Я студент Парижского университета эпохи Средневековья
Скачать 3,37 Mb.
|
Связанные:
Задания 1-6
Идеалом монашеского воспитания провозглашалось … нравственное воспитание, под которым понималось воспитание «чистоты сердца» путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля над желаниями, мыслями, поступками.
Автором учебного руководства для монахов, создателем первых средневековых учеьников по арифметике, логике, музыке и др. являлся … авторитетный богослов и педагог Флавий Кассиодор.
Он сыграл важную роль в создании новой иделогии обучения и воспитания … сыграл философ и теолог Фома Аквинский. Он попытался соединить светское знание и христианскую веру. Основной трактат … Гюго сен-Викторского — педагогический трактат «Дидаскаликон».
Один из известных французских ученых Пьер Абеляр … предложил оригинальный метод «да — нет», заключавшийся в сопоставлении разных точек зрения в дискуссиях и комментариях.
Автором произведения «Об обучении детей благородных особ», является … наставник детей французского короля Винсент де Бове.
Задание 4.
Малые школы – это учебные заведения элементарного образования. В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол, магнискола) обучал всем предметам. По мере возрастания числа учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение.
Большие школы – учебные заведения повышенного образования. В больших школах кроме учителей за порядком надзирали циркаторы.
Внутренняя школа – школа, которая готовила служителей культа.
Внешняя школа – школа, в которой обучали мирян.
Задание 5.
В конце XIII–XV вв. продолжался процесс выхода школьного образования за стены церквей и монастырей. В первую очередь это выразилось в развитии ранее появившихся в недрах церковного образования так называемых городских школ, деятельность которых тесно связана с ростом городов, укреплением социальных позиций горожан, нуждавшихся в близком их жизненным потребностям образовании.
Развитие городских школ происходило по-разному, например, путем трансформации приходских школ. Так возникали, например, в Париже малые школы. В 1292 г. насчитывалось 12 таких школ, в том числе одна для девочек, в 1380 г. – 63 школы, включая 22 женских. В них учились дети представителей высших сословий. К окончанию обучения приобретали умения читать, писать и считать; немного знали латинскую грамматику. Выпускник получал звание клирика, что в дальнейшем позволяло ему стать учителем или священнослужителем.
Городские школы рождались и из системы ученичества, из цеховых и гильдейских школ, а также школ счета для детей торговцев и ремесленников. Возникавшие в XIII–XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение велось на родном языке. Сходная программа была и у возникавших тогда же гильдейских школ. Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языках, а также аналогичные учебные заведения для девочек.
Городским школам пришлось преодолевать жесткий надзор церкви. Католическая церковь справедливо видела в них опасных конкурентов церковному образованию. Церковники урезали программы, утверждали кандидатуры учителей. Постепенно города избавлялись от подобной опеки, отвоевывали право определять программу, назначать преподавателей.
Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого часто именовали ректором. Тогда на улицах можно было увидеть, например, такое объявление: «Кто желает научиться быстро читать и писать, тот может этому здесь выучиться за небольшое вознаграждение». Ректор сам подбирал себе помощников. Учителями поначалу становились прежде всего духовники, позже – бывшие студенты университетов. Учителя получали плату деньгами и натурой (оплата производилась нерегулярно и была меньше, чем в церковных школах). По истечении контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали работу в другом месте. В результате возникла особая социальная группа – бродячие учителя.
Программа городских школ по сравнению с программой церковных заведений носила более прикладной характер. Кроме латыни, изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки.
Происходила определенная дифференциация городских школ. Часть из них, например, школы счета, давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Литература для
самостоятельной работы:
-
Джуринский, А.Н.
История образования и педагогической
мысли [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.:
ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-300с. -
Джуринский, А.Н.
История педагогики [Текст]/ А.Н.Джуринский.-
М.: Владос, 2000.- 432с. -
Джуринский, А.Н.
Педагогика: история педагогических
идей [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.:
Педагогическое общество России,
2000.-352 с. -
История образования
и педагогической мысли за рубежом и в
России [Текст] /под ред. З.И.Васильевой.-
М.: Академия, 2001.- 416с. -
История педагогики
и образования [Текст]/под ред. А.И.Пискунов
/ А.И.Пискунов, Р.Б. Вендеровская,
В.М.Кларин и др..- М.: Сфера, 2001.- 512с. -
История педагогики.
Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном
обществе до середины XVII
в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.-
Сфера, 1997.- 192с. -
История педагогики.
Ч. 2. С XVII
в. до середины XX
в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М. —
Сфера, 1997.- 304с. -
Коджаспирова,
Г.М. История образования и педагогической
мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты
[Текст]/ Г.М. Коджаспирова.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,
2003.-224 -
Латышина, Д.И.
История педагогики. Воспитание и
образование в России (x
в. – начало
xx
в.) [Текст]
/ Д.И. Латышина.- М.: ФОРУМ, 1998.- 584 с. -
Образ человека в
зеркале гуманизма: Мыслители и педагоги
эпохи Возрождения о формировании
личности (XIV-XVII
вв.) [Текст] / сост. Н.В. Ревякина, О.Ф.
Кудрявцева.- М.: Изд-во УРАО, 1999.- 400 с. -
Романюк, Л.В.
Практикум по истории общей и дошкольной
педагогики [Текст] / Л.В.Романюк, Э. В.
Онищенко // М.: ВЛАДОС, 2001.- 176 с. -
Хрестоматия по
истории зарубежной педагогики [Текст]
/сост. А.И.Пискунов.- М.: Просвещение,
1981.-528с.
Тема:
Педагогическая мысль в эпоху раннего
средневековья
В результате
изучения темы необходимо знать:
-
идеал
и особенности монашеского воспитания; -
цель
и особенности рыцарской системы
воспитания; -
виды
школ, возникших в раннем средневековье; -
названия
и даты возникновения первых средневековых
университетов, особенности их развития; -
основные
педагогические идеи мыслителей того
времени (Пьер
Абеляр, Винсент Бове, Фома Аквинский) -
значение
средневековой школы и педагогики для
последующего развития образования; -
характерные
черты педагогики средних веков.
В результате
изучения темы необходимо уметь:
-
путем
анализа и сравнения выделять главные
особенности различных педагогических
систем; -
на
основе обобщения определять характерные
черты педагогики того времени. -
составлять
структурно-логические схемы. -
точно
и грамотно формулировать свои ответы,
доказывать свою точку зрения, дополнять
и оценивать ответы сокурсников.
Задание
1.
Составьте
структурно логическую схему: « Виды
учебных заведений воспитания в эпоху
средневековья в странах Западной
Европы»,
кратко
описав виды, содержание, методы, формы
обучения и воспитания.
Задание
2.
Опираясь
на исторический материал, напишите
мини-сочинение на тему «Я — студент
Парижского университета эпохи
Средневековья».
Задание
3.
