Бтр 50пк руководство

  • 100

Похожее

  • БТР-40. Руководство по материальной части и эксплуатации бронетранспортеров БТР-40 и БТР-40Б
    Уставы, наставления, ТО и ИЭ

  • Руководство по материальной части и эксплуатации колесных бронетранспортеров БТР-60П, БТР-60ПА и БТР-60ПА-1. [Военное издательство Министерства Оборон
    Уставы, наставления, ТО и ИЭ

  • Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-62
    Уставы, наставления, ТО и ИЭ

  • Гусеничный самоходный паром. Руководство по материальной части и эксплуатации.
    Уставы, наставления, ТО и ИЭ

  • Руководство по материальной части и эксплуатации тягача БТС-2
    Уставы, наставления, ТО и ИЭ

Описание конструкции бронетранспортеров БТР-50ПК и БТР-50П

Бронетранспортер БТР-50ПК предназначен для транспортировки по суше и на плаву личного состава (десанта) мотострелковых подразделений или различных военных грузов в условиях возможного огневого воздействия противника. БТР-50ПК — боевая бронированная гусеничная машина легкого типа. Бронетранспортер обеспечивает перевозку и переправу двадцати десантников в полном боевом снаряжении или 2000 кг грузов, размеры которых не превышают 1,5×1,4×1,3 м. Экипаж бронетранспортера состоит из двух человек: командира и механика-водителя.

Корпус БТР-50ПК

Корпус БТР-50ПК

(вид спереди):

1 — нижний наклонный лист; 2, 20, 33 — буксирные крюки; 3 — волноотражательный щит; 4 — скоба для крепления ограждения фары; 5 — средний наклонный лист; 6 — стойка для крепления фары; 7 — верхний наклонный лист; 8 — вырез для установки прибора наблюдения командира десанта; 9 — крышка люка механика-водителя; 10 — крышка переднего люка; 11 — крышки заднего люка; 12 — передний лист крышки силового отделения; 13 — крышка люка над топливным баком; 14 — зацеп для крепления наружных топливных баков с помощью стяжных лет; 15 — крышка люка над двигателем; 16 — крышка люка над силовой передачей; 17 — съемная броневая решетка; 18 — сетка над диффузором эжектора; 19 — бойка для крепления штепсельной розетки; 21 — кронштейн для укладки трубы подогревателя; 22 — задний верхний бортовой лист; 23 — окно для выброса воды; 24 — кронштейн оси балансира; 25 — нижний бортовой лист; 26 — средний верхний бортовой лист; 27 — кронштейн для пружин и резиновых упоров; 28 — колодка крепления захвата; 29 — кронштейн для укладки антенны; 30 — кронштейн крепления антенны; 31 — крышка люка командира бронетранспортера; 32 — передний верхний бортовой лист.

Бронетранспортер БТР-50ПК отличается от плавающего танка ПТ-76Б (ПТ-76) отсутствием башни с пушечным вооружением, конструкцией надводной части корпуса и оборудованием обитаемых отделений.

Основными частями бронетранспортера являются: броневой корпус, моторная установка, трансмиссия, ходовая часть, водоходный движитель, электрооборудование и средства связи. На бронетранспортере имеется возимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.

Бронетранспортеры БТР-50ПК на Красной площади. Москва, 1 мая 1963 года.

Бронетранспортеры БТР-50ПК на Красной площади. Москва, 1 мая 1963 года.

Корпус БТР-50ПК

Корпус БТР-50ПК

(вид с кормы):

1 — кожух приточного вентилятора; 2 — обзорный лючок; 3 — кожух вытяжного вентилятора; 4 — лист задней стенки десантного отделения; 5 — откидывающийся лист; 6 — пробка лючка для выпуска продуктов сгорания из подогревателя; 7 — пробка лючка для заправки малого топливного бака; 8 — пробка лючка для заправки большого топливного бака; 9 — пробка лючка для заправки системы охлаждения; 10 — пробка лючка для заправки масляного бака; 11 — скоба для крепления укрывочного брезента; 12 — поручень; 13, 21 — кронштейны крепления дополнительных топливных баков; 14, 20 — пробки лючков для заправки смазки в бортовые передачи; 15 — грязевой щиток; 16 — заслонка; 17 — упор-ограничитель; 18 — крюк для буксировки артсистем; 19 — пробка лючка для заправки кормового топливного бака; 22 — кожух клапана водооткачивающей системы; 23 — бон ка крепления решетки для укладки буя; 24 — коробка с выключателем водооткачивающего насоса (МВП-2); 25 — коробка для укладки нагрудного переключателя танкового переговорного устройства (ТПУ); 26 — ограждение люка индивидуального воздухопритока двигателя; 27 — кожух отверстия выброса загрязненного воздуха нагнетателем; 28 — ограждение люка забора воздуха нагнетателем.

Бронетранспортеры БТР-50П движутся на Красную площадь. Москва, 7 ноября 1960 года.

