Электронные ресурсы
Конфликт
в педагогике [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://psylist.net/
pedagogika/1.htm.
– Дата обращения: 24.08.2012.
ГЛАВА
11.
ТЕХНОЛОГИИ
РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
§
1. Из истории становления в России
института
классного
руководства.
§
2. Нормативные основы деятельности
классного
руководителя
§
3. Технологические
основы воспитательной работы
классного
руководителя
§
4. Технология изучения классным
руководителем учащихся
и
коллектива
§
5. Технология работы классного руководителя
с
ученическим коллективом
§
6.
Технология
работы классного руководителя с
родителями
§
7. Технология анализа результатов
воспитательного процесса
§
8. Технология планирования работы
классного руководителя
§
9. Критерии
оценки успешности работы классного
руководителя
§
1. ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ
ИНСТИТУТА КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА
ПО
МАТЕРИАЛАМ СТАТЕЙ:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (1965)
Классный
наставник
–
в дореволюционной России преподаватель
гимназий и реальных училищ, несущий
ответственность за воспитание учащихся
и осуществляющий надзор за их поведением.
Уставом гимназий 1864 г. в каждой гимназии
учреждалось по
2 должности воспитателей
с высшим образованием: одна для низших,
другая для высших классов.
Уставами
гимназий 1871 г. и реальных училищ 1872 г.
учреждены были должности классных
наставников (по одной на каждый класс).
Обязанности классных наставников должны
были выполнять штатные преподаватели,
получавшие за это добавку к основному
жалованью. Учреждены также были должности
помощников классных наставников или
классных надзирателей. Обычно преподаватели
стремились переложить на них воспитательные
функции. Это усиливало тенденцию к
отделению воспитания от образования.
Классный
надзиратель
– в дореволюционной России помощник
классного
наставника, осуществлявший
надзор за учащимися гимназий и реальных
училищ. В обязанности классного
надзирателя входило наблюдение за
поведением учащихся в классе и вне
класса (на улицах, в театрах, на частных
квартирах, где проживали иногородние
учащиеся, а также за выполнением учащимися
церковных обрядов. Для получения
должности классного надзирателя
требовалось (по Положению 1872 г.)
свидетельство об окончании уездного,
городского или духовного училища.
Деятельность классных надзирателей
часто сводилась к полицейскому контролю
и шпионажу за учащимися, особенно
усилившемуся в годы реакции75.
ПО
МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:
ПЕРШУТКИН
Б. В.
КЛАССНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ
Классный
руководитель
в общеобразовательной школе Российской
Федерации – педагог занимающийся
организацией, координацией и проведением
внеурочной воспитательной работы. В
начальных классах обязанности классного
руководителя выполняет учитель, ведущий
этот класс. На средней и старшей степенях
обучения классный
руководитель назначается администрацией
школы из учителей, работающих в данном
классе. Должность классного руководителя
введена также в средних специальных
учебных заведениях. В малокомплектных
школах, школах-интернатах,
профессионально-технических училищах
функции классное руководство осуществляет
воспитатель.
До
1917 г. в средних учебных заведениях
функции классного руководителя в мужских
гимназиях выполняли классные наставники,
в женских – классные дамы (должность
введена Уставом 1871), осуществлявшие
главным образом надзор за поведением
учащихся.
С
1918 г. воспитательная работа с учащимися
в школе возлагалась на всех учителей.
Создавались воспитательные комиссии
для координации их работы, направленной
на развитие у молодёжи политического
сознания. Для внеурочной и внеклассной
работы с каждой учебной группой выделялись
отдельные учителя, но они фактически
оказывались загруженными сбором анкетных
сведений об учащихся и их родителях,
различной отчётностью и не имели времени
вести полноценную воспитательную
работу.
Самоустранение
их от задач воспитания или же прямой
диктат по отношению к детскому коллективу
привели к ликвидации института классного
наставничества. Началась кампания по
внедрению в школу ученического
«самоуправления. Однако в середине 20-х
гг. кризис детского самоуправления
вновь вызвал необходимость прикрепления
педагогов к коллективам учащихся для
оказания им педагогической помощи.
В
1931 г. утверждена Наркомпросом РСФСР
инструкция о групповодах. В их обязанности
входила работа с отдельными учащимися
или с их группой, с родителями, другими
учителями по проблемам организации
учебно-воспитательной работы.
В
1934 г. с переименованием групп в классы
утверждена должность классного
руководителя. В 1947 г. Министерство
просвещения РСФСР утвердило «Положение
о классном руководителе», согласно
которому задачей классного руководителя
являлась организация учащихся класса
в дружный, целеустремлённый, работоспособный
ученический коллектив в целях успешного
разрешения учебно-воспитательных задач,
поставленных перед школой. В обязанности
классного руководителя входила работа
с
активом,
пионерской и комсомольской организациями
класса, изучение «Правил для учащихся
», наблюдение за успеваемостью. В
«Инструктивно-методических указаниях»
40-х гг. по улучшению работы классного
руководителя подчёркивалась необходимость
тщательного изучения каждого ученика
путём посещения уроков, наблюдения за
учащимися во внеурочное время.
В
50–60-х гг. ХХ века велись поиски новых
подходов к воспитанию ребёнка, появились
публикации из опыта работы классных
руководителей. С 1970 г. основные обязанности
классного руководителя определялись
Уставом средней общеобразовательной
школы.
Положение
о классном руководителе 1971 года продолжило
линию, выработанную в 30-е гг. – ориентация
на коллектив учащихся.
