1.1 Должностная инструкция как один из основных
организационно
– правовых документов предприятия
1.1.1 Определение понятия «должностная инструкция»
Должностная
инструкция – внутренний правовой
документ предприятия, регламентирующий
назначение и место работника в аппарате
управления, функциональные обязанности,
права, ответственность и поощрение
работника. Ее содержанием является не
только трудовая функция работника, но
и квалификационные требования,
предъявляемые к претенденту на занятие
той или иной должности. Это имеет
позитивное значение при решении вопроса
об отказе в приеме на работу и объективной
его оценке [9].
Так,
по смыслу ч. 2 ст.64 ТК РФ обоснованным
является отказ в приеме на работу по
деловым качествам претендента на
заключение трудового договора. В
соответствии с п. 10 постановления Пленума
Верховного суда РФ от 17.03.04 №2 «О применении
судами Российской Федерации Трудового
кодекса Российской Федерации» под
деловыми качествами работника понимаются
способности физического лица выполнять
определенную трудовую функцию с учетом
имеющихся у него:
—
профессионально-квалификационных
качеств (например, наличие определенной
профессии, специальности, квалификации);
—
личностных качеств (например, состояние
здоровья, наличие определенного уровня
образования, опыт работы по данной
специальности, в данной отрасли).
При
этом, по мнению Верховного Суда РФ,
работодатель в праве предъявить к лицу,
претендующему на вакантную должность
или работу, и иные требования, которые:
—
обязательны для заключения трудового
договора в силу прямого предписания
федерального закона (например, наличие
российского гражданства, являющееся
по смыслу п. 6, 7 ст. 16 Федерального закона
от 27.07.04 № 79-Ф3 (ред. от.02.02.2006) «О
государственной гражданской службе
Российской Федерации» обязательным
условием для принятия на государственную
службу, за исключением случаев, когда
иное предусмотрено международным
договором РФ);
—
необходимы в дополнение к типовым или
типичным профессионально-квалификационным
требованиям в силу специфики той или
иной работы (например, владение одним
или несколькими иностранными языками,
способность работать на компьютере)
[9].
Должностные
инструкции разрабатываются по каждой
должности управленческого персонала
в соответствии со штатным расписанием
и являются логическим продолжением и
развитием положения о структурном
подразделении. Они утверждаются
руководителем предприятия для всех
сотрудников малых предприятий, а на
крупных и средних предприятиях — для
руководителей структурных подразделений.
Основными
разделами должностной инструкции
являются: общая часть, карта функциональных
обязанностей, права, ответственность,
поощрение.
1.1.2 Значение должностной инструкции
Четкость
в определении квалификационных требований
и трудовой функции работника, закрепленных
в должностной инструкции позволяет:
—
объективно оценить деловые качества
претендента при приеме его на работу,
в т.ч. в процессе прохождение конкурса
(избрания или выборов на должность);
—
наиболее точно оценить деятельность
работника в период его испытания,
установленного соглашением сторон, в
процессе его аттестации (соответствие
его занимаемой должности);
—
рационально распределить функциональные
обязанности между работниками (осуществит
разделение труда в целом);
—
решить вопрос о переводе работника на
другую работу [9];
—
повысить своевременность и надежность
выполнения задач, за счет введения
количественных показателей периодичности,
трудоемкости, продолжительности и
календарных сроков их выполнения;
—
улучшить социально-психологический
климат в коллективе, устранить конфликты
между руководителями и подчиненными;
—
четко определить функциональные связи
работника и его взаимоотношения с
другими специалистами;
—
конкретизировать права работника в
части подготовки и принятия управленческих
решений и использование ресурсов;
—
повысить коллективную и личную
ответственность работников за
своевременное и качественное выполнение
функциональных обязанностей;
—
организовать равномерную загрузку
работников по периодам с минимальными
потерями рабочего времени и перегрузками
[3].
