Что будет с руководством наркоконтроля

Горбунов Иван Валентинович родился 28 июня 1968 года в Москве. На службу в органы внутренних дел пришел в 1989 г., на должность милиционера 38 отделения милиции г. Москвы.

С 1998 года занимал различные руководящие должности в подразделениях Московского уголовного розыска.

В 2012 году возглавил Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, ГУ МВД России по г. Москве.

В 2016 году Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем начальника Главного управления уголовного розыска Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 31 января 2022 года Горбунов Иван Валентинович назначен на должность начальника Главного управления по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации.

За период службы в органах внутренних дел удостоен многих наград, в числе которых медаль «За отличную службу по охране общественного порядка» (1993), орден Мужества (1997), медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2016) и др.

Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2023 года № 99 присвоено звание генерал-лейтенанта полиции.

5 апреля 2016 года N 156


УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ

НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

И ИХ ПРЕКУРСОРОВ И В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 21.12.2016 N 699, от 15.05.2018 N 215)

В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и впредь до принятия соответствующего федерального закона постановляю:

1. Упразднить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу.

2. Передать Министерству внутренних дел Российской Федерации:

а) функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

б) штатную численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

в) штатную численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, сократив ее на 30 процентов.

3. Установить, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является:

а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах;

б) правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

4. Установить, что:

а) сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее — органы наркоконтроля) и Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом;

КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла подпункта «б» пункта 4 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2017 N 31-П.

б) сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается;

в) сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода:

присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, но не выше специального звания полковника;

сроки пребывания в специальных званиях в период прохождения службы в органах наркоконтроля засчитываются при присвоении очередных специальных званий;

выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, выплаты денежного содержания и предоставления иных мер социальной поддержки;

сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах наркоконтроля;

г) жилищное и социальное обеспечение сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 1 июня 2016 г.

6. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить в установленном порядке передачу Министерству внутренних дел Российской Федерации имущества, в том числе недвижимого, закрепленного за упраздняемыми Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службой, которое необходимо для осуществления функций и полномочий, передаваемых Министерству внутренних дел Российской Федерации;

б) перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с настоящим Указом;

в) обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

г) представить предложения по уточнению предельной штатной численности органов внутренних дел и центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации;

д) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

е) представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

ж) обеспечить решение финансовых, материально-технических и иных вопросов, связанных с реализацией настоящего Указа.

7. Министерству внутренних дел Российской Федерации:

а) обеспечить принятие к производству уголовных дел, материалов проверок сообщений о преступлениях, дел оперативного учета и других материалов, находящихся в производстве органов наркоконтроля, а также непрерывность осуществления иных передаваемых ему функций и полномочий, включая ведение дел об административных правонарушениях, упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

б) обеспечить сохранение в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации территориальных органов упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

в) представить предложения по уточнению перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 253.

8. Внести в Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1334; 2012, N 21, ст. 2630; N 29, ст. 4078; 2013, N 3, ст. 177; N 26, ст. 3314; N 31, ст. 4198; N 51, ст. 6846; N 52, ст. 7137; 2014, N 19, ст. 2396; N 26, ст. 3524; N 32, ст. 4467; N 44, ст. 6041, 6043, 6044; N 46, ст. 6331; 2015, N 4, ст. 641; N 32, ст. 4747, 4748; N 37, ст. 5129), и в структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденную этим Указом, следующие изменения:

а) утратил силу с 21 декабря 2016 года. — Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации дополнить пунктами 8.1 и 8.2 следующего содержания:

«8.1. Главное управление по вопросам миграции.

8.2. Главное управление по контролю за оборотом наркотиков.».

9. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 22, ст. 2754; N 27, ст. 3674; 2013, N 12, ст. 1247; N 26, ст. 3314; N 30, ст. 4086; N 35, ст. 4503; N 39, ст. 4969; N 44, ст. 5729; 2014, N 12, ст. 1261; N 14, ст. 1608; N 20, ст. 2496; N 37, ст. 4934, 4935; 2015, N 14, ст. 2106; N 29, ст. 4479; N 30, ст. 4571; 2016, N 1, ст. 203; N 3, ст. 473; N 6, ст. 830, 831) и в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную этим Указом, следующие изменения:

а) из абзаца третьего пункта 14 Указа слова «, Федеральной миграционной службы» исключить;

б) утратил силу. — Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

5 апреля 2016 года

N 156


Президент Владимир Путин подписал указ, которым упразднил Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральную миграционную службу (ФМС). В структуре МВД упраздненные ведомства будут именоваться как Главное управление по вопросам миграции и Главное управление по контролю за оборотом наркотиков.

