Че гевара стиль руководства

Эссе «Че Гевара харизматичный лидер»

Эрнесто Гевара де ла Серна, известный как Че Гевара или просто Че, является вдохновляющим символом для современной молодежи даже сейчас, в двадцать первом веке. Он представляет собой страстного радикального борца против гегемонии капитализма и угнетения, который жил по своим принципам и умер, сражаясь за них. Его образ, идеи и имя составляют символику борьбы с несправедливостью и эксплуатацией. Даже те, кто не разделяет его революционных идей, не могут избежать влияния его необычайной харизмы.

Лидерство Че Гевары

Жизнь Че Гевары-это выдающееся исследование влияния обстоятельств и предыстории на взгляды и образ жизни индивида. Различные социальные, психологические и исторические условия формировали его личность и заставляли следовать своим путем. Он отличается от стереотипного революционного лидера. Он никогда не демонстрировал поведение, которое пренебрегало, нарушало, разрушало или вредило его последователям или миссиям. Его лидерство можно охарактеризовать как конструктивное. У него было много последователей, которые поддерживали его видение и прилагали все возможные усилия, чтобы поддержать его.

Рожденный в аристократической семье, Че воспитывался в атмосфере либеральных дебатов и обсуждения политических вопросов. Даже будучи ребенком, он демонстрировал свою готовность восстать против любой несправедливости, с которой сталкивался. Его первая руководящая роль в банде уличных мальчишек была свидетельством его замечательного ума, интеллекта и огромного стремления к справедливости и равенству. Настойчивость и уверенность помогли ему поступить в медицинскую школу вопреки воле родителей. Поездки на мотоциклах по Латинской Америке открыли нам глаза на экономическое и социальное угнетение. Врач и интеллектуал, он превратился в машину для убийства ради других людей.

Благодаря упорному труду, бесстрашию и смелости характера он поднялся до самого высокого командирского звания в армии. Он не мог вынести даже мысли о капитуляции. Он играл главную роль в кубинской борьбе, поддерживал революцию в Конго, занимал пост министра финансов, намеревался принять участие в печально известном боливийском деле. Столкнувшись с многочисленными трудностями и став свидетелем ужасов на Кубе, он искал перемены и альтернативный путь, направленный на прогресс и развитие без угнетения. Его целью было распространение революционных идей по всему субконтиненту.

Мужество, сила, преданность революционным идеям, решительность и даже пренебрежение личной безопасностью Че Гевары сделали его неоспоримым лидером, сражаясь в армии Фиделя. Он сумел возбудить всеобщее восхищение и преданность среди подчиненных, которые были преданны и любили его. Будучи способным делать бесчисленные вещи от издания газет и организации различных мероприятий до отличного выполнения воинских обязанностей, он считался невероятной личностью, завоевывая сердца тысяч людей.

Революционные заслуги че несомненны, но долговечность его образа во многом обязана его личности. Было много других страстных революционных лидеров, но их имена уже забыты. Обращение че можно назвать эмоциональным. Его образ мученика идеализма до сих пор вдохновляет угнетенных и дает им надежду на перемены. Он умудрялся быть бескорыстным и альтруистичным на протяжении всей своей жизни. Его глубокие идеи, а также его готовность рисковать своей жизнью ради своих благородных идей делают его выдающимся лидером всех времен. Че Гевара является иконой во всем мире, поскольку он получил образ бесстрашного героя, который пожертвовал своей жизнью, чтобы освободить мир от несправедливости и угнетения.

Одна из самых трагических и противоречивых фигур в истории XX века, Че является самым узнаваемым лицом революции на Кубе и символом социального протеста. Посвятив свою жизнь освобождению, он сумел совместить в себе роли отважного солдата и харизматичного лидера. Он боролся за свободу людей, которые предали его. Тем не менее его жертвы были не напрасны.

Культ Че значительно усилился после его трагической смерти в 1967 году. Его вездесущие изображения можно найти на рюкзаках, шляпах, плакатах и куртках. Его собственная жизнь шла параллельно с историей его страны, и после его смерти факты его реальной жизни превратились в мифы. Он стал символом вечных идей, даже брендом. Его история была пересказана сотни раз в книгах, песнях и документальных фильмах. Реальная фигура постепенно исчезает, поглощенная легендой.

Идеалистичный и практичный, жестокий и любящий, наивный и сложный, Че Гевара был противоречивой личностью, превратившейся в миф. Он был мечтателем, движимым любовью, готовым противостоять вызовам господствующих сил мира в своей борьбе за свободу и справедливость. Освобождение для него было неизбежной необходимостью, поэтому он страстно стремился к освобождению угнетенных и бедных.

Че Гевара и его идеи: актуальность в современности

«Я думаю, что он был не только интеллектуалом, но и самым совершенным человеком нашей эпохи».
Жан Поль Сартр

Эрнесто Че Гевара – поистине великая личность, окружённая вечным ореолом романтики, чей образ стал одним из символов 20 века. Фигура Че Гевары сохраняет свой притягательный романтизм потому, что команданте не упивался своей властью и популярностью, был до конца честен с людьми и свято верил в то, во что верил.

Команданте Че, как его по-свойски называют бывшие соратники и миллионы поклонников по всему миру, был не только «практикующим» бойцом-партизаном, каким его привыкли видеть массы, но и настоящим теоретиком идей марксизма, во многом изменившим суть и направление мирового социалистического движения. Че Гевара остаётся иконой государственного масштаба в Боливии, Венесуэле, Эквадоре Аргентине, на Кубе – странах, строящих социализм, о котором мечтал команданте.

Че Гевара и его идеи: актуальность в современности

Семья Че Гевары. Слева направо: Эрнесто Гевара, мать Селия, сестра Селия, брат Роберто, отец Эрнесто с сыном Хуаном Мартином на руках и сестра Анна Мария

Эрнесто Рафаэль Гевара Линч де ла Серна появился на свет 14 июня 1928 года в местечке Росарио, что в Аргентине. Известно, что будущий пламенный революционер с детства страдал тяжелой формой астмы, что не в последнюю очередь сформировало характер, закалило юношу и заставило преодолевать трудности и жить вопреки. По окончании школы будущий кумир миллионов решил стать врачом и поступил на медицинский факультет Университета Буэнос-Айреса, где и начал свою общественную деятельность, вступив в ряды студенческой организации, выступавшей против тогдашнего правительства под руководством Хуана Перона.

Молодой человек вёл активную жизнь, путешествовал по странам Латинской Америки на мотоцикле. Поездка, совершённая им вместе с другом в 1953 году, оказала определяющее влияние на взгляды Эрнесто. Посетив Перу, Эквадор, Венесуэлу и Гватемалу, он написал свой знаменитый «Дневник мотоциклиста», который впоследствии назвали латиноамериканским «Капиталом».