Бронетранспортеры БТР-50П движутся на Красную площадь. Москва, 7 ноября 1960 года.

Броневой корпус бронетранспортера имеет три отделения: управления, десантное и моторно-трансмиссионное. В связи с этим корпус танка ПТ-76Б, на базе которого выпускается бронетранспортер, конструктивно изменен.

Лобовая часть корпуса отличается наличием верхнего лобового листа, в который слева вварено основание люка командира бронетранспортера с крышкой и тремя шахтами — в них размещены призменные приборы наблюдения ТНП-Б. Крышка люка снабжена стопором, фиксирующим ее в вертикальном положении. Для облегчения ее открывания и предупреждения травм при закрывании на крышке установлен торсион. В закрытом положении крышка люка изнутри запирается замком.

В средней части верхнего лобового листа расположен люк механика-водителя с крышкой, в которой находится призменный прибор наблюдения ТНП-Б, используемый при движении на плаву с поднятым волноотражательным щитом. С целью защиты экипажа от свинцовых брызг, отлетающих от пуль, люк имеет ограждение, приваренное снаружи по его периметру. Внутри, вдоль нижнего края люка, прикреплена легкосъемная предохранительная подушка для предупреждения травмирования лица механика-водителя при вождении по-походному с открытым люком.

Ниже люка механика-водителя размещены три прибора наблюдения ТНП-Б. Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВН-2Б ставится на место ТНП-Б в крышке люка или на место центрального — в лобовом листе.

Справа от люка механика-водителя в верхнем лобовом листе сделан вырез, куда устанавливается прибор наблюдения МК-4 командира десанта. В ночное время он заменяется на монокулярный прибор ночного видения ТКН-1Б или ТКН-1БС. ИК-осветитель ОУ-3 крепится при этом на его броневом ограждении.

По сравнению с танком у бронетранспортера увеличена высота верхних бортовых листов, образующих боковые стенки десантного отделения. На левом верхнем бортовом листе смонтирован поворотный броневой стакан антенного ввода. В правый верхний бортовой лист вварен кожух приточного вентилятора. В обоих этих листах имеются по два обзорных лючка, которые могут использоваться для стрельбы из личного оружия.

В задней стенке десантного отделения есть откидывающийся лист, в котором имеется лючок для стрельбы из личного оружия. На этой стенке справа приварен броневой кожух вытяжного вентилятора, предназначенный для отсоса загрязненного воздуха из десантного отделения и включающийся совместно с приточным вентилятором только на стоянке бронетранспортера при неработающем двигателе и закрытых люках.

Корпус бронетранспортера БТР-50П

Корпус бронетранспортера БТР-50П

:

1 — нижний наклонный лист; 2, 20 и 34 — буксирные крюки; 3 — волноотражательный щит; 4 — бонки крепления ограждения фар; 5 — средний наклонный лист; 6 — верхний наклонный лист; 7 — крышка люка механика-водителя; 8 — лист задней стенки.

БТР-50ПК на плаву.

БТР-50ПК на плаву.

Крыша над десантным отделением состоит из сваренных между собой броневых листов и имеет два люка, закрывающихся крышками и предназначенных для входа и выхода десанта и погрузки имущества. Крышка переднего люка может фиксироваться в вертикальном положении. В ней имеется лючок для стрельбы из личного оружия при открытом люке. Задний люк закрывается двумя крышками.

С 1962 года на крыше десантного отделения за люком командира под броневым колпаком устанавливается нагнетатель, такой же, как в системе ПАЗ танка ПТ-76Б. С этого же времени был введен индивидуальный забор воздуха в двигатель через входной патрубок, находящийся в левом заднем углу крыши десантного отделения.

На корме бронетранспортера есть крюк для буксировки артсистем: 57-, 76- и 85-мм пушек.

Отделение управления расположено в носовой части корпуса. В отличие от танка, в нем, кроме сиденья механика-водителя, размещены еще два сиденья: командира бронетранспортера и командира десанта. Сиденье командира бронетранспортера установлено у левого борта. Его можно регулировать по высоте и переворачивать мягкой подушкой вниз. В этом случае командир может ехать стоя в открытом люке. Он становится ногами на тыльную сторону сиденья, к которой прикреплен резиновый коврик. Сиденье командира десанта размещено справа от сиденья механика-водителя.

Рабочее положение погрузочного устройства бронетранспортера

Рабочее положение погрузочного устройства бронетранспортера

:

1 — рычаги управления лебедкой; 2 и 12 — продольные балки; 3 — поперечная балка; 4 — лебедка; 5 и 9 — ролики; 6 — настил; 7 и 11 — аппарели; 8 — ролик блока; 10 — вспомогательная тележка; 13 — боковая растяжка; 14 — опорная стойка.

Установка пушки, погруженной на бронетранспортер

Установка пушки, погруженной на бронетранспортер

:

1 — продольная балка; 2 и 5 — растяжки с талрепами; 3 — ящик для укладки рычагов управления лебедкой; 4 — поперечная балка; 6 — вспомогательная тележка.

