Арт терапия в работе с детьми руководство для детских психологов педагогов врачей киселева м

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

Киселёва, Марина Вячеславовна. Арт-терапия в работе с детьми [Электронный ресурс]: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. — Электронные данные (1 файл : 108 Мб). — Санкт-Петербург: Речь, 2007 — 160 с.: ил. — (Психологический практикум). — Свободный доступ из сети Интернет. — Adobe Acrobat Reader 6.0 и выше, Adobe Flash Player. — <URL:http://tlib.gbs.spb.ru/dl/6/Киселева МВ_Арт-терапия в работе с детьми.pdf>.

Дата создания записи:
28.11.2016

Тематика:
Детская психология;
Психотерапия

Разрешенные действия:
Загрузить
(108 Мб)


Действие ‘Прочитать’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Группа:
Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Права на использование объекта хранения

Оглавление

  • Киселева МВ_Арт-терапия в работе с детьми
    • Введение
    • Глава 1. Дети и творчество
    • Глава 2. Изотерапия
      • Общие представления об изотерапии
        • Художественные материалы
        • Психологическое влияние художественных материалов
        • Особенности восприятия продуктов творчества клиентов в изотерапии
        • Основные этапы изотерапии
          • Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом
          • Второй этап: процесс творческой деятельности
          • Третий этап: феноменологическое интуитивное познание
          • Четвертый этап: процедура «Что ты видишь?»
        • Техника медитативного рисунка — мандала
        • Техника направленной визуализации
          • Первый этап. Настройка на визуализацию
          • Второй этап. Рассказывание или чтение истории, путешествия
          • Третий этап. Возвращение из путешествия
          • Четвертый этап. Обсуждение работы
          • Пример «путешествия»: «Куст роз»
      • Изотерапия с детьми
        • Рисование
        • Методика работы
        • Тексты инструкций к упражнениям
        • Пример из практики: «Удивительное решение»
    • Глава 3. Сказкотерапия
      • Общие представления о сказкотерапии
        • Функции сказок
        • Принципы психологического анализа сказок
        • Схема психологического анализа сказок
          • Энергоинформационное поле сказки
          • Основная тема
          • Сюжет сказки
          • Линия главного героя
          • Символическое поле сказки
        • Основные этапы психологического анализа сказок
          • Сказкотерапия с детьми
        • Факторы эффективности сказкотерапии
          • Отсутствие дидактики
          • Отсутствие четких персонификаций
          • Образность языка. Метафоричность языка
          • Психологическая защищенность
          • Наличие тайны и волшебства
        • Коррекционные функции сказки
        • Возможности работы со сказкой
        • Особенности сказкотерапии с детьми
        • Основные приемы работы со сказкой
          • 1. Анализ сказок
          • 2. Рассказывание сказок
          • 3. Переписывание сказок
          • 4. Постановка сказок с помощью кукол
          • 5. Сочинение сказок
        • Пример из практики: «Невкусный колобок»
    • Глава 4. Игровая терапия
      • Общие представления об игровой терапии
        • Характерные особенности игры
      • Игровая терапия с детьми
        • Основные задачи игровой терапии
        • Механизм психокоррекционного воздействия
        • Возможности игровой терапии
        • Гуманистическая игровая терапия
        • Организация пространства кабинета игровой терапии
        • Оборудование кабинета игровой терапии
        • Пример из практики: «Кораблик-трясучка»
    • Глава 5. Песочная терапия
      • Общие представления о песочной терапии
        • Механизм психокоррекционного воздействия
        • Основные задачи песочной терапии
        • Возможности песочной терапии
        • Оснащение кабинета песочной терапии
          • 1. Подносы с песком
          • 2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов
          • 3. Технические устройства
        • Процесс песочной терапии
        • Основные вопросы психолога к клиенту
        • Ключевые характеристики песочных картин
          • 1. Энергоинформационное поле песочной картины
          • 2. Основная идея песочной картины
          • 3. Сюжет (или сюжеты) песочной картины