В 1955 году Че Гевара познакомился с Фиделем и Раулем Кастро. Беседы с кубинскими революционерами впечатлили его настолько, что он решил «умереть на чужом пляже за чистые идеалы», присоединившись к революционному движению. В 1956 году Че Гевара прибыл на Кубу и занялся партизанской войной в горах Сьерра-Маэстра. В 1959 году он триумфально вошёл в Гавану, приняв непосредственное участие в свержении правительства Фульхенсио Батисты.

Рауль Кастро с Эрнесто Че Геварой в горах Сьерра-дель Кристаль к югу от Гаваны. 1958 г.

В новом правительстве Эрнесто Че Гевара стал начальником милиции, позже директором Института аграрной реформы, а в 1961 году получил должность президента Национального банка и министра экономики и промышленности. Именно будучи министром команданте посетил Советский Союз, договорившись о поставках на Кубу советской нефти, что стало огромным прорывом для экономики Острова Свободы. В 1965 году, отвергнув спокойную жизнь во власти, он стал предводителем партизанской войны в Республике Конго, а по неподтвержденным данным, Че Гевару видели в Анголе, Вьетнаме и Лаосе.
После этого легендарный команданте выехал в Боливию, чтобы помочь местным революционерам прийти к власти, и уже отсюда способствовать продвижению социалистической революции дальше в южном направлении — в Аргентину, Перу и Чили, а также Парагвай и Бразилию. Но у этой военной кампании оказался трагический финал. В 1967 году 9 октября раненый Че Гевара был взят в плен, а на следующий день расстрелян. Останки революционера покоятся в мавзолее в городе Санта-Клара на Кубе.

Чего же всё-таки добивался Че Гевара? Во что же именно так свято верил? Ради чего жил?
Он жил в мире, где капитализм боролся с социализмом, но при этом не собирался слепо следовать ни югославской, ни китайской, ни даже советской модели социализма, который в недалёком будущем всё же должен был обрести «человеческое лицо» (идея построения «социализма с человеческим лицом» в Восточной Европе, и в частности в ЧССР, возникла в СССР уже после гибели команданте).

Че Гевара в Москве в 1964 году.

Че Гевара, в отличие от советских идеологов марксизма-ленинизма считал необходимым сохранение рыночных отношений. Социализм с точки зрения Че Гевары подразумевает сильное государство, оберегающее своих граждан и их собственность, принадлежащую каждому из них, а значит и всей стране. Единственным условием для создания такой ситуации, по мнению Че Гевары, — ликвидация самой возможности угнетения одной части (класса) населения другой частью (классом). Революционная ситуация (готовность угнетённых граждан к насильственным действиям) создаётся тогда, когда властная элита в силу действия комплекса объективных причин, в число которых входит и личная материальная заинтересованность, и отсутствие ротации бюрократического аппарата, и пресловутая коррупция, не просто не желает, но и не в состоянии решить существующие социальные проблемы.

Под такое определение революционной ситуации попадает обстановка во десятках стран современного мира. Однако прямыми последователями Че Гевары можно смело назвать лишь немногих. Специалисты называют таковыми Движение безземельных сельских рабочих в Бразилии, Национальную крестьянскую федерацию Парагвая, Армию национального освобождения Мексики, Крестьянский союз Боливии, Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC), и крестьянские Федерации в Эквадора и Гватемалы.

Тело Че Гевары после убийства, 10 октября 1967 года.

ЧЕ ГЕВАРА. «Команданте Че»

Автор:

40 комментариев


Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official


Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

Особенности политического имиджа Эрнесто Че Гевары

Татьяна Беляева 402-PR
Содержание

Введение

1 Понятие политического имиджа

1.2 Технологии создания эффективного политического имиджа

2 Особенности имиджа Че Гевары

Заключение

Список используемой литературы

Введение

За последнее десятилетие понятие «имидж» прочно вошло в нашу жизнь. Стали привычными такие выражения как «имидж политика», «имидж партии», «имидж города или региона» и пр. Имджмейкеры получают огромные средства за формирование привлекательного имиджа, особенно в период избирательных компаний.

Образ политического деятеля один из самых сложносоздаваемых, т.к. он должен соответствовать социальным ожиданиям масс.Только тогда он будет стабильным и действенным. Также политический имидж должен создаваться таким образом, чтобы люди могли верить и доверять кандидату (политическому деятелю), на протяжении долгого времени.

С каждым годом технологии формирования политического образа претерпевают изменения, становятся все изощренней. Не секрет, что многие имиджмейкеры используют метод анализа аналогов, для выявления особенностей формирования образов политических лидеров, рассматривая как современных деятелей, так и исторических персон.

Ярким примером для многих является имидж А. Гитлера. Многочисленные исследователи пытаются понять феномен фюрера. Каким образом он смог подчинить своему влиянию целую нацию, почему ему поверили и пошли за ним? Кто формировал его имидж? А главное, как и какими средствами? Все эти вопросы очень актуальны на сегодняшний день. Однако не менее колоритными персонами являются политические лидеры Латинской Америки: Фидель Кастро, Уго Чавес, Альенда, Че Гевара. Именно об особенностях имиджа последнего и пойдет речь в данной работе.

Стремительное возвращение портретов и фотокадров Эрнесто Гевары на площади, улицы, экраны Европы и Латинской Америки; мировой резонанс, который каждый раз приобретает годовщина его смерти, вызывают вопрос о «феномене Че». Из всех революционеров он оказался наиболее «созвучен» современности, каким-то ее тенденциям и потребностям. Фигура Че Гевары до сих пор вызывает оживленные споры. Одни видят в нем отчаянного фанатика, постоянно ищущего гибели, и, к несчастью, вовлекшего в свою авантюру наивных или преданных ему людей.

Для других он – ничем не запятнавший себя святой, воплощение совершенства, для недавно обнаруженных бренных остатков которого следует воздвигнуть мавзолей и поклоняться культу, что столь чуждо было мировоззрению самого Че Гевары. Тем не менее, как бы мы не относились к Че, его имидж, несомненно, может являться «идеалом» для других оппозиционных политических деятелях, поэтому я решила проанализировать, в чем кроется секрет его успеха, несмотря на 40 лет после его смерти.

Для этого было необходимо рассмотреть характерные моменты политического имиджа, технологии его формирования и специфику личности команданте.

Понятие политического имиджа.

Для начала стоит определиться, что в рамках данной работы будет вкладываться в понятие «политический имидж».Л.Браун, автор книги «Имидж – путь к успеху», включает в понятие имиджа следующие основные моменты: внешность, умение держаться, навыки выступления перед аудиторией, поставленный голос, способность грамотно вести диалог. Браун рассказывает об особенностях выступления на пресс-конференциях, по радио, телевидению, советует, как лучше фотографироваться, принимать награду, разговаривать по телефону. На мой взгляд, такое определение не достаточно полное, потому что отражает только «внешнее содержание», оболочку персоны. В.М. Шепель в своей книге «Секрет личного обаяния» развивает идею имиджа до моделей поведения, искусства вхождения в образ, элегантности манер.

