принцип управления, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесенных к компетенции данного органа. При совещательной форме К. предполагается коллективное обсуждение вопросов и коллективная выработка рекомендации по тому или иному вопросу, решение же принимается единолично руководителем коллегии.
К. — высший принцип руководства КПСС. Принцип коллективности партийного руководства обоснован в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; основами его являются Демократический централизм, организационное строение партии, закрепленные в Уставе Коммунистической партии Советского Союза (См. Устав Коммунистической партии Советского Союза). К. — одна из ленинских норм партийной жизни. Она выражается в широком обмене мнениями на партийных съездах, конференциях, собраниях, заседаниях партийных комитетов, что позволяет перед принятием решения всесторонне анализировать ту или иную проблему и в максимальной степени гарантирует от ошибок. Ленин в строгом соблюдении принципа К. видел гарантию от случайности в принимаемых решениях. К. аккумулирует знания, опыт, единство воли и действий коммунистов, служит средством контроля и своевременного вскрытия недостатков и ошибок в работе. Принцип К. исключает своеволие и самоуправство, игнорирование мнения коллектива, подмену научного руководства волюнтаристскими решениями. К. означает реализацию воли большинства коммунистов, которая выражена в партийных решениях. Свобода обсуждения, критики, отстаивания своего мнения до принятия решения и единство действий после принятия решения, становящегося законом для коммунистов, — в этом суть К. партийного руководства. Опыт КПСС учит, что последовательное соблюдение принципа К. наряду с укреплением сознательной дисциплины, единства действий коммунистов, повышением на этой основе творческой активности партийных масс — непременное и важнейшее условие успешного осуществления партией своей роли коллективного вождя и организатора. Принцип К. действует и в других коммунистических партиях.
В социалистических странах К. — важнейший принцип деятельности государственных органов, а также органов различных общественных организаций трудящихся. В. И. Ленин писал: «Коллегиальное обсуждение и решение всех вопросов управления в советских учреждениях должно сопровождаться установлением самой точной ответственности каждого из стоящих на любой советской должности лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных, заданий и практических работ» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 37, с. 365). В. И. Ленин связывал принцип К. с принципом единоличной ответственности. Сочетание К. с единоличной ответственностью обеспечивает использование знаний и опыта многих, предотвращает субъективизм и обезличку в процессе принятия решений и их реализации (см. также Единоначалие).
В государственном управлении социалистических стран используются обе формы К. — совещательная и решающая. Коллегиально обсуждают и решают вопросы верховные органы власти (Верховные Советы в СССР, Сейм в Польше, Народное собрание в Болгарии и др.), правительства (Советы Министров, Государственные советы и др.), президиумы Верховных Советов, народных (национальных) собраний; исполкомы местных органов власти. В СССР решающая К. применяется в деятельности некоторых органов отраслевого управления, например государственных комитетов Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик. Так, в положении о Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике указано, что комитет коллегиально решает вопросы, связанные с определением основных направлений развития науки и техники в СССР, с разработкой межотраслевых научно-технических проблем, повышением эффективности научных исследований и обеспечением быстрого внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство и др.
В ряде социалистических государств (в том числе и в СССР) существуют коллегии министерств, решения которых приобретают силу в том случае, если с ними согласен министр. Будучи председателем коллегии, министр вправе провести в жизнь свое единоличное решение, не совпадающее с решением коллегии (аналогично правовое положение коллегий комитетов при Совете Министров СССР). К. — ведущий принцип деятельности судов социалистических стран. В СССР рекомендательные решения принимают многие коллегиальные органы, действующие на общественных началах: постоянно действующие производственные совещания на предприятиях, научно-технические советы при министерствах, комиссии содействия при районных отделах социального обеспечения и др.
Совершенствование работы государственного аппарата, в том числе аппарата управления хозяйством, в социалистических государствах проводится в плане усиления и совершенствования К. Программа КПСС 1961 придаёт важное значение последовательному осуществлению К. в работе всех звеньев государственного и хозяйственного аппаратов.
А. Е. Лунёв.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Сущность коллегиальности в управлении
Определение 1
Коллегиальность в управлении – это принцип организации управления, противостоящий единоначалию и подразумевающий совместное участие людей в принятии решений и их реализации.
Суть коллегиальности сводится к тому, что принятие решения, направленного на выполнение определенных задач или устранение проблем, организацию деятельности или иные вопросы, осуществляется группой должностных лиц или иных лиц, уполномоченных на это.
Наиболее ярко сущность коллегиальности проявляется в сфере государственного и муниципального управления, также данный принцип управления используют коммерческие организации, политические партии и некоммерческие организации.
Замечание 1
Коллегиальность в управлении призвана обеспечить учет различных мнений и предложений при принятии решения.
Коллегиальность проявляется в различных формах групповых принятий решений при обсуждении определенных проблем и задач. Предложенные в такой форме варианты и высказанные мнения позволяют выработать и принять единое решение.
Причины необходимости коллегиальности в управлении
Внедрение коллегиальности в систему государственного управления обусловлено исторически рядом следующих факторов:
- во-первых, необходимостью органов, призванных осуществлять законодательную власть;
- во-вторых, потребностью в органах, призванных реализовывать судебную власть;
- в-третьих, необходимостью купирования самоуправления и произвола со стороны исполнительной ветви власти;
- в-четвертых, необходимостью внедрения передовых управленческих знаний и опыта;
- в-пятых, необходимостью предотвращения и исключения ошибок и случайностей при принятии решений различными ветвями власти;
- в-шестых, обеспечением учета интересов различных слоев общества.
«Понятие коллегиальности в управлении» 👇
Коллегиальность по своей сути выступает в качестве противовеса единоначалию, обеспечивая механизм предотвращения субъективизма и так называемого человеческого фактора у лиц, допущенных к власти на любом уровне.
В сфере государственного и муниципального управления существуют различные органы, основанные на коллегиальном принципе управления. Коллегиальные органы управления существуют во всех ветвях власти. Так, в законодательной власти роль коллегиального органа выполняют представительные органы государственного и муниципального управления, такие как парламенты федерального, регионального и муниципального уровней. В судебной власти коллегиальный принцип лежит в основе формирования верховных судов, высших квалификационных коллегий судей и так далее.
Для исполнительной власти характерно формирование таких коллегиальных органов как кабинеты министров, муниципальные советы и так далее.
В практике международного взаимодействия также существует коллегиальные органы, такие как Североатлантический совет, осуществляющий управление НАТО, Совет министров иностранных дел СНГ.