Эксперты склоны полагать, что упразднение ФСКН неслучайно. Ранее 31 марта испанский суд принял решение о заочном аресте и объявлении в международный розыск замдиректора ФСКН России Николая Аулова. Его подозревают в сотрудничестве с организованной преступной группировкой, возглавляемой криминальным авторитетом Геннадием Петровым.

В ведомстве подчеркнули, что вывод испанского суда о причастности Аулова к ОПГ делался на основании телефонных переговоров и потому некорректен, так как надлежащая фоноскопическая экспертиза не проводилась.

Председатель Союза общественных организаций «Россия без наркотиков» Владимир Иванов заявил НСН, что упразднение ведомства ― вынужденная мера, направленная на сохранение авторитета службы.

«Это, скорее всего, вынужденный шаг. Несколько дней назад заместителя директора ФСКН объявили в международный розыск по подозрению в организации наркотрафика. Я думаю, что это правда. По мироустройству, после такого заявления директор службы должен был бы сразу подать в отставку, а ведомство должно быть сразу распущено. Думаю, это попытка сохранения лица. Кроме того, это доказательство того, что ФСКН вышел из доверия, служба не решает государственных вопросов, а занимается криминальными делами», ― сообщил в беседе с НСН Владимир Иванов.

По его словам, одной из причин, по которой в свое время была создана ФСКН, стал тот факт, что сотрудники МВД, занимавшиеся борьбой с распространением наркотиков, скатились к тем преступлениям, в которых сейчас обвиняют многих представителей ФСКН.

глава МВД Владимир Колокольцев и Главнокомандующий Внутренними войсками МВД России Виктор Золотов Фото: РИА Новости

«Сейчас ФСКН утратила доверие. Множество сотрудников службы задержаны за распространение наркотиков. В прессе появились публикации, касающиеся того, что наркополицейские участвовали в пытках и избиениях задержанных», ― заметил Иванов.

Пять-шесть лет назад в России отмечался спад употребления наркотических веществ, однако сейчас, как отметил председатель «России без наркотиков», ситуация заметно ухудшилась: прекратилась профилактика, СМИ утратили интерес к данной проблеме.

Впрочем, Владимир Иванов выразил надежду, что МВД приведёт в порядок упразднённую службу и возьмёт под контроль ситуацию с оборотом наркотиков в государстве.

Напомним, Госнаркоконтроль был образован в 2003 году путем выведения Государственного комитета по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ из состава МВД и передачи ему личного состава и материальной базы упраздняемой налоговой полиции.

Наркополицейский прислал в нашу редакцию письмо — копию обращения к президенту.Считаем нужным опубликовать его с минимальными изменениями и правками.

Указом президента четыре месяца назад была расформирована Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Расформирована, конечно, не на пустом месте. Были нарекания — в основном за излишнюю строгость (на грани или за гранью коррупции). Да, каждый четвертый в российских тюрьмах сидел по статьям, связанным с наркотиками. К тому же содержать отдельную службу, чей штат превышал 37 тысяч человек, считалось затратным. В итоге 31 мая служба была упразднена. Ее функции передавались МВД — Главному управлению по контролю за оборотом наркотиков. В полицию предполагалось отправить и специалистов наркоконтроля — следователей, оперов. Но по факту каждый второй оказался за бортом — и из ФСКН уволили, и в МВД не взяли. Сэкономили. Но, по мнению многих экспертов, эта реформа развязала руки наркоторговцам. И ударила по честным наркополицейским, которые из-за плохо подготовленного механизма перевода их в МВД лишились работы (примерно 16 из 37 тысяч) или существенной части зарплаты.

«В письме я кратко описываю, как на самом деле проводилась реформа, в действительности ситуация хуже», — начал свое послание в редакцию экс-сотрудник ФСКН. Ему повезло — его приняли на службу в полицию. Но царящий в органах после реформы бардак не позволяет ему молчать:

«Уважаемый Владимир Владимирович, Вам уже, наверное, доложили, что реформа ФСКН успешно проведена, но это не соответствует действительности. Обращаюсь к Вам от имени честных сотрудников ФСКН, именно честные сотрудники, которые содержат свои семьи на одно денежное довольствие и не связаны с доходами от криминала, пострадали в ходе проведения реформы.

