Брусиловский музыкотерапия руководство по психотерапии

УДК 534.292

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Т.Л. ОЛЕНСКАЯ1, А.А. МАРЧЕНКО2, Л.Л. ШЕБЕКО3,

А.В. ВРАГОВ*, Е.А. МАРЧЕНКО5

1Витебский государственный медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь 2Санаторий «Железнодорожник»

Витебский район, д. Малые Летцы, Республика Беларусь 3Полесский государственный университет г. Пинск, Республика Беларусь 4Белорусский государственный университет культуры, г. Минск, Республика Беларусь

5Государственное учреждение образования «Детская школа искусств №4 г. Витебска»,

г. Витебск, Республика Беларусь

Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык — музыка.

П.И. Чайковский

Музыка — не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья.

В.М. Бехтерев

«Коль скоро мы знаем, что музыка является властительницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать, что она по решению врача может и должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить лишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях подействовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить усталость и придать членам физическую бодрость», — писал В.М. Бехтерев. В 1913г. с целью исследования терапевтических эффектов музыки В.М. Бехтеревым было основано «Общество для лечебно-воспитательного значения музыки и ее гигиены». Прослушивание музыки в практику психиатрических клиник было введено в начале XIX века французским психиатром Эскиролем.

Большое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке Древнего Египта, Греции, Рима. В Древнем Египте музыку применяли для лечения бессонницы, в Древней Греции звуками трубы лечили от радикулита и расстройств нервной системы. Самая древняя притча, связанная с музыкотерапией, представлена в Ветхом Завете: Давид игрой на арфе излечил Саула от депрессии. Аристотель считал музыку не только средством лечения, но и очищения души (катарсис). Древнеарабские врачи отмечали, что музыка, проходя через душу, может излечить тело. Авиценна (980-1037гг.) целый раздел в «Книге исцеления» посвятил взаимосвязи между музыкой и пульсом.

В Китае от древних традиций даосской медицины используется метод вокального вибромассажа, заключающийся в пропевании отдельных гласных звуков с целью оздоровления определенных органов и систем организма (лечебное интонирование слогов). Музыкальный лад китайской музыки называется пентатоникой и базируется на 5-ти тонах, что соответствует 5-ти первоэлементам и 5-ти органам человека (земля-селезенка, легкие-металл, дерево-печень, сердце-огонь, вода-почки). В великом каноне китайской медицины «Нэй Цзин» для главных органов установлены следующие специфические звукосочетания: «гон» — звук селезенки, «шан» — звук легких, «гуо» -звук печени, «чжэн» — звук сердца, «юй» — звук почек. Звуки пропеваются в определенных тонах, положениях тела и кратности повторений.

Каждому народу и этнокультуре присущи свои характерные музыкальные традиции, инструменты и интонации. Музыка содержит своеобразные архетипы ритма и звука, свойственные человеческому существу как частичке природы. Аутентичные традиции народного музыкального фольклора связаны с национальным самовыражением. В.Н. Никитин исследовал феноменологию голосового резонирования на примере архаического фольклорного пения [1].

15

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психику человека. Музыкотерапия является системой психосоматической регуляции функций организма человека, при этом происходит одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы. Различают рецептивную (пассивную) и активную музыкотерапию. При рецептивной музыкотерапии пациенты прослушивают музыкальные произведения или их фрагменты, при активной — сами участвуют в исполнении вокальной или инструментальной музыки. Выделяют также интегративную музыкотерапию, к которой относит музыковокалотерапию. В рецептивной музыкотерапии существуют два направления: музыкопсихотерапия (динамическая, регулятивная) — основной задачей которой является нормализация психоэмоционального состояния пациента, и музыкосоматотерапия (зональная, точечная), преследующая своей целью контактное лечебное воздействие непосредственно на тело человека. Динамическая музыкопсихотерапия служит эмоциональной активизации пациента. Регулятивная музыкопсихотерапия направлена на провоцирование аффективно-динамических реакций, вызывая катарсис.

Музыкально-терапевтические эффекты имеют ряд особенностей:

1. При адекватном восприятии слушателя энергичная мажорная, умеренно громкая музыка тонизирует физиологические функции. Мелодичная, негромкая, умеренно медленная, минорная музыка оказывает седативное действие.

2. Возникающие реакции слуховой адаптации порождают определенные ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на психо-эмоциональное состояние человека.

3. Эмоции, динамика которых всегда приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

4. Положительные эмоции в музыкотерапии активизируют ЦНС, улучшают когнитивные функции, память, стимулируют интеллектуальную деятельность.

5. Правильно подобранная музыка способствует такой биоритмической настройке организма, при которой физиологические процессы протекают сбалансировано и более эффективно.

При выборе музыкальных произведений необходимо учитывать уровень музыкального образования и музыкальной адекватности, можно использовать электропунктурное тестирование. При выявлении синдрома гипофункции следует воздействовать на тонизирующую точку меридиана, при синдроме гиперфункции — на седативную. Подбор солирующих инструментов можно осуществлять с учетом меридианной диагностики на основании таблицы:

Таблица — Соотношение жизненно важных органов человека,

пяти первоэлементов и музыкальных инструментов

5 первоэлементов 5 органов чжан (плотных) 5 органов фу (полых) Инструмент

Дерево Печень Желчный пузырь Ксилофон, гобой, флейта, кларнет

Огонь Сердце Тонкая кишка Гитара, скрипка, лира, виолончель

Земля Селезёнка Желудок Флейта, вокал

Металл Лёгкие Толстая кишка Флейта, саксофон, Цимбалы

Вода Почки Мочевой пузырь Барабан, тамбурин, литавры

Алгоритм музыкально-терапевтических программ включает:

1. Диагностику психо-эмоционального состояния человека.

2. Определение функционально-энергетического состояния организма в целом и меридианов с использованием методов электропунктурной диагностики R. Voll. и Nacatani.

3. Выявление основного синдрома и сопутствующей соматической патологии.

16

4. Выбор музыкально-терапевтического воздействия с учетом подбора музыкальных инструментов, характера мелодико-динамических свойств музыки.

5. Назначение рецепта музыкотерапии с указанием способа, последовательности, времени проведения, кратности МТ-воздействия, а также длительности курса лечения.

6. Оценку эффективности музыкотерапии в динамике [2].

В 50-60-е годы ХХ столетия в музыкотерапии сформировались два основных научнопрактических направления: «американская» и «шведская» школы. Представители американской школы рассматривали музыкотерапию как вспомогательный метод психотерапии. Benedict (1958), Blanke (1961), Sutermeister (1964), Schwabe (1965) и др., изучая клинические эффекты воздействия различной по форме и содержанию музыки, попытались составить лечебные каталоги музыки, так называемые «музыкальные фармакопеи». Trankle (1958) связывает выбор музыкального произведения с необходимостью получения стимулирующего или седативного эффекта. Illing (1952), Douglas, Wagner (1965), Boenheim (1966), Steele (1967) внедряли музыкотерапию в практику групповой терапии. «Шведская школа» (Pontvik, 1955 и др.) предложила использовать музыкотерапию как ведущий метод лечения, не требующий вербальной психотерапии [3]. A. Pontvik выдвинул концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект шведского направления музыкальной психотерапии основывается на идеях традиционного психоанализа. Во время сеанса психотерапевт с помощью музыки доводит пациента до катарсисной разрядки и этим облегчает его состояние. В связи с этим большое значение имеет подбор музыкальных произведений, вызывающих необходимые переживания [4].

