Что такое классное руководство в колледже

Особенности организации работы классного руководителя

в группах СПО

ГБПОУ МО
«Дмитровский техникум» классный руководитель Давиденко П.Ф. 

Институт классного руководства сложился очень давно,
практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти
педагоги назывались классными наставниками и классными дамами. Они были обязаны
вникать во все жизненные события вверенных им ученических коллективов, следить
за взаимоотношениями в них, формировать доброжелательные отношения между
детьми. Педагогу надлежало служить примером во всем, даже его внешний вид был
образцом для подражания. В разное время педагогическая наука дает различные
трактовки понятия «воспитание». Однако, на мой взгляд, наиболее верным и
доступным является понятие, предложенное Х. И. Лийметсом: «Воспитание – это
целенаправленное управление процессом развития личности».

Классный руководитель – ближайший и непосредственный
воспитатель и наставник в СПО. Он организует и направляет воспитательный
процесс в группе, объединяет воспитательные усилия родителей и общества. В
деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательная,
организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о
всестороннем развитии студентов, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о
повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в группе.

Основное в деятельности классного руководителя – воспитание
студентов и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания
стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.

Классный руководитель отвечает за содержание
воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического
демократического воспитания и активность участия в нём студентов. Для этого
необходима диагностика, достаточно полная осведомленность классного
руководителя об участии студента в различных видах деятельности, его отношениях
в группе, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и
интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе информации, получаемой от
самих студентов, от непосредственных организаторов их жизни, классный
руководитель контролирует состояние воспитательных отношений, дает советы,
вносит педагогические коррективы в течение жизни.

Работа классного руководителя – целенаправленная,
системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания
всего техникума, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных
тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с
учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом техникума.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с
обучающимися своей группы. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного
студента, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и
стимулирования познавательных интересов; через разнообразные методы и формы
индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда,
творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе
самоуправления.

К важнейшим функциям классного руководителя
относятся: развитие познавательных интересов и способностей студентов, забота
об охране здоровья.

Классный руководитель организует своевременную
помощь отстающим студентам, их работу в общественно-полезном труде, в важнейших
общетехникумовских мероприятиях. Он также взаимодействует со студентами на
основе уважения, взаимопонимания. 

Классный руководитель – член педагогического
коллектива. Организаторскую и воспитательную работы он проводит не в одиночку,
а под руководством директора техникума, его заместителей, в тесном контакте с
другими преподавателями. В процессе воспитания классный руководитель доходит до
каждого студента. В любой группе, в том числе, в самой организованной и
дисциплинированной, нужна повседневная воспитательная работа, направленная на
формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных.

Среди основных качеств личности классного
руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как
коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти
качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими
классному руководителю. Ведь он воспитывает студентов не только словом, но и
личными примерами, своим поведением. Немаловажное значение для классного
руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией,
гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим студентам.

Успех работы классного руководителя зависит и от
наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением
ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, умело убедить, привлечь к
себе.

К основным качествам, необходимым классному руководителю,
следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость,
наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность.
Его почетное дело – непосредственное воспитание молодежи, формирование
жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно здорового поколения.

Классный руководитель ставит и осуществляет единые
воспитательные задачи. Так, он стремится приучить студентов к трудолюбию,
организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач
могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей студентов.

Одних нужно вовремя поощрить, других – умело
наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне
их изучить. Классному руководителю надо хорошо знать своих студентов, понимать
их, уметь организовать полезную учебнообщественную деятельность с учётом их
индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание студентов поможет
уладить недостатки в поведении. Эффективность и качество воспитательной деятельности
классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению
их квалификации. Для того, чтобы хорошо воспитывать, им самим надо быть хорошо
воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои
знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации
классного руководителя является самообразование. Систематическая работа по
повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам
педагогического мастерства.

Основные функции классного руководителя определяются
необходимостью создания условий существования студентов в техникуме для его
успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию
личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.

В качестве важнейших функций (от лат. function –
исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие:
когнитивно-диагностические, организаторско-стимулирующие,
объединительно-сплачивающие, координирующие и личностно-развивающие.

а) Классному руководителю необходимо знать состояние
здоровья студентов и физического развития, проявляемые склонности, способности
и интересы, отношение к учёбе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно
доводить до сведения работающих в группе преподавателей с тем, чтобы они
соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной
деятельности.

б) Организаторско-стимулирующая функция
обуславливается тем, что участие студентов во внеклассной работе является
добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким
регламентированием деятельности студентов. Главное здесь, умение классного
руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала
студентов высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным
поиском новых подходов к её проведению. Даже самые традиционные виды работы
(классные часы) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие
красочные формы.

в) Объединительно-сплачивающая функция вытекает из
того, что действенным фактором воспитания является сплочение студентов,
здоровый психологический микроклимат в группе, товарищеское общение, забота
друг о друге. Необходимо предотвращать появление группировок с негативной
направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности
студентов.

