Чем профессиограмма отличается от должностной инструкции

1.1 Должностная инструкция как один из основных

организационно
– правовых документов предприятия

1.1.1 Определение понятия «должностная инструкция»

Должностная
инструкция – внутренний правовой
документ предприятия, регламентирующий
назначение и место работника в аппарате
управления, функциональные обязанности,
права, ответственность и поощрение
работника. Ее содержанием является не
только трудовая функция работника, но
и квалификационные требования,
предъявляемые к претенденту на занятие
той или иной должности. Это имеет
позитивное значение при решении вопроса
об отказе в приеме на работу и объективной
его оценке [9].

Так,
по смыслу ч. 2 ст.64 ТК РФ обоснованным
является отказ в приеме на работу по
деловым качествам претендента на
заключение трудового договора. В
соответствии с п. 10 постановления Пленума
Верховного суда РФ от 17.03.04 №2 «О применении
судами Российской Федерации Трудового
кодекса Российской Федерации» под
деловыми качествами работника понимаются
способности физического лица выполнять
определенную трудовую функцию с учетом
имеющихся у него:


профессионально-квалификационных
качеств (например, наличие определенной
профессии, специальности, квалификации);

 —
личностных качеств (например, состояние
здоровья, наличие определенного уровня
образования, опыт работы по данной
специальности, в данной отрасли).

При
этом, по мнению Верховного Суда РФ,
работодатель в праве предъявить к лицу,
претендующему на вакантную должность
или работу, и иные требования, которые:


обязательны для заключения трудового
договора в силу прямого предписания
федерального закона (например, наличие
российского гражданства, являющееся
по смыслу п. 6, 7 ст. 16 Федерального закона
от 27.07.04 № 79-Ф3 (ред. от.02.02.2006) «О
государственной гражданской службе
Российской Федерации» обязательным
условием для принятия на государственную
службу, за исключением случаев, когда
иное предусмотрено международным
договором РФ);


необходимы в дополнение к типовым или
типичным профессионально-квалификационным
требованиям в силу специфики той или
иной работы (например, владение одним
или несколькими иностранными языками,
способность работать на компьютере)
[9].

Должностные
инструкции разрабатываются по каждой
должности управленческого персонала
в соответствии со штатным расписанием
и являются логическим продолжением и
развитием положения о структурном
подразделении. Они утверждаются
руководителем предприятия для всех
сотрудников малых предприятий, а на
крупных и средних предприятиях  — для
руководителей структурных подразделений.

Основными
разделами должностной инструкции
являются: общая часть, карта функциональных
обязанностей, права, ответственность,
поощрение.

1.1.2 Значение должностной инструкции

Четкость
в определении квалификационных требований
и трудовой функции работника, закрепленных
в должностной инструкции позволяет:


объективно оценить деловые качества
претендента при приеме его на работу,
в т.ч. в процессе прохождение конкурса
(избрания или выборов на должность);


наиболее точно оценить деятельность
работника в период его испытания,
установленного соглашением сторон, в
процессе его аттестации (соответствие
его занимаемой должности);


рационально распределить функциональные
обязанности между работниками (осуществит
разделение труда в целом);


решить вопрос о переводе работника на
другую работу [9];


повысить своевременность и надежность
выполнения задач, за счет введения
количественных показателей периодичности,
трудоемкости, продолжительности и
календарных сроков их выполнения;


улучшить социально-психологический
климат в коллективе, устранить конфликты
между руководителями и подчиненными;


четко определить функциональные связи
работника и его взаимоотношения с
другими специалистами;


конкретизировать права работника в
части подготовки и принятия управленческих
решений и использование ресурсов;


повысить коллективную и личную
ответственность работников за
своевременное и качественное выполнение
функциональных обязанностей;


организовать равномерную загрузку
работников по периодам с минимальными
потерями рабочего времени и перегрузками
[3].