На нижнем лобовом листе находятся коробки для укладки боекомплекта пулемета, ЗИП радиостанции и часть ЗИПа машины. Отделение управления освещается двумя плафонами. В остальном оно оборудовано так же, как отделение управления танка ПТ-76Б.

Десантное отделение занимает среднюю часть корпуса машины. Вдоль этого отделения установлены пять сидений. Средние сиденья — съемные: их стойки вставлены во втулки, приваренные к планкам и ребрам жесткости днища. Боковые сиденья расположены на надгусеничных полках корпуса, и их подушки крепятся к ним ремнями. В передней части десантного отделения находится деревянный укладочный ящик для ночного прибора механика-водителя. На левом борту около моторной перегородки размещен аппарат ТПУ А-3, от которого шнур с нагрудным переключателем выведен наружу через отверстие в задней стенке десантного отделения. Этот аппарат служит для связи командира десанта с командиром и механиком-водителем бронетранспортера при нахождении десанта снаружи машины.

На правом переднем пиллерсе размещен по-походному пулемет ПКБ в чехле. По-боевому пулемет вместе с турельной установкой крепится к одному из двух кронштейнов: или к переднему, или к заднему. Кронштейны одинаковы по конструкции и монтируются: передний — на П-образной балке крыши десантного отделения, задний — на откидывающемся листе задней стенки. Турельная установка обеспечивает стрельбу по курсу в секторе 113° и на корму в секторе 93°. Боекомплект пулемета состоит из 1250 патронов.

Бронетранспортер БТР-50П с установленной на нем 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2.

Бронетранспортер БТР-50П с установленной на нем 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2.

Тактико-технические характеристики плавающего бронетранспортера БТР-50ПК

Описание конструкции бронетранспортеров БТР-50ПК и БТР-50П

До 1968 года бронетранспортер комплектовался пулеметом СГМБ, который по-походному крепился на левом пиллерсе. По-боевому пулеметы СГМБ и ПКБ устанавливались на те же места без переделок.

Моторно-трансмиссионное отделение (в том числе двигатель и трансмиссия), ходовая часть (в том числе водоходный движитель) такие же, как у танка ПТ-76 или ПТ-76Б.

У бронетранспортера БТР-50П, в отличие от БТР-50ПК, нет крыши над десантным отделением, что позволяет транспортировать на нем артиллерийские системы или автомобили. Для этой цели на нем имеется погрузочное устройство, лебедка которого, балки и опорные стойки для установки артиллерийской системы или автомобиля размещены в десантном отделении. Тележки и складные аппарели находятся на крыше моторно-трансмиссионного отделения. В десантном отделении имеются три кронштейна для установки пулеметов десанта.

Для транспортировки на бронетранспортере БТР-50П можно разместить один из следующих видов вооружения с боеприпасами, имуществом и орудийным расчетом:

— три 82-мм безоткатных орудия Б-10, 24 выстрела к ним (в 6 штатных ящиках), возимый ЗИП (в 6 ящиках) и три орудийных расчета по четыре человека в каждом;

— три 82-мм миномета обр.1937 г., 120 мин к ним (в 12 штатных ящиках), возимый ЗИП (в трех сумках), три банника в сборе и три минометных расчета по четыре человека в каждом;

— одно 107-мм безоткатное орудие Б-11, выстрелы к нему (в штатных ящиках), возимый ЗИП и пять человек орудийного расчета;

— один 120-мм миномет, 32 мины (в 16 штатных ящиках), возимый ЗИП и минометный расчет из шести человек;

— одну 57-мм или 76-мм пушку, 25 выстрелов (в пяти штатных ящиках), возимый ЗИП и пять человек орудийного расчета;

— одну 85-мм пушку и два человека орудийного расчета.

Перечисленное вооружение размещается в десантном отделении бронетранспортера или над ним.

Кроме того, на БТР-50П можно погрузить для транспортировки легковой автомобиль высокой проходимости ГАЗ-69.

Описание конструкции бронетранспортеров БТР-50ПК и БТР-50П

«Боевые автобусы». Бронетранспортёр БТР-50П во многом стал уникальной боевой машиной. Помимо того, что это был первый отечественный гусеничный бронетранспортёр, БТР-50 был еще и плавающим. Здесь в полной мере сказалась его родословная. Данная модель была создана на базе легкого плавающего танка ПТ-76. Помимо десантников, БТР мог спокойно перевозить по воде до двух тонн грузов, в том числе минометы и артиллерийские установки калибра до 85-мм включительно, причем огонь по противнику из орудия можно было вести прямо в процессе транспортировки.

