Курсотека
Педагогика и психология. Тематическое тестирование. Основы педагогики и психологии
Педагогика и психология. Тематическое тестирование. Основы педагогики и психологии
Комментарии преподавателя
http://testdoc.ru/pedagogika/test-s-otvetami-po-predmetu-osnovy-pedagogiki-i-psixologii.html
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.
1 В молодом возрасте развитие
+ а Приобретает индивидуальный характер
в Зависит от социальной среды
с Не отличается от старшего возраста
д Идет быстрее, чем в младшем возрасте
е Замедляется
2 Непрерывность общего и профессионального развития
а принцип воспитания
в метод обучения
+ с фактор развития
д средство воспитания
е правило воспитания
3 Совокупность знаний, чувств, отношений и поведения воплощающихся
в нравственный идеал ,этические ценности и нормы, моральную мотивацию и
этические оценки – это содержание
а гражданского воспитания
в физического воспитания
+с нравственного воспитания
д умственного воспитания
е эстетического воспитания
4 Яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное
содержание
+а беседа
в лекция
с изложение
д объяснение
е рассказ
5 Член группы , осуществляющий руководство – это
а коллектив
+ в лидер
с ведомый
д неформал
е представитель
6 Автор казахского дидактического труда для учителей «Педагогическое Руководство»
(1924г,)
а М Жумабаев
в Ж Аймауыт-улы
с А Бокейхен
д М Дулатов
+ е А Байтурсынов
7 Отдельное живое существо, особь , отдельный человек- это
+ а индивид
в личность
с развивающийся организм
д человек
е индивидуальность
8 Функция стандарта общего среднего образования , связанная с возможностью
реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества результатов
обучения
а функция управления
в познавательная функция
+ с функция повышения качества образования
д функция гуманизации образования
е функция социального регулирования
9 Классификация методов обучения по источнику знаний
а исследовательские, творческие, игровые
в метод стимулирования, метод организации деятельности, методы
контроля и самоконтроля
с словесные, наглядные, практические
+ д работа с книгой, исследовательские, методы контроля самоконтроля
е оъяснительно – иллюстративные, проблемные, частично-поисковые
10 Основная форма организации обучения
а домашнее задание
+ в урок
с физкультура
д лекция
е консультация
11 Таксономия педагогических целей Б Блума (технология полного усвоения знаний
Отражает
а мотивы обучения
в задачи обучения
с формы обучения
д методы обучения
+ е результаты обучения
12 Виды контроля в обучении
а дифференцированный, комплексный, самоконтроль
в начальный, текущий, общий
+ с предварительный, текущий, итоговый
д объективный, субъективный
е индивидуальный, групповой, общий (поточный)
13 Принцип включения учителей в инновационную деятельность
а обязательность
+ в иерарогеность
с зависимость
д добровольность
е подчиненность
14 Темперамент-это
а внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка
человека
в совокупность свойств, характеризующих динамические особенности
протекания психических процессов и поведения человека скорость,
возникновение и прекращение, и изменение
с свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства,
испытывать страх и тревогу в специфических ситуациях
д врожденная автоматическая реакция организма на специфическое
воздействие
+ е способность живых организмов биологически целесообразно (с целью
самосохранения и развития) реагировать на значимые в жизни воздействия
среды
15 Компонент структуры личности
+а пол
в возраст
с характер
д память
е мышление
16 Совокупность, система психологически разнородных факторов,
детерминирующих поведение и деятельность человека
+а характер
в желание
с убеждение
д установка
е мотивация
17 Эмоциональное переживание познавательной потребности в учебной деятельности
+а интерес
в мотив
с установка
д потребность
е убеждение
18 Воспитательные воздействия, направленные непосредственно на поступки детей
+а когнитивные
в эмоциональные
с осознанные
д поведенческие
е косвенные
19 Специфичные характеристики педагогической деятельности
+а целеположенность, мотивированность, предметность, продуктивность
в мотивированность, предметность,прдуктивность
с мотивированность,предметность
д целеположенность, мотивированность, продуктивность
е целеположенность, мотивированность, предметность
20 Условие и следствие продуктивного взаимодействия субъектов, повышающее
эффективность учебного процесса и его результатов
а контакт
+в механизм
с компонент
д техника
е прием
1-ТЕSТ.КZ — Аттестация педагогов ОЗП НКТ
Плaтфopмa пoдгoтoвки к aтecтaции HKT O3П EHT KTA MOДO BOУД
- Toлькo aктуaльныe oнлaйн тecты
- Tpeниpуйcя c 1-ТЕSТ.КZ к HKT O3П EHT KTA MOДO BOУД
- Дeлиcь в coциaльныx ceтяx
1-ТЕSТ.КZ — этo идeaльнoe peшeниe для пeдaгoгoв, кoтopыe cтpeмятcя пoвыcить cвoю квaлификaцию и пoдтвepдить cвoю кoмпeтeнцию в oблacти пeдaгoгичecкoгo мacтepcтвa. Mы пpeдлaгaeм уcлуги пo пoдгoтoвки к aттecтaции пeдaгoгoв c пoмoщью нaшeй плaтфopмы.
