Авторское право руководства

Контактная информация

117292, Москва,
ул. Кржижановского, 6 (центральный офис)

+7 (495) 956-82-83

+7 (495) 787-92-92

contact@consultant.ru

Авторское право

Что такое авторское право

Авторское право — это право интеллектуальной собственности, представляет собой закрепленные законом совокупность имущественных и неимущественных прав принадлежащих человеку в рамках того, что он создал.

  • Регламентирующие и защищающие отношения по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.
  • Каждый, кто вложил время, средства и умственный труд в создание какого-либо произведения, хотел бы защитить своё творение. Направлено на защиту авторских и смежных прав, а также на защиту авторских прав в интернете.

В понятии «авторское право» различают три определения: автор, субъект и объект права. Автор — это всегда физическое лицо, которое создало произведение.

К субъектам авторского права относятся:

  • различные предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
  • работодатели (если произведение создано служащим, работающим по найму, то право на него возникает у нанимателя);
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права.

Написать когда-нибудь интересную и незабываемую книгу мечтают многие. И более того, в мечтах изданный роман все они видят именно бестселлером, переведенным на множество языков мира и раскупаемым многомиллионными тиражами.

Но при этом, витая в мечтах, лишь считанные единицы задумываются о вещах более земных, таких, к примеру, как сотрудничество с издательством и возможности переиздания книги в будущем. Однако защита авторских и смежных прав, при этом далеко не самый последний вопрос, над которым будущему писателю стоит задуматься.

Защита необходима не только в книгоиздательском бизнесе. Эта отрасль права превосходно работает в рекламе и кинематографе, защищая креативные идеи и изображения от воспроизведения в тех или иных вариантах. Ваши права могут быть защищены, программы, базы данных и новые разработки, аудио и видео произведения и даже фотографии. Несмотря на то, что большая часть вышеназванных объектов создается при содействии многих людей, авторами могут считаться не все.

К примеру, в соответствии с данным Законом, автором аудиовизуального произведения может быть режиссер-постановщик, композитор и сценарист.

Закон об данном праве и смежных прав в РФ

Правовой порядок определен в части 4 главы 70 Гражданского кодекса (ГК) РФ вступившей в силу 1 января 2008 года, ранее данные нормы регламентировались ФЗ №5351-1 «Об авторских и смежных правах» от 09.07.1993 года. Кроме того, нормы данного права содержатся в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Также 20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. и затрагивают проблемы прав в Интернете. Эти изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (13 марта 1995 года).

В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав в Интернете. В ст. 48.1 «Технические средства защиты авторского права и смежных прав» установлен запрет на снятие ограничений использования произведений … установленных путем применения технических средств защиты авторского права, которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде.

Ст. 48.2 гласит: «Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».

Статья №1255 ГК РФ определяет понятие права

  1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
  2. Автору произведения принадлежат следующие права:
    1. исключительное право на произведение;
    2. право авторства;
    3. право на имя;
    4. право на неприкосновенность произведения;
    5. право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Объекты прав

Объекты прав

Статья 1259 ГК РФ определяет Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
    произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
  • другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

6. Не являются объектами авторских прав:

  1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Субъекты авторских прав

Субъекты прав

Субъектами авторского права, т. е. владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством могут выступать физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.

Первоначальным субъектом авторского права является автор (соавторы) – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Презумпция авторства гласит, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 Гражданского кодекса РФ). Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство.

Сроки авторских прав

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти.

Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти.

В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу.

Авторы произведений — участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования.

Окончание срока действия авторского права, а также факт отсутствия защиты трудов интеллектуальной собственности на территории РФ означает, что произведение приобретает статус общественного достояния.

Исключительные авторские права

Понятие исключительных прав разъяснено в статье 1291 ГК РФ Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Знак авторского права

Знак «защита авторских прав» выглядит следующим образом — ©. Это латинская буква С (от слова «copyright», означающего «авторское право»), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) — буква С в круглых скобках. Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство.

Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Знак «защита авторских прав» сам по себе не создает дополнительных прав. Он лишь свидетельствует о том, что права на тот или иной объект принадлежат указанному юридическому или физическому лицу.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Важно, на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Авторское право в интернете

Информационные ресурсы (сайты, форумы) в сети Интернет состоят из различной информации представленной в электронном виде, это и текстовые, аудио, видеоматериалы, программы, фотографии картинки и прочее.

