Базовые навыки руководства

Руководителю нужен свежий взгляд, независимое мышление и мобильность, причем и физическая, и интеллектуальная. Нужно уметь объединять в себе творческий взгляд на вещи, иначе не приспособиться к стремительным изменениям, а также практичность и трезвый рассудок, иначе невозможно будет реализовать задуманное.

Сейчас руководителю нужно уметь не подчинить себе коллектив, сделав его четко работающим послушным механизмом, а стать человеком, который способен сделать коллектив единым живым организмом, меняющимся, растущим, развивающимся, создающим. Для этого нужно уметь быть благодарным, уметь трудиться, быть решительным, преданным. Руководитель – как дирижер, который осознает ценность каждого участника и умеет помочь участникам создавать шедевры сообща. Ни сам руководитель, ни каждый участник по отдельности не способен создать то, что мы получаем, объединяя все усилия и грамотно направляя их в нужное русло.

Если смотреть на вещи именно так, то руководитель становится не начальником, а помощником, коучем, наставником, лидером, даже другом. Важно не закрепиться на пьедестале и держать дистанцию, а доверять и вызывать доверие, быть благодарным и учить благодарности.

Суть лидерство в том, чтобы служить другим людям, а не пользоваться их услугами. (Китами Масао, «Самурай без меча»)

Самое главное – уметь коммуницировать, понимать человеческую психологию, развивать таланты.

Кое в чем лидер таки выше других. Руководителю нужно быть более гибким и более принципиальным, чем его сотрудники. Только тогда формальный руководитель становится неформальным признанным лидером.

7 профессиональных навыков руководителя – есть ли они у вас на самом делеПолезные советы

Завидуете своему шефу и считаете, что достойны руководящей должности больше, чем кто-либо другой в вашем коллективе?

А достаточно ли у вас опыта, чтобы взвалить на себя соответствующий груз ответственности? 

Обладаете ли вы должными навыками, чтобы справляться с обязанностями на отлично? 

Узнайте, какие необходимые навыки руководителя должны быть у настоящего босса и попробуйте найти их у себя.

Ключевые навыки руководителя

2.jpg

Знание работы с самых низов, внимательность к деталям, недюжинный опыт в ведении делопроизводства – все это очень полезные навыки эффективного руководителя. Однако вовсе не они являются ключевыми, когда речь идет о работе начальника. И не просто начальника – а очень хорошего начальника, способного стать движущей силой для своего коллектива.

И не стоит верить тому, что руководителями якобы рождаются. Настоящего хорошего начальника вполне можно воспитать в коллективе, если ценить трудовые ресурсы и обратить внимание на развитие всех перечисленных ниже основных навыков руководителя. А можно его попытаться развить в себе самому, в процессе взаимодействия с коллективом.

Умение брать на себя ответственность

За этой громкой фразой скрывается самый что ни на есть практический навык, без которого ваши подчиненные просто не будут видеть в вас руководителя. Именно отсутствие ответственности является тем камнем преткновения, из-за которого многие начальники не могут завоевать или удержать завоеванный ранее авторитет.

Пример отсутствия ответственности

Коллектив архитекторов трудится над проектом, но из-за нерасторопности одного-двух сотрудников не успевает сделать его в срок. Непосредственный руководитель проекта, получив обоснованные претензии от заказчика или своего начальства, переадресовывает его к тем самым нерадивым подчиненным, снимая с себя ответственность.

3.jpg

Подобное поведение неприемлемо для руководителя. Если кто-то из его подчиненных не выполнил свои обязанности, сорвав выполнение конечной цели, изначально ответственность перед заказчиком (или вышестоящим начальством) на себя должен взять руководитель. Вина на нем – недоследил, недостаточно курировал выполнение.

Подобное поведение руководителей всех мастей – это далеко не редкость. В таком коллективе сотрудники, как правило, также не рискуют брать на себя ответственность, отказываются проявлять инициативу. И, что тоже далеко не редкость, тихо ненавидят своего шефа.

Умение делегировать полномочия

Делегирование полномочий – это не просто постановка определенных задач перед членами своей команды, исходя из их должностей и должностных обязанностей. Даже далеко не самые ретивые и трудолюбивые сотрудники обычно и сами знают, чем им должно заниматься.

А вот снять с себя часть функций, избавиться от повседневной рутины, освободить некоторое время для оптимизации рабочего процесса и быстрого достижения поставленной цели – это и есть делегирование полномочий, как важнейшая часть управленческих навыков руководителя.

К чему приводит отсутствие навыка делегировать полномочия

Одна из основных проблем, к которым приводит отсутствие умения делегировать полномочия, заключается в том, что руководитель оказывается не в состоянии высвободить время, необходимое для решения других важных задач, которые никто не в состоянии решить, кроме него самого.

4.jpg

Часто может показаться, что руководители не делегируют полномочия из-за нежелания делиться властью (особенно в тех организациях, где директор или менеджер – это лицо наемное, решение о назначении которого принимается сверху). Однако это далеко не всегда так.

Читайте также: Как справиться со стрессом, если вы – руководитель

Согласно Трудовому кодексу, полная материальная ответственность за прямой ущерб, причиненный организации, возлагается на руководителя. Закон также предусматривает в некоторых случаях обязанность возмещения убытков со стороны руководителя. В таких условиях главный менеджер буквально загоняет себя в ловушку, не решаясь доверить хотя бы часть своих функций даже своим заместителям.

Делегировать полномочия непросто. Однако неумение руководителя сосредоточиться на главном, его неспособность направить свои мысли и знания на решение стратегических задач, отвлекает от нацеленности на конечный результат. В итоге такая организация часто топчется на месте.

