Бэкон руководство чтением

Как правильно читать книги

То, что вы читаете книги, — это уже хорошо. Но ещё лучше, если вы будете делать это правильно.

Как правильно читать книги

Некоторые книги достаточно просто попробовать, другие хочется проглотить одним махом, а есть такие, которые приходится долго разжевывать и переваривать.

Фрэнсис Бэкон

В 1940 году американский философ Мортимер Адлер написал работу «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений», которая сейчас считается классической. Разберем важные тезисы из его работы.

Что нужно знать, чтобы читать книги правильно?

Есть четыре способа чтения:

  • Элементарный. Этому учат в начальной школе. Вы читаете слова, понимаете их смысл и следите за основным сюжетом.
  • Инспекционный. Это вертикальное чтение. Вы смотрите в начало страницы, затем переходите к концу и одновременно стараетесь зацепить ключевые моменты. Такой способ подходит для тех, кому нужно освоить большие учебные или рабочие материалы.
  • Аналитический. Вы читаете медленно и внимательно, делаете заметки, ищете слова, которые не понимаете, следуете по ссылкам, которые приводит автор.
  • Исследовательский. Так читают писатели, научные и творческие работники. Вы изучаете одновременно несколько книг на одну тему, чтобы подтвердить или опровергнуть свою теорию.

Остановимся на втором и третьем виде чтения, потому что элементарное чтение вам давно знакомо, а исследовательское заинтересует немногих. С аналитическим и инспекционным чтением по-другому: многим оно необходимо, но далеко не все люди им владеют.

Инспекционное чтение

Оно подходит в нескольких ситуациях. Например, вам в магазине нужно быстро оценить книгу, понять суть доклада, узнать последние новости в своей сфере. От вас потребуется не глубокое погружение в текст, а быстрый захват и оценка информации. Как научиться этому?

Прочитайте название и изучите обложку книги

Автор всегда придает большое значение названию и оформлению, вкладывает в них главный смысл всей книги. Если вам удастся угадать это послание, многое станет понятным еще до первых строк текста.

Обратите внимание на первые страницы

Оглавление, предисловие, пролог — полезные страницы, которые дадут представление о всей книге, даже если перед вами многостраничный научный труд.

Просмотрите названия глав и заключение

Особенно это касается деловой и научно-популярной литературы. Здесь можно сразу перейти к концовке, чтобы узнать главные выводы, а уже потом прочитать доказательство.

Прочитайте отзывы

Найдите книжные сайты, которые публикуют отзывы реальных людей.

Эти навыки помогут вам за 5-10 минут выбрать подходящую книгу и сэкономить время.

Аналитическое чтение

Если вы не умеете читать таким способом, никакая книга не сможет дать вам то, что в ней заложено автором. Используйте аналитическое чтение, когда хотите получить максимальную пользу от чтения. Давайте посмотрим, как получить максимум от того, что мы читаем.

Узнайте больше об авторе и других его работах

Это прояснит мотивы и особенности его работы. Книга о финансовом успехе вызовет больше доверия, если ее написал практикующий предприниматель, а не разорившийся неудачник. А роман про войну будет читаться по-другому, если сам автор прошел через это.

Уделите несколько минут инспекционному чтению

Перед погружением в текст обратите внимание на название, обложку, первые страницы, оглавление и заключение.

Возвращайтесь к сложным моментам

Если вы встречаете трудное или непонятное место, не останавливайтесь на этом, а просто делайте пометку и продолжайте читать. Когда вы закончите книгу, вернитесь к своим закладкам и уделите  внимание всем спорным и непонятным моментам. Привлекайте дополнительные источники, перечитывайте сложные абзацы. У вас не должно остаться темных мест в изучаемом материале.

Подготовьте короткое резюме

Как прочитаете книгу, составьте небольшой отчет. Расскажите о своих впечатления и новых знаниях. Идеально, если вы сделаете это письменно.

  1.  О чем эта книга? Иногда мы так погружаемся в сюжет, что к концу забываем о главной мысли автора. Опишите в нескольких предложениях основной смысл произведения.
  2. Что произошло и почему? Составьте краткий план книги. Для художественной литературы это могут быть ключевые события сюжета, для научно-популярной — основные тезисы и доказательства.
  3. Является ли описанные в книге события, факты и мнения интересными и верными? Как вы относитесь к книге? Согласны ли с мнением автора?
  4. Какие выводы вы сделали? Расскажите, что извлекли из книги для себя.

