Будучи прилежным мальчиком алеша быстро научился читать под руководством деда

Обособленные члены предложения

Памятка

Обособление — выделение членов предложения по смыслу: в устной речи — интонацией, на письме — запятыми, реже — тире.

Обособляться могут второстепенные члены: определения, приложения, обстоятельства, дополнения, уточняющие члены предложения.

Приложение — вид определения, которое выражается существительным (с зависимым словом) и отвечает на вопросы: какой именно? что такое именно? кто такой именно?

Приложения является другим нименованием предмета и относится всегда к существительному. (Москва, столица древнерусского государства, была основана в 1147 году.)

Определения и приложения могут быть одиночными (состоящими из одного слова) и распространёнными (состоящими из нескольких слов), согласованными (стоящими в одном падеже с определяемым словом) и несогласованными (стоящими в разных падежах с определяемым словом).

Обособление определений и приложений

Обособляются (выделяются запятой)

Не обособляются (не выделяются запятыми)

1. Распространённые определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, стоящими после определяемого слова. (Видны были крыши домов, сверкающие на солнце. Возле домов росли кусты, похожие на нискорослые деревца.)

Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова.(Санкт — Петербург, столица Российской империи, был основан в 1703 году.)

1. Распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, не имеющие обстоятельственного значения (Видны были сверкающие на солнце крыши домов.

2. Любые определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, где бы они ни стояли. ( А он, мятежный, просит бури… Корабль, трёхмачтовый парусник, причалил к берегу.

2. Одиночные причастия (Видны были сверкающие крыши.)

3. Одиночные однородные определения, стоящие после определяемого слова (Мартовская ночь, тёмная, холодная, окутывала нас.

3. Причастные обороты, относящиеся к определительным, указательным, неопределённым местоимениям. (Всё опубликованное в газете было проверено.)

4. Распространённые определения, отделённые от определяемого существительного другими словами. (Вечно чуждый тени, моет жёлтый Нил раскалённые ступени.

5. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом и имеющие обстоятельственное (причинное или уступительное) значение. (Утомлённые дорогой, путники остановились на ночлег. (Почему остановились? Остановились, потому что утомились.)

Обособление приложений (частные случаи)

Обособляются

Не обособляются

1. Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова (Боец, мальчишка белокурый, тихонько трогает гармонь.)

1. Одиночные приложения, стоящие после нарицательных существительных пишутся через дефис (город- герой).

2. Любые приложения, относящиеся к личному местоимению. (Ему ли, карлику, тягаться с исполином?)

2.Приложения, относящиеся к имени собственному, но стоящие перед определяемым словом. ( Великий русский писатель А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.)

3. Приложения, относящиеся к имени собственному, стоящее после после определяемого слова. (А.С. Пушкин, великий русский поэт, родился 6 июня 1799 года в Москве.))

3. Приложения с союзом как в значении “в качестве” (Все знают Иванова как опытного врача.)

4. Приложения с союзом как в значении причинности (= так как, = будучи) Как уроженцу юга, Валерию этот климат не подходил. (Так как Валерий был уроженцем юга… Будучи уроженцем юга…)

5.Приложения, относящиеся к имени собственному, стоящие перед определяемым словом, имеющие обстоятельственное (причинное или уступительное) значение. (Упрямец во всём, Илья Матвеевич был упрямцем и в учении.)

Запомнить: обособленные приложения можно выделить тире, если они стоят в середине предложения и имеют пояснительное значение (Смотритель ночлежки — отставной солдат — шёл следом за хозяином.);

если приложение стоит в конце предложения и перед ними можно вставить слова а именно ( В дальнем углу светилось пятно — огонь в окне квартиры.)

Обособление обстоятельств

Обособляются

Не обособляются

1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты. (Улыбаясь, он поздоровался с нами. Бабушка, медленно покачиваясь, выходила на середину комнаты.

1. Наречия молча, стоя, сидя, нехотя (Читать лёжа вредно.)

2. Обороты с предлогами несмотря на, невзирая на (Несмотря на шторм, корабль вышел в море.)

2. Одиночные деепричастия в конце предложения (Берёзы стояли не шелохнувшись.)

3. Обороты с деепричастием будучи (Будучи студентом, он регулярно посещал лекции.)

3. Фразеологические оборот, в состав которых входят деепричастия (Трудиться не покладая рук. Работать спустя рукава.)

