Обновлено: 18.05.2023
Ни до, ни после революции у большевистской партии не было четко разработанной концепции культурной политики. Можно лишь говорить об общих целях и принципах партийной линии в области культуры.
В качестве долговременной перспективы выдвигалась задача создания нового типа культуры — культуры социалистической. Эта утопическая цель рождала бесконечные теоретические споры как среди практиков культурного строительства, так и среди философов и историков. Что такое социалистическая культура? В каком соотношении она находится с культурой предшествующих эпох? Кто создает эту культуру? Является ли создание социалистической культуры целью культурной революции? Когда можно считать процесс создания социалистической культуры завершенным? Схоластические дискуссии имели очень слабое отношение к реальному состоянию культуры. Но многие теоретические установки определяли культурную политику. Таким принципиальным положением был классовый подход. Считалось, что в основе новой социалистической культуры должна лежать пролетарская идеология, которая выражает интересы не только пролетариата, но и всех трудящихся, и что культура должна служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм. Отношение новой культуры к культуре предшествующих эпох определялось как преемственность, но единого понимания, что из культурного наследства переходит в социалистическую культуру, а что отвергается пролетариатом, не было.
Практическая линия партии в области культуры, отраженная в многочисленных декретах первых лет советской власти, была направлена на решение двух задач: во-первых, установление партийного контроля за всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе, и, во-вторых, подъем общего культурного уровня народа, главным образом рабочих и крестьян. Первая задача диктовалась необходимостью удержания власти. Вторая — частью широкого процесса демократических преобразований, вызванных российской революцией 1917 г. В культурной политике партии обе эти задачи были неразрывно связаны. Демократизация культуры шла параллельно с ее идеологизаций.
Советская политика в области культуры на порывала полностью с дореволюционной. Некоторые реформы, подготовленные еще до революции, были осуществлены большевиками. Так, декретом советской власти в 1918 г. были введены новые правила орфографии русского языка, разработанные Российской Академией наук. Царское правительство откладывало их введение до окончания войны. Был введен новый календарь.
Принципиальные установки в области культуры были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 г. и в партийной программе РКП(б) 1919 г. Конституция законодательно закрепляла обязанность государства «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». В программе правящей партии предусматривались «развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и использование для этих целей аппарата и средств государственной власти», а также меры по широкой демократизации культурной жизни и обеспечению доступа трудящихся к образованию и сокровищам искусства.
Советская система партийно-государственного руководства культурным строительством в основном сложилась к началу 20-х годов. Начало ее создания было положено назначением А.В.Луначарского народным комиссаром по делам культуры в первом советском правительстве. Декретом от 9 ноября 1917 г. для общего руководства культурой была образована Государственная комиссия по просвещению. Предполагалось, что комиссия во главе с наркомом будет использовать аппарат бывшего Министерства народного просвещения. Но саботаж сотрудников Министерства поставил Госкомиссию перед необходимостью создания нового аппарата. Наркомпрос РСФСР формировался как орган централизованного руководства всеми отраслями культуры. Его 25 отделов ведали делами не только просвещения, но и внешкольного образования, литературы, театра, изобразительного искусства, музыки.
На местах создавались отделы народного образования под контролем местных Советов. Им подчинялись все местные учреждения культуры, включая общественные и частные. Для управления делами культуры в национальных регионах России в Наркомпросе был создан отдел просвещения национальных меньшинств. По мере образования национальных автономий там создавались свои наркоматы просвещения по образцу российского, а отдел просвещения национальных меньшинств был реорганизован в Совет (Совнацмен).
Специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами духовной культуры, появился в 1920 г. Им стал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКЩб) (Агитпроп). Он действовал через Наркомат просвещения и через комфракции, создаваемые во всех учреждениях культуры.
