i] = cos((DPI*i)/DIPOLS);

}

s =

(f[1]+f[7]-f[9]-f[15]) * rs[1] +

(f[2]+f[6]-f[10]-f[14]) * rs[2] +

(f[3]+f[5]-f[11]-f[13]) * rs[3] +

f[4]-f[12];

c =

f[0]-f[8] +

(f[1]-f[7]-f[9]+f[15]) * rc[1] +

(f[2]-f[6]-f[10]+f[14]) * rc[2] +

(f[3]-f[5]-f[11]+f[13]) * rc[3];

return atan2(s, c);

/* e = sqrt(s*s + c*c); */

}

Приложение определяет первую гармонику входной фазовой последовательности методом FFT разлагая ее на комплексные составляющие. В результате получается вектор с амплитудой, соответствующей фазовой девиации, или углу места на источник сигнала, и углом поворота который соответствует пеленгу на источник сигнала.

Когда я смотрю на этот арктангенс в конце программы все время вспоминаю, как писали софт для 1806ВМ3 на ассемблере. Ведь эта тригонометрическая функция была единственным местом, где позарез требовалась математическая библиотека с плавающей точкой — а ее не было. Приходилось добывать целочисленный арктангенс целым алгоритмом, докручивая вектор в область линейного приближения. Знания добывали самостоятельно, потому что Гугла, как и интернета вообще — не было.

Данные приложения определяют ключевые параметры РП — дальность, точность и быстродействие; кроме этого есть неявные факторы: устойчивость обработки к перемодуляции и искажениям амплитудно-фазового раскрыва, вызванным многолучевым распространением.

Есть и другие программы, которые содержат вкусные вещи: подавление «вертолетного эффекта» — паразитной частотной модуляции при работе вертолетной радиостанции, защита от амплитудной перемодуляции, адаптивная обработка и другие. Я также планирую выложить эти алгоритмы.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

06 мая 1999 г.                                   № 72-р
г. Москва

О ПРИНЯТИИ АРП «ПЛАТАН» НА ОСНАЩЕНИЕ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ГА

    ОАО НИИ «Сапфир» по ТТЗ ФАС России разработало многоканальный (диапазона МБ и ДМВ) автоматический радиопеленгатор повышенной точности АРП «Платан», предназначенный для оснащения аэропортов и центров управления воздушным движением.
    Радиопеленгатор выдержал предварительные испытания, сертификационные и эксплуатационные испытания и имеет сертификат годности к эксплуатации № 122, выданный 21 января 1999 года Межгосударственным авиационным комитетом.
    В целях обеспечения замены выработавших ресурс и морально устаревших радиопеленгаторов, повышения безопасности полетов воздушных судов и обеспечения эффективности управления воздушным движением
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. Руководителям территориальных органов, региональных предприятий по ИВП и УВД, авиапредприятий, организаций и учебных заведений гражданской авиации принять АРП «Платан» на оснащение предприятий и организаций ФАС России.
    2. Исполнительному директору ГосНИИ «Аэронавигация» обеспечить оказание методической помощи государственным предприятиям по ИВП и УВД и предприятиям гражданской авиации по внедрению головной партии АРП «Платан» и проведению приемосдаточных испытаний на позициях.
    Приложение: краткие сведения об АРП «Платан».

Первый заместитель директора ФАС России                    В.Я. Галкин

Приложение
к распоряжению ФАС России
от 06 мая 1999 г. №72-р

Краткие сведения об автоматическом радиопеленгаторе АРП «Платан»