Закончите предложения:
-
Идеалом монашеского
воспитания провозглашалось… -
Автором учебного
руководства для монахов, создателем
первых средневековых учебников по
арифметике, логике, музыке и др. являлся… -
Он сыграл важную
роль в создании новой идеологии обучения
и воспитания. … попытался соединить
светское знание и христианскую веру.
Его основной трактат … -
… предложил
оригинальный метод «да — нет»,
заключавшийся в сопоставлении разных
точек зрения в дискуссиях и комментариях. -
Автором произведения
« Об обучении детей благородных особ»,
является…
Задание
4.
Заполните таблицу: « Сословное семейно-
домашнее воспитание»
Система ученичества |
Рыцарское |
|
1.Обучающееся |
||
2.Срок обучения |
||
3. Содержание |
||
4. Кем становился |
Задание
5.
Поясните понятия:
Большие школы —
это ….
Малые школы
– это…
Внутренняя
школа – это…
Внешняя
школа – это …
Задание
6.
Дополните схему: «Содержание образования
в церковной школе повышенного типа».
Объясни, почему подчеркнуты именно эти
предметы?
Программа
«Семь …….искусств»
↓
↓
Тривиум
……
↓
↓
Грамматика,
…, … Арифметика, …, …, музыка
Задание
7.
Перечислите виды городских школ. Назови
особенности их функционирования.
Задание
8. Определите профильные направления
университетов. Соедини стрелками.
Парижский |
каноническое |
Оксфордский |
гражданское |
Орлеанский |
математика и |
Университет в |
римское право |
Университеты |
теология и |
Университеты |
медицина |
Задание
9.
Кратко сформулируйте значение
средневековой
школы и педагогики для последующего
развития образования.
Тема:
Педагогика эпохи Возрождения
В результате
изучения темы необходимо знать:
-
основные идеи
эпохи Возрождения; -
основные идеи
итальянского гуманиста Томазо Кампанеллы
(трактат «Город солнца»); -
сюжет и смысл
книги Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»; -
педагогические
идеи М.Монтеня; -
дидактические
проблемы и проблемы нравственного
воспитания Х.Л. Вивеса; -
педагогические
труды и идеи Эразма Роттердамского; -
гуманистические
идеи английского мыслителя Т.Мора.
В результате
изучения темы необходимо уметь:
-
самостоятельно
обрабатывать и структурировать
информацию; -
составлять план
ответа; -
оценивать свою
деятельность.
Задание 1. Закончи
предложение:
Эпоха Возрождения
называется так, потому что…
Гуманисты эпохи
Возрождения выдвигали на первое место
культ …
Величайшей ценностью
в эпоху Возрождения было принято…личности.
Отношение к телесным
наказаниям было …
Процесс обучения
понимался как сознательный,….и….
Если средневековая
школьная традиция почитала, прежде
всего, философию Аристотеля, то теперь
на первое место выходят идеи Платона.
Задание 2 . Заполни
таблицу, используя утопию Т.Кампанеллы
«Город Солнца»
Основные идеи |
|
Система управления |
|
Система воспитания |
|
Система образования |
|
Трудовое воспитание |
Задание 3.
Сделайте иллюстрации
к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Поясни эти
иллюстрации с использованием цитат.
Задание 4. Напишите
сочинение на тему «Идеи М.Монтеня,
которые я буду использовать в своей
педагогической практике».
Задание 5.
Определите,
характеристики каких философов и
педагогов приведены ниже.
-
Педагог — гуманист,
философ, учитель дочери английского
короля, оставил огромное количество
учеников почти во всех странах Европы,
назван современниками вторым Квинтилианом,
автор первого в истории педагогики
трактата о воспитании женщины, ему
принадлежит выдвижение принципа
природосообразности в воспитании
детей. -
Социалист-утопист,
27 лет находился в тюрьме как бунтарь и
еретик, мечтал о создании мирового
государства экономического и политического
равенства. -
Христианский
гуманист, окончил Парижский университет,
друг Т.Мора, впервые в мировой педагогике
показал воспитание как форму становления
и развития человека, отстаивал природное
равенство людей.
Задание 6. Назовите
основные педагогические
труды Э.
Роттердамского.
Задание 7.
Составьте
развернутый план ответа по теме
«Педагогика Э. Роттердамского».
Задание 8.
Составьте
ответ по следующей схеме.
Педагогические
идеи Т.Мора
Основное произведение.
Право на обучение.
Образование женщин.
Язык преподавания
и круг учебных предметов.
Физическое
воспитание.
Нравственное
воспитание.
Трудовое воспитание.
Задание 9. Сделайте
анализ собственной работы, ответив на
вопросы.
Какие чувства и
ощущения возникали у меня во время
работы?
Каковы мои главные
результаты по данной теме?
Благодаря чему
мне удалось их достичь?
Какие трудности
встретились во время выполнения заданий,
и как я их преодолевал?
Мои вопросы,
возникшие в связи с этой темой.
Тема: Реформация
и её влияние на образование и воспитание
В результате
изучения темы необходимо знать:
-
временные границы
движения Реформации; -
направления
реформаторского движения и их сторонников -
идеи реформаторского
движения.
В результате
изучения темы необходимо уметь:
-
самостоятельно
обрабатывать и структурировать
информацию; -
оценивать свою
деятельность.
Задание 1. Подберите
к данной теме эпиграф, который отражает
суть движения реформации.
Задание 2.
Напишите реферат по данной теме.
Задание 3.
Составьте кроссворд по теме.
Задание 4.
Выделите и запишите свои основные
знания, умения, навыки, способы
деятельности, способности, связанные
с изучением данной темы.
Дайте им оценку в
выбранной вами форме.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Глава 3. Воспитание и школа в странах западной европы в эпоху раннего средневековья
3.1. Общий взгляд
В 476 г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя. Эта дата – точка отсчета европейского средневековья, которое завершилось в XVII в. В эту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школ и воспитания того времени. Первым – и едва ли не главным – фактором была христианская традиция, другим – влияние античной традиции (школьные программы, комментированное обучение, гуманистические идеалы воспитания). И наконец, ментальность личности средневековой эпохи невозможно представить без варварской, дохристианской, традиции. В противоположность индивидуальному, интеллектуальному воспитанию она основывалась на концепции, что человека надлежит интегрировать в определенный клан. Влияние этой традиции хорошо ощущалось, особенно в эпоху раннего средневековья. С ней всячески боролась христианская церковь. «Разница между христианином и варваром точно такая же, как между двуногими и четвероногими, говорящими и бессловесными существами», – писал один из христианских авторов V в.
Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII в. сословная структура стала еще более дифференцированной. Каждое сословие имело в собственных глазах и глазах остального общества определенный имидж. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбие, аристократии – воинская доблесть, духовенства – благочестие и пр. Таким образом, общество представляло собой конгломерат социально-культурных типов, который должна была формировать система образования. Представители сословий видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Вот почему универсальной педагогической идеей и практикой, принятой в средневековой Европе, стало ученичество.