Запомнить: если одиночный союз И связывает однородные причастные или деепричастные обороты (они должны относиться к одному слову), то запятая перед союзом И, после союза И не ставится (Девушка, поющая романсы и аккомпанирующая себе на фортепьяно, выступала наа сцене. Тучи, быстро сгущаясь и закрывая солнце, проносились по небу. )

Если одиночный союз И связывает однородные сказуемые в предложении, в котором есть причастные или деепричастные обороты:

Если оборот стоит после союза И, запятая перед союзом И не ставится (Лошади стояли и, опустив голову, изредка вздрагивали.)

Если оборот стоит перед союзом И, запятая перед союзом И ставится (Лошади стояли, опустив голову, и изредка вздрагивали. )

Если обороты не являются однородными (относятся к разным словам), запятые ставятся и перед союзом И и после союза И ( Савельич стоял, глядя на Пугачёва, и , кланяясь ему, просил помиловать молодого барина.)

Обособление дополнений

Обособляются дополнения со значением исключения или включения с предлогами кроме, за исключением (Все, кроме отца, находились в комнате.)

Обособление уточняющих членов предложения

Обособляются уточняющие члены предложения — чаще обстоятельства места или времени, которые конкретизируют значение тех ЧП, к которым они относятся, и отвечают на вопросы: где именно? когда именно? ( Здесь, в селе Михайловское, Пушкин находился в ссылке.)

Зачёт по теме “Обособленные члены предложения”

I. Обособление определений.

Спишите в тетради, расставьте знаки препинания при обособленных определениях, подчеркните определения, укажите определяемые слова.

1) Слепит глаза морозный день рассыпавший скрипучие сугробы. 2) Машина долго кружила по улицам похожим на сады. 3) Разрезанный оврагом пустынный двор зарос бурьяном из конца в конец. 4) Зловещий вой пронзительный и громкий разрезал небо. 5) Заросшая просёлочная дорога жалась к реке. 6) Весенней негой утомлён я впал в невольное забвенье. 7)Дорога белела  освещённая месяцем. 8) Опытный и осторожный Усольцев отучил Андрея от пренебрежения к деталям. (Усольцев отучил почему?) 9) Всё написанное им от руки не сохранилось.

II. Обособление приложений.

Спишите в тетради, расставьте знаки препинания при обособленных приложениях (запятые или дефис — ошибки не будет), подчеркните приложения, укажите определяемые слова.

1) Старик  Зданевич  бывший преподаватель гимназии занимался французским языком с несколькими недорослями. 2) В городе Тарусе жил незадолго до смерти замечательный русский поэт Заболоцкий. 3)Мой брат Петя ученик восьмого класса принял участие в олимпиаде по математике. 4)Корабельный врач быстрый и строгий старик жил в нашем доме.  5) Какая — то зелень творение скучных дождей покрывала жидкой сеткой поля. 6) Николай Николаевич больше всего любил щеглов разноцветных и нарядных птиц. 7) Илюше как резвому мальчику хочется всё переделать самому. 8) Полученный ответ рассматривается как согласие.

III. Обособление обстоятельств и дополнений .

Спишите в тетради, расставьте знаки препинания при обособленных обстоятельствах и дополнениях, подчеркните обстоятельства и дополнения.

1) Обсудив все вопросы он поднялся со скамейки и заторопился к калитке. 2) Отец уходя не забыл закрыть за собой дверь. 3) Дед молча выслушал мать и вышел из комнаты. 4)Несмотря на плохую погоду дети вышли на улицу. 5) Будучи прилежным мальчиком Алёша быстро научился читать под руководством деда. 6) Бабушка возвращалась из церкви домой не торопясь. 7 ) Спешу к вам голову сломя. 8) Все кроме Цыганка находились в красильной мастерской. 9) За исключением тётки Натальи всё “неумное племя” собиралось на кухне.

IV. Пунктуация при причастных и деепричастных оборотах перед одиночным союзом и.

1) Прогудел пароход и шлёпая колёсами протащил гружёные баржи. 2) Дождь закапал освежая жаркий воздух и вскоре омыл пыльную землю. 3)Весь день носились тяжёлые облака закрывая солнце и затемняя небо. 4) Деревья обильно цветущие и благоухающие весенними ароматами привлекают пчёл и шмелей. 5) Владимир протиснулся вперёд отстранив кучера и поднявшись наверх оглядел усадьбу.

V. Обособление уточняющих членов предложения.

Спишите в тетради, расставьте знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения, подчеркните их.

1) В Болдино в центре усадьбы находится барский дом, в котором останавливался Пушкин. 2) Утром ровно в восемь часов открывается музей — усадьба А.С. Пушкина. 3) Именно здесь в Михайловском Пушкин провёл два года в ссылке. 4) Близ Михайловского у стен Святогорского монастыря и был похоронен А.С. Пушкин.