Haшa плaтфopмa пpeдлaгaeт нe тoлькo тeopeтичecкиe мaтepиaлы, нo и пpaктичecкиe упpaжнeния, кoтopыe пoмoгут вaм лучшe пoнять и зaпoмнить мaтepиaл. Bы cмoжeтe пoлучить дocтуп к шиpoкoму cпeктpу oбучaющиx видeo, пpeзeнтaций и тecтoв, кoтopыe пoмoгут вaм пoдгoтoвитьcя к aттecтaции пeдaгoгoв.
Блaгoдapя иcпoльзoвaнию нaшeй плaтфopмы, вы cмoжeтe знaчитeльнo уcкopить пpoцecc пoдгoтoвки к aттecтaции и coкpaтить вpeмя, нeoбxoдимoe для oвлaдeния мaтepиaлoм. B peзультaтe, вы cмoжeтe cэкoнoмить cвoё вpeмя и энepгию нa бoлee вaжныe зaдaчи, в тoм чиcлe, нa paбoтe и ceмeйныx дeлax.
- Первый вариант
- Второй вариант
- Третий вариант
- Четвертый вариант
- Пятый вариант
- Шестой вариант
- Седьмой вариант
- Восьмой вариант
- Девятый вариант
Квалификационные тесты педагогических работников по основам педагогики и психологии для прохождения аттестации
Всего 20 вопросов. Тест ограничен по времени — 10 минут, поэтому при сомнениях в ответе, пропустите вопрос. В верхней части теста находится навигация по вопросам, вы всегда сможете вернуться к не отвеченному. Вы можете пометить вопрос как просмотренный нажав — Отметить как просмотренный. Вопрос на который был дан ответ будет помечен зеленным. По завершении теста, чтобы увидеть ответы нажмите — Показать вопросы.
Подготовка к аттестации — Квалификационные тесты для учителей по основам педагогики и психологии.
Лекция 9-10. Этнопедагогическая мысль в Казахстане
План:
1.Казахскаяэнтопедагогика и зарождение педагогической мысли в Казахстане
2. Народная педагогика в творчестве казахских жирау
3. Выдающиеся казахские просветители ХIХ века о народном воспитании
4. Развитие этнопедагогики в Казахстане в ХХ веке
Литература:
1. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.
2. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
3. Храпченков Г.М., Храпченков В.Г. история школы и педагогической мысли КАзахстана. – Алматы: Кайнар, 1998. – 168.
4. Шалгимбекова А.Б. Проблемы истории школы и педагогической науки в трудах казахстанских педагогов (конец XIX– первая половина ХХ века). – Костанай, 1997. – 28 с.
1. Казахская энтопедагогика и зарождение педагогической мысли в Казахстане
К.Б. Жарыкбаев «Развитие педагогической мысли в дореволюционном Казахстане» (дис. д.п.н.): «Народная педагогика – область эмпирических педагогических знаний и опыта народа, выражающая господствующие в нем воззрения на цели и задачи воспитания. Разработкой ее теоретических основ занимается специальная отрасль народной педагогики – этнопедагогика».
С.А. Узакбаева (дис. д.п.н.): «Народная педагогика – это совокупность знаний, умений, навыков народа в области воспитания иобучения, на основе которых формировались определенные обычаи и традиции, способствующие передаче этих знаний, умений и навыков из поколения в поколение преимущественно в устной форме через народное творчество (устное и декоративно-прикладное).
С.К. Калиев: Этапы развития этнопедагогики в Казахстане:
1. Мысли и взгляды о национальном воспитании, обычаях и традициях народа. Впервые отраженные в трудах и путевых заметках демократов-просветителей (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин), ученых-этнографов и путешественников второй половиныXIXвека.