          • 4. Конфликтное содержание песочных картин
          • 5. Ресурсное содержание песочной картины
          • 6. Символическое поле песочной картины
      • Семейная песочная терапия
      • Песочная терапия с детьми
        • Пример из практики: «Ожившее дерево»
    • Глава 6. Музыкальная терапия
      • Общие представления о музыкальной терапии
        • Использование музыкальной терапии
        • История возникновения музыкальной терапии
        • Механизмы воздействия музыки на человека
        • Музыка и телесные реакции
        • Кабинет для музыкотерапии
        • Терапевтические отношения
        • Музыкальное сопереживание и резонанс
      • Музыкальная терапия с детьми
        • Общие принципы работы
        • Упражнения
          • «Музыкальные каракули»
          • «Дирижер»
          • «Свободный танец»
          • «Спонтанное рисование под музыку»
        • Пример из практики: «Музыкальное общение»
    • Глава 7. Фототерапия
      • Общие представления о фототерапии
        • Возможности фотографии (слайда)
        • Психологические функции фотографии
      • Фототерапия (слайд-терапия) с детьми
        • Пример из практики. Занятие со слайдами
    • Глава 8. Арт-терапия в условиях детской поликлиники
      • Групповая работа: программа психолого-коррекционной работы с семьей
        • Примерная тематика теоретических занятий в родительских группах
        • Примерная тематика практических занятий в родительских группах
        • План практических занятий с детско-родительской группой
      • Индивидуальная форма арт-терапевтической работы с детьми
        • Работа с психосоматическими расстройствами
        • Пример из практики: «Лечебная мандала»
        • Работа со страхами
        • Пример из практики: «Страх ушел»
    • Глава 9. Арт-терапия в условиях школы
      • Подготовка к проведению занятий
        • Групповая работа. Формирование групп
        • Формы регистрации и обратной связи
        • Основные принципы арт-терапевтических упражнений
      • Упражнения
        • Тема 1. Я
          • «Автобиография»
          • «Прошлое/ настоящее/ будущее»
          • «Моя неделя, мой день, моя жизнь»
          • «Космический корабль (направленная визуализация)»
          • «Безопасные места (направленная визуализация)»
          • «Моя карта»
          • «Исполнение мечты»
          • «Я хочу…»
          • «Любимая вещь»
          • «Мой сон»
          • «Я… (визуализация)»
          • «Воображаемый зверь»
          • «Что мне в себе нравится…»
          • «Мой портрет в лучах солнца»
        • Тема 2. Мои чувства
          • «Мое настроение»
          • «Чувства»
          • «Ларец счастья (визуализация)»
          • «Сундук того, что меня огорчает (визуализация)»
          • «Противоположные чувства»
          • «Издание буклетов в обложках с названиями»
        • Тема 3. Мое тело
          • «Что говорят газеты»
          • «Карта моего тела»
          • «Рисунки тела»
        • Тема 4. Я и общество
          • «Дружба»
          • «Портреты того, что внутри/ снаружи»
          • «Преодоление»
          • «Я хочу/ я могу сделать»
        • Тема 5. Я работаю в группе
          • «Опиши и нарисуй»
          • «Прекрасный сад»
          • «Фруктовый/ овощной салат»
          • «Следуй за лидером»
          • «Поэтапный рисунок»
    • Приложение 1. Интерпретация цвета
      • Белый цвет
      • Красный цвет
      • Оранжевый цвет
      • Желтый цвет
      • Зеленый цвет
      • Голубой цвет
      • Синий цвет
      • Фиолетовый цвет
      • Серый цвет
      • Коричневый цвет
      • Черный цвет
    • Приложение 2. Анкета «Вы и ваш ребенок»
    • Литература

Статистика использования

Проблема гиперактивного поведения была актуальна во все времена. Воспитание такого ребенка всегда бывает трудным и утомительным. Родители и педагоги относят этих детей к группе «трудных» из-за их импульсивности, чрезмерной активности, невнимательности, суетливости. Кроме того, они зачастую имеют повышенную агрессивность, вспыльчивость, эмоциональную нестабильность, что значительно затрудняет их адаптацию в социуме. Подобное поведение с патологическим характером более точно классифицируется как «синдром дефицита внимания и гиперактивности», что подразумевает неврологическо-поведенческое расстройство [6].