Коммуникационный навык

Коммуникация – это способность взаимодействовать посредством общения. А это означает умение выслушивать, обмениваться информацией, разбираться в причинах возникновения конфликтов и умело их разрешать. Собственно, даже существует такой термин – управленческое общение.

5.jpg

Коммуникативность – это не умение болтать

Руководитель не обязательно должен быть разговорчивым. Поставить задачу перед коллективом, а также распределить соответствующим образом функции, делегировать те же полномочия, способен и не очень разговорчивый человек. Однако коммуникационный навык – это не просто умение разговаривать и объяснять.

Коммуникационный навык подразумевает наличие целого комплекса других качеств, без которых ежедневное общение с коллективом, начальством и клиентами – это не более чем пустая болтовня. В идеале отличным «побочным эффектом» управленческого общения является способность вызывать позитивные эмоции у коллектива.

Умение грамотно взаимодействовать с коллективом подразумевает наличие у руководителя навыков психологии общения, умения ставить себя на место других людей, а иногда абстрагироваться
от желания сделать это (когда необходимо, к примеру, наказать или уволить сотрудника). Это очень тонкий навык, который можно и нужно развивать.

Умение долгосрочного планирования

Умение планировать свою работу на день, два или даже на месяц вперед – это полезный навык. Однако для этого не обязательно быть руководителем: как правило обычный рядовой сотрудник четко знает, чем ему предстоит заниматься в краткосрочной перспективе; и уж тем более он в курсе своих ежедневных обязанностей.

6.jpg

Без долгосрочного планирования невозможно руководство организацией

Общее руководство любой организацией подразумевает умение ставить долгосрочные цели. Если речь идет о крупных компаниях (особенно корпорациях), тогда период такого планирования затрагивает год, два или даже пятилетку. Именно долгосрочное планирование и позволяет организации двигаться вперед, учитывая свои стратегические цели.

Умелый руководитель, успешно делегирующий полномочия, посвящает вопросам разработки и выстраивания долгосрочного планирования немало своего времени. Неумелый руководитель практически не уделяет внимания данному вопросу, погрязая в текущей рутинной деятельности.

Нередко стагнация в работе какой-либо компании (то есть топтание на месте, застой в ее деятельности) является следствием неумения составлять долгосрочные планы. Нередко такие организации просто хиреют, несмотря на тот факт, что все ее сотрудники казалось бы заняты какой-то кипучей деятельностью.

Умение настраиваться на результат

Кем бы вы ни работали, круг ваших обязанностей подразумевает регулярное выполнение определенных заданий, нацеленных на конкретный результат. При этом цели могут быть кратковременные и долгосрочные. Но какие бы они ни были, речь идет о ваших личных целях.

7.jpg

Нацеленность на результат

Перед руководителем стоит гораздо более сложная задача, которая подразумевает достижение результата не только посредством установки его личных целей, но и целей групповых, то есть целей для всей организации и каждого из ее сотрудников.

Для этого требуется методичное выполнение целей промежуточных каждого члена команды. И все это происходит в режиме постоянной ежедневной рутинной работы, последовательного поиска ответов на насущные вопросы и решения возникающих проблем.

А теперь ответьте на следующий вопрос – всегда ли вы доводите свою работу до конца, невзирая на многочисленные трудности на вашем пути? А если нет, то как часто вы отказываетесь от поставленной цели из-за сложностей на пути к ее достижению? Если вы делаете это постоянно, демонстрируя нестабильность и непоследовательность, тогда руководитесь из вас не ахти.

Читайте также: Кого считают плохим начальником?

Конечно, сложности бывают объективные¸ требующие порой привлечения дополнительных ресурсов или даже сторонних субъектов для решения тех или иных задач. Однако их гораздо проще преодолевать коллективно, методично двигаясь к цели. А в этом руководителю помогает такой мощный фактор, как личная мотивация.

8.jpg

Умение мотивировать коллектив

У любого руководителя должна быть сильнейшая личная мотивация. Однако должна она быть и у каждого члена коллектива. Большинство назовет в качестве мотивирующих факторов
высокую заработную плату и карьерный рост. Действительно, эти два мотиватора являются самыми распространенными, однако далеко не единственными.

Проблемы с мотивацией

На практике далеко не всех ждет карьерный рост. Чаще всего это бывает просто невозможно. Да и заработную плату невозможно повышать ежемесячно! Руководитель оказывается ограничен скудным бюджетом, невозможностью самостоятельно принимать подобные решения (если он не является одновременно владельцем организации).

Очень сильным мотиватором, который всегда в состоянии использовать любой руководитель, вне зависимости от уровня, является умение развивать в каждом из своих подчиненных чувство хозяина ситуации и дела. Для этого стоит поручать работникам решение вопросов, которые позволяют им самосовершенствоваться, развивать свои способности.

Важнейшей мотивацией для коллектива является чувство команды, когда все работники объединены ощущением работы над общим делом, то есть развитие того, что принято называть корпоративным духом. Мотивирование подчиненных – это целая наука, которую необходимо освоить каждому руководителю, если он, конечно, хочет идти к своей цели не один, а с надежной командой.

9.jpg

Кстати, умение брать на себя ответственность (в том числе и за ошибки своих подчиненных) также является серьезной мотивацией для подчиненных. Политика, когда успех организации ее руководитель берет на себя, а провалы списывает на подчиненных, нередко приводит к тому, что начальник оказывается в своеобразной изоляции.