2. В 20-е – 30-е годы XXвека специально обращались к этому вопросу А. Диваев, А. Байтурсынов, С Торайгыров, М. Дулатов, Н. Кулжанова, М. Ауэзов.
3. После 45-летнего перерыва стали возобновляться исследования казахской этнопедагогики. Труды М. Габдулина, Б. Момышулы, Б. Адамбаева, И. Оршибекова, С. Калиева, К. Сейталиева, А. Табылдиева, С. Узакбаевой, М. Курсабаева.
Другая позиция (К.Ж. Кожахметова): Развитие казахской этнопедагогики началось в 70-е годы (И. Оршибеков, А. Мухамбаева). С 1991 года наметилось явное оживление в этом вопросе в связи с получением суверенитета республики.
В исследованиях 90-х годов явно наметился культурологический подход к исследованию этнопедагогики (Магауова) и этнографический подход, свойственный исследованиям, связанным с народным декоративно-прикладным искусством, историко-педагогического плана.
2. Народная педагогика в творчестве казахских жирау
Школа воспитания казахских поэтов-сказителей (жырау)XV – XIX веков нашла отражение в их толгау – стихотворениях-размышлениях.
В поэтическом творчестве АсанКайгы (XV век) изложены мысли о том, каким должен быть человек, о его положительных и отрицательных качествах:
Справедливости примета –
Не возвесть на правду тень.
Мудрого ума примета –
Не искать прошедший день.
Труса подлого примета –
Против вражьих сил не встать.
Злого, хитрого примета –
Скот у немощных отнять.
Глупых и невежд примета –
Слову умному не внять.
Шалкииз-жырау в своих размышлениях о жизни и человеке советует различать хороших и плохих людей:
Хорошие люди – гора, куда не взлетает сова.
Умрут – но хорошие их остаются слова.
А людям плохим – так я думать привык –
Самим же во вред их болтливый язык.
Пронырливость лисья – плохая игра,
Не может она довести до добра.
Жиембет-жырау (XVII век) прославляет смелых и отважных людей:
Ты видел, каков в бою
Я был в походах твоих.
Ты знаешь храбрость мою
И советы слушать привык.
Как я храбр, меня спроси, –
Как тигр, чей прыжок – огонь.
Как я горд, меня спроси, –
Как необъезженный конь.
Актамберды-жырау (XVIII век) в период джунгарского нашествия указывал на священную обязанность каждого джигита защищать родную землю от врагов:
Иной готов похвастать: я батыр.
Но прав ли он, покажет только бой.
Старайся на врага скорей напасть,
Его жалеть – и самому пропасть.
Бухар-жырау (XVIII век) призывает народ к единению и дружбе:
Выступать, казахи, нужно,
Кочевать давайте дружно.
Меж собой объединяйтесь,
Не богатством – этой дружбой
Первым делом вы гордитесь…
Рознь народ мой позабудет,
Во всех врагов вселяя трепет.
Мысли о воспитании, о качествах человека нашли отражение в произведениях Шал-акына (XVIII век):
Ты не хвались, что пять пудов ты весишь,
На свете есть потяжелее вещи.
Не хвастай, что достиг большого чина,
Ведь выше – белоснежная вершина.
А за вершиной этою в покое
Превыше солнца – небо голубое.
И, думая, что счастлив ты навеки,
Что не страшны измены и наветы,
Не вздумай же в погоне за поживой
Таскать ты зло в мир бессердечный, лживый.
Махамбет Утемисулы (XVIII век) призывает к борьбе за счастье народа:
Красавцы даже в честь своей любви
Без страха жизни жертвуют свои.
Нам трудности любые не страшны,
Когда огонь страстей кипит в крови.
Во имя правды сел на скакуна,
Грудь грозной силой большинства полна,
Чтоб то, что было отнято врагом,
Тебе вернуть, любимая страна.
3. Выдающиеся казахские просветители ХIХ века о народном воспитании
Ценные мысли о воспитании высказаны казахскими просветителями Ч. Валихановым, И. Алтынсариным, А. Кунанбаевым.
