На чтение 7 мин Просмотров 7.8к. Опубликовано 06.04.2022
Демократический стиль руководства – комплекс методов управления, стиль поведения начальника, базирующиеся на гармоничном сочетании единовластия и активного участия персонала в организационных вопросах и принятии управленческих и иных решений. Начальник, придерживающийся данного направления, отдает предпочтение методам убеждения при работе с подчиненными, уверен в их ответственности, профессионализме и исполнительности. В нашей статье вы найдете развернутую информацию о таком стиле руководства.
Содержание
- Что характерно для демократического стиля руководства
- Плюсы и минусы демократического стиля управления
- Виды демократического стиля руководства
- Качества руководителя и подчиненных, необходимые для использования демократического стиля
Что характерно для демократического стиля руководства
Основные черты демократического стиля руководства – это справедливость, разумный порядок поощрений и взысканий. Всячески одобряются творческий подход к делу, проявление инициативы, трудолюбие. Иначе говоря, пристальное внимание уделяется мотивации сотрудников как залогу их успешной деятельности.
Дружеское общение работников организации между собой также приветствуется. Принято считать, что сплоченный коллектив, действующий как единая команда, способствует процветанию общего дела. Руководитель придерживается спокойного общения с работниками, исключаются как диктатура, так и чрезмерное дружелюбие.
Начальник, выбирающий такое поведение, не властвует над сотрудниками организации, а предлагает им общую, взаимовыгодную деятельность.
Как известно, существуют либеральный и авторитарный стили управления, а также промежуточные варианты: авторитарно-демократический стиль руководства и либерально-демократический стиль руководства. Рассматриваемый в данной статье метод существенно отличается от перечисленных.
Истинный руководитель-демократ не приемлет как авторитарность, так и либеральную вседозволенность, балансируя между ними и представляя золотую середину.
Такой начальник не навязывает свои решения сотрудникам. Его полномочия децентрализованы. Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе строится на том, что высшей ценностью являются интересы не только компании, но и каждого отдельно взятого работника. Данный принцип базируется на том основании, что каждый сотрудник считается важным звеном единого механизма, успешная деятельность которого невозможна без слаженного функционирования всех «звеньев».
Отличительная характеристика демократического стиля руководства – это благожелательный психологический климат внутри коллектива. Задача управленца в данном случае – сплочение сотрудников, внедрение принципов взаимоуважения и доверия.
Описываемый метод руководства способствует появлению у персонала организации бессознательного чувства глубокого пиетета как к непосредственному начальнику, так и к компании в целом. Как следствие, повышаются работоспособность и самодисциплина членов коллектива, каждый сотрудник чувствует свою ценность, становится более ответственным.
Выделяют шесть принципов демократического стиля руководства:
- Каждый работник несет ответственность за выполнение данного ему поручения.
- У руководства хорошо налажена обратная связь с членами коллектива.
- Поручения подчиненным даются в соответствии с их компетенцией и с учетом особенностей личности.
- Задачи распределены таким образом, чтобы деятельность каждого сотрудника была связана с работой другого.
- Руководство поощряет персонал, придерживающийся командного принципа взаимодействия и способного нести ответственность за результаты.
- Грамотно функционирует система коммуникации, когда на любом этапе работы каждый сотрудник может быть услышан начальством.
Читайте также: Благодарственное письмо за выполненные работы
Плюсы и минусы демократического стиля управления
Достоинства демократического метода управления:
- снижение загруженности руководителя;
- высокая степень мотивации коллектива;
- профессионализм при принятии решений.
С одной стороны, данный стиль выглядит оптимальным для внедрения в организации.
Однако существует и ряд минусов.
Несмотря на то, что воспитывается командный дух, важнейшие управленческие решения принимают не линейные сотрудники, а вышестоящее руководство. Рядовые работники остаются в роли только лишь исполнителей поручений.
Конечно, бывают ситуации, когда мнение персонала организации учитывается, и люди могут высказать его. Но в большинстве случаев подчиненные не получают желаемую степень значимости при принятии решений в пределах своей компетенции.
Настоящий руководитель-демократ придерживается мысли, что эффективное ведение дел и результативность работы коллектива возможны только в том случае, когда используются демократические принципы управления.
Нужно оговориться, что описываемый метод неприемлем во время кризиса или других масштабных напряженных ситуаций.
К минусам данного стиля управления также относятся:
- наличие трудностей при обеспечении результативности деятельности организации;
- замедленная процедура принятия решений.
Существуют определенные риски, с которыми сталкивается руководитель-демократ. Например, иногда поручения приходится давать людям, которые не несут прямой ответственности за результат исполнения. Если итог будет неудовлетворительным, виновным лицом окажется сам начальник.
В таких ситуациях сотрудники, на плечах которых не лежит груз ответственности, подвержены соблазну отнестись не вполне добросовестно к выполнению поручений руководства. Однако в конечном итоге отвечать придется управленцу, который выстраивает свою деятельность в рамках демократического метода.
Виды демократического стиля руководства
Существует два вида демократического метода управления: консультативный и партисипативный.
При использовании первого начальник испытывает к сотрудникам доверие, советуется с ними, стремится учитывать их мнение при принятии решений.
Для мотивации работников распространены поощрения. Наказания применяются только в крайних случаях. Вопреки тому, что решающий голос все же всегда за руководителем, подчиненных, как правило, устраивает подобная система управления.
Обычно коллектив всегда уважительно относится к шефу и готов при необходимости оказать ему моральную поддержку.
Читайте также: Методы мотивации персонала
При партисипативно-демократическом стиле руководства управленец всецело доверяет своим работникам по всем вопросам, их взгляд всегда берется в учет, а поступившие от них рациональные предложения применяются на деле.
Характерны совещания с широким обменом мнениями. Сотрудники привлекаются к процессам целеполагания, участвуют в контроле над достижением поставленных целей и задач. В то же время ответственным за результат остается руководитель.
Как правило, демократический метод управления используется в том случае, когда подчиненные более квалифицированы в какой-либо области, чем их непосредственный начальник, и могут привнести в дело что-то новое, использовать творческий подход. Управленец-демократ, если того требуют обстоятельства, может пойти на компромисс либо отменить ранее принятое решение, если работник докажет свою правоту.
Если приверженец авторитарного метода управления использует приказы и давление, то сторонник демократического стиля руководства предпочтет метод убеждения, обоснования выгоды для предприятия и коллектива.
При этом на первом месте стоит чувство удовлетворения работников, возникающее вследствие реализации их творческого потенциала. Исполнители в рамках своей компетенции вправе сами решать, каким образом им следует действовать для достижения поставленных целей
. Для начальства в таком случае важен конечный результат, а не рабочий процесс.
Если вы имеете целью создать сплоченный и дружный коллектив, следует придерживаться демократического метода управления. С его помощью можно сформировать у сотрудников командный дух, честное и ответственное отношение к делу. Руководитель должен уметь гармонично комбинировать силу своего влияния и метод убеждения, чтобы каждый подчиненный мог сформулировать для себя свои личные задачи.
Качества руководителя и подчиненных, необходимые для использования демократического стиля
Личностные качества, которыми должен обладать руководитель, решивший применять демократический стиль управления:
- искренность;
- доверие к подчиненным;
- исключение собственных привилегий;
- неучастие в повседневном рабочем процессе, контролирование при помощи официальных каналов;
- намерение делегировать часть полномочий;
- контролирование результатов;
- объяснение подчиненным фактов самоличного принятия решений.
При использовании демократического метода руководства между управленцем и персоналом образуется своего рода партнерство.
Сотрудники имеют полное право самостоятельно решать, каким образом исполнять полученные поручения. Как правило, все работники – высококвалифицированные специалисты в своей области.
Личностные качества, которыми должны обладать подчиненные, решившие трудиться под руководством начальника-демократа:
- профессионализм;
- намерение нести ответственность за свою деятельность;
- желание быть самостоятельными;
- потребность к творческому самовыражению в работе;
- заинтересованность в своей деятельности;
- ориентированность на перспективный карьерный рост и достижение целей;
- уважительное отношение к коллегам, намерение выстраивать доверительные контакты;
- высокая степень самодисциплины;
- желание принимать управленческие и иные решения, грамотно применять их на практике.
Читайте также: Премирование работников
Рассмотрим несколько примеров демократического стиля руководства.
- Существует вероятность, что совещания и собрания коллектива могут превратиться в разговоры без конца и края. Каждый подчиненный может захотеть выразить свое мнение, но необязательно оно окажется по делу. В качестве примера демократического стиля руководства в подобном случае можно рассмотреть следующее решение:
во избежание описанной ситуации на планерки следует приглашать исключительно тех, кто будет непосредственно задействован в исполнении задачи. Начальник может разбить вопросы по тематикам и для каждого блока созывать отдельные совещания.
- Работники могут испытывать стеснение и неловкость при изъяснении. Открытую дискуссию они могут воспринять как зарождающийся конфликт или кляузничество. Начальнику-демократу стоит побеседовать с такими подчиненными и объяснить, что выражение мнения не является доносом на кого-либо.
Сотрудники должны усвоить, что верное решение рождается именно в ходе широкого обсуждения и учета различных взглядов.
- В коллективе бывают работники-молчуны, которые могут не проронить ни слова на планерке. Но если в деятельности компании возникнут сбои, они могут сказать: «Я знал, что так и будет». Руководителю необходимо донести до подобных сотрудников мысль о том, что их позиция считается вредительской.
