Дать определение следующим терминам
Скачать 24,86 Kb.
|
Связанные:
Практическое домашнее задание 3
- Навигация по данной странице:
- Чем характеризуется исполнительное делопроизводство В чем разница между коллегиальным руководством и руководством на основе единоначалия Правомерны ли эти понятия сегодня
-
Когда появились первые документы? Дайте характеристику различным этапам в развитии делопроизводства.
Появление первых документов, т. е. зафиксированной на различных носителях информации, относят примерно к 30 веку до н. э. Началом передачи данных было предметное документирование. Предметы, окружавшие первобытного человека, наделялись особым значением, символизировали понятия и явления.
Этапы развития делопроизводства в России
• Делопроизводство в древнерусском государстве
(IX-XI вв.) и B период феодальной раздробленности (XI-XV вв.)
• Приказное делопроизводство (XVI — XVII в.);
• Коллежское делопроизводство (XIII в.);
• Исполнительное делопроизводство (XIX — начало
XX в.);
• Советское делопроизводство (октябрь 1917-1991)
• Постсоветский период (1991 — по настоящее
время);
-
Чем характеризуется исполнительное делопроизводство? В чем разница между коллегиальным руководством и руководством на основе единоначалия? Правомерны ли эти понятия сегодня?
Исполнительное делопроизводство
• В 1802 г. был издан указ о замене петровских коллегий министерствами.
• В 1812 г. было учреждено восемь министерств.
• Порядок прохождения документов по инстанциям был строго регламентирован законом.
• Дела делились на три категории: неотложные, «не терпящие времени», и
обычные.
Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам.
Сегодня делопроизводство определяется как отрасль
административно- управленческой деятельности организации,
обеспечивающая документирование и организацию работы с
официальными документами, создание документационной
информационной базы на различных носителях для использования
управленческим аппаратом в процессе реализации его функций.
В научной литературе с 90-х годов ХХ в. в качестве синонима термина
«делопроизводство» стал использоваться термин «документационное
обеспечение управления».
Под документационным обеспечением управления персонала
(ДОУП) понимают полный цикл обработки и движения документов с
момента их создания работниками кадровой службы (или получения
ими) до завершения исполнения и подшивки их в дела (и/или передачи в
другие подразделения).
-
Поделитесь с Вашими друзьями:
Исполнительное делопроизводство
|
Исполнительное
делопроизводство возникло
в результате административных реформ
Александра I. В начале XIX в. система
государственных учреждений России была
подвергнута серьезной корректировке.
Высшими государственными учреждениями
стали: Правительствующий Сенат, Комитет
Министров, Государственный совет, позже
во второй половине XIX в. создан Совет
Министров. Коллегии были заменены новыми
центральными учреждениями — министерствами.
Местные учреждения осуществляли свою
деятельность в соответствии с законом
1775 г. и почти не претерпели изменений.
Высшие
государственные учреждения:
Сенат, Комитет Министров, Государственный
совет, основывали свою деятельность на
принципе коллегиальности. Делопроизводство
в них велось в соответствии с законами,
названными «учреждения»: «Учреждение
Правительствующего Сената», «Учреждение
Комитета Министров», «Учреждение
Государственного совета».
Принципы исполнительного делопроизводства
Создание
министерств положило начало новому
этапу развития системы управления и
делопроизводства в России. Основой
организации деятельности новых
центральных органов управления
стал принцип
единоначалия.
В основу было положено точное исполнение
указаний руководства. Коллегиальное
обсуждение и принятие решений, характерное
для коллегий XVIII в., стало тормозить
управленческий процесс, которому
требовалась гибкость и оперативность.
В
1811 г. издано «Общее
учреждение министерств»,
которое законодательно закрепило
единообразие в организационном устройстве
министерств. Принцип единоначалия,
положенный в основу министерской
системы, означал, чтоуправленческие
решения принимаются
единолично конкретным должностным
лицом в рамках его компетенции.
Второй
важный принцип, положенный в систему
министерской реформы, — принцип
иерархии означал
строгое распределение функций управления
между структурными подразделениями и
обязанностей чиновников по их реализации.
Принцип иерархии означал последовательность
подготовки решения и обязательное
участие в этом процессе всех структурных
подразделений и должностных лиц — от
нижестоящих к вышестоящим.
Внедрение
этих принципов в организацию управления
оказало влияние на структуру и
делопроизводство министерств.
Структура министерств
Возглавлял
министерство министр.
Он назначался императором и нес
ответственность только перед ним. У
министра могли быть заместители (один
или несколько) — товарищи министра и
обязательно создавалась канцелярия
министра. Министерство делилось на
департаменты» которые» в свою очередь,
состояли из отделений, отделения — из
столов. Во главе их соответственно
стояли: директор департамента, начальник
отделения, столоначальник.
При
необходимости разрешалось образовывать
«особенные установления»: канцелярию
при директоре департамента, счетные
столы, ученые комитеты, чертежные,
лаборатории.
«Общее
учреждение» узаконило введение в аппарат
министерств двух коллегиальных органов:
при министре — Совет
министра,
при департаментах — Общее
присутствие департамента,
носивших совещательный характер. Наряду
с чиновниками министерства в их состав
включались представители крупного
капитала и представители науки и
искусства. Их знания и практический
опыт способствовали всестороннему и
профессиональному обсуждению конкретных
вопросов и принятию наиболее верных
решений. Сочетание принципа единоначалия
с коллегиальным обсуждением сложных
управленческих проблем должно было
способствовать оптимизации управления
в целом.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Обновлено: 19.05.2023
II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Документирование — фиксация информации на материальных носителях в установленном порядке ;
делопроизводство — деятельность, обеспечивающая создание официальных документов и организацию работы с ними в федеральных органах исполнительной власти ;
документ — официальный документ, созданный государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и включенный в документооборот федерального органа исполнительной власти ;
документооборот — движение документов с момента их создания или получения до завершения исполнения, помещения в дело и (или) отправки ;
реквизит документа — элемент документа, необходимый для его оформления и организации работы с ним ;
(в ред. Приказа ФССП России от 02.06.2016 N 366)
(см. текст в предыдущей редакции)
подлинник документа — первый или единственный экземпляр документа ;
копия документа — документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы ;
регистрация документа — присвоение документу регистрационного номера, внесение сведений о документе в регистрационно-учетную форму ;
(в ред. Приказа ФССП России от 02.06.2016 N 366)
(см. текст в предыдущей редакции)
номенклатура дел — систематизированный перечень заголовков дел, формируемых в федеральном органе власти, с указанием сроков их хранения (в центральном аппарате, аппарате управления территориального органа, структурном подразделении территориального органа Службы);
(в ред. Приказа ФССП России от 02.06.2016 N 366)
(см. текст в предыдущей редакции)
дело — совокупность документов или отдельный документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности федерального органа исполнительной власти (центрального аппарата, аппарата управления территориального органа, структурного подразделения территориального органа Службы);
служба делопроизводства — структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, а также лица, ответственные за ведение делопроизводства в других структурных подразделениях федерального органа исполнительной власти ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3060).
