Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
А) «Слово о полку Игореве»
Б) «Домострой»
В) картина «Боярыня Морозова»
Г) роман «Тихий Дон»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Автор — И. Е. Репин.
2) Произведение было написано в период руководства СССР Л. И. Брежнева.
3) Автор — священник Сильвестр.
4) Описываемые события произошли в XII в.
5) Автору была присуждена Нобелевская премия.
6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
А) советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманский
Б) принятие Уложения о службе
В) издание «циркуляра о кухаркиных детях»
Г) разорение Владимира войском хана Батыя
ГОДЫ
1) 1238 г.
2) 1382 г.
3) 1556 г.
4) 1887 г.
5) 1939 г.
6) 1969 г.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16359.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в поле ответа.
1) начало правления правительства Семибоярщины
2) принятие Великой хартии вольностей
3) учреждение Верховного тайного совета
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16265.
3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
А) преобразования Петра I
Б) «холодная война»
В) борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси
Г) закрепощение крестьян
ФАКТЫ
1) Чесменское сражение
2) введение «заповедных лет»
3) издание Указа об обязанных крестьянах
4) возведение Берлинской стены
5) введение ассамблей
6) Ледовое побоище
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16228.
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Варшава
2) 1790-е гг.
3) 1860-е гг.
4) победа русских войск над войсками Крымского ханства
5) 1760-е гг.
6) подписание договора между Россией и Китаем
7) Яссы
подписание договора между Россией и Швецией
9) Барнаул
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16001.
5. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)
А) создание стрелецкого войска
Б) создание Организации Варшавского договора
В) Отечественная война 1812 г.
Г) создание Русской Правды
УЧАСТНИКИ
1) Ярослав Мудрый
2) П. И. Багратион
3) А. Ф. Адашев
4) А. В. Суворов
5) С. М. Киров
6) И. С. Конев
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16439.
6. Прочтите отрывок из воспоминаний исторического деятеля.
«А князя великого Василия в понедельник в ночь на мясопустной неделе, февраля 14, привели в Москву и посадили на дворе Шемякине, а сам князь Димитрий стоял на дворе Поповкине. В среду на той же неделе, на ночь ослепили князя великого и отослали в Углич с его княгинею, а мать его великую княгиню Софью послали в Чухлому. Услышав об этом, князь Василий Ярославич побежал в Литву, и с ним князь Семён Иванович Оболенский, а остальные дети боярские и все люди били челом служить князю Димитрию, и он их привёл к присяге. Один Фёдор Басенок не захотел ему служить. Князь же Димитрий велел возложить на него тяжкие оковы и держать за стражею. Он же подговорил своего пристава, освободился из оков и бежал в Коломну, и там прятался у своих друзей; и многих людей подговорил бежать с собой, и, пограбив коломенский уезд, побежал в Литву с многими людьми и прибежал в Брянск… А князь Димитрий, услышав, что дети великого князя находятся в Муроме со многими людьми, не захотел на них послать войско из боязни, потому что все люди возмущались его княжением и на него самого замышляли, желая видеть великого князя Василия на государстве. Князь же Димитрий, замыслив так, призвал к себе епископа Рязанского Иону в Москву. Когда же тот пришёл, обещал ему митрополию».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В результате событий, описанных в отрывке, на Руси прервалась правящая династия.2. События, описанные в отрывке, относятся к междоусобной борьбе за великокняжеский престол в Московском государстве.3. Епископ, упомянутый в тексте, стал первым русским патриархом.4. Современником событий, описанных в отрывке, был хан Золотой Орды Тохтамыш.5. Описанные в документе события произошли в период зависимости Руси от Орды.6. Автор пишет, что среди населения было много сторонников великого князя Василия.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16022.
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
А) «Домострой»
Б) «Слово о полку Игореве»
В) роман «Тихий Дон»
Г) картина «Боярыня Морозова»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Автор — И. Е. Репин.
2) Произведение было написано в период руководства СССР Л. И. Брежнева.
3) Над созданием данного памятника культуры работал священник Сильвестр.
4) Описываемые события происходят в XII в.
5) Автору была присуждена Нобелевская премия.
6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16194.
Рассмотрите изображение и выполните задание 8.
8. Заполните пропуск в предложении: «Данная медаль посвящена годовщине события, которое произошло в тысяча девятьсот ________________ году».
Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Верный ответ: сорокчетвертом
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 21130.
Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.
9. Укажите век, когда в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «4». Ответ запишите в виде слова.