Американским исследователем Робертом Монро предложено использование бинауральной технологии синхронизации полушарий мозга Hemisync, основанной на способности акустических сигналов с частотой менее 1000 Гц огибать голову, в результате чего их слышат оба уха. Эффект бинаурального биения может сочетаться с терапевтическим воздействием света (light+sound) и биологической обратной связью. Области применения технологии Hemisynk варьируют от релаксации, медитации, снятии стресса и боли до развития творческой активности и способности к обучению [5, 6]. Имеются сведения об эффективности применения феномена бинауральности в терапии депрессивных и тревожных состояний [7]. Эффект бинауральности используется в создании так называемых «аудионаркотиков» [8].

Согласно теории французского отоларинголога Альфреда Томатиса звук в диапазоне 750-3000 Гц вызывает эффект мышечной релаксации, в диапазоне 3000-8000 Гц активирует воображение, творческую активность, улучшает память, высокочастотный звук свыше 8000 колебаний в секунду пробуждает чувство архаической (внутриутробной) связи с матерью [9].

Музыкотерапия по Нордофф-Робинсу предполагает применение вокальной и инструментальной импровизации в музыкальном взаимодействии как метода «невербальной коммуникации». Пациенты вовлекаются в процесс игры на музыкальных инструментах: барабанах, дудочках, цимбалах и т.д. Активное участие в музыкально-терапевтическом сеансе самого пациента, получающего возможность выразить непосредственно свое эмоциональное состояние игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта, и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния. Метод Нордоффа-Робинса эффективно применяется у детей и взрослых с аутизмом, афазией, поведенческими нарушениями [10]. Включение индивидуальной музыкальной импровизации в психодраматический процесс позволяет не только индивиду не только более точно и правдиво в отличие от вербальной интерпретации выразить свое эмоциональное состояние, но и использовать ресурс групповой динамики [11].

Н.Н. Захарова и В.М. Авдеев, исследуя влияние музыки на ЦНС, фиксировали смену доминирующего альфа ритма активностью в частотном диапазоне бета-, тета-, дельта-волн [12]. И.М. Гринева обнаружила, что прослушивание спокойной мелодичной музыки оказывает седативный эффект с уменьшением в частотном спектре альфа-ритма, увеличением его индекса и амплитуды альфа-волн. Энергичная ритмичная музыка умеренного темпа и громкости вызывала тонизирующий эффект с депрессией альфа-ритма, увеличением амплитуды и индекса быстрых колебаний. По данным реоэнцефалографии прослушивание классической музыки способствует нормализации мозгового кровообращения [13].

В многочисленных исследованиях изучалось влияние музыки на различные системы человека. В зависимости от высоты, силы и тембра звука, темпа и тональности музыкальных произведений изменяются показатели сердечно-сосудистой системы, вегетативные реакции. Мажорная музыка

17

быстрого темпа учащает пульс, повышает систолическое артериальное давление, увеличивает тонус мышц и повышает температуру кожи. Минорная музыка медленного темпа урежает частоту сердечных сокращений, снижает систолическое артериальное давление, а также тонус мышц и температуру кожи. Использование акустических вибраций определенных частот в музыкотерапии позволяет получить обезболивающий эффект посредством рефлекторной активизации антиноци-цептивной системы с выделением эндогенных опиатов — эндорфина и энкефалина. Эффект ярко проявляется также при аппликации непосредственно на кожу звуковоспроизводящих устройств в биологически активных точках или проекции органа с настройкой на биорезонансную частоту

[14].

В 1988 году профессор P.Hubner (Германия) предложил методику резонансной музыкотерапии, лечебный эффект которой объясняется резонансом звучания музыкальной программы функционированию человеческого организма. Музыка P.Hubner имеет однородную ритмичную структуру, многоразовое повторение музыкальных элементов, образованных при помощи старинных и современных музыкальных инструментов, спецэффектов и компьютерной аранжировки. Она оказывает релаксирующее, тонизирующее и регенерирующее действие, способствует восстановлению биоритмов [15]. Резонансная музыкотерапия эффективно применяется в акушерской практике с целью профилактики осложнений для матери и плода на основе улучшения функционального, гормонального и психоэмоционального состояния беременной и роженицы [16, 17]. Музыкальные программы P.Hubner используются при лечении гестозов, угрозе невынашивания беременности, как антистрессовый фактор для повышения порога болевой чувствительности в родах, в послеродовый период с целью восстановления психосоматического состояния женщины [18, 19].

Антонио Менегетти (Италия), основоположник онтопсихологической музыкотерапии, указывает на необходимость посредством воздействия музыки на организм человека, пробуждения его глубинного источника существования («ин-сё»). Подавляя «ин-сё» — «солнце» своего организма, человек подавляет и блокирует энергию «ци», что является причиной психосоматической патологии. Цель музыкотерапии в онтопсихологии — позволить энергетическим и смысловым «посланиям» «ин-се» доходить до сознания и тела человека, тем самым, наполняя его радостью бытия [20].

На характер восприятия музыки влияют личностные и объективные, музыкальнодинамические факторы. К личностным относятся жизненный, двигательный, речевой опыт, музыкальность, психофизическое состояние и адекватность слушателя. К музыкально-динамическим факторам относятся темп, ритм, тональность, громкость и тембровые характеристики исполняемого музыкального произведения. У слушателя на основании опыта восприятия музыки формируются аксиологическая (ценностная) и опознавательная установки, что определяет отношение к музыкальному произведению [21, 22].

Музыка способна создавать ассоциации представлений и образов. «Кто может проникнуть в тайну сочинения музыки? — писал Дебюсси. — Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, ветер в листве, крик птицы откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки» [23]. Г.А. Орлов пишет: «… многообразные ассоциации, принадлежащие к разным родам ощущений, непрерывно возбуждаются в процессе восприятия музыки. Они-то и являются первичным чувственным материалом для построения художественного образа в музыке как образа объективной действительности» [24]. Выбор темпа и тональности музыки соответствуют цветовому восприятию по результатам теста Люшера — эффект Скрябина. Прослушивание адекватных музыкальных произведений может вызывать появление ярких спонтанных зрительных образов — эффект Чюрлениса [25].

