В конечном счете, развитие организационно-управленческой компетентности у выпускника юридического вуза способствует формированию собственного стиля профессиональной деятельности с учетом особенностей внутренней и внешней среды ее реализации и взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами.
ПРАКТИКУМ Вопросы для самопроверки и задания:
1.Что понимается под организационно-управленческой деятельностью?
2.Что определяет Управление как особый класс деятельности?
3.Что является продуктом деятельности Управления?
4.Что определяет Организацию как особый класс деятельности?
5.Что является продуктом деятельности Организации?
6.Что определяет Руководство как особый класс деятельности?
7.Что является продуктом деятельности Руководства?
8.Как соотносятся между собой Руководство, Организация и Управление?
9.Какие направления деятельности можно выделить в системе управления?
10.На что направлены горизонтальные связи в организациях?
11.В чем заключается системный подход к анализу организаций?
12.Чем линейные связи в организации отличаются от функциональных?
13.Какие общие черты присущи формальным и неформальным организациям?
14.Что понимается под ресурсами организации?
15.Что понимается под взаимодействием организации с внешней средой?
16.Как связаны между собой управляющая и управляемая системы?
17.В чем главное значение коммуникации в процессе управления организацией?
18.Почему юристы должны владеть искусством коммуникации?
19.Назовите и охарактеризуйте основные элементы коммуникационного процесса.
Какой коммуникационный процесс называют двусторонним?
20.Раскройте роль обратной связи в осуществлении коммуникации. Препятствует или способствует обратная связь коммуникациям?
21.Какие виды коммуникаций в организациях вы можете назвать? Поясните примерами из собственной практики.
22.Существует ли связь между вербальными и невербальными коммуникациями?
Какова роль невербальных сигналов в осуществлении вербальных коммуникаций?
Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.
61
23.Проанализируйте свои навыки невербального общения. Есть ли среди ваших невербальных сигналов такие, которые могут быть неправильно истолкованы получателями? Как человек может развивать искусство понимания невербальных символов общения?
24.Почему организационная структура управления и коммуникации так тесно связаны?
25.Назовите коммуникативные барьеры, существующие в учебной аудитории. Какие коммуникативные барьеры препятствуют вашему общению с преподавателем курса «ОУДЮ»?
26.Почему для юриста, выполняющего управленческие функции, так важно умение слушать? Как отражается такое качество, как умение слушать, на осуществлении восходящих коммуникаций? Какие рекомендации вы можете дать своим коллегам
(студентам) по развитию навыков эффективного слушания?
27.Ознакомьтесь с материалами Приложения 1. и ответьте на следующие вопросы: 1) какая система коммуникаций носит название «виноградная лоза»?
Вчем состоят ее особенности?
2)какой тип коммуникационной сети вы можете рекомендовать при решении сложных нестандартных проблем?
3)как в замкнутых коммуникациях могут быть обойдены «тупики»?
4)составьте схему коммуникационной сети типа «Соты».
28.Покажите принципиальное различие между авторитарным, демократическим и либеральным стилями руководства.
29.Какие критерии следует учитывать руководителю при выборе стиля руководства?
30.Почему попытки определения универсального стиля руководства потерпели неудачу?
31.Приведите примеры известных харизматических руководителей и попытайтесь объяснить, в чем причина их власти, ее сильные и слабые стороны.
32.Какие источники власти позволяют управленческому лидерству наиболее плодотворно реализоваться?
33.Какие проблемы порождает неограниченная власть? Приведите примеры.
34.Обоснуйте, какой из известных стилей руководства в большей мере подходит для следующих организаций: банк; юридическая консультация; предприятие в сфере инновационной деятельности; нотариальная контора; рекламное агентство.
62
35.Дайте характеристику современным особенностям высшего профессионального образования в Российской Федерации. Что такое образовательные компетенции? Каков порядок их формирования у выпускников вузов?
36.Укажите основные направления организационно-управленческой деятельности в современной практике юриста.
37. Каково содержание организационно-управленческих компетенций? Какова цель их формирования и развития у будущих юристов?
38.Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Все функции управления можно разделить на:
внешние и внутренние;
главные, основные и вспомогательные;
полезные и вредные;
неестественные; дублирующие.
Функции вытекают из тех задач, которые решает структурное подразделение.
Задание: Попробуйте сформулировать функции подразделения или подразделений,
которые призваны заниматься управлением интеллектуальной собственность.
Функции подразделения можно декомпозировать и определить подфункции
Задание: Попробуйте их сформулировать.