Интернет сеть позволяет копировать данную информацию, и передавать, а также размещать на сторонних ресурсах.

Доказать, что было началом, яйцо или курица весьма сложно, но возможно.

Статья 144.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет порядок защиты авторских прав в сети интернет.

Суд по письменному заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, заявителя в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», до предъявления иска.

Такое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и подписано квалифицированной электронной подписью в установленном федеральным законом порядке.

Заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», подается в Московский городской суд.

При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», заявитель представляет в суд документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты. Непредставление указанных документов в суд является основанием для вынесения определения об отказе в предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в котором суд разъясняет право на повторную подачу указанного заявления с выполнением требований настоящей части, а также право на подачу иска в общем порядке. При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в соответствии с настоящей статьей посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Московского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на указанные объекты, могут быть представлены в электронном виде.

Источники авторского права

Авторское право является

Авторское право распространяется на обнародованные и необнародованные произведения на территории РФ и за её пределами, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ и за её пределами, и признаётся за авторами независимо от их гражданства.

Источники авторского права

К источникам авторского права относятся:  

1) Законы:

  • Российские, а именно Конституция, Гражданский, Административный, Уголовный кодексы;
  • Международные.

2) Подзаконные акты:

  1. постановления Правительства РФ;
  2. положения, принятые Правительством РФ;
  3. нормативные акты министерств и ведомств.
  4. постановления Пленумов Верховного и Высшего арбит­ражного судов.

3) Локальные акты:

  1. акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (организация выставок, вернисажей, реализация произведений искусства);
  2. уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

Авторское право организации

Организациям, выпускающим в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания, принадлежит авторское право на эти издания в целом.

Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку. Авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм принадлежит его автору или соавторам. Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. Авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежат передающим их радио- и телевизионным организациям, а на произведения, включенные в эти передачи, — их авторам.

Авторские права на музыку

Организации сферы обслуживания и торговли, от небольших кафе до торговых центров, проигрывают для клиентов музыку. Однако не все знают, что за звучание песен в кафе, салоне красоты или магазине нужно платить вознаграждение правообладателям, в противном случае это приводит к нарушению авторских прав. Чтобы включать записи или просто радиостанцию, необходимо заключить лицензионный договор.

Платить за музыку надо независимо от того, платный вход в заведение для слушателей или бесплатный.

Исключительное право на текст песни и музыку действует в течение всей жизни автора и еще на протяжении 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Право на исполнение и фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчет начинают с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали ее запись. По истечении этих сроков произведение, фонограмма переходят в общественное достояние.

В Минкультуры РФ в сфере авторских прав на публичное исполнение музыки аккредитованы две организации: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Первая собирает вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, вторая – в пользу авторов.

Права на видео

В соответствии со статьей 1257 ГК РФ Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Чтоб бы зафиксировать авторство видео, выложите его в ютуб на своем канале. Вы таким образом защитите авторское право на это произведение.

Составителей сборников

Авторское право на сборники произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, как-то: законов, судебных решений, иных официальных документов, произведений народного творчества, авторы которых неизвестны, древних актов и памятников, а также иных произведений, не охраняемых авторским правом, принадлежит составителям сборников, если они подвергли включенный в сборник материал самостоятельной обработке или систематизации.

Такое же право принадлежит гражданам, самостоятельно обработавшим отдельные произведения указанного рода. Это право не препятствует другим гражданам выпускать в свет те же произведения, если они их самостоятельно систематизировали или обработали. Составитель сборника, обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права, пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов этих произведений.

Переводчика

Переводчику принадлежит авторское право на выполненный им перевод (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 года — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, №10, ст.286).

Использования авторских прав и их управление

Использование произведения может осуществляться на основании лицензионного договора, согласно которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

Лицензионный договор может предусматривать (ст. 1236 ГК РФ):

  1. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
  2. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

Передача авторских прав

Согласно ст. 30 Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав, на основе авторского договора о передаче неисключительных прав или на основании авторского договора заказа, причем правовое регулирование последнего осуществляется ст. 33 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Передача авторских прав оформляется договором.

Автор может передать свои права на время или уступить их. Различие между передачей прав и уступкой состоит в том, что в первом случае автор предоставляет права на время меньшее срока охраны авторского права. Во втором же случае автор предоставляет права на все время действия своих исключительных имущественных прав. С определенной долей условности можно передачу прав сравнить с арендой (арендованное имущество рано или поздно вернется к арендодателю), а уступку — с продажей (при продаже имущество выбывает из собственности продавца навсегда).