Способность к самосовершенствованию

Представим себе такую ситуацию, что вы стали руководителем большого коллектива. У вас неплохо идут дела, вам удается грамотно мотивировать сотрудников, вы сплотили отличную команду, за которую всегда готовы нести ответственность. Вы доверяете своим людям, успешно делегируя им ряд полномочий, которые позволяют им развиваться каждый день, а вам высвобождают немало времени для других дел.

Риск того, что вас подсидят

Когда работа налажена, все заняты своим делом, а руководителю остается только, как говорится, снимать сливки, есть риск того, что ваши подчиненные вас перерастут (если, конечно, вы не собственник бизнеса). Возможно, это произойдет не сразу; однако в большом коллективе обязательно найдется хотя бы один сотрудник, который будет метить себя на ваше место.

Более того: сейчас уже далеко не редкость специальные тренинги, в рамках которых вполне серьезно рассматривается ряд вопросов, которые позволяют грамотно подсидеть своего руководителя. И единственный способ удержаться в своем кресле в такой сложной конкурентной борьбе, это постоянно совершенствоваться самому.

10.jpg

Нередко организации отправляют своих сотрудников на повышение квалификации, различные обучающие тренинги, групповые или персональные занятия. В таких условиях самое верное решение
– это расширять свои знания и развивать в себе все остальные навыки руководителя организации, которые обязательно могут пригодиться вам в вашей работе.

Читайте также: У вас вредный начальник? Уговорите его заняться спортом!

Для того чтобы избежать застоя, необходимо самостоятельно стремиться к переменам, развивать в себе качества лидера и предпринимателя, всегда быть в курсе дел в организации. Это позволит вам в сложные моменты принимать правильные решения – будь то производственный или какой-либо другой процесс.

И напоследок…

Стремитесь распознавать любые изменения, которые происходят в среде вашего коллектива. А для этого постарайтесь, как это было сказано в известном фильме, не слишком далеко от него отрываться!

Содержание

  1. Выбор позиции в коллективе
  2. Творческий подход к управлению
  3. Лидерство как характеристика начальника  
  4. Способность получать результат
  5. Поиск лучшего организационного варианта
  6. Мастерство делегирования
  7. Умение объективно контролировать
  8. Инструменты мотивации
  9. Налаживание коммуникаций
  10. Стремление к самосовершенствованию
  11. Импульс роста корпоративного уровня
  12. Ответственность
  13. Детальный анализ и оптимизация
  14. Уверенность в продуктивности   
  15. Формирование атмосферы спокойствия
Аудиоверсия

В руководстве производством, коммерческой структурой или офисной командой недостаточно проявлять лишь умения опытного менеджера. Инструменты управления ежедневно совершенствуются, в теории и на практике «оттачивается» их результативность. Чтобы компания не просто «оставалась на плаву», а стремительно двигалась к первенству в отрасли, ее главе необходимо освоить ключевые навыки руководителя, обеспечивающие всему коллективу процветание.

офисные работники

Для того чтобы предприятие развивалось, а его деятельность приносила доход, управленцу категорически запрещена стагнация. Даже весьма успешному и талантливому руководителю следует неустанно расти, достигая новых высот в деле. Оставаться на прежнем уровне опасно – конкурент «не дремлет» не только на рынке, но среди собственных сотрудников.  

   Группа компетенций   Компетенция   Описание
Управленческие компетенции Решение задач Стратегическое планирование Умение строить планы на дальние перспективы
    Принятие решения Способность принимать досконально продуманные решения
  Управление людьми Лидерство в команде Навыки в мотивировании и воодушевлении сотрудников
    Отношения и авторитет Способность формировать положительную корпоративную обстановку
Корпоративные компетенции Личная эффективность Стремление к профессиональному и личностному росту Генерация новаторских идей, поиск новых решений
    Достижение результата Нацеленность на продуктивность работы, достижение поставленных целей  
    Организаторские качества Умение грамотно планировать, распределять обязанности, контролировать работу
    Желание повышать уровень Стремление расти как профессионал и эффективный менеджер

Не «потерять бразды правления», стимулировать положительную динамику в коллективе, своевременно находить продуктивные подходы к решению организационных вопросов помогут базисные навыки руководителя, а подскажет их компетентный коуч.  

Выбор позиции в коллективе

коллектив

От позиции, изначально занятой руководителем во вверенном коллективе, зависят его отношения с подчиненными, успех корпоративного дела, в итоге благосостояние каждого из участников процесса.

Начальнику предоставляется выбор из двух вариантов:

  • Босс. Управленец, досконально сведущий в производственных тонкостях, хорошо владеющий навыками менеджера старшего звена точно знает, как и что следует делать для выполнения поставленной перед сотрудниками задачи. Однако решения босса не рассчитаны на длительную перспективу, а сам руководитель несколько отстранен от команды, хоть и возглавляет ее.
  • Лидер. Начальник, способный увлечь подчиненных воплощением новаторской задумки, генерирует идеи. Творческая личность умеет убеждать людей, разъяснять непонятные моменты. Человек не жалеет тратить время на собственное обучение и повышение профессионального уровня работников.

Важно изначально выбрать верное направление во взаимодействии с подчиненными. Иначе не получить уважения, без которого очень сложно распределять обязанности и вести работников к намеченной цели.

Творческий подход к управлению

Значимое отличие – лидирующий управленец способен генерировать идеи, находить оптимальные пути для выполнения производственных этапов. Он может вдохновлять и заряжать энергией. В распоряжении босса имеются только навыки управления, он четко следует уставным и технологическим предписаниям, выполняет функции главного менеджера, но не более.

Владение нюансами деятельности важно как для гибкого, так и для жесткого руководителя. Но без умения зажечь команду, подарить ей уверенность в успехе, без инициативы глава организации не сможет стать «двигателем», даже если все колесики в его машине хорошо смазаны и скрупулезно отлажены.