Верный ответ: Шестнадцатый
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16347.
10. Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок России в XVII-XVIII вв. _____________________ обозначена на схеме цифрой „3“».
Верный ответ: Макарьевская
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16348.
11. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название реки, которое пропущено в этом тексте.
«Товары перевозились по торговым путям, как правило, совпадавшими с важнейшими речными системами. На севере это был Сухоно-Двинский водный путь, к которому тянули крупные торгово-промышленные центры: Архангельск, Соль Вычегодская, Устюг Великий, Тотьма, ____________________ (последняя все более уступала свое место Устюгу). В то время Архангельск являлся единственным морским портом, через который осуществлялись внешнеторговые связи».
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16349.
12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Точечным узором на схеме обозначены районы кочевого скотоводства.2. Река, дважды обозначенная на схеме цифрой «5», была переименована в XVIII в.3. Город, обозначенный на схеме цифрой «1», в период Смуты был центром формирования Первого ополчения.4. Обозначенная на схеме западная граница России была определена условиями Андрусовского перемирия.5. Иван Калита был князем в городе, обозначенном на схеме цифрой «2».6. Горизонтальной штриховкой на схеме обозначены основные районы производства товарного хлеба.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16350.
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13-14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из стенограммы допроса А. В. Колчака
«…Из Японии я поехал на юг России, но потом моё решение изменилось. Прибывши во Владивосток, я обратился к своим знакомым сослуживцам — морякам. В свою очередь, последние, узнав о моём приезде, обратились ко мне с просьбой, чтобы я им посвятил вечер и высказал (своё мнение, что им делать, кому подчиняться и каково должно быть отношение морских офицеров и команды к существующему троевластию. Я сказал, что я это сделаю, но прежде я прошу дать мне несколько дней, чтобы ознакомиться с тем, что делается во Владивостоке. Владивосток произвёл на меня впечатление чрезвычайно тяжёлое — я не мог забыть, что я там бывал во время империи. Тогда мы были хозяевами. Это был наш порт, наш город. Теперь же там распоряжались кто угодно. Все лучшие дома, лучшие казармы, лучшие дамбы были заняты чехами, японцами, союзными войсками, которые туда прибывали, а наше положение было глубоко унизительно, глубоко печально. Я чувствовал, что Владивосток не является уже нашим русским городом… Я считал, что эта интервенция, в сущности говоря, закончится оккупацией и захватом нашего Дальнего Востока в чужие руки. Затем я не мог относиться сочувственно к этой интервенции ввиду позорного отношения к нашим войскам и унизительного положения всех русских людей и (властей, которые там были. Меня это оскорбляло… Затем самая цель и характер интервенции носили глубоко оскорбительный характер: это не было помощью России-всё это выставлялось как помощь чехам, их благополучному возвращению, и в связи с этим всё получало глубоко оскорбительный и глубоко тяжёлый характер для русских. Вся интервенция мне представлялась в форме установления чужого влияния на Дальнем Востоке. Во Владивостоке я получил первые сведения о Западно-Сибирском правительстве. Затем я узнал, что в Уфе состоялось совещание, на котором было решено из Сибирского правительства образовать всероссийскую власть и что во главе этой власти будет стоять Директория».
13. Укажите год начала интервенции, о которой идёт речь в документе. Назовите войну, в ход которой вмешались войска интервентов. Назовите председателя СНК в период, которому посвящены воспоминания.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) год — 1918
2) война — Гражданская война
3) председатель СНК — В. И. Ленин
Каждый ответ может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16522.
14. Почему Владивосток произвёл на автора воспоминаний тяжёлое впечатление? Чем, по мнению автора, должна была закончиться интервенция? Почему, по мнению автора, выставляемая напоказ цель интервенции носила оскорбительный характер для России? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: все лучшие дома, лучшие казармы, лучшие дамбы были заняты чехами, японцами, союзными войсками, которые туда прибывали, а положение русских было глубоко унизительно, глубоко печально; автор чувствовал, что Владивосток не является уже нашим русским городом
2) ответ на второй вопрос: «оккупацией и захватом нашего Дальнего Востока в чужие руки»
3) ответ на третий вопрос: интервенция не была помощью России, она выставлялась как помощь чехам, их благополучному возвращению.
Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16523.
Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.
15. Укажите с точностью до десятилетия период, когда был основан город, юбилею которого посвящена данная марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) период — первое десятилетие XII в.
