Автор казахского дидактического труда для учителей педагогическое руководство 1924г




Курсотека

Педагогика и психология. Тематическое тестирование. Основы педагогики и психологии

Педагогика и психология. Тематическое тестирование. Основы педагогики и психологии

Комментарии преподавателя

http://testdoc.ru/pedagogika/test-s-otvetami-po-predmetu-osnovy-pedagogiki-i-psixologii.html

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

1 В молодом возрасте развитие

+ а Приобретает индивидуальный характер

в Зависит от социальной среды

с Не отличается от старшего возраста

д Идет быстрее, чем в младшем возрасте

е Замедляется

2 Непрерывность общего и профессионального развития

а принцип воспитания

в метод обучения

+ с фактор развития

д средство воспитания

е правило воспитания

3 Совокупность знаний, чувств, отношений и поведения воплощающихся

в нравственный идеал ,этические ценности и нормы, моральную мотивацию и

этические оценки – это содержание

а гражданского воспитания

в физического воспитания

+с нравственного воспитания

д умственного воспитания

е эстетического воспитания

4 Яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное

содержание

+а беседа

в лекция

с изложение

д объяснение

е рассказ

5 Член группы , осуществляющий руководство – это

а коллектив

+ в лидер

с ведомый

д неформал

е представитель

6 Автор казахского дидактического труда для учителей «Педагогическое Руководство»

(1924г,)

а М Жумабаев

в Ж Аймауыт-улы

с А Бокейхен

д М Дулатов

+ е А Байтурсынов

7 Отдельное живое существо, особь , отдельный человек- это

+ а индивид

в личность

с развивающийся организм

д человек

е индивидуальность

8 Функция стандарта общего среднего образования , связанная с возможностью

реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества результатов

обучения

а функция управления

в познавательная функция

+ с функция повышения качества образования

д функция гуманизации образования

е функция социального регулирования

9 Классификация методов обучения по источнику знаний

а исследовательские, творческие, игровые

в метод стимулирования, метод организации деятельности, методы

контроля и самоконтроля

с словесные, наглядные, практические

+ д работа с книгой, исследовательские, методы контроля самоконтроля

е оъяснительно – иллюстративные, проблемные, частично-поисковые

10 Основная форма организации обучения

а домашнее задание

+ в урок

с физкультура

д лекция

е консультация

11 Таксономия педагогических целей Б Блума (технология полного усвоения знаний

Отражает

а мотивы обучения

в задачи обучения

с формы обучения

д методы обучения

+ е результаты обучения

12 Виды контроля в обучении

а дифференцированный, комплексный, самоконтроль

в начальный, текущий, общий

+ с предварительный, текущий, итоговый

д объективный, субъективный

е индивидуальный, групповой, общий (поточный)

13 Принцип включения учителей в инновационную деятельность

а обязательность

+ в иерарогеность

с зависимость

д добровольность

е подчиненность

14 Темперамент-это

а внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка

человека

в совокупность свойств, характеризующих динамические особенности

протекания психических процессов и поведения человека скорость,

возникновение и прекращение, и изменение

с свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства,

испытывать страх и тревогу в специфических ситуациях

д врожденная автоматическая реакция организма на специфическое

воздействие

+ е способность живых организмов биологически целесообразно (с целью

самосохранения и развития) реагировать на значимые в жизни воздействия

среды

15 Компонент структуры личности

+а пол

в возраст

с характер

д память

е мышление

16 Совокупность, система психологически разнородных факторов,

детерминирующих поведение и деятельность человека

+а характер

в желание

с убеждение

д установка

е мотивация

17 Эмоциональное переживание познавательной потребности в учебной деятельности

+а интерес

в мотив

с установка

д потребность

е убеждение

18 Воспитательные воздействия, направленные непосредственно на поступки детей

+а когнитивные

в эмоциональные

с осознанные

д поведенческие

е косвенные

19 Специфичные характеристики педагогической деятельности

+а целеположенность, мотивированность, предметность, продуктивность

в мотивированность, предметность,прдуктивность

с мотивированность,предметность

д целеположенность, мотивированность, продуктивность

е целеположенность, мотивированность, предметность

20 Условие и следствие продуктивного взаимодействия субъектов, повышающее

эффективность учебного процесса и его результатов

а контакт

+в механизм

с компонент

д техника

е прием

1-ТЕSТ.КZ — Аттестация педагогов ОЗП НКТ

Плaтфopмa пoдгoтoвки к aтecтaции HKT O3П EHT KTA MOДO BOУД

  • Toлькo aктуaльныe oнлaйн тecты
  • Tpeниpуйcя c 1-ТЕSТ.КZ к HKT O3П EHT KTA MOДO BOУД
  • Дeлиcь в coциaльныx ceтяx

1-ТЕSТ.КZ — этo идeaльнoe peшeниe для пeдaгoгoв, кoтopыe cтpeмятcя пoвыcить cвoю квaлификaцию и пoдтвepдить cвoю кoмпeтeнцию в oблacти пeдaгoгичecкoгo мacтepcтвa. Mы пpeдлaгaeм уcлуги пo пoдгoтoвки к aттecтaции пeдaгoгoв c пoмoщью нaшeй плaтфopмы.

