Численность руководство по обслуживанию

10. Административно-управленческая часть (руководители, специалисты и служащие).

Примерный перечень выполняемых работ по функциям управления:

1) общее руководство, в том числе, организация всех видов деятельности организации водопроводно-канализационного хозяйства, а также взаимодействия ее структурных подразделений и производственных единиц;

2) бухгалтерский учет и финансовая деятельность, в том числе контроль за экономным использованием материальных и финансовых ресурсов;

3) комплектование и учет работников, в том числе администрирование процессов и документооборота по поиску, привлечению, подбору и отбору персонала.

4) материально-техническое снабжение, в том числе обеспечение организации водопроводно-канализационного хозяйства всеми необходимыми для производственной деятельности материальными ресурсами;

5) общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание, в том числе обработка поступающей и отправляемой корреспонденции, доставка ее по назначению, осуществление контроля за сроками исполнения документов и их правильным оформлением;

6) правовое обеспечение, в том числе разработка проектов правовых актов и организационно-распорядительных документов внутри организации, а также юридическое сопровождение и документальное оформление иных возникающих правоотношений;

7) технико-экономическое планирование, в том числе разработка планов финансово-хозяйственной и производственной деятельности организации водопроводно-канализационного хозяйства, а также контроль за их исполнением и пересмотром;

8) организация труда и заработной платы, в том числе разработка норм численности всех категорий работников и системы оплаты труда;

9) надзор и контроль за капитальным ремонтом, в том числе разработка планов капитального ремонта организации водопроводно-канализационного хозяйства и участие в их исполнении;

10) организация технической эксплуатации объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе разработка и внедрение мероприятий по обеспечению высококачественной и бесперебойной работы сооружений и оборудования, надежности их действия и совершенствования эксплуатации;

11) техническое обслуживание и внедрение средств автоматизации, в том числе организация проведения исследований систем управления, порядка и методов планирования и регулирования производства с целью определения возможности и целесообразности их перевода на автоматизированный режим;

12) обеспечение энергетическими ресурсами, в том числе обеспечение контроля за приборами учета энергетических ресурсов и проверки правильности расчета платежей за энергетические ресурсы;

13) внутренние и внешние коммуникации, в том числе организация работы со средствами массовой информации и обеспечение коммуникации внутри организации водопроводно-канализационного хозяйства;

14) безопасность, в том числе обеспечение охраны в организации водопроводно-канализационного хозяйства, взаимодействие с правоохранительными органами и ведение секретного делопроизводства;

Таблица 1

Наименование функций управления

Норма численности для категорий должностей (руководители, специалисты, служащие), рассчитанной исходя из численности работников, чел.

до 100

101 – 200

201 – 400

401 – 600

601 – 800

801 – 1100

1101 – 1400

1401 – 1700

1701 – 2000

2001 – 2500

2501 – 3000

3001 – 3500

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Общее руководство

2

2 – 3

3 – 4

4

4 – 5

5

5 – 6

6

6 – 7

7

7 – 8

8 – 9

Бухгалтерский учет и финансовая деятельность

5 – 6

6 – 7

7 – 9

9 – 10

10 – 12

12 – 15

15 – 17

17 – 20

20 – 22

22 – 24

24 – 27

27 – 29

Комплектование и учет работников

1

1

1 – 2

2

2 – 4

4

4

4 – 5

5 – 6

6 – 7

7 – 9

Материально-техническое снабжение

2

2

2 – 3

3 – 4

4 – 5

5 – 6

6

6 – 7

7 – 8

8 – 10

10 – 11

11 – 12

Надзор и контроль за капитальным ремонтом

1

1

1 – 2

2

2 – 3

3

3 – 4

4

4 – 5

5 – 6

6 – 7

7

Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание

1

1

1

1 – 2

2

2 – 3

2 – 3

3

3

3 – 4

4 – 5

5 – 6

Организация технической эксплуатации объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения

4 – 5

5 – 7

7 – 9

9 – 11

11 – 13

13 – 15

15 – 17

17 – 19

19 – 21

21 – 23

23 – 25

25 – 27

Правовое обслуживание

1

1

1 – 2

2

2 – 4

4

4 – 5

4 – 5

5

5

5 – 7

7

Техническое обслуживание и внедрение средств автоматизации

4

4 – 5

5 – 6

6 – 7

7 – 8

8 – 9

9 – 10

10 – 11

11 – 12

12 – 13

13 – 14

14 – 15

Технико-экономическое планирование

3

3

3 – 5

5

5

5 – 7

7

6 – 8

7 – 9

9 – 10

10 – 13

12 – 15

Организация труда и заработной платы

1

1

1 – 2

2

2

2 – 3

3

3 – 4

3 – 5

5 – 7

7 – 8

8 – 10

Обеспечение энергетическими ресурсами

1

1 – 3

3

3 – 4

4

4

4 – 5

5 – 6

6 – 7

7 – 8

Внешние и внутренние коммуникации

1

2

2

3

Безопасность

3

3

3 – 5

5

5

5 – 7

7

6 – 8

7 – 9

9 – 10

10 – 13

12 – 15

В случае, если значения параметра ограничены и будут превышать указанный в таблице 1 верхний лимит, то для расчета численности при значениях параметра сверх указанного в таблице 1 лимита применяется метод экстраполяции (на каждые 500 человек нормы численности работников численность увеличивается на 1 человека по функциям соответствующего управления);

15) развитие и эксплуатация информационных систем, в том числе их системное и прикладное сопровождение;

Таблица 2

Количество персональных компьютеров, ед.

Норма численности работников, чел.

до 8

1

свыше 8

0,1 на каждую последующую единицу

16) организация реализации услуг и учета водопотребления и водоотведения по абонентам, в том числе взаимодействие с абонентами, заключение с ними договоров, производство расчетов за оказанные услуги;

Таблица 3

Количество абонентов

Норма численности работников, чел.

до 1000

2 – 3

от 1000 до 2000

3 – 4

от 2000 до 5000

4 – 6

от 5000 до 10000

6 – 9

от 10000 до 15000

9 – 12

от 15000 до 20000

12 – 15

свыше 20 000

на каждые дополнительные 10 000 абонентов – 6 чел.

В связи с тем, что на одного абонента может быть зарегистрировано несколько объектов (зданий с отдельными точками подключения), расчет может быть скорректирован с учетом повышающего коэффициента:

Таблица 3.1

Среднее число точек поставки услуг водоснабжения (водоотведения) на одного абонента

Повышающий коэффициент к норме численности абонентского отдела

2

1,5

3

1,8

4

2

5

2,2

6

2,5

свыше 6

3

17) оперативное управление эксплуатируемыми водопроводными сооружениями по забору, подаче, хранению и перекачке воды, в том числе их техническая эксплуатация, ремонт оборудования и сооружений, анализ основных показателей работы;

Таблица 4

Поднято воды насосными станциями первого подъема, тыс. м3 в сутки

Норма численности работников, чел.

до 25

2

от 25 до 80

2 – 3

от 80 до 140

3 – 5

от 140 до 220

5 – 7

от 220 до 300

7 – 9

от 300 до 400

9 – 13

от 400 до 550

13 – 17

от 550 до 700

17 – 21

свыше 700

21 – 25

При количестве скважин свыше 10 может быть применен коэффициент 1,2;

18) оперативное управление станциями водоподготовки, в том числе обеспечение их исправного состояния и надежной технической эксплуатации;

Таблица 5

Среднесписочная численность работников по эксплуатации очистных сооружений водопровода, чел.

Норма численности работников, чел.

до 30

2 – 4

от 30 до 60

4 – 6

от 60 до 100

6 – 8

от 100 до 150

8 – 11

от 150 до 200

11 – 13

от 200 до 250

13 – 15

от 250 до 300

15 – 17

В случае, если значения параметра ограничены и будут превышать указанный в таблице 5 верхний лимит, то для расчета численности при значениях параметра сверх указанного в таблице 5 лимита применяется метод экстраполяции (на каждые 50 человек среднесписочной численности работников по эксплуатации станций водоподготовки норма численности увеличивается на 2 человека);

19) оперативное управление водопроводными сетями, в том числе осуществление их технической эксплуатации;

Таблица 6

Среднесписочная численность работников по эксплуатации водопроводных сетей, чел.

Норма численности работников, чел.

до 40

2 – 3

от 40 до 60

3 – 5

от 60 до 100

5 – 8

от 100 до 140

8 – 11

от 140 до 180

11 – 14

от 180 до 220

14 – 17

от 220 до 260

17 – 19

от 260 до 300

19 – 21

В случае, если значения параметра ограничены и будут превышать указанный в таблице 6 верхний лимит, то для расчета численности при значениях параметра сверх указанного в таблице 6 лимита применяется метод экстраполяции (на каждые 40 человек среднесписочной численности работников по эксплуатации водопроводных сетей норма численности увеличивается на 2 человека);

20) оперативное управление канализационных насосных станций, в том числе организация их технической эксплуатации и анализ основных показателей работы;

Таблица 7

Среднесписочная численность работающих на канализационных насосных станциях, чел.

Норма численности работников, чел.

до 50

1 – 2

от 50 до 100

2 – 3

от 100 до 200

3 – 4

от 200 до 300

4 – 6

от 300 до 400

6 – 7

от 400 до 500

7 – 8

от 500 до 600

8 – 9

от 600 до 700

9 – 10

от 700 до 800

10 – 11

В случае, если значения параметра ограничены и будут превышать указанный в таблице 7 верхний лимит, то для расчета численности при значениях параметра сверх указанного в таблице 7 лимита применяется метод экстраполяции (на каждые 50 человек среднесписочной численности работников, работающих на канализационных насосных станциях, норма численности увеличивается на 1 человека);

21) оперативное управление очистных сооружений канализации, в том числе обеспечение их исправного состояния и надежной технической эксплуатации;

Таблица 8

Пропуск сточных вод через очистные сооружения канализации, тыс. м3 в сутки

Норма численности работников, чел.

до 40

2 – 4

от 40 до 80

4 – 5

от 80 до 140

5 – 7

от 140 до 220

7 – 10

от 220 до 320

10 – 13

от 320 до 450

13 – 16

от 450 до 600

16 – 19

свыше 600

19 – 22

22) оперативное управление канализационных сетей, в том числе осуществление их технической эксплуатации и контроль за техническим состоянием;

Таблица 9

Среднесписочная численность работников по эксплуатации канализационных сетей, чел.

Норма численности работников, чел.

до 20

1 – 2

от 20 до 30

2 – 3

от 30 до 50

3 – 5

от 50 до 80

5 – 7

от 80 до 110

7 – 9

от 110 до 150

9 – 12

от 150 до 180

12 – 15

В случае, если значения параметра ограничены и будут превышать указанный в таблице 9 верхний лимит, то для расчета численности при значениях параметра сверх указанного в таблице 9 лимита применяется метод экстраполяции (на каждые 20 человек среднесписочной численности работников по эксплуатации канализационных сетей норма численности увеличивается на 2 человека);

23) организация ремонтно-эксплуатационного обслуживания оборудования, контрольно-измерительных приборов и средств автоматики, в том числе обеспечение контроля за их состоянием и режимом работы;

Таблица 10

Объем подачи воды потребителям и (или) очистки (пропуска) сточных вод, тыс. м3 в сутки

Норма численности работников, чел.

до 100

2 – 3

от 100 до 200

3 – 4

от 200 до 500

4 – 7

от 500 до 800

7 – 9

от 800 до 1100

9 – 10

от 1100 до 1400

10 – 11

от 1400 до 1700

11 – 12

свыше 1700

12 – 15

При обслуживании организацией водопроводно-канализационного хозяйства одной системы водоснабжения или водоотведения к норме численности применяется коэффициент 0,55 (система водоснабжения) и 0,45 (система водоотведения);

24) организация ремонтно-технического обслуживания зданий и сооружений, в том числе обеспечение их сохранности и надежной технической эксплуатации;

Таблица 11

Количество объектов

Норма численности работников, чел.

до 49 000

2

от 50 000 до 70 000

3 – 4

от 70 000 до 100 000

3 – 5

от 100 000 до 130 000

5 – 6

от 130 000 до 160 000

6 – 7

от 160 000 до 200 000

7 – 8

от 200 000 до 250 000

8 – 9

свыше 250 000

10

При обслуживании организацией водопроводно-канализационного хозяйства одной системы водоснабжения или водоотведения к норме численности применяется коэффициент 0,55 (система водоснабжения) и 0,45 (система водоотведения).

В случае, если значения параметра ограничены и будут превышать указанный в таблице 11 верхний лимит, то для расчета численности при значениях параметра сверх указанного в таблице 11 лимита применяется метод экстраполяции (на каждые 50 000 объектов, норма численности работников увеличивается на 2 человека);

25) организация ремонта и технического обслуживания автомобильного транспорта, специальных дорожных и строительных машин и механизмов, в том числе обеспечение их содержания в надлежащем состоянии и контроль за обеспечением горюче-смазочными материалами;

Таблица 12

Количество транспортных средств, ед.

Норма численности работников, чел.

до 50

2 – 3

от 50 до 90

3 – 4

от 90 до 130

4 – 6

от 130 до 170

6 – 8

от 170 до 210

8 – 10

от 210 до 250

10 – 12

от 250 до 300

12 – 14

В случае, если значения параметра ограничены и будут превышать указанный в таблице 12 верхний лимит, то для расчета численности при значениях параметра сверх указанного в таблице 12 лимита применяется метод экстраполяции (на каждые 50 транспортных средств норма численности работников увеличивается на 2 человека);

26) диспетчерское обслуживание, в том числе осуществление эффективной эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, сооружений, оборудования, контроля за их надежной, бесперебойной работой с соблюдением заданных режимов; а) центральный диспетчерский пункт:

Таблица 13

Количество диспетчерских, ед.

Норма численности работников, чел.

1

3 – 5

2

5 – 6

3

6 – 7

4

7 – 8

5

8 – 9

6

9 – 10

При количестве диспетчерских более шести на каждые последующие три норма численности работников увеличивается на 1 человека;

б) диспетчерская служба:

Норма численности работников устанавливается на каждую диспетчерскую службу:

– при односменном режиме работы – 2 человека;

– при двухсменном режиме работы – 3 человека;

– при круглосуточном режиме работы – 5 человек;

27) ведение воинского учета.

Норма численности работников по данному функционалу определяется требованиями Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719 9;

9 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 49, ст. 5220; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10 февраля 2020 г. № 0001202002100017.

28) ведение архива, в том числе формирование и ведение номенклатуры дел, контроль сроков хранения документов, организация уничтожения документов в архиве;

29) охрана труда, в том числе обеспечение контроля за соблюдением безопасности при эксплуатации зданий и сооружений, оборудования, безопасности технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов.

Норма численности работников по данному функциональному направлению деятельности определяется требованиями Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 10;

10 Письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 сентября 2001 г. № 07/8865-ЮД признаны не нуждающимися в государственной регистрации.

30) гражданская оборона, в том числе подготовка к выполнению мероприятий по защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Норма численности работников по данному функциональному направлению деятельности определяется требованиями Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 12;

12 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3750; 2016, № 43, ст. 6021.

31) подключение (технологическое присоединение) новых абонентов, в том числе подготовка технических условий подключения, оказание консультационных услуг заказчикам по вопросам подключения объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.

Норма численности работников по данному функциональному направлению деятельности: на 1 человека – 40 договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения в год;

32) оптимизация режимов водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений, в том числе проведение их паспортизации, инвентаризации.

Норма численности работников по данному функциональному направлению деятельности определяется протяженностью сетей из расчета 1 человек на 380 км. сетей;

33) контрактная служба закупок, в том числе разработка плана закупок и его реализация;

Таблица 14

Количество конкурентных процедур (лотов) в год

Норма численности работников, чел.

до 40 включительно

1

на каждые последующие 40

1 человек

34) охрана окружающей среды, в том числе осуществление контроля за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды, инструкций, правил и норм по охране окружающей среды.

Норма численности работников по данному функциональному направлению деятельности: 1 человек на 100 объектов негативного воздействия;

35) взыскание дебиторской задолженности, исковая работа в отношении абонентов, в том числе подготовка материалов для передачи их в суд, участие в судебных заседаниях, обжалование судебных актов.

Норма численности работников по данному функциональному направлению деятельности:

– взыскание дебиторской задолженности – 100 исков в месяц на 1 человека.

– претензионно-исковая деятельность – 150 исков в месяц на 1 человека;

36) организация работ по подготовке и составлению сметной документации, в том числе проверка обоснованности стоимости монтажных, ремонтных или строительных работ и прочих затрат.

Таблица 15

Годовое количество позиций в сметах, ед.

Норма численности работников, чел.

7000 – 23300

1 – 2

23301 – 40500

3

40501 – 48100

4

48101 – 56900

5

56901 – 66400

6

66401 – 76900

7

В случае, если значения параметра ограничены и будут превышать указанный в таблице 15 верхний лимит, то для расчета численности работников при значениях параметра сверх указанного в таблице 15 лимита применяется метод экстраполяции (на каждые 10 000 единиц годового количества позиций в сметах численность работников увеличивается на 1 человека);

37) лабораторный контроль качества воды и сточных вод, в том числе отбор проб и проведение испытаний объектов контроля по физико-химическим, микробиологическим, гидробиологическим и радиометрическим показателям, проведение анализа полученных результатов;

Таблица 16

Наименование объектов контроля

Назначение лаборатории

Количество анализов на 1 чел. в год

Сточная вода

Контроль работы очистных сооружений канализации, станций аэрации, контроль качества сточных вод абонентов

2000 – 3000

Природная и очищенная сточная вода

Контроль источника поверхностного водоснабжения, гидротехнических сооружений, гидроузлов, объектов зоны санитарной охраны

4000 – 5000

Природная, питьевая вода и вода технологических этапов очистки

Контроль работы сооружений питьевого водоснабжения, станций водоподготовки

6000 – 7000

Питьевая вода

Контроль распределительных водопроводных сетей, воды, поступающей к абонентам

8000 – 10000

При ежедневном или круглосуточном контроле объектов (сооружений) систем водоснабжения и водоотведения может применяться поправочный коэффициент, учитывающий необходимость выполнения анализов в требуемом режиме. С учетом производительности лабораторного оборудования и применяемых методик выполнения измерений может применяться поправочный коэффициент, учитывающий время проведения исследований;

38) взаимодействие с абонентами по вопросам отбора и анализа проб сточных вод абонентов, в том числе рассмотрение деклараций о составе и свойствах сточных вод, направление абонентам уведомлений об отборе проб сточных вод;

Таблица 17

Количество контролируемых абонентов

Норма численности работников, чел.

до 100

2

от 100 до 200

2 – 3

от 200 до 500

3 – 5

от 500 до 1000

5 – 8

от 1000 до 1500

8 – 10

от 1500 до 2000

10 – 13

свыше 2000

на каждые дополнительные 1000 абонентов – 4 человека

В связи с тем, что на одного абонента может быть зарегистрировано несколько объектов (зданий с отдельными точками подключения, приведенный в таблице 17 расчет может быть скорректирован на повышающий коэффициент:

Таблица 17.1

Среднее число точек поставки услуг водоотведения по договору на одного контролируемого абонента

Повышающий коэффициент к нормам численности работников

2

1,5

3

1,8

4

2

5

2,2

6

2,5

Более 6

3

11. Производственная часть (рабочие).

Примерное функциональное разделение:

1) насосные станции водопровода, в том числе их обслуживание и осуществление управления режимом работы;

Таблица 18

Производительность насосной станции, тыс. м3/сутки

Норма численности работников, чел.

до 15

5 – 6

от 15 до 50

6 – 7

от 50 до 150

7 – 9

от 150 до 300

9 – 12

от 300 до 500

12 – 15

свыше 500

5 человек на каждые последующие 200 тыс. м3/сутки

В целях корректного определения нормы численности работников:

при одновременном обслуживании совмещенных насосных станций одним и тем же персоналом производительность насосных станций определяется по суммарной производительности одновременно обслуживаемых насосных станций;

при одновременном обслуживании двух и более насосных станций норма численности работников определяется исходя из установленной суммарной производительности насосных станций с учетом коэффициента 1,1.

Численность машинистов для обслуживания частично автоматизированных насосных установок устанавливается с учетом степени автоматизации с понижающим коэффициентом не более 0,5;

2) станции водоподготовки, в том числе контроль за ходом технологического процесса и качеством обработки воды, а также за уровнями и равномерностью распределения воды между отдельными сооружениями;

Таблица 19

Производительность станции водоподготовки, тыс. м3/сутки

Норма численности работников, чел.

до 20

10 – 14

от 20 до 50

14 – 18

от 50 до 100

18 – 23

от 100 до 150

23 – 28

от 150 до 200

28 – 32

от 200 до 250

32 – 36

от 250 до 300

36 – 40

от 300 до 400

40 – 46

от 400 до 500

46 – 51

от 500 до 600

51 – 55

свыше 600

7 человек на каждые последующие 200 тыс. м3/сутки

«Типовые нормативы численности работников по обслуживанию и эксплуатации зданий и сооружений. ШИФР 15.02.02»
(утв. ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России 24.01.2014 N 001)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

Проектирование изменений в штатной численности персонала и оптимизация организационной структуры — сложный процесс для любой компании. Визуализировать проект изменений в таблицах, детализировать отчетность и принять оптимальные решения в сжатые сроки помогут поэтапные действия, подробно изложенные в данной статье.

СЦЕНАРИИ ОПТИМИЗАЦИИ

Перед тем как начать оптимизацию численности персонала, изучают опыт других компаний, анализируют возможные сценарии, строго следуют распоряжениям руководства, стратегии компании, действующему законодательству.

Сценарии оптимизации, которые могут успешно применять специалисты компании:

1) устранение ошибок в организационно-штатной структуре. Распространенные ошибки:

  • дублирование функций в различных подразделениях;
  • выполнение отделами не свойственных им задач;
  • наличие линейных подразделений с небольшим количеством сотрудников (2–3 человека). Такие подразделения следует объединять с отделами, близкими по профилю деятельности;

2) централизация или децентрализация функций управления. В группе компаний (ГК) часто централизуют следующие направления деятельности:

  • закупки и продажи;
  • управление персоналом и финансами;

3) передача отдельных бизнес-процессов на аутсорсинг. Выстраивают оптимальное соотношение между функциями, которые выполняют собственные подразделения, и услугами, которые закупают на стороне;

4) совмещение или переформирование департаментов, объединение должностей. Возможные решения:

  • слияние подразделений, если в рамках нового бизнес-процесса два подразделения отвечают за один и тот же фрагмент процесса;
  • перевод части подразделения в другое подразделение;
  • создание нового подразделения, если при анализе оргструктуры выявляют фрагмент бизнес-процесса, за который никто не отвечает;

5) сокращение численности персонала, не участвующего в формировании прибыли компании;

6) использование всех доступных правовых механизмов:

  • совместительство;
  • повышение квалификации работников;
  • программы стажировок.

Важный момент: выбор сценария оптимизации зависит от отраслевой принадлежности бизнеса, технологии производства, размеров компании и других факторов.

ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНОЙ СТРУКТУРЫ И ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА

Предположим, руководство ставит экономической службе задачу — провести оптимизацию организационно-штатной структуры и численности персонала в сжатые сроки.

Если оптимизацию нужно провести в сжатые сроки, экономисты и управленцы вынуждены отказаться от следующих важных этапов:

  • анкетирование персонала;
  • хронометрирование работ, проведение фотографии рабочего дня и другие виды наблюдений;
  • расчет численности согласно отраслевым штатным нормативам и их согласование с руководителями подразделений;
  • автоматизация технологических операций, учета и отчетности;
  • реализация пилотных проектов, которая позволила бы провести изменения в одном подразделении и компании группы и транслировать положительный опыт на другие сферы.

В таких условиях разработку проектов изменений делегируют руководителям на местах. При этом действуют поэтапно.

Этап 1. Доводят до руководителей подразделений стратегию оптимизации и новые планово-экономические показатели, которые они должны выполнить. Это могут быть следующие показатели:

  • количество ставок к сокращению;
  • количество торговых точек (филиалов) к закрытию;
  • уровень прибыли (маржи);
  • оптимизированный фонд оплаты труда;
  • объем производства (оказания услуг) при обязательной 100%-ной норме выработки со стороны работников.

Этап 2. Разрабатывают форму проекта изменений в Excel (табл. 1) и направляют ее для оперативного заполнения в структурные подразделения (отделы, департаменты, филиалы, компании группы). При этом устанавливают срок представления заполненной формы в электронном виде за подписью руководителя подразделения.

Важный момент: форму проекта изменений в Excel настраивают в виде плоской таблицы.

Требования к плоской таблице:

  • простая однострочная шапка, где у каждого столбца свое уникальное название (имя поля);
  • нет объединенных ячеек;
  • нет разрывов в виде пустых строк и столбцов;
  • одна строка — одна законченная операция (подразделение, должность, проект и т. д.).

Это обеспечит удобную консолидацию данных по подразделениям с помощью Power Query на следующих этапах.

Согласно запроектированным изменениям (см. табл. 1) в Восточном филиале упраздняется должность кладовщика. Обязанности по выдаче инструмента, списанию комплектующих возложат на мастеров и бригадиров электроцеха. Поскольку ставка была занята, решение по избыточной численности персонала — сокращение с соблюдением всех законодательных требований или перевод на вакантные ставки.

До оптимизации численности в филиале не хватало электромонтеров по ремонту и обслуживанию оборудования. В результате изменений планируется сократить ставки дежурных электромонтеров, а рабочих перевести на вакантные ставки электромонтеров по ремонту и обслуживанию оборудования. Квалификация персонала позволяет это сделать.

Таким образом, по должности электромонтеров сокращаются только вакантные ставки, а выполнение необходимого объема работы планируется за счет:

  • изменения графиков работы;
  • оперативного управления наряд-заданиями;
  • профессиональной расстановки приоритетов в очередности работы.

Таблица 1. Проект изменений по Восточному филиалу

Филиал

Подразделение

Должность

Штатные единицы до оптимизации

Штатные единицы после оптимизации

Фактическая численность сотрудников до оптимизации

Фактическая численность сотрудников после оптимизации

Пояснение планируемых изменений

Решение по избыточной численности персонала

Откл., штат до/после (+/–)

Откл., сотрудники, до/после (+/–)

Избыточная численность, чел.

Восточный

Электроцех

Кладовщик

1

0

1

0

Обязанности возложены на мастеров и бригадиров

Сокращение или перевод на вакантные ставки

–1

–1

0

Восточный

Электроцех

Электромонтер (дежурный)

8

0

7

0

Изменение графиков работы, оперативное управление наряд-заданиями

Перевод на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования

–8

–7

0

Восточный

Электроцех

Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования

12

12

5

12

Изменение графиков работы, оперативное управление наряд-заданиями

Вакантные ставки

0

7

0

Восточный

Отдел закупок

Специалист по закупкам

2

0

1

0

Централизация закупок

Перевод в Центральный филиал

–2

–1

0

Восточный

Отдел закупок

Водитель-экспедитор

1

0

1

0

Централизация закупок

Перевод в Центральный филиал

–1

–1

0

Восточный

Прочие подразделения

Прочие должности

45

45

44

44

Без изменений

Без изменений

0

0

–1

Стратегией группы компаний предусмотрена централизация закупок, поэтому из организационной структуры исключают отдел закупок. Запланирован перевод двух сотрудников в Центральный филиал.

Мы не будем рассматривать все подразделения и должности подробно, поэтому в табл. 1 они обозначены как прочие. Обратите внимание, что на 45 ставок в штатном расписании после оптимизации приходится 44 сотрудника.

Избыточная численность со знаком минус (–1) означает, что на данную ставку могут перевести сотрудника либо объем работ выполнят имеющиеся сотрудники, которым предоставят совместительство или выплатят надбавку за повышенный объем работы.

Аналогичный анализ специалисты проводят по всем другим полученным запросам на изменения. Чтобы увидеть целостный проект изменений, нужны консолидированные данные. 

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8, 2020.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сервис мануалы canon pixma
  • Руководство программным проектом презентация
  • Тромексин для голубей инструкция по применению в ветеринарии цена
  • Гербион для влажного кашля детям инструкция по применению
  • Ignis стиральная машина инструкция как включить