5 апреля 2016 года мы узнали, что ФСКН больше не будет. 20 мая нам заплатили последнее денежное довольствие. В середине июня сообщили, что мы все уволены с 31 мая. Руководство ФСКН решило не дожидаться решения судьбы своих сотрудников, получив свои выходные выплаты, по сути, наплевав на своих подчиненных, издало приказ об увольнении и умыло руки.

Из-за неопределенного статуса на переходный период фактически была прекращена борьба службы с наркоторговлей, сотрудники охраняли помещения, готовили имущество и дела к передаче в МВД и не по своей воле не работали.

С 31 мая и по дату зачисления в МВД мы были безработными, и выслуга лет в службе прервалась, денежного довольствия даже в усеченном варианте (оклад по должности, оклад по званию плюс надбавку за выслугу лет) мы теперь не получим.

Люди остались без денег и возможности устроиться на временную работу, ожидая устройства в МВД. Небольшая часть сотрудников, чтобы хоть как-то обеспечить себя и свои семьи, оформлялись на любые вакантные должности, в частности профессионалы — эксперты и опера — на должности рядовых полиции.

Другой части сотрудников ФСКН было без объяснения причин отказано в приеме в полицию. Сейчас многие из них судятся и выигрывают дела в судах.

Мытарства тех, кто хотел служить в МВД и все-таки был туда зачислен, тоже не закончились, так как увольнение было проведено в ускоренном порядке, сотрудникам не подтвердили их звания и в течение нескольких месяцев выплачивают только оклад по должности. Это примерно 10–15 тысяч рублей.

Конечно, в нашей стране много людей лишаются своих зарплат и многие получают 10–15 тысяч рублей в месяц, в частности примерно такие зарплаты были у гражданских служащих ФСКН, женщин-делопроизводителей, которые с утра до вечера занимались обработкой сотен документов.

Но мы, отказываясь от многих своих гражданских прав, имея ненормированный рабочий день, риски, связанные с работой, думали, что будем получать свои социальные гарантии и зарплату. Многие из нас, работая в ФСКН и надеясь на стабильность, рискнули — взяли ипотеку, зачастую чтобы приобрести единственное жилье, кредиты на машины, учебу детей. А в этом году, после реорганизации службы, мне, как и многим моим коллегам, пришлось занимать деньги даже для того, чтобы собрать ребенка в школу. Эти деньги я до сих пор не могу отдать.

Я не берусь рассуждать, нужно было или нет расформировывать ФСКН. Наверно, при том руководстве службы, которое было у нас, подобный исход был закономерен. Но возникают вопросы к самому процессу ликвидации. Со времени образования службы в 2003 году из нее постепенно отсеялись люди, пытающиеся заработать, а не служить. Конечно, в каждой организации есть предатели. Но за 13 лет была создана мощная структура с оперативными службами, следователями, спецназом, техническими и вспомогательными подразделениями. Как показала практика ликвидации налоговой полиции, всю эту силу возможно было грамотно и без потерь влить в ряды МВД.

Тысячи сотрудников ФСКН вели круглосуточную борьбу с наркопреступностью. Еще раз подчеркну, несмотря на бытующее в обществе мнение о неэффективности службы, большинство моих коллег честно работали, понимая, что наркомания — это беда, с которой может столкнуться каждый, и в борьбе с этим злом компромиссов быть не может. Любому человеку бросаются в глаза злоупотребления, совершенные отдельными сотрудниками, а каждодневную честную работу полицейских, как правило, не замечают. И сейчас, несмотря на все серьезные проблемы в семьях, вызванные безденежьем, наплевательское отношение со стороны государства, я уверен, что большинство моих коллег, продолживших службу в МВД или вынужденно ушедших на «гражданку», не поступятся своей совестью и честью.

Только останется вопрос: неужели даже сейчас невозможно, как планировалось, осуществить реальный перевод из ФСКН в МВД, изменив дату увольнения, и выплатить деньги за вынужденные прогулы, чтобы сотрудники начали работать без финансовых проблем?

С уважением, бывший оперативник ФСКН».

