Бывшее руководство пао звезда

Сошлись на аренде. Павел Плавник без претензий, но на свободе

ПоделитьсяПоделиться

Крупнейший в России производитель судовых дизелей петербургская «Звезда» признала связь с уголовным преследованием бывшего руководителя. Кажется, победителями себя считают обе стороны.

Судебная тяжба между обвиненным в растрате бывшим главой ПАО «Звезда» Павлом Плавником и самой «Звездой» завершилась к обоюдному удовольствию. Экс-топ-менеджер отсудил 14 млн рублей за аренду помещений, которые связанные с ним компании сдавали «Звезде», и отказался от всех претензий об убытках при продаже её акций. Это, на минуточку, почти четверть миллиарда. Впрочем, всё не так плохо — суд сменил бизнесмену реальный арест на домашний, который благополучно завершился полным отсутствием меры пресечения. И «Звезда» перестала делать вид, будто она тут ни при чем.

ПАО «Звезда» — крупнейший в России разработчик и производитель дизельных силовых установок для нужд судостроения, железнодорожного транспорта и малой энергетики. Основной заказчик — Военно-морской флот РФ. Выручка компании за 2020 год составила около 2 млрд рублей. После 2014 года портфель заказов «Звезды» вырос почти в 10 раз — это случилось из-за присоединения Крыма, последовавшие за которым международные санкции лишили российский ВМФ комплектующих из Европы.

«Звезда» должна выплатить связанным с её бывшим руководителем Павлом Плавником ООО «Техноприбор-М» и АО «ЭК «Звезда»» 14 млн рублей за аренду земельного участка и нежилого помещения на улице Бабушкина. Таков итог тяжбы, длившейся год, состоявшей из 17 судебных процессов, общая сумма заявленных претензий в которых приближалась к четверти миллиарда рублей. Точку можно датировать 24-м июня, когда вступило в законную силу последнее решение — в соответствии с ним «Звезда» в итоге заплатит бывшему шефу 12 млн за аренду участка. Апелляции не предвидится — сведений о жалобе на портале «Электронное правосудие» нет, прочие судебные акты тоже вступили в силу без претензий сторон.

А начиналось устрашающе. В прошлом июне Павла Плавника и ещё трех бывших топ-менеджеров «Звезды» арестовали по обвинению в растрате 142 млн рублей, которые компания получила от Министерства обороны (ч. 4 ст. 160 УК РФ). В уголовном деле речь идет о выводе денег через фирмы-однодневки в 2014–2015 годах.

Полтора месяца спустя в петербургский арбитраж поступили шесть исков от контролируемых Плавником компаний, в двух истребовалась арендная плата, а в четырех содержались претензии к владельцам акций «Звезды» и к ней самой. Общее количество акций, принадлежащих ответчикам, составило 46,92%. Это ООО «Акцент» и ООО «Дилинг» из Свердловской области.

Компании «Дилинг» и «Акцент» в период описываемых событий принадлежали свердловским бизнесменам Павлу Бакланову и Эдуарду Соломахе. В конце 2020 года в издании Уральского федерального университета его выпускник Эдуард Соломаха представлен как руководитель казначейства свердловского АО «Группа Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского. Бизнес-связей между «Синарой» и владельцами «Дилинга» и «Акцента» СПАРК не показывает.

Находясь под арестом, Павел Плавник вспомнил, что сильно прогадал, соглашаясь занизить стоимость проданных в 2018 году акций компании, что на самом деле они стоили тогда на 197 млн рублей дороже, чем были проданы, — это неприятное воспоминание и легло в основу исков, которые поддержало пафосное адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (Николая Егорова называют однокурсником российского президента).

Как сообщила «Фонтанке» Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга, в конце декабря прошлого года городской суд изменил Павлу Плавнику реальный арест на домашний, срок которого истек 9 июня. С тех пор экс-руководителю «Звезды» мера пресечения в судебном порядке не избиралась.

Похоже, эти события успокоительным образом сказались на судебной активности бизнесмена. 17 марта он отказался от всех претензий по цене проданных акций — иски к тому времени перекочевали в Арбитражный суд Свердловской области по месту прописки ответчиков. А 24 июня пресс-служба «Звезды» впервые публично признала связь между уголовным преследованием своего бывшего шефа и направленной против неё его судебной активностью.