Боссом может стать любой человек, назначенный на руководящую должность,  а вот лидерству надо учиться. Не стоит себя уверять, что с такими качествами рождаются. И базовые, и более продвинутые навыки работы руководителя можно приобрести, достаточно приложить к получению знаний немного старания и усилий.

Лидерство как характеристика начальника  

Чтобы добиться успеха в работе, мало быть отличным профессионалом и детально знать нюансы производства, надо стать истинным лидером команды. Получение лидерства не похоже на борьбу за грамоту или вымпел. Заработать его можно, овладев управленческими навыками руководителя, а это целый набор умений и качеств.

лидер

Хорошим партнером в обучении управленческому искусству станет коуч, чья деятельность заключается в помощи подопечному встать на верный путь. Он поможет определить приоритеты развития, ненавязчиво подскажет, какие знания потребуются. Компетентный специалист передаст начальнику собственный опыт, так как руководитель должен в итоге стать его подобием для коллектива, управленец обязан научиться руководить так, чтобы подчиненные могли самостоятельно принимать решения.

Это должен уметь начальник, чтобы его организация развивалась, процветающая компания стремительно двигалась к успеху, а благосостояние подчиненных росло.

Способность получать результат

Настоящий лидер в организации – это гораздо больше, чем инициативный вдохновитель, иначе его задумки не смогут воплощаться. Должным начальнику свойством по праву считается способность добиваться от сотрудников результата, чтобы поставленная перед командой задача непременно была выполнена. И не просто сдан отчет или построен жилой комплекс, а чтобы работы были проведены в срок и надлежащего качества.  

Получить результат невозможно, если нет опыта в планировании производственной деятельности и необходимых для этого знаний.  

Ключевыми навыками руководителя в планировании являются:

  • взвешенная оценка объемов и сроков выполнения поставленной перед командой задачи; 
  • тщательный разбор имеющихся в распоряжении технических и интеллектуальных ресурсов;
  • планирование этапов работ для выполнения силами компании, при необходимости с привлечением сторонних специалистов.

От грамотного управленца ждут четкого распределения обязанностей работников по заранее составленному графику. 

Поиск лучшего организационного варианта

Способность тщательно исследовать ситуацию и на основании проведенного анализа организовывать работу – один из самых ценных навыков руководителя. Важно не только знакомить подчиненных с кругом их личных обязанностей, но и самому начальнику знать и понимать, смогут ли подопечные своевременно справиться с поручениями.

пазл

Объективно следует оценить способности работника, состояние технических средств, чтобы сопоставить возможности и сделать выводы о том, сколько времени потребует реализация его плана.

Если на стадии организации выяснится, что команда не справится с задачей в оговоренные с заказчиком сроки, надо перераспределить ответственность. Выбор оптимального исполнителя также относится к профессиональным навыкам руководителя, как умение заряжать энергией, генерировать идеи и ставить задачи.

Мастерство делегирования

Зная, что вся ответственность за итог производственной деятельности возлагается на начальника, многие руководители опасаются, что придется краснеть за чужую некомпетентность и промахи. Только ни один самый работоспособный управленец не сможет в одиночку трудиться за весь коллектив. Долю обязанностей придется делегировать заместителям и старшим менеджерам, чтобы дело не стояло на месте.

Чтобы уметь пользоваться одним из важных навыков работы руководителя, стоит усвоить простейшие правила:

  • перед передачей задачи надо взглянуть на сотрудника и плоды его деятельности со стороны строгого начальника. Так надо, чтобы получить информацию о профессионализме, деловой аккуратности, стремлении выполнить все качественно и вовремя;
  • сравнить деловые качества нескольких подчиненных, готовых к выполнению конкретного поручения. Это необходимо, чтобы выяснить, какой исполнитель справится лучше и выполнит быстрее;
  • выбрать наиболее подходящего работника.  

Далеко не все директора и заведующие, тем более выдвинутые из одаренных сотрудников, умеют перепоручать часть своих полномочий подчиненным.

Умение объективно контролировать

занят

К числу ценных навыков руководителя относится контроль производственного процесса компании и деловой деятельности офисных работников. Это не означает, что управленцу необходимо превращаться в надсмотрщика и следить за каждым шагом работающих у него людей. Не стоит забывать о том, что лидер коллектива должен доверять подчиненным.

Умелый контроль заключается в изучении отчетов от подчиненных, составленных по итогу каждого этапа работ. Желательно выстроить цепочку отчетности так, чтобы у подчиненных был стимул быстрее объявить об удачном завершении. Неплохо, если у начальника есть возможность мотивировать работников продвижением по службе или финансовыми поощрениями.

Если глава организации владеет навыками руководителя, проверки не вызывают у коллектива отторжения, а воспринимаются как глубокое погружение начальства в проблему. 

Инструменты мотивации

Владение навыками руководителя включает способность мотивировать людей с разными интересами. Далеко не всем членам коллектива компании важен карьерный рост. Многим доставляет моральное и материальное удовлетворение та должность, которую они занимают в настоящее время, а высот они достигают в хобби или в общественной деятельности.

решение задач

Как должным образом мотивировать тех, кого не интересует карьера? Искать верный подход к каждому человеку с его реальными проблемами. Эффективным способом в одном случае может стать банальный опрос типа анкетирования, в другом – доверительная беседа. Не исключено, что преобладающему большинству будет достаточно денежного вознаграждения.

Возможно, в коллективе найдутся сотрудники, которым важнее гибкий график в работе, кого-то можно увлечь перспективой достижения высокой цели или возможностью написать научный труд.