Хотя Агитпроп появился только к концу гражданской войны, наступление на «идеологическом фронте» большевистская партия начала сразу после прихода к власти. Дело воспитания и образования было передано в ведение Наркомпроса. Были закрыты газеты, выступавшие против советской власти, национализированы театры и другие зрелищные предприятия, кинодело. Создавалась советская печать, сеть агитационно-пропагандистских’«учреждений.
Были распущены многие общественные, профессиональные и творческие организации, оказавшиеся в оппозиции к советской власти. Прекратили свое существование Всероссийский Учительский союз, Союз деятелей художественной культуры. Союз деятелей искусств и др. Вместо них создавались новые общественные организации, которые становились послушными орудиями проведения культурной политики большевистской партии. В 20-е годы возникли добровольные общества «Долой неграмотность», Союз безбожников. Общество друзей радио, Общество друзей советского кино, которые ставили своей задачей содействие государственным и партийным органам. Активное участие в руководстве культурой принимали такие общественные организации как комсомол и профсоюзы. Их представители входили в Госкомиссию по просвещению, Наркомпрос, отделы народного обазо-вания на местах.
Особое положение среди общественных организаций занимал Пролеткульт, созданный в сентябре 1917 г. как объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Пролеткульт ставил перед собой задачу создать новую пролетарскую культуру, развить пролетарскую науку, разработать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата. Руководители Пролеткульта опирались на идеи А.А.Богданова, крупного ученого-марксиста, который еще задолго до революции разошелся с Лениным и вышел из большевистской партии.
Богданов был первым русским марксистом, сформулировавшим идею пролетарской культуры. По мнению Богданова, культурное развитие пролетариата отставало от экономического и политического. Он считал, что освобождение пролетариата было невозможно без создания собственной культуры. Лозунг культурного освобождения пролетариата по Богданову не означал разрыва со старой культурой, напротив, он выступал за усвоение ее завоеваний как материальных, так и духовных и преодоление ее вредного воздействия. Богданов считал, что в борьбе за свое освобождение пролетариат создает три формы организации: профессиональные союзы — для экономической борьбы, партию — для борьбы политической и Пролеткульт — для создания собственной культуры’.
Взгляды Богданова на перспективы создания новой культуры были так же утопичны, как и взгляды Ленина, Троцкого, Бухарина, Луначарского и других лидеров большевистской партии, стоявших у власти. Главной причиной конфликта было расхождение по вопросу о роли партии в этом процессе. В отличие от своих оппонентов Богданов считал, что сфера деятельности партии ограничивается политикой, а Пролеткульт является независимой организацией пролетариата в сфере культуры. Формально Пролеткульт был подчинен Наркомпросу, где существовал специальный отдел, но фактически он действовал самостоятельно.
Другие расхождения носили более теоретический характер. Они касались вопроса о социальной базе новой культуры. Богданов ограничивал круг творцов пролетарской культуры лишь пролетариатом. Ленин избегал термина «пролетарская культура», предпочитая говорить о культуре социалистической, тем самым подчеркивая, что все трудящиеся слои общества станут создателями и носителями новой культуры. По мнению Ленина, социалистическая культура в основе имеет пролетарскую идеологию, но эту идеологию способны воспринять и выходцы из других социальных слоев.
Богданова часто обвиняли в Нигилистическом отношении к культурному наследию прошлого, но его работы не дают оснований для этого. Если нигилизм и проявлялся в деятельности Пролеткульта, то ответственность за это несли активисты пролеткультовского движения.
Противоречия однако не были сняты, и полемика между последователями Богданова и сторонниками линии ЦК продолжалась в 1921-1922 гг. Позиция ЦК выглядела более прагматичной, нежели пролеткультовцев. Задача создания новой кульутры отодвигалась в отдаленную перспективу, а на первый план ставилось преодоление культурной отсталости. После разгромной критики в «Правде» ошибок тогдашнего председателя Пролеткульта В.Ф.Плетнева деятельность этой организации была полностью подчинена требованиям партии. Ее сеть сокращалась. Формально она продолжала существовать до 1932 г., когда было принято постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Богданов отошел от Пролеткульта и продолжал работать во главе основанного по его инициативе Института переливания крови (по образованию он был медиком). Он погиб в 1928 г., произведя на себе медицинский эксперимент.