«ПАО «Звезда» удовлетворено принятыми судебными решениями… Всю судебную кампанию, инициированную в отношении завода бывшим акционером и аффилированными с ним структурами, ПАО «Звезда» расценивает как попытку оказания давления на стратегическое предприятие в связи с продолжающимся уголовным делом в отношении бывшего руководства компании… В данном вопросе полагаемся на всестороннее расследование и справедливое решение суда…» — написано в ответе компании на редакционный запрос.

Руководство «Звезды» заявляет, что судебные претензии Павла Плавника — давление на «Звезду» в связи в возбужденным в отношении него уголовным делом. Наверное, это признание, и «Звезда» имеет к возбуждению дела какое-то отношение.

В петербургском офисе бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» пообещали передать Павлу Плавнику предложение автора статьи об интервью, но к моменту публикации ни он, ни его адвокаты на связь не вышли.

Лев Годованник

Справка:

По данным СПАРК с актуализацией на 1-й квартал 2019 года, по 24,99% акций ПАО «Звезда» принадлежат ООО «Уральский дизель-моторный завод» и ООО «Акцент», 21,93% у ООО «Дилинг», оставшиеся 19,54% у ООО «Евроинвест». Все компании зарегистрированы в Свердловской области, но только Уральский дизель-моторный завод входит в группу «Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского.

Экс-руководителей петербургского машиностроительного завода «Звезда» задержали в рамках расследования уголовного дела о растрате. Общая сумма растраты оценивается в более чем 142 млн рублей.

По данным «Интерфакса», задержаны бывшие генеральные директора Павел Плавник и Михаил Лобин и замгендиректора Олег Григорьев. Имя четвертого задержанного не уточняется. Силовики также провели серию из десяти обысков на рабочих местах и по местам жительства фигурантов, в ходе которых изъяли два автомобиля, компьютерную технику, средства связи, почти 2 млн рублей наличными и интересующие следствие документы.

Официального подтверждения информации о задержаниях и обысках от правоохранительных органов пока не поступало.

В Петербурге скоро начнут рассматривать дело в отношении бывшего руководства ПАО «Звезда». Экс-гендиректор предприятия Михаил Лобин обвиняется в растрате. Но не это волнует почтенного предпринимателя, а отношение суда. Ведь нарушил он, как говорят, слово лично данное президенту.

Расплата за жадность

В июне 2021 года толпа полицейских с поддержкой Росгвардии ворвалась в 13 помещений, среди которых были дома и квартиры председателя совета директоров Павла Плавника, экс-гендиректора ПАО «Звезда» Михаила Лобина, заместителя гендира Олега Григорьева и еще ряда лиц. С помощью обысков полиция пыталась обнаружить следы исчезновения 142 миллионов рублей, выделенных государством на создание жизненно-важных деталей для кораблей Минобороны. Уголовное дело, по части 4 ст.160 УК РФ (растрата), было возбуждено 27 апреля 2021 года 4-м отделом следственной части по РОПД ГСУ ГУ МВД. Обвинение Михаилу Лобину было предъявлено 9 июня.

Скажи беспределу - НЕТ!

Следствие предполагает, что топ-менеджеры по предварительному сговору, с 2014 по 2015 год, имея доступ к счетам предприятия, вывели оттуда бюджетные миллионы. Средства ушли на счета фирм-однодневок по подставным договорам поставки товарно-материальных ценностей для нужд предприятия. Потом они были обналичены и использованы по усмотрению членов группы. В итоге тем же летом, все бывшее руководство ПАО «Звезда» отправилось скучать по камерам. Однако, через некоторое время экс-гендиректор крепко подумав, решил, что сотрудничать со следствием единственный правильный ход, и в итоге получил вместо нар — запрет на совершение определенных действий и пребывание дома.

В мае месяце по этом делу должен начаться судебный процесс и он, не смотря на отсутствие огласки, обещает быть нервным. Не смотря на свой возраст, заслуги, и заключенное досудебное соглашение Михаилу Лобину есть о чем нервничать. Теоретически его процессуальная судьба должна свестись к назначению наказания ниже низшего предела. Однако, в этом деле есть высокие политические нюансы, которые могут перевесить даже диспозицию и санкцию записанные в уголовном кодексе.