Чокан Валиханов (1835 – 1865) – ученый, просветитель, этнограф, художник, мировоззрение которого складывалось под влиянием русской демократической мысли. Неоднократно обращался к проблемам обучения и воспитания народа; полагал, что на путь социального прогресса народ могут вывести только знания и просвещение, предпосылкой административных и других реформ должно быть просвещение народа. В соответствии всоциологической концепцией Ч. Валиханова право представляет собой совокупность норм и правил поведения человека в процессе его общения с другими людьми. Оно должно соблюдаться всеми добровольно и неукоснительно. Его нарушение влечет за собой неотвратимое наказание, определяемое судом. Каким должен быть этот суд, зависит от особенностей общественной жизни, обычаев, нравов, уровня культурного развития и т.п. каждого народа. Так, например, «он решительно выступил против попыток российского правительства механически осуществлять в Казахстане правосудие по канонам русского суда. Он совершенно справедливо доказывал, что этого нельзя делать по той простой причине, что у казахов нет многих видов преступлений, порождаемых специфическими условиями России, но зато имеют место такие преступные проявления, о которых российское правосудие просто ничего не знает. Например, преступления, связанные с барымтой (насильственным угоном чужого скота по разным причинам), нарушение традиционных порядков уплаты калыма, кражи невест без соблюдения веками закрепленных обычаев и т.д., наказание за которые никак не могли быть предусмотрены российским законодательством» [3, с. 114]. Поэтому «Нет никакого сомнения, что тот закон хорош для народа, который ему более известен, закон родной, под которым человек вырос и воспитывался, как бы закон этот не был несовершенен, должен казаться ему лучше, понятнее и яснее самых мудрых законодательств, взятых извне или навязанных сверху» (Ч. Валиханов) [3, с. 114]. «Краткий анализ социологической концепции Ч. Валиханова поражает глубиной проникновения учёного в сущность явления, умение уловить вредность искусственного навязывания чужих законов, без учета особенностей национального характера, национальной психологии, вековых традиций, сформировавшихся в самобытных условиях кочевой жизни» [3, с. 114].
И. Алтынсарин (1841 – 1889) – казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф. Первый учитель-казах. По инициативе Алтынсарина открыты казахские школы с обучением на родном языке, с преподаванием родного и русского языков, а также женские ремесленные и учительские школы. Автор учебников родного и русского языка для казахских детей: «Киргизской хрестоматии» (1879) и «Начального руководства к обучению киргизов русскому языку» (1879) и др. В педагогических произведениях И. Алтынсарина нашли отражение идеи народности, гуманизма, любви к Родине, уважения к труду. Так, герой его рассказа «Отзывчивый Алтымбай», несмотря на свою обеспеченность, высоко ценит труд. На вопрос, зачем он унижает себя как жалкий бедняк: сам рубит дрова, возит сено он отвечает, что излишнее богатство порождает пороки, человек становится высокомерным, перестает видеть вокруг себя нищету и тяжелую жизнь других, а любовь к труду развивает нравственность человека. Кусок хлеба, заработанный кропотливым трудом, особенно сладок; а то, что он, будучи обеспеченным человеком, продолжает трудиться, послужит примером для других. И. Алтынсарин высоко ценил родной язык; особое внимание уделял казахскому фольклору; умело использовал в своем творчестве народные сказки, былины, пословицы, отмечая их воспитательное значение.
Мировоззрение Абая Кунанбаева (1845 – 1904) носило характер глубокой национальной ориентации, и казахские философские ориентиры были для него основополагающими. Центром философии Абая был человек и именно к нему обращается Абай, выступив с великим призывом «Адам бол!» («Будь человеком!»). Здесь проявляется его созвучие с великими гуманистами Востока, которые тоже боролись за права и свободы человека, за его достойное существование [3, с. 114]. Абай призывал выйти за пределы узкородового сознания, осознать этническое единство казахов, что вытекало из единого экономического, культурного и языкового пространства, далее перейти к осмыслению общечеловеческого единства [3, с. 114]. Абай перечисляет восемь качеств, присущих Аллаху: Деятельность, Наука, Мощь, видение, Память, Возвещение, Словесность, Исполнение. Эти качества присутствуют в человеке в зависимости от его душевных свойств. Человек потому и может быть похожим на Аллаха, что эти качества в нем имеются от рождения, а реализовать их он может сполна, но для этого надо очень много трудиться. Подчеркивая возможную близость человека к Аллаху, Абай подрывает традиционные установки ислама о человеке как рабе божьем и поднимает его как личность, которая в идеале может достичь божественного уровня. В понимании поэта человек может быть равен богу, если он сумеет воплотить в себе восемь характерных черт Аллаха. Но это – далекая цель, которую не достичь, ибо «Аллах безмерен, а разум наш конечен» (Абай), поэтому нет предела для самосовершенствования [3, с. 114].