Если кто-то заметил недочет, допущенный в процессе совещания, нужно немедленно сообщить об этом, чтобы не тратить усилия и время персонала и организации в целом.
Руководить компанией или небольшим коллективом одинаково непросто. Популярная раньше авторитарная власть начальника предполагала, прежде всего, неукоснительное выполнение его решений. Такая особенность управления не давала шанса сотрудникам для озвучивания своего мнения или критики руководителя. Как показывает практика, демократический стиль руководства (ДСР) коллективом может приносить гораздо больше пользы, чем метод «кнута».
Руководитель и сотрудники решают задачу
Определение
Демократический стиль управления характеризуется тем, что различные полномочия, инициативы и даже ответственность распределяются между руководителем и его подчиненными. Главной составляющей его является интерес руководителя к мнению сотрудников. В сложных ситуациях, связанных с производством, принимается коллегиальное решение. Демократический стиль управления подразумевает, что в ходе постоянного общения и обсуждения происходит своевременное информирование по всем основным вопросам, так или иначе касающихся функционирования компании. Информированность служащих (в рамках их квалификации) укрепляет чувство сопричастности и собственной значимости всех без исключения членов коллектива компании.
Основные ошибки
Как указывалось ранее, демократический стиль управления является самым эффективным способом управления командой. Однако это утверждение верно только в случае, если управление работой команды и взаимодействие с людьми выстроено правильно.
Зачастую лидеры-демократы совершают следующие ошибки:
- в должной мере не интересуются подчиненными, их жизнью, интересами;
- не ставят перед работниками четких целей и не обозначают приоритеты;
- не доверяют подчиненным – перепроверяют и чрезмерно контролируют выполнение порученных им заданий;
- недостаточное внимание уделяют развитию обратной связи с подчиненными;
- не торопятся быстро решать проблемы;
- чрезмерно сближаются с подчиненными;
- выделяют среди подчиненных «любимчиков»;
- в случае неудач перекладывают ответственность на подчиненных.
Важным моментом в развитии демократичных отношений в коллективе является сохранение определенного дистанцирования между начальником и подчиненными.
Грамотный менеджер должен чувствовать эту тонкую грань и не переходить её, так как полное отсутствие границ между начальником и подчиненными приведет к утрате контроля над ними, а чрезмерное дистанцирование – подорвет доверие.
Особенности и характеристики демократического стиля управления
Особо следует обратить внимание на форму общения. Она носит характер рекомендаций, просьб, поощрений. А при необходимости применяется приказ. Вежливый и доброжелательный руководитель обеспечивает благоприятный психологический климат на производстве. Такой тип управленца предпочитает командную игру. Руководитель не видит себя кукловодом, дергающим за ниточки власти. Основной мотивацией таких действий является то, что при благоприятных условиях сотрудники сами стремятся к ответственности, приобщаясь к решению некоторых организационных вопросов. Появляется пространство для маневров, в котором можно организовать самоконтроль и самоуправление.
В рамках демократического стиля управления следует различать две формы: консультативную и партисипативную.
Каждая из форм имеет свои особенности и характеристики.
Основы
Руководителя-демократа характеризует особый подход к подчиненным, построенный на убеждении и вере в их профессионализм, понимании. Этот стиль управления подразумевает грамотное соединение позиций единоначалия с одновременным привлечением сотрудников к вопросам управления и организации компании. Руководитель выбирает особую манеру взаимодействия с работниками, имеющую свои особенности: он не «дергает за веревочки» сверху, а работает с ними в одной команде.
Руководитель выбирает особую манеру взаимодействия с работниками, имеющую свои особенности: он не «дергает за веревочки» сверху, а работает с ними в одной команде.
Демократия в отношениях «руководитель – подчиненный» способствует созданию командного духа, открытости, доброжелательности, причем эти принципы сохраняются и в общении работников с коллегами. Все организационные вопросы решаются с учетом командных взглядов, по коллективному согласию.
Стиль демократического общения предполагает полную самостоятельность работника в пределах его обязанностей и квалификации. Под контролем главы компании ему дается свобода действий на основании ранее согласованных решений.
Партисипативный
Бывают ситуации, когда исполнители лучше шефа разбираются в ситуации с учетом всех тонкостей и специфики процесса. Это дает им возможность творчески подойти к решению различных поставленных задач. Но их реализация происходит при согласовании с руководителем и полной его ответственности за конечный результат. Это возможно в коллективе, где отношения строятся по принципу доверия к профессиональной грамотности и компетентности специалистов.
Такой тип демократического стиля управления предполагает характер взаимодействия по принципу координаторской деятельности лидера, который готов довериться мнению коллектива. В функциях руководителя просматривается общая координация всех цепочек производственного процесса. Дословный перевод слова «партисипативный» обозначает сопричастность в каком-либо деле, а так же в принятии решений и осуществлении рабочих процессов.
Черты характера, особенности поведения демократического руководителя
Демократический стиль руководства – это особая система взаимодействия управленца и подчиненных, когда они рассматриваются как партнеры. Им дано право решать ежедневные текущие задачи самостоятельно. Для этого сотрудникам необходимо обладать определенным уровнем знаний и опыта.
Однако и руководитель должен при этом обладать рядом качеств, которые будут помогать ему эффективно выстраивать в компании демократический стиль управления.
К таким качествам относятся:
- гибкость;
- открытость;
- отсутствие чрезмерной амбициозности, когда сам человек направлен только на единоличное принятие решений;
- умение организовывать людей и делегировать полномочия;
- доверие к людям;
- проницательность.
Можно сказать, что менеджер-демократ должен обладать достаточно творческим и креативным характером, который поможет ему сплотить команду и держать все происходящее в ней под своим контролем. Как и любой руководитель, такой человек не должен быть чрезмерно мягким, так как он просто утратит власть.
А вот стрессоустойчивость будет не лишней для любого управленца, в том числе и демократа. Также руководитель демократ должен очень четко уметь лавировать между невмешательством в выполнение ежедневных текущих задач подчиненными и необходимостью осуществления контроля над результатами деятельности сотрудников.
Сравнение видов
История управления не имеет примеров применения чистого вида какого-либо стиля управления. Все зависит от целей, поставленных перед организацией, и психологического климата, сложившегося в коллективе. Когда необходима новизна и уникальность, качество продукта лучше всего подходит демократический стиль управления. Авторитарность и жесткий контроль подойдет в условиях использования простых видов деятельности, ориентированных на количество.
При консультативной форме управления руководитель, проводя совещания, выбирает наиболее подходящие предложения, координируя действия коллектива. Ключевые решения принимаются коллегиально, но контроль над качеством исполнения и соблюдением сроков остается за администрацией.
Основные различия консультативной и партисипативной формы заключаются в степени сопричастности трудового коллектива ко всем цепочкам производственного процесса. При партисипативном стиле руководства работники не только проводят консультации с начальником, но и привлекаются к постановке целей с последующим контролем их исполнения в рамках компетенции работников. Отличается от либерального стиля управления тем, что руководитель принимает активное участие в процессе, в то время как либерал, увиливая от решения наиболее наболевших вопросов, стремясь уменьшить личную ответственность. Это происходит по двум причинам:
- Руководство попадает под полное влияние собственного коллектива.
- Все члены коллектива отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
Обычно такие процессы происходят на фоне высокой квалифицированности работников.
Плюсы и минусы демократического стиля управления подталкивают руководителя к дозированному его применению. Причиной этому случит масса обстоятельств.
Что обеспечивает методика управления?
Демократический стиль руководства обеспечивает гармоничное развитие компании, стабильный рост производства. Это связано с тем, что в отличие от авторитарной методики, при демократическом подходе нет места жесткости в управлении, приветствуется инициатива работников и присутствует плюрализм мнений.
Развитие демократии при управлении трудовыми ресурсами способствует:
- развитию доверия между членами коллектива и между подчиненными и руководством;
- функциональному распределению ролей между членами группы с учетом их компетентности, когда каждый человек находится на своем месте;
- развитию многообразия мнений;
- участию в принятии решений всех членов команды;
- развитию многосторонних информационных и коммуникативных потоков внутри команды;
- росту, как отдельного работника, так и компании в целом;
- ориентированности на цели и задачи, которые достигаются работниками путем приложения их усилий и инициатив;
- формированию нормальной обстановки в коллективе, когда добиться чего-то можно действительно своим трудом, а не подхалимством и заискиванием.
Плюсы
Как и любой другой, демократический стиль управления характеризуется достоинствами и недостатками. К первой группе можно отнести следующие параметры:
- точность формулировки цели компании и обязанностей сотрудников;
- общий психологический климат в коллективе способствует формированию корпоративности и активной позиции сотрудников;
- сопричастность к общему делу подталкивают к формированию доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными;
- работники, в рамках своей компетенции, способны самостоятельно принимать решения для профессионального выполнения своих обязанностей;
- руководитель в основном прибегает к убеждающей стратегии руководства, а не принуждающей;
- демократический стиль управления в менеджменте – это возможность решения редких, эксклюзивных задач за наименьшее количество времени при помощи нестандартных методов.
Достоинства методики управления
Демократический стиль руководства — это особый стиль построения отношений между подчиненными и начальниками, базирующийся на взаимовыгодном сотрудничестве между ними. Он имеет больше сильных сторон, чем иные модели управления.