Коллегиальность получает свое проявление в различных отраслях деятельности. Так, в системе образования действуют педагогические советы или научно-технические советы; в здравоохранении – консилиумы, представляющие собой совещание врачей по вопросам постановки диагноза и выбора лечения определенного пациента; в религии – конклавы, советы улемов и так далее.
Характеристика типов коллегиальности в управлении
Коллегиальность в управлении делится на два типа, к числу которых относятся следующие:
-
Коллегиальность вертикального типа, которая подразумевает привлечение к постановке проблемы, ее обсуждению и принятию по итогу решений персонала, независимо от содержания его функциональных обязанностей.
В качестве форм коллегиальности вертикального типа можно обозначить следующие:
- во-первых, внесение предложений, направленных на совершенствование процесса функционирования подразделений, организаций, органов государственного и муниципального управления, сотрудниками;
- во-вторых, формирование представительных органов персонала, муниципального и государственного управления, профессиональных организаций, призванных коллективно решать определенные задачи;
- в-третьих, формирование групп, деятельность которых направлена на решение различных проблем. Такая группа создается на временной основе для решения определенной проблемы или комплекса задач, действует в рабочее время и обеспечивает высокую эффективность;
- в-четвертых, формирование автономных групп, которые осуществляют свое функционирование также, как и временные, но наделяются дополнительными полномочиями, которые определяют сферу их автономности;
-
Коллегиальность горизонтального типа, которая подразумевает коллективное решение задач и проблем, входящих в сферу компетенции участников группы.
В качестве форм коллегиальности горизонтального типа можно назвать следующие:
- во-первых, кружок качества, представляющий собой неформальную группу работников одного подразделения, регулярно собирающуюся для обсуждения вопросов совершенствования технологического и производственного процесса (обеспечение роста качества продукции, экономия ресурсов и так далее);
- во-вторых, совет, действующий при руководстве и формирующийся в соответствии с должностными принципами для обсуждения общих стратегических вопросов на регулярной основе;
- в-третьих, совещание, которое проводится наиболее компетентными сотрудниками с целью обсуждения конкретных задач и проблем по мере возникновения необходимости;
- в-четвертых, комитет, представляющий собой рабочие группы, которые формируются представительным образом на постоянной (для организации выполнения конкретной функции) или временной (для решения конкретных задач и проблем) основе. Аналогом комитета являются комиссии, секции или советы. Как правило, решения данные формы коллегиального образования носят рекомендательный характер;
- в-пятых, команда, представляющая собой рабочую группу, характеризующуюся такими качествами как самостоятельность, коллективизм, сплоченность, взаимопонимание.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
принцип управления, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесенных к компетенции данного органа. При совещательной форме К. предполагается коллективное обсуждение вопросов и коллективная выработка рекомендации по тому или иному вопросу, решение же принимается единолично руководителем коллегии.
К. — высший принцип руководства КПСС. Принцип коллективности партийного руководства обоснован в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; основами его являются Демократический централизм, организационное строение партии, закрепленные в Уставе Коммунистической партии Советского Союза (См. Устав Коммунистической партии Советского Союза). К. — одна из ленинских норм партийной жизни. Она выражается в широком обмене мнениями на партийных съездах, конференциях, собраниях, заседаниях партийных комитетов, что позволяет перед принятием решения всесторонне анализировать ту или иную проблему и в максимальной степени гарантирует от ошибок. Ленин в строгом соблюдении принципа К. видел гарантию от случайности в принимаемых решениях. К. аккумулирует знания, опыт, единство воли и действий коммунистов, служит средством контроля и своевременного вскрытия недостатков и ошибок в работе. Принцип К. исключает своеволие и самоуправство, игнорирование мнения коллектива, подмену научного руководства волюнтаристскими решениями. К. означает реализацию воли большинства коммунистов, которая выражена в партийных решениях. Свобода обсуждения, критики, отстаивания своего мнения до принятия решения и единство действий после принятия решения, становящегося законом для коммунистов, — в этом суть К. партийного руководства. Опыт КПСС учит, что последовательное соблюдение принципа К. наряду с укреплением сознательной дисциплины, единства действий коммунистов, повышением на этой основе творческой активности партийных масс — непременное и важнейшее условие успешного осуществления партией своей роли коллективного вождя и организатора.Принцип К. действует и в других коммунистических партиях.
В социалистических странах К. — важнейший принцип деятельности государственных органов, а также органов различных общественных организаций трудящихся. В. И. Ленин писал: «Коллегиальное обсуждение и решение всех вопросов управления в советских учреждениях должно сопровождаться установлением самой точной ответственности каждого из стоящих на любой советской должности лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных, заданий и практических работ» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 37, с. 365). В. И. Ленин связывал принцип К. с принципом единоличной ответственности. Сочетание К. с единоличной ответственностью обеспечивает использование знаний и опыта многих, предотвращает субъективизм и обезличку в процессе принятия решений и их реализации (см. также Единоначалие).
В государственном управлении социалистических стран используются обе формы К. — совещательная и решающая. Коллегиально обсуждают и решают вопросы верховные органы власти (Верховные Советы в СССР, Сейм в Польше, Народное собрание в Болгарии и др.), правительства (Советы Министров, Государственные советы и др.), президиумы Верховных Советов, народных (национальных) собраний; исполкомы местных органов власти. В СССР решающая К. применяется в деятельности некоторых органов отраслевого управления, например государственных комитетов Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик. Так, в положении о Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике указано, что комитет коллегиально решает вопросы, связанные с определением основных направлений развития науки и техники в СССР, с разработкой межотраслевых научно-технических проблем, повышением эффективности научных исследований и обеспечением быстрого внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство и др.
В ряде социалистических государств (в том числе и в СССР) существуют коллегии министерств, решения которых приобретают силу в том случае, если с ними согласен министр. Будучи председателем коллегии, министр вправе провести в жизнь свое единоличное решение, не совпадающее с решением коллегии (аналогично правовое положение коллегий комитетов при Совете Министров СССР). К. — ведущий принцип деятельности судов социалистических стран. В СССР рекомендательные решения принимают многие коллегиальные органы, действующие на общественных началах: постоянно действующие производственные совещания на предприятиях, научно-технические советы при министерствах, комиссии содействия при районных отделах социального обеспечения и др.
Совершенствование работы государственного аппарата, в том числе аппарата управления хозяйством, в социалистических государствах проводится в плане усиления и совершенствования К. Программа КПСС 1961 придаёт важное значение последовательному осуществлению К. в работе всех звеньев государственного и хозяйственного аппаратов.