Справка «Компромат Групп»:

Михаил Лобин, с 1992 по 1994 год — заместитель начальника Главного управления территориального развития, инвестиций и региональных программ конверсии Государственного комитета РФ по оборонным отраслям промышленности. С 1994 по 2000 год — заместитель председателя Правления, вице-президент БалтОНЭКСИМбанка (г.Санкт-Петербург). С 2007 по 2011 год — вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. С 2011 по 2012 год — директор ФГУП «Научно-производственная корпорация «Государственный оптический институт им.С.И.Вавилова».

Трудности перехода

Но обо всем по-порядку. ПАО «Звезда» — крупнейший в России производитель легких компактных высокооборотных дизельных двигателей многоцелевого назначения для судостроения, железнодорожного транспорта, промышленных агрегатов. Иными словами — стратегически важное предприятие. Отметим, что бюджетные средства, в хищениях которых обвиняется руководство, были выделены предприятию как участнику реестра организаций оборонно-промышленного комплекса.

Подписывайтесь на наш канал

Состав акционеров предприятия — до сих пор большая тайна. Известно только, что до 1 квартала 2019 года основные пакеты акций принадлежали юрлицам, чьими бенефициарами были АО «Группа Синара» Дмитрия Пумпянского и частные лица.

Справка «Компромат Групп»:

По 24,99 % акций ПАО «Звезда» принадлежат ООО «Уральский дизель-моторный завод» и ООО «Акцент», 21,93 % у ООО «Дилинг», оставшиеся 19,54 % — у ООО «Евроинвест». Все компании зарегистрированы в Свердловской области, но только «Уральский дизель-моторный завод» входит в группу «Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского.

После 2009 года Михаил Лобин работал в кресле генерального директора завода недолго. Всего 3 года. После чего покинул свой пост. Краеугольным камнем его отставки стали конфликты по поводу производства дизельных двигателей нового поколения «Пульсар». Дело забуксовало на этапе получения кредита. А финансовые вопросы испортили отношения с председателем совета директоров Павлом Плавником.

Согласно официальным данным, с 2014 года объем заказов у завода вырос в десятки раз. К концу 2015 года у ПАО «Звезда» начались проблемы. Минобороны РФ подало несколько исков с требованием взыскать с ПАО «Звезда» средства за задержку поставок. Обща сумма исков составила 5,3 млрд. рублей. В октябре 2015 Минобороны расторгло с предприятием контракт на 6 силовых установок за 1,1 млрд. рублей. Кроме того, завод обязался отремонтировать 11 дизельных двигателей для кораблей Тихоокеанского флота.

Но львиную долю заказов составили силовые установки для проекта 22800 «Каракурт», а также редукторы для кораблей, строящихся на Северной верфи и Амурском судостроительном заводе. Других контрактов тоже хватало.

Дьявол кроется в деталях

По некоторым данным, поводом к резким движениям силовиков, послужила ситуация с разбирательствами в арбитражных судах. В феврале 2021 года разразились слушания в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Иск к «ПАО» «Звезда» подал ООО «Кингисеппский машиностроительный завод». КМЗ пенял «Звезде» на сорванный контракт сорванный контракт на строительство комплекта из 3-х дизелей для малого ракетного корабля «Каракурт» серии 22800. Учитывая тот факт, что завод последние годы задыхался над многочисленными проектами по импортозамещению, то автоматически находился под пристальным вниманием спецслужб.

По другим данным, история с деталями вылезла на божий свет после того, как один из крупных акционеров «Звезды», узнав об уголовном деле о растрате, обратился в Дзержинский районный суд с гражданским иском о нарушении своих прав и требованием провести взыскание. Суд приняв документы и товароведческую экспертизу изучает ее и приходит к выводу, что деньги выделенные, якобы на покупку деталей, ушли в «обнальные» помойки. Те детали, которые вроде как хранились на складе, вообще не должны были там находится — они ни к каким двигателям не подходят. Просто железки.