г) Координирующая функция обусловлена координацией
деятельности студентов и осуществления единого подхода к ним. Подобную работу
необходимо проводить также с родителями студентов и привлекать их к совместной
воспитательной работе.

д) Личностно-развивающая функция. Её осуществление
требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического
влияния на развитие личностных качеств студентов: стимулирование их
потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности,
нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и
задатков. Осуществление указанных функций связано с выполнением классным
руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. В круг этих
обязанностей входит тесное сотрудничество с другими преподавателями, оказание
своевременной помощи студентам в учёбе, проведение мероприятий, содействующих
укреплению здоровья студентов, организация общественно-полезного труда, ведение
установленной документации, представление руководству техникума сведений об
успеваемости, посещаемости и поведении студентов.

Изучение студентов классным руководителем проводится
с помощью различных методов. Важнейшими из них являются следующие: повседневное
наблюдение за деятельностью и поведением студентов в процессе учебных занятий и
внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещение
их на квартирах, в общежитии, на дому.

Сущность этих методов заключается в том, чтобы
наблюдая за студентами в различных условиях учебной и внеклассной работы,
выявлять особенности их отношения к выполнению своих обязанностей, черты
характера, культуры поведения. Например, когда наблюдая за тем или иным из
студентов, классный руководитель замечает, что на уроках он не может
сдерживаться и ведёт себя неспокойно, логично сделать вывод о недостаточной его
дисциплинированности. Если на какого-нибудь студента преподаватели жалуются,
что он совсем не выполняет домашние задания, нужно предполагать, что он требует
постоянного внимания и помощи. Подобные наблюдения и фактический материал
классный руководитель должен накапливать не только по учебной деятельности
студентов, но и по их нравственным проявлениям, отношению к
общественно-полезной деятельности, состоянию здоровья, поведению в свободное
время.

Индивидуальные, групповые беседы. С их помощью классный
руководитель имеет возможность узнать, как относится студент к учебным
занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности
испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах студенты
рассказывают о своих успехах и неудачах, характере отношений с однокурсниками.
Изучение результатов деятельности студентов. В техникуме проводятся различные
конкурсы, викторины, олимпиады, выставки, соревнования. Студенты проявляют творческие
способности.

Классный руководитель нередко даёт им различные
поручения. В итоге обнаруживается, что некоторые студенты с увлечением
выжигают, вяжут, шьют, поют, танцуют, читают техническую литературу, третьи с
увлечением изучают устройство автомобиля, четвёртые играют с удовольствием на
духовых инструментах. По результатам этой разнообразной деятельности классный
руководитель может судить не только об увлечениях, но и склонностях и
способностях студентов, делать прогнозы из развития, устанавливать контакты с
преподавателями и родителями по этим вопросам, чтобы они учитывали всё это в
своей работе.

Так, сущность естественного эксперимента состоит в том,
что студенты включаются в какую-нибудь деятельность, и классный руководитель
наблюдает за их поведением не в искусственно созданных условиях, а в процессе
обычной работы и, таким образом, изучает их особенности. Например, группе
поручается закончить начатую ранее уборку закреплённой за ней территории. Но
поскольку работы там немного, классный руководитель, предлагает принять участие
в ней тем, кто пожелает сам. И вдруг обнаруживается, что некоторые из
студентов, которых обычно хвалят за хорошую учёбу и общественную активность, не
изъявляют желание принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель
делает вывод, что с этими студентами необходимо усилить работу по воспитанию у
них трудолюбия. В качестве подобных «естественных ситуаций» при изучении
студентов могут выступать обсуждение на собрании плохих поступков отдельных
студентов, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к товарищу.
Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их
нет.

Для практической работы классного руководителя
больше всего подходят следующие методы воспитания:

                     
методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды,
представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией
(внушение, призывы, убеждения);

                     
методы упражнений (приручений), с помощью которых организуется
деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды
заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений,
требований, создание ситуаций успеха);

                     
методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка
поступков, стимулирование деятельности (критика, поощрения, замечания,
наказания, ситуация доверия, контроля).

Следующей ступенью профессионального роста классного
руководителя является мастерство. Педагогическое мастерство как качественная
характеристика учебновоспитательной деятельности классного руководителя есть не
что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и
воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и
приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему
обеспечивается высокая эффективность учебновоспитательного процесса. А.С.Макаренко
подчёркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.