В задачи
классного руководителя входило воспитание
у учащихся идейной убеждённости,
общественного сознания и готовности к
активному участию в общественной жизни;
воспитание учащихся в духе коммунистической
морали; трудовое воспитание учащихся,
подготовка их к жизни, к сознательному
выбору профессии; борьба за высокое
качество успеваемости, развитие
познавательной активности; содействие
эстетическому и физическому воспитанию,
укреплению здоровья детей.
Движение
педагогов за реформирование системы
образования, развернувшееся в конце
80-х гг., вновь привлекло внимание к
проблеме воспитания учащихся и роли
классного руководителя в её решении.
С
1989 г. в ряде областей России проводится
эксперимент по программе «Освобождённый
классный руководитель (воспитатель)»,
в ходе которого определились приоритетные
направления в деятельности классного
руководителя. В центре его внимания
находится личность воспитанника, его
защита и развитие. Коллектив учащихся
(класс) должен стать благоприятной
средой для каждого ученика. Содержание
воспитательной работы составляют
целевые программы: «Здоровье», «Общение»,
«Учение», «Досуг», «Образ жизни».
Организуя
работу по этим направлениям, классный
руководитель совместно с другими
учителями и родителями обеспечивает
физическое, нравственное развитие
личности школьника, создает условия
для развития его интеллектуальных,
творческих способностей, для
самоопределения, самореализации,
самоорганизации и самореабилитации76.
ПО
МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:
КОРЯБКИНА
Е. В.
СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА
КЛАССНОГО
РУКОВОДСТВА В РОССИИ
Задача
инновационного развития страны
предполагает ряд коренных изменений в
разных сферах общественной жизни России,
среди которых образованию отводится
особое место. В современной образовательной
практике активно используется
воспитательный опыт, вводятся новые
должности педагогических работников,
профессиональная деятельность которых
связана с тьюторством, фасилитацией,
модерацией. В этом процессе изменений
особенно важно понимание их необходимости
и ответственности, поскольку изменения
должны быть преемственны с теми
педагогическими традициями, которыми
богата отечественная наука и практика.
В этой связи особенно актуальным для
педагогов, занимающихся воспитанием,
становится обращение к истории
профессиональной деятельности классного
руководителя, вопросам становления и
развития уникального педагогического
явления – института классного руководства.
Изучение
историко-педагогических, научных и
методических источников позволяет нам
утверждать, что генезис института
классного руководства прошел этап
становления и продолжает развиваться.
Институт
классного руководства в России берет
свое начало с
ХIХ в., когда в учебных
заведениях вводится должность комнатного
надзирателя.
Министерство народного просвещения в
1813 г. издает постановление об организации
при пансионах института комнатных
надзирателей, главной обязанностью
которых становится «всяческое направление
нравов и свойств детей и образование
истинных и полезных сынов отечества».
Требования
к деятельности и личностным качествам
комнатного надзирателя были достаточно
высокими: определенная подготовка,
владение иностранными языками (французским
и немецким) и главное – необходимо быть
«благовоспитанным», иметь нравственное
поведение. Непосредственными обязанностями
комнатных надзирателей были наблюдение
за учащимися, пребывание с ними ночью,
наблюдение за чистотой. Комнатные
надзиратели имели общий с воспитанниками
стол, ночевали по очереди в комнатах,
где спали воспитанники, посещали занятия
в классах. Целью наблюдения за
воспитанниками было исправление ошибок
«против языка, приличий и вкусов», ведь
поведение учащихся должно было
соответствовать нормам поведения
русского дворянина. Надзирателю
рекомендовалось не использовать
«драконовские методы», а прежде всего
тщательно изучать каждого воспитанника,
его наклонности и способности, поведение
и характер. Педагог должен был помогать
учащимся в подготовке уроков, занимать
свободное время воспитанников, следить
за тем, чтобы учащиеся не поддавались
дурному влиянию. Большое внимание
комнатный надзиратель уделял внеклассному
чтению, тщательно проверяя книги, которые
читали воспитанники.
Таким
образом, главной функцией комнатного
надзирателя была надзорно-контролирующая,
обеспечивающая
контроль соблюдения требований
образовательного учреждения,
систематический надзор за поведением
учащихся.
Несколько
позже в гимназиях для осуществления
внешнего надзора за воспитанниками
вводится штат классных
надзирателей
(воспитателей). В «Замечаниях на проект
общего плана устройства народных училищ»
(1862 г.) большое внимание обращается на
организацию и содержание воспитательной
работы, проводимой классными надзирателями.
Вместо названия «надзиратель»
рекомендовано использовать «воспитатель».
Классный
надзиратель должен был вести преподавание,
но не более 6 часов в неделю, «дабы он
мог сохранить всю нужную свежесть сил
для его главного дела в руководствовании
воспитанием вне класса». Деятельность
классного надзирателя все еще носила
надзорно-контролирующий
характер
и сводилась в основном к тому, чтобы
гимназисты не курили и не гуляли в
неположенных местах в неположенное
время.
Дальнейшее
изменение института классного руководства
определено Уставом 1864 г., который вводит
институт
классных
наставников
(в женских гимназиях – классные
дамы).
Деятельность классных наставников
становится не надзорного (эта функция
переходит помощнику классного наставника),
а воспитательного характера. Классный
наставник был призван следить за
развитием каждого ребенка, используя
в своей деятельности индивидуальный
подход. В его обязанности входила связь
с семьей, посещение уроков других
преподавателей, организованная работа
по выполнению домашних заданий, контроль
работы других преподавателей по проверке
всех письменных работ учащихся, работа
с отстающими детьми.
