Бетховен изучает творчество баха генделя иностранные языки под руководством кого

Именно поэтому во время летних каникул всем вам настоятельно рекомендую как можно чаще слушать музыку Бетховена!

Трудно описать словами то влияние, что оказал Бетховен на музыку, но если выделить время и  еще и еще раз послушать произведения Бетховена, то ваш музыкальный вкус может сильно измениться.

Именно поэтому во время летних каникул всем вам настоятельно рекомендую как можно чаще слушать музыку Бетховена!

А пока давайте проверим, как вы усвоили теоретический материал. Для этого необходимо отметить правильные ответы:

1. Л. Бетховен – великий

· австрийский композитор 

· немецкий композитор

· французский композитор

2. Бетховен родился

· в 1770 году в Бонне 

· в 1772 году в Вене 

· в 1773 году в Штудгарте

3. С раннего детства Бетховен обучался игре на:

· скрипке

· альте

· органе 

· клавесине 

· чембало

4. Бетховен изучает творчество Баха, Генделя, иностранные языки под руководством

· Х.Г. Нефе

· А. Сальери 

· Н. Порпоры

 5. Был ли Бетховен знаком с Моцартом?

· да 

· нет

6. Кто сказал о Бетховене: «Обратите на него внимание: он всех заставит о себе говорить!»

· С. Бах 

· Й. Гайдн

· В. Моцарт

 7. В 1789 году Бетховен становится вольнослушателем

· Венского университета

· Боннского университета

· Лондонского университета 

 8. Писал ли Бетховен балеты?

· да

· нет  

  9. В Вене с 1792 по 1795 годы Бетховен берет уроки у:

· Г. Генделя  

· Й. Гайдна

· В. Моцарта  

· А. Сальери

 10. Почему Бетховен пользовался разговорными тетрадями?

11. Исправь ошибку в завещании Бетховен: «Я схвачу болезнь за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила»………………………………………….

12. Сколько сонат написал Бетховен?

· 12

· 9

· 32

 13. Перечислить  известные названия сонат Бетховена

14. Перечислить известные  названия симфоний Бетховена

15. Перечислить известные  симфонические увертюры Бетховена

16. Писал ли Бетховен песни и вокальные циклы? Если «да», то вспомните  название

· да

· нет

17. Писал ли Бетховен оперы?

· да  

· нет

18. Сколько симфоний написал Бетховен?

· 12

· 9  

· 32

19.. Бетховен умер

· В 1828 году в Бонне

· В 1827 году в Вене

20.Граф Эгмонт – это:

· предводитель голландцев

· предводитель испанцев  

· предводитель итальянцев

21. Трагедию «Эгмонт» написал:

· Г. Гейне  

· И. Гете  

· Ф. Шиллер  

Выдающийся немецкий композитор и пианист. Представитель «венской классической школы». Является ключевой фигурой классической музыки в период между классицизмом и романтизмом. Один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.


Людвиг Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн, Германия. Дед мальчика по отцу родился во Фландрии, служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 году перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста — архиепископа Кельнского. Его сын Иоганн, как и его отец, служил в капелле вокалистом и подрабатывал, давая уроки игры на скрипке и клавире.

В 1767 году женился на Марии-Магдалине Кеверих, дочери придворного шеф-повара в Кобленце. Людвиг, будущий композитор, являлся старшим из трех их сыновей. Его музыкальный талант проявился рано. Первым учителем музыки Бетховена стал его отец, также с ним занимались самые лучшие музыканты капеллы.

Отец организовал первое публичное выступление сына 26 марта 1778 года. Через три года занятиями руководил композитор Кристиан Готлоб Нефе. Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра и помощником органиста капеллы. В 1782 году написал свое первое произведение: Вариации для клавира на тему марша композитора Эрнста Дреслера.

Готлоб рассмотрел в юнце проблески одаренности. Понимая, что музыкальные навыки не дают полноценного развития, прививает Людвигу любовь к литературе, философии и древним языкам. Шиллер, Гете становятся кумирами юного гения. Бетховен жадно изучает произведения Баха и Генделя, мечтая о совместной работе с Моцартом.