Коллективное управление

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве.

В соответствии с п.1 ст. 1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами: Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) и «Российский Союз Правообладателей» (РСП).

Нарушение авторских прав

Ответственность за нарушение авторских прав зависит от характера осуществляемых Вами действий. Ваши действия, нарушающие авторские права, могут влечь за собой несколько типов юридической ответственности.

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

  1. копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
  2. распространение произведения (прокат, продажу и др.);
  3. публичную демонстрацию;
  4. публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
  5. трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
  6. перевод произведения на другие языки; переработку произведения (плагиат).

Авторские права в ютуб

Самое частое нарушение на Youtube считается «Совпадение со сторонним содержанием» — это значит, что в вашем ролике использовалась нелицензионная музыка или часть видео уже выложенного ранее в Ютубе, без добросовестного использования, выразившегося в указании, что данная информация заимствована из такого-то источника. Это категорически запрещается.

Защита авторских прав

В последнее время, когда интернет технологии стали так активно развиваться, особое значение уделяется такой категории правоотношений, как защита авторских прав. Это связано с тем, что массовая доступность к информации и трудам интеллектуальной собственности стали порождать у некоторых пользователей желание использовать ранее опубликованные материалы в собственных корыстных целях.

Как правило, охрана авторских прав осуществляется в соответствии с законом «об авторских правах и интеллектуальной собственности», поэтому особым спросом стали пользоваться услуги специалистов этой новой для России области правоотношений.

Касаясь конкретики можно заметить, что авторское право и его объекты разделяются по нескольким категориям: неимущественные и имущественные, неисключительные и исключительные. Стоит также отметить, что исключительные права на какой-либо объект интеллектуальной собственности подразумевают принадлежность лишь к единоличному правопользованию. Когда осуществляется защита авторских и смежных прав, особое значение имеют договора о передаче права на использование, так как в некоторых из них может быть юридическая подоплека, приводящая к нарушению прав, но на законных основаниях.

Если нарушены права юридического лица с экономической выгодой, то защита в арбитраже осуществляется в соответствии с законодательством о правах и арбитражным кодексом. В последнее время услуги адвоката в арбитражном суде стали приобретать особенный спрос, так как люди стали больше обращать внимание на нарушение своих законных прав и стараться отстаивать интересы при помощи судебных инстанций.

Список источников и литературы

  1. Авторское право. Учебник С. А. Судариков.
  2. Границы и пределы осуществления авторских и смежных прав. А.С. Ворожевич.
  3. Гражданское право Российской Федерации. Авторское, патентное, наследственное право. Учебник Н. Н. Мисник.
  4. Авторское право и смежные права. Учебник Ивана Близнец и Константина Леонтьев.
  5. Договор в авторском праве с участием иностранных лиц. Р. Ш. Рахматулина.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на соцсети

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Поделиться с друзьями

Автор всегда прав

В процессе трудовой деятельности работники могут создавать различные объекты (результаты) интеллектуальной деятельности (РИД) и средства индивидуализации, например:

  • программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

  • базы данных;

  • изобретения;

  • полезные модели;

  • секреты производства (ноу-хау);

  • фирменные наименования;

  • товарные знаки и знаки обслуживания.

Полный список РИД и средств индивидуализации приведен в ст. 1225 ГК. Все эти объекты охраняются государством.

Поскольку объекты РИД и средства индивидуализации возникли в процессе творческой деятельности работников, то именно работники являются их авторами и правообладателями (п. 1 ст. 1295 ГК). Такой работник может использовать созданный им объект по своему усмотрению: продать, разрешить использование за вознаграждение, подарить, запретить другим использовать и т. п.

Другими словами, работник обладает исключительным правом на свои РИД или средства индивидуализации, предусмотренные ст. 1229 ГК.

А что же работодатель? Ведь он нес расходы: выплачивал работнику зарплату, оплачивал коммунальные расходы, приобретал оборудование и т. п. Но закон твердо стоит на защите авторских прав: кто придумал, тот и распоряжается! Тем не менее у работодателя есть шанс получить доход от творческой деятельности своих работников.

Нужны права? Договоритесь!