Одним из самых ранних упоминаний о гиперактивном ребенке является описание шотландского врача сэра Александра Крейтона в 1798 г. Данное явление он назвал «психическая неугомонность». В 1845 г. немецкий врач, писатель и психиатр Генрих Хоффман в своем стихотворении «Непоседа Фил» написал про очень подвижного ребенка, который не мог сидеть на месте ни секунды. В 1902 г. в журнале LANCET появилась лекция английского педиатра Джорджа Фредерика Стилла, с которой он ранее выступал перед врачами Королевской академии. Автор связал гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как предполагалось в те времена.

В 1968 году появился термин: «гипердинамический синдром детского возраста», ему на смену пришли другие, такие как: «синдром нарушения внимания», «синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ)» или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». Последним, как наиболее полно охватывающим проблему, и пользуются в настоящее время [2].

Точные причины возникновения СДВГ до сих пор не выявлены. Но влияние имеют очень многие факторы. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:

-Угрозы выкидыша;

-Ухудшение экологической среды;

-Несовместимость по резус-фактору;

-Заболевания матери во время беременности, также действие курения, наркотиков, алкоголя;

-Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, кесарево сечение;

-Угрозы прерывания беременности, болезненные токсикозы;

-Различные заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств;

-Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

Учёные из Голландии, США, Колумбии и Германии выявили сильную генетическую связь. Они выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить. Ученые продолжают изучать точную связь СДВГ с факторами окружающей среды, но отмечают, что нет единой причины, объясняющей все случаи СДВГ, и что многие факторы могут играть роль [1].

И в решении проблем детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности является использование комплексного воздействия, то есть включение не только медикаментозной терапии и психотерапевтических методов, но и средств психолого-педагогического воздействия. Прежде всего, одним из разнообразных средств по снижению гиперактивности является арт-терапия.

Арт-терапия — метод воздействия на человека, связанный с выражением эмоций и иных содержаний психики человека через искусство с целью изменения состояния и структуры мироощущения.

Арт-терапия включает множество разнообразных форм и методов, поэтому общепризнанной ее классификации не существует. Основными направлениями являются: изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, цветотерапия, игровая терапия [4].

Для детей старшего дошкольного возраста с гиперактивным поведением чаще всего используется изотерапия. Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Здесь используются разные нетрадиционные техники и приемы: монотипия, марания, граттаж, рисование предметами окружающей среды, мыльными пузырями, ватными палочками, техника эбру и многое другое.

Изобразительное творчество помогает ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, а также – освободиться от негативных эмоций. В ходе рисования развивается чувственно-двигательная координация, так как требует согласованного участия многих психических функций [3].

Так же одним из средств снижения гиперактивного поведения является сказкотерапия. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Благодаря терапевтическим сказкам у ребенка формируется творческое отношение к жизни, совершенствуются способы взаимодействия с окружающим миром, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль [5].

Таким образом, несмотря на большое количество данных о роли генетических факторов и органических нарушений не существует единой теории, объясняющей возникновения разнообразных поведенческих реакций, связанных с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Сложившаяся ситуация делает актуальным поиск новых методов и средств лечения этого расстройства. И с помощью арт-терапии можно улучшить эмоциональное состояние ребенка, чувство внутреннего контроля, его социальную адаптацию. Дети становятся более спокойными, уверенными в себе, потому что они находят новые варианты выплеска своих эмоций.

Список литературы:

Безруких М.М. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь. –М.: МПСИ, 2009. – 38 с.

Брязгунов, И.П. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. — М.: Издательство института Психотерапии, 2008. – 3 с.

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов. – СПб.: Речь, 2007. – 46 с.

Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. -М.: Когито-Центр, 2007. – 101 с.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2010. – 219 с.

Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – М.: Генезис, 2010. – 2 с.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Вестник практической психологии образования
2016. Том 13. № 4. С. 85–90
ISSN: 2658-3100 (online)

Аннотация

В статье описаны основные моменты психолого-педагогической программы; с полным содержанием можно ознакомиться в электронной версии журнала (см. CD-диск).