39. Учет — функция управления: учет — процесс получения объективной информации о складывающейся на объекте ситуации путем сбора фактических значений параметров и их обработки по заданным алгоритмам. После доведения планов до исполнителя, часто оказывается, что наблюдается отклонение от плана. Причины могут быть разными: влияние среды, неточность и неверность исполнения, несовершенство самого планирования. Для того, чтобы выйти на плановую траекторию, нужно регулировать деятельность. Задание: Как? Какие конкретные шаги можно
предложить?
40. Планирование — функция управления: процесс планирования проходит в 4 этапа.
Этапы процесса планирования
1 этап — разработка общих целей; 2 этап — определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени;
3 этап — определение задач и средств их решения; 4 этап — контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
63
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие деятельности в перспективе, поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Задание: Какие
фактические показатели могут быть применены в планировании деятельности по исследуемому объекту (для примеры выберите объект по собственному цсмотрению)?
41. Контроль — функция управления: контроль – это сравнение фактического состояния объекта с желаемым. Сколь бы хорошо ни были разработаны планы, они, как правило, не могут быть выполнены так, как были задуманы. Будущее нельзя абсолютно точно предсказать. Причин нарушения планов много. Задание: Попробуйте указать их
применительно к нашему объекту (ИС). Эти нарушения, прежде всего, надо
обнаружить с помощью системы контроля. Как?
Тесты
1.Какое из утверждений верно:
1.1.организация – это процесс,
1.2.организация – это объект,
1.3.организация – это строго определённая правовыми границами организационноуправленческая деятельность,
1.4.организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе,
1.5.организация – это коллектив.
2.Организационно-управленческая деятельность – это
2.1.организация и координация работы всех служб и ведомств,
2.2.организация правовой деятельности,
2.3.достижение поставленных целей,
2.4.организация эффективной работы коллектива и всех подразделений,
2.5.решение стоящих задач.
3.Роль юриста в организации определяется
3.1.штатным расписанием,
3.2.личностными качествами,
3.3.степенью профессиональной пригодности,
3.4.уровнем профессиональных знаний,
3.5.опытом работы в данной области,
3.6.уровнем теоретических знаний,
3.7.способностью к самообучению.
4.Интеллект – это:
64
4.1.относительно устойчивая структура умственных способностей индивида,
4.2.определенный уровень развития мыслительной деятельности человека,
4.3.возможность приобретать новые знания,
4.3.возможность использовать имеющиеся знания в повседневной жизни,
4.5.совокупность навыков решения проблемных ситуаций.
5.Инновация – это
5.1.набор приёмов и методов по достижению задач фирмы;
5.2.деятельность, не связанная с научно-техническими разработками;
5.3.конечный результат инновационной деятельности;
5.4.товар на рынке.
6.Инновационная деятельность — это
6.1.деятельность, направленная на реализацию любых потребностей;
6.2.деятельность по разработке, подготовке и переходу на новый продукт;
6.3.процесс производства традиционных продуктов (услуг);
6.4.деятельность фирмы по достижению коммерческой цели.
7.Системный подход – это
7.1.учёт отдельных мероприятий данного уровня в системе планирования;
7.2.всесторонний анализ последствий проведения рассмотренного мероприятия во
всех
сферах хозяйственной деятельности;
7.3.методы математического анализа, использованные при подготовке хозяйственных
решений;
7.4.все ответы верны.
ЛИТЕРАТУРА
1.Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г. Управленческие решения в экономических системах: Учебник для вузов. – СПб.: Питер,2009. – 480с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
2.Друкер Питер Ф. Эффективный управляющий – Москва: BCI, 1994.
3.Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23 – 30.
4.Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. № 1 1,2005. с. 14—20.
5.Зинченко, А.П. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии Организации, Руководства и Управления: хрестоматия по работам Г.П. Щедровицкого [Текст] / А.П.Зинченко, А.Г.Реус. — М.: Дело, 2004; Щедровицкий, Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология: курс лекций [Текст] / Г.П.Щедровицкий // Архив Г.П.Щедровицкого. — М., 2000 г. — Т.4.
1.Иванова Т.Ю. Теория организации: Учебник. – Кнорус, 2012.
2.Коробко В.И. Теория управления: Учебник – Юнити-Дана, 2010.
3.Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебник для вузов – 3-е изд-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
65
4.Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н., Анискина Ю.П. и др. Управленческие решения : учебник по специальности «Менеджмент организации» — 4-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л».
5.Менеджмент: Учеб. Для вузов/ДД.Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. Школа, 2008.
6.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.:
Дело, 1998.
7.Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.- Изд. ИНФРА-М, 2010.
8.Нани К.Я, Ракитина И.В. Понятие организационно-управленческой деятельности Деловой подход, февраль 2008 г.
9.«Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях». Национальный доклад Ассоциации Менеджеров России. По ред. С.Е. Литовченко – М.: «Ситроникс», 2008.