    
    1. Назначение
    АРП «Платан» предназначен для пеленгования сигналов бортовых радиостанций в MB и ДМВ диапазонах в момент выхода экипажей на связь. АРП «Платан» является средством радиотехнического обеспечения полетов и используется на гражданских аэродромах совместного базирования, аэродромах совместного использования и в единой системе организации воздушного движения.
    2. Состав оборудования
    АРП «Платан» выполнен на современной элементной базе и включает в себя:
    — антенно-фидерную систему;
    — мачтовое устройство (поставляется при необходимости);
    — радиоприемные устройства;
    — пеленгационный блок;
    — модуль электропитания и автоматики;
    — модуль командно-диспетчерского пункта (КДП);
    — модуль индикации;
    — контрольно-измерительный генератор (КИГ);
    — комплект НЧ и ВЧ кабелей;
    — комплект запасных частей;
    — комплект эксплуатационной документации;
    — комплект аппаратуры жизнеобеспечения, охранной и пожарной сигнализации и светоограждения, размещаемой в аппаратной (комплект поставляется при необходимости).
    3. Основные тактико-технические характеристики
    1. Число каналов пеленгования от 2 до 16 через 2 канала в зависимости от варианта поставки.
    2. Диапазон частот пеленгуемых сигналов от 100 до 149,975 МГц и от 220 до 399,975 МГц с шагом сетки частот 25 кГц.
    3. Дальность пеленгования не менее 45, 65, 120, 200 и 360 км на высотах полета 150+/-25, 300+/-50, 1000+/-100, 3000+/-100 и 10000+/-100 м соответственно.
    4. Зона обзора АРП в вертикальной плоскости в диапазоне частот 100 — 149,975 Мгц не менее 60 градусов, в диапазоне частот 220 — 399,975 Мгц не менее 50 градусов.
    5. Чувствительность пеленгования не более 5 мкВ/м.
    6. Точность пеленгования инструментальная при пеленговании сигналов КИТ не менее 0,5 градуса.
    7. Среднеквадратическая погрешность не более 1 градуса на рабочих местах диспетчеров во всей зоне при нулевых углах закрытия.
    8. Время готовности аппаратуры к работе не более 1 минуты при включенном питании. Время переключения на резервную сеть не более 1 минуты.
    9. Сопряжение с системами УВД и ИКО обеспечивается в цифровом виде по стыку С2 и аналоговое с уровнем сигналов до 9 или 24 В.
    10. Два режима управления: основной — дистанционный при работе АРП без обслуживающего персонала в течение 24 часов в сутки и дополнительный — местный при проведении регламентных работ.
    11. Трансляция  пеленгационной  информации,  команд  телеуправления  и телесигнализации (ТУ-ТС) на КДП производится на расстояние до 10 км по двум независимым 4-х проводным линиям связи.
    12. Обеспечивается контроль и переключение на резервную линию связи при обрыве основной линии.
    13. АРП имеет развитую систему контроля параметров и состояния аппаратуры с режимами НОРМА/УХУДШЕНИЕ/АВАРИЯ, которая определяет неисправность с точностью до сменного узла и функционального устройства. При включении аппаратуры производится тестовый самоконтроль аппаратуры, при работе осуществляется постоянный контроль параметров, при неисправности происходит подключение скользящего резервного комплекта. Результаты тестирования и причины неисправности аппаратуры, а также сигнализация о пожаре или нарушении охранной зоны транслируются на модуль КДП, где формируются сигналы звуковой и световой тревоги и высвечивается причина неисправности аппаратуры на матричном дисплее.
    14. Модуль индикации обеспечивает отображение пеленга на цифровом индикаторе с дискретом 1 градус и на указателе направления с дискретом 5 градусов. Осуществляется запоминание предыдущего значения пеленга и есть возможность его повторного высвечивания, ввод поправки на магнитное склонение по каналам в диапазоне +/-25 градусов, отображение предыдущего и обратного пеленгов, имеется возможность введения до 5 зон ограничительных пеленгов.
    15. АРП «Платан» имеет 8 вариантов исполнения в зависимости от числа сдвоенных каналов (2-16 через 2). Внутри этих вариантов имеются модификации для поставок — с кузовом, без кузова, с мачтой или без мачты в зависимости от состояния пеленгаторной позиции заказчика.
    16. Гарантируются следующие показатели надежности: наработка на отказ не менее 6000 часов, время восстановления — 30 минут, срок службы 15 лет. Ресурс 80000 часов. Гарантийный срок работы — 3 года.
    17. Электропитание АРП осуществляется от сети переменного тока напряжением 380/220 В (+10, -15%) для аэродромной части аппаратуры и напряжением 220 В (+/-10%) для аппаратуры КДП и частотой 50 (+/-1 Гц). Потребляемая мощность аппаратуры не более 1000 Вт и 300 Вт соответственно.
    18. Аэродромная часть аппаратуры АРП сохраняет работоспособность в условиях температуры окружающей среды от — 50 до +50 градусов С, влажности до 98% при +25 градусах С. Антенная система обеспечивает работоспособность при скорости воздушного потока до 30 метров в секунду и прочность при 50 метрах в секунду.
    19. Аппаратура КДП работоспособна при температуре воздуха от +5 до +40 градусов С, повышенной влажности до 98% при температуре +25 градусов С.
    20. В кузове АРП предусмотрены системы обогрева, вентиляции, пожарной и охранной сигнализации, места для работы и отдыха, освещение, аптечка.
    Габаритные размеры аппаратуры АРП: кузов — 3500х2378х2485; антенна — диаметр 3,2 м, высота -5м; шкаф с пеленгационным блоком и модулем питания и автоматики -941х640х440; шкаф с приемниками — 1370х460х520 и 941х460х520, в которые устанавливается 6 и 4 приемника. Количество шкафов с приемниками зависит от числа каналов пеленгования. Модуль КДП имеет габариты — 200х355х480, индикатор пеленга — 288х228х328. Количество индикаторов определяется числом каналов.
    АРП «Платан» используется вместо морально устаревших АРП-6Д и АРП-7 и для замены выработавших ресурс АРП-75, АРП-80 и АРП-АС, а также для оснащения новых позиций.