Следует
отметить, что работник также заинтересован
в четком определении характера его
работы, круга должностных обязанностей,
ответственности, квалификационных
требований, предъявляемых к занимаемой
им должности. В ряде случаев это позволяет
ему:


объективно оценить свои возможности и
дальнейшую перспективу трудовой
деятельности;


определить вид и род работы, круг своих
обязанностей в целях защиты трудовых
прав;


оценить меру юридической ответственности
по занимаемой им (или вакантной) должности.

Кроме
того, должностные инструкции можно
рассматривать и как своеобразное
средство защиты прав как работника так
и работодателя, поскольку при возникновении
трудового спора именно должностная
инструкция может служить доказательством
правомерности поведения работника или
работодателя.

Они
разрабатываются в целях обеспечения:


взаимосвязи и взаимозаменяемости между
отдельными должностями;


исключения дублирования и параллелизма
в выполнении работниками организации
отдельных операций;


четкого разграничения прав и обязанностей
работников организации (структурного
подразделения);


установления их меры ответственности.

Должностная
инструкция является документом,
действующим относительно продолжительное
время. Она вступает в силу с момента
утверждения ее руководителем организации 
и действует до замены ее новым документом
[9].

В
современных компаниях должностная
инструкция, как правило, подготавливается
отделом человеческих ресурсов, совместно
с руководителем подразделения: специалисты
по человеческим ресурсам привносят
свое знание процесса создания должностной
инструкции, линейный руководитель –
определяет субординацию, подчиненность,
соотношение функциональных обязанностей
в соответствии с разработанными и
утвержденными положениями о структурных
подразделениях организации. Кроме того,
целесообразно согласование должностной
инструкции с юрисконсультантом.
Согласование – это в первую очередь
проведение юридической экспертизы
содержания должностной инструкции,
т.е. выявление положений в должностной
инструкции, которые противоречат
трудовому законодательству или не
преследуют основную цель – установление
правового положения работника, который
обязан выполнять трудовую функцию,
предусмотренную его должностной
инструкцией.

Разрабатывать
должностные инструкции и утверждать
их работодателем следует по всем
вакантным должностям, имеющимся в
штатном расписании организации. Их
подобает утверждать и вводить в действие
до поиска подходящего работника на
вакантную должность и заключение с ним
трудового договора.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Профессиограмма — это документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной профессии (функ­ции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнести к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.

В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий. [1] Различия между взглядами авторов учебных пособий или монографий заключается в том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму. Например, коллектив известного учебника по управлению персоналом рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:

1) профессия (общие сведения о профессии; изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии);

2) процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);

3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);

4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);

5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);

6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста). [2]

Автор учебного пособия по управлению карьерой — С.И.Сотникова считает, что профессиограмма должна иметь следующую структуру:

1) общие положения (профессия, распространенность профессии, отрасль экономики, специальности);

2) подготовка кадров (типы учебных заведений, формы подготовки, продолжительность обучения, условия поступления, уровень полученной квалификации, перспективы профессионально-квалификационного и должностного роста);

3) типовые производственные показатели работы (сфера деятельности и виды труда, типы основных орудий труда, важнейшие производственные операции, виды профессиональных трудностей, ошибок, преобладающие типы деятельности, формы организации труда и характер социальных связей);

4) санитарно-гигиенические условия труда (микроклиматические условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по охране труда);

5) медицинские противопоказания;

6) квалификационный профиль (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности). [3]

Как следует из изложенного выше, профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:

1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;

2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.

В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.

Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.

Профессиограммы разрабатываются, как правило, на крупных промышленных предприятиях для массовых профессий (например, рабочий-сборщик главного конвейера автомобильного завода). Значительные трудовые и материальные затраты оправдываются повышением эффективности отбора персонала и сокращением текучести.

В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет. На рис. 1 для примера показана профессиограмма, подготовленная одним из московских агентств по подбору персонала.