1.1. С середины 20-х гг. особое значение приобрела идеологизация всех направлений культурного развития. Принципы классовой борьбы должны были отражаться и в художественной жизни страны. В начале 30-х гг. классовый подход к общественным явлениям был усилен культом личности Сталина и дополнен рядом новых тезисов.
1.2. Усилился авторитарно-бюрократический стиль руководства наукой, литературой, искусством. Наряду с государственными органами отраслевого управления культурой – Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет по делам искусств (1936) и др. – создавались формально общественные, но фактически огосударствленные Союзы писателей, композиторов и т. д.
1.3. Проводилась унификация и регламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим, а подчас и творческим принципам. Унификации подверглись национальные особенности культуры народов СССР.
1.4. Итоги культурных преобразований. Вся культурная и идеологическая работа в этот период была направлена на утверждение марксистско-ленинской идеологии и превращение ее в мировоззрение всех советских людей. На культурное строительство распространялось общегосударственное пятилетнее планирование.
В 1939 г. объявлялось о завершении культурной революции, о чем должно было свидетельствовать выполнение такой задачи, как ликвидация неграмотности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ Все указы Петра, имеющие хоть какое–то отноше ние к культуре, сводятся к двум вариантам: это или попытки переносить на российскую почву нечто, казавшееся Петру полезным. Как пример ? те же косы–литовки, корабли голландского образца,
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 1 октября 1929-го прошло торжественное открытие в Риме Итальянской академии. В ней было четыре отделения: естественных наук, гуманитарных наук, литературы и искусства.15 членам академии положен оклад в 3 тыс. лир ежемесячно. Это очень серьезный оклад,
Гимн партии Большевиков
Гимн партии Большевиков Приятный бонус для читателей: песня, которая несколько раз менялась по своему содержанию. Попробуйте петь на мотив Гимна СССР или России (разницы в музыке нет).Гимн партии Большевиков Музыка: А. Александров Слова: В. Лебедев-Кумач Страны
§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства
§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию
§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства
§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию
Политика нацистов в области культуры
Политика нацистов в области культуры Культура Германии в период нацизма потерпела значительный урон. На нее отрицательно повлиял массовый отъезд из страны широко известных писателей, публицистов, музыкантов, художников. Снижение уровня развития культуры было также
§ 5. Реформы в области культуры
§ 5. Реформы в области культуры С той же решительностью, с какой Петр брался, например, за реформирование армии, он приступил и к преобразованиям в области культуры. Петровская эпоха стала важным этапом в развитии отечественного просвещения, которое, как и культура в
6. VI съезд партии большевиков
Культуры, области, регионы и модели заселения
Культуры, области, регионы и модели заселения Пространственные единицы, на которые мы ссылались, ограничиваются границами одной общины. Они отражают деятельность максимального числа людей, живших в поселении в некоторое время некого цикла заселения (колонизации). Хотя
ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы)
ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы) 1. Подъем революционного движения в России в 1901—1904 годах. В конце XIX столетия в Европе разразился промышленный кризис. Кризис
4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии.
4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии. В обстановке невероятной травли со стороны буржуазной и мелкобуржуазной печати собрался в Петрограде VI съезд партии большевиков. Собрался он через десять лет после V Лондонского съезда и
ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы)
ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы) 1. Подъем революционного движения в России в 1901—1904 годах. В конце XIX столетия в Европе разразился промышленный кризис. Кризис
4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии.