Согласно п. 2 ст. 1295 ГК исключительное право на служебное произведение (фотографии, рассказы, статьи, изображения, фильмы и т. п.) принадлежит работодателю, если трудовым договором между работодателем и работников-автором не предусмотрено иное. То есть, чтобы работодатель мог получить права на РИД своего работника, соответствующее условие должно быть указано в трудовом договоре.

В трудовом договоре можно указать и условия использования переданных работодателю прав на служебные произведения (например, размещение фотографий и фильмов на сайте, их обработку редактором или дизайнером и т. п.).

Во избежание возможных споров в трудовом договоре целесообразно указать, что автор в рамках своих должностных обязанностей, получает денежное вознаграждение за переданные работодателю исключительные права на служебное произведение. Например, так:

«Все исключительные права на произведения, созданные работником в рамках настоящего трудового договора, принадлежат работодателю.

<…></…>

Работнику устанавливается оклад в размере 45 000 рублей, в том числе вознаграждение за передачу исключительных прав на созданные произведения в размере 15 000 руб.».

Более конкретные обязанности работника по передаче исключительных прав можно указать в должностной инструкции. В некоторых случаях передачу исключительных прав на служебные произведения можно оформить актом. Тогда в случае возможных споров работнику будет труднее доказать, что права именно на этот объект РИД он не передавал работодателю.

Больше хлопот работодателю доставит получение прав на служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Минфин в своем письме от 08.10.2021 № 03-15-07/82014 высказал мнение, что создание указанных объектов РИД не является обязанностью работника в рамках трудовых отношений, регулируемых нормами ТК.

Работодателю с таким мнением Минфина придется согласиться, так как в ст. 1347 ГК однозначно указано, что автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий РИД. При этом автором таких объектов считается лицо, указанное в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Однако автор служебного изобретения/модели/образца (то есть работник) может передать исключительные права на них своему работодателю. Но сделать это работник сможет только после государственной регистрации своего «детища» в Роспатенте. При этом именно патент удостоверяет исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец (п. 1 ст. 1354 ГК).

Другими словами, если работодатель хочет стать правообладателем патента, то он должен помочь работнику зарегистрировать в Роспатенте свое изобретение/модель/образец, а потом получить от него исключительные права на патент.

Пленум ВС в постановления от 23.04.2019 № 10 дал подробные разъяснения по вопросам правильного и единообразного разрешения судами споров об охране и о защите интеллектуальных прав.

Вознаграждение: налоги и взносы

С вознаграждения, выплачиваемого работнику на основании трудового договора за отчуждение исключительных прав, работодатель должен удержать НДФЛ по ставке 13% (пп. 3 п. 1 ст. 208 НК, п. 1 ст. 210 НК, ст 224 НК).

При начислении страховых взносов работодателю нужно разделять вознаграждение:

  • за использование служебных произведений, созданных в рамках исполнения трудовых обязанностей (то есть в рамках трудовых отношений);

  • выплачиваемое автору изобретения, полезной модели или промышленного образца по договору об отчуждении права на получение патента.

В первом случае, то есть на вознаграждения в рамках трудовых отношений, страховые взносы на ОПС и ОМС начисляются в общем порядке. Страховые взносы, уплачиваемые в ФСС, с авторских вознаграждений не начисляют (пп. 2 п. 3 ст. 9 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

По второму случаю Минфин дал разъяснения в уже упомянутом выше письме от 08.10.2021 № 03-15-07/82014: вознаграждение, выплачиваемое работодателем автору изобретения, полезной модели или промышленного образца по договору об отчуждении права на получение патента на них не подлежит обложению страховыми взносами, так как такой договор не указан в п. 1 ст. 420 НК.

Получил права, что дальше?

После получения права на служебное произведение у работодателя есть 3 года, чтобы начать его использование в своей деятельности. Если в течение этого времени произведение так и не будет использовано работодателем, исключительное право на него возвращается его автору, то есть работнику.

Например, если работодатель так и не опубликовал фотографию или статью работника на своем сайте, то через три года права на них автоматически переходят к автору (работнику). В этом случае работник может продать фотографию или статью другим лицам, даже если когда-то получил от работодателя зарплату и авторский гонорар.

Работодатель не взял права: что тогда?