2) обоснование, например: марка выпущена в 1958 г. к 850-летию Владимира, значит, город был основан в 1108 г., т. е. в первое десятилетие XII в.
(Может быть приведено другое обоснование.)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16353.
16. Какой из памятников архитектуры находится в том же городе, юбилею которого посвящена данная марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник культуры. Назовите князя, по указу которого был возведён этот памятник архитектуры.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) цифра, обозначающая памятник архитектуры, — 3
2) князь — Андрей Боголюбский
Каждый ответ может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16354.
17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «На первом этапе Белорусской операции необходимо было добиться окружения и скорейшей ликвидации основных группировок противника в районах Витебска, Орши, Бобруйска и Минска. После осуществления этих задач встала проблема организации немедленного преследования неприятеля и ещё большего расширения гигантского прорыва.
Я продолжал координировать действия наших войск, когда получил от Верховного Главнокомандующего указание в ближайшее время принять на фронте главу военной миссии Великобритании в СССР генерала Барроуза и главу военной миссии США генерала Дина. Цель их прибытия ко мне как к начальнику Генерального штаба Красной армии состояла в том, чтобы подробно информировать меня о ходе операции американо-английских войск в Нормандии и непосредственно на фронте ознакомиться с развитием наступления советских войск в Белоруссии».
Б) «Война в Крыму шла к концу. Мы летали бомбить Херсонес, откуда остатки немецких войск спешно удирали в Румынию.
9 мая освобождён от врага Севастополь. Тот, кто был в воздухе в ту ночь, мог любоваться сверху удивительным зрелищем: салют в честь освобождения Севастополя.
После окончания войны в Крыму мы совершили большой перелёт в Белоруссию через всю Украину. Здесь, в Белоруссии, летом должно было начаться мощное наступление советских войск.
Перелёт из Крыма в Белоруссию был сопряжён с трудностями, из которых главная — постоянная нехватка горючего для наших По-2.
Мы делали остановки на аэродромах крупных городов — Миллерово, Днепропетровск, Харьков, Орёл…»
Укажите год, когда происходили события, описанные в обоих отрывках. Укажите любой Город-герой, кроме названных в отрывках. Что, по свидетельству автора одного из отрывков, было главной трудностью при перемещении на новый участок боевых действий?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) год — 1944
2) Город-герой, например:
— Ленинград
— Одесса
— Киев
— Волгоград (во времена войны Сталинград)
— Брестская крепость (г. Брест)
— Москва
— Мурманск
— Новороссийск
— Керчь
— Тула
— Смоленск
3) ответ на вопрос: «перелёт из Крыма в Белоруссию был сопряжён с трудностями, из которых главная — постоянная нехватка горючего для наших По-2»
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16355.
18. В 1611 г. объявился самозванец, выдававший себя за сына Ивана IV Грозного царевича Дмитрия (Лжедмитрий III). В Ивангороде ему присягнули казаки, стрельцы, представители дворян и боярства. В декабре 1611 г. он въехал в Псков и был объявлен там «царём». Почему в указанный период Лжедмитрию III удалось относительно просто захватывать власть в ряде городов и добиться признания себя правителем? Укажите три причины (предпосылки).
Могут быть названы следующие причины (предпосылки):
— массовое самозванство периода Смутного времени по всей стране, быстрая смена власти в Москве облегчали кратковременный захват власти самозванцами
— в период Смутного времени псковские земли подвергались набегам шведов, поляков, центральная власть ослабела. В этих условиях Псков признал власть самозванца, надеясь на военную помощь
— представители каждой социальной группы, примкнувшие к самозванцу, пытались достичь собственных целей — в борьбе за власть, сословные привилегии, личные амбиции
— Лжедмитрий III, поддерживая миф о своём происхождении, отказался от соглашения со шведами, вступил в бой со шведскими отрядами, чем расположил к себе население городов
— Лжедмитрий III, так же, как и другие самозванцы, использовал приёмы признания его законным наследником со стороны авторитетного человека (Иван Плещеев).
Могут быть приведены другие причины (предпосылки)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16546.
19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Табель о рангах». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: закон о порядке государственной службы в Российской империи
(Смысл понятия может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.)
2) факт, например:
— Табель о рангах утверждена в 1722 г. императором Петром I
— достижение 14 класса по Табели о рангах давал право на потомственное дворянство
(Может быть приведён другой факт.)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16110.