«Меня тут не поймут и там не примут»

Приславший нам письмо петербуржец — один из многих наркополицейских, негодующих из-за ликвидации службы. Дело не только в недоплаченных деньгах. Бывших работников ФСКН удручают методы работы в полиции. Ход реформы и возникающие в связи с этим проблемы бывшие сотрудники Службы активно обсуждают на форуме (police-russia.com). Там тысячи сообщений, вопросов, возмущений, прощаний с коллегами, причем со всех регионов страны. Вот лишь несколько ярких высказываний:

Андрей ФСКН: «Вы скажете: полиция и так борется с распространением наркотиков, а это им помощь. Борется-то борется, только результаты удручающие. Ежегодно от «передоза» гибнет до 100 тысяч молодых ребят. Стало быть, за последние 10 лет вымер целый город-миллионник. Масштабы ужасают! ФСКН мелочовкой не занималась. Она отслеживала и пресекала поставки героина целыми партиями. Сотнями килограммов. А что полиция? Даже если не крышует (а она крышует) — не высказывает никакого желания возиться с наркобарыгами…»

Джанкарло Физикелла: «В общем, работаю в МВД. Подполковник юстиции, следователь. Я думал, в ФСКН бардак. Воистину все познается в сравнении. В МВД много нормальных сотрудников, но количество всякого налета… В общем, тема борьбы с наркомафией точно забыта теперь. Просто не до нее, ведь есть миллион совещаний, тупизма, планов для планов о планах и т. д., после ФСКН возведенных в степень. Всем удачи! Активно ищу другую работу».

Popxxx: «Как получилось так, что сотрудники ФСКН, выполнявшие правоохранительные функции, в одночасье стали профнепригодны. Мы что, в другом государстве выполняли работу? Как пример, Крым — 95 процентов сотрудников из МВД Украины в 2014 году приняли в МВД России, а потом жизнь показала, кто на что способен. У нас же ответственность за принятие на работу перекладывается на начальников подразделений. Возникает вопрос: откуда будущий начальник из МВД знает о возможностях оперов из ФСКН? С уважением, в одночасье ставший профнепригодным».

Дон161: «То, что будет вся эта фигня, мне лично было ясно еще 5 апреля. Вернее, не 5 апреля, а где-то 14–15 на первом совместном совещании в ГУ МВД. Вспомнилось, что сказал д’Артаньян, когда кардинал предложил ему перейти в гвардейцы: «Меня тут не поймут и там не примут». Все больше после увольнения становлюсь гражданским человеком, 1,5 месяца — это достаточный срок, чтобы почти переформатироваться».

Аптекарь: «Наши высшие лица слились, ибо им однозначно изначально отказали в переводе, кроме того, с их должностей выгодно уйти на пенсию. Сотрудники МВД, которым мы свалились, как снег на голову, не хотят, не знают, как это все провернуть. Демонстрируют полную импотенцию. Лично, как видим, ни с кого не спрашивают. Все кивают друг на друга, молчат, мычат, ждут, что само образуется. А оно не образуется. Конечно, со временем кривая выведет, все самоорганизуется. Цену этого мы знаем, уже видим».

Ещё о реформах силовиков и наркотиках

«Путин видел реальное положение дел в ФСКН»
Интервью «Русской Планете» согласился дать известный эксперт в сфере борьбы с преступностью Александр Михайлов / Эксперт в сфере борьбы с наркопреступностью рассказал о причинах ликвидации ФСКН

У Александра Михайлова множество регалий. Собеседник РП является генерал-лейтенантом полиции в запасе и генерал-майором ФСБ в отставке. ©



Здание Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ / Фото: Артем Геодакян

В настоящее время он занимается общественной работой в президиуме организации «Офицеры России», в Совете по внешней и оборонной политике и управляет Фондом по борьбе с терроризмом и наркотиками.


Михайлов стоял у истоков создания Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), которая была создана 11 марта 2003 года и упразднена 5 апреля 2016 года. Он работал в должности заместителя директора ФСКН и покинул ведомство с приходом Виктора Иванова в 2008 году. Михайлов рассказал о причинах ликвидации ведомства, трудностях, с которыми столкнулись наркополицейские, а также о том, как можно победить наркомафию.


Александр Михайлов. Фото: из его личного архива

МВД не принимает сотрудников ФСКН

— В сфере борьбы с наркопреступностью сложилась не очень понятная ситуация. Согласно указу президента ФСКН распустили, однако уволенных сотрудников в структуры МВД до сих пор не перевели. Наркополицейские оказались в подвешенном состоянии. Более того, как сообщила Общественная палата, 16 тысяч бывших работников ФСКН перестали получать какие-либо деньги. При этом в ведущих СМИ об этом молчат. Что происходит? Чем можно объяснить такое пренебрежение к сотрудникам ликвидированной ФСКН?