В 1787 году Бетховен посетил Вену и взял несколько уроков у композитора Вольфганга Моцарта. Но вскоре узнал, что его мать тяжело больна, и вернулся в Бонн. После смерти матери, Людвиг остался единственным кормильцем семьи.

Одаренность юноши привлекла внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство фон Брейнинг, которое взяло опеку над музыкантом.

В 1789 году Бетховен стал вольнослушателем философского факультета Боннского университета. Через три года, в 1792 году переселился в Вену, где прожил до конца жизни. Первоначальной его целью при переезде являлось совершенствование в композиции под руководством композитора Йозефа Гайдна, но эти занятия продлились недолго. Бетховен быстро завоевал известность и признание. Сначала как лучший в Вене пианист и импровизатор, а позже как композитор.

В расцвете творческих сил Бетховен проявлял колоссальную работоспособность. С 1801 года на протяжении одиннадцати лет написал такие выдающиеся произведения, как Соната до диез минор, «Лунная», Вторая симфония, «Крейцерова соната», «Героическая», Третья симфония, сонаты «Аврора» и «Аппассионата», опера «Фиделио», Четвертая симфония.

Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, более известна под названием «Лунная», написана немецким композитором Людвигом ван Бетховеном и издана 3 марта 1802 года. «Лунной» первую часть сонаты назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб, уже после смерти автора — он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».

В 1808 году Бетховен закончил одно из популярных симфонических произведений: Пятую симфонию и одновременно «Пасторальную», Шестую, симфонию. Через два года написал музыку к трагедии Иоганна Гете «Эгмонт», а в 1812 году мир услышал Седьмую и Восьмую симфонии.

На благотворительном концерте в зале Венского университета 8 декабря 1813 года состоялась премьера Седьмой симфонии Бетховена. В этом же концерте состоялась премьера и другого произведения: «Победа Веллингтона, или Битва при Виктории». Патриотически настроенные слушатели приняли программу «на ура», и через четыре дня ее пришлось повторить.

Бетховен с двадцатисемилетнего возраста страдал прогрессировавшей глухотой. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял выступления, которые со временем Бетховену пришлось прекратить. С 1819 года ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша.

В поздних сочинениях Бетховен нередко обращался к форме фуги. Пять последних фортепианных сонат № 28-32 и пять последних квартетов № 12-16, отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности.

Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал его русский почитатель князь Николай Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты № 12, 13 и 15. Ему же посвящена увертюра «Освящение дома» 1822 года.

В 1823 году Бетховен закончил «Торжественную мессу», которую считал своим лучшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции. При содействии Голицына «Торжественная месса» впервые исполнена 7 апреля 1824 году в Петербурге.

В этом же году в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова «Оды к радости» поэта Фридриха Шиллера. Через все произведение последовательно проведена идея преодоления страдания и торжества света.

Композитор создал девять симфоний, 11 увертюр, пять концертов для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, две мессы, одну оперу. Камерная музыка Бетховена включает 32 фортепианные сонаты, не считая шести юношеских сонат, написанных в Бонне, и 10 сонат для скрипки и фортепиано, 16 струнных квартетов, семь фортепианных трио, а также много других ансамблей — струнные трио, септет для смешанного состава. Его вокальное наследие состоит из песен, свыше 70 хоров, канонов.

Людвиг ван Бетховен скончался 26 марта 1827 года в Вене от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой. Композитор похоронен на Центральном кладбище Вены.


Произведения Людвига ван Бетховена

Девять симфоний:
№ 1 (1799-1800),
№ 2 (1803),
№ 3 «Героическая» (1803-1804),
№ 4 (1806),
№ 5 (1804-1808),
№ 6 «Пасторальная» (1808),
№ 7 (1812),
№ 8 (1812),
№ 9 (1824);

Восемь симфонических увертюр, среди которых «Леонора» № 3;
Пять концертов для фортепиано с оркестром;
Музыка к драматическим спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан», «Король Стефан»;
Шесть юношеских сонат для фортепиано;
Тридцать две сонаты для фортепиано, «32 вариации до-минор» и около 60 пьес для фортепиано;
Десять сонат для скрипки и фортепиано;
Концерт для скрипки с оркестром, концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром;
Пять сонат для виолончели и фортепиано;
Шестнадцать струнных квартетов;
Шесть трио;
Балет «Творения Прометея»;
Опера «Фиделио»;
Торжественная месса;
Вокальный цикл «К далекой возлюбленной»;
Песни на стихи разных поэтов и обработки народных песен.

