Чрезмерная централизация власти это стиль руководства

Стиль управления. Классификация, характеристика

Основная обязанность работника – выполнять работу, основная обязанность руководителя – обеспечить выполнение работы. Для достижения этого нужно в совершенстве владеть приемами эффективного управления персоналом, обладая некоторым стилем руководства подчиненных работников

Стиль управления — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Стиль руководства характеризуется степенью делегирования руководителем своих полномочий персоналу, типом используемой власти, заботой его, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи – все это отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

При определении стиля управления в организации необходимо учитывать особенности, влияющие на характер его проявления:
• каждая организация представляет собой уникальное сочетание людей со своими личностными качествами, специфическими целями и задачами;
• каждый руководитель — это также уникальная личность, обладающая рядом характерных для него управленческих и личностных способностей.

Стиль управления. Классификация и характеристика одномерных стилей управления.
Наиболее раннее исследование стилей управления было проведено немецким психологом Левиным в 1930-ые годы 20века и были классифицированы на:
1. авторитарный
2. демократический
3. либеральный.

«Одномерные» стили управления, т.е. обусловленные одним каким-то фактором, стилем управления.

Особенности стиля управления

Стиль управления
Авторитарный Демократический Либеральный
Способ принятия решений Единоличный с подчиненными На основе кон­сультаций  сверху или на основе мнения груп­пы На основе указаний
Способ доведения решений до исполнителя Приказ, распоря­жение,   команда Предложение Просьба,  упрашивание
Распределение ответственности Полностью в руках  руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в руках руководителя
Отношение к инициативе подчинённых Допускается Поощряется и  используется Полностью пе­редается под­чиненным
Принципы под­бора кадров Избавление от сильных конкурентов Ориентация на деловых, знающих сотрудников  и по­мощь им в карье­ре Отсутствуют
Отношение к знаниям Считает, что все сам знает Постоянно учится и требует того же от подчинённых Безразличное
Отношение к общению Отрицательное, соблюдает
дис­танцию
Положительное, активно идёт на контакты Инициативы не   проявляет
Отношение к под­чиненным По настроению, неровное Ровное, доброжелательное, требо­вательное  
Отношение к дис­циплине Жесткое, формальное Разумное Мягкое, формаль­ное
Отношение к стимулированию Наказание с ред­ким поощрением Поощрение с ред­ким наказанием Нет четкой ориен­тации

Сравнительная характеристика одномерных стилей управления
Одномерные стили управления обусловлены каким-то одним фактором управления, и среди них выделяются следующие стили: авторитарный (автократический), демократический, либеральный.

Авторитарные методы основываются на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений, не объясняя, как они соотносятся с общими целями и задачами деятельности организации. При этом руководитель определяет не только содержание заданий, но и конкретные способы их выполнения. В стиле управления отдается предпочтение наказаниям, жесткому тону, официальному характеру отношений, дистанцированию с подчиненными. Эти формы управления с успехом используются в кризисных ситуациях (например, в военное время), на военной службе, в спорте и других сферах. Концептуальной основой авторитарного стиля управления в его «эксплуататорской» и «благожелательной» форме является известная «теория X» Д. Мак-Грегора. В эксплуататорской разновидности этого стиля управления основной формой стимулирования является наказание, в благожелательной же форме методы авторитаризма смягчаются и мотивирование страхом минимально.

Демократические методы, в противоположность авторитарным, предполагают, что руководитель доверяет подчиненным по большинству решаемых проблем, прислушивается к советам, поддерживает с подчиненными полуофициальные отношения. В демократическом стиле управления доминирует высокая степень децентрализации полномочий. На практике выделяют две его разновидности: консультативную и партисипативную. В первой руководитель в значительной мере доверяет своим подчиненным, во второй — полностью

Авторитарный стиль управления. Положительные и отрицательные стороны.

Основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации.
При этом руководитель определяет не только содержание заданий, но и конкретные способы их выполнения, отдает предпочтение наказаниям, жесткому тону, официальному характеру отношений.
Применение этих методов эффективно тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя (на военной службе) или безгранично ему доверяют (как актеры режиссеру или спортсмены — тренеру). В доперестроечный период начальник АПУ (СГПП «Фармация») применял авторитарный стиль руководства по отношению к подведомственным аптекам.

Для авторитарного руководителя характерно следующее:

  • обладает достаточным объёмом власти, чтобы навязать свою волю исполнителям;
  • в случае необходимости без колебаний навязывает свою волю исполнителям;
  • максимально централизует полномочия;
  • структурирует работу подчинённых;
  • почти не даёт исполнителям свободы при принятии решений;
  • намеренно апеллирует к потребностям персонала более низкого уровня;
  • оказывая психологическое давление, как правило, использует угрозы;
  • авторитарный или автократичный руководитель навязывает свою волю подчиненным путем принуждения, вознаграждения или ссылки на традицию (т. е. использует соответственно власть основную на принуждении, вознаграждении и традициях).

Руководителя-автократа отличает чрезмерная централизация власти, предпочтение административных методов управления, единоличное решение большинства вопросов без предварительного обсуждения в коллективе, сознательное ограничение контактов с подчиненными, монополия на информацию, нетерпимость к чужому мнению.

Американский психолог Мак-Грегори в процессе анализа производственной деятельности людей сформировал две теории – «Х» и «У».
Теория «Х» объясняет природу авторитарного стиля управления и его эксплуататорской разновидности.

Согласно этой теории:
1. Люди изначально не любят трудиться.
2. У людей нет честолюбия, стараются избавиться от ответственности, предпочитают, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

На основании вышесказанного автократ как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решении. Автократ плотно руководит всей работой в пределах его компетентности; чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.
Если автократ вместо негативного принуждения использует вознаграждение, то он получает название «благосклонного» автократа и проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Но автократ всегда сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения.

Демократический стиль управления
Предполагает, что руководитель доверяет подчиненным, интересуется их мнением по большинству решаемых проблем, дает возможность их обсуждать, прислушивается к советам, поддерживает с ними полуофициальные отношения.
Это современные методы руководства. Эти методы управления приемлемы в современной аптеке и используются директорами аптек. Демократичный руководитель позволяет подчиненным участвовать в принятии решений.

Для демократичного руководителя характерно:

  • высокая степень децентрализации полномочий;
  • персонал принимает активное участие в принятии решений;
  • персоналу предоставлена свобода в выполнении заданий;
  • контроль исполнения осуществляется на основании полученного результата, в ходе выполнения может не осуществляться;
  • цели и задачи своей работы каждый исполнитель определяет сам на основании целей организации;
  • апеллирует к потребностям персонала более высокого уровня: в принадлежности, в самоуважении и самовыражении;
  • много времени тратит не на контроль, а на то, чтобы увязать личные интересы персонала с целями организации и обеспечить их ресурсами;
  • делает обязанности персонала более привлекательными, создавая атмосферу открытости, доверия, персональной мотивации.

Организации, в которых доминирует демократический стиль управления, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, создании таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, достижение при этом успеха — служит вознаграждением.
Представление демократичного руководителя о работниках отличается от представлений автократичного руководителя. Мак-Грегор назвал их «теорией Y».

Согласно «теории Y»:
1. Труд — процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы, влияние которых апеллирует к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии, самовыражении.
Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий.
Как у авторитарного, у демократического стиля руководства выделяют две формы: «консультативную» и «партисипативную».
Исследования, проведённые немецким психологом Левиным, позволили установить, что АВТОРИТАРНОЕ управление добивается выполнения большего объёма работ, чем ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ. Однако данный стиль руководства не способствует мотивации труда, ведёт к агрессивности и тревожности в группе, отсутствию группового мышления, покорности и большей зависимости

Либеральный стиль управления
Состоит в том, что либеральный руководитель действует по принципу: «вы работайте, а я посмотрю, что из этого получится», он сводит к минимуму свое вмешательство в управление деятельностью подчиненных, предоставив подчиненным самостоятельно решать большинство проблем и таким образом является пассивным. Эти методы применяются по отношению к зрелым (опытным и высококвалифицированным) специалистам. Например, отношение ректора вуза к заведующим кафедрами (профессорам); директора аптеки к опытным ассистенту, провизору-аналитику, провизору-технологу. Следовательно, этот метод должен иметь ситуационный характер и не применяться ко всем сотрудникам одинаково.

Либеральный стиль управления наиболее предпочтителен в случаях необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач: руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он оставляет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
Руководителя-либерала отличает отсутствие размаха деятельности, безынициативность, ожидание указаний сверху, неуверенность в себе, нежелание брать на себя ответственность.

Двумерные стили управления.
Первоначально сложилась идея «двумерного стиля управления, основывавшегося на двух подходах: первый ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата и налаживание человеческих отношений; второй — на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно сможет реализовать свои способности.
Наиболее простое сочетание этих подходов демонстрирует так называемая управленческая решетка Блейка и Моутон.
В современных управленческих концепциях западных специалистов делается попытка осуществить иные комбинации подходов, формирующих стиль управления. Так авторитарные методы руководства, содержащие опасность культа личности руководителя, в большей степени сочетаются с подходом, ориентированным на создание коллектива, а демократические, раскрепощающие людей, — с подходом, ориентированным на укрепление коллектива. Однако быстрая смена стилей руководства вряд ли возможна и допустима. Во-первых, из-за того, что руководитель, обладая конкретными внутриличностными характеристиками, не отступит от своих убеждений. Во-вторых, коллектив, привыкнув к определенному стилю управления, может оказаться не в состоянии принять изменения.

Стиль руководства хозяйственных руководителей

Если методы управления являются общими для всех руководителей, то индивидуальность руководителя, его личные качества проявляются в стиле руководства.

Стиль руководства – это набор методов управления и приемов, которыми пользуется руководитель, воздействуя на подчиненных для достижения поставленной цели.

В практике встречаются три основных стиля руководства: авторитарный (автократический), демократический (коллегиальный) и либеральный (доверяющий, формальный).

Характеристика стилей руководства

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Чрезмерная централизация власти,

несоблюдение принципа

демократического централизма,

администрирование, недооценка

экономических и

социально-психологических методов

управления, слабое использование

специалистов в процессе разработки

управленческих решений, нетерпимое

отношение к критике своих действий и

резкая критика подчиненных. Часто

допускаются ошибки в решениях. Гасится

инициатива и творчество.

Основная форма мотивации – наказание. Психологический климат

неблагоприятный.

Развитие демократических основ в

управлении. Правильное сочетание

методов управления. Руководитель

информирует подчиненных о положении

дел в коллективе, советуется с ними,

ставит вопрос на обсуждение коллектива,

прислушивается к его мнению, стремится

к общению с подчиненными, правильно

реагирует на критику. В стимулирующих

мерах преобладает поощрение, а

наказание используется лишь в

исключительных случаях. Обстановка

развивает инициативу, творчество,

коллективизм, чуткость и внимание

Проводится тактика невмешательства

в дела подчиненных. Либеральное

отношение к нарушениям дисциплины,

панибратство с подчиненными.

Руководитель проявляет слабую

активность. Подчиненные сами

принимают решения и ищут пути их

реализации, что может привести к

отсутствию системы в работе, а

также не согласованности в действиях

подчиненных. Обстановка порождает безответственность, дезорганизацию и

приводит к нарушениям дисциплины.

Делай по-моему

Делай как договорились

Делай как знаешь

В конкретных условиях, в зависимости от сложившейся обстановки, могут применяться все три стиля руководства в сочетании. На практике необходимо использовать положительные элементы каждого из названных стилей. Так, принимая сложные решения по стратегическим вопросам, затрагивающим интересы всего коллектива, руководитель должен обеспечить всестороннее обсуждение возможных вариантов решения, терпеливо убеждать несогласных с принимаемым решением, учитывать мнение большинства при корректировке решения. Это соответствует демократическому стилю управления. Решая оперативные вопросы, можно проявить авторитаризм, особенно если дело касается экстремальной ситуации, нарушений трудовой дисциплины или некачественного выполнения работ. В работе со специалистами и руководителями подразделений чаще следует ограничиваться общей постановкой задачи, предоставляя им свободу действий, то есть проявлять больше доверия. Это же относиться к руководству творческими коллективами.

Преимущественное использование того или иного стиля руководства зависит от личности руководителя, характеров подчиненных, а также от внешних факторов, не зависящих от руководителя и подчиненных. К личностным факторам относят: темперамент, профессиональную подготовку и опыт, стремление к независимости, доверие друг к другу, готовность воспринять цели коллектива и т.д. Внешние факторы – это направление деятельности, структура организации, особенности и традиции коллектива, сложность поставленной задачи и время, которое отводится для решения: чем его меньше, тем больше предпосылок проявить авторитаризм.

Руководитель должен постоянно совершенствовать свой стиль работы, отдавая предпочтение демократическим началам в общении и управлении, поощрять стремление подчиненных к самостоятельной работе, к нетрадиционным формам и методам работы, создавать условия, в которых могут развиваться индивидуальные способности людей. Успех коллектива во многом зависит от гибкости руководителя и умения его ориентироваться в обстановке, от искренности в отношениях с подчиненными. Руководитель обязан брать на себя ответственность за последствия коллективных решений и принимать единоличные решения, если того требуют обстоятельства.

Стиль управления формируется от способностей руководителя или специалиста овладеть всеми элементами искусства, культуры управления, знанием основ служебного этикета.

Влияние

это любое поведение одного индивида,
которое вносит изменение в поведение,
отношения, ощущения и
т.п. другого индивида.

Власть

это возможность влиять на поведение
других. Она может принимать разнообразные
формы.

1.Власть,
основанная на принуждении
.
Исполнитель
верит, что влияющий имеет возможность
наказывать таким образом,
который помешает удовлетворению какой-то
насущной потребности, или может сделать
какие-то другие неприятности.

2.Власть,
основанная на вознаграждении
.
Исполнитель
верит, что влияющий имеет возможность
удовлетворить насущную
потребность или доставить удовольствие.

3.Экспертная
власть
.
Исполнитель
верит, что влияющий обладает
специальными знаниями, которые
позволят удовлетворить
потребности.


4.Эталонная
власть (власть примера).

Характеристики
или свойства влияющего настолько
привлекательны для
исполнителя,
что он хочет быть на него похож.

5.Законная
власть
(традиционная власть).

Исполнитель
верит, что влияющий имеет право отдавать
приказания, а его долг
— подчиняться ему.

Эти
основы власти являются инструментом,
с помощью которого руководитель может
заставить подчиненных выполнять
работу, направленную на достижение цели
организации. Они так же могут быть
средствами, которыми воспользуется
неформальный лидер, чтобы помешать
достижению цели организации.

1.
Каждой форме власти соответствует своя
форма влияния. Власть посредством
принуждения — это влияние через страх.
Оно часто используется, но имеет слабые
стороны. Исследования показали, что
организации, использующие только
этот способ влияния, характеризуются
менее высокой производительностью
труда и более низким качеством продукции;
неудовлетворенностью работой и большой
текучестью кадров. В них почти невозможно
поддерживать эффективный
контроль при умеренных затратах, т.к.
усиливается стремление людей сознательно
обманывать руководство.
Хотя принуждение и может привести к
временной покорности подчиненно, оно
производит нежелательные побочные
эффекты — скованность, страх, месть и
отчуждение.

2.
Власть, основанная на вознаграждении,
оказывает влияние через положительное
подкрепление подчиненного с целью
добиться от него желаемого поведения.
Чтобы влиять на поведение, вознаграждение
должно восприниматься как достаточно
ценное. Недостаток в том, что у руководителей
часто бывает масса ограничений в
возможности выдавать вознаграждение.

3.
Законная власть использует влияние
через традиции. Этот метод будет
действенным лишь тогда, когда нормы
культуры, внешние по отношению к
организации, поддерживают точку зрения,
что подчинение начальству является
желаемым
поведением. Традиция может значительно
упростить принятие решения. Ее преимущества
в том. что исполнитель
реагирует не на человека, а на должность.
Это обстоятельство повышает стабильность
организации. Однако
традиции могут вредить эффективному
управлению, потому что исключают
перемены, внедрение нового, прогрессивного.

4.
Власть примера основана на влияние с
помощью харизмы. В центре — сила личных
качеств и способностей лидера.
Это — личное влияние. Люди чаще
прислушиваются к тем, кто обладает
восхищающими их чертами характера и
кто
является их идеалом (используется в
рекламах, при политической борьбе).

5.
Власть эксперта основана на влиянии
через разумную веру. Исполнитель
принимает на веру ценность знаний
руководителя,
и влияние считается разумным потому,
что решение исполнителя подчиниться
является сознательным и логичным.
Люди скорее прислушаются к рекомендациям
человека, если считают его экспертом в
определенной области. Это
верно даже тогда, когда у данного лица
отсутствует приписываемая ему компетенция.
Экспертная власть становиться
все более эффективной благодаря
возрастающей сложности технологий.

По
мере то, как способности исполнителя
приближаются к способности руководителя,
возрастает необходимость искать
сотрудничества со стороны исполнителя,
чтобы иметь возможность на него влиять.
К активному сотрудничеству могут
побудить исполнителя такие две формы
влияния, как убеждение и участие.

Убеждение

это эффективная передача своей точки
зрения. Используя убеждение, руководитель
признает зависимость
от исполнителя и его компетентность.
Способность влиять этим методом зависит
от ряда факторов, руководитель
должен заслуживать доверие. Его
аргументация должна учитывать
интеллектуальный уровень слушателя:
не
должна быть слишком сложной или
упрощенной. Цель, которую ставит перед
собой руководитель, не должна противоречить
системе ценностей слушателя. Черты
характера и поведения руководителя
должны нравиться подчиненным,
харизма только способствует убеждению.

Влияние
через участие (привлечение) трудящихся
в управлении

идет дальше, чем убеждение в признании
власти
и способности исполнителя. Руководитель
не навязывает исполнителю свою волю и
мнение. Он просто направляет
его усилие и способствует свободному
обмену информацией. Участие в принятии
решений обращается к потребностям
власти, успеха, самовыражения, поэтому
этот подход можно использовать только
тогда, когда эти потребности
являются активными мотивирующими
факторами.

Слабые
стороны этих методов — медленное
воздействие и неопределенность. Но они
способствуют увеличению эффективности
организации, когда исполнитель мотивирован
потребностями высокого уровня, а задачи
неструктурированы
и требуют творческого подхода.

Руководство
— это способность оказывать влияние на
отдельных лиц и группы, побуждая их
работать на достижение цели. Стиль
руководства это характерные черты
поведения, приемы и действия, используемые
руководителем
в процессе управления; его манера
поведения по отношению к подчинённым.

Существует
несколько классификаций стилей
управления.

1-ый
подход определяется личностью рук-ля:


авторитарный
стиль
.
Характеризуется
централизацией власти и приверженностью
к единоначалию. Руководитель обычно
все вопросы решает сам, не учитывая
мнение подчинённых; осуществляет
регулярный детализированный контроль.
Этому стилю характерна чрезмерная
требовательность к подчинённым,
руководство осуществляется методом
принуждения.
Оппозиции не принимает, может уволить
неугодных. «Всё знает и всё умеет». Чаще
всего применяются методы административного
и психологического воздействия.

Характеристика
стиля руководства основана на
сочетании 4-х факторов: важен только
результат, мотивация
основана на беспрекословном
подчинении, подчинённые не привлекаются
к управлению, жёсткая
требовательность.
Авторитарный стиль руководства оправдан
в группе с неразвитыми потребностями,
в группах из работников
нетворческого типа, а также в экстремальных
ситуациях.


демократический
стиль
.
Рук-ль
как правило выбирается трудовым
коллективом, поэтому он отстаивает
интересы большинства. Характеризуется
партнёрскими отношениями в коллективе,
привлечением подчинённых к обсуждению
и подготовке решений, взаимным
распределением прав и обязанностей,
развитием инициативы и творчества
подчинённых. Факторы: важны и результаты,
и способы достижения; мотивация основана
на материальных и социально-психологических
потребностях работников; подчинённые
привлекаются к управлению
(коллективные
решения); требовательность
в сочетании с доверием. Используются
методы как административного воздействия,
так материального и морального
стимулирования. Широко применяется
делегирование полномочий. Демократический
стиль следует применять при условии
заинтересованности работников в
получении рез-та.

либеральный
стиль (попустительский
).
Характеризуется
тем, что руководитель старается не
вмешиваться в работу своих
подчинённых, не требует ответственности
за невыполнение задач исполнителями и
сам не желает принимать ответственность.
Он пускает работу на самотек. Факторы:
результаты не важны; мотивация почти
отсутствует; создаётся вид,
что подчинённые участвуют в управлении;
низкая требовательность.
Применение
этого стиля свидетельствует о нечёткости
целей группы и её роли в производственном
процессе.

В
принятии решений ориентируется на
интересы отдельных групп, старается
быть «добрым шефом», а сам иногда
становится марионеткой в руках другого
человека («Серый кардинал»). Это
неустойчивый стиль управления,
«попустительский».

Стили
руководства зависят

от господствующего стиля управления
на верхних уровнях; от уровня управления;
от подготовленности руководителя к
работе на занимаемой должности; от
индивидуальных особенностей руководителя
(темперамент,
характер, опыт); от социально-психологических
особенностей исполнителя; от уровня
развития коллектива; от стиля
работы в аналогичных организациях, а
также материальных, социальных,
психологических, демографических
условий.

Для
определения стиля руководства предложен
матричный метод- «решётка»менеджмента.
Этот
метод представляет
собой сочетание различных комбинаций
двух подходов к управлению:

1.Руководство
с заботой о людях. 2.Руководство с упором
на процесс производства.

По
вертикали решётки ранжируются степень
заботы о людях (9-ти бальная шкала). По
горизонтали
— степень заботы о производственном
процессе (тоже 9-ти бальная шкала). Таким
образом, получается
9×9
= 81 вариант стилей. (1,1 — (п)
примитивное руководство (пессимистический
– завтра уволят); 9,1 — )
демократический
стиль
(
творческие
союзы); 9,9 — (о)
идеальный организаторский стиль; 1,9 —
(а)
авторитарный стиль; 5,5 — (к)
компромиссный стиль (средний
руководитель) ближе к 1.1- либеральный

Демократический
стиль

в решётке менеджмента характеризуется
огромным вниманием со стороны руководителя
к людям, т.е.
создание как бы единой семьи, при этом
интересы предприятия уходят на задний
план. В основе свобода творчества. Этот
стиль может быть эффективен в коллективах
с высокой мотивацией к работе, в творческих
коллективах.


Компромиссный
стиль

– коллектив реализует поставленные
планы и задачи, в коллективе средняя
или небольшая конфликтность.

Авторитарный
стиль

— это стиль жесткого администрирования.
Единственная цель руководителя (диктатор)
высокий результат. Человек во внимание
не принимается.
Такой стиль необходим в строгих
иерархических структурах (армия) или
во время ЧП (реорганизация предприятия,
война и т.д.), период становления фирмы.

Дуглас
Мак Грегор, известный ученый в области
лидерства, опубликовал свою точку зрения
на биполярность мнений
о том, как надо управлять людьми. Он
назвал предпосылки автократичного
руководителя по отношению к работникам
теорией «X».
Согласно теории «X»:

1.Люди
изначально не любят трудиться и при
любой возможности избегают работы.

2.У
людей нет честолюбия, и они стараются
избавиться от ответственности,
предпочитая, чтобы ими руководили.

3.Больше
всего люди хотят защищенности. У
обыкновенного человека амбиции
незначительны.

4.Чтобы
заставить людей трудиться, необходимо
использовать принуждение, контроль и
угрозу наказания.

На
основе таких исходных предположений,
автократ обычно как можно больше
централизует полномочия, структурирует
работу подчиненных и почти не дает им
свободы в принятии решений. Автократ
также плотно руководит всей
работой в пределах его компетенции и,
чтобы обеспечить выполнение работы,
может оказывать психологическое
давление, как правило, угрожать.

Когда
автократ избегает негативного принуждения,
а вместо этого использует вознаграждение,
он получает название
благосклонного
автократа
.
Благосклонный
автократ проявляет активную заботу о
настроении и благополучии подчиненных.
Он может даже пойти на то, чтобы разрешать
или поощрять их участие в планировании
заданий. Но он сохраняет
за собой фактическую власть принимать
и исполнять решения. И как бы благосклонен
ни был этот руководитель,
он структурирует задания и навязывает
неукоснительное соблюдение огромного
количества правил, которые
жестко регламентируют поведение
сотрудника.

Представления
демократичного руководителя о работниках
Мак Грегор назвал их теорией «У»:

1.Труд
— процесс естественный. Если условия
благоприятные, люди не только примут
на себя ответственность, они
будут стремиться к ней.

2.Если
люди приобщены к организационным целям,
они будут использовать самоуправление
и самоконтроль.

3.Приобщение
является функцией вознаграждения,
связанного с достижением целей.

4.Способность
к творческому решению проблем встречается
часто, а интеллектуальный потенциал
среднего человека
используется лишь частично

Благодаря
этим предположениям, демократичный
руководитель предпочитает такие
механизмы влияния, которые аппелируют
к потребностям более высокого уровня:
потребности в принадлежности, высокой
цели, автономии и самовыражении.
Демократичный руководитель избегает
навязывать свою волю подчиненным.

Организации,
где доминирует демократичный стиль,
характеризуются высокой степенью
децентрализации полномочий. Подчиненные
принимают активное участие в принятии
решений и пользуются широкой свободой
в выполнении
заданий. Довольно часто, объяснив цели
организации, руководитель позволяет
подчиненным определить свои
собственные цели в соответствии с теми,
которые он сформулировал. Руководитель
сравнительно большую часть своего
времени, действуя как связующее звено,
обеспечивая соответствие целей
производственной группы целям организации
в заботясь о том, чтобы группа получала
необходимые ей ресурсы.

Стиль
руководства зависит не только от
руководителя, но и от зрелости подчиненных.
Выделяют 4 уровня зрелости
подчиненных и соответствующие им стили
руководства: 1.Приказание; 2.Внушение;
3.Участие; 4.Делегирование.

Приказание
используется на самом нижнем уровне
зрелости, когда подчиненные не хотят
брать на себя ответственность. Внушение
— уровень зрелости подчиненных ближе к
средней. Требуется добиваться от
подчиненных понимания задачи и проявлять
снисходительность в случае возможного
сопротивления. Участие
— уровень зрелости подчиненных от
среднего до зрелого. Требуется совместное
обсуждение ситуации. Контроль следует
производить лишь по просьбе подчиненных.
Делегирование
— высокий уровень зрелости. Подчиненные
готовы взять на себя ответственность
за принятие решений и хотят этого.
Контроль осуществлять не следует, а
только сформулировать задачу.

На
любом уровне зрелости руководитель
должен сформулировать задачу.

Выбор
стиля управления зависит от зрелости
коллектива, от рода деятельности,
исходных внешних условий, от жизненного
цикла продукта, размера предприятия.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Организация представляет собой сложную систему и неотъемлемой ее частью является руководство, которое координирует ее действия, обеспечивает ее целостность, сохранение и развитие, степень взаимодействия с внешней средой и, в конечном итоге, достижение поставленных целей.

Успех и эффективность организации напрямую зависит от менеджера, который будет направлять работу других и нести персональную ответственность за ее результаты. Но значительная часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой степенью грамотности в сфере управления. Поэтому, в настоящее время особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчиненного. В данной работе будут рассматриваться различные стили руководства, той области менеджмента, которая имеет огромное значение в управлении. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение к труду, уровень и качество производительности, дисциплина, взаимоотношения в коллективе и многое другое.

Управление – это одна из самых сложных сфер общественной деятельности. Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Сегодня вряд ли кто скажет точно, когда именно зародилась наука управления. Менеджмент существовал там, где люди работали группами. Прежде чем выделиться в самостоятельную науку, человечество тысячелетиями накапливало опыт управления. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками. С тех пор наука управления в течение многих веков впитывала в себя множество теорий, экспериментов и исследований. Стили руководства, как теоретическая основа, были разработаны многими исследователями, такими как, Л.К. Аверченко, Г.М. Андреева, Д. Кейси, Р.Л. Кричевский, Э. Мэйо, Ф.У. Тейлор, К. Левин и др.

Проблема исследования состоит в том, что в реальной жизни стили руководства не соответствуют теоретической основе, так как все люди различны, что порождает трудности в выборе того или иного стиля руководства. Человек это не машина, которой можно управлять, всего лишь нажав одну-две кнопки. Прежде всего, человек – это личность, поэтому требует к себе определенного подхода и уважения.

Практической значимостью результатов работы является то, что они позволяют оценить стили руководства и их эффективность в деятельности организации. Так как от выбранного менеджером стиля будут зависеть внутренняя среда организации, установленные в ней порядки, отношения между руководителем и подчиненными, отношения непосредственно между работниками, правильная организация труда, дисциплина, эффективность принимаемых менеджером решений, что на выходе отразится на качестве и количестве выпускаемых организацией товаров и услуг.

СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ИХ ОСОБЕННОСТИ

«Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера».

«Стиль руководства можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Учение о стилях в психологии относительно молодое, поэтому не существует общепринятого определения стиля (А.В. Либин, 1998). Самое общее определение стиля делает акцент на способе взаимодействия личности с миром – как предметным, так и социальным. Можно связать стиль с конкретными формами жизнедеятельности, при этом он станет атрибутом личности в этой конкретной деятельности. Либин определяет стиль как устойчивый и интегральный паттерн индивидуально-личностных проявлений человека через предпочитаемую форму взаимодействия с социальной и предметной средой. Общим для существующих представлений о стиле является акцент на устойчивости и целостности поведения и деятельности человека в определенных условиях среды. Руководство и управление – это особые формы профессиональной деятельности, которые требуют адаптации социально-психологических свойств субъектов этих форм деятельности. В связи с этим очевидна возможность формирования стилей в профессиональной управленческой деятельности как устойчивых и интегральных систем личностно-детерминированных способов управления и руководства».

Возникновение понятия «стиль руководства» и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К. Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые – сороковые годы 20 века. «Классический эксперимент проведен под руководством К. Левина (1938). Группа детей-подростков (мальчики 11–12 лет) под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (взрослые руководители, а не лидеры, стихийно выдвинувшиеся из среды детей) демонстрировали разный стиль руководства, а экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Именно этот эксперимент позволил выделить три основных стиля руководства / лидерства:

  • авторитарный (директивный);

  • демократический (коллегиальный);

  • попустительский (разрешительный, либеральный)»

Стиль руководства является способом, с помощью которого руководитель управляет подчиненными, достигая удовлетворенность работой. Рассмотрим каждый стиль отдельно, выделим их особенности:

Авторитарный (директивный) стиль руководства. Этот стиль характеризуется высокой централизацией власти, жестким диктатом воли, доминированием единоначалия. Позиция лидера – вне группы, он дает краткие, четкие, деловые распоряжения, его тон неприветлив, его голос решающий. Действия подчиненных строго контролируются, руководитель не дает возможности проявлять им инициативу.

Авторитарный стиль предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость, критика в адрес руководителя не приемлема, ведь только он знает фактическое состояние дел в коллективе и перспективы дальнейшего развития. Все решения принимаются единолично, мнение подчиненных при этом не учитывается. Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными и информирует их только о тех фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот.

Применительно к данному стилю можно использовать теорию Х Дугласа Мак-Грегора, в которой руководитель использует директивные жесткие методы управления, такие как принуждения и наказания как факторы мотивации труда. Также он ограничивает свободу и автономию подчиненных. Последние в свою очередь являются средними, ленивыми людьми и, насколько возможно, отлынивают от работы, они нечестолюбивы, боятся какой-либо ответственности и сами желают быть руководимыми. Давление со стороны руководителя необходимо для достижения целей организации, строгое управление подчиненными и частный контроль над ними неизбежны.

Руководитель стремится упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить отдельную задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно.

Авторитарный стиль управления считается оправданным в кризисной ситуации (война, стихийное бедствие, кризисная ситуация в фирме) когда решения необходимо применять быстро. Жесткий диктат становится необходим для гарантии оперативности выполнения решений и их надежного контроля.

Демократический (коллегиальный) стиль руководства характеризуется распределением полномочий, ответственности и инициативы между руководителем и подчиненными.Позиция лидера – внутри группы, он всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения.

Руководитель сознательно децентрализует свою власть, не навязывает свою волю и чаще всего делегирует свои полномочия подчиненным насколько это возможно. Общение проходит в доброжелательном, вежливом, товарищеском тоне, в форме просьб, советов и пожеланий. Только по мере необходимости руководитель может применять приказы. Дисциплина в коллективе основывается только на сознательности подчиненных, а не на страхе перед начальством. Все действия не планируются заранее, а обсуждаются в коллективе, так как руководитель сознает то, что не может все знать и предвидеть. Основная его функция – координация и ненавязчивый контроль над результатом работы, он включает подчиненных в процесс принятия решений, за которые несет ответственность. Допускается самоконтроль.

Руководитель подробно информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения производственных задач, в такой организации имеет место свободный доступ к информации. Также руководитель открыт и доверяет своим подчиненным, во благо коллектива отказывается от индивидуальных привилегий и поощряет инициативу.

Применительно к данному стилю можно использовать теорию Y Дугласа Мак-Грегора, в которой «труд – процесс естественный, самоуправление и приобщение к задачам и целям организации позволяют творчески решать возникающие проблемы совместно с руководством». Сотрудники принимают во внимание целевые установки, обладают самодисциплиной и самоконтролем. Цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения и предоставления возможности индивидуального развития. При благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.

Обычно демократический стиль управления применяется, когда исполнители хорошо разбираются в той работе, которую они выполняют и могут творчески, со всех сторон подойти к ней, внести новизну.

Попустительский (разрешительный, либеральный) стиль руководства. Данный стиль характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом, таким образом, позиция лидера – в стороне от группы. Работники предоставлены сами себе, имеют полную свободу принимать самостоятельные решения по основным производственным задачам. Похвала и порицания со стороны руководителя почти отсутствуют. «Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще больше. Ориентация на человеческие отношения, наоборот, может повысить его влияние и улучшить отношения с подчиненными».

Этот стиль руководства опирается на высокую сознательность и преданность общему делу, компетенция и ответственность за действия передается сотрудникам, которые и принимают решения, предварительно согласовав их с руководителем. При таком делегировании полномочий поддерживается собственная инициатива работников, руководитель лишь создает необходимые организационные условия для их работы, которые предопределяют конечный результат, обеспечивает необходимой информацией, а сам отходит на второй план. Таким образом, руководитель находится в роли консультанта и эксперта, оценивающего полученные результаты. Эффективность этого стиля зависит от стремлений подчиненных, их высокой квалификации, преданности делу и справедливостью со стороны руководителя в отношении результатов оценки и вознаграждении. При этом поощрения и наказания остаются на втором плане по сравнению с тем внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей.

Такой стиль руководства оправдан, если коллектив укомплектован из высококвалифицированных специалистов, и они выполняют творческую или индивидуальную работу.

«Популярна графическая интерпретация стилей руководства (рис. 1), которая получила название «решетка менеджмента» и наглядно раскрывает суть этих стилей:

Внимание к человеку

9

Идеальный

8

Либеральный

7

6

5

Демократический

4

3

2

Авторитарный

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Рис. 1. Стили управления на «решетке менеджмента»

Предложенная американскими учеными Р. Блейком и Д. Моутоном «решетка менеджмента» в своеобразной «системе координат» отражает все рассмотренные нами стили руководства и наглядно демонстрирует, что идеальным, самым продуктивным должен быть стиль с координатами 9–9, когда наиболее полно учитываются все нужды производства и потребности коллектива». Таким образом, если ориентация руководителя попадает на поле 1.1., которое наглядно показывает, что он в равной мере не уделяет внимания ни производству, ни подчиненным, то такого руководителя можно без сожаления удалять с руководящего поста.Руководитель, ориентированный на поле 1.9., все внимание уделяет коллективу, всячески способствует его сплоченности и творческой настроенности, старается создать благоприятный морально-психологический климат, так как считает, что таким образом можно достичь более высоких результатов. Такой руководитель чаше всего необходим в научных коллективах, где залог успеха состоит именно в этом.Руководитель, находящийся на поле 9.1. уделяет основное внимание производству, организационно-техническим факторам производства, а не коллективу, человеческим отношениям. Внутренний мир членов коллектива такого руководителя не интересует. Эффективность подобного управления может проявиться скорее всего на производственном предприятии, где наиболее важна роль технологических процессов, нежели взаимоотношения между работниками.Руководитель с поля 5.5. делит поровну свои предпочтения между коллективом и производством. Обычно такой руководитель не обладает должной управленческой гибкостью, однако он твердо стоит на ногах во всех сферах своей деятельности. Но все его управленческие способности представляют нечто среднее, нет той привлекательной способности, делающей руководителя непохожим на других.Таким образом, если использовать «решетку менеджмента» можно без труда определить комбинацию оценок, соответствующих требуемой должности, и, сравнив с ними экспертные оценки качеств претендентов, определить их пригодность к должности руководителя.

«Искусство управления предполагает гибкое применение того или иного стиля руководства, а взятие руководителем на вооружение одного из них должно быть связанно с групповой эффективностью применения конкретного стиля. В заключение приведем сводную таблицу характеристик стилей руководства, предложенную отечественным исследователем Э. Старобинским. (таблица 2).Таблица 2

Параметры взаимодействия с подчиненными

Стили руководства

Авторитарный

Демократический

Нейтральный

принятие решений

решения принимаются единолично

решения принимаются после обсуждения в группе.

решения принимаются сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства

способ доведения решения

приказы, распоряжения, команды

предложения, советы

просьбы

отношение ответственности

или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных

коллективная ответственность

снимает с себя всякую ответственность

отношение к инициативе

подавляется

поощряется

отдается в руки подчиненных

отношение квалифицированным кадрам

стремится задавить

стремится максимально эффективно их использовать

отпускает их в «свободное плаванье»

отношение к недостаткам собственных знаний

недостатков нет «и не может быть по определению»

постоянно повышает свою квалификацию

нет «большого значения»

стиль общения

«держит дистанцию»

поддерживает дружеское общение

избегает общения

характер отношений с подчиненными

в зависимости от настроения

манера поведения со всеми как с равными коллегами

мягкая манера поведения

отношение к дисциплине

жесткая формализованная дисциплины

сторонник дисциплины «разумной достаточности»

формально-попустительское отношение

отношение к моральному воздействию на подчиненных

неотвратимость наказание – основной метод стимулирования

необходимо использовать различные методы поощрения и наказания

безразличное

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЕЙ

«Стиль руководства – это система методов воздействия руководителя на подчиненных, также это «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующихся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя».

Главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Стиль руководства связан с определением типичной для руководителя системы деятельности, используемой им в работе с людьми, которая проявляется в отношении к людям, в подготовке, принятии и реализации решений, в организации труда коллектива.

Во многом стиль руководства определяется индивидуальными особенностями руководителя, что составляет субъективный элемент стиля: уровень профессиональной подготовки, особенности характера и темперамента, нравственные ценности, коммуникативные способности, поведенческие аспекты. Но также существуют объективные элементы стиля. К ним относятся: специфика конкретной сферы деятельности, социально-психологические черты подчиненных, уровень иерархии управления, способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями.

Стиль руководителя может меняться в зависимости от сложившихся особенностей и потребностей коллектива, а стиль работы подчиненных от интеллекта и культуры руководителя. Таким образом, субъективные и объективные элементы стиля интегрируют друг с другом и образуют уникальный и неповторимый стиль руководства.

«Анализ теоретических и практических исследований позволяет выявить основные элементы, формирующие тот или иной стиль управления руководителя:

  • Распределение полномочий;

  • Установление ответственности;

  • Характер процесса принятия управленческих решений;

  • Используемые методы руководства;

  • Осуществление контроля за деятельностью подчиненных;

  • Отношение к самостоятельности и инициативности подчиненных;

  • Уровень сотрудничества и доверия между руководством и подчиненными;

  • Отношение к нововведениям;

  • Заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных»

Руководитель каждой организации применяет только свой уникальный стиль. Учитывая большое количество факторов и условий, его стиль приобретает конкретную направленность и содержание. Рассмотрев вышеперечисленные факторы, можно сделать вывод о том, что стиль – это, прежде всего социальное явление, так как в него заложены и убеждения руководителя, и поведение подчиненных, и морально-психологическая атмосфера организации.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Стиль руководства – это важнейший фактор в управлении предприятием, правильно определенный стиль позволит наиболее успешно использовать потенциал сотрудников организации. Поэтому, рассмотрев особенности авторитарного, демократического и либерального стилей, следует перейти к их достоинствам и недостаткам.

Необходимо отметить сразу, что не существует «плохих» и «хороших» стилей руководства, так как все зависит от ситуации, вида деятельности, сработанности, личных особенностей членов коллектива и многого другого. Например, авторитарный стиль вполне уместен при наличии двух условий, если подчиненные добровольно согласен на директивные методы руководства, и, если того требует производственная ситуация.

Преимущества авторитарного стиля состоят из:

  • успешности при повседневных, обычных работах, которые не требуют творческого подхода и новизны, а основные силы направлены на количество производимой продукции;

  • обеспечения четкости управления, которое позволяет быстрее принимать производственные решения минимизировать затраты;

  • обеспечения в малых организациях быстрой реакции на изменения условий внешней среды;

Недостатки авторитарного стиля выражаются в подавлении инициативы и творческого потенциала подчиненных, слабой мотивации, отсутствии действенных стимулов труда. Также, у подчиненных наблюдается высокая степень зависимости от постоянной воли руководителя, работник при авторитарном стиле выполняет лишь то, что скажет начальник, хотя в действительности, мог бы сделать больше и, возможно, качественнее. Их работа носит рутинный характер. Исполнители не могут быть в полной мере удовлетворены своим трудом, так как их мнение, опыт игнорируются. Цена ошибок при таком стиле руководства очень велика, так как несет в себе не только экономические потери, но и наносит психологичекую травму во взаимоотношения подчиненных и руководителя. Адаптация подчиненных к резким преобразованиям в организации значительно снижается. Общение в таком коллективе беднеет, творческий рост исключается уже только потому, что в последствии перспективный сотрудник может составить конкуренцию руководителю.

«На первое место из всех отрицательных качеств руководителей данного типа большинство опрошенных ставит грубость. С полной определенностью можно сказать, что ничто так не отталкивает людей, как грубость. В.И. Лебедев (1990) отмечает, что грубость и хамство имеют свои корни и причины. Первая из них – подражание руководителя коллектива руководителю более высокого уровня и порой неосознанное копирование его стиля управления. А так как грубость – одна из черт административно-командной системы, то она не будет изжита до тех пор, пока такая система будет существовать.

Вторая причина состоит в том, что некоторым руководителям легче командовать, приказывать, кричать, чем по-настоящему организовывать производственный процесс.

К третьей причине относится недооценка мнения подчиненных. Руководитель считает, что нет смысла советоваться, считаться с ними, так как их знания не соответствуют уровню его компетенции.

Четвертая причина заключается в ошибочном мнении, что подчиненные должны бояться руководителя.

Пятая причина. Грубость, чванливость, самодурство начальника могут быть средством психологической защиты, ибо нормальные человеческие отношения неизбежно выявят его некомпетентность, несостоятельность. По этому поводу американский психолог Т. Шибутани писал, что «…те, кто очень самодоволен и властен, лишь компенсируют укоренившееся чувство неполноценности…». Вот почему такие руководители «чувствительны к неуважению и невниманию, проявляют большой интерес к символам статуса власти, внешним признакам успеха и постоянно озабочены тем, какое впечатление они произведут на окружающих». Отсюда их болезненная нетерпимость к критике.

К шестой причине можно отнести нахождение на должности руководителя человека с психопатическими чертами характера: подозрительностью, властолюбием, преувеличенным самомнением, самоуверенностью и так далее.

Седьмая – неправильное отношение вышестоящих органов управления к таким руководителям: «Да, грубоват, жестковат, но план дает… Хозяин!».»

Демократический стиль управления, как показывают различные исследования, имеет больше преимуществ, нежели авторитарный, практически во всех случаях коллектив организации наиболее удовлетворен демократическим стилем руководства, то есть таким, при котором руководитель ориентирован в своей деятельности на подчиненных: принимает решения с учетом их мнения, предоставляет им инициативу в процессе работы. Также демократический стиль обладает следующим рядом преимуществ:

  • позволяет решать нестандартные задачи, которые требуют творческого подхода;

  • идеи, выдвинутые подчиненными, ложатся в основу решений руководителя и, таким образом, сотрудники остаются удовлетворенными, а ответственность руководителя подкрепляется их моральной поддержкой;

  • в коллективе организации создается благоприятный психологический климат, что позволяет эффективнее использовать психологические механизмы мотивации подчиненных;

  • руководитель освобожден от принятия малозначащих, не принципиальных вопросов деятельности организации;

  • заботливое отношение со стороны руководителя, позволяет сочетать требовательность с готовностью прийти на помощь подчиненным;

  • цели и задачи деятельности организации доступны и понятны подчиненным.

Однако демократический стиль руководства не следует применять, если коллектив не устоявшийся, работники не обладают достаточной квалификацией и активностью, а производство основано не на экстремальных условиях. Также данные стили требует много времени на разработку и согласования управленческого решения, таит в себе опасность ослабления контроля, иногда даже приводит к безответственности.

Применение последнего, либерального стиля, имеет все большее распространение из-за растущих масштабов научно-технической деятельности, где участвуют высококвалифицированные специалисты. Именно они не хотят находиться под давлением руководителя, быть у кого-либо в подчинении.

Как и любой другой стиль руководства, либеральный стиль имеет также ряд следующих преимуществ:

  • подчиненным предоставляется значительная свобода действий, инициатива подчиненных не подавляется, они избавлены от постоянного контроля;

  • подчиненные чаще всего имеют достаточно широкую осведомленность о положении дел в коллективе, а также о перспективах его развития;

  • работа в подобном коллективе приносит удовлетворение сотрудникам и формирует благоприятный психологический климат;

  • руководитель максимально разгружен, подчиненным передается ответственность за действия;

  • высокая трудовая мотивация сотрудников;

  • подчиненные чаще всего хорошо информированы о положении дел в организации, а также о перспективах ее развития.

«Тактика минимального вмешательства (интервенции) в дела коллектива требует от руководителя такта, высокой эрудиции и управленческого мастерства, нужно уметь ничего якобы не делать самому, но знать обо всем и ничего не упускать из своего поля зрения. Руководитель-либерал должен мастерски владеть принципом делегирования полномочий, поддерживать добрые отношения с неформальными лидерами, уметь корректно ставить задачи и определять основные направления работы, координировать взаимодействие сотрудников для достижения общих целей.

Самое опасное испытание для либерального стиля управления – возникновение конфликтных ситуаций, своеобразная битва амбиций, вероятность которой весьма велика в коллективе, состоящем из одаренных неординарных личностей». И таким образом, при отсутствии регламентированной децентрализации властных полномочий неформальные лидеры могут присвоить функции руководителя себе и пользоваться большим влиянием на членов коллектива. Менеджер может потерять собственный авторитет, свое значение в коллективе, сопутствующих ему благ и статус.

Невысокий уровень требовательности к подчиненным, может привести к низкому качеству исполнения производственных задач. Поэтому эффективность либерального стиля зависит от стремлений членов коллектива, четкой формулировкой руководителем целей и задач производства и условий их деятельности.

Очевидно, что ни один стиль не является универсальным для любого типа организации. В каждом конкретном случае между либеральным, авторитарным, демократическим стилями имеется определенный баланс, таким образом, если увеличивать долю элементов какого-либо стиля, то это приведет к уменьшению доли других.

«Считается, что руководители используют разные стороны стилей в зависимости от их личных качеств, ситуации, конкретной задачи, индивидуальных особенностей подчиненных.

Наиболее устойчивые признаки по фактору «авторитарность – либеральность»:

1) централизация власти – децентрализация, делегирование;

2) склонность к единоличному принятию решений – коллегиальному;

3) оперативность в решении вопросов – не оперативность;

4) контроль – слабый контроль;

5) использование организационно-административных методов – морально-психологический;

6) стремление обеспечить исполнительскую дисциплину и персональную ответственность – установка на сознательность и самостоятельность сотрудников;

7) ориентация на вышестоящее руководство – на коллектив;

8) решение вопросов в соответствии с должностной субординацией – в соответствии с неформальной структурой;

9) активность кадровой политики – пассивность;

10) повышенная конфликтность – стремление ухода от конфликтов;

11) преобладание негативных мотиваций в руководстве людьми – позитивной мотивации, отсутствие принуждения и давления;

12) стремление сконцентрировать всю информацию – склонность передавать информацию вниз;

13) большая коммуникабельность сверху – снизу;

14) стремление к единой линии поведения – склонность к разногласиям и борьбе мнений

На формирование стиля оказывает влияние характер работы: у руководителей научно исследовательского института авторитарный стиль встречается реже, чем в группе руководителей производства и строительства. Стиль не зависит от иерархического уровня управления и от профессиональных знаний. Эффективными могут быть как либеральные, так и авторитарные (чаще) стили руководства. У руководителей низшего звена эффективность положительно связана с авторитарностью и отрицательно – с либеральным стилем».

«По мнению Френка Фидлера, особенности управления во многом зависят от ситуации, и поскольку руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как правило, не может, нужно, исходя из стоящей задачи, помещать его в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить».

По мнению автора данной работы, самым оптимальным все же можно признать демократический стиль руководства, так как он позволяет избежать серьезных ошибок при принятии решении и учитывает знания и опыт подчиненных. При данном стиле легче адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Этот стиль предполагает определенную гибкость, позволяющую использовать высокие технологии и инновации. Но все же, руководство – это искусство, поэтому ни один исследователь не сможет разработать теорию эффективного стиля руководства, который будет идеален для всех ситуаций, для всех коллективов и их руководителей. Само по себе руководство утратило бы свою привлекательность, если таковой стиль был бы выработан, превратив процесс руководства в использование стандартных приемов. Руководство стало бы рутинным и неинтересным. Поэтому каждый руководитель должен знать и уметь использовать в соответствии с ситуацией все три стиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стиль руководства в контексте управления — это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи — все отражает стиль руководства, характеризующий данного руководителя

В высшей степени авторитарный или автократичный руководитель навязывает свою волю путем принуждения, вознаграждения и т.д. Руководитель демократичный, предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения, разумной веры или харизмы. Он избегает навязывать свою волю подчиненным.

Совершенно очевидно, что ни авторитарный ни демократический стили управления персоналом в крайних своих проявлениях найти весьма трудно. Стили руководства могут быть смешанными и зависеть от ситуации, т.е. адаптивными. Это приносит больший результат, нежели приверженность только одному стилю. Тем не менее в целом можно сказать, что основной упор в руководстве должен делаться на социально-психологические, экономические методы руководства и на демократичный стиль управления. Командный метод не подходит, т.к. по моему мнению, нельзя заставить, чтобы новые идеи, нестандартные подходы к решению проблем рождались по указке, только потому, что так хочет начальник.

Опираясь на демократический стиль, необходимо максимально предоставить свободу сотрудникам в выполнении поставленных перед ними задач. Одновременно необходимо определить контрольные точки для проверки, а возможно и корректировки хода выполнения задания, т.к. пользуясь чрезмерной свободой подчиненные, не понимая конечной цели, могут решать поставленные задачи не в том направлении.

Таким образом, самый эффективным стилем в сегодняшнем быстро меняющемся мире является стиль адаптивный, т.е. стиль, ориентированный на реальность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кнорринг В.И. Общий и социальный менеджмент. М, 1997.

2. Васильева Ю.В., Парахина В.Н., Ушвицкий. Л.И. Теория управления: Учебник –2-е изд., доп. – М., 2005.

3. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник – М.: «Юнити», 2001 г.

4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник. 3-е изд. изм., доп. – М.: Норма, 2007

5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: Новое знание, 2001.

6. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2000.

Образец ссылки на эту статью: Ли А.Ю. Стили руководства в организации и их эффективность // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 2 (18). С. 5. 

УДК 72.06 

СТИЛИ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Ли Алина Юрьевна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, ribulek_1@mail.ru.

Аннотация. В статье приведена классификация стилей руководства по Курту Левину. Рассматриваются такие стили как авторитарный, демократический и либеральный. Их положительные и отрицательные стороны. Были проанализированы особенности каждого стиля и его влияние на эффективность функционирования, как предприятия, так и коллектива. Представлены результаты опросов двух абсолютно разных групп: профессионалов в этой сфере и только обучающихся.

Ключевые слова: руководство; эффективность; стиль управления; авторитарный; демократический; либеральный.

Annotation. The article provides a classification of leadership styles by Kurt Levin. Such styles as authoritarian, democratic and liberal are considered. Their positive and negative traits. The features of each style and its influence on the functioning efficiency of both the enterprise and the collective were analyzed. The results of surveys of two completely different groups are presented: professionals in this field and only students.

Keywords: leadership; efficiency; management style; authoritarian; democratic; liberal.

Li Alina Yurevna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), student of the faculty of business management., e-mail: ribulek_1@mail.ru.

Введение

Актуальность темы исследования объясняется тем, что руководство является важной функцией управления и играет огромную роль в организации. Без грамотного руководителя производительность труда организации не будет повышаться, не будет эффективности работы и так далее. Поэтому руководство необходимо для управления. Оно представляет собой непременный атрибут лидерства [3]. В условиях рынка управление является самой важной функцией.  Каждый руководитель осуществляет его по-разному. У каждых своих метод регулировки отношений в коллективе, свой особенный способ поощрения и наказания. Всё это показывает собственный и неповторимы управленческий метод руководителя, т.е. его стиль руководства. 

Цель исследования: изучить стили руководства и выявить ситуации, когда они применимы.

Методы исследования. В процессе исследования были проведены два социологических опроса.  Первый – среди профессионалов данной отрасли, второй – среди студентов, изучающих эту тему.

Результаты исследования и их обсуждение

Стиль руководства — способ, система методов воздействия управленца на подчиненных. Он один из важнейших факторов эффективной работы организации, определяющих ее успех и динамику развития. От стиля руководства зависят взаимоотношения в коллективе, мотивация работников, их отношение к работе, производительность труда, точность результатов и многое другое.

Наиболее распространенной является классификация стилей руководства, предложенная немецким психологом Куртом Кевином. В 1930 г. он выделил следующие методы руководства: авторитарный, либеральный, демократический. Именно эта классификация и была взята за основу. Помимо К. Левина данной темой занимались Дуглас Макгрегор «Теория X» и «Теория Y» (1957), Ренсис Ликерт (Четыре основных стиля руководства), Роберт Танненбаум и Уоррен Шмидт (Исследование о влиянии руководителей на своих подчиненных) [4, с. 164]. В современной научной и учебной литературе проблема стиля лидерства рассматривается в рамках теория менеджмента и социологии управления [6, 7]. Среди ученых Института бизнеса и дизайна данной проблематикой занимались С.В. Ильченко, Е.Я. Кивит, А.Б. Оришев [2, с. 13-14]. В последнее время интерес вызывают работы, в которых в качестве критерия определения стиля руководства рассматривается ориентированность на инновации [8, p. 20].

Авторитарный стиль руководства

Авторитарный (он же директивный, единоличный, автократический) стиль руководства характеризуется высокой централизацией власти в руках управленца, доминированием начальства. Руководитель требует, чтобы ему докладывали абсолютно всё, единолично принимает решения или отменяет их, не советуются с другими участниками команды, даже, несмотря на то, что их вклад может быть действительно важным. Инициативность работников подавляется. Авторитарный стиль отличается чрезмерно жестким руководством. Управленец считает себя абсолютным профессионалом, который не нуждается во мнении других. Преобладающими методами управления являются приказы, замечания, наказания, лишение различных льгот, выговоры. Руководитель-автократ считает, что наказание – лучший способ стимулирования. Контроль осуществляется очень детально и строго. Зачастую это приводит к деморализации сотрудников, прогулам и текучке кадров. В психологическом плане этот стиль руководства очень неблагоприятен, зачастую в результате такого управления возникает множество стрессовых и неприятных ситуаций. Большинство людей не удовлетворено такой работой и положением в коллективе. Всё это отрицательно сказывается на здоровье подчиненных, а в каких-то случаях и самого руководителя [1, с. 3-11]. 

Авторитарный стиль руководства целесообразен и оправдан: 

  • в ситуациях, требующих максимально быстрого решения, но когда мнение всего коллектива не нужно;
  • на первых этапах создания нового коллектива;
  • в коллективах с низким уровнем сознательности его членов. 

Демократический стиль

Демократический (он же коллегиальный) стиль отличается предоставлением большой свободы подчиненным. Демократическое руководство характеризуется децентрализацией власти. Руководитель-демократ часто советуется со своими сотрудниками при принятии решений. Это происходит не из-за того что он чего-то не понимает, управленец советуется со своими подчиненными, потому что считает, что в таком в случае могут возникнуть новые интересные идеи и предложения, которые позволят в разы улучшить результат. Сотрудники получают достаточное количество информации, чтобы иметь полное представление о перспективах своей работы. Инициатива сотрудников стимулируется. При осуществлении контроля управленец вводит элементы коллективного самоуправления. То есть, перед сотрудниками ставится задача, и они сами решают, за какой срок и как ее выполнять.

С психологической точки зрения демократический стиль управления наиболее благоприятен. Он положительно влияет на активность сотрудников, на удовлетворенность их своей работой, инициативу и результаты труда. Однако демократический стиль не всегда может быть эффективным. Особенно в ситуациях, когда решения нужно принимать за короткий срок [6]. Данный стиль подходит для управления далеко не всеми подчиненными. В каждом коллективе найдутся сотрудники, которые начнут злоупотреблять свободой, перестанут стараться и вообще выполнять свои обязанности. Это относиться далеко не ко всем, большинство все так же будет усердно работать и полностью выполнять свою работу.

Грамотная реализация демократического стиля управления возможна лишь при высоком авторитете руководителя, его интеллектуальных, организаторских, психолого-коммуникативных способностях. Управленец должен обладать высоким уровнем руководства [1, с. 3-11]. 

Либеральный стиль

Либеральный (он же попустительский, разрешительный, нейтральный, анархический) стиль руководства предполагает варианты, когда управленец отпускает ситуацию на самотек и позволяет подчиненным работать так, как им удобно. Руководитель-либерал не принимает активного участия в производственной деятельности, он ставит перед сотрудниками задачи,  при этом создает благоприятные условия для работы, обеспечивает необходимыми ресурсами, указывает основные направления работы и предоставляет подчиненным самостоятельность в достижении результатов. Его роль сводится к функциям организатора, контролера,  консультанта, снабженца, координатора. Чтобы являться авторитетом в глазах сотрудников, руководитель-либерал часто выплачивает незаслуженные премии, предоставляет сотрудникам разного рода льготы, т.е. старается использовать власть, основанную на вознаграждении. С одной стороны, данный стиль руководства может быть очень эффективен, например, когда в роли подчиненных выступают самостоятельные, дисциплинированные, высококвалифицированные специалисты своего дела. Так же управление будет успешно осуществляться, если среди сотрудников есть знающие и активные (заместители), которые при необходимости могут взять роль руководителя на себя. Тогда все конфликтные ситуации, возникающие в процессе работы, будут решены таким заместителем.

Но может быть и такое, что коллектив еще не готов к либеральному управлению. Тогда  об эффективности речи и не идет, управление  становится либерально-анархическим (попустительским). В результате такого руководства снижается производительность, ухудшаются результаты работы, сотрудники пускают работу на самотек и не желают выполнять свои обязанности, вырастает недовольство руководителем. Все это в итоге отрицательно сказывается на состоянии психологического климата в коллективе [5, с. 20].

В ходе исследования, было проведено два опроса.

  1. Первый опрос проводился среди экспертов в этой сфере, т.е. среди руководителей организаций. В результате этого опроса было установлено: 66% опрошенных руководителей принадлежат демократическому стилю руководства; 18,9% относят себя к руководителям-автократам; 15,1% являются либералами.

1

Второй опрос проводился среди студентов экономических вузов, которые в будущем хотят заниматься управлением. Результаты этого опроса показали, что 88% опрошенных хотят, чтобы их стилем управления был демократический; 11% опрошенных думают, что будут руководителями-автократами и лишь 1% опрошенных стремятся к либерализму.

5. Ли_01 — копия 

Выводы

В большинстве случаев в процессе руководства управленцы не используют только один стиль, они комбинируют все. В разных ситуациях выгодно применять определенный стиль. Поэтому профессиональный руководитель должен грамотно использовать все стили. И знать, когда какой применять. Такой тип руководства в менеджменте носит название «адаптивный», «многомерный» или «ориентированный на реальность» и именно такой подход повышает эффективность управления и шансы на достижение хороших результатов. 

Список литературы

  1. Воронцова Е.А., Бажин А.С. Сравнительный анализ одномерных стилей руководства и оценка их эффективности // Студент. Аспирант. Исследователь. 2015. № 2(2). С. 3-11.
  2. Ильченко С.В., Кивит Е.А., Оришев А.Б. Деловые и научные коммуникации. М.: ООО «Самполиграфист», 2014. 142 с.
  3. Ицхак Калдерон Адизес. Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. М.: Альпина Паблишер, 2013. 260 с.
  4. Лукина С.А. Руководство как функция управления на примере кофейни «Travelers Coffee» // Проблемы современной экономики. 2016. № 31. С. 164-168.
  5. Манушина А.Ю., Чаусов Н.Ю. Стиль руководства и его влияние на эффективность управленческой деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 1(77). С. 20.
  6. Менеджмент / под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. Калуга: Издательство АНО КЦДО, 2008. 290 с.
  7. Удальцова М.В. Социология управления. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. 144 с.
  8. Reznik S.D., Sazykina O.A. On Leadership Style and Staff Management Skills of a Head of a University Department // Upravlenets – the Manager. 2017, no 1, p. 20-28.

References 

  1. Vorontsova E.A., Bazhin A.S. Sravnitelnyy analiz odnomernykh stiley rukovodstva i otsenka ikh effektivnosti (Comparative analysis of one-dimensional management styles and evaluation of their effectiveness), Student. Aspirant. Issledovatel, 2015, No 2(2). pp. 3-11.
  2. Ilchenko S.V., Kivit E.A., Orishev A.B. Delovye i nauchnye kommunikatsii (Business and scientific communications). M.: OOO «Sampoligrafist», 2014, 142 p.
  3. Itskhak Kalderon Adizes. Razvitie liderov. Kak ponyat svoj stil upravleniya i effektivno obshchatsya s nositelyami inykh stiley (Development of leaders. How to understand your management style and communicate effectively with other styles). M.: Alpina Pablisher, 2013, 260 p.
  4. Lukina S.A. Rukovodstvo kak funktsiya upravleniya na primere kofeyni «Travelers Coffee» (Guide as a management function on the example of the coffee shop «Travelers Coffee»), Problemy sovremennoy ekonomiki, 2016, No 31, p. 164-168.
  5. Manushina A.Yu., Chausov N.Yu. Stil rukovodstva i ego vliyanie na effektivnost upravlencheskoy deyatelnosti (Management style and its impact on management performance), Gumanitarnye nauchnye issledovaniya, 2018, No 1(77), p. 20.
  6. Menedzhment / pod red. N.Yu. Chausova, O.A. Kalugina. Kaluga: Izdatelstvo ANO KTSDO, 2008. 290 p.
  7. Udaltsova M.V. Sotsiologiya upravleniya (Sociology of management). M.: INFRA-M, Novosibirsk: NGAEiU, 2002, 144 p.
  8. Reznik S.D., Sazykina O.A. On Leadership Style and Staff Management Skills of a Head of a University Department, Upravlenets – the Manager. 2017, No 1, p. 20-28.

Научный руководитель: Оришев Александр Борисович, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, Orishev71@mail.ru, +7-903-008-70-50.

Рецензент:

Ильченко Светлана Владимировна, НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, strelec200763@mail.ru.

Ilchenko Svetlana Vladimirovna, NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhin St., 6, building 1), candidate of pedagogical sciences, associate Professor, strelec200763@mail.ru, +7-910-531-96-37.

Работа поступила в редакцию: 11.12.2019 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Триптофан формула радости инструкция по применению цена отзывы
  • Руководства по чтению лекций
  • Как организовать дом престарелых с нуля пошаговая инструкция
  • Диоксидин инструкция по применению цена в ампулах для ингаляций взрослым
  • Что такое авторский мануал