— Невозможно дать однозначную оценку ситуации. Я попробую рассказать о множестве факторов, которые привели к проблемам при приеме на службу наркополицейских. Начну с того, что ФСКН прожила короткую жизнь — всего 13 лет. Однако ее развал — это в первую очередь вина бездарной политики руководства ведомства. От осознания этого, конечно, никому не легче. Просто надо понимать, что Иванов завел ФСКН в тупик, и все вернулось на исходные позиции, на которых мы стояли до 2003 года.

Печально, что созданный за 13 лет работы ФСКН оперативный базис, скорее всего, частично будет потерян. Хотя это неизбежный и закономерный процесс, когда происходит ликвидация какого-либо ведомства. Половина сотрудников ФСКН написала рапорты об увольнении, другая половина согласилась перейти в МВД. И здесь возникли трудности, потому что Министерство внутренних дел не было готово к приему столь большого количества людей из ФСКН, тем более с ней нередко возникали серьезные конфликты.

К тому же само МВД неоднократно сокращали. Последний раз штат министерства урезали на 110 тысяч человек, и начальство было вынуждено, что называется, «резать по живому». Естественно, что после вынужденных увольнений своих людей брать чужаков руководителям не хочется. И потому сотрудники ФСКН оказались не у дел. Я оставляю за скобками тех, кто не участвовал в оперативной работе. Беда в том, что пока пропадают опытные оперативники ФСКН.

Мы недавно участвовали в заседании Общественной палаты, где присутствовали представители МВД и ФСКН. От дискуссии сложилось ощущение, что у Министерства внутренних дел нет большого желания брать в свои подразделения наркополицейских. Если говорить о регионах, то в ряде субъектов РФ на работу изначально приняли минимальное количество сотрудников ликвидированной структуры. Все это привело к провалу в оперативной работе, то есть заниматься поиском и ловлей преступников в переходный период оказалось практически некому. В этом году показатели борьбы с наркопреступностью сильно упадут.

Тем не менее не стоит воспринимать такой вывод как катастрофу: в 2003 году, когда создавалась ФСКН, была точно такая же ситуация. Затишье на антинаркотическом фронте — явление временное. МВД — структура ресурсная. Помимо собственной службы по борьбе с наркотиками, в оперативном процессе участвуют многие подразделения. А они кратно больше упраздненного ведомства.

Сейчас на поляне остался один хозяин. Главный вопрос: сколько времени пройдет, пока не будут утрясены все бюрократические и кадровые вопросы? На мой взгляд, полной интеграции наркополицейских в МВД стоит ожидать к концу года. Я уверен, что после этого прежние результаты ФСКН будут быстро достигнуты, а потом значительно улучшены.

Нельзя недооценивать возможности и профессионализм органов внутренних дел. Я анализировал статистику уголовных дел по фактам наркопреступлений. В некоторых субъектах (Москва, Петербург) 85% дел раскрывали сотрудники МВД, а в некоторых ситуация была в пользу ФСКН. Но важно понимать, что на сотруднике Министерства внутренних дел «висит» гораздо больше обязанностей. Полицейский не только выполняет свои прямые служебные обязанности, его привлекают к охране общественного порядка во время массовых мероприятий, к разного рода усилениям…

На этом фоне у сотрудников ФСКН был «льготный режим». Их практически не привлекали к мероприятиям, не связанным с борьбой с наркотиками. Так что им придется примерять на себя новую шинель, хотя в ФСКН было много выходцев из МВД. Но здесь возникает иная проблема. Все-таки ФСКН имела и некоторые в последнее время не используемые профилактические задачи. Не получится ли так, что мы продолжим «рубить хвосты», а не заниматься решением первопричин распространения наркотиков (отмечу, что это компетенция не только правоохранительных органов)?

Хотя именно профилактическая работа является ключевой проблемой, и на сегодняшний день я не вижу людей, в том числе в МВД, которые бы знали эту тему досконально. В результате ведомственных пертурбаций мы пока отошли на нулевую отметку и теперь будем заново выстраивать систему комплексной борьбы с наркопреступностью.