Если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, вступившими в силу до 01.07.2013, предусмотрено использование электронной цифровой подписи, то используется усиленная квалифицированная электронная подпись (ФЗ 06.04.2011 N 63-ФЗ).
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3448).
Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127; 2007, N 46, ст. 5554).
электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписавшего информацию ;
(в ред. Приказа ФССП России от 31.08.2012 N 355)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127; 2007, N 46, ст. 5554).
экспертиза ценности документов — изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации ;
Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2006, N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 20, 2253).
электронная копия документа — копия документа, созданная в электронной форме;
(в ред. Приказа ФССП России от 02.06.2016 N 366)
(см. текст в предыдущей редакции)
сканирование документа — получение электронной копии документа;
(в ред. Приказа ФССП России от 02.06.2016 N 366)
(см. текст в предыдущей редакции)
система электронного документооборота — автоматизированная информационная система, обеспечивающая создание электронных документов и электронных копий документов, управление ими, их хранение и доступ к ним, а также регистрацию документов;
(в ред. Приказа ФССП России от 02.06.2016 N 366)
(см. текст в предыдущей редакции)
электронный документооборот — документооборот с применением информационной системы.
(абзац введен Приказом ФССП России от 31.08.2012 N 355)
Иные понятия, используемые в настоящей Инструкции, соответствуют понятиям, определенным в законодательстве Российской Федерации.
Коллегии — в России центральные отраслевые органы управления, созданные в первой четверти XVIII в.
Начало этого периода в истории отечественного делопроизводства соотносят с реформами Петра I. Именно он создал российскую бюрократическую систему, определившую работу с документами.
Генеральный регламент стал фактически первым законодательным актом в России, регулирующим вопросы работы с документами в центральных государственных учреждениях.
Генеральный регламент подробно определял порядок работы коллегий и решения в них дел, он давал законченную организационную форму и систему норм по документированию деятельности коллегий. Таким образом, “Генеральный регламент” закрепил законодательно порядок работы с документами с момента их создания до архивного хранения.
В целом реформы государственного аппарата установили в России единообразную систему организационного устройства и делопроизводства государственных учреждений на основе бюрократического централизма.
В этот период издавали:
– учреждения Правительствующего Сената;
– учреждения Государственного Совета;
– учреждения Комитета Министров.
В связи с созданием министерств, как центрального административного (исполнительного) звена системы государственного делопроизводственного аппарата, этот период принято называть министерским.Основой работы министерств был принцип единоначалия, т.е. министр исполнял волю царя. Отношение к министру как к единоличному исполнителю воли царя определило делопроизводство министерств как исполнительное.
В этот период коллегии были введены в состав министерств, а позже при министрах были созданы советы, которые имели статус коллегиального совещательного органа.В министерствах строго соблюдался принцип служебной иерархии, в соответствии с которым осуществлялось строгое распределение функций между чиновниками.
1. Манифесты, рескрипты, высочайшие указы, высочайшие повеления – исходили от царя.
2. Указы и предписания – получали от Правительствующего Сената.
3. Предложения, циркуляры, запросы – направляли министры и руководящие чины министерств нижестоящим органам власти.
4. Доклады, прошения, жалобы – направляли вышестоящей власти.
В конце ХIХ в. появились пишущие машинки, значительно ускорившие ведение письменных работ, позволившие, одновременно с подлинником, создавать несколько копий документов. В этот период изобрели телеграф и телефон, благодаря которым появились новые виды документов – телеграммы, телефонограммы, значительно ускорившие процесс принятия управленческих решений.
В этот период издавали:
– учреждения Правительствующего Сената;
– учреждения Государственного Совета;
– учреждения Комитета Министров.
В связи с созданием министерств, как центрального административного (исполнительного) звена системы государственного делопроизводственного аппарата, этот период принято называть министерским.Основой работы министерств был принцип единоначалия, т.е. министр исполнял волю царя. Отношение к министру как к единоличному исполнителю воли царя определило делопроизводство министерств как исполнительное.
В этот период коллегии были введены в состав министерств, а позже при министрах были созданы советы, которые имели статус коллегиального совещательного органа.В министерствах строго соблюдался принцип служебной иерархии, в соответствии с которым осуществлялось строгое распределение функций между чиновниками.
1. Манифесты, рескрипты, высочайшие указы, высочайшие повеления – исходили от царя.
2. Указы и предписания – получали от Правительствующего Сената.
3. Предложения, циркуляры, запросы – направляли министры и руководящие чины министерств нижестоящим органам власти.
4. Доклады, прошения, жалобы – направляли вышестоящей власти.
В конце ХIХ в. появились пишущие машинки, значительно ускорившие ведение письменных работ, позволившие, одновременно с подлинником, создавать несколько копий документов. В этот период изобрели телеграф и телефон, благодаря которым появились новые виды документов – телеграммы, телефонограммы, значительно ускорившие процесс принятия управленческих решений.
Работа с документами важна в любой компании и любом учреждении. Для упорядочивания данного процесса в 2009 г. правительством были утверждены правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти № 477 (далее правила). Рассмотрим основные принципы этого процесса, а также виды документов, согласно правилам, в статье.
Немного истории
Российское делопроизводство развивалось в 3 периода. Это дореволюционное время, при котором появилось приказное, коллежское и исполнительное делопроизводство; СССР, когда была разработана единая гос. система и произошел переход к документационному обеспечению управления; современное делопроизводство.
Рассматриваемое в статье делопроизводство появилось в результате проведения реформ Александра 1. Высшими госучреждениями тогда были Сенат, Комитет Министров, Госсовет и Совет Министров. Их деятельность основывалась на коллегиальности.
