После смены власти в Мордовии в ноябре 2020 года общественность как-то быстро забыла о Владимире Волкове. Республику то и дело сострясают громкие коррупционные скандалы с участием некогда влиятельных фигур, включая Алексея Меркушкина, Вячеслава Брыкова, Алексея Гришина, Владимира Мазова, но бури и невзгоды пока обходят человека, правившего республикой целых 8 лет с мая 2012 года. Куда она запропастился?
По предварительным данным, требующим отдельной проверки, Владимир Дмитриевич, которому 7 сентября исполнится 68 лет, не покидал родную Мордовию, предпочитая находиться в уютном доме близ краснослободского села Старая Авгура. Именно там вроде как здравствует его резиденция. Впервые широкие массы узнали о ее существовании во время одного из визитов в Мордовию французского актера и балагура Жерара Депардье. Тогда в местных СМИ появились снимки звезды, отдыхавшей на берегу прекрасного водоема с удочкой в руках. Какую рыбу ловил в мутной водице Депардье — не уточнялось. Но верится, что не только карасей. Многие обитатели Краснослободского района опознали место, как Старую Авгуру. Известно, что во время правления Волкова туда провели асфальтированную дорогу. Кому юридически принадлежит комплекс, пока неизвестно. Так же в туманном небытии и вопрос законности его постройки.
При этом злые языки распространяют сведения о том, что сыновья Волкова активно внедрились в ресторанный бизнес в Москве, инвестировав в него сотни миллионов рублей. И вроде как до спецоперации Росси на Украине братья планировали покорить Лондон. Но затем были вынуждены внести в амбициозные планы коррективы. Еще ходят слухи, что у правоохранителей давно уже накопились вопросы к Владимиру Волкову, но пока, мол, не пробил час для очередных разоблачений. «Всему свое время, товарищи! — заявил в беседе с корр. «С» сотрудник одной из силовых структур, пожелавший остаться неизвестным. — Будут и Волковы сыты, и овцы — в плове…»
В начале 1995 года к власти в Мордовии пришел Николай Меркушкин, положив конец разрухе и политическим баталиямrnrn
24 января исполнилось 20 лет, как на первой сессии новобразованного мордовского парламента – Государственного Собрания РМ, его председателем был избран Николай Меркушкин. Фактически с этого момента начинается тот период, который уже вошел в новейшую историю Мордовии под названием «Эпоха Меркушкина». Взяв бразды правления, он превратил отсталый и депрессивный регион в один из самых передовых и инновационных в стране, привел Мордовию к Чемпионату мира по футболу, а Саранск – к званию самого благоустроенного города страны! Не случайно Президент России Владимир Путин доверил Меркушкину Самарскую область, которая сейчас тоже переживает второе рождение…
Сегодня мы вспомним о том, как 20 лет назад начинал талантливый государственный деятель. В прошлое мы попросили «окунуться» известного публициста и политолога, заместителя Руководителя регионального исполкома Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергея Чернавина.
…В октябре 1990 года Николай Меркушкин был избран вторым секретарем Мордовского рескома КПСС – главного на тот момент руководящего органа в республике. Но вторым человеком в партийных структурах Мордовии он пробыл всего несколько месяцев. В августе 1991 года, после путча ГКЧП, когда компартия была разогнана, «Белый дом» в Саранске опечатали местные активисты движения «Демократическая Россия». В один момент партийные руководители региона оказались на улице и долгое время не могли забрать из кабинетов даже личные вещи. Это был период, когда Белый дом охраняли парни в кожаных куртках, с оружием за пазухой, не имевшие никакого отношения к правоохранительным органам …
После победы Б.Н.Ельцина летом 1991 года на выборах Президента России (в Мордовии за него проголосовало 61% избирателей при 83% явке), ставка федерального центра была сделана на создание аналогичных институтов в национальных автономиях. Проводимая в стране политика «парада суверенитетов» требовала этого. Идея была полностью поддержана Председателем Верховного Совета Мордовии Николаем Бирюковым, который рассчитывал на безоговорочную собственную победу. Но ситуация сложилась совсем по-другому…
В октябре 1991 года Верховный Совет принял решение о назначении выборов Президента Мордовской Советской Социалистической Республики (такое название регион-13 носил в тот период). Причем само население вообще не понимало, зачем это нужно. Никто не собирался не только проводить общенародный референдум по этому поводу, но и просто разъяснять людям, что такое президентское правление и зачем оно им в отдельно взятой территории страны. Не удивительно, что наиболее политически продвинутые силы – преимущественно сконцентрированные на тот момент в депутатской среде Саранска, призывали избирателей бойкотировать выборы Президента Мордовии. Но региональная власть, в лице Верховного Совета, сделала все, чтобы они состоялись. Что и случилось в декабре. В первом туре в них приняло участие 58% населения. Причем 18% проголосовало «против всех»!
В борьбе за президентский пост выдвинулись восемь кандидатов (каждый соискатель поста Президента шел в паре с кондидатом в Вице-президенты). По итогам первого тура (14 декабря 1991 года) Меркушкин получил лишь пятый результат! А финалистами стали Николай Бирюков и здешний лидер «Демократической России» (политдвижения, приведшего к власти Ельцина) Василий Гуслянников. Во втором туре (21 декабря) за Николая Бирюкова проголосовали 36%, а за демократа Василия Гуслянникова — 56% избирателей. Он и стал первым и, как в дальнейшем распорядилась судьба, единственным Президентом Мордовии. Но вошел в историю не только благодаря этому…
«Я с надеждой смотрю в будущее и надеюсь, что нам совместными усилиями удастся уже в 1992 году стабилизировать социально-экономическое положение в республике, наполнить потребительский рынок товарами повседневного спроса, превратить «борьбу за существование» в нормальную жизнь». Эти слова взяты из инаугурационной речи В.Д.Гуслянникова, произнесенной 26 декабря 1991 года.
Надеждам первого Президента Мордовии не суждено было сбыться. Причин тому множество, как объективных, так и субъективных. К числу объективных можно отнести доставшееся ему «тяжелое» наследство и начало реформ в России, которые проводились в форме гайдаровской «шоковой терапии». В Мордовии «эпоха перемен» усугублялась постоянными схватками между политическими группировками за посты, за место под солнцем. После ухода из власти в 1990 году Анатолия Березина (более 20 лет державшего в руках вожжи управления МАССР) никто из его многочисленных «наследников» всерьез и предметно экономикой не занимался. В результате галопирующая инфляция и обвальный рост цен вызвали обвал уровня жизни населения.
В 1992 году цены в регионе на продукты питания и все остальное стали взрастать, как на дрожжах. Только в июне — июле на хлеб они выросли в среднем в 2,5 раза, на молоко — в 1,5 раза. И это – после 35-40 лет стабильности!