Большинство авторов трактовок имиджа сходятся во мнении, что имидж – это качественная характеристика любого объекта, с помощью этих характеристик объекта вырабатывается отношение целевых групп к объекту и всему, что с ним связано. Но нужно также учитывать и тот факт, что поведение и восприятие человеком окружающей информации постоянно меняется.

Настроение в момент времени формируется из комплекса раздражителей присутствующих в данную минуту. Причем, чем сильнее раздражитель, тем больше возбуждения он вызывает. Создание такого вида раздражителей и иллюзий стало для политической сферы неотъемлемой частью.Политический имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ конкретного политического лидера или политической организации.

Американские специалисты определяют политический имидж несколько проще, делая упор на то, что это сильное впечатление, которое возникает в умах избирателей, когда они думают о конкретном политике. Политический имидж имеет важные отличительные особенности, которые необходимо учитывать при его создании.

Во-первых, политический имидж должен формироваться целенаправленно, тогда, как процесс стихийный может сделать его не только малоэффективным, но даже противоположным желаемому.

Во-вторых, политический имидж включает в себя многие ценимые в народе качества, или же требуется создать условия для того, чтобы их начали приписывать данному политику.В-третьих, политический имидж должен соответствовать ожиданиям социума.

Для этого необходимо хорошо знать социальную структуру общества, интересы, потребности, социальные потребности людей и слоев населения, источники их волнения, преобладающие настроения.Также любой политический имидж, чтобы стать позитивным, должен обязательно удовлетворять нескольким общим требованиям. Во-первых, в политическом имидже необходимо присутствие черт победителя.

Это должно проявляться, прежде всего, в оценках личности, ее деяниях. Кроме того, желательны: амбивалентность («добрый, но строгий»), эмоциональная насыщенность (личные черты должны быть яркими,), ориентация на мифологическую «потребность» массового сознания (то есть знать, какого героя хотят видеть). Во-вторых, необходимо, чтобы в политическом имидже присутствовали «черты отца», так как отец – гарантия защиты, стабильности.

Он может взять на себя ответственность, он не даст в обиду. Он строг, может наказать обидчика. Также нужно помнить о том, что имидж не должен быть сложным, стереотипизированность образа упрощает его восприятие.

Но данная стереотипность должна быть вариабельной (изменяемой) и многоплановой, то есть направленной на отдельные социальные группы или страны, так как у них есть свои превалирующие стереотипы. Следствием второго и третьего требований можно считать открытость (видимую доступность).

Избиратели доверяют тому, кто, по их мнению, способен решить их проблемы, а для этого он должен быть доступен, то есть к нему можно обратиться, рассказать о своих проблемах. Не нужно также забывать о том, что имидж должен транслироваться в процессе многочисленных политических коммуникативных связей. Это публичные выступления политика, встречи с избирателями, политическая реклама, его дебаты, интервью и т.п.

Не маловажную роль при создании положительного имиджа играет окружение кандидата (политического деятеля). «Короля делает его свита» — данное крылатое выражение полностью справедливо и в случае формирования политического имиджа, особенно во время избирательных кампаний. Если рядом с кандидатом на высокую выборную должность постоянно находятся хорошо известные и узнаваемые личности – положительное отношение к ним переносится и на самого кандидата.

Таким образом, необходимо создать «правильный» фон для политического деятеля.

1.2.Технологии создания эффективного политического имиджа.

Хотелось бы рассмотреть ряд разнообразных психологических технологий, которые используются для создания положительного имиджа.

Во-первых, имидж должен формироваться с опорой на «идеальный образ кандидата». Данная психологическая технология базируется на основательном исследовании ожиданий социальных масс. Проблема стоит буквально так: лидера, с какими качествами и характеристиками народ хотел бы видеть во главе города, региона, страны? С помощью соцопросов вскрываются желаемые качества и черты лидера, то есть определяется его «идеальный образ».

Второй важной технологией является сценарный подход (создание «событийного ряда»). События должны выстраиваться таким образом, чтобы политик мог проявить свои сильные стороны, которые как уже выяснилось, важны для народа. Также необходимо использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия».

У большинства людей отношение к лидеру, занимающему высокий пост, весьма оригинальное: если дела идут хорошо, то все успехи связывают главным образом с ним, если же — нет, то именно он в сознании людей виноват во всем (даже в том, к чему вообще не имеет непосредственного отношения). Данная закономерность имеет очень важные для имиджа следствия: в случае смены прославленного в народе лидера, действовавшего успешно, в психологическом отношении претендент должен быть обязательно в чем-то на него похожим, но все же лучшим.

Тогда реализуется психологический эффект «подобия». Если же лидер непопулярен и дела идут плохо, то претендент должен резко от него отличаться, естественно, в лучшую сторону – психологический эффект «контраста». Не нужно также забывать использование некоторых закономерностей социальной перцепции.

«Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, других людей, общности.»[1]

Существует ряд закономерностей социальной перцепции, которые нужно учитывать при создании политического имиджа: · образ должен быть эмоционально окрашенным, производить сильное впечатление, уметь оказывать влияние на людей, личным превосходством.· отличатся целостностью, «сбалансированностью».· строится так, чтобы была возможность его осмысления, а это достигается знаниями о данной категории людей («из директоров», «из партаппарата» и пр.)· связан с социальными ролями, эффект усилится, если они будут связаны с позитивным мифотворчеством – «кумир», «хозяин», «герой», «заступник».· также позитивное влияние на восприятие человека человеком играют личные особенности кандидата.

Например, артистизм – неотъемлемая часть политика. Или хобби, что воспринимается как проявление оригинальности, хорошей «маленькой слабости».Важной технологией также является использование методов политической мифологии. Воздействие мифов на массовое сознание велико. Мифы как бы пропитывают все человеческое существование. В книге «Mass-Media: Психологические процессы и эффекты» Г.С. Мельника также приводится ряд технологий по формированию политического имиджа, которые также хотелось бы рассмотреть.

Первое, о чем нужно помнить это то, что при создании образа на первый план выходят такие характеристики, как внешность (более привлекательные оцениваются как более компетентные, но не всегда), личные качества, манера поведения, жестикуляция, тембр голоса, грамотность речи.

Иногда создается образ «изгоя», которым можно вызвать максимум симпатий со стороны широких кругов аудитории. «Изгой» может превратиться в правдоборца. В системе формирования имиджа также используется прием, называемый «festimonials» (свидетельства), суть которого – выражение в разной форме уважения, восхищения, поддержки.[2]

Немаловажным при создании имиджа является «фон». В качестве которого может выступать другая, контрастная фигура. Нужна пара близнецов – «хороший» и «плохой». Попеременная борьба двух политических оппонентов, игра в героя и злодея до поры наркотизирует массовое сознание и дезориентирует его в реальных жизненных проблемах. Однако, на мой взгляд, если рассматривать таких политиков как Гитлер, Сталин, Кастро и Гевара, то необходимо говорить не только о политическом имидже, но и об образе лидера, политического лидера. Такой образ формируется в контексте политической борьбы.