К плюсам такого подхода к управлению людьми относят:
- отсутствие концентрации всей власти в руках только лишь у одного управленца;
- принимая решения, руководитель действует не единолично, а советуется и совещается с подчиненными;
- делегирование рабочих задач своим подчиненным менеджером-демократом — обычная практика. При этом грамотные управленцы стараются развивать у сотрудников лидерские навыки и инициативность;
- руководитель не навязывает свое мнение подчиненным, при решении рабочих вопросов имеется плюрализм мнений;
- отношение лидера к работникам уважительное, при этом интересы каждого отдельного члена команды также важны, как и общие интересы компании в целом;
- имеются возможности для развития каждого сотрудника;
- для такой модели характерна меньшая текучесть кадров;
- в результате складывается благоприятный в целом климат в коллективе, построенный на принципах соучастия и доброжелательности.
Главным достоинством демократического подхода в управлении людьми является то, что руководители дают возможность каждому работнику высказаться.
В отличие от авторитарного режима, при котором мнение подчиненных игнорируется и остается без внимания, при таком подходе удается избежать нереализованности сотрудников. Это в свою очередь положительно отражается на текучести кадров, которая при демократическом руководстве хоть и имеет место быть, но все же намного меньше, чем при автократии.
Минусы
Основными недостатками использования демократической модели управления являются следующие моменты:
- обсуждение и принятие решения коллективом, как обычно, занимает большое количество времени, что в ситуации стресс менеджмента организации непозволительная роскошь;
- неверное применение стратегии руководителем, приводит к неорганизованности и недисциплинированности коллектива;
- в отдельных ситуациях принятие правильного решения становится проблематичным в силу возникших сложностей.
Воспитание ребенка
|
Рейтинг 15
Демократичное воспитание развивает уверенность в себе и учит самостоятельно принимать решения |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Поделиться
- Подписаться на новости
Многие родители задаются вопросами: как укреплять эмоциональную связь между членами семьи, как сообща справляться с трудностями? Как членам семьи заботиться друг о друге и поддерживать друг друга в сложные времена? Наконец, как сделать так, чтобы трудности только сплачивали семью? Открытые разговоры о том, как каждый из вас справляется с трудными ситуациями, может натолкнуть ваших близких на важные мысли и полезные решения.
Обеспечивать стабильность и порядок в семье в условиях неопределенности – чрезвычайно ответственное задание для родителей. Но вместе с тем оно позволяет им укреплять эмоциональную связь всех членов семьи друг с другом.
Общение между родителями и детьми является очень важным элементом, который лежит в основе прочных взаимоотношений. Доверительное и теплое общение создает комфортную и любящую атмосферу в семье, в которой каждый чувствует себя уверенно.
В результате многочисленных исследований в сфере развития детей ученые пришли к единому выводу, что лучший стиль воспитания – это демократичный стиль.
Что такое демократичный стиль воспитания
В 60-х годах ХХ века американский психолог Диана Баумринд описала три стиля воспитания детей дошкольного возраста: авторитарный, демократичный и индифферентный.
Демократичный стиль воспитания ставит в центре всего воспитательного процесса ребенка. Данный стиль воспитания подразумевает разумные требования и высокую отзывчивость родителей. Демократичные родители могут иметь высокие ожидания от своих детей, но при этом они предоставляют им ресурсы и поддержку, которые необходимы для успеха в жизни. Демократичные родители прислушиваются к своим детям и демонстрируют им свою любовь и поддержку, при этом устанавливая ограничения и правила.
Дети, которых воспитывают в демократичном стиле, как правило, обладают сильными навыками саморегуляции, уверенностью в себе и в будущем способны строить счастливые отношения. Исследования психологов показывают, что, даже придерживаясь демократичного стиля воспитания, родители должны быть гибкими и учитывать цели, которые они ставят перед ребенком, а также особенности его характера.
Воспитывая ребенка в таком стиле, родители способствуют тому, чтобы он максимально развил свой потенциал:
- родители помогают ребенку поставить цели и устанавливают ограничения в соответствии с возрастом, способностями и интересами ребенка;
- родители поощряют ребенка, хваля его и отмечая его достижения;
- родители устанавливают позитивные взаимоотношения с ребенком, регулярно выделяя время на игры и совместные занятия, общение и обсуждение текущих событий;
- родители устанавливают для ребенка правила, способствующие его развитию, формируют дисциплину, учат уважению к себе и окружающим.
Демократичный стиль воспитания позволяет родителям вырастить ребенка уверенным в себе и успешным.
Родители, которые воспитывают ребенка в демократичном стиле, учат их рассуждать и самостоятельно выполнять работу. Но при этом их ожидания от ребенка достаточно высоки. Когда ребенок нарушает установленные правила, родители устанавливают ему справедливые последствия за его поступки.
Однако демократичные родители должны проявлять гибкость. Если поступок ребенка неоднозначен, родители позволяют ему рассказать о причинах его поведения и объясняют, в чем он был неправ. Демократичные родители последовательны в своем воспитании и учитывают все обстоятельства, которые привели ребенка к тому или иному поступку.
Почему демократичное воспитание работает
Демократичные родители для ребенка являются образцом для подражания. Поэтому они должны демонстрировать такое же поведение, какое ожидают от ребенка. Так он усваивает правильные модели поведения и начинает их придерживаться. Четкие и справедливые правила, установленные родителями, позволяют ребенку понять, чего от него ожидают.
Родители понимают эмоции ребенка, а также хорошо умеют контролировать собственные эмоции. Так ребенок сам учится самоконтролю.
Демократичные родители также позволяют ребенку принимать самостоятельные решения. Это дает ребенку понять, что он способен самостоятельно выполнять свои обязанности, а также развивает у него самооценку и уверенность в себе.
Демократичный и авторитарный стили воспитания
Демократичный стиль во многом противоположен авторитарному. Последний предполагает высокие ожидания от ребенка при небольших проявлениях заботы о нем.
Представьте ситуацию: двое детей украли конфеты в магазине. Одного из детей родители воспитывают в демократичном стиле, поэтому дома он получит справедливое наказание, соответствующее тяжести его проступка. Он должен будет вернуть конфеты и извиниться перед владельцем магазина, после чего две недели его не будут выпускать гулять. Родители поговорят с ним о том, что воровать нельзя, поддержат и будут способствовать тому, чтобы такое поведение не повторилось.
Другого ребенка воспитывают в авторитарном стиле. Когда ребенок вернется домой, оба родителя накричат на него. Отец применит к нему физическое наказание, лишит ужина и заставит провести остаток дня в своей комнате. Родители никак не объяснят свое наказание, поэтому ребенок так и не поймет, в чем он неправ.
Некоторые родители склонны к демократичному стилю воспитания, некоторые – к авторитарному или индифферентному. Но даже не имея склонности к демократичному воспитанию, вы можете развивать соответствующие привычки у ребенка. При любом стиле воспитания нужно развивать у ребенка дисциплину, самостоятельность и контроль над эмоциями. Старайтесь не быть слишком суровым или снисходительным. Начните с того, что дайте ребенку возможность принимать больше самостоятельных решений, но при этом обсуждайте их с ребенком. Будьте гибкими, учитывайте потребности ребенка – и со временем ваш метод воспитания станет более эффективным.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5.00
из 5 на основе
3
оценок.
Ссылки по теме:
- ▶ Существующие стили воспитания детей
- ▶ Позитивные стили воспитания детей
- ▶ Стили воспитания и их влияние на детей
- ▶ Последствия строгого воспитания ребенка
- ▶ Больше статей о воспитании детей
Развитие ребенка 12.04.2018
Примеры из жизни
Знание основ и правил стилей руководства не являются гарантом успешного управления компанией, поскольку требуют разумного применения в сложившейся ситуации с учетом всех факторов внутреннего и внешнего пространства. В связи с этим бездумное упование на то, что демократический стиль управления способствует разрешению спорных (в основном критических) ситуаций приводит, как правило, к апокалипсису, а не апогею. Практика показывает, что только умелая, своевременная смена стиля руководства на наиболее подходящий для сложившейся ситуации, позволяет выплыть из любых «штормов» бизнес-сферы. Примеры успешного применения демократического стиля управления свидетельствуют о большом его потенциале в сфере новаций и развития.
Так, во время стагнации военной кампании BMW не было принято решение о ее закрытии благодаря сплоченности и энтузиазму трудового коллектива. Сотрудники обязались выпустить новую марку легкового автомобиля (взамен авиадвигателей), разработав линейки разных классов. Так мир увидели автомобили знаменитой марки BMW.
По словам руководителя фирмы Philips Альберта ван Грида, основополагающий принцип его компании (личная заинтересованность) возможен только при демократическом стиле управления.
Как видно из примеров, рассматриваемый вид руководства с успехом применяется в творческих и креативных сферах деятельности. Однако примеров смешанного стиля гораздо больше.
Чем отличается демократический стиль от авторитарного?
При тотальном контроле и недоверии работники выполняют только то, что им говорят, не вдаваясь в подробности. Они не знают, как функционирует вся система и видят последствия своих проколов лишь тогда, когда их оштрафуют или накажут.
В современном обществе такое явление может казаться пережитком прошлого. Но в некоторых случаях такой подход допустим и порою необходим: когда отклонение от алгоритмов грозит серьезными проблемами, в кризисной ситуации или при выполнении простой линейной задачи. Например, работники цеха, изготавливающие детали, могут даже не понимать, для чего эти детали потом используются.