4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии. В обстановке невероятной травли со стороны буржуазной и мелкобуржуазной печати собрался в Петрограде VI съезд партии большевиков. Собрался он через десять лет после V Лондонского съезда и
4. Украинизация в области культуры
4. Украинизация в области культуры Установление советской власти на Кубани оказало заметное влияние на украиноязычную культуру региона. Прежде всего, это проявилось в усилении государственного контроля. Украинская культура Кубани стала рассматриваться как инструмент
1. КУРС ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ НА ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ
1. КУРС ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ НА ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ Конец двоевластия. Империалистическая политика Временного правительства вызывала все большее возмущение народных масс. 3–4 июля рабочие, революционные солдаты и матросы Петрограда вышли на улицы столицы с
2. Задачи большевиков в партии
2. Задачи большевиков в партии В эпоху решительного торжества контрреволюции, последовавшую за разгоном II Думы, всей партийной деятельности силой вещей была предписана задача: наперекор усилиям реакции и при глубоком упадке классовой пролетарской борьбы сохранить
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1. Исключите лишнее понятие, напишите, почему оно лишнее
лишенцы, пролетарии, номенклатура, кулаки, бедняки,фаланстеры
2. Для решения какой проблемы была создана Детская комиссия во главе с Ф.Э. Дзержинским?
3. Что такое буржуйки? Почему их стали использовать во время и после революции в городских квартирах?
По определениям определите тему урока
Коренной переворот, перелом в жизни населения
В широком смысле – все, что создано руками человека
§ 12. революция и культура
План:
1. Интеллигенция и революция.
2. Большевистское руководство культурой
3. Культура и коммунистическая пропаганда.
4. Образование и наука
5. Борьба с религией и церковью
I. Интеллигенция революция.
К середине 1920-х гг. за границей оказались многие писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники:
И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. З. Шагал
Ряд выдающихся деятелей культуры ушли в глубокую духовную оппозицию
А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков
Оборона Петрограда. Художник А. А. Дейнека. 1928 г.
Расстрел Гумилева Н.С.
29 октября 1918 г. был создан комсомол
III. Культура и коммунистическая пропаганда
IV. Образование и наука
Осень 1918 г. Единая трудовая школа
Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота
При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки)
Так началось формирование советской интеллигенции.
Октябрь 1918 – арест Тихона
параграф 12, составить тест из 7 вопросов по теме
подготовить пересказ одного из пунктов параграфа
Кроме того, партийное руководство всей образовательно-культурной сферы осуществлял и созданный в апреле 1920 г. Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б), который возглавил Е.А. Преображенский. Помимо Агитпропа в ЦК работали и постоянные комиссии по всем отраслям культуры, в том числе антирелигиозная, библиотечная, клубная, школьная и художественная комиссии, комиссии по вопросам самообразования, радио и кино и т. д.
Кроме того, партийное руководство всей образовательно-культурной сферы осуществлял и созданный в апреле 1920 г. Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б), который возглавил Е.А. Преображенский. Помимо Агитпропа в ЦК работали и постоянные комиссии по всем отраслям культуры, в том числе антирелигиозная, библиотечная, клубная, школьная и художественная комиссии, комиссии по вопросам самообразования, радио и кино и т. д.
Читайте также:
- Традиции литвы кратко для детей
- Рвота это в медицине кратко
- Личные границы это простыми словами кратко
- Музыка сфер пифагора кратко
- Цепь питание в пустыне кратко
1. Политика партии большевиков в области культуры
1.1. С середины 20-х гг. особое значение приобрела идеологизация всех направлений культурного развития. Принципы классовой борьбы должны были отражаться и в художественной жизни страны. В начале 30-х гг. классовый подход к общественным явлениям был усилен культом личности Сталина и дополнен рядом новых тезисов.
1.2. Усилился авторитарно-бюрократический стиль руководства наукой, литературой, искусством. Наряду с государственными органами отраслевого управления культурой – Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет по делам искусств (1936) и др. – создавались формально общественные, но фактически огосударствленные Союзы писателей, композиторов и т. д.