20. Запишите один любой тезис (обобщенное оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве в экономическом положении дворян до крестьянской реформы 1861 г. и после неё по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно быть основано на одном или нескольких исторических фактах. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ запишите в следующем виде.
Тезис: __________________________
Обоснования тезиса:
1) ______________________________________________
2) ______________________________________________
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) тезис, например: после крестьянской реформы 1861 г. дворяне сохранили достаточно сильные экономические позиции, которыми они обладали до отмены крепостного права;
(Может быть сформулирован другой тезис.)
2) обоснования, например (для приведенного выше тезиса):
— после отмены крепостного права в 1861 году дворяне сохранили около половины земли, а за вторую половину они получили щедрую компенсацию, которая была им положена по «Общему положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»;
— как и до реформы, дворяне обладали правом использовать бесплатный труд крестьян: до перехода крестьян на выкуп, на помещиков как и ранее работали временнообязанные крестьяне. Кроме того, крестьяне бесплатно работали за отрезки, ссуды (отработки).
Могут быть приведены другие исторически корректные обоснования.
При оценивании засчитываются только обоснования, содержащие два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). В качестве исторических фактов не принимаются указания на совокупность событий (например: «было одержано несколько побед»)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 21131.
21. В XVI-XVII вв. были совершены Великие географические открытия. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что важную роль в географических открытиях, совершённых русскими и испанскими путешественниками в этот период, сыграли коммерческие интересы: один аргумент для России и один для Испании. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: ______________________________
Аргумент для Испании: ______________________________
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) для России, например: с целью сбора ясака, поиска колоний моржей и добычи бивней в середине XVII в. шесть кочей экспедиции Дежнёва Попова вышли из устья реки Колымы, обогнули Чукотский полуостров, вышли из Ледовитого океана в Тихий и оказались южнее устья реки Анадырь. Таким образом, экспедиция впервые прошла проливом, разделяющим Америку и Азию. Было совершено важное географическое открытие
2) для Испании, например: с целью найти западный путь к Островам Пряностей, которые были богаты очень дорогими в те времена специями, через испанские воды (доставшиеся Испании по Тордесильясскому договору 1494 г.), в первой половине XVI в. португальский мореплаватель, поступивший на испанскую службу, Фернан Магеллан преодолел пролив, названный впоследствии его именем, вышел в Тихий океан. Большая часть участников экспедиции (и сам Магеллан) погибла, но оставшиеся завершили первое плавание вокруг света, доказав таким образом существование единого Мирового океана, связывающего все континенты Земли. Это было важнейшее географическое открытие.
Могут быть приведены другие аргументы
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 15997.
ЧАСТЬ 1.
ЗАДАНИЕ 1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
ГОДЫ |
А) первое упоминание Москвы в летописи Б) Карибский кризис В) танковое сражение под Прохоровкой Г) Медный бунт |
1) 988 г. 2) 1147 г. 3) 1662 г. 4) 1941 г. 5) 1943 г. 6) 1962 г. |
ЗАДАНИЕ 2. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Крымская война
2) реформа патриарха Никона
3) падение Византийской империи
ЗАДАНИЕ 3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
А) формирование и развитие законодательства Древнерусского государства Б) реформы Избранной рады В) проведение политики «просвещённого абсолютизма» в России Г) первые революционные преобразования большевиков |
1) созыв Уложенной комиссии 2) издание Судебника Ивана III 3) созыв первого Земского собора 4) принятие Декрета о земле 5) принятие Русской Правды 6) создание Временного правительства |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ЗАДАНИЕ 4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
Нижний Новгород | _______________(А) | _______________(Б) |
_______________(В) | Строительство Транссибирской магистрали |
_______________(Г) |
Архангелогородская губерния |
_______________(Д) | 1710-е гг. |
______________(Е) | Противостояние Красной армии и Добровольческой армии генерала А.И. Деникина |
1910-е гг. |
Пропущенные элементы:
1) Псков
2) первые годы жизни М.В. Ломоносова
3) 1890-е гг.
4) 1610-е гг.
5) Омск
6) Медный бунт
7) Екатеринодар (Краснодар)
формирование Второго народного (земского) ополчения
9) 1650-е гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ЗАДАНИЕ 5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | УЧАСТНИКИ |
А) Ледовое побоище Б) Первая мировая война В) Полтавская битва Г) Московская битва |
1) М.Д. Скобелев 2) Андрей Боголюбский 3) А.А. Брусилов 4) Александр Невский 5) Б.П. Шереметев 6) В.В. Талалихин |
ЗАДАНИЕ 6. Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.