Следует
отметить, что работник также заинтересован
в четком определении характера его
работы, круга должностных обязанностей,
ответственности, квалификационных
требований, предъявляемых к занимаемой
им должности. В ряде случаев это позволяет
ему:
—
объективно оценить свои возможности и
дальнейшую перспективу трудовой
деятельности;
—
определить вид и род работы, круг своих
обязанностей в целях защиты трудовых
прав;
—
оценить меру юридической ответственности
по занимаемой им (или вакантной) должности.
Кроме
того, должностные инструкции можно
рассматривать и как своеобразное
средство защиты прав как работника так
и работодателя, поскольку при возникновении
трудового спора именно должностная
инструкция может служить доказательством
правомерности поведения работника или
работодателя.
Они
разрабатываются в целях обеспечения:
—
взаимосвязи и взаимозаменяемости между
отдельными должностями;
—
исключения дублирования и параллелизма
в выполнении работниками организации
отдельных операций;
—
четкого разграничения прав и обязанностей
работников организации (структурного
подразделения);
—
установления их меры ответственности.
Должностная
инструкция является документом,
действующим относительно продолжительное
время. Она вступает в силу с момента
утверждения ее руководителем организации
и действует до замены ее новым документом
[9].
В
современных компаниях должностная
инструкция, как правило, подготавливается
отделом человеческих ресурсов, совместно
с руководителем подразделения: специалисты
по человеческим ресурсам привносят
свое знание процесса создания должностной
инструкции, линейный руководитель –
определяет субординацию, подчиненность,
соотношение функциональных обязанностей
в соответствии с разработанными и
утвержденными положениями о структурных
подразделениях организации. Кроме того,
целесообразно согласование должностной
инструкции с юрисконсультантом.
Согласование – это в первую очередь
проведение юридической экспертизы
содержания должностной инструкции,
т.е. выявление положений в должностной
инструкции, которые противоречат
трудовому законодательству или не
преследуют основную цель – установление
правового положения работника, который
обязан выполнять трудовую функцию,
предусмотренную его должностной
инструкцией.
Разрабатывать
должностные инструкции и утверждать
их работодателем следует по всем
вакантным должностям, имеющимся в
штатном расписании организации. Их
подобает утверждать и вводить в действие
до поиска подходящего работника на
вакантную должность и заключение с ним
трудового договора.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Профессиограмма — это документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.
Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнести к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.
В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий. [1] Различия между взглядами авторов учебных пособий или монографий заключается в том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму. Например, коллектив известного учебника по управлению персоналом рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:
1) профессия (общие сведения о профессии; изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии);
2) процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);
3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);
4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);
5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);
6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста). [2]
Автор учебного пособия по управлению карьерой — С.И.Сотникова считает, что профессиограмма должна иметь следующую структуру:
1) общие положения (профессия, распространенность профессии, отрасль экономики, специальности);
2) подготовка кадров (типы учебных заведений, формы подготовки, продолжительность обучения, условия поступления, уровень полученной квалификации, перспективы профессионально-квалификационного и должностного роста);
3) типовые производственные показатели работы (сфера деятельности и виды труда, типы основных орудий труда, важнейшие производственные операции, виды профессиональных трудностей, ошибок, преобладающие типы деятельности, формы организации труда и характер социальных связей);
4) санитарно-гигиенические условия труда (микроклиматические условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по охране труда);
5) медицинские противопоказания;
6) квалификационный профиль (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности). [3]
Как следует из изложенного выше, профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:
1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;
2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.
В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.
Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.
Профессиограммы разрабатываются, как правило, на крупных промышленных предприятиях для массовых профессий (например, рабочий-сборщик главного конвейера автомобильного завода). Значительные трудовые и материальные затраты оправдываются повышением эффективности отбора персонала и сокращением текучести.
В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет. На рис. 1 для примера показана профессиограмма, подготовленная одним из московских агентств по подбору персонала.