Haшa плaтфopмa пpeдлaгaeт нe тoлькo тeopeтичecкиe мaтepиaлы, нo и пpaктичecкиe упpaжнeния, кoтopыe пoмoгут вaм лучшe пoнять и зaпoмнить мaтepиaл. Bы cмoжeтe пoлучить дocтуп к шиpoкoму cпeктpу oбучaющиx видeo, пpeзeнтaций и тecтoв, кoтopыe пoмoгут вaм пoдгoтoвитьcя к aттecтaции пeдaгoгoв.

Блaгoдapя иcпoльзoвaнию нaшeй плaтфopмы, вы cмoжeтe знaчитeльнo уcкopить пpoцecc пoдгoтoвки к aттecтaции и coкpaтить вpeмя, нeoбxoдимoe для oвлaдeния мaтepиaлoм. B peзультaтe, вы cмoжeтe cэкoнoмить cвoё вpeмя и энepгию нa бoлee вaжныe зaдaчи, в тoм чиcлe, нa paбoтe и ceмeйныx дeлax.

  • Первый вариант
  • Второй вариант
  • Третий вариант
  • Четвертый вариант
  • Пятый вариант
  • Шестой вариант
  • Седьмой вариант
  • Восьмой вариант
  • Девятый вариант

Квалификационные тесты педагогических работников по основам педагогики и психологии для прохождения аттестации

Всего 20 вопросов. Тест ограничен по времени — 10 минут, поэтому при сомнениях в ответе, пропустите вопрос. В верхней части теста находится навигация по вопросам, вы всегда сможете вернуться к не отвеченному. Вы можете пометить вопрос как просмотренный нажав — Отметить как просмотренный. Вопрос на который был дан ответ будет помечен зеленным. По завершении теста, чтобы увидеть ответы нажмите — Показать вопросы.

Подготовка к аттестации — Квалификационные тесты для учителей по основам педагогики и психологии.

Лекция 9-10. Этнопедагогическая мысль в Казахстане

План:

1.Казахскаяэнтопедагогика и зарождение педагогической мысли в Казахстане

2. Народная педагогика в творчестве казахских жирау

3. Выдающиеся казахские просветители ХIХ века о народном воспитании

4. Развитие этнопедагогики в Казахстане в ХХ веке

Литература:

1. Кожахметова К.Ж.  Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Монография. – Алматы: Ғылым, 1998. – 317 с.

2. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.

3. Храпченков Г.М., Храпченков В.Г. история школы и педагогической мысли КАзахстана. – Алматы: Кайнар, 1998. – 168.

4. Шалгимбекова А.Б. Проблемы истории школы и педагогической науки в трудах казахстанских педагогов (конец XIX– первая половина ХХ века). – Костанай, 1997. – 28 с.

1. Казахская энтопедагогика и зарождение педагогической мысли в Казахстане

К.Б. Жарыкбаев «Развитие педагогической мысли в дореволюционном Казахстане» (дис. д.п.н.): «Народная педагогика – область эмпирических педагогических знаний и опыта народа, выражающая господствующие в нем воззрения на цели и задачи воспитания. Разработкой ее теоретических основ занимается специальная отрасль народной педагогики – этнопедагогика».

С.А. Узакбаева (дис. д.п.н.): «Народная педагогика – это совокупность знаний, умений, навыков народа в области воспитания иобучения, на основе которых формировались определенные обычаи и традиции, способствующие передаче этих знаний, умений и навыков из поколения в поколение преимущественно в устной форме через народное творчество (устное и декоративно-прикладное).

С.К. Калиев: Этапы развития этнопедагогики в Казахстане:

1. Мысли и взгляды о национальном воспитании, обычаях и традициях народа. Впервые отраженные в трудах и путевых заметках демократов-просветителей (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин), ученых-этнографов и путешественников второй половиныXIXвека.

2. В 20-е – 30-е годы XXвека специально обращались к этому вопросу А. Диваев, А. Байтурсынов, С Торайгыров, М. Дулатов, Н. Кулжанова, М. Ауэзов.