3.2. Философско-педагогическая мысль
Философско-педагогическая мысль европейского средневековья главную цель образования видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судия. Вместе с тем воспитание являлось своеобразным сплавом религиозного и светского начал. Последнее предполагало необходимость освоения земного знания и мудрости. Христианское воспитание было обращено непосредственно к ребенку, но, будучи корпоративным, одновременно было направлено на воспроизводство сословной морали.
Носителями христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви. В ее методах заметно присутствие элемента авторитарности (идея «господства авторитетов»). Идеалом являлась усредненная верующая личность. Многие идеологи христианства с неприязнью, которая нередко переходила в открытую враждебность, относились к античному – «языческому» воспитанию. «Негоже одними и теми же устами возносить хвалу Юпитеру и Иисусу Христу», – писал папа Григорий I (VI в.), требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу.
Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего средневековья. Идеалом монашества провозглашалось нравственное воспитание «чистоты сердца» путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля желаний, мыслей, поступков. Это не исключало и необходимости приобретения светских знаний. Не случайно, что учебное руководство для монахов, созданное авторитетным богословом и педагогом Флавием Кассиодором (490 – 583), именовалось «Введение в изучение божественных и мирских наук».
Католическая церковь – духовный центр средневекового общества – с одной стороны, отвергала античную образовательную традицию как «языческую» и «дьявольскую» мудрость, предпочитая знанию невежество. С другой стороны, уже в мрачные времена раннего средневековья существовала небольшая группа христианских богословов и педагогов, которые стремились спасти остатки греко-римской образованности.
Ученый мир раннего средневековья не забыл античных традиций. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями V–VI вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания. Именно так поступили Августин (354 – 430), предложивший модель обучения клириков, Боэций (ок. 480 – 524) и Кассиодор, создавшие первые средневековые учебники по арифметике, логике, музыке и т. д., программы средневековых учебных дисциплин – семи свободных искусств, истоки которой уходят в римскую эпоху. Не были забыты постулаты античной педагогики. Так, в трактате «Формулы благородной жизни» архиепископа Мартина де Брага (VI в.) рекомендовалось строить воспитание на заповедях, в свое время сформулированных стоиками: благоразумие, осторожность и осмотрительность, мужество, справедливость и воздержанность.
Важную роль в развитии педагогической мысли раннего средневековья сыграла схоластика (от латинского scola – школа). Будучи универсальной философией и теологией, она господствовала в общественной мысли Западной Европы в течение XI – начала XVI в. Как философия она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, как педагогика – подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью дать учащимся совершенное систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мысли.
Рекомендуемые материалы
В раннюю эпоху (по крайней мере до XII–XIII вв.) схоластика, в недрах которой развивалась педагогическая мысль, сыграла определенную положительную роль. «Эта была сильная, отважная рыцарская наука, ничего не убоявшаяся, схватившаяся за вопросы, которые далеко превышали ее силы, но не превышали ее мужества» – так пишет об этом русский историк Т. Н. Грановский.
Схоластика выработала культурные ценности, опиравшиеся на аристотелизм и христианское богословие. Важную роль в создании новой идеологии, в том числе обучения и воспитания, сыграл философ и теолог Фома Аквинский (1225/26- 1274). Он попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. В дальнейшем сочинения Фомы Аквинского были одним из главных источников изучения богословия в средневековой школе.
Примером блестящего схоласта был французский богослов и педагог Пьер Абеляр (1079–1142). В 24 года он преподавал в Парижской кафедральной школе. Красноречие Абеляра привлекало сотни слушателей. У него учились логике мышления, искусству спора. Обладатель живого ума, Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание – прежде всего результат самостоятельной работы, подвигал учеников на творчество. «Недостаток нашего времени, что мы думаем, будто нельзя уже изобретать», – говорил Абеляр.
На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам, кроме Абеляра, можно отнести ряд других богословов и педагогов. Каждый из них внес свою лепту в развитие европейской традиции воспитания и обучения.
Так, глава Парижской кафедральной школы, автор «Дидаскалиона» (трактата о системе средневековой образованности) Гуго Сен-Викторский (1096–1141) фактически свел воедино тогдашние знания по преподаванию в высшей школе. Он неразрывно увязывал религиозное и светское начала в воспитании. Речь шла о «спасении души» и богоугодном образовании. Автор «Дидаскалиона» утверждал, что логика, математика, физика и иные мирские науки «также учат истине», будучи, однако, бессильны достичь христианской истины. Гуго Сен-Викторский оставил важные дидактические рекомендации, в частности, о целесообразности изучения прежде всего сущностного знания («не умножай боковые тропинки, пока не пройдешь по главному пути»).
Наставник детей французского короля, автор трактата «О воспитании знатных детей» Винсент де Бове (1190–1264) в воспитании ставил на первое место нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать внимание детей шуткой и играми.
Винсент де Бове обратил внимание на специфические качества детей, которые необходимо учитывать в воспитательном процессе (незлобивость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх). Он призывал педагога действовать убеждением и принуждением, считая телесное наказание крайней мерой. Бове принадлежит тезис о целесообразности взаимосвязи интеллектуального и нравственного воспитания («что пользы видеть дорогу, если нет знания, как идти по ней»).
Гуманистические мотивы слышны и у другого французского педагога, канцлера Парижского университета Жана Шарля Герсона (1363–1429). В трактате «Приведение детей к Христу» он призывает наставников к кротости и терпению («детьми легче руководить ласками, нежели страхом»).
Смелыми для своего времени были предложения по обучению испанского мыслителя Раймонда Луллия (ок. 1235 – ок. 1316). Он считал, что начинать обучение надо на родном языке (в ту I эпоху латынь была альфой и омегой обучения), приучать детей к труду, давать с детства навыки профессии («я нахожу весьма, привлекательным обычай мусульман учить детей профессии»).
3.3. Воспитание и обучение
В практике воспитания и обучения раннего средневековья причудливо переплелись языческая (варварская), античная и христианская традиции.
Следы варварского воспитания и обучения сохранялись в раннефеодальную эпоху. Так, в Галлии, где к V в. фактически исчез институт друидов – языческих жрецов, выполнявших функции наставников и учителей, – варварские традиции, особенно нравственного, физического, военного воспитания, сохранялись длительное время. Будучи верен таким традициям, король остготов Теодорих (ок. 454 – 526) возражал против того, чтобы готская знать ограничивалась лишь интеллектуальным римским образованием, и напоминал своим подданным, что их долг – приучать мальчиков к военному делу, укреплять их физически.
Длительное время жили традиции варварского воспитания на Севере Европы. Из саг XIII в. мы узнаем, что у скандинавов существовало только домашне-семейное воспитание. Мальчики и девочки до семилетнего возраста находились на попечении матери. Затем мальчики переходили под руководство отца, других мужчин семьи и рода. Программа воспитания мальчиков, подростков и юношей включала в обязательном порядке физические упражнения, которые одновременно готовили к крестьянскому труду (рыбака или хлебопашца) и профессии воина.