«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также в условиях громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии последнюю воссоздать не удастся, а наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны.
Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию, и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого прежде всего необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.
2) Правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК.
3) Автор телеграммы – сторонник заключения сепаратного мира с Германией.
4) Автор телеграммы поддерживал действия генерала Корнилова.
5) Большевики поддерживали действия генерала Корнилова.
6) «Решительные меры» генерала Корнилова, которые упомянуты в телеграмме, не были осуществлены.
ЗАДАНИЕ 7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «Слово о полку Игореве» Б) «Домострой» В) картина «Боярыня Морозова» Г) роман «Тихий Дон» |
1) Автор – И.Е. Репин. 2) Произведение было написано в период руководства СССР Л.И. Брежнева. 3) В создании памятника культуры принимал участие священник Сильвестр. 4) Описываемые события произошли в XII в. 5) Автору была присуждена Нобелевская премия. 6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ЗАДАНИЕ 8.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: «Данный плакат посвящён событиям тысяча девятьсот _________ года». Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Рассмотрите схему и выполните задания 9–12.
ЗАДАНИЕ 9. Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками. Ответ запишите словом.
ЗАДАНИЕ 10. Укажите имя князя, походы которого обозначены в легенде схемы цифрой «1».
ЗАДАНИЕ 11. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте.
«Князь взял столицу Хазарского каганата в дельте реки Волги. После этой победы он продолжил поход, так как у хазар было ещё несколько крупных городов. Князь повёл дружины по берегу Каспийского моря на юг, к старой столице Хазарского каганата – ____________. Это был крупный город, в котором правил монарх, имевший своё войско. Поход на этот город был скоротечен. Неприятельское войско было разгромлено и рассеяно по окрестным горам, ____________ заняли без боя. Дальше на юг киевский князь не пошёл».
ЗАДАНИЕ 12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «5» на схеме обозначен город Новгород.
2) В ходе событий, обозначенных на схеме стрелками, русское войско взяло город Перемышль.
3) В городе, обозначенном на схеме цифрой «6», согласно «Повести временных лет» принял крещение киевский князь Владимир.
4) Цифрой «3» на схеме обозначен торговый путь «из варяг в греки».
5) Цифрой «4» на схеме обозначен город Кашлык.
6) Киевский князь Олег совершил поход, обозначенный в легенде схемы цифрой «2».
ЧАСТЬ 2.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из послания российского монарха.
«Когда же мы Божьей волей с крестоносной хоругвью всего православного христианского воинства ради защиты православных христиан двинулись на Казань, и одержали победу над Казанью, и со всем войском невредимые возвращались восвояси, что могу вспомнить о добре, сделанном нам людьми, которых ты называешь мучениками? А вот что: как пленника, посадив в судно, везли с малым числом людей сквозь безбожную и неверную землю! Если бы рука Всевышнего не защитила меня, смиренного, наверняка бы я жизни лишился.
Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог дал нам тогда наследника – сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым решили, что мы уже в небытии и, забыв наши благодеяния, а того более, души свои и присягу нашему отцу и нам – не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего отдалённого родственника князя Владимира, а младенца нашего хотели погубить, подобно Ироду…
Когда же мы, по Божью милосердию, всё узнали и полностью уразумели и замысел этот рассыпался в прах, поп Сильвестр и Алексей Адашев и после этого не перестали жесточайше притеснять нас и давать злые советы, под разными предлогами изгоняли наших доброжелателей, во всём потакали князю Владимиру, преследовали лютой ненавистью нашу царицу Анастасию и уподобляли её всем нечестивым царицам, а про детей наших и вспомнить не желали.
А после этого собака и давний изменник, князь Семён Ростовский, который был принят нами в Думу не за свои достоинства, а по нашей милости, изменнически выдал наши замыслы литовским послам, пану Станиславу Довойне с товарищами, и поносил перед ними нас, нашу царицу и наших детей…»
ЗАДАНИЕ 13. Назовите автора данного документа. Укажите век, в котором он жил. Укажите его бывшего сподвижника, переписка с которым считается выдающимся примером публицистики той эпохи.
ЗАДАНИЕ 14. Какие обвинения автор выдвигает в адрес своих приближённых в данном документе? Укажите любые три обвинения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего
положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.
ЗАДАНИЕ 15. Укажите название войны, события которой изображены на марке стрелками. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
ЗАДАНИЕ 16. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период жизни исторического деятеля, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, который руководил созданием данного памятника архитектуры.