История создания гусеничного плавающего бронетранспортёра БТР-50П

Выданное ГБТУ тактико-техническое задание сразу же предусматривало создание двух новых боевых машин – легкого плавающего танка и бронетранспортёра на его базе с максимально возможной унификацией узлов и агрегатов конструкции. Новый советский БТР создавался совместно конструкторами ВНИИ-100 (Ленинград), Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) и завода «Красное Сормово», общее руководство над проектом осуществлял известный советский танковый конструктор Ж. Я. Котин. К работам по созданию новых боевых машин в СССР приступили 15 августа 1949 года, а технический проект нового бронетранспортёра был готов уже 1 сентября 1949 года. В том же году проектные работы по созданию легкого плавающего танка и гусеничного БТР были перенесены в Челябинск, где проекты получили обозначения «Объект 740» (будущий ПТ-76) и «Объект 750» (будущий БТР-50П).

С самого начала работ перед советскими конструкторами стояла задача – создать гусеничный плавающий бронетранспортёр, предназначенный для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений Советской Армии, а также разных военных грузов, в том числе артиллерийских орудий и легкой колесной техники в условиях возможного огневого противодействия со стороны вероятного противника. Работы над танком и БТР велись параллельно, но бронетранспортёр создавался с некоторым отставанием от графика. Такая задержка обосновывалась отработкой большого количества конструкторских решений, к примеру водометного движителя, сначала на легком плавающем танке ПТ-76. Именно успешные испытания ПТ-76 вселяли в конструкторов уверенность в то, что и работы по созданию БТР будут завершены столь же удачным образом.

БТР-50П

Одним из требований технического задания при создании новой боевой машины была перевозка двух тонн различных грузов вплоть до дивизионной артиллерии и внедорожника ГАЗ-69. Работая над решением этой задачи, конструкторы столкнулись с трудностями при выборе погрузочного устройства. Рассматривались два основных варианта: крановая установка с электроприводом и лебедка с приводом от основного двигателя бронетранспортёра с погрузкой по откидным аппарелям. В ходе работ от варианта с краном отказались по причине чрезмерной конструкторской и эксплуатационной сложностью данного решения.

Интересным фактом является то, что уже во время испытаний нового гусеничного БТР конструкторы по собственной инициативе провели стрельбы на суше и на плаву из перевозимых артиллерийских систем: противотанковой 57-мм пушки ЗИС-2 и даже 85-мм пушки Д-44. Проведение подобных испытаний техническими заданиями от военных не предусматривалось, единственным требованием была транспортировка дивизионной артиллерии. На удивление многих данные стрельбы прошли успешно и не привели к поломкам в ходовой части бронетранспортёра и каким-либо происшествиям. Более того, запаса плавучести машины оказалось вполне достаточно и для ведения огня из перевозимого орудия без затопления или опрокидывания БТР, что только подтверждало очень высокие амфибийные возможности новых машин.

Легкий плавающий танк ПТ-76

Первый опытный образец гусеничного бронетранспортёра был готов к концу апреля 1950 года, с 26 апреля по 11 июня того же года БТР проходил заводские испытания. Проведенные испытания позволили скорректировать техническую документацию на новую боевую машину, уже в июле было готово два новых опытных образца «Объекта 750», государственные испытания которых велись во второй половине 1950 года. По результатам госиспытаний машину в очередной раз доработали, и в третьем квартале 1951 года ЧКЗ представил на испытания еще два опытных образца, которые в следующем году прошли стадию войсковых испытаний. Военные отметили недостаточную прочность конструкции волноотражательного щитка, неудовлетворительную кучность боя штатного вооружения – крупнокалиберного 12,7-мм пулемета ДШК, а также случаи самопроизвольного срабатывания противопожарного оборудования. После устранения всех указанных военными недостатков и доработки БТР прошли осенью 1953 года контрольные испытания, преодолев в совокупности 1,5 тысячи километров. В апреле следующего года новый бронетранспортёр был официально принят на вооружение Советской Армии приказом министра обороны СССР под обозначением БТР-50П.

Новая советская боевая машина была уникальной по многим своим характеристикам и представляла собой полностью отечественную разработку, которая создавалась без оглядки на иностранные образцы подобной техники. Более того, плавающий танк ПТ-76 с мощным артиллерийским вооружением, на шасси которого и создавался БТР-50П, был единственной в своем роде машиной. Во многом созданию подобной техники помог большой опыт по разработке легких плавающих танков, который был накоплен в СССР еще перед Второй мировой войной.

Технические особенности бронетранспортёра БТР-50П

Первый советский гусеничный бронетранспортёр представлял собой плавающую боевую машину с противопульным бронированием. Водоизмещающий корпус бронетранспортёра изготавливался методом сварки из бронелистов толщиной от 4 до 10 мм. Боевая масса БТР-50 не превышала 14,2 тонны. Отличительной особенностью боевой машины было расположение дизельного двигателя вдоль продольной оси корпуса. Для нового образца бронетехники советские конструкторы выбрали следующую компоновочную схему. В передней части БТР находилось отделение управления, в средней части – десантное отделение, в корме – моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж бронетранспортёра состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Рабочее место командира находилось справа, мехвода – слева. Помимо этого, внутри корпуса в десантном отсеке могли разместиться 12 бойцов. Максимально БТР мог переправить через водную преграду до 20 человек личного состава или двух тонн различных военных грузов, например артиллерийское орудие вместе с расчетом. Версии бронетранспортёра без крыши оснащались съемным тентом, который защищал десант от воздействия осадков.