Предположим, что работодатель не предполагал, что работник станет автором РИД, поэтому он своевременно не уточнил условия трудовых отношений с ним в части передачи исключительных прав. Тогда, как уже было сказано выше, работник-автор может распорядиться созданным произведение по своему усмотрению, например:

  • продать права на него другой организации;

  • получить доход от его использования иными лицами;

  • потребовать компенсацию от работодателя за использование его произведения.

При этом суды встают на сторону работников, а у работодателя нет никаких шансов хоть как-то компенсировать свои расходы на созданную для полета мысли работника творческую атмосферу.

Когда речь идет о создании работниками произведений, кажется, что подразумеваются творческие профессии – дизайнер, художник, копирайтер или фотограф. А по факту сделать это может любой работник, деятельность которого так или иначе связана с продвижением бренда или развитием бизнеса. «Даже мы, юристы, выступая с презентациями, комментариями или интервью, также создаем такие охраняемые объекты», – отмечает Екатерина Тиллинг, руководитель практики интеллектуальной собственности в России юридической фирмы



Федеральный рейтинг.

группа
АПК и сельское хозяйство


группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование


группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


группа
Экологическое право


группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)


группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)


группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)


группа
Природные ресурсы/Энергетика


группа
Ритейл, FMCG, общественное питание


группа
Фармацевтика и здравоохранение


группа
Антимонопольное право (включая споры)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


группа
Недвижимость, земля, строительство


группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


группа
Финансовое/Банковское право

Профайл компании


.

Но в какой момент произведение становится именно «служебным», и все ли, что сделал работник, является таковым? Это полностью зависит от того, как стороны оформили свои отношения.

Ключ к успеху – правильное оформление документов

В Гражданском кодексе есть отдельная статья 1295, которая регулирует подобные случаи. Согласно этой норме, для того, чтобы произведение носило характер служебного, необходимо одновременное наличие двух неотъемлемых условий. Во-первых, трудовых отношений между автором произведения – то есть работником – и компанией. Во-вторых, такая деятельность должна четко входить в трудовые обязанности работника. «Недостаточно включить в договор абстрактную формулировку «в обязанности работника входит создание произведений» или «права на все созданные работником произведения принадлежат работодателю», – объясняет Андрей Алексейчук, юрист практики по интеллектуальной собственности АБ



Федеральный рейтинг.

группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты


группа
Недвижимость, земля, строительство

Профайл компании


Обязанности должны быть конкретными. Например, для программиста – «писать код» или «разрабатывать программы», а для копирайтера – «писать тексты на заданную тему». 

Либо в самом трудовом договоре с работником, либо в должностной инструкции работника должны быть прописаны соответствующие «творческие» трудовые обязанности, подтверждает Евгений Комолов, ведущий юрист



Федеральный рейтинг.

группа
Цифровая экономика


группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


8место
По количеству юристов


30место
По выручке на юриста


41место
По выручке

Профайл компании


. Это необходимо, чтобы созданное произведение могли квалифицировать именно как результат выполнения таких обязанностей. Надо указать перечнем, какие именно объекты может создать сотрудник, советует Александра Акимова, руководитель практики интеллектуальной собственности



Федеральный рейтинг.

группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


группа
Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры)


группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)


группа
Банкротство (реструктуризация и консалтинг)


группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


группа
Фармацевтика и здравоохранение


группа
Антимонопольное право (включая споры)


группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


группа
Ритейл, FMCG, общественное питание


группа
Цифровая экономика


группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)


группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


4место
По количеству юристов


11место
По выручке


25место
По выручке на юриста

Профайл компании


.

Не только трудовой договор

Еще одним полезным доказательством порой становится служебное задание. В нем стороны вправе предусмотреть, какой именно разработкой займется сотрудник. Этот документ не является обязательным и не устанавливает статус произведения как служебного, отмечает Алексейчук. Альтернативой выступят сведения из системы трекинга задач или системы учета рабочего времени, добавляет эксперт.

Практика «Смешарики» и сюрпризы от КС: в клубе Замятнина обсудили «интеллектуалку»

Акимова подтверждает, что служебные задания бывают полезны. И не обязательно составлять такие документы для каждого из сотрудников, а просто направлять им электронные уведомления по почте или в рабочем мессенджере. Это следует закрепить в положении о служебном произведении и ознакомить с ним работников, на которых оно распространяется.