Семья Людвига ван Бетховена

Отец — Иоганн ван Бетховен, певец.
Мать — Мария Магдалина ван Бетховен.

История личной жизни одаренного пианиста на редкость трагична. Людвиг в кругу аристократической элиты считался простолюдином, поэтому не имел права претендовать на благородных девиц. В 1801 году влюбился в юную графиню Жюли Гвиччиарди. Чувства молодых людей не были обоюдными, так как девушка одновременно встречалась и с графом фон Галленбергом, за которого вышла замуж через два года после знакомства. Любовные терзания и горечь потери возлюбленной композитор выразил в «Лунной сонате», которая стала гимном неразделенной любви.

С 1804 по 1810 Бетховен страстно влюблен в Жозефину Брунсвик: вдову графа Йозефа Дейма. Женщина увлеченно отвечала на ухаживания и письма пылкого возлюбленного. Но роман закончился по настоянию родственников Жозефины, которые уверены, что простолюдин не станет стоящим кандидатом в супруги. После болезненного разрыва мужчина из принципа делает предложение Терезе Мальфатти. Получает отказ и пишет шедевральную сонату «К Элизе».

Пережитые душевные волнения настолько огорчили впечатлительного Бетховена, что он решил провести остаток жизни в гордом одиночестве.

13.11.2020

План-конспект урока

ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Л.В.БЕТХОВЕН –

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Подготовила:

Преподаватель МАОУ ДО «ДШИ ГО Эгвекинот»

Авдеева О.Ю

Людвиг ван Бетховен – Жизненный и творческий путь.

I.Историческая справка. Музыка Французской революции.

1. В истории европейской культуры Французская буржуазная революция 1789 г. ознаменовала начало новой эры. Крупные исторические события всегда изменяют сознание людей, дают толчок для развития новых течений в культуре. Идеи Французской революции влияли на все сферы духовной жизни: эстетику, литературу, музыку, искусство. Свергая власть феодалов, фр. народ, охваченный революционно борьбой, создаёт искусство, непосредственно связанное с ней. Художественная жизнь революционного Парижа очень насыщена. Сложились и получили широкое распространение массовые жанры революционного искусства. Музыка превратилась в общественную силу. Из дворцовых залов и театров музыка вышла на открытые площади.

Мелодия массовых революционных жанров основывается на аккордово-трезвучных восходящих звуках, часто содержит фанфарные обороты. Ритмы энергичны, просты, связаны с маршевой поступью. Влияние музыки революционной Франции на передовую музыкальную культуру последующей эпохи было огромным. Лозунг Французской революции – «Свобода, равенство и братство!» Влияние музыки революционной Франции на передовую музыкальную культуру последующей эпохи было огромным.

2. Захватнические наполеоновские войны, охватившие всю Европу.

3. Эпоха Реставрации – временного восстановления феодально-монархического режима в Европе, и вместе с ней политические реакции на всякую вольную мысль, гонения.

II. Мировоззрение Л.В.Бетховена.

Бетховен – одно из величайших явлений мировой культуры. Творчество Бетховена стоит на рубеже двух направлений в музыке: классицизм и романтизм. О Бетховене часто говорят, что он завершает классическую эпоху в музыке и «открывает дорогу» романтическому веку. На самом деле, музыка Бетховена по некоторым решающим признакам не совпадает с требованиями ни того, ни другого стиля. Бетховен ярко индивидуален.

Мировоззрение Бетховена сформировалось под воздействием революционного движения на рубеже XVIII и XIX столетий. В творчестве Бетховена запечатлелось пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи. Эта эпоха соответствовала складу его дарования, его титанической натуре.

Молодость Бетховена совпала с событиями Великой французской революции 1789 года с её демократическими идеалами. Расцвет его творчества совпал с Наполеоновскими войнами и вся напряжённость, весь драматизм тех исторических событий отразились в музыке Бетховена. Трудная, противоречивая эпоха Реставрации – временного восстановления феодально-монархического режима в Европе – пришлась на сложный, поздний период Бетховена.