Такой подход к чтению требует много времени и может показаться утомительным. Зато вы получите максимум от каждого часа, проведенного с книгой в руках.

Описание книги

Почему одни находят какую-либо книгу весьма глубокой, другие – пустой, третьи – заумной? Почему, перечитывая книгу, вы каждый раз обнаруживаете что-то не замеченное ранее? Почему кто-то понимает все оттенки смысла, видит сокрытое между строк, слышит музыку слов, чувствует их вкус, цвет и запах, а кто-то остается глух к ним? Почему кто-то с первого раза воспринимает содержание учебника, а кому-то нужно многократно его объяснять?

Чтобы настроиться на «волну» автора и понимать больше, требуется умение читать активно. Именно для этого написал свою книгу Мортимер Адлер, американский философ, редактор и преподаватель, всю свою жизнь посвятивший тому, чтобы научить людей любить и понимать книги (впоследствии он возглавил редакционный совет энциклопедии «Британника»).

Книга нужна тем, кто хочет развить свои способности к многогранному восприятию текста, а также тем, кто хотел бы сам писать книги так, чтобы быть правильно понятым, и тем, кто занимается редакторской работой.

Подробная информация

Возрастное ограничение:
16+
Дата выхода на ЛитРес:
15 ноября 2012
Дата перевода:
2019
Дата написания:
1966
Объем:
400 стр.
ISBN:
9785001461920
Переводчик:
Лариса Плостак
Правообладатель:
Манн, Иванов и Фербер (МИФ)
Оглавление

Книга Мортимера Адлера «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

Оставьте отзыв

«Одни книги пробуют на вкус, другие — проглатывают, и лишь немногие — разжевывают и усваивают», — писал Фрэнсис Бэкон. В руководстве «Как читать книги» американский философ и преподаватель Мортимер Адлер рассказывает о правилах, как не просто «проглатывать» текст, но и извлекать пользу из прочитанного. Мы уже приводили список великих книг, рассказывали о трех уровнях чтения. Сегодня изучим общие правила для работы с художественными и практическими книгами.

Как читать практические книги



Как читать книги

Чтобы практическая книга принесла пользу, вы должны оценить: можно ли выполнить правила, о которых говорится в книге, и приведет ли их применение к желанной цели, которую вы перед собой поставили.

При чтении любой практической книги задайте два вопроса: каковы цели автора? какие средства он предлагает?

При оценке практической книги все сводится к целям. Если вы не разделяете приверженности Карла Маркса к экономической справедливости, его теория и реформы, которые он предлагает, покажутся вам практически неверными или неважными. Вы можете считать, что сохранение текущего положения вещей более желательно, чем устранение беззакония в капитализме. В этом случае вы, скорее всего, решите, что революционные тексты заведомо ложны. Ваша оценка будет касаться уже целей, а не средств. Следовательно, нас никогда не заинтересуют с практической точки зрения даже самые обоснованные средства, если мы не захотим достичь соответствующих целей.

«Понял, но не согласен». Четыре способа отрицательной критики

Если читатель скажет «я понял, но не согласен», возможны такие замечания: 1) «Вам не хватает информации»; 2) «У вас неверная информация»; 3) «Вы нелогичны, ваша аргументация неубедительна»; 4) «Ваш анализ неполон».

Пример для первого пункта. Мы знаем, что Дарвину в свое время недоставало знаний о генетике, которые сегодня можно найти в работах Менделя и других исследователей. Незнание механизма наследственности — один из главных недостатков «Происхождения видов». Гиббону не хватало некоторых фактов, напрямую отразившихся, согласно более поздним историческим исследованиям, на падении Рима. Как правило, в науке и истории недостаток информации выявляют более поздние изыскания. В основном этому способствуют усовершенствованные технологии наблюдения и более длительные исследования.

Фраза «неверная информация» означает, что автор делает ложные утверждения. Его ошибки могут быть связаны с недостатком знаний.

Но ошибка — это больше, чем незнание.

Какова бы ни была причина такой ошибки, она состоит из утверждений, противоречащих фактам. Например, в своем политическом трактате Спиноза говорит, что демократия — это более примитивная форма правления, чем монархия. Но такое утверждение противоречит общепризнанным фактам политической истории. Ошибка Спинозы влияет на его аргументацию. Но чтобы обосновать замечание, вы должны доказать истинность или большую вероятность позиции, противоположной точке зрения автора.