1.3. Проводилась унификация и регламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим, а подчас и творческим принципам. Унификации подверглись национальные особенности культуры народов СССР.
1.4. Итоги культурных преобразований. Вся культурная и идеологическая работа в этот период была направлена на утверждение марксистско-ленинской идеологии и превращение ее в мировоззрение всех советских людей. На культурное строительство распространялось общегосударственное пятилетнее планирование.
В 1939 г. объявлялось о завершении культурной революции, о чем должно было свидетельствовать выполнение такой задачи, как ликвидация неграмотности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Все указы Петра, имеющие хоть какое–то отноше ние к культуре, сводятся к двум вариантам: это или попытки переносить на российскую почву нечто, казавшееся Петру полезным. Как пример ? те же косы–литовки, корабли голландского образца,
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
1 октября 1929-го прошло торжественное открытие в Риме Итальянской академии. В ней было четыре отделения: естественных наук, гуманитарных наук, литературы и искусства.15 членам академии положен оклад в 3 тыс. лир ежемесячно. Это очень серьезный оклад,
Гимн партии Большевиков
Гимн партии Большевиков
Приятный бонус для читателей: песня, которая несколько раз менялась по своему содержанию. Попробуйте петь на мотив Гимна СССР или России (разницы в музыке нет).Гимн партии Большевиков
Музыка: А. Александров
Слова: В. Лебедев-Кумач
Страны
§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства
§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства
Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию
§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства
§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства
Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию
Политика нацистов в области культуры
Политика нацистов в области культуры
Культура Германии в период нацизма потерпела значительный урон. На нее отрицательно повлиял массовый отъезд из страны широко известных писателей, публицистов, музыкантов, художников. Снижение уровня развития культуры было также
§ 5. Реформы в области культуры
§ 5. Реформы в области культуры
С той же решительностью, с какой Петр брался, например, за реформирование армии, он приступил и к преобразованиям в области культуры. Петровская эпоха стала важным этапом в развитии отечественного просвещения, которое, как и культура в
6. VI съезд партии большевиков
6. VI съезд партии большевиков
В четвертом разделе VII главы Истории КПСС говорится о VI съезде большевистской партии, который состоялся между 26 июля и 3 августа 1917 г. Новый учебник истории КПСС устраняет «культ личности» Сталина, который был навязан составителям «Краткого
Культуры, области, регионы и модели заселения
Культуры, области, регионы и модели заселения
Пространственные единицы, на которые мы ссылались, ограничиваются границами одной общины. Они отражают деятельность максимального числа людей, живших в поселении в некоторое время некого цикла заселения (колонизации). Хотя
ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы)
ГЛАВА II
ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ
(1901—1904 годы)
1. Подъем революционного движения в России в 1901—1904 годах.
В конце XIX столетия в Европе разразился промышленный кризис. Кризис
4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии.
4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии.
В обстановке невероятной травли со стороны буржуазной и мелкобуржуазной печати собрался в Петрограде VI съезд партии большевиков. Собрался он через десять лет после V Лондонского съезда и
ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы)
ГЛАВА II
ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ
(1901—1904 годы)
1. Подъем революционного движения в России в 1901—1904 годах.
В конце XIX столетия в Европе разразился промышленный кризис. Кризис
4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии.
4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии.
В обстановке невероятной травли со стороны буржуазной и мелкобуржуазной печати собрался в Петрограде VI съезд партии большевиков. Собрался он через десять лет после V Лондонского съезда и
4. Украинизация в области культуры
4. Украинизация в области культуры
Установление советской власти на Кубани оказало заметное влияние на украиноязычную культуру региона. Прежде всего, это проявилось в усилении государственного контроля. Украинская культура Кубани стала рассматриваться как инструмент
1. КУРС ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ НА ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ
1. КУРС ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ НА ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ
Конец двоевластия. Империалистическая политика Временного правительства вызывала все большее возмущение народных масс. 3–4 июля рабочие, революционные солдаты и матросы Петрограда вышли на улицы столицы с
2. Задачи большевиков в партии
2. Задачи большевиков в партии
В эпоху решительного торжества контрреволюции, последовавшую за разгоном II Думы, всей партийной деятельности силой вещей была предписана задача: наперекор усилиям реакции и при глубоком упадке классовой пролетарской борьбы сохранить
Образовака
❓Вопросы
🏺 История
Какие цели решали большевики в сфере культуры?