В Мордовии, первой среди российских регионов, начались задолженности с выдачей зарплаты работникам бюджетной сферы. Через первые полгода правления Гуслянникова из-за невиданных долгов (1,7 млрд. рублей — в ценах 1992 года) угроза отключения эл. энергии в республике стала реальной, сокращались поставки природного газа. К тому же основные фонды отраслей экономики безнадежно устаревали. Завязанная на нужды военно-промышленного комплекса СССР производства, лишились заказов из-за развала Союза и этого самого комплекса, рушились хозяйственные связи, потребительский рынок, только, только нарождавшийся, нечем было заполнить.
Что кардинально могло изменить в этой ситуации правительство Гуслянникова всего за год работы? Ведь оно от формирования (март 1992 года) до разгона (апрель 1993 года) продержалось от силы 13 месяцев в условиях жесточайшей борьбы с оппонентами и огульного очернительства.
К субъективным причинам можно отнести кадровые и тактические ошибки первого Президента Мордовии. Назначения на посты руководителей ряда министерств и ведомств откровенно случайных «товарищей», а также прямо-таки сомнительных личностей в качестве президентских представителей в районах подогрели градус общественного возмущения.
Одним из первых оппонентов Президента стало национальное культурно-просветительское общество «Масторава», члены которого требовали назначения лиц мордовской национальности на посты министров образования, культуры, печати и информации и целого ряда других. Формальным поводом послужили опрометчивые заявления в прессе «демократического» министра образования, показывающие его полную некомпетентность в вопросах национальной политики. За спиной «Масторавы» стояли проигравшие президентские выборы «бирюковцы». С их подачи руководство общества развернуло активную антиправительственную кампанию, используя для этого не только выступления в средствах массовой информации, но и ранее неизвестное в политической практике Мордовии оружие — политическую забастовку студентов. Всякий промах Президента, всякий конфликт раздувался и обыгрывался его многочисленными противниками.
Больше всего молодой Президент проигрывал Верховному Совету в аппаратных играх и в «подковерной» борьбе. В критических ситуациях он уповал на законы, на Конституцию Мордовии, забывая о том, что в тот период практически на каждой сессии Верховного Совета депутаты кроили и перекраивали Конституцию, подгоняя ее под сиюминутные интересы.
Было много откровенных промахов, дилетантства и в экономике. Рассказывали, например, как на одном из совещаний правительства всерьез обсуждалось как основной выход из продовольственного кризиса… увеличение посевов манки!.. Своим непрофессионализмом, откровенной неготовностью нести бремя власти команда Гуслянникова полностью себя дискредитировала. К весне 1993 года властный кризис в Мордовии достиг высшей точки. На 14-й сессии Верховного Совета в результате тайного голосования, при полном равнодушии населения, депутаты упразднили институт президентства в Мордовии.
Владимир Волков, с 5 октября 1995 года – Председатель Правительства РМ, а ныне – Глава Республики Мордовия так вспоминал о том времени:
«Двадцать шесть депутатов, в том числе и Николай Иванович, и я, тогда воздержались от голосования по поводу отставки Гуслянникова. Но решение состоялось. Хотя можно было идти совсем иным путем. В апреле 1993 года Ельцин проводил референдум о новой Конституции РФ. Мы могли бы настоять на включении вопроса о доверии нашему Президенту. Совершенно очевидно, что Гуслянников проиграл бы этот опрос, потому что население быстро разочаровалось в демократах. Но вместо этого «пробирюковский» Верховный Совет предпочел разрушить исполнительную власть Мордовии. В результате этой вероломной политики федеральные бюджетные деньги за 1993 год поступили к нам с великим трудом — только в самом конце года, в декабре. И то не в полном объеме. Я совершенно ответственно заявляю: институт президентства в Мордовии был упразднен незаконно! Следствием этого стал экономический обвал в 1994 году. Уже в феврале мы стали первыми в стране по размерам долга по выплатам зарплат… А по уровню экономического спада хуже ситуация обстояла только в Чечне, где к тому моменту велись военные действия».
О «схватках номенклатурных кланов в Мордовии» писали даже федеральные «Известия»: «Бирюков и его окружение, претендующие сегодня на абсолютную власть в республике, действуют напористо и бесцеремонно. В то же время жизнь абсолютного большинства граждан Мордовии идет сама собой. У враждующих политических группировок нет времени, чтобы заниматься практической экономикой, социальными вопросами. Этими процессами реально управляют другие силы. В частности, контроль над экономикой постепенно захватывает в свои руки мафия…»
Действительно, в 1992 году в Мордовии количество зарегистрированных преступлений по сравнению с предыдущим годом выросло на 46%. Республика на долгие годы была записана в число самых криминальных территорий страны.
Несколько раз Глава Администрации Президента РФ Сергей Филатов приезжал в Мордовию специально, чтобы уладить ситуацию. Но каждый раз возвращался в Москву ни с чем. В одном из тогдашних телеинтервью он заявил на всю страну, что «в России есть две опасные точки – Чечня и Мордовия. И если в Чечне шла горячая война, то в Мордовии – холодная. И что опаснее дня страны – это еще вопрос!..»
Маленькая, нищая Поволжская республика по неведомым никому причинам демонстративно игнорировала федеральный центр. Однажды из зала Верховного Совета МАССР горячие депутатские головы прямо-таки за рукав вывели вон Вице-премьера Правительства России Владимира Ярова, приехавшего по прямому поручению Президента России, чтобы объяснить им, куда катиться Мордовия, найти пути взаимодействия с Кремлем. «Все, кто побывал в тот период в Мордовии, — Филатов, Шахрай, Яров, — говорили нам: «Поймите, у Ельцина на стол ежедневно первым делом ложатся две сводки. Первая о ситуации в Чечне, вторая – в Мордовии. – вспоминал Валентин Конаков, в то время Полпред Президента РФ в регионе-13. – Слава Богу, у наших политиков хватило ума не доводить процессы до состояния чеченских. А вероятность такая существовала…»
Мало кому сейчас известно, что во второй половине 1993-го и в начале 1994-го годов Кремль реально разрабатывал планы высадки на Советской площади Саранска десанта спецвойск. Перед ними ставилась задача прямого захвата Белого дома, Верховного совета и других административных зданий столицы региона, галопом несущегося по пути «незалежности». Тогда такой прецедент уже был создан в Брянске, где силовое решение имело свой эффект. Но в отношении Мордовии таким методом действовать не рискнули: обстановка на Северном Кавказе с каждым днем накалялась, в стране разворачивалась «чубайсовская» приватизация, не добавлявшая в регионы стабильности. И Кремль решил не создавать еще одного очага напряженности в Поволжье…
В тих критических условиях в январе 1992 года Президиум Верховного Совета МССР утверждает 42-летнего Меркушкина на посту председателя Фонда имущества Мордовии. За короткий срок председательства в Фонде имущества он заработал серьезный политический капитал в виде широкой известности и солидной социальной базы. Республиканский Фонд под его руководством стал едва ли не единственным координирующим центром деятельности акционированных предприятий. Верховный Совет экономикой не занимался, да и Правительству не давал, втягивая его членов во все новые и новые политические интриги. Меркушкин объединил вокруг Фонда руководителей крупных промышленных предприятий, кровно заинтересованных в стабилизации политической и экономической ситуации в республике: у каждого из них за плечами был многотысячный коллектив, требующий работы и зарплаты.
