Что с руководством пенсионного фонда

Общество ,

31 июл 2022, 12:00 

0 

Мишустин сменил главу Пенсионного фонда

Врио главы Пенсионного фонда стал Сергей Чирков, он работает в ПФР более 20 лет, четыре последних года он был заместителем председателя правления. В середине июля Путин подписал указ об объединении ПФР и Фонда соцстрахования

Сергей Чирков


Сергей Чирков

Заместитель председателя правления Пенсионного фонда России (ПФР) Сергей Чирков стал временно исполняющим обязанности главы организации. Руководитель ПФР Андрей Кигим освобожден от должности. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Чирков работает в ПФР с 2001 года, тогда он занимал пост главного специалиста в отделе по оценке пенсионных прав. Спустя шесть лет, в 2007 году, он стал главой департамента по вопросам пенсионного обеспечения проживающих за границей лиц. Около десяти лет назад, в июле 2012 года, Чирков возглавил департамент организации назначения и выплаты пенсий, в июле 2018 года он перешел на пост заместителя председателя правления Пенсионного фонда.

Кигим проработал председателем правления ПФР около полутора лет, он возглавил фонд в феврале 2021 года. В течение восьми лет до этого он возглавлял Фонд социального страхования, дважды избирался на пост президента Всероссийского союза страховщиков, был президентом Национального союза страховщиков ответственности, Российского союза автостраховщиков.

Предшественник Кигима — Максим Топилин — проработал главой Пенсионного фонда около года. Его уход был связан с предстоящим объединением социальных внебюджетных фондов, говорили источники «Коммерсанта» в правительстве. «Скорее всего, его сочли неподходящей кандидатурой на роль руководителя этого процесса», — сказал один из неназванных собеседников газеты.

В середине июля президент Владимир Путин подписал указ об объединении Пенсионного фонда и Фонда социального страхования (его прежде возглавлял Кигим), объединенная структура начнет работать с 1 января 2023 года. После объединения фондов установленные сроки выплат пенсий и пособий будут сохранены, сообщал Минтруд. Для консультаций граждане смогут обращаться по старым адресам, но теперь уже в одно общее отделение. Освободившиеся после оптимизации средства направят непосредственно на повышение пенсий, пообещал замглавы ведомства Андрей Пудов.

Новым руководителем Пенсионного фонда России назначен Андрей Кигим. Он сменил Максима Топилина, занимавшего ранее эту должность. Новое назначение утвердит премьер-министр России Михаил Мишустин. За долго до этой перестановки некоторые СМИ писали о готовящейся смене руководителя ведомства. Среди кандидатов на этот пост кроме Кигима называли замминистра труда Алексея Скляра, а также заместитель главы налоговой службы Светлана Бондарчук.

Андрея Кигима назначили главой ПФР

Кигим ранее возглавлял Фонд социального страхования (ФСС) Российской Федерации, там он проработал почти восемь лет. До этого дважды избирался на пост президента Всероссийского союза страховщиков, был президентом Национального союза страховщиков ответственности, Российского союза автостраховщиков. Кто теперь станет руководителем ФСС, пока не известно, пишут РИА Новости.

Топилин в 1994-2001 годах работал в аппарате правительства. В июле 2001-го его назначили замминистра труда и социального развития, а с марта 2004 года по июль 2008-го он возглавлял Федеральную службу по труду и занятости. В правительстве Дмитрия Медведева с мая 2012-го по январь прошлого года Топилин был министром труда и социального развития, после чего возглавил правление Пенсионного фонда.

Причины смены руководителя ПФР

В Пенсионном фонде России сменилось руководство

Как рассказали источники «Известий», одной из причин смены главы ПФР может быть разработка в правительстве новой стратегии социально-экономического развития, которая должна определить пути решения нескольких вопросов, в том числе ускорения внедрения цифровых технологий в социальной сфере.

По другой версии, изменения связаны с намерением объединить Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования, о чем ранее упоминала заместитель председателя правительства Татьяна Голикова.