Образцы профессиограмм

ПРОФЕССИОГРАММА ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

Содержание и основные операции (действия)

Поиск клиентов, заключение договоров на поставку продукции. Отслеживание в дальнейшем своевременности поставок и оплаты за отгруженную продукцию, проведение инкассации с клиентами. Контакты с лицами, отвечающими за поставки продукции в торговые точки. Оформление сопроводительной документации, еженедельная отчетность о проделанной работе.

Условия и характер труда

Работа строится по территориальному признаку, индивидуальная работа в рамках выделенного района г. Москвы, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением, налаживанием деловых контактов, рекламированием продукции.

Критерии эффективности:

1. Объем продаж

2. Отсутствие жалоб клиентов

3. Минимизация клиентов-должников

4. Максимальный охват всех торговых точек, имеющихся в районе

Знания

Знание правил оформления договорной документации, приемов привлечения клиентов, культура ведения переговоров на различных уровнях, культура труда, служебной этики и психологии поведения. Досконально знать продаваемый товар, рынок сбыта данной продукции, а также информацию о товарах и услугах фирмы.

Умения и навыки

Умение находить клиентов, входить в контакт с любыми типами клиентов как непосредственно, так и по телефону, умение анализировать и систематизировать полученную информацию, планировать свою работу. Грамотно использовать жестикуляцию и голос, создавая доверительную атмосферу, поддерживать престиж фирмы. Умение заинтересовать продукцией.

Интересы и склонности

Широкий кругозор, эрудиция, азартность, общительность, достаточный уровень активности поведения, склонность к убеждению и лидерству.

Профессионально важные качества

Коммуникабельность, стрессоустойчивость, бесконфликтность, активность, вежливость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, прекрасная память, выносливость (физическая и моральная), лидерские качества. Аккуратность в одежде. Приятный голос и хорошая дикция. Способность воспринимать и перерабатывать большие объемы информации.

Рекомендуемые методики тестирования при отборе

Тест Айзенка, тест на уровень притязаний, Томаса, КОС и др.

Медицинские противопоказания

Полиартрит, ревматизм, нарушение слуха, зрения, речи, невротические нарушения, атеросклероз, сильные внешние дефекты.

Рис. 1. Профессиограмма торгового представителя

Размещенные в сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти в Интернете подходящий образец профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.

Велико значение профессиограмм и в обеспечении соответствия качественного уровня персонала российских организаций международным требованиям и стандартам, включая ИСО, МЭК, ЕОК, стандарты серии ЕН 45000. Ориентация организации на качество предусматривает устранение любых причин возникновения брака на всех стадиях движения продукции путем формализации основных процессов. В этих усло­виях профессиональный опыт, знания и личные качества сотрудников приоб­ретают особое значение и являются основной заботой службы управления персоналом. Большой опыт формализации требований к работникам с целью выведения системы управления качества на уровень требований международного стандарта ИСО 9001 накоплен в ОАО «Самарский металлургический завод». [4] На этом заводе профессиограммы именуются профессиональными стандартами.

Автор: Дмитрий Соловьев

[1] См., например: Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. — М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ: Новосибирск: 1998, с. 249.

[2] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 1997, с 285.

[3] Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001, с. 367-468.

[4] См.: Григорьев В., Дюзимова Е., Топалян А. Внутрифирменный профессиональный стандарт как критерий оценки персонала на Самарском металлургическом заводе // Управление персоналом. — 2001. — № 2.

Профессиограмма: понятие, содержание и характеристики

PwC (Pricewaterhause Coopers) составлен перечень базовых требований, предъявляемых к специалистам в области юриспруденции. Очень важной является необходимость максимального соответствия психофизиологических и личностных качеств кандидата, выбравшего профессию юриста, этим требованиям. Уровень развития в отдельных профессиональных свойств может несколько различаться в зависимости от выбранных специальностей и видов деятельности.

На базе параметров, составленных PwC, выстраиваются профессиограмма юриста.

Определение 1

Пофессиограмма (professiogramma)– это стандартизированная система, включающая в себя: признаки, характерные профессии и специальности; требования, предъявляемые к работникам; психологические характеристики, необходимые специалистам конкретных профессий.