На этой базе был создан региональный «Экономический союз» во главе с семью сопредседателями. Меркушкин стал одним из них. На первом этапе союз ставил перед собой чисто экономические и даже внутриотрослевые цели. Пытаясь их решать Союз взаимодействовал с Правительством республики, порой даже выполнял его функции, напрямую обращаясь с предложениями по оказанию помощи Мордовии к Председателю Правительства России В.С.Черномырдину. В частности, по снижению энерготарифов, которые только в первом квартале 1994 года повысились в 4 раза.
Вскоре к промышленникам в Союз потянулись строители, энергетики, дорожники. Все они в условиях полной недееспособности властных органов республики были лишены возможности решения экономических проблем, поэтому вынуждены были включаться в политический процесс.
Одновременно вокруг Союза и Фонда имущества начали объединяться и сельчане. Собирание сил происходило под крылом Аграрной партии России, мордовское отделение которой в тот период возглавлял первый заместитель Меркушкина в Фонде имущества Валерий Кечкин (хозяйственник и управленец с обширной сельско-партийной биографией). Именно к нему приезжал за предвыборной поддержкой российский лидер аграриев Михаил Лапшин. С Аграрной партией России у руководителей Фонда завязались крепкие связи, и на очередных выборах в Госдуму РФ в декабре 1993 года депутаты от АПР получили высокий процент голосов сельских избирателей Мордовии.
Таким образом, к зиме 1994 — 95 годов вокруг Фонда имущества и его руководителя сконцентрировались значительные силы республики, осознавшие, что политическая вакханалия и экономическая неразбериха, конфронтация с Москвой далее продолжаться не могут…
Перед ними назрела задача овладеть реальными рычагами власти, но не путем верхушечных переворотов и номенклатурных заговоров (как было с упразднением института президентства), а нормальным демократическим путем — через выборы.
По инициативе группы депутатов мордовского парламента на 27 ноября 1994 года были назначены выборы депутатов нового законодательного органа региона — Государственного Собрания Мордовии. Но из-за недостаточной явки избирателей в день голосования (менее 50%) они были признаны состоявшимися лишь в 44 избирательных округах из 75. Это была чисто местная самодеятельность — везде по стране планка явки на выборы не превышала 25%. В условиях полного недоверия населения к власти ожидать высокой активности избирателей не приходилось.
Ситуация зашла в тупик: либо организовывать повторные выборы (итог которых непредсказуем), изыскивать очередные немалые средства, либо задним числом снижать планку явки до общероссийской и признавать итоги голосования в «проваленных» округах. Руководство Верховного Совета во главе со спикером Бирюковым настаивало на первом варианте. Для них, обеспечивших явку в «своих» округах, любое развитие ситуации — не имело значения.
Бирюкова в тот момент поддержала республиканская организация КП РФ и наиболее консервативная часть депутатов Верховного Совета. Они пытались затянуть период формирования Государственного Собрания и продлить свои властные полномочия. Против выступили 44 избранных депутата Госсобрания, «Экономический союз» и весь сформировавшийся вокруг него центристский блок. К ним присоединились Полномочный представитель Президента РФ в Мордовии Валентин Конаков и Председатель Правительства РМ Валерий Швецов. Последний, являлся фактическим ставленником Бирюкова, но к тому времени их позиции разошлись. К тому же 62 депутата уходящего Верховного Совета призвали своих коллег отказаться от проведения повторных выборов и признать полномочия депутатов ГС, набравших большинство голосов избирателей 27 ноября.
К моменту наступления нового, 1995 года, все конструктивно мыслящие представители регионального сообщества окончательно определились в своем выборе. «Эпоха Меркушкина» начинала свой отсчет…
В те «горячие» январские дни заседания штаба «модернизаторов» проходили чаще всего в кабинете председателя Фонда имущества Мордовии на пятом этаже «Белого дома». Было решено созвать сессию Госсобрания, которая должна была признать действительной планку явки на прошедших выборах в 25 %. Протестующий против этого Бирюков демонстративно уехал в Чебоксары по приглашению на официальное мероприятие. Однако закон позволял провести сессию и без него. Депутатов обзванивали на дому, заставали на дачах, в рабочих кабинетах, в командировках – уговарива, убеждали. В итоге 98 из 128 депутатов Верховного Совета, собравшие в зале Дома Советов 6 января 1995 года, проголосовали за прекращение полномочий старого парламента и утвердили депутатский состав Государственного Собрания Республики Мордовия!
24 января 1995 года открылась первая сессия Государственного Собрания РМ. Главными претендентами на должность Председателя ГС были Н.И.Меркушкин и Н.В.Бирюков. За первого проголосовали 49 депутатов, за второго — 21 депутат из 71 участника сессии. Николай Меркушкин занял кресло Спикера!
Буквально через несколько дней ему из Кремля позвонил Сергей Филатов и сообщил, что Борис Николаевич его ждет. Таким образом, Федеральный центр дал понять, что положительно оценивает изменения в политической жизни Мордовии и рассчитывает на их позитивизм. «Мы сразу с Валерием Швецовым выехали к Ельцину, — вспоминал Николай Меркушкин. – Я рассказал Президенту о забастовках, невыплате зарплат, пустой казне и разрушенной экономике. Попросил поддержать нас. Ельцин тут же дал поручение Премьер-министру Виктору Черномырдину и первому вице-премьеру Олегу Сосковцу профинансировать программу развития республики. Она готовилась еще раньше в университете Александром Сухаревым.
Был интересный момент, когда Ельцин при нас звонил Сосковцу. «Вы знаете такую республику, Мордовия?» — спросил Президент. Тот с некоторой паузой говорит: «Да, знаю…» «И знаете, где она располагается?» Тот начал «плавать»… «Ну, понял, не знаешь, — сказал Ельцин. – Езжай, посмотришь, что это за республика. Тебе месяц времени. Езжай подготовленным»…
Сосковец приехал летом. И эта федеральная программа, единственная подобная за всю историю страны (!!!), в 1995 году была принята Правительством России. Там были заложены очень большие суммы на возрождение нашей экономики…»
Владимир Волков: «Считаю, что, придя к власти, Николай Иванович поступил правильно, отметя все эмоции. Многие из окружения Бирюкова, сам Николай Васильевич, были практически сразу трудоустроены. Никаких гонений на них не проводилось даже косвенно».
«Девяносто четвертый — девяносто пятый годы были большим испытанием в жизни нашей семьи, — вспоминала супруга Николая Меркушкина Таисия Степановна. — Такого наката лжи и злости мы не испытывали никогда. В прессе писалось столько гадостей! Какие только сплетни о нас не ходили!..»
…Есть такой анекдот. Повадился в Третьяковку один странный посетитель — в ватнике, в валенках. Не раздеваясь, он проходил всю анфиладу залов и каждый раз останавливался у одной и той же картины — «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. И часами ее разглядывал: то отойдет на расстояние, то совсем близко подойдет, то посидит около нее. День ходит, второй, третий… Наконец, на третий день странный посетитель попросил книгу отзывов, что-то в ней написал и ушел. Заинтригованная бабушка-смотрительница тут же бросилась читать отзыв: «Картина мне оченно понравилась, — сообщал мужик в ватнике, — когда я на нее смотрю, то все время думаю — ну, блин, ваще, усё попадало!».