Налаживание коммуникаций

Способность взаимодействовать с участниками производственного процесса посредством общения – бесценное качество для хорошего руководства. Начальнику надо уметь балансировать между доверительными отношениями и возможностью отдавать приказы, в выполнении которых не должны возникать малейшие сомнения. В управленческом общении следует придерживаться хоть и небольшой, но дистанции.

Кроме того, руководителю приходится разбирать конфликты, оказывать содействие в решении споров. Если не будет дистанции, сложно предугадать, каким весом сможет обладать решение начальства. В то же время навыки руководителя предопределяют необходимость получения достоверной информации об отношениях в коллективе от сотрудников в ходе общения.

спор

Главе команды нужно выслушивать подчиненных, вникать в их положение и объяснять собственную позицию, а для этого полезно освоить вербальное искусство. Немаловажным плюсом в руководстве является чувство юмора и способность вызывать положительные эмоции. Если уметь ими пользоваться, множество проблем можно нейтрализовать без последствий.

Стремление к самосовершенствованию

Чтобы прочно занять позицию лидера в команде, руководителю следует непрерывно повышать собственный уровень. 

Надо трезво оценить собственные недостатки как профессионала и как ведущего менеджера, чтобы выбрать способы устранения пробелов в знаниях и нехватки компетенций. 

Получить объективную оценку поможет мнение людей, работающих под его началом, или коуч.

Лицу, возглавляющему компанию, нужно:

  • расти в производственной сфере;
  • следить за появлением новых технологий;
  • получать навыки руководителя.

Глава организации, стремящийся развивать методы хорошего управленца и повышать собственный уровень в технической области, сможет вывести компанию на лидирующие позиции. Его пример станет подстегивающим стимулом для подчиненных.

Импульс роста корпоративного уровня

В список, перечисляющий ключевые навыки руководителя, обязательно стоит внести мотивирование подчиненных к повышению квалификации и получению знаний в производственной сфере. 

Стремление к обучению – черта, необходимая для успеха компании, которую следует усвоить каждому работнику и служащему на корпоративном уровне. Вооруженные свежей информацией сотрудники смогут повысить результативность работы предприятия.  

команда

Способы, помогающие развивать подчиненных:

  • формирование в коллективе атмосферы, стимулирующей обучение;
  • практика поощрений;
  • проведение в компании деловых игр;
  • посещение конференций;
  • освоение смежных специальностей.

Хорошо работающий руководитель заинтересован в росте профессионализма и интеллектуальном уровне людей, работающих под его началом.

Ответственность

Профессиональные навыки руководителя включают способность отвечать за результат работы команды и собственные промахи. Нельзя возлагать на подчиненных несоблюдение сроков и некачественное выполнение обязанностей. Это в первую очередь итог плохого менеджмента.   

В круг обязанностей управленца входит не только планирование, но и должный надзор за исполнением его распоряжений. Если у него не хватило времени для контроля и выяснения, почему сотрудник не смог вовремя сделать порученную часть работы, значит, проверку следовало делегировать.

За недостатки в организации производственного процесса ответственность несет руководитель.

Детальный анализ и оптимизация

анализ

Механизм управления требует постоянного совершенствования. Человеку, занимающему ключевую должность в руководстве, необходимо научиться оптимизировать менеджмент. Важно, чтобы процедура была гибкой, могла подстраиваться под определенные цели и технологическую специфику.

Чтобы понять, что «тормозит» запланированное течение производственного цикла, следует проанализировать каждый из этапов. Надо понять, что мешает: незапланированные потери времени, просчеты в планировании, недостаточный контроль, ошибки работников.

Анализ существующего положения поможет понять, что в управлении надо немного скорректировать, а что следует кардинально изменить.

Уверенность в продуктивности   

Твердая убежденность в успехе дела и собственных руководящих способностях придает уверенности коллективу. Если подчиненные видят веру управленца в достижении положительного результата, сплачиваются вокруг лидера без дополнительной мотивации. У них нет малейших сомнений в провале, есть стремление вкладывать максимум усилий.

Однако этот навык руководителя граничит с самоуверенностью. Чтобы не перешагнуть за грань, надо четко определять ее рамки. Их подскажет партнер, заинтересованный в получении прибыли, компетентный сотрудник или человек, умеющих объективно анализировать. Важно, услышав критику, воспринимать ее так, чтобы исправления были конструктивны и результативны.

Формирование атмосферы спокойствия

офис

Деловая обстановка с кипучей деятельностью не равна атмосфере истерии. Получившим задание сослуживцам надо спокойно выполнять поручение, а не тратить драгоценное время на разбирательства. Предприятию нужно работать в размеренном темпе без перегрузок и лишних рывков, следовать разработанному плану.

Если главой организации освоены навыки работы руководителя, он сможет объяснить подчиненным, желающим продвинуться по карьерной лестнице, что махинации, «подставы» и скандалы должны быть исключены. Этот навык напрямую связан с умением выслушивать и объективно судить.

Вы можете прочесть статью в формате PDF.

Менеджмент  •  25 апреля  2023  •  5 мин чтения

Как стать руководителем и где этому учиться

Разбираем варианты карьерного роста и список навыков для тех, кто хочет возглавить отдел или направление и решать новые задачи.

  • Как чаще всего становятся руководителями
  • Какими навыками должен обладать руководитель
  • С каким запросом чаще всего приходят начинающие руководители
  • Где научиться быть руководителем
  • Совет эксперта

Как чаще всего становятся руководителями

У каждого свой путь, проанализировали несколько сценариев и выделили три основных:

1. Сотрудник показывает хорошие результаты, и его повышают. Несмотря на то что это популярный путь к должности руководителя, существенный минус в том, что «хороший сотрудник» не всегда означает «хороший руководитель», ведь в должности исполнителя редко удаётся развить управленческие навыки.