Сколько времени Максим Топилин занимал пост главы ПФР

22 января 2020 года занял должность председателя правления Пенсионного фонда России. До назначения на пост главы ПФР был министром труда и социального развития.

Андрей Кигим: кем работал, чем известен

Кигим Андрей Степанович родился 30 октября 1957 года в Липецке. Окончил геологический факультет МГУ (1986), занимал руководящие должности в комсомольской организации вуза. В 1996 году окончил Институт переподготовки и повышения квалификации кадров по финансово-банковским специальностям Финансовой академии при правительстве РФ, сообщает Коммерсант.

С 1991 года работал на различных должностях в Сбербанке, прошел путь от экономиста до заместителя директора управления ценных бумаг и доверительных операций. С 1998 года работал в компании «Росгосстрах» финансовым директором, а затем первым зампредом правления.

С 2000 года занимал должность замруководителя Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству. С 2001 года — заместитель министра природных ресурсов России, курировал в Министерстве финансово-экономический блок. В 2003 году занял пост замруководителя аппарата правительства РФ.

С 2004 года — исполнительный директор, а затем президент Российского союза автостраховщиков. В 2007 году возглавил Национальный союз страховщиков ответственности. В 2009 году был избран президентом Всероссийского союза страховщиков, переизбрался на этот пост в 2011 году. В 2010 году господин Кигим вступил в «Единую Россию». С 21 марта 2013 года возглавлял Фонд социального страхования России.

Награжден орденом Почета.

Названа причина отставки главы Пенсионного фонда России

Konstantin Kokoshkin/Globallookpress

Названа причина отставки главы Пенсионного фонда России

Сегодня стало известно об отставке председателя правления Пенсионного фонда России Андрея Кигима. Временно исполняющим обязанности главы ПФР назначен запред правления фонда Сергей Чирков. Разбираемся в причинах решения.

Андрей Кигим был назначен главой ПФР 12 февраля 2021 года. Ранее, с 2013 по 2021 годы, он был руководителем Фонда социального страхования. Отметим, причиной решения правительства России может стать грядущее слияние ПРФ и ФСС в единую структуру, которая будет называться Социальным фондом. Произойдёт это 1 января 2023 года. Ранее отмечалось, что массовых увольнений на фоне слияния структур не последует.

Пришедший на смену Андрею Кигиму Сергей Чирков работает в ПФР с 2001 года. В 2007 году он возглавил департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, с июля 2012 года — начальник департамента организации назначения и выплаты пенсий. С 2018 года Сергей Чирков является заместителем председателя правления ПФР.

Дзен

Телеграм

Подписывайтесь на наши каналы
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Ушел в отставку глава Пенсионного фонда России (ПФР) Андрей Кигим. Техническая работа, предшествующая предстоящему объединению ПФР и Фонда соцстрахования (ФСС), которым до этого руководил господин Кигим, в основном завершена. По-прежнему нет ответа на вопрос, чем в ближайшем будущем будет единый Социальный фонд в большей степени — IT-платформой для «социального казначейства», сетью административных социальных учреждений или внебюджетным фондом в составе бюджетной системы.

Об отставке Андрея Кигима с поста главы ПФР объявлено в воскресенье, что необычно: правительство относительно редко публикует в выходные такого рода сообщения, что, впрочем, бывает накануне сезона отпусков в Белом доме. Впрочем, по данным “Ъ”, какого-либо конфликта вокруг отставки нет, речь идет о продолжении процесса слияния ПФР и ФСС. Исполняющим обязанности главы ПФР назначен Сергей Чирков, заместитель главы ПФР с 2018 года. Напомним, что в феврале 2021 года еще один заместитель господина Кигима Алексей Поликашин стал исполнять обязанности главы ФСС, после того как Андрей Кигим возглавил ПФР. По данным “Ъ”, Андрею Кигиму предложена другая должность на госслужбе, впрочем, возможно, что он предпочтет возвращение в госбизнес или уход на пенсию — в октябре ему исполнится 65 лет. Таким образом, два руководителя социальных внебюджетных фондов РФ из трех находятся в статусе и. о. До конца 2022 года ситуация должна измениться — напомним, согласно принятым в июне 2022 года законам, с 1 января 2023 года должен быть назначен глава единого Социального фонда.