— Вы отказываетесь называть сложившуюся хаотическую ситуацию катастрофой, и в ваших словах присутствуют нотки оптимизма. Но нет ли у вас опасений, что наркомафия воспользуется затянувшимся переходом наркополицейских в МВД? Не захлестнет ли Россию волна наркотиков, пока в Москве и на местах оформляются бумажки?

— Любая структурная реформа сопряжена с потерей качества до какого-то этапа. Вопрос лишь том, в какой форме это происходит, в каких масштабах и как быстро будет наверстано упущенное. Касательно качества работы ФСКН повторю, что туда пришло множество сотрудников из МВД. Однако некоторые искали более комфортной службы, а некоторые не прошли или по каким-то причинам не захотели проходить переаттестацию. Я не хочу быть резким, но в ФСКН порой брали откровенный «мусор», и сегодня избавление от этой помойки только пойдет на пользу.

Опять же медлительность МВД объясняется, в том числе этими кадровыми проблемами, в которых, по сути, повинно руководство ФСКН. Уходить надо красиво. Также министерству необходимо пристраивать выпускников ведомственных вузов. Под них нужно держать должности и ставки. И это после сокращений! Несмотря на это, честным и профессиональным сотрудникам ФСКН должны быть выделены места. И тут мы сталкиваемся с субъективным фактором — проблемой предвзятости.

Очень часто наркополицейских не берут по различным мотивам. Например, формальными причинами отказа в приеме на службу становятся административные правонарушения — как правило, превышение скорости, случаи ДТП и прочее. И понятно, что это лишь повод. По линии организации «Офицеры России» мы пытаемся исправить ситуацию и заступаемся на уровне министра за тех, кому отказывают в службе без реальных оснований. При этом мы понимаем, что таким образом проблему, конечно же, не решить.

Надо понимать, что процесс перехода на службу в МВД для настоящих офицеров — это также вопрос чести. Если на порядочного человека начинают косо смотреть, придираться без причин, то он служить больше не будет. Один из моих знакомых, занимавший в ФСКН достаточно высокий пост, сказал, что после устройства в МВД уволится. Он решил добиться справедливости и потом самостоятельно уйти, а не ждать, пока его «съедят».

Представьте, в какой патовой ситуации оказались молодые ребята, у которых семьи, кредиты, ипотека… Их не берут в МВД, не выплачивают зарплат и пособий. Они рвутся служить, но вынуждены сидеть сложа руки, ожидая решения своей судьбы, не имея возможности на что-то повлиять. Это настоящая драма. На мой взгляд, мы наблюдаем далеко не последнюю реформу правоохранительных органов, которая будет сопровождаться кадровой перетряской. И здесь возникает неприятная ситуация в социальном да и просто человеческом плане.

Дело в том, что под сокращения в том числе попадают те сотрудники, которым осталось порой несколько месяцев до пенсии. Это совершенно негуманно. Понятно, что на рынке труда 50-летние офицеры в отставке будут никому не нужны. Мы бросаем офицеров на произвол судьбы, и потому законодатели должны продумать регулирование ситуации в случае подобного форс-мажора. Необходимо давать им возможность отслужить срок до пенсии. Поступать иначе неправильно и с политической точки зрения: преданный государству человек должен чувствовать защиту.

Меньшее из зол

— Около двух лет назад в СМИ стали появляться сообщения о грядущем упразднении ФСКН. В ведомстве начались сокращения: ставки резали следователям, аналитикам и другим сотрудникам, не задействованным в оперативной работе. При этом Иванов упорно отрицал все слухи о возможной ликвидации структуры, а сокращения объяснял «оптимизацией». Есть ли у вас ощущение, что приговор ФСКН был вынесен задолго до апреля 2016 года?

— Здесь есть два аспекта. Во-первых, я бы хотел заметить, что брать во внимание слухи и любую неподтвержденную информацию не всегда правильно. Когда я пришел в ФСКН, мне также говорили: «Вас скоро разгонят!». Но мы продолжали работать и, я думаю, доказали свою профпригодность. Другой момент в том, что произошло позже.

Иванов был кремлевским кадром. Он был, несомненно, «ресурсным» человеком, и, учитывая его влияние, казалось, что ведомство только обретет дополнительную динамику развития. Однако, как я полагаю, Иванов на должности главы ФСКН наделал кучу ошибок, в том числе и как бывший кадровик. Не знаю, кто ему внушил мнение, что он может заниматься политический деятельностью. Я говорю про то, что Иванов уделял повышенное внимание вопросам, далеким от реальной работы. Бесконечные поездки за рубеж, инициативы по экономическому развитию Средней Азии, конфликт с другими ведомствами, включая Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Минздрав… Это не мог не видеть Кремль.