А. Е. Лунёв.
Если решение по организации работы и выполнению поставленных задач принимается товариществом (группой должностных или уполномоченных лиц) на общем собрании (совещании), то такое управление называют коллегиальным. То есть коллегиальные органы – это такие органы, в которых основополагающие решения принимаются по принципу голосования большинства его членов после предварительного обсуждения, с учетом всех высказанных замечаний. При таком управлении контроль осуществляет не один человек, а часть товарищества, каждый член которого имеет равные права и несет личную ответственность.
Принцип коллегиальности используется в работе всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Таким же принципом руководствуются и политические партии, коммерческие и некоммерческие организации.
Коллегиальность – это управленческий метод, с использованием которого функции осуществления…
Причины возникновения
Коллегиальные органы — это органы власти, которые созданы были в связи с возникшей потребностью исключить различные ошибки в процессе принятия решений. Помимо этого, необходимость в коллегиальности связана с другими моментами:
- с жизненной необходимостью образования законодательных органов и судебной системы;
- чтобы интересы всех сторон были полностью учтены;
- чтобы у исполнительных органов не было соблазна осуществлять произвол и беззаконие.
То есть коллегиальность выступила в роли противовеса единоначалию и явилась защитным механизмом против человеческого фактора.
Разновидности
Законодательные коллегиальные органы: Парламент, Сенат или Национальная ассамблея; судебные: Совет судей (Верховный судебный совет), Высшая квалификационная коллегия судей; исполнительные органы: Кабинет министров, Совет министров, Совет министерства, Муниципальный совет (исполнительный орган местного самоуправления); международные коллегиальные органы: Совет министров иностранных дел СНГ, Североатлантический совет.
Различные типы организационных структур в своей повседневной деятельности могут осуществлять…
Исключением являются Вооруженные силы (практически любой страны), принципом деятельности которых является единоначалие. Коллегиальность может иметь место (например, в форме совещаний), но носит исключительно рекомендательный характер. В Вооруженных силах России коллегиальным органом является только Суд офицерской чести, который стоит на защите чести и достоинства офицерства. Члены этого органа вырабатывают определенные решения в рамках своей компетенции. Командир формирования никак повлиять на принятие этих решений не может. У него есть только возможность их обжаловать.
Существуют сферы, в которых коллегиальность может необязательно быть выражена наличием того или иного коллегиально исполнительного органа. Решения по поводу возникших проблем принимаются на рабочих совещаниях, организованных по мере необходимости. Такая система существует, например, в сфере образования, здравоохранения, бизнеса, спорта, а также в религиозном управлении.
Как организована работа и что входит в полномочия
Каким образом выстраивают деятельность коллегиальных органов (КО)? Что входит в спектр их полномочий?
Обязанности коллегиального органа:
- способствовать осуществлению взаимодействия руководителей различных подразделений;
- доводить до сведения участников совещания о решениях, принятых в сложившейся ситуации;
- уточнять и совершенствовать методы реализации решений;
- способствовать улучшению личных взаимоотношений членов коллегиально исполнительного органа.
Функции коллегиального совещательного органа (например, экспертного совета, комитета), который не подменяет работу специалистов-экспертов, а дополняет ее:
У любого юрлица должен быть свой исполнительный орган. Это может быть один субъект или группа…
- углубленно изучать какой-либо вопрос и представлять заключение о его сущности;
- координировать действия по объединению знаний нескольких специалистов по конкретной проблеме.
Деятельность коллегиального органа, в полномочия которого входит принятие окончательных решений, актуальна в том случае, если линейное руководство для выполнения этой функции отсутствует или ему нужна помощь в принятии особо ответственных решений.
Работа коллегиального органа власти, контролирующего процесс выполнения решений, направлена на разные виды деятельности организаций:
- стратегию и политику (в общем плане);
- управление и административные действия;
- деятельность исполнителей, которые занимаются реализацией одобренных решений.
Каким образом вырабатывают окончательное решение
Общее решение вырабатывают путем длительных дискуссий, в ходе которых все приходят к единому мнению (то есть окончательное решение принимают простым большинством голосов). Стратегия большинства хороша тем, что она довольно проста и очевидна. К минусу можно отнести тот факт, что меньшинство остается неуслышанным.
Документально оформленное общее решение состоит из двух частей:
- Первая часть представляет собой констатацию факта существования определенного вопроса, а также анализ сложившейся в связи с этим ситуации.
- Вторая часть включает в себя перечень мер, которые необходимо осуществить для разрешения сложившихся проблем, с обязательным указанием ответственных и сроков их выполнения.
Проект окончательного решения может быть написан заблаговременно, откорректирован в процессе дискуссии, а затем принят на собрании в целом. Принятое решение отражают в нормативном документе (например, в приказе или распоряжении).
Преимущества
Основные преимущества работы коллегиального органа:
- то, что группа людей работает совместно (ведь коллегиальные органы – это товарищества);
- происходит четкая координация всех служб;
- обсуждаются различные точки зрения на одну и ту же проблему, в результате рождаются новые идеи;
- подобная работа способствует созданию условий для подготовки молодых, начинающих руководителей;
- обеспечивает стабильность организации за счет того, что в процессе совместной работы руководители находятся в курсе проблем служб, с которыми им приходится контактировать.
Факторы, влияющие на эффективную работу коллегиальных органов
Чтобы существенно повысит эффективность работы КО, необходимо обратить внимание на некоторые моменты:
- Продолжительность заседания не должна быть больше 45 минут (1 академического часа). Не стоит идти на поводу у тех, кто любит тратить попусту время.
- Необходимо заранее подготовить перечень вопросов, которые будут вынесены на обсуждение.
- Продуктивность работы во многом зависит от количества участников: численность коллегиальной группы не должна превышать 10 человек (и быть не меньше 5 человек).
- Необходимо грамотно проводить подготовку к заседанию: организовывать раздачу нормативных документов, оповещать всех заинтересованных лиц о дате и времени проведения мероприятия.
- Установить регламент заседания.
Исполнительный коллегиальный орган
Основополагающие моменты деятельности исполнительного коллегиального органа (КИО):
- Во главе КИО стоит председатель.
- Только физическое лицо (не юридическое) может быть членом коллегиально исполнительного органа. Причем если он не является участником компании, то может принимать участие в собрании, имея право лишь совещательного голоса.
- Принятие решений и организация работы происходят на усмотрение членов коллегиального органа.
- Все решения принимаются большинством голосов, а в случае их равенства решающий голос принадлежит председателю.