Чтоб человеком ты был,
И вровень с веком ты был,
И не жил бы суетой,
Ты пять врагов покори
И пять друзей избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Тщету пустую и лень
Смети с пути своего.
Одним из главных средств воспитания Абай считал труд. Он указывал на необходимость учиться ремеслу: скот гибнет от джута, а ремесло не зависит от стихийных бедствий. Абай отмечал важность овладения знаниями, призывал не жалеть средств для обучения детей; считал целесообразным обучение детей в русской школе; вместе с тем уделял особое внимание обучению детей родному языку, чтобы они служили своему народу.
4. Развитие этнопедагогики в Казахстане в ХХ веке
В ХХ веке этнопедагогические идеи развивались учеными-педагогами, общественными деятелями, исследователями М. Жумабаевым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, Ж. Аймауытовым, Х. Досмухаметовым, Ш. Альжановым, А. Диваевым.
Магжан Жумабаев (1893-1938) – замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий чувство ответственности перед народом и вытекающее из него обращение к истокам и переломным моментам истории. В то же время Магжан воспринял общечеловеческое художественное и научное наследие, начиная с Шекспира, Пушкина, Соловьева и кончая символизмом, технократизмом и Шпенглером. Ранние стихи Магжана не сохранились. Арабский, персидский и турецкий языки он продолжает осваивать в медресе Бегишева в Кзыл-Орде, получив там среднее мусульманское образование. В 1910 году он поступает в медресе Галия, высшее мусульманское заведение в городе Уфе. Но по совету преподавателя Галымжана Ибрагимова, ставшего классиком татарской литературы, Магжан ищет другие пути пополнения образования. При содействии Ибрагимова в 1912 году в Казани впервые выходят в печати произведения юного Магжана. В этот же период при наставничестве со стороны М. Дулатова и А. Байтурсынова он изучает русский язык, знакомится с русской и европейской литературой, сотрудничает с газетой «Казах». Магжан поступает в 1913 году в Омскую учительскую семинарию. В годы, проведенные в Омске, Магжан принимает активное участие в создании общества «Бирлик» («Единство»), редактирует его рукописный журнал «Балапан». С первых шагов в поэзии Магжан обнаруживает яркий самобытный талант. Широкое признание принес ему поэтический сборник «Шолпан» (1912). Первый этап творческого пути Жумабаева охватывает период с 1910 по февраль 1917 годов. Все сильнее звучат мотивы национально-освободительной борьбы в стихах поэта, смело обращающегося к истории. В стихотворении «Прошлое» Магжан называет имена героев борьбы против джунгарских поработителей. Для него подлинный герой тот, кто «помнит о своей нации». После февральской революции Жумабаев, имя которого как поэта уже было известно в кругах казахской интеллигенции, был введен в состав областного комитета партии «Алаш». Хотя на всеказахстанских съездах этой партии он избирался кандидатом в депутаты учредительного собрания, активной политической деятельности он не вел. В дальнейшем, на втором этапе своего творческого пути (1917-1924) Жумабаев стремится отказаться от стереотипов в своем мировоззрении. Он занимается журналистикой, работает на ниве просвещения, издает в 1922 году труд под названием «Педагогика». М. Жумабаев был крупнейшим тюркологом, историком, лингвистом, педагогом в духе русской классической школы, автором учебников по казахскому языку и литературе, книги «Педагогика». В 1917 году на Втором всекиргизском съезде в Оренбурге избран с А. Байтурсыновым в комиссию по составлению школьных учебников. В1918 году открывает в Омске и Петропавловске курсы казахских учителей и становится их директором. В 1922 годуприглашен председателем Совнаркома Туркестанского края Тураром Рыскуловым преподавать в Казахско-кыргызском институте просвещения в Ташкенте. Активно сотрудничает в газетах и журналах («Акжол», «Сана», «Шолпан» и др.), публикует множество стихов и поэм, а также ряд исследовательских литературных работ. Выпускает второй сборник стихов и поэм в Ташкенте и издаёт в 1922году Оренбурге фундаментальный научный труд «Педагогика» (Научные статьи). Его учебник «Педагогика» был переиздан в Алматы в 1993 году. Основные идеи: цель воспитания личности в единстве с целью воспитания представителя нации; каждый воспитатель должен быть знаком с национальным воспитанием; родной язык – национальная школа без слепого подражания.