ЗАДАНИЕ 17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «На личной карте Паулюса этот дом (на площади 9 Января) был отмечен как крепость. Пленные немецкие разведчики считали, что его обороняет батальон.
Об этом доме узнала сначала наша армия, потом вся страна и, наконец, весь мир. На его защитников равнялась, как в строю, вся дивизия, о нём слагались песни и легенды.
Как это ни странно, но это четырёхэтажное жилое здание, выстроенное не из какого-либо несокрушимого материала, а из обыкновенной глины, дерева и кирпича, оказавшееся вообще малоустойчивым, вполне заслуживало того, что о нём писали или рассказывали.
Да, это был «дом-крепость», его обороняли бойцы, каждый из которых стоил целого отделения, а то и взвода противника, и слава о них не померкнет в веках».
Б) «Недалеко от вокзала мы встретили комиссара сапёрной части.
Радость: комиссар знает, где командный пункт армии. Он и проводил нас до подножия Мамаева кургана.
Оставив машину, на курган поднялся пешком, цепляясь в темноте за кусты, за какие-то колючки. Наконец долгожданный окрик часового:
– Стой! Кто идёт?
Командный пункт. Овраг, свежевырытые щели, блиндажи. Мамаев курган! Мог ли я тогда предполагать, что он станет местом высшего напряжения боёв, что здесь, на этом клочке, не останется ни одного живого места, не перекопанного взрывами снарядов и авиабомб?
Вот и блиндаж начальника штаба армии генерал-майора Николая Ивановича Крылова».
Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка.
Укажите кодовое название одной любой операции, проведённой Красной армией в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на высокие боевые качества советских воинов.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
ЗАДАНИЕ 18. В 1830–1831 гг. произошло восстание в Царстве Польском, которое было подавлено русскими войсками. Укажите три любых последствия этого восстания.
ЗАДАНИЕ 19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «закуп».
Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
ЗАДАНИЕ 20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов).
При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:…
Обоснования тезиса:
1)…
2)…
ЗАДАНИЕ 21. В том же десятилетии, когда в России было отменено крепостное право, в США было отменено рабство. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события повлияли на дальнейшую внутреннюю политику правительств в странах, где они произошли: один аргумент для России и один для США.
При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России:…
Аргумент для США:…
Задание № 4249
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «Слово о полку Игореве» | 1) Автор – И.Е. Репин. |
Б) «Домострой» | 2) Произведение было написано в период руководства СССР Л.И. Брежнева. |
В) картина «Боярыня Морозова» | 3) Автор – священник Сильвестр. |
Г) роман «Тихий дон» | 4) Описываемые события произошли в XII в. |
5) Автору была присуждена Нобелевская премия. | |
6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола. |
Показать ответ
Комментарий:
А) События, описываемые в древнерусской поэме «Слово о полку Игореве», происходят в XII в. (в 1185 г.).
Б) Автором книги «Домострой» (сборника правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы) является советник Ивана IV Грозного священник Сильвестр.
В) Картина «Боярыня Морозова» (художник В.И. Суриков) иллюстрирует события церковного раскола в России в XVII в. Боярыня Ф.П. Морозова была сподвижницей протопопа Аввакума, за что в итоге была сослана в монастырь, где и умерла.
Г) Автору романа «Тихий Дон» М.А. Шолохову (1905-1984) была вручена Нобелевская премия по литературе в 1965 г.
Ответ: 4365
Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Условие
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Памятники культуры | Характеристики |
А) «Слово о полку Игореве» Б) «Домострой» В) картина «Боярыня Морозова» Г) роман «Тихий Дон» |
1) Автор – И.Е. Репин. 2) Произведение было написано в период руководства СССР Л.И. Брежнева. 3) Автор — священник Сильвестр. 4) Описываемые события произошли в XII в. 5) Автору была присуждена Нобелевская премия. 6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответы
Источник: «История. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. И. А. Артасов,О. Н. Мельникова
Рассказать друзьям
Лучшие онлайн-курсы для подготовки к ЕГЭ
Лучшие репетиторы для сдачи ЕГЭ
Комментарии
Задавайте ваши вопросы и помогайте друг другу в решении задач
Комментарии содержащие в себе рекламу, нецензурную лексику и не относящиеся к тематике сайта будут удалены
Лучшие репетиторы для сдачи ЕГЭ
© 2016—2023
Все права защищены.
Служба поддержки портала