По данным “Ъ”, принципиальных претензий к чуть более чем годовой деятельности Андрея Кигима на посту главы ПФР нет — Белый дом подробно освещал основные этапы объединения ПФР и ФСС, подготовкой к которому в основном и был занят глава Пенсионного фонда, и каких-либо сбоев в процессе не отмечалось.

Сама по себе идея Социального фонда на теоретическом уровне обсуждалась еще в 2013–2014 годах, в 2019 году она выглядела как слияние всех трех социальных фондов — ПФР, ФСС и Федерального фонда обязательного медстрахования (ФОМС) — в единую структуру с особым правовым статусом. Это была часть проекта социального вице-премьера Татьяны Голиковой, назначенной в мае 2018 года. Напомним, уже через месяц в Госдуме появился пакет законопроектов по постепенному увеличению пенсионного возраста с января 2019 года, единый Социальный фонд должен был стать продолжением системной реформы в социальной сфере.

Тем не менее ФОМС с его сложной системой взаимодействия с региональными фондами ОМС, наполняемыми из региональных налогов, выпал из проекта объединения, и уже в сентябре 2020 года объединять решено было только ПФР и ФСС, тогда же обнародован и проект «социального казначейства» — системы управления средствами социального назначения на базе IT-платформы информсистем.

Что получится после объединения ПФР и ФСС

Андрей Кигим был назначен главой ПФР вместо ушедшего в Госдуму экс-главы Минтруда Максима Топилина как глава ФСС, в этой должности он работал с 2013 года после многолетней работы в структурах самоуправления страхового рынка, а до этого — в аппарате правительства, Росгосстрахе и Сбербанке. На посту главы ФСС господин Кигим, впрочем, выступал за модели реформирования социальной сферы, отличающиеся от проекта «большого объединения» соцфондов и опирающиеся на немецкие и австрийские модели работы системы соцстрахования с интеграцией работы госструктур со страховым бизнесом. На ПФР помимо работы по будущему объединению фонда с ФСС в этот момент пришелся период дополнительных массовых выплат пенсионерам, в ходе которых едва ли не впервые в истории ПФР практически не было массовых жалоб клиентов, что было важно в условиях пандемии и повышенной после увеличения пенсионного возраста настороженности населения к любым действиям Пенсионного фонда. При этом техническая работа по подготовке слияния ПФР и ФСС завершилась в феврале 2022 года и на уровне ПФР, и на уровне курирующего его Минтруда, и в аппарате Белого дома.

Вопрос, кто именно «руками» будет осуществлять слияние, которое, как сообщала в июне 2022 года Татьяна Голикова в Госдуме, продлится два года, должен быть решен летом-осенью 2022 года.

Впрочем, он не сводится к объединению сети клиентских офисов ПФР (около 2,5 тыс.) и ФСС (около 400) и оптимизации занятости будущего крупнейшего государственного работодателя. Несмотря на стройность самой идеи «социального казначейства», Соцфонд, как ранее и ПФР, с точки зрения правительства, будет существовать как структура с несколькими приоритетами. С одной стороны, Соцфонд — предмет крупных и сложных инвестиций правительства в IT-экосистему госсервисов и госинформсистем, в этом качестве он важен в том числе и Минцифры, и аппарату правительства, активно интегрирующему все госинформсистемы с 2021 года. С другой стороны, подчиняющийся непосредственно правительству ПФР, а в будущем Соцфонд,— соисполнитель (и в этом качестве не только технический) государственной социальной политики, курируемой в Белом доме Татьяной Голиковой и разрабатываемой в Минтруде. Наконец, Соцфонд — это важный элемент бюджетной конструкции, и в этом плане влияние на него продолжает оказывать финансово-экономический блок Белого дома, в первую очередь Минфин. В разные годы ПФР выглядел как поле лишь одной «группы интересов» (причем она довольно часто менялась), а остальные считались в Белом доме второстепенными. При этом ПФР по статусу и по существу оставался структурой, подчиненной правительству, а не министерствам.

