Новым генеральным директором АО «Балтийский завод» (входит в ОА «Объединенная судостроительная корпорация») стал экс-глава ПАО «Ижорские заводы» Юрий Гордиенков. Он сменил на посту Алексея Кадилова, около десяти лет руководившего предприятием. Аналитики обратили внимание, что перед назначением господин Гордиенко находился на предприятии в должности спецпредставителя «Росатома», основного заказчика верфи. Кадровая перестановка — это логичный шаг в рамках передачи контроля над Балтийским заводом от ОСК госкорпорации, считают эксперты.
Совет директоров АО «Балтийский завод» принял решение об избрании Юрия Гордиенкова на должность генерального директора завода сроком на пять лет. Об этом 3 мая официально сообщила пресс-служба ОСК. Глава госкорпорации Алексей Рахманов в качестве стратегической задачи перед новым руководителем обозначил развитие верфи с точки зрения увеличения объемов производства. «Заводу необходимы техническая модернизация и переход на современные методы крупноблочного строительства»,— подчеркнул господин Рахманов.
Алексей Кадилов возглавлял Балтийский завод с ноября 2013 года. Он покинул пост по соглашению сторон в апреле 2023 года. Эксперты отметили, что господину Кадилову 71 год, возраст предполагающий законный уход на отдых. После него недолгое время исполняющим обязанности главы предприятия был первый замгендиректора ОСК Андрей Бузинов.
Юрий Гордиенков возглавлял ПАО «Ижорские заводы» в течение последних трех лет, но был отправлен в отставку в прошлом году единогласным решением совета директоров. «Примечательно, что на тот момент (в апреле 2023 года.— «Ъ-СПб») господин Гордиенков уже несколько недель находился на Балтийском заводе в должности спецпредставителя «Росатома». С юридической точки зрения АО «Балтийский завод» не связано с «Росатомом», но были планы о передаче контроля над верфью госкорпорации до конца 2023 года. В этой связи назначение является логичным»,— комментирует Ирина Фатьянова, доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Плеханова.
В январе 2023 года Алексей Рахманов в интервью, опубликованном на сайте госкорпорации, заявил о передаче 51% акций Балтийского завода «Росатому», которое обеспечивает 90% загрузки верфи. «Очевидно, что назначение Юрия Гордиенкова, связанного с «Росатомом», ускорит интеграцию верфи с ее основным заказчиком»,— замечает госпожа Фатьянова.
Верфь с 2012 года реализует проект 22220 по строительству атомоходов, заказчиком которых выступает ФГУП «Атомфлот» (принадлежит «Росатому»). Между компаниями заключено три контракта на строительство пяти атомных ледоколов данной серии. Уже построены и сданы три атомохода: «Арктика» (головной, стоимостью 37 млрд рублей) и серийные «Сибирь» и «Урал» общей стоимостью 84,4 млрд рублей. Сдача двух атомоходов «Якутия» и «Чукотка» общей стоимостью 100 млрд рублей запланирована на 2024 и 2025 годы соответственно.
В марте 2023 года заместитель директора Дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко сообщил о заключенных контрактах на строительство пятого (закладка в мае 2021 года) и шестого ледоколов (закладка судна в октябре 2025 года). Будут использованы как бюджетные (58,9 млрд рублей), так и собственные средства госкорпорации. Кроме того, планируется подписать контракты на строительство ядерного заправщика и четырех модернизированных плавучих энергоблока для Баимского ГОК.
По данным «СПАРК-Интерфакс», предприятие с 2018 года наращивало убыток: по итогам 2018 года он составил 1 млрд рублей, по итогам 2019-го — 6,4 млрд, по итогам 2020-го — 7,9 млрд. Финансовая отчетность за 2021–2022 годы не раскрывается.
«Если владелец — ОСК — принял решение о смене руководителя предприятия, значит, он считает, что положение предприятия устойчивое и замена руководителя не приведет к негативным последствиям. Кадровые перестановки действительно могут быть связаны с тем, что контрольный пакет предприятия планируется передать «Росатому». Кандидатура нового руководителя могла быть согласована «Росатомом», и его замены после передачи пакета не предполагается. Собственно, смена генерального директора как раз и может означать начало процесса передачи пакета акций предприятия. У нового руководителя имеется значительный опыт работы в машиностроении, причем на руководящих должностях — несомненно, этот опыт поможет ему в управлении предприятием, в налаживании взаимоотношений с будущим владельцем контрольного пакета. Новый руководитель может получить поддержку как федеральных органов власти, так и региональных, так как они заинтересованы в стабильной работе предприятия и успешной реализации стоящих перед ним задач»,— полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
14 марта, 00:24 / Бизнес
Эксклюзивно по подписке
Возглавить Балтзавод может топ-менеджер из «Росатома»
Истекающий в апреле контракт с гендиректором верфи Алексеем Кадиловым продлен не будет
Екатерина Кузьмина / Ведомости
Алексей Кадилов, 9,5 года возглавлявший Балтийский завод (входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК), в апреле покинет свой пост. Об этом рассказали два источника «Ведомостей», близких к ОСК, и три сотрудника судостроительных предприятий Санкт-Петербурга.