Образцы профессиограмм
ПРОФЕССИОГРАММА ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
Содержание и основные операции (действия)
Поиск клиентов, заключение договоров на поставку продукции. Отслеживание в дальнейшем своевременности поставок и оплаты за отгруженную продукцию, проведение инкассации с клиентами. Контакты с лицами, отвечающими за поставки продукции в торговые точки. Оформление сопроводительной документации, еженедельная отчетность о проделанной работе.
Условия и характер труда
Работа строится по территориальному признаку, индивидуальная работа в рамках выделенного района г. Москвы, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением, налаживанием деловых контактов, рекламированием продукции.
Критерии эффективности:
1. Объем продаж
2. Отсутствие жалоб клиентов
3. Минимизация клиентов-должников
4. Максимальный охват всех торговых точек, имеющихся в районе
Знания
Знание правил оформления договорной документации, приемов привлечения клиентов, культура ведения переговоров на различных уровнях, культура труда, служебной этики и психологии поведения. Досконально знать продаваемый товар, рынок сбыта данной продукции, а также информацию о товарах и услугах фирмы.
Умения и навыки
Умение находить клиентов, входить в контакт с любыми типами клиентов как непосредственно, так и по телефону, умение анализировать и систематизировать полученную информацию, планировать свою работу. Грамотно использовать жестикуляцию и голос, создавая доверительную атмосферу, поддерживать престиж фирмы. Умение заинтересовать продукцией.
Интересы и склонности
Широкий кругозор, эрудиция, азартность, общительность, достаточный уровень активности поведения, склонность к убеждению и лидерству.
Профессионально важные качества
Коммуникабельность, стрессоустойчивость, бесконфликтность, активность, вежливость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, прекрасная память, выносливость (физическая и моральная), лидерские качества. Аккуратность в одежде. Приятный голос и хорошая дикция. Способность воспринимать и перерабатывать большие объемы информации.
Рекомендуемые методики тестирования при отборе
Тест Айзенка, тест на уровень притязаний, Томаса, КОС и др.
Медицинские противопоказания
Полиартрит, ревматизм, нарушение слуха, зрения, речи, невротические нарушения, атеросклероз, сильные внешние дефекты.
Рис. 1. Профессиограмма торгового представителя
Размещенные в сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти в Интернете подходящий образец профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.
Велико значение профессиограмм и в обеспечении соответствия качественного уровня персонала российских организаций международным требованиям и стандартам, включая ИСО, МЭК, ЕОК, стандарты серии ЕН 45000. Ориентация организации на качество предусматривает устранение любых причин возникновения брака на всех стадиях движения продукции путем формализации основных процессов. В этих условиях профессиональный опыт, знания и личные качества сотрудников приобретают особое значение и являются основной заботой службы управления персоналом. Большой опыт формализации требований к работникам с целью выведения системы управления качества на уровень требований международного стандарта ИСО 9001 накоплен в ОАО «Самарский металлургический завод». [4] На этом заводе профессиограммы именуются профессиональными стандартами.
Автор: Дмитрий Соловьев
[1] См., например: Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. — М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ: Новосибирск: 1998, с. 249.
[2] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 1997, с 285.
[3] Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001, с. 367-468.
[4] См.: Григорьев В., Дюзимова Е., Топалян А. Внутрифирменный профессиональный стандарт как критерий оценки персонала на Самарском металлургическом заводе // Управление персоналом. — 2001. — № 2.
Профессиограмма: понятие, содержание и характеристики
PwC (Pricewaterhause Coopers) составлен перечень базовых требований, предъявляемых к специалистам в области юриспруденции. Очень важной является необходимость максимального соответствия психофизиологических и личностных качеств кандидата, выбравшего профессию юриста, этим требованиям. Уровень развития в отдельных профессиональных свойств может несколько различаться в зависимости от выбранных специальностей и видов деятельности.