Дмитрий Коротеньких
Например, Виктор работает разработчиком и отлично закрывает задачи. В компании он давно, и вот наступает момент, когда нужно выбрать нового тимлида. Все голосуют за Виктора — он точно справится. Когда вчерашний разработчик, даже с большим опытом, оказывается в должности руководителя, становится ясно, что обязанности здесь совсем другие и стрессовые ситуации тоже. Например, нужно учитывать интересы и команды, и бизнеса, балансируя между ними. Для этого важно давать правильную обратную связь, уметь выстраивать и контролировать процессы. А ещё приходится не только нанимать, но и увольнять сотрудников. В какой-то момент Виктор понимает, что не справляется с новым набором задач, а уходить с такой должности кажется неразумным.

2. Сотрудник уже давно работает в компании или в одной должности, и, кажется, что пора его повысить. Вариант кажется похожим на первый, но есть отличие: такой сотрудник не показывает выдающихся результатов, а просто работает в компании дольше всех. У руководства создаётся иллюзия, что его надо бы повысить, но причины, по которым сотрудник остаётся в компании, могут быть разными. Есть вероятность того, что он уже выгорел и назначение на руководящую должность будет слишком большим стрессом.

3. Сотрудник стремится стать руководителем и претендует на руководящую должность. Если его не повышают в одной компании, такой человек, как правило, будет искать в других и присылать отклики сразу на вакансию руководителя. Этот способ обычно самый действенный — сотрудник мотивирован расти, учиться и получать управленческие навыки.

Какими навыками должен обладать руководитель

Неочевидная правда: руководителю необязательно идеально разбираться во всех процессах в каждой сфере. Это отлично иллюстрируют истории топ-менеджеров, которых переманивают и перекупают в совершенно разные области, и везде они работают эффективно. То есть профессиональные навыки, или хардскилы, на практике далеко не так важны для руководителя, как гибкие навыки, то есть софтскилы.

Если оценить свои софтскилы по шкале от 1 до 7 и соединить точки, получится диаграмма гибких навыков. Она поможет понять, какие навыки развиты хорошо, а какие нужно развивать

Поговорим о том, что такое управленческие навыки и какие из них — ключевые для руководителя:

Эмоциональный интеллект и эмпатия. Руководителю полезно знать своих подчинённых, понимать, что им нравится, а что — нет, кому какие задачи лучше ставить. Это непросто делать в большом коллективе, когда количество прямых подчинённых больше восьми человек, иначе сложно узнать каждого и запомнить всю необходимую информацию.

Эмоциональная стабильность и зрелость. Умение оставаться спокойным и не поддаваться панике, всегда помнить про курс и цели.

Объективность — беспристрастная, непредвзятая оценка фактов. У руководителя может быть проект, который нравится больше других, или подчинённые, с которыми легче работать, — это нормальная человеческая реакция. Но принимать решения нужно, фокусируясь на результате.

Здоровая амбициозность. На руководителя смотрят и могут равняться — он лидер, который требует от команды достижений и вдохновляет на них. А значит, у него должна быть здоровая амбициозность и желание становиться лучше.

Критическое мышление — умение ставить под сомнение информацию, в том числе о самом себе. Это поможет избежать когнитивных искажений, например, когда начинает казаться, что если стал руководителем, то дальше развиваться не нужно.

Умение делегировать. Это преимущество для всех сторон: сотрудник мотивирован и быстрее растёт, потому что ему доверяют, а руководитель меньше занимается микроменеджментом.

Дмитрий Коротеньких
Я перенял такую модель поведения, когда работал во французской компании. Прибегал к директору с вопросом «что делать?», а он спрашивал — какие варианты решения ситуации есть? Какие риски у каждого варианта? Я отвечал на вопросы и примерно на третий раз, уже у двери кабинета, понял, как мне решить проблему. Конечно, нужно учитывать зрелость и опыт сотрудников — полностью отвечать за задачу подойдёт не каждому.

Наставники курса «Управление командой» помогут стать уверенными руководителями менеджерам с разным управленческим опытом. Во время обучения студенты проходят девять индивидуальных консультаций с наставником, с которым можно обсудить всё, что волнует в рабочих ситуациях.

Улучшите показатели вашего отдела

Пройдите бесплатную вводную часть курса по управлению командой и узнайте, что можно улучшить в ваших текущих процессах и как сделать сотрудников счастливее

С каким запросом чаще всего приходят начинающие руководители

На курсы по управлению командой приходят сотрудники, которые только-только стали руководителями или те, кто понял, что раньше пытался управлять «на автомате» и эта стратегия не сработала. Как правило, у начинающих руководителей четыре основных вопроса:

1. Что делать с синдромом самозванца

Синдром самозванца — ощущение, что человек «не достоин» занимаемой должности и его скоро разоблачат. В здоровой степени это даже хорошо — значит, сотрудник может и хочет развиваться. Но если закопаться в мысли «смогу ли я, вытяну ли, надо ли это делать», то они помешают принимать даже небольшие решения. Полезно перестать скромничать, принимать благодарности и похвалу, придавать им смысл и осознанность — если сотрудника благодарят, значит, есть причины.

2. Как правильно ставить задачи подчинённым

Нужно стараться ставить задачи по SMART, чтобы они были конкретными, измеримыми, достижимыми и актуальными.