анна
22 мая, 2019
История
1 ответ
Муслим Саруханов
Правильный ответ
Действия большевиков в области культуры выражены в следующих характерных чертах:
- господство единой идеологии – коммунизма.
- государственный контроль над образованием и СМИ.
- запрещение религии, закрытие церквей, уничтожение церковных ценностей.
- стремление к ликвидации неграмотности.
До 1924 года не существовало ни одного закона в области культуры.
4.2
Опубликовано 22 мая, 2019
Похожие вопросы
- Культурная революция — это ..
- Большевики, цели
- Программа большевиков кратко
- Большевики кто это? кратко простыми словами
- Культурные реформы Петра 1 (таблица)
- Жизненные цели Манилова
- Цели красного движения кратко
Последние вопросы
в какой части человека больше всего костей
Макс Вовк
Биология
12 часов назад
как появились степени окисления
Макс Вовк
Химия
12 часов назад
закон архмида любой и его длинное обьяснение
Макс Вовк
Физика
12 часов назад
Срочно! Что можно сказать о прозе второй половины 19 века? Очень срочно ребятушки!!
Aaaaaa Bbbbbbbb
Литература
1 день назад
как связано электричество и магнитизм
Макс Вовк
Физика
1 день назад
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ. История. Кратко. Культурная революция в СССР
Культурная революция в СССР
В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция.
Культурная революция
Культурная революция – это мероприятия, которые проводились в СССР с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.
История термина
-
Впервые термин появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых
-
Далее этот термин использовал Ленин В.И. в статье « О кооперации» (1923): «Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».
Цели
-
Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя
-
Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян
-
Ликвидация безграмотности
-
Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения
-
Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия
-
Отказ от культурного наследия прошлого
Мероприятия
-
23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.
-
Созданы государственно — партийные органы для управления культурной жизнью : Агитпроп — отделы агитации и пропаганды в партии, Главполитпросвет – Главный политико-просветительный комитет РСФСР ( действовал с 1920-1930 г, затем реорганизован в Наркомпрос, председатель – Крупская Н.К., жена Ленина В.И.), Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения( государственный орган РСФСР, который контролировал деятельность учреждений культуры, председатель – Луначарский А.В.), Главлит – Главное управление по вопросам литературы и издательства- осуществлял цензуру печатных изданий в СССР с 1920-1991г.
-
Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.
-
Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.
-
Борьба с безграмотностью. По переписи 1920 г. в России умело читать 41.7 % населения. В 1930- введено всеобщее начальное образование. По всей стране создавались ликбезы — центры по ликвидации неграмотности людей до 40 лет. Развернулось массовое движение по борьбе с неграмотностью под лозунгом: « Грамотный обучи неграмотного»»
-
Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др).
-
Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались рабфаки (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.
-
Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры.
-
Активно привлекались к работе учёные царской России.
-
Проводились репрессии по отношению к идеологическим противникам. Из страны на «Философском пароходе» ( обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры
-
С конца 1920-х годов начались проводиться судебные процессы против интеллигенции — «врагов народа» : «Академическое дело» ( дело против учёных Академии наук в 1929-1931), «Шахтинское дело» (обвинялись специалисты угольной промышленности. 1928), «Дело Промпартии» ( о вредительстве в промышленности группы инженеров и научно-технических работников, 1930).
-
С 1929 начали работу шарашки — технические бюро из репрессированной интеллигенции для проведения научной деятельности.