3. После 45-летнего перерыва стали возобновляться исследования казахской этнопедагогики. Труды М. Габдулина, Б. Момышулы, Б. Адамбаева, И. Оршибекова, С. Калиева, К. Сейталиева, А. Табылдиева, С. Узакбаевой, М. Курсабаева.

Другая позиция (К.Ж. Кожахметова): Развитие казахской этнопедагогики началось в 70-е годы (И. Оршибеков, А. Мухамбаева). С 1991 года наметилось явное оживление в этом вопросе в связи с получением суверенитета республики.

В исследованиях 90-х годов явно наметился культурологический подход к исследованию этнопедагогики (Магауова) и этнографический подход, свойственный исследованиям, связанным с народным декоративно-прикладным искусством, историко-педагогического плана.

2. Народная педагогика в творчестве казахских жирау

Школа воспитания казахских поэтов-сказителей (жырау)XV – XIX веков нашла отражение в их толгау – стихотворениях-размышлениях.

В поэтическом творчестве АсанКайгы (XV век) изложены мысли о том, каким должен быть человек, о его положительных и отрицательных качествах:

Справедливости примета –

Не возвесть на правду тень.

Мудрого ума примета –

Не искать прошедший день.

Труса подлого примета –

Против вражьих сил не встать.

Злого, хитрого примета –

Скот у немощных отнять.

Глупых и невежд примета –

Слову умному не внять.

Шалкииз-жырау в своих размышлениях о жизни и человеке советует различать хороших и плохих людей:

Хорошие люди – гора, куда не взлетает сова.

Умрут – но хорошие их остаются слова.

А людям плохим – так я думать привык –

Самим же во вред их болтливый язык.

Пронырливость лисья – плохая игра,

Не может она довести до добра.

Жиембет-жырау (XVII век) прославляет смелых и отважных людей:

Ты видел, каков в бою

Я был в походах твоих.

Ты знаешь храбрость мою

И советы слушать привык.

Как я храбр, меня спроси, –

Как тигр, чей прыжок – огонь.

Как я горд, меня спроси, –

Как необъезженный конь.

Актамберды-жырау (XVIII век) в период джунгарского нашествия указывал на священную обязанность каждого джигита защищать родную землю от врагов:

Иной готов похвастать: я батыр.

Но прав ли он, покажет только бой.

Старайся на врага скорей напасть,

Его жалеть – и самому пропасть.

Бухар-жырау (XVIII век) призывает народ к единению и дружбе:

Выступать, казахи, нужно,

Кочевать давайте дружно.

Меж собой объединяйтесь,

Не богатством – этой дружбой

Первым делом вы гордитесь…

Рознь народ мой позабудет,

Во всех врагов вселяя трепет.

Мысли о воспитании, о качествах человека нашли отражение в произведениях Шал-акына (XVIII век):

Ты не хвались, что пять пудов ты весишь,

На свете есть потяжелее вещи.

Не хвастай, что достиг большого чина,

Ведь выше – белоснежная вершина.

А за вершиной этою в покое

Превыше солнца – небо голубое.

И, думая, что счастлив ты навеки,

Что не страшны измены и наветы,

Не вздумай же в погоне за поживой

Таскать ты зло в мир бессердечный, лживый.

Махамбет Утемисулы (XVIII век) призывает к борьбе за счастье народа:

Красавцы даже в честь своей любви

Без страха жизни жертвуют свои.

Нам трудности любые не страшны,

Когда огонь страстей кипит в крови.

Во имя правды сел на скакуна,

Грудь грозной силой большинства полна,

Чтоб то, что было отнято врагом,

Тебе вернуть, любимая страна.

3. Выдающиеся казахские просветители ХIХ века о народном воспитании

Ценные мысли о воспитании высказаны казахскими просветителями Ч. Валихановым, И. Ал­тын­сариным, А. Кунанбаевым.