Особое место в деятельности классного руководителя
занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения
педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные
моральные, нравственные и этические проблемы. К выбору форм работы классный
руководитель подходит творчески. Планируемые им формы, различного содержания
«классные часы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный
процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании студентов, помочь дать
оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить
принципиальное отношение к чуждому, вредному. Так, при подготовке к проведению
открытого классного часа, посвященному одной из самых актуальных тем –
экологии, в процессе совместной практической деятельности между студентами
установились деловые отношения, формировалась ответственность за порученное
дело, раскрывались способности каждого, а главное – крепло товарищеское
сплочение, рождался дух коллективизма. Эта работа потребовала распределения
обязанностей, поиска необходимых материалов. Одни оформляли книжную выставку
«Окно в природу», другие думали о музыкальном сопровождении, а для этого
требовалось найти мелодии нужных песен, третьи готовили высказывания известных
людей о природе, четвёртые искали материал для докладов об экологических
проблемах, пятые подбирали стихи, соответствующие теме. Думали также о том,
кого пригласить на классный час в качестве гостей.

Организация таких интересных практических дел
студентов создает основу для накопления положительных традиций в группе, что в
свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию.

Каковы же основные направления в
работе классного руководителя?

1.                  
Изучение студентов группы: получение демографических,
медицинских, психологических и педагогических данных.

2.                  
Постановка воспитательных задач общих для группы или отдельных
студентов.

3.                  
Планирование воспитательной работы – составление плана для работы
со студентами, преподавателями, родителями, содержащего перечень задач и дел по
их решению.

4.                  
Организация, проведение и корректировка различных видов
деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом:
проведение классных часов, вечеров, родительских собраний.

5.                  
Организация работы с родителями студентов: систематическое
информирование об успеваемости, поведении студентов.

6.                  
Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и
другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.

Современный классный руководитель – тонкий психолог и
умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он
легко входит в контакт с преподавателями и студентами, умело организует
совместную деятельность в техникуме и вне его, обладает искусством прямо и
косвенно управлять мыслями, чувствами и волей студентов. Он исследователь и
организатор, общественник, увлечённый спортом, техникой или искусством. Всё
богатство своей души он с готовностью дарит студентам. Для получения
объективных данных об интеллекте, характере, здоровье и других свойствах
студента классный руководитель выполняет следующие основные требования: изучает
студента в естественной обстановке, в единстве с условиями его жизнедеятельности;
постоянно учитывает индивидуальные и возрастные изменения: изучает студента
целостно, во всех его проявлениях: изучая, воспитывает – воспитывая, изучает.
Для выявления взглядов, убеждений и идеалов студентов большое значение имеют их
ответы, высказывания на уроках, а также классных часах, диспутах.

Весьма ценной формой обобщения результатов изучения
студентов являются «Педагогические консилиумы» — совещания преподавателей
группы, проводимые под руководством классного руководителя. На них обсуждается
характеристика группы и отдельных студентов, коллективно выявляются причины
отставания в учёбе или недостатков в поведении тех или иных студентов и намечаются
меры индивидуального подхода к ним. Успешное воспитание студентов немыслимо без
сплочённого, педагогически управляемого коллектива, каким является группа.
Коллектив, как живой общественный организм, рождается, развивается, живёт. В
создании, сплочении и всей жизнедеятельности группы главная роль принадлежит
классному руководителю. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение
студентов он начинает с организации их деятельности.

Коллектив сплачивается в процессе совместной
деятельности и общения. Наиболее интенсивно он созревает в творческой,
проблемной деятельности, когда студенты не просто выполняют то или иное
задание, а совместно решают сложные, но посильные задачи.

Классный руководитель организует общение студентов в
различных формах, содействует их взаимной заинтересованности и духовному
взаимообогащению. Это достигается путём поощрения сотрудничества студентов при
выполнении общих дел, стимулирования добровольной взаимопомощи в учениях,
поощрения дружбы. Вместе с тем, опираясь на коллективное мнение, классный
руководитель предупреждает и пресекает появление кличек, сплетен, нездоровых
группировок.

Специфический характер имеет работа классного
руководителя по повышению успеваемости студентов. Прежде всего, классный
руководитель использует коллектив группы для повышения требований к студентам
по вопросам учёбы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания,
на которых анализируется состояние учебной работы в группе, заслушиваются
отчёты отдельных студентов о выполнении ими правил поведения. Значительное
место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об
обязанностях студентов в учении, о культуре умственного труда, а также контроль
за выполнением их домашних заданий. Задача классного руководителя – вовремя заметить
отставание студента в учении, выяснить причины и оказать ему действенную
помощь.

Ответственный участок деятельности классного
руководителя – нравственное и трудовое воспитание. С помощью различных
внеклассных мероприятий (бесед, лекций, докладов, вечеров) он знакомит
студентов с современной жизнью страны, проводит диспуты на моральные темы,
литературно-художественные вечера. Так, в феврале прошел урок нравственности в
музее «За право носить имя героя», где состоялась встреча с ветеранами войны. Нетрудно
представить, насколько важны впечатления от этих встреч с людьми, своими
глазами видевших поля сражений, принимавших участие в захоронении близких
товарищей. Велика роль ветеранов ВОВ в духовно-нравственном воспитании
подрастающего поколения. Их рассказы о подвигах боевых друзей дают студентам
вдохновение, повышают общий культурный уровень.