Первые профессиограммы были разработаны и применены в начале ХХ столетия на автомобильных заводах Генри Форда. Проведенный анализ разного рода работ и соответственных требований к ним был сделан вывод о возможности найма на некоторые работы инвалидов.

Раньше разработка профессиограмм производилась по большей части крупными промышленными компаниями для профессий, отличающихся массовостью. Сегодня все больше крупных агентств, занимающихся подбором и наймом, прибегают к составлению профессиограмм. Способствуют развитию этого направления также и требования, выдвигаемые последними Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Основные отличия профессиограмм от должностных инструкций состоят из отсутствия декларативной составляющей, то есть разделов со сведениями о нравственности и ответственности и наличием четко описанных трудовых условий, а также большого объема предъявляемых требований. Теория и практика управления персоналом характеризует профессиограммы как документы, которые способствуют улучшению качества подбора персонала в профессиях особой важности.

Философская, правовая, социологическая и психологическая литература обилует обсуждениями на тему понятия личности, ее структуры и содержания, а также других, связанных с определением личности, проблем. Под личностью юриста в такого рода работах понимается субъект, занимающийся профессиональной юридической деятельностью с применением физических и психических усилий, затратами собственного времени, сопряженную с успехами и неудачами, с благородными и не совсем целями. В профессиограмее перечислены действительное содержание труда и необходимые психологические качества соответствия профессии или должности.

Содержание профессиограмммы дает человеку понимание:

  • сути выбранной им профессии;
  • объема и фронта работы в данной специальности;
  • условий труда;
  • необходимого уровня подготовки;
  • возможностей трудоустройства в выбранной отрасли;
  • размеров оплаты труда, материально-технического обеспечения и степени комфорта;
  • карьерных возможностей;
  • уровень престижа профессии в обществе;
  • отрицательных сторон, трудностей и возможных ошибок, рисков и стрессовых ситуаций;
  • степени влияния выбранной профессии на частную жизнь.

Изложенные в профессиограммах требования к профессии помогают совершить обдуманный выбор и избежать ошибок, приводящих к потере многих лет жизни и не редко оказывающих негативное влияние на судьбу человека. Своевременное ознакомление и понимание требований к профессии позволяет сделать взвешенный выбор. Момент выбора профессии является переломным моментом, позволяющий определится с последующим местом в жизни и сделать осознанный личный выбор. При выборе будущей профессии человек должен иметь четкое представление о собственных возможностях, требованиях профессии и отдачи от нее.

Замечание 1

С решением данной проблемы сталкиваются все молодые люди, которым предстоит выбрать ВУЗ под давлением неопределенности и внешних факторов, таких как: семейные династии и традиции, призвание, советы родных, близких и друзей, географических нюансов – далекое расположения ВУЗа, разного рода обстоятельств и возможностей родителей. Процесс выбора профессии или ее смены в этот период должен быть осознанным. Помочь с выбором будущей профессии способны молодежные программы проф. ориентации.

Практически в обобщенной форме профессиограммы представляют собой эталонные модели специалистов, способствуют улучшению качества подбора сотрудников и помогают людям с правильным выбором профессий.

Особенности юридических профессий и профессиограмм

Определение 2

Профессиограмма юриста представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, где всесторонне расписана профессиональная деятельность и реализуемые в ней личностные качества и навыки.

Деонтологическая характеристика труда юристов неразрывно связана с созданием профессиограмм юридических профессий. Наряду с общими требованиями каждой юридической профессией предъявляется ряд специфических требований, как в случаях со следователями, прокурорами, судьями, нотариусами, адвокатами, арбитрами и другими юристами-практиками. Учет индивидуальных личностных особенностей и их соответствия предъявляемым профессией требованиям способствует улучшению качественных показателей деятельности юриста.