Дмитрий Коротеньких
Главное в любом инструменте — чтобы он нравился и подходил руководителю для решения задач, потому что любая, даже самая эффективная система не будет работать, если не вызывает ничего, кроме сопротивления.

3. Как давать обратную связь

Чтобы обратная связь достигла цели и не обидела человека, можно придерживаться такой структуры: действие, которое послужило причиной обратной связи, затем результат, куда это привело, и главное — на кого, что и как повлияло в команде или бизнесе. Без этого объяснения обратная связь будет бессмысленной и есть шанс, что человек снова повторит ту же ошибку, поэтому придётся набраться терпения и донести до коллеги или подчинённого, почему это важно.

Завершить обратную связь нужно договорённостью, как обоим участникам поступать в будущем, чтобы ситуация не повторилась

Например, Георгий пишет приложения для iOS и в его задачи входит отдавать готовый код тестировщикам. Тестировщики не очень любят код от Георгия, потому что он написан небрежно и в нём больше ошибок, чем у остальных сотрудников, но напрямую ему об этом не говорят, а обсуждают это между собой в чатике для избранных.

Тимлид заметил, что происходит тлеющий конфликт между разработчиком и тестировщиками, и позвал Георгия на встречу 1-1 с вот такой обратной связью: «Георгий, ты в команде уже полгода, и я вижу, несмотря на то, что опыта у тебя было немного, ты не боишься и берёшься за задачу, это здорово. Но когда ты пишешь код быстро и отдаёшь тестировщикам, не просмотрев перед этим, случаются ошибки. Мы заметили, что они повторяются раз за разом, и ребятам приходится дополнительно всё перепроверять, а это удлиняет сроки вывода в продакшен. Если бы ты смог найти время на самопроверку перед тем, как передавать работу дальше, то ребята были бы очень тебе за это признательны, а проект сдали вовремя. Давай договоримся, что ты будешь выделять в своём процессе час на проверку перед тем, как отдавать коллегам». Для команды тестировщиков тоже была встреча один на один, но это уже другая история.

4. Как уволить сотрудника

Можно применить принцип «нанимай долго, увольняй быстро». Это значит, что чем тщательнее руководитель подходит к подбору команды, тем реже придётся кого-то увольнять. Если дело всё же дошло до увольнения, главное, не откладывать. И не делать из этого тайны для коллектива — если сотрудники спрашивают, почему коллегу уволили, отвечать честно. С тем, кто покидает команду, стоит обсудить варианты: может ли руководитель как-то помочь с развитием вне компании? Бывает, что человек мог оказаться не на своём месте и хорош в чём-то другом.

Где научиться быть руководителем

Подготовиться к карьерному росту можно самостоятельно или на онлайн-курсах.

Штудировать книги, подкасты и видео

Плюс самостоятельного обучения в том, что оно не требует больших вложений и позволяет заниматься, когда есть время. Минусы в том, что нет практики, чтобы закрепить навыки, и обратной связи от более опытных руководителей. Расписания тоже нет, поэтому появляется риск всё забросить или заниматься нерегулярно и забывать, зачем всё это нужно, что влияет на мотивацию двигаться дальше. Начать разбираться в управлении командой с нуля помогут:

Книги:

«Доставляя счастье», Тони Шей. После неё хочется творить, делать, запускать. Это книга про вдохновение.
«Как привести дела в порядок», Дэвид Аллен. Система немного устаревшая, потому что там нужны блокноты и конверты, но если совместить это с методикой Гриши Мастридера, получается очень здорово — выбросить лишнее из головы, не отвлекаться на постороннее, всё успевать.

Подкасты:

«Серебряная чпуля»;
Make sense.

Они помогают структурировать знания, которые уже есть, и дают возможность освоить новые инструменты. На курсах студенты обычно много общаются с наставниками — всегда можно проконсультироваться по вопросу, который волнует.

Дмитрий Коротеньких
Мне понравился курс Практикума «Управление командой», потому что на него приходят ребята, которые хотят расти, сколько бы опыта у них ни было до этого. Курс постоянно адаптируют и улучшают. Он подходит и начинающим руководителям, и тем, кто только мечтает встать у руля команды.

Совет эксперта

Дмитрий Коротеньких
Не нужно стремиться стать руководителем, если этого совсем не хочется. Должность — не мерило успеха и значимости, и не хотеть быть руководителем — нормально.

Яндекс Практикум
Наставник курса «Управление командой», omni-leader Askona

Яндекс Практикум
Редактор

Яндекс Практикум
Иллюстратор

Как эффективно управлять командой: способы, стили и инструменты

7 книг, которые стоит прочитать будущему руководителю

Level 1 Management Skills

Management Skills For Beginners

Level 1 of the Management Skills Pyramid shows the basic skills any beginning manager must master. It is the foundation of the management skills pyramid, which shows the skills a manager must master to be successful and shows how these management skills build on each other toward success.

There are four basic management skills anyone must master to have any success in a management job. These four basic skills are to plan, organize, direct, and control and they are discussed separately in detail below.

Plan

Planning is the first and most important step in any management task. It also is the most often overlooked or purposely skipped step. While the amount of planning and the detail required will vary from task to task, to skip this task is to invite sure disaster except by blind luck.

That’s what provides the old adage of the 6 P’s of planning: Prior Planning and Preparation Prevents Poor Performance, (or the 7 P’s: Proper, Prior, Planning, Prevents, Piss, Poor, Performance) depending on how you count.

Although most people associate the term planning with general business planning, three different levels of planning actually exist:

  • Strategic Planning
  • Tactical Planning
  • Operational Planning

And, different kinds of planning are used to achieve levels and areas of preparedness:

  • Disaster Planning
  • Succession Planning
  • Crisis Planning
  • Compensation Planning

Basic Management Skills Needed for Effective Planning

These are some sample skills that you must have to effectively plan.

