Кто такой художественный руководитель (худрук)?
Источник фото wirestock/freepik
Все творческие коллективы нуждаются в руководителе, который бы занимался и постановкой, и решал вопросы артистов.
Изначально художественные руководители творческих коллективов брали на себя обязанности педагогов по вокалу, танцу, сценической речи и т.п. Однако постепенно к этому начали добавляться и финансовые вопросы, и решение организационных проблем. Таким образом, художественные руководители (или худруки) – это специалисты, которые совмещают в себе творческое и административное начало, что ставит их несколько отдельно от представителей творческих профессий.
Чем занимается худрук
Необходимо отметить некоторые особенности данного рода деятельности:
-
для участников творческого коллектива худрук – это педагог, состоявшийся профессионал в сфере танцев, эстрады или актерского мастерства;
-
он занимается организацией выступления, проверкой сцены, декораций, костюмов;
-
заключает договоры и контракты, назначает встречи со спонсорами и заказчиками.
В действительности худрук – это должность, до которой необходимо профессионально дорасти. Как правило, на такую работу годятся уже состоявшиеся в своей области артисты: участники и лауреаты творческих конкурсов, популярные музыканты, певцы, театральные актеры и т.д.
Довольно часто худруками называют и театральных режиссеров, дирижеров, известных хорегорафов. Поэтому художественный руководитель — это скорее административная должность, нежели профессия.
Художественный руководитель может работать как с профессиональным коллективом, так и любительским. Это могут быть:
-
дети;
-
лица старше 18 лет;
-
люди пенсионного возраста.
При этом худрук может работать сразу с несколькими коллективами, которые могу иметь даже разные творческие профили. Конечно, подобное встречается в основном в небольших населенных пунктах. Чаще всего профиль руководителя вполне четкий:
-
хореография;
-
народное творчество;
-
эстрадное пение;
-
театральное мастерство.
Источник фото freepik
Обязанности художественного руководителя
У худруков довольно внушительный набор обязанностей. В основном он связан с организационной работой:
-
осуществлять отбор участников в творческий коллектив;
-
проводить обучение и репетиции;
-
создавать программы выступлений, репертуарные планы и график показов;
-
заниматься организацией выездных выступлений, собирать необходимые документы, а также обеспечивать бюджетирование;
-
отслеживать профильные конкурсы, подавать заявки, готовить конкурсные выступления;
-
решать проблемы и конфликтные ситуации внутри коллектива, отслеживать общий эмоциональный фон его участников;
-
работать с бухгалтерией и специальной документацией.
Для того, чтобы выполнять эти обязанности, художественный руководитель должен обладать навыками:
-
педагога;
-
администратора;
-
бухгалтера;
-
менеджера.
Требования к худруку
Руководитель современного творческого коллектива должен соответствовать следующим требованиям:
-
высшее образование в области культуры или искусства;
-
педагогический опыт;
-
навыки ведения деловой переписки и общения;
-
знание законодательства в отношении деятельности любительских и профессиональных творческих коллективов.
Трудоустройство художественного руководителя
Худруков чаще всего можно увидеть в бюджетной сфере. Это, как правило:
-
дома культуры;
-
центры творчества;
-
творческие мастерские;
-
танцевальные студии.
Впрочем, услуги талантливых организаторов и творческих специалистов нужны и в частных студиях.
Художественные руководители имеют достаточно плотный рабочий график, который во время репетиций или выездных выступлений и вовсе становится ненормированным. Поэтому желающим работать в этой должности необходимо быть выносливыми и эмоционально стойкими людьми.
Обучение худруков
Как уже было сказано, на должность худрука назначают только состоявшихся в профессии артистов. Специальных факультетов по подготовке художественных руководителей не существует.
У худрука может быть профильные педагогическое образование по роду деятельности коллектива. Если он управляет танцевальной группой, то образование балетмейстера или хореографа, если творческой мастерской – то актерское или режиссерское и т.д.
Карьерные перспективы художественного руководителя
Худруком может стать лишь человек с активным творческим прошлым. Это уже само по себе является карьерный рост. Далее возможно лишь продвижение по административной лестнице – например, на должность руководителя студии или директора дома культуры. В этом случае понадобятся также навыки управления персоналом.