-
Создан Пролеткульт (работал с 1917-1932).
-
В искусстве был утверждён единый метод — социалистический реализм.
Итоги
-
К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.
-
Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.
-
Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.
-
Формировался слой советской интеллигенции из рабочих и крестьян.
-
Введено бесплатное всеобщее начальное образование
-
Налажен выпуск огромными тиражами книг, журналов, газет
-
Унификация культурной и духовной жизни в стане
-
В годы первых пятилеток( 1928-1932, 1933-1937) больших успехов достигла наука , учёные: И.П.Павлов, И.В.Мичурин, А.Е.Ферсман, Н.Д.Зелинский, К.Э.Циолковский, А.П.Карпинский, В.А.Обручев – добились мирового признания.
Примечание.
О культуре 1920-1930- годов готовится отдельная статья. Следите за публикациями.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
1. С
середины 20-х годов особое значение
приобрела идеологизация
всех
направлений культурного развития.
Сущность классового подхода к общественным
явлениям была усилена культом личности
Сталина. Принципы классовой борьбы
должны были отражаться и в художественной
жизни страны.
2.
Усилился авторитарно-бюрократический
стиль руководства
наукой, литературой, искусством. Были
созданы органы отраслевого управления
культурой — Союзкино (1930), Всесоюзный
комитет по радиофикации и радиовещанию
(1933), Всесоюзный комитет по делам высшей
школы (1936), Всесоюзный комитет по делам
искусств (1936) и др.
3.
Проводилась унификация
и регламентация культуры, ее
подчинение общим идеологическим, а
подчас и творческим принципам. Унификация
распространялась на национальные
особенности культуры народов СССР.
4. Вся культурная
и идеологическая работа в этот период
была направлена на утверждение
марксистско-ленинской идеологии и
превращение ее в мировоззрение всех
советских людей. На культурное
строительство распространялось
общегосударственное пятилетнее
планирование.
В 1939
г. было объявлено о завершении
культурной революции, о
чем должно было свидетельствовать
выполнение такой задачи, как ликвидация
неграмотности.
2. Образование и подготовка кадров
1.
Борьба за повышение грамотности. Обучение
грамотности рассматривалось как часть
общей культурно-просветительной работы
в СССР. В 1928 г. был объявлен «всесоюзный
культпоход за грамотностью»
(численность культармии составляла
около 1млн человек) под лозунгом
«Грамотный,
обучи неграмотного!». Учителя-добровольцы
бесплатно обучили грамоте более 34 млн
человек. Всего к 1940 г. грамоте было
обучено 50—60 млн человек. К1939 г. процент
грамотных среди городского населения
составил почти 90. В то же время в сельской
местности оставалось еще много неграмотных
(23%).
Борьба за грамотность
велась и в национальных районах. За
15—20 лет в СССР более 40 народов впервые
получили свою письменность.
2.
Начальное
и среднее образование. Политику
в области просвещения и образования
в 30-е годы проводил новый нарком
просвещения А.
С. Бубнов.
В
течение 1932—1937 гг. в СССР открылось более
20 тыс. школ (число учителей при этом
составило 1230 тыс. против 260 тыс. в
дореволюционной России). С 1930 г. в
стране вводилось всеобщее
обязательное начальное образование.
В
годы второй и третьей пятилеток было
введено всеобщее
семилетнее (неполное
среднее) образование. В 1939 г. была
поставлена задача перехода ко всеобщему
среднему образованию (десятилетке).
С 1938 г. во всех
национальных школах было введено
обязательное изучение русского языка,
а с 1940 г. — преподавание иностранных
языков в средних школах.
3.
Высшая
школа. В
годы первых пятилеток происходил бурный
рост количества вузов. Их деятельность
направлялась Комитетом
по высшей технической школе (1932). Однако
в дальнейшем руководство техническими
вузами было передано промышленным
наркоматам,, сельскохозяйственными —
Наркомзему.