«Самый главный и важный момент» по версии Акимовой – фиксация актом передачи исключительных прав на служебное произведение от работника к работодателю. «Важно закрепить, какой именно объект передается, а еще подробно описать характеристики, которые позволят идентифицировать его», – объясняет юрист.

Важность документального оформления каждого этапа создания служебного произведения подтверждает и судебная практика. Дело № А40-202764/2018 касалось разработки мобильного приложения для телемедицины. Суд по интеллектуальным правам выяснил, что между работодателем и работником был заключен трудовой договор, однако в трудовых обязанностях не было прописано создание программного обеспечения, не было служебного или технического задания, актов приема-передачи и отдельного вознаграждения за служебные произведения. На этом основании суды пришли к выводу о том, что права на приложение принадлежат работнику, а не компании.

Еще одно дело, в котором работодатель не смог доказать «служебность» произведения – № А40-202764/2018. ООО «Телепат», компания бывших работников «Амедико», разработала программное обеспечение, схожее с теми, что применялись на их предыдущей работе. Но работодатель не смог доказать факт создания спорного продукта именно в то время, когда действовали трудовые отношения между истцом и его бывшими работниками. Истцу не хватило целого ряда документов, о важности которых говорят эксперты – служебного задания, актов приемки-передачи, актов учета рабочего времени сотрудников.

Самодеятельность работника

Без наличия двух обязательных условий – трудовых отношений и служебных обязанностей – исключительное право на произведение останется за работником. Даже тот факт, что автор использовал материалы и оборудование работодателя, не поможет доказать «служебность» произведения. Не имеет значения даже то, что сотрудник создал его в рабочее время.

Если работник создал произведение, но ни в договоре, ни в каких-либо иных документах не указали, что этот процесс входил в его должностные обязанности, то его правообладателем, вероятнее всего, посчитают работника.

Ирина Шурмина, старший юрист практики интеллектуальной собственности



Федеральный рейтинг.

группа
Ритейл, FMCG, общественное питание


группа
Страховое право


группа
Финансовое/Банковское право


группа
АПК и сельское хозяйство


группа
Антимонопольное право (включая споры)


группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


группа
Интеллектуальная собственность (Регистрация)


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


группа
Санкционное право


группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


группа
Фармацевтика и здравоохранение


группа
Цифровая экономика


группа
Экологическое право


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)


группа
Частный капитал



Если работник хочет сохранить исключительные права за собой, не лишним будет подписать несколько документов. Юрист



Федеральный рейтинг.

группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


группа
Санкционное право


группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


группа
Международный арбитраж


группа
Семейное и наследственное право


группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)

Профайл компании


Вера Зотова советует прямо предусмотреть в трудовом соглашении, что создание произведений при определенных условиях не считается его трудовой обязанностью. «В таком случае работодатель сможет использовать его лишь на основании отдельного соглашения с работником, например, на условиях лицензии – и только при выплате ему вознаграждения», – объясняет эксперт.

Зотова также рекомендует фиксировать все детали работы: в какое время создавалось произведение и какие ресурсы использовались. Тогда у работника будут юридические основания предъявить иски к работодателю, а доказать свое авторство и отсутствие прав у другой стороны станет проще.

В то же время в рамках дела № А40-256611/2017 СИП призвал отойти от квалификации по формальным признакам, связанным только с установлением объема трудовых обязанностей работника. Во внимание могут быть приняты и другие обстоятельства:

✔ Соотношение деятельности, осуществляемой работодателем, со сферой, в которой создан соответствующий объект;
✔ Пределы трудовых обязанностей работника;
✔ Место выполнения работ;
✔ Источник оборудования и средств, используемых для их создания;
✔ Возможность осуществления работодателем контроля за работой, в рамках которой создано произведение;
✔ Цель создания;
✔ Последующее поведение работника и работодателя;
✔ Составляемые ими в процессе трудовой деятельности работника документы, которые в совокупности могли бы свидетельствовать о разработке объектов в порядке исполнения трудовых обязанностей.

«Правило трех лет»

На документальном оформлении трудовых отношений трудности не заканчиваются. Работодателю всегда нужно помнить о «правиле трех лет», прописанном все в той же ст. 1295 ГК. 

Если компания в течение трехлетнего срока никак не использует произведение и вообще не проявит к нему интереса – исключительные права вернутся к автору. 