Источник фото senivpetro/freepik
Личностные качества художественных руководителей
От худрука для успешной работы требуется набор нетривиальных способностей:
-
креативность;
-
творческий потенциал;
-
целеустремленность;
-
амбициозность;
-
навыки руководителя, организатора и лидера;
-
художественный вкус;
-
стрессоустойчивость;
-
трудолюбие;
-
умение строить отношения с коллективом;
-
эмоциональная и физическая выносливость.
Сколько зарабатывают худруки
Самый большой достаток имеют художественные руководители, которые работают в крупных городах с большими и известными коллективами. Так, например, столичный худрук с опытом работы более трех лет может иметь заработную платы в районе 45 000 рублей.
Если же брать регионы, то худрук любительского коллектива в среднем зарабатывает 19 000 рублей в месяц.
Плюсы и минусы профессии художественный руководитель
К положительным моментам профессии художественный руководитель следует отнести:
-
большие возможности для творческого развития;
-
возможность воплощать собственные идеи и задумки.
Минусами профессии стоит считать:
-
широкий перечень должностных обязанностей;
-
высокий уровень ответственности;
-
насыщенный рабочий график;
-
возможны стрессовые и конфликтные ситуации.
From Wikipedia, the free encyclopedia
An artistic director is the executive of an arts organization, particularly in a theatre company or dance company, who handles the organization’s artistic direction.[1][2][3] They are generally a producer and director, but not in the sense of a mogul, since the organization is generally a non-profit organization. The artistic director of a theatre company is the individual with the overarching artistic control of the theatre’s production choices, directorial choices, and overall artistic vision. In smaller theatres, the artistic director may be the founder of the theatre and the primary director of its plays. In larger non-profit theatres (often known in Canada and the United States as regional theatres), the artistic director may be appointed by the board of directors.
Overview[edit]
The artistic director of a performing dance company is similar to the musical director of an orchestra, the primary person responsible for planning a company’s season. The artistic director’s responsibilities can include (but are not limited to) choosing the material staged in a season, the hiring of creative/production personnel (such as directors), and other theatre management tasks. He or she may also direct productions for the company. Artistic directors work closely with the general manager of the theatre, and contribute the artistic evaluation of projects and productions to be included in promotional, funding, and press materials. An artistic director also functions as a resource for the directors who are working to mount productions at the theatre and can provide support, counsel, and/or artistic input where requested.[4] The artistic director is usually prepared to assume the production should the director become unable to complete his/her duties. Artistic directors are frequently regarded as the artistic representatives of theatre companies and are often required to speak about their theatre to the press. In the United States, artistic directors often have fundraising responsibilities as well.
In some ensemble companies, the artistic director is responsible for recruiting performers to act as a talent pool for the company’s productions. This ensemble may include actors and artists of various disciplines. The artistic director functions as leader of this group, with the aim to create and/or realize various new and established works.
In ballet, the artistic director is the head of a ballet company. They have overall responsibility for training the dancers, as well as selecting and mounting productions. They are almost always a retired dancer. Often they also choreograph some of the company’s productions.[citation needed]
In some companies, the artistic director may also manage the day-to-day operations of the company, but in many (particularly larger) companies, the artistic director is often exempt from routine administrative duties, freeing him or her to concentrate on the art. In those cases, decisions about administration, business issues, finances, fundraising, board relations, donor relations, publicity, and marketing devolve to the responsibility of the general manager, chief operating officer, managing director, etc. or are discussed collaboratively.
References[edit]
- ^ Stanislavski, Constantin (1936). An Actor Prepares. New York: Theatre Arts Inc.
- ^ Rudnitsky, Konstantin (1981). Meyerhold the Director. Translated by G. Petrov. Ann Arbor, MI: Ardis.
- ^ Brook, Peter (1972). The Empty Space. Harmondsworth, UK: Pelican.
- ^ Lanipekun, Jennifer (2011). «Appendix I: Interview with Director 1, Artistic Director of Opera Company 1». Communication in Theatre Directing and Performance from Rehearsal to Production. New York: Cambria Press.
Художественный руководитель
Должностные обязанности. Руководит в пределах полномочий, определенных учредительными документами и (или) трудовым договором, творческой деятельностью организации исполнительских искусств, неся ответственность за художественно-творческие результаты деятельности организации. Организует работу и взаимодействие артистического и художественного персонала, структурных подразделений художественно-творческой части, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач. Обеспечивает художественное качество репертуара, определяет готовность спектаклей и принимает решение об их публичном исполнении. Обеспечивает совместно с директором (генеральным директором) выполнение организацией обязательств перед зрителями (слушателями), творческими работниками организации, авторами и исполнителями используемых произведений (фонограмм), а также другими партнерами по творческой деятельности. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными творческими кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных условий труда для их жизни и здоровья, соблюдению требований законодательства о труде. Участвует со стороны работодателя организации в разработке, заключении и выполнении коллективного договора. Обеспечивает соблюдение трудовой и творческой дисциплины работников художественно-творческого состава организации. Поручает ведение отдельных направлений творческой деятельности другим работникам художественно-творческой части.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств; основы режиссуры и актерского мастерства, сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства; историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы; состояние современного отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств; современную и классическую драматургию; порядок разработки и согласования планов творческо-производственной деятельности и перспективных планов развития в сфере исполнительских искусств; основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового и гражданского законодательства; авторское право; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности главного режиссера (дирижера, балетмейстера) не менее 3 лет или в должности режиссера (дирижера, балетмейстера) — постановщика, артиста, руководителя творческого подразделения в сфере исполнительских искусств не менее 5 лет.
Примечание. Конкретные права, обязанности, дополнительные требования и иные условия творческой работы (постановка, художественное, музыкальное оформление спектакля, исполнение роли и т.п.), выполняемой художественным руководителем по месту основной работы и не входящей в круг обязанностей художественного руководителя, определяется при заключении трудового договора в установленном порядке.
Привет!
Что такое арт-менеджмент?
Арт-менеджмент, или руководство художественным искусством, — это процесс использования бизнес-навыков и организационных принципов для руководства в художественной среде.
Это может включать в себя творческое руководство, руководство в музеях и управление художественными галереями.
Арт-менеджеры разбираются в искусстве, цепочке поставок и управлении проектами и используют свои компетенции для подготовки выставок, ведения переговоров по сделкам в области искусства и управления другими креативными работниками и членами команды.
Почему арт-менеджмент важен?
Арт-менеджмент важен, потому что он позволяет профессионалам взаимодействовать с индустрией искусства и обеспечивать руководящую роль. В музеях арт-менеджмент важен, потому что руководители используют его для обеспечения доступа публики к произведениям искусства и образования.
В других сферах арт-менеджмент позволяет предприятиям и компаниям управлять своими творческими начинаниями и специалистами.
Как получить должность арт-менеджера
Вот некоторые шаги, которые вы можете предпринять, чтобы получить должность арт-менеджера:
1. Определите, подходит ли вам эта профессия.
Первый шаг к карьере арт-менеджера — определить, подходит ли она вам. Для успешной работы в сфере арт-менеджмента часто необходимы как лидерские качества, так и страсть к искусству.
Подумайте о том, чтобы стать помощником местных арт-менеджеров или креативных директоров, чтобы понять, нравятся ли вам их ежедневные обязанности.
2. Получите степень бакалавра или сертификат в области искусства
Определив, подходит ли вам арт-менеджмент, вы можете выбрать программу и получить степень бакалавра в соответствующей области. Это может включать специализацию в области изобразительного искусства, дизайна, медиа, кино и других художественных дисциплин.
Получая степень бакалавра, вы можете развивать свою профессиональную сеть, встречаясь с другими студентами-искусствоведами и преподавателями. Вы также можете пройти стажировку, чтобы улучшить свои навыки и резюме.
Если вы не хотите тратить время на высшее образование, многие онлайн-платформы предлагают данный курс обучения. Например, онлайн-школа Skillbox предлагает курс — «Арт-менеджмент».
3. Приобретите опыт работы в сфере искусства и руководства
Приобретение профессионального опыта — важная часть построения вашего резюме. Чтобы узнать больше об этой сфере и развить свои навыки, рассмотрите возможность работы на должностях начального уровня, таких как ассистент арт-менеджера или арт-консультант.
Приобретая профессиональный опыт, вы можете сосредоточиться на развитии своей сети и знакомстве с экспертами в области искусства, которые могут предложить вам возможности в арт-индустрии.
4. Разработайте портфолио своих работ
Прежде чем подавать заявление о приеме на должность арт-менеджера, подумайте о создании портфолио своей работы в сфере искусства и руководства.
Например, это могут быть фотосессии, которыми вы руководили, проекты видеосъемки, которыми вы руководили, или новые системы, которые вы внедрили в учреждениях искусства. Наличие портфолио ваших успехов может укрепить вашу заявку.