На базе параметров, составленных PwC, выстраиваются профессиограмма юриста.
Пофессиограмма (professiogramma)– это стандартизированная система, включающая в себя: признаки, характерные профессии и специальности; требования, предъявляемые к работникам; психологические характеристики, необходимые специалистам конкретных профессий.
Первые профессиограммы были разработаны и применены в начале ХХ столетия на автомобильных заводах Генри Форда. Проведенный анализ разного рода работ и соответственных требований к ним был сделан вывод о возможности найма на некоторые работы инвалидов.
Раньше разработка профессиограмм производилась по большей части крупными промышленными компаниями для профессий, отличающихся массовостью. Сегодня все больше крупных агентств, занимающихся подбором и наймом, прибегают к составлению профессиограмм. Способствуют развитию этого направления также и требования, выдвигаемые последними Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
Основные отличия профессиограмм от должностных инструкций состоят из отсутствия декларативной составляющей, то есть разделов со сведениями о нравственности и ответственности и наличием четко описанных трудовых условий, а также большого объема предъявляемых требований. Теория и практика управления персоналом характеризует профессиограммы как документы, которые способствуют улучшению качества подбора персонала в профессиях особой важности.
Философская, правовая, социологическая и психологическая литература обилует обсуждениями на тему понятия личности, ее структуры и содержания, а также других, связанных с определением личности, проблем. Под личностью юриста в такого рода работах понимается субъект, занимающийся профессиональной юридической деятельностью с применением физических и психических усилий, затратами собственного времени, сопряженную с успехами и неудачами, с благородными и не совсем целями. В профессиограмее перечислены действительное содержание труда и необходимые психологические качества соответствия профессии или должности.
Содержание профессиограмммы дает человеку понимание:
- сути выбранной им профессии;
- объема и фронта работы в данной специальности;
- условий труда;
- необходимого уровня подготовки;
- возможностей трудоустройства в выбранной отрасли;
- размеров оплаты труда, материально-технического обеспечения и степени комфорта;
- карьерных возможностей;
- уровень престижа профессии в обществе;
- отрицательных сторон, трудностей и возможных ошибок, рисков и стрессовых ситуаций;
- степени влияния выбранной профессии на частную жизнь.
Изложенные в профессиограммах требования к профессии помогают совершить обдуманный выбор и избежать ошибок, приводящих к потере многих лет жизни и не редко оказывающих негативное влияние на судьбу человека. Своевременное ознакомление и понимание требований к профессии позволяет сделать взвешенный выбор. Момент выбора профессии является переломным моментом, позволяющий определится с последующим местом в жизни и сделать осознанный личный выбор. При выборе будущей профессии человек должен иметь четкое представление о собственных возможностях, требованиях профессии и отдачи от нее.
С решением данной проблемы сталкиваются все молодые люди, которым предстоит выбрать ВУЗ под давлением неопределенности и внешних факторов, таких как: семейные династии и традиции, призвание, советы родных, близких и друзей, географических нюансов – далекое расположения ВУЗа, разного рода обстоятельств и возможностей родителей. Процесс выбора профессии или ее смены в этот период должен быть осознанным. Помочь с выбором будущей профессии способны молодежные программы проф. ориентации.
Практически в обобщенной форме профессиограммы представляют собой эталонные модели специалистов, способствуют улучшению качества подбора сотрудников и помогают людям с правильным выбором профессий.
Особенности юридических профессий и профессиограмм
Профессиограмма юриста представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, где всесторонне расписана профессиональная деятельность и реализуемые в ней личностные качества и навыки.
Деонтологическая характеристика труда юристов неразрывно связана с созданием профессиограмм юридических профессий. Наряду с общими требованиями каждой юридической профессией предъявляется ряд специфических требований, как в случаях со следователями, прокурорами, судьями, нотариусами, адвокатами, арбитрами и другими юристами-практиками. Учет индивидуальных личностных особенностей и их соответствия предъявляемым профессией требованиям способствует улучшению качественных показателей деятельности юриста.