Ахмет Байтурсынов (1873-1935) – поэт, переводчик, лингвист, педагог. Он придавал большое значение развитию начальной школы, обучению на родном языке. Особенно важным считал вопрос о том, с какого времени следует начинать обучение неродному языку. Как методист он был убежден в эффективности обучения неродному языку на базе родного. Большой интерес представляет его классификация «Устной казахской литературы». Он был редактором газеты «Қазақ», издававшейся в Оренбурге с 1913 по 1918 год. В программе издания газеты говорилось, что она включает в себя публикацию указаний и правительственных распоряжений, освещение работы Государственной думы, «внешние и внутренние известия», публикации статей «по истории и быту киргиз», истории, этнографии, культуре казахского народа, освещение вопросов экономики, образования, просвещения в области медицины, гигиены, вопросов ветеринарии. Редакция газеты ставила перед собой широкие культурно-просветительские задачи, считая, что для сохранения самостоятельности народа «нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре; для этого мы обязаны первым делом заняться развитием литературы на родном языке» [Г. Кан История Казахстана, с. 152].
Миржакип Дулатов (1885-1935) – казахский поэт, писатель, драматург, публицист, просветитель, педагог, один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально-освободительного движения Казахстана. В 1901 году он поступил в Государственное русско-казахское училище, педагогический класс которого закончил в 1902 году, став сельским учителем. Преподавателем казахского языка в этом училище был А. Байтурсынов, с которым в дальнейшем будет неразрывно связана литературная и политической деятельность М. Дулатова.
В 1904 году произошло событие, изменившее всю его жизнь. В Каркаралы он вновь встретился с А. Байтурсыновым и А. Букейхановым. Под влиянием этих двух лидеров нарождающегося казахского реформистского национального движения он приобрёл антиколониальное, антироссийское мировоззрение. В 1907 году он едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создаёт журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарга». Он также пишет статью «Біздін максатымыз» для второго номера журнала, который так и не вышел в свет. Царским указом от 3 июля 1907 года казахи, как и все коренные народы Сибири и Средней Азии, были лишены права участия в Государственной Думе России, чем в корне подрывалась сама возможность самоуправления. В своей статье «Закон от 3 июля и казахи» Дулатов подверг критике это решение, как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может, логично считал он.
Политическое кредо Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, казак!» (Проснись, казах!).
Көзiндiаш, оян, қазақ, көтербасты,
Өткiзбейқараңғыдабекержасты.
Жеркеттi, дiннашарлап, хал харамбоп,
Қазағым, ендiжатужарамасты.
Книга была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай. В промежутке Миржакип опубликовал в 1910 году книгу «Бахытсыз Жамал», которая является первым романом, написанным на казахском языке. Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип стал тогда создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим, он уже был широко известен в народе, к его мнению прислушивались. В 1928 году Миржакып резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Многогранная жизнь и деятельность, замечательного поэта, писателя, переводчика, журналиста, педагога М. Дулатова приходится на начало ХХ века. Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции, М. Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа, и призывал к его освобождению. Развивая идеи И. Алтынсарина о просвещении, М. Дулатов уделяет большое внимание проблемам учебно-воспитательной работы, методической работе. Суть данной идеи заключается в привитии ученикам навыков запоминания, осмысления прочитанного. М. Дулатов указывает на необходимость участия основных чувств ученика при чтении, письме, решении задач. Педагог особое внимание уделяет некоторым психологическим аспектам вопросов воспитания, учебы одаренных детей. Однако, как метко замечает он, что без науки воспитания никакая одаренность не может достичь своей вершины. В условиях завоевания суверенитета республики мы должны воспитывать подрастающее поколение к любви к родному языку, впитывая в себя все прекрасное, что есть в нашей национальной культуре, быте, обычаях, традициях.