Проводя воспитательную работу со студентами,
классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с преподавателями с
целью установления единых требований к студентам и повышения качества
учебно-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется эта работа?

Одной из таких форм является посещение классным
руководителем уроков, проводимых преподавателями в его группе. В процессе
посещения занятий он наблюдает за работой студентов, их дисциплиной,
анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим
классный руководитель изучает вопрос о накоплении оценок и использовании их
стимулирующей роли в учении, о дозировке объёма домашних заданий. Классный
руководитель изучает учебные трудности и совместно с родителями и
преподавателями и активом группы устраняет их. Одни студенты нуждаются в
дополнительных занятиях, другие в усиленном контроле, третьи в повышенном
внимании и даже лечении, четвёртых надо учить приёмам умственной работы. Важной
проблемой в работе классного руководителя с преподавателями является
организация помощи слабоуспевающим студентам, так как он, находясь в постоянных
контактах со студентами, может подсказать причины снижения качества знаний того
или иного студента и попросить преподавателя учесть их в своей работе.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы
работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи
систематической и научно обоснованной, органично включается в общую
педагогическую деятельность классного руководителя. Работа с родителями требует
умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического
такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. Неоценимое значение
имеют личные контакты классного руководителя с родителями. Классный
руководитель информирует родителей об успехах студента, акцентируя внимание на
положительном, говорит о трудностях и неудачах, стараясь выяснить причины и
мотивы ослабления в учёбе, совместно определяют методы педагогической помощи.
Обязанность классного руководителя осуществлять педагогическое просвещение
родителей, в особенности с учётом специфического подхода к студентам различных
возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными
особенностями воспитания и развития тех студентов, с которыми работает классный
руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить
эти особенности в процессе семейного воспитания. Таким образом, эффективное
выполнение классным руководителем своих функций, активное использование форм
работы и чёткое планирование даёт возможность включения всех студентов в
целостный учебно-воспитательный процесс.

Только классный руководитель в полном
объёме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование
растущей личности, развитие его мировоззрения и нравственно-эстетической
культуры. Именно на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое
призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме
него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе,
величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том,
что Учитель – это, действительно, звучит гордо! Я хочу сказать, что
студенческие годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются
потом не только интересными уроками лучших преподавателей. В памяти всплывают
увлекательные экскурсии и походы, вечера, яркие доклады, не забываются и
задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную
минуту. Многие студенты и после окончания техникума не порывают связи со своими
любимыми классными руководителями.

Список используемой литературы:

1.     
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных
заведений [Текст] /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- 3- е
изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.

2.     
Савва, Л.И.
Педагогика в образно-логическом изложении: учебное пособие [Текст]/Л.И. Савва,
Сайгушев Н.Я., О.А. Веденеева. – Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015.
– 129с.

3.     
Формы
воспитательной работы классного руководителя [Текст] / Под ред.

Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов.-
М.: Школьная пресса, 2006.
 

4.     
Шилова, М.И.
Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное
пособие. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /М.И. Шилова.- Красноярск: РИО КГПУ,
2007

5.     
Ястребова, А.П.
Программа воспитательной деятельности классного руководителя [Текст]// Классный
руководитель. -2001.- №6.
 6. http://nsportal.ru/

7.       
http://festival.1september.ru/  

8.       
http://www.menobr.ru/  

9.       
https://www.gelschool3.ru/public/13.doc

10.    http://www.art-gzhel.ru/download/932f5d7fug2jz2f.do

Сведения об образовательной организации

В соответствии с приказом РОСОБРНАДЗОРа от 14.08.2020 №831 -> Найти в Яндекс

1. Основные сведения

1.1 Наименование образовательной организации

1.2 Дата создания образовательной организации

1.3 Учредитель образовательной организации

1.4 Место находжения образовательной организации

1.5 Режим, график работы

1.6 Контактные телефоны и адреса электронной почты

1.7 Места осуществления образовательной деятельности

1.8 Места осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ

1.9 Места проведения практики

1.10 Места проведения практической подготовки обучающихся

1.11 Места проведения государственной итоговой аттестации

1.12 Места осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам

1.13 Места осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения

2. Структура и органы управления образовательной организацией

2.1 Структура и органы управления образовательной организацией

3. Документы

3.1 Устав

3.2 Лицензия на осуществление образовательной деятельности

3.3 Свидетельство о государственной аккредитации

3.4 План финансово хозяйственной деятельности

3.5 Правила приема в ГПОУ СГПК

3.6 Положение о режиме занятий обучающихся в ГПОУ СГПК

3.7 Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости…

3.8 Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления, восстановления обучающихся…