Авторитарный режим больше подходит для коллективов заводов, использующий труд работников низкой или средней квалификации.
Но он не эффективен в творческой и интеллектуальной среде. Интеллигенция испытывает потребность докапываться во всем до сути и свободно развиваться, поэтому авторитарный стиль ей чужд.
Корреляция между стилем управления и продуктивностью команды
Правильно выбранная стратегия руководства компанией с учетом личного потенциала как работников, так и управленца позволяет «творить чудеса» во всех сферах бизнеса. Главная роль в выборе стиля управления всегда отводится субъективному отношению руководителя к коллективу, возможности адекватно оценить воздействие на сотрудников при помощи выбранных методов. Но даже в условиях полной стабильности возможны ошибки, которые, как правило, сказываются в первую очередь на производительности труда. В связи с этим можно подчеркнуть, что вопрос выбора стиля управления для руководителя – это задача, требующая первостепенного решения.
Как усовершенствовать стиль управления
Несколько несложных рекомендаций помогут скорректировать стиль управления менеджера и помогут гармонизировать его взаимоотношения с коллективом во благо целям компании.
Совет №1. Оцените свою роль на позиции руководителя. Проанализируйте, что помогло вам занять этот пост.
Совет №2. Устраните свои слабые точки. Подчиненные чувствуют внутренние сомнения и неуверенность лидера и могут начать «халтурить».
Совет №3. Непрерывно совершенствуйте профессиональные навыки и уровень специальных знаний. Власть интеллекта – самая авторитетная и надежная.
Совет №4. Настройтесь на работу в команде со своими подчиненными. Необходимо оценивать коллектив как единый организм, каждый человек в котором выполняет уникальную функцию.
Совет №5. Проявляйте уважение и сопереживание к проблемам коллектива в степени достаточной для того, чтобы работник понимал свою ценность в компании.
Совет №6. Проанализируйте, какие ограничения могут помешать вам успешно справляться с функцией управления и постепенно устраняйте их.
Совет №7. Улучшайте коммуникации со своими подчиненными. Без общения невозможно эффективное руководство.
Совет №8. Внимательно относитесь к любой критике со стороны подчиненных. Не стоит оставлять без внимания недовольство. Это может привести к расшатыванию вашего авторитета или к упущению существенных ошибок.
Совет №9. Аккумулируйте групповой опыт. Дайте понять коллегам, что их совместный потенциал значительно шире, чем они его себе представляют и стоит использовать его для личных и корпоративных успехов.
Стиль руководства в реальной компании не должен строго делиться на формальные типы, следует комбинировать стили, привносить в них инновации и личный опыт. Если руководитель сможет сохранить баланс между авторитарной властью и крайней степенью либерализма, привнесет личную харизму в процесс и последует хотя бы некоторым вышеизложенным советам, то на предприятии в любой отрасли станет намного приятнее работать, идти к общей цели и неустанно работать над собой и своими задачами.
Типичные ошибки руководителя
Бывают случаи, когда, к примеру, демократический стиль управления желателен, мало того, он является единственной стратегией развития коллектива, да и предприятия в целом, но личностные характеристики ответственного лица не вписываются в указанные рамки. В этом случае появляются досадные ошибки, которые стопорят дело и плохо влияют на репутацию:
- приверженность принципу «хочешь сделать хорошо – сделай это сам» — первая ошибка менеджеров разного уровня;
- в противоположность первому принцип «что ни делается — все к лучшему» также приводит к краху системы управления;
- предвзятое отношение по личной неприязни – то, что разумный руководитель не позволит себе никогда, ведь работник нужен для того, чтобы помочь компании развиваться при помощи своего потенциала;
- «ментальные ловушки» управления по праву может считаться самой досадной ошибкой;
- болезненное восприятие инакомыслия, упускающее его потенциал и выгоду;
- частичное или выборочное игнорирование предложений сотрудников;
- неуважение личности сотрудника, проявляющееся в прилюдном порицании его мнения;
- алогизм действий управленца всегда срабатывает в сторону упадка, а не развития.
Коллегиальность является основой для успешного развития и функционирования компаний.
Демократизация школы и системы управления
Губин Геннадий Александрович
МБОУ «Ромашкинская средняя школа»
учитель истории и обществознания;
с. Ромашкино Сакского р-она Республики Крым
Демократизация школы и система управления.
Поступательное движение истории выражается в смене периодов в развитии той или иной цивилизации. Смена периодов происходит лишь потому, что в составляющих элементах каждой цивилизации постепенно накапливается масса изменений, которые, в конце концов, и приводят к смене периода. Нечто подобное происходит сейчас и в нашем обществе. Хотя фактически один период нашей истории явно закончился и мы, казалось бы, вступили в новый период своей истории, но не тут-то было. Груз прошлого гнетет нас и не дает нам реально перевернуть очередную страницу истории, реально оказаться в потоке общеевропейской цивилизации и цивилизованности, если хотите.
Речь пойдет о нынешней средней общеобразовательной школе. Она, как составная часть государственной машины, оказывает огромное влияние на будущее нашего общества, в том числе экономическое, политическое и т. д. К сожалению, среди отечественного политического бомонда не слышно голосов дальновидных деятелей, которые бы в полной мере осознавали пагубность сохранения кризисного состояния нынешней школьной системы.
Одним из ярких проявлений кризиса средней школы является полное, еще раз подчеркиваю: полное и абсолютное отсутствие в ней каких-либо реальных признаков демократии. Только, пожалуйста, не путайте демократию с разнузданным всевластием толпы. Демократия — это свобода высказывать свое мнение не особенно заботясь о последствиях; это возможность отстаивать свои права и свободы независимо от ранга и тяжести кошелька вашего оппонента; но это и неукоснительное и точное исполнение законов и своих гражданских обязанностей. Чего греха таить: ведь мы очень любим пошуметь лишний раз о своих правах, при этом напрочь забывая о своих обязанностях.
Нынешняя средняя общеобразовательная школа до сих пор остается заповедником авторитаризма и это не пустые слова. Авторитаризм пронизывает ее насквозь. Одним из расхожих постулатов авторитаризма является неумирающий принцип: я — начальник, ты — дурак; ты — начальник, я — дурак. Авторитаризм культивирует «лагерную» психологию. От авторитаризма школы страдают все: ученики, учителя, администрация школ, родители и само общество, в конце концов.
Сейчас модно стало говорить о правах ребенка. Политиканы и чиновники от образования истово потрясая Конвенцией ООН о правах ребенка нарушают чуть ли не каждую статью этой Конвенции, при этом уверяя нас, что именно они являются борцами за права детей, но… «объективные причины и тяжелое экономическое положение страны не позволяют в полной мере обеспечить права детей». Бред какой — то.
Вы бывали когда-нибудь в рядовой сельской школе? Если не бывали то опишу не самый худший вариант. Обычно это здание, основательный ремонт которого в лучшем случае не проводился лет 20-30. Территория вокруг школы и ее спортивные сооружения разрушены не в меру чадолюбивыми жителями села. Крыша — как решето и потому учителя и ученики с ужасом смотрят каждый день на небо: будут ли осадки? В теплое время года в помещениях школы находиться можно. Сущий ад наступает с приходом холодов, особенно в тех школах, где нет природного газа для отопления. Да и там где есть газ, сильно-то жировать не дают: лимиты, лимиты. Потому температурный режим в школах не выдержи-вает никакой критики. Еще более бедственное положение в тех школах, где газа нет.
Теперь пройдемся по школьным коридорам и аудиториям. Прогулка не для слабонервных: все кругом серо, уныло и убого. И если после такой экскурсии вам, извините, захочется в туалет, то милости просим: удобства во дворе. Эти «удобства» — разговор особый. Именно они и холодная мебель в промерзших классах дают высочайший процент заболеваний мочеполовой сферы выпускниц сельских школ, основной массы будущих матерей. В классных комнатах разбитая учебная мебель не соответствует размерам занимающихся. Однако зачастую и такой мебели катастрофически не хватает. Компьютеров в некоторых школах просто нет. Да о чем это я ? Какие там компьютеры, если не хватает на всех учеников учебников, если практически отсутствуют учебно-наглядные пособия, химреактивы, физические приборы, спортивный инвентарь и так далыпе? И после этого мне, сельскому учителю, кто-то из начальствующих смеет тыкать в лицо Конвенцию о правах ребенка ?
Лицемерие власть придержащих поистине безгранично. В этом убеждаешься, начиная путешествовать по кабинетам чиновников уже районного масштаба. Теплота и уют кабинетов убаюкивают. Кондиционеры создают микроклимат. Повсюду добротная, красивая и новая мебель. Шум шагов скрадывают ковровые дорожки. Теплые, сверкающие санузлы, которые закрываются от посетителей кодовыми замками. Неприменным атрибутом каждого мало-мальского чиновника ныне стал компьютер, это при том, что тысячи и тысячи детей видели компьютер только по телевизору. Чем выше в системе управления распола-гается чиновник, тем большим комфортом он себя окружает. И уж запредельной роскошью, по нынешним временам, окружают себя «слуги народа». Они равнодушно смотрят на нужды этого самого народа и его детей. Потому-то хорошо откормленные мужики могут позволить себе далеко не детские «шалости», ка к в стенах, так и за стенами парламента. Иной раз так и хочется крикнуть: «Господа-«демократы»! Имейте же совесть! Хватит издеваться над народом!».