Вместе с образованием министерств был дан толчок к развитию управленческой системы делопроизводства. Организационное устройство стало носить одинаковый характер, управленческие решения принимались единолично должностными лицами в пределах имеющейся компетенции. Также был заложен принцип иерархии, при котором функции распределялись в строгом соответствии с обязанностями чиновников тех или иных подразделений. Все это оказало большое влияние и на делопроизводство министерств.
Исполнительное делопроизводство вчера и сегодня
До принятия правил действовала типовая инструкция по исполнительному производству. Однако она была утверждена Министерством культуры и массовых коммуникаций в РФ, в отличие от Правил, которые издало Правительство РФ. Надо сказать, что Правила стали первым документом по делопроизводству, который был принят на таком высоком уровне.
Данные Правила относятся к следующим структурам:
- Министерства, службы и агентства федерального уровня, которыми руководит президент, а также структуры, которые подведомственны данным министерствам.
- Министерства, которыми руководит правительство, а также подведомственные структуры.
- Службы и агентства федерального уровня, которыми руководит правительство.
Также данные правила действуют в отношениях региональных и муниципальных органов. В данном случае документ предусматривает такое широкое применение на законных основаниях. А действующая ранее инструкция по делопроизводству в органах исполнительной власти напрямую предназначалась только федеральным органам, но фактически применялась везде, даже негосударственными организациями.
В разделе 6 Правил говорится о наличии обязательных данных о документе, которые следует включить в документооборот электронного формата, а также поиска и учета (подробнее об этом рассказывается ниже). Для оптимизации процедуры в отдельных подразделениях разрабатываются методические инструкции по делопроизводству в исполнительных органах. В них все процессы конкретизируются.
Оформление
В отношении Правил делопроизводства в органах исполнительной власти нужно уточнить следующее. Они не относятся к тем документам, которые содержат информацию о государственной тайне. По отношению к последним применяются иные инструкции.
Делопроизводство федеральных органов исполнительной власти с другими документами фиксируется в соответствующей инструкции, которую государственный орган разрабатывает на базе Правил с учетом специфики своей деятельности. Инструкция утверждается руководством госоргана в сфере архивного дела.
- На бланках. Они содержат реквизиты в верхнем левом углу листа, если используется угловой вариант или посередине вдоль верхнего поля – при использовании продольного варианта.
- На стандартных листах А4 или А5.
- В качестве электронных документов.
Документы, которые оформляются на стандартных листах и бланках, имеют поля по 20 мм и 10 мм.
Основная информация в документах
К списку реквизитов, которые должны содержаться на бланке, а также другой информации относят следующие данные:
- Герб России.
- Название государственной структуры.
- Должность того, кто поставил свою подпись.
- Должностного лица.
- Вид документа.
- Место его издания.
- Справочная информация об исполнительной госструктуре.
- Адресат.
- Дата составления.
- Номер, данный при регистрации.
- Название документа.
- Текст.
- Перечень приложений.
- Гриф о согласовании и утверждении.
- Виза и печать или заверение копии.
- Данные об исполнителе.
- Отметка о произведенном контроле.
- Отметка об исполнении.
- Отметка о том, что в документе содержится конфиденциальная информация.
Согласование документов осуществляется посредством визирования уполномоченным лицом. Если же он образован непосредственно в исполнительном госоргане, то согласование осуществляется с другими госструктурами, после чего оформляется соответствующий лист, протокол или письмо.
Документооборот
Документооборот исполнительного делопроизводства состоит из следующей документации:
Отправка и доставка выполняется посредством почты, электронной связи или фельдъегерской связи.
С входящими документами должны проводиться следующие манипуляции:
Если речь идет о документах в виде обращений граждан, то они рассматриваются отдельно.
Исходящие и внутренние документы
Документы передаются между отделениями посредством использования службы делопроизводства. Также служба обобщает и анализирует данные о числе входящих, составленных и исходящих бумаг, и представляет их руководству.
Документальный фонд
В процессе делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти создается документальный фонд, который состоит из документов, сформированных в соответствующий период. Их список разрабатывается и согласовывается с госорганом в области архивного дела.
Создание документального фонда производится соответствующей службой посредством образования номенклатуры дел, их оформления, сохранения, учета и передачи в архив. Работа с номенклатурой осуществляется в следующей последовательности:
- Составление на базе дел подразделений исполнительного госоргана. Названия подразделений – это названия соответствующих разделов.
- Согласование главной экспертной комиссией исполнительного органа, а также его руководителем в течение года, введение в законную силу с начала следующего года.
- Раз в 5 лет согласование с экспертной комиссией архивного отдела, куда передаются дела на постоянное хранение.
- Согласование с экспертной комиссией архива при изменении структуры и направлений деятельности исполнительного госоргана.
Выдача дел
Дела формируются согласно с их номенклатурой и соблюдением правил систематизации документации, их группирования на хранение временного (до десяти лет и больше) или постоянного типа. До передачи дел в архив на хранение или уничтожение, согласно Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, они содержатся в подразделении по месту их создания.
Дела могут быть выданы сотрудникам в пользование на временной основе. Период устанавливается руководителем исполнительной структуры. После указанного срока их следует вернуть в архив. Если запрос поступает от других госорганов, то их выдают с разрешения руководителя исполнительного госоргана или его заместителя, в чью компетенцию входит решение подобных вопросов.
В отдельных случаях с разрешения руководителя документы могут быть изъяты из дел постоянного хранения. При этом делается копия, которая заверяется в установленном порядке, а также составляется акт о причинах выдачи.
Дела передаются в сроки, установленные Правилами. При постоянном или временном хранении более десяти лет их передают не раньше, чем через год и не позже, чем через 3 года с момента использования или хранения в соответствующих подразделениях. В архив дела передаются по описи и по личному составу. А вот дела временного хранения до десяти лет, не передаются в архив, но уничтожаются. Опись составляется на основе номенклатуры дел.
Формирование номенклатуры, описи, их оформление и уничтожение дел временного хранения определяется госорганом.
Электронные документы
Прием и отправка подобных документов выполняется службой исполнительного делопроизводства. После получения данных документов служба проверяет электронную цифровую подпись на предмет подлинности. Когда передаются электронные документы, которые поступили на рассмотрение руководству, а также при их направлении в подразделения и исполнителями, передаются также и сведения о регистрации. При их рассмотрении и согласовании могут использоваться приемы подтверждения действий с электронными документами, когда соответствующая подпись не применяется.
Учет осуществляется в системе электронного документооборота, в котором единицей считается электронный документ. Исполненные документы систематизируются в дела, согласно номенклатуре. При ее составлении указывается, что дело ведется в электронном формате.