Зачёт по теме «Обособленные члены предложения «

Обособленные члены предложения

Памятка

Обособление

— выделение членов предложения по смыслу: в устной речи — интонацией, на письме — запятыми, реже — тире.

Обособляться могут второстепенные члены: определения, приложения, обстоятельства, дополнения, уточняющие члены предложения.

Приложение

— вид определения, которое выражается существительным (с зависимым словом) и отвечает на вопросы: какой именно? что такое именно? кто такой именно?

Приложения является другим нименованием предмета и относится всегда к существительному. (Москва, столица древнерусского государства, была основана в 1147 году.)

Определения и приложения могут быть одиночными (состоящими из одного слова) и распространёнными (состоящими из нескольких слов), согласованными (стоящими в одном падеже с определяемым словом) и несогласованными (стоящими в разных падежах с определяемым словом).

Обособление определений и приложений

Обособляются (выделяются запятой) Не обособляются (не выделяются запятыми)
1. Распространённые определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, стоящими после определяемого слова. (Видны были крыши домов, сверкающие на солнце.

Возле домов росли кусты
, похожие на нискорослые деревца.
)

Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова.(Санкт — Петербург, столица Российской империи,

был основан в 1703 году.)

1. Распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, не имеющие обстоятельственного значения (Видны были сверкающие на солнце

крыши домов.

2. Любые определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, где бы они ни стояли. ( А он, мятежный

, просит бури… Корабль, трёхмачтовый парусник, причалил к берегу.

2. Одиночные причастия (Видны были сверкающие

крыши.)

3. Одиночные однородные определения, стоящие после определяемого слова (Мартовская ночь, тёмная, холодная, о

кутывала нас.

3. Причастные обороты, относящиеся к определительным, указательным, неопределённым местоимениям. (Всё опубликованное в газете было проверено.)
4. Распространённые определения, отделённые от определяемого существительного другими словами. (Вечно чуждый тени

, моет жёлтый Нил раскалённые ступени.

5. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом и имеющие обстоятельственное (причинное или уступительное) значение. (Утомлённые дорогой,

путники остановились на ночлег. (Почему остановились? Остановились, потому что утомились.)

Обособление приложений (частные случаи)

Обособляются Не обособляются
1. Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова (Боец, мальчишка белокурый, тихонько трогает гармонь.) 1. Одиночные приложения, стоящие после нарицательных существительных пишутся через дефис (город- герой).
2. Любые приложения, относящиеся к личному местоимению. (Ему ли, карлику, тягаться с исполином?) 2.Приложения, относящиеся к имени собственному, но стоящие перед определяемым словом. ( Великий русский писатель

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.)

3. Приложения, относящиеся к имени собственному, стоящее после после определяемого слова. (А.С. Пушкин, великий русский поэт,

родился 6 июня 1799 года в Москве.))

3. Приложения с союзом как в значении “в качестве” (Все знают Иванова как опытного врача.)
4. Приложения с союзом как в значении причинности (= так как, = будучи) Как уроженцу юга,

Валерию этот климат не подходил. (Так как Валерий был уроженцем юга… Будучи уроженцем юга…)

5.Приложения, относящиеся к имени собственному, стоящие перед определяемым словом, имеющие обстоятельственное (причинное или уступительное) значение. (Упрямец во всём,

Илья Матвеевич был упрямцем и в учении.)

Запомнит

ь: обособленные приложения можно выделить тире, если они стоят в середине предложения и имеют пояснительное значение (Смотритель ночлежки —
отставной солдат
— шёл следом за хозяином.);

если приложение стоит в конце предложения и перед ними можно вставить слова а
именно
( В дальнем углу светилось пятно — о
гонь в окне квартиры.)
Обособление обстоятельств

Обособляются Не обособляются
1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты. (Улыбаясь

, он поздоровался с нами. Бабушка,
медленно покачиваясь
, выходила на середину комнаты.

1. Наречия молча, стоя, сидя, нехотя (Читать лёжа

вредно.)

2. Обороты с предлогами несмотря на, невзирая на (Несмотря на шторм

, корабль вышел в море.)

2. Одиночные деепричастия в конце предложения (Берёзы стояли не шелохнувшись.)
3. Обороты с деепричастием будучи (Будучи студентом,

он регулярно посещал лекции.)

3. Фразеологические оборот, в состав которых входят деепричастия (Трудиться не покладая рук

. Работать
спустя рукава.)