10.Основы управления: учебное пособие для бакалавров / отв. Ред.А.А. Петров. – Москва: Проспект, 2013.
11.Петровский А.Б. Теория принятия решений: Учебник. – Изд. Академия, 2009.
12.Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов/Под ред. Ю.В. Гусева. – 3-е изд-е, стер. – М.: Омега-Л,2010.
13.Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2009.
14.Шевченко С.Г., Егоров В.В. Организационно-управленческие инновации: практика российских компаний (с. 196-202). Сборник. Тренды в методах управления, образования, консалтинга. Под ред. Л.В. Чукиной – М.: ИПЦ Маска, 2008.
15.Щедровицкий, Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология: курс лекций [Текст] / Г.П.Щедровицкий // Архив Г.П.Щедровицкого. —
М., 2000 г. — Т.4.
66
Глава 2. Технологии планирования в юридической практике
Развиваемые компетенции
знать
основные понятия теории планирования, особенности стратегического планирования;
основные подходы к формулированию миссии и характеристике видения перспектив деятельности организации;
основные положения SWOT-анализа и GAP-анализа;
уметь
проводить оценку, анализ и управление ситуацией при принятии решений в сфере планирования и прогнозирования;
учитывать и просчитывать последствия вариантов реализации принимаемых решений;
владеть
навыками поиска и самостоятельного анализа информации необходимой для планирования и формирования стратегии развития организации;
применять организационно-управленческие навыки установления и развития коммуникативных связей и деловых отношений внутри организации и с внешней средой;
проявлять способности использования методики SWOT-анализа и GAP-анализа.
Ключевые термины и понятия
Юридическая практика План Планирование
Стратегическое планирование Миссия и видение компании SWOT-анализ
GAP-анализ
2.1.Планирование и его особенности
всфере юридических услуг
Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов,
определяется положением, которое планирование занимает в системе управления. А в ней,
планирование — центральное звено.
Поскольку планирование, если не придавать ему характер тотальной директивности,
несет в себе много положительного, то представляется, что проникновение плана необходимо в те сферы жизни, которые ранее ему не подвергались, или испытывали его воздействие в незначительной степени. Такой сферой является и юридическая практика.
Планирование применимо к последней используется недостаточно, а в настоящее время можно сказать, что внедрение его в юридическую практику необходимо. Прежде чем рассмотреть вопрос о принципах, формах, видах, средствах и методах планирования в правовой сфере, следует уточнить само понятие юридической практики. Само слово
«практика» происходит от греческого слова, обозначающего «дело, деятельность,
67
поступок». Толковый словарь русского языка Ожегова С.С. представляет следующие определение: практика — это, во-первых, деятельность людей, в ходе которой они,
воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; а также деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт; во-вторых, практику следует понимать как приемы, навыки, обычные способы какой-либо работы (практика преподавания, судебная практика); в-третьих, это работа, занятия как основа опыта, умения в какой-нибудь области; в-четвертых, это одна из форм обучения: применения и закрепления на деле каких-либо знаний, полученных теоретическим путем, и, наконец, Работа врача или юриста с частной клиентурой или другого частнопрактикующего лица с клиентами.26
Конкретизируем понятие практики в интересующей нас сфере деятельности и напомним, что в теории государства и права принято следующее определение практики:
юридическая практика — это деятельность по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний в единстве с накопленным социально-правовым опытом27.
Внешне юридический опыт представляет собой комплекс образцов, наиболее целесообразных, грамотных, и полезных юридических решений.
Для лучшего понимания целей и задач планирования необходимо вспомнить основные элементы юридической практики. К ним принято относить:
1)объект юридической практики — это то, на что направлены юридические действия и поступки ее субъектов и участников. Ими могут быть как материальные, так и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные поступки (или бездействие) людей, иные явления и предметы, включенные в соответствующий юридический процесс и призванные удовлетворять общественные и личные потребности и интересы;
2)субъект юридической практики — это основной, ведущий носитель правовых отношений (например, суд в судебной практике).
3)участник практики — это отдельные лица (организации), которые так или иначе содействуют субъектам юридической практики в выполнении правовых действий и операций. В качестве участника юридической практики могут выступить свидетели,
проходящие по конкретному уголовному делу; 2) юридические действия, такие, которые влекут за собой правовые последствия для
участников правоотношений. Совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий называется юридической операцией;
26Толковый словарь Ожегова — (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 1949-1992.)
27http://dic.academic.ru/
68
3) юридически средства (способы) – установленный путь достижения запланированной цели (результата) с помощью определенных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок юридической деятельности. Юридические средства,
сгруппированные по определенному признаку, составляют юридические методы воздействия, лежащие в основе юридической техники;
4)результат — это итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность;
5)формы юридической практики – это способы ее организации, существования и внешнего выражения юридической практики (внутренняя — процедурно-процессуальное оформление деятельности и внешняя – документы, сопровождающие запланированную деятельность).