Таким
образом, к концу XIX века формируется
главная функция профессионально-педагогической
деятельности классного руководителя
– воспитательная, содержащая задачу
педагогического сопровождения развития
ребенка и помощи родителям в деле
воспитания.
Дальнейший
период становления института классного
руководства связан с деятельностью
групповодов
и происходит в условиях коренных
изменений российского государства.
Революционные преобразования в системе
образования страны поставили перед
школой не только учебные и воспитательные,
но и идеологические задачи. В «Положении
об единой трудовой школе РСФСР», в
«Основных принципах единой трудовой
школы» большое внимание уделялось
развитию активности, самодеятельности
учащихся, ставилась задача преодолеть
муштру старой школы, разобщенность и
противостояние ученических и педагогических
коллективов. Особое внимание уделялось
социальной природе воспитания,
подчеркивались огромные воспитательные
возможности детского коллектива,
создаются пионерская и комсомольская
организации, которым передается главная
функция воспитания учащихся. В школах
к органам ученического самоуправления
прикрепляются учителя, ставшие
групповодами (хотя до 1923 г. в школе
существовало оплачиваемое классное
наставничество). Ведущими задачами,
стоящими перед групповодами, были
организация ученического самоуправления,
руководство учебной деятельностью,
которое выражалось в борьбе с отсевом
и второгодничеством, контроль посещаемости,
работа с родителями учащихся, с помощью
которой проводилась агитация
«непролетарских слоев населения».
Таким
образом, более чем столетний этап
становления института классного
руководства представлен двумя периодами:
дореволюционным (1813–1917 гг.) и
послереволюционным (1917–1934 гг.), в которые
утверждается содержание педагогической
деятельности, формируются требования
к профессионально-личностным качествам
педагога-воспитателя, закрепляются
главные направления деятельности:
взаимодействие с учащимися, с родителями,
с педагогическими работниками.
Дальнейшее
развитие классного руководства связано
с профессиональной деятельностью
классного руководителя – педагога,
закрепленного за классом учащихся и
призванного осуществлять педагогическое
сопровождение развития детей в коллективе.
Довоенный
период (1934–1941 гг.) характеризуется
формированием новых функций классного
руководителя, незначительно изменившихся
в дальнейшем, сохранившихся до сегодняшнего
времени: организация систематической
воспитательной работы в классе, воспитание
учащихся в «духе коммунизма», формирование
сознательной дисциплины школьников,
работа над высокой успеваемостью
учащихся, сотрудничество с общественными
организациями (пионерской и комсомольской),
работа с родителями и учителями.
В
военный период (1941–1945 гг.) роль классного
руководителя возрастает, что проявляется
в усилении военной подготовки и
патриотического воспитания учащихся.
Основными формами работы классных
руководителей являются: организация
помощи фронту, проведение политинформаций
и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об
укреплении дисциплины в школе» отмечается
необходимость «систематической
воспитательной работы», актуальность
патриотического воспитания, военной
подготовки, общественно-полезного
труда.
Деятельность
классных руководителей определялась
местоположением школы в годы войны. В
прифронтовых школах под руководством
классных руководителей, пионервожатых,
членов комсомольских организаций,
учителей активно велась оборонная
работа. Школьники проверяли светомаскировку,
порядок в бомбоубежищах, большое
количество учащихся и учителей работало
на подступах к городам по созданию
оборонительных сооружений. Школа, ее
педагогический коллектив спасали ребят,
кормили, одевали.
По-другому
развивалась ситуация в школах,
расположенных в тылу: здесь реализовывалась
воспитательная задача формирования
боеспособности молодого поколения, а
также задача обеспечения высокой
успеваемости и дисциплины. Классный
руководитель, взаимодействуя с пионерской
и комсомольской организациями, был
организатором общественно-полезной
деятельности учащихся по сбору
металлолома, стеклопосуды, шефской
работы в госпиталях, тимуровского
движения. Таким образом, содержание
деятельности классного руководителя
в этот период было прямо обусловлено
задачами военного времени, у педагогов
появляются дополнительные функции,
связанные с поддержкой семьи и социальной
защитой учащихся.
Активизация
деятельности института классного
руководства происходит в послевоенный
период (1945–1958 гг.). В 1947 г. принимается
Положение о классном
руководителе,
предписывающее в качестве основной
задачи профессиональной деятельности
«организацию учащихся класса в дружный,
целеустремленный ученический коллектив».
Появляются новые обязанности: мобилизация
внимания на учебный и общественно-полезный
труд, участие в общественной работе (в
заседаниях советов и сборах пионерского
отряда или комсомольской группы),
проведение с учащимися класса
оборонно-спортивных мероприятий,
систематическое наблюдение за здоровьем
учащихся (постоянная связь по этим
вопросам с военруком, физруком, школьным
врачом).
Активизируется
участие классного руководителя в
деятельности пионерской и комсомольской
организаций, в руководстве семейным
воспитанием, постоянной помощи родителям.
Основное содержание деятельности
классного руководителя – профориентационная
работа, воспитание патриотизма, воспитание
навыков культурного поведения дома и
в общественных местах. Классный
руководитель должен был систематически
повышать свою квалификацию, обмениваться
педагогическим опытом с коллегами,
принимать активное участие в работе
методических объединений классных
руководителей, семинаров. Получили
распространение различные формы
методической работы с классными
руководителями: индивидуальные
собеседования с директором школы,
совещания классных руководителей
параллельных классов, взаимное посещение
классных воспитательных мероприятий,
внутришкольные педагогические конференции
по классному руководству.