Фраза «нелогичен и неубедителен» означает, что автор заблуждается в аргументации. В целом такие заблуждения делятся на два типа. Бывает non sequitur — ложное умозаключение, когда вывод не следует из предпосылки. И бывает несообразность, когда два утверждения автора несовместимы между собой. Чтобы делать такие критические замечания, читатель должен показать, где именно аргументам автора не хватает убедительности.

Первые три критических замечания, которые мы рассмотрели, касаются утверждений и аргументации автора. Перейдем теперь к четвертому замечанию. С его помощью читатель оценивает, насколько автор реализовал свой план — то есть анализирует уровень выполнения выбранного автором задания.

Фраза «анализ неполон» касается целостности структуры книги и означает, что автор не решил всех ранее заявленных проблем, не в полной мере воспользовался имеющимися материалами, не увидел все подтексты и ответвления или не смог провести важные различия. Однако заявления о том, что книга неполна или не завершена, явно недостаточно. Кто угодно может высказаться так о любой книге. Люди смертны, их силы не бесконечны. Такое замечание имеет смысл только в случае, если читатель может дать точное определение недостаточности — своими усилиями или с помощью других книг.

Например, анализ типов правления в «Политике» Аристотеля неполон из-за ограниченных возможностей его времени и ошибочного мнения автора по поводу приемлемости рабства.


А вы спорите с автором во время чтения? На фото — книга современного философа Райана Холидея «Препятствие как путь»

Художественная литература: четыре правила и пять вопросов

Не читайте художественные произведения как изложение фактов или как исследования по социологии и психологии. Следующие правила объясняют, какой подход нужен к чтению художественной литературы.

1. Не пытайтесь найти «основную мысль»

Художественные тексты не являются в первую очередь дидактическими. Ни одно великое произведение нельзя свести к подслащенной морали, как пытаются нас убедить некоторые современные критики.

В художественных книгах следует искать сюжет, а не мораль.

2. Не ищите термины, утверждения и аргументы

Все эти средства относятся к логике, а не к поэзии. Они свойственны употреблению языка, цель которого — передавать знания и мысли, но абсолютно чужеродны в том случае, если язык является средством выражения чего-то непередаваемого — то есть когда он используется творчески.

3. Не оценивайте художественную литературу по стандартам правдивости и последовательности, которые обычно применяются к книгам, несущим знания

Искажение фактов не повредит художественной истории, если рассказчику удастся сделать ее правдоподобной. Читая биографию человека, мы хотим знать правду о его жизни. Читая роман, мы ищем сюжет, правдивый лишь в том смысле, что это могло случиться в мире персонажей и событий, созданном автором.

4. Не читайте все художественные книги одинаково

Художественные книги, как и научные, делятся на жанры — стихи, романы, пьесы, которые, соответственно, нужно читать по-разному.


Вы знаете, что в МИФе есть проза?

Правила для чтения великих книг применимы для художественной литературы с некоторыми поправками. Здесь приведем пять вопросов, которые помогут любому читателю составить критическое мнение о художественной литературе.

  1. Насколько это произведение целостно?
  2. Насколько сложна структура частей и элементов, составляющих целое?
  3. Правдоподобна ли эта история, то есть обладает ли она художественной реалистичностью?
  4. Поднимает ли вас эта книга от привычного состояния поверхностного созерцания мира к ощущению ясного бодрствования, вызывая эмоции и пробуждая воображение?
  5. Создается ли в книге новый мир, который вас притягивает и в котором, как вам кажется, вы видите жизнь во всей ее полноте?

Четыре вопроса для чтения любого текста

Газеты, журналы, рекламные листовки тоже нуждаются в правильном подходе, как и книги. Ниже вы найдете четыре вопроса с комментариями, которые послужат вам в качестве ориентиров для чтения чего угодно.

1. О чем сообщает данный материал в целом? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить все шаги структурного чтения, согласно ранее изложенным правилам.

2. Как именно это сообщается? Невозможно полностью понять текст, если вы не проникли в суть мыслей автора, преодолев несовершенство языка. Для этого необходимо внимательно наблюдать за тем, как используется язык и как упорядочены мысли автора, то есть следовать всем правилам интерпретирующего чтения.