На данный момент существует огромное количество видов и форм ведения юридической практики, но среди них можно выделить основные закономерности ее развития, к которым относится и планирование. В условиях рыночной экономики невозможно достигнуть постоянного успеха в своей коммерческой деятельности, если не спланировать свой бизнес конкретно и эффективно. Нужно четко понимать необходимость обеспечения своего дела материальными, финансовыми, умственными и трудовыми ресурсами. В процессе деятельности также нужно постоянно следить за состоянием дел на целевом рынке, состоянии дел конкурирующих фирм, и своевременно пересматривать свои возможности и перспективы.
Планирование — экономический метод управления, который представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения на основе изучения принципов и методов научно обоснованного выбора и рационального использования всех видов ресурсов в практической деятельности.
Планирование является основополагающим аспектом управления. С этой позиции, как полагают многие специалисты, планирование призвано отвечать на три основных вопроса:
1. Где находится фирма в настоящее время? Определяется экономическая позиция фирмы, основные итоги и сложившиеся условия ее деятельности. Оцениваются сильные и слабые стороны в таких важных областях, как финансы, маркетинг, содержание пакета предоставляемых услуг, компетентность персонала для того, чтобы определить,
чего может реально добиться фирма.
2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая конкуренцию, клиентов, законы,
политические факты, экономические условия, технологию, снабжение и т.д., руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению.
69
3. Как, используя какие ресурсы, фирма собирается достичь своих целей?
Определяются функции и обязанности сотрудников.
Таким образом, планирование опирается на фактические нормативные данные настоящего или прошлого, но стремится установить процесс развития предприятия в будущем. Методологически планирование охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, современных требований рынка юридических услуг и методов разработки плана. Технологически планирование регламентирует порядок, сроки,
содержание разделов плана и обоснование показателей механизма взаимодействия.
Следует учитывать, что любое планирование базируется на неполных данных, что предполагает корректировку плана. Это связано с объективными (неопределенность рыночной среды, несовершенство законодательства, издержки технологии планирования)
и субъективными (некомпетентность руководителей и исполнителей, ошибки в экономических расчетах) ограничениями в возможностях планирования в организациях.
Для практической реализации планирования важно соблюдать его основные принципы.
Обратимся к классике жанра. Известно, что А. Файоль28 определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.
1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития,
ориентированного на общие цели.
Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения,
входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.
2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает,
что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование,
основанное на принципе участия, называют партисипативным29.
3. Принцип непрерывности предполагает, что:
— процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
28 А. Файоль — французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления. В теории администрирования А. Файоля две части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая — с пониманием его принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Принцип отвечает на вопрос: как руководитель делает это.
29 Модель партисипативного управления описывает широкий спектр схем вовлечения сотрудников в управление организацией. Это путь преодоления отчуждения работников от процесса и результатов труда, стимулирования чувства ответственности и профессиональной гордости за свой труд.
70
Лекция: Руководство в организации
Центральной фигурой в менеджменте любой
организации есть менеджер-руководитель, который руководит ею или отдельным ее
подразделением. Процесс руководства является непременным условием
функционирования организации.
Руководство
— это целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией
руководителей, на коллективы, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей.
Руководство — не только непременный, но и основной элемент процесса руководства,
содержание которого раскрывается через его функции: планирование, организацию,
контроль, мотивацию и воспитание. Первые четыре раскрывают содержание процесса
руководства в системе «руководитель — производство», а последняя —
одна из важнейших аспектов руководства — формирование личности в сфере трудовой
деятельности.
Интересно распределение затрат рабочего
времени линейными руководителями различных уровней управления на основные
функции руководства. Затраты времени на разработку планов уменьшаются со
снижением уровня управления. Функция организации требует сравнительно
одинакового внимания со стороны руководителей всех уровней. Основная нагрузка
по реализации функции контроля приходится на высшее и среднее звено. Реализация
функции стимулирования.
Процесс руководства коллективом
можно разделить на три стадии:
— определение
целей, которые должны быть достигнуты за определенный отрезок времени;
— информирование
коллектива о задачах, методы их выполнения, ресурсы и т.д.;
— проведение
аналитической работы с целью изучения резервов повышения эффективности трудовой
деятельности коллектива.
Таким образом, учитывая содержание
основных стадий руководства, можно сделать вывод, что руководство — это процесс
непрерывного обмена информацией между его субъектом и объектом с целью влияния
друг на друга.