Чокан Валиханов (1835 – 1865) – ученый, просветитель, этнограф, ху­дож­ник, мировоззрение которого складывалось под влиянием русской демократической мысли. Неоднократно обращался к проблемам обуче­ния и воспитания народа; полагал, что на путь социального прогресса народ могут вывести только знания и просвещение, предпосылкой административных и других реформ должно быть просвещение народа. В соответствии всоциологической концепцией Ч. Валиханова право пред­ставляет собой совокупность норм и правил поведения человека в процессе его обще­ния с другими людьми. Оно должно соблюдаться все­ми добровольно и неукоснительно. Его нару­ше­ние влечет за собой неотв­ратимое наказание, определяемое судом. Каким должен быть этот суд, зависит от особенностей общественной жизни, обычаев, нравов, уров­ня культурного развития и т.п. каждого народа. Так, например, «он решительно выступил против попыток российского пра­ви­тельства механически осуществлять в Казахстане правосудие по канонам рус­ского суда. Он совершенно справедливо доказывал, что этого нельзя де­лать по той простой причине, что у каза­хов нет многих видов преступле­ний, порождаемых специфическими условиями России, но зато име­ют место такие преступные проявления, о которых российское правосудие просто ничего не зна­ет. Например, преступления, связанные с барымтой (насильственным угоном чужого скота по разным причинам), нарушение традиционных порядков уплаты калыма, кражи невест без соблю­де­ния веками закрепленных обычаев и т.д., наказание за которые никак не могли быть предус­мотрены российским законодательством» [3, с. 114]. Поэтому «Нет никакого сомнения, что тот закон хорош для народа, который ему более известен, закон родной, под которым человек вырос и воспитывался, как бы закон этот не был несовершенен, должен казаться ему лучше, понятнее и яснее самых мудрых законодательств, взятых извне или навязанных сверху» (Ч. Валиханов) [3, с. 114]. «Краткий анализ социологической концепции Ч. Валиханова поражает глубиной проникно­вения учёного в сущность явления, умение уловить вредность искусственного навязывания чужих законов, без учета особенностей национального характера, национальной психоло­гии, вековых традиций, сформировавшихся в самобытных условиях кочевой жизни» [3, с. 114].

И. Алтынсарин (1841 – 1889) – казахский педагог-просветитель, пи­са­­тель, фольклорист, эт­но­граф. Первый учитель-казах. По инициати­ве Ал­тын­сарина открыты казахские школы с обуче­ни­ем на родном язы­ке, с преподаванием родного и русского языков, а также женские ремес­лен­ные и учи­тельские школы. Автор учебников родного и русского языка для казахских детей: «Киргизской хрестоматии» (1879) и «Начального руководства к обучению киргизов русскому языку» (1879) и др. В педагогических произведениях И. Алтынсарина нашли отражение ид­еи народности, гума­низ­ма, любви к Родине, уважения к труду. Так, ге­рой его рассказа «Отзывчивый Алтымбай», не­смот­ря на свою обеспе­чен­­ность, высоко ценит труд. На вопрос, зачем он унижает себя как жал­кий бедняк: сам рубит дрова, возит сено он отвечает, что излишнее бо­га­т­ст­во порождает пороки, чело­век становится высокомерным, переста­ет видеть вокруг себя нищету и тяжелую жизнь других, а лю­бовь к труду раз­вивает нравственность человека. Кусок хлеба, заработанный кропот­ли­­вым тру­дом, особенно сладок; а то, что он, будучи обеспеченным че­ло­­ве­ком, продолжает трудиться, пос­лу­­жит примером для других. И. Алтынсарин высоко ценил родной язык; особое внимание уделял ка­зах­­ско­му фольклору; умело использовал в своем творчестве народ­ные сказки, былины, послови­цы, отмечая их воспитательное значение.

Мировоззрение Абая Кунанбаева (1845 – 1904) носило характер глу­бо­кой национальной ори­е­н­тации, и казахские философские ориентиры бы­ли для него основополагающими. Центром фило­со­фии Абая был че­ло­век и именно к нему обращается Абай, выступив с великим призывом «Адам бол!» («Будь человеком!»). Здесь проявляется его созвучие с ве­ли­ки­ми гуманистами Востока, ко­то­рые тоже боролись за права и свобо­ды человека, за его достойное существование [3, с. 114]. Абай призывал выйти за пределы узкородового сознания, осознать этническое единство казахов, что вытекало из единого экономического, культурного и языкового пространства, далее перейти к ос­мыслению общечеловеческого единства [3, с. 114]. Абай перечисляет восемь качеств, присущих Аллаху: Деятельность, Наука, Мощь, видение, Память, Возвещение, Словесность, Исполнение. Эти качества присутствуют в человеке в зависимости от его душевных свойств. Человек потому и может быть похожим на Аллаха, что эти каче­ст­ва в нем имеются от рождения, а реализовать их он может сполна, но для этого надо очень много трудиться. Подчеркивая возможную бли­зость чело­ве­ка к Аллаху, Абай подрывает традиционные установки ис­ла­ма о человеке как рабе божьем и поднимает его как личность, которая в идеале может достичь божественного уровня. В понимании поэта чело­век может быть равен богу, если он сумеет воплотить в себе восемь характерных черт Аллаха. Но это – далекая цель, которую не достичь, ибо «Аллах безмерен, а разум наш конечен» (Абай), поэтому нет предела для самосовершенствования [3, с. 114].

Чтоб человеком ты был,

И вровень с веком ты был,

И не жил бы суетой,

Ты пять врагов покори

И пять друзей избери.