БТР-50П перевозит артиллерийское орудие

Ходовая часть, трансмиссия и силовая установка достались БТР-50П без изменений от танка ПТ-76. Сердцем боевой машины был дизельный двигатель В-6ПВГ, развивавший максимальную мощность 240 л.с. Этой мощности хватало, чтобы обеспечить гусеничной машине максимальную скорость хода до 45 км/ч при движении по шоссе и до 10,2 км/ч на плаву. Запас хода оценивался в 240-260 км (по шоссе). Новый бронетранспортёр, как и легкий танк ПТ-76, отличался высокими характеристиками подвижности и проходимости, обладал запасом плавучести, неплохой маневренностью и остойчивостью. Именно по этой причине новая техника поступала на вооружение не только мотострелковых подразделений, но и подразделений морской пехоты. Помимо водоемов, БТР-50 легко преодолевал препятствия в виде рвов и траншей шириной до 2,8 метра и вертикальных стенок высотой 1,1 метра.

В кормовой части машины на крыше моторно-трансмиссионного отделения конструкторы расположили откидные аппарели для погрузки артиллерийских орудий и минометов (БТР-50П мог перевезти 120-мм миномет, 57-мм, 76-мм или 85-мм артиллерийское орудие), а также полноприводных автомобилей ГАЗ-67 или ГАЗ-69. Для транспортировки вооружения БТР специально был оснащен погрузочным устройством, которое состояло. помимо откидных аппарелей, из мощной лебедки с тяговым усилием на уровне 1500 кгс.

БТР-50П. По земле и по воде

Несмотря на то, что на прототипах во время испытаний был установлен крупнокалиберный пулемет ДШК, в серию бронетранспортёры пошли либо без штатного вооружения, либо со 7,62-мм пулеметом СГМБ, созданным на базе станкового пулемета СГ-43. Вторая попытка вооружить боевую машину крупнокалиберным оружием была предпринята уже в 1956 году. Опытный образец БТР-50ПА вооружили 14,5-мм пулеметом КПВТ, который, как и ранее ДШК, попробовали установить на турельной установке с бронеспинкой на люке командира БТР. Несмотря на старания конструкторов и эта версия БТР-50 с повышенной огневой мощью не дошла до стадии принятия на вооружение.

Варианты модернизации

Уже в 1959 году в серийное производство была запущена самая массовая модификация гусеничного бронетранспортёра, получившая обозначение БТР-50ПК. Главным отличием данной модели было наличие крыши, которая закрывала всё десантное отделение. Для посадки и высадки десанта в крыше спроектировали три отдельных люка. Стоит отметить, что крышей в 1959 году оснастили все имеющиеся советские бронетранспортёры, это касалось и колесных машин – БТР-40 и БТР-152. Советские военные учли опыт городских боев в Венгрии в 1956 году, когда десантники оказывались уязвимы для огня с верхних этажей зданий, помимо этого, внутрь корпуса можно было легко закинуть бутылки с горючей смесью или гранаты. Помимо защитной функции, крыша над десантным отделением улучшала и без того очень хорошие амфибийные свойства БТР, позволяя плавать даже при легком волнении, вода просто не попадала внутрь машины.

БТР-50ПК Польской народной армии

Также достаточно массовой стали командно-штабные машины БТР-50ПУ и БТР-50ПН, производство первой модели в Волгограде развернули в 1958 году. Такая машина могла перевозить до 10 человек, а в штабном отделении для работы с картами и документами установили стол. Также отличительной особенностью командно-штабной машины было наличие комплекса из трех радиостанций Р-112, Р-113 и Р-105. Штатным оборудованием боевой машины стали три четырехметровых антенны, одна 10-ти и одна 11-метровая антенна. В процессе модернизации машин менялся состав размещенного внутри оборудования и связи.

Уже в 1970-е годы часть первых серийных БТР-50П переделали в машины технической помощи (МТП). Такая бронетехника использовалась мотострелковыми подразделениями, получившими на вооружение новые боевые машины пехоты БМП-1. В модернизированных бронетранспортёрах вместо десантного размещалось производственное отделение с бронированной крышей. Высота отделения была увеличена, что позволяло ремонтникам работать в полный рост. В производственном отделении перевозился рабочий инструмент, устанавливалось оборудование и приспособления для ремонта и обслуживания БМП-1, имелись и средства для эвакуации боевой машины пехоты. А для установки и монтажа на БМП-1 различных узлов и агрегатов на МТП разместили кран-стрелу.