Классическая сонатная форма построения музыкального произведения в ее развитии соответствует модели разрешения внутриличностного конфликта [26]. Музыкотерапия ориентирована на приобщение человека к внутреннему опыту гармонии собственного тела и души. Тело как воплощение духа являет возможность реализации духовного процесса. Музыкотерапия по В. Райху способствует истинному эротизму и гармонии тела — основы здоровья [27]. Классическая религиозная музыка как молитва располагает катарсису. Известный швейцарский богослов Ганс Кюнг указывает на трансцендентный характер музыки Моцарта, в которой воплощена одухотворенная гармония мироздания [28]. Композиции в стиле «Нью Эйдж» сочетают звуки музыкальных инструментов со звуками природы. К представителям этого направления в музыке можно отнести композиторов Китаро, Мэдвина Гудалла, Майкла Хоупа и др.

Доказана эффективность использования музыки в терапии больных неврозами. Отмечено, что в депрессивном состоянии больные не воспринимают веселую музыку, которая часто углубляет

18

депрессию, актуализируя переживания. Музыкальному контакту с такими больными способствует спокойная минорная музыка [29]. Музыкальные произведения, отражая то или иное эмоциональное состояние человека, могут быть соответствующим образом соотнесены с определенными эмоциональными состояниями и шкалами теста Миннесотского многофакторного опросника (ММPI). Каждая шкала MMPI раскрывает определенную существенную черту в личности человека в вербальных понятиях, которые имеют свое значение и на языке невербальной коммуникации, т. е. музыки [30, 31].

Музыкальные терапевтические программы успешно применяются с целью психологической коррекции у детей с задержкой психического развития [32, 33]. Групповая музыкотерапия эффективно используется как стимулятор развития эмоциональной сферы и средство повышения коммуникации в реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра [34]. Исследования

C.L. Edgerton и D. Aldridge подтвердили, что импровизационная терапия музыкой может улучшить коммуникативное поведение детей с аутизмом [35]. М. Boso исследовал воздействие диалоговой музыкотерапии на поведение подростков с выраженным аутизмом и пришёл к заключению, что сессии активной музыкотерапии помогли уменьшить проявления у них аутистических черт [36]. А. Woodward отметил, что музыкотерапия все чаще используется как часть интервенционных программ для детей с аутизмом и их родителей, поскольку стимулирует раннее эмоциональное взаимодействие между матерью и ребенком, что в дальнейшем ведёт к нормальному развитию социальных навыков у детей с аутизмом [37].

Включение музыкотерапии в комплекс лечения больных кардиологического профиля повышает эффективность терапии, в том числе по результатам катамнестического обследования. Для определения эффективности музыкотерапии Евдокимова И.А. предлагает использовать следующие психодиагностические методы: опросник Mini-Mult с целью мониторинга уровня тревоги и депрессии, шкалу астенического состояния (ШАС), шкалу самооценки по 5 категориям: общее самочувствие, общее настроение, сон, активность и степень общительности [38]. Опубликованы данные об использовании клинической музыкотерапии у больных с острым нарушением мозгового кровообращения [39]. Музыкотерапия является эффективным средством реабилитации больных [40].

Музыка прекрасно сочетается с другими психотерапевтическими методами, потенцируя их эффективность, например с гипнотерапией, аутогенной тренировкой, медитацией, телесноориентированной терапией и методами релаксации. В арттерапии посредством синтеза музыки и рисунка, музыки и танца музыкальные образы становятся зримыми и выступают средством проекции и разрешения внутренних проблем [41]. Сочетание аутогенной тренировки со специально подобранным музыкальным фоном позволяет ритмизировать текст, создать соответствующее цели тренинга эмоциональное настроение и включить музыку в формулу самовнушения [42]. Музыкальное сопровождение занятий физическими упражнениями на фоне позитивных эмоций задает соответствующие темп и ритм выполнения упражнений, дозирует физическую нагрузку [43].

Важной задачей музыкотерапии является объективизация диагностических и лечебных методов в интерпретации полученных результатов, для оценки эффективности и подбора музыкальнотерапевтических программ В.М. Успенский предлагает использовать информационный анализ электрокардиосигналов [44].

Несмотря на различие подходов в направлениях, методах музыкотерапии, объяснении, интер-притации эффектов воздействия музыки на человека, несомненным является возрастающий интерес к этой области психотерапии, что требует дальнейшего изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никитин, В.Н. Явное в неявном: феноменология голосового резонирования / Сборник научных статей «Социогенетический и персоногенетический потенциал личности как приоритет образовательной деятельности» под ред. С.Л. Богомаза. — Витебск, 2008. — С. 221-225.

2. Шушарджан, С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. — М., 1998. — 363 с.

3. Брусиловский, Л.С. Музыкотерапия / Руководство по психотерапии; под ред. проф. В.Е. Рожнова -Ташкент, Медицина, 1979. — С. 256-274.

4. Петрушин, В.И. Теоретические основы музыкальной психотерапии / В.И. Петрушин // Журнал неврологии и психотерапии им. С.С. Корсакова. — 1991.- т. 91, №3.- С. 96-99.

5. Монро, Р.А. Путешествие вне тела /Р.А. Монро. — Киев: Наукова Думка, 1994. — 256 с.

6. Kliempt, P. Hemispheric- synchronisation during anaesthesia: a double-blind randomised trial using audiotapes for intra-operative nociception control / P. Kliempt [et al.]. — Anaesthesia. — 1999. — Vol. 54(8). — P. 73.

19

7. Le Scouamec, R.P. Use of binaural beat tapes for treatment of anxiety: a pilot study of tape preference and outcomes / R.P. Le Scouarnec [et al.]. — Alternative therapies in health and medicine. — 2001. — Vol. 7(1). — P. 5863.

8. Бут-Гусаим, В.В. Исследование феномена бинауральности в «аудионаркотиках» / В.В. Бут-Гусаим // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. — 2010. — №2. — С. 88-96.

9. Дединская, Е.П. Музыкальная терапия в клинической практике / Е.П. Дединская, К.А. Щербинин // Музыкальная психология и психотерапия. — 2008. — №2. — С. 112-117.

10. Nordoff P. Schopfensche Musikterapie / P. Nordoff, C. Robbins- Gustav Fischer Verlag, Stutgart / Kassel / London, 1986.

11. Морено, Дж. Индивидуальная музыкальная импровизация / Дж. Морено // Музыкальная психология и психотерапия. — 2011. — №3. — С. 48-57.

12. Захарова, Н.Н. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки / Н.Н. Захарова, В.М. Авдеев // Журнал высшей нервной деятельности. — 1982. — т. XXXII, вып. 5. — С. 915929.

13. Гринева, И.М. Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга : автореф. дисс. … канд. мед. наук. / И.М. Гринева. — Л., 1981, 22 с.

14. Шушарджан, С.В. Здоровье по нотам /С.В. Шушарджан. — М., 1994. — 190 с.

15. Герасимович, Г.И. Применение музыкотерапии в медицине / Г.И. Герасимович, Е.А. Эйныш // Мед. новости — 1999. — №7. — С. 17-20.

16. Сидоренко, В.Н. Влияние сеансов релаксирующей музыкальной терапии на основные гемодинамические показатели у беременных женщин с различным уровнем исходного артериального давления / В.Н. Сидоренко, Е.С. Гомон, Н.С. Акулич // Новости хирургии -1998. — №2. — С. 123-124.