Автоматический
радиопеленгатор предназначен для выдачи
информации о пеленге на воздушное судно
относительно места установки антенны
радиопеленгатора по сигналам бортовых
радиостанций ОВЧ диапазона в центры
(пункты) ОВД. Ориентирование АРП для
работы на ДП РЦ проводятся относительно
истинного меридиана Си,
а на ДП аэродрома относительно магнитного
меридиана См.

Основные
задачи АРП

  1. Определение
    пеленгов ВС при отказе основных
    угломерных систем и для опознавания
    ВС при ОВД;

  2. Контроль
    положения ВС при его заходе на посадку,
    в случае инструментального захода на
    посадку;

  3. Контроль
    положения ВС в случае отказа или
    отсутствия ILS
    (КГС);

  4. Опознавание
    ВС при использовании радиолокационной
    станции в пассивном режиме.

Современные АРП
строятся на основе фазового метода
радиоуглометрии с использованием
эффекта Допплера, который заключается
в том, что частота принимаемого сигнала
двумя антеннами отличается от частоты,
принимаемой одной из них за счет разного
расстояния, проходимого этими сигналами.

Фаза – угловое
значение мгновенной амплитуды
синусоидального колебания в градусах.

Структурная схема

Антенная
система 
Радиоприемный блок 
Блок цифровой обработки сигнала 
Блок индикации

АРП блок состоит
и следующих основных частей:

  1. Антенная
    система радиоприемного устройства;

  2. Устройство
    цифровой обработки сигналов;

  3. Устройство
    отображения результатов.

В зависимости от
предъявляемых требований к АРП в
структурную схему могут быть добавлены
дополнительные блоки:

  • Навигационные
    системы для определения собственного
    местоположения и ориентирования;

  • Модули
    дистанционного управления по кабельным
    линиям или радиоканалу;

  • Блоки
    тестирования работоспособности
    устройства для калибровки радиоприемного
    тракта.

Антенная система
состоит из n-антенных элементов,
расположенных в пространстве по
определенному закону, направленных по
кругу или эллипсу. В качестве антенных
элементов могут быть использованы
рамочные антенны конические и биоконические
рефракторы, штыревые дискоконусные
направленные антенны типа волнового
канала.

Радиоприемный
блок предназначен для селекции, усиления
и преобразования частоты входного
сигнала, если использовать моноимпульсный
пеленгатор, то количество приемных
трактов блока М будет равно количеству
элементов. С выхода радиоприемного
блока аналоговые сигналы на промежуточной
частоте поступают на блок выходного
сигнала, где они подвергаются
аналого-цифровому преобразованию и
далее согласно используемому методу
пеленгования определяется азимут в
блоке индикации.

Кроме вычисления
пеленга устройства цифровой обработки
осуществляется анализ сигналов, изменение
их параметров и демодуляцию или
декодирование сообщений. В АРП значение
А – есть значение пеленга.

Блок индикации
предназначен для представления
результатов работы в форме, удобной для
восприятия диспетчером.

В квазидоплеровском
автоматическом радиопеленгаторе АРП-7С
обнаружитель пеленгационного сигнала
реализован аппаратными средствами с
использованием амплитудного метода
обнаружения. В АРП-7С (АРП-75) логический
сигнал «НАЛИЧИЕ ПЕЛЕНГА» формируется
при появлении на его входе сигнала с
уровнем больше заданного порога. Такое
построение обнаружителя сигнала при
фазовой обработке информации является
неоптимальным. Оно приводит либо к
уменьшению чувствительности (при большом
пороге), либо к недостаточной
помехозащищенности, когда выбран малый
порог.

В АРП-80К реализован
фазовый метод обнаружения сигнала, в
результате чего дальность пеленгования
в квазидоплеровском АРП увеличилась
на (15 – 20) %. Основным недостатком такого
обнаружителя является уменьшение
чувствительности пеленгования в нижней
части диапазона вследствие уменьшения
индекса фазовой модуляции.