5. Найдите и подайте заявку на вакансии арт-менеджера
Чтобы найти и подать резюме на вакансии арт-менеджера, воспользуйтесь сайтом для поиска работы в Интернете, который поможет вам отфильтровать объявления по зарплате, обязанностям и необходимому опыту. Отредактируйте и проверьте свое резюме и составьте новое сопроводительное письмо для каждой вакансии. Перед собеседованием потренируйтесь отвечать на вопросы о лидерстве и искусстве.
5 потенциальных вакансий в сфере арт-менеджмента
1. Преподаватель искусства
Средняя зарплата по стране: 40 000-60 000 рублей в месяц
Основные обязанности: Преподаватели искусства используют свои лидерские и руководящие навыки, чтобы помочь учащимся понять концепции искусства и историю искусства.
Преподаватель искусства может работать в государственных или частных школах, а также в художественных институтах или университетах. Они могут сосредоточиться на конкретных видах искусства, таких как фотография или видеография, или же обобщить их.
2. Арт-менеджер
Средняя зарплата по стране: 90 000-100 000 рублей в месяц
Основные обязанности: Арт-менеджер работает с командой творческих работников над созданием таких проектов, как фильмы и статьи. Арт-менеджер часто фокусируется на визуальном искусстве в рамках произведения и помогает команде управлять бюджетом и руководить производством.
Например, арт-менеджер может внести свой вклад в создание фильма, выбирая произведения искусства для различных сцен и работая с учреждениями для заимствования или использования произведений искусства.
3. Куратор
Средняя зарплата по стране: 50 000- 70 000 рублей в месяц
Основные обязанности: Куратор управляет коллекцией произведений искусства в музее или учебном заведении. Они работают с владельцами произведений искусства и другими музеями, координируя передвижные выставки и приобретая новые работы для статичных экспозиций.
Куратор также может сотрудничать со специалистами по искусству различных эпох и стилей, чтобы убедиться в подлинности приобретаемых произведений.
4. Арт-директор
Средняя зарплата по стране: 100 000-120 000 рублей в месяц
Основные обязанности: Арт-директора — это руководители, которые управляют командами творческих работников и других профессионалов. Они могут работать с издательскими и производственными группами и вносить свой вклад в работу, управляя визуальными стилями и художественными решениями.
5. Креативный директор
Средняя зарплата по стране: 160 000-180 000 рублей в месяц
Основные обязанности: Креативный директор руководит творческими отделами и определяет общую цель и направление творческих начинаний. Креативные директора могут руководить группами графических дизайнеров, фотографов, видеографов и писателей.
До новых встреч!
Профессия арт-директора востребована во многих сферах — от рекламы до киноиндустрии. В геймдеве эта специальность не менее распространена, особенно если речь идёт о крупных студиях. Как правило, арт-директор отвечает за художественное направление проекта и выполнение задач, возложенных на арт-подразделение компании.
В этом материале вы узнаете:
- что входит в спектр задач арт-директора;
- чем эта профессия отличается от других похожих специальностей;
- с какими сложностями часто сталкивается арт-директор;
- советы от Сергея Рыжова (в прошлом — арт-директор Torn Away в студии perelesoq).
Роль арт-директора во многом схожа с профессией дирижёра. Человек, руководящий оркестром, не всегда владеет музыкальными инструментами в совершенстве. Однако, он понимает, как звучание каждого инструмента влияет на музыкальное произведение в целом. Благодаря дирижёрским жестам, партии каждой группы музыкантов сводятся в единую композицию. Аналогичный процесс происходит в художественном отделе студии — и, как и дирижёру, арт-директору необходимы знания в специфичных для профессии областях. Дмитрий Еременко из Whaleapp LTD в своём докладе «Роль арт-директора в игровой студии» на Games Gathering 2018 отмечал, что специалисту требуется компетентность в трёх сферах:
- художественное направление — знания в области концепт-арта, 2D/3D, визуальных эффектов, программного обеспечения;
- менеджмент — управление командой, делегирование процессов, согласование этапов с другими отделами студии;
- техническое направление — контроль за техническими процессами, которые напрямую связаны с работой арт-отдела.
Для лучшего понимания спектра задач в этих сегментах стоит рассмотреть каждую подробнее.
Выбор концепции. Разработка концепции будущего проекта в сотрудничестве с исполнительным продюсером, геймдизайнером и креативным директором. При работе над сиквелом или новой частью серии арт-директор учитывает особенности предыдущих игр (анимации, стиль) и переосмысляет их, чтобы внести новизну в визуальную составляющую.
Выбор стиля. Определившись с общей идеей, необходимо выяснить, насколько художники попадают в стиль, выбранный арт-директором. При этом важно не корректировать их работу в духе «поправь это», а разобраться, понимают ли сотрудники видение руководителя.
Отслеживание трендов. Сюда входит анализ рынка игр и изучение популярности тех или иных стилей. Арт-директор должен знать, что актуально, что нравится игрокам и что не нравится, а также над чем работают в других студиях.
Составление арт-гайдов. Разработка документации по различным тематикам для команды. Помимо знания теории, эта обязанность требует определённых навыков письма и работы с текстом (например, нужно умение обрабатывать информацию и чётко формулировать мысли в письменной форме).
Помощь команде. Повышение уровня профессионализма команды, помощь сотрудникам, чей уровень необходимо подтянуть (направление на специализированные курсы).
Планирование дальнейшего развития. Если проект рассчитан на длительный срок — особенно в случае многопользовательских игр, — арт-директор продумывает визуал игры на несколько лет вперёд.
Формирование команды для нового проекта. Арт-директор решает, сколько и каких именно специалистов необходимо привлечь для воплощения художественной задумки, а также как они будут взаимодействовать между собой.
Участие в формировании структуры компании. Помимо организации эффективной работы художественного отдела, арт-директор контролирует, какой контент делает каждое подразделение и как этот контент пересекается с другими проектами компании (например, если речь идёт о крупных франшизах или DLC).
Постановка задач, планирование, контроль за исполнением (в рамках майлстоунов и релизов).
Заказ услуг. Под этим подразумевается подбор аутсорса и сотрудничество с фрилансерами по необходимости (например, если команда не укладывается в сроки). Стоит отметить, что работа над графикой — та часть разработки игры, к которой чаще привлекают аутсорс. Например, специалиста по промоиллюстрациям, как правило, нет смысла держать в штате.
Оценка бюджета. Сюда входит расчёт ресурсов, стоимости художественной части проекта и зарплат сотрудников арт-отдела.
Налаживание коммуникаций. Характерно для крупных компаний, когда необходимо наладить взаимодействие между несколькими арт-подразделениями. В этот пункт также входят командировки (в случае, если подразделения находятся в разных странах).
Взаимодействие с другими структурами, в частности с отделом маркетинга (организация подготовки промоматериалов, игровых трейлеров), а также с продюсером и геймдизайнером (продумывание и согласование дизайна персонажей, цветовой палитры, общего стиля и так далее).
Организация пайплайнов. Чёткое обозначение общих сроков проекта, отдельных этапов и задач.
Оценка рисков. Важный пункт, особенно когда студия решается на глобальные перемены в проекте. Любые серьёзные изменения в дизайне могут сказаться на итоговом результате.
Решение конфликтных ситуаций.
Планирование загруженности отдела и подразделений. Определение количества контента, организация работы без образования простоев.
Составление отчётов. Довольно бюрократическая процедура, однако на руководящих должностях её не избежать.
Мотивация команды. Сюда также входит помощь сотрудникам в профессиональном росте. Одна из самых распространённых причин, по которой увольняются художники, — это отсутствие перспектив.
Отслеживание рыночной стоимости специалистов. Этот пункт необходим для консультирования HR-специалистов компании по запросу. Также арт-директор нередко присутствует на собеседованиях с потенциальными кандидатами.
Выбор технологии. Чтобы определиться с графикой игры (2D, 2,5D, 3D), арт-директор консультируется с программистами по поводу возможностей движка.
Взаимодействие с геймдизайнером и продюсером, командой разработчиков, а также Q/A в технических вопросах. Под этим подразумевается обсуждение возможных нововведений, например будут ли они работать в игре с точки зрения дизайна.
Составление технической документации для художников. После совещаний арт-директор должен чётко и быстро донести до своей команды видение технических специалистов.
Распределение ресурсов, выделенных на игровую графику. Арт-директор выясняет, на какую художественную составляющую важнее сделать упор с точки зрения проработки — например, на персонажей или на окружение, — и, исходя из этого, определяет бюджет ресурсов для каждого направления.
Обмен и хранение стоков компании, их загрузка и последующая интеграция в движок. Под этим подразумевается организация общего хранилища файлов с понятной структурой и чётким разделением (группировка по папкам, корректные названия и так далее), чтобы избежать потери контента.
Знание ПО. Арт-директору необходимо знать, для чего нужен тот или иной софт, в каких случаях его используют и что из программ художнику необходимо в рамках текущего проекта, а что — необязательно. Это связано с тем, что лицензированное ПО стоит дорого, а лишние траты могут сказаться на бюджете студии.
Анализ альфа- и бета-тестирований. Сюда входит просмотр статистики, отзывов и реакции игрового сообщества по поводу актуального визуала. На основе этого фидбэка арт-директор принимает дальнейшие решения по художественной составляющей проекта.
Разумеется, быть профессионалом во всех этих трёх областях крайне сложно. Тем не менее арт-директор должен понимать специфику каждого раздела — а некоторые обязанности можно делегировать более компетентным в определённых вопросах специалистам.
Комментарий эксперта
«Крайне желательно, чтобы арт-директор работал в связке с техническим художником (Tech/Technical Artist. — Авт.), который как раз и подбирает конкретные технические средства для воплощения видения проекта и досконально в них разбирается. Подкованность самого арт-директора в техническом плане крайне желательна, но она встречается не всегда, так как арт-директор — это и художник-визионер, и технарь, и менеджер в одном лице. Мне встречались арт-директора, которые были не очень компетентны в технических вопросах и делали упор на арт или менеджмент. Работа в связке с хорошим техническим художником может компенсировать этот недостаток».
Сергей Рыжов
При таком масштабе задач и объёме организационной деятельности арт-директор вряд ли сможет уделить достаточное количество времени собственному художественному портфолио. Чтобы убедить будущего работодателя в своей компетентности, можно дополнить резюме списком профессиональных достижений.
Комментарий эксперта
«С портфолио всё просто: опишите в резюме выпущенные игры, в рамках которых вы работали арт-директором. Если их нет, то вашу компетентность косвенно подтвердят невышедшие проекты, кейсы с геймджемов и личные наработки».
Сергей Рыжов
Несмотря на то, что в игровой индустрии профессия арт-директора упоминается довольно часто, многие путают эту должность с позициями ведущего художника (Lead Artist) и креативного директора. На самом деле эти профессии отличаются как по обязанностям, так и по иерархии.
Арт-директор формирует видение будущего проекта в глобальном плане. Например, какая цветовая гамма лучше передаёт атмосферу проекта, каким будет уровень детализации, исходя из технических требований, какого стиля должна придерживаться игра в зависимости от целевой аудитории и так далее. Все эти вопросы согласовываются с продюсером и геймдизайнерами для окончательного формирования визуала. Затем арт-директор доносит своё видение до арт-отдела, и здесь к работе подключается ведущий художник.
Ведущий художник отвечает за выполнение задач своей команды. Он компетентен в сфере арта, знает функционал рабочих программ и имеет представление о том, как реализовать видение арт-директора и геймдизайнеров. Ведущий художник может выполнять некоторые задачи арт-директора, например отслеживать прогресс в работе отдела или определять бюджет, пайплайны и возможные риски.
С точки зрения иерархии позиция креативного директора выше, чем арт-директора. Основное различие заключается в объёме обязанностей. Если арт-директор сосредоточен на видении и эстетике будущего проекта, то подход креативного директора более масштабный и затрагивает не только художественную часть, но и остальные направления: геймдизайн, сценарий, маркетинговые материалы.
Комментарий эксперта
«Если арт-директор — это художник-визионер, создающий большой художественный проект при помощи команды, то креативный директор — это управленец, в зоне ответственности которого есть и художественная часть. Креативный директор присутствует не в каждой компании. Его наличие, скорее, признак более-менее крупной структуры [студии] со сложной иерархией».
Сергей Рыжов
Получается, что иерархия между этими должностями выстраивается по принципу: Ведущий художник → Арт-директор → Креативный директор.
На страницах вакансий AAA-студий иногда встречается позиция технического арт-директора (Technical Art Director). Как правило, это человек, который подчиняется арт-директору и управляет командой технических художников. В его задачи также входит регулирование технических процессов, о которых мы писали ранее; фактически, его деятельность закрывает пробелы в знаниях арт-директора по техническим вопросам. Но такое разделение обязанностей характерно для крупных компаний. В небольших студиях с этими задачами вполне справится и технический художник.
Сложности в работе арт-директора также можно поделить на три группы.
- Разработка уникального для рынка стиля игры. Чтобы привлечь аудиторию, графика должна быть качественной, выразительной и узнаваемой в перспективе.
Комментарий эксперта
«Необходимо найти хороший баланс между „мейнстримовой“ стилистикой, которая известна аудитории, и экспериментальной, более нишевой. Если переборщить с первой — аудитория не запомнит игру, но и чрезмерное увлечение авангардом оттолкнет широкие массы игроков. Для коммерческого успеха проекта нужна золотая середина».
Сергей Рыжов
- Подбор выразительных средств под содержание, нарратив и общий посыл игры.
- Работа с правками от начальства. При приёмке вышестоящему руководству может не понравиться конечный результат, например дизайн персонажа, — и порой людям сложно объяснить, что конкретно их не устраивает. В лучшем случае их устроит что-то из заранее подготовленных альтернативных концепций, в худшем — отдел будет работать над задачей, пока не достигнет результата, который устроит руководство. Последний вариант сказывается на сроках и дополнительных расходах.
- Умение чётко выставить рамки работы так, чтобы она не потеряла авторский стиль и не превратилась в идею руководителя, нарисованную чужими руками. Несмотря на то, что арт-директор фактически воплощает в жизнь задумки главного дизайнера и согласовывает все креативные решения с руководством, визуальный стиль игры — преимущественно его прерогатива.
«Будучи арт-директором, я представляю условные границы того, что я хочу [получить]. За них выходить нельзя, но то, что внутри, — свободно и открыто для исследования. В рамках этого пространства вы можете предложить мне что-то классное. Чем больше у вас художников… тем больше это пространство заполняется разными идеями».
Арт-директор Рон Аштиани
в интервью Art Director for Video Games | Ron Ashtiani (22 Years of Art)
- Достижение нужного уровня качества за счёт той команды, которая сформировалась.
Комментарий эксперта
«Ищите подход к каждому художнику арт-отдела и поддерживайте его мотивацию. Найдите баланс между сложностью и тривиальностью задачи так, чтобы она была интересна и выполнима для сотрудника. Тогда он сможет расти, но при этом не выгорать».
Сергей Рыжов
- Разрешение спорных ситуаций. Во время работы у художников могут возникать споры между собой и негативные мнения по поводу тех или иных решений. Часто они бывают предвзятыми. В этой ситуации арт-директору важно оставаться вежливым и предлагать сотрудникам своё видение, приводя аргументы, но не диктовать категоричные правила.
- Выстраивание рабочих процессов. Они должны быть эффективными, но без чрезмерных нагрузок на сотрудников — то же относится и к требованиям арт-директора к самому себе.
Комментарий эксперта
«Не берите всё на себя и не пытайтесь самостоятельно доделывать работу за каждым художником. Выстраивайте процессы так, чтобы создание контента требуемого качества шло с вашим минимальным вовлечением».
Сергей Рыжов
- Воплощение видения арт-директора ограничивается техническими средствами, которые диктует платформа и выбранный движок, поэтому приходится выстраивать эффективную работу в рамках этих ограничений.
Арт-директор — профессия, которая потребует не только знания базовых художественных дисциплин и понимания специфики разработки игр, но и навыков управления и лидерских качеств. Обладая таким набором характеристик, даже обычный художник может когда-нибудь увидеть своё имя под заголовком Art Director в титрах игры. Но для того, чтобы достичь этого, потребуются годы упорной работы.
Советы от эксперта
- В идеале арт-директору придётся пройти долгий путь в роли рядового художника, чтобы достигнуть определённого уровня мастерства, необходимого для профессии. С точки зрения креативности и уникального видения хорошие арт-директоры получаются из концепт-художников, так как эта игровая специальность менее техническая.
- С технической точки зрения арт-директору необходимо изучать движки и следить за их обновлениями.
- В отношении менеджмента потребуются знания психологии и опыт управления коллективом.
- Если навыки арт-директора (художественные, технические, управленческие) преобладают больше в одной области, нежели в двух остальных, по идее, это можно компенсировать, делегируя полномочия более компетентным сотрудникам. На практике хороший арт-директор обычно склоняется к специализации в одной области: кто-то уникальный художник, кто-то эффективно и ответственно ведёт команду, кто-то выступает больше как визионер и вдохновитель.
- Не забывайте следить за рынком, проходить и анализировать новинки с мощной графической составляющей, а также инди-игры с уникальным стилем.
Сергей Рыжов