Вот так и в Мордовии к моменту прихода к власти Меркушкина — «усё попадало».
По данным российской статистики, только в 1994 году промышленные предприятия республики вдвое сократили объемы производства, многие промышленные гиганты перешли на трехдневный (в неделю) режим работы. В советские времена Республика Мордовия имела устойчивые позиции в общесоюзном разделении труда по производству источников света, силовой полупроводниковой техники, электроники, экскаваторов, радиотехнических изделий, медицинских препаратов, продукции нефтехимического машиностроения. К середине девяностых часть позиций республика удерживала, но многие и потеряла. Например, практически прекратила свое существование электронная промышленность, на предприятиях которой работали более 30 тысяч квалифицированных специалистов. На грани краха балансировали такие гиганты мордовской индустрии как «Лисма», «Электровыпрямитель», «Орбита». Телевизионный и литейный заводы уже переступили эту грань. Из четырех десятков крупных и средних предприятий Мордовии в 1994 году нормально работали два-три.
Сельское хозяйство Мордовии в последние четыре года было брошено на произвол судьбы. В 1994 году посевные площади республики сократились на 100 тысяч гектаров. скот на мясокомбинаты, а продавать его перекупщикам из других регионов.
Кроме того, из-за политических разборок и нестабильности Мордовия оказалась фактически единственным регионом России, который избегали иностранные инвесторы. В 1994 году в расчете на душу населения в Мордовии инвестировалась 2б1 тысяча неденоминированных рублей, в то время как в Пензенской области — 303 тысячи, Марий Эл — 409 тысяч, в Чувашии — 456 тысяч, в Ульяновской области — 467 тысяч.
Налицо были признаки обнищания населения. Значительно выросла задолженность по зарплате. Многие предприятия и организации не выплачивали своим работникам зарплату в течение 5-6 месяцев!
Из-за конфронтации с федеральным центром в «бирюковский» период Мордовия, по оценкам экспертов, недополучила 140 млрд рублей из федерального бюджета. Тогда стали использоваться новые формы экономических взаимоотношений с регионами — трансферты. Больше средств получали те регионы, которые выделялись в группу «особо нуждающихся в экономической помощи». По всем показателям Мордовия должна была попасть в их число. Республика имела высокую долю сельского населения — около 43%. А сельское хозяйство всегда было дотационным. Промышленность республики преимущественно связана с машиностроением и электронными технологиями, которые в то время переживали кризис. Тем не менее республика не получила статус «особо нуждающейся территории». Мордовия не попала ни в одну российскую экономическую программу, по каналам которых также шла финансовая помощь из федерального центра. Большинство регионов участвовали в двух — трех программах, а некоторые — в пяти — семи. По 56 регионам были приняты либо указы Президента, либо постановления Правительства, направленные на поддержку социально-экономического развития. Всего две республики России были лишены этого — Чечня и Мордовия.
Единственно, кто «преуспевал» в этой обстановке — многочисленные расхитители государственной собственности и бандиты, которых развилось великое множество.. Материальная база колхозов и совхозов безнаказанно растаскивалась. Промышленные предприятия были разделены между бандитскими группировками, которые напрямую забирали готовую продукцию и реализовывали ее по своим полукриминальным каналам, получая сверхприбыли. Процветал рэкет.
Вот такое «наследство» досталось Н.И.Меркушкину. Что должен был будущий Глава республики сделать в первую очередь? За что хвататься, какие дыры латать? Восстанавливать предприятия? Бороться с бандитами? Налаживать отношения с федеральным центром? Конечно, в первые же месяцы работы команда Меркушкина действовала по самым разным направлениям, но были определены и приоритеты.
Задачу по политической стабилизации в Мордовии Меркушкину и его команде удалось решить уже в период работы в Государственном Собрании РМ. В начале марта 95-го года в Доме советов он заявил: «Первая задача, стоящая перед нами, — положить конец политическим распрям внутри республики. Прекратить разрушительную борьбу между исполнительной и представительной ветвями власти, находить взаимоприемлемые решения… По всем принципиальным вопросам мы обязаны находить согласие с правительством республики и проводить единую экономическую политику».
Но одно дело — намерения, другое — результат. Как меркушкинской команде удалось за несколько месяцев успокоить находящуюся на грани гражданской войны Мордовию? Пять лет в республике продолжались постоянные политические и национальные разборки, раздраи, бесконечные смены правительств (4 раза), создание и упразднение всяческих институтов — то института Президентства, то Конституционного Суда. При этом в политическом противостоянии участвовало все большее количество обычных граждан — от студенчества до членов политических партий, участников бесконечных митингов, пикетов, голодовок, забастовок.
В 1995 году начала складываться система работы Н.И.Меркушкина с политическими группами, партиями, с разными слоями населения. Именно «система», а не отдельные встречи или акции. 16 июня он впервые собрал лидеров партий и движений, рассказал о программе выхода Мордовии из кризиса, первых шагах по ее реализации, о необходимости гражданского мира в обществе. Встреча проходила перед сессией Госсобрания, на которой Председателю ГС были делегированы полномочия высшего должностного лица в республике.
Вот так, постепенно, шаг за шагом республика продвигалась к политической стабильности. Уже двадцать лет жители Мордовии живут без конфликтов и разборок ветвей власти, которая все свои усилия и энергию тратит на решение конкретных экономических и социальных проблем. Все политические партии и объединения действуют в конституционных рамках. Можно с уверенностью сказать, что в современной республике нет места политическому и национальному экстремизму.
К весне 1995 года в окружении Меркушкина, в среде депутатов Государственного Собрания окончательно вызрела идея о необходимости разработки и принятия новой Конституции Республики Мордовия. Конституция «автономной советской социалистической» республики уже не соответствовала реалиям жизни. В стране изменились строй, власть, формы собственности, действовала новая Конституция Российской Федерации. Да и в Мордовии произошли те же необратимые изменения, сменилось даже ее название.
Николай Меркушкин лично за весну-лето объехал все районы, разъясняя людям плюсы новой Конституции. Разработанный Проект был опубликован во всех крупных газетах, в его обсуждении приняли участие депутаты всех уровней представительной власти, большинство граждан Мордовии, ведущие политические партии и объединения. У всех у них выработалось лично понимание необходимости скорейшего принятия Основного закона, который позволял Мордовии войти в правовое поле России, ввести в конституционные рамки начавшиеся процессы стабилизации политической и экономической ситуации в республике.