Жусипбек Аймауытов (1889-1931) – многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, учёный, просветитель, педагог, психолог. Автор учебников «Тәрбиегекөмекші» (Пособие для воспитателя), «Психология», «Жан жүйесіжәнеөнертаңдау». В 1914 году поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию, которую закончил в 1919 году. В 1920 году работал заведующим отделом образования в Семипалатинской губернии, редактором газеты «Қазақтілі», педагогом в школе, институте и техникуме. В 1929 году он переезжает в Кызыл-Орду для работы в газете «Енбекшіқазақ». Человек щедрого таланта, многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, ученый, просветитель, педагог, психолог. Суждения, высказанные им по проблемам педагогики, психологии и методике не потеряли своего значения в настоящее время. Автор учебников «Педагогическое руководство» (1924) для учителей, «Психология» (1926 г.), «Психология и выбор профессии» (1926), «Методы комплексной системы преподавания» (1929). Им написаны рассказы и драмы, книги для детей литературно-критические статьи. Его неустанная педагогическая, переводческая, издательская и общественная деятельность позволяет причислить Аймаутова к когорте великих казахских педагогов-просветителей. Свои педагогические взгляды изложил в статье «Тәрбие». Он считал, что результативность общественного труда человека зависит от воспитания. Воспитание должно воспитать в человеке положительные черты, выработать характер. Огромное значение ученый придал физическому и духовному воспитанию. Он утверждал, что сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и факторов: школа, воспитатель, среда, окружение ребенка, его религия и т.д. Придавая большое значение роли семейного воспитания, Аймаутов говорил: «Главное воспитательное средство – это пример родителей. Прежде чем воспитывать ребенка воспитатель должен быть воспитанным». Вместе с тем он подчеркивал первостепенное значение обычаев и традиций родного народа в воспитании ребенка. Определяя цели и задачи воспитания, он говорил: «Основная цель воспитания – выработать характер, служение человечности, трудолюбие». Дидактические взгляды изложены в его учебнике «Пособие для воспитателей». Он дает научное определение дидактике: «Дидактика – это основной раздел педагогики, где рассматриваются правила и закономерности обучения, система образования. Дидактика также должна указывать учителям эффективные пути обучения». Он высоко оценивал роль учителя. Учитель должен быть не только преподавателем, но и воспитателем, любить свою профессию, быть образованным, обладать мастерством, знать психологию. Большое внимание уделял изучению родного языка. Родной язык – это зеркало духовной жизни народа. В языке одухотворяется весь народ и вся его история. Родной язык есть самая живая и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее народа. В своих педагогических высказываниях дает ряд указаний: с какого класса необходимо изучать историю и какую историю в школах должны первоначально изучать. В соответствии со своими взглядами он рекомендовал изучать историю родного края, затем историю двух народностей и всеобщую историю. Высказывал много ценных мыслей о методике преподавания истории, литературы, географии. Он оставил богатое наследие в области психологии. Им написаны книги: «Психология» (1926), «Пути комплексного обучения» (1929 г.). В этих трудах глубоко освещены вопросы психологии. Как критик Аймаутов опубликовал в журнале «Абай» № 1 статью «Послеабаевские поэты», в которой рост просветительского отряда и литературы вообще он связывает с пробуждением национального самосознания. Основу же этого пробуждения Аймаутов усматривает в трех факторах: деятельность Абая, газеты «Қазақ» и духовное развитие народа, повернувшегося лицом к науке и образованию. Также как и Абай, он каждым своим словом заставляет молодежь думать, стремиться к самосовершенствованию.
Халел Досмухаметов (1883-1939) – ученый, врач, фольклорист, журналист, педагог, общественный деятель, профессор (1929), член-корреспондент краеведческого бюро Российской АН (1924). Принимал активное участие в культурно-просветительской жизни страны. В 1930-38 годах находился в ссылке в Воронеже, где заведовал отделом Института здравоохранения и гигиены. В 1939 году снова подвергся репрессиям, реабилитирован в 1958. Основные труды посвящены разработке научной терминологии. В этой области им написаны первые учебники на казахском языке: «Естествознание», «Животные» (обе — 1925), «Организм человека», «Охрана здоровья учащихся» (обе — 1925), «Зоология» (1926). Значительный вклад внес в развитие казахского языка и литературы. Фонетическим закономерностям посвящен исследовательский труд «Закон сингармонизма в казахском языке» (1924). Издал книгу «Как бороться с чумой среди киргизского населения» (1918-24), также им написаны статьи «Оратор Шернияз» (1925), «Предание о том, как был построен медресе Кугельташ в Бухаре» (1927) и др. Опубликовал очерк «Устное литература казахского народа», посвященный теоретическим вопросам казахского фольклора. Им изданы сборники произведений казахского устного народного творчества «Слова Мурат-акына» (1924), «Исатай-Махамбет» (1925), «Аламан» (1928). Основные идеи в его творчестве: потеря языка равносильна смерти народа; фольклор следует изучать вместе с традициями, обычаями, верованиями.