- Каждый член обладает правом одного голоса.
- При необходимости из числа членов коллегиального исполнительного органа могут быть образованы комитеты, которые займутся решением конкретных проблем.
- В Совете директоров члены КИО не должны по численности составлять большинство.
- Определение количества членов коллегиального исполнительного органа находится в зависимости от общей численности сотрудников компании: например, при штате в 30-40 человек коллегиальный орган насчитывает до 5 человек.
- ИНН коллегиального органа включает в себя ИНН всех членов-учредителей. Это значит, что только после того, как каждый из учредителей получил свой индивидуальный ИНН, можно составить полный ИНН организации.
- Продолжительность существования такого органа составляет 1-5 лет. По истечении этого срока полномочия могут быть продлены либо на совещании совета директоров, либо на общем собрании. В это же самое время может пройти и процедура утверждения нового состава.
В заключение
Итак, коллегиальные органы – это органы, работа которых заключается в принятии объективных и обоснованных решений, касающихся деятельности организации. Коллегиальность, а также привлечение к работе компетентных лиц позволяют свести ошибки практически к нулю и вывести качество принимаемых решений на высокий уровень. Во избежание злоупотребления полномочиями функции и компетенция каждого такого органа должна быть регламентирована Уставом организации.
Управление разными компаниями или всем государством осуществляется не одним человеком, а группой лиц, для чего формируются коллегиальные органы. Они могут использоваться в разных сферах деятельности, а также обладают разнообразными параметрами. Коллегиальный орган — это определенная группа специалистов, обладающих образованием и опытом в конкретной сфере, которые занимаются управлением доверенным ведомством.
Плюсы такого способа управления
Коллегиальный орган — это достаточно распространенный способ управления различными компаниями или государственными учреждениями. К плюсам применения этого метода относится то, что работает совместно несколько специалистов, что позволяет принимать действительно правильные и рациональные решения.
Следует разобраться не только в том, что такое коллегиальный орган, но и какие его виды существуют, а также какими особенностями они обладают.
Наиболее эффективным такой метод управления считается в случае, если члены такой организации обладают одинаковым образованием, схожим мышлением и они приблизительно одного возраста. Поэтому объединяются в группы экономисты и управленцы, а также работники разных служб, имеющие соответствующий опыт работы.
Нередко, наоборот, формируется коллегиальный орган, в основе которого лежит объединение людей, обладающих разной точкой зрения в отношении того или иного вопроса. Это приводит к возникновению споров, на основании которых могут приниматься наиболее верные и действенные решения.
Существует несколько видов таких советов, причем все они имеют свое предназначение и особенности.
Совещательный
Такой коллегиальный орган — это разнообразные коллегии, общественные советы или комиссии. Они наиболее часто встречаются в государственных учреждениях. Рассматриваются специалистами многочисленные вопросы:
- варианты принятия различных управленческих решений;
- обсуждение всех вопросов, касающихся работы конкретной организации;
- аккумулируются знания различных специалистов, а также собираются многочисленные мнения, что позволяет за счет коллективного опыта находить лучшее решение любой задачи;
- учитываются интересы каждой группы.
Совещательные коллегии не принимают какие-либо решения, так как в их задачи входит только обсуждение разнообразных вопросов, а также предоставление советов или рекомендаций. Руководитель имеющегося учреждения на основании полученной информации принимает решение.
Управляющий
Такой коллегиальный орган — это специальный совет, предназначенный для управления учреждением. Все решения, которые им принимаются, являются обязательными в исполнении, но они не должны нарушать Устав организации.
Наиболее часто такие управляющие советы формируются в многочисленных государственных образовательных учреждениях.
Информационного характера
Такой коллегиальный орган заключается в формировании специальных советов, на которых руководители разных подразделений делятся информацией. На собраниях контактируют руководители многочисленных отделений одной компании.
Руководитель фирмы информирует остальных участников о разных сложностях, специфических вопросах, принятых решениях или важных событиях. Допускается уточнять меры решения разных задач.
Используется такой совет обычно при наличии крупных компаний, обладающих большим количеством разнообразных подразделений.
Контролирующий
Данное организационное звено обычно выступает органом, разрешающим принятие тех или иных решений, причем предварительно оценивается, соответствуют ли они требованиям и возможностям всей организации.
Контроль может осуществляться над разными направлениями работы фирмы, поэтому он может относиться к решениям, имеющим отношение к общей политике работы, к актам управления, к административным действиям или исполнительной деятельности.
Исполнительный
Коллегиальный исполнительный орган — это специальный совет, обладающий директивными функциями. Он может использоваться в коммерческой или некоммерческой сфере. Порядок и особенности его функционирования должны регламентироваться в Уставе компании, но при этом они не должны нарушать каким-либо образом законодательство.
Нередко в учредительной документации указывается необходимость формирования исполнительного коллегиального совета, а в этом случае он избирается на собрании учредителей.
Коллегиальные государственные органы обычно представлены исполнительными собраниями. При этом непременно назначается Председатель для них.
Какие функции исполняются исполнительным советом?
Коллегиальные органы исполнительной власти выполняет различные функции, к которым относятся:
- управление конкретной организацией, которая может быть коммерческой, некоммерческой или государственной;
- защита интересов фирмы;
- совершение различных сделок на основании данных, содержащихся в уставной документации;
- выдача доверенностей;
- издание приказов, на основании которых могут увольняться работники или приниматься специалисты на работу, а также могут применяться разные санкции, причем они могут быть не только отрицательными, но и положительными.
Могут выполняться и иные функции, если они предусматриваются Уставом организации.
Как принимаются решения?
Коллегиальный исполнительный орган — это специальный совет, состоящий из нескольких специалистов, поэтому решения принимаются ими совместно.
Для этого собираются соответствующие заседания, причем срок, в течение которого они проводятся, определяется советом директоров. Все члены одного органа обладают одним голосом, причем не допускается передавать его другим лицам.
Сколько может быть участников?
Коллегиальные исполнительные органы могут состоять из разного количества членов, причем оно зависит от числа сотрудников в организации.
Чем больше работников в фирме, тем из большего количества членов может состоять совет. Если в фирме работает примерно 50 специалистов, то в коллегиальный орган входит 6 человек.
Членами этих органов могут становиться только крупные управленцы компании, представленные директорами или менеджерами, а также обязательно сюда включается сам генеральный директор.