III. Характеристика творчества.

1.Образы и тематика его произведений.

1. Воспел величественность и напряжённость своего времени, его бурный драматизм, радости и скорби народных масс.

2. Героико-драматические образы: тема «героя и народа», «личности и народа», «человека и человечности», герой Бетховена неотделим от народа.

3. Человек как личность: герой у Бетховена с могучей волей и смелостью, философ, с умом мыслителя, с тонко развитым интеллектом.

4. Сфера человеческих чувств: внутренний мир, эмоциональная жизнь человека, которому не чуждо ни что человеческое. Отсюда происходит сдержанно-строгая лирика Бетховена. Таким образом, в центре внимания Бетховена – жизнь большого человека, протекающая в постоянной борьбе за прекрасное будущее для всех.

5. Образы природы, созерцательно-возвышенные темы, чувство гармонии с миром. Природа для Бетховена – не грозная сила, противостоящая человеку, напротив, она – источник жизни. Картины природы, покой и тишина помогают сосредоточиться, найти внутренние силы для борьбы.

2. Традиции и новаторство.

Традиции.

Творчество Бетховена неразрывно связано с искусством Германии и Австрии. Прежде всего ощутима

переемственность

с венскими классиками

XVIII

века –

Мангеймская

симфоническая школа, творчество Гайдна, Моцарта. Общее: в музыкальном стиле «раннего» стиля Бетховена – облегчённые темы танцевальной музыки, песенно-ариозные интонации

; ещё сохраняются менуэтные ритмы, «изящные» обороты

XVIII

века, дробность ритма. В форме – периодичность и завершённость построений, чёткие границы между ними. Бетховен опирается на созданную венскими классиками сонатно-симфоническую форму.

В области инструментальной музыки сильное влияние оказал Карл Филипп

Эмануэль

Бах (сын и ученик

И.С.Баха

).

Луиджи

Керубини

(

фр.композитор

и педагог

XVIII

XIX

вв

, по национальности – итальянец). Его опер

ы содержали патетику и динамику

, что по духу было близко

Бетховену (

Керубини

создал новый стиль революционной оперы)

. Его увертюры к операм послужили прообразом увертюр Бетховена.

Кристоф

Виллибальд

Глюк (

нем.композитор

,

XVIII

в., реформатор оперы, представитель классицизма), его оперы с героико-трагическими образами также были близки Бетховену.

Георг Фридрих Гендель (

нем.композитор

,

XVII

XVIII

вв.), его оратории с торжествующими, светло-героическими образами.

И.С.Бах

– образы

филосовской

лирики.

Новаторство.

По смелости и новаторству Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве XVIIIXIX века. Это касается всего музыкального стиля, всех деталей музыкальной речи. Музыкальное мышление и музыкальный язык Бетховена находились под влиянием массового искусства революционно Франции. Всё это побуждало Бетховена для создания новых образов, интонаций, ритмов.

Образы –

см.выше

.

Интонационный строй: из музыки Бетховена исчезли черты, присущие «галантному» стилю

XVIII

века. Исчезли изысканные украшения и орнаментика, задержания, плавность ритмики, камерная прозрачность звучания. Интонации стали динамичные, беспокойные, резкие, упорные и лаконичные. Из простейших интонаций вырастали монументальные темы.

Фактура – плотная, насыщенная, усложнённая. Звучание музыки – драматически контрастное.

Динамика напряжённая, с неожиданными контрастами.

Ритм для Бетховена является осново

й основ. Ритмические фигуры энер

гичны, чеканны, просты, часто связаны с маршевой поступью. Танцевальные ритмы Бетховен использует для выразительной обрисовки широких картин жизни, всенародного веселья, массовых празднеств.

Оркестровка приобрела сочность, звучность, массивность, блеск.

3. Жанры

Бетховен разрабатывал большинство существовавших музыкальных жанров.

Вокальные.

Цикл романсов «К далёкой возлюбленной». Обработки народных песен: шотландских, ирландских, валлийских, уэльских. Около 40 песен для голоса на слова различных авторов. Несколько светских кантат, хоры, две мессы. Музыка для сцены: опера «Фиделио», балет «Творение Прометея», музыка к драме Гёте «Эгмонт».