Один из собеседников уточняет, что очередной пятилетний контракт Кадилова заканчивается 16 апреля 2023 г. и продлен не будет. «Ему в этом году исполнится 71 год, и по окончании работы на Васильевском острове (там расположен Балтзавод. – «Ведомости») Алексей Васильевич собирается отдыхать», – добавляет другой источник.
Кадилов пришел на Балтзавод в 1976 г., сообщается на официальном сайте предприятия. К 1994 г. он прошел путь от строителя кораблей до директора по производству. На заводе принимал участие в сдаче тяжелых атомных ракетных крейсеров. Затем в течение 10 лет руководил петербургскими представительствами ЗАО «Белуха» и «Ростехимпорта», возглавлял Рыбинский судостроительный завод, занимал должность вице-президента управляющей компании «Волготанкер». До назначения гендиректором Балтзавода был заместителем гендиректора петербургского Морского завода «Алмаз», главным инженером и первым заместителем гендиректора Средне-Невского судостроительного завода.
Собеседники «Ведомостей» в судостроительной отрасли в целом положительно оценивают работу Кадилова на посту руководителя Балтзавода. «Он принял Балтзавод, когда тот лежал на боку. Через несколько лет были сданы головной ледокол «Арктика» проекта 22220, плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», несколько серийных атомных ледоколов», – отмечает источник на одном из судостроительных предприятий. Но другой собеседник говорит, что ни один из заказов якобы не был сдан своевременно. «Впрочем, с учетом тех технологических и организационных вызовов, которые пришлось преодолеть, вряд ли это было возможно», – признает он.
Согласно «СПАРК-Интерфаксу», Балтзавод хронически убыточен. В последний раз он получал прибыль в 2017 г. в 2,7 млрд руб. при 9,7 млрд руб. выручки. С 2018 г. убыток завода увеличивался: 1 млрд руб. за 2018 г., 6,4 млрд руб. в 2019 г., 7,9 млрд руб. в 2020 г. (данные за 2021 и 2022 гг. не раскрывались).
Что строит Балтзавод
Балтийский завод – одно из крупнейших судостроительных предприятий России, специализируется на строительстве атомного ледокольного флота. В 2020–2022 гг. передал в эксплуатацию «Атомфлоту» три ледокола проекта 22220 «Арктика», «Сибирь» и «Урал» мощностью по 60 МВт. В постройке сейчас находятся четвертый и пятый ледоколы этого проекта – «Якутия» и «Чукотка». Также запланировано строительство шестого и седьмого ледоколов серии – «Камчатки» и «Приморья». Завод также построил и передал в эксплуатацию ПАТЭС «Академик Ломоносов» мощностью 70 МВт, она введена в эксплуатацию в Певеке в 2020 г.
Знакомый Кадилова называет его «сильным руководителем», а в числе сильных сторон топ-менеджера отмечает умение подбирать кадры, мобилизовать подчиненных на решение масштабных задач. «Около 10 лет назад девелоперы массово выкупали земельные участки верфи на Васильевском острове под строительство жилья. Ему удалось остановить эту экспансию», – вспоминает источник.
Один из собеседников также отмечает, что Кадилову удавалось, с одной стороны, поддерживать хорошие отношения с нынешним руководителем дирекции Севморпути «Росатома», заместителем гендиректора госкорпорации Вячеславом Рукшей (возглавлял в 2008–2018 гг. «Атомфлот», являющийся основным заказчиком Балтзавода. – «Ведомости»), с другой – выстроить «ровные рабочие отношения» с гендиректором ОСК Алексеем Рахмановым.
Источники «Ведомостей» на верфях Петербурга и близкие к ОСК говорят, что поиск нового руководителя Балтзавода «идет как в периметре ОСК, так и за ее пределами». В качестве потенциальных кандидатов они называют гендиректора Средне-Невского судостроительного завода ОСК Владимира Середохо, с которым Кадилов до своего назначения на Балтзавод работал на «Алмазе».