Нордическая педагогическая традиция исключала профессию жрецов наподобие друидов. Вот почему умственное воспитание (варварское право, генеалогия родов, мифология, руническое письмо как магический феномен) давали старейшины семьи и рода. Идеалом воспитания считали достижение ряда физических и интеллектуальных достоинств. Ярл (правитель) Орхад Рогнвалдр Кали (ум. в 1158 г.) перечисляет следующие достоинства-умения: игру в шахматы, знание рун, работу по металлу, бег на лыжах, стрельбу из лука, владение мечом и копьем, игру на арфе, знание поэзии.
Варварские традиции лучше всего сохранялись в семейно-домашнем воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При этом оно имело свои сословные черты и особенности. В наиболее организованном виде сословное домашне-семейное воспитание было представлено в системе ученичества и рыцарского воспитания.
Ученичество являлось основной формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную плату одного-двух учеников, которые становились даровыми работниками. Последнее обстоятельство подвигало мастера увеличивать срок обучения (в XIV–XV вв. оно длилось восемь-десять лет). Во многих договорах об ученичестве оговаривалось, что мастер позволял посещать ученику в течение года или двух лет школу или сам брался выучить его грамоте. Завершивший учебу становился подмастерьем, работая у мастера за плату, пока не открывал собственное дело.
Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к иному пути формирования подрастающего поколения – рыцарскому воспитанию. Идеал рыцарского воспитания включал жертвенность, послушание и одновременно личную свободу. В этом идеале был заложен мотив превосходства над остальными сословиями. В феодальной среде было распространено презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение собственных стихов и игра на музыкальном инструменте. Юношей обучали прежде всего военному искусству. Вот как об этом говорится в англооаксонском эпосе «Беовульф» (VI в.): «С детства наследник добром и дарами дружбу дружины должен стяжать… ратное дело (ему) с детства знакомо». Юным феодалам полагалось постичь воинскую науку и весь круг необходимых в жизни знаний и умений при дворе сюзерена. Педагогами обычно служила придворная челядь. Приглашались для обучения музыканты и поэты (менестрели, трубадуры, мейстерзингеры). С семи лет мальчики приобретали знания и, умения, будучи пажами при супруге сюзерена и ее придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом нравственности, силы, мужества, воспитанности Пажи и оруженосцы должны были усвоить «основные начала любви, войны и религии». К «началам любви» относились вежливость, доброта, великодушие, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воздержанность в гневе, еде и пр. «Началами войны» назывались воинские профессиональные умения. Ближе к завершению службы оруженосца на первый план ставилось религиозное воспитание. В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах, поединках, пирах и пр.
В средневековом эпосе («Парсифаль», «Тристан и Изольда», «Бедный Генрих» и пр.) мы находим образцы рыцарского воспитания, противостоявшие авторитарной и грубой педагогической традиции («пичкать юношество наше лишь березовою кашей – значит грубость в нем питать и от чести отвращать»).
Рыцарское сословие постепенно приходило в упадок. Ушла традиция рыцарского воспитания, но не бесследно. Так, «кодекс чести», идеи эстетического и физического развития юных рыцарей переступали узкосословную грань и питали идеалы гуманистической педагогики Возрождения.
После распада Римской империи в школьном деле поначалу существовали традиционные и сравнительно новые формы. К первым относились школы грамматиков и риторов, ко вторым – церковные школы, обучение феодальной знати.
Античные школы исчезли не сразу. Так, король Теодорих и его наследники (V в.), проводя курс на сближение остготской и итало-римской знати, материально поддерживали труд грамматиков и риторов. Во Франкском государстве при династии Меровингов (V–VII вв.) в Галлии, Аквитании, Бургундии действовали школы, ученые кружки, где изучались латинские риторика и грамматика, римское право. При дворе собирались любители греко-римской литературы. По примеру римских императоров была основана дворцовая школа (scola palatina). Северофранкская знать в конце VI в не только изъяснялась, но и писала по-латыни.
К VII в., однако, школы античного типа полностью исчезли. Произошло это в силу ряда причин – постоянные войны, отсутствие кадров преподавателей, конкуренция церковных учебных заведений, но главное – потому, что распалось античное общество, которое обслуживали эти школы.
Вновь организованные церковные школы стали восприемниками античной традиции, наиболее приметным проявлением которой (хотя и искаженная) была латынь, ставшая языком образованной средневековой Европы. Следы античности мы находим в программах («тривиум» и «квадривиум»), методах средневековой школы.
На протяжении V–XV вв. церковные школы сначала были единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы.
Школьное дело в V–VII вв. оказалось в плачевном состоянии. В варварских государствах повсеместно царили неграмотность и невежество. Жизнь едва теплилась в немногочисленных церковных школах. Говоря о подобном упадке, один из образованных свидетелей той эпохи писал: «Молодые люди не учатся. У преподавателей нет учеников. Наука ослабела и умирает».
Неграмотной была верхушка общества. Так, основатели династии Меровингов не умели даже писать по-латыни. При первых Каро-лингах (VIII в.) знать была неграмотной. Один из основателей династии, Карл Великий (742 – 814), оставался невеждой до30 лет.
Между тем потребность в грамотных чиновниках и священнослужителях увеличивалась.
Католическая церковь стремилась исправить положение. Духовные соборы в Оранже и Валенсе (529 г.), шестой Вселенский собор (681 г.) принимали обращения о необходимости создания школ. Но эти призывы были безрезультатны.
Инициировать развитие образования попытались светские власти. Заметную роль в этом сыграл создатель обширной империи Карл Великий. Он пригласил ко двору учителей и ученых-монахов из Англии, Ирландии, Италии (Алкуин, Теодульф, Павел Диакон и др.). Монахи составили т. н. «Каролингский минускул» – легкочитаемое латинское письмо. Альбин Алкуин (735 – 804) подготовил для Карла «Письмо об изучении наук» и трактат «Всеобщее увещевание», где обосновывалась необходимость всеобщего обучения и подготовки учителей.
Сам Карл в 30 лет сделался школяром. Спустя два года он освоил латинскую грамоту и начала астрономии, стал сведущ в риторике и литературе. Карл вдохнул новую жизнь в созданную при Меровингах дворцовую школу. Ей было дано громкое имя «академия». Академия вела кочевой образ жизни, переезжая с места на место вместе с двором. Но основной резиденцией оставалась столица империи Аахен. Учениками были дети Карла, приближенных императора, высших лиц церкви. В виде исключения могли обучаться выходцы из более низких сословий. В Академии получали элементарное образование, а также изучали классическую латынь, теологию, римских авторов (Вергилий, Гораций, Цицерон, Сенека). Академия культивировала высокую по тогдашним меркам образованность. Вот как характеризовал в поэтической аллегории такую образованность монах Теодульф: «У корней древа познания сидит матерь познания грамматика. Ветви древа – риторика и диалектика. Тут же находятся логика и этика. На другой стороне древа – арифметика, геометрия с циркулем в руке, астрономия в диадеме с изображением неба и музыка, бряцающая на лире».