Имидж лидера в политике – это представление о нем, сложившееся у населения в результате длительного внешнего воздействия, которое обладает высокой устойчивостью и сопротивляемостью.

Такой устойчивостью обладают и отдельные элементы имиджа, к примеру, полученная в самом начале политического пути Эрнесто Гевары кличка ЧЕ, теперь не то, что узнаваема всеми — является торговой маркой, и вызывает константные ассоциативные ряды практически у каждого. Также политический лидер должен быть доступным и понятным для масс, он должен в нужной мере быть «выходцем из народа». Не последнюю роль в создании положительного имиджа играет и всевозможная символика: гербы, вымпелы, значки, декорации и бутафория политического театра – все наделяется идеологией.

В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней (возможно, что в процессе «становление» лидер проходит все три этапа):

  1. Лидер малой группы лиц, обладающих наибольшей властью в данном сообществе, имеющих общие интересы. Лидер приобретает власть наиболее авторитетного в группе лица, которая формируется на основе его личных качеств, оцениваемых группой непосредственно в процессе совместной деятельности. По-моему, Че никогда не являлся лидером малой группы, по крайней мере, лидером малой революционной группы. На стадии зарождения движения противников диктатуры Батисты, он находился в тени идеологов оппозиции – братьев Кастро (Фидель был лидером малой группы), выступая в качестве хорошего врача и хорошего солдата.
  2. Лидер общественного движения (организации, партии) — тот, с кем определенные социальные слои (группы людей) связывают возможность удовлетворения своих интересов.Лидер этого уровня воздействует на общественное мнение, как в силу личных качеств, так и благодаря тому, что поддерживающая его часть группы находится в состоянии ожидания лидера; группа наделяет лидера определенной степенью доверия и политической поддержки. Чем менее определены цели и задачи общественного движения, тем более значима деятельность такого лидера. 1954 год, после встречи Че Гевары и Фиделя Кастро, революционное движение набирает обороты, благодаря бунтарскому образу команданте все больше молодых кубинцев разделяют повстанческие идеи движения. Общество связывает с этими лидерами свои надежды, как бы авансирует их. Именно под давлением общественного мнения арестованных братьев Кастро, Гевару и других освобождают из тюрьмы. Они уже стали идеологами революции, люди готовы идти за ними.
  3. Лидер третьего уровня — политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института. Этой стадии лидерства Че достиг после победы революции, когда пришел новый этап в жизни кубинского народа, когда Че стал вторым человеком в новом правительстве следом за Фиделем. В 1959 году он возглавил Национальный институт по аграрной реформе, занял пост министра промышленности и президента Национального Банка Кубы.

Анализируя публикации по созданию политического имиджа, я практически ни разу не встретила «отрицательный» имидж политика, хотя многие харизматичные лидеры ХХ века отнюдь не ангелы. Видимо, нужно говорить о положительной оценки политика не всем обществом, всем миром, а только той целевой аудитории, с которой работает этот лидер.

Не могу сказать, что имидж команданте формировался целенаправленно, скорее всего, его имидж можно считать естественным. (В данном случае под естественным имиджем понимается стихийной созданный образ, базирующийся на личностных, психологических особенностях человека.) Поэтому анализировать особенности образа Че приходиться как бы постфактум, в отличии от Гитлера и Сталина, которые целенаправленно формировали имидж, используя для этого специальные методы и технологии, которые при желании достаточно легко проследить. Но обо всем по порядку.

Особенности имиджа Че Гевары «Эрнесто Гевара (более известен как Че)

Родился в 1928 году в Аргентине. Активный участник военно-политической и идейной борьбы 50—60-х годов XX века в Латинской Америке и Африке (и в так называемом «третьем мире» в целом); один из руководителей Кубинской революции. Убит в 1967 году в Боливии по прямому указанию имперской (США) администрации. Хотя заметной ролью в региональной и мировой политике отмечена лишь последняя треть жизни Э. Г., его воздействие на мировое общественное (политико-идеологическое, культурно-психологическое, в меньшей мере — научное) сознание распространилось на ряд последующих десятилетий XX века».[3]

Че стал любимцем кубинского народа, легендой, кумиром молодежи еще при жизни. В считанные недели после смерти образ Гевары стал материальной силой в Латинской Америке и за ее пределами. Закономерный вопрос: почему?Несомненно, что имидж Че Гевары соответствует архетипу бунтаря. На протяжении своей «политической» карьеры он всегда шел против устоявшихся норм и правил. После установления нового режима на Кубе его интересовало революционное движение во всем мире, он стремился быть его главным вдохновителем.

Постоянное развитие, постоянное недовольство тем, что уже есть, постоянное желание добиваться чего-то нового – типичные желания бунтаря. Это касается не только его диверсионной, партизанской деятельности: не имея опыта в области государственного управления и экономики, Че Гевара в короткие сроки сумел трансформировать в наилучшую сторону дела во вверенных ему областях, осуществил денежную и промышленную реформы, не смотря на угрозу интервенции и в условиях жестокой американской блокады.

Но и на этом он не останавливается. «Я официально отказываюсь от своего поста в руководстве партии, от своего поста министра, от звания команданте, от моего кубинского гражданства. Официально меня ничто больше не связывает с Кубой, кроме лишь связей другого рода, от которых нельзя отказаться так, как я отказываюсь от своих постов»«…Я вновь чувствую своими пятками ребра Росинанта, снова, облачившись в доспехи, я пускаюсь в путь….Многие назовут меня искателем приключений, и это так. Но только я искатель приключений особого рода, из той породы, что рискуют своей шкурой, дабы доказать свою правоту.»[4]

На мой взгляд, слова типичного бунтаря, хотя для многих он был не просто, бунтарь, он был и остается бунтующим героем.Создание мифа часто используется в качестве приема для формирования имиджа. Миф. Да же сегодня, по прошествии 40 лет после жизни Гевары, очень трудно избежать повседневных, расхожих фраз, преодолеть влияние его харизмы и мифа окутывающего практически всё, что связано с его личностью. Латиноамериканцы считают команданте практически новым Иисусом, пришедшим освободить их от нападок империалистов. Ни один мертвый не был так похож на Христа, как Че, на фотографии, облетевшей весь мир.

Крестьяне Боливии (где в 1967 году и был убит Гевара), хранящие как священную реликвию клочки волос, срезанные с его бороды на следующий день после убийства, считают его своим покровителем и называют его Святым Эрнесто Ла-Игерским. Крестьяне, которые отказали его отряду в поддержке и часто были осведомителями властей. Трагическая участь всех причастных к его казни продолжает питать миф о сверхъестественности земной миссии Героического Партизана. И даже сейчас, в современном мире, Кастро поддерживает в умах людей мысль о сверхъестественности Че: «…скоро, подобно Фениксу, вновь появится команданте Гевара…».