Злословье, ложь, хвастовство,

Тщету пустую и лень

Смети с пути своего.

Одним из главных средств воспитания Абай считал труд. Он указывал на необходимость учиться ремеслу: скот гибнет от джута, а ремесло не зависит от стихийных бедствий. Абай отмечал важность овладения знаниями, призывал не жалеть средств для обучения детей; считал целесообразным обучение детей в русской школе; вместе с тем уделял особое внимание обучению детей родному языку, чтобы они служили своему народу.

4. Развитие этнопедагогики в Казахстане в ХХ веке

В ХХ веке этнопедагогические идеи развивались учеными-педагогами, общественными деятелями, исследователями  М. Жумабаевым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, Ж. Айма­у­ы­то­вым, Х. Досмухаметовым, Ш. Альжановым, А. Диваевым.

Магжан Жумабаев (1893-1938) – замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий чувство ответственности перед народом и вытекающее из него обращение к истокам и переломным моментам истории. В то же время Магжан воспринял общечеловеческое художественное и научное наследие, начиная с Шекспира, Пушкина, Соловьева и кончая символизмом, технократизмом и Шпенглером. Ранние стихи Магжана не сохранились. Арабский, персидский и турецкий языки он продолжает осваивать в медресе Бегишева в Кзыл-Орде, получив там среднее мусульманское образование. В 1910 году он поступает в медресе Галия, высшее мусульманское заведение в городе Уфе. Но по совету преподавателя Галымжана Ибрагимова, ставшего классиком татарской литературы, Магжан ищет другие пути пополнения образования. При содействии Ибрагимова в 1912 году в Казани впервые выходят в печати произведения юного Магжана. В этот же период при наставничестве со стороны М. Дулатова и А. Байтурсынова он изучает русский язык, знакомится с русской и европейской литературой, сотрудничает с газетой «Казах». Магжан поступает в 1913 году в Омскую учительскую семинарию. В годы, проведенные в Омске, Магжан принимает активное участие в создании общества «Бирлик» («Единство»), редак­ти­рует его рукописный журнал «Балапан». С первых шагов в поэзии Магжан обнаруживает яркий самобытный талант. Широкое признание принес ему поэтический сборник «Шолпан» (1912). Первый этап творческого пути Жумабаева охватывает период с 1910 по февраль 1917 годов. Все сильнее звучат мотивы национально-освободительной борьбы в стихах поэта, смело обращаю­ще­гося к истории. В стихотворении «Прошлое» Магжан называет имена героев борьбы против джун­гар­ских поработителей. Для него подлинный герой тот, кто «помнит о своей нации». После фев­ральской революции Жумабаев, имя которого как поэта уже было известно в кругах казахской интеллигенции, был введен в состав областного комитета партии «Алаш». Хотя на всеказах­стан­ских съездах этой партии он избирался кандидатом в депутаты учредительного собрания, актив­ной политической деятельности он не вел. В дальнейшем, на втором этапе своего творческого пу­ти (1917-1924) Жумабаев стремится отказаться от стереотипов в своем мировоззрении. Он зани­мается журналистикой, работает на ниве просвещения, издает в 1922 году труд под названием «Педагогика». М. Жумабаев был крупнейшим тюркологом, историком, лингвистом, педаго­гом в ду­хе русской классической школы, автором учебников по казахскому языку и литературе, книги «Педагогика». В 1917 году на Втором всекиргизском съезде в Оренбурге избран с А. Байтур­сыно­вым в комиссию по составлению школьных учебников. В1918 году открывает в Омске и Петро­пав­ловске курсы казахских учителей и становится их директором. В 1922 годуприглашен предсе­да­телем Совнаркома Туркестанского края Тураром Рыскуловым преподавать в Казахско-кыргыз­ском институте просвещения в Ташкенте. Активно сотрудничает в газетах и журналах («Акжол», «Сана», «Шолпан» и др.), публикует множество стихов и поэм, а также ряд исследовательских литературных работ. Выпускает второй сборник стихов и поэм в Ташкенте и издаёт в 1922году Оренбурге фундаментальный научный труд «Педагогика» (Научные статьи). Его учебник «Педагогика» был переиздан в Алматы в 1993 году. Основные идеи: цель воспитания личности в единстве с целью воспитания представителя нации; каждый воспитатель должен быть знаком с национальным воспитанием; родной язык – национальная школа без слепого подражания.