Модель МТП

Всего за время серийного производства с 1954 по 1970 год в СССР удалось собрать до 6500 бронетранспортёров БТР-50 различных модификаций. Данная техника оставалась на вооружении Советской Армии до конца существования СССР. Часть данных бронетранспортёров по-прежнему может находиться на хранении. При этом интерес к подобным машинам есть и сейчас. К примеру, Харьковский завод имени Малышева до сих пор предлагает варианты модернизации данного БТР с установкой новых двигателей мощности 400 л.с., крупнокалиберных пулеметов, новой коробки переключения передач и доработанных элементов ходовой части. На украинском предприятии надеются, что модернизированные БТР-50 смогут заинтересовать потенциальных заказчиков из стран Африки и Азии.

Руководство по материальной части и эксплуатации бронетранспортеров БТР-50ПК и БТР-50П [Текст] : Утв. ГБТУ 15 авг. 1962 г.

Карточка



Руководство по материальной части и эксплуатации бронетранспортеров БТР-50ПК и БТР-50П [Текст] : Утв. ГБТУ 15 авг. 1962 г. / М-во обороны СССР. — Москва : Воениздат, 1963. — 374 с., 4 л. черт. : ил.; 22 см.

На обороте тит. л. сост.: инженеры-полковники Иванов А. Н., Калошин А. И., Кочегаров П. П. и др.

RuMoRGB

Продаже не подлежит

RuMoRGB

Шифр хранения:

FB ВО 340/224

Описание

Заглавие Руководство по материальной части и эксплуатации бронетранспортеров БТР-50ПК и БТР-50П [Текст] : Утв. ГБТУ 15 авг. 1962 г.
Дата поступления в ЭК 10.02.2016
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственности М-во обороны СССР
Выходные данные Москва : Воениздат, 1963
Физическое описание 374 с., 4 л. черт. : ил.; 22 см
Примечание На обороте тит. л. сост.: инженеры-полковники Иванов А. Н., Калошин А. И., Кочегаров П. П. и др.
RuMoRGB
Продаже не подлежит
RuMoRGB
Язык Русский
Места хранения FB ВО 340/224

БТР-50П, был назван, как объект 750, представляет собой бронетранспортер на базе шасси легкого плавающего танка ПТ-76. Он имеет высокую вместимость – 20 десантников. Бронетранспортер способен перевозит на крыше или на плаву до 2-х тонн груза. К примеру, миномет или 85-мм орудие.

Особенностью БТР-50П является то, что на плаву из него можно вести огонь. Рассмотрим более подробно бронетранспортер БТР-50П, его историю созданию создания, особенности конструкции, технические характеристики и боевое применение.

Содержание

  1. История создания
  2. Особенности конструкции БТР-50П
  3. Технические характеристики БТР-50П
  4. Модификации
  5. Боевое применение БТР-50П

История создания

БТР-50П разработан конструкторским бюро Ж. Я. Котина в 1952 году (во время ОКР — «Объект 750», главный конструктор разработки — Н. Ф. Шашмурин).

На вооружение бронетранспортер принят в 1954 году. БТР-50П производился с 1952 по 1954 год.

С 1954 года производился бронетранспортер БТР-50ПА, который отличался установкой 14,5-мм пулемета КПВТ, из которого имелась возможность вести огонь с углом возвышения +85°, снижения −3°.

На параде

В 1955 году на шасси БТР-50П были разработаны: серийный БТР-50П2 с зенитной установкой ЗТПУ-2 и опытный БТР-50П4 с зенитной установкой ЗТПУ-4.

В 1958 году был принят на вооружение бронетранспортер БТР-50ПК, а с 1959 года БТР-50ПК серийно выпускался на Волгоградском тракторном заводе. БТР-50ПК имел броневую крышу десантного отделения и был вооружен 7,62-мм пулеметом СГМБ.

БТР-50 под названием TOPAS OT-62C производился также с 1958 года в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве. В большой серии в 1962—1972. Также БТР-50П под названием Тип 66 (WZ-511) производился в КНР.

Первый советский гусеничный бронетранспортер представлял собой плавающую боевую машину с противопульным бронированием. Водоизмещающий корпус бронетранспортера изготавливался методом сварки из бронелистов толщиной от 4 до 10 мм. Боевая масса БТР-50 не превышала 14,2 тонны.

Отличительной особенностью боевой машины было расположение дизельного двигателя вдоль продольной оси корпуса. Для нового образца бронетехники советские конструкторы выбрали следующую компоновочную схему. В передней части БТР находилось отделение управления, в средней части – десантное отделение, в корме – моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж бронетранспортера состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Рабочее место командира находилось справа, мехвода – слева. Помимо этого, внутри корпуса в десантном отсеке могли разместиться 12 бойцов. Максимально БТР мог переправить через водную преграду до 20 человек личного состава или двух тонн различных военных грузов, например артиллерийское орудие вместе с расчетом. Версии бронетранспортера без крыши оснащались съемным тентом, который защищал десант от воздействия осадков.