Знающие люди и вовсе рассказывают страшную историю, которая как раз сейчас может иметь тяжелые последствия. По легенде Лобина и Плавника вызывали в некое Подмосковье, на условную дачу. Там первое лицо государства поручило им проект постройки двигателей для корветов. Якобы, пока они едут до Петербурга, — 1 млрд. рублей уже будет лежать на счетах предприятия. Ошалев от такой чести и свалившихся денег, Лобин и Плавник толкаясь портфелями кинулись к дверям. Но то ли жадность окончательно ослепила бизнесменов, то ли бес попутал, только часть денег взяли да и украли. Проигнорировав таким образом желание первого лица. Два корабля, как говорят, на воду так и не спустили.

Истина это или нет, сказать сложно. Сегодня Михаила Лобина, как мы писали выше, очень волнует отношение к нему суда. Хотя в случае с досудебным соглашением и признательными показаниями, обычно подсудимому волноваться нечего. Но, если легенда права, то с учетом нынешней политической ситуации решение суда может быть разным по срокам наказания.

Что касается ПАО «Звезда», то предприятие стоит на пороге тяжелых времен. К организации предъявлены исполнительные листы на 791 млн. рублей. Несколько кредиторов заявили о намерении подать на банкротство.

Справка «Компромат Групп»:

Малые ракетные корабли «Каракурт» предназначены для поражения объектов на берегу, воде, отражения ударов с воздуха. Корабль может вести борьбу, искать и спасать экипажи терпящих бедствие судов и летательных аппаратов, выполнять задачи по береговой охране. Водоизмещение — 800 тонн, скорость — 30 узлов, автономность — 15 суток. В энергоустановку входят три дизеля М-507Д-1 и три дизель-генератора ДГАС-315 производства ПАО «Звезда». Главное ударное оружие «Каракуртов» — высокоточные крылатые ракеты дальнего действия «Калибр».

12 октября – ИА SM.News. Сегодня в Невском районном суде Санкт-Петербурга начинается рассмотрение уголовного дела в отношении группы лиц, которым вменяется преступление по статье 160 ч. 4 УК РФ (растрата в особо крупном размере). Для города на Неве это процесс знаковый, ведь фигуранты дела – бывшие топ-менеджеры крупного предприятия ОПК – ПАО «Звезда», включая и бывшего мажоритарного акционера и гендиректора предприятия Павла Плавника. О предыстории дела – в материале SM-News.

Две недели назад президент России Владимир Путин обратился к россиянам и объявил частичную мобилизацию – меру, которая не использовалась практически со времен Великой Отечественной войны. Что важно, мобилизация – это и активизация работы оборонной промышленности. Уже сейчас многие предприятия увеличивают рабочий день, чтобы успеть в срок или даже раньше поставить необходимое количество техники и боеприпасов на нужды вооруженных сил, участвующих в специальной военной операции. Вместе с тем руководство страны приняло и ужесточение законов за нарушение сроков исполнения контрактов, такой вольный или невольный саботаж. Казалось бы, оборонщики лучше всех должны понимать важность точного и своевременного исполнения своей работы. Но, к сожалению, это далеко не всегда так. Вот лишь один из таких примеров.

Почему правительство ужесточает наказание за срыв ГОЗ или за что судят бывшее руководство «Звезды»

Фото: пресс-служба ПАО «Звезда»

Вот уже несколько лет все никак не придет к своему логическому и однозначному финалу история бывшего руководства ПАО «Звезда» из Санкт-Петербурга. Предприятие своего рода легендарное, в этом году отмечает 90-летний юбилей. И на настоящий момент – это, по существу, единственное специализированное производство, поставляющие высокооборотные дизельные турбины для нужд Военно-морского флота. Ассортимент производимых двигателей, разумеется, шире, например, крупным заказчиком является железнодорожная отрасль, но в данном случае речь именно о ВМФ.

Если обратиться к недалекой истории, то до 1990-х годов завод вполне себя нормально чувствовал, однако с распадом СССР его обороты довольно сильно упали, хотя выручали иностранные контракты. Но к концу 90-х годов уже и многие зарубежные заказчики решили, что в мире есть немало производителей, с которыми можно иметь дело и завод тихо погружался то ли в сон, то ли в небытие.

Однако через десятилетие ситуация начала кардинально меняться – руководство страны решило, что экономика дошла до такого состояния, когда можно бросить большие силы на обновление имущественного комплекса армии и флота, и предприятия ОПК начали получать весьма «жирные» контракты напрямую от Минобороны в рамках системы гособоронзаказов (ГОЗ). Этот принцип позволил взбодрить не только производство, но и научно-исследовательский блок предприятий, поскольку армия была готова платить деньги за технику современную сегодняшнему дню. И в целом предприятия получили понимание, как они будут жить и сколько зарабатывать на годы вперед.