Другой собеседник утверждает, что принято принципиальное решение о переходе Балтзавода под управление «Росатома» (возможную передачу 51% акций Балтзавода госкорпорации подтверждал в январе Рахманов. – «Ведомости»), поэтому руководителем предприятия станет «топ-менеджер с бывших «Ижорских заводов», перешедших летом 2022 г. под контроль «Росатома».
В августе прошлого года «Атомэнергомаш» (АЭМ; машиностроительный дивизион «Росатома») выкупил у Газпромбанка производственные мощности Ижорской промышленной площадки в петербургском Колпине («Ведомости» писали об этом 25 августа 2022 г.). Какие именно активы отошли «Росатому», стороны не раскрывали, ограничившись расплывчатой формулировкой о том, что они «задействованы в производстве оборудования для атомной отрасли и нефтегазохимии». По итогам сделки они вошли в состав «АЭМ-технологий» (крупнейшее предприятие в АЭМ), было создано два филиала в Петербурге – «АЭМ-спецсталь» и «Ижора». «АЭМ-технологии» возглавляет Игорь Котов, на «АЭМ-спецсталь» обязанности руководителя исполняет Сергей Кузнецов, на «Ижоре» – Андрей Алексеев.
В «Росатоме», «АЭМ-технологиях» и ОСК отказались от комментариев, представитель АЭМ не ответил на запрос.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что в контексте перехода Балтзавода под управление «Росатома» назначение главой предприятия человека из структуры госкорпорации логично. Независимый промышленный аналитик Максим Шапошников считает, что смена гендиректора не должна существенно отразиться на ритмичности работы предприятия, но человек, близкий к «Росатому», «сможет форсировать работы по всем проектам».
«Балтийский завод сегодня работает на максимуме своих возможностей со времен СССР. Если в советские времена при загрузке обоих стапелей на предприятии трудилось более 11 000 человек, сегодня на одном стапеле (второй не используется. – «Ведомости») работает более 6000 человек», – подчеркивает Бурмистров. По его мнению, завод может выйти на уровень загрузки советского периода в случае «реанимации госкорпорацией проекта по строительству сухого дока на месте второго стапеля».
В подготовке статьи участвовал Александр Волобуев
Юрий Гордиенков перешел на работу в Объединенную судостроительную корпорацию, а главные заказы — по-прежнему от «Росатома». / Пресс-служба ОСК
Балтзавод уже много лет входит в состав Объединенной судостроительной корпорации, а Ижорские заводы только с 2022-го — в машиностроительный дивизион «Росатома», хотя уже давно специализируются на производстве корпусных реакторов для АЭС и нефтехимии.
Первостепенная задача, поставленная перед Юрием Гордиенковым, как ее сформулировал глава ОСК Алексей Рахманов, это развитие Балтийского завода, и прежде всего — увеличение объемов производства, повышение производительности труда. По словам Рахманова, «заводу необходимы техническая модернизация и переход на современные методы крупноблочного строительства».
О новом руководителе Балтзавода известно, что он выпускник Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина и прошел путь от сменного мастера до генерального директора крупного производственного объединения. Закончил Межотраслевой институт повышения квалификации и подготовки кадров при Санкт-Петербургском университете экономики и финансов.
Юрий Гордиенков сменил в должности генерального директора Балтийского завода Алексея Кадилова, который возглавлял предприятие с 2013 года. При нем здесь был построен плавучий энергоблок (ПЭБ) первой в мире плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов» и началось строительство серии универсальных атомных ледоколов нового поколения по проекту 22220. Первые три — «Арктика», «Сибирь» и «Урал» — уже сданы в эксплуатацию, спущена на воду и достраивается на плаву «Якутия».
Как сообщили на Балтзаводе, 16 апреля 2023 года у Кадилова закончился контракт с ОСК и «по обоюдному согласию было принято решение не продлевать его».
Сейчас на стапеле Балтийского завода по заказу ФГУП «Атомфлот» (предприятие «Росатома») строится пятый ледокол проекта 22220 — «Чукотка». Форсирование работ здесь и на «Якутии», а также подготовка к закладке еще двух атомоходов (по планам — весной 2024 и осенью 2025) и участие в строительстве плавучих АЭС для Баимского ГОК на Чукотке — теперь забота Юрия Гордиенкова.