«Проявить интерес» можно разными способами. Самый очевидный – начать пользоваться результатом интеллектуальной деятельности. Или распорядиться правом – и передать его другому лицу. Если разработка не нужна здесь и сейчас, то стоит хотя бы сообщить автору о сохранении произведения в тайне, тем самым «забронировав» его, советует Комолов.

А как там с деньгами?

В ст. 1295 ГК есть еще одно положение, направленное на защиту прав автора-работника: норма о денежном вознаграждении.

Часто работодатели включали авторское вознаграждение в состав заработной платы или премии, рассказывает Зотова. Но в 2020 году Верховный суд поставил точку в этом вопросе. В деле № 78-КГ20-1 судьи «гражданской» коллегии определили: награда автору произведения носит гражданско-правовой характер, а не трудовой, поэтому не может рассматриваться как часть зарплаты. Условие трудового договора о том, что «вознаграждение автора учтено при определении зарплаты», нельзя считать соглашением о порядке выплаты за служебный результат интеллектуальной деятельности, объясняет Комолов.

Практика «Интеллектуалка» и ее проблемы: мимикрия, сложная практика и слабые законы

Если работодатель не платит вознаграждение, работник может взыскать его в судебном порядке. Размер суммы определит суд, такое правило прописано в ГК. При этом важно помнить: переход права от автора к работодателю не зависит от факта такой выплаты. Если эта процедура была правильно оформлена документами, а спор между сторонами остался лишь о деньгах – значит, в суде будут спорить только о них.

«Кроме того, иногда суд может истолковать невыплату вознаграждения как косвенное доказательство того, что произведение не создавали в рамках трудовых обязанностей, особенно если другим работникам его перечисляли», – объясняет Алексейчук.

  • Интеллектуальная собственность

Получение авторских прав

Как получить авторские права?


Авторское право возникает автоматически при создании произведения литературы, науки или искусства. Это комплекс прав, которые можно разделить на две группы: имущественные и неимущественные.
Имущественные права на произведение в российской практике называют
исключительными. Они позволяют распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности как угодно: например, тиражировать его, продавать, сдавать в прокат.
Неимущественные, или моральные права (в том числе право авторства), сводятся к следующему: никто не может выдавать чужой труд за свой, искажать его или впервые делать достоянием общественности без согласия автора. Они неотчуждаемы
и действуют бессрочно.
Объектом авторского права могут стать книга, фотография, скульптура, картина, танец, пьеса, песня, программный код.

Можно ли зарегистрировать авторские права?
Не стоит беспокоиться о том, как получить авторские права: они по умолчанию принадлежат создателю произведения. Это установлено международным соглашением – Бернской конвенцией, которую подписала и Россия. Зарегистрировать авторское право невозможно, в том числе
из-за того, что любая регистрация является национальной, а действие авторского права распространяется на все страны – подписанты Бернской конвенции.
В России есть одна процедура, похожая на регистрацию авторского права: это необязательная (добровольная) регистрация в Роспатенте компьютерной программы или базы данных. При этом исключительные права на программу возникают независимо от регистрации, но если
она произведена, то передать права другому лицу без регистрации этого перехода нельзя.
Поэтому вопрос о том, как оформить авторское право, сводится к проблеме, как получить подтверждение приоритета в создании произведения.
Согласно Гражданскому кодексу, лицо, заявившее о своём авторстве, автором и считается, пока не доказано иное. Но что, если на произведение претендуют сразу двое? Или авторская работа используется без согласия правообладателя? Нередко тот, кто присваивает себе
результат чужой творческой деятельности, считает себя правым. Особенно часто нарушаются авторские права в интернете. Юридически неграмотные пользователи считают, что если фотография или текст находятся в открытом доступе, они могут свободно разместить их в
своём блоге или статье.
Это не так, и незнание закона не освобождает от ответственности. Нарушителей можно призвать к порядку и заставить:

  • прекратить использовать чужую интеллектуальную собственность;
  • компенсировать понесённые убытки в размере, установленном статьёй 1301 Гражданского кодекса РФ.

Некоторые споры удаётся решить в досудебном порядке, другие приходится

рассматривать в зале суда. Задача автора или его правопреемника – доказать, что они владеют правом распоряжаться интеллектуальной собственностью. Для этого подойдут показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, разъяснения экспертов. Серьёзный аргумент для
суда – добровольная регистрация авторских прав путём депонирования.