Главным
объектом воспитательной деятельности
классного руководителя был классный
коллектив. Следовательно, основная
задача – организация класса в коллектив.
Большое внимание классные руководители
уделяли работе с родителями. Широкое
распространение получили такие формы
работы, как педагогическое просвещение,
родительские конференции, обмен опытом
между родителями, родительские собрания,
работа с родительским активом. Таким
образом, деятельность классного
руководителя приобретает четкую
направленность, которая сохраняется
до сих пор и проявляется во взаимодействиях
с каждым субъектом образовательного
процесса. Получают распространение
разные формы воспитательной деятельности,
а также методическое сопровождение
деятельности классного руководителя.
Классный
руководитель становится главным
организатором воспитательного процесса
в классе.
Творческая
переориентация деятельности классного
руководителя происходит в период
1958–1984 гг., когда существенно расширяются
формы работы классного руководителя:
организация кружковой деятельности,
общественной работы в микрорайоне,
воспитание идейной убежденности,
политическое и интернациональное
воспитание, историко-краеведческая,
экологическая и экономическая работа,
профессиональная ориентации учащихся,
общественно-полезный труд, культурное
развитие школьников, укрепление
здоровья… Активизируется система
методической помощи и поддержки классного
руководства, обобщается и распространяется
передовой и массовый воспитательный
опыт. Таким образом, можно утверждать,
что к концу данного периода деятельность
классного руководителя полностью
оформилась в определенную воспитательную
систему, приобрела вариативный характер,
стала содержать не только традиционный,
но и инновационный компоненты.
Перестроечный
этап развития института классного
руководства (1985–1991 гг.) можно
охарактеризовать как ослабление
воспитательной деятельности в школе,
упрощение содержания, форм и методов
деятельности классного руководителя.
Проблемы воспитания этого периода
обусловлены экономической и политической
ломкой во всех сферах жизни России,
изменением социокультурных условий,
снижением жизненного уровня большинства
семей. Все это сопровождается резким
снижением воспитательного воздействия
семьи, ее роли в социализации детей, и
в результате – отчужденность детей от
родителей, жестокость, насилие, рост
социального сиротства, различные формы
асоциального поведения.
Педагогами,
врачами, работниками правоохранительных
органов отмечается широкий спектр
психических аномалий и отклонений в
поведении детей, ухудшение здоровья,
неврозы, проявление агрессивности, рост
числа безнадзорных и беспризорных
детей, необучающихся и неработающих
подростков и юношества. Среди лиц,
совершающих преступления, увеличивается
доля детей младшего возраста и
девочек-подростков, растет наркомания,
детская проституция. В этих условиях
классный руководитель порой оказывается
единственным человеком, который может
помочь ребенку. Но на этом фоне все
активнее звучали декларации политиков
и чиновников от образования о том, что
воспитание – это функция семьи, а задача
школы – обучение. При дезорганизации
жизни семей, разрушении семейного
уклада, сложившихся нравственных норм
и традиций семейных отношений такие
призывы звучали кощунственно. Но они
звучали… и дезориентировали часть школ
и педагогов.
В
это время нередко классные руководители
брали на себя родительские функции,
функцию социальной защиты и поддержки
ребенка.
Подъем
воспитательной деятельности, поиск
новых форм деятельности классного
руководителя, введение в штаты некоторых
инновационных учебных заведений
должности классного воспитателя
(освобожденного классного руководителя),
поиск концепций развития всероссийской
и региональных систем воспитания
начинается в постперестроечный период
(1991–2001 гг.). Возникает необходимость
учета в воспитательной деятельности
целого ряда изменившихся социальных
условий: антивоспитательного воздействия
средств массовой информации, возрастания
роли этнического фактора, формирования
новой религиозной ситуации, распада
пионерской и комсомольской организаций
и др. Все эти изменения объективно
требовали переосмысления принципов,
целей и задач, содержания и методов
организации воспитания в школе.
В
1998 г. Министерство образования России
рекомендовало органам управления
образованием включить в штатное
расписание ОУ должности педагогов-психологов,
социальных педагогов, педагогов
дополнительного образования, классных
руководителей и классных воспитателей
(освобожденных классных руководителей).
Деятельность и содержание работы
классного руководителя определяются
разработанными в Министерстве образования
России «Программой развития воспитания
в системе образования России на 1999–2001
гг.», методическими рекомендациями,
новой методикой воспитания. Классным
руководителям и классным воспитателям
предлагается использовать передовой
воспитательный опыт.
Одной
из главных становится
координационная
функция классного руководителя,
соединяющая воедино усилия
педагогов-предметников, социальных и
психолого-педагогических работников
образовательного учреждения.
Модернизация
отечественной системы образования
обозначила воспитание приоритетным
направлением развития образования.
В
этот период (2001–2010 гг.), с одной стороны
осуществляется нормативное обеспечение
воспитательного процесса в школе (каждое
образовательное учреждение разработало
должностные обязанности классного
руководителя, положение о классном
руководстве и др.), поддержка классного
руководства в рамках Приоритетного
национального проекта «Образование»,
методическое и программно-проектное
сопровождение. С другой стороны в
образовательных учреждениях сокращаются
штаты педагогов-психологов, социальных
педагогов, педагогов дополнительного
образования, освобожденных классных
руководителей…
Таким
образом, Концепция модернизации
российского образования, с одной стороны,
декларировала поддержку классного
руководителя, с другой стороны поставила
его в ситуацию необеспеченной материально
и методически персональной ответственности
за результаты воспитания. И несмотря
ни на что, классный руководитель остается
в России главным – и, пожалуй, единственным
– организатором воспитательной
деятельности в классе, обеспечивающим
развитие и воспитание личности ребенка77.