21 сентября Конституционное Собрание Мордовии утвердило текст новой Конституции РМ, а днем позже тайным голосованием (1101 голос против 68) избрало Н.И.Меркушкина Главой Республики Мордовия. Время подтвердило правоту этого решения…
Валерий Кечкин, Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия (1995 – 2010 годы): «Почему именно Меркушкин был единственным претендентом на пост Главы РМ? Он это доказал своей работой, всей своей политической карьерой. Особенно наглядно продемонстрировал свои способности на посту спикера Госсобрания, когда в условиях сложнейшей социально-экономической обстановки смог сплотить людей и направить их энергию не на бесплодную политическую борьбу и сведение счетов с оппонентами, а на занятие проблемами республики. Более подходящей, значимой кандидатуры на этот ответственный пост не было…»
5 февраля 1995 года Николаю Меркушкину исполнилось 44 года…
Газета «Столица С» №5 (1 163) от 3 февраля 2015 года
При подготовке статьи использованы материалы республиканских газет «Столица С», «За Единую Россию», «Известия Мордовии», журнала «Столичная Тема», проекта «Кирилл Костаманин. «Николай Меркушкин: известный и неизвестный. Портрет на фоне эпох»
Председатель правительства Мордовии Владимир Сидоров, который неоднократно подвергался критике со стороны главы республики Артема Здунова, подал в отставку. Наблюдатели считают, что экс-премьер был профессионалом, а претензии к нему во многом были надуманными. Глава республики продолжает выдавливать из правительства представителей прежней управленческой команды, заменяя их управленцами из Татарстана и Дагестана. Не исключено, что по такому же принципу будет подобран кандидат на пост премьера. На данный момент в экспертном сообществе обсуждаются две кандидатуры на эту должность. Подробности – в сюжете.
Сидорова «ушли» на пенсию
Председатель правительства Мордовии Владимир Сидоров покинул пост. Об этом сообщил глава республики Артем Здунов в своем Telegram-канале.
«Удовлетворил просьбу председателя правительства Мордовии Владимира Сидорова о выходе на пенсию. Правительство республики продолжает свою работу в действующем составе», – написал губернатор.
Сидоров работал в правительстве с 2008 года, возглавил кабмин в октябре 2021-го после ухода Владимира Сушкова. В последнее время работа Сидорова все чаще подвергалась критике со стороны Здунова. Во время ежегодного послания глава республики обратился к Сидорову в связи с ситуацией с ветсанутильзаводом, который наносил ущерб экологии региона. По мнению Здунова, именно премьер несет ответственность за решение этой проблемы. Кроме того, губернатор потребовал от Сидорова конкретных предложений по повышению доходов бюджета.
«Владимир Николаевич, с вашей стороны идет некое торможение. Вы председатель правительства мощной республики, а не отдельной группы лиц. Главное – не стоять в стороне, как некоторые делают», – подчеркнул Здунов.
Незадолго до отставки Сидорова глава республики обрушился на него с критикой по поводу того, что фонд «Развитие села» позволял себе свободное обращение с финансами и обслуживал интересы частного предприятия, в результате чего районы не получали необходимых денежных средств на развитие. То же самое происходило, по словам Здунова, и с корпорацией развития республики.
«Я Владимиру Николаевичу дал возможность возглавить совет директоров, чтобы обеспечить возвратность средств. Но возвратности нет! Прошу финансовый блок: собирайте совет директоров, меняйте Владимира Николаевича. Кто-то за это должен нести ответственность!» – заявил Здунов.
В сообщении об отставке Сидорова глава республики подчеркнул, что кандидатура на должность премьер-министра будет предложена в ближайшие две недели. В Telegram-каналах обсуждаются два претендента на этот пост: первый вице-премьер Игорь Фрейдин и только что назначенный вице-премьер Батыр Эмеев. Эмеев работал со Здуновым, когда тот возглавлял правительство Дагестана, он был министром промышленности и торговли – первым вице-премьером республики.
Кто станет премьером?
Заведующий кафедрой социологии Мордовского госуниверситета имени Н. П. Огарева Сергей Полутин рассказывает, что озвученная причина ухода Сидорова – выход на пенсию – вызвала недоумение. По его словам, все понимают, что мотив ухода был иным.
«На протяжении полугода на различных совещаниях глава республики Артем Здунов критиковал председателя правительства, к нему были очень большие вопросы. Но Сидоров – это профессионал. Несомненно, у него есть заслуги, я не стал бы его только критиковать. Но, вероятно, по мнению главы, те ошибки, которые были им допущены, сегодня уже не могут быть терпимыми», – замечает эксперт.
Полутин прогнозирует и дальнейшие рокировки в правительстве, так как Здунов, судя по всему, решил наконец-то создать свою команду, хоть и большинство ее членов будут приезжими.
«По всей видимости, председателем правительства будет Игорь Фрейдин. Он работает достаточно длительное время, находится в курсе дел, можно сказать, его подводят к этому посту. Поэтому, думаю, его кандидатура будет приоритетной», – считает Полутин.
Депутат Госсобрания Мордовии, руководитель фракции КПРФ Дмитрий Кузякин в свою очередь не исключает, что на пост премьера выдвинут Эмеева, так как он «не для того в республику прибыл, чтобы отсидеться заместителем». При этом парламентарий подчеркивает, что Эмеев не совсем понятен и прозрачен для жителей республики.
Кузякин обращает внимание, что и Сидоров, и ранее уволенный министр энергетики и ЖКХ Игорь Чадов были эффективными руководителями, к последнему претензии были абсолютно надуманными.
«Сейчас ожидается еще ряд отставок. Конечно, теперь трудно будет восполнить те потери, которые понесло региональное правительство. Здунов расчищает команду для своих людей. И таким образом он берет полноту ответственности за происходящее в регионе на себя. Поэтому кивать на то, что кто-то тормозит исполнение его указаний и неэффективно их исполняет, будет сложно», – подытоживает депутат.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Приветики, друзья! Вот и появился ответ на терзавший всех вопрос — когда же уйдут Николая Ивановича. Меркушкина снимут в апреле — когда завершится проверка его деяний в нашей области.
Размещаю интереснейшую статью, в которой расписано, как Мордвинбаши обворовывал собственный народ, в интересах Ходорковского. Того самого, который принимал участие в организации Майдана, который и есть самая пятая из колонн, и которого сейчас обвиняют в нескольких очень серьезных и кровавых преступлениях. Даже англичане, которые вряд ли так сильно переживают за судьбы России требуют от королевского суда выслать Ходорковского на Родину, где его ждет Следственный Комитет и Матросская тишина.
Не поленитесь, и прочитайте о том, как Меркушкин помогал одиозному «врагу народа».
Вот фрагмент для затравочки:
Счётная палата Самарской области провела 350 проверок и выявила нарушений на 16,5 млрд рублей только за 2014 год. Оказалось, почти во всех сферах самарской госслужбы процветает коррупция и нецелевое расходование госсредств.
«Самые интересные «хищения» происходили в аппарате уполномоченного по правам человека в Самарской области. Ущерб был нанесён региональному бюджету на общую сумму 1,5 млн рублей. Специалисты СП выяснили, что на данную сумму были оплачены круглые столы и семинары в гостиницах, которые на самом деле не проводились!