Можно проследить и еще один прием создания образа, который применим к имиджу Че – эмоционализация.Сопереживание провалам в начале повстанческого движения, чувство радости за победу революции, чувство горечи после смерти Че. Именно его образ (а не Фиделя) отождествляют с надеждой на перемены, с желанием бороться, стремлением все изменить. Каждый шаг, каждое действие Че, расценивалось народом не столько с рациональной точки зрения, сколько с эмоциональной. Он были молодым и энергичным и знал, чего хотел. Люди искренне сочувствовали и желали поскорей увидеть, как чистые идеалы социализма на глазах превращаются в человеческое счастье. Неудивительно, что экспериментаторы были популярны. Фидель с Раулем — и особенно неугомонный Эрнесто Че Гевара, в берете, с горящим, устремленным в будущее взглядом.

Беретка со звездочкой и самая знаменитая фотография вечного бунтаря давно уже стали символами борьбы, юношеского максимализма, сопротивления и т.д.Эрнесто Гевара, наряду с другими борцами за возвышение (освобождение) человечества, воспринимается не только как личность, воевавший не только против невежества, угнетения, эксплуатации, отчуждения своего времени, но и против постоянного, общего всем временам содержания этих структур. Он представляет вечный, не зависящий от «тысячелетия на дворе» интерес угнетенных, меньшинства. Нынешняя притягательность, практически граничащая с религиозной, фигуры Гевары (прежде всего — для молодежи) объясняется не только «жаждой альтернативы», но и желанием быть таким как ОН, ведь он был таким как МЫ – «выходец из народа».

Вот еще один элемент его имиджа.Окружение Гевары, активная пропаганда в прессе, по радио, выступление на митингах, все это играло не последнюю роль в формировании имиджа лидера. И снова, возвращаюсь к мысли, что имидж Че складывался не только при жизни, но и активно поддерживается сейчас. Вспомнить, хотя бы октябрь 1997 года, когда кубинцы пришли проститься с останками Че. Шли со всех сторон, а потом многие часы стояли — семьями, компаниями, в одиночку, парами, чтобы увидеть шесть коротких деревянных ящиков, пройти перед ними, может, что-то сказать (или подумать) про себя и разойтись. Тысячи детей на руках у матерей. Взрослые — всех возрастов, занятий, цветов кожи; старухи, старики — и снова молодежь, молодежь.. Горячие сторонники режима и (можно не сомневаться — есть и такие) его критики. Без лозунгов, транспарантов, знамен. Серьезные, усталые лица, «смягчившиеся» в атмосфере «единства чувств». Люди, ощущающие себя — как никогда в последние годы — народом, скрепленные общей благодарностью и любовью, уважением и надеждой. Для них он навсегда останется символом единства, борьбы за свободу, надежды и чего-то еще. Образом-идеалом, не потускневшим за тридцать лет.

Фигуру Гевары отличает целостность его восприятия, имидж Че был почти уникален при его жизни и остается таковым сегодня — после цунами разоблачений и разочарований конца 80-х — начала 90-х годов.Его образ — образ «человека на все времена», но вместе с тем — отвечающий конкретному мироощущению, альтернативным потребностям новой, нынешней эпохи.

Несмотря на то, что по сути дела Эрнесто Че Гевара фактически всегда был вторым человеком на Кубе после Фиделя Кастро, я бы сказала, что он всегда был и будет первым властителем умов молодых революционеров Латинской Америки. Именно молодых людей, таких, каким был он сам.

Заключение

Эрнесто Че Гевара — человек-легенда, символ преданности к обездоленным и угнетенным народам всего мира, головная боль капиталистов.

Не знаю насколько правомочна я была рассматривать имидж Че и искать в нем, то чего точно не делалось (как уже было сказано, имидж Че не является результатом целенаправленной деятельности), но, на мой взгляд, анализ такого аналога вполне имеет шанс на существование. Если представить, что образ команданте формировался специально, то при этом активно использовались такие технологии как формирование имиджа с опорой на «идеальны образ», «сценарный подход», метод подобия.

Не менее популярными были метод «фона», закономерности социальной перцепции, метод политической мифологии. Также популярным было использование «черт победителя». Не забывалась подчеркиваться открытость команданте для других людей.

В своей работе я пыталась понять феномен Че Гевары, почему все больше молодых людей по всему миру осознано выбирают образ команданте, что они ретранслируют обществу, надевая футболку с его портретом (именно сознано, принимаю его идея, а не только из-за того, что это «модно»).Вечное несовершенство мира генерирует огромное количество радикальных личностей, которые хотели бы одним рывком изменить опостылевшую действительность.

Но немногим удается убедить в своей правоте тысячи и миллионы людей, без которых истории нельзя придать должного импульса. Однажды Че был среди тех, кому удалось победить.

Он стал теоретиком вооруженной революционной борьбы. А затем странным образом нарушил свои же собственные правила и погиб. В этом — и загадка, и источник мифов, и научная проблема.Че — символ вооруженной борьбы не только против империализма, и пока жив дух сопротивления, образ Че Гевары будет сохранять присутствие в настоящем, будет востребован.

Список используемой литературы

  1. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер Пресс, 1996.
  2. Гавриков Ю.П. Че Гевара. Последний романтик революции/Серия Досье без ретуши.- М.: Вече.2004
  3. Гросс Х., Вольф К. Че: «Мои мечты не знают границ». – М.: «Прогресс», 1984
  4. Мельник Г.С. Mass Media Психологические процессы и эффекты. — СПб., 1996
  5. Шепель В.М. Секреты личного обаяния. Москва. 1997
  6. Энциклопедический словарь в шести томах; Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР СЭ, 2006.

[1] Энциклопедический словарь в шести томах ;Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР СЭ, 2006.

[2] Мельник Г.С. Mass Media Психологические процессы и эффекты. — СПб., 1996

[3] Энциклопедический словарь в шести томах

[4] Гавриков Ю.П. Че Гевара. Последний романтик революции

Записей не найдено.

4 марта 1960 года в порту Гаваны прогремел мощный взрыв. А через 48 минут, во время спасения пострадавших, произошла вторая детонация. Случилось это все во время разгрузки теплохода «Ля Кувр», прибывшего из Бельгии. На его борту было 76 тонн оружия. Эта поставка предназначалась для кубинских революционеров, которые свергли проамериканского диктатора Батисту. Именно благодаря ему США контролировали практически всю экономику острова. Взрыв теплохода организовало ЦРУ. На траурном митинге, посвященном жертвам теракта, фотограф Альберто Корда сделал, возможно, один из самых знаменитых снимков в истории XX века. В его объектив на пару секунд попал Эрнесто Че Гевара. Через 8 лет ирландский художник Фицпатрик прославится красно-черной стилизацией этого портрета, и он станет главным символом революции. Но кто такой Эрнесто Че Гевара на самом деле – святой освободитель, каким его считали боливийские крестьяне, безжалостный террорист, которым его выставляла американская пропаганда, или удачно растиражированный журналистами романтический герой? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Как на Че Гевару повлияли родители?