Соседние файлы в папке ТМВ СГИ ОЗО
- #
- #
- #
- #
- #
КОРЯБКИНА Е. В.. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА. КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА В РОССИИ
КОРЯБКИНА Е. В.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА
КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА В РОССИИ
Задача инновационного развития страны предполагает ряд коренных изменений в разных сферах общественной жизни России, среди которых образованию отводится особое место. В современной образовательной практике активно используется воспитательный опыт, вводятся новые должности педагогических работников, профессиональная деятельность которых связана с тьюторством, фасилитацией, модерацией. В этом процессе изменений особенно важно понимание их необходимости и ответственности, поскольку изменения должны быть преемственны с теми педагогическими традициями, которыми богата отечественная наука и практика. В этой связи особенно актуальным для педагогов, занимающихся воспитанием, становится обращение к истории профессиональной деятельности классного руководителя, вопросам становления и развития уникального педагогического явления – института классного руководства.
Изучение историко-педагогических, научных и методических источников позволяет нам утверждать, что генезис института классного руководства прошел этап становления и продолжает развиваться.
Институт классного руководства в России берет свое начало с
ХIХ в., когда в учебных заведениях вводится должность комнатного надзирателя. Министерство народного просвещения в 1813 г. издает постановление об организации при пансионах института комнатных надзирателей, главной обязанностью которых становится «всяческое направление нравов и свойств детей и образование истинных и полезных сынов отечества».
Требования к деятельности и личностным качествам комнатного надзирателя были достаточно высокими: определенная подготовка, владение иностранными языками (французским и немецким) и главное – необходимо быть «благовоспитанным», иметь нравственное поведение. Непосредственными обязанностями комнатных надзирателей были наблюдение за учащимися, пребывание с ними ночью, наблюдение за чистотой. Комнатные надзиратели имели общий с воспитанниками стол, ночевали по очереди в комнатах, где спали воспитанники, посещали занятия в классах. Целью наблюдения за воспитанниками было исправление ошибок «против языка, приличий и вкусов», ведь поведение учащихся должно было соответствовать нормам поведения русского дворянина. Надзирателю рекомендовалось не использовать «драконовские методы», а прежде всего тщательно изучать каждого воспитанника, его наклонности и способности, поведение и характер. Педагог должен был помогать учащимся в подготовке уроков, занимать свободное время воспитанников, следить за тем, чтобы учащиеся не поддавались дурному влиянию. Большое внимание комнатный надзиратель уделял внеклассному чтению, тщательно проверяя книги, которые читали воспитанники.
Таким образом, главной функцией комнатного надзирателя была надзорно-контролирующая, обеспечивающая контроль соблюдения требований образовательного учреждения, систематический надзор за поведением учащихся.
Несколько позже в гимназиях для осуществления внешнего надзора за воспитанниками вводится штат классных надзирателей (воспитателей). В «Замечаниях на проект общего плана устройства народных училищ» (1862 г.) большое внимание обращается на организацию и содержание воспитательной работы, проводимой классными надзирателями. Вместо названия «надзиратель» рекомендовано использовать «воспитатель».
Классный надзиратель должен был вести преподавание, но не более 6 часов в неделю, «дабы он мог сохранить всю нужную свежесть сил для его главного дела в руководствовании воспитанием вне класса». Деятельность классного надзирателя все еще носила надзорно-контролирующий характер и сводилась в основном к тому, чтобы гимназисты не курили и не гуляли в неположенных местах в неположенное время.
Дальнейшее изменение института классного руководства определено Уставом 1864 г., который вводит институт классных наставников (в женских гимназиях – классные дамы). Деятельность классных наставников становится не надзорного (эта функция переходит помощнику классного наставника), а воспитательного характера. Классный наставник был призван следить за развитием каждого ребенка, используя в своей деятельности индивидуальный подход. В его обязанности входила связь с семьей, посещение уроков других преподавателей, организованная работа по выполнению домашних заданий, контроль работы других преподавателей по проверке всех письменных работ учащихся, работа с отстающими детьми.
Таким образом, к концу XIX века формируется главная функция профессионально-педагогической деятельности классного руководителя – воспитательная, содержащая задачу педагогического сопровождения развития ребенка и помощи родителям в деле воспитания.
Дальнейший период становления института классного руководства связан с деятельностью групповодов и происходит в условиях коренных изменений российского государства. Революционные преобразования в системе образования страны поставили перед школой не только учебные и воспитательные, но и идеологические задачи. В «Положении об единой трудовой школе РСФСР», в «Основных принципах единой трудовой школы» большое внимание уделялось развитию активности, самодеятельности учащихся, ставилась задача преодолеть муштру старой школы, разобщенность и противостояние ученических и педагогических коллективов. Особое внимание уделялось социальной природе воспитания, подчеркивались огромные воспитательные возможности детского коллектива, создаются пионерская и комсомольская организации, которым передается главная функция воспитания учащихся. В школах к органам ученического самоуправления прикрепляются учителя, ставшие групповодами (хотя до 1923 г. в школе существовало оплачиваемое классное наставничество). Ведущими задачами, стоящими перед групповодами, были организация ученического самоуправления, руководство учебной деятельностью, которое выражалось в борьбе с отсевом и второгодничеством, контроль посещаемости, работа с родителями учащихся, с помощью которой проводилась агитация «непролетарских слоев населения».