Инструментальные.

Инструментальные жанры у Бетховена – основные в творчестве.

Оркестровые произведения: 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели.

Камерно-инструментальные произведения: 17 струнных квартетов, струнные квинтеты, септет, 6 трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 10 сонат для скрипки и фортепиано, 5 сонат для виолончели и фортепиано, фортепианные трио, другие камерные ансамбли для разных составов. Струнный квартет – наиболее любимый жанр для Бетховена. В поздний период в них содержатся философские образы.

Произведения для фортепиано: 32 сонаты для фортепиано, более 20 вариационных циклов для фортепиано ( в т.ч. цикл «32 вариации» cmoll ), около 60 пьес для фортепиано ( в т.ч.багатели )

IV. Периодизация жизни и творчества.

I период – Боннский (1770 – 1792 гг)

Людвиг ванн Бетховен родился 15 или 16 декабря 1770 г. в г.Бонне в семье потомственных придворных музыкантов. Мать – дочь придворного повара; отец – Иоганн, придворный певец-тенорист, клависинист, скрипач, учитель пения, теории (талантливый музыкант, со временем спился); дед – Людвиг, певец-басист, капельмейстер на службе у курфюрста (князя-архиепископа). До 11 лет нерегулярные занятия проходили под руководством отца и его друзей, которые иногда больше вредили развитию маленького Людвига, чем содействовали художественному развитию ребёнка. Первые выступления: 8 лет – в Кёльне, 11 лет – в Роттердаме.

Первый профессиональный учитель – Кристиан Готлиб Нефе – широко образованный человек, композитор, органист. Бетховен под его руководством изучает творчество немецких композиторов прошлого, особенно И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Ф.Э.Баха, В.А.Моцарта, Й.Гайдна. Живя при дворе кёльнских курфюрстов, Бетховен знакомится с современной симфонической музыкой и оперными постановками.

Бетховену не удалось получить хорошего образования , с 11 лет он не посещал в школу: вследствии тяжёлого материального положения юному Людвигу с 12 лет (1782 г) пришлось пойти работать придворным органистом, клавесинистом, давать частные уроки и тем самым содержать семью. Но он всю жизнь с детства занимается самообразованием: интересуется проблемами культуры, этики, эстетики, изучает французский, итальянский, а также древние языки – древнегреческий, латинский; историю, философию, литературу – древнегреческих писателей (Гомер, Софокл, Аристотель, Еврипид), творчество Шекспира, немецкую литературу (Шиллер, Гёте), труды энциклопедистов (Вольтер, Руссо, Дидро, Бомарше, Гримм), персидскую поэзию (Омар Хайям).

1782 г. – публикуются первые сочинения Бетховена – 3 фортепианные сонаты, вариации. С этого же года начинает работать (12 лет) – придворный органист, клависинист, давал частные уроки. 1787 г. – Бетховен едет в Вену, мечтая о занятиях с Моцартом. Моцарт очень высоко оценил талант Бетховена, но сообщение о болезни матери и её смерть заставляют его вернуться в Бонн. Другом Б. становится Елена фон Брейнинг и её семья. 1789 г. – взятие Бастилии, великая Французская революция, которую Б. восторженно приветствовал. Её идеалам он сохранял верность всю жизнь. 1789 г. – Бетховен поступает вольнослушателем философского факультета Боннского университета.

В Боннский период Бетховен сочиняет довольно мало. За 10 лет, т.е. к 22 годам он написал около 50 произведений – фортепианные пьесы, сонаты, несколько ансамблей для разных составов, 2 кантаты, небольшой балет.

Боннский период очень важен для художественного формирования Бетховена: он испытывал свои силы во многих жанрах, в этот период зародились идеи многих его будущих сочинений, определилась музыкальная эстетика и его художественный облик.

1792 г. – в Бонне ненадолго остановился Й.Гайдн, которому был представлен Бетховен. Гайдн советует Б. ехать в Вену и обещает помощь.

II период – 1-ый Венский (ранний) (1792 – 1802 гг).