А впрочем я увлекся. Извините! Наболело!
Итак мы увидели каково ребенку в нынешней школе и как государство соблюдает его права. Но не только государство, но и учителя, и родители не всегда и не везде озабочены соблюдением прав ребенка. 06 этом говорить не станем: набило оскомину. К тому же на эту тему писано-переписано предостаточно. А воз и ныне там. Возникает вопрос: а может ли ребенок в нынешней школе защитить свои права? Вопрос риторический. Такого меха-низма нет, да и не может быть в авторитарной школе.
Не лучше живется в авторитарной школе и учителю. Ему отведена роль безликого «винтика» в авторитарном механизме школьной системы. Этот «винтик» легко «закручивается» начальствующей рукой и «давит» на учеников. Что же учителю мешает перестать быть «винтиком»? Ответ тот же: отсутствие механизма реализации своих прав, свобод и обязанностей. Робкая попытка в этом направлении была предпринята в годы Перестройки, когда в школах стало зарождаться самоуправление, появились школьные Советы и прочие новации, смертельно напугавшие чиновников от образования и потому, не без их стара-ния, оплеванные и забытые. Но как бы там не было, но к этому нам все-таки опять придется вернутъся и, чем скорее, тем лучше.
Авторитаризм в школе калечит психику и нравственность учителя, подрывает его авторитет. Ученики тонкие ценители искренности и правдивости учителя. Они слышат на уроках и воспитательных мероприятиях из уст учителя слова о гордости, чести, достоинстве, и видят как после урока учитель пресмыкается перед завучем, директором и любым чиновником, появившемся в школе. Ученики слышат от учителя призывы бороться за свою честь, достоинство и видят как честь и достоинство учителя топчут все кому не лень и, в первую очередь, государство. Учитель принимает это, чаще всего, как должное. Когда же мы наконец-то поймем, что не может учитель с рабской психологией воспитать свободную и демократичную личность. Раб тиражирует себе подобных.
Может, в конце концов, положение директора школы или завуча отличается от положения учителя? Полноте. Они находятся в еще большей зависимости от авторитарной системы управления школьным образованием, нежели учителя. Учителям просто-напросто больше уже терять нечего в отличие от администрации школ, потому они относительно свободнее своих руководителей.
Возникает закономерный вопрос: кто все-таки заинтересован в сохранении авторитарной школы? Ответ очень прост: авторитарная школа нужна многим, но, в первую очередь, авторитарной системе управления школьным образованием, а также чиновникам от педагогики, которые неустанно с трибун вещают о необходимости «демократизации и гуманизации» школы.
Авторитаризм заложен уже в самой структуре (четырех и пятизвенной) системы управления школьным образованием. Жесткая централизация системы — основа ее авторитарности. Спору нет: централизация необходима на определенном этапе развития общества и государства. Потому и авторитаризм — явление исторически закономерное. Но поступательное развитие общества, в конце концов, должно привести само общество к такому рубежу, когда централизм и авторитаризм из организующего и стимулирующего фактора превращаются в оковы, тормозящие дальнейшее развитие системы и общества.
Отечественное общество сейчас подошло к такому рубежу, когда для реального прорыва в школьном деле необходима не декларативная демократизация, а действительная; когда от жесткого централизма в управлении школьной системой, вызванного отсутствием достаточного числа квалифицированных кадров на местах, необходимо перейти к широкой автономии школы, тем самым упростив четырех-пятизвенную систему управления до двух-трехзвенной. Именно автономия школы более всего страшит чиновника, но именно она сделает школу реально демократической и гуманной.
Оплотом авторитаризма в школьной системе являются методическая и инспекторская службы районных и городских управлений образования, которые давным-давно утратили и исчерпали свои возможности и функции. В настоящее время они являются инородным телом в системе школьного образования, но их бережно сохраняют так как они кормят достаточно большую армию обюрократившихся учителей, место которых в школе, испытывающей острую нехватку учительских опытных кадров. Предвижу всплеск негодования определенной части читателей и их вопрос: «А как же быть с отчетностью и другой документацией?». Это тема для другого разговора. Но уверен, что при сегодняшнем развитии информационных технологий обеспечить действенную, оперативную, двухстороннюю связь не составляет особого труда. Конечно же перестройка системы управления школьным образованием лишит многих педчиновников теплых, годами насиженных мест, зато из более чем скромных средств, отпускаемых государственными мужами в бюджете страны на образование, большая часть пойдет действительно «на образование», а не на поддержание жизни громоздкой и неэффективной системы управления образованием.
Автономизация школ неизбежно приведет к их интеграции в добровольные ассоциации, что значительно улучшит управляемость системы, а также качество учебно-воспитательного процесса. Это и есть путь формирования гражданского общества, о котором так любят у нас поговорить. Без гражданского общества нам вряд ли найдется место в достойное место в мировом сообществе. Это четко должны понимать «сидящие сверху».
Нынешняя средняя школа — это жестко структурированная, замкнутая, закрытая и яро консервативная система, где безраздельно господствуют хорошо известные принципы «демократического централизма», проще говоря — авторитаризма. Гражданское общество не может возникнуть из ничего и само по себе. Его необходимо взращивать. Может вы подскажете, где можно еще лучше взрастить посевы будущего гражданского общества России, как не в школе? Именно школа должна и обязана стать местом рождения новой России.
Г.А. Губин, Е.Г. Губина Живая и мёртвая школа: покушение на миражи. Трилогия. — Симферополь: «Доля», 2011. — 388 с.
Демократический
стиль
руководства предполагает делегирование
части задач из сферы деятельности
руководителя вместе с необходимыми
полномочиями подчиненным, выработку
коллективных решений с участием
непосредственных исполнителей, умение
ценить мнение подчиненных.
Характерные
черты демократического стиля:
—
не монополизируется информация, она
максимально открыта и доступна всем
членам коллектива;
—
инструкции выдаются в форме советов;
—
предоставляется возможность подчинённым
самим выбирать наилучший способ решения
возникающих проблем;
—
руководитель остается доступным для
дискуссий, обсуждений предложений и
консультаций;
—
позиция руководителя – внутри коллектива;
—
оценка носит объективный характер;
—
побуждение в сотрудниках чувства
собственного достоинства;
—
способствование повышению инициативы,
активности и самостоятельности;
—
товарищеский тон.
Руководители
демократического стиля хотя в пользуются
формальной властью, но серьезные
административные наказания применяют
редко, практикуют замечания в порицания
в конструктивной и не оскорбительной
форме.
Демократический
стиль имеет своей главной чертой наличие
постоянного контакта с людьми, поощрения
самостоятельности.
При
этом стиле руководства отсутствует
агрессивность в отношениях друг к другу,
поощряется творчество, дружелюбие. Его
следует применять при условии
заинтересованности работников в
получении результатов, инициативности
и ответственности.
Однако
немало ситуаций, когда ориентированный
на человека демократичный стиль не
приводит к росту удовлетворенности.
Например, в ситуациях, когда исполнители
действуют на уровне более низких
потребностей. Участие работников в
принятии решений, как правило, оказывает
положительное влияние на удовлетворенность
большинства сотрудников, находящихся
на более высоком иерархическом уровне,
чем рабочие.
Демократический
стиль на практике может реализоваться
в системе следующих метафор: «равный
среди равных» и «первый среди равных».
Вариант
«равный
среди равных» –
это стиль отношений между сотрудниками,
когда необходимые обязанности по
координации действий в организации
выполняет кто-то из сотрудников при
отсутствии должности руководителя
(директора, начальника отдела, заведующего
лабораторией и т.д.).
Вариант
«Первый
среди равных» –
реализуется в организациях, где доминирует
культура деятельности и отношений. В
этом случае руководитель признает
профессионализм подчиненных, их право
на автономию и видит задачу в основном
в координации деятельности подчиненных.
Высокая
степень удовлетворенности, как правило,
снижает текучесть кадров, прогулы и
производственные травмы. Но она, как и
высокий моральный дух, не всегда
увеличивает производительность. Низкая
текучесть кадров необязательно
свидетельствует о высокой степени
удовлетворенности.
1.3 Либеральный стиль
стиль
управленческий воздействие руководитель
работник
Либеральный
стиль руководства
предполагает такую позицию, при которой
каждый сотрудник вносит свой творческий
вклад в
решение
общей
задачи. Такие руководители полагаются
на своих подчиненных, предоставляя им
возможность устанавливать свои
собственные цели и способы их достижения.
В
крайнем
случае достигается соглашение о конечной
цели деятельности и ограничениях, в
рамках которых необходимо их достичь.
И
если
такое соглашение руководителя с
подчиненными по обоим направлениям
(целям и ограничениям) достигнуто,
руководитель разрешает им принимать
решения самостоятельно и только изредка
контролирует их действия. Руководитель
либерального стиля понимает свою задачу
в том, чтобы облегчить работу своих
подчиненных путем предоставления им
необходимой информации и действовать
главным образом в качестве посредника
с внешним окружением.
Данный
стиль руководства эффективен в коллективах
работников с высоким уровнем знаний,
умений, навыков, с потребностями в
независимости, в творчестве, и в большей
степени свойственен научным и проектным
организациям. В то же время свидетельствует
о нечеткости в определении целей группы
и ее роли в производственном процессе.