В ходе проверки деятельности ОАО «Технопарк» выявила нарушения на общую сумму свыше 100 млн рублей. Ревизоры признали работу руководства ОАО неэффективной, так как «за время своего существования общество оказалось неспособным выполнить возложенные на него задачи», а именно – в Самаре так и не был создан сам технопарк.
Аудиторы обнаружили многомиллионные нарушения в ГУП «Самарская областная имущественная казна», которая фактически дублирует функции «местного Росимущества». Но, как видим, за этими «разоблачениями» не последовало никакой реакции со стороны администрации Меркушкина. Может, есть какие-то особые причины, из-за которых Николай Меркушкин не спешит бороться с «серой зоной» самарской экономики?
Текст всей статью — под катом. Оригинал читайте тут
Наместник ЮКОСа
Почему президентский борт № 1 прощально помахал крылом губернатору Самарской области Николаю Меркушкину?
Восьмого декабря прошлого 2015 года в Самаре произошло беспрецедентное событие – в последний момент было отменено заседание Госсовета, большинство участников которого уже прибыли в город. Ждали Президента РФ Владимира Путина. Но борт № 1 так и не прилетел в Самару. По официальной информации – «из-за нелётной погоды». Хотя аэропорт Курумоч продолжал принимать другие рейсы. В итоге Госсовет перенес-
ли в Москву. А затем… вместо президентского борта в Самару прибыл целый самолёт с силовиками. Так в Самарской области началась комплексная проверка силовыми структурами деятельности губернатора Николая Меркушкина. Пока неясно, что смогла накопать представительная бригада сотрудников Следственного комитета, Генпрокуратуры и ФСБ на истэблишмент Самарской области, включая самого г-на Меркушкина, который занимает должность самарского губернатора с 2012 года.
Ведь, несмотря на то, что Николаю Меркушкину удавалось занимать должность главы соседней по Приволжскому федеральному округу Мордовской Республики целых 17 лет (пять сроков!), практически все избирательные компании сопровождали различного рода скандалы, в том числе самые «кровавые». К примеру, 15 февраля 1998 года Меркушкин был во второй раз избран главой Республики Мордовия, получив 90,78% голосов избирателей. Столь оглушительная победа cлучилась потому, что главный соперник Меркушкина – депутат Госдумы РФ Николай Медведев, – за месяц до выборов снял свою кандидатуру. В начале января 1998 года был убит его отец – 67-летний Павел Медведев. Ему в ночь на 7 января было нанесено в область сердца 17 ножевых ранений. Медведев-сын счёл убийство заказным, совершённым в целях давления на него. И даже неоднократно настаивал на тщательном расследовании этого убийства. В рамках расследования у правоохранительных органов не возникло ни одного вопроса к Николаю Меркушкину, который в результате всей этой истории оказался в выигрыше….
Мордовский спрут ЮКОСа
В октябре 2003 года, за два дня до ареста, владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский специально прилетал в Саранск для встречи с главой Мордовии Николаем Меркушкиным. По слухам, Ходорковский чуть ли не наличными привёз 2 млрд рублей – инвестиционные обязательства ЮКОСа перед республикой за три последних года. Глава ЮКОСа, почуяв неладное, видимо, решил закрыть финансовый долг? Говорят, что часть этих денег пошла на достройку стадиона «Старт» в Саранске, чтобы было чем отчитаться Меркушкину перед федеральными властями за сотрудничество с нефтяниками. Но это была всего лишь жалкая подачка региону, через который ЮКОС с помощью цепочки своих фирм долгое время продавал миллионы тонн нефти, уходя от уплаты налогов на миллиарды долларов.
После ареста Михаила Ходорковского выяснилось, что таких юкосовских компаний на территории Мордовии было зарегистрировано целых шесть («Ратмир», «Альта-Трейд», «ЮКОС-М», «ЮКОС-Мордовия», «Фаргойл» и «Марс XXII»). Через эти так называемые внутренние офшоры (в Мордовии тогда для ЮКОСа действовал льготный режим налогообложения) нефть закупалась у добывающих компаний «Юганскнефтегаз», «Самаранефтегаз», «Томскнефть» по цене ниже рыночной, а затем продавалась на внешнем рынке с помощью кипрских и прочих офшоров уже совсем по другим, биржевым ценам.
Например, при проверке руководитель «Марса XXII» Татьяна Субботина сообщила Министерству по налогам и сборам, что в штате компании была одна, а «фактически финансово-хозяйственную деятельность осуществляла НК «ЮКОС». Исполнительный директор «ЮКОС-Мордовии» Елена Гаврилина заявила, что не в курсе, где находилась реализуемая её фирмой продукция и как она транспортировалась. Несмотря на все признаки подставных, все мордовские фирмы ЮКОСа в 2001–2003 годах имели миллиардные обороты.
Только компания «Фаргойл» ежедневно продавала «мордовской нефти» на сумму 3 млн долларов – ежедневно! Половину всей числящейся поставленной нефти в 2001–2003 годах (в среднем 25–35 млн тонн ежегодно) «Фаргойл» «отправлял» на экспорт по цене 145–150 долларов за тонну. Другая половина шла на переработку на заводы ЮКОСа. Часть нефтепродуктов, числящихся на балансе «Фаргойла» (около 10–15 млн тонн) через «ЮКОС-М» реализовывались на внутреннем рынке.
В период с января по декабрь 2001 года на счетах «Фаргойла» под видом прибыли от его собственной деятельности была аккумулирована чистая прибыль в размере более 118 млрд рублей, в 2002 году сумма составила около 126 млрд рублей, к концу 2003 года – 236 млрд рублей.
По подсчётам Генпрокуратуры, в результате применения этой схемы были ущемлены интересы добывающих компаний, и они недополучили по меньшей мере 11 млрд долларов. Львиная доля сверхприбыли, полученной офшорными компаниями, была выплачена в качестве дивидендов учредителям этих офшоров – топ-менеджерам и крупным акционерам ЮКОСа (Ходорковский, Невзлин, Шахновский, Брудно, Лебедев, Елфимов, Малаховский, Вальдес, Переверзин и др.). Генпрокуратура квалифицировала их действия как легализацию средств, нажитых преступным путём.
Только «Фаргойлу» налоговыми службами затем было доначислено 130,24 млрд рублей (4,43 млрд долларов) налогов за 2001–2003 годов – наибольшая сумма среди всех трейдинговых фирм ЮКОСа. А всего на территорию Мордовии пришлось около 78% претензий, связанных с пересмотром уплаченных ЮКОСом налогов в 2000–2004 годах.
И всё это оказалось возможным благодаря главе Республики Мордовия Николаю Меркушкину, поскольку ключи от «налогового рая» для ЮКОСа были у него.
Смотритель «налогового рая»
И главная загадка всех многочисленных уголовных дел против топ-менеджмента ЮКОСа заключается в том, почему у правоохранительных органов не возникло вопросов к главе Мордовии Николаю Меркушкину?