3.9 Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между…

3.10 Правила внутреннего распорядка обучающихся

3.11 Правила внутреннего трудового распорядка

3.12 Коллективный договор

3.13 Отчет о результатах самообследования

3.14 Документы о порядке оказания платных образовательных услуг

3.15 Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования

3.16 Документы (Отделение дополнительного образования)

4. Образование

4.1 Реализуемые уровни образования

4.2 Формы обучения

4.3 Нормативные сроки обучения

4.4 Срок действия аккредитации образовательной программы

4.5 Описание образовательной программы

4.6 Учебный план

4.7 Аннотации к рабочим программам дисциплин

4.8 Рабочие программы дисциплин

4.9 Календарный учебный график

4.10 Методические документы

4.11 Реализуемые образовательные программы

4.12 Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам

4.13 О языках, на которых осуществляется образование

4.14 Информация о результатах научно-исследовательской деятельности преподавателей

4.15 Информация о результатах учебно-исследовательской деятельности обучающихся

4.16 О результатах приема по каждой профессии, специальности СПО

4.17 Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации

4.18 Дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки

4.19 Численность обучающихся (дополнительное образование)

5. Образовательные стандарты

5.1 Федеральные государственные образовательные стандарты

6. Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав

6.1 Руководство образовательной организации

6.2 Персональный состав педагогических работников ГПОУ «СГПК»

7. Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса

7.1 Оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий

7.2 Библиотека

7.3 Объекты спорта

7.4 Средства обучения и воспитания

7.5 Средства обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ

7.6 Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с органиченными возможностями здоровья

7.7 Условия питания

7.8 Охрана здоровья обучающихся

7.9 Информационные системы и информационно-телекоммуникационне сети

7.10 Электронные образовательные ресурсы

7.11 Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

8. Стипендии и иные виды материальной поддержки

8.1 О наличии и условиях предоставления стипендий

8.2 О наличии общежития, интерната

8.3 О количестве жилых помещений в общежитии

8.4 О формировании платы за проживание в общежитии и иных видов материальной поддержки обучающихся

8.5 О трудоустройстве выпускников.

9. Платные образовательные услуги

9.1 Информация о порядке оказания платных образовательных услуг

10. Финансово-хозяйственная деятельность

10.1 Информация об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц.

10.2 Информация о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

11. Вакантные места для приема (перевода)

11.1 Количество вакантных мест для приема, перевода по образовательным программам (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской федерации).

12. Доступная среда

12.1 Доступная среда

12.2 О специальных условиях охраны здоровья

12.3 О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

12.4 Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

12.5 О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

12.6 О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие

12.7 О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

13. Международное сотрудничество

13.1 Международное сотрудничество

14. Обратная связь

14.1 Контактная информация

14.2 Обращения граждан

14.3 Гостевая книга

Быкина Галина Николаевна, преподаватель
Ликино-Дулёвский политехнический колледж –филиал ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Ликино-Дулево, Московская область

Аннотация: классное руководство занимает ведущее место в воспитательной системе колледжа. В статье определены приоритетные задачи, направления и принципы деятельности классного руководителя колледжа по профессиональному воспитанию студентов.
Ключевые слова: организация среднего профессионального образования; воспитание; профессиональное воспитание; направления развития воспитания; классный руководитель студенческой группы.

Профессиональное воспитание – целенаправленный процесс, способствующий успешной социализации и гибкой адаптации обучающихся, соотнесению возможностей своего «Я» с требованиями современного общества и профессионального сообщества.[2]

Профессиональное развитие и становление нельзя искусственно отделять от жизненного пути человека в целом.
Растет потребность общества в эффективно работающем специалисте, который творчески реализует свой профессиональный и личностный потенциал. Для выпуска компетентных специалистов преподаватели колледжа должны обращать внимание не только на получение знаний, умений и развитие профессиональных компетенций, но и на формирование профессиональных и личностных качеств. Изменения в характере и целях обучения, происходящие в последнее время, смена принципов образования определяют необходимость создания определенных условий для развития инициативности, самостоятельности и, самое главное, интереса к специальности. [5]

В последнее время у большинства обучающихся, поступивших в колледж, недостаточно развит интерес к выбранной специальности, что снижает качество получаемого профессионального образования.

У современных молодых людей преобладают преимущественно ценности индивидуально-личностной направленности, связанные с повышением роли материального фактора. Все реже приходится говорить о доминировании в сознании учащейся молодежи духовно-нравственных, гражданских ценностей или ценностей социального характера. А если взять во внимание, что у поступающих в организации СПО не сформирована система ценностей, то можно задаться вопросом: какой будет социальная и профессиональная ориентация обучающихся в организациях среднего профессионального образования?

Сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению обучающихся к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Заинтересованность в своем труде это важное условие для развития профессиональных способностей. Если обучающийся выбрал специальность, полюбил ее, то, безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения в этой области, а в дальнейшем попытается реализовать их в своей работе. Выпускник, пришедший на работу без любви к своей специальности, превращается в посредственного работника. Поэтому профессиональный интерес можно рассматривать как нравственное свойство личности обучающегося, наличие которого способствует формированию и развитию профессионально-ценностных ориентаций.[6]

Тенденции сегодняшнего дня – переход к непрерывному индивидуализированному проектированию профессионального и карьерного развития обучающихся профессиональных образовательных организаций, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности. Для этого важно транслировать обучающимся и выпускникам профессиональных образовательных организаций нормы профессиональной культуры и этики делового поведения, что даст возможность повысить конкурентоспособность выпускников, их трудоустройство по направлению подготовки.

Обратившись к важнейшему документу в области воспитания детей и молодежи — «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», отмечу один из ее основных постулатов: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».[1]

Исходный уровень интереса к выбранной специальности определяется на первом курсе. На этом этапе важно вызвать и закрепить положительное эмоциональное отношение к выбранной специальности, пробудить непроизвольное внимание к ней, сформировать в мотивационной сфере профессионально значимые мотивы. Формирование профессионального интереса осуществляется поэтапно, усложняясь от курса к курсу, от простого любопытства к осознанию социальной значимости выбранной специальности.

Задачами воспитательной работы со студентами, согласно плану воспитательной работы нашего колледжа, являются: формирование общей культуры студентов, создание условий для самоопределения и самореализации. Данные задачи непосредственно связаны с формированием у студентов общих компетенций, решением которых совместно со всей группой занимается классный руководитель.[3]

В своей деятельности классного руководителя я выделяю, как основные, следующие направления профессионального воспитания обучающихся:
1. Создание условий для профессионального становления обучающихся.
С этой целью в колледже ежегодно проводится конкурс «Лучший по специальности», направленный на выявление студентов, принимающих активное результативное участие в профессионально значимых мероприятиях и имеющих высокие показатели в учебной деятельности.
Совместно с заместителем директора по учебно-производственной работе проводятся мероприятия по мониторингу трудоустройства выпускников колледжа, их дальнейшего непрерывного образования.
2. Учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Классные руководители колледжа формируют электронное портфолио на каждого студента, в котором отражается его академическая успеваемость, а также участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
3. Создание условий для формирования инициативности, самостоятельности, толерантности.
В соответствии с планом воспитательной работы колледжа классный руководитель проводит тематический классные часы, к организации которых привлекаются студенты группы.
Ребята принимают участие в различных мероприятиях, организованных администрацией колледжа совместно с классными руководителями («Посвящение в студенты», «День программиста», «День здоровья» и многих других).
4. Стимулирование студентов группы к участию в конкурсах, мероприятиях профессиональной направленности.
Примером может служить участие студентов группы в Международном конкурсе проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе кейсов (задач) организаций-работодателей «Школа реальных дел».
5. Организация воспитательной работы, направленной на формирование профессионала.
Совместно с администрацией колледжа классный руководитель налаживает партнерские отношения с профильными организациями и сопровождает своих студентов на всем пути взаимодействия с работодателями – от практики до устройства на работу.

Студенты выпускных групп принимают участие в ярмарке вакансий.
В рамках внеаудиторной работы в группу приглашаются выпускники колледжа, работающие по специальности; студенты посещают различных мероприятий, профессиональные выставки и предприятия.

Для профессиональных учебных заведений важно не только воспитание социально активной личности, но, и как результат всей учебной и воспитательной деятельности — формирование высококвалифицированного специалиста, соответствующего требованиям профессионального стандарта.

Выпускники должны быть востребованы на современном рынке труда; иметь возможность для личностного и профессионального роста за счет созданных условий непрерывного образования; создавать будущее региона за счет вклада в развитие экономики города через работу на предприятиях, заводах и иных организациях.[4]

Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс].URL: https://rg.ru/ 2015/06/08/vospitanie-dok.html
2. Белов В.И. Система профессионального воспитания в современных социально-экономических условиях развития образования: Дис… д-ра пед. наук. СПб., 2006. 385 с.
3. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 4, №4: 63-72
5. Ткачева С.А., Сагынтай Э.к. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования, Т.4, №1: 3040. URL: http://rrpedagogy.ru/media/pedagogy/ 2018/1/Ткачева_С.А._Сагынтай_Э..pdf (дата обращения 22.10.2018).
6. Новиков А.М. Проблема гуманизации профессионального образования [Электронный ресурс].URL: http://portalus.ru/modules/ shkola/ rus_readme. php?subaction =showfull&id

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Истинные преподаватели — это те, которые живут, работают, борются и успевают, веря в идеальные ценности своей работы. Под влиянием любви и симпатии они забывают самих себя и живут ради детей, счастливые души которых вверены их любящим рукам. И в каждом уроке, в каждом слове, в каждом взгляде они выражают то свое воодушевление идеалом, которое придает смысл их трудному призванию.