Нюансы работы государственных органов
Разные государственные организации в большинстве случаев представлены коллегиальными органами. Они работают на основании всевозможных принципов, к которым относится:
- учет содержания Конституции;
- приоритетными являются права граждан, поэтому все решения должны приниматься таким образом, чтобы они никак не были ущемлены;
- принцип гласности предполагает, что все принятые решения открыты для общественности;
- непременно членами такого органа выступают только квалифицированные и опытные профессионалы в разных областях;
- при работе таких организаций сочетается единогласность принятия решения с коллегиальностью;
- принцип иерархичности предполагает, что такие органы могут находиться на разных уровнях государственной власти.
Таким образом, коллегиальные органы представлены специальными советами, обладающими многочисленными функциями. Они разделяются на несколько разновидностей, причем каждый вид имеет свое назначение и особенности. Принимаются все решения исключительно путем голосования, поэтому за счет разности мнений различных специалистов удается достичь высоких и нужных результатов.
Коллегиальность (лат. collegium — товарищество) — принцип управления исполнительного органа, при котором принятие решения по выполнению поставленных задач, устранению какой-либо проблемы, по организации работы и другим вопросам осуществляется на совещании группой должностных или уполномоченных лиц.
Применение термина
Понятие коллегиальность используется практически во всех сферах государственных структур (законодательная власть, судебная власть, исполнительная власть), в коммерческих организациях, политических партиях и некоммерческих организациях.
Обозначает оно совместное обсуждение для принятия решения с учётом разных мнений и предложений.
Проявляется коллегиальность в виде совещания на котором должностные лица совместно обсуждают то или иное решение. На основе предложенных вариантов и высказанных мнений вырабатывается и принимается единое решение.
Совет должностных лиц принимающих подобные решения называется коллегиальным органом либо коллегией.
В зависимости от устава (для политических партий, для коммерческих или некоммерческих организаций), либо нормативно-правовых актов (для государственных структур) окончательный выбор решения принимается либо голосованием членов коллегии (решающая форма коллегиальности), либо единоличным решением должностного лица возглавляющего коллегию (совещательная форма коллегиальности).
Необходимость в коллегиальности
Исторически коллегиальность внедрялась в систему государственной власти в связи со следующими факторами:
- необходимость в органах законодательной власти;
- необходимость в органах судебной власти;
- необходимость сдерживания произвола и самоуправства со стороны представителей исполнительной власти;
- исключение случайности и различных ошибок в принимаемых решениях всеми ветвями властей;
- учёт интересов всех заинтересованных сторон общества;
- внедрение опыта и передовых знаний.
По существу коллегиальность используется в первую очередь как противовес единоначалию, как механизм предохранения от человеческого фактора, который мог проявиться у чиновника (сановника).
К одному из первых исторических законодательно утверждённых коллегиальных органов можно отнести институт магистратов в Древнем Риме возникший в IV веке до н. э.. При магистратах законодательно были основаны децемвиры (лат. decem viri «десять мужей») — коллегиальный орган из десяти человек, выполнявший функции законодательной власти. Данный институт власти возник как компромисс учитывающий интересы всех сословий, в первую очередь решавший конфликт интересов плебеев и патрициев.
В политике КПСС принцип коллегиальности связывали с принципом единоличной ответственности.
В. И. Ленин утверждал что коллегиальность в сочетании с единоличной ответственностью являлась гарантом использование знаний и опыта многих членов партии, предотвращающим ошибочный субъективный подход и обезличивание ответственных лиц принимающих решение и участвующих в их исполнении.
По мнению В. И. Ленина коллегиальность должна была чётко оговаривать ответственность всех лиц, участвующих в исполнении обсуждаемого решения:
…Коллегиальное обсуждение и решение всех вопросов управления в советских учреждениях должно сопровождаться установлением самой точной ответственности каждого из стоящих на любой советской должности лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных, заданий и практических работ…
— Полное собрание сочинений, 5 изд., том 37, стр. 365
Разновидности коллегиальных органов в государстве
Законодательная власть
В законодательной власти, в зависимости от государственной принадлежности могут быть следующие коллегиальные органы:
- Сенат
- Парламент
- Национальная ассамблея — аналог парламента в некоторых государствах
Судебная власть
- Совет судей (Верховный судебный совет) — в зависимости от принадлежности к государству
- Высшая квалификационная коллегия судей
Исполнительная власть
В исполнительной власти встречаются следующие коллегиальные органы:
- Кабинет министров — высший коллегиальный орган исполнительной власти
- Совет министров — аналог кабинета министров в СССР
- Совет министерства — коллегиальный орган при министерстве. Например Медицинский совет Министерства внутренних дел Российской империи
- Муниципальный совет — коллегиальный орган местного самоуправления
Международные коллегиальные органы
В сфере внешнеполитических отношений и военно-политических объединений к примеру существуют следующие коллегиальные органы:
- Совет министров иностранных дел СНГ
- Североатлантический совет — коллегиальный орган управления НАТО
Коллегиальность в некоторых сферах
Для некоторых сфер коллегиальность не всегда проявляется в наличии постоянно существующего коллегиального органа. В таких случаях коллегиальность выражается в рабочем совещании, которое организуется по необходимости решения каких-либо задач.
Система образования
- Педагогический совет — постоянно действующий коллегиальный орган управления либо совещание преподавателей учебного заведения, решающих вопросы организации обучения и функционирования заведения.
- Научно-технический совет — постоянно действующий коллегиальный орган управления ВУЗа или научно-технического объединения либо совещание специалистов и учёных
Система здравоохранения
- Консилиум — совещание врачей решающих вопросы диагноза и лечения отдельно взятого пациента
Религиозное управление
- Конклав — в католической церкви коллегиальный орган, представляющий собой собрание кардиналов решающих вопрос кандидатуры Папы Римского
- Совет улемов — в исламских государствах коллегиальный орган управления духовенства, представляющий собой собрание улемов, решающий как теософские вопросы и функционирование духовенства, так и функции законодательной власти государства (к примеру в Саудовской Аравии)
Сфера бизнеса
- Совет директоров — коллегиальный орган управления в крупных промышленных предприятиях, коммерческих предприятиях, в банках, корпорациях, концернах т.д., который контролирует функционирование организации и решает вопросы модернизации, финансирования, продажи и покупки акций и т. д..
Спорт
- Судейская коллегия (Судейская команда) — коллегиальный орган дающий оценки выступлению спортсменов во многих видах спорта.
Коллегиальность в Вооружённых силах
В вооружённых силах (в зависимости от государственной принадлежности) могут встречаться следующие коллегиальные органы:
- Военный совет — историческое название коллегиальных органов управления вооружённых сил в некоторых государствах;
- Суд офицерской чести — коллегиальный орган для охраны корпоративной чести офицерства и достоинства офицерского звания.