Первые несколько лет в Вене – лучшие годы в жизни Бетховена. Бетховен изучает технику сочинения и др. муз. предметы у разных педагогов: у Гайдна (недолго, т.к. сказалась разница в мировоззрении и не было полного творческого взаимопонимания. Гайдн считал его лучшим своим учеником, материально помогал); Шенк, Альбрехтсбергек (полифония); Фёрстнер (техника квартетного письма); Сальери (вокальное письмо). Вена – столица с высоким уровнем музыкальной культуры – кА профессиональной, так и любительской.

Успех Бетховена в качестве виртуоза-пианиста. Стиль исполнительства, так же как и сочинения, были новаторскими. Вместо изысканно-грациозной игры XVIII века, его исполнение было драматичным, темпераментным, героическим, монументальным. Он создал стиль большой эстрады, обращённый к массам людей. Это было необходимо для передачи характеров и образов его произведений. Этот стиль исполнительства получил развитие среди виртуозов-исполнителей XIX века – Листа, Паганини, Вебера и др.

Попав в среду венской аристократии, Бетховен не утратил гордость и независимость. Дружит и подолгу живёт в имении князя Лихновского.

1796 г. – концерты в Праге.

В этот период Бетховен сочинил более 100 произведений в разных жанрах: 19 ф-ных сонат, 2 симфонии, 3 ф-ных концерта, балет, ораторию, 3 трио, 6 квартетов, 2 квинтета, септет, сонаты для скрипки и ф-но, сонаты для виолончели и ф-но. Все они отличаются зрелостью, высоким мастерством, яркой индивидуальностью. Этот стиль называют ранним бетховенским стилем. Этот стиль воспринимается как продолжение (в какой-то мере) и завершение венской классической школы XVIII века. В этот период жизни его поражает страшное несчастье – глухота. Первые признаки – в 26 лет. Болезнь прогрессирует. Бетховен становится мрачным, нелюдимым человеком. Приходится отказаться от концертных поездок и сольных выступлений в качестве пианиста и дирижёра. Трагедия в личной жизни – любовь к аристократке Джульетте Гвиччарди, которая предпочла Бетховену графа. 1802 г. – по совету врачей уезжает в Гейлигенштадт, где в отчаянии и тяжёлом душевном состоянии пишет завещание. Бетховен в отчаянии думает о самоубийстве. Стойкость духа, сила воли и любовь к искусству спасли Бетховена.

В произведениях 1800 – 1803 гг. нашло отражение всё, что переживал в ту пору Бетховен: мрачная подавленность и протест, отчаяние и борьба, страсть и смирение, покой и жажда деятельности.

После преодоления тяжёлого душевного кризиса начался период высокого расцвета. С появлением симфонии №3 «Героической» начинается самый интенсивный и плодотворный период творчества Бетховена.

III период – 2-ой Венский (зрелого творчества) (1803 — 1812 гг).

В центре бетховенского искусства тех лет – идеи героической борьбы, проблемы героя и народа, герой – народный вождь. Музыка наполняется мощной динамикой, заострённостью конфликтов, трагедийностью, приобретает силу и целеустремлённость.

Самые выдающиеся произведения Бетховена, открывшие новую эпоху в истории муз. искусства, были созданы в этот период: 6 симфоний (№3 «Героическая», №4, №5, №6 «Пасторальная», №7, №8), опера «Фиделио», увертюры «Кориолан», «Леонора», музыка к трагедии «Эгмонт», скрипичный концерт, концерты для ф-но с оркестром №4, №5, пять квартетов (№7 — №11), ф-ные сонаты «Аппассионата», «Аврора», месса, песни на тексты Гёте и др. (Бетховен вёл переписку с Гёте, однако личная встреча в 1812 г. принесла обоим разочарование).

Другие образы III периода: образы природы (симфония №6), возвышенная одухотворённость (симфония №4, фортепианный концерт №4), нежный поэтичный, лиричный, монументальный ф-ный концерт №5.

Несмотря на то, что заказов было много, произведения охотно издавались и Бетховен был популярен, материальное положение было шатким и неустойчивым. Он подаёт прошение в дирекцию королевско-императорских придворных театров, желая устроиться на службу, но дирекция не сочла нужным даже ответить.