Хранение и уничтожение электронной документации
После конечной стадии делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (по исполнению документов) они хранятся в течение периода, который предусмотрен для аналогичных бумажных документов. После того, как установленный срок закончится, они подлежат уничтожению. Этот процесс производится на основании акта руководителя исполнительного госоргана.
Какие сведения должны указываться при учете?
Для быстрого поиска и учета электронных документов используются следующие сведения:
- Данные об адресанте и адресате.
- Данные о должностном лице, которое поставило подпись.
- Вид электронного документа.
- Дата и номер.
- Дата поступления и номер регистрации.
- Ссылка на исходящий номер и дату.
- Название текста.
- Индекс.
- Информация о переадресации.
- Число листов.
- Число приложений.
- Указания об исполнении.
- Сведения об исполнителе.
- Указание на конфиденциальность.
Заключение
Делопроизводство в органах исполнительной власти в настоящее время осуществляется на базе соответствующих Правил, которые приняты Правительством страны. Согласно им, документы бывают входящими, исходящими и внутренними. Каждый из них составляется в соответствии с установленными принципами на бланках листов определенного формата или в виде электронных документов, и имеет всю необходимую информацию, достаточную для быстрой идентификации, учета и поиска.
Читайте также:
- Что означает школьный протокол
- Что делать если разбился градусник с ртутью в детском саду
- Срп в доу что это
- План комбинированного урока чтения включает следующие этапы
- Анализ стихотворения пускай ты выпита другим кратко
Краткая характеристика приказного, коллежского и исполнительного делопроизводства
Федеральное
агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»
Социально-экономический
институт
РЕФЕРАТ
по
дисциплине «Делопроизводство» на тему:
«Краткая
характеристика приказного, коллежского и исполнительного делопроизводства в
России»
Выполнила
студентка
группы
СЗ-11 заочного отделения
Баева
Татьяна Евгеньевна,
Проверила
Станченкова Ю. И.
г. Нижний
Новгород
г.
Содержание
1. Приказное делопроизводство
. Особенности приказного
делопроизводства
. Система видов документов
приказного делопроизводства
. Коллежское делопроизводство
. Генеральный регламент
. Виды документов коллежского
делопроизводства
. Исполнительное
делопроизводство
. Принципы исполнительного
делопроизводства
. Структура министерств
. Виды документов
исполнительного делопроизводства
Литература
.
Приказное делопроизводство
Приказное делопроизводство как система начинает
складываться после образования в конце XV в. Русского централизованного
государства и активно развивается на протяжении XVI-XVII вв.
Образование Русского государства потребовало
создания специальных органов для реализации властных полномочий. Во главе
государства стоял царь. Высшим органом управления в XVI-XVII вв. стала Боярская
дума, представлявшая собой собрание представителей старинных боярских фамилий и
позднее, в XVII в., выслужившихся приказных чинов — дьяков. Местные органы в
лице воевод, городовых приказчиков, губных и земских старост, целовальников
осуществляли ϲʙᴏю деятельность в избах (губной, приказной,
земской). Во главе приказной избы стоял воевода, ему подчинялись дьяки и
подьячие, кᴏᴛᴏᴩые вели делопроизводство в избе.
. Особенности приказного делопроизводства
В наибольшей степени четкая система
делопроизводства в XVI-XVII вв. сложилась в центральных учреждениях — приказах,
по϶ᴛᴏму делопроизводство ϶ᴛᴏго периода
называют приказным. Для приказного делопроизводства характерно появление штата
«служилых» людей, обязанностью кᴏᴛᴏᴩых была работа с
документами. Во главе приказов стояли судьи из думных чинов, а при них дьяки
(их могло быть несколько). В подчинении у дьяков находились подьячие,
подразделявшиеся на «старых» (старших), «средней руки» (средних) и «молодших»
(младших). Структурными подразделениями приказов были столы или повытья.
Ответственность за всю работу с документами,
т.е. за делопроизводство, возлагалась на дьяка. Старшие подьячие заведовали
структурными частями приказов, готовили проекты документов (черновики), средние
подьячие делали выписки и наводили справки по рассматриваемому вопросу, хранили
дела в сундуках и ларях, опечатывали их, младшие — переписывали документ
набело.
. Система видов документов
В приказном делопроизводстве складывается
система видов и разновидностей документов, в кᴏᴛᴏᴩых
фиксируются и передаются решения по управлению государством.
От верховной власти в лице царя и Боярской думы
подчиненным направлялись грамоты, указы и приговоры Боярской думы. Стоит
сказать, для переписки между приказами применялся такой документ, как «память».
Также памяти направляли подчиненным, например воеводам. Из местных учреждений в
приказы посылали «отписки». Формой письменного обращения частных лиц в
государственные учреждения были челобитные. Учитывая зависимость от назначения
документ имел разновидности. К примеру, были грамоты: вестовая, бессудная,
отказная, окружная; памяти: высолочная, наказная, указная и др.
Перечисленные виды документов составляли систему
делопроизводства, предназначавшуюся для общения государственных учреждений
между собой, а также частных лиц с государственными учреждениями. Наряду с ней
существовали системы документации, в кᴏᴛᴏᴩых
фиксировались отдельные функции управления: военная, дипломатическая,
статистики, бухгалтерского учета, хозяйственного учета и др. К примеру,
дипломатические отношения с иноземными государствами оформлялись договорами,
грамотами главам государств, грамотами на проезд по территории государства и
др.; статистические данные заносили в книги — писцовые, дозорные, переписные,
приправочные и др.; хозяйственный учет требовал ведения книг по учету, сметных
списков, судебная деятельность нашла отражение в правовых и судебных грамотах,
судебных приговорах, судных списках, сказках, сыскных, распросных, пыточных
речах.
Отметим, что текст документов повествовался на
узких полосках бумаги (шириной 15-17 см) на одной стороне; оборотная сторона
использовалась для проставления помет, резолюций, написания адреса. В случае
если текст занимал несколько листов, их склеивали по узкому краю в ленту,
иногда очень большой длины (например, Соборное уложение 1649 г. имело длину
около 309 м), которое скатывалось в свиток, получивший название «столбец». По϶ᴛᴏму
и система делопроизводства ϶ᴛᴏго периода называется
«столбцовой». В случае если документ состоял из нескольких склеенных листов,
дьяк проставлял ϲʙᴏю подпись (называемую «припись») по слогам
на оборотной стороне документа по всем местам склейки листов так, ɥᴛᴏбы
буквы захватывали оба конца склеенных листов. Место склеивания листов называли
«сстав».