На уровне подразделений, воинских частей и соединений — коллегиальность представлена рабочим совещанием в штабе, на котором производится обсуждение текущей обстановки, поступивших боевых приказов и выслушиваются мнения командиров подразделений и начальников служб.
В Вооружённых силах практически всех государств принцип управления законодательно основан на Единоначалии.
В связи с этим коллегиальность проявляется исключительно в совещательной форме и носит рекомендательный характер.
Начальник (командир) проводит совещание, на котором обсуждаются важные вопросы и поступившие сверху приказы и выслушивает мнение заместителей и должностных лиц ответственных за выполнение приказов. После чего принимает единоличное решение, за которое несёт полную ответственность.
Существуют исключения, когда единоначалие командира (начальника) может быть ограничено позицией коллегиального органа. К примеру решение суда офицерской чести. Командир формирования не может повлиять на их решение, а может только обжаловать его.
Коллегиальное
управление предполагает, что руководитель
передает дело выработки и принятия
решения группе подчиненных во главе
с наиболее опытным из них. Сам он создает
необходимые для работы условия, ставит
задачи, формулирует требования, разрешает
возникающие конфликты, консультирует.
На
уровне организации коллегиальное
управление происходит в рамках
участия сотрудников в различных советах,
комитетах, творческих группах.
В процессе их работы решаются вопросы
организации и регламентации труда и
отдыха, вознаграждения, занятости,
развития рационализаторства и
изобретательства и пр.
Превосходство
коллективных решений над индивидуальными
обусловлено:
— наличием у группы
большей информации:
— объединением
интеллектуальных возможностей;
— возможностью
принять взвешенное решение;
—
возникновением духа соревнования,
повышающего активность каждого в
деле выдвижения новых идей;
— возможностью
быстрого обнаружения и исправления
ошибок и пр.
При этом, чем выше
уровень развития группы, тем эти
преимущества значительнее.
Коллегиальное
управление эффективно в следующих
случаях:
1) При необходимости
найти решение многоаспектной задачи
на основе объединения знаний и опыта
специалистов разного профиля.
2)
Если требуется обеспечить участие в
решении проблемы всех заинтересованных
лиц, прежде всего, будущих исполнителей,
что стимулирует их заинтересованность
в дальнейшей работе.
3)
Когда нужно объединить усилия тех
работников, для кого проблемы не является
«своими», и они не желают целиком брать
на себя ответственность за них, но готовы
разделить ее с другими.
4) В случае
необходимости улучшить внутренние
отношения и обмен информацией в
организации, обеспечить решению широкую
поддержку.
Коллегиальное
управление себя не оправдывает, если:
проблема,
которую необходимо решать, является
частью должностных обязанностей
конкретных лиц, и они должны работать
над ней самостоятельно;
решение
уже принято руководителем, и он считает
его единственно верным;
имеется очевидное
решение, и нет смысла искать лучшее;
способности
членов группы существенно различаются,
они недостаточно понимают свои задачи,
не могут наладить эффективное
сотрудничество.
существует
опасность утечки коммерческой или
сугубо личной информации;
отсутствует
время на обсуждение;
требуется
строгая логичность мышления.
Поэтому на практике
нужно разумно сочетать ту и другую
формы.
Коллегиальное
управление заключает в себе ряд
опасностей:
1)
Повышенный
риск принимаемых решений,
обусловленный разделением
ответственности между участниками,
надеждой на остальных и одновременно
желанием каждого выделиться,
2)
Игнорирование
информации, несовпадающей с общими
установками, что
затрудняет поиск оригинальных вариантов.
3)
Консерватизм от/дельных
участников (особенно, если они численно
преобладают).
4)
Ограничение
числа обсуждаемых альтернатив из-за
нежелания лишний раз утруждать себя
поиском решений, даже после появления
новых возможностей или препятствий,
учитывать практические трудности.
5)
Подверженность
групповому давлению.
Эти
сложности можно в значительной мере
преодолеть за счет правильного подбора
членов группы, с точки зрения их
количества, социального статуса,
профессионального и образовательного
уровня, взаимопонимания, психологической
совместимости. В результате повышается
сплоченность и улучшается
морально-психологический климат,
взаимная поддержка и ответственность.
Успех коллективного
управления определяется:
1) Хорошим пониманием
задач, ответственностью каждого за
свой участок работы, готовностью
отказаться от своего решения в пользу
лучшего чужого.
2) Активным обменом
информацией.
3) Своевременным
поощрением.
4) Хорошей
организацией работы.
5) Размерами группы.
Крупный
коллектив способен решать сложные и
разнообразные проблемы, ибо его
участники обладают большим совокупным
опытом, знаниями и квалификацией. Однако
его действия трудно координировать,
особенно, при рассмотрении проблем, не
имеющих однозначного решения. Кроме
того, с увеличением числа членов
группы вклад каждого в результаты
сокращается, а ее общая эффективность
падает, поскольку возникают «диффузия
ответственности», попытки переложить
свои обязанности на других, противоборствующие
друг другу неформальные группировки.
Принято
считать, что наиболее эффективен,
несмотря на ограниченность творческого
потенциала, коллектив, состоящий из
пяти человек, которому присущи минимальная
конфликтность и максимальная
оперативность.
* * *
1.
Лидерство — это способность оказывать
влияние на отдельные личности и группы,
направляя их усилия на достижение целей
организации.
2.
Необходимость власти в управлении
заключается в том, что в
дополнение к формальным полномочиям
руководителю требуется власть, так как
он зависит от людей как в пределах своей
цепи команд, так и вне ее.
3.
Эффективный руководитель старается
поддерживать разумный баланс власти:
достаточной для обеспечения достижения
целей, но не вызывающей у подчиненных
чувства обездоленности и отсюда
непокорности.
4.
По мере того как способности исполнителя
подошли вплотную к способностям
руководителя, стала возрастать
необходимость искать сотрудничества
со стороны исполнителя, чтобы иметь
возможность на него влиять.
5.
На уровне организации коллегиальное
управление происходит в рамках
участия сотрудников в различных советах,
комитетах, творческих группах. В
процессе их работы решаются вопросы
организации и регламентации труда и
отдыха, вознаграждения, занятости,
развития рационализаторства и
изобретательства и пр.
6.