Негативные
последствия либерального стиля
руководства проявляются:
—
в слабом закреплении обязанностей и
ответственности;
—
в полном согласии с мнением подчиненных;
—
в панибратских отношениях с ними;
—
в непредсказуемых ситуациях и конфликтах
во внутриколлективных отношениях;
—
в состоянии неуверенности и отсутствии
целеустремленности работников.
Негативное
проявление либерального стиля проистекает
не из стремления способствовать большей
самостоятельности подчиненных, а скорее
из недостаточной способности руководителя
ставить четкие цели, давать четкие
указания, поощрять за заслуги и делать
замечания.
Любой
стиль поведения руководителя повлияет
на удовлетворенность подчиненных только
при соблюдении следующих двух условий:
• если
он приводит к повышению производительности;
• если
высокая производительность вознаграждается,
что ведет к большей удовлетворенности.
Люди испытывают удовлетворенность
благодаря высокой результативности,
которая вознаграждается.
Авторитарный,
демократический и либеральный стили
управления не имеют между собой барьера,
и на деле плавно переходят друг в друга,
образуя непрерывную цепочку.
В
границах перечисленных стилей управления
возможны следующие варианты взаимодействия
руководителя и подчиненных:
—
руководитель принимает решение и дает
подчиненным команду его выполнить;
—
руководитель принимает решение и
разъясняет его подчиненным;
—
руководитель принимает решение, советуясь
с подчиненными;
—
руководитель предлагает решение, которое
может быть скорректировано после
консультаций с подчиненными;
—
руководитель излагает проблему, получает
советы и рекомендации подчиненных, на
основании которых принимает решение;
—
руководитель принимает решение совместно
с подчиненными;
—
руководитель устанавливает рамки, в
которых подчиненные сами принимают
решение.
Для
оценки эффективности каждого из стилей
управления Р. Лайкерт предложил
рассчитывать либерально-авторитарный
коэффициент (ЛАК). Он определяется
отношением сумм либеральных и авторитарных
элементов в поведении руководителя. По
его мнению, в современных условиях
оптимальная величина этого коэффициента
составляет 1,9. Таким образом, сегодня
для получения эффективных результатов
руководители должны применять в два
раза больше элементов убеждения, чем
принуждения.
В
своем исследовании Левин обнаружил,
что авторитарное руководство добивалось
выполнения большего объема работы, чем
демократичное. Однако при авторитарном
управлении присутствует низкая мотивация,
меньшая оригинальность, меньшее
дружелюбие в группах, отсутствие
группового мышления и другие отрицательные
факторы. При либеральном стиле руководства
объем работы уменьшается, качество
работы снижается, появляется больше
игры.
Более
поздние исследования не полностью
подтвердили выводы о том, что авторитарное
руководство обеспечивает более высокую
продуктивность, но меньшую удовлетворенность,
чем демократичное. Исследования Левина
дали основу для изучения данного вопроса
другими учеными.
Таким
образом, исследования Левина основывались,
прежде всего, на изучении влияния
личностных качеств руководителя на
выбор стиля руководства. В каждом
конкретном случае между авторитарным,
демократическим и либеральным стилями
существует определенный баланс, и
увеличение доли элементов одного из
них будет приводить к уменьшению других.
Таблица
1.1 − Основные стили управления и их
сравнение
Стиль |
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
Природа |
Сосредоточение Личное Коммуникационные |
Делегирование Принятие Коммуникации |
Снятие Предоставление Коммуникации |
Сильные |
Внимание |
Усиление |
Позволяет |
Слабые |
Сдерживается |
Требует |
Группа |
Также
кроме трёх основных стилей управления
существуют другая классификация стилей
по мнению Н.В. Бордовской:
1.
Кооперативный
2.
Ограниченное участие
3.
Невмешательский
4.
Благожелательный деспот
5.
Бюрократический
1.4
Кооперативный стиль
Кооперативный
– когда часть полномочий по управлению
передаётся комитету – специальному
коллегиальному органу управления
(например, комитет решает вопросы
распределения заработной платы
сотрудников организации, распределения
путёвок для отдыха и др.)
1.5
Ограниченное участие
Ограниченное
участие
– незначительная часть управленческих
функций делегируется персоналу,
специальным рабочим группам предлагается
решить вопросы, например, прогноза
развития предприятия и дать рекомендации
к действию, или организации соревнования
и конкурса профессионального мастерства,
или поиска новых источников финансирования
и др.
1.6
Невмешательский стиль
Невмешательский
– когда руководитель позволяет каждому
члену коллектива вести себя и решать
проблемы так, как ему удобно, не заботясь
об объективной оценке результатов или
последствиях неудач, при этом подчиненные
ничего не знают о способах контроля, а
руководитель не в состоянии принять на
себя ответственность в трудной ситуации.
1.7
Благожелательный деспот
Благожелательный
деспот
− этот администратор обычно улыбается,
слушает вас (или делает вид, что слушает),
а затем поступает, как считает нужным.
Он обычно говорит: «Я слушаю Вас», «Мы,
может быть, примем Ваше предложение».
1.8
Бюрократический стиль
Бюрократический
– когда
нет места сотрудничеству или даже
ограниченному участию кого-либо в
принятии решений, а основными источниками
управленческих решений являются
официальные документы, правила и другие
руководства. Место в занимаемой структуре-
это главное, и власть непосредственно
связана с занимаемым местом. Здесь
превалируют традиция и стабильность,
изменения редки: конечно, они никогда
не устанавливаются снизу.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
07.07.2019103.94 Кб11,2,3,4,5, 16,17,18, 19, 21,29.docx
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Обновлено: 21.05.2023
Современный демократический стиль управления — это подход к руководству персоналом, который характеризуется значительной степенью свобод и личной инициативы сотрудников под контролем начальства. Демократический стиль руководства — один из наиболее гибких и удобных в современном бизнесе способов взаимодействия руководства и сотрудников. И все же он имеет определенные плюсы и минусы, которые следует рассмотреть более подробно, прежде чем отдавать предпочтение именно такому способу организации труда.
Демократический стиль управления — что это такое
Каждый современный руководитель имеет свой стиль управления — независимо от того, вырабатывал ли он его сознательно, или нет. И несмотря на то, что одинаковых людей не бывает и каждый подход к управлению персоналом является уникальный, общие тенденции позволяют сгруппировать виды коммуникации руководства и персонала в несколько основных видов. О том, что такое авторитарный стиль управления и либеральный можно прочитать в отдельных статьях, далее же будет рассмотрен самый популярный способ в сегодняшних условиях способ коммуникации руководства и сотрудников — демократический.
Демократический или демократичный стиль управления — это такой подход, при котором обеспечивается как возможность определенного контроля руководителя над происходящими в отделе процессами, так и широкая степень свобод сотрудников для проявления своей инициативы. Именно за счет своей универсальности и адаптивности, а также современных требований к организации труда данный подход и является наиболее распространенным. К характерным особенностям именно демократического стиля можно отнести следующие его черты:
- Открытость к инициативе. В рамках демократического стиля каждый руководитель должен быть открыт к предложениям сотрудников и их инициативе — и она должна соответствующим образом вознаграждаться в случае, если принесет пользу компании или структурному подразделению.
- Лидерство руководителя. Руководитель в демократических коллективах одновременно играет две роли — он является и активным членом коллектива, и его координатором, и лидером, сохраняя за собой определенный дополнительный вес и авторитет. И это предусматривает дополнительные требования к личности самого начальника.
- Коллективное участие в процессах. Каждый сотрудник имеет право принимать участие в бизнес-процессах вне зоны своей прямой ответственности и непосредственных основных задач. Более того, такое участие — поощряется руководством.
- Отношение к формальностям. Главная цель при демократическом подходе — это достижение глобальных целей структурного подразделения, а пути решения могут и не быть предусмотренными нормативными документами. Однако определенное регулирование и методики административного воздействия на сотрудников все же имеют место.
- Работа на общий результат. Все сотрудники и руководитель должны разделять общую цель компании или коллектива — и работать именно на её достижение, а не на выполнение сухих показателей и соблюдение установленных инструкций или планов.
Непосредственная реализация демократического стиля в менеджменте может очень серьезно варьироваться и отличаться в зависимости от конкретного предприятия. Более того — на практике почти любой руководитель использует методики, в том числе и относящиеся к другим стилям управления персоналом.
Плюсы демократического стиля управления
Демократический стиль руководства не был бы таким популярным, если бы не обладал яркими, четко выраженными достоинствами, которые привлекают в себе как руководителей, так и сотрудников. Поэтому лучше всего будет заранее ознакомиться с ними, чтобы понимать, как именно использование этого подхода к коммуникации с персоналом может помочь развитию предприятия и достижению поставленных перед ним целей. К положительным чертам демократического стиля можно отнести следующие его характерные особенности:
Минусы демократического стиля управления
Конечно, как и любой другой способ работы с подчиненными, демократичный стиль руководства имеет и свои недостатки. Их тоже следует учитывать, так как во многих случаях большую эффективность может обеспечить иной подход к коммуникации с персоналом. К однозначным недостаткам демократического стиля управления относятся следующие его особенности:
- Медленное принятие решений. Основным недостатком демократического стиля является именно скорость принятия решений — она всегда на порядок ниже чем при других способах управления коллективом. Ведь обсуждение решения, а потом его внедрение и обкатка — все время будут требовать коллективного участия.
- Сложность разработки новых бизнес-процессов. Так как практически любое глобальное изменение будет требовать коллективного обсуждения, то внедрение новых процессов в компании или в коллективе будет затормаживаться из-за необходимости участия как можно большего количества членов коллектива.