Такой способ подписания обеспечивал охрану документов
и затруднял их фальсификацию. Стоит заметить, что он был узаконен Судебником
1550 г.
Удостоверение документа было весьма ϲʙᴏеобразным.
Ни царь, ни бояре ϲʙᴏи подписи на них не ставили. Официальные
документы могли удостоверяться печатью. В ϶ᴛᴏт период
применялись две государственные печати — большая и малая. В XVII в. существовал
печатный приказ, ведавший приложением печати.
Формуляр документов периода приказного
делопроизводства представлял сплошной текст, реквизиты из него практически не
выделялись, однако в зависимости от вида документа они располагались в строго
определенной последовательности.
Расположение реквизитов и словесные формулировки
служат критерием определения вида документа. Иногда в самом тексте документа
называли его вид:
«Как сия грамота к вам придет…», «Царь
государь указал» а бояре приговорили…»
Сложившиеся правила составления и оформления
документов, придававшие им устойчивую форму, привели к появлению «образцовых
книг», включавших образцы некᴏᴛᴏᴩых видов документов.
В приказах сложились определенные традицией
правила формирования документов в дела: документы склеивались в столбцы, в кᴏᴛᴏᴩых
отражалось последовательное «производство» по конкретному вопросу. Нужно
помнить, такие столбцы начинались инициативным документом (челобитной, памятью
и т.д.), за кᴏᴛᴏᴩым следовали традиционно в
хронологическом порядке другие документы, возникшие в ходе рассмотрения данного
дела (распросные речи, сказки, выписки и др.). При всем этом сохранились
столбцы, представлявшие собой комплекты документов, подклеенных без какой-либо
системы, по мере их накопления. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к
выводу, что при формировании документов в дела, так же как в процессе
документирования, применялась «столбцовая техника делопроизводства».
Наряду со столбцовой техникой делопроизводства в
приказах берёт своё начало и применялась книжная форма делопроизводства. К
примеру, в приказах велись боярские книги (списки бояр), писцовые книги. Ветхие
столбцы переписывались в тетради.
В делопроизводстве приказов зарождается
организация архивов. Побудет описание и учет документов. Начинают составляться
описи документов.
Главная особенность делопроизводства приказов
заключалась в том, что его организация в ϲʙᴏей основе не
регулировалась законодательством, а основывалась на традициях, обычаях,
передаваемых из поколения в поколение приказными служилыми людьми. При этом в
середине XVI в. усиливается законодательная деятельность государства В 1550 г.
был издан Судебник, представлявший акт кодификации правовых отношений; в 1649
г. Земским собором утверждается выдающийся памятник русского права — Соборное
уложение. Устанавливая законодательным порядком организацию деятельности
судебных органов, они регламентировали состав документов, правила оформления
некᴏᴛᴏᴩых из них, порядок рассмотрения, а также, что
представляется очень важным и необходимым для делопроизводства, устанавливает
ответственность должностных лиц за недобросовестную работу с документами и меру
ответственности за допущенные нарушения.
. Коллежское делопроизводство
властный приказной делопроизводство
коллежский
Коллежское делопроизводство значительно
отличается от приказного. Изменения связаны? прежде всего, с административными
реформами Петра I, коренным образом изменившими систему государственных учреждений
и управления, а также принцип принятия решений, кᴏᴛᴏᴩый
стал коллегиальным, что означало принятие решения голосованием.
Исключая выше сказанное, указом 1700 г.
столбцовая форма делопроизводства отменена и заменена листовой.
В результате реформ высшим светским учреждением
стал Сенат, церковным — Синод. Центральные учреждения приказы были заменены
коллегиями. Преобразованы местные учреждения. Созданы бурмистерские избы,
городовые магистраты, ратуши губернские и провинциальные канцелярии.
По принципу принятия решений (коллегиальному)
делопроизводство XVIII в. стало называться коллежским.
Основой деятельности системы государственных
учреждений России XVIII в. стало законодательство. Законодательными актами
закреплялся как факт создания учреждений, так и их функции, штатный состав,
должностные обязанности чиновников, организация делопроизводства.
. Генеральный регламент
февраля 1720 г. был издан Генеральный регламент,
по кᴏᴛᴏᴩому в законодательном порядке была определена
внутренняя организация коллегий, их структура, штатный состав, должностные
обязанности чиновников, правила внутреннего распорядка и поведения чиновников,
убранство «камор» — присутственных мест. Организация работы с документами:
правила регистрации, контроля за исполнением документов, порядок их
составления, удостоверения.
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии
с его требованиями аппарат коллегии включал присутствие, канцелярию, контору
(рис. 1.1).
Рисунок № 1.1. Структура и штатный состав
коллегий
Присутствие коллегии состояло из президента,
вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Президент мог иметь
личного секретаря. Канцелярия коллегии состояла из секретаря, нотариуса,
регистратора, актуариуса, канцеляристов, копиистов, переводчиков, толмачей и
вахмистра. Конторы создавались для ведения «счетных дел». Возглавлял контору
камерир, в его подчинении находились камор-шрейберы.
В коллегиях также предусматривались должности
вахмистра, фискала.
Порядок рассмотрения дел в коллегиях и
должностные обязанности чиновников по Генеральному регламенту представлены на
рис. 1.2.
Генеральный регламент узаконил необходимость
регистрации и контроля за исполнением документов и регламентировал технологию
их ведения.
Была введена обязательная регистрация
документов, кᴏᴛᴏᴩые регистрировались в журналах,
названных: «повседневная записка», «росписи», «регистратура» — книги А.В.С.Д.
Генеральный регламент ввел понятие об архивах. В
44-й главе установлено, что архивы делятся на три категории:
· текущие, создаваемые при
канцеляриях;
· ведомственные (архивы коллегий);
· государственные (исторические), в кᴏᴛᴏᴩые
всеми коллегиями передавались документы, нужны для справок.
Документы хранились в текущем архиве три года и
помещались в обложку, на кᴏᴛᴏᴩой указывалось краткое
содержание дела, даты его начала и окончания. На все документы дела оставлялась
внутренняя опись.
Рисунок № 1.2. Порядок рассмотрения дел в
коллегиях и должностные обязанности чиновников по Генеральному регламенту 1720
г.
Реформаторская деятельность в административной
сфере оказала большое влияние на состав официальных документов и их формуляр.