После ухода Андрея Кигима «группам интересов» вокруг ПФР вновь предстоит определиться, что такое фонд в первую очередь, ведь сам проект Соцфонда выглядит как характерная попытка закрыть путем централизации необходимость развития горизонтальных связей в очень неоднородной по карьерным траекториям, мировоззрению, корпоративным ценностям, деловому стилю федеральной исполнительной власти РФ. Видимо, аналогичные проблемы в Белом доме — нужно совмещать административную форму, политическое содержание и IT-«подкладку» — будут наблюдаться во многих его крупных начинаниях, и вряд ли чистый принцип единоначалия и вертикали власти может быть единственным ответом на все вызовы.

Глава Пенсионного фонда России (ПФР) Максим Топилин снят с должности. На его место назначен глава Фонда социального страхования Андрей Кигим. Постановление правительства подписал Михаил Мишустин, сообщает Газета.ру.

Не исключено, что речь идет о смене парадигмы пенсионной системы. Максим Топилин не подходит под поставленную задачу объединения социальных фондов, считают, близкие к правительству источники РБК. Напомним, Топилин в качестве министра труда был основным «толкателем» пенсионной реформы, которую стали называть «людоедской». Продавив ее, он возглавил ПФР.

За объединение социальных фондов (ПФР, ФСС и ФМС) в единую структуру в бытность главой Счетной палаты (2018 год) выступала вице-премьер Татьяна Голикова. Объединенный фонд, говорила она, станет «уникальной управленческой структурой, находящейся не в государственной, а в публичной собственности».

К слову, за неделю до отставки Топилина стало известно, что его предшественник на посту главы ПФР Антон Дроздов по сокращению штата покидает Минфин, где курировал пенсионное направление в ранге замминистра, и переходит на работу в Промсвязьбанк. Непонятные пертурбации, чехарда в пенсионной системе на фоне политической турбулентности не могут не вызывать опасения.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя уверена, что любая реорганизация ведомств проводится только тогда, когда от них нет должной отдачи.

— Отставка Топилина, видимо, говорит о провале пенсионной реформы. Ведь именно он и добивался ее реализации. Как минимум речь идет о его неэффективной работе в части реализации позитивных пожеланий, которые озвучивали, когда принимали пенсионную реформу. Ничего, кроме негатива людям и экономике страны он не принес.

«СП»: — Интересно, что ПФР все-таки ликвидируют, сливая его с ФСС…

— Эти фонды по сути дела посредники, которые имеют огромные материальные ресурсы, кадры. И при этом они пользуются бюджетными деньгами. Например, в ПФР вливается 3,3 трлн. рублей из федерального бюджета. Зачем? Наверное, это не совсем правомерно. Поэтому обсуждается идея объединить социальные фонды. В этом есть определенный смысл.

Но наша — КПРФ, позиция заключается в том, что эти избыточные структуры вообще не нужны. Зачем их содержать? Выплаты можно проводить напрямую из бюджета.

Смысл планируемых преобразований «СП» пояснил проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

— Назначенный на ПФР Андрей Кигим — человек абсолютно командный, работает в системе соцстраха долго и поэтому с тематикой знаком хорошо. Более того, он в последнее время очень активно внедрял все, что связано с работой больших баз данных и прочие прогрессивные информационные технологии.

Вспомните, как в прошлом году, через ФСС проходили выплаты по больничным, и людям не надо было ходить по этому поводу ни в поликлиники, ни к работодателю. Все это в автоматическом режиме передавалось из медучреждений в ФСС, который производил выплаты гражданам. Поэтому в рамках объединения ФСС и ПФР Кигим максимально подготовлен к решению предстоящих задач.

«СП»: — А объединение фондов вопрос решенный? В каком конкретно формате? Голикова говорила об объединении не только ПФР и ФСС, но и ФМС…

— Есть поручение правительства Минтруду, ПФР и ФСС подготовить предложения. Оно было дано еще в прошлом году. ФМС это объединение касаться не будет.