Мы все родом из детства, юношества, а значит и из студенчества. Вспоминая это, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в студенческие годы. Добрая память остается о том преподавателе, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель учебной группы. Он действительно ближе всех стоит к учащемуся в педагогическом коллективе колледжа. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с однокурсниками, преподавателями-предметниками, организация досуга учащихся и многое другое являются сферами заботы классного руководителя колледжа. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития учащегося, становления его мировоззрения.

Те, кто сегодня работает в средних профессиональных учебных заведениях, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие жизни в группе надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители.

Сфера формирования учебной группы — это, прежде всего, мир активного межличностного взаимообмена, коммуникации, где каждый учащийся обладает не только своим «пространством общения», но и четко обозначенным полем притяжения и отталкивания. Какую роль играют в нем социально-личностные и характерологические свойства классного руководителя, едва ли не главного действующего лица из тех, кому общество вверяет духовное, нравственное, эстетическое, физическое развитие молодого поколения? На это мы решили обратить внимание и выяснить мнение, как преподавателей, так и учащихся колледжа.

Какие же черты должны быть присущи классному руководителю как профессионалу, способствующему успешной социализации молодежи в стенах нашего колледжа (особенно, когда у некоторой части уже отбито всяческое желание контактировать с классными руководителями за годы обучения в школе!). Но прежде чем обратиться к научной формулировке этих черт, можно провести в коллективе анкету:

1.                  Каким должен быть классный руководитель?

2.                  Какие требования сейчас предъявляются временем и обществом к современному классному руководителю?

3.                  Чего вам не хватает, чтобы стать «эффективным» классным руководителем?

4.                  Кого из коллег вы могли бы назвать успешным классным руководителем и почему?

5.                  Как выглядит «неэффективный» классный руководитель?

6.                  С чем нужно бороться нашим классным руководителям, чтобы учащиеся ощущали себя рядом с ним «комфортно»?

Классный руководитель по мнению наших преподавателей должен быть «умным, добрым, исполнительным, грамотным, творческим, воспитанным, коммуникабельным, авторитетным для коллег и учащихся, знающий свое дело в совершенстве, ответственным, гуманным, честным, всесторонне развитой личностью, хорошим психологом».

Среди требований, предъявляемых временем и обществом, названы «мобильность и универсальность, профессионализм, гибкость мышления, стремление к постоянному обновлению, принципиальность, ответственность, работоспособность, энергичность, всесторонняя развитость, умение использовать новые технологии, учитывать передовой опыт новаторов».

Чтобы стать эффективным классным руководителем нашим педагогам не хватает исполнительской дисциплины, настойчивости, решительности, опыта, профессиональных знаний, «сдержанности, когда сталкиваются с негативными поступками учащихся», систематичности, последовательности в жизни и работе.

В числе успешных классных руководителей могут быть названы десятки классных руководителей, которые, по словам преподавателей отдаются делу полностью, целиком, не считаясь со временем, знают «чем дышит и живет» каждый учащийся группы.

Черты «неэффективного» классного руководителя определены следующим образом: «необязательность, ленивость, нет системы в работе, несдержанность, неуважение к учащимся, отсутствие творческого подхода, грубость, черствость, незаинтересованность в результатах труда, отсутствие контакта с учащимися и, соответственно, отдачи от них, некомпетентность, работа по — старинке, те кто рассматривает классное руководство как наказание».

И, наконец, бороться классным руководителям необходимо «с утратой ощущения чувства молодости души, с авторитарным отношением к учащимся, занудством и педантичностью, эгоизмом, проявлением эмоций, самовлюбленностью, с предвзятым мнением, стараться понимать учащихся с точки зрения настоящего времени, их горести и радости, жить интересами детей».

Мнение учащихся. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1.                  Каким должен быть классный руководитель?

2.                  Чего не хватает вашему классному руководителю, чтобы стать лучше?

3.                  Кого вы считаете «успешным классным руководителем»?

4.                  Как выглядит «неэффективный» классный руководитель и есть ли такие в нашем колледже?

5.                  Что для вас значит ваша группа?

В первую очередь наши учащиеся хотят видеть классного руководителя умным, понимающим, добрым, отзывчивым, сдержанным, вежливым, спокойным, честным, активным, умеющим понять и помочь, справедливым, не выделяющим любимчиков, в меру строгим, внимательным, собранным. Было и такое мнение, что если колледж это второй дом, то и классный руководитель должен быть второй матерью.

А вот что считает по этому поводу педагогическая наука. Подлинные профессионалы своего дела культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с учащимися, искренне симпатизируя им и тонко воспринимая их непосредственные нужды. При любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах они владеют ситуацией, умея с помощью юмора, добродушной шутки разрядить обстановку, грозящую неприятными последствиями. Профессиональный классный руководитель всегда последователен в своих требованиях, справедлив, относится к учащимся уважительно и ровно.