17. Сидоренко, В.Н. Применение медицинской резонансной музыки в акушерстве / В.Н. Сидоренко, Г.А. Лукашевич // Актуальные вопросы акушерства и гинекологии. Сб. науч. тр. — Мн.-1998. — С. 133-135.

18. Эйныш, Е.А. Влияние комплексного лечения поздних гестозов с применением музыкотерапии на состояние плода и гормональную функцию плаценты / Е.А. Эйныш, И.В. Тарасюк // Актуальные вопросы акушерства и гинекологии. — 1997 — №2 — С. 125-129.

19. Сидоренко, В.Н. Клинический эффект применения медицинской резонансной музыкотерапии при угрожающих преждевременных родах / В.Н. Сидоренко, Н.С. Акулич, Г.А. Лукашевич // Актуальные проблемы акушерства и гинекологии: Сб. науч. Тр. — Мн. — 1998. -С. 130-131.

20. Антонио Менегетти. Музыка души. Введение в музыкотерапию / Антонио Менегетти. — СПб., 1992.

21. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия /Е.В. Незайкинский. — М., 1972. — 381 с.

22. Бочкарев, Л.Л. О типологии слушателей / Л.Л. Бочкарев // Музыкальная психология и психотерапия.

— 2008 — №1 — С. 70-77.

23. Дебюсси, К. Статьи, рецензии, беседы /К. Дебюсси. — М., 1964. — 192 с.

24. Орлов, Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия / Г.А. Орлов. — Л., 1963. — 209 с.

25. Элькин, В.М. Чудо музыки / В.М. Элькин // Музыкальная психология и психотерапия. — 2008. — №2.

— С. 118-131.

26. Казанник, М. Тайны гениев / М. Казанник. — Кострома, СПб.: Ди Ар, 2005. — 304 с.

27. Свирепо, О.А. Образ, символ, метафора в современной психотерапии / О.А. Свирепо, О.С. Туманова.

— М., 2004. — 270 с.

28. Khng, H. Wolfgang Amadeus Mozart — Spuren der Transzendenz / H. Khng. — Piper, 1998.

29. Шипулин, Г.П. Лечебное влияние музыки / Г.П. Шипулин // Вопросы современной психоневрологии.

— Л., 1966. — т. 38. — С. 289-296.

30. Петрушин, В.И. О принципе моделирования эмоций в музыке / В.И. Петрушин // Музыкальная психология и психотерапия. — 2008 — №1 — С.40-54.

31. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Петрушин. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Рапацкая, Л.А. Технологии музыкотерапии как средство общего оздоровления детей с задержками психического развития / Л.А. Рапацкая, М.Н. Бученкова // Вестник КГУ им. Некрасова. — 2010. — №4. — С. 235-240.

33. Халявина, Т.Г. Психокоррекционное воздействие музыки на детей с задержкой развития / Т.Г. Халя-вина // Музыкальная психология и психотерапия. — 2008. — №2. — С. 105-111.

34. Котышева, Е.Н. Музыкальная психологическая коррекция в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Н. Катышева // Омский научный вестник. — 2009. — №2(76). — С.179-182.

35. Edgerton, C.L. The effect of music therapy on the communicative behaviours of autistic children / C.L. Edgerton // Journal of Music Therapy. — 1994. -№31(1). P. 31-62.

36. Boso, M. Effect of long-term interactive music therapy on behavior profile and musical skills in young adults with severe autism / M. Boso // Journal of Alternative and Complementary Medicine. — 2007. — №13 (7). -P. 709-712.

20

37. Woodward, A. Music therapy for autistic children and their families: a creative spectrum / А. Woodward // British Journal of Music Therapy. — 2004. — №18(1). — P. 8-14.

38. Евдокимова, И.А. Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля / И.А. Евдокимова // Физиотерапевт. — 2008. — №2. — С. 44-51.

39. Самерханова, Л.И. Клиническая музыкотерапия при остром нарушении мозгового кровообращения / Л.И. Самерханова [и др.] // Казанский медицинский журнал. — 2006. — т. 87 — №6. — С. 452-454.

40. Богданова, Л.П. Музыкотерапия в реабилитации больных / Л.П. Богданова // Вестник ЮУр.ГУ. -2006. — №3. — С. 192-194.

41. Петрушин, В.И. Задачи музыкальной психологии и психотерапии в современной России / В.И. Петрушин // Музыкальная психология и психотерапия. — 2011. — №3. — С. 4-14.

42. Брусиловский, Л.С. Об одном варианте сочетания аутогенной тренировки с музыкой / Л.С. Брусиловский, А.Г. Цынман // Психическая саморегуляция. — Алма-Ата, 1974. — С. 123-125.

43. Кривцун, В.П. Музыкальная тропа здоровья как инновационная форма оздоровления лиц среднего и пожилого возраста / В.П. Кривцун, Д.Э. Шкирьянов // Мир спорта. — 2009. — №1. — С. 53-61.

44. Успенский, В.М. Нерешенные проблемы музыкотерапии / В.М. Успенский // Музыкальная психология и психотерапия. — 2011. — №3. — С. 69-79.

HISTORY AND CURRENT TRENDS OF MUSIC THERAPY

T.L. OLENSKAYA, A.A. MARCHENKO, L.L. SHEBEKO,

A. V. VRAGOV, E.A. MARCHENKO

Summary

The literature review presents the data on history, scientific/practical trends and clinical effects of musictherapy. Information on methods and algorithm of some musictherapy programs and indications for them, as well as on application of psychodiagnostic tests for interpreting the results of musictherapy is given.

Keywords: musictherapy, trends of musictherapy, effects of musictherapy.

© Т.Л. Оленская, А.А. Марченко, Л.Л. Шебеко, А.В. Врагов, Е.А. Марченко

Поступила в редакцию 7 октября 2015г.

21

Московский научно-практический центр детской психоневрологии, Москва

Иванчук Е.В.

Московский научно-практический центр детской психоневрологии, Москва

Гунченко М.М.

Московский научно-практический центр детской психоневрологии, Москва

Возможность использования музыкотерапии в неврологии на примере рассеянного склероза

Авторы:

Бойко Е.А., Иванчук Е.В., Гунченко М.М., Батышева Т.Т.

Как цитировать:

Бойко Е.А., Иванчук Е.В., Гунченко М.М., Батышева Т.Т. Возможность использования музыкотерапии в неврологии на примере рассеянного склероза. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски.
2016;116(2‑2):74‑77.
Boiko EA, Ivanchuk EV, Gunchenko MM, Batysheva TT. The possibility of using music therapy in neurology on the example of multiple sclerosis. Zhurnal Nevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova. 2016;116(2‑2):74‑77. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20161162274-77

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, используемый для восстановления, поддержания психического и физического здоровья и содействия его укреплению [1]. Особенно большое место этот метод занимает при немедикаментозном лечении хронических соматических болезней и заболеваний нервной системы.

В настоящее время музыкотерапия развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, рефлексологии, психологии, музыковедения. В европейских странах, в частности в Германии, активно изучается теоретический аспект музыкотерапии, в то время как в США этот метод развивается больше в практическом аспекте [2]. Определенный вклад в развитие музыкотерапии внесли и отечественные ученые. Напомним, что на рубеже XIX—XX вв.еков в исследованиях В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.Р. Тарханова были приведены данные о благотворном действии музыки на ЦНС и функцию других систем организма.

Большое значение придается воздействию музыки на психику человека. Предполагается, что под влиянием музыкотерапии пациент должен приобрести возможность свободней и эффективней функционировать в окружающем мире, а также достичь большей психической и физической стабильности [3].

При реализации описанного эффекта квалифицированный музыкотерапевт решает терапевтические задачи совместно с лечащим врачом при участии пациента. Музыкотерапия в этом случае является как частью психотерапевтического процесса, так и самостоятельным методом.

Музыкотерапию разделяют на три основные формы: рецептивную, активную, интегративную [4].

Рецептивная (пассивная) музыкотерапия. В ходе такой формы терапии пациент не принимает активного участия в процессе музыкотерапевтического сеанса, занимая позицию слушателя. В зависимости от этапа лечения или психического состояния пациента ему предлагают прослушать те или иные музыкальные композиции, созвучия, звуки [1]. Существует три вида рецептивной музыкотерапии: коммуникативная (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия); реактивная (направленная на достижения катарсиса); регулятивная (способствует снижению нервно-психического напряжения).

Активная музыкотерапия основывается на активной музыкальной деятельности пациента: воспроизведении, фантазировании, импровизации. Для этого могут быть использованы как различные инструменты, так и человеческий голос. Известно, что пение эффективно при лечении нарушений речи, в том числе для управления дыханием и ритмом речи пациента, улучшения артикуляции [5], в то время как для восстановления координации движений используется музицирование на инструментах, в том числе игра в ансамбле.

Интегративная музыкотерапия сочетает музыку с другими видами искусства. Пациентам предлагаются создание стихов и рассказов после прослушивания музыки; пантомима, пластическая драматизация под музыку, музыкально-подвижные игры; рисование и лепка, песочная терапия под музыку [6].

Различают следующие основные направления лечебного действия музыкотерапии: 1. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы; 2. Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); 3. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; 4. Повышение эстетических потребностей.

Физиологическое воздействие музыки на организм человека обосновывают тем, что нервная система, а с ней и мускулатура способны усваивать ритм. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сферах. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Согласно данным исследований, отдельные элементы музыки (ритм, тональность) способны вызывать состояния, адекватные характеру раздражителя: минорные тональности оказывают депрессивный эффект; быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, вызывают отрицательные эмоции; мягкие ритмы, консонансы успокаивают; диссонансы возбуждают [3].

Во многих источниках отмечается, что музыка может быть использована в целях коррекции личностного развития, в том числе для регуляции психосоматических и психоэмоциональных процессов [7].

Психологическими механизмами благоприятного воздействия музыкотерапии считаются: релаксация, катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния, избавление от гнетущих чувств), облегчение осознания собственных переживаний, конфронтация с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок. Седативная (релаксационная) функция достигается посредствам специально организованной музыкальной деятельности, благодаря чему снимается мышечное и эмоциональное напряжение, восстанавливаются физические и эмоциональные силы. Для достижения стимулирующей функции используется мажорная ритмичная танцевальная музыка, в результате происходит мобилизация и активизация физических и эмоциональных возможностей человека [8].

Широкое распространение получили групповые формы музыкотерапии. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. В ходе занятия группа прослушивает специально подобранные музыкальные произведения, после чего обсуждает собственные переживания, воспоминания, фантазии, возникшие в ходе прослушивания. Программы музыкальных произведений разрабатываются по принципу постепенного изменения настроения, динамики и темпа композиций, с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Активный вариант музыкотерапии также используется в групповой работе. Он представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность, в ходе которой участники терапии могут играть на различных музыкальных инструментах (вступать в музыкальный диалог друг с другом, проигрывать определенные ситуации и темы) или петь хором [1, 2].

Перечисленные выше виды музыкотерапии не имеют ограничений по возрасту и не зависят от музыкальных способностей. Могут применяться при коррекции эмоциональных нарушений, осложнений, связанных с возрастным развитием, в том числе при работе с преодолением поведенческих проблем у детей с умственными или физическими отклонениями [5]. Так, например, во многих зарубежных реабилитационных программах предусмотрены программы, направленные на реабилитацию детей с ранним детским аутизмом (РДА) [9—12]. Описываются также случаи применения музыкотерапии как средства педагогического регулирования эмоционального состояния детей — как младших школьников с проблемами в развитии, так и подростков с девиантным поведением [10].

Данные литературы [13] свидетельствуют также о том, что применение музыкотерапии способствует положительной динамике при лечении и реабилитации взрослых с острыми и хроническими неврологическими заболеваниями, в том числе демиелинизирующими [13].

В одном из первых больших исследований на обсуждаемую тему, опубликованном в 1989 г., авторы оценивали эффективность групповой музыкальной терапии при рассеянном склерозе (РС) на протяжении 2 лет у 225 пациентов, которые принимали участие в групповой музыкальной терапии в течение 4—6 нед [14]. Основными темами групповых курсов были проблемы, связанные с РС, например недееспособность, неуверенность, тревожность, депрессия, низкая самооценка и т. д. Полученные в ходе исследования данные указывают на то, что групповая музыкальная терапия может применяться не только в качестве метода психологической поддержки, но и как самостоятельная стратегия преодоления стресса и бытовых проблем, вызванных основным заболеванием. В другом исследовании [15] оценивали влияние музыкотерапии на силу дыхательной мускулатуры у тяжело больных РС, имеющих риск развития пневмонии из-за слабости дыхания. Обсуждаются результаты наблюдения за 20 больными (10 пациентов в активной группе, 10 — в контрольной). Отмечено повышение силы дыхательных мышц у 8 из 10 больных в активной группе, хотя статистически достоверного отличия от группы сравнения получено не было из-за малого числа наблюдений [15].

Еще в одном исследовании, проведенном в Германии, эффективность активной музыкальной терапии при лечении РС изучали по влиянию на депрессию и тревожность, динамике по шкалам самооценки и оценки качества жизни, а также по когнитивным и функциональным параметрам. Включены результаты наблюдения за 20 больными РС в возрасте от 29 до 47 лет (10 больных в активной группе, которые получали 3 блока музыкотерапии в течение 1 года по 8—10 сеансов, 10 пациентов составили контрольную группу). Показатели нейропсихологического тестирования оценивали до и через 3 мес после курса. С течением времени в активной группе, получавшей музыкотерапию, авторы наблюдали существенные улучшения по показателям самооценки, выраженности депрессии и тревожных состояний [16].

В опубликованном в 2006 г. обзоре [17] были обобщены результаты 7 опубликованных к тому времени контролируемых исследований использования музыкотерапии при Р.С. Авторы отметили, что все исследования тогда носили предварительный, пилотный характер. Тем не менее результаты всех исследований однозначно указывают на уменьшение депрессии и тревожности. Бо́льшая польза музыкотерапии в психосоциальном и эмоциональном плане отмечена именно при комплексном ведении пациентов с РС.

Проведен ряд контролируемых исследований по применению музыкотерапии у больных РС. В США была проведена серия исследований [18, 19] влияния музыкотерапии как мнемонического приема на когнитивные функции больных Р.С. Первое исследование показало, что музыкальные мнемотехники могут облегчить обучение пациентов [18]. В другом исследовании сравнивали эффекты запоминания у 38 больных, причем 20 из них запоминали с использованием музыки, а 18 — только речи. Корреляционный анализ показал, что у пациентов с РС музыкальная поддержка запоминания оказалась более эффективной, чем речевая [19]. В одном из последних исследований [20] изучали музыкальную идентичность пациентов с РС для оценки психологического состояния больных. Авторы описывают метод «музыкальной автобиографии», который представляет собой эффективный терапевтический инструмент, с помощью которого пациенты описывают себя. Использование этой техники помогает в восстановлении самоидентичности и повышает качество жизни пациентов с Р.С. Восемь взрослых пациентов были опрошены после выбора 10—15 музыкальных произведений, наиболее значимых для них. Было установлено, что по музыкальным предпочтениям больных характеризуют личные, социальные, временны́е и межличностные особенности. Показано также [21], что напоминание пациентам с РС музыкальной истории улучшает их самочувствие и осведомленность, а также обеспечивает альтернативный путь самовыражения, активизируя и улучшая аффективную память и способствуя достижению чувства целостности.

На практике доказано, что музыкальная терапия может способствовать облегчению болевого синдрома и уменьшению нервного напряжения больного. Так, исследование австрийских ученых [22] показывает, что использование музыкотерапии в сочетании с расслабляющими упражнениями эффективно влияет на процесс выздоровления. Больные (65 человек в возрасте от 21 года до 68 лет), страдающие хроническими болями после операции, прослушивали определенную музыку по 25 мин в день в течение 3 нед. По окончании исследования пациенты отметили улучшение сна и снижение болевых ощущений.

Известно, что прослушивание музыки позволяет снять напряжение, что может способствовать облегчению болевых ощущений. В одном из последних исследований [23], проведенном авторами из Германии и Великобритании, изучалось влияние музыкотерапии на состояние женщин с синдромом фибромиалгии. В исследовании принимали участие 30 женщин, средний возраст которых составлял 50 лет. Испытуемые прослушивали определенную музыку 5 раз в день в течение 2 нед. Результаты исследования подтвердили, что прослушивание музыки с целью активации или расслабления увеличивает контроль над восприятием боли. Авторы утверждают, что для достижения большего эффекта необходимы не только пассивное прослушивание музыки, но и музицирование, хоровое пение [23].

Методики музыкотерапии достаточно разнообразны и могут включать в различные программы, предусматривающие использование музыки не только в комплексной терапии, но и отдельно в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование).

———————————————————
>>> СКАЧАТЬ ФАЙЛ <<<
———————————————————
Проверено, вирусов нет!
———————————————————

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля тема. C. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии Текст. / Л.С. Брусиловский / под ред. В.Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1985. 52 с. 10. Бабин С.М. Психотерапия в системе лечения и реабилитации. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия- / Л.С. Брусиловский // Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рожнова. 3-е изд., доп. и перераб. Ташкент, 1985. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985. С. 273-304; Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия. -С. 133. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия / Проблемы. Р.Ю.Юнусов; М-во по делам культуры и спорта Респ. Узбекистан, Гос. консерватория Узбекистана. — Ташкент: Мусика, 2005. Тбилиси: Б. и., 1985. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия /Руководство по психотерапии. The paper gets coverage problem musical psychotherapy per person in zdorovesohrannoy pedagogy, pedagogy of leisure. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия / Л.С. Брусиловский // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985. 4. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия / Л.С. Брусиловский // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985. 4. Брусиловский, Л. С. О. Ткаченко, В. Я. О значении музыки в психотерапии / В.Я. Ткаченко. Москва, 1966. 64 с. Ключевые слова: музыкальная психотерапия, музыкальная психология. музыкальной психотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского ( 1985) [4], В.Ю. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. Исследование вокальных практик в психотерапии человека входит в широкий. Так, Л.С.Брусиловский [Брусиловский, 1985] в ходе. Ташкент: Медицина, 1985. Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии. Современная музыкотерапия основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент: 1985. Музыкотерапия психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве. Лечебный эффект шведского направления музыкальной психотерапии основывается. М., 2004; ↑ Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. М., 1985; ↑ Введение в музыкотерапию / Под ред. Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии, и может. (Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. Под ред. B.C. Ротнова, Ташкент, 1985 г.; В. Б. Полякова. О физиологических. коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985. Игры и. способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. 1996. – 374 с. Допоміжна: Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985. Гарбузов В.И. Нервные дети. – Л., 1990. Эффективная психотерапия при затяжных депрессивных и тревожных расстройствах в целях интеграции. лазерное облучение крови, плазмаферез (Бовин Р. Я., Фактурович А. Я., 1985, КутькоИ. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия// Руководство по психотерапии. Ташкент: Медицина, 1979. С. 256. Подробный разбор литературы, посвященный различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С.Брусиловского (1971). музыко-терапия лечебное воздействие через восприятие музыки (Л. С. пения (вокалотерапии) на человека отмечают Л. С.Брусиловский, В. И. ( Опыт организации и проведения музыкотерапии): автореф. дисс. Рожнов В. Е., Свешников А. В. Психоэстетотерапия: Руководство по психотерапии. Первый автор был Петрушин (музыкальная психотерапия), затем. таких ученых, как Б.М.Теплов, Л.С. Брусиловский, А.Л.Готсдинер. Руководство по психотерапии / Под ред. Ташкент: Медицина, 1985. 6. – С.9-16. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. /Руководство по психотерапии // Под ред. В.Е.Рожнова. – Ташкент: Медицина УзССР, 1985. – С.273-304. -М, 1985. Аллагулов Р. И. О возрастной и типологической структуре. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. Иванов П. И. Чувства (эмоции) // Психология: Учебник. — Ташкент, 1995. Музыкотерапия – разновидность занимательной терапии, при которой музыка используется с лечебной целью. Тбилиси: Б. и., 1985. культуры и спорта Респ. Узбекистан, Гос. консерватория Узбекистана. — Ташкент: Мусика, 2005. — 80 с. Брусиловский /Руководство по психотерапии. Л.: Музыка, 1976.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Смирнова Ю.В.

1

Сайкина Е.Г.

1


1 ФБГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

В статье рассматриваются возможности применения в занятиях физическими упражнениями музыкаль-ного сопровождения. Представлены результаты педагогического эксперимента, которые выявили эффек-тивность применения технологии регулирования процесса занятий физическими упражнениями посред-ством музыкального сопровождения для решения одной из важных задач – развития двигательных спо-собностей занимающихся. Раскрыты содержательные аспекты разработанной технологии и обосновано её применение с учащимися первых классов. Указаны психовозрастные особенности детей 7 – 8 лет. По-сле эксперимента отмечены более высокие статистически значимые положительные изменения в разви-тии координации движений, силы мышц рук и брюшного пресса, выносливости, быстроты у учащихся экспериментальной группы в сравнении с контрольной. Экспериментально доказана эффективность разработанной технологии на развитие двигательных способностей занимающихся.

быстрота

координация

выносливость

гибкость

сила

эффективность

первоклассники

двигательные способности

технология

регулирование

музыкальное сопровождение

физические упражнения

1. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / пер. с англ. Ю.В. Князькиной. – М. : Теревинф, 2004. 2– 08 с.

2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рож-нова. – М., 1985. – 204 с.

3. Лях В.И, Мейксон Г.Б. Программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей». – М., 1993. – 42 с

4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учеб. пособ., М.: Вла-дос, 2000. 176 с.; Сеченов И.М. Избранные произведения: В 2-х томах / редакция и после-словие Х.С. Коштоянц. – М.: Изд-во АН СССР, 1952 – 1956. – Т.2. – 942 с.

5. Пономарёв Г.Н., Эдингтон К., Мин-Кай-Чин Охрана здоровья и физическое воспита-ние: новая совместная декларация // Культура физическая и здоровье. – 2011. — №3(33). – С. 3-8.

6. Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В. Требования к подбору музыкального сопровождения за-нятий фитнесом // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. — № 4 (38). – С. 68-71.

7. Nilsson U. The effect of music intervention in stress response to cardiac surgery in a random-ized clinical trial // Heart & Lung: The Journal of Acute and Critical Care. – Vol. 38. Issue 3. – May-June 2009. – P. 201-207.

Среди наиболее значимых проблем российского общества в последние годы является существенное снижение уровня физического и психического здоровья населения, а также уровня физической подготовленности и развития двигательных способностей, причём практически во всех возрастных группах на фоне снижения интереса к физкультурным занятиям. Данная проблема актуальна сегодня не только в России, но и присуща современному обществу эпохи глобализации и технократии в целом. Указанное вызывает обоснованную тревогу как среди медиков, педагогов-практиков, так и среди ведущих учёных разных стран, многие из которых (в частности, Пономарёв Г.Н., Эдингтон К., Мин-Кай-Чин [5]) предлагают пересмотреть физическое воспитание и акцентировать его возможности в охране здоровья человечества.

Физическая культура, откликаясь на вызовы времени, разрабатывает новые и модернизирует традиционно существующие для выхода из этой критической ситуации. Являясь неотъемлемой частью жизни общества и современной науки, под воздействием общих тенденций она также трансфор­мируется, интегрируя в себя подходы и методы других наук. Её важнейшей, магистральной задачей является повышение уровня физического и психического здоровья населения, что тесно взаимосвязано с уровнем интереса к физкультурным занятиям российских граждан.

Существенные возможности для решения поставленных задач, на наш взгляд, могут иметь сопряжённое воздействие физических упражнений и музыкального сопровождения с учётом специфических возможностей его влияния на развитие двигательных способностей, организм и психику занимающихся, а также широких возможностей использования для оптимизации организации занятий.

Музыка обладает широким спектром воздействия, что было известно человечеству с глубокой древности и научно доказано исследованиями отечественных и зарубежных учёных. Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека [1, 2, 4, 7]. Было доказано, что восприятие музыки ус­коряет сердечные сокращения, обнаружено усиливающее действие музы­кальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра, выработку тех или иных гормонов и т.д.

Указанное послужило основанием для разработки технологии регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения. Содержание данной технологии составляют положения теории и методики физической культуры, а также данные из смежных наук – музыкальной педагогики, психологии, музыкотерапии. В качестве регулирующего средства предлагается музыкальное сопровождение занятий. В зависимости от приоритетной задачи варьируется комплексное применение физических упражнений и музыки.

В частности, предполагается, что разработка и внедрение научно-обоснованной технологии регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения будет способствовать более эффективному развитию двигательных способностей занимающихся.

В целях экспериментальной проверки влияния сочетанного воздействия физических упражнений и музыкального сопровождения, выбранного и применяемого в соответствии с приоритетной задачей «Развитие двигательных способностей занимающихся» разработанной нами технологии, был проведён педагогический эксперимент. Он проводился в течение 2007-2008 уч. года. В эксперименте приняли участие учащиеся 1-х классов, которые составили экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. Обе группы имели равное количество испытуемых (n1 = 18 чел., n2 = 18чел.).

Занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились по программе физической культуры с направленным развитием двигательных способностей [3] идентично, по единому планированию, по два урока в неделю, по 40 минут каждый.

Во второй четверти учебного года при проведении данного эксперимента в уроки с гимнастической направленностью были включены комплексы ритмической гимнастики. В контрольной группе их составлял учитель, в экспериментальной группе они были взяты из программы «Са-Фи-Дансе» и «Детская аэробика».

Музыкальное сопровождение в экспериментальной группе было разработано нами в соответствии с приоритетной задачей «Развитие двигательных способностей занимающихся» технологии регулирования занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения. При его выборе учитывались также сформулированные нами требования, представленные в наших предшествующих публикациях [6]. В контрольной группе учитель использовал музыкальное сопровождение, исходя из собственного педагогического опыта.

Выбор данного возрастного контингента обусловлен тем, что первый класс является важным периодом в школьной жизни ребёнка, когда происходит знакомство и адаптация ко всем сторонам жизни школьника. Сложными моментами являются: познавательная деятельность ребёнка на уроке, адаптация к ощутимо увеличивающейся, по сравнению с периодом дошкольного детства, умственной нагрузкой и, как следствие – снижающейся двигательной активностью.

Следует указать, что младший школьный возраст является сенситивным для развития всех двигательных способностей. Обобщая мнение многочисленных исследователей, можно указать, что он благоприятен для формирования практически всех двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. В этом возрасте развивается двигательный опыт, так как движения являются потребностью ребенка.

При сравнении данных тестирования на начало педагогического эксперимента, отражающих развитие двигательных способностей занимающихся, статистически значимых различий не выявлено.

После окончания педагогического эксперимента определено, что показатели развития всех двигательных способностей в экспериментальной и контрольной группе значительно возросли. Однако большинство из них оказались выше в экспериментальной группе (табл. 1).

Таблица 1.

Показатели функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем младших школьников в экспериментальной и контрольной группах до начала и после педагогического эксперимента

Двигательные способности

До эксперимента

ЭГ

КГ

t

Р

М±m

σ

М±m

σ

Координация движений (коэфф.)