- Высокие требования к личности руководителя. Демократический стиль при неправильном руководстве может привести к злоупотреблениям со стороны сотрудников и к потере эффективности труда — руководителем просто могут манипулировать ради уменьшения нагрузки и для получения своих личных выгод, не задумываясь о благе компании.
- Низкая эффективность при экстренных ситуациях. В рамках необходимости принятия экстренных решений наиболее эффективным является авторитарный стиль, который предполагает наличие четких инструкций и прямого подчинения руководителю, без лишних обсуждений и вопросов, чем не может похвастаться демократический подход.
Резюмируя недостатки демократического стиля, можно отметить, что ряд из них могут быть нивелированы при правильной подготовке и наличии опыта у руководителя.
Где и как использовать демократический стиль руководства — примеры
Примеры того, где может применяться демократический стиль управления, могут помочь принять окончательное решение о его внедрении. В первую очередь следует понимать, что такой подход почти не имеет смысла в подразделениях и компаниях, где основная задача сотрудников — выполнять определенную норму трудовых действий, а их инициатива никак не повлияет на деятельность компании. В такой ситуации использование инструментов демократического стиля будет лишь лишней затратой ресурсов.
В следующих же сферах напротив, демократический стиль управления является наиболее оптимальным:
Однако недостаточно знания о том, где именно может применяться демократический стиль управления. Следует также понимать и то, как именно он должен внедряться. Здесь можно выделить несколько основных рекомендаций. В первую очередь, руководитель должен обладать определенным авторитетом и позиционировать себя как лидера команды, а не как простого его участника. То есть — должна присутствовать определенная субординация и исполнительность.
Кроме этого, важно, чтобы при таком подходе всему коллективу регулярно устанавливались четкие задачи стратегического уровня, над которыми эффективнее всего работать именно сообща. Можно обойтись без установки жестких рамок и личных целей, но глобальное общее видение проблематики и поиск путей ее решения — вот что отличает демократический менеджмент на предприятии.
Следует также помнить о том, что данный подход не означает анархию или нецелевое использование ресурсов. Вознаграждаться должна такая инициатива, которая потенциально может привести к хорошему результату — будь это повышение прибыли компании или профессиональное развитие и рост отдельного сотрудника. Не следует поощрять инициативу лишь по факту ее проявления, если сами по себе его идеи неприменимы и не свидетельствуют о личной заинтересованности и нацеленности на результат.
При этом следует всегда соблюдать баланс между либеральными и авторитарными механизмами разрешения конфликтов и установления дисциплины на предприятии. Если работник способен эффективно трудиться без жестких рамок и его личная эффективность повышается — необходимо способствовать освобождению его от формальностей и идти навстречу. Если же эффективность труда от чрезмерной свободы падает — следует напротив, позаботиться о том, чтобы работник имел четко поставленные цели и задачи.
Управление компанией — достаточно сложный процесс. Усилия руководителя направлены на то, чтобы максимально наладить работу в коллективе и сделать ее эффективной. Ранее большим спросом пользовался авторитарный стиль управления, когда сотрудники не могли выразить свое мнение и пойти против руководства. На сегодняшний день все большую популярность обретает демократический стиль управления.
Управленческий стиль
Основной задачей любого руководителя является контроль и воздействие на подчиненных. Климат в коллективе зависит от того, по какому принципу руководитель воздействует на сотрудников. Согласно теории доктора социологических наук Ренсиса Лайкерта, условно стили руководства можно поделить на 4 вида:
- эксплуататорско-авторитарный;
- патерналистски-авторитарный;
- консультативный;
- демократический.
Демократичный стиль подразумевает активное привлечение сотрудников для решения вопросов относительно работы компании, а также принятия важных решений, связанных с организацией рабочего процесса. Данный стиль подразумевает невмешательство начальника и его полную уверенность в профессионализме сотрудников.
Преимущества и недостатки
Демократический подход со стороны лидера имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ:
- активное привлечение сотрудников в жизнь компании и организацию работы;
- полное доверие по отношению к сотрудникам;
- работники редко вступают в конфликты за счет того, что все решения принимают вместе;
- всегда есть возможность найти ответ в любой ситуации, так как задействован нестандартный подход.
Демократичный стиль имеет и незначительные недостатки:
- невозможность быстро решить вопрос в случае экстренной ситуации;
- руководитель меньше контролирует весь процесс;
- необходимость придерживаться новых правил по отношению к качеству руководства.
Что характерно для демократического стиля?
Для демократического стиля управления характерны:
- полное информирование сотрудников относительно дел фирмы;
- возможность делегирования дел и обязанностей на любого из сотрудников, таким образом каждый человек в коллективе может проявить самостоятельность и подойти к процессу творчески;
- полное или частичное отсутствие штрафов и наказаний;
- получение премий, похвалы при всем коллективе и поощрений;
- совместный поиск проблемы в случае, когда результаты были отрицательными.
Таким образом демократический стиль управления ориентирован на то, что каждый член команды чувствует себя незаменимым работником, который является важной деталью большого механизма.
К сожалению, не всегда и не везде подобный путь управления применим. Чаще всего его могут использовать офисные работники в области менеджмента, а также люди, причастные к инновационным разработкам. А, например, учитель физкультуры подобный способ использовать не может, ведь он не может полагаться на мнение ученика в обучающем процессе.
Руководитель и сотрудники решают задачу
Понятие стиля
Главная задача руководителя любого ранга – подвигнуть своих подчинённых на совершение действий, которые способствуют выполнению поставленной задачи в рамках общих целей компании. От особенности манеры руководства зависят климат в коллективе и методы решения проблем.
Доктор социологии, Ренсис Лайкерт, предложил теорию, по которой стили управления разбиты на четыре категории. Они выглядят следующим образом:
- эксплуататорско-авторитарный;
- патерналистски-авторитарный;
- консультативный;
- демократический.
Демократический способ работы с коллективом основан на принципе коллегиальности. Преимущество отдаётся привлечению сотрудников к решению вопросов, связанных с организацией рабочего процесса и тактикой управления компанией.
Важно! Признаками подобного стиля являются твёрдая убеждённость начальника в профессионализме подчинённых и вера любого сотрудника в то, что от его работы зависит общее благополучие организации.
Преимущества и недостатки
Демократическая позиция лидера, равно с авторитарной и либеральной позициями, имеет свои плюсы и минусы.
К преимуществам можно отнести следующие моменты:
- полное доверие к персоналу и взаимопонимание;
- привлечение сотрудников к жизни компании;
- командный дух объединяет и мотивирует самостоятельность работника в рамках его должностных обязанностей;
- совместно принятые решения не вызывают большого недовольства у работников;
- нестандартные подходы позволяют находить ответы на любые поставленные задачи.
К плюсам можно отнести низкую текучесть кадров, получение удовлетворения от работы и благоприятный климат в организации.
Внимание! Процедура принятия решения при демократическом стиле руководства (ДСР) происходит на всех уровнях коммуникации, как по вертикали (среди управленцев), так и по горизонтали (внутри коллектива).
Один из недостатков демократического стиля руководства – это частые сложности с принятием общего решения и его правильностью. Кроме того, к негативным моментам допустимо причислить:
- невозможность в экстренных ситуациях принимать быстрые решения;
- отсутствие жёсткой централизации контроля;
- возникновение новых требований к качеству управления.
Неверно поставленная работа руководителя может привести к злоупотреблению свободами, манипулированием им со стороны подчинённых.
Что характерно для стиля демократии
В основу подобного метода управления компаниями заложены такие характерные черты, как:
- информирование сотрудников обо всех делах фирмы, задачах и намеченных перспективах;
- делегирование отдельных полномочий и ответственности на каждого члена компании, тем самым дается возможность проявить самостоятельность и творческий подход в процессе работы;
- психология поощрительной мотивации: премии, грамоты, устная похвала на виду у всего коллектива, наказания и штрафы являются исключением;
- ориентация на достижение поставленных целей;
- при низких результатах не ищут виновных, а рассматривают причины, которые необходимо устранить.
Однако не везде подобная структура управления может работать. Примерами, где может найти применение ДСР, могут служить компании, занимающиеся:
- офисной работой;
- использованием труда специалистов высокой квалификации;
- инновационными разработками.
Кстати. В организациях, где от сотрудника требуется выполнять определённую работу, и его инициатива не может повлиять на деятельность предприятия в целом, применять демократичный стиль нецелесообразно.
Педагоги в школе также не могут пользоваться таким способом руководства. К примеру, учитель физкультуры не может ориентироваться на мнение ученика, принимая от него зачёт по физической подготовке.
Виды ДСР, их сравнение
Демократический стиль имеет два типа:
Каждый из них характеризуется своим рядом условий организации работы.
Консультативный
Начальник, доверяя своим работникам, перед принятием решений или постановкой задач консультируется с подчинёнными. В процессе такого общения руководитель отбирает лучшие и ценные предложения. На их основании формируются задачи. При таком подходе сотрудники получают удовлетворение от того, что могут поддержать начальника, подсказать ему правильное направление. Как результат – никого не смущает, что указания спускаются сверху. Обычно за хорошими предложениями следует поощрение.
Консультативный вид ДСР
Партисипативный
Этот демократичный вид руководства построен на том, что начальник не консультируется, а полностью отдаёт рассмотрение поставленных задач в группу, обеспечивает привлечение всех заинтересованных сотрудников для конструктивных предложений. На них же возлагает контроль над выполнением сформированной цели.
Партисипативный вид ДСР
Качества руководителя и подчиненных
В таких компаниях руководителя отличают высокий профессионализм и лидерство. Группа его уважает и видит в нём образец для подражания. К качествам начальника-демократа относятся:
- открытость и доступность при апелляциях и личных встречах с персоналом;
- доверие к работникам;
- умение делегировать права и терпеть отказ от личных преимуществ, связанных с должностью.
Руководитель обязан придерживаться обязательного невмешательства в коллегиальную работу.
Сотрудники со своей стороны должны следовать корпоративному стилю, проявляя следующие качества:
- профессионализм;
- ответственность;
- самоконтроль;
- желание личностного роста и тягу к участию в жизни компании.
Обычно сотрудники, охваченные общей работой, заинтересованы в достижении корпоративных целей, дорожат мнением коллег о себе и чётко ориентируются в своих контрольных правах.
Мы – одна команда
Типичные ошибки руководителя
При определении недостатков в ДСР было отмечено отсутствие жёсткого контроля со стороны начальства. Опора на самостоятельные действия сотрудников, без должной проверки исполнения задачи на всех уровнях, приводит к безнаказанной расслабленности в коллективе.
Панибратство может снизить авторитет начальника и стать препятствием для налаживания чётких деловых отношений. Контроль обязателен, только не прямой, а косвенный (по другим каналам, через непосредственных руководителей). Неправильное делегирование обязанностей приводит к сбою всей системы.
Типичные ошибки руководителя
Видео
Что такое стиль управления
Существует множество классификаций стиля руководства, созданных и отечественными, и зарубежными менеджерами, маркетологами, психологами, социологами. Но все их можно свести к четырем основным типам:
- диктаторский или авторитарный,
- бюрократический или директивный,
- демократический или коллегиальный,
- либеральный или личностно-ориентированный.
Диктатор, или Авторитарный стиль управления
Плюсы авторитарного стиля
- Четкое распределение обязанностей. Руководитель, как правило, разбивает поставленную общую задачу на несколько мелких и распределяет их среди подчиненных. Но при этом у сотрудников зачастую нет общей, целостной картины происходящего.
- Дисциплина. Неизменная спутница тотального контроля – железная дисциплина в коллективе. Дисциплина и порядок.
- Умение быстро находить выход в стрессовых ситуациях. Собственно, это и стрессом назвать нельзя – сотрудникам остается только быстро выполнять команды начальника.
Минусы авторитарного стиля
Бюрократ, или Директивный стиль управления
Подобный вариант управления особенно часто встречается в среде руководителей среднего звена в крупных компаниях, чья бизнес-модель построена по западноевропейскому или американскому образцу. В таких компаниях практически для каждой ситуации прописаны свои корпоративные стандарты и требования. Часто звонишь клиентам или поставщикам? Вот корпоративный регламент ведения телефонных переговоров. Нужны ручки, карандаши и прочая канцелярия? Вот регламент по заполнению форм и регистрации запроса. Необходимо установить программу на рабочий компьютер? Вот регламент по обращению в техподдержку и форма подачи заявки. И должность линейного руководителя превращается в некую надстройку, звено, необходимое для передачи запросов и форм по установленным регламентам.
Плюсы директивного стиля
Минусы директивного стиля
- Отсутствие творческого начала. Когда регламентирован каждый чих, а на любое действие уже прописан скрипт, фантазии просто негде проявиться.
- Безынициативность работников. Хотя в ряде компаний новаторские идеи приветствуются и поощряются. Правда, для подачи рационального предложения, как правило, тоже необходимо заполнить ряд документов.
- Невысокий потенциал для развития. Сделать головокружительную карьеру в рекордные сроки под началом приверженца бюрократического стиля управления весьма и весьма непросто.
Демократ, или Коллегиальный стиль управления
В отличие от предыдущего варианта, демократический стиль управления подразумевает более творческий подход. Руководители подобного типа предпочитают не единоначалие, а коллегиальный способ решения задач. Ставятся лишь общие задачи, а разработку конкретных шагов по их выполнению руководитель передает в руки сотрудникам. Начальник советуется с работниками, активно продвигает все их инициативы, делегирует свои полномочия подчиненным.
Плюсы демократического стиля
- Минимум ошибок в работе. Все-таки старая пословица про количество голов очень правдива. Чем больше людей привлекается к поиску решения, тем большего количества подводных камней удастся избежать.
- Сплоченность команды. Общение между всеми сотрудниками на равных способствует объединению коллектива. Так люди могут вместе работать годами и десятилетиями.
- Умение объединяться в трудные для компании моменты. Даже в кризисные годы такой коллектив предпочтет потерпеть и переждать, нежели увольняться и искать новое место.
Минусы демократического стиля
Либерал, или Личностно-ориентированный стиль управления
Либеральный стиль руководства необходим (действительно необходим!) в творческих коллективах. Именно такое обращение способно максимально стимулировать сотрудников к работе. Задача либерального руководителя – обозначить цель и создать условия для ее достижения, оставив за подчиненными возможность самостоятельно находить пути решения.
Плюсы личностного стиля управления
- Благоприятный климат в коллективе. Хорошие отношения между сотрудниками и руководителем – залог успешной и долгой работы.
- Минимальная текучка. Из столь теплого коллектива и уходить-то не хочется. Даже на более высокую зарплату.
- Возможность самовыражения и самореализации. И это весьма немаловажный фактор для личностей с сильным творческим началом.
Минусы личностного стиля
Все не без изъянов: какой стиль управления лучше?
Ответ прост – никакой. В чистом виде любой из выбранных типов поведения рано или поздно принесет не только бонусы, но и огромные разочарования. Выход в комбинировании различных стилей и манеры поведения в зависимости от сложившегося коллектива и каждой конкретной ситуации.
Зачастую даже с одним и тем же сотрудником нужны разные, порой диаметрально противоположные стили управления. Может потребоваться и участие, и поддержка, а кое-где и жесткая рука с суровым окриком.
Как добиться такой гибкости? Учеба, саморазвитие – и опыт, тот самый опыт, который не заменишь ничем.
Читайте также:
- Аналитическая справка о содержании нововведения его роли в жизни образовательной организации в доу
- Структурные компоненты конфликта их характеристика кратко
- Шаблоны для консультаций для родителей в детском саду
- Фон для презентации на тему профессии для детского сада
- Занимательные задачи в курсе математики начальной школы самообразование
Управление компанией — достаточно сложный процесс. Усилия руководителя направлены на то, чтобы максимально наладить работу в коллективе и сделать ее эффективной. Ранее большим спросом пользовался авторитарный стиль управления, когда сотрудники не могли выразить свое мнение и пойти против руководства. На сегодняшний день все большую популярность обретает демократический стиль управления.
Управленческий стиль
Основной задачей любого руководителя является контроль и воздействие на подчиненных. Климат в коллективе зависит от того, по какому принципу руководитель воздействует на сотрудников. Согласно теории доктора социологических наук Ренсиса Лайкерта, условно стили руководства можно поделить на 4 вида:
- эксплуататорско-авторитарный;
- патерналистски-авторитарный;
- консультативный;
- демократический.
Демократичный стиль подразумевает активное привлечение сотрудников для решения вопросов относительно работы компании, а также принятия важных решений, связанных с организацией рабочего процесса. Данный стиль подразумевает невмешательство начальника и его полную уверенность в профессионализме сотрудников.
Преимущества и недостатки
Демократический подход со стороны лидера имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ:
- активное привлечение сотрудников в жизнь компании и организацию работы;
- полное доверие по отношению к сотрудникам;
- работники редко вступают в конфликты за счет того, что все решения принимают вместе;
- всегда есть возможность найти ответ в любой ситуации, так как задействован нестандартный подход.
Демократичный стиль имеет и незначительные недостатки:
- невозможность быстро решить вопрос в случае экстренной ситуации;
- руководитель меньше контролирует весь процесс;
- необходимость придерживаться новых правил по отношению к качеству руководства.
Что характерно для демократического стиля?
Для демократического стиля управления характерны:
- полное информирование сотрудников относительно дел фирмы;
- возможность делегирования дел и обязанностей на любого из сотрудников, таким образом каждый человек в коллективе может проявить самостоятельность и подойти к процессу творчески;
- полное или частичное отсутствие штрафов и наказаний;
- получение премий, похвалы при всем коллективе и поощрений;
- совместный поиск проблемы в случае, когда результаты были отрицательными.
Таким образом демократический стиль управления ориентирован на то, что каждый член команды чувствует себя незаменимым работником, который является важной деталью большого механизма.
К сожалению, не всегда и не везде подобный путь управления применим. Чаще всего его могут использовать офисные работники в области менеджмента, а также люди, причастные к инновационным разработкам. А, например, учитель физкультуры подобный способ использовать не может, ведь он не может полагаться на мнение ученика в обучающем процессе.
Обычно главными чертами начальника-демократа считают открытость, умение выстраивать доверительные отношения с работниками и делегировать свои полномочия. Такой руководитель никогда не вмешивается в работу коллектива. Коллектив в свою очередь демонстрирует ответственное отношение к работе, профессионализм и самоконтроль. Все вышеперечисленные качества отражают сущность стиля руководства. Любого руководителя грамотно строить коммуникации с сотрудниками научит курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн интенсив».