Ахмет Байтурсынов (1873-1935) – поэт, переводчик, лингвист, педагог. Он придавал боль­шое значение развитию начальной школы, обучению на родном языке. Особенно важным считал вопрос о том, с какого времени следует начинать обучение неродному языку. Как методист он был убежден в эффективности обучения неродному языку на базе родного. Большой интерес пред­ставляет его классификация «Устной казахской литературы». Он был редактором газеты «Қазақ», издававшейся в Оренбурге с 1913 по 1918 год. В программе издания газеты говорилось, что она вклю­ча­ет в себя публикацию указаний и правительственных распоряже­ний, освещение работы Государственной думы, «внешние и внутренние известия», публикации статей «по истории и быту киргиз», истории, эт­но­графии, культуре казахского народа, освещение вопросов экономики, образования, просвещения в области медицины, гигиены, вопросов ве­те­ринарии. Редакция газеты ставила перед собой широкие культурно-про­­све­тительские задачи, считая, что для сохранения самостоятель­но­сти народа «нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре; для этого мы обязаны первым делом заняться развитием литературы на родном языке» [Г. Кан История Казахстана, с. 152].

Миржакип Дулатов (1885-1935) – казахский поэт, писатель, драматург, публицист, просве­титель, педагог, один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально-освободительного движения Казахстана. В 1901 году он поступил в Государственное русско-казахское училище, педагогический класс которого закончил в 1902 году, став сельским учителем. Преподавателем казахского языка в этом училище был А. Байтурсынов, с которым в дальнейшем будет неразрывно связана литературная и политической деятельность М. Дулатова.

В 1904 году произошло событие, изменившее всю его жизнь. В Каркаралы он вновь встре­тил­ся с А. Байтурсыновым и А. Букейхановым. Под влиянием этих двух лидеров нарождающегося ка­захского реформистского национального движения он приобрёл антиколониальное, антирос­сийское мировоззрение. В 1907 году он едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создаёт журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарга». Он также пишет статью «Біздін максатымыз» для второго номера журнала, который так и не вышел в свет. Царским указом от 3 июля 1907 года казахи, как и все коренные народы Сибири и Средней Азии, были лишены права участия в Государственной Думе России, чем в корне подрывалась сама возможность самоуправления. В своей статье «Закон от 3 июля и казахи» Дулатов подверг критике это решение, как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может, логично считал он.

Политическое кредо Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, казак!» (Проснись, казах!).

Көзiндiаш, оян, қазақ, көтербасты,

Өткiзбейқараңғыдабекержасты.
Жеркеттi, дiннашарлап, хал харамбоп,
Қазағым, ендiжатужарамасты.

Книга была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай. В промежутке Миржакип опубликовал в 1910 году книгу «Бахытсыз Жамал», которая является первым романом, написанным на казахском языке. Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип стал тогда создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим, он уже был широко известен в народе, к его мнению прислушивались. В 1928 году Миржакып резко выступил против отмены арабского алфавита, счи­тая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Многогран­ная жизнь и деятельность, замечательного поэта, писателя, переводчика, журналиста, педагога М. Дулатова приходится на начало ХХ века. Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции, М. Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа, и призывал к его освобождению. Развивая идеи И. Алтынсарина о просвещении, М. Дулатов уделяет большое внимание проблемам учебно-воспитательной работы, методической работе. Суть данной идеи заключается в привитии ученикам навыков запоминания, осмысления прочитанного. М. Дулатов указывает на необходимость участия основных чувств ученика при чтении, письме, решении задач. Педагог особое внимание уделяет некоторым психологическим аспектам вопросов воспи­тания, учебы одаренных детей. Однако, как метко замечает он, что без науки воспитания никакая одаренность не может достичь своей вершины. В условиях завоевания суверенитета республики мы должны воспитывать подрастающее поколение к любви к родному языку, впитывая в себя все прекрасное, что есть в нашей национальной культуре, быте, обычаях, традициях.