Бронетранспортер БТР-50П

Ходовая часть, трансмиссия и силовая установка достались БТР-50П без изменений от танка ПТ-76. Сердцем боевой машины был дизельный двигатель В-6ПВГ, развивавший максимальную мощность 240 л.с. Этой мощности хватало, чтобы обеспечить гусеничной машине максимальную скорость хода до 45 км/ч при движении по шоссе и до 10,2 км/ч на плаву. Запас хода оценивался в 240-260 км (по шоссе).

Новый бронетранспортер, как и легкий танк ПТ-76, отличался высокими характеристиками подвижности и проходимости, обладал запасом плавучести, неплохой маневренностью и остойчивостью. Именно по этой причине новая техника поступала на вооружение не только мотострелковых подразделений, но и подразделений морской пехоты. Помимо водоемов, БТР-50 легко преодолевал препятствия в виде рвов и траншей шириной до 2,8 метра и вертикальных стенок высотой 1,1 метра.

В кормовой части машины на крыше моторно-трансмиссионного отделения конструкторы расположили откидные аппарели для погрузки артиллерийских орудий и минометов (БТР-50П мог перевезти 120-мм миномет, 57-мм, 76-мм или 85-мм артиллерийское орудие), а также полноприводных автомобилей ГАЗ-67 или ГАЗ-69. Для транспортировки вооружения БТР специально был оснащен погрузочным устройством, которое состояло. помимо откидных аппарелей, из мощной лебедки с тяговым усилием на уровне 1500 кгс.

Несмотря на то, что на прототипах во время испытаний был установлен крупнокалиберный пулемет ДШК, в серию бронетранспортеры пошли либо без штатного вооружения, либо со 7,62-мм пулеметом СГМБ, созданным на базе станкового пулемета СГ-43. Вторая попытка вооружить боевую машину крупнокалиберным оружием была предпринята уже в 1956 году. Опытный образец БТР-50ПА вооружили 14,5-мм пулеметом КПВТ, который, как и ранее ДШК, попробовали установить на турельной установке с бронеспинкой на люке командира БТР. Несмотря на старания конструкторов и эта версия БТР-50 с повышенной огневой мощью не дошла до стадии принятия на вооружение.

Технические характеристики БТР-50П

  • Боевая масса, т: 14,2;
  • Грузоподъемность, т: 2;
  • Экипаж, чел.: 2 + 20 десант;
  • Габаритные размеры, мм:   высота — 2030, длина — 7070, ширина – 3140, клиренс – 370;
  • Бронирование, мм:  лоб – 10, борт — 8-10, корма – 6;
  • Вооружение: один 7,62-мм пулемет ПКБ (боекомплект 1250 патронов);
  • Двигатель: В-6, 6-цилиндровый, 4-тактный, дизельный, жидкостного охлаждения, мощностью 240 л. с.;
  • Скорость, км/ч: по шоссе — 44,6; на плаву — 10,2;
  • Запас хода, км: по шоссе — 260, на плаву – 70;
  • Удельное давление на грунт, кг/кв. см: 0,5;
  • Преодолеваемые препятствия: подъем — 38°, угол входа с берега в воду — 30°, угол выхода из воды на берег — 25°, ширина рва — 2,8 м, высота стенки – 1,1 м

Вид сбоку

Модификации

  • БТР-50П (объект 750) – базовый серийный вариант. Нижняя и кормовая часть корпуса, ходовая часть, силовая установка и трансмиссия – идентичны танку ПТ-76. В передней части корпуса расположена открытая сверху бронерубка, в которой размещаются экипаж и десант. В отделении управления, кроме места механика-водителя, находятся место командира БТР и командирская башенка с тремя приборами наблюдения. Штатного вооружения нет.

БТР обеспечивает перевозку личного состава и вооружения в следующих вариантах:

  1. 20 человек десанта;
  2. одна 57-мм пушка СД-57, или 4-26, или ЗИС-2, одна 76-мм пушка ЗИС-3 или горная пушка М69 (2А2) с боекомплектом 20-25 выстрелов и 5 человек расчета;
  3. 85-мм пушки Д-44 или Д-48 и 2 человека расчета;
  4. автомобиль ГАЗ-69 и 7 человек десанта;
  5. три 82-мм безоткатных орудия 6-70, 24 выстрела к ним и 12 человек расчета;
  6. три 82-мм миномета, 120 мин к ним и 12 человек расчета;
  7. одно 107-мм безоткатное орудие Б-11 и 5 человек расчета;
  8. один 120-мм миномет, 32 мины и 6 человек расчета.

Возможна перевозка других грузов массой не более 2 т. Из любого типа орудий допускалось ведение огня в движении и на плаву. Для погрузки и выгрузки пушек, автомобиля и пр. БТР оборудован специальным погрузочным устройством, состоящим из направляющих балок, аппарелей и лебедки с приводом от двигателя. Боевая масса бронетранспортера 14,3 т.