Среди основных характеристик профессиограмм выделяют тип и содержание. По типологии профессий, разработанной Е.А. Климовым, выделяют следующие типы профессиограмм, основанных на предмете труда:
- человек – человек, разрабатываемые для сферы обслуживания, обучения и воспитания, управления, сервиса и услуг, правовой защиты, продаж и коммерции;
- человек – техника, разрабатываемые для сферы создания, конструирования, монтажа, сборки, наладки и эксплуатации технических устройств;
- человек – знак, разрабатываемые для сферы обработки цифр, текстов, формул, таблиц, чертежей, карт, схем и звуковых сигналов;
- человек – природа, разрабатываемые для сферы изучения, наблюдения, сохранения природы, ухода за флорой и фауной, профилактики и их лечения;
- человек – художественный образ, разрабатываемые для сферы создания, проектирования и моделирования художественных произведений.
Юридические профессии относятся к типу «человек – человек», так как непосредственно связаны с осуществлением деятельности по оказанию правовых услуг по обеспечению и защите прав человека.
Обеспечение работы в юридической сфере невозможно также без профессиограмм типа «человек – знак».
Обобщая подходы к содержанию профессиограмм приходим к такого рода примеру:
- презентация – набор общих сведений, указания вида деятельности, распространенности, вариантов специализации и перспектив развития;
- тип – описание предмета труда;
- класс – описание характера и степени сложности труда и необходимой квалификации;
- содержание – перечень характеристик трудового процесса, трудностей, форм организации, рабочего места и характера социальных связей;
- необходимые знания и умения – перечень предъявляемых требований к знаниям, умениям и навыкам, общему уровню интеллекта, пространственной ориентации, моторной координации, склонности к исследованиям и специфических наклонностей;
- индивидуальные особенности специалиста – перечень требований, предъявляемых к уровню восприятия, мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевых и деловых качеств;
- перечень препятствующих профессиональной деятельности качеств – медицинских и личностных;
- условия труда – перечень микроклиматических условий, освещения и температуры, трудового режима, травматизма и проф. заболеваний, монотонности и темпа труда, медицинских показаний, льгот, компенсаций;
- путь получения – тип учебного заведения, форма подготовки, условия зачисления и обучения, период обучения и необходимый уровень квалификации;
- перспективы карьерного роста.
Используя вышеизложенную информацию составляем пример юридической профессиграммы. (Рисунок 1)
Рисунок 1. Юридическая профессиограмма
Некоторые характеристики, представленные на рис. 1 нуждаются в комментариях.
Профессиональная деятельность сопряжена со вступлением людей во взаимоотношения между собой. При этом существуют различия в том, с какой частотой люди предпочитают взаимодействовать с другими и в том, как предпочитают подходить к решению задач – в одиночку или в команде.
Взаимодействие типа «вместе» подразумевает стремление человека действовать вместе с другими и предпочтение к работе с частыми взаимодействиями.
Несмотря на то, что такой тип взаимодействия нередко встречается в юридических профессиях, его никак нельзя назвать доминирующим, поскольку возникает только на этапе, когда необходима общая работа в команде и человек вынужденно соглашается зависеть от других в процессе решения задач.
Взаимодействие типа «рядом» более присуще юридическим профессиям, поскольку люди всегда находятся рядом в процессе решения задач. Такой тип взаимодействия проявляется в ситуациях, связанных с обменом информацией специалистами в процессе выполнения независимых задач. Взаимодействие типа «рядом» характеризуется сохранением самостоятельности в рамках коллективной работы.
Взаимодействие типа «напротив» характерно людям, предпочитающим активные взаимодействия, не имеющие непосредственного отношения к принимаемым ими профессиональным решениям. Такие люди предпочитают переговоры, консультации, возможности обсуждения и т.д.