Определение эффективности
системы управления организацией
производится с целью совершенствования
элементов хозяйственного механизма
управления, критериев оценки и
стимулирования высоких результатов
производственной деятельности
подразделений организации.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Значение слова «коллегиальность»
-
КОЛЛЕГИА́ЛЬНОСТЬ, -и, ж. Свойство по знач. прил. коллегиальный. Коллегиальность решения. || Управление, руководство, осуществляемое группой лиц, коллегиально. Принцип коллегиальности.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека
- Коллегиа́льность (лат. collegium — товарищество) — принцип управления исполнительного органа, при котором принятие решения по выполнению поставленных задач, устранению какой-либо проблемы, по организации работы и другим вопросам осуществляется на совещании группой должностных или уполномоченных лиц.
Источник: Википедия
-
КОЛЛЕГИА’ЛЬНОСТЬ [оле], и, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к коллегиальный в 1 знач. К. решения. || Способ решения дел коллегиальным путем. Здесь нарушен принцип коллегиальности. Быть сторонником коллегиальности.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека
-
коллегиа́льность
1. форма принятия решений, при которой учитывается коллективное мнение ◆ Важнейшими процессуальными гарантиями являются: право на защиту, право на бесплатную юридическую помощь, гласность и открытость судебного разбирательства, коллегиальность суда, право на обжалование решения.
Источник: Викисловарь
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: запечный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «коллегиальность»
Предложения со словом «коллегиальность»
- Действовавшая на тот момент система власти, основанная на принципе коллегиальности и высокой политической активности римских граждан, уже не обеспечивала мир в государстве.
- Создание рабочей группы для пересмотра политики за счёт коллегиальности решений снимает возможный волюнтаризм и однобокость контента, обеспечивает принятие регламента уже на стадии работы над его контентом.
- Другими проблемами могут быть коллегиальность принятия решений и превратно понимаемый командный дух. Последний также способствует замалчиванию недостатков.
- (все предложения)
Понятия со словом «коллегиальность»
-
Коллегиа́льность (лат. collegium — товарищество) — принцип управления исполнительного органа, при котором принятие решения по выполнению поставленных задач, устранению какой-либо проблемы, по организации работы и другим вопросам осуществляется на совещании группой должностных или уполномоченных лиц.
- (все понятия)
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
-
Действовавшая на тот момент система власти, основанная на принципе коллегиальности и высокой политической активности римских граждан, уже не обеспечивала мир в государстве.
-
Создание рабочей группы для пересмотра политики за счёт коллегиальности решений снимает возможный волюнтаризм и однобокость контента, обеспечивает принятие регламента уже на стадии работы над его контентом.
-
Другими проблемами могут быть коллегиальность принятия решений и превратно понимаемый командный дух. Последний также способствует замалчиванию недостатков.
- (все предложения)
- коллективность
- совместность
- совокупность
- совместимость
- солидарность
- (ещё синонимы…)
- коллегиальность руководства
- принцип коллегиальности
- (полная таблица сочетаемости…)
- Склонение
существительного «коллегиальность» - Разбор по составу слова «коллегиальность»
- Как правильно пишется слово «коллегиальность»
Обновлено: 19.05.2023
Коллегиальность в управлении – это принцип организации управления, противостоящий единоначалию и подразумевающий совместное участие людей в принятии решений и их реализации.
Суть коллегиальности сводится к тому, что принятие решения, направленного на выполнение определенных задач или устранение проблем, организацию деятельности или иные вопросы, осуществляется группой должностных лиц или иных лиц, уполномоченных на это.
Наиболее ярко сущность коллегиальности проявляется в сфере государственного и муниципального управления, также данный принцип управления используют коммерческие организации, политические партии и некоммерческие организации.
Коллегиальность в управлении призвана обеспечить учет различных мнений и предложений при принятии решения.
Коллегиальность проявляется в различных формах групповых принятий решений при обсуждении определенных проблем и задач. Предложенные в такой форме варианты и высказанные мнения позволяют выработать и принять единое решение.
Причины необходимости коллегиальности в управлении
Внедрение коллегиальности в систему государственного управления обусловлено исторически рядом следующих факторов:
- во-первых, необходимостью органов, призванных осуществлять законодательную власть;
- во-вторых, потребностью в органах, призванных реализовывать судебную власть;
- в-третьих, необходимостью купирования самоуправления и произвола со стороны исполнительной ветви власти;
- в-четвертых, необходимостью внедрения передовых управленческих знаний и опыта;
- в-пятых, необходимостью предотвращения и исключения ошибок и случайностей при принятии решений различными ветвями власти;
- в-шестых, обеспечением учета интересов различных слоев общества.
Готовые работы на аналогичную тему
Коллегиальность по своей сути выступает в качестве противовеса единоначалию, обеспечивая механизм предотвращения субъективизма и так называемого человеческого фактора у лиц, допущенных к власти на любом уровне.
В сфере государственного и муниципального управления существуют различные органы, основанные на коллегиальном принципе управления. Коллегиальные органы управления существуют во всех ветвях власти. Так, в законодательной власти роль коллегиального органа выполняют представительные органы государственного и муниципального управления, такие как парламенты федерального, регионального и муниципального уровней. В судебной власти коллегиальный принцип лежит в основе формирования верховных судов, высших квалификационных коллегий судей и так далее.
Для исполнительной власти характерно формирование таких коллегиальных органов как кабинеты министров, муниципальные советы и так далее.
В практике международного взаимодействия также существует коллегиальные органы, такие как Североатлантический совет, осуществляющий управление НАТО, Совет министров иностранных дел СНГ.
Коллегиальность получает свое проявление в различных отраслях деятельности. Так, в системе образования действуют педагогические советы или научно-технические советы; в здравоохранении – консилиумы, представляющие собой совещание врачей по вопросам постановки диагноза и выбора лечения определенного пациента; в религии – конклавы, советы улемов и так далее.
Характеристика типов коллегиальности в управлении
Коллегиальность в управлении делится на два типа, к числу которых относятся следующие:
Коллегиальность вертикального типа, которая подразумевает привлечение к постановке проблемы, ее обсуждению и принятию по итогу решений персонала, независимо от содержания его функциональных обязанностей.