3. Правда ли это? Только осознав, что именно и каким способом сообщается в данном тексте, можно решить, правда это или нет. Данный вопрос требует от вас критической оценки. Вы должны принять или отвергнуть информацию, которую вам предлагают.

4. Что из этого следует? Если прочитанный вами текст является в чем-то ошибочным, нет нужды идти дальше. Но если информация достоверна, необходимо задать этот вопрос. Нельзя читать ради получения информации, не определив ее значимость по отношению к приведенным фактам. Факты редко преподносятся без некоторой интерпретации, явной или скрытой.

Можно ли читать короткие отрывки?

В применении всех правил, о которых мы говорили в этом саммари, есть одно ограничение. Их цель — помочь вам прочесть книгу целиком. По крайней мере, основная цель. Будет ошибкой использовать эти правила преимущественно для чтения отрывков вне контекста. Нельзя научиться читать, уделяя книге пятнадцать минут в день.

Отрывки слишком коротки для серьезных усилий в обучении чтению. Кроме того, их последовательность не позволяет прочувствовать целостность предлагаемой подборки или понять один отрывок в контексте другого.

Стоит ли конспектировать?

Как правило, конспектирование — это не активное усвоение материала, а почти автоматическая запись сказанного. Привычка к нему тем чаще становится суррогатом учебы и мышления, чем дольше человек получает образование в учебных заведениях. Хуже всего обстоят дела на юридических и медицинских факультетах, а также в аспирантурах. Спрашивается, как можно отличить студента от аспиранта? Если, войдя в аудиторию, вы скажете «Доброе утро», студенты ответят вам, а аспиранты законспектируют ваши слова.

Читайте каждую книгу именно так, как она того заслуживает. Тогда вы станете начитанным во всех смыслах этого слова.

Из руководства «Как читать книги»

Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.

3 минуты на осмысление

Цитаты о чтении

Ум укрепляется или расслабляется чтением решительно так же, как тело свежим или испорченным воздухом.

3 минуты на осмысление

Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков — их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей.

7 минут на осмысление

Читать — значит желать произведение, жаждать превратиться в него.

3 минуты на осмысление

Говорят, что следует читать много, но не многое.

3 минуты на осмысление

Читая книгу и не понимая ее, библиофил уподобляется ослу, слушающему, поводя ушами, звук божественной лиры, множество книг его так же не сделают ученым, как, согласно пословице, — обезьяна всегда останется обезьяной, хотя бы она носила золотое ожерелье.

7 минут на осмысление

Читатель должен быть или сверхискушенным, или не искушенным вовсе.

3 минуты на осмысление

Читатель существует для писателя.

2 минуты на осмысление

Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все.

5 минут на осмысление

Образованным, много читающим людям нужно постоянно иметь в виду, что литература — это одно дело, а жизнь — другое.

5 минут на осмысление

Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу.

5 минут на осмысление

Темы цитат по буквам

С вами было такое, что прочитали книгу, а через полгода всё будто стерлось из памяти? А бывало, что берете в руки знакомую книгу, но уже совсем иначе ее воспринимаете? Что вообще значит уметь читать?

Мы выписали важное из книги американского философа и педагога Мортимера Адлера «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» — и делимся с вами.

Что такое чтение

Мортимер Адлер дает свое определение слову «чтение». Это процесс, при котором разум человека без посторонней помощи, опираясь только на читаемые символы, преодолевает новые высоты в результате собственных усилий. 

Человек проходит путь от меньшего понимания написанного к большему. Для этого нужно напрячься, много думать и не отказывать своему мозгу в развитии.

Читать можно с разной целью:

  • получить информацию
  • развлечься 
  • понять что-то новое

Кажется, что разница в чтении заключается только в цели. Частично это правда. Но нужно учитывать, что читает человек. Невозможно развиваться, если получать информацию из календаря или брошюры. Чтобы научиться чему-то, лучше подойдет учебник или научный доклад.

Знать определение термина и понимать термин — это разные вещи, но их часто путают. Более слабый читатель способен читать только ради получения информации. Более сильный может и понять, и усвоить её — чтобы потом использовать в своих целях.

Если вы прочитаете газету, действительно ли узнаете что-то новое? Будете воспринимать автора своим учителем? Скорее всего, нет. Это значит, что вы читаете просто ради информации.