Карл был одним из первых крупных политических деятелей средневековой Европы, кто осознал роль школы как орудия государственности. Он всячески поощрял учреждение церковных школ. В специальных капитуляриях (787 и 789 гг.) приходам и епископствам предписывалось открывать школы для всех сословий, где учили бы «символу веры и молитвам». Это была, по сути, одна из первых попыток организовать в Европе обязательное и бесплатное элементарное обучение.
Но результата акции Карла не дали. Вскоре после его кончины перестала существовать дворцовая школа. Среди светских феодалов вновь возобладало отрицательное отношение к книжной культуре и образованности. Островками знания в море невежества остались церковные школы. Тем не менее начало было положено. Не случайно и сегодня во Франции как школьный праздник отмечают «День святого Карла» в память о просветительской деятельности одного из первых королей франков.
В раннесредневековой Европе сложились два главных типа церковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.
Церковные школы существовали уже к V в. Они были доступны прежде всего высшим сословиям. Школы готовили служителей культа (внутренняя школа) и обучали мирян (внешняя школа). Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, повышенного образования – большими школами. Учились только мальчики и юноши (в малых школах – 7–10-летние, в больших школах – более взрослые).
В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол, магнискола) обучал всем предметам. По мере увеличения количества учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В больших школах, кроме учителей, за порядком надзирали циркаторы.
Епископальные (кафедральные) школы до IX в. являлись ведущим типом церковных учебных заведений. Наиболее известными были школы в Сен-Дени, Сен-Жермене, Туре, Фонтенеле (Франция), Утрехте (нынешние Нидерланды), Люттихе (современная Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других.
В течение IX в. школы при епископствах и кафедральных соборах переживают упадок. В числе причин этого можно назвать разорительные набеги норманнов, конкуренцию монастырских школ. Однако в X в. рост сети епископальных и кафедральных школ возобновился. Например, во Франции вновь возникли подобные учреждения в Суассоне, Вердене, Реймсе, Шартре, Париже (школы Нотр-Дама и Святой Женевьевы). В числе основателей этих школ можно указать Лефранка (1005–1089).
Среди создателей первых монастырских школ средневековья выделялся Кассиодор. В монастыре, настоятелем которого он был, работала школа с библиотекой.
Заметно отличались монастырские школы Англии и Ирландии. Последняя слыла у современников «островом ученых». Ирландские и английские монахи (среди наиболее известных – Алкуин) создали довольно обширную учебную литературу по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе, участвовали в школьных реформах континентальной Европы (Алкуин, например, как уже сказано, был ближайшим советником Карла Великого).
Первые монастырские школы в раннефеодальной Европе были учреждены орденом анахоретов. Орден был создан монахом Бенедиктом Нурсийским (480 – 533) в 529 г. Это событие выглядело ответом на призыв соборов глав католической церкви к открытию школ. Бенедиктинцы взяли за образец опыт Кассиодора. В монастырях анахоретов поначалу обучали будущих членов ордена. В этом случае родители отдавали 7-летних мальчиков («посвященные дети») на попечение ученых монахов. Затем было организовано и обучение мирян, т.е. внешняя школа. Бенедиктинцам европейская школа обязана тем, что латынь на многие столетия стала единственным языком ученых и преподавания.
В течение шести веков монастырские школы бенедиктинцев оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. В конце VIII в., например, в Западной Европе существовало до 15 тыс. монастырей св. Бенедикта, при каждом из которых действовала школа. Особую известность приобрели в это время школы бенедиктинцев в Рогенсбурге, Тюрлингене, Гессене (Германия).
К XIII в. влияние бенедиктинцев на духовную жизнь падает. Средневековое общество справедливо обвиняло многих членов ордена в разврате и излишествах.
Первенство в организации монастырских школ захватил орден капуцинов – францисканцев (создан в 1212 г.) и доминиканцев (создан в 1216 г.). У капуцинов обучались по преимуществу дети высших сословий. Во главе учебных заведений ордена стояли видные богословы – Роджер Бэкон (ок. 1214–1292), Фома Аквинский (1225/26–1274).
Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Так, в школах повышенного типа, руководствуясь установками христианского аскетизма и благочестия, предпочитали изучать Сенеку, а не Цицерона, Катона, а не Эзопа или Вергилия и т. д. «Для вас достаточно священных поэтов. Нет основания загрязнять умы излишествами стихов Вергилия», – говорил Алкуин своим учениками кафедральной школы в Туре
По тем же причинам почти в полном пренебрежении было физическое воспитание. Христианские учителя руководствовались догматом: «Тело – враг души».
Впрочем, нельзя говорить, что школа совсем забыла, что имеет дело с детьми. Порой устраивались «дни веселья», когда разрешались игры, борьба и пр. Хотя формально каникул не существовало, дети могли отдохнуть от учебы во время многочисленных церковных праздников.
В школах царили жестокие наказания: голод, карцер, избиения. До XI в. учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине, позже – по голому телу. В XIV–XV вв. розгу, палку и плеть сменил бич. В XV в. этот бич стал вдвое длиннее, чем в предшествующее время. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело. Так, Карл Великий в одном из своих капитуляриев требовал лишать нерадивых учеников пищи. Науку предлагалось вбивать кулаками. Характерно, например, что название популярного в те времена учебника по грамматике «Берегущая спину» как бы предупреждало нерадивых о неотвратимом физическом наказании. Призывы некоторых деятелей церкви (в частности, Ансельма Кентерберийского (1033 – 1109) хоть как-то умерить вакханалию наказаний педагоги не слышали.
Подавляющее число церковных школ ограничивалось рудиментарным образованием. В школах бенедиктинцев три года учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных ритуалов. Немного шире была программа аналогичных школ капуцинов, которая знакомила с религиозным учением и давала общую подготовку (письмо, счет, пение); иногда к этому добавляли начала астрономии.
Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтирь. Абецедарием называлось пособие, напоминающее современный букварь. Оно приобщало учеников к основам христианской веры, которые они сопоставляли с устными наставлениями на родном языке. При изучении Абецедария происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и тех, кто продолжал учебу. Псалтирь заучивали сначала наизусть, затем (после усвоения алфавита) читали.
Затем учили письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой (стило), т.е. так же, как в античную эпоху Лишь избранные использовали весьма дорогой пергамент (до VI в.), перья и чернила из сажи (чернильницы изготовлялись из рогов животных).
Считать учили по пальцам рук и ног, с помощью определенных жестов. Например, прижатая к груди левая рука означала цифру 10 тысяч, скрещенные руки – 100 тысяч.