Возникло много новых видов документов, некᴏᴛᴏᴩые
получили новые наименования. Их определения даны в Генеральном регламенте.
Виды документов, служившие для обмена
информацией между учреждениями, определялись их соподчиненностью.
От царя и Сената в коллегии и из коллегий в
местные учреждения направлялись распорядительные документы в форме указов.
Подчиненные учреждения и должностные лица посылали в вышестоящие учреждения
(например, коллегии в Сенат, местные учреждения в коллегии) рапорты и
доношения.
В XVIII в. побудет новый вид документа —
протокол. Его назначение, правила составления и оформления подробно изложены в
специальной статье Генерального регламента.
Частные лица продолжали обращаться в
государственные учреждения в форме челобитных, затем их стали называть
«прошения челобитчиковы». В последней четверти XVTII в. за данным видом
документа прочно закрепилось наименование «прошение».
Продолжают развиваться другие системы
документации.
Для переписки между военными в XVIII в.
характерны такие виды документов, как рескрипты, реляции, рапорты, донесения,
приказы, ордера, предписания. Учет численного состава фиксировался в штатах,
табелях, списках, ведомостях. Ход военных действий отражался в дислокациях,
диспозициях, предположениях и др. Договорные отношения с иностранными
государствами закреплялись в трактатах, договорах, конвенциях, инструментах,
протоколах. Стоит сказать, для переписки с иностранными государствами
использовали ноты, мемуары, меморандумы, письма; дипломаты отправляли на родину
реляции, письма, депеши. Судебная документация состояла из допросов, клятвенных
обещаний, показаний; результат судебного разбирательства отражался в
приговорах, определениях, выписках из журналов. Стоит сказать, для
бухгалтерского учета вели баланс — особую таблицу, показывающую состояние
хозяйственной деятельности на определенную дату, главную книгу, где систематизировали
все хозяйственные операции. В ϶ᴛᴏт период в России начинают
применять термины «баланс», «дебет», «кредит», «бухгалтер».
Статистический учет вели в подушных переписях,
названных ревизиями. Результат ревизий фиксировался в «ревизских сказках», на
основании кᴏᴛᴏᴩых составлялись губернские ϲʙᴏдки.
В XVIII в. складывается система документации по
личному составу. Введены формулярные (послужные) списки — документ, дающий
полное представление о находящемся на государственной службе (от семейного
положения до выхода в отставку или на пенсию).
Коренным образом изменился формуляр документа в
связи с переходом на листовую форму ведения делопроизводства.
Из текста выделяются реквизиты: адресат, автор,
вид документа, подпись, дата составления (подписания), дата получения
документа, скрепы, регистрационные номера (исходящий и входящий). Легко
определить вид документа в XVIII в., так как наименование вида почти всегда
указано в документе.
Документ начинали с обозначения адресата, кᴏᴛᴏᴩый
повествовали вдоль верхнего поля листа: «В Правительствующий Сенат», «В
Государственную Юстиц-коллегию». Автор указывался под адресатом: «Из Тульского
уездного суда».
Введение в 1722 г. в действие «Табели о рангах»
повлияло на документирование, так как с ϶ᴛᴏго времени при
письменном обращении к должностному лицу стали употреблять титулы :
высокопревосходительство, превосходительство, высокородие, высокоблагородие,
благородие. Писали также частные титулы, приϲʙᴏенные по
должности (господин генерал, господин тайный советник и т. д.). Третий вид
титулов был связан с происхождением. Такими титулами были: «светлость» (для
князей), «сиятельство» (для князя и графа), «благородие» (для дворян, включая
баронов).
В XVIII в. на документе перед текстом стали
указывать наименование вида документа и, иногда, его краткое содержание:
«рапорт о получении указа».
Документы в XVIII в. обязательно подписывались
должностными лицами.
В левом нижнем углу документа проставляли дату
подписания: «Генваря 21 дня 1753 года».
Исходящий регистрационный номер повествовали
вдоль поля документа.
При получении документа в левом верхнем углу
проставляли входящий регистрационный номер и дату получения: «Стоит сказать —
получено июля 15 дня 1745 года».
Документы в ряде случаев скреплялись печатью. В
Генеральном регламенте в 13-й главе определен порядок пользования печатями.
В 1775 г. Екатериной II осуществлена
административная реформа, в результате кᴏᴛᴏᴩой был
издан закон, названный «Учреждения для управления губерний Всероссийской
империи».
Губернская реформа 1775 г. в корне изменила
систему центрального управления в Российской империи. В ее основу было положено
разделение функций управления: административных, финансовых, судебных. Были
созданы: губернские правления, казенные палаты, нижние земские суды, уездные
казначейства, палаты уголовного и гражданского суда, сословные суды.
В результате реформы в 1775 г. были
ликвидированы все коллегии (за исключением Военной, Морской и Иностранных дел),
а их функции переданы местным учреждениям. В созданных учреждениях сохранилась
структура коллегий, состав чиновников, организация работы с документами. Все
решения принимались в общем присутствии, а технологический процесс обработки
документов осуществлялся в канцелярии. Сохранился коллегиальный принцип
принятия управленческих решений.
Закон 1775 г. особенно четко установил
определенный порядок «для сообщения властей и мест», т.е. порядок переписки
между государственными учреждениями различных уровней. От вышестоящих
подчиненным направлялись указы; подчиненные направляли в вышестоящие инстанции
рапорты и доношения; равные инстанции посылали друг другу предложения и
сообщения.
Главная особенность коллежского делопроизводства
состоит по сути в том, что в ϶ᴛᴏт период начинается
последовательное регулирование делопроизводства законодательством.
. Исполнительное делопроизводство
Исполнительное делопроизводство возникло в
результате административных реформ Александра I. В начале XIX в. система
государственных учреждений России была подвергнута серьезной корректировке.
Высшими государственными учреждениями стали: Правительствующий Сенат, Комитет
Министров, Государственный совет, позже во второй половине XIX в. создан Совет
Министров. Коллегии были заменены новыми центральными учреждениями —
министерствами. Местные учреждения осуществляли ϲʙᴏю деятельность
в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с
законом 1775 г. и почти не претерпели изменений.
Высшие государственные учреждения: Сенат,
Комитет Министров, Государственный совет, основывали ϲʙᴏю
деятельность на принципе коллегиальности. Материал опубликован на
http://зачётка.рф
Делопроизводство в них велось в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии
с законами, названными «учреждения»: «Учреждение Правительствующего Сената»,
«Учреждение Комитета Министров», «Учреждение Государственного совета».