Для каждого человека есть два уровня текстов. Первые читаются просто, без усилий. В них нет ничего такого, чего нельзя сходу понять. А ко вторым нужно возвращаться, перечитывать и обдумывать их.

Для этого важно усвоить навык чтения — то есть способность прилагать усилия, чтобы понимать текст.

Уровни чтения книг

Адлер выделяет четыре уровня чтения. Их называют уровнями, потому что без твердого понимания предыдущего вы не сможете перейти на следующий.

#1. Элементарное. Вы читаете слова и следите за сюжетом. Этому учат в первых классах школы.

#2. Инспекционное. Вы читаете только основные моменты текста — начало абзацев и глав, выводы. Такой вид чтения подходит, если нужно изучить большой объем информации за короткий промежуток времени.

#3. Аналитическое. Вы читаете медленно и вдумчиво, записываете важные моменты, изучаете дополнительные материалы, которые дает автор. Философ Фрэнсис Бэкон однажды сказал: «Некоторые книги нужно пробовать, другие — проглатывать, а третьи — разжевывать и переваривать». Аналитическое чтение — это как пережевывание и переваривание.

#4. Исследовательское. Предназначено для ученых, творческих и научных работников. Вы читаете несколько книг на одну тему, чтобы подтвердить или опровергнуть какую-то теорию.

Остановимся на трех последних уровнях, потому что элементарным чтением вы уже владеете. 

Инспекционное чтение

Его используют для того, чтобы выбрать книгу, понять суть научной работы, пройтись по статье, узнать новинки в своей профессиональной деятельности. Погружение в текст поверхностное, но оно дает достаточно контекста.

#1. Изучите обложку и дополнительные материалы в книге. Сначала попробуйте понять, почему книга так называется, прочитайте предисловие и аннотацию.

#2. Ознакомьтесь с оглавлением и прочитайте выводы в конце глав. Подходит для изучения научно-популярной и деловой литературы.

#3. Прочитайте отзывы других читателей. Они помогут быстрее определиться, стоит ли браться за книгу.

Аналитическое чтение

Если вы не владеете этим навыком, не сможете до конца понять, что хотел сказать автор. Используйте этот вид чтения, когда хотите выжать из текста максимум и запомнить главные мысли, терминологию, сюжет на многие годы.

#1. Изучите информацию об авторе, почитайте о других его работах. Книга о финансах, написанная опытным финансовым директором крупной компании точно будет экспертнее, чем советы несостоявшегося предпринимателя. А роман о всемирных путешествиях будет убедительнее, если автор сам объездил полмира.

#2. Не забывайте об инспекционном чтении. Сначала изучите обложку, прочитайте предисловие от автора и издателя, просмотрите главы. А потом приступайте к более глубокому прочтению текста.

#3. Делайте заметки на полях. Это один из способов общаться с автором и лучше погрузиться в произведение. Однажды писатель Эдгар Аллан По сказал: «Пометка в книге — буквально переживание ваших расхождений и согласий с автором. Это высшее уважение, которое вы можете ему оказать».

#4. Подготовьте небольшой отчет после прочтения книги. Дайте ответы на вопросы:

  • О чем эта книга? Что хотел сказать автор? Опишите смысл книги.
  • Что произошло? Почему это произошло? Составьте небольшой план книги, выпишите сюжетные линии и связи между персонажами. Если книга научно-популярная, выпишите основные доказательства.
  • Вы согласны с тем, что написано в книге? Возможно, что-то показалось вам неубедительным или неправдивым.
  • Какие выводы вы сделали после прочтения? Напишите, что нового нашли для себя, на какие мысли вас натолкнула эта книга.

Кстати, такой отчет можно делать и по каждой главе.

Исследовательское чтение

Еще его называют сравнительным, и это самый сложный уровень. 

Он предполагает чтение множества книг по одному предмету, сравнение и противопоставление идей, лексики и аргументов авторов. Цель — понять тему, выявить и заполнить пробелы в знаниях, а не досконально изучить одну книгу.

#1. Отберите необходимые книги и ознакомьтесь с ними. Чтобы узнать что-то новое, нужно найти работы авторов, которые разбираются в теме лучше вас. Вы учитесь, когда сокращаете разрыв между собой и писателем.