Почему правительство ужесточает наказание за срыв ГОЗ или за что судят бывшее руководство «Звезды»

Фото: пресс-служба ПАО «Звезда»

Одним из таких предприятий оказался и питерский завод двигателей «Звезда». В рамках обновления военно-морского флота, разработки и введения в строй большого числа кораблей небольшого класса – малых ракетных кораблей, тральщиков, корветов, фрегатов, стране потребовалось большое число двигателей. Руководитель и мажоритарный акционер предприятия Павел Плавник в более поздних интервью рассказывал о том, что контракты, появившиеся в 2011 году позволили заводу задышать, вернуть объемы, а потом и начать наращивать, закупить новый станочный парк и разработать новую серию двигателей.

«Мы завершили проектирование (двигателей серии «Пульсар», – прим. Ред.) в 2015 году и составили бизнес-план по выводу новой продукции на рынок и организации производства. К этому времени (в 2014 году) мы уже подписали соглашение с Внешэкономбанком. В 2014 году возникли проблемы с внешним финансированием Внешэкономбанка, поэтому финансирование подвисло», – рассказал Плавник в интервью РБК.

Пришлось на ходу урезать планы, а закончилось все тем, что к 2017 году завод стал систематично срывать сроки по поставкам двигателей.

«До 2017 года объем заказов нарастал, и завод не выдержал заданного темпа прироста заказов, не хватало современных мощностей и людей и стабильности работы оборудования. Не хватало отлаженности межзаводской кооперации. В результате это сказалось на сроках строительства кораблей ВМФ, и завод оказался под жесткой критикой со стороны заказчиков», – признавал Плавник в том же интервью.

Почему правительство ужесточает наказание за срыв ГОЗ или за что судят бывшее руководство «Звезды»

Фото: пресс-служба ПАО «Звезда»

В результате, вскоре Минобороны приняло решение разорвать заключенные ранее контракты.

Впрочем, вполне возможно, что помимо объективно недостаточных мощностей завода, в его «провале» могли быть и дополнительные причины. В 2021 году Плавник и ряд топ-менеджеров предприятия оказались за решеткой по обвинению в растрате (Ст 160, ч.4 УК РФ) 142 млн рублей.

«По версии следствия, бюджетные средства, которые выделялись предприятию как участнику реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, выводились через счета фирм-однодневок. С ними заключались договоры поставок, которые в реальности не осуществлялись. Всего в деле фигурирует растрата на 142 млн рублей», – писала «Фонтанка».

Почему правительство ужесточает наказание за срыв ГОЗ или за что судят бывшее руководство «Звезды»

Фото: пресс-служба ПАО «Звезда»

Но этим дело не ограничилось. Сам Плавник подал в суд на «Звезду», которая, по его мнению, должна компенсировать ему убытки на более чем 200 млн рублей из-за продажи акций по заниженной стоимости. Спустя полтора года суд вынес решение о том, что «Звезда» выплатит 14 млн рублей лично ему, поскольку он давал в аренду предприятию помещения, которые якобы принадлежали его фирмам. А сам он отказывается от финансовых претензий.

В итоге, как напоминает «Фонтанка» со ссылкой на Объединенную пресс-службу судов Санкт-Петербурга, в конце декабря 2021 года городской суд изменил Павлу Плавнику реальный арест на домашний, срок которого истек 9 июня. С тех пор экс-руководителю «Звезды» мера пресечения в судебном порядке не избиралась.

Итог получается неоднозначный: «Звезда» выплатит миллионы за аренду помещений у компаний своего же директора и акционера, сам Павел Плавник и его коллеги остались на свободе, а дело о растрате 142 млн рублей, с которого все начиналось, осталось без каких-либо подвижек. Остается только надеяться, что в связи с новыми веяниями дело все же не будет пущено на самотек, а по нему будет вынесено адекватное и взвешенное решение.