Расположение
АРП.

На аэродромах, не
оборудованных радиомаячной системой
инструментального захода на посадку
или оборудованных только с одного
направления, АРП, работающий на частоте
канала авиационной воздушной
связи«посадка», должен быть размещен,
как правило, на продолжении оси ВПП в
районе БПРМ.

Многоканальные
АРП, предназначенные для работы на
каналах авиационной воздушной связи
посадки, круга и подхода могут размещаться
на площадках ОРЛ-А, а предназначенные
для работы на каналах авиационной
воздушной связи РЦ — на площадках ОРЛ-Т.

Расстояние от
антенной системы АРП до различных
сооружений и местных предметов должно
соответствовать требованиям технической
документации на АРП или приемо-пеленгационный
комплекс. Площадка для установки должна
быть ровной в радиусе до 100 м (Уклон не
более 0,02 град). В горной местности АРП
должен устанавливаться на господствующей
вершине. Площадка на вершине должна
позволять разместить АРП на удалении
не менее 50 м от края обрыва. В аэропортах,
в которых имеются отдельные горные
образования(отдельные горы, холмы) АРП
должен устанавливаться на расстоянии
1,5-2 км от горных образований.

Основныехарактеристики
АРП

№ п/п

Наименование
характеристики

Единица
измерения

Норматив

1

Зона действия
на высотах:

км

1000 м

80

3000 м

150

2

Среднеквадратическая
погрешность пеленгования, не более

град

1,5

3

Диапазон
рабочих частот:

ОВЧ

МГц

118-137

УВЧ

220-339,975

4

Режим
управления и контроля:

— основной

дистанционный

— резервный

местный

АРП
DF2000

Автоматический
радиопеленгатор (АРП) DF 2000 предназначен
для пеленгования воздушных судов (в
момент работы передатчиков бортовых
радиостанций) по 2—16-частотным каналам
в зависимости от варианта поставки.

Принцип
действия

АРП
обеспечивает пеленгование АМ
высокочастотных сигналов фазовым
методом. В АРП используется электрическое
переключение кольцевых вибраторов
антенной решетки, создающее эффект
вращения одного вибратора. В состав
изделия входят: шкаф обработки, антенная
система, антенна с контрольно-измерительным
генератором (КИГ), аппаратура дистанционного
управления и контейнер с системой
жизнеобеспечения.

Аппаратура
дистанционного управления может
располагаться на удалении до 10 км от
шкафа обработки. В АРП используется
модульный принцип построения, что
позволяет создавать оптимальную
конфигурацию в соответствии с требованиями
заказчика.

АРП
обеспечивается от основной и резервной
сети 220 В, 50 Гц. Режим работы радиопеленгатора
— непрерывный, круглосуточный, без
постоянного присутствия обслуживающего
персонала.

Управлять
радиопеленгатором можно: с панели
местного управления; с аппаратуры
дистанционного управления RCE 2000;с
аппаратуры ЗКП (запасного командного
пункта).Изменение состояния аппаратуры
и параметров АРП сопровождается световой
и звуковой сигнализацией. Пеленгационная
информация отображается на выносных
модулях индикации (МИ) из состава
аппаратуры RCE 2000 и аппаратуры ЗКП,
размещаемых на рабочих местах диспетчеров.

Основные
технические характеристики DF 2000

Диапазон
частот 100—400 МГц
Шаг сетки частот 25
кГц; 8,33 кГц
Вид модуляции пеленгуемого
сигнала АМ
Число одновременно работающих
каналов 2—16 в зависимости от
комплектации
Среднеквадратическая
погрешность ≤1° пеленгования
Дальность
пеленгования на высоте:

150
(±50) м ≥45 км

300
(±50) м ≥65 км

1000
(±50) м ≥120 км

3000
(±50) м ≥200 км

10
000 (±50) м ≥360 км

Длительность
пеленгуемого сигнала ≥0,5 с
Зона обзора
в вертикальной плоскости 60°
Наработка
на отказ ≥30 000 часов
Срок службы 15 лет

Другие
виды АРП: АРП 75; 85; 95; ПЛАТАН

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стопдиар таблетки инструкция по применению цена детям
  • Lustral 50 mg инструкция на русском
  • Би лурон цена в рублях инструкция
  • Инструкции по охране труда для общеобразовательных учреждений
  • Enchen дозатор для мыла инструкция по применению