«Балтийский завод» возглавил выпускник Политеха
Новым генеральным директором АО «Балтийский завод» назначили Юрия Гордиенкова. Его кандидатуру 3 мая утвердил совет директоров завода и согласовала Объединенная судостроительная корпорация, в состав которой входит предприятие. На посту он сменит Андрея Бузинова, с 27 апреля исполнявшего обязанности гендиректора на временной основе.
От Юрия Гордиенкова в ОСК ждут технической модернизации «Балтийского завода», увеличения объемов производства и повышения производительности труда. В ближайшие пять лет ему предстоит перевести предприятие «на современные методы крупноблочного строительства».
Юрий Гордиенков — выпускник Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина, бизнес-образование получил в Межотраслевом институте повышения квалификации и подготовки кадров при Петербургском университете экономики и финансов. Путь от мастера смены до директорского кресла он прошел на ПАО «Ижорские заводы», руководил предприятием «ОМЗ-спецсталь».
Балтийский завод основан в 1856 году. Важнейшее направление — гражданское судостроение, возрождение отечественного ледокольного флота, выпускает изделия судовой энергетики и машиностроения, поставляет цветное и чёрное литье. За 160 лет на заводе построили порядка 600 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.
Сейчас на Балтзаводе строят третий и четвертый ледоколы серии «Якутия», который должен быть сдан до конца 2024 года, и «Чукотка», его планируют сдать до конца 2026 года. Еще три ледокола проекта 22220 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал» — уже работают в акватории Северного морского пути. Контракт на строительство пятого и шестого атомных ледоколов проекта 22220 был подписан в начале февраля.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.
Бизнес ,
22 ноя 2022, 22:27
0
Минпромторг опроверг переход замминистра Евтухова на пост главы ОСК
Минпромторг опроверг переход замминистра Виктора Евтухова на пост гендиректора ОСК
Ранее об этом сообщил телеграм-канал Portnews. Он также опубликовал информацию о возможном превращении петербургского Балтзавода в основу СП «Росатома» и ОСК. Корпорации ранее собирались вместе строить суперверфь под Кронштадтом
Виктор Евтухов
Заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов не займет пост генерального директора государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), сообщили РБК в ведомстве.
«Информация, размещенная в телеграм-канале Portnews, не соответствует действительности. Виктор Леонидович Евтухов является статс-секретарем, заместителем министра промышленности и торговли Российской Федерации и курирует отрасль российского судостроения в целом», — заявил представитель Минпромторга.
Portnews писал со ссылкой на источник, что Евтухова собираются назначить на должность гендиректора ОСК до конца года. Сейчас корпорацию возглавляет Алексей Рахманов, который, как заявил источник телеграм-канала, «может перейти в АО «Атомэнергомаш».
Также телеграм-канал сообщил о возможном переходе санкт-петербургского «Балтийского завода», который является дочерним предприятием ОСК и производит атомные ледоколы, в частичное ведение госкорпорации «Росатом».
«Источники «ПортНьюс» полагают, что до конца недели будет опубликовано решение о распределении долей в новом совместном предприятии ОСК и «Росатома» (49% и 51%), основой которого станет Балтзавод», — говорилось в сообщении.
РБК направил запросы в пресс-службы Минпромторга, «Росатома» и Объединенной судостроительной корпорации.
В августе глава «Росатома» Алексей Лихачев обсудил с президентом Владимиром Путиным проект по строительству новой суперверфи, который собирались реализовать в партнерстве с ОСК. Лихачев попросил Путина поручить ведомствам проработать до декабря 2022 года производственные, технологические и финансовые вопросы реализации проекта.
Евтухов оценивал стоимость объекта в 200 млрд руб. Возвести верфь могут на острове Котлин возле Кронштадта (Балтзавод находится на Васильевском острове).
Необходимость строительства новой верфи Лихачев объяснил в том числе «историческими ограничениями Балтийского завода». Рахманов отмечал, что «Балтзавод, по сути, заперт градостроительными решениями, очень много жилья строится вокруг завода» и поэтому там нельзя возвести огромный судостроительный эллинг.
Путин критиковал Рахманова за заключение «убыточных» контрактов. Глава ОСК объяснил, что корпорация заключает их, в частности, с Минобороны, не имея проекта и понимания, какой будет итоговая цена. При этом предприятие старается быть «клиенториентированным» и сначала «строить, сдавать суда, а после этого разбираться с деньгами». «Посыпаю голову пеплом, но мне всегда казалось, что сначала Родина, а потом уже наши финансы», — сказал Рахманов.