В качестве форм коллегиальности вертикального типа можно обозначить следующие:
- во-первых, внесение предложений, направленных на совершенствование процесса функционирования подразделений, организаций, органов государственного и муниципального управления, сотрудниками;
- во-вторых, формирование представительных органов персонала, муниципального и государственного управления, профессиональных организаций, призванных коллективно решать определенные задачи;
- в-третьих, формирование групп, деятельность которых направлена на решение различных проблем. Такая группа создается на временной основе для решения определенной проблемы или комплекса задач, действует в рабочее время и обеспечивает высокую эффективность;
- в-четвертых, формирование автономных групп, которые осуществляют свое функционирование также, как и временные, но наделяются дополнительными полномочиями, которые определяют сферу их автономности;
Коллегиальность горизонтального типа, которая подразумевает коллективное решение задач и проблем, входящих в сферу компетенции участников группы.
В качестве форм коллегиальности горизонтального типа можно назвать следующие:
коллеги а льность [оле], коллегиальности, мн. нет, жен. (книж.). отвлеч. сущ. к коллегиальный в 1 знач. Коллегиальность решения.
| Способ решения дел коллегиальным путем. Здесь нарушен принцип коллегиальности. Быть сторонником коллегиальности.
Политическая наука: Словарь-справочник
принцип управления, при котором руководство осуществляется группой уполномоченных лиц (коллегией), каждый из членов коллегии несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности. Принятие решений на основе коллегиальности подразумевает учет коллективного мнения и выработку резолюции в ходе коллективного обсуждения. Члены коллегий обладают равными правами и обязанностями.
Современный экономический словарь. 1999
(от лат. collegium)
форма обсуждения и принятия управленческих решений группой лиц, коллегией, с учетом общего мнения участвующих в обсуждении.
Административное право. Словарь-справочник
принцип организации деятельности органов исполнительной власти, сущность которого заключается в коллегиальном (совместном) обсуждении вопросов сотрудниками этих органов и принятии по ним коллегиального решения (как правило, путем голосования).
Словарь экономических терминов
(от лат. collegium)
форма обсуждения и принятия управленческих решений группой лиц, коллегией, с учетом общего мнения участвующих в обсуждении.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG collegiality)
(лат. collegium — орган)
в римско-католической церкви — характеристика деятельности ассамблеи епископов, к-рые работают совместно как представители всей церкви.
Энциклопедический словарь
принцип управления, при котором руководство осуществляется группой уполномоченных лиц (коллегией), каждое из которых несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности.
Словарь Ефремовой
ж.
Отвлеч. сущ. по знач. прил.: коллегиальный.
принцип управления, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесенных к компетенции данного органа. При совещательной форме К. предполагается коллективное обсуждение вопросов и коллективная выработка рекомендации по тому или иному вопросу, решение же принимается единолично руководителем коллегии.
К. — высший принцип руководства КПСС. Принцип коллективности партийного руководства обоснован в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; основами его являются Демократический централизм, организационное строение партии, закрепленные в Уставе Коммунистической партии Советского Союза (См. Устав Коммунистической партии Советского Союза). К. — одна из ленинских норм партийной жизни. Она выражается в широком обмене мнениями на партийных съездах, конференциях, собраниях, заседаниях партийных комитетов, что позволяет перед принятием решения всесторонне анализировать ту или иную проблему и в максимальной степени гарантирует от ошибок. Ленин в строгом соблюдении принципа К. видел гарантию от случайности в принимаемых решениях. К. аккумулирует знания, опыт, единство воли и действий коммунистов, служит средством контроля и своевременного вскрытия недостатков и ошибок в работе. Принцип К. исключает своеволие и самоуправство, игнорирование мнения коллектива, подмену научного руководства волюнтаристскими решениями. К. означает реализацию воли большинства коммунистов, которая выражена в партийных решениях. Свобода обсуждения, критики, отстаивания своего мнения до принятия решения и единство действий после принятия решения, становящегося законом для коммунистов, — в этом суть К. партийного руководства. Опыт КПСС учит, что последовательное соблюдение принципа К. наряду с укреплением сознательной дисциплины, единства действий коммунистов, повышением на этой основе творческой активности партийных масс — непременное и важнейшее условие успешного осуществления партией своей роли коллективного вождя и организатора.Принцип К. действует и в других коммунистических партиях.
В государственном управлении социалистических стран используются обе формы К. — совещательная и решающая. Коллегиально обсуждают и решают вопросы верховные органы власти (Верховные Советы в СССР, Сейм в Польше, Народное собрание в Болгарии и др.), правительства (Советы Министров, Государственные советы и др.), президиумы Верховных Советов, народных (национальных) собраний; исполкомы местных органов власти. В СССР решающая К. применяется в деятельности некоторых органов отраслевого управления, например государственных комитетов Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик. Так, в положении о Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике указано, что комитет коллегиально решает вопросы, связанные с определением основных направлений развития науки и техники в СССР, с разработкой межотраслевых научно-технических проблем, повышением эффективности научных исследований и обеспечением быстрого внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство и др.
В ряде социалистических государств (в том числе и в СССР) существуют коллегии министерств, решения которых приобретают силу в том случае, если с ними согласен министр. Будучи председателем коллегии, министр вправе провести в жизнь свое единоличное решение, не совпадающее с решением коллегии (аналогично правовое положение коллегий комитетов при Совете Министров СССР). К. — ведущий принцип деятельности судов социалистических стран. В СССР рекомендательные решения принимают многие коллегиальные органы, действующие на общественных началах: постоянно действующие производственные совещания на предприятиях, научно-технические советы при министерствах, комиссии содействия при районных отделах социального обеспечения и др.
Совершенствование работы государственного аппарата, в том числе аппарата управления хозяйством, в социалистических государствах проводится в плане усиления и совершенствования К. Программа КПСС 1961 придаёт важное значение последовательному осуществлению К. в работе всех звеньев государственного и хозяйственного аппаратов.
1. Юр. Основанный на коллегиальности, осуществляемый коллегиально.
Правительство РФ — коллегиальный орган. Сочетание единоличного и коллегиального начал в рассмотрении дел в правосудии. Решение принято в коллегиальном порядке.
Данные других словарей
Под ред. С. А. Кузнецова
коллегиа́льный
1. Осуществляемый совместно, группой лиц, коллегией (1 зн.).
К-ое решение. К-ое руководство.
Решить вопрос к.
Обеспечить к. решений. К. руководства. Принцип коллегиальности.
коллегиа́льный
1. Осуществляемый группой лиц, не единоличный.
коллегиа́льный
1. Осуществляемый совместно группой лиц, коллективно (коллегиальное руководство, коллегиальное решение).
Читайте также:
- Географическое положение японии в 18 веке кратко
- Флокуляция это кратко и понятно
- Этика предварительного следствия кратко
- Внешняя и внутренняя среда организма кратко
- Эпоха делийского султаната религия кратко