Таким образом, более чем столетний этап становления института классного руководства представлен двумя периодами: дореволюционным (1813–1917 гг.) и послереволюционным (1917–1934 гг.), в которые утверждается содержание педагогической деятельности, формируются требования к профессионально-личностным качествам педагога-воспитателя, закрепляются главные направления деятельности: взаимодействие с учащимися, с родителями, с педагогическими работниками.
Дальнейшее развитие классного руководства связано с профессиональной деятельностью классного руководителя – педагога, закрепленного за классом учащихся и призванного осуществлять педагогическое сопровождение развития детей в коллективе.
Довоенный период (1934–1941 гг.) характеризуется формированием новых функций классного руководителя, незначительно изменившихся в дальнейшем, сохранившихся до сегодняшнего времени: организация систематической воспитательной работы в классе, воспитание учащихся в «духе коммунизма», формирование сознательной дисциплины школьников, работа над высокой успеваемостью учащихся, сотрудничество с общественными организациями (пионерской и комсомольской), работа с родителями и учителями.
В военный период (1941–1945 гг.) роль классного руководителя возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. Основными формами работы классных руководителей являются: организация помощи фронту, проведение политинформаций и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной работы», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда.
Деятельность классных руководителей определялась местоположением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руководителей, пионервожатых, членов комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество учащихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружений. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.
По-другому развивалась ситуация в школах, расположенных в тылу: здесь реализовывалась воспитательная задача формирования боеспособности молодого поколения, а также задача обеспечения высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель, взаимодействуя с пионерской и комсомольской организациями, был организатором общественно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, стеклопосуды, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот период было прямо обусловлено задачами военного времени, у педагогов появляются дополнительные функции, связанные с поддержкой семьи и социальной защитой учащихся.
Активизация деятельности института классного руководства происходит в послевоенный период (1945–1958 гг.). В 1947 г. принимается Положение о классном руководителе, предписывающее в качестве основной задачи профессиональной деятельности «организацию учащихся класса в дружный, целеустремленный ученический коллектив». Появляются новые обязанности: мобилизация внимания на учебный и общественно-полезный труд, участие в общественной работе (в заседаниях советов и сборах пионерского отряда или комсомольской группы), проведение с учащимися класса оборонно-спортивных мероприятий, систематическое наблюдение за здоровьем учащихся (постоянная связь по этим вопросам с военруком, физруком, школьным врачом).
Активизируется участие классного руководителя в деятельности пионерской и комсомольской организаций, в руководстве семейным воспитанием, постоянной помощи родителям. Основное содержание деятельности классного руководителя – профориентационная работа, воспитание патриотизма, воспитание навыков культурного поведения дома и в общественных местах. Классный руководитель должен был систематически повышать свою квалификацию, обмениваться педагогическим опытом с коллегами, принимать активное участие в работе методических объединений классных руководителей, семинаров. Получили распространение различные формы методической работы с классными руководителями: индивидуальные собеседования с директором школы, совещания классных руководителей параллельных классов, взаимное посещение классных воспитательных мероприятий, внутришкольные педагогические конференции по классному руководству.
Главным объектом воспитательной деятельности классного руководителя был классный коллектив. Следовательно, основная задача – организация класса в коллектив. Большое внимание классные руководители уделяли работе с родителями. Широкое распространение получили такие формы работы, как педагогическое просвещение, родительские конференции, обмен опытом между родителями, родительские собрания, работа с родительским активом. Таким образом, деятельность классного руководителя приобретает четкую направленность, которая сохраняется до сих пор и проявляется во взаимодействиях с каждым субъектом образовательного процесса. Получают распространение разные формы воспитательной деятельности, а также методическое сопровождение деятельности классного руководителя.
Классный руководитель становится главным организатором воспитательного процесса в классе.
Творческая переориентация деятельности классного руководителя происходит в период 1958–1984 гг., когда существенно расширяются формы работы классного руководителя: организация кружковой деятельности, общественной работы в микрорайоне, воспитание идейной убежденности, политическое и интернациональное воспитание, историко-краеведческая, экологическая и экономическая работа, профессиональная ориентации учащихся, общественно-полезный труд, культурное развитие школьников, укрепление здоровья… Активизируется система методической помощи и поддержки классного руководства, обобщается и распространяется передовой и массовый воспитательный опыт. Таким образом, можно утверждать, что к концу данного периода деятельность классного руководителя полностью оформилась в определенную воспитательную систему, приобрела вариативный характер, стала содержать не только традиционный, но и инновационный компоненты.
Перестроечный этап развития института классного руководства (1985–1991 гг.) можно охарактеризовать как ослабление воспитательной деятельности в школе, упрощение содержания, форм и методов деятельности классного руководителя. Проблемы воспитания этого периода обусловлены экономической и политической ломкой во всех сферах жизни России, изменением социокультурных условий, снижением жизненного уровня большинства семей. Все это сопровождается резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей, и в результате – отчужденность детей от родителей, жестокость, насилие, рост социального сиротства, различные формы асоциального поведения.