Важное значение в менеджменте имеет
соотношение руководства и лидерства. Лидерство имеет место во всех сферах
профессиональной деятельности руководителя любого ранга. Менеджер, занимая
определенную должность на соответствующем уровне управления, становится
формальным лидером коллектива, поскольку получает полномочия управлять им.
Однако он может и не быть действительным лидером, если не обладать
соответствующими качествами. В таком случае функция лидерства может перейти к неформальным
лидерам, наиболее авторитетным членам коллектива. В такой ситуации лидерство
становится процессом стихийного, спонтанного руководства коллективом и может
иметь отрицательное влияние на него, если формальный руководитель не будет
обращать на это внимание, то неформальными лидерами становятся наиболее
инициативные, энергичные, проинформированные работники.
Безлидерные коллективы менее эффективны.
Наибольшей эффективности в своей деятельности достигают те коллективы, где
руководитель является одновременно лидером. Он должен уметь воздействовать на
коллектив и на его неформальных лидеров, а не противопоставлять себя им и
бороться с ними.
Одним из методов диагностики, которая
позволяет выявить настоящего лидера, является метод социометрии, который
заключается в том, что члены коллектива выражают свое отношение друг к другу,
заполняя специально созданную таблицу-шахматку (социоматрицы). Делают они это
инкогнито. Количество строк и столбцов в социоматрицы равно числу членов группы
по горизонтали, отмечается отношение определенного количества коллектива к
коллективу в целом, а по вертикали — отношение других его членов к данному
члена коллектива. При этом положительные оценки таких отношений обозначаются
знаком»+», отрицательные -«-«, отсутствие оценок-«0».
Для упрощения обработки данных социоматрицы
фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае — кодируются номером
согласно списку группы, или им соответствует определенная буква.
По результатам
обработки данных социоматрицы можно установить такие характеристики членов
исследуемого коллектива:
— лидер
-«звезда»- член группы, который получил максимальное количество
положительных оценок (наиболее популярный);
— «желаемый» —
член группы, который получил не менее половины положительных оценок «лидера-звезды»;
-«обособленное»-
член группы, который получил всего одну-две положительные оценки;
-«изолированный»-
член группы, который не получил ни положительных, ни отрицательных оценок и
одновременно остался равнодушным к остальным членам группы;
-«игнорируемый»-
член группы, который получил лишь негативные оценки
Чтобы руководителя считали лидером
коллектива, он должен обладать определенными качествами:
— деловыми (компетентность, экономическое
мышление, знание основ науки управления);
— организаторскими (контактность,
психологический такт, эмоционально-волевая сдержанность);
— личными (энергичность, инициативность,
требовательность, решительность, оптимизм);
— морально-политическими (преданность
интересам государства, трудового коллектива, интеллигентность, широкий круг
увлечений)
Важными характеристиками
руководителя-лидера является его высокая интеллектуальная и
эмоционально-волевая стрессоустойчивость. Интеллектуальная стрессоустойчивость означает
желание приобретать новые знания, стремиться к ним. Эмоционально-волевая стрессоустойчивость
характеризует способность принимать компетентные решения в условиях недостатка
информации, дефицита времени, деловых противоречий и собственных конфликтов.
Перечисленные свойства создают авторитет
руководителя, его модель, пример которой может быть таким:
— умение
организовывать деятельность коллектива с соблюдением требований хозяйственного,
административного и трудового права;
— нацеливать коллектив
на все новое, прогрессивное;
— пользоваться
властью в руководстве коллективом так, чтобы интересы предприятия и личности
интересы трудящихся обеспечивались равной степени;
— контролировать
свои поступки и владеть своими эмоциями;
— стараться быть справедливым
и доброжелательным;
— четко выполнять
обещания, данные коллектива или отдельным работникам
Итак, в основе
руководства лежат такие категории менеджмента, как лидерство, влияние и власть.
Лидерство — это
способность влиять на отдельных работников и группы с целью сосредоточения
усилий на достижении целей организации.
Влияние — это
любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого.
Власть — это
возможность влиять на поведение других людей согласно с определенными
полномочиям.
Лекция: Руководство в организации
Центральной фигурой в менеджменте любой организации есть менеджер-руководитель, который руководит ею или отдельным ее подразделением. Процесс руководства является непременным условием функционирования организации.
Руководство — это целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей. Руководство — не только непременный, но и основной элемент процесса руководства, содержание которого раскрывается через его функции: планирование, организацию, контроль, мотивацию и воспитание. Первые четыре раскрывают содержание процесса руководства в системе «руководитель — производство», а последняя — одна из важнейших аспектов руководства — формирование личности в сфере трудовой деятельности.
Интересно распределение затрат рабочего времени линейными руководителями различных уровней управления на основные функции руководства. Затраты времени на разработку планов уменьшаются со снижением уровня управления. Функция организации требует сравнительно одинакового внимания со стороны руководителей всех уровней. Основная нагрузка по реализации функции контроля приходится на высшее и среднее звено. Реализация функции стимулирования.
Процесс руководства коллективом можно разделить на три стадии:
— определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный отрезок времени;
— информирование коллектива о задачах, методы их выполнения, ресурсы и т.д.;
— проведение аналитической работы с целью изучения резервов повышения эффективности трудовой деятельности коллектива.
Таким образом, учитывая содержание основных стадий руководства, можно сделать вывод, что руководство — это процесс непрерывного обмена информацией между его субъектом и объектом с целью влияния друг на друга.
Важное значение в менеджменте имеет соотношение руководства и лидерства. Лидерство имеет место во всех сферах профессиональной деятельности руководителя любого ранга. Менеджер, занимая определенную должность на соответствующем уровне управления, становится формальным лидером коллектива, поскольку получает полномочия управлять им. Однако он может и не быть действительным лидером, если не обладать соответствующими качествами. В таком случае функция лидерства может перейти к неформальным лидерам, наиболее авторитетным членам коллектива. В такой ситуации лидерство становится процессом стихийного, спонтанного руководства коллективом и может иметь отрицательное влияние на него, если формальный руководитель не будет обращать на это внимание, то неформальными лидерами становятся наиболее инициативные, энергичные, проинформированные работники.
Безлидерные коллективы менее эффективны. Наибольшей эффективности в своей деятельности достигают те коллективы, где руководитель является одновременно лидером. Он должен уметь воздействовать на коллектив и на его неформальных лидеров, а не противопоставлять себя им и бороться с ними.
Одним из методов диагностики, которая позволяет выявить настоящего лидера, является метод социометрии, который заключается в том, что члены коллектива выражают свое отношение друг к другу, заполняя специально созданную таблицу-шахматку (социоматрицы). Делают они это инкогнито. Количество строк и столбцов в социоматрицы равно числу членов группы по горизонтали, отмечается отношение определенного количества коллектива к коллективу в целом, а по вертикали — отношение других его членов к данному члена коллектива. При этом положительные оценки таких отношений обозначаются знаком»+», отрицательные -«-«, отсутствие оценок-«0».
Для упрощения обработки данных социоматрицы фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае — кодируются номером согласно списку группы, или им соответствует определенная буква.
По результатам обработки данных социоматрицы можно установить такие характеристики членов исследуемого коллектива:
— лидер -«звезда»- член группы, который получил максимальное количество положительных оценок (наиболее популярный);
— «желаемый» — член группы, который получил не менее половины положительных оценок «лидера-звезды»;
-«обособленное»- член группы, который получил всего одну-две положительные оценки;
-«изолированный»- член группы, который не получил ни положительных, ни отрицательных оценок и одновременно остался равнодушным к остальным членам группы;
-«игнорируемый»- член группы, который получил лишь негативные оценки
Чтобы руководителя считали лидером коллектива, он должен обладать определенными качествами:
— деловыми (компетентность, экономическое мышление, знание основ науки управления);
— организаторскими (контактность, психологический такт, эмоционально-волевая сдержанность);
— личными (энергичность, инициативность, требовательность, решительность, оптимизм);
— морально-политическими (преданность интересам государства, трудового коллектива, интеллигентность, широкий круг увлечений)
Важными характеристиками руководителя-лидера является его высокая интеллектуальная и эмоционально-волевая стрессоустойчивость. Интеллектуальная стрессоустойчивость означает желание приобретать новые знания, стремиться к ним. Эмоционально-волевая стрессоустойчивость характеризует способность принимать компетентные решения в условиях недостатка информации, дефицита времени, деловых противоречий и собственных конфликтов.
Перечисленные свойства создают авторитет руководителя, его модель, пример которой может быть таким:
— умение организовывать деятельность коллектива с соблюдением требований хозяйственного, административного и трудового права;
— нацеливать коллектив на все новое, прогрессивное;
— пользоваться властью в руководстве коллективом так, чтобы интересы предприятия и личности интересы трудящихся обеспечивались равной степени;
— контролировать свои поступки и владеть своими эмоциями;
— стараться быть справедливым и доброжелательным;
— четко выполнять обещания, данные коллектива или отдельным работникам
Итак, в основе руководства лежат такие категории менеджмента, как лидерство, влияние и власть.
Лидерство — это способность влиять на отдельных работников и группы с целью сосредоточения усилий на достижении целей организации.
Влияние — это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого.
Власть — это возможность влиять на поведение других людей согласно с определенными полномочиям.
Cлово РУКОВОДСТВО означает:
— социальная характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей управления и подчинения; регламентированный обществом правовой процесс. (Социальная психология и социальное планирование, 1973, С.84)
Источник: Политический словарь
Значение термина «руководство» в других словарях
— англ. guideness/ leadership/management; нем. Fuhrung. Деятельность по определению целей и путей их достижения; стратегия развития и управления.
Источник: Социологический словарь
руководство
Совет, управление, направление, рекомендации, помощь, влияние и т.д. Этот термин имеет три обширных способа употребления. 1. Образовательное руководство, при котором основное внимание сосредоточено на предоставлении помощи и рекомендаций в учебной работе, с использованием инструктирования, тестирования и инструктирования. 2. Профессионально-техническое руководство, где задача состоит в том, чтобы помочь человеку выбрать правильную или подходящую профессию. Здесь используется большой набор тестов: на интеллект, профессиональную ориентацию, интересы, способности, достижения и т.д. 3. детьми имеет отношение к огромному массиву потенциальных образовательных, эмоциональных и поведенческих проблем, которые могут возникнуть у ребенка. Центр внимания здесь в основном межотраслевой и основан на координации медицинских, психологических и образовательных аспектов в попытках помочь ребенку в его развитии и стремлении к более удовлетворяющей его жизни.
Источник: Психологический словарь
руководство
— социальная характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей управления и подчинения; регламентированный обществом правовой процесс. (Социальная психология и социальное планирование, 1973, С.84)
Источник: Психологический словарь
руководство
— любым трудовым коллективом чтобы он не распался и продолжал выполнять возложенную на него целевую функцию необходимо руководить. При этом под руководством понимается целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы и индивидов, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей, целью которого является постоянное (непрерывное) обеспечение оптимального функционирования определенной системы в целом. — не только необходимый, но и основной элемент процесса управления, составляющий его главное содержание. Содержание процесса руководства определяется в основном двумя факторами: объемом полномочий (компетенцией) руководителя и характером проблемы, которую ему предстоит решить путем воздействия на подчиненный коллектив или индивид.
Источник: Социологический словарь
руководство
— 1. Деятельность по определению основных целей и путей их достижения, стратегии развития. 2. Работа руководителя с подчиненными в непосредственном контакте по решению служебных задач. В этом смысле социологич. подход предполагает анализ руководства как особого отношения между людьми в организации. Р. выступает как отношение между разными статусами, уровнями административной структуры, имеющее под собой правовую основу и проявляющееся в виде односторонней зависимости одного работника (должности) от другого. Р. — это и отношение между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: одной — более «общей» и др. — более «конкретной». В нем связываются, с одной стороны, функция организации, с другой — исполнения. Наконец, Р. — это также отношение между личностями, специфич. тип общения. В этом случае рассматривается его соц.-психологич. содержание — взаимное признание, влияние, стиль, интересы и т. д. Перечисленные стороны отношения руководства — подчинения не могут существовать в отрыве друг от друга, они переплетены, хотя и имеют относительную самостоятельность. Социология исследует отношение руководства — подчинения как проявление на межличностном уровне более общих отношений по управлению. Воздействие Р. на подчиненных имеет цель побуждать их к определенному трудовому поведению как в соответствии с требованиями организации, так и согласно его собственным представлениям. Возможны два основных способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредствованный, мотивирующий (через стимулы) . В первом случае Р. направлено непосредственно на деятельность подчиненных, и необходимость соответствующего поведения подкрепляется санкциями за отклонение от заданного. Рез-т достигается за счет того, что для работника «потери» от возможных санкций за невыполнение требуемого превышают его «затраты» на выполнение. В своей крайней форме такое отношение руководства — подчинения выступает как принуждение, т. е. цели руководства не связываются с интересами исполнителя, противостоят им. Второй способ предполагает воздействие на мотивы и потребности работника. Побуждение к труду происходит через удовлетворение потребности личности, что выступает как компенсация за трудовой вклад. При прямом воздействии такой компенсацией служит отсутствие негативных санкций. Эффект достигается за счет «самоусиления» воздействия соответствующей мотиваций индивида. Лит.: Руководитель коллектива. М., 1976; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983; Омаров A.M. Руководитель. М., 1983; Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993. А.И. Пригожин.
Источник: Социологический словарь
руководство
OFFICERSВ соответствии с действующим законодательством, директора акционерных компаний могут назначать или избирать из своего состава президента. Президент корпорации, как правило, наделен властью и соответствующими полномочиями выполнять любое действие от имени корпорации с последующим утверждением советом директоров. Директора могут разграничить власть руководящих работников в правилах внутреннего распорядка, но любое такое закрепленное ограничение не имеет значения при внешних контрактах, т. к. участвующие в них стороны считают полномочия президента достаточными, если только они специально не уведомлены об их ограниченииДиректора обычно избирают или назначают одного или нескольких вице-президентов, секретаря, казначея и др. руководителей, представителей и служащих либо по своему усмотрению, либо в соответствии с установленным порядком. Такие руководители могут и не быть директорами. Как и президент, они имеют полномочия распоряжаться имуществом и управлять деятельностью корпорации под контролем директоров, что может быть зафиксировано ими и в правилах внутреннего распорядка. Директора могут потребовать от любого руководителя, представителя или служащего предоставить поручительство в добросовестном исполнении обязанностей и сместить их по своему желанию.См. ЛИЦА ДОЛЖНОСТНЫЕ.
Источник: Экономический словарь
руководство
— социальная характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей управления и подчинения; регламентированный обществом правовой процесс. (Социальная психология и социальное планирование, 1973, С.84)
Источник: Психологическая энциклопедия
руководство
Учебное пособие по какому-нибудь предмету, специальности
Источник: Толковый словарь Ожегова
руководство
Руководство
Руково́дство:
Источник: Википедия
руководство
ср.
1.процесс действия по гл. руководить отт. Результат такого действия.
2.То, чем руководствуются или чем следует руководствоваться в какой-либо деятельности.
3.Пособие для изучения чего-либо или для обучения чему-либо.
4.Руководящий состав учреждения, организации.
Источник: Большой современный толковый словарь русского языка
руководство
ср.
1) Действие по знач. глаг.: руководить.
2) То, чем руководствуются или следует руководствоваться в какой-л. деятельности.
3) Пособие для изучения чего-л. или для обучения чему-л.
4) Руководящий состав учреждения, организации.
Источник: Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
руководство
руков`одство, -а
Источник: Словарь русского языка Лопатина
руководство
<= руководить руководство то, чем следует руководствоваться в работе, в деятельности Принять постановление к руководству. План — р. к действию. руководство руководители Новое р. учреждения. руководство учебное пособие по какому-нибудь предмету, специальности Р. по фотографии.
Источник: Словарь русского языка Ожегова
руководство
руководство ср.
1) Действие по знач. глаг.: руководить.
2) То, чем руководствуются или следует руководствоваться в какой-л. деятельности.
3) Пособие для изучения чего-л. или для обучения чему-л.
4) Руководящий состав учреждения, организации.
Источник: Толковый словарь Ефремовой
руководство
руководства, ср.
1. только ед. Действие по глаг. руководить, деятельность руководителя. Искусство руководства есть серьезное дело. Сталин. только руководство коммунистической партии обеспечило победу пролетарской революции и построение социалистического На заводе сменилось руководство. Новое руководство. значительно оживило работу предприятия. Коммунистическая партия и ее государства рабочих и крестьян. Молотов. Поручить кому-н. руководство чем-н. || Действие по глаг. руководиться (канц.). Принять к руководству. Сообщается для руководства.
2. только ед. То, что руководит, чем нужно или можно руководиться. Марксизм – не догма, а руководство к действию.
3. Учебник, пособие для изучения чего-н. Руководство по истории партии. Полезное руководство.
4. только ед., собир. Руководители, коллектив, руководящий чем-н. На заводе сменилось руководство. Новое руководство. значительно оживило работу предприятия. Коммунистическая партия и ее руководство.
Источник: Толковый словарь русского языка Ушакова
руководство
руководство, -а
Источник: Полный орфографический словарь русского языка
руководство
; управление принципы и правила, которым необходимо следовать в какой-либо деятельности учебное пособие по какому-либо предмету начальство, совокупность руководителей
Источник: Викисловарь
Предложения со словом «руководство»
Примеры употребления слова руководство в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.
Публикация этих документов – официальное признание вины высшим руководством советской тайной полиции.
Андрей Буровский, Союз звезды со свастикой. Встречная агрессия (сборник)
Рассмотрим поведение одного такого менеджера среднего звена – сотрудницы, которую пригласили на стратегическое совещание представителей высшего руководства компании.
Harvard Business Review (HBR), Эмоциональный интеллект
Затем, находясь под чутким руководством инструктора, он самостоятельно учится выполнять эти действия более чётко и точно.
Роман Алексеевич Снежко, Как не быть заикой?
Теперь, после всего пережитого, критически осмысливая минувшее, можно сказать, что руководство страной ошибочно пренебрегло нашими требованиями неотложных мероприятий, которые следовало провести сразу после войны с Финляндией…
Георгий Константинович Жуков
Все предложения и цитаты со словом РУКОВОДСТВО