Церковные школы, где давалось повышенное образование, исчислялись единицами. Несколько таких школ, например, было в конце VIII в. в Англии, Ирландии и Шотландии. Ряд церковных школ превратился в крупные учебные центры. Так, в начале XII в. в Парижской богословской школе, по свидетельству современников (вероятно, несколько преувеличенному), учились до тридцати тысяч студентов, в том числе 20 будущих кардиналов и 50 будущих епископов.
Обучали в церковных школах повышенного образования по программе семи свободных искусств. Первые формулы такой программы для средневековой Европы выработали философы-педагоги Марциан Капелла (410 – 427), Боэций, Кассиодор, Исидор (570 – 636), Алкуин. Их учебники по программе семи свободных искусств пользовались популярностью вплоть до XIV в. Канон семи свободных искусств обычно включал следующие дисциплины: грамматику (с элементами литературы), диалектику (философию), риторику (включая историю), географию (с элементами геометрии), астрономию (с элементами физики), музыку, арифметику.
Программа семи свободных искусств делилась на две части: низшую – тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и высшую – квадривиум (арифметика, география, астрономия, музыка). Особенно основательно изучались дисциплины – базовые для будущих священнослужителей (грамматика и музыка).
Грамматика являлась главным учебным предметом. Изучение латыни начиналось с элементарных правил, освоения простейших фраз (правила были весьма сложными, например, знаки препинания появились только в VIII в.). При обучении грамматике пользовались учебниками Присципиана, Доната, Диомеда, Алкуина (до IX в.), Ратерия (в X в.), Александера (до XV в.). Постепенно учебники упрощались, становились доступнее. Например, в учебном пособии Александера латинская грамматика и Библия излагались в рифмованном виде.
После усвоения грамматики переходили к изучению литературы. Сначала читали короткие литературные тексты (например, басни). Далее приступали к правилам стихосложения, читали поэтические сочинения. Учитель рассказывал о личности поэта, кратко сообщал содержание его произведений. Выбор литературы было крайне консервативен. Изучались прежде всего сочинения отцов церкви (например, Пруденция, Седулея). В программу входили сочинения древнеримских авторов – Сенеки, Катона, Орозия и некоторых других.
Классическая греческая литература изучалась в латинском переводе, поскольку греческий язык был исключен из программы, так же как и новейшие языки.
Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства, т.е. часто выступала и как логика; вторая – построению фраз, искусству красноречия, которое высоко ценилось служителями культа и аристократией.
Изучение философии и диалектики опиралось прежде всего на произведения Аристотеля. Заучивали также тексты святого Августина и других отцов церкви. В первые века средневековья риторику изучали по Квинтилиану и Цицерону, затем – по Алкуину, с X в. – вновь по Квинтилиану.
География и геометрия давали представление об устройстве обитаемого пространства с помощью чисел. Число не отделялось от пространственной формы. Каждая цифра соответствовала своей геометрической фигуре. В соотношении фигур и чисел искали глубокий нравственно-философский смысл. Собственно геометрию изучали по скудным отрывкам из Евклида. Географическая наука была развита крайне слабо. Ученых-географов было мало, например, Адам Бременский (ум. в 1076 г.). Основные географические сведения черпали из арабских источников. Немногие знали о путешествиях викингов в Винланд (нынешняя Северная Америка).
Астрономия носила прежде всего прикладной характер и была связана с вычислениями череды многочисленных церковных праздников. Школяры должны были назубок знать «Цизиоланус» – праздничный церковный календарь из 24 стихов. Изучали Птолемееву систему мира. В силу неразвитости собственных астрономических знаний в обучении использовали труды арабских астрономов. На их основе были созданы первые трактаты европейских ученых (например, «астрономические таблицы» Альфонса Кастильского (XII в.).
В музыкальном образовании предпочтение отдавалось духовной и светской музыке. Ее воспринимали как отражение гармонии между природой и человеком, обществом и Богом. Инструментальной музыке обучали с помощью нот, означенных буквами алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г.
Программа по арифметике включала не только и не столько овладение четырьмя арифметическими действиями, так как считалось, что мир устроен Богом с помощью чисел, и потому им приписывались чудесные свойства.
Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов. Усидчивость почиталась наилучшим способом овладения христианским школьным знанием. «Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу» – таким был девиз средневековой школы.
В итоге церковные школы раннего средневековья принесли немного пользы. Детям из низших слоев, т.е. абсолютному большинству населения, доступ к образованию остался закрытым. Уровень подготовки был крайне низким. Достаточно сказать, что в университетах XIII -XV вв. нередко обучали первогодков элементарной латинской грамоте, поскольку те не могли овладеть ею в школе.
На протяжении XII–XV вв. школьное образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. Это выразилось прежде всего в создании т. н. городских школ и университетов. Создание светских учебных заведений было тесно связано с ростом городов, укреплением социальных позиций горожан, которые нуждались в близком их жизненным потребностям образовании. Такие учреждения зарождались в недрах церковного образования.
Первые городские школы появились во второй половине XII – начале XIII в. в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д.
Происходило это по-разному, например путем трансформации приходских школ. В конце XII в. в Париже были основаны первые во Франции светские учебные заведения – малые школы. Преподавателями здесь работали светские лица под руководством каноника собора Нотр-Дам. Малые школы при Нотр-Дам просуществовали около ста лет. В 1292 г. насчитывалось 12 таких школ, в том числе одна – для девочек, в 1380 г. – 63, включая 22 женских. В школах учились дети представителей высших сословий. По окончании школы они умели читать, писать и считать, немного знали латинскую грамматику. Выпускники получали звание клирика, что позволяло быть учителем или священнослужителем.
Городские школы рождались также из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников. Цеховые школы возникали в XIII–XIV вв. Они содержались на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение велось на родном языке. Сходная программа была у возникших в то же время гильдейских школ.
Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языках, а также аналогичные учебные заведения для девочек.
Первым городским школам пришлось преодолевать жесткий надзор церкви. Католическая церковь справедливо видела в этих учебных заведениях опасных конкурентов церковного образования. Поначалу городские школы находились под контролем церкви. Церковники урезали программы, утверждали учителей. Постепенно, однако, города избавлялись от подобной опеки, отвоевывали себе право определять программу и назначать преподавателей.
Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого именовали ректором. Тогда на улицах можно было увидеть, например, такое объявление: «Кто желает научиться быстро читать и писать, тот может этому здесь выучиться за небольшое вознаграждение». Ректор сам подбирал себе помощников. Учителями становились поначалу прежде всего духовники, позже – бывшие студенты университетов. Учителя получали плату деньгами и натурой (оплата была нерегулярной и меньше, чем в церковных школах). По истечении контракта педагогов могли уволить, и те подыскивали работу в другом месте. В результате возникла особая социальная группа – бродячие учителя.
Программа городских школ по сравнению с программой церковных имела более прикладной характер. Кроме латыни, изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки.