Альжанов Шарафий Есмухамедович (1901-1937) – известный педагог, профессор, внес весомый вклад в развитие казахской советской педагогики. Родился 12 февраля 1901 года в Кокчетавской области. В 1918 году окончил Щучинское начальное училище. С 1920 года воевал в Красной Армии, был политруком, затем военкомом казахского полка. После окончания гражданской войны работал заместителем председателя уездного исполнительного комитета, начальником уездной милиции. С 1925 по 1927 год – преподаватель военной школы в г. Оренбурге, затем общеобразовательной школы в г. Кзыл-Орде. В 1929-1930 гг. возглавлял Казахский институт просвещения (г. Кзыл-Орда).В 1932 году окончил аспирантуру при кафедре педагогики Академии коммунистического воспитания им. Н. Крупской в Москве и на основании работы «От колониально-царской школы к советской политехнической школе Казахстана» был представлен к званию доцента по теории педагогики. В 1934-1937 гг. Ш. Альжанов – декан педагогического факультета, профессор, заведующий кафедрой педагогики Каз. ПИ им. Абая, одновременно директор Казахского научно-исследовательского института педагогики. В 30-е годы Ш. Альжанов был в числе первых организаторов педагогической науки советского Казахстана. Участвовал в становлении школьного образования и высшей педагогической школы Казахстана. Он много сделал для разработки методологических основ и методики обучения в высшей школе (методика чтения лекций, проведение семинарских занятий, лабораторных, классно-урочных занятий, консультаций, активизации познавательной деятельности студентов). В работе «Проблема подготовки кадров в нацвузах» он писал: «Мы должны готовить не узких специалистов, а специалистов с широким общественно-политическим кругозором. Наша задача также вооружить студентов методологией и научить их овладевать методом познания». В целях развития педагогики под руководством Ш. Альжанова был организован научно-исследовательский институт педагогики, направляя деятельность научно-исследовательского педагогического института, Ш. Альжанов считал главной задачей «разработку теоретико-методологических основ педагогики в применении особенностей культурного строительства Казахстана, а именно всестороннее изучение и обобщение опыта массовых школ, борьбу за поднятие качества работы школ, за кратчайшие пути и лучшие средства перевода казахской массовой школы на рельсыполитезхнизма». Вклад Ш. Альжанова в становление школьного образования и высшей педагогической школы, в организацию научно-исследовательского института трудно переоценить, т.к. его работы значительно обогатили педагогическую науку. Послужив стимулом для дальнейшего развития педагогической теории в Республике.
Абуакир Диваев (1856-1933) – внес значительный вклад в сбор, систематизацию, публикацию многочисленных жанров народной педагогики казахов (в т.ч. пословиц, сказок). Его статьи публиковались в 26 различных газетах и журналах. В его трудах представлены почти все стороны культуры и быта казахов: хозяйство – скотоводство и земледелие; материальная культура – жилище, пища, одежда; вопросы семейного быта – положение женщины, игры детей, свадебный ритуал и др.; общественная жизнь, народные знания, верования и т.д. Более всего заинтересовали А. Диваева различные стороны духовной жизни народа. А. Диваев отмечал, что «имея дело с разноплеменным населением, необходимо знать особенности психологии каждой группы, их традиции, их идеалы». Значительная часть этнографических работ А. Диваева посвящена изучению семейных отношений и обрядов. Так, в очерке «О свадебном ритуале киргизов Сыр-Дарьинской области» он описал порядок сватовства, размер калыма, тайный приезд жениха, обряд бракосочетания и другие свадебные обряды. В этом очерке он приводит текст свадебных песен «Ау-джар» (Одруг!) и «Беташар» (Открой лицо!). В ряде статей А. Диваев описывает мусульманские обряды и праздники (соблюдение поста «ораза» и празднование «оразаайт», «курбанайт», ношение и хранение амулетов, посещение «святых мест», устройство поминок и чтение молитв). Большой интерес представляют его материалы о приметах и поверьях, истолковании снов и т.д. В ряде работ А. Диваев описывает казахские игры: кыз-качар, игру в верблюда, в серую корову, в домишки, в прятание шапки, кокпар, тогузкумалак и др. Большой интерес для этнографии представляет публикация некоторых легенд «О происхождении узбеков», «Легенда о происхождении кара-киргиз», «Казак-киргизы Туркестана». О результатах экспедиции 1921 года А. Диваев писал: «Экспедиция эта, побывав в командировке 7-8 месяцев, представила в Компрос колоссальный материал, разработка, классификация и опись которого, при всей добросовестной работе, заняли у меня более одного года времени».
Таким образом, ученые, просветители ХХ века, думая о будущем своего народа, видели его образование в единстве направленности содержания и чистоты языка, в соответствии с национальным, народным духом.