Но самое отвратительное, что после 2008 года коренным образом изменилась внутренняя атмосфера ФСКН. Воцарившаяся морально-нравственная обстановка сделала невозможной службу для порядочных офицеров. В ФСКН возобладали чванливость и пренебрежение к коллегам (даже тем, у которых был колоссальный авторитет), а также принцип «я начальник — ты дурак». На высокие посты назначались люди с крайне сомнительной репутацией. Чем они занимались? Награды, многомиллионные субсидии…

Я, как и многие мои коллеги, ушел со службы в том самом 2008 году и с тех пор был последовательным критиком ФСКН. Потому что все перечисленные мною факторы в итоге затащили некогда эффективное ведомство в могилу. Взять хотя бы распространенную в МВД палочную систему, которая не направлена на выкорчевывание преступности как явления.

Думаю, что президент видел реальное положение дел в ФСКН. Но катализатором, скорее всего, стал возникший в России экономический кризис. Государство не в состоянии содержать такое количество оперативно-розыскного состава, особенно если правоохранители дублируют функции друг друга. Да, ликвидация ФСКН вызвала серьезные проблемы, о которых мы говорили выше. Но президент выбирал из двух зол меньшее.

Поэтому я соглашусь, что вердикт ФСКН был вынесен раньше апреля 2016 года. На этом фоне меня поражает, что ее руководство не ощущало скорого конца. До последнего момента звучали бравые заявления о том, что ведомство не будет распущено. На мой взгляд, глава ФСКН забыл, что такие решения принимает не он, а президент.

Ликвидировать рынок сбыта

— Сложно рассматривать ситуацию в вакууме, но все-таки хочется внести ясность: наиболее эффективная борьба с наркотиками должна осуществляться с помощью какой-либо отдельной компактной структуры или же усилиями громоздкого ведомства наподобие МВД? Ведь на муниципальном уровне местные правоохранители нередко сращиваются с криминалом и теми же наркодельцами, покрывая притоны. В этом плане ФСКН воспринималась как относительно «чистое» ведомство, которое вступало в конфликты с погрязшими в коррупции сотрудниками МВД.

— На бумаге можно красиво расписать любую схему уничтожения наркопреступности. Но то, что будет происходить на самом деле, предсказать практически невозможно. Поэтому имеет смысл пользоваться теми ресурсами, которые находятся под руками. Сейчас в составе МВД чуть менее миллиона человек, и половина из них может принимать в разных долях участие в борьбе с наркопреступностью. Это те же оперативные службы, участковые, сотрудники ППС, инспекторы, сотрудники уголовного розыска и даже специалисты по делам несовершеннолетних.

Около 400 тысяч полицейских могут включиться в эту работу (если все будет грамотно организовано). И представьте, что против этой армии была лишь 30-тысячная группа (имеется в виду штат ФСКН до расформирования. — РП), в которой менее 20% занималось конкретной работой по борьбе с наркотиками (оперативный состав ФСКН. — РП). Это же несопоставимые величины!

Но для этого новый главк должен «нарезать» каждому подразделению на земле задачи, включить в план отчета соответствующие графы и спрашивать за них. В той или иной степени этим, думаю, будут заниматься. И совокупные результаты их работы значительно превзойдут показатели ФСКН.

Тем не менее и это не будет идеально работающей системой. Важно не забывать про главный принцип выкорчевывания наркопреступности: главные усилия должны быть направлены на снижение спроса на различные виды дурмана, у дилеров не должно быть рынка сбыта! До 2008 года мы пытались выстроить подобную работу, искали контакты, запускали проекты с привлечением молодежи.

Сейчас политикой противодействия распространению наркотиков занимается Государственный антинаркотический комитет (ГАК) под председательством министра МВД Владимира Колокольцева. В него также входят главы всех силовых ведомств. Однако в связи с роспуском ФСКН возникает вопрос: стоит ли наконец выводить профилактику потребления наркотиков на первый план? По-хорошему, конечно, стоит. Но кто этим конкретно будет заниматься?