  • БТР-50ПА (объект 750М. 1956 г.) – 14,5-мм пулемет КПВТ на турельной установке на погоне крыши командирской башенки. Боекомплект 800 патронов. Угол возвышения пулемета +85°, горизонтальный обстрел на 360°. Коллиматорный прицел ВК-4.
  • БТР-50ПК (объект 750ПК, 1958 г.) – бронированная крыша над десантным отделением с тремя люками для посадки и высадки десанта. Система ПАЗ, ночной прибор механика-водителя ТВН-2Б. Отсутствует лебедка и возможность перевозить пушки и автомобиль.
  • БТР-50ПН (объект 905, 1958 г.) – КШМ на базе БТР-50П с герметичным закрытым корпусом. Три радиостанции и зарядный агрегат.
  • БТР-50ПУ (объект 750К, 1958 г.) – КШМ на базе БТР-50П (с 1959 г.-на базе БТР-50ПК). Радиостанции Р-112, Р-113 и Р-105 и Р-105У, радиорелейная станция Р-403БМ (полукомплект), радиоприемник Р-311, полевой телефонный коммутатор П-193А на 10 номеров. Навигационная аппаратура: гидрокурсоуказатель КМ-2, курсопрокладчик КП-2М. Переносной зарядный бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30. Системы ПАЗ и ППО, ТДА и отопитель штабного отделения. В средней части штабного отделения установлен раздвижной стол для работы с картами. Вместимость КШМ – 9 чел.
  • БТР-50ПУМ – модернизированная КШМ на базе БТР-50ПУ.
  • БТР-50ПУМ1 (1972 г.) – модернизированная КШМ на базе БТР-50ПУ.

Боевое применение БТР-50П

Бронетранспортеры БТР-50П в начале 50-х годов поступали на вооружение мотострелковых батальонов гвардейских танковых полков. Совместно с танками ПТ-76, которыми комплектовались роты плавающих танков тех же полков, они предназначались для быстрого форсирования водных преград с хода или с короткой подготовкой в условиях неядерной войны.

Именно для этой цели в возимый ЗИП БТР-50П было включено такелажное оборудование, позволявшее ему перевозить на себе все тяжелое вооружение мотострелкового полка. С установленным на нем орудием калибра 57 – 85 мм БТР-50П превращался в легкую САУ, способную обеспечить огневую поддержку пехоте. У БТР-50ПК такой возможности не было. По западным данным, всего было изготовлено около 6500 БТР-50. Они состояли на вооружении мотострелковых частей танковых дивизий вплоть до замены их боевыми машинами пехоты БМП-1. Помимо КШМ шасси БТР-50 использовалось в качестве базового при создании машины технической помощи МТП и системы дистанционного разминирования УР-67. МТП имела закрытый корпус с более высокой, по сравнению с БТР-50ПК, крышей и служила подвижным средством технического обеспечения мотострелковых подразделений, имеющих на вооружении боевые машины пехоты БМП-1. УР-67 представляла собой обычный бронетранспортер БТР-50ПК, на крыше МТО которого размещалась ПУ с двумя направляющими. С нее могли запускаться неуправляемые реактивные снаряды со шнуровыми зарядами – при подрыве они расчищали проход в минных заграждениях, достаточный для движения техники. УР-67 состояли на вооружении инженерных войск.

Боевое применение

В конце 50-х годов лицензия на производство БТР-50П была продана Чехословакии. Готовя машину к серийному выпуску, чехословацкие конструкторы несколько модернизировали БТР: увеличили мощность двигателя, немного изменили корпус, главным образом, форму и количество посадочных люков. В 1962 году БТР был принят на вооружение Чехословацкой Народной армии под индексом ОТ-62. В Польше машина выпускалась по лицензии под названием TOPAS. Поляки вскоре ее модернизировали, установив башню собственной конструкции со спаренными пулеметами КПВТ и ПКТ, и она получила название TOPAS-2АР. “Топазы” состояли на вооружении 7-й дивизии береговой обороны Войска Польского. ОТ-62 и БТР-50 эксплуатировались, кроме того, в Национальной Народной армии ГДР и Болгарской Народной армии. Обе машины активно экспортировались. Они принимали участие в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, причем захваченные у египетских войск бронетранспортеры интенсивно использовались Армией обороны Израиля.

По состоянию на 1995 год БТР-50 разных модификаций и чехословацкие ОТ-62 имелись в армиях Албании, Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Египта, Израиля, Индии, Ирака, Ирана, КНДР, Конго, Ливии, Сирии, Словении, Судана, Финляндии, Хорватии, Югославии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хлоргексидин биглюконат инструкция по применению от прыщей
  • Лактобифадол для птиц инструкция по применению
  • Руководство по ремонту ремонт суппортов
  • Be quiet pure base 500dx инструкция
  • Холодильник indesit its 5200 w инструкция по применению