В это же время Бетховен страстно мечтает о семейном счастье. С 1804 г. его связывает нежная дружба и взаимная любовь с Жозефиной Дейм Брунсвик (раньше считали, что это её сестра – Тереза). Сословные предрассудки, материальные трудности, проблемы со здоровьем и аристократическая семья Жозефины и в этот раз встали на пути к личному счастью. Бетховен был оскорблён, он глубоко страдал.

IV период – Последний (1812 – 1827 гг).

Захватническая политика Наполеона, широкий патриотический подъём. В ряде стран под знаком освободительного движения в литературе и музыке формируются национальные течения. Именно тогда создаются первые произведения романтиков с их образами (внутренний мир человека, фантастика) и жанрами (миниатюра, циклы).

Темпы творчества Б. замедлились, он ищет новые пути. В период 1809 – 1815 гг. интерес к лирике, песенному жанру, к фольклорным и бытовым темам. Однако творческие пути романтиков и Бетховена расходятся. С 1813 г. – творческий кризис. Бетховен сочиняет медленно и мало. Это было вызвано его реакцией на общественно-политические события, поиском новых образов и их воплощения. После разгрома Наполеона, представители реакционных государств съезжаются в Вену на конгресс. Они объединяются в «Священный союз» под эгидой французского канцлера Меттерниха, целью которого являлась борьба с проявлением свободолюбия. В Европе началась полоса тяжёлой политической реакции. Стала модной развлекательная музыка. Спрос на серьёзную музыку упал.

После 1815 г. слава Бетховена в Вене стала меркнуть. Мировоззрения Бетховена близки к передовым демократическим кругам. Разговоры Бетховена с друзьями (через тетради) чаще посвящены политическим темам, он резко осуждал политические нравы австрийского правительства. Только мировая известность спасла Бетховена от ареста.

1815г. – умер один из братьев Бетховена, который перед смертью завещал Б. опекать своего сына Карла. Не имея собственной семьи, он с отеческой любовью воспитывал племянника. Но и здесь его ждал удар – племянник оказался безответственным и неблагодарным. К этому прибавилась длительная судебная тяжба с легкомысленной вдовой брата.

К 1815 г. кризис преодолён, Бетховен сочиняет с новой силой. Глубина мысли, смелое новаторство сохраняются и в этом периоде, но наиболее яркая черта позднего стиля Бетховена – философско-возвышенные образы, углублённые размышления. Его герой проходит через глубокие душевные испытания, сомнения, поиски истины, но приходит к утверждению жизни и веры. Противопоставление разных начал – действие и размышление, контрастные образы – вселенная и земной быт, космические высоты и переживания «маленького» человека, углублённая мысль и народный танец.

Формы стали более монументальные и грандиозные. Сочинения: 5 последних ф-ных сонат, 2 сонаты для виолончели, 5 квартетов, «Торжественная месса», Девятая симфония, цикл песен «К далёкой возлюбленной». Над всеми произведениями последних лет недосягаемой вершиной стоит симфония №9. Идея симфонии – счастье человечества возможно лишь при всеобществом равенстве и братстве. Масштабы симфонии грандиозны. В IV части (финал) Бетховен вводит хор и певцов-солистов. Текст – ода Шиллера «К радости». Исполнение симфонии в 1824 году прошла с огромным триумфом. Последние произведения Б – струнные квартеты с глубоким философским содержанием. Последние годы жизни Бетховен живёт отшельником, полная глухота доводила его до отчаяния. Тяжёлая болезнь почек и несколько безуспешных операций в конец подорвали могучий организм. Последние силы ушли на воспитание и дела племянника. Людвиг ванн Бетховен скончался 26 марта 1827 года. В этот день были отменены занятия во всех венских школах. За гробом великого композитора шла 20000-ти тысячная толпа людей.

У Бетховена была масса творческих замыслов. Незадолго до кончины он сказал: «У меня такое чувство, будто я не сочинил ни одной ноты». Завершая эпоху классицизма, Бетховен одновременно открывал дорогу грядущему романтизму и следующим за ним поколениям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Endoscope for android and pc инструкция на русском языке
  • Ксефокам 4мг таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Нан смесь тройной комфорт инструкция по применению
  • Эликвис инструкция по применению цена аналоги кому прописывают отзывы взрослым
  • Как пить амоксиклав в таблетках 875 125 взрослым инструкция