#2. Унифицируйте терминологию. Определите ключевые слова и понятия, которыми пользуются авторы каждой книги. А затем установите общие термины, которые будете применять вы. Другими словами, унифицируйте лексику из разных источников, чтобы не запутаться.

#3. Четко определите вопросы. Сосредоточьтесь не на проблемах, которые пытается решить автор, а на темах, которые хотите прояснить.

#4. Найдите проблему. Если вы задали четкий вопрос, на который есть несколько ответов, значит, проблема определена. Сгруппируйте информацию из разных книг.

#5. Проанализируйте то, что собрали. Теперь, когда вы изучили несколько точек зрения, можете сформировать свое мнение о проблеме.

Почему важно читать правильно

Когда вы читаете правильно — с глубоким пониманием материала и обдумыванием, сначала может показаться, что это занимает много времени. Но чем больше вы практикуетесь, тем быстрее начинаете усваивать информацию и делать отчеты о книгах.

Плюс аналитического чтения в том, что вам не нужно перечитывать весь текст через определенное время, чтобы вспомнить какой-то момент. Когда у вас есть понимание, в работу включается долговременная память — и информация может храниться в мозге неограниченное количество времени.

Чтобы читать было проще и вы смогли понимать больше:

#1. Подчеркивайте непонятные места. Остановитесь и проследите, в какой момент вы перестали воспринимать текст. Почему? Нашли незнакомый термин? Появился новый персонаж, а вы не придали ему внимания?

#2. Читайте сложные тексты. Не нужно приступать к квантовой механике, если вообще не знаете физики. Но выберите книгу, над которой нужно подумать. Сначала материал, выложенный автором, будет превосходить ваш уровень. Но со временем вы расширите границы своего понимания и сможете приступить к более тяжелым текстам.

#3. Различайте чтение ради информации и чтение ради понимания. Владеть информацией — значит знать какой-то факт. Понимать — значит осознавать, почему так бывает, какая связь между фактами и какие были предпосылки.

Хотите получать дайджест статей?

Одно письмо с лучшими материалами за неделю. Подписывайтесь, чтобы ничего не упустить.

Спасибо за подписку!

Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon)

22 января 1561 — 9 апреля 1626

Английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма. Один из первых крупных философов Нового времени, Бэкон был сторонником научного подхода и разработал новый, антисхоластический метод научного познания. Догматической дедукции схоластов он противопоставил индуктивный метод, основанный на рациональном анализе опытных данных. Главные произведения: «Опыты, или наставления нравственные и политические», «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида».

С 1581 года заседает в парламенте. С 1617 года лорд-хранитель печати, затем лорд-канцлер и пэр Англии — барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. Крупный государственный деятель при короле Якове I, благоволившем Бэкону и даже доверившим ему управлять государством на время своего отъезда в Шотландию.

В 1621 году привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, приговорён к заключению в Тауэр, выплате 40 тысяч фунтов штрафа, а также лишён права занимать государственные должности, участвовать в заседаниях парламента и быть при дворе. Однако за свои заслуги был помилован королём Яковом I и через два дня выпущен из Тауэра, избежав более длительного заключения; от штрафа Бэкона также освободили. Затем ему разрешили занять своё место в палате лордов, быть при дворе, но государственная деятельность его была закончена; он удалился в своё поместье и последние годы жизни посвятил исключительно научной и литературной работе.


Смотрите больше на Wikipedia

Роджер БЭКОН. ИЗБРАННОЕ

© Издательство Францисканцев

К.П. Виноградов. ROGER BACON VITA ET OPERA. (Жизнь и творчество Роджера Бэкона)

О жизни Роджера Бэкона, прозванного Doctor mirabilis («Удивительный доктор»), как, впрочем, и о жизни большинства средневековых мыслителей, достоверно известно немногое. Дата его рождения может быть установлена лишь приблизительно и только на основании его собственных слов из Opus tertium (Третье сочинение): «Я затратил много сил на изучение наук и языков, и уже минуло сорок лет с тех пор, как я впервые выучил алфавит; и всегда я был прилежен в учении; и за исключением двух лет из этих сорока я все время был in studio…» {1}.

Некоторые историки, вслед за Э. Шарлем {2}, сочли, что выражение in studio означает «в университете», и, исходя из того, что в Средние века юноши поступали в университет обыкновенно в возрасте двенадцати-тринадцати лет, сделали вывод, что в 1267 г., когда Роджер Бэкон писал Opus tertium, ему было около 53 лет и что годом его рождения является примерно 1214 г.