. Принципы исполнительного делопроизводства
Создание министерств положило начало новому
этапу развития системы управления и делопроизводства в России.
Стоит отметить, что основой организации
деятельности новых центральных органов управления стал принцип единоначалия. В
основу было положено точное исполнение указаний руководства. Коллегиальное
обсуждение и принятие решений, характерное для коллегий XVIII в., стало
тормозить управленческий процесс, кᴏᴛᴏᴩому требовалась
гибкость и оперативность.
В 1811 г. издано «Общее учреждение министерств»,
кᴏᴛᴏᴩое законодательно закрепило единообразие в
организационном устройстве министерств. Принцип единоначалия, положенный в
основу министерской системы, означал, что управленческие решения принимаются
единолично конкретным должностным лицом в рамках его компетенции.
Второй важный принцип, положенный в систему
министерской реформы, — принцип иерархии означал строгое распределение функций
управления между структурными подразделениями и обязанностей чиновников по их
реализации. Принцип иерархии означал последовательность подготовки решения и
обязательное участие в ϶ᴛᴏм процессе всех структурных
подразделений и должностных лиц — от нижестоящих к вышестоящим.
Внедрение данных принципов в организацию
управления оказало влияние на структуру и делопроизводство министерств.
. Структура министерств
Возглавлял министерство министр. Стоит заметить,
что он назначался императором и нес ответственность только перед ним. У
министра могли быть заместители (один или несколько) — товарищи министра и
обязательно создавалась канцелярия министра. Министерство делилось на
департаменты, кᴏᴛᴏᴩые в ϲʙᴏю очередь,
состояли из отделений, отделения — из столов. Во главе их ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно
стояли: директор департамента, начальник отделения, столоначальник.
При необходимости разрешалось образовывать
«особенные установления»: канцелярию при директоре департамента, счетные столы,
ученые комитеты, чертежные, лаборатории.
«Общее учреждение» узаконило введение в аппарат
министерств двух коллегиальных органов: при министре — Совет министра, при
департаментах — Общее присутствие департамента, носивших совещательный
характер. Наряду с чиновниками министерства в их состав включались
представители крупного капитала и представители науки и искусства. Их знания и
практический опыт способствовали всестороннему и профессиональному обсуждению
конкретных вопросов и принятию наиболее верных решений. Сочетание принципа
единоначалия с коллегиальным обсуждением сложных управленческих проблем должно
было способствовать оптимизации управления в целом.
. Виды документов исполнительного делопроизводства
Единство структуры, штатного состава чиновников
и их должностных обязанностей позволило установить единый порядок в организации
делопроизводства.
Компетенция должностных лиц в вопросах
управления определила состав управленческих документов министерств. «Общее
учреждение министерств» 1811 г. прямо указывало, что «различная степень власти»
— главная причина разделения прав и обязанностей чиновников в процессе создания
документов. По϶ᴛᴏму достаточно четко были определены виды
документов, кᴏᴛᴏᴩыми сообщались между собой органы
власти и управления.
Министр получал:
от императора указы и повеления, направлял ему
доклады (или записки) и представления;
от Государственного совета — высочайше
утвержденные мнения, направлял — представления;
от Сената — сенатские указы, а в Сенат направлял
— представления, рапорты, доношения;
от Комитета министров — выписки из журналов
заседаний, направлял — записки и представления.
Для получения денег из Государственного
казначейства министр посылал отношение.
Между собой министерства обменивались
отношениями, сообщениями, официальными письмами. Подчиненным, как служащим в
стенах министерства, так и вне их, направлялись предписания. Подчиненные
посылали в вышестоящие инстанции рапорты, доношения, представления.Директор департамента
обладал правом направлять министру записки (докладные записки), представления;
в департаменты других министерств — отношения, подчиненным — предписания.
Начальник отделения обращался в другие отделения
ϲʙᴏего министерства в форме записки, в отделения других
министерств — в форме отношения.
Начальники отделений имели право подписывать
запрос в архив о необходимости получения из него сведений. Ход заседания
совещательных органов (Совета министра, Общего присутствия департамента)
фиксировался в журналах.
В параграфе 262 «Общего учреждения министерств»
впервые регламентирована зависимость юридической силы документа от правил его
оформления: «Предписания Министров только тогда признаются действительными,
когда они имеют установленную форму».
К «Общему учреждению» приложены четыре формы
переписки, служившие эталоном для составления и оформления официальных
документов. Стоит заметить, что они составлены на бланках с угловым
расположением реквизитов. Бланк включал: наименование учреждения-автора,
наименования структурных подразделений, дату подписания документа, исходящий
регистрационный индекс, краткий заголовок к тексту. Позже побудет ссылка на
номер инициативного документа. В правом углу документа указывался адресат.
При анализе переписки следует иметь в виду, что
на одних документах наименование вида обозначалось, а в других «беззаглавных»,
оно отсутствовало. Его можно определить, зная соподчиненность автора и
адресата.
Высшие учреждения и должностные лица, обращаясь
к нижестоящим, адресовали документ в дательном падеже: «Калужскому губернскому
правлению». Равные друг с другом и нижестоящие учреждения, обращаясь в
вышестоящие, использовали предлог «в»: «В Калужское губернское правление».
В случае если документ адресовался конкретному
лицу и нижестоящее должностное лицо обращалось к вышестоящему, в адресат
включалось обращение, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее
титулу: «Его превосходительству», «Его благородию». При общении равных
должностных лиц и вышестоящих с нижестоящими титул опускался.
Документы в XIX в. обязательно имеют подпись и
скрепу, в кᴏᴛᴏᴩых указывают наименование должностей.
Первоначально бланки повествовали от руки, но с 20-х годов XIX в. их стали
изготовлять типографским способом.
Организация работы с документами, названная в
«Общем учреждении» «образ производства дел», включала пять составных частей:
. порядок вступления дел;
. движение их, или собственно так
называемое производство;
. отправление дел;
. ревизию;
. отчеты.
Первые три части устанавливали путь прохождения
документов от момента их получения или создания до завершения исполнения и
отправки, причем в каждом структурном подразделении, начиная от канцелярии
министра и заканчивая столом и «особенными установлениями». Структура
документопотоков, как входящих, так и исходящих документов, ставилась в зависимость
от заключенной в них информации. К примеру, вся переписка министерства делилась
на два потока:
· переписка министра;
· переписка департамента.