Отдельный тип межличностных взаимодействий – это редкое межличностное взаимодействие, характерное людям, предпочитающим независимость в процессе организации и выполнения, не настроенных на групповую работу, но не исключающих такой вариант.
Из комментариев следует, что представителям юридических профессий свойственны разные типы взаимодействий исходя из разных условий деятельности.
Что касается параметра «доминирующий интерес», то тут следует понимать, что людям свойственны разные интересы и в соответствии с преобладающими интересами они тоже делятся на типы. Личностные типы служат для описания определенных групп людей, которым характерны определенные личностные и профессиональные особенности и определения способности выражения в определенных профессиональных сферах. Теория Дж. Холланда подразумевает наличие 6-ти личностных типов. Типы личности наглядно представлены в виде шестиугольника на рис.2 Типы, представленные на находящихся рядом вершинах характеризуются большим сходством с представленными рядом и большими отличиями с теми, что находятся на противоположных сторонах шестиугольника.
Рисунок 2. Взаимосвязи между основными типами личности
Для личностей социального типа характерны: активность, общительность, эмоциональность, чувствительность, коммуникабельность. Могут выразить себя в консультировании, информировании или обслуживании. Предприимчивые личности характеризуются находчивостью, инициативностью, азартностью, стремлением к лидерству и умением рисковать. Личности стандартного (конвенционного) типа усидчивы, исполнительны, дисциплинированны и аккуратны. Артистические (художественные) личности имеют сложные взгляды на жизнь, глубокое эмоциональное восприятие действительности, ведомы эмоциями и ощущениями, воображением и интуицией, обладают оригинальным мышлением и как правило независимы в принятии решений. Личности исследовательского (интеллектуального) типа наблюдательны, сообразительны, оригинальны, нестандартно мыслят, творчески подходят к решению задач и склонны к аналитике. Реалистичные личности надежны, эмоционально устойчивы, практичны, отличаются упорством и целеустремленностью.
В юридических профессиях проявляются все личностные типы, однако артистический и предприимчивый типы не должны доминировать.
Основные аспекты юридической деятельности
Стоит отметить большой вклад в разработку юридических профессиограмм российских ученых Васильева, Еникеева и Чуфаровского. Ими были выделены следующие аспекты юридической деятельности:
- социальный, подчеркивающий значимость юридических профессий в организации правоохранительной системы и защите прав и законных интересов гражданина;
- поисковой (познавательный), подразумевающий сбор необходимой для решения юридических дел информации;
- реконструктивный, подразумевающий проведение завершающего анализа собранной информации, выдвижение рабочей гипотезы и разработки плана дальнейших действий;
- коммуникативный, подразумевающий волевые действия по проверке рабочей версии и ее реализации;
- удостоверительный, выражающийся в облечении полученной информации в законную форму через письменные акты-документы.
Каждая специальность характеризуется разным набором профессиональных аспектов с разной интенсивностью. В зависимости от личных качеств различных юристов они приобретают свою специфику.
В виду активной общественной реформации к системе образования выдвигается ряд новых требований по организации учебного процесса не только ради получения знаний, но и с целью формирования компетенций и подготовки учеников к профессиональной деятельности. Вместе с совершенствованием системы проф. образования ставятся задачи по усилению внимания к вопросам освоения выпускниками практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности в условиях экономического развития. В данный момент рынок образования и профессиональный рынок Российской федерации практически не имеют связей и взаимодействий, практически половина выпускников работают не по специальности. Исходя из этого особое внимание стоит уделять помощи учащимся с определением будущей профессии, а студентам ВУЗов помогать с пониманием их роли и места и формированием профессиональных навыков высокого уровня, к примеру для студентов юридических ВУЗов критически важным при выборе будущей профессиональной специализации является глубокое знание отраслевого права. В этом случае очень важным является правильное описание профессии, выделение наиболее существенных ее особенностей, помогающих определится при выборе подходящего рода деятельности.