В 1934 г. в целях
повышения роли преподавателей и научных
работников вновь были введены ученые
степени и звания. В 1939 г. было утверждено
положение об аспирантуре, которое стало
основной формой подготовки
профессорско-преподавательских и
научных кадров.
С начала первой
пятилетки численность вузов возросла
с 94 до 498 (в 5 раз). Расширилась география
высшей школы (более 100 городов СССР имели
свои университеты и институты). В высшей
школе были сняты классовые ограничения
при поступлении, что позволило расширить
базу поступавших. В 1933—1937 гг. вузы
выпускали 74 тыс. специалистов ежегодно
(в 1918—1928 гг. — 31 тыс.). Накануне войны в
СССР студентов было больше, чем в 22
странах Европы, вместе взятых (в 1940—1941
гг. — 812 тыс., из них — более 50% женщины).
4.
Подготовка
кадров. Начавшийся
процесс индустриализации потребовал
ускоренной подготовки кадров. В 30-е годы
И. В. Сталиным была выдвинута идея
обновления «экономических кадров» на
всех уровнях. Это повлекло за собой
создание по стране промышленных
академий и
инженерных
вузов, а
также введение условий, стимулировавших
трудящихся к получению образования на
вечерних и заочных отделениях вузов
«без отрыва от производства». Одновременно
на местах создавались кружки, курсы,
школы для преодоления технической
неграмотности среди рабочих.
В
течение 1930—1932 гг. старшие классы
общеобразовательных школ были
преобразованы в техникумы.
Развивалась
система школ
фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)
и школ
крестьянской молодежи. В
целях подготовки в сжатые сроки
специалистов узкого профиля происходило
активное социальное продвижение рабочей
и крестьянской молодежи.
В 1939 г. умственным
трудом занималось 11 млн человек (в 1926
г. — 3 млн), но лишь 2 млн из них имели
высшее и среднее специальное
образование.
5.
Внешкольное просвещение в
условиях «социалистического строительства»
решало задачу повышения культурного и
образовательного уровня рабочих и
крестьян, воспитания трудящихся в духе
«советского патриотизма и пролетарского
интернационализма».
• Культурно-просветительная
работа осуществлялась
при помощи системы культурно-просветительных
учреждений (клубов, Домов культуры,
библиотек, музеев), а также печати, радио,
кино, театра. В начале 30-х годов появился
еще один вид городских политпросветуч-реждений
— парки
культуры и отдыха (Сокольники,
Измайлово). Накануне войны получили
распространение университеты
культуры (с факультетами
науки и техники, искусства и литературы
и т. д.). Система партийных знаний
распространялась через сеть партийных
школ и университетов
марксизма-ленинизма. Для
подготовки и переподготовки партийных
кадров осенью 1939 г. была создана Высшая
партийная школа при ЦК ВКП(б). Важное
место занимала атеистическая пропаганда
(одна из форм — «громкие читки
научно-атеистической и художественной
литературы»). Под руководством «Союза
воинствующих безбожников» работало
свыше 50 антирелигиозных музеев и
выставок.
• Оборонно-массовая
и
физкультурная работа. В
условиях постоянного ожидания внешней
опасности в стране развернулась работа
по распространению оборонных знаний и
овладению техникой военного дела.
Этим занимались Всесоюзный
комитет по делам физкультуры и спорта
при СНК СССР, Общество содействия
обороне, авиационному и химическому
строительству (Осоавиахим) СССР. В
стране проводились военизированные
игры, организовывались занятия в
аэроклубах и на планерных станциях,
велась подготовка по противовоздушной
(ПВО), противохимической (ПХО), санитарной
(СО) обороне. Были утверждены нормативы
комплексов «Готов к труду и обороне»,
«Готов к ПВХО», «ГСО». После овладения
военным делом вручался значок
«ворошиловский стрелок», «ворошиловский
всадник», «ворошиловский снайпер»
и т. д.