Общая информация

Ключевые слова: гармоничная личность, профилактика , эмоционально-личностные нарушения, арт-терапия

Рубрика издания: Инструментарий

Тип материала: научная статья

Для цитаты:
Валанова Н.М. Профилактическая психолого-педагогическая программа «Уроки психологии с арт-терпией» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 4. С. 85–90. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n4/Valanova (дата обращения: 20.05.2023)

Фрагмент статьи

Основная техника воздействия артметода
— техника активного воображения, открывающая неограниченные возможности для
самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании
своего «Я». Основная методика рисования используется в двух формах:
индивидуальной (раскрывает уникальность личности) и групповой (формирует
социальные навыки).

Литература

  1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное
    пособие. — СПб, 1998. — 387 с.

  2. Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. —
    М.: Когито-Центр, 2006. — 336 с.

  3. Болсуновская Н. Настины приёмы // Школьный психолог. —
    2005. — №4.

  4. Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на
    состояние здоровья учащихся // Справочник руководителя образовательного
    учреждения. — 2009. — №8. — С. 65–74.

  5. Валанова Н.М. Информация для родителей. — Н. Новгород:
    Поволжье, 2008. — 287 с.

  6. Валанова Н.М. Арт-терапия в условиях школы на этапе
    предупреждения проблем в развитии личности // Cб. ст. по материалам XLI
    международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество:
    вопросы педагогики и психологии». — №6(41). — Новосибирск: Сибак, 2014. — С.
    12–17.

  7. Валанова Н.М. Проблемы оценки и улучшения качества
    образования в начальной школе // Cб. ст. по материалам XXVI международной
    заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики
    и психологии». — №5(26). — М.: Международный центр науки и образования, 2014. —
    С. 141–145.

  8. Валанова Н.М. Здоровье сберегающий подход к построению
    новой школы // Cб. ст. по материалам XXXVII Международной научно-практической
    конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического
    применения» / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС,
    2014. — С. 135–140.

  9. Воспитание детей эмоционально отзывчивыми. Уроки общения в
    детском саду и начальной школе: Учебно-методическое пособие / Сост. С.А.
    Курносова. — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2011. — 255
    с.

  10. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы
    теории и практики. — М.: Педагогика, 1991. — 287 с.

  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по
    креативной терапии. — СПб: Речь, Сфера, 2001. — 400 с.

  12. Касаткин В.Н. и др. Здоровье. Предупреждение насилия в
    школе. — М., 2005. — 184 с.

  13. Касаткин С.Ф Здоровая психика ваших детей: жизнь без
    комплексов и обид. — Ростов н/Дону: Феникс, 2010. — 285 с.

  14. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и
    социальной работе. — СПб: Речь, 2007. — 336 с.

  15. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство
    для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.
    — СПб: Речь, 2012. — 160 с.

  16. Киселёва М.В., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом
    консультировании: Учебное пособие. — СПб: Речь, 2014. — 64 с.

  17. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и
    подростков. — М.: Когито-Центр, 2007. — 197 с.

  18. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. — СПб:
    Речь, 2003. — 320 с.

  19. Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии:
    исцеляющие путешествия. — СПб: Речь, 2007. — 144 с.

  20. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А.
    Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. —
    СПб: Речь, 2006. — 336 с.

  21. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика,
    система занятий. — СПб: Речь, 2008. — 256 с.

  22. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной
    школе. — СПб: Речь, 2004.

  23. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг /
    Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2008. — 288 с.

  24. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой
    психического развития. — СПб: Речь, 2007. — 144 с.

  25. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из
    неблагополучных семей. — СПб: Речь; М.: Сфера, 2008. — 112 с.

  26. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы
    построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его
    развития // Директор школы. — 2010. — №5. — С. 47–51.

  27. Федоренко Л.Г. Позитивная (проектирующая) психология в
    школе. — 2009.

  28. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение, 1990. —
    128 с.

  29. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. —
    М.: Метафора, 2008. — 128 с.

  30. Элькин В.М. Методика цветодиагностики и психотерапии
    произведениями искусства: Методическое руководство. — СПб: ИМАТОН, 2007. — 112
    с.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 712
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 465
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Краска пф 115 инструкция по применению
  • Что вы узнали об алексее толстом под чьим руководством шло его художественное развитие
  • Краснодарский край уфсб руководство
  • Методика руководства игровой деятельностью детей что предполагает
  • Таблетки ципролет от чего они помогают инструкция по применению взрослым