Происходила определенная дифференциация городских школ. Часть из них, например школы счета, давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Латинские школы и ряд других учебных заведений, в свою очередь, давали образование повышенного типа. К ним можно отнести, в частности, возникшие в XIV–XV в. во Франции коллегии. Это были светские учебные заведения, которые служили как бы связующим звеном между начальным и высшим образованием. До середины XV в. коллегии были приютом для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся заведениями для учебных занятий при университетах. Школяры жили на подаяние в самых бедных районах города. Нередко шли на разбой и убийства. Позже коллегии превратились в землячества университетов и коллежи – учебные заведения общего образования.
Важной вехой развития науки и образования стало создание университетов.
Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI – начале XII в. ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны – богословской школы при Нотр-Даме – и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290).
Университеты учреждались и светской властью.
Основание и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т. д.
Сеть университетов довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавилось еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Ферраре, Гейдельберге, Кёльне, Вене, Праге, Кракове и других городах).
Рост университетского образования отвечал велению времени. Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговле и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов. Известно, например, что власти опустошенной войной Флоренции открыли в 1348 г. университет, полагая тем самым поправить дела.
Открытие университета обставлялось определенными условиями. В ряде случаев городская община оговаривала известный минимум учащихся. Например, город Виченца (Северная Италия), учредив в 1261 г. университетский курс канонического права, согласился оплачивать труд профессора лишь при наличии у него не менее 20 студентов.
Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем ряда университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из духовного сословия. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископов. И тем не менее университеты раннего средневековья по программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию.
Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран. Рядом могли оказаться кардинал и политический изгнанник (например, итальянский поэт Данте). Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью, нередко становились подлинным бичом для обывателей. Но из них выросло немало подвижников науки и образования.
Первые университеты были весьма мобильны. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, университет мог сняться с насиженного места и перебраться в другую страну или город. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось четыре таких землячества: французское, пикардийское, английское и германское, в Болонском – и того больше – семнадцать.
Позже (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты, или колледжи. Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений.
Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета – ректора. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Нередко, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял один из студентов. Фактическая власть в университете принадлежала нациям. К концу XV в. положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние.
Факультеты присуждали ученые степени, приобретение которых оценивалось в духе средневековой традиции ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно рыцарям, венчали громкими титулами типа граф права. В ученой степени магистр нетрудно угадать звание, которое приобретал ученик ремесленника. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастера и подмастерья. Когда юноша 13 – 14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который был за него в ответе. Студент занимался у профессора от трех до семи лет и в случае успешной учебы получал степень бакалавра, которая вначале рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, то есть становился своеобразным «подмастерьем». В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (т.е. показывал) научную штудию, защищая ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата).
Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Так, на факультете искусств в основном читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков. Усиливалась специализация. Так, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский – канонического права, Орлеанский – гражданского права, университет в Монпелье (южная Франция) – медицины, университеты Испании – математики и естественных наук, университеты Италии – римского права.
От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Вот как описывает подобное занятие бывший студент Т. Платтер (1492–1582). В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студенты записывали эти выдержки, затем переводили и комментировали. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник – бакалавр – вел дискуссию, т.е. отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В этом случае нередко обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.
Университеты явились альтернативой схоластике, вырождавшейся в «науку пустых слов». В XIV – XV вв. пропасть между новейшим знанием и схоластикой увеличивалась. Схоластика все больше превращалась в формальную бессодержательную философию. «Научными штудиями» схоластов могли быть, например, дискуссии на темы: «Сколько чертей помещается на кончике иглы», «Почему Адаму в раю нельзя было съесть яблоко, а не грушу» и пр.
Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Благодаря им духовный мир Европы стал намного богаче. История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения (Р Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка и др).
Вопросы-задания
1. Какие основные традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования? Каким образом проявились эти традиции в педагогической мысли и практике воспитания и обучения?
2. Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего средневековья в Западной Европе?
3. Проследите эволюцию схоластики в истории педагогической мысли и школы Западной Европы.
4. Кого можно считать предвестниками европейского Возрождения в воспитании? Охарактеризуйте их деятельность.
5. Что вы знаете об ученичестве и рыцарском воспитании в средневековую эпоху?
6. Проследите историю церковных школ раннего средневековья в Западной Европе. Расскажите об основных типах, устройстве, программах, методах и результатах деятельности церковных школ этого периода.
7. Откуда произошли городские школы? Что вы знаете о программах и методах обучения первых городских школ?
8. Расскажите о возникновении университетов в Европе.
Источники и литература
Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х тт. М., 1994.
Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. Вып. 1, ч. 1–2. М., 1989–1990.
Безрогое В. Г., Мошкова Л. В., Огородникова И. И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе//Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография. М.,1996.
Информация в лекции «1.6 Сходимость последовательностей случайных величин по вероятности и почти наверное» поможет Вам.
История педагогики. Ч. 1, гл. 5. М.,1995.
Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1, гл. 4. М., 1988.
Уваров П. Ю. Университет в средневековом городе//Культура и искусство западноевропейского средневековья. М.,1981.
Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй /Пер. с нем. М.,1979.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Разд. 2 М., 1981.
Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. М., 1991.
Первые учебные пособия
Учебники существовали с незапамятных времен: первые обучающие тексты появились еще в древнем Шумере. Изобретение клинописного письма здесь привело к созданию организованного школьного образования. Около пяти тысяч лет назад в Шумере возникли первые школы «эдубба» (в переводе — «дом табличек»), в которых люди узнавали о богах и животных, вещах и грамоте благодаря учебникам, датируемым 2500 г. до н. э. Чуть позже появились также школы, готовившие работников самых разных профессий: в основном, жрецов, администраторов и писцов — об этом говорят археологические находки, в том числе тысячи учебных глиняных табличек. Кроме самих учебников находят прописи, таблички с выполненными упражнениями (своего рода древние тетради), а также эссе учителей о нелегкой школьной жизни.
Со временем учебники стали усложняться, что показывает, как активно в Шумере развивалась наука. Новые пособия уже были посвящены теологии и математике, грамматике и ботанике, зоологии и географии. Для заучивания и копирования на табличках учителя давали ученикам стереотипные фразы, списки названий трав, животных, стран или городов. Часто учебники состояли исключительно из таких перечней. Литературные тексты могли дополнять их, рассказывая не только о названиях изучаемых предметов, но и об их свойствах. К примеру, вот небольшой учебный шумерский текст о петухе:
- Петушок говорит ри-ди-ик, ри-ди-ик.
- У петушка переливчатая шейка, как у жар-птицы.
- У него гребешок на голове.
А этот текст описывает разницу между двумя животными:
- Кота [узнаешь] — по его мыслям.
- Мангуста [узнаешь] — по его действиям.
Так как для шумеров было важно земледелие, ему было посвящено множество учебников. Вот фраза из «домашнего пособия» шумерского фермера, которое объясняло правила посадки и сбора урожая:
- Когда на поверхности земли появятся всходы, следует помолиться Нин-кил им, богине полевых мышей и вредителей, иначе они нанесут вред посевам; кроме того, следует отпугивать прилетающих птиц.