Павел Плавник, бывший генеральный директор ПАО «Звезда»


Павел Плавник, бывший генеральный директор ПАО «Звезда»

Смена собственников на петербургском заводе ПАО «Звезда», который производит дизельные двигатели, стала неожиданным событием для города. После того, как в августе был избран новый состав совета директоров компании — и стало ясно, что «Звезда» окончательно перешла под контроль екатеринбургской «Синары», СМИ объяснили необходимость смены собственника тем, что у предприятия возникли проблемы с исполнением госзаказа. Однако в течение последующих месяцев ни бывшие, ни новые руководители предприятия подробно не раскрывали причины произошедшего.

В интервью РБК Петербург прежний многолетний глава и владелец завода Павел Плавник впервые рассказывает, зачем предприятие сменило собственника, почему оно не справилось с приростом заказа и есть ли у российской промышленности перспективы для роста.

— Расскажите о перспективах развития «Звезды». Ранее говорилось о том, что выручка предприятия за 2018 год может составить около 3 млрд руб. Это реальные цифры?

— План по выручке на 2018 год в начале года составлял около 3 млрд руб. — это достаточно трудная задача, я уверен, что руководство предприятия предпринимает все необходимые усилия для ее достижения. Для сравнения — в 2013 году выручка составляла около 1 млрд руб. При этом объем заказов составлял около 200-300 млн руб. со стороны Минобороны. А в конце 2017 года объем заказов уже составлял около 5 млрд руб.

То есть до 2017 года объем заказов нарастал, и завод не выдержал заданного темпа прироста заказов, не хватало современных мощностей и людей и стабильности работы оборудования. Не хватало отлаженности межзаводской кооперации. В результате это сказалось на сроках строительства кораблей ВМФ, и завод оказался под жесткой критикой со стороны заказчиков. Было принято решение, что «Звезду» надо укрепить сильным акционером с большими ресурсами. Что и произошло.

— Почему так сложилось, что «Звезда» не справилась с объемом заказов в 2017-2018 годах?

Для этого нужно понимать, в том числе, историю развития предприятия. Историю развития «Звезды» в после советское время можно условно поделить на два этапа. Первый — до 2014 года, тогда внимание потенциальных заказчиков к «Звезде» было пониженным, продукция не была востребованной. У российских потребителей двигателей в почете были партнеры на Западе — в Германии, Финляндии, других странах. Они в основном и обеспечивали Россию двигателями. Это мы говорим о гражданских заказчиках. А руководители ВМФ в 2011 году даже приняли решение не применять российские дизели на строящихся кораблях ВМФ. Считалось, что российские заводы делают несовременные двигатели.

В 2014 году, как вы помните, произошло присоединение Крыма к России. И поставщики из Германии и Финляндии перестали поставлять свою продукцию для ВМФ. При этом газотурбинные силовые установки для кораблей производились на Украине, оттуда продукция тоже перестала завозиться. Поэтому строительство кораблей «подвисло». В итоге гражданские и военные заказчики стали закупать российскую продукцию, и с 2014 по 2017 год объем заказов значительно вырос — более чем в 7 раз.

— Можно ли говорить о том, что после 2014 года стало легче жить?

— Легче — нет, скорее интересней. Потому что до этого мы жили в режиме сохранения и поддержания производства. Ведь в начале 2000-х годов, с учетом резкого падения заказов, мы были вынуждены сократить затраты и численность сотрудников, но при мы были обязаны сохранить все технологические переделы для выпуска продукции. Это архисложная задача. Сам завод был построен в 1932 году, обеспечил двигателями более 60% кораблей ВМФ и пограничной службы СССР. К 1990 годам производственные мощности обеспечивали производство около 2 тыс. дизелей в год для нашей страны и стран-союзников.

В 90-х годах объем производства объем заказов начал падение, но экономика предприятия поддерживалась за счет валютных контрактов с Египтом, Алжиром, Индонезией, Польшей и др. Но и этот спрос упал в начале 2000-х годов, тогда покупатели стали переориентироваться на закупку западных дизелей.

При этом самый простой двигатель, который производится на «Звезде», состоит из 3 тыс. деталей, самый сложный — из 6 тыс. деталей. И каждую деталь надо обрабатывать на разных станках. На производстве каждой детали задействовано довольно много людей. Соответственно, встал вопрос о том, как производить необходимое для двигателей количество деталей при сокращении персонала с 7 до 1,2 тыс. человек. Пришлось перестраивать технологический процесс, мы оптимизировали производство, закупив новые немецкие станки вместо старого оборудования.