В боливийской деревне Ла-Игера Эрнесто Че Гевару почитают как святого. Во всяком случае, местные крестьяне уверяют, что Сан-Эрнесто творит чудеса. Именно здесь, в Ла-Игере, революционера расстреляли, а в соседнем городе Вальегранде выставили напоказ его тело.

«Мне кажется, что Че Гевара повторил судьбу Иисуса. Я бы сказал, что нет ни одного образа великих людей в нашем мире сегодня, которые были бы столь светлы, как образ Че Гевары», – отметил профессор, научный руководитель Института Латинской Америки РАН Владимир Давыдов.

Эрнесто Че Гевара был прирожденным бунтарем. Его родители – выходцы из семей богатых аргентинских землевладельцев. У отца – Эрнесто Гевары Линча были ирландские корни. Он даже связывал «беспокойный» характер сына с текущей в его жилах «кровью ирландских повстанцев». Мать – Селия де ла Серна с юности пренебрегала общепринятыми нормами: курила, коротко стриглась и ратовала за свободу женщин.

Гевара активно впитывал левые идеи своих родителей, которые участвовали в антифашистском движении. Но сам Эрнесто политической борьбой не занимался. Более того, он выбрал максимально мирную профессию – врача, и в 20 лет поступил в университет Буэнос-Айреса. В 1950 году Эрнесто совершил свое первое путешествие – он проехал четыре с половиной тысячи километров по Аргентине.

«Он проделал колоссальный путь на мопеде одной из фирм, рекламировать которую он, собственно, и взялся. Потом он написал письмо в фирму благодарственное, что «ваш мопед ни разу меня не подвел. Я вам отправляю его на профилактику и надеюсь, что он вернется мне в прежнем виде», – сказал историк, политолог, старший преподаватель МПГУ Юрий Московский.

Фото: © Че Гевара (справа) с Альберто Гранадо (слева) в июне 1952, wikipedia

Как Эрнесто оказался в революционных кругах?

Реклама с фотографией Эрнесто на мопеде вышла в спортивном журнале. «Король педали» – так Гевара подписал снимок и подарил его своей возлюбленной Чинчине. Эрнесто мечтал жениться и провести медовый месяц, путешествуя на мопедах. Но его девушка была из семьи богатых аристократов. Они считали, что болезненный хиппи с грязными волосами не пара их дочери. Из-за неряшливости к Эрнесто еще в юности приклеилось прозвище Чанчо, то есть Свинья. Он ничуть не обижался и часто подписывал этим псевдонимом свои письма и статьи.

«Ее мать ходила в церковь и молилась, чтобы она перестала с ним встречаться. Эрнесто действительно был очень симпатичный, но у него были такие странные привычки – например, не любил мыться и менял принципиально рубашку раз в неделю», – сказала кандидат политических наук, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ, доцент Екатерина Косевич.

Через два года невеста бросила Эрнесто, разбив ему сердце. И Гевара продолжил колесить по Латинской Америке, пока не оказался в Гватемале.

«Там президент проводил такие большие социальные реформы. В частности, в два раза были подняты зарплаты для рабочих, работающих в американских компаниях. И плюс ко всему он провел земельную реформу, конфисковав ту землю, которая не использовалась, раздав ее крестьянам», – отметил Юрий Московский.

От прогрессивных реформ президента Арбенса в первую очередь пострадал американский гигант «Юнайтед Фрут Компани». Недовольные таким раскладом Соединенные Штаты начали бомбить Гватемалу и отправили в страну армию наемников, чтобы свергнуть Арбенса и установить военную диктатуру.

Эрнесто Гевара примкнул к революционным кругам, в частности к кубинским эмигрантам. Именно они наградили его прозвищем «Че», поскольку Эрнесто постоянно употреблял в речи это популярное в Аргентине междометие, аналог русского оклика «Эй» или «Слушай».

«Именно в Гватемале он пытался организовать протесты против интервенции США, и на него было заведено дело со стороны ЦРУ. Он вынужден был бежать и переехать в Мексику», – отметила Екатерина Косевич.

Фото: © wikipedia

«Движение 26 июля»

В Мексике Че Гевара провел больше двух лет, работая сначала фотографом, затем аллергологом в детской больнице. Именно в Мексике он познакомился с братьями Раулем и Фиделем Кастро. Одного разговора хватило, чтобы Че записался в ряды «Движения 26 июля». Его создал Кастро и назвал в честь штурма казармы Монкадо в Сантьяго-де-Куба в 1953 году.

«Движение 26 июля” начало подготовку к высадке на Кубе. Они решили, что, высадившись где-нибудь в горах, разожгут огонь революции, который будет поддержан в городах, и, в частности, координировали свою деятельность с революционерами Кубы», – отметил Юрий Московский.

Кастро собрал деньги и тайно приобрел яхту «Гранма». На ней группа революционеров вышла из порта Туспан, подкупив мексиканскую полицию.

«Гранма», которая должна была вмещать человек 10–12, набрав аж 82 бойца, которые сидели буквально на головах друг у друга, отправилась к берегам Кубы. По дороге угодили в шторм. Но тем не менее они добрались до Кубы, добрались позднее, чем ожидали», – рассказал Юрий Московский.

Высадка обернулась катастрофой. Яхта села на мель в мангровых зарослях. Повстанцам пришлось оставить на ней большую часть боеприпасов, продовольствия и медикаментов и пробираться пешком. Через три дня группу атаковали правительственные войска. Из 82 человек выжили около 20. Разрозненными отрядами они с трудом добрались до гор Сьерра-Маэстра. Че Гевара рикошетом ранило в шею – его спас ящик с патронами, который он нес на груди.

«Участие Че было очень важным в этой группе. Он не жалел себя ни на йоту. Он весь отдавал себя лечению, заботе о людях. И это не вояка, это революционер-целитель», – отметил профессор, научный руководитель Института Латинской Америки РАН Владимир Давыдов.

Сидя в горах, повстанцы постепенно обрастали силами, к ним примыкали части правительственных войск. Эрнесто стал незаменимым. Он лечил, организовывал школы для крестьян, строил печи для выпечки хлеба и фабрики для производства гранат.

Фото: © wikipedia

Святой или палач?

В январе 1959-го Батиста бежал из страны, революционные силы вошли в Гавану. За четыре месяца новая власть осудила около тысячи человек, половину расстреляли. Судами и казнями руководил Че Гевара.