Жусипбек Аймауытов (1889-1931) – многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, учёный, просветитель, педагог, психолог. Автор учебников «Тәрбие­гекө­мек­ші» (Пособие для воспитателя), «Психология», «Жан жүйесіжәнеөнертаңдау». В 1914 году поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию, которую закончил в 1919 году. В 1920 году работал заведующим отделом образования в Семипалатинской губернии, редактором газеты «Қазақтілі», педагогом в школе, институте и техникуме. В 1929 году он переезжает в Кызыл-Орду для работы в газете «Енбекшіқазақ». Человек щедрого таланта, многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, ученый, просветитель, педагог, психолог. Суждения, высказанные им по проблемам педагогики, психологии и методике не потеряли своего значения в настоящее время. Автор учебников «Педагогическое руководство» (1924) для учителей, «Психология» (1926 г.), «Психология и выбор профессии» (1926), «Методы комплексной системы преподавания» (1929). Им написаны рассказы и драмы, книги для детей литературно-критические статьи. Его неустанная педагогическая, переводческая, издательская и общественная деятельность позволяет причислить Аймаутова к когорте великих казахских педагогов-просветителей. Свои педагогические взгляды изложил в статье «Тәрбие». Он считал, что результативность общественного труда человека зависит от воспитания. Воспитание должно воспитать в человеке положительные черты, выработать характер. Огромное значение ученый придал физическому и духовному воспитанию. Он утверждал, что сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и факторов: школа, воспитатель, среда, окружение ребенка, его религия и т.д. Придавая большое значение роли семейного воспитания, Аймаутов говорил: «Главное воспитательное средство – это пример родителей. Прежде чем воспитывать ребенка воспитатель должен быть воспитанным». Вместе с тем он подчеркивал первостепенное значение обычаев и традиций родного народа в воспитании ребенка. Определяя цели и задачи воспитания, он говорил: «Основная цель воспитания – выработать характер, служение человечности, трудолюбие». Дидактические взгляды изложены в его учебнике «Пособие для воспитателей». Он дает научное определение дидактике: «Дидактика – это основной раздел педагогики, где рассматриваются правила и закономерности обучения, система образования. Дидактика также должна указывать учителям эффективные пути обучения». Он высоко оценивал роль учителя. Учитель должен быть не только преподавателем, но и воспитателем, любить свою профессию, быть образованным, обладать мастерством, знать психологию. Большое внимание уделял изучению родного языка. Родной язык – это зеркало духовной жизни народа. В языке одухотворяется весь народ и вся его история. Родной язык есть самая живая и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее народа. В своих педагогических высказываниях дает ряд указаний: с какого класса необходимо изучать историю и какую историю в школах должны первоначально изучать. В соответствии со своими взглядами он рекомендовал изучать историю родного края, затем историю двух народностей и всеобщую историю. Высказывал много ценных мыслей о методике преподавания истории, литературы, географии. Он оставил богатое наследие в области психологии. Им написаны книги: «Психология» (1926), «Пути комплексного обучения» (1929 г.). В этих трудах глубоко освещены вопросы психологии. Как критик Аймаутов опублико­вал в журнале «Абай» № 1 статью «Послеабаевские поэты», в которой рост просвети­тель­ского отряда и литературы вообще он связывает с пробуждением национального самосозна­ния. Основу же этого пробуждения Аймаутов усматривает в трех факторах: деятельность Абая, газеты «Қазақ» и духовное развитие народа, повернувшегося лицом к науке и образованию. Также как и Абай, он каждым своим словом заставляет молодежь думать, стремиться к самосовершенст­вова­нию.

Халел Досмухаметов (1883-1939) – ученый, врач, фольклорист, журналист, педагог, общественный деятель, профессор (1929), член-корреспондент краеведческого бюро Российской АН (1924). Принимал активное участие в культурно-просветительской жизни страны. В 1930-38 годах находился в ссылке в Воронеже, где заведовал отделом Института здравоохранения и гигиены. В 1939 году снова подвергся репрессиям, реабилитирован в 1958. Основные труды посвящены разработке научной терминологии. В этой области им написаны первые учебники на казахском языке: «Естествознание», «Животные» (обе — 1925), «Организм человека», «Охрана здоровья учащихся» (обе — 1925), «Зоология» (1926). Значительный вклад внес в развитие казахско­го языка и литературы. Фонетическим закономерностям посвящен исследовательский труд «Закон сингармонизма в казахском языке» (1924). Издал книгу «Как бороться с чумой среди киргизского населения» (1918-24), также им написаны статьи «Оратор Шернияз» (1925), «Предание о том, как был построен медресе Кугельташ в Бухаре» (1927) и др. Опубликовал очерк «Устное литература казахского народа», посвященный теоретическим вопросам казахского фольклора. Им изданы сборники произведений казахского устного народного творчества «Слова Мурат-акына» (1924), «Исатай-Махамбет» (1925), «Аламан» (1928). Основные идеи в его творчестве: потеря языка равно­сильна смерти народа; фольклор следует изучать вместе с традициями, обычаями, верованиями.

Альжанов Шарафий Есмухамедович (1901-1937) – известный педагог, профессор, внес весо­мый вклад в развитие казахской советской педагогики. Родился 12 февраля 1901 года в Кокчетавской области. В 1918 году окончил Щучинское начальное училище. С 1920 года воевал в Красной Армии, был политруком, затем военкомом казахского полка. После окончания граждан­ской войны работал заместителем председателя уездного исполнительного комитета, начальником уездной милиции. С 1925 по 1927 год – преподаватель военной школы в г. Оренбур­ге, затем общеобразовательной школы в г. Кзыл-Орде. В 1929-1930 гг. возглавлял Казахский институт про­с­ве­щения (г. Кзыл-Орда).В 1932 году окончил аспирантуру при кафедре педагогики Академии ком­му­ни­стического воспитания им. Н. Крупской в Москве и на основании работы «От коло­ниаль­но-царской школы к советской политехнической школе Казахстана» был представлен к званию доцента по теории педагогики. В 1934-1937 гг. Ш. Альжанов – декан педагогического факультета, профессор, заведующий кафедрой педагогики Каз. ПИ им. Абая, одновременно директор Казах­ско­го научно-исследовательского института педагогики. В 30-е годы Ш. Альжанов был в числе первых организаторов педагогической науки советского Казахстана. Участвовал в становлении шко­ль­ного образования и высшей педагогической школы Казахстана. Он много сделал для разработки методологических основ и методики обучения в высшей школе (методика чтения лек­ций, проведение семинарских занятий, лабораторных, классно-урочных занятий, консультаций, ак­ти­визации познавательной деятельности студентов). В работе «Проблема подготовки кадров в нацвузах» он писал: «Мы должны готовить не узких специалистов, а специалистов с широким об­ще­ственно-политическим кругозором. Наша задача также вооружить студентов методологией и на­у­чить их овладевать методом познания». В целях развития педагогики под руководством Ш. Аль­жанова был организован научно-исследовательский институт педагогики, направляя деятель­ность научно-исследовательского педагогического института, Ш. Альжанов считал главной зада­чей «разработку теоретико-методологических основ педагогики в применении особенностей куль­тур­но­го строительства Казахстана, а именно всестороннее изучение и обобщение опыта массовых школ, борьбу за поднятие качества работы школ, за кратчайшие пути и лучшие средства перевода казахской массовой школы на рельсыполитезхнизма». Вклад Ш. Альжанова в становление школь­ного образования и высшей педагогической школы, в организацию научно-исследовательского инсти­тута трудно переоценить, т.к. его работы значительно обогатили педагогическую науку. Послужив стимулом для дальнейшего развития педагогической теории в Республике.

Абуакир Диваев (1856-1933) – внес значительный вклад в сбор, систематизацию, публикацию многочисленных жанров народной педагогики казахов (в т.ч. пословиц, сказок). Его статьи публиковались в 26 различных газетах и журналах. В его трудах представлены почти все стороны культуры и быта казахов: хозяйство – скотоводство и земледелие; материальная культура – жилище, пища, одежда; вопросы семейного быта – положение женщины, игры детей, свадебный ритуал и др.; общественная жизнь, народные знания, верования и т.д. Более всего заинтересовали А. Диваева различные стороны духовной жизни народа. А. Диваев отмечал, что «имея дело с разноплеменным населением, необходимо знать особенности психологии каждой группы, их традиции, их идеалы». Значительная часть этнографических работ А. Диваева посвящена изучению семейных отношений и обрядов. Так, в очерке «О свадебном ритуале киргизов Сыр-Дарьинской области» он описал порядок сватовства, размер калыма, тайный приезд жениха, обряд бракосочетания и другие свадебные обряды. В этом очерке он приводит текст свадебных песен «Ау-джар» (Одруг!) и «Беташар» (Открой лицо!). В ряде статей А. Диваев описывает мусульманские обряды и праздники (соблюдение поста «ораза» и празднование «оразаайт», «курбанайт», ношение и хранение амулетов, посещение «святых мест», устройство поминок и чтение молитв). Большой интерес представляют его материалы о приметах и поверьях, истолковании снов и т.д. В ряде работ А. Диваев описывает казахские игры: кыз-качар, игру в верблюда, в серую корову, в домишки, в прятание шапки, кокпар, тогузкумалак и др. Большой интерес для этнографии представляет публикация некоторых легенд «О происхождении узбеков», «Легенда о происхождении кара-киргиз», «Казак-киргизы Туркестана». О результатах экспедиции 1921 года А. Диваев писал: «Экспедиция эта, побывав в командировке 7-8 месяцев, представила в Компрос колоссальный материал, разработка, классификация и опись которого, при всей добросовестной работе, заняли у меня более одного года времени».

Таким образом, ученые, просветители ХХ века, думая о будущем своего народа, видели его образование в единстве направленности содержания и чистоты языка, в соответствии с национальным, народным духом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гамавит инструкция по применению для шиншилл
  • Руководство hp color laserjet 1600
  • Омвд по тбилисскому району руководство
  • Гепариновая мазь для чего применяется инструкция для мужчин отзывы цена
  • Цинковая мазь цена инструкция по применению от чего помогает детям