1,9±0,21

0,88

1,8±0,24

0,80

0,31

>0,05

Сила мышц рук (кол-во раз)

12,5±0,73

3,02

12,7±0,80

3,30

0,18

>0,05

Скоростно-силовые способности (сек.)

14,9±1,26

5,22

14,8±1,46

6,04

0,05

>0,05

Сила мышц брюшного пресса (кол-во раз)

17,1±1,67

6,87

17,8±2,19

7,97

0,25

>0,05

Гибкость (см.)

6,2±1,58

2,47

5,8±1,73

3,02

0,17

>0,05

Быстрота (кол-во раз)

11,1±0,65

2,35

11,7±0,74

2,15

0,61

>0,05

Выносливость (кол-во раз)

14,2±1,06

4,39

13,8±0,93

3,85

0,42

>0,05

Двигательные способности

После эксперимента

ЭГ

КГ

t

Р

М±m

σ

М±m

σ

Координация движений (коэфф.)

1,1±0,27

0,98

1,5±0,27

0,97

2,78

<0,05

Сила мышц рук (кол-во раз)

18,4±1,06

4,37

15,3±1,07

4,41

2,06

<0,05

Скоростно-силовые способности (сек.)

6,8±1,06

4,39

9,1±0,86

3,57

1,69

>0,05

Сила мышц брюшного пресса (кол-во раз)

31,6±7,14

1,73

25,8±1,86

7,69

2,28

<0,05

Гибкость (см.)

1,6±0,46

1,92

2,1 ±0,4

1,65

0,82

>0,05

Быстрота (кол-во раз)

13,2±0,65

2,12

14,7±0,55

2,18

2,94

<0,05

Выносливость (кол-во раз)

26,4±0,54

2,22

24,3±0,75

3,09

2,26

<0,05

Наибольший статистически значимый прирост в обеих группах получили показатели выносливости. В экспериментальной группе результат улучшился на 85,9%, а в контрольной группе – на 76,1% (при p < 0,05). Это объясняется тем, что в разработанной нами технологии учитывалось влияние характера и образа музыкального произведения на организм и психику занимающихся (рис. 1).

Рис. 1. Прирост показателей в экспериментальной и контрольной группах после педагогического эксперимента

Для упражнений на развитие динамической выносливости в экспериментальной группе использовалась музыка типа звуколидер, преимущественно в умеренном темпе, с чётким ритмом. В процессе выполнения упражнений чередовались произведения минорного (героического или даже агрессивного характера) и мажорного лада (жизнеутверждающего, иногда шуточного характера).

Для развития статической выносливости в экспериментальной группе применялись музыкальные фрагменты, преимущественно типа звуковой фон. Использовалась музыка в спокойном темпе, с внутренней ритмической пульсацией, в основном в мажорном ладу, лирического характера.

На втором месте оказались показатели силы мышц брюшного пресса. В экспериментальной группе они улучшились на 84,8%, а в контрольной – лишь на 45%. Однако эти различия оказались статистически значимы – p < 0,05.

Следует отметить, что высокий прирост этого показателя обусловлен тем, что в уроках физической культуры в вариативной части программы профилактике нарушений осанки (соответственно, упражнениям на развитие мышц спины и брюшного пресса) уделялось достаточно большое внимание в обеих группах. Это аргументировано всё возрастающей учебной нагрузкой в последние годы, что требует от учащихся длительного времяпровождения сидя за столом. Данные статистики и научных исследований доказывают стремительный рост заболеваний опорно-двигательного аппарата детей в период обучения в школе. Соответственно, в рамках решения оздоровительной задачи педагог предприняла необходимые меры для предупреждения возможных нарушений осанки у своих учеников.

Существенно более высокий результат экспериментальной группы объясняется тем, что в занятиях с ней музыкальная фонограмма, составленная нами, обновлялась 1 раз в месяц, музыкальные произведения подбирались для силовых упражнений побуждающего (холотропного) характера. В контрольной группе выбор музыки был менее разнообразным, и зачастую одно и те же музыкальное произведение в течение года использовались для разных упражнений. Учитывая, что силовые упражнения требуют существенных усилий от занимающихся, зачастую – преодоление себя, представляется более целесообразным использовать разнохарактерные и разнообразные музыкальные подборки, чтобы музыка отвлекала внимание детей от прилагаемых усилий и физическая работоспособность снижалась медленнее.

На третьем месте по результатам исследования оказался показатель гибкости, который улучшился в экспериментальной группе на 74,2% , а в контрольной группе – на 63,8%. Однако эти изменения не являются статистически значимыми (p > 0,05).

Показатели скоростно-силовых способностей улучшились в экспериментальной группе на 54,4%, а в контрольной – на 38,5%. Однако различия в экспериментальной и контрольной группе также оказались статистически не значимы (p > 0,05).

Проведя педагогический анализ фонограмм для упражнений на развитие гибкости и скоростно-силовых способностей, используемых в занятиях с экспериментальной и контрольной группами, было определено, что музыкальное сопровождение в обеих группах выбрано и использовано грамотно.

Разница заключалась лишь в оценке детей – музыкальные произведения, используемые в занятиях с экспериментальной группой, нравились 94,5% респондентов, а музыка, которая использовалась в контрольной группе, – лишь 72,2%. Неоднозначность полученной информации даёт основание сделать вывод, что влияние музыки на развитие скоростно-силовых способностей и гибкости у детей 7-8 лет нуждается в дальнейшем изучении.

Показатели силы мышц рук в экспериментальной и контрольной группе улучшились на 47,2% и 20,5% соответственно (при p < 0,05). Показатели координации движений изменились в экспериментальной группе на 42,1% и в контрольной группе на 16,7% (p < 0,05). Существенная разница между результатом экспериментальной и контрольной групп объясняется тем, что в экспериментальной группе применялось больше музыкальных произведений, имеющих яркий образ и облегчающий запоминание движений, что содействовало их координации, в то же время в уроках использовались музыкально-ритмические игры, что способствовало улучшению ритмической точности движений – важного компонента двигательной памяти, положительно влияющего на координацию.

Исходя из полученных результатов, можно утверждать, что разработанная технология регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения эффективна для развития двигательных способностей занимающихся.

Рецензенты:

Румба О.Г., д.п.н., доцент, старший научный сотрудник ФГНУ «Институт социализации и образования» Российской академии образования, г. Москва.

Солодянников В.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физического воспитания Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, г. Санкт-Петербург.

Колокольцев М.М., д.м.н., профессор, профессор кафедры физической культуры, Иркутский государственный технический университет, факультет физической культуры и спорта, г. Иркутск.


Библиографическая ссылка

Смирнова Ю.В., Сайкина Е.Г. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ
МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11751 (дата обращения: 22.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Борьба с водорослями в бассейне инструкция
  • Солкосерил инструкция по применению мазь для лица инструкция по применению
  • Ведение уличного боя руководство
  • Foot patch инструкция на русском как пользоваться
  • Типовая инструкция по охране труда пожарного