Для классного руководителя всегда важна внутренняя психологическая сторона дела, вначале он пытается понять точку зрения учащегося, а затем уже действовать на основе этого понимания, группа и ее реакция является для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации, он доверяет учащемся и считает их способными решать — причем вполне адекватно — свои жизненные проблемы, ожидает от них проявления дружелюбия, а не враждебности, учащийся для него всегда личность, обладающая достоинством. Т. е. классный руководитель должен воспринимать группу и их поведение исходя из общей благожелательной установки. Классным руководителем учащиеся должны оцениваться скорее как способные, чем неспособные, дружелюбные, чем недружелюбные, достойные уважения, чем не заслуживающие его, более склонные сотрудничать, чем «ставить палки в колеса», и наконец, он видит в учащихся людей, на которых можно положиться.

Установлено, что «хорошими» считаются классные руководители, обладающие эмоциональной стабильностью, личной зрелостью и социальной ответственностью. Поэтому выделяют следующие личностные качества, необходимые для эффективной работы:

1.                  стремление к максимальной гибкости

2.                  способность понимать чувства других, готовность сочувственно откликнуться на их непосредственные нужды

3.                  умение придать личностную окраску воспитанию группы

4.                  установка на создание позитивных стимулов для само восприятия учащихся

5.                  владение стилем неформального, теплого общения с учащимися

6.                  эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Колледжу в буквальном смысле противопоказаны равнодушные и — на что особенно важно обратить внимание — язвительные преподаватели, склонные к насмешкам над другими людьми, нарушающие чувство безопасности у учащихся в группе. Они не только не способствуют процессу усвоения знаний учащимися, но, напротив, вызывают резко негативный эффект с точки зрения объема и качества приобретаемых знаний. Такие педагоги подрывают потенциальное желание учиться т. е. мотивацию учащихся, сковывают их творческие силы и возможности, отрицательно влияют на самоуважение учащихся. При большом числе таких классных руководителей с подобной личностной направленностью в педагогическом коллективе колледж едва ли может успешно выполнять свою миссию формирования морально полноценной, духовно развитой личности.

Таким образом, коллективный портрет «эффективных классных руководителей» выглядит следующим образом: это исключительно позитивно настроенные, энергичные люди, с гораздо большим запасом энтузиазма в работе, чем у коллег в среднем. Ответственное отношение к работе с группой сочетается у таких педагогов с верой в способности своих учащихся. Безусловно позитивное отношение ко всем учащимся генерирует познавательный процесс у молодежи, а это, в свою очередь, служит необходимым психологическим подкреплением для педагогов. «Этот цикл повышенных ожиданий, достигнутого успеха, вознаграждения и дальнейшей мотивации выступает как ключевой фактор, удерживающий высококвалифицированных преподавателей в колледже».

Совершенно очевидно, что определенные внутренние присущие личности особенности и органические черты характера могут давать явное преимущество некоторым преподавателям по сравнению с другими, однако в рамках профессии педагога большинство людей могут научиться «действовать эффективно». Важнейшим показателем высококвалифицированной педагогической работы остается стремление или желание быть хорошим преподавателем. В конечном счете, профессиональный успех предопределяется самой личностью.

«Эффективные классные руководители» есть в каждом учебном заведении. Именно они живут, работают, борются и успевают, вкладывая в каждого учащегося частичку своей души. К таким классным руководителям приходят еще «трудные», не поддающиеся на контакт учащиеся, которые, как правило, поступили в колледж не по своей инициативе. Благодаря благоприятному климату, который создан в группе этими классными руководителями, выпускаются целеустремленные, уверенные в себе, уже «взрослые люди».

Есть и молодые преподаватели, которые часто ошибаются, но учатся на своих ошибках, их любят учащиеся и пытаются быть на них похожими, их боятся и обожают одновременно, но в итоге вместе они добиваются конечной цели — это создание одного единого коллектива.

В конце учебного года мы в качестве рефлексии попросили учащихся своих групп продолжить высказывание: «Чтобы я сделал, если бы был классным руководителем». Они довольно серьезно отнеслись к предложенному вопросу, высказали много интересных идей, которые будут непременно в плане воспитательной работы на следующий год, некоторые даже написали, что отказались бы, так как это очень трудно, работать с современной молодежью, то есть они понимают, как непросто быть воспитателем.

Таким образом классным руководителям необходимо Разумно сочетать роль воспитателя с естественным стремлением учащихся к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность учащихся, не командовать, а сотрудничать с ними.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. — М.: Академия: Раритет, 1997. — 702 с.
  2. Винниченко Н. Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учеб.-метод. пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, учащийся, руководитель, группа, колледж, преподаватель, классное руководство, работа, развитая личность, учебная группа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по наладки станков с чпу
  • Инструкция юный химик как сделать фейерверк
  • Нуксаден свечи инструкция по применению для мужчин
  • Рефрактометр атс инструкция на русском языке
  • Нимусилид обезболивающий инструкция цена порошок взрослым