Как зарегистрировать произведение?
Когда говорят о возможности регистрации авторских прав, обычно имеют в виду депонирование произведения, составляющего объект права.
Депонирование означает хранение: копия интеллектуального труда лежит в архиве аккредитованной организации (например, Российского авторского общества) до востребования. В результате процедуры заявитель сможет получить свидетельство или сертификат. Документ подтверждает
факт и дату депонирования объекта авторских прав. Если понадобится, он докажет авторство. При необходимости ООО «Союзпатент» может
помочь зарегистрировать объекты авторского права путём их депонирования.
Также регистрация прав на произведение позволяет увеличить его капитализацию. Заказчику, приобретающему творческую работу, проще иметь дело с подрядчиком, авторские права которого аккуратно зарегистрированы и переданы по договору. Это защищает деловую репутацию
компании и позволяет избежать каких-либо проблем в будущем.

Ещё несколько способов защиты
Доказать, что первоисточником и владельцем авторских прав на объект являетесь именно вы, можно и следующим образом.

  1. Удостоверить время предъявления документа у нотариуса: как правило, суд признаёт авторство за тем, кто предоставил более раннюю копию.
  2. Направить самому себе письмо или бандероль с материалами, использованными для создания объекта интеллектуальной собственности.
  3. Подтвердить наличие электронного файла в ВОИС.

Раскроем каждый из этих вариантов подробнее.

Удостоверение времени предъявления произведения у нотариуса
Прежде чем передать результаты своей интеллектуальной работы третьим лицам (например, издателю или продюсеру), можно подтвердить свой приоритет на произведение у нотариуса. Он исследует документ на предмет исправлений: каждое из них должно быть оговорено. Если
всё в порядке, нотариус удостоверяет обе копии своими фамилией, именем, отчеством с указанием даты и времени предоставления документа. Один экземпляр он оставляет себе, а другой отдаёт автору.
Если кто-то злоупотребит доступом к вашей работе и использует её в нарушение ваших прав, вы сможете предъявить свою копию, доказав факт заимствования. Зарегистрированные у нотариуса документы являются весомым доказательством.

Письмо самому себе
Все материалы, подтверждающие авторство, можно отправить в виде письма или бандероли на свой адрес. Штемпель с датой отправки докажет, что к этому моменту вы уже обладали произведением. Письмо хранят не вскрывая, пока не дойдёт до судебного спора. Впоследствии,
если факт авторства будет установлен судом, при возникновении новых споров можно будет ссылаться на его решение.
У такого способа защиты авторских прав есть минусы:

  • письмо может потеряться;
  • при повреждении конверта суд не примет его в качестве доказательства.

Кстати, когда речь идёт о цифровом контенте, подтверждением авторского права может служить запись на носитель. Если возникнет спор, экспертиза покажет, когда информация была зафиксирована.

Электронное депонирование в ВОИС
Этот способ депонирования любых объектов интеллектуальных прав появился в мае 2020 года. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), штаб-квартира которой расположена в Женеве, является мировым центром, обеспечивающим международное взаимодействие
в сфере защиты интеллектуальных прав.
ВОИС (в английском сокращении – WIPO) предлагает онлайн-услугу, названную WIPO PROOF. Услуга в наибольшей степени подходит для владельцев авторских прав и позволяет однозначно подтвердить существование определенных компьютерных файлов в конкретный момент времени.
Файлы могут содержать любую информацию: литературное или музыкальное произведение, программу, графический объект и т.д. ВОИС предлагает правообладателю так называемый WIPO PROOF токен, который позволяет подтвердить сохранность и неизменность задепонированной
информации.
Учитывая авторитет ВОИС в области охраны интеллектуальной собственности, можно предположить, что сервис будет востребован. Однако о каком-то положительном опыте говорить пока, конечно, рано.

Какой способ защиты лучше выбрать?
Авторы обоснованно считают депонирование произведения в аккредитованной организации надёжным способом оформить свои права. Но можно использовать и несколько способов одновременно: например, до того, как зарегистрировать авторское право путём депонирования,
отправить себе самому письмо со всеми материалами. Чем больше доказательная база, тем больше уверенности в защищённости интеллектуальной собственности.


Получить консультацию

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Амвастан инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Statistica руководство на русском pdf
  • Установка кондиционера на приору с гуром своими руками пошаговая инструкция
  • Агу сайт руководство
  • Как правильно залить фундамент под гараж своими руками пошаговая инструкция