Среди основных характеристик профессиограмм выделяют тип и содержание. По типологии профессий, разработанной Е.А. Климовым, выделяют следующие типы профессиограмм, основанных на предмете труда:

  • человек – человек, разрабатываемые для сферы обслуживания, обучения и воспитания, управления, сервиса и услуг, правовой защиты, продаж и коммерции;
  • человек – техника, разрабатываемые для сферы создания, конструирования, монтажа, сборки, наладки и эксплуатации технических устройств;
  • человек – знак, разрабатываемые для сферы обработки цифр, текстов, формул, таблиц, чертежей, карт, схем и звуковых сигналов;
  • человек – природа, разрабатываемые для сферы изучения, наблюдения, сохранения природы, ухода за флорой и фауной, профилактики и их лечения;
  • человек – художественный образ, разрабатываемые для сферы создания, проектирования и моделирования художественных произведений.

Юридические профессии относятся к типу «человек – человек», так как непосредственно связаны с осуществлением деятельности по оказанию правовых услуг по обеспечению и защите прав человека.

Замечание 2

Обеспечение работы в юридической сфере невозможно также без профессиограмм типа «человек – знак».

Обобщая подходы к содержанию профессиограмм приходим к такого рода примеру:

  • презентация – набор общих сведений, указания вида деятельности, распространенности, вариантов специализации и перспектив развития;
  • тип – описание предмета труда;
  • класс – описание характера и степени сложности труда и необходимой квалификации;
  • содержание – перечень характеристик трудового процесса, трудностей, форм организации, рабочего места и характера социальных связей;
  • необходимые знания и умения – перечень предъявляемых требований к знаниям, умениям и навыкам, общему уровню интеллекта, пространственной ориентации, моторной координации, склонности к исследованиям и специфических наклонностей;
  • индивидуальные особенности специалиста – перечень требований, предъявляемых к уровню восприятия, мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевых и деловых качеств;
  • перечень препятствующих профессиональной деятельности качеств – медицинских и личностных;
  • условия труда – перечень микроклиматических условий, освещения и температуры, трудового режима, травматизма и проф. заболеваний, монотонности и темпа труда, медицинских показаний, льгот, компенсаций;
  • путь получения – тип учебного заведения, форма подготовки, условия зачисления и обучения, период обучения и необходимый уровень квалификации;
  • перспективы карьерного роста.

Используя вышеизложенную информацию составляем пример юридической профессиграммы. (Рисунок 1)

Особенности юридических профессий и профессиограмм

Рисунок 1. Юридическая профессиограмма

Некоторые характеристики, представленные на рис. 1 нуждаются в комментариях.

Профессиональная деятельность сопряжена со вступлением людей во взаимоотношения между собой. При этом существуют различия в том, с какой частотой люди предпочитают взаимодействовать с другими и в том, как предпочитают подходить к решению задач – в одиночку или в команде.

Взаимодействие типа «вместе» подразумевает стремление человека действовать вместе с другими и предпочтение к работе с частыми взаимодействиями.

Замечание 3

Несмотря на то, что такой тип взаимодействия нередко встречается в юридических профессиях, его никак нельзя назвать доминирующим, поскольку возникает только на этапе, когда необходима общая работа в команде и человек вынужденно соглашается зависеть от других в процессе решения задач.

Взаимодействие типа «рядом» более присуще юридическим профессиям, поскольку люди всегда находятся рядом в процессе решения задач. Такой тип взаимодействия проявляется в ситуациях, связанных с обменом информацией специалистами в процессе выполнения независимых задач. Взаимодействие типа «рядом» характеризуется сохранением самостоятельности в рамках коллективной работы.

Взаимодействие типа «напротив» характерно людям, предпочитающим активные взаимодействия, не имеющие непосредственного отношения к принимаемым ими профессиональным решениям. Такие люди предпочитают переговоры, консультации, возможности обсуждения и т.д.

Отдельный тип межличностных взаимодействий – это редкое межличностное взаимодействие, характерное людям, предпочитающим независимость в процессе организации и выполнения, не настроенных на групповую работу, но не исключающих такой вариант.

Замечание 4

Из комментариев следует, что представителям юридических профессий свойственны разные типы взаимодействий исходя из разных условий деятельности.