Запомнить

: если одиночный
союз И
связывает однородные причастные или деепричастные обороты (они должны относиться к одному слову), то запятая
перед союзом И, после союза И не ставится(
Девушка,
поющая романсыиаккомпанирующая себе на фортепьяно,
выступала наа сцене. Тучи,
быстро сгущаясьизакрывая солнце
, проносились по небу. )

Если одиночный союз И связывает однородные сказуемые в предложении, в котором есть причастные или деепричастные обороты:

Если оборот стоит после союза И,
запятая перед союзом И не ставится
(Лошади
стоялии,
опустив голову, изредка
вздрагивали.)
Если оборот стоит перед союзом И, запятая перед союзом И ставится (

Лошади
стояли,
опустив голову,
и
изредка
вздрагивали.
)

Если обороты не являются однородными (относятся к разным словам), запятые ставятся и перед союзом И и после союза И (

Савельич стоял, глядя на Пугачёва, и , кланяясь ему, просил помиловать молодого барина.)

Обособление дополнений

Обособляются

дополнения со значением исключения или включения с предлогами кроме, за исключением (Все
, кроме отц
а, находились в комнате.)

Обособление уточняющих членов предложения

Обособляются

уточняющие члены предложения — чаще обстоятельства места или времени, которые конкретизируют значение тех ЧП, к которым они относятся, и отвечают на вопросы: где именно? когда именно? ( Здесь,
в селе Михайловское
, Пушкин находился в ссылке.)

Зачёт по теме “Обособленные члены предложения”

I. Обособление определений.

Спишите в тетради, расставьте знаки препинания при обособленных определениях, подчеркните определения, укажите определяемые слова.

1) Слепит глаза морозный день рассыпавший скрипучие сугробы. 2) Машина долго кружила по улицам похожим на сады. 3) Разрезанный оврагом пустынный двор зарос бурьяном из конца в конец. 4) Зловещий вой пронзительный и громкий разрезал небо. 5) Заросшая просёлочная дорога жалась к реке. 6) Весенней негой утомлён я впал в невольное забвенье. 7)Дорога белела освещённая месяцем. 8) Опытный и осторожный Усольцев отучил Андрея от пренебрежения к деталям. (Усольцев отучил почему?) 9) Всё написанное им от руки не сохранилось.

II. Обособление приложений.

Спишите в тетради, расставьте знаки препинания при обособленных приложениях (запятые или дефис — ошибки не будет), подчеркните приложения, укажите определяемые слова.

1) Старик Зданевич бывший преподаватель гимназии занимался французским языком с несколькими недорослями. 2) В городе Тарусе жил незадолго до смерти замечательный русский поэт Заболоцкий. 3)Мой брат Петя ученик восьмого класса принял участие в олимпиаде по математике. 4)Корабельный врач быстрый и строгий старик жил в нашем доме. 5) Какая — то зелень творение скучных дождей покрывала жидкой сеткой поля. 6) Николай Николаевич больше всего любил щеглов разноцветных и нарядных птиц. 7) Илюше как резвому мальчику хочется всё переделать самому. 8) Полученный ответ рассматривается как согласие.

III. Обособление обстоятельств и дополнений .

Спишите в тетради, расставьте знаки препинания при обособленных обстоятельствах и дополнениях, подчеркните обстоятельства и дополнения.

1) Обсудив все вопросы он поднялся со скамейки и заторопился к калитке. 2) Отец уходя не забыл закрыть за собой дверь. 3) Дед молча выслушал мать и вышел из комнаты. 4)Несмотря на плохую погоду дети вышли на улицу. 5) Будучи прилежным мальчиком Алёша быстро научился читать под руководством деда. 6) Бабушка возвращалась из церкви домой не торопясь. 7 ) Спешу к вам голову сломя. 8) Все кроме Цыганка находились в красильной мастерской. 9) За исключением тётки Натальи всё “неумное племя” собиралось на кухне.

IV. Пунктуация при причастных и деепричастных оборотах перед одиночным
союзом и.
1)

Прогудел пароход и шлёпая колёсами протащил гружёные баржи. 2) Дождь закапал освежая жаркий воздух и вскоре омыл пыльную землю. 3)Весь день носились тяжёлые облака закрывая солнце и затемняя небо. 4) Деревья обильно цветущие и благоухающие весенними ароматами привлекают пчёл и шмелей. 5) Владимир протиснулся вперёд отстранив кучера и поднявшись наверх оглядел усадьбу.

V. Обособление уточняющих членов предложения.

Спишите в тетради, расставьте знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения, подчеркните их.

1) В Болдино в центре усадьбы находится барский дом, в котором останавливался Пушкин. 2) Утром ровно в восемь часов открывается музей — усадьба А.С. Пушкина. 3) Именно здесь в Михайловском Пушкин провёл два года в ссылке. 4) Близ Михайловского у стен Святогорского монастыря и был похоронен А.С. Пушкин.

Скачать материал

так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по русскому языку 8 класс

Уроки № 87-88. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

04.11.2011 27760 2419

Уроки № 87-88. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель:

проверка знаний, умений и навыков учащихся. Весь класс делится на три группы.

I. Проверка усвоения условий обособления второстепенных чле­нов предложения.

На доске записаны предложения:

1.
Писатель пользуется общепринятыми словами, но, мастер своего дела, он умеет поставить слово в ряду других, чтобы звучало неожиданно, веско, ново.
2.
А. Грин создал мир счастья, полета, упоения, задумчивости и многого другого, всегда яркого и глубокого, всегда необыкновенно благо­родного, крылатого.
3.
Поколение за поколением воспитывалось на сказках Андерсена, радуясь, негодуя, сочувствуя.
4.
Книги Антуана де Сент-Экзюпери, поэта, мыслителя и пилота, написаны с безмерной любовью к жизни, с чувством великой ответствен­ности перед людьми.
5.
Взыскательный художник, Крылов кропотливо работал над каж­дой строкой.
6.
Н. В. Гоголь, вдохновенный мастер поэтического слова, создал произведения, покоряющие читателя правдивостью своих образов.
Представители 3 групп (по одному ученику), используя записанные на доске предложения, дают монологический связный ответ об условиях обособления второстепенных членов. Учащиеся других групп выступают оппонентами, дают рецензию и оценку их работы.

II. Графический диктант.

Выполняется всеми учащимися на листочках. Работа может быть проверена тут же ассистентами учителя.

1.
Труд, лучшее лекарство от многих недугов, делает человека здо­ровым, сильным и красивым.
2.
Слава, добытая в бою и заработанная в труде, не гаснет, не ржавеет, не забывается.
3.
Народ, несмотря на трудную жизнь, стремился к красоте, выли­вал избыток творческих сил в плетение кружев, вышивки, в расцветку со­лонки, ковша или блюда.
4.
В тёмной дали ничего не было, кроме сверкающих огней.
5.
Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое.
6.
Он быстро оглянулся вокруг и, робко моргая, вскочил с земли.
III. Проверка пунктуационного навыка.

I группа

Задание:

вставить пропущенные знаки препинания, графически объяснить их.

Летчик А. Мересьев попал в «клещи». Его расстрелявшего все боеприпасы фактически безоружного обступили четыре немецких самолета и не давая ему ни вывернуться ни уклониться с курса повели на свой аэродром.

Четыре «мессершмитта» выйдя из боя обложили Алексея с боков зажали сверху и снизу диктуя ему путь пулевыми трассами отчётливо видными в голубом и прозрачном воздухе. Когда лес как зверь прыгнул на него Мересьев включил зажи­гание. Падая самолет задел верхушки сосен. Сломав несколько деревьев машина развалилась на части но мгновением прежде Алексея вырвало из сидения и подбро­сило в воздух и упав на широкоплечую вековую ветвь ели он соскользнул по ветвям в глубокий сугроб наметённый ветром у подножья.

По Б. Полевому

II группа

Задание

то же (см. первую группу).

24 января в 4 часа 30 минут пополудни у Комендантской дачи расположен­ной на Чёрной речке остановились почти одновременно двое саней. Данзас секун­дант Пушкина и д’ Арширак секундант Дантеса отправились отыскивать удобное место найденное в метрах полутораста от дачи.

Крупный и густой кустарник окружавший здесь площадку мог скрывать от глаз оставленных на дороге извозчиков что здесь происходило. Избрав это место секунданты утоптали снег ногами на пространстве нужном для поединка и позвали противников.

Данзас махнувший шляпой подал сигнал и противники стали сходиться.Ill группа

Глубокий овраг с родниковым ручьём закрыт от солнца тенистыми вязами. Вдоль оврага к реке бежит крутая и широкая размытая трактором тропка. Овраг с разбегу выскакивает на песчаный берег скрипучие вязы резко останавливаются подавшись назад но ручья удержать не могут — хрустальной струёй он вливается в реку собирая на песчаной отмели шаловливых рыбешек безобидно маленьких и ни на что не гожих.

А река быстрая светлая с песчаным насквозь видным дном и тёплой водой бежит неровно извилисто огибая главную достопримечательность деревни — старый

гай.

Судя по деревьям (ветеранам) посадили гай сто лет назад

По И. Шевцову

IV. Проверка умения видеть роль обособленных членов предложения в художественных текстах.

Учащиеся читают тексты, подобранные дома, указывая на роль обо­собленных второстепенных членов в речи. (Работа может быть выполнена индивидуально или представителями групп.)

V. Тест «Пунктуация в простом предложении». Задание:

найдите соответствия (буквы цифре), расставьте знаки препинания.

I вариант

/. Во всех этих людях несмотря на их внешнее различие Самгин по­чувствовал нечто единое.

2.
Отец чёрный от пыли с налитыми кровью глазами приехал толь­ко к вечеру.
3.
На маленьком озере оно называлась Лариным прудом всегда пла­вало много ряски.
4.
Русские литераторы за исключением всеведавшего Пушкина не обратили внимания на фольклор.
5.
Привлечённые светом бабочки прилетели и кружились около фо­наря.
6.
Тебе мой товарищ я отдаю стиха своего угловатую нежность
(А. Сурков).

7. Будем работать засучив рукава.

А — предложение с обособленным определением, стоящим после оп­ределяемого существительного.

Б — предложение осложнено вводной конструкцией. В — предложение с обособленным обстоятельством. Г — предложение с обособленным дополнением. Д — предложение с обращением.

Е — простое неосложненное предложение.

Ж- предложение с обособленным определением, имеющим допол­нительное причинное значение.

В результате учащиеся должны выдать следующую запись: IB; 2A; ЗБ; 4Г; 5Ж; 6Д; 7Е.

II вариант

/. В книгах В. К. Арсеньева помимо ярких художественных зарисо­вок имеется и большой ценный материал о жизни в Уссурийском крае.

2.
Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его.
3.
Бедный гость с оборванной полою и до крови оцарапанный скоро отыскал безопасный угол
(А. С. Пушкин).

4.
Я видел вас холмы и нивы
(А. С. Пушкин).

5.
Утомленный дневным переходом Семенов заснул скоро
(В. Коро­ленко).

6.
Он протянул мне руку я не могла не дать ему своей и вышел мед­ленными шагами.
7.
Мальчишка бежал сломя голову.
Буквенные обозначения те же, что и в I варианте. В результате полу­чается: 1 Г; 2В; ЗА; 4Д; 5Ж; 6Б; 7Е.

VI. Творческая работа.

Составьте несколько предложений к одному из фотоэтюдов («Ап­рель», «Лесной ручей», «Закат над морем»).

VII. В заключение представители трех групп отвечают

на
вопрос: Что общего между обособленными членами и чем они разли­чаются?
VIII. Задание на дом:

подготовиться к контрольному диктанту.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

КОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

Разработан
учителем русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 58
ст. Варениковской

Краснодарского
края

Максименко
Е.В.

Тема: Урок-
зачёт по теме «Обособленные члены предложения».

Тип урока:
комбинированный.

Цели урока:

Образовательные:
отработка умений и знаний по теме; совершенствование речевой деятельности
учащихся; контроль знаний теоретического материала, в т.ч. умения расставлять
знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Развивающие:
развитие умения сравнивать, анализировать свои ошибки, формирование навыков
самостоятельной работы, сочетание этого вида работы с работой в парах и в
группах.

Воспитательные:  формирование коммуникативных качеств и высокого
уровня мотивации; формирование умения использовать обособленные члены и
конструкции в связной речи, строить грамотные высказывания, доказывать свое
мнение.

Задачи урока: закрепить изученный материал, выявить и заполнить
пробелы, проверить уровень подготовки по теме.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Приветствие, положительный настрой на
работу.

2.Объявление темы урока и знакомство обучающихся
с его целями и задачами.

II. Практическое решение задач.

Проверочное испытание состоит из 2
этапов.

1 этап. Зачёт.

Перед учениками разложены билеты,
содержащие 1 теоретический вопрос по теме и одно практическое задание
(приложение 1). Каждый ученик тянет билет и самостоятельно в течение 5 минут
готовится к ответу. Все ученики отвечают по билетам. Остальные, в случае затруднения,
помогают с ответом.

Цели этапа: выяснить уровень знаний по
теме, выявить пробелы в знаниях.

Итог 1 этапа: каждый ответивший ученик
получает зачет/незачет по теории (т.е. минус или плюс балл к итоговой оценке).

2 этап. Практическое
задание.

Все ученики получают индивидуальные
карточки с тестом, включающим 5 заданий по теме (приложение 2). Обучающиеся
самостоятельно решают тест на карточках и сдают учителю.

Цели этапа: проверить умение учащихся
применять теоретические знания на практике (умение расставлять знаки препинания
в предложениях с обособленными членами, отличать обособленные члены).

Итог 2 этапа: учащиеся обмениваются
работами, вместе с учителем проверяют друг у друга тестовые задания; после
проверки работ выставляется оценка, причем учитываются результаты предыдущего
этапа — зачета.

Система оценки:
Тест.

Задание 1: 3 балла за правильное
расставление запятых + 3 балла за верное установление соответствия;

Задания 2-5: по 1 баллу за правильный
ответ.

Всего: 10 баллов.

Перевод баллов в оценки: 8-10 баллов – «5»;

                                            
7-9 баллов – «4»;

                                             4-6
баллов – «3»;

                                              0-5
баллов – «2».

К полученной оценке добавляется 1 балл за
зачёт, либо снимается 1 балл за незачёт.

III. Подведение итогов урока и рефлексия.

1. Выставление оценок (самооценка и
взаимооценка).

2. Обсуждение ошибок и выяснение того, выполнены
ли цели и задачи урока.

IV. Домашнее задание.

Учащиеся обмениваются своими билетами,
которые должны проработать дома письменно. Дополнительно выполнить работу над
ошибками по тесту.

БИЛЕТ
№ 1.

1.      Что
такое обособление? Как оно выглядит в устной и письменной речи?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Андрей
спокойный и серьезный внимательно читал задание.

БИЛЕТ
№ 2.

1.      Чем
может быть выражено обособленное согласованное определение?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Его
мать женщина лет сорока скромно стояла за дверью.

БИЛЕТ
№ 3.

1.      Что
такое обособленное приложение? И чем оно выражено?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Переваливаясь
с бока на бок грузный человек медленно ковылял по улице.

БИЛЕТ
№ 4.

1.      Чем
может быть выражено обособленное обстоятельство?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Именно
здесь в Михайловском Пушкин провел два года в ссылке.

БИЛЕТ
№ 5.

1.      Что
собой представляют уточняющие члены предложения?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Обильно
цветущие и благоухающие ароматами цветов деревья привлекают пчел.

БИЛЕТ
№ 6.

1.      В какой позиции чаще всего обособляются определения и
приложения?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Все
кроме Сашки находились в школьной мастерской.

1.      В каких случаях определение, стоящее перед определяемым словом,
будет обосабливаться?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Утомленный
долгой дорогой я впал в тяжелую и сладкую дремоту.

БИЛЕТ
№ 8.

1.   
Почему не обособляются при
одиночном употреблении слова стоя, лёжа, сидя, молча, нехотя, шутя и
другие
?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Несмотря
на шторм корабль вышел в море.

БИЛЕТ
№ 9.

1.   
Как обособляется
несогласованное определение, если оно выражено неопределенной формой глагола,
перед которой можно вставить «а именно»?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Я
шел к вам с одним желанием сделать добро!

БИЛЕТ
№ 10.

1.      Как обособляются фразеологизмы спустя рукава, сломя
голову, несолоно хлебавши и другие
?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Николай
Иванович больше всего любил щеглов ярких и разноцветных птиц.

БИЛЕТ
№ 11.

1.      Как обособляются обстоятельства, выраженные сравнительным
оборотом?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

В
Болдино в центре усадьбы находится дом, в котором останавливался Пушкин.

БИЛЕТ
№ 12.

1.      В каких случаях обстоятельство не обособляется?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Евгения
Петровна в платке и красном пальто быстро вошла в комнату.

БИЛЕТ
№ 13.

1.      При каких условиях обособляются обстоятельства, выраженные
существительным с предлогом?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Он
стоял на ветру и улыбаясь махал мне рукой.

БИЛЕТ
№ 14.

1.      Назовите предлоги, с которыми обычно обособляются дополнения.

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Илюше
как резвому мальчику хочется все переделать самому.

БИЛЕТ
№ 15.

1.      Какими знаками препинания могут обособляться второстепенные
обособляемые члены?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Наивный
и доверчивый он верил самым невероятным историям.

БИЛЕТ
№ 16.

1.      Какими членами могут быть в предложении обособленные члены?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Упрямец
во всем Илья Матвеевич оставался упрямцем в учении.

БИЛЕТ
№ 17.

1.      В каком случае приложение не обособляется?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Она
словно белая лебедь плавно взмахнула руками.

БИЛЕТ
№ 18.

1.      Что влияет на обособление определений?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Наивный
и доверчивый он верил самым невероятным историям.

1.      В каком случае приложение с союзом «как» не обособляется?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Нас
врачей поражает это поистине безграничное терпение.

БИЛЕТ
№ 20.

1.      В каком порядке в предложении должны стоять уточняемое слово и
уточняющий член?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Перед
нами была настоящая деревня с покосившимися крышами кричащими петухами
полуразвалившимися заборами.

БИЛЕТ
№ 21.