Бывший вице-премьер Алексей Кудрин рассказывал: «Компании (ЮКОСа. – Ред.) уводили средства нескольких региональных бюджетов, а федеральный должен был компенсировать возникающие разрывы в региональных доходах и перечислять субъектам дополнительную помощь. Обидно, что компании, которые называют себя прозрачными и социально ориентированными, замалчивали, что эти доходы от так называемой оптимизации налогов они получили не за счёт даже высоких цен на нефть, а просто за счёт договорённости с отдельными губернаторами.
Самое интересное в этой схеме, что в Мордовии эти деньги навсегда уходили из региона. Например, не затрачивая никаких усилий, компания «Фаргойл» за два с половиной года, по данным Счётной палаты, получила в Мордовии льгот на 36 млрд рублей. При этом она обязалась инвестировать в регион всего лишь 1,2 млрд рублей…
Давая показания в суде, сам Михаил Ходорковский утверждал, что ЮКОС мог получить налоговые льготы в 70 российских регионах, но сосредоточил свою офшорную деятельность почему-то именно в Мордовии. Значит, менеджменту ЮКОСа
комфортнее всего было работать с Николаем Меркушкиным? Он оказался самым непритязательным, «доверчивым» из всех руководителей 70 регионов РФ?
По самым скромным подсчётам, правительство Мордовии, предоставив зарегистрированным в Саранске ООО «Фаргойл», «Ю-Мордовия», «Ратмир» и другим «конторам» ЮКОСа режим льготного налогообложения в 2001–2003 годах, лишило жителей республики дополнительных бюджетных поступлений на сумму более 80 млрд рублей.
Учитывая, что население Республики Мордовия не дотягивает и до миллиона человек, на эти средства тут можно было решить все проблемы на многие годы вперед: дороги, ЖКХ, квартиры, образование и много ещё чего. А г-н Меркушкин построил только один стадион?!
Политическая «крыша»?
Стоит отметить, что губернатор Меркушкин предоставлял своим друзьям из ЮКОСа не только налоговые льготы, но и оказывал политическую поддержку. Так, довольно продолжительное время в Совете Федерации в качестве сенатора от Мордовии заседал один из основных руководителей ЮКОСА – Леонид Невзлин. Ещё один крупный акционер ЮКОСа Владимир Дубов пытался пройти в Госдуму от Мордовии по партийному списку «Единой России». Пресса писала, что Владимир Дубов за политическую поддержку якобы даже подарил Николаю Меркушкину и его коллегам автомобили Audi и BMW.
Леонид Невзлин, на мой взгляд, цинично, комментировал тогда своё назначение в Совфед так: «Утверждение моей кандидатуры я расцениваю как высокое доверие со стороны республики. Благодаря взаимодействию мы сможем решить важные вопросы, касающиеся развития Мордовии».
После ареста Ходорковского оба этих деятеля ударились в бега. Обвинения Дубова в многомиллионных хищениях не сняты до сих пор. А Невзлин по сей день находится в международном розыске Интерпола по обвинению в организации убийств мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и других неугодных ЮКОСу людей.
Как писал «информационный портал «ТЛТгород.ру», однажды четверо депутатов Госсобрания Мордовии подписали запрос в Генпрокуратуру России с требованием проверить законность предоставления налоговых льгот дочерним структурам нефтяной компании «ЮКОС». В запросе отмечалось, что закон Республики Мордовия «Об условиях эффективного использования социально-экономического потенциала Республики Мордовия», на основе которого строилось сотрудничество с ЮКОСом, на обсуждение депутатов не выносился. Местные законодатели не имели понятия и о том, как расходуются получаемые республикой от ЮКОСа деньги.
Реакция Меркушкина последовала незамедлительно. На трёх из четырёх подписантов завели уголовные дела. Наиболее пострадал за свое «любопытство» Анатолий Сардаев. Он не только лишился должности руководителя Мордовского филиала ФГУП «Почта России», но, в конце концов, очутился за решёткой.
За своих друзей из ЮКОСа Меркушкин готов был рвать оппонентов в клочья. Жаль, что такого же рвения несменяемый глава Мордовии не проявлял в деле улучшения жизни населения вверенной ему республики.
В долговой яме
О результатах «плодотворной» работы команды Меркушкина на посту руководителя республики красноречиво свидетельствует, хотя бы, следующий факт: в рейтинге российских регионов по благосостоянию семей, который ежегодно составляет «РИА Новости», Мордовия постоянно занимает «почётные» места в конце списка. К примеру, в 2012 году, как раз когда Меркушкин покидал республику, Мордовия и вовсе оказалась на последнем месте этого рейтинга из 83 регионов. При этом удивляет то, что мордвины пропускают вперед такие проблемные регионы, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. Учитывая, что на территории Мордовии расположено несколько довольно крупных предприятий, – показатель весьма низкий.
В 2013 году Мордовия стала антилидером по уровню долговой нагрузки с бременем в 171%. В 2014 году этот регион в том же долговом рейтинге всех регионов РФ занял вторую строчку – с конца. Отличное наследство оставил Меркушкин своим преемникам.
Судя по всему, долговая яма ждёт и Самарскую область, которой четвёртый год управляет Меркушкин. По итогам 2013 года дефицит областного бюджета увеличился на 5,8 млрд рублей и составлял 14,34 млрд рублей. В 2014 году дефицит бюджета уже 8,5 млрд рублей, но поступления из федерального центра, составили 11,48 млрд рублей. В итоге фактический дефицит 20 млрд рублей!
Объём госдолга Самарской области на 1 ноября 2015 года составлял 60,3 млрд рублей, или 46,6 % от собственных доходов бюджета. Согласно пояснительной записке к бюджету региона на 2016–2018 годы, объём госдолга Самарской области на 1 января 2017 года составит 68,5 млрд рублей.
Растущий долг Самарской области губернатор Меркушкин объясняет тем, что строится стадион и сопутствующая к нему инфраструктура для проведения в Самаре ЧМ-2018. В своё время Мордовия в результате сотрудничества с ЮКОСом тоже осталась со стадионом.
Выступая перед различными аудиториями со своими посланиями, Меркушкин из года в год клеймит позором своих самарских предшественников и обвиняет в развале экономики региона. Про свой мордовский опыт он, разумеется, умалчивает.
Николай Меркушкин: «Когда я только приступил к своей работе, решил прогуляться. Встретил в центре города девушек, которые за водой бегают 100 метров на колонку. Спрашиваю: «Вы куда с вёдрами?», а те отвечают: «У нас мать стирает». В историческом центре окна некоторых домов забиты досками, на одном таком здании видел надпись: «Здесь живут люди». Это упрёк властям. На улице Урицкого через дорогу два барака, люди ходят в туалет на открытом воздухе, а в 30 метрах новое здание правительства. Такое было в Латинской Америке, но уже преодолено».
После многократного сравнения Мордовии с Самарской областью, не в пользу последней, в рядах собравшихся возник логичный вопрос, который кто-то выкрикнул: «Не жалеете, что сюда перешли на службу?» В ответ Николай Иванович лишь тяжело вздохнул.