Педагогами, врачами, работниками правоохранительных органов отмечается широкий спектр психических аномалий и отклонений в поведении детей, ухудшение здоровья, неврозы, проявление агрессивности, рост числа безнадзорных и беспризорных детей, необучающихся и неработающих подростков и юношества. Среди лиц, совершающих преступления, увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков, растет наркомания, детская проституция. В этих условиях классный руководитель порой оказывается единственным человеком, который может помочь ребенку. Но на этом фоне все активнее звучали декларации политиков и чиновников от образования о том, что воспитание – это функция семьи, а задача школы – обучение. При дезорганизации жизни семей, разрушении семейного уклада, сложившихся нравственных норм и традиций семейных отношений такие призывы звучали кощунственно. Но они звучали… и дезориентировали часть школ и педагогов.
В это время нередко классные руководители брали на себя родительские функции, функцию социальной защиты и поддержки ребенка.
Подъем воспитательной деятельности, поиск новых форм деятельности классного руководителя, введение в штаты некоторых инновационных учебных заведений должности классного воспитателя (освобожденного классного руководителя), поиск концепций развития всероссийской и региональных систем воспитания начинается в постперестроечный период (1991–2001 гг.). Возникает необходимость учета в воспитательной деятельности целого ряда изменившихся.
В 1998 г. Министерство образования России рекомендовало органам управления образованием включить в штатное расписание ОУ должности педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей и классных воспитателей (освобожденных классных руководителей). Деятельность и содержание работы классного руководителя определяются разработанными в Министерстве образования России «Программой развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг.», методическими рекомендациями, новой методикой воспитания. Классным руководителям и классным воспитателям предлагается использовать передовой воспитательный опыт.
Одной из главных становится координационная функция классного руководителя, соединяющая воедино усилия педагогов-предметников, социальных и психолого-педагогических работников образовательного учреждения.
Модернизация отечественной системы образования обозначила воспитание приоритетным направлением развития образования.
В этот период (2001–2010 гг.), с одной стороны осуществляется нормативное обеспечение воспитательного процесса в школе (каждое образовательное учреждение разработало должностные обязанности классного руководителя, положение о классном руководстве и др.), поддержка классного руководства в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», методическое и программно-проектное сопровождение. С другой стороны в образовательных учреждениях сокращаются штаты педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, освобожденных классных руководителей…
Таким образом, Концепция модернизации российского образования, с одной стороны, декларировала поддержку классного руководителя, с другой стороны поставила его в ситуацию необеспеченной материально и методически персональной ответственности за результаты воспитания. И несмотря ни на что, классный руководитель остается в России главным – и, пожалуй, единственным – организатором воспитательной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности ребенка[4].
[1] Корябкина Е. В. Становление и развитие института классного руководства в России… С. 123–127.
[2] Классный наставник. Классный надзиратель / Педагогическая энциклопедия… Т. 2. С. 414.
[3] Першуткин Б. В. Классный руководитель // Рос. педагогическая энциклопедия… Т. 1. С. 444–445.
[4] Корябкина Е. В. Становление и развитие института классного руководства в России… С. 123–127.
История становления института
классного руководства в России
На протяжении XIX–XX вв. по-разному
решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных
учреждениях.
В ноябре 1804 года (во времена
правления Александра I) был издан «Устав учебных заведений». В нем указывалось,
что основная цель учебных заведений – не только давать соответствующие знания,
но и осуществлять воспитание духа и тела. Тогда же впервые появилась должность
профессионального воспитателя, в обязанности которого входило изучение личности
ребенка и воспитание в нем «добродетели и благонравия».
Циркуляр Министерства просвещения
1813 года «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах»
предписывал строгое разделение функций обучения и воспитания. Надзиратели в
течение суток находились вместе со своими питомцами (на каждого приходилось 15
воспитанников). Они вместе с воспитанниками ходили на занятия, помогали делать
домашние задания, вместе проводили свободное время, следили за порядком и
чистотой в комнатах пансиона. Надзирателями могли быть люди, владеющие
французским языком, с надежной нравственностью, хорошими манерами поведения.
Во времена правления Николая I
(1796–1855 гг.) изменяется цель учебных заведений, теперь их суть – воспитание
слуги отечества путем строжайшей дисциплины, быстрого и четкого выполнения
требований педагога. В 1835 г. была введена должность классных надзирателей,
которые следили за поведением учащихся (на занятиях, на улице, в общественных
местах). Образование классных надзирателей было на порядок ниже «комнатных
надзирателей» – им достаточно было иметь образование на уровне уездного
училища. Именно эта причина делала их малоавторитетными, а их постоянный надзор
вызывал лишь ненависть со стороны учащихся. Нередко на должность надзирателя,
приглашались иностранцы (немцы).
В 1871 году в России был введен
институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с
обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом
был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники,
неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских
гимназиях классными наставниками были «классные дамы».
После революции 1917 года должности
наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя
входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были
под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве
образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание
осуществлялось по остаточному принципу.
В 1931 году была введена должность
групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного
руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
В настоящее время в школах
России наиболее известны следующие институты классного руководства:
• освобожденный вариант. Воспитатель
не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного
класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями
школьников;
• организатор параллели
классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только
воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших
классах;
• руководитель
разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации
воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;
• традиционный вариант
классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных
учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное
руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит
изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с
учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями
учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.
Таким образом, классный
руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского
ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным
классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей.
Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор,
вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор,
информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих
воспитанников.
Права классного
руководителя.
Классный руководитель – это
административное лицо и он имеет право:
1. Получать информацию о
психическом и физическом здоровье детей.
2. Контролировать успеваемость
каждого ученика.
3. Контролировать посещаемость
учебных занятий детьми.
4. Координировать и направлять в
единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального
педагога).