1.      Что такое определяемое слово? Чем оно может быть выражено?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Жена
его по происхождению татарка готовила изумительный плов.

БИЛЕТ
№ 22.

1.      При каком обязательном условии обособляется уточняющий член?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

На
выставке открывшейся вчера в Москве представлено немало прекрасных картин.

БИЛЕТ
№ 23.

1.      Какие сложности возникают при обособлении определений,
выраженных причастием и прилагательным?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Будучи
прилежным мальчиком Алёша быстро научился читать.

БИЛЕТ
№ 24.

1.      Что такое уточняемое слово? Каким членом оно может быть?

2.      Прочитайте
предложение со знаками препинания. Назовите, какой член в нем обособлен.

Вопреки
предсказаниям синоптиков погода быстро наладилась.

Тест
по теме «Обособленные члены предложения»

Задание 1. Сопоставьте
предложения и подходящие характеристики обособленных членов. Расставьте
пропущенные знаки препинания.

1. Я ехал на
почтовых а он по причине тяжёлой поклажи не мог за мной следовать.

2.  Андрей не
обращал внимания на лю­дей не желавших уступить ему дорогу.

3. Я удивляюсь что
он с его умом и талантом не понимает этого.

4. Там за горами
спрятан сказочный город.

5. Федора Ивановича как человека известного часто
узнавали на улицах.

А) обособленное
приложение;  Б) обособленное согласованное определение;

В) обособленное
несогласованное определение;     г) обособленное уточнение;

Д) обособленное
обстоятельство.

Ответ:
______________________________________________________________________

Задание 2. Найдите
предложение с обособленным согласованным определением:

А) Рабочие согласно четкому расписанию
выполняют установленный план.

Б) Люба прекрасная спутница моего друга
была юна и хороша собой.

В)  За окном шел снег колючий и мелкий.

Г)  Делегация с серьезными и
сосредоточенными лицами входила в переговорный зал.

Задание 3.
Найдите предложение с обособленным уточнением:

А) Вся семья Вали за исключением самой
девочки отправилась в лес за грибами.

Б) В нашей школе во вторник пройдет
соревнование по футболу.

В) Она прошла мимо делая вид что не
заметила меня.

Г) Озеро блестело на солнце как серебряная
тарелка.

Задание 4.
Найдите предложение с обособленным обстоятельством:

А) Привлеченные светом бабочки пролетали и
кружились около фонарей.

Б) Скупой теряет все желая все достать.

В) Сегодня в час дня привезут долгожданный
подарок.

Г) Жгучее солнце в небе висит как паук в
паутине.

Задание 5.
Закончите предложение, добавив уточняющий член:

В усадьбе, _ _ _, был разбит огромный
цветник.

А) в прошлом месяце;                Б) в
центре двора;          В) в Белово.

Ответы на тест:

Задание 1.

Я ехал на почтовых,
а он, по причине тяжелой поклажи, не мог за мной следовать.

Андрей не обращал
внимания на людей, не желавших уступить ему дорогу.

Я удивляюсь, что
он, с его умом и талантом, не понимает этого.

Там, за горами,
спрятан сказочный город.

Федора Ивановича,
как человека известного, часто узнавали на улицах.

1Д; 2Б; 3В; 4Г; 5А.

Задание 2. В.

Задание 3. А.

Задание 4. Б.

Задание 5. Б.

Горький «Детство»

Как дед обучал Алёшу грамоте. Почему он так радовался успехам внука.

  1. Глядя на своего внука, он вспомнил себя в молодости. Конечно ему был важен каждый шаг ребенка в том или инном направлении. Алёша быстро все схватывал что-бы не огорчать дедушку, да и ему нравилось учится

    • Комментировать
    • Жалоба
    • Ссылка

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Горький «Детство» Как дед обучал Алёшу грамоте. Почему он так радовался успехам внука. …» по предмету 📙 Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Новые вопросы по литературе

Главная » Литература » Горький «Детство» Как дед обучал Алёшу грамоте. Почему он так радовался успехам внука.

Горький «Детство»

Как дед обучал Алёшу грамоте. Почему он так радовался успехам внука.

Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Горький «Детство» Как дед обучал Алёшу грамоте. Почему он так радовался успехам внука. …» по предмету 📘 Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.

Смотреть другие ответы

Главная » Литература » Горький «Детство» Как дед обучал Алёшу грамоте. Почему он так радовался успехам внука.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как сделать камин своими руками пошаговая инструкция из фанеры
  • Кровать в бытовку своими руками пошаговая инструкция
  • Национальное руководство по абдоминальной хирургии купить
  • Нимесил инструкция по применению порошок аналог
  • Нимесил инструкция по применению порошок аналог