«Общее учреждение министерств» определило
компетенцию министра и директоров департаментов в рассмотрении управленческих
ситуаций, по϶ᴛᴏму распределение всех входящих и исходящих
документов между ними не вызывало особенных затруднений.
В XIX в. документы регистрировались в журналах.
Ежемесячно в структурных подразделениях проводилась «ревизия дел», т.е. был внедрен
систематический контроль за исполнением документов. По его результатам
составлялись «ведомости» о количестве исполненных и неисполненных документов. В
конце года составлялась общая ведомость по министерству.
Ежегодная деятельность министерств заканчивалась
отчетом. Отчетов было три: отчет в суммах» отчет в делах, отчет в видах и
предположениях к усовершенствованию каждой части. Стоит сказать, для каждого
отчета существовал особый порядок составления и представления.
Со всех исходящих документов снимались копии
(«отпуски»), кᴏᴛᴏᴩые сдавались в архив министерства,
где на них составлялись описи.
На всем протяжении XIX в. активно развивались
другие системы документации. Стоит сказать, для XIX в. характерно то, что некᴏᴛᴏᴩые
из них приобретали законченную форму в виде Уставов, в кᴏᴛᴏᴩых
подробно регламентирован состав документов системы, правила их составления и
оформления, а также приложены образцы форм документов. К примеру, вопросы
бухгалтерского учета закреплены в 1848 г. в «Общем счетном уставе»,
документирование прохождения государственной службы в «Уставе о службе
гражданской» 1832 г.
С середины XIX в. неоднократно предпринимались
попытки сокращения числа документов. Данные меры по сокращению делопроизводства
закреплены в специальных законодательных актах, изданных в 1831,1852,1860 гг.
Изобретение в последней трети XIX в. пишущих
машин, гектографов, вывело на новый уровень культуру документирования, ускорило
изготовление документов, что позволило экономить время и средства. Появление
телеграфа, телефона привело к появлению новых видов документов: телеграмм,
телефонограмм. Общегосударственные нормы в делопроизводственной сфере,
заложенные в «Общем учреждении министерств», требовали изменений и развития.
Отдельные ведомства пытались самостоятельно упростить делопроизводственный
процесс. К примеру, к канцелярии попечителя Московского учебного округа
внедряются элементы механизированной обработки документов: пометки на них (о
получении, регистрации, направлении на исполнение, об исполнении и др.)
наносились с помощью механических нумераторов или штампов.
В наибольшей степени четко направления и способы
совершенствования делопроизводства отражены в «Стоит сказать — положении и
письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве», изданном в 1911 г.
На всем протяжении XIX в. издавались сборники
образцов документов, называемых «письмовники», с целью помочь чиновникам и
частным лицам составить документ в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии
с существующими правилами.
В XIX в. начинается процесс формирования теории
делопроизводства. Стоит заметить, что он связан с именами М. М. Сперанского, Ф.
Русанова, Н. В. Не стоит забывать, что Варадинова, К. Зосимского, В. Вельбрехта
.
В начале XX в. Россия стояла на пороге новых
преобразований в области делопроизводства. При этом смена государственного
строя в результате Февральской буржуазно-демократической революции и
Октябрьской социалистической революции привела к коренным изменениям в
государственном устройстве России и организации делопроизводства.
Литература
1.
Деловое письмо: справочник / Т. М. Лагутина, Л. П. Щуко.-СПб.:
«Герда»: 2005.-480 с.
.
Документирование управленческой деятельности: Учебное пособие для студ. вузов /
И.Ю.Крылова.-СПб.: Бизнес-пресса: 2004.-230с.
.
Делопроизводство на компьютере: популярный самоучитель / С.Сагиян.-СПб.: Питер:
2005.-256 с.
.
Делопроизводство на компьютере: [учебное пособие] / Т. М. Елизаветина, М. В.
Денисова.-М.: КУДИЦ-ОБРАЗ: 2005.-300 с.
.
Делопроизводство: Учебник для вузов/ Т.А. Быкова, Л.М. Вялова, Г.Ю. Максимович,
Л.В. Санкина; Под общ. ред. проф. Т.В.Кузнецовой. — М.: МЦФЭР, 2004. — 544с.
.
Организация работы с документами: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Кудрявцева. —
2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФА — М, 2003.
.
Приказ и деловое письмо: требования к оформлению и образцы документов спгласно
ГОСТ 6.30-2003: практическое пособие / М. И. Басаков.-Ростов н/Д: Феникс:
2005.-224 с.
Коллежское делопроизводство
Коллегии — в России центральные отраслевые органы управления, созданные в первой четверти XVIII в.
Начало этого периода в истории отечественного делопроизводства соотносят с реформами Петра I. Именно он создал российскую бюрократическую систему, определившую работу с документами.
Взамен устаревшей системы приказов в 1717-1718 было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. В 1720 г. был подготовлен и подписан Петром 1 «Генеральный регламент», который определял задачи, функции, структуру и порядок работы коллегий — основного звена высших органов государственного управления.
В «Генеральном регламенте» 1720 г. давались общие правила составления документов, устанавливались требования к написанию отдель- ных реквизитов.
Для многих документов были установлены официальные бланки и разработан формуляр — правила расположения реквизитов на листе бумаги. Изменилась и форма документов. Были отменены столбцы, они заменялись тетрадями. Появилось понятие «гербовая бумага», на которой изготовлялись документы для высших органов управления. В «Генеральном регламенте» были подробно описаны правила удостоверения отдельных документов, на пример было указано, что протоколы подписываются всеми членами коллегии. Также им был установлен порядок пользования печатями.
Коллежское делопроизводство было более прогрессивно по сравнению с приказным делопроизводством. Появились упорядоченные системы регистрации. Регистрация документов велась в специальных журналах.
В период коллежского делопроизводства были заложены основы организации учета и хранения документов, именно в этот период появилось название «архив». «Генеральный регламент» установил иметь два архива — общий для всех коллегий и специальный архив для коллегий иностранных дел и финансовой.
Генеральный регламент стал фактически первым законодательным актом в России, регулирующим вопросы работы с документами в центральных государственных учреждениях.
Генеральный регламент подробно определял порядок работы коллегий и решения в них дел, он давал законченную организационную форму и систему норм по документированию деятельности коллегий. Таким образом, “Генеральный регламент” закрепил законодательно порядок работы с документами с момента их создания до архивного хранения.
В целом реформы государственного аппарата установили в России единообразную систему организационного устройства и делопроизводства государственных учреждений на основе бюрократического централизма.