Следующей проблемой была ТЭЦ, ее работа была неэффективна при снижении объемов производства. Мы поставили современный газовый автоматический котел, поставили в цехах современную инфракрасную систему отопления, поменяли систему подачи сжатого воздуха.

Самое важное — мы сохранили собственное конструкторское бюро и технологическую службу, службу металлурга.

— Что значит для «Звезды» проектирование и планируемый запуск двигателей «Пульсар»?

— У любого предприятия есть цикл развития, связанный с выпуском новой продукции. За счет производства «Пульсара» «Звезду» планировалось вывести на новый жизненный цикл.

Напомню, что в 2011 году была запущена федеральная программа дизелестроения, в рамках которой мы выиграли один из конкурсов на разработку двигателей нашей размерности, речь идет как раз о «Пульсаре». Половину средств на проектирование и создание опытных образцов (1,5 млрд руб.) нам выделил Минпромторг, половину оплатил сам завод. Это была интересная задача. К 2015 год мы спроектировали двигатель и занимались его «доводкой».

— Это длинный срок для создания двигателя?

— Нет, это нормально. Это как 9 месяцев для ребенка. Это хороший срок. Мы завершили проектирование в 2015 году и составили бизнес-план по выводу новой продукции на рынок и организации производства. К этому времени (в 2014 году) мы уже подписали соглашение с Внешэкономбанком. В 2014 году возникли проблемы с внешним финансированием Внешэкономбанка, поэтому финансирование подвисло. Но сам проект был просчитан, выбран западный партнер с большим опытом строительства заводов «под ключ» — словенская компания «Рико». Было понятно, что проект становится рентабельным, если завод выпускает не менее 1 -1.2 тыс. единиц продукции в год. Его основные потребители — производители дизель-энергетических станций, железнодорожного транспорта, судостроители, и военные, и гражданские. Хорошая перспектива сотрудничества наметилась и с белорусским БЕЛАЗом. Что касается экспорта, то он возможен, но тут особенно важно соблюдать правильное соотношение цена-качество. Например, при объемах производства менее 1200 двигателей в год качество можно обеспечить, но цена будет неконкурентноспособной. Или наооборот — можно обеспечить цену, но в ущерб надежности (качеству) двигателей.

— Называлась разная стоимость проекта, от 10 млрд руб.

— 10 млрд руб. — это с учетом разработки проекта. А расходы, связанные с финансированием строительства завода, должны были составить 7 млрд руб. При переговорах с ВЭБом нижний предел финансирования должен был выше 6 млрд руб.; с кредитами на меньшую сумму им просто невыгодно было работать.

— В чем, по-вашему, основные сложности управления «Звездой»?

— На «Звезде» высокотехнологичное производство, в одном двигателе — 130 тыс. деталей. Здесь нужен трепетный подход. Поверхностное осмысление ничего не даст. Тут требуется глубокое погружение в проблемы отрасли. Развитие и удержание таких производств на достойном уровне в условиях мировой конкуренции обеспечивается десятилетиями системной работы, объединением значительных научных, финансовых и административных ресурсов.

— Как кооперация может помочь развитию предприятия?

— Если брать мировой опыт, то, например, в Кельне есть завод Deutz, который занимается только сборкой и испытанием двигателей. Он производит 170 тыс. двигателей в год. А все остальные детали привозятся на него с других предприятий.

Есть такая американская Federal Mogul, которая делает только на одном из своих заводов в Польше поршни, поршневые кольца, более 20 тыс. штук комплектов в год. Он делает их качественно и в большом количестве, и они недорогие, и это выгодно для производства готовой продукции.

В Европе кооперация стала активно развиваться в 80-90-х годах, раньше у них промышленность работала, как и у нас. То есть началось с того, что завод полного технологического цикла по производству двигателей приказал долго жить, и в итоге был построен новый завод, но уже вот с такой мощной кооперацией.

Что интересно — на выходе завод Deutz производятся двигатели под маркой Volvo, Deutz и другие. Это одинаковые конструкции, как, например, в автомобилях. И в этом проявляется кооперация на более высоком уровне — уровне поставщиков конечной продукции.