«СП»: — Также Голикова говорила, что новая структура должна находиться не в государственной, а в публичной собственности. Что это значит?

— В 2019 годы мы с финансовым омбудсменом Юрием Ворониным написали для Центра стратегических разработок доклад, его потом передали Голиковой, о реформе системы социального страхования в России. Там мы предложили объединение всех социальных фондов (включая медстрах) и изменение формата собственности объединенной структуры.

Сейчас фонд является, по сути, казенным предприятием. Это некий технический оператор денежных средств, которые приходят, а потом уходят. В этом смысле как любое подведомственное учреждение он не имеет самостоятельности.

В то время как на Западе, например, в Германии (родине пенсионной системы — авт.) пенсионный фонд — это совместная собственность работников, работодателей и государства. Это, конечно, не акционерное общество, но национальное достояние, управляемое в соответствии с законом выборным органом из числа представителей упомянутых трех сторон.

Их решения независимы от правительства. Именно фонд определяет политику тарифов, определяет пенсионный возраст. Волюнтаристски поднять пенсионный возраст или изменить тариф отчислений или увеличить размер пенсии невозможно. Все решения там принимаются консенсусом. Стороны должны договориться. Поэтому все принимаемые решения устойчивы. Все стабильно.

Средства, которые могут оставаться на счетах в качестве резервов, совет директоров направляет на приращение — занимается инвестиционной политикой. И все проценты, которые приходят в пенсионный фонд являются достоянием граждан и никакой минфин их изъять оттуда не может. Он по решению правительства просто осуществляет софинансирование обязательств государства.

Сейчас эти предложения прорабатываются на уровне экспертов. Потому что прежде чем написать закон и принять его в парламенте, должна быть сделана колоссальная техническая работа. Например, нужно объединить базы данных. В ПФР — это в основном граждане, в ФСС — юрлица. Когда это будет сделано, гражданам не придется бегать по разным фондам. Все будет в одном месте.

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий считает, что в правительстве возобладали прогосударственные тенденции.

— Отставку Максима Топилина я бы не драматизировал с политической точки зрения. Хотя, конечно, он был сторонником скандальной пенсионной реформы. Но в тот период таким сторонником было все правительство, в котором Топилин не отличился как особо одиозный персонаж. Скорее всего, дело исключительно в планируемом объединении ПФР с Фондом социального страхования.

Топилин был назначен на пост руководителя ПФР еще во времена премьера Медведева, в 2012 году. Теперь же Мишустин подобрал на эту должность нового человека. Правительство Мишустина делает ставку на укрупнение «институтов развития» — создание структуры, более понятной с точки зрения управленческой логики. ПФР будет встраиваться в более крупную систему, перед которой будут ставиться четко сформулированные задачи, увязанные с развитием страны.

Таким образом, отставку Топилина стоит рассматривать с точки зрения построения своего рода плановой экономики, идейным вдохновителем которой является первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов. Экономики, в которой государство — не просто контролер и наблюдатель, а субъект, который планирует и выполняет определенные задачи всероссийского масштаба.

Судя по оценке директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, процесс объединения фондов может быть продолжен под некую политическую фигуру.

— Очень может быть, что это является еще одним латентным признаком приближающейся открытой фазы транзита власти. Потому что в закрытой фазе он идет с конца прошлого года. Слухи о том, что собираются объединять три социальных фонда, циркулируют уже года два. Тогда назывались разные фамилии людей, которые должны были освободить свою должность в рамках транзита. Именно это было «легендой» для создания «суперфонда». Поэтому главный вопрос в том, под кого это делается, ведь объединенный фонд — колоссальный ресурс. Само же решение — чисто аппаратное. Какая разница кто будет администрировать финансовые потоки? Принципиальные подходы не изменятся.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Контривен инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Частотный преобразователь siemens мануал
  • Айнил для животных инструкция по применению
  • Роль руководства в принципах менеджмента качества
  • Нутрифайбер инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена отзывы