«Например, когда они заняли Сантьяго де Куба, было арестовано 72 полицейских и военных, которые участвовали в пытках. Все были расстреляны. Че Гевара сказал, что вообще-то есть еще и Высший апелляционный суд. Если кто недоволен, может обращаться к нему. А Высший апелляционный суд возглавлял он сам», – отметил Юрий Московский.

Оценки карательной деятельности Че противоречивы. Свидетельств о казнях невиновных нет. Сам Гевара считал, что защитить революцию можно, только убив ее врагов. Разобравшись с противниками, Че занялся разработкой аграрной реформы, осенью 1959-го он возглавил Национальный банк. А через пару лет стал министром промышленности. Как официальное лицо Че Гевара дважды посетил Советский Союз.

«Вот особенность его визита – он стал замечать разъедающую ржавчину бюрократии, неготовность к нестандартным решениям, инертность нашей системы. И это послужило одним из мотивов к тому, чтобы впоследствии Че отказался от своей политической карьеры», – отметил Владимир Давыдов.

Весной 1965-го Эрнесто написал прощальное письмо родным и Фиделю Кастро, отказался от всех должностей и дарованного ему кубинского гражданства и уехал вершить революцию за границей.

«Он не мог себе позволить этой роскоши – заниматься руководством нового государства, жить в относительном благополучии тогда, когда во многих странах мира происходят трагедии миллионов людей. Он воспринимал их жизнь и их страдания как свои собственные», – сказал Владимир Давыдов.

Фото: © wikipedia

Провалившаяся революция в Боливии

В 1966 году Фидель уговорил Эрнесто тайно вернуться на Кубу, чтобы подготовить революционный очаг в Боливии и свергнуть диктатора Баррьентоса. В ноябре Че Гевара начал там партизанскую борьбу.

«Он был чистый. Он был честный. Но, наверное, он был наивен. Он думал, что крестьянство боливийское пойдет вместе с ним против эксплуататоров, что их классовая чутье сплотит их вокруг него. Но, как известно, закономерностей абсолютных в общественной практике нет», – рассказал Владимир Давыдов.

Местные крестьяне к революции были не готовы. А диктатор Баррьентос обратился за помощью к ЦРУ. За голову Че назначили награду – 4 200 долларов. На него открыли настоящую охоту с участием 800 рейнджеров, подготовленных во Вьетнаме.

Во время очередного боя отряд Че Гевары окружили, самого команданте дважды ранили, в его винтовку тоже попала пуля, а в пистолете закончились патроны. Сдаваясь, он якобы крикнул: «Не стреляйте! Живой я стою дороже, чем мертвый».

«Но все его поведение потом при аресте показывает, что сохранить жизнь он себе не стремился. Вел себя по отношению к взявшим его в плен офицерам сверхвызывающе, буквально напрашиваясь на то, чтобы его пристрелили прямо на месте. Плюнул в лицо одному из допрашивающих его адмиралов, ударил, несмотря на связанные руки, об стенку стукнул офицера, который попытался вырвать у него на сувенир трубку, которая у него была во рту», – отметил Юрий Московский.

Фото: © Global Look Press/Russell Gordon/Russell Gordon / DanitaDelimont.

Убийство команданте  

Че Гевару держали в деревне Ла-Игера в полуразрушенной глинобитной хижине, которая служила местной школой. 9 октября 1967 года высшее командование Боливии распорядилось ликвидировать пленника. Но власти опасались, что суд привлечет слишком большое внимание всего мира. Казнь решили обставить так, будто Че погиб в бою.

«Вызвался убить его некий сержант Марио Теран. Якобы за то, что в боях погибло трое его товарищей. По воспоминаниям самого Марио, ему Че сказал: «Стреляй в меня, не бойся, трус, ты убьешь всего лишь человека». Он начал стрелять, попал сначала по ногам, попал в плечо, Че упал, скорчившись от боли. И только потом он выстрелил ему в грудь…» – рассказал Юрий Московский.

Теран выпустил в Че девять пуль. Тело команданте привязали к полозьям вертолета и доставили в соседний городок Вальегранде, где выставили напоказ. После этого покойнику ампутировали кисти рук и передали их в полицию Буэнос-Айреса для снятия отпечатков пальцев.

Че похоронили вместе с шестью соратниками в братской могиле, которую сровняли с землей и закатали в асфальт. Только спустя 30 лет – в 1997 году останки революционера перевезли на Кубу. Теперь его прах покоится в мавзолее в городе Санта-Клара.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Эрнесто Че Гевара: как икона революции превратилась в бренд

Всего одного фото оказалось достаточно, чтобы антикапиталист стал мечтой маркетолога.

Эрнесто Че Гевара: как икона революции превратилась в бренд

Эрнесто Че Гевара воспринимается как символ мужества, непокорности, протеста и неформального мышления. Его портреты наносят на футболки, кружки, зажигалки, пляжные полотенца, кошельки и даже бикини. В его честь называют рестораны, магазины, алкогольные напитки, сигары.

Че Гевара на вывеске ресторана в Риге. Фото: Otto Magnus / Wikimedia Commons

Но за всем этим как‑то позабылась личность аргентинского революционера. А реальный Че вряд ли искал такой популярности.

Каким мы знаем Че

Эрнесто Гевара де ла Серна родился в состоятельной аристократической аргентинской семье. Но роскошества его не привлекали, и судьба готовила ему другой путь.

Защитник угнетённых

С юных лет Эрнесто читал книги о тяжёлой жизни индейцев и рабочих плантаций. Родители позволяли ему общаться с детьми из самых разных семей, как богатых, так и бедных. Возможно, поэтому он захотел лечить людей и решил учиться на врача.

После окончания университета Гевара путешествовал дикарём по всей Латинской Америке. В своих поездках он насмотрелся на нищету, антисанитарию и беспредел, а также лечил от проказы обездоленных. Так ковались его идеализм и тяга к справедливости, страсть к путешествиям и приключениям.

В середине 1950‑х годов он оказался в Гватемале, где военная хунта сместила демократически избранного президента Хакобо Арбенса. Гевара выступил в его поддержку и после победы хунтистов даже был вынужден прятаться в посольстве Аргентины, пока не бежал в Мексику. Там он познакомился с Фиделем Кастро, предводителем кубинских революционеров и будущим лидером Кубы. Эта встреча произвела большое впечатление на Гевару и вдохновила его присоединиться к отряду Кастро.

Команданте

Эрнесто Че Гевара и Рауль Кастро, брат Фиделя, на Кубе, 1958 год. Фото: Wikimedia Commons

Дальше были отчаянная высадка на Кубе в 1956 году и партизанская война в горах массива Сьерра‑Маэстра. Гевара был дважды ранен, получил прозвище Че и стал команданте — это звание равносильно майору и было наивысшим в революционной армии.

Che — это распространённое аргентинское междометие, аналог русских «эй» или «чувак». Изначально подчёркивающая аргентинское происхождение кличка плотно приросла к имени Гевары.

В невероятной партизанской войне защитникам справедливости удалось победить. О том, как непросто в кубинских горах было астматику Че, рассказывал он сам в книге «Эпизоды революционной войны». Когда у Гевары не осталось сил, чтобы дальше карабкаться вверх, его товарищ Креспо пригрозил «лупить прикладом» будущего команданте и покрыл того отборной бранью. В итоге они всё же поднялись к своим.

Последний романтик революции

После победы Че Гевара стал министром промышленности Кубы. Но променять романтику революции и жизнь, полную опасностей, на личный кабинет и дипломатические визиты было не в его силах. Поэтому Гевара отказался от всех должностей на Кубе, набрал сторонников и отправился разжигать «очаги революции» в Конго и Боливии. Че беззаветно верил в правильность своего дела и был готов за него умереть. Да и жить иначе не мог.

Как одно фото может изменить всё

5 марта 1960 года, уже после победы Кубинской революции, Че принял участие в митинге памяти, посвящённом жертвам взрыва судна с оружием в порту Гаваны. Там его сфотографировал кубинский журналист Альберто Корда. Позднее снимок одиноко стоящего в стороне Че стал известен на весь мир. Именно на основе этого изображения ирландский художник Джим Фицпатрик сделал знаменитый красно‑чёрный портрет.

#

1 / 0

Знаменитое фото «Героический партизан» Альберто Корды. Фото: Wikimedia Commons

#

2 / 0

Оригинал. Фото: Museo Che Guevara / Wikimedia Commons

#

3 / 0

Красно-чёрный портрет Че Гевары работы Джима Фицпатрика, 1968 год. Изображение: Jgaray / Wikimedia Commons

Фото долго оставалось неизвестным широкой публике, пока через семь лет после съёмки его не увидел итальянский левый активист Джанджакомо Фельтринелли. Он попросил у Корды копию снимка, и тот охотно сделал несколько. Фотограф никогда не боролся за авторские права на это изображение и позволил свободно распространять его.

Так совпало, что как раз тогда 39‑летний Гевара во время войны в Боливии был ранен, схвачен, тайно казнён и похоронен в неизвестном месте. Проницательный бизнесмен Фельтринелли недолго думая запустил продажу постеров с фотографии Корды. Уже спустя полгода он продал их больше двух миллионов.

Вскоре снимок Че стал одним из самых узнаваемых изображений в мире наряду с логотипом Nike и золотыми арками McDonald’s.

Как вышло, что на портретах ярого антикапиталиста сегодня зарабатывают деньги

Мученическая гибель человека, который до конца был предан своему делу и в итоге пал за него, взволновала многих. Ведь о команданте ещё при жизни ходили легенды.

По всему миру устраивались митинги в память Че, в некоторых городах дошло до беспорядков. Майки с тем самым портретом команданте можно было увидеть на рок‑фестивалях и демонстрациях хиппи. А протестное движение 1968 года во многом разворачивалось с именем Че на устах и его лицом на транспарантах.

Именно студенческие демонстрации тех лет популяризовали Че. Его образ стал вдохновлять абсолютно разных людей, а сам аргентинец превратился чуть ли не в религиозного идола. Это неудивительно, ведь весь мир тогда обошли фотографии мёртвого революционера, похожего на Христа. В некоторых областях Латинской Америки команданте, убеждённого атеиста, до сих пор считают святым.

Посмотреть фото погибшего Че

Скрыть

Во многом поэтому сегодня Че Гевара — символ романтичного революционера, бесстрашного идеалиста и борца за свободу и справедливость. Его образ воплощает те качества, которыми хотели бы обладать многие. И люди стремятся приблизиться к этому идеалу. Портрет Че стал элементом культуры, моды и уже давно ассоциируется не только с Кубинской революцией.

#

1 / 0

Мемориал на месте гибели Че. Ла-Игера, Боливия. Фото: Wikimedia Commons

#

2 / 0

Портрет Че Гевары на здании Министерства внутренних дел Кубы. Фото: Mark Scott Johnson / Wikimedia Commons

#

3 / 0

Флаг «Че жив!». Фото: Wikimedia Commons

На самом деле это естественный процесс. В современном обществе принцип «судят по одёжке» становится всё важнее. И если человек хочет чувствовать себя бунтарём, он будет стараться показать это. Например, надев ту самую красную футболку.

Почему Че вряд ли обрадовался бы такой популярности

За красивым образом идеалиста и борца за свободу стоял реальный человек. И он имел мало общего с портретами на футболках и значках.

Настоящий Че курил сигару, чтобы отпугивать мошкару, и подолгу не мылся, так как холодная вода вызывала у него приступы астмы. Это был человек твёрдых убеждений и сурового характера, готовый, к примеру, бросить жену и пятерых детей ради революции в Боливии. Гевара верил, что цель оправдывает даже самые жестокие средства. Он был интеллектуалом, но не терпел инакомыслия.

Например, Че принял непосредственное участие в репрессиях Фиделя Кастро, который после победы революции стал бороться с политическими противниками. Жертвами преследований стали несколько тысяч человек. Своё участие в этих «судах» команданте признавал и не стеснялся этого, заявив с трибуны Генассамблеи ООН, что на Кубе расстреливают и будут расстреливать «предателей». Также ради победы мировой революции Че был готов начать ядерную войну. Всё это не очень вяжется с образом идеалиста, почти святого человека.

А ещё Че был убеждённым критиком общества потребления. Он выступал за равенство, а не за возможность демонстрировать свой более высокий статус, покупая что‑то. Че Гевара отчаянно критиковал капитализм, считал ложной и дискриминирующей систему свободного рынка и выступал за то, чтобы богатые страны безвозмездно помогали бедным. Сам команданте ходил на общественные работы, даже когда стал министром.

Знание, что его портреты превратились в способ заработка на тех, кто ничего толком не знает ни о революции, ни о самом Че, вряд ли бы обрадовало знаменитого кубинца. Неслучайно его потомки пытаются бороться с коммерциализацией революционного образа до сих пор.

Однако с того момента, как с фото Корды 1960 года исчезли пальма и другой человек, оно фактически перестало нести политический подтекст и превратилось в модный образ. И теперь даже в социалистическом государстве Куба портреты Гевары продают в качестве открыток и сувениров.

Читайте также ✊⚔💣

  • Что нужно знать о Дне Победы
  • 16 фильмов про революцию, от которых сложно оторваться
  • От Александра Македонского до Владимира Ленина: 10 мифов об исторических личностях
  • Осознанное потребление: что это такое и почему о нём нужно задуматься каждому
  • ТЕСТ: Что вы знаете об Октябрьской революции?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Типовые инструкции по охране труда бывают
  • Цаук 2м руководство инструкция по эксплуатации
  • Как получить снилс через госуслуги пошаговая инструкция на взрослого
  • Лодоз инструкция по применению при каком давлении как принимать взрослым
  • Стинол холодильник двухкамерный руководство по эксплуатации