Учебники древних египтян
Тенденцию шумерской цивилизации к усложнению образования продолжил Египет. Первым известным науке письменным учебником в истории человечества является древнеегипетская книга Кемит, созданная около XX века до н. э. В переводе ее название означало «компендиум» или «итог», подразумевая всеохватные знания, которые это пособие дает своему владельцу. Несмотря на то, что изначально в Древнем Египте писцов готовили по одному, после череды неблагоприятных событий решено было открыть школы, а для них понадобились учителя и единый учебник. В книге Кемит содержались различные общие выражения, термины и лексические формулы, необходимые писцу для работы, например образцы того, как вежливо начать письмо. Вот как выглядели такие образцы:
- Твое самочувствие — самочувствие человека полного жизненных сил, и миллион раз!
- Пусть творит тебе добро Монту, владыка Фив, как желает того слуга покорный!
- Пусть Птах-к-югу-от-его-стены сполна услаждает твое сердце жизнью, прекрасной старостью, достижением посмертной обеспеченности!
Кроме практических рекомендаций учебник Кемит также включал в себя поучительные притчи, возможно, используемые для копирования во время учебы.
Как учились в античности и Средневековье
Античность могла похвастаться богатой традицией применения учебников. Первые письменные пособия по риторике создавались софистами: философами, взимавшими деньги за обучение. После того как Александр Македонский распространил модель древнегреческого знания на всех завоеванных территориях, греческие учебники быстро стали крайне популярными, а после завоевания Греции Римом каждый успешный родитель-римлянин и вовсе начал стремиться отправить своих детей учиться в колыбель философии — Грецию.
Одна из самых известных греческих школ находилась на Родосе — ее возглавлял знаменитый философ Посидоний. Ее обучающие материалы оказали огромное влияние на учебники Рима. Александрийские учителя, в частности, ввели практику конспектирования лекций; использовали они и учебные пособия, созданные по греческим «лекалам». Кстати, именно эти античные образцы затем взяли за основу в средневековой Европе, во всем равнявшейся на классическую систему образования. Например, учебники по грамматике Присциана и Доната, созданные в V-VI веках, применялись на протяжении почти тысячи лет.
В качестве обучающих пособий в средневековых монастырях использовались также текст Библии, часословы и псалтыри, а так называемые абецедарии, похожие на буквари, не только помогали освоить буквы, но и рассказывали о Христе. Ученики постарше, которым азбука уже была хорошо знакома, изучали труды и энциклопедии Боэция, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного.
Нерадивые ученики, не знавшие пройденного материала, подвергались физическим наказаниям, из-за чего один из учебников грамматики даже получил называние «Берегущий спину». Многие тексты тогда было принято заучивать наизусть, а для учебных записей использовались вощеные доски и заостренное стило, что позволяло сэкономить дорогие чернила и пергамент.
Учебники составлялись и для царственных особ. Часто эти книги пытались объяснить все, начиная от самого устройства мира. К примеру, существует пособие, составленное для сына Карла Великого Пипина монахом Алкуином. В нем в образной форме разбирается философская суть различных явлений:
- Что такое буква? Страж истории.
- Что такое слово? Изменник души.
- Кто рождает слово? Язык.
- Что такое язык? Бич воздуха.
- Что такое воздух? Хранитель жизни.
- Что такое жизнь? Счастливым радость, несчастным горе, ожиданье смерти.
- Что такое смерть? Неизбежный исход, неизвестный путь, живущих рыдание, завещаний исполнение, хищник человеков.
- Что такое человек? Раб смерти, мимо идущий путник, гость в своем доме.
В средневековых университетах учебный процесс, конечно, был несколько другим. Там в качестве пособий могли использоваться труды ученых и их компиляции. Лекторы и студенты часто приходили на занятия с книгами, о которых беседовали, истолковывая текст и проводя диспуты на определенные темы. На экзамене студент показывал, насколько хорошо понял пройденную литературу.
Первые печатные учебники
Появление современных принципов обучения стало возможным только после изобретения печати. До этого момента ученики, стесненные в средствах, были вынуждены брать книги напрокат или переписывать тексты от руки. Однако после того, как Иоганн Гутенберг в XV веке создал способ книгопечатания подвижными литерами, появились школьные учебники по арифметике и грамматике, которые были крайне популярны. Сам первопечатник, помимо издания Библии, прославился как раз своими учебниками, выходившими широкими тиражами.
В России первые нерукописные книги появились в XVI веке благодаря первопечатнику Ивану Федорову. Среди них было пособие по чтению, учебник по грамматике и основам арифметики. Книга «Часовник» не только служила для обучения грамоте, но и использовалась в ходе богослужений, а «Евангелие учительное» позволяло изучать Библию. Однако самым главным учебником Федорова стала «Азбука» 1574 года. Она была отпечатана во Львове и содержала не только материалы по грамматике, но и тексты для чтения. Учебные фразы в «Азбуке» начинаются с первых букв алфавита:
- Аз есть всему миру свет.
- Бог есть прежде всех век.
Вскоре после издания «Азбуки» начали выходить и другие буквари. В XVII веке популярным стал «Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем…», а также иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в котором не было религиозных текстов и который предназначался не только юношам, но и девушкам. В XVII веке российский печатный двор уже успел выпустить сотни тысяч различных букварей и учебных книг для монастырей.
Учебники сегодня
Долгое время учебники были печатными, но сейчас школы и вузы постепенно переходят на электронные версии, снабженные интерактивными материалами: анимированными иллюстрациями, видео, аудиозаписями, картами и играми. Новые учебники просматривают на планшетах или электронных книгах.
Какими же учебники станут в будущем? Вероятно, материал будет подаваться в соответствии с новыми техническими и образовательными стандартами: текст станет проще для понимания, каждый термин будет поясняться по клику, задания будут сопровождаться обучающими видеороликами, электронный лектор сможет появляться в комнате в виде голограммы. При изучении иностранного языка можно будет пользоваться всеми возможностями интернета — в том числе общаться с носителями языка. В приложение учебника будет встроена статистика, определяющая слабые места ученика и дающая ему дополнительные упражнения на недостаточно хорошо освоенные темы. Заданий на заучивание текста станет меньше, а игровых и на взаимодействие с интернетом — гораздо больше.
Будет и постоянная обратная связь с создателями учебника — для того, чтобы каждый обучающий материал создавался в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями ученика. Не исключено, что для автоматической настройки учебник на начальных этапах будет использовать подключение к странице ученика в соцсети. Учебник также будет оснащен системами подсчета достижений и лайков, позаимствованными у компьютерных игр и соцсетей. Результатами практических работ можно будет делиться на личных страницах. Учеба, таким образом, перестанет ассоциироваться с зубрежкой и нудными классными занятиями и станет разнообразной и веселой, но при этом не менее эффективной.