Экономика Запада строится на кооперации. Там много предприятий, и каждое специализируется на производстве, например, определенных болтиков и делает это хорошо, качественно и недорого. Это результат большой системной работы и чья это заслуга в большей степени — за счет рыночного регулирования или же за счет участия государства — сложно судить. У них так случилось, и у них уровень промышленности высокий, высокая насыщенность производством. То есть если производителю потребуется литье, он может выбирать между литьем сразу нескольких близко расположенных заводов.

А если брать Россию, то, например, некоторые специалисты упрекали нас в том, что локализация в двигателях «Пульсар» составляет всего 40%, но это как раз очень хороший показатель. Потому что, например, 10% от себестоимости составляет топливная аппаратура. А кто в России ее делает — для больших дизелей никто. Потому что у нас насыщенность высокотехнологичным производством недостаточно высокая. И чтобы производить качественный российский продукт с максимальной степенью локализации, нужна высокая насыщенность производством. И здесь возникает ключевой системный вопрос, каким путем надо идти к такому счастью. Строить сразу много маленьких производств и их кооперировать? Скорее всего, это не будет работать — слишком долго, затратно и экономически не оправдано.

Второй путь, единственно реализуемый, по-моему, в наших условиях таков: развивая отечественную инженерную науку создаем современное изделие (двигатель «Пульсар») с высокой степенью использования западных комплектующих. И дальше работаем по вытягивающему принципу. То есть, сначала организовать производство под гарантированную востребованность экономики страны и затем создавать под него производство компонентов. Уровень локализации должен определятся экономическим факторами и соображениями должного уровня независимости и безопасности. Топливная аппаратура? Можно создать такой российский завод, но тогда надо, чтобы он еще работал и для Коломенского завода, ГАЗа, КАМАЗа и для остальных заводов.

Принципиально важно, что если продукт разработан в России, то можно говорить о наличии собственного продукта, об инженерной независимости. Обеспечить импортозамещения в инжиниринге на порядки сложнее, нежели импортозамещение любого рода производства. Только при наличии собственного инжиниринга сохраняется возможность для модернизации готовой продукции, создания специальных изделий, опережающего развития широкого спектра комплектующих деталей и узлов.

— Чем вы будете заниматься в ближайшее время?

— Планирую развивать индустриальный парк «Звезда». В настоящее время на его территории уже работает несколько промышленных предприятий (производство окон, запорной арматуры, спортивных тренажеров и др.), и они планируют расширяться. Соответственно, мы будем заниматься подготовкой новых корпусов, площадок для расширения действующих предприятий и для создания здесь новых производств.

Справка

ПАО «Звезда» — крупнейший в России производитель высокооборотных дизельных двигателей, в том числе для ВМФ и железнодорожного транспорта. Павел Плавник управляет активами «Звезды» с 1999 года. С 2016 по 2017 гг. выручка завода выросла с 1,5 млрд до 2,1 млрд руб., а прибыль — с 112 тыс. до 14 млн руб. По данным опрошенных РБК Петербург экспертов, по итогам 2018 года оборот «Звезды» превысит 3 млрд руб.

На самом предприятии ранее говорили, что за последние четыре года объем гособоронзаказа значительно вырос и в настоящее время превышает производственные мощности завода. В марте этого года с проверкой на завод пришли сотрудники прокуратуры. По сообщениям СМИ, проверка была связана с несвоевременным исполнением гособоронзаказа.

Кроме того, у предприятия возникли сложности с привлечением инвестиций на реализацию новых проектов. Руководство «Звезды» решило вступить в кооперацию с екатеринбургским машиностроительным холдингом «Синара» Дмитрия Пумянского. В конце прошлого года структуры двух компаний зарегистрировали в Петербурге совместное предприятие — ООО «Научно-производственный концерн «Звезда». А в июне этого года дело приняло неожиданный оборот: «Синара» стала собственником холдинга «Звезда». Так, структуры «Синары» выкупили 91% акций Павла Плавника в головном предприятии холдинга — ПАО «Звезда». В августе Павел Плавник вышел из состава совета директоров и лишился постов гендиректора ПАО «Звезда» и НПК «Звезда».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Decancit sr инструкция на русском языке
  • Decancit sr инструкция на русском языке
  • Дуксет инструкция по применению отзывы таблетки
  • Дуксет инструкция по применению отзывы таблетки
  • Самое классное руководство