Впрочем, сам глава Мордовии, которого в народе ласково прозвали Мордвабаши, не бедствует. В частности, в открытых источниках курсируют слухи, что под контролем родственников Николая Меркушкина по сей день находятся крупные предприятия Республики Мордовии. Хотя он давно уже руководит другим регионом. А в Самарской области у Николая Меркушкина тоже уже накопились инициативы, которые можно назвать «странными». Видимо, ЮКОС научил его мыслить широко и нестандартно. Например, в последнее время самарскому губернатору не дают покоя 660 млрд рублей накоплений самарцев в различных банках региона или просто под матрасом. «Это же шесть бюджетов области! – мечтательно восклицает Николай Иванович.
«Для многих стран мира накопления населения стали драйвером развития экономики, – заявил недавно с высокой трибуны Николай Меркушкин внимающей ему аудитории. – Полтора года назад в Египте на деньги, привлечённые от населения, была построена вторая очередь Суэцкого канала». И предложил применить подобный механизм в Самарской области.
Меркушкин уже поручил до 1 февраля 2016 года разработать механизм выпуска облигаций для населения, не вдаваясь в подробности, чем конкретно региональная власть намерена обеспечить этот займ. Многим уже понятно, драйвером развития чьего благосостояния станет сравнительно честный отъём у населения Самарской области их накоплений.
Заразительный пример Ходорковского
Счётная палата Самарской области провела 350 проверок и выявила нарушений на 16,5 млрд рублей только за 2014 год. Оказалось, почти во всех сферах самарской госслужбы процветает коррупция и нецелевое расходование госсредств.
«Самые интересные «хищения» происходили в аппарате уполномоченного по правам человека в Самарской области. Ущерб был нанесён региональному бюджету на общую сумму 1,5 млн рублей. Специалисты СП выяснили, что на данную сумму были оплачены круглые столы и семинары в гостиницах, которые на самом деле не проводились!
В ходе проверки деятельности ОАО «Технопарк» выявила нарушения на общую сумму свыше 100 млн рублей. Ревизоры признали работу руководства ОАО неэффективной, так как «за время своего существования общество оказалось неспособным выполнить возложенные на него задачи», а именно – в Самаре так и не был создан сам технопарк.
Аудиторы обнаружили многомиллионные нарушения в ГУП «Самарская областная имущественная казна», которая фактически дублирует функции «местного Росимущества». Но, как видим, за этими «разоблачениями» не последовало никакой реакции со стороны администрации Меркушкина. Может, есть какие-то особые причины, из-за которых Николай Меркушкин не спешит бороться с «серой зоной» самарской экономики?
С момента прихода к власти в Самарской области Меркушкина главой Следственного комитета региона был небезызвестный Виталий Горсткин, прославившийся тем, что в 2011 году «заработал» в 2,5 раза больше, чем председатель СКР Александр Бастрыкин (18 млн рублей). Виталий Горсткин, как выяснили инспекторы из Москвы, был настолько лояльным человеком, что в конце концов полностью развалил работу в ведомстве. За что и был снят с должности лично Владимиром Путиным.
С 2014 года СУ СК в регионе возглавил Валерий Самодайкин, с которым не так просто договориться, если это вообще возможно. И вот в ноябре прошлого года СК Самарской области неожиданно дал ход делам, закрытым некогда из-за отсутствия состава преступления. Это дела о нецелевых расходованиях многомиллионных сумм, потраченных на строительство технопарка «Жигулёвская долина». Подозреваемый, в отношении которого возбуждено дело о мошенничестве в особо крупном размере, это экс-директор ГКУ «Управление капитального строительства» Владимир Рылкин. Однако эксперты не сомневаются, что круг обвиняемых в ближайшее время станет шире.
А теперь ещё и московская бригада силовиков с комплексной проверкой пожаловала. Как известно, на сайте Кремля в конце прошлого года было опубликовано поручение Президента РФ Генпрокуратуре, Налоговой службе и Счётной палате в срок до 1 апреля следующего года организовать проверки того, куда ушли бюджетные деньги, направленные на строительство технопарков в РФ.
Неужели непотопляемому Николаю Меркушкину и в этой катастрофической ситуации вновь удастся усидеть в губернаторском кресле?
From Wikipedia, the free encyclopedia
Head of the Republic of Mordovia | |
---|---|
Coat of arms of the Mordovia |
|
Incumbent |
|
Residence | Saransk |
Nominator | political parties |
Term length | 5 years |
Inaugural holder | Nikolay Merkushkin |
Formation | 22 September 1995 |
The position of the Head of the Republic of Mordovia[1] (formerly known as the President of the Republic of Mordovia) is the highest office within the Government of the Republic of Mordovia in Russia. The Head is elected by citizens of Russia residing in the republic. Term of service is five years.[2]
History[edit]
The post of the Head of Mordovia was introduced in 1995. Before that (1991–93) the President of Mordovia was the highest official of the Republic. In December 1991, Vasily Guslyannikov was elected as the first and last President of Mordovia. In 1993, the Supreme Soviet of Mordovia removed him and abolished this position following Guslyannikov’s accusation of abuse and corruption brought by the MPs headed by the speaker and ex-candidate for the presidency Nikolay Biryukov. The Council of Ministers, headed by Valery Shvetsov, was created as the governing body of Mordovia.
In November 1995, elections to the State Assembly of Mordovia and local self-government took place. In January 1995 Nikolay Merkushkin, former leader of Mordovian Komsomol branch, became the Chairman of the State Assembly. On 22 September 1995 the Constitutional Assembly elected him as the Head of the Republic.
List[edit]
No. | Picture | Head | Party | Took office | Left office | Notes |
---|---|---|---|---|---|---|
President of the Mordovian SSR | ||||||
1 | Vasily Guslyannikov (b. 1949) |
DR | 26 December 1991 | 7 April 1993 | Elected by popular vote. Impeached | |
Heads of the Republic of Mordovia | ||||||
2 | Nikolay Merkushkin (b. 1951) |
ind. → UR | 22 September 1995 | 10 May 2012 | Elected by the Constitutional Assembly of Mordovia. Re-elected 1998, 2003, appointed by president 2005, 2010. Resigned | |
— | Vladimir Volkov (b. 1954) |
UR | 10 May 2012 | 14 May 2012 | Acting head of the republic | |
3 | 14 May 2012 | 12 April 2017 | Appointed by president, approved by the State Assembly of Mordovia | |||
— | 12 April 2017 | 19 September 2017 | Term expired. Re-appointed as acting head of the republic | |||
(3) | 19 September 2017 | 18 November 2020 | Re-elected. Resigned | |||
— | Artyom Zdunov (b. 1978) |
18 November 2020 | 29 September 2021 | Acting head of the republic | ||
4 | 29 September 2021 | incumbent | Elected by popular vote |
References[edit]
- ^ Russian: Глава Республики Мордовия, Glava Respubliki Mordoviya; Moksha: Мордовия Республикть Оцюняц, Mordoviya Respublikt′ Otsyunyats; Erzya: Мордовия Республикань Прявт, Mordoviya Respublikan′ Pryavt
- ^ Constitution of the Republic of Mordovia, Article 64.
External links[edit]
- Russian republics