У министра внутренних дел море проблем. И назначение его на должность председателя ГАК… Но решения комитета носят рекомендательный характер. Наиболее оптимальное решение было бы, если бы председателем ГАК стал вице-премьер, у которого есть полномочия, возможности, влияние, в том числе и на силовой блок. Важно понимать, что профилактика потребления наркотиков носит не столько уголовный, сколько социально-политический и культурный характер.

К примеру, один из способов профилактики — это активное вовлечение молодежи в позитивные занятия: спорт, искусство… Это инструмент поднятия давления. Чем выше давление изнутри, тем меньше негатива проникнет в среду молодежи. Снизим спрос — снизится и предложение (при условии активной борьбы). Необходимо укреплять наркологические службы, расширять их права, улучшать оснащение кабинетов, принять на работу дополнительные профессиональные кадры. Именно это является ключевым звеном борьбы с наркопреступностью. Если его поставят во главу угла — ситуация будет меняться на глазах. Невозможно полностью очистить наши города от наркотиков, реально лишь минимизировать спрос, изменив отношение к потреблению не только наркотиков, но и алкоголя. И здесь необходимы не только усилия полицейских, но и в первую очередь других сопричастных структур.

Лично я не испытываю большой радости от того, что каждый год нам рассказывают, как оперативники изъяли немыслимое количество тонн дурмана или ликвидировали такие-то бандгруппы. Да, нужно ловить преступников, но такие новости свидетельствуют о том, что у криминала есть питательная почва, и ситуация не улучшается…

— В продолжение темы борьбы с первопричинами хочется отметить порочность палочной системы, которая господствует в МВД и перекочевала оттуда в ФСКН. К сожалению, полицейские заняты выполнением показателей и строят всю работу на этом. Эксперты и журналисты очень мало говорят на эту тему. Но ведь корень зла порой именно в палочной системе. К чему она приводит? Например, сотрудники ФСКН выполняли планы по «закрытию» наркодилеров и притонов, но не имели возможности дотянуться до тех, кто наверху мафиозной структуры.

За решетку часто попадали и, наверное, продолжают попадать слабохарактерные парни, которым иногда даже нет 20. Они первый раз оступились в жизни, решив получить легкие деньги, но наша система не дает шанса на ошибку и жестко карает за сбыт, смешно сказать, коробка марихуаны. При этом наркобароны, получающие миллионы, а может быть, и миллиарды, чувствуют себя спокойно, понимая, что палочная система не предполагает выделения ресурсов на то, чтобы посадить их в тюрьму. Есть ли надежда, что эта работа все-таки начнется?

— Такие задачи — это прежде всего компетенция руководства управлений правоохранительных органов, и они могут выполняться даже при палочной системе, которая на первый взгляд не предполагает погоню за качеством. Я приведу пример Чечни. Рамзан Кадыров однажды заявил: «Не рассказывайте мне, сколько вы изъяли наркотиков. Не надо этим хвалиться! У нас в республике их быть вообще не должно!». И это совершенно правильный подход.

Результат оперативной деятельности — это отсутствие наркотиков. Уже давно сложилась идиотская ситуация, при которой наркополицейские обязаны отчитываться за изъятие. При этом регион действительно может быть «чистым». Но нет пресловутого АППГ (аналогичный период прошлого года). Снизились показатели — наказали. В итоге полицейские «затаскивают» к себе в город партию дурмана, потом «накрывают» ее и докладывают об «успехах». То есть ради показателей оперативники буквально затаскивали груз домой.

Вот такие вещи нужно полностью исключать из оперативной работы! Хотя перекрытие каналов внешних поставок сегодня не решит всей проблемы, потому что активизируется производство наркотиков на местах: начиная от выращивания конопли на садовых участках и заканчивая мини-лабораториями по производству синтетических препаратов.

Кажется, что это замкнутый круг, но это не так. Ситуация с наркотиками обязательно выправится, если полицейские перестанут спекулировать показателями, а социальные и медицинские институты будут заниматься профилактикой употребления наркотиков, пропагандировать как норму здоровый образ жизни. И, наконец, в России исчезнет культ получения удовольствия от уколов и таблеток.

Алексей Заквасин
«Русская планета», 2 августа 2016

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по выживанию на необитаемом острове
  • Должностная инструкция менеджера по подбору запчастей
  • Бетадин свечи инструкция по применению в гинекологии при молочнице
  • Потолок из панелей пвх своими руками пошаговая инструкция на бруски
  • Руководство системы качества в аптеке