  • Envision a future state
  • Mentally organize the essential mission and vision that will move you to the future state desired
  • Determine an overall strategy that will achieve the future state desired
  • Select short term goals and activities that will get you there

Organize

A manager must be able to organize teams, tasks, and projects in order to get the team’s work done in the most efficient and effective manner. As a beginning manager, you may be organizing a small work team or a project team. These same skills will be required later in your career when you have to organize a department or a new division of the company.

Clearly, overlap exists between planning the work and in organizing it. Where planning focuses on what you need to do, organizing is more operational and is more focused on how to get the work done best.

Basic Management Skills Needed for Effective Organizing

When you organize the work, you need to:

  • Determine the roles needed to accomplish the plan
  • Assign tasks to the roles
  • Determine the best resource (people or equipment) for the role
  • Obtain the resources and allocate them to the roles
  • Assign resources to the roles and delegate authority and responsibility to them.

Whether you have been assigned a small team or a project to manage, beginning managers must also be able to organize offices and data systems.

More Related to Organizing

You may not be able to physically move people around in order to get your team together, but you should consider the possibility. On the other hand, you may need to move several people into a small space and you will have to organize things so the team can work effectively within that space. Later in your career, you may need to organize an office to accommodate teams from several different departments and their specific needs.

You will also need to be able to organize all of the computer systems that will handle the data your team needs to collect or distribute. You must decide whether, for example, you need to set up shared web pages on the company’s intranet or just a shared folder on the file server. Decide how are you going to organize the systems so everyone who needs information has access to it (and that it is not available to those who should not see it, like your competitors).

If your team needs or produces something other than information, you must organize so that your team gets what they need, when they need it, and can get out to others what your team produces at the right time.

Organize Yourself

Don’t forget about organizing yourself. Even as a beginning manager you must be able to organize yourself, your time, and your space so that you can be most effective.

Finally, you will find that it is seldom enough to organize projects once. With constant changes in resources, goals, and external factors you will usually need to reorganize to adjust for them.

Direct

Directing is the action step. You have planned and organized the work. Now you have to direct your team to get the work done. Start by making sure the goal is clear to everyone on the team. Do they all know what the goal is? Do they all know what their role is in getting the team to the goal? Do they have everything they need (resources, authority, time, etc.) to do their part?

Pull, Don’t Push

You will be more effective at directing the team toward your goal if you pull (lead them) rather than push (sit back and give orders). You want to motivate the people on your team and assist and inspire them toward the team goals.

Basic Management Skills Needed for Directing

When you direct the team’s work, you need to:

  • Provide clear direction so the team can succeed
  • Make certain that team members are clear about the role they need to play for the team to succeed
  • Provide the least amount of direction to the team so the team is empowered to succeed
  • Provide inspiration and follow-up to maintain a presence in support of the team

Control

Some writers try to «soften» this basic management skill by calling it «coordinate» or similar terms. The stronger term, control, is essential, though, so that the manager is able to control the team’s activities.

In the steps above, you have planned the work, organized the resources to make it happen most efficiently, and directed the team to start work. In the control step, you monitor the work being done. You compare the actual progress to the plan. You verify that the organization is working as you designed it.

If everything is going well, you do not need to do anything but monitor. However, that seldom happens. An employee gets sick, the database sort takes longer each iteration than projected, a key competitor drops their prices, a fire destroys the building next door and you have to evacuate for several days, or some other factor impacts your plan.

Readjusting the Project

The control step now dictates that you have to take action to minimize the impact and bring your project back on to the desired goal as quickly as possible. Often this means going back to the planning stage and adjusting plans. Sometimes it may require a change in the organization. and you will have to re-direct everyone toward the new goals and inspire them. Then, of course, you control the new plan and adjust if needed. This cycle continues until you complete the task.

Basic Management Skills Needed for Controlling

When you control the work, you need to:

  • Monitor the progress of the team and projects
  • Ascertain that each role is accomplished by an employee
  • Set standards for performance and quality
  • Help the team solve problems and remove barriers to their success
  • Provide feedback on actions taken and the team’s progress
  • Provide rewards and recognition for the team’s successes and progress
  • Make adjustments to decisions made at the planning, organizing, and directing phases as needed

Managers Also Control Tools

In the control step, you set standards for performance and quality and then you monitor to make sure they are met. There are as many tools available you as there are things you need to monitor.

  • Scheduling tools: A number of software tools allow you to input your schedule and then update progress regularly. The program will highlight changes in the schedule so you can identify corrective action to take.
  • Financial controls: as a manager, you will usually have a budget. The reports from the Finance Department will let you know how your spending (on people and other resources) matches the plan.
  • People control: you must make sure all the people on your team are performing as planned. If they are not, you need to find and fix the cause. Do they not understand the goal? Do they not have some resource or skill they need? Is the task too big for them and needs to be modified or assigned to a different resource? Your job as the manager means giving your team members feedback on how their performance meets the plan. When it doesn’t, you need to take corrective action. 

The Bottom Line

The beginning management skills: plan, organize, direct, and control are fundamental to a manager’s ability to accomplish their assigned goals, projects, and the work products and progress of the portion of an organization for which the manager is responsible. With success in each of these basic skills, a manager is on the right track to a successful management career.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тилозин инструкция по применению в ветеринарии для ягнят
  • Тилозин инструкция по применению в ветеринарии для ягнят
  • Все мануалы для мотоциклов
  • Все мануалы для мотоциклов
  • Пирантел инструкция по применению в таблетках взрослым как принимать 250