Что касается параметра «доминирующий интерес», то тут следует понимать, что людям свойственны разные интересы и в соответствии с преобладающими интересами они тоже делятся на типы. Личностные типы служат для описания определенных групп людей, которым характерны определенные личностные и профессиональные особенности и определения способности выражения в определенных профессиональных сферах. Теория Дж. Холланда подразумевает наличие 6-ти личностных типов. Типы личности наглядно представлены в виде шестиугольника на рис.2 Типы, представленные на находящихся рядом вершинах характеризуются большим сходством с представленными рядом и большими отличиями с теми, что находятся на противоположных сторонах шестиугольника.

Особенности юридических профессий и профессиограмм

Рисунок 2. Взаимосвязи между основными типами личности

Для личностей социального типа характерны: активность, общительность, эмоциональность, чувствительность, коммуникабельность. Могут выразить себя в консультировании, информировании или обслуживании. Предприимчивые личности характеризуются находчивостью, инициативностью, азартностью, стремлением к лидерству и умением рисковать. Личности стандартного (конвенционного) типа усидчивы, исполнительны, дисциплинированны и аккуратны. Артистические (художественные) личности имеют сложные взгляды на жизнь, глубокое эмоциональное восприятие действительности, ведомы эмоциями и ощущениями, воображением и интуицией, обладают оригинальным мышлением и как правило независимы в принятии решений. Личности исследовательского (интеллектуального) типа наблюдательны, сообразительны, оригинальны, нестандартно мыслят, творчески подходят к решению задач и склонны к аналитике. Реалистичные личности надежны, эмоционально устойчивы, практичны, отличаются упорством и целеустремленностью.

Замечание 5

В юридических профессиях проявляются все личностные типы, однако артистический и предприимчивый типы не должны доминировать.

Основные аспекты юридической деятельности

Стоит отметить большой вклад в разработку юридических профессиограмм российских ученых Васильева, Еникеева и Чуфаровского. Ими были выделены следующие аспекты юридической деятельности:

  • социальный, подчеркивающий значимость юридических профессий в организации правоохранительной системы и защите прав и законных интересов гражданина;
  • поисковой (познавательный), подразумевающий сбор необходимой для решения юридических дел информации;
  • реконструктивный, подразумевающий проведение завершающего анализа собранной информации, выдвижение рабочей гипотезы и разработки плана дальнейших действий;
  • коммуникативный, подразумевающий волевые действия по проверке рабочей версии и ее реализации;
  • удостоверительный, выражающийся в облечении полученной информации в законную форму через письменные акты-документы.

Каждая специальность характеризуется разным набором профессиональных аспектов с разной интенсивностью. В зависимости от личных качеств различных юристов они приобретают свою специфику.

В виду активной общественной реформации к системе образования выдвигается ряд новых требований по организации учебного процесса не только ради получения знаний, но и с целью формирования компетенций и подготовки учеников к профессиональной деятельности. Вместе с совершенствованием системы проф. образования ставятся задачи по усилению внимания к вопросам освоения выпускниками практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности в условиях экономического развития. В данный момент рынок образования и профессиональный рынок Российской федерации практически не имеют связей и взаимодействий, практически половина выпускников работают не по специальности. Исходя из этого особое внимание стоит уделять помощи учащимся с определением будущей профессии, а студентам ВУЗов помогать с пониманием их роли и места и формированием профессиональных навыков высокого уровня, к примеру для студентов юридических ВУЗов критически важным при выборе будущей профессиональной специализации является глубокое знание отраслевого права. В этом случае очень важным является правильное описание профессии, выделение наиболее существенных ее особенностей, помогающих определится при выборе подходящего рода деятельности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Русснефть руководство компании
  • Скачать руководство volvo 850
  • Хорус фунгицид инструкция по применению для винограда срок ожидания
  • Должностная инструкция руководителя отдела правового обеспечения
  • Инструкция к кодовому замку на дверь