Предмет: История,
автор: deleret2485
Ответы
Автор ответа: welterwelter704
1
Ответ:
4.Единоличное проведение государственных реформ
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Русский язык,
автор: 123L123e123r123a123
Синоним к слову шуршание ( к слову шуршание нельзя подобрать слово шорох)
1 месяц назад
Предмет: Русский язык,
автор: Женечка399999
Срочно!!!Дам 100 баллов за выполнение задания!
Напишите письмо, чтобы спросить о теме урока, пропущенного вами по уважительной причине. Напишите одно письмо вашему учителю, а второе приятелю или приятельнице.
1 месяц назад
Предмет: Другие предметы,
автор: nicaca
2. Помогите Незнайке определить количество объектов неживой природы:
Солнце, камень, медведь, облако, изба, скала, колодец, пещера, туннель, конь, птица, самолёт, молния.
1 месяц назад
Предмет: Українська мова,
автор: podoldima
Відредагувати подані сполуки:
• Ви сьогодні гарно виглядаєте
• відкрити двері
• Ви страшно красиво говорили
• дозвольте подякувати Вас
• дякую Вас
• здавати сесію
• наголошувати про необхідність
• оплачувати по рахункам
• приймати участь
• розписатись у відомості
• хворіти гриппом
• це стосується до всіх
• я вибачаюсь
• я страшно пробачаюсь
• являється моїм заступником
6 лет назад
Предмет: Химия,
автор: adias4200
Закончите уравнение поставте коэффициенты
Zn+O2-
Ag+S-
Mg+O2-
Al+S-
6 лет назад
👋 Привет Лёва
Середнячок
40/250
Задать вопрос
deleret2485
+10
Решено
1 год назад
История
5 — 9 классы
2 Что НЕ входило в полномочия Филарета?
1.Совместное правление с царём Михаилом Фёдоровичем
2 Руководство патриаршими приказами
3.Руководство Русской православной церковью
4.Единоличное проведение государственных реформ
Смотреть ответ
1
Ответ
0
(0 оценок)
0
welterwelter704
1 год назад
Светило науки — 851 ответ — 0 раз оказано помощи
Ответ:
4.Единоличное проведение государственных реформ
(0 оценок)
https://vashotvet.com/task/13571987
Что НЕ входило в полномочия Филарета?
Совместное правление с царём Михаилом Федоровичем<br />Руководство патриаршими приказами<br />Руководство Русской православной церковью<br />Единоличное проведение государственных реформ
Светило науки — 13 ответов — 0 раз оказано помощи
Ответ:
Патриарх Филарет очень много сделал для восстановления в стране государственности после смуты.Первое чего он добился-это проведение поземельно переписи,благодаря которой были справедливо распределены подати,что увеличило доход казны,облегчив одновременно налоговое бремя простого народа.С помощью церковного суда Патриарх укрепил дисциплину в государстве.Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами.Началось реформирование армии,строились места для работы простых людей.Деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия,в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности в реформе церковной администрации.Больше внимание патриарх Филарет уделял внешней политике,руководил дипломатическими сношениями,а так же создал шифр для дипломатических бумаг.Во время правления Филарета был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени,в основе которого лежало представление об необходимости сохранения веры предков.
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Математика
2 Что НЕ входило в полномочия Филарета? 1.Совместное правление с царём Михаилом Фёдоровичем
2 Руководство патриаршими приказами
3.Руководство Русской православной церковью
4.Единоличное проведение государственных реформ
Все ответы
думали о родных и близких о том чтобы поскоркй к ним вернутся.а чувствовали они боль,одиночество и много плохого
ответ:
человек умный красивый всегда
это нада знать,и это его уникальнось
объяснение:
рисунки животных ,зверей,и каких-то мужиков
удачи
1) {0,7} ^{2х-3} ≥1
сравнить в степени:
{0,7}^ {2х-3} ≥{0,7} ^{0}
перенести константу в правую часть равенства
2х-3≤0
х≤3/2 или 1 1/2
сейчас 2 напишу
ответ:
рязанский воевода евпатий коловрат с дружиной наносил внезапные удары по завоевателям и заслужил их уважение своей смелостью. осажденные в успенском соборе горожане владимира вместе с княгиней отказались сдаться и погибли в огне. жители небольшого городка козельска семь недель выдерживали осаду татаро-монголов. татары прозвали козельск «злым городом». мужественно сражались киевляне и черниговцы, москвичи и твери-чи, отказавшись сдаться на милость победителей.
объяснение:
Другие вопросы по предмету : История
Кому было легче понять грамоту : мальчику в древнем египте или российскому школьнику в наши дни? обьясните…
Показать ответы
Підготуйте розповідь про князя данила романовича за планом: 1. коли жив; за якого часу мав найбільшу владу, унаслідок яких подій здобув її. 2. схарактеризуйте вдачу історичного діяча. що, на вашу думку, уплинуло на формування його характеру? 3. висловіть своє ставлення до…
Показать ответы
Напишите развернутый план по теме «могущество и упадок испании»…
Показать ответы
Развитие республики молдова на современном этапе. социальные реформы. сравнить с мсср …
Показать ответы
Какими были источники рабства в древнем риме? — какой источник играл важнейшую роль? почему? ответьте…
Показать ответы
Ответ:
Патриарх Филарет очень много сделал для восстановления в стране государственности после смуты.Первое чего он добился-это проведение поземельно переписи,благодаря которой были справедливо распределены подати,что увеличило доход казны,облегчив одновременно налоговое бремя простого народа.С помощью церковного суда Патриарх укрепил дисциплину в государстве.Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами.Началось реформирование армии,строились места для работы простых людей.Деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия,в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности в реформе церковной администрации.Больше внимание патриарх Филарет уделял внешней политике,руководил дипломатическими сношениями,а так же создал шифр для дипломатических бумаг.Во время правления Филарета был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени,в основе которого лежало представление об необходимости сохранения веры предков.
Всего ответов: 3
Другие вопросы по: История
Опубликовано: 26.02.2019 15:50
Ответов: 2
Опубликовано: 28.02.2019 16:30
Ответов: 3
Опубликовано: 07.03.2019 21:40
Ответов: 3
Опубликовано: 08.03.2019 00:20
Ответов: 1
Опубликовано: 08.03.2019 00:50
Ответов: 3
Опубликовано: 08.03.2019 05:30
Ответов: 1
Популярные вопросы
Опубликовано: 01.03.2019 20:40
Ответов: 2
Опубликовано: 02.03.2019 21:40
Ответов: 1
Опубликовано: 04.03.2019 02:20
Ответов: 2
Опубликовано: 04.03.2019 12:50
Ответов: 3
Опубликовано: 07.03.2019 15:30
Ответов: 2
Опубликовано: 07.03.2019 20:00
Ответов: 3
Опубликовано: 08.03.2019 01:40
Ответов: 1
Опубликовано: 08.03.2019 08:40
Ответов: 3
Опубликовано: 08.03.2019 12:50
Ответов: 3
Опубликовано: 10.03.2019 13:00
Ответов: 3
Патриарх Филарет. Портрет работы Виктора Шилова. |
Филарет (Романов-Юрьев) (+ 1633), Патриарх Московский и всея Руси (1619 — 1633).
В миру Романов-Юрьев Феодор Никитич, родился между 1551 и 1560 гг. в родовитой боярской семье Романовых, старший сын боярина Никиты Романовича.
В детстве он получил хорошее образование и научился даже латинскому языку по собранию латинских речений, написанных для него славянскими буквами одним англичанином.
Двоюродный дядя царя Феодора, любознательный и начитанный, веселый и приветливый, красивый и ловкий, соединявший любовь к книгам с любовью к развлечениям и нарядам, он играл в молодости видную роль, пользуясь одинаковой популярностью и у соотечественников, и у иностранцев. Он женился на дочери бедного костромского дворянина Ксении Ивановне Шестовой и имел от нее 5 сыновей и одну дочь. Из всех детей его пережил только сын Михаил, избранный на царство.
В 1586 г. Феодор Никитич упоминается как боярин и наместник нижегородский, в 1590 г. участвует в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, в 1593—94 г. состоит наместником псковским и ведет переговоры с послом имп. Рудольфа, Варкочем. В 1596 г. состоит воеводой в правой руке. От 90-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихся Феодора Никитича и рисующих влиятельное положение его среди московского боярства.
Ясный ум и открытый сердечный нрав сделали его популярным в народе, его прочили в преемники бездетному царю Федору Иоанновичу, в Москве ходили слухи, что покойный царь перед смертью прямо назначил его своим преемником.
Борис Годунов, сев на царство, оправдывался перед ним ссылкой на народное избрание и давал ему клятву держать его главным советником в государственном управлении. Были ли у самого Феодора Никитича планы на воцарение, неизвестно; в коломенском дворце, однако, был найден его портрет в царском одеянии, с подписью «царь Федор Микитич Романов». Как бы то ни было, он подписался под избирательной грамотой Бориса.
Насильственное пострижение и ссылка в монастырь
В 1601 г., во время разгрома фамилии Романовых Борисом Годуновым, Феодор Никитич был пострижен в монашество под именем Филарета и сослан в Антониев Сийский монастырь; жена его, постриженная под именем Марфы, сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены на Белоозере с теткой Настасьей Никитичной.
Жизнь Филарета в монастыре была обставлена очень сурово: пристава пресекали всякие сношения его с окружающим населением и изнуряли его грубым соглядатайством и мелочными применениями, жалуясь в то же время в Москву на его крутой и запальчивый нрав.
С появлением в 1605 г. известий о движениях Лжедмитрия в настроении Филарета была замечена резкая перемена: он повеселел и громко стал высказывать надежду на скорый переворот в своей судьбе.
Епископ Ростовский
30 июня 1606 г. по распоряжению Лжедмитрия Филарет хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита.
Кажется, Филарет редко наезжал в свою епархию, проживая с тех пор большей частью в Москве. По воцарении Василия Шуйского Филарет ездил в Углич открывать мощи Дмитрия Царевича. В 1609 г. Ростов подвергся нападению тушинцев; Филарет, запершийся с народом в соборе, был схвачен и после различных поруганий с бесчестием отправлен в Тушино. Однако Тушинский вор по мнимому своему родству с Филаретом назначил его патриархом всея Руси.
В качестве нареченного патриарха Филарет рассылал грамоты по церковным делам в области, признававшие власть Тушинского вора, а после бегства вора в Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королем о приглашении последнего или его сына на русский престол. Когда Рожинский в марте 1610 г. сжег Тушино, отряд польских тушинцев, отступивший к Иосифову Волоколамскому монастырю, захватил с собой и Филарета.
Только по разбитии этого отряда русским войском Филарет получил свободу и отъехал в Москву. По свержении Шуйского Филарет по указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы наиболее влиятельных лиц, был назначен вместе с кн. Голицыным в посольство к Сигизмунду для заключения договора о вступлении на русский престол королевича Владислава. 7 октября послы приехали под Смоленск. Переговоры, затянувшиеся до 12 апреля, не привели ни к чему, а после получения известия о приближении к Москве ополчения Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого послы были арестованы. Филарет пробыл в плену у поляков до 1619 г., проживая в доме Сапеги.
Патриарх
Патриарх Московский и всея Руси Филарет. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. |
По-видимому, уже тотчас по воцарении Михаила Феодоровича был предрешен вопрос об избрании Филарета в патриархи. Еще до возвращения Филарета из плена он именовался в правительственных актах и на церковных антиминсах митрополитом не ростовским, а всея Руси. После Деулинского перемирия 1 июня 1619 г. на р. Поляновке, за Вязьмой, совершился размен пленных; Филарет был обменен на польского полковника Струся.
14 июня 1619 Филарет въехал в Москву, торжественно встреченный сыном. Тогда же сложилась на Москве народная песня, посвященная этому событию. Через несколько дней собор русского духовенства предложил Филарету сан патриарха, и
24 июня [1] 1619 совершилось наречение его в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление в патриарший сан Филарет принял в Успенском соборе от Иерусалимского патриарха Феофана III, бывшего тогда в Москве и от русских иерархов.
Политическая деятельность
С саном патриарха Филарет совместил сан великого государя, чем поднял до высшей степени государственное значение патриархата. Установилось настоящее двоевластие: царь и патриарх оба писались государями; правительственные дела решались обоими государями, а иногда Филарет решал их единолично, даже без ведома царя. В качестве правителя Филарет показал себя крутым, властолюбивым и «опальчивым». Он быстро обуздал своеволие людей, приблизившихся в его отсутствие к трону его сына, подверг опале Салтыковых, самовольно отдаливших от царя его невесту Хлопову, Грамотина и др.
На соборе 1619 г. он выдвинул вопрос о составлении новых писцовых и дозорных книг и о вызове в Москву выборных людей от духовенства, дворянства и посадских людей для подачи заявлений о местных нуждах населения. Он руководил дипломатическими сношениями и, между прочим, составил «тайнопись», т. е. шифр, для дипломатических бумаг.
Церковная деятельность
Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной администрации. Строгое преследование религиозного вольнодумства и нравственной распущенности выразилось в мерах, принятых против кн. Хворостинина, в распоряжениях о прекращении кулачных боев, развратных скопищ, четверобрачия, некоторых языческих обрядов (кликания коляды, овсеня), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому монастырю о пороках и непорядочной жизни мирян и монахов.
Патриарх Филарет настойчиво требовал перекрещивания обращающихся в православие латинян и в 1620 г. на соборе духовенства осудил мнение крутицкого митроп. Ионы, находившего в этих случаях достаточным совершение одного миропомазания. Тогда же Филарет установил перекрещивание белорусов, выходящих из Польши и Литвы, хотя бы они и считались там Православными.
Филарет велел уничтожить две немецкие церкви.
В 1627 г. по приказанию Филарета сожжено «Учительное евангелие» Кирилла Транквиллиона Ставровецкого, не содержавшее в себе, в сущности, ничего еретического, и начаты гонения на литовские книги, обращавшиеся в русских церквах. Тогда же был напечатан катехизис Лаврентия Зизания Тустаневского, после весьма мелочных и придирчивых исправлений и нескольких прений, устроенных между Зизанием и игуменом Ильей и справщиком Онисимовым.
Печать и исправление книг
Печатанию и исправлению книг Филарет уделял много внимания. В самом начале своего правления он по представлению патриарха Иерусалимского Феофана возбудил пересмотр дела о справщиках Дионисии, Арсении и Иване Наседке, незадолго перед тем обвиненных за исключение из Требника слов «и огнем» в молитве на Богоявление. Собор в присутствии Филарета, Феофана и государя оправдал справщиков, и по получении разъяснительных грамот от других патриархов прибавка «и огнем» была окончательно вычеркнута из Требника.
В 1620 г. Ф. возобновил типографию на Никольской, на старом печатном дворе, и устроил особое помещение («правильню») для работ справщиков, а также положил начало знаменитой впоследствии типографской библиотеке, сделав распоряжение о доставлении туда из городов древних харатейных книг. Московская типография при Филарете выпустила много изданий — все 12 миней месячных и ряд богослужебных книг, причем некоторые издания были свидетельствованы самим Филаретом. При печатании обращалось много внимания на исправление текста, для чего Филарет привлек к работам более образованных справщиков, сличавших тексты с древними славянскими рукописями, а в некоторых (редких) случаях — и с греческими. Книги рассылались по городам в церкви, монастыри и торговые лавки по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — безвозмездно.
В 1622 г. Филарет издал «Сказание действенных чинов св. соборныя церкви Успения св. Богородицы», т. е. устав для отправления праздничных богослужений и церковных торжеств, а также «Поучение великого господина на доставление митрополитам, архиепископам и епископам»; ему же приписывают «Поучение на поставление архимандритам, игуменам и священникам» и «Поучение игуменьям».
Забота об образовании
Патриарх Филарет. Портрет работы Никанора Тютрюмова (XIX в) |
Филарет заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах и сам завел в Чудовом монастыре греко-латинское училище, порученное Арсению Глухому. В 1632 г. приехавший в Москву протосингел александрийского патриарха Иосиф был оставлен Филаретом в Москве для перевода книг и для устройства греческой школы.
Реформы церковного управления
Важный след оставила деятельность Филарета в области церковного управления. Двор патриарха устроился при нем совершенно по образцу двора государева; организовался класс патриарших дворян и детей боярских, верстаемых поместными окладами. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками и царскими пожалованиями. Власть патриарха над населением этих вотчин была расширена царской грамотой 20 мая 1625 г., которой уничтожались все прежние несудимые грамоты отдельных церквей и монастырей патриаршей области и патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население этой области во всяких делах, кроме татьбы и разбоя.
Управление патриаршей областью облекается при Филаретом в правильные формы, аналогичные светским государственным учреждениям. Возникают патриаршие приказы:
- судный, или разряд — для судебных дел,
- приказ церковных дел — до делам церковного благочиния,
- казенный — ведающий сборы с духовенства
- дворцовый — заведовавший хозяйством патриарших вотчин.
В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими. Дела решались с доклада патриарху. Энергичная устроительная деятельность Филарета не ограничивалась одной патриаршей областью. Во всем государстве производились подробные описания церковных и монастырских имуществ, пересмотр и подтверждение жалованных грамот, выданных монастырям, новые пожалования их землями.
В 1620 г. открыта новая Тобольская епархия.
При Филарете состоялась канонизация двух святых — Макария Унженского (1619) и Авраамия, еписк. Чухломского и Галицкого (1621), а также присылка в 1625 г. персидским шахом части Господней ризы, которая была поставлена в ковчеге в Успенском соборе. При Филарете возобновились прерванные в эпоху смуты сношения Москвы с греческой и восточными православными Церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих Церквей.
Скончался 1 октября 1633 г., в возрасте около 80 лет от роду.
Патриарх Филарет испил до дна чашу горечи и уничижения. Счастлив он был только во дни юности и старости, а двадцать лет почти непрерывных страданий разделяют черной полосой его светлые годы. Клевета, страх пыток, изгнание, насильственная разлука с дорогими сердцу и насильственный постриг, лишение почестей, богатства, свободы, плен, поругание — вот беды, обрушившиеся одна за другой на Филарета непрерывной цепью. Дважды он был взят в плен (тушинским вором и поляками) и 10 лет томился в последней неволе. Трижды избирался в патриархи: Василием Шуйским назначен и низложен в мае 1606 г.; в Тушинском таборе Филарет опять был признан патриархом и к рассылаемым им грамотам прилагал патриаршую печать, но полную патриаршую власть он получил только после возвращения из плена.
Пользовался большим авторитером и влиянием. Он отличался большим умом, любознательностью и начитанностью, был приветлив. По наружности отличался такой красотой, что не было в Москве человека мужского пола красивее его, так что его красота вошла в пословицу.
Строил и украшал храмы, был милостив к духовенству, щедр для нищей братии, заботился о благолепном праздновании церковных торжеств и порядке в службе. При нем составлен целый устав о трезвонах, за выполнением которого он строго следил. «Был опаличив и мнителен, а такой владетельный, что и сам царь его боялся». Строгий к провинившимся, но справедливый.
Патриарх Филарет был не сребролюбив и отличался чувством благодарности, жаловал всех, кто стоял твердо на службе государя в «безгосударное время».
Любил во всем порядок, был расчетлив, нерасточителен, скромен и прост в своих издержках — менял верх на шубе, отдавал старые сапоги в починку, с необыкновенной предосторожностью отдавал чистить и мыть свой единственный белый шелковый вязаный клобук с шитым золотом и серебром херувимом.
Ему постоянно покупали к столу на рынке «хлеб да калачик на 4 или на 3 деньги и на 2 деньги клюквы». Покупка оловянной да деревянной посуды, в свою очередь, свидетельствовал о простоте повседневных потребностей этого святителя.
Труды
- Грамоты (см. Акты исторические, II, 136; III, 230, 319-320).
- Поучение, там же, IV, 12.
- Об исправлении церковных книг (М. Макарий, И. Р. Ц., т. IV, с. 210-212).
- Несколько поучительных грамот его напечатаны в Российской Вивлиофике.
Литература
- Смирнов А. Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России. М., 1847. (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1872-1874 гг.).
- Боголюбский М.С., прот. Московская иерархия. Патриархи. М., 1895, с. 16-18.
- М. Макарий История России, кн. II, с. 580 и далее.
- Голиков Деяния Петра Великого, 2-е изд., т. XII.
- Четыркин Ф.В. Жизнеописание патр. Московского и всея России. Петроград, 1893, с. 30.
- Глинский В.В. Россия под скипетром дома Романовых (по случаю 300-летия Романовых). Истор. вестн., 1913, январь.
- Орлов Ф. Легенда о митр. Филарете в Варшаве 1614-1914 гг. (По поводу брошюры М.П. Устиновича Митр. Филарет и царь Василий Шуйский в плену. Петроград, 1915.
- Его же Исконно-русское достояние в Варшаве и четвертый раздел (1610-1612) (по поводу сооружения памятника-часовни патр. Филарету в Варшаве). СПб, 1912.
- Фон Эдинг Борис Ростов Великий, Углич. Памятники худож. старины. Изд. Кнебель. М., с. 20.
- Толстой М.В. Древн. святыни Ростова, 2-е изд. М., 1860.
- Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы, 3-е изд. СПб, 1909, с. 211.
- Карамзин Н. См. т. XI и XII.
- Булгаков, с. 1405, 1418.
- Денисов, с. 14, 32, 183, 268, 398, 416, 424, 492, 638, 639, 802, 803.
- Ратшин, с. 98.
- Обзор рус. дух. лит., с. 220-221.
- Летопись Е. А., с. 644, 766, 631.
- Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 11, 12.
- Акты историч., собр. археолог. комиссией, т. II, № 38 и 54.
- Дополнение к этим актам, т. II, № 76.
- Всероссийский календарь. СПБ, 1917, изд. Сойкина, с. 93-99.
- Н. Д., с. 11, 24.
- Истор. вестн., 1884, январь, с. 23; декабрь, с. 810.
- -«- 1885, октябрь, с. 116.
- -«- 1886, январь, с. 78.
- -«- 1887, май, с. 259.
- -«- 1888, декабрь, с. 116.
- -«- 1889, июль, с. 212.
- -«- 1890, октябрь, с. 190.
- -«- 1891, январь, с. 214; июль, с. 194.
- -«- 1894, июнь, с. 768.
- -«- 1896, с. 2 п/с. 1.
- -«- 1900, январь, с. 319, 323.
- -«- 1904, март, с. 1178-1179; май, с. 767-768.
- Церк. вестн., 1891, № 7, с. 104.
- Прав. собес , 1866, январь, с. 37-38; апрель, с. 311-321.
- -«- 1867, июнь, с. 84, 123.
- -«- 1907, март, с. 367.
- Рус. старина, 1875, февраль, с. 455; апрель, с. 816, 819.
- -«- 1888, февраль, с. 394.
- -«- 1879, апрель, с. 733-734.
- Рус. палом., 1888, № 35, с. 413-415; № 36, с. 425-426.
- -«- 1913, № 7, с.108-109; № 10, с. 153.
- -«- 1914, № 3, с. 45-47.
- Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 12, 24 (Скворцов Н., свящ. «Московский Кремль).
- -«- 1897, кн. 3-я, с. 153-154, 156 («Из рукописи древлехранилища при Нижегородской семинарии).
- Рус. архив, 1901, кн. 1-я, № 2, с. 184, 187-189.
- -«- 1903, кн. 1-я, № 3, с. 419; кн. 2-я, № 5, с. 92.
- -«- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 107; № 2, с. 287-288.
- -«- 1910, кн. 3-я, № 11, с. 338.
- Ж. М. П., 1944, № 9, с. 13.
- -«- 1945, № 6, с. 68; № 10, c. 5.
- -«- 1954, № 5, с. 33.
- -«- 1957, № 12, с. 36.
- БЭС, т. II, 2230-2231.
- РБС, т XXI, с. 94-103.
- ЭС, т. 35-а (кн. 70), c. 735-737.
- Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 5.
Использованные материалы
- http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4438
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] Или 29 июня.
После прихода к власти Филалата печатники добровольно возобновили работу в Москве. В городе было семь типографий, и главные печатники знали греческий язык. Древние книги привозили им со всей России, чтобы они могли издавать новые скрижали и другую церковную литературу, сверяясь с содержанием древних источников.
Филарет – патриарх, ставший государем
В молодости любитель охоты и искусный наездник Федор Никитик Романов пользовался всеми благами светской жизни влиятельной дворянской семьи.
Когда Иван IV умер в 1584 году, на престол вступил сын Федора. Царь был известен своим слабым здоровьем и неспособностью самостоятельно управлять страной. По слухам, первое место в совете бояр занял Никита Романович Захарин Юрьев. Однако выдающийся основатель династии Романовых пережил Грозного всего на два года. Управление кардиналом Греем при Федоре Иоанновиче перешло к зятю Бориса Годунова, и дети Никиты Романовича оказались в уязвимом положении.
Федор, старший сын покойного, стал более известен под своим вторым именем Филарет, но в молодости ничто не предвещало будущего помилования в качестве монаха. Романов был двоюродным братом царя по материнской линии, что, конечно, отличало его от других бояр. В Москве тезка правителя имел репутацию щеголя, охотника и искусного наездника. Имея шесть братьев и пять сестер, Федор унаследовал всеобщую любовь, которой пользовался его отец, и получил место в боярской думе.
Филарет. Источник: wikipedia.org.
До смерти Федора I двумя его ближайшими придворными (не считая Годунова) были братья Романовы и старший сын князя Мстиславский. Этот баланс между наиболее влиятельными аристократическими семьями был нарушен вскоре после смерти последнего царя династии Люриков в 1598 году. Бориса Годунова, по словам иностранцев, находившихся в то время в Москве, Федор Никитик также был главой государства.
Подготовка к его избранию патриархом началась вскоре после возвращения Филарета на родину. Частью церемонии было его сложение с себя высшего церковного звания по причине «недостойности». То же самое касалось и царского трона, который Борис Годунов и сам Михаил Федорович, будучи еще в Костроме, вели себя одинаково. Однако церемония коронации состоялась через несколько дней после прибытия Филарета в Москву. Вопреки обычаю черного духовенства, к патриарху обращались не только по имени, но и по отцовскому титулу — Филарет Никитич.
Отец монарха стал не только его советником, но и официальным соправителем. Это было подчеркнуто титулом Великий Государь. На следующих Земских соборах были произнесены речи от имени царя и патриарха. Сергей Соловьев написал следующее. ‘С возвращением Филарета Никитича в Москву начинается двоевластие’. В том же духе высказался и Василий Кручевский.
Филаретос много сделал для укрепления статуса своего сына и новой династии. По собственной инициативе Фиора Ионовича стали называть дядей Михаила, а Ивана — грозным дедом (на самом деле Фиора заранее определила мать). Приезд патриарха в Москву также постепенно прекратил созыв Земского собора. Этот совещательный орган был очень полезен в экстремальных ситуациях восстания. Теперь, когда ситуация в России начала стабилизироваться, принятие важных государственных решений стало обычным занятием только молодого царя и его соправителей. Выжившие в Боярской думе просто выполняли решения «Тандема».
В переписке с отцом Михаил Фиорович называл его «мой святой и мой правитель», «мой драгоценный отец и правитель», а себя просто «ваш сын». Филарет заменил своего сына во время его отсутствия в Москве. За пределами столицы царь часто писал Патриарху и принимал решения по своему усмотрению («как ты, ты приказал»).
В 1632 году началась очередная политическая война в России. Михаил Фёдорович хотел вернуть Смоленск, потерянный во время восстания. Филаретос, несмотря на свой почтенный возраст, принимал участие в подготовке к военным действиям. Патриарх умер в 1633 году в возрасте около 80 лет.
В 1946 году Денисенко поступил на третий курс Одесской духовной семинарии. Это, строго говоря, позволяло поступать в такие учреждения в Советском Союзе с 18 лет. Но и здесь ему повезло — власти годами закрывали глаза.
Насильственное пострижение и ссылка в монастырь
В 1601 году, во время изгнания Романовых Борисом Гондоновым, Никитики были крещены монахом по имени Филаретос и сосланы в монастырь Антона Сея. Его жена была крещена как Марфа. Бельсеро со своей тетей Настасьей Никитик.
Филарет был очень строг с монастырем. Духовенство прервало все отношения между ним и окрестностями, изнуряло его грубым надзором и бессодержательными занятиями и в то же время жаловалось на его раздражительный и живой нрав в Москву.
Весть о движении псевдодимитриев в 1605 году, как чувствовалось, глубоко изменила настроение Филаретоса. Он стал веселым и начал выражать надежду на скорый переворот обреченности.
Епископ Ростовский
30 июня 1606 года по просьбе псевдогосударства Димитрий Филаретос был возведен в сан митрополита епископом Ростова.
Филаретос, по-видимому, редко посещал свою епархию, живя по большей части в Москве. С воцарением Василия Сийского Филарет отправился в Углиц, чтобы обнаружить останки царевича Дмитрия. 1609. Ростов подвергся нападению и аресту тувинцев-филаретовцев, которые были заперты людьми собора и после различных унижений незаконно отправлены в Тусино. Однако вор Тусин, из-за своего предполагаемого родства с Филаретом, назначил всероссийского патриарха.
Как патриарх фамилии, Филарет, признавая власть вора Тушинского, отправил письмо о проблемах местной церкви, а после того, как вор бежал в Калугу, он присоединился к переговорам Тушинского с польским королем о приглашении его к русскому царскому двору. Когда в марте 1610 года Росинский сжег Туссино, отголосок польских тусинцев, отступивших в монастырь Иосифа в Волоколамске, он взял с собой Филарета.
Только после того, как этот отряд был разбит русской армией, Филарет обрел свободу и отправился в Москву. После свержения Сийского и в соответствии с указаниями Золкевского, желавшего удалить из Москвы лицо с максимальным влиянием, Филаретос был назначен посольством к посольству для окончания договора о его возвышении. 7 октября посол прибыл в Смоленск. Переговоры, продолжавшиеся до 12 апреля, ни к чему не привели. Посол был арестован после известия о приближении к Москве ополчения Ляпунова, Чувецкого и Зартосского. У Филаретоса были польские пленники до 1619 года, когда он жил в доме в Сапехе.
Патриарх
Патриарх Московский и всея Руси Филарет. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. |
По-видимому, уже тотчас по воцарении Михаила Феодоровича был предрешен вопрос об избрании Филарета в патриархи. Еще до возвращения Филарета из плена он именовался в правительственных актах и на церковных антиминсах митрополитом не ростовским, а всея Руси. После Деулинского перемирия 1 июня 1619 г. на р. Поляновке, за Вязьмой, совершился размен пленных; Филарет был обменен на польского полковника Струся.
14 июня 1619 года Филарет въехал в Москву и был торжественно встречен своим сыном. В то время в Москве были написаны народные песни в честь этого события. Через несколько дней собор русского духовенства предложил Филарету сан патриарха.
24 июня 1619 года он был назначен Патриархом Московским и всея Руси. Феофан III, патриарх Московский в то время, русская иерархия и праздники.
Политическая деятельность
Вместе с должностью патриарха Филарет совмещал должность великого правителя, тем самым возведя состояние патриаршества в высшую степень. Было создано настоящее двоевластие. И император, и патриарх были правителями, и вопросы управления решались обоими правителями, а иногда и самим Фалетом без ведома императора. Как правитель, Филалетос оказался суровым, авторитарным и «несправедливым». Вскоре он подавил слепоту тех, кто подчинил Салтыкова, который в его отсутствие приблизил к трону своего сына и самовольно удалил от царя его невесту Кропову, Грамотина и других.
На Соборе 1619 года он поднял вопрос о составлении новых письменных книг и счетов, предложив московским выборным от духовенства и дворянства ходатайствовать о местных нуждах населения. Он отвечал за дипломатические отношения, которые, помимо прочего, представляли собой кодекс «секретных записей», то есть дипломатических документов.
Церковная деятельность
Патриаршая деятельность Филарета заключалась в развитии православной чистоты, печатании функциональных книг и активном покровительстве реформе церковного управления. Его суровое преследование религиозной свободы и нравственного юношества нашло выражение в мерах, принятых им против князя Фростина, прекращении бокса и даже приказах о четырех язычниках, сибирском архиепископе, язычниках Соловецкого монастыря и недоимках. И о непотребной жизни мирян и монахов кс.
Патриарх Филарет настаивал на повороте к латинской ортодоксии и осудил мнение митрополита Ивана Куртичи на Соборе духовенства в 1620 году. Иона, который считал, что в таких случаях достаточно одной дозы масла для помазания. В то же время Филарет определил перераспределение белорусов из Польши и Литвы, даже если они считались православными.
Филарету было приказано разрушить две немецкие церкви.
В 1627 году Филарету было приказано сжечь «Евангелие учения» Кирилла Транклиона Ставровецкого, которое не было еретическим по своей природе, но положило начало гонениям на литовские книги, циркулирующие в Русской Церкви. В это же время был напечатан катехизис Тустаневского «Лаврентий Сорняков». Он был напечатан после некоторых очень важных и требовательных исправлений и разрешения некоторых споров между Травником и настоятелями Илии и Справником Онисимовым.
Филаретос, глава самопровозглашенной Украинской православной церкви Хиуского патриархата, в своей воскресной проповеди 22 марта заявил, что убийство непокорных жителей Донбасса в Хиу не является преступлением.
Начало службы
Гиодор Романович родился между 1553 и 1554 годами.
Интересно Точный год рождения Хёдора Никичича неизвестен. Поэтому до сих пор ведутся споры о том, кто была его мать. Существует версия, по которой он родился у первой жены своего отца, В.И. Ховриной. Однако династия Романовых имела преимущество, считая свою прародительницу Евдокию Александровну родственницей Рюриковичей.
Федор получил хорошее образование и был известен как ученый человек, отличный наездник и щеголь. Он начал службу при Федоре I в качестве дипломата: отправился в Литву и был принят Л. Сапегой. В 1585 году, вскоре после смерти отца, он был возведен в сан боярина и стал регентом Нижнего Новгорода, затем Пскова. В конце правления своего двоюродного брата Федор Никитик был главным воеводой двора, переговорщиком с иностранными послами и одним из руководителей Царского совета.
В 1585 году Федор Никитич женился на Ксении Ивановне Шестовой, костромской дворянке. Предположительно, ее семья состояла в родстве с Ярославскими Рюриковичами, но этот факт до сих пор не доказан. К 1599 году у супругов родилось шестеро детей, но выжили только двое — Татьяна и Михаил.
Насильственное пострижение и ссылка в монастырь
В 1584 году отец Федора, Никита Романович, сильно заболел. Он понял, что умирает, и заставил Бориса Годунова поклясться, что его дети будут в безопасности. Борис Федорович принял присягу, но уже тогда он понимал, что династия Романовых, ближайший родственник царя, может стать его врагом.
Интересно. В последующие годы Романовы и Годуновы укрепили свои отношения: сестра Федора Никитика, Ирина, вышла замуж за родственника Бориса Федоровича, И.И. Годунов. Однако это не спасло семью Романовых от опалы. Иван Иванович был спасен. Он был помилован Лжедмитрием I за родство с Федором Никитичем.
После смерти Федора Иоанновича многие считали ФедораНикитича законным наследником престола. В Москве ходили слухи, что последний Калита перед смертью прямо назначил его своим преемником. Борис Годунов сослался на народные выборы и пообещал Романовым выдвинуть свою кандидатуру в правительство. На данный момент неясно, чем он будет заниматься после ухода со своего поста.
В 1600 году почти вся династия Романовых оказалась в невыгодном положении. Новый царь опасался возможности политического конфликта. По информации, полученной от Бориса Годунова, Федор Никитич также был арестован в 1601 году. Его отправили в Сийский монастырь, где он был крещен и получил имя Филарет. Ксения Ивановна также была арестована и сослана в Заонежье в Толвуйский погост. Там же ее насильно сделали монахиней и дали имя Марфа. Михаил и Татьяна тайно бежали из Москвы от своей тетки Черкасской, штат Миннесота, и оказались в деревне Клин под Юрьевом (Берчерский район).
Интересно. Вынужденное помилование Филарета не было случайностью. Тот, кто снимал покрывало, не мог претендовать на трон. Это именно то, что нужно было В. Годунову. Годунов.
Епископ Ростовский и «тушинский патриарх»
По возвращении из ссылки в 1605 году Филарет был принят Лжедмитрием I как родственник и назначен митрополитом Ростовским. Однако он предпочитал жить в Москве и редко посещал Ростов. Ему также удалось сохранить свою должность при В. Шуйском. Он использовал своих дальних родственников в качестве дипломатов и переговорщиков с Тушиными и воспользовался его услугами для пересмотра дела Углича.
В 1608 году поддельный Дмитрий II фактически захватил Филарета (его схватили воины, посланные Л. Сапехой в ростовскую церковь) и сделал его «знаменитым патриархом», как будто хотел подчеркнуть свое «родство» с ним. Филарет хорошо сыграл свою роль в Тушинском лагере, но он всегда видел себя узником и не принимал достоинства патриархата.
Подобные заявления церковной иерархии, которая явно должна была стремиться к миру, могли бы вызвать удивление, если бы они не знали, что самозваный патриарх Филарет с первого дня поддерживал карательную операцию на Донбассе.
Святитель Филарет был самым настоящим «пожирателем книг»
‘Цена каждой части книги — один рубль, издание 1871 года’. ИСТОЧНИКИ.
Гомер, Вергилий, Цицерон, античные и немецкие философы, труды западных богословов и религиоведов, произведения эстетики и литературы — вот лишь немногие из широкого круга чтения святого. Уже будучи монахом, он писал своему отцу, протоиерею Михаилу Дроздову: «Я не монах, я священник. Ему приходилось много читать, особенно когда он преподавал в Духовной академии в Санкт-Петербурге. Ведь, как признавался сам Владыка, «я должен был учить тому, чему не мог научить».
Московский митрополит был невероятно эрудированным человеком
Альбомы фотографий из греческих, славянских и русских рукописей IX-XV веков, из собрания рукописей святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского.
Он свободно говорил на немецком, французском, греческом и латыни. В то время он был одним из немногих еврейских ученых в России.
Его невероятный талант был очевиден с самого детства, как и невероятная работоспособность (говорят, что он работал по 18 часов в день). Преподавая в Санкт-Петербургской академии, он смог подготовить собственные лекции для полных курсов по богословию (догматика, святоотеческое учение, конфессиональное учение, церковное право и т.д.). От этой тяжелой работы он иногда чувствовал сильное истощение, на что неоднократно жаловался.
Святитель Филарет написал одно из первых в России толкований на библейскую книгу
Заметки, включая перевод этой книги на русский язык, ведущие к более глубокому пониманию Бытия» — так называлась его работа, опубликованная в 1816 году. Это русский библейский текст. Книга митрополита Филарета стала своего рода пособием и ориентиром для последующих переводов и комментариев к другим книгам Библии. Святой использовал не только греческий перевод (70), но и более позднюю копию Масоры (иврит). Благодаря этому он смог более точно и глубоко донести смысл библейских текстов до своих русских читателей.
ответ:
в январе 49 года до н.э. в риме царила паника. сенаторы, бросая свое добро, стремились к портам, чтобы как можно скорее убраться из италии: «республика пала! цезарь движется на рим! «. сенат вслед за своим «защитником» помпеем почти в полном составе бежал в грецию, спасаясь от кровавых репрессий и новых проскрипций, которые хорошо были знакомы римлянам со времен суллы. однако волнения сенаторов были напрасны. тот, кто шел на рим — победитель галлов, знаменитый полководец гай цезарь из рода юлиев, не собирался никого карать. долог был путь цезаря к вершинам власти. несмотря на неудачи, он упорно шел к своей цели — стать первым в риме. и, наконец, древний город после 30 лет тяжелой политической войны признал власть 50-летнего полководца. началась новая страница в рима. гай юлий цезарь происходил из старинного патрицианского рода, который вел свое начало от юла — сына легендарного героя трои, энея, рожденного самой богиней афродитой (венерой) .
подробнее — на —
объяснение: