Что осуществляет общее руководство вооруженными силами рф

1. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

2. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

4. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Система руководства и управления Вооруженными Силами

Общее
руководство Вооруженными Силами (и
другими воинскими формированиями и
органами) Российской Федерации
осуществляет Верховный
Главнокомандующий
.
Согласно Конституции и Закону «Об
обороне» им является Президент
России
.

Реализуя
свои полномочия, Президент определяет
основные направления военной политики
Российской Федерации, среди которых
важнейшее место занимают проблемы
создания, укрепления и совершенствования
военной организации, технического
оснащения Вооруженных Сил, определения
перспектив развития военной техники,
мобилизационных возможностей государства.
Он утверждает военную доктрину Российской
Федерации, концепции и планы строительства
и развития Вооруженных Сил, других войск
и воинских формирований, план применения
Вооруженных Сил Российской Федерации,
мобилизационный план Вооруженных Сил,
которым определяется порядок работы
органов государственной власти России,
субъектов Российской Федерации, местного
самоуправления и экономики страны в
военное время. В условиях мира готовится
и утверждается Президентом Федеральная
государственная программа оперативного
оборудования территории Российской
Федерации, планируется создание запасов
материальных ценностей государственных
и мобилизационных резервов. Кроме того,
Президент утверждает Положение о
территориальной обороне и План гражданской
обороны.

Президент
Российской Федерации утверждает
федеральные государственные программы
вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса. Также
утверждаются Президентом страны планы
размещения на территории Российской
Федерации объектов с ядерными зарядами,
а также объектов по ликвидации оружия
массового уничтожения и ядерных отходов.
Им же утверждаются все программы ядерных
и других специальных испытаний.

Осуществляя
непосредственное управление Вооруженными
Силами, он утверждает структуру и состав
Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований до объединения включительно,
а также штатную численность военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов.

Наиболее
важные документы, такие, как общевоинские
уставы, положения о Боевом Знамени
воинской части, Военно-морском флаге,
порядке прохождения военной службы,
военных советах, военных комиссариатах,
утверждаются Президентом Российской
Федерации и являют собой законы армейской
и флотской жизни.

Дважды
в год Президент издает указы о призыве
граждан на военную службу, а также об
увольнении с военной службы военнослужащих,
проходящих службу по призыву.

Как
Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами Президент страны в соответствии
с Законом РФ о военном положении вводит
в действие нормативные правовые акты
военного времени и прекращает их
действие, формирует и упраздняет органы
исполнительной власти на период военного
времени в соответствии с федеральным
конституционным законом о военном
положении. В случае агрессии против
России или непосредственной угрозы
агрессии Президент Российской Федерации
издает Указ о введении военного положения.
Оно может быть введено на территории
всей страны или в отдельных местностях,
которые подверглись нападению, которым
угрожает нападение или которые имеют
особое значение для обороны страны.
Вводя военное положение, Президент
наделяет особыми полномочиями органы
государственной власти, органы местного
самоуправления и организации. При
введении военного положения могут
создаваться специальные органы военного
управления, власть которых распространяется
и на гражданских лиц. Всем органам и
должностным лицам предписывается
оказывать содействие военному командованию
в использовании сил и средств данной
территории для обороны, обеспечения
безопасности и порядка. Могут быть
ограничены некоторые конституционные
права граждан (например, свобода собраний,
демонстраций, свобода печати).

При
введении военного положения Президент
Российской Федерации немедленно сообщает
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе. Указ Президента о введении военного
положения должен быть утвержден Советом
Федерации.

Президент
Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами вправе принять
решение о привлечении Вооруженных Сил,
других войск и воинских формирований
к выполнению задач с использованием
вооружения не по их предназначению.

Президент
России формирует и возглавляет Совет
Безопасности РФ. Основными его функциями
является разработка предложений по
обеспечению защиты конституционного
строя, государственного суверенитета,
территориальной целостности страны,
участие совместно с другими органами
в выработке военной политики Российской
Федерации.

Таким
образом, выполняя свои конституционные
обязанности и задачи, возложенные на
него Федеральным законом «Об обороне»,
Президент Российской Федерации —
Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами обеспечивает подготовку страны
к отражению возможной агрессии, управляет
всеми сторонами процесса поддержания
армии и флота России в боеготовом
состоянии, соответствующем уровню угроз
национальной безопасности страны.

В
Российской Федерации, в соответствии
с Конституцией РФ, представительным и
законодательным органом является
Федеральное Собрание, которое состоит
из двух палат — Совета Федерации и
Государственной Думы. Конституция и
Закон «Об обороне» четко определяют
полномочия Федерального Собрания в
области обороны.

Совет
Федерации
является верхней палатой
Федерального Собрания и выступает как
орган представительства субъектов
Федерации. К его ведению относится
утверждение указов Президента РФ о
введении военного и чрезвычайного
положения, а также о привлечении
Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований и органов с использованием
вооружения к выполнению задач не по их
предназначению, решение вопроса о
возможности использования Вооруженных
Сил РФ за пределами территории Российской
Федерации. Совет Федерации рассматривает
расходы на оборону, устанавливаемые
принятыми Государственной Думой
федеральными законами о федеральном
бюджете, а также принятые Государственной
Думой федеральные законы в области
обороны.

Государственная
Дума
является представительным
органом всего населения Российской
Федерации и состоит из депутатов,
избираемых гражданами Российской
Федерации на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при
тайном голосовании.

Государственная
Дума рассматривает расходы на оборону,
устанавливаемые федеральными законами
о федеральном бюджете; принимает
федеральные законы в области обороны,
регулируя тем самым различные аспекты
деятельности по организации обороны и
военному строительству.

Кроме
этих полномочий, Совет Федерации и
Государственная Дума осуществляют
парламентский контроль в этой сфере
через свои комитеты по безопасности и
обороне.

Правительство
Российской Федерации
— один из главных
органов осуществления государственной
власти в Российской Федерации. Оно
возглавляет систему федеральных органов
исполнительной власти.

В
соответствии со статьей 114 Конституции
РФ Правительство РФ осуществляет меры
по обеспечению обороны страны и ее
безопасности. Более подробно содержание
деятельности Правительства в этой сфере
сформулировано в Законе РФ «Об
обороне». Согласно этому закону
Правительство: разрабатывает и
представляет в Государственную Думу
предложения по расходам на оборону в
федеральном бюджете; организует снабжение
Вооруженных Сил Российской Федерации
материальными средствами, энергетическими
и другими ресурсами и услугами по их
заказам; организует разработку и
выполнение государственных программ
вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса; определяет
условия финансово-хозяйственной
деятельности организаций Вооруженных
Сил; организует разработку Федеральной
государственной программы оперативного
оборудования территории страны в целях
обороны и проводит мероприятия по
реализации этой программы; определяет
организацию, задачи и осуществляет
общее планирование гражданской и
территориальной обороны; организует
контроль за экспортом вооружения и
военной техники, стратегических
материалов, технологий и продукции
двойного назначения и др.

Непосредственное
руководство Вооруженными Силами России
осуществляет министр обороны через
Министерство обороны и Генеральный
штаб Вооруженных Сил Российской
Федерации.

Министр
обороны
является прямым начальником
всего личного состава Вооруженных Сил
РФ и несет персональную ответственность
за выполнение задач, возложенных на
министерство. По наиболее важным вопросам
жизни и деятельности Вооруженных Сил
РФ он издает приказы и директивы, а также
вводит в действие положения, наставления,
другие правовые акты, регламентирующие
различные вопросы жизни, быта и
деятельности войск.

Министерство
обороны Российской Федерации
участвует
в подготовке предложений по вопросам
военной политики и по военной доктрине
Российской Федерации, разрабатывает
концепцию строительства Вооруженных
Сил Российской Федерации. Оно готовит
Федеральную государственную программу
вооружения и развития военной техники,
а также предложения по государственному
оборонному заказу, по расходам на оборону
в проекте федерального бюджета. Важное
значение имеют координация и финансирование
работ, выполняемых в целях обороны;
организация научных исследований, заказ
и финансирование производства и закупок
вооружения и военной техники,
продовольствия, вещевого и другого
имущества, материальных и иных ресурсов
для Вооруженных Сил. Министерство
сотрудничает с военными ведомствами
иностранных государств, а также
осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным
органом оперативного управления войсками
и силами флота Вооруженных Сил РФ
является Генеральный штаб. Он
разрабатывает предложения по военной
доктрине России, план строительства
Вооруженных Сил Российской Федерации
и координирует разработку предложений
по численности Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских
формирований и органов.

Генеральный
штаб готовит также план применения и
мобилизационный план Вооруженных Сил
и Федеральную государственную программу
оперативного оборудования территории
страны в целях обороны. Он устанавливает
количественные нормы призыва на военную
службу, военные сборы, осуществляет
анализ и координацию проведения в стране
мероприятий по воинскому учету, подготовке
граждан к военной службе и их призыву
на военную службу и военные сборы. В
целях обороны и безопасности Генеральный
штаб организует проведение разведывательной
деятельности, мероприятий по поддержанию
боевой и мобилизационной готовности
Вооруженных Сил Российской Федерации
и др.

В
структуру центрального аппарата
Министерства обороны РФ входят ряд
главных и центральных управлений,
ведающих определенными функциями и
подчиненных определенным заместителям
министра обороны или непосредственно
министру обороны. Кроме того, в состав
центральных органов Министерства
Обороны (МО) РФ входят Главные командования
видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В
структурном отношении Главное командование
вида ВС РФ состоит из Главного штаба,
управлений, отделов и служб. Во главе
вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий.
Он назначается Президентом РФ и
подчиняется непосредственно министру
обороны.

В
состав управления военного округа
входят: штаб военного округа, управления,
отделы, службы и другие структурные
подразделения. Возглавляет военный
округ командующий войсками военного
округа.

Структура
управления отдельной воинской части и
основные обязанности ее должностных
лиц определены Уставом Внутренней
службы Вооруженных Сил Российской
Федерации.

Исполнительная
власть, осуществляемая военными органами
Вооруженных Сил РФ, действует как на
основании общих принципов осуществления
исполнительной власти, так и специфических,
важнейшими из которых являются принципы
последовательной централизации,
единоначалия и строгой дисциплины.

Централизациявыражается в осуществлении руководства
всеми Вооруженными Силами государства
из единого центра, подчинении всех видов
Вооруженных Сил РФ единому командованию,
наделении центральных органов всей
полнотой прав по управлению нижестоящими
военными органами и подчиненными
войсками, обязательности актов и указаний
вышестоящих органов и должностных лиц
для нижестоящих.

Единоначалие— основополагающий принцип строительства
Вооруженных Сил РФ, руководства ими и
взаимоотношений между военнослужащими.
Суть единоначалия заключается в наделении
командира (начальника) всей полнотой
распорядительной власти по отношению
к подчиненным и возложении на него
персональной ответственности за все
стороны жизни и деятельности воинской
части, подразделения и каждого
военнослужащего. Единоначалие в
Вооруженных Силах РФ осуществляется
на прочной правовой основе. Этот принцип
закреплен юридически на законодательном
уровне. Нормы военного законодательства,
уставы ВС РФ конкретно определяют
обязанности и права соответствующих
командиров (начальников), наделяют их
необходимыми государственно-властными
полномочиями.

Воинская
дисциплина
— важнейший принцип
осуществления исполнительной власти
в военном управлении. Однако воинская
дисциплина является только частью
(видом) государственной дисциплины,
действующей в военной области. Поэтому
органы военного управления и их
должностные лица обязаны соблюдать
требования и других видов государственной
дисциплины.

Таким
образом, Вооруженные Силы Российской
Федерации имеют стройную систему
руководства и управления, которая
обеспечивает их надежную управляемость
в различных условиях обстановки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №1 2023 Г

М. БУНЧИН, заведующий кафедрой военно-политической работы в войсках (силах) Московского высшего общевойскового командного училища, кандидат военных наук, доцент,

Ю. БЕЛОВА, кандидат педагогических наук

Вооруженные Силы Российской Федерации: их состав и предназначение

Прогноз развития военно-политической обстановки в мире с высокой вероятностью позволяет предположить, что в перспективе, распространяющейся на ближайшее десятилетие, Россия окажется втянутой в вооруженные конфликты различного характера и масштаба, т.к. соперничество на мировой политической арене все обостряется.

На этом фоне важно изучать структуру военной организации Российской Федерации, полномочия и функции органов государственной власти, организаций и их должностных лиц в области обороны, силы и средства, привлекаемые для защиты безопасности и обороны государства, а также другие аспекты, связанные с вооруженной защитой Отечества.

Понятие, задачи военной организации государства, ее деятельность в особых условиях

Согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Стратегические цели обороны страны, согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, выражаются в создании условий для мирного и динамичного социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечении ее военной безопасности.

Они достигаются путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм и способов применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны.

Из приведенных нормативных положений следует, что основной государственный институт, предназначенный для обеспечения обороны страны,  —это военная организация.

Военная энциклопедия определяет это понятие как «совокупность вооруженных, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и др. органов, организаций и учреждений государства, занимающихся военной деятельностью, т.е. созданием, а при необходимости и использованием средств вооруженной борьбы и других элементов военной мощи государства для достижения определенных государственных или социально-групповых целей».

Такая трактовка носит общий, универсальный характер и может применяться для характеристики военной организации любого государства. Применительно же конкретно к нашей стране официальное определение понятия «военная организация государства» содержится в Военной доктрине Российской Федерации.

Согласно подп. «к» п. 8 этого документа военная организация государства — совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное время специальных формирований, составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации (рис. 1).

Рис. 1. Структура военной организации государства

Главная цель военной организации государства — гарантированная защита национальных интересов военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Выделяют несколько принципов деятельности военной организации государства:

— адекватный учет выводов, сделанных из анализа состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;

— централизация руководства;

— единоначалие на правовой основе;

— соответствие уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности;

— единство обучения и воспитания;

— реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни.

Военная организации РФ имеет многокомпонентную структуру, в которой все элементы взаимосвязаны и направлены на обеспечение обороны страны соразмерно с характером существующих и прогнозируемых угроз, интересами национальной безопасности и возможностями государства.

К основным структурным компонентам военной организации государства (далее — ВОГ) относятся:

— органы государственного и военного управления (например, Президент Российской Федерации — Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительство, Совет Федерации, Государственная дума, военные органы, объединенные в системе Министерства обороны РФ, и т.д.);

— оборонно-промышленный комплекс (совокупность научно-исследовательских, проектно-конструкторских, испытательных организаций и производственных предприятий, занятых разработкой и производством вооружений, военной и специальной техники, иного военного имущества);

— Вооруженные Силы и другие войска, воинские формирования и органы и создаваемые на военное время специальные формирования.

Все компоненты военной организации государства действуют в соответствии с регулирующими нормативными правовыми актами, по скоординированным и согласованным программам и планам.

Далее разберем подробнее, что конкретно включает в себя такой ее компонент, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, создаваемые на военное время специальные формирования.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в системе военной организации государства

Основа военной организации государства и системы обороны Российской Федерации — Во­оруженные Силы (рис. 2).

Рис. 2. Военная организация Российской Федерации

Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации регулируется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 2.1 ст. 10 Федерального закона «Об обороне» в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил могут оперативно использоваться за пределами российской территории в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации для решения следующих задач:

— отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;

— отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;

— защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;

— борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

Согласно п. 22 Военной доктрины Российской Федерации, признается правомерным применение Вооруженных Сил, других войск и органов для отражения агрессии против нее и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для защиты граждан России, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Вооруженные Силы привлекаются для решения задач не по их предназначению Президентом Российской Федерации на основании федеральных законов. Например, такого рода задачи Вооруженные Силы выполнялив 1994–1996 гг. в ходе мероприятий по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики; во время контртеррористической операции на Северном Кавказе (1999–2009 гг., активная боевая фаза с 1999 по 2000 год).

Применение Вооруженных Сил для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных отечественным законодательством. Так, за последние годы военнослужащие ВС РФ наравне с другими членами международного сообщества неоднократно участвовали в предотвращении или ликвидации междоусобных и межнациональных конфликтов как на территории республик бывшего СССР, так и в странах дальнего зарубежья.

Совместно с Вооруженными Силами в отражении агрессии против Российской Федерации (в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации) участвуют, а также выполняют иные задачи в области обороны другие войска, воинские формирования и органы (ст. 17 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне») (рис. 3)

Рис. 3. Войска, воинские формирования и органы, привлекаемые к решению задач
в области обороны

Под «другими войсками» законодательство подразумевает прежде всего Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия). Этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (см. Указ Президента РФ от 30.09.2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» вместе с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации).

Среди задач Росгвардии — участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, в обеспечении правового режима контртеррористической операции; участие в территориальной обороне Российской Федерации.

Воинские формирования.

Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации (см. Указ Президента РФ от 30.09.2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).

В числе основных задач спасательных воинских формирований в мирное время — участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним; участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соглашения, и т.д.

В военное время они привлекаются к ведению радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним; участвуют в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления; участвуют в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, и т.д.

Органы.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР РФ) является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

СВР России осуществляет разведывательную деятельность в целях:

— обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;

— обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

— содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации (см. Федеральный закон от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»).

Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (см. Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»).

Органы Федеральной службы безопасности действуют по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.

Кроме того, к органам в рассматриваемом контексте относятся органы государственной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

К сведению

В законодательстве и научных публикациях по военному праву наряду с устойчивым словосочетанием «Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы» очень часто используется словосочетание «федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба».

Исчерпывающий перечень органов и организаций, в которых предусматривается прохождение военной службы, приведен в ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Этот перечень в полном объеме воспроизводит перечень органов, указанных в ст. 1 Федерального закона «Об обороне».

Специальные формирования — организационные структуры, создаваемые на военное время для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил и устойчивости функционирования экономики Российской Федерации. Они предназначены для технического прикрытия, восстановления, эксплуатации и строительства объектов транспорта и связи, обеспечения связью пунктов управления и устойчивости их работы, эвакуации раненых и больных, перевозки личного состава, техники и материальных средств, медицинского, ветеринарно-санитарного, геологического и гидрометеорологического обеспечения.

Другие войска, воинские формирования и органы, а также создаваемые на военное время специальные формирования привлекаются к совместному выполнению задач по обеспечению обороны и военной безопасности государства в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил.

Самостоятельно по собственной инициативе и по призыву могут формироваться отряды народного ополчения, истребительные батальоны, партизанские формирования, отряды граждан для выполнения оборонных работ и др.

Таким образом, Вооруженные Силы России, другие войска, воинские формирования и органы образуют ядро военной организации нашего государства.

Назначение Вооруженных Сил Российской Федерации определено Федеральным законом «Об обороне», при необходимости они привлекаются к выполнению задач не по предназначению на основании иных законодательных актов (ст. 10 Федерального закона «Об обороне»).

Далее детальнее рассмотрим структуру Вооруженных Сил Российской Федерации.

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации, система руководства ими, основы управления и применения военной организации государства, понятие и правовая природа

военного управления

Современные Вооруженные Силы России образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года № 466, хотя уже в середине XVI века в России возникли первые воинские формирования с признаками регулярной армии.

В состав Вооруженных Сил Российской Федерации входят:

— центральные органы военного управления;

— виды Вооруженных Сил (Сухопутные войска, Воздушно-космические силы, Военно-Морской Флот);

— рода войск Вооруженных Сил (Ракетные вой­ска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска);

— тыл Вооруженных Сил Российской Федерации;

— войска, не входящие в виды и рода войск Во­оруженных Сил Российской Федерации.

Костяк боевой мощи Вооруженных Сил составляют Стратегические силы сдерживания и Силы общего назначения.

Стратегические силы сдерживания (ССС) предназначены для сдерживания агрессии против Российской Федерации и ее союзников, а также разгрома агрессора (нанесения ему поражения), в том числе в войне с применением ядерного оружия. ССС включают в себя Стратегические наступательные силы (СНС) и Стратегические оборонительные силы (СОС). Основу СНС, оснащенных ракетными и авиационными комплексами межконтинентальной дальности, высокоточным оружием большой дальности, составляют Стратегические ядерные силы, в которые входят Ракетные войска стратегического назначения. В состав СНС также входят стратегические неядерные силы как силы двойного назначения — соединения и части стратегических и дальних бомбардировщиков дальней авиации Военно-воздушных сил, а также подводные лодки, надводные корабли и морская ракетоносная авиация ВМФ с обычным высокоточным оружием большой дальности. Основа СОС — боеготовые силы и средства Войск воздушно-космической обороны, включающие в себя систему предупреждения о ракетном нападении, систему контроля космического пространства, противоракетной обороны и противокосмической обороны, противовоздушной обороны.

Силы общего назначения предназначены для сдерживания и отражения агрессии противника с применением обычных и ядерных средств поражения. Они включают объединения, соединения и части Сухопутных войск, Военно-воздушных сил (без авиационных Стратегических ядерных сил), Военно-­Морского Флота (без морских Стратегических ядерных сил), в том числе имеющие на вооружении нестратегическое ядерное оружие, соединения и части Воздушно-десантных войск.

Сухопутные войска (СВ) — наиболее многочисленный и разнообразный по вооружению и способам боевых действий вид Вооруженных Сил, предназначенный для отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, защиты территориальной целостности и национальных интересов РФ.

В состав Сухопутных войск входят:

1) рода войск: мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО как род войск;

2) специальные войска: (соединения, части, подразделения: разведывательные, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, связи).

К сведению

История Сухопутных войск России началась 1 октября 1550 г. В этот день царь Иван Грозный издал указ «Об испомещении в Московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей», в соответствии с которым были созданы стрелецкие полки («огнестрельная пехота») и постоянная сторожевая служба, а «наряд» артиллерии выделен в самостоятельный род войск. В ознаменование этого события Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 г. № 549 установлена памятная дата — День Сухопутных войск России, который ежегодно отмечается 1 октября.

Основные задачи Сухопутных войск в мирное время:

— поддержание боевого потенциала, совершенствование боевой и мобилизационной готовности войск к отражению агрессии локального масштаба;

— обеспечение готовности войск к осуществлению мероприятий мобилизационного и оперативного развертывания для отражения агрессии противника;

— подготовка органов управления и войск к ведению военных действий в соответствии с их предназначением;

— создание запасов вооружения, военной техники и материальных средств в объемах, обеспечивающих решение задач, стоящих перед Сухопутными войсками, и их содержание в готовности к боевому применению;

— участие в операциях по поддержанию (восстановлению) мира, проводимых по линии Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;

— участие в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

— участие в выполнении мероприятий по оперативному оборудованию территории страны.

В военное время:

— выполнение задач по плану стратегического развертывания ВС РФ;

— локализация (пресечение) возможных военных конфликтов, отражение агрессии противника боеготовыми в мирное время группировками войск, а при необходимости — с отмобилизованием соединений и воинских частей;

— проведение совместно с другими видами и родами войск ВС РФ (при участии вооруженных сил стран-участниц СНГ, подписавших Договор о коллективной безопасности) оборонительных и контрнаступательных операций по разгрому агрессора;

— участие в отражении воздушно-космического нападения противника, проведении воздушно-десантных, морских десантных и других совместных операций видов ВС;

— участие в ведении территориальной обороны (охрана и оборона важных военных, государственных объектов и объектов на коммуникациях; борьба с диверсионно-разведывательными и террористическими силами и десантами противника; обеспечение установления и поддержания режима военного положения).

Воздушно-космические силы (ВКС)возникли 1 августа 2015 года с объединением Военно-воздушных сил (ВВС) и Войск воздушно-космической обороны (ВКО). Воздушно-космические силы структурно состоят из Военно-воздушных сил, Космических войск, войск ПВО и ПРО.

Воздушно-космические силы предназначены для ведения разведки воздушно-космической обстановки, вскрытия начала воздушного и ракетного воздушно-космического нападения и оповещения органов государственного и военного управления о нем, отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов из космоса и с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важных объектов страны и группировок войск, поражения критически важных объектов и войск противника с применением обычных и ядерных средств поражения, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск видов и родов войск ВС, обеспечения запусков космических аппаратов (пусков МБР) и управления ими в орбитальном полете.

Военно-Морской Флот (ВМФ) как вид Вооруженных Сил предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

На ВМФ возложены следующие задачи:

— сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении Российской Федерации;

— защита военными методами суверенитета Российской Федерации, распространяющегося за пределы ее сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

— создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности Российской Федерации в Мировом океане;

— обеспечение военно-морского присутствия Российской Федерации в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

— обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации.

Организационно ВМФ включает надводные силы, подводные силы, морскую авиацию, береговые войска (морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска).

Оперативно-стратегические объединения Военно-Морского Флота: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия выступают в качестве силового каркаса решения задач национальной морской политики на соответствующих региональных направлениях.

Наряду с видами Вооруженных Сил в их состав входят рода войск. Рода войск (сил) — составная часть вооруженных сил или вида вооруженных сил, включающая подразделения, воинские части, соединения и объединения, которые имеют только им присущие основное вооружение и военную технику, а также способы их применения.

В составе Вооруженных Сил России два рода войск:

1) Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) — главный компонент Стратегических ядерных сил Российской Федерации. РВСН предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе Стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника. РВСН состоят из ракетных армий, ракетных соединений, учебных центров и образовательных организаций;

2) Воздушно-десантные войска (ВДВ) — род войск Вооруженных Сил, являющийся резервом Верховного главнокомандующего. Они предназначены для охвата противника по воздуху и ведения боевых действий в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов высокоточного оружия, срыву выдвижения и развертывания резервов, нарушению работы тыла и коммуникаций, а также по прикрытию (обороне) отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника и выполнения других задач.

ВДВ состоят из воздушно-десантных и десантно-­штурмовых дивизий, десантно-штурмовых бригад, образовательных учреждений, отдельных воинских частей.

С точки зрения территориального размещения Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из военных округов. Военный округ представляет собой оперативно-стратегическое территориальное объединение Вооруженных Сил, предназначенное для выполнения в установленных границах оперативных, военно-административных, мобилизационных задач и территориальной обороны, а также тылового обеспечения войск (сил).

Указ Президента РФ от 05.06.2020 г. № 374 «О военно-административном делении Российской Федерации» определил административные границы военных округов: Западного, Центрального, Южного, Восточного и Северного флота как отдельного округа.

Военное управление по своей правовой природе относится к сфере государственного управления. Оно осуществляется государственными органами, входящими в структуру федеральных органов исполнительной власти, а должностные лица, выполняющие функции военного управления, являются государственными служащими, выполняющими обязанности в интересах государства при прохождении военной или государственной гражданской службы.

В военном управлении выделяют два вида управления: административно-хозяйственное и оперативное управление. Административно-хозяйственное управление по своему содержанию и формам правового регулирования близко к другим сферам государственного управления и включает: организацию подготовки войск, их материально-техническое обеспечение, подбор и расстановку кадров, регулирование взаимоотношений между военнослужащими и т.п.

Оперативное управление относится к наиболее ярко выраженным особенностям военного управления — управления боевыми действиями войск (сил). Командование, т.е. руководство вооруженной борьбой, — это фундамент оперативного управления. Оперативное управление характеризуется быстротой, твердостью, решительностью, гибкостью, высокой скоростью в принятии решений. Основными правовыми формами управления боевыми действиями войск (сил) являются боевой приказ, боевое распоряжение.

Принципы военного управления:

1) единоначалие;

2) централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

3) твердость и настойчивость в реализации принятых решений;

4) оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки;

5) личная ответственность командиров за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения ими поставленных задач;

6) высокая организованность и творчество в работе командиров и штабов.

Управление войсками (силами) во всех звеньях должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым, обеспечивать постоянную боевую и мобилизационную готовность штабов и войск, эффективное использование боевых возможностей войск и успешное выполнение ими поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Формы подчинения при централизованном управлении:

а) прямое подчинение — подчинение во всех отношениях всем вышестоящим командирам (начальникам), начиная с непосредственного;

б) непосредственное подчинение — подчинение ближайшему прямому начальнику. Так, например, непосредственное подчинение предусматривает подчиненность командующему войсками военного округа по всем вопросам. Непосредственно подчиненные объединения, соединения, воинские части, организации Во­оруженных Сил и военные комиссариаты используются и выполняют поставленные задачи по решениям и планам командующего войсками военного округа;

в) оперативное подчинение — не полное и обычно временное подчинение лицу, не являющемуся прямым начальником. Оперативный начальник имеет право ставить оперативные и тактические задачи подчиненному ему в этом отношении соединению (воинской части) и несет за это ответственность. Так, например, Министром обороны Российской Федерации (Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации) в оперативное подчинение командующего войсками военного округа могут быть переданы не входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части Вооруженных Сил, дислоцированные (развертывающиеся) на территории военного округа;

г) подчинение по специальным вопросам — подчинение в специальном отношении по отдельным вопросам службы или по какому-либо специальному кругу деятельности лицу, не являющемуся прямым начальником.

Например, по специальным вопросам командующему войсками военного округа подчиняются объ­единения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил, не входящие в состав военного округа, а также другие войска, воинские формирования и органы, дислоцированные на территории военного округа.

Централизация руководства заключается:

— в установлении единого и общего для всех видов Вооруженных Сил и родов войск командования;

— в наделении центральных органов военного управления всей полнотой прав по руководству подчиненными войсками (силами), объединению и направлению по единому плану деятельности всех нижестоящих органов военного управления;

— в безусловной обязательности правовых актов вышестоящих органов военного управления для нижестоящих и подчинении последних по вертикали.

Принцип централизации предусматривает предоставление определенной самостоятельности и творческой инициативы нижестоящим органам военного управления в целях самостоятельного выбора путей и средств выполнения приказов и директив вышестоящих органов военного управления. Этот принцип создает предпосылки к тому, что приказы не будут выполняться формально.

Общее управление Вооруженными Силами осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами. Это установлено положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082.

Минобороны России возглавляет и объединяет систему органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, которая привязана к основным звеньям организационной структуры Вооруженных Сил.

Подводя итоги, можно отметить, что Российская Федерация находится на особом этапе своего исторического развития. Нарастание внешних угроз для национальной безопасности России и ее союзников, обострение международных отношений заставляют укреплять и совершенствовать военную организацию нашего государства, тем более что в мире активизировались процессы, свидетельствующие о повышении роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов отдельных государств. Эта настораживающая тенденция поставила на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, где Вооруженным Силам отведена ведущая роль.

Методические рекомендации

При подготовке к занятию руководитель группы по ВПП должен сформулировать для себя его цели, изучить опубликованный в журнале материал текста лекции и рекомендуемую (дополнительную) литературу, при возможности подготовить дополнительные материалы (плакаты, презентации и т.д.).

При рассмотрении учебных вопросов нужно последовательно раскрывать аудитории ключевые определения темы по ВПП: понятия «оборона», «военная организация государства» и т.д.; озвучить цель и задачи военной организации государства, перечислить ее структурные компоненты.

Изучая непосредственно структуру Вооруженных Сил Российской Федерации, целесообразно дать ей общую характеристику и назвать главные ее составляющие, а потом предметно остановиться на структуре и предназначении того вида или рода войск, к которому относятся присутствующие на занятии военнослужащие.

Чтобы повысить интерес слушателей к занятию, полезно упомянуть о ярких эпизодах истории того вида (рода) войск, в котором они служат, рассказать о героических личностях, подвиги которых приумножили боевую славу этих войск.

В заключение нужно сделать вывод о том, что Вооруженные Силы занимают ведущее место в структуре военной организации Российского государства, а процесс военного строительства в нашей стране теснейшим образом зависит от характера возникающих перед ней военных угроз.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
  2. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Кабаченко А.М. Военная организация Российской Федерации: Учебное пособие / Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, военная кафедра. — Москва: МГИМО-Университет, 2018.
  4. Военная энциклопедия: в 8 т. — М.: Воениздат, 1994.
  5. Бабурина И.А. Основные особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса / И.А. Бабурина, Э.Э. Губайдуллина, Г.И. Юрковская [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-osobennosti-predpriyatiy-oboronno-promyshlennogo-kompleksa (дата обращения: 29.11.2022).
  6. Корякин В.М. Военная организация государства: предназначение и структура [Электронный ресурс]. URL: https:// millaw.ru/ru/posts/naucnye-stati/517-voennaa-organizacia-gosudarstva-struktura-prednaznacenie-i-perspektivyrazvitia (дата обращения: 29.11.2022).
  7. Зайцев В.А. Правоведение: Учебное пособие / В.А. Зайцев, В.И. Иванов, И.Ю. Устинов; Под общ. ред. Г.В. Зиброва. — Воронеж: ВАИУ, 2008.
  8. Справочник по терминологии в оборонной сфере [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.mil.ru/dictionary (дата обращения: 29.11.2022).
  9. Структура Вооруженных Сил России [Электронный ресурс]. URL: https://structure.mil.ru/structure/forces/type.htm (дата обращения: 29.11.2022).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вооруженные силы Российской Федерации состоят из трех видов: сухопутные войска, воздушно-космические силы и военно- морской флот; двух родов войск: ракетные войска стратеги­ческого назначения, воздушно-десантные войска, а также других войск, не входящих в виды Воору­женных сил, тыла Вооруженных сил, организаций и воин­ских частей строительства и расквартирования (схема 4).

Схема 4. Структура вооруженных сил Российской Федерации

Вид Вооруженных сил — это часть Вооруженных сил государства предназначенная для ведения военных действий в определенной сфере (на суше, море, в воз­душном и космическом пространстве).

Род войск — это составная часть вида Вооруженных сил, включающая воинские формирования, которые имеют свойственные только км основные виды оружия и военную технику, а также владеют методами их бое­вого применения.

Структура рода войск на примере сухопутных войск показана на схеме 5

Схема 5. Структура сухопутных войск Вооруженных сил Российской Федерации

История создания видов Вооруженных сил связана со спо­собами ведения вооруженной борьбы и тем пространством, на котором она ведется: на суше, на море и в воздухе.

Сухопутные войска (СВ) — это вид войск, предназначен­ных для ведения боевых действий на суше.

По своим боевым возможностям сухопутные войска спо­собны вести наступление в целях разгрома войск противника и овладения его территорией, наносить огневые удары на большую глубину, отражать вторжение противника, прочно удерживать занимаемые территории и рубежи.

В состав сухопутных войск входят: мотострелковые, тан­ковые, ракетные войска и артиллерия, войска противовоз­душной обороны (ПВО), армейская авиация, части и подразделения

специальных войск, а также части и учреждения тыла.

Мотострелковые войска — самый многочисленный род войск, составляющий основу сухопутных войск. Они оснаще­ны вооружением для поражения наземных и воздушных це­лей, ракетными комплексами, танками, артиллерией и ми­нометами, противотанковыми управляемыми ракетами, зе­нитными ракетными комплексами и установками, средства­ми разведки и управления.

Танковые войска главная ударная сила сухопутных войск и мощное средство вооруженной борьбы, предназначен­ное для решения наиболее важных задач в различных видах боевых действий.

Ракетные войска и артиллерия — главная огневая мощь и важнейшее оперативное средство в решении боевых задач по разгрому группировок противника.

Войска противовоздушной обороны являются одним из основных средств поражения авиации и ракет противника. Они состоят из зенитных ракетных, зенитных артиллерийских и радиотехнических частей и подразделений и предназначены для прикрытия боевых порядков сухопутных войск.

Авиация сухопутных войск предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований, состоящих из авиационной поддержки, ведения воздушной разведки, высадки тактических десантов и других задач.

Специальные войска, входящие в состав сухопутных войск, обеспечивают успешное выполнение общевойсковы­ми формированиями стоящих перед ними задач.

Части и учреждения тыла на своем уровне обеспечи­вают боеспособность всех родов войск.

Военно-воздушные силы (ВВС) — вид войск, входящих в состав Вооруженных сил, предназначенных для от­ражения агрессии и нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим и промышленно-экономическим центрам в целях дезорганизации государ­ственного и военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также ведения воздушной развед­ки и воздушных перевозок.

Эти задачи войска ВВС могут выполнять в любых погод­ных условиях, в любое время суток и года.

В соответствии с боевыми задачами и характером действий авиация делится по родам на бомбардировочную, истребительно-бомбардировочную, истребительную, штурмовую, раз­ведывательную, противолодочную, военно-транспортную и специальную авиацию. На вооружении авиационных частей находятся самолеты, гидросамолеты и вертолеты. Основа бое­вой мощи ВВС — сверхзвуковые всепогодные самолеты, осна­щенные разнообразным бомбардировочным, ракетным и стрелково-пушечным вооружением.

Военно-морской флот (ВМФ) — вид войск, входящих в состав Вооруженных сил, предназначенных для от­ражения агрессии и нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным воен­ным объектам противника и разгрома его военно-мор­ских сил.

ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объ­ектам врага, уничтожать его флот в море и на базах, нарушать (блокировать) океанские и морские коммуникации противни­ка и защищать свои, содействовать сухопутным войскам в проведении операций, высаживать морские десанты и отражать высадку морских десантов противника, перевозить во­йска, материальные средства и выполнять другие задачи.

В состав военно-морского флота входят подводные и над­водные силы, морская авиация, береговые ракетно-артиллерийские войска и морская пехота. Также в его состав вхо­дят корабли и суда вспомогательного флота, части специаль­ного назначения и различные береговые службы.

К самостоятельным родам войск в составе Вооруженных сил относятся ракетные войска стратегического назначения, космические войска и воздушно-десантные войска.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) оснащены ракетно-ядерным оружием и предназначены для выполнения особых стратегических задач.

Для РВСН характерны высокая боевая готовность и точ­ность нанесения ракетно-ядерных ударов; способность нано­сить удары одновременно по многим объектам, успешно пре­одолевая противодействие ПВО и ПРО (противовоздушная и противоракетная оборона) и выполняя поставленные задачи в кратчайшие сроки; возможность широкого маневра ракетно- ядерными ударами; независимость боевого применения от условий погоды, времени года и суток.

На вооружении РВСН состоят стационарные и мобильные ракетные комплексы огромной поражающей мощи и практи­чески неограниченной дальности действия.

Космические войска (KB)выполняют задачи по обна­ружению стартов баллистических ракет, предупрежда­ют о ракетном нападении.

KB осуществляют запуск ракет-носителей, управление ор­битальной группировкой космических аппаратов и поддер­живают ее на уровне, позволяющем решать задачи мирного и военного времени.

Воздушно-десантные войска (ВДВ) — самостоятельный род войск, предназначенный для боевых действий в тылу противника.

ВДВ состоят из парашютно-десантных, танковых, артил­лерийских, самоходно-артиллерийских и других частей и подразделений, а также из частей и подразделений специ­альных войск и тыла.

Основные боевые свойства ВДВ: способность быстро дости­гать удаленных районов, наносить внезапные удары, успеш­но вести общевойсковой бой.

Тыл Вооруженных сил — это силы и средства, осущест­вляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время.

Тыл выполняет также функции связующего звена между экономикой страны и войсками. В состав тыла входят раз­личные части, учреждения и подразделения, необходимые для решения следующих задач:

  • постоянно содержать запасы материальных средств и обеспечивать ими войска; осуществлять подготовку, эксплуатацию, техническое прикрытие и восстановление путей сообщения и транс портных средств;

  • обеспечивать воинские перевозки всех видов;

  • восстанавливать военную технику и имущество;

  • создавать условия для базирования авиации и сил флота;

  • оказывать медицинскую помощь раненым и больным, проводить противоэпидемические, лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические и ветеринарные мероприятия;

  • осуществлять торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное и финансовое обеспечение;

оказывать помощь войскам в восстановлении их боеспо­собности и ликвидации последствий ударов противника.

Для выполнения этих задач тыл располагает базами и складами с запасами материальных средств различного на­значения, специальными войсками (железнодорожными, ав­томобильными, дорожными и трубопроводными), вспомога­тельным флотом, инженерно-аэродромными, авиационно-техническими, ремонтными, медицинскими, ветеринарными и другими частями, подразделениями и учреждениями.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» к вой­скам, не входящим в виды Вооруженных сил, относятся:

  • войска Пограничной службы Федеральной службы без­опасности (ФСБ) РФ;
  • внутренние войска Министерства внутренних дел РФ;
  • железнодорожные войска;
  • войска Федерального агентства правительственной свя­зи и информации (ФАПСИ) при Президенте Российской Федерации;
  • войска Гражданской обороны;
  • Национальная гвардия

Войска Пограничной службы предназначены для охра­ны Государственной границы РФ на суше, море, реках, озе­рах и иных водоемах. Непосредственное руководство этими войсками осуществляет Федеральная служба безопасности. Структурно эти войска состоят из пограничных округов, от­дельных соединений, «специальных частей (подразделений) и учебных заведений.

Внутренние войска предназначены для охраны государ­ственных объектов и выполнения других задач, возложенных на МВД РФ.

Исторически предшественниками внутренних войск были войска внутренней охраны советской республики, войска внутренней службы и войска Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Термином «внутренние войска» с 1921 г. обозначали части ВЧК, несущие службу во внутренних районах страны в от­личие от пограничных войск. В Великую Отечественную войну внутренние войска охраняли тылы фронтов и армий, несли гарнизонную службу в освобожденных районах, уча­ствовали в обезвреживании агентуры противника.

Железнодорожные войска предназначены для восста­новления, строительства, эксплуатации, заграждения и тех­нического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок.

Организационно железнодорожные войска состоят из со­единений и различных специализированных частей. Они были созданы в период Гражданской войны, а в мирные годы выполняли работы по реконструкции существующих и со­оружению новых железных дорог.

За годы Великой Отечественной войны железнодорожными войсками совместно со специальными формированиями Нар­комата путей сообщения было восстановлено около 120 тысяч километров железных дорог.

Войска Федерального агентства правительствен­ной связи и информации при Президенте РФ предна­значены для обеспечения информационной безопасности.

Войска Гражданской обороны, — воинские формирова­ния, призванные решать задачи по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. На вооружении войск Гражданской обороны находятся специальная техника и боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск Граж­данской обороны выдаются удостоверения, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки.

Деятельность войск Гражданской обороны осуществляется с момента объявления государством состояния войны, фак­тического начала военных действий или введения Президен­том РФ военного положения на территории страны или в от­дельных ее местностях.

В мирное время войска Гражданской обороны, как уже указывалось ранее, осуществляют свою деятельность при сти­хийных бедствиях, эпидемиях, крупных авариях, катастро­фах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных ра­бот.

Специальные войска состоят из воинских частей и под­разделений, предназначенных для выполнения специ­альных задач по обеспечению боевой и повседневной деятельности Вооруженных сил.

Росгвардия. Федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации. Создана 5 апреля 2016 года. Росгвардия является центральным органом управления Войсками национальной гвардии Российской Федерации, созданных на основе Внутренних войск МВД России.

В Российской Федерации имеются специальные войска, непосредственно подчиненные Министерству обороны, а так­же входящие в состав различных видов Вооруженных сил и тыла.

Наименование, состав, организация, вооружение и техни­ческое оснащение формирований специальных войск опреде­ляются их предназначением. В частности, к ним относятся инженерные войска, войска связи, войска радиационной, хи­мической и биологической защиты, радиотехнические части и топогеодезические подразделения. В состав тыла Вооружен­ных сил входят такие специальные войска, как автомобиль­ные, дорожные, железнодорожные, трубопроводные и др. Не­которые виды Вооруженных сил имеют свойственные только им специальные войска, например в ВВС есть части инже­нерно-авиационной службы.

Общее руководство Вооруженными силами Российской Федерации осуществляет Верховный главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» Верховным главнокомандующим Вооруженными силами является Пре­зидент Российской Федерации. В его компетенцию входит: осуществление оборонной политики; утверждение концеп­ции, планов строительства и применения армии и флота; на­значение и освобождение от должности высшего военного ко­мандования (от командира соединения и выше); присвоение высших воинских званий; издание указов о призыве граждан РФ на военную службу; объявление состояния войны в слу­чае вооруженного нападения на Российскую Федерацию. Вер­ховный главнокомандующий отдает приказы Вооруженным силам на ведение военных действий, а также осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ и федеральными законами.

Непосредственное руководство Вооруженными силами осу­ществляет министр обороны Российской Федерации через ор­ганы управления Министерства обороны. Министерство обо­роны реализует политику в области строительства Вооруженных сил в соответствии с решениями высших органов государ­ственной власти Российской Федерации. Министерству обо­роны дается исключительное право заказа вооружений и во­енной техники, в том числе и для других силовых структур.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных сил является Генеральный штаб, осуществляющий руководство по вопросам планирования применения войск в целях обороны; Генштаб разрабатывает Федеральную программу совершенствования оперативного переоборудования военной промышленности страны, органи­зует мобилизационную подготовку, координирует планы соз­дания резервных войск для решения главной задачи — за­щиты России от нападений врага.

Вооруженные силы Российской Федерации состоят из ор­ганов управления, объединений, соединений, воинских ча­стей, учреждений, а также военно-учебных заведений.

Органы управления, предназначены для руководства войсками (силами) в различных звеньях. К ним относятся командования, штабы, управления, отделы и другие посто­янно и временно создаваемые структуры. Для размещения и работы органов управления в боевых условиях развертыва­ются мобильные пункты управления.

Объединения — это воинские формирования, включаю­щие несколько соединений или объединений меньшей чис­ленности, а также частей и учреждений (например, террито­риальные общевойсковые объединения — военные округа; оперативные объединения — армии, флотилии).

Соединениями являются воинские формирования, состо­ящие из нескольких частей или соединений меньшего соста­ва, а также частей и подразделений обеспечения и обслужи­вания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования.

Воинская часть — это организационно-самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных сил Российской Федерации. К воинским частям относятся полки, корабли 1, 2, 3-го рангов, отдель­ные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эска­дрильям вручается боевое знамя, а кораблям Военно-морского флота — военно-морской флаг.

К учреждениям Министерства обороны, Российской Федерации относятся такие структуры обеспечения жизне­деятельности Вооруженных сил, как дома и клубы офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, военно-медицин­ские учреждения, санатории, дома отдыха, турбазы и т.д.

К военно-учебным заведениям относятся военные ака­демии, университеты, институты, суворовские и нахимовские военные училища, кадетские корпуса, курсы подготовки и переподготовки офицерского состава.

Часть Вооруженных сил РФ может входить в состав кол­лективных вооруженных сил или находиться под объединен­ным командованием в соответствии с международными до­говорами Российской Федерации (например, в составе миро­творческих сил ООН или коллективных сил Содружества Не­зависимых Государств (СНГ) по поддержанию мира в зонах локальных военных конфликтов).

Комплектование Вооруженных сил личным составом осу­ществляется:

  • военнослужащими: путем призыва граждан на военную службу и путем добровольного поступления граждан на военную службу;

  • гражданским персоналом: путем добровольного посту­пления на работу.

Таким образом, развитие видов Вооруженных сил и родов войск тесно связано с развитием экономики государства, с возможностями по созданию новых, более совершенных об­разцов военной техники и вооружения, направлено на обе­спечение целостности территории государства и защиту его интересов. В соответствии с реальной обстановкой в России периодически проводятся военные реформы, направленные на создание такой организационно-штатной структуры Во­оруженных сил, которая максимально соответствовала бы принятой в государстве военной доктрине, а также позволя­ла с минимальными затратами максимально использовать боевые возможности военной техники и вооружения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Amlycure d s инструкция на русском языке
  • Смерть сталина борьба за власть в советском руководстве в 1953 1955 гг
  • Бактериофаг инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Чистолан супер для стиральных машин как пользоваться инструкция по применению
  • Сапфировая капля удобрение инструкция по применению