Тем не менее, в позднейших исследованиях Т. Краули {3} и Д. Линдберга {4} данная гипотеза была поставлена под сомнение на том основании, что трактовка выражения in studio как «в университете» предполагает либо то, что слова «впервые выучил алфавит» являются метафорой, либо то, что Бэкон начал свое обучение в университете с ознакомления с буквами латинского алфавита, при явной абсурдности такого допущения. Между тем, in studio вовсе не обязательно означает «в университете», и слова Бэкона «я все время был in studio» вполне могут быть переведены и как «все время был поглощен занятиями наукой» [1].

В связи с этим более правдоподобной является гипотеза, согласно которой Бэкон в вышеприведенном высказывании имеет в виду только то, что за сорок лет до 1267 г. он начал изучать грамматику. Поскольку же детей отдавали в грамматические школы в возрасте семи-восьми лет, датой рождения Роджера Бэкона можно обоснованно считать не 1214, а 1219 или 1220 г.

Достоверно известно, что местом рождения Роджера Бэкона является Англия [2]. Однако точный ответ на вопрос о малой родине английского мыслителя невозможен. Традицию, согласно которой родиной Бэкона является г. Илчестер в графстве Сомерсет, озвучивает букинист из Уорикшира Джон Росс, учившийся в Оксфорде около 1440 г. и интересовавшийся историей и легендами своего университета. Помимо того, имеется и другая традиция, согласно которой Бэкон родился в Бисли, в Глостершире, и учился в школе при церкви Св. Марии в Хэмптоне {5}. Впрочем, на чем основаны обе эти традиции, неизвестно. Кроме того, как показало исследование Э. Литтла {6}, в финансовых документах XII–XIII вв. имя Роджер встречается и среди Бэконов из Норфолка, и среди Бэконов из Эссекса.

Бэкон происходил из состоятельной, очевидно, рыцарской семьи, о которой известно очень мало и, опять-таки, преимущественно со слов самого Бэкона. Старший его брат, по-видимому, унаследовал отцовское владение. Другой брат, как и Роджер, посвятил себя научным и философским исследованиям (предположение некоторых историков о том, что им мог быть известный доминиканский профессор Роберт Бэкон, не выдерживает серьезной критики). В течение длительного времени Бэкон обладал возможностью получать значительную финансовую помощь от своей семьи и «имел многие расходы» [8] {7}. Но в 1260-х гг., когда в Англии вспыхнула гражданская война между баронами во главе с Симоном де Монфором и королем Генрихом III, старший брат Роджера встал на сторону короля, что, в конечном счете, привело семью Бэкона к изгнанию и разорению (вероятно, это произошло после битвы при Льюисе в 1264 г., обернувшейся для короля и его сторонников неудачей).

О том, где и когда Бэкон получил начальное образование, сведений не сохранилось; также неясно, где и когда началась его академическая карьера. Тем не менее, весьма вероятным выглядит следующее предположение. В XIII в. при многих университетах существовали грамматические школы, находившиеся под юрисдикцией канцлера, и, возможно, начав свое образование в одной из них, Бэкон затем поступил в университет. По всей вероятности, этим университетом был Оксфорд: в 1292 г., работая над своим последним трудом, Бэкон вспомнит учителей, преподававших здесь, когда он был совсем молод, и напишет следующее: «Блаженный Эдмунд, епископ Кентерберийский, первым читал в Оксфорде книгу Софистических опровержений в мое время, и я видел магистра Гуго, который впервые читал книгу Второй Аналитики, и я просматривал записи [его лекций]» {8}.

Вопрос о том, где и когда Роджер Бэкон получил степень магистра искусств, а также о том, где и когда он начал преподавать, остается дискуссионным. Весьма вероятно, что английский мыслитель завершил свое обучение на факультете свободных искусств Оксфордского университета и там же начал карьеру преподавателя, хотя не исключено, что он доучивался в Париже, куда переехал из Оксфорда в конце 1230-х — начале 1240-х гг. В любом случае, к середине 1240-х гг. Бэкон уже должен был обладать степенью магистра искусств, поскольку несомненным является тот факт, что в это время он читал лекции по философии на факультете свободных искусств Парижского университета, что вряд ли было бы возможно в случае отсутствия у него этой степени.

Первые сочинения Бэкона, о которых нам известно, были написаны им как раз в период активной преподавательской деятельности в Париже. Это — его лекции, представлявшие собой комментарии к аристотелевским Метафизике, Физике, Об ощущении и ощущаемом, О возникновении и уничтожении, О животных, О душе, О небе и мире и псевдо-аристотелевским О причинах и О растениях. Все эти ранние работы, написанные Бэконом в классическом схоластическом стиле, вполне вписываются в рамки университетской философской традиции и не отличаются особой оригинальностью; тем не менее, уже в них присутствуют определенные мотивы (прежде всего повышенный интерес к естественной философии), ставшие затем основополагающими в творчестве английского мыслителя.

Вполне возможно, что во время пребывания в Париже в 1240-х гг., Бэкон слушал лекции по богословию, но при этом гипотеза некоторых историков {9}, согласно которой он прошел полный курс обучения и в 35 лет получил степень доктора богословия, опровергается позднейшими исследованиями. Литтл, Истон и Линдберг {10} твердо убеждены в том, что Бэкон не был доктором богословия ни в 35 лет, ни вообще когда-либо. Косвенным, но весьма весомым свидетельством в пользу этого является тот факт, что среди сочинений Бэкона нет лекций по Сентенциям Петра Ломбардского; нет даже упоминания о них. Между тем, чтение этих лекций являлось необходимым условием для получения т. н. «сентенциарного бакалавреата», степени, предваряющей докторскую.

Нежелание Бэкона завершить свое образование на богословском факультете Парижского университета было отчасти вынужденным. Бэкон, безусловно, испытывал глубокий интерес к богословию и рассматривал его как наивысшую форму знания, но при этом он имел сильное предубеждение против тех умозрительных методов, которые использовались ведущими профессорами факультета богословия в Париже для разработки своего предмета. Дело в том, что к концу 1240-х гг. в мировоззрении Бэкона начали происходить радикальные перемены. Английский мыслитель все больше увлекался естественнонаучными исследованиями в области физики, астрономии, алхимии, медицины, а также математикой и языкознанием и все дальше отходил от принятых в Париже образовательных стандартов. Новые научные интересы Бэкона плохо вписывались в общую атмосферу Парижского университета; он не находил понимания и поддержки в ученых кругах, а слава таких парижских богословов, как Александр Гэльский и Альберт Великий, не вызывала у Бэкона (насколько мы можем судить по тому, что он пишет в своих поздних сочинениях) ничего, кроме горечи и раздражения.

В этой ситуации Бэкон решает вернуться в Оксфорд, где всегда имелся стойкий интерес к естественнонаучным исследованиям, а потому академическая среда была для него куда более благоприятной. Точная дата возвращения Бэкона в Англию неизвестна, но обычно в качестве таковой называют 1247–1250 гг. В Оксфорде он продолжает интенсивные занятия естественными науками и штудирует сочинения первого канцлера университета Роберта Гроссетеста, мыслителя, оказавшего колоссальное воздействие на дальнейшее формирование мировоззрения Бэкона. Влияние Гроссетеста на творчество Бэкона столь сильно и очевидно, что некоторые историки, в частности Краули и Литтл {11}, выдвинули гипотезу о том, что Бэкон в этот период стал учеником и даже ассистентом Гроссетеста. Эта гипотеза, впрочем, не находит подтверждения, поскольку, хотя Бэкон и пишет о том, что несколько раз видел Гроссетеста, он никогда не говорит о нем так, как если бы знал его лично и уж тем более был его учеником. Кроме того, с 1235 г. и вплоть до своей смерти в 1253 г. Гроссетест был епископом Линкольна — крупнейшей епархии Англии. Его церковные обязанности, надо думать, не оставляли ему достаточного времени для полноценных занятий наукой и преподавательской деятельности, что подтверждается, в частности, тем, что фактически все научные сочинения Гроссетеста были написаны им до 1235 г. {12}. Наконец, влияние идей Линкольнского епископа на творчество Бэкона вполне можно объяснить и без допущения их личного знакомства.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по стрижки волос машинкой
  • Сплит система gree пульт управления инструкция
  • Инструкция по работе в гранд смете упрощенный вариант
  • Кран ккс 10 руководство по эксплуатации
  • Покраска стен в квартире по штукатурке своими руками пошаговая инструкция