5. Организовывать воспитательную
работу с учащимися класса, через проведение «малых педсоветов» педагогических
консилиумов, тематических и других мероприятий.
6. Приглашать родителей в школу.
7. Получать помощь от
педагогического коллектива школы.
8. Решать вопросы, связанные с
воспитанием и обучением учащихся.
9. Определять индивидуальный режим
работы с детьми.
10. Обращаться в комиссию по делам
несовершеннолетних, по согласованию с администрацией.
Обязанности классного
руководителя.
1. Оказание помощи ученику в
решении острых проблем (с привлечением психолога).
2. Установление контактов с
родителями и оказание им помощи в воспитании детей (с привлечением психолога и
социального педагога).
3. Организация в классе
учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно
потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.
Для этого классному руководителю
необходимо знать:
а) психолого-педагогические основы
работы с детьми;
б) владеть новыми информационными
технологиями и различными теориями воспитания;
в) иметь педагогический такт и быть
коммуникабельным.
Ведущие роли классного
руководителя.
1. «Контролер», обеспечивающий
включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением,
поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями,
индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный
процесс).
2. «Проводник по Стране знаний»,
создающий условия развития познавательного интереса и желания учиться
(информация учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к
учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся
в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех
учителей, работающих в классе).
3. «Нравственный наставник»,
способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих,
конфликтов как между учащимися, так между учащимися и педагогами, работающими в
классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые
темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими
нормы поведения образовательном учреждении).
4. «Носитель культуры», помогающий
освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный
процесс (организация экскурсий, коллективных походов, в театр, музеи, выставки,
вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе).
5. «Социальный педагог», который
способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных
условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков
социальной жизни).
6. «Старший товарищ», который
помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть забот об
учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой
деятельности).
200 лет назад началось становление института классного наставничества, заменившего гувернеров, дядек, нянек. Согласно Уставу учебных заведений 1804 г. учителя помимо обучения должны были заниматься и воспитанием учащихся – на основе изучения свойств и нравов детей, гуманистического подхода. В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы».
После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующие задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.
После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.
В 1923 г. классное наставничества было официально ликвидировано и сделано ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того ученические организации в середине 20- х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно- воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни работа, с родителями В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
В отечественной в школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно- урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.
В военный период, роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. К основным формам работы классных руководителей относятся: организа-ция помощи фронту (работа в госпиталях, помощь в сельскохозяйственных работах,сбор металлолома, стеклянной посуды и т.д.), проведение политинформаций и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной ра-боты», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда, высокой успеваемости и дисциплин. Деятельность классных руководителей определялась положением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руково-дителей, пионервожатых, комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество учащихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружение. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.
По- другому развивалась ситуация в школах в тылу: реализовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором обществнно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот пе-риод обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции связанные с родительской поддержки и защитой учащихся. В настоящее время в школах институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе. Наиболее известны следующие:
· освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;
· организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;
· руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;
· традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.
Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.
Классный руководитель остается главным организатором воспитатель-ной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя. Целью образование, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование ОБРАЗА человека сознательного, человека совершенного характера. Эта цель достижима при участии настоящих учителей и воспитателей, классных руководителей.
Только любящий своих детей, и преданный своему делу учитель ( в широком понимание этого слово) способен оказать неоценимую помощь в гармоничном становлении Человека.
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Оглавление
Введение
1 Воспитательная работа классного руководителя
2 Типы классного руководства
3 Цель и задачи деятельности классного руководителя
4 Функции воспитательной работы классного руководителя
Заключение
Используемая литература
Введение
Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога.
Основополагающее значение в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.
Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.
1 Воспитательная работа классного руководителя
Классный руководитель – учитель, организующий учебно – воспитательную работу в порученном ему классе.
Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения – основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.
Педагоги – наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми.
Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 года постановлением СНК СССР и ЦИК ВКПБ «О структуре начальной и средней школы в СССР».
Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался на эту должность директором.
В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства.
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
2 Типы классного руководства
Сейчас имеется несколько типов классного руководства:
– учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
– классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель, лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой);
– классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель);
– в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютера (лат.: защитник, покровитель, опекун). Тьютер может иметь минимальную учебную нагрузку.
В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.
Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы.
Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.
3 Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
– формирование и развитие коллектива класса;
– создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
– формирование здорового образа жизни;
– организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
– защита прав и интересов обучающихся;
– организация системной работы с обучающимися в классе;
– гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
– формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
– организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся.
4 Функции воспитательной работы классного руководителя
Классный руководитель выполняет несколько функций:
– аналитико-прогнастическую;
– организационно-координирующую;
– коммуникативную;
– контрольную.
Аналитико-прогнастическая функция включает в себя:
– изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;
– изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI классов – с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);
– анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;
– анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.
Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе – в конце каждой четверти, в старшей – через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность – личную и учителей класса – надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.
Организационно-координирующая функция предполагает:
– установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
– проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
– организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);
– работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII) классов – с воспитателями группы продленного дня;
– организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
– организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
– стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
– индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;
– ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативная функция заключается:
– в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе;
– в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;
– в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;
– в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
– в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Контрольные функции предполагают:
– контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;
– контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Заключение
Воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в воспитании отводят классному руководителю.
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной работы школы.
Используемая литература
1 Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.
2 Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
3 Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.
4 Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2000.
5 Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.